Эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста – это отрицательно окрашенное эмоциональное состояние детей, которое выражается в нестабильности эмоциональных реакций ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, в неадекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающими людьми, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в преобладании заниженной самооценки. Дошкольное детство – главный этап в эмоционально-личностном развитии. Это возраст социализации ребенка, приобщения его к общечеловеческим ценностям, миру культуры, установление отношений с социальным миром, миром людей, миром и миром природы.
Эмоциональное неблагополучие вызывается разными причинами. Главной причиной выступает неудовлетворённость ребёнка общением с родителями и со сверстниками, а также с окружающими ребенка взрослыми.
Отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями, недостаток тепла и ласки, разлад в детско-родительском взаимодействии приводит к формированию у ребёнка тревожности. У детей появляется чувство незащищённости, неуверенность, иногда страх.
«Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения».
К первому типу относятся дети легковозбудимые и неуравновешенные. Безудержность эмоций приводит к дезорганизованности их деятельности. В конфликтных ситуациях эмоции детей проявляются в аффектах: обиде, грубости, вспышках гнева, слезах.
Психологическая помощь в Тамбове: http://www.inessasm.com/index.php/about-me/
Читайте также:
Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.
По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчёркивая важность эмоциональных переживаний ребёнка при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношение с близкими взрослыми и сверстниками создаёт опасность нарушения последующего формирования личности .
Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — особенностях внутреннего мира ребёнка.
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребёнка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищённости, иногда страх в связи с отрицательным отношением взрослого.
Такое отношение взрослого провоцирует у ребёнка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьёзным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребёнок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них
характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения.
К первой группе относятся дети неуравновешенные, легковозбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубость. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения и прочее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьёзными или незначительными причинами, однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.
Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и так далее надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворённостью отношениями со взрослыми или сверстниками. Острая восприимчивость ребёнка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутри личностному конфликту.
Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).
Причины детских страхов очень разнообразны. Их проявление прямо зависит
В 6 — 7 месяцев младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берёт ребёнка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.
Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для проявления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и прочее. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт.
Развивающееся воображение приводит к тому, что к трём годам проявляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.
Нельзя стыдить ребёнка за переживаемый страх, ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезнет, но в таком случае даже усиливается. Ребёнок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.
С 3 до 5 — 6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение трёх-четырёх недель.
Таким образом, на эмоциональное благополучие ребёнка оказывает воздействие ряд различных причин, а нарушения могут быть вызваны разными причинами.
Эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста – это отрицательно окрашенное эмоциональное состояние детей, которое выражается в нестабильности эмоциональных реакций ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, в неадекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающими людьми, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в преобладании заниженной самооценки. Дошкольное детство – главный этап в эмоционально-личностном развитии. Это возраст социализации ребенка, приобщения его к общечеловеческим ценностям, миру культуры, установление отношений с социальным миром, миром людей, миром и миром природы.
Эмоциональное неблагополучие вызывается разными причинами. Главной причиной выступает неудовлетворённость ребёнка общением с родителями и со сверстниками, а также с окружающими ребенка взрослыми.
Отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями, недостаток тепла и ласки, разлад в детско-родительском взаимодействии приводит к формированию у ребёнка тревожности. У детей появляется чувство незащищённости, неуверенность, иногда страх.
«Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения».
К первому типу относятся дети легковозбудимые и неуравновешенные. Безудержность эмоций приводит к дезорганизованности их деятельности. В конфликтных ситуациях эмоции детей проявляются в аффектах: обиде, грубости, вспышках гнева, слезах.
Второй тип составляют дошкольники с устойчивым негативным отношением к общению. Им свойственны обида, недовольство, неприязнь ко взрослым и сверстникам. Они обособленны, избегают общения. Эмоционально неблагополучные дети не желают посещать детский сад, отказываются от общения со сверстниками. Чрезмерная впечатлительность и острая восприимчивость ребёнка приводят к внутри личностному конфликту.
Психологическая помощь в Тамбове: http://new.inessasm.com/index.php/about-me/
Предлагаем вашему вниманию интервью с Мухамедрахимовым Рифкатом Жаудатовичем. Рифкат Жаудатович — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ, председатель Научной комиссии. Научные интересы: психология развития, клиническая психология детей, психическое здоровье детей раннего возраста, взаимодействие матери и ребенка, привязанность, раннее вмешательство.
— Рифкат Жаудатович, эмоциональное взаимодействие матери и ребенка, привязанность между ними входят в сферу ваших научных интересов. Поэтому хочется задать вам вопрос о том, что же происходит во взаимоотношениях близких людей, почему ребенок иногда не может найти контакта со взрослым, хотя очень сильно нуждается в нём? По данным социологических исследований, Россия занимает одно из первых мест в мире по детскому суициду. Зачастую самоубийство совершают дети из обычных семей, в которых есть и мама, и папа. Откуда у детей берётся ощущение такого одиночества?
— Крайнему проявлению одиночества в старшем возрасте предшествует период длительного эмоционального неблагополучия, тяжёлых нарушений социального и эмоционального взаимодействия ребенка с близкими взрослыми. Эти нарушения могут быть связаны с совокупностью самых различных факторов, как психологических, так и социальных. Давайте вспомним период, когда эти дети были еще совсем маленькими. Вероятнее всего, они родились в начале или в середине 90-х годов. Это было трудное для нашей страны время, когда многие родители жили в чрезвычайно тяжёлых условиях – приходилось заботиться о физическом выживании семьи, о том, как заработать для семьи на кусок хлеба. И в такой ситуации для многих родителей установление эмоциональной близости, контакта, доверительных отношений с детьми было вторичным, по сравнению с удовлетворением базовой потребности в выживании. Мы знаем, что длительное пребывание человека в стрессовых условиях ведет к тяжелейшим психологическим последствиям. Если бы мы стали изучать эмоциональное состояние матерей в тот момент, то, вероятно, обнаружили, что многие из них переживали состояние подавленности, с проявлением депрессии или тревоги. Такое состояние матери не может не отражаться на отношениях с ребёнком, на состоянии и развитии ребёнка. Если же заглянуть ещё дальше в прошлое и представить себе жизнь бабушек и дедушек этих детей, то картина станет ещё более сложной — они, в свою очередь, были детьми поколения, которое пережило войну и, несомненно, были травмированы этим. Кроме того, нельзя забывать о традициях, существовавших в российских семьях, когда воспитание детей отличалось излишней авторитарностью, а инициативность, эмоциональные проявления личности не только не поддерживались, но и пресекались. Взрослым, которые получили эмоциональные травмы, очень трудно создать для своих детей столь нужную для благополучного развития безопасную атмосферу.
При этом мы не говорили о социально неблагополучных семьях, в которых также действуют определенные негативные факторы. Чтобы предотвратить трагедию, необходимо знать как актуальную ситуацию в семье каждого конкретного ребёнка, так и информацию о психологической истории жизни семьи и ребенка, в том числе о том, как проходили ранние этапы его развития, и, на основании этой информации, планировать и проводить психологическую помощь ребенку и семье. Знать о ранних этапах развития очень важно: судя по результатам лонгитюдных исследований, которые длились до 15 лет, эмоциональная депривация, имевшая место в первые годы жизни, может впоследствии негативно повлиять на качество отношений ребёнка и матери, на способность ребёнка устанавливать контакт со сверстниками. Все эти данные свидетельствуют о неблагоприятных факторах, которые могут привести к значительному эмоциональному и социальному неблагополучию ребёнка. Эти факторы нужно учитывать, в том числе и при понимании причин, которые приводят к трагическим последствиям.
— Круг вопросов действительно очень широкий. Все мы, россияне, являемся потомками тех, кто пережил войну, все мы, в какой-то степени несём на себе наследие эмоциональных травм предков. Но, несмотря на это, есть ли факторы, которые могут способствовать формированию в семье счастливой личности?
— Наиболее гармоничные и благоприятные с эмоциональной точки зрения отношения между матерью и ребёнком устанавливаются тогда, когда ребёнок и мама живут в семье, в условиях эмоциональной, экономической, социальной, физической стабильности, предсказуемости, безопасности. Когда мама с самого рождения ребёнка ориентирована на то, чтобы понимать его, чувствительна и отзывчива к его сигналам и импульсам, чутко улавливает и своевременно удовлетворяет потребности рёбенка. В России количество благополучных детей, имеющих наиболее благоприятный для эмоционального развития паттерн безопасной привязанности к матери, к сожалению, во много раз меньше, чем в США и Западной Европе. Если говорить о статистике нашего города, то в Санкт-Петербурге большее количество детей даже при небезопасной привязанности формируют адаптивные модели отношений и поведения с близкими взрослыми. Они живут, гибко реагируя на особенности ближайшего социально-эмоционального окружения и, приспосабливаясь к нему, вынуждены учитывать психологическую небезопасность своей семьи. По петербургской выборке, отношения безопасной привязанности к мамам наблюдаются лишь у 6 процентов детей в возрасте от 11 до 16 месяцев. Речь идет о воспитании ребёнка в семье, а если говорить о детях, которые воспитываются в Домах ребёнка, то ситуация ещё сложнее. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не только лишены эмоционального контакта с матерями и не имеют в учреждении стабильного и эмоционально доступного близкого взрослого, но и оказываются в условиях сенсорной депривации. Такие условия жизни в наиболее ранние, сенситивные для психического развития и созревания мозговых структур рёбенка, периоды, не могут не отразиться на его последующем психологическом функционировании и психическом здоровье.
— Если ребёнку, который ранее испытывал депривацию в условиях сиротского учреждения, впоследствии создать благоприятные для его развития условия, могут ли соответствующие структуры мозга развиться позднее?
— Этот научный вопрос изучается ведущими международными группами исследователей, в том числе и в научном проекте, проводимом совместно сотрудниками факультета психологии СПбГУ и Отдела детского развития Питтсбургского университета (США). В целом, позитивное развитие ребёнка начинается практически сразу при переводе в новые, благоприятные условия проживания: наблюдается значительное улучшение физического развития, положительное изменение поведения. Однако необходимо отметить, что, к сожалению, после того как ребёнок находился в тяжелых депривационных условиях длительное время, психологические последствия могут прослеживаться в течение многих лет. Одни авторы утверждают, что критическим периодом, негативно отражающимся на последующем развитии ребёнка, являются двадцать четыре месяца пребывания в сиротском учреждении, другие называют восемнадцать месяцев, третьи – шесть. Вероятно, во многом это зависит от тяжести нарушения социально-эмоционального окружения и депривации: двадцать четыре месяца – для менее тяжелых условий, а шесть – для чрезвычайно сложных, когда ребёнок содержится в учреждении больничного типа, в пространстве, ограниченном кроватью, без игрушек, с минимальным количеством персонала. После усыновления или определения в замещающую семью развитие и поведение ребёнка, безусловно, зависит от новых родителей и семейных условий, но если ребёнок провел в депривационных условиях более двадцати четырех месяцев, высока вероятность, что он будет длительное время демонстрировать социальные трудности и определенные поведенческие нарушения.
Вопрос о том, как может помочь ребёнку терапевтическое сопровождение, очень важен, есть много случаев терапии детей, усыновленных из российских домов ребёнка в зарубежные семьи, однако научных исследований по эффективности такой работы мало. В случае проживания ребёнка в сиротском учреждении психологическая травма часто более заметна, но, как мы с вами говорили, обсуждая факторы травматизации ребёнка, многие дети из обычных семей также могут иметь серьезные эмоциональные и поведенческие нарушения.
— Скажите, а какой-то опыт советского времени как представитель Ленинградской психологической школы вы можете привести?
— Я думаю, особенность основанной Борисом Герасимовичем Ананьевым Ленинградской психологической школы, ценность её подхода заключается в том, что исследователи этой школы активно занимались комплексным многоуровневым лонгитюдным изучением человека. Я не знаю другой психологической школы, которая бы в советское время так высоко оценивала важность этих методологических принципов. К сожалению, такие исследования сейчас, в современных российских условиях, являются слишком дорогостоящими, что существенно ограничивает получение фундаментальных научных данных. Если говорить применительно к сфере моих научных интересов – изучению наиболее ранних этапов формирования психики и влияния раннего опыта на последующее развитие личности, комплексная научная работа в этой области ведётся интенсивно, в том числе с использованием лонгитюдного метода.
— Как именно?
— В 1992 году в рамках городской социальной программы «Абилитация младенцев» мы с коллегами на базе детского сада №41 Центрального района начали проект по оказанию ранней семейно-центрированной помощи детям из групп риска, воспитывающимся в семьях. Была открыта первая в России лекотека – библиотека игрушек для детей с особыми потребностями, преобразованная впоследствии в программу раннего вмешательства. Наш опыт нашел хорошее применение в других городах России, особенно в Москве, где сейчас практически в каждом районе есть либо лекотека, либо служба ранней помощи, и специалисты благодаря этому могут оказывать помощь большому количеству детей и семей. А ДОУ №41 сейчас преобразован в современный Центр интегративного воспитания с двумя подразделениями – службой ранней помощи и группами интеграции, позволяющими сопровождать детей из групп риска от рождения до 6-7 лет.
В 2000-2005 году на базе трех домов ребёнка Санкт-Петербурга был проведен совместный, поддержанный Национальным институтом здоровья США российско-американский научный проект «Влияние изменения социального окружения на психическое развитие детей в домах ребёнка». Создание в одном из Домов ребёнка условий проживания, близких к семейным, с повышением стабильности, чувствительности и отзывчивости ухаживающих за детьми близких взрослых резко повысило уровень психического развития детей. С 2007 года эта же группа исследователей с факультета психологии СПбГУ и Отдела детского развития Питтсбургского университета направлена на изучение того, что происходит с детьми, которые воспитывались в Домах ребёнка, в том числе в Доме ребёнка после преобразования социального окружения, после перевода в семьи усыновителей, в замещающие или обратно в биологические семьи. Период сбора данных в этом лонгитюдном проекте заканчивается и мы скоро начнём обрабатывать полученную научную информацию.
— Вы уже двадцать лет изучаете развитие детей раннего возраста. Вы чувствуете интерес молодых учёных к этой проблеме?
— Первые годы жизни – это важнейшее время в жизни человека, они оказывают колоссальное влияние на формирование его личности. Это очень интересная тема для научных исследований, однако я с большим сожалением должен констатировать, что в нашей стране учёных, которые ей занимаются, немного. Мне представляется, в России слишком сильно пока ещё традиционное представление о том, что основной деятельностью маленького ребёнка будто бы является познавательная деятельность. Майя Ивановна Лисина и её коллеги, специализировавшиеся на изучении психологии детей раннего возраста в рамках деятельностного подхода, ещё в советское время писали о том, что основная деятельность для ребёнка первого года жизни – это общение, однако должного внимания и распространения в практической психологической работе с детьми эти работы не получили. Уже в 60-е годы прошлого века Джон Боулби сформулировал основные положения теории привязанности, которые нашли эмпирическое подтверждение в работах Мэри Аинсвортс. О развитии личности в первые месяцы и годы жизни в системе взаимодействия «мать-ребёенок» писал Дэниел Штерн: его книга была переведена на русский язык под названием «Межличностный мир ребёнка» и стала поистине революционной. Но, несмотря на то, что основные работы по формированию отношений с матерью и развитию личности ребёнка были опубликованы достаточно давно, даже сейчас к нам на факультет приезжают коллеги из других городов, которые всё ещё плохо представляют себе как складывается раннее взаимодействие матери и ребёнка, поведение и паттерны привязанности, и какое влияние ранний опыт оказывает на формирование личности ребёнка.
Волею судеб, специалисты, давно и серьёзно изучающие взаимодействие в системе «мать-ребёнок», привязанность, психическое здоровье и раннее вмешательство для детей младенческого и раннего возраста из групп риска, в основном, сконцентрированы в стенах психологического факультета СПбГУ. Я должен назвать Олега Игоревича Пальмова, Наталью Леонидовну Плешкову, Валентину Юрьевну Иванову, Варвару Олеговну Аникину, Марию Юрьевну Солодунову, Ирину Александровну Аринцину. Есть группа специалистов в разных городах, которая приняла современную методологию изучения детей раннего возраста, но для того, чтобы работать в этом направлении, нужно не только базу принять, но и овладеть соответствующим методическим аппаратом. Санкт-Петербургские специалисты уникальны, поскольку разделяют и развивают современные теоретические представления, прошли обучение и сертификацию, соответствующую международным стандартам, сочетают участие в международных научных исследованиях с клинической работой в области раннего вмешательства.
Беседовала Юлия Смирнова
Содержание
Ведение
1. Эмоциональное неблагополучие у детей дошкольного возраста.
1.1 Общая характеристика эмоций и чувств.
1.2 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
1.3 Причины эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста. Формы проявления эмоционального неблагополучия.
1.4 Пути преодоления эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.
Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.
2.1 Изучение эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
2.2 Организация практической деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.
2.3 Анализ результатов работы.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и о становлении личности дошкольника.
Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью.
Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими взрослыми. Особенности складывающихся в первые годы жизни взаимоотношений с взрослыми, развивающаяся всвязи с этим отзывчивость к нуждам и требованиям окружающих и есть то, что составляет развитие мотивационно – эмоциональной сферы будущей личности.
Огромное влияние на развитие у детей эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания оказывает семья.
Все понимают как важно формирование эмоционального благополучия, но не задумываются о том, что не создают условия необходимые для этого. Таким образом, важно не только понять, но и найти пути устранения эмоционального неблагополучия.
В настоящей работе объектом исследования является эмоциональная сфера детей среднего дошкольного возраста, проявление эмоционального неблагополучия.
Предмет – условия преодоления эмоционального неблагополучия и создание эмоционального климата в детском коллективе.
Гипотеза – преодоление эмоционального неблагополучия детей в ДОУ возможно при выполнении следующих условий:
создание положительного эмоционального климата в группе при обеспечении позитивных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками;
организация систематической работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей;
проведение работы с семьей
Целью данной работы является определение условий, способствующих преодолению эмоционального неблагополучия в образовательном учреждении.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучение научно – методической литературы по вопросам развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2. Изучение причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста.
3. Определение методов и приемов коррекции эмоционального неблагополучия и их апробация в условиях образовательного учреждения.
4. Разработка практических рекомендаций по созданию положительного эмоционального климата для воспитания и развития в ДОУ.
Теоретическую основу работы составляют исследования многих отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломенского, В.Н. Мясищева, А.П. Усовой, А.С. Спиваковской, В.С. Мухиной, Т.Н. Счастной, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.А. Люблинской, И. В. Дубровиной, Г. А. Урунтаевой, А. В. Петровского, Р. С. Немова, В. А. Крутецкого, А. Д. Кошеловой. A. Маслова, A. Бандура, И.И.Томпсона, Д.Е.Мэй и другие.
В ходе исследования использовались следующие методы: наблюдение за поведением детей с эмоциональными нарушениями, беседа с этими детьми, анкетный опрос и тесты на выявление эмоционального неблагополучия.
Данная работа имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что она нацелена на корректировку эмоциональной сферы детей среднего возраста, с помощью создания положительного эмоционального климата в группе, представлены методики по коррекции эмоционального неблагополучия. Здесь представлены диагностики, по которым педагог и родители смогут выявить детей с эмоциональным неблагополучием. Чем раньше это будет сделано, тем эффективней будет коррекционная работа
Эмоциональное неблагополучие у детей дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика эмоций и чувств
В данном параграфе поставлена цель раскрыть такие понятия, как чувства, эмоции. Какой путь прошла эмоциональная сфера, как люди отличаются друг от друга эмоциональным развитием. Как выражаются эмоции, и в каких ситуациях это происходит.
Этим вопросом занимались такие как, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.С.Костюк и ряд других видных психологов современности.
На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление — все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения — цвет, вкус, запах — не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим.
Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки — в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.
Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально — психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В. К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия»(3, с.9)
Термин «эмоция» (от лат. emovere — потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.
Понятия «чувства» и «эмоции» часто употребляют как синонимы, но, в сущности, они отличаются друг от друга. Чувство – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент.
Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком – либо конкретном переживании. Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или с косвенным удовлетворением потребностей человека – как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, — вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).
Чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
Чувства — одна из специфических форм отражения действительности. В чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и заявлениям действительности.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. (13, с.366)
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
Различные формы переживания чувств (Эмоции, Аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства в узком значении этого слова) образуют в совокупности эмоциональную сферу детей.
В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предложенная К.Изардом. Выделяются эмоции фундаментальные и производные. К перовым относят:
1) интерес — волнение
2) радость
3) удивление
4) горе – страдание
5) гнев
6) отвращение
7) презрение
8) страх
9) стыд
10) вину
Остальные – производные. Из комплексных фундаментальных эмоций возникает, например, такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнем, и вину, и интерес – возбуждение.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.
Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства — ему интересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятельности будет много.
Эмоциональная сфера прошла длительный путь развития — от примитивной чувственной реакции у животных к высшим чувствам человека. У животных эмоции — ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохранения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особенности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, создали основу для формирования специфически человеческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у человека в связи с появлением новых потребностей. Культурные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человеческих чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям. (16, с.316)
1. Ведущую роль в эмоциях и, особенно в чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга. Именно она регулирует силу и устойчивость чувств. И.П. Павлов считал, что физиологической основой многих чувств являются нарушения в деятельности сложившегося динамического стереотипа, он писал: «Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового». (Павлов. Собрание сочинений. — Т. III. — Кн. 2- С. 230.)
Внешнее выражение эмоций. Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают систему мышц лица и всего тела и проявляются в так называемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными восприятию и пониманию другими людьми. Чувства одного человека посредством выразительных движений передаются другому, вызывая у него сочувствие. Что же это за движения?
Мимика — выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр.
Пантомимика — выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.),вокальнаямимика — выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интонация придает слову тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которые хочет выразить говорящий.
Из данного параграфа мы выяснили, что эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально — психологически. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. В чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и заявлениям действительности.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
ТОП 10: |
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого. Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают. Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту. Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова). Причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Максим Д. (5 лет 9 мес.) согласился остаться один в квартире на несколько минут, пока мама вытрясет ковер. Как только мама ушла, мальчик бросился к окну и, увидев ее на улице, стал стучать по стеклу, метаться, плакать, кричать: «Вернись сейчас же, сейчас же! Я этого тебе никогда не прощу!» В 6-7 мес. младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание. В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя. Перед сном неуместны шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше подходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают детские страхи. Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и пр. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери. Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируются тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи. Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем годам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств. Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии. С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение 3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем. Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например вместе войти в темную комнату. Литература Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами//Дошкольное воспитание. — 1981. — № 7. -С. 65-67. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре//До-школьное воспитание. — 1981. -№ 10. — С. 61-64. Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми//Вопросы психологии. — 1975. — № 5. — С. 81-89. Миронов В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы/Дошкольное воспитание. -1993. -№10. -С. 41-42. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада//Дошкольное воспитание. — 1977. -№ 2. — С. 12-19. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. |
Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/856 (дата обращения: 07.02.2019).
Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Так, в ГОСО Республики Казахстан 1.001-2009 определяются основные требования государства к содержанию дошкольного воспитания и обучения, где дошкольные общеобразовательные программы воспитания и обучения должны обеспечивать:
— охрануи укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
— эмоциональное благополучие каждого ребенка[1].
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный оборот автором И.В.Дубровиной, по ее мнению, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности[2]. Психологическое здоровье в научной литературе фактически отождествляется с понятием «психическое здоровье». Так, психическое здоровье свидетельствует о наличии душевных сил, необходимых для жизни в обществе: человек ясно мыслит, его воля не парализована, он способен контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность и т.п. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата[3]. При этом жизнеспособность, или умение выживать, приспосабливаться и развиваться в изменяющихся, не всегда благоприятных, но обычных для большинства условиях, является предпосылкой психологического здоровья. Психологическое здоровье характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных (и не только) сил и
способностей. Состояние психологического здоровья является производным от процесса поэтапного приобщения индивида к родовой человеческой сущности, в процессе социализации личности. Человечность индивида – сущностная характеристика психологического здоровья – понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, утверждение ценностей родового бытия человека, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. В христианской культуре человечность находит свое выражение в личностном способе жизни,
предполагающем свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно-смыслового самоопределения субъекта жизнедеятельности. Максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Само понятие «норма» в данном случае является указанием на возможности высших достижений для каждого возраста.
Психологи практики пользуются определением, согласно которому, психологическое (психическое) здоровье характеризуется эмоциональным благополучием, сравнительной свободой от тревожности и других симптомов некомпетентности, а так же способностью устанавливать конструктивные отношения и отвечать на каждодневные требования жизни. Как отмечают Е.Е. Чернухина, Т.Н. Афонина психическое здоровье – состояние душевного (эмоционального) благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей среды регуляцию поведения, деятельности[4, с.381].
В процессе социализации личности психологическое здоровье приобретает ряд компонентов, качественное своеобразие которых влияет как на адаптацию, так и в конкретные жизненные периоды опосредует качество жизни человека. Если провести аналогию с культурно-исторической концепцией развития высших психических функций Л.С.Выготского, центральным образованием, определяющим всецело психологического здоровье дошкольника можно считать его эмоциональное благополучие.
Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и воспитателями в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного
микроклимата в группах. Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является актуальной, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В современной культуре эмоциональное
благополучие является одной из целей жизнедеятельности, а также условием достижения других задач. Стремление к эмоциональной гармонии характерно для всей жизни человека, но в каждый период образ эмоционального благополучия наполняется конкретным содержанием. Возрастающее количество исследований в области эмоциональных состояний показывают значимость и необходимость эмоционального комфорта для человека на разных этапах онтогенеза.
Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи, например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие
обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на
успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи[4, с.512]. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к
нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Согласно исследованиям ученых Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных
возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю.
Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую,
стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками[5]. Под эмоциональным благополучием Г.А.Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:
- Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
- Общий эмоциональный тонус.
- Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
- Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и
невербальном плане[6].
Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
Данный психологический феномен определяется массой разнообразных факторов: физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениям в группе ДОУ, отношением воспитателя, особенностями воспитательной среды и др. Особую роль в развитии эмоциональной сферы дошкольника играет межличностное общение. Поэтому методы изучения сферы
межличностных отношений и общения дают важную информацию об эмоциональном состоянии детей в группе. Однако положение в группе сверстников недостаточный показатель эмоционального благополучия ребенка. Для определения эмоционального благополучия важны показатели тревожности ребенка, которые говорят о нарушениях в эмоциональном развитии. Причиной данных нарушений могут быть и ошибки в семейном воспитании. Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций детей (Е.П. Урунтаева, М.И. Лисина и др.) [4, с.523-525].
Взаимообусловленность эмоций и потребностей личности, по мнению известного ученого П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности[7]. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников – это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности.
Негативные социальные эмоции, которые зачастую испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения[8]. Комплексы подобных негативных эмоций и эмоциональных состояний, например как тревожность, образуют основу эмоционального неблагополучия личности. Эмоциональное неблагополучие – это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной его жизни. Среди основных причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие, можно выделить неправильное воспитание детей с самого раннего возраста. Итак, подведем итоги, эмоциональное благополучие в психологической науке рассматривается как компонент психологического здоровья в дошкольном возрасте, так как от эмоций,
которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Именно эмоциональное благополучие дошкольника является тем ресурсным проявлением личности, которое раскрывает ее самодостаточность, способность адекватно воспринимать себя и окружающих.
Литература:
1.ГОСО РК 1.001-2009 Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения
2.Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.- М.: Педагогика, 1991.-232с.
3.Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис. М:. 2000.-171с.
4.Психология мотивации и эмоций/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман.-М.: ЧеРо, 2002.-752с.
5.Кошелева А.Д.,Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие М.: Академия, 2003.-168с.
6.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995.-296с.
7.Симонов П.В.Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-215с.
8.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Мастера психологии СПб.: Изд. «Питер», 2001.-752с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Pozhitkina»
Термин «эмоциональный дистресс» используется для описания утверждения о том, что человек перенес эмоциональную травму в результате действий другого человека. Примеры эмоционального расстройства могут включать сильное беспокойство или гнев. В некоторых случаях, например, связанных с сексуальными домогательствами, единственным следствием, которое суд может на законных основаниях признать и возместить ущерб, является эмоциональный стресс. Чтобы исследовать эту концепцию, рассмотрим следующее определение эмоционального дистресса.
Определение эмоционального стресса
Существительное
- Эмоциональная реакция, такая как гнев или беспокойство, вызванная другой стороной и для которой жертва может требовать возмещения убытков.
Происхождение
1250-1300 Среднеанглийский ( дестресс )
Эмоциональный Бедный Адвокат
Те, кто ищет адвоката, страдающего эмоциональным расстройством, чтобы помочь им в их случае, испытали серьезную эмоциональную реакцию из-за действий другой стороны.В результате действий другого лица у жертвы могли возникнуть мысли о самоубийстве, депрессии, вине, тревоге и / или панике. Затем жертва может пожелать подать в суд на другую сторону за страдания, причиненные другой стороной, и поэтому жертва может обратиться за помощью к адвокату, получившему травму или эмоциональное расстройство.
Те, кто пытается доказать эмоциональное расстройство, могут предпочесть нанять адвоката, потому что эмоциональное расстройство является одним из самых трудных — если не самым трудным — юридических требований доказать.Если вы перенесли физическую травму, это легче доказать из-за ушибов или переломов костей, которые вы перенесли. Значительно сложнее доказать, что у вас были мысли о самоубийстве или крайняя тревога.
Эмоциональный дистресс иск
Вы можете подать, например, иск об эмоциональном расстройстве после того, как стали свидетелем смерти человека, вызванной другим человеком, умышленно или по небрежности. Вы также можете подать в суд на эмоциональное расстройство, если вы присутствовали в ситуации, которая вызывала у вас страх и / или физическую травму.На самом деле, в некоторых штатах вы можете подать иск за эмоциональный стресс, если действия другого человека также причинили вам физические страдания.
Рассмотрим следующий пример эмоционального расстройства:
Стив проснулся среди ночи, когда полиция ломает его дверь. Он не сделал ничего плохого, но они забрали его в наручниках, значительно повредив его запястья в процессе. Стиву предъявлено обвинение в вооруженном ограблении, но в конце концов его отпустили после того, как полиция обнаружила, что он арестовал не того парня.
Стив, возможно, сможет подать в суд на эмоциональное расстройство, основываясь на беспокойстве и гневе, которые он испытывал, когда полиция врывается в его дом посреди ночи, чтобы арестовать его за преступление, которое он не совершал. Если требуется вещественное доказательство, он может предоставить суду доказательства своих травмированных запястий.
В ситуациях, когда вечеринка была настолько повреждена, что он решил подать иск об эмоциональном расстройстве, он, скорее всего, обратился к психологу, чтобы помочь ему справиться с ситуацией. Копии счетов, которые он получил после посещения этих назначений, послужат убедительным доказательством того, что он был настолько психологически поврежден в результате данного инцидента, что был вынужден обратиться за медицинской помощью, чтобы помочь ему исцелиться.
Некоторые юристы также рекомендуют своим клиентам вести ежедневные журналы о том, что они чувствуют. Это хорошая идея, если человек отмечает все большие и малые последствия того, как его день подвергается воздействию в результате страданий от эмоциональных переживаний. Например, может быть, однажды страдания настолько сильны, что он не может заставить себя пойти на работу. У него закончилось больное время, поэтому он теряет доход в течение дня, что влияет на его общее благополучие.
Симптомы эмоционального расстройства
Симптомы эмоционального дистресса похожи на симптомы, которые человек испытывает, когда переживает депрессию или состояние здоровья, связанное с тревогой.Некоторые из наиболее распространенных эмоциональных симптомов дистресса включают в себя:
- Нарушения сна (больше или меньше)
- Изменения веса или аппетита (потеря / прибавка в весе, больше еды / отсутствие интереса к еде)
- Хроническая усталость и недостаток энергии
- Проблемы с памятью
- Люблю быть один, проводя время с друзьями
- Качели настроения
- Физические симптомы, которые врачи не могут объяснить иначе, такие как хроническая боль, головные боли или запор
- Сложность управления своим характером
- Навязчивое или компульсивное поведение
Важно, чтобы те, кто испытывает эмоциональные симптомы дистресса, обратились к своему врачу, чтобы убедиться, что то, что они чувствуют, не является просто результатом какой-то другой проблемы со здоровьем.Если пациент выписал врачу четкую справку о состоянии здоровья, но симптомы остались, возможно, он испытывает эмоциональный стресс.
Эмоциональный дистресс-ущерб
Термин «эмоциональный ущерб от дистресса» относится к денежным средствам, присужденным истцу в случае, когда это лицо подверглось серьезному психологическому воздействию в результате действий другого лица. Эмоциональный дистресс-ущерб часто требуется в случаях травм. Это связано с тем, что физические травмы могут возникнуть после того, как человек попал в автомобильную аварию.Существует целый стресс, связанный с физической терапией и обучением тому, как снова использовать эту часть тела, плюс стресс, связанный с тем, что он больше не может работать — или вообще — и справляется с нехваткой дохода.
Размер компенсации эмоционального дистресса, который может быть присужден истцу, сильно варьируется в зависимости от типа травмы. Юрисдикция, в которой подан иск об эмоциональном расстройстве, также может влиять на размер компенсации.
Пример эмоционального стресса с участием баптистской церкви Вестборо
Возможно, лучший пример эмоционального стресса в деле Верховного суда можно найти по делу Снайдер против Фелпса , дело 2011 года. Здесь морской пехотинец США Мэтью Снайдер погиб в автомобильной аварии в Ираке 3 марта, 2006. 10 марта его похороны состоялись в Мэриленде, и баптистская церковь Вестборо (WBC) пришла, чтобы пикетировать ее.
Протест был одним из тысяч, в которых группа участвовала на других похоронах по всей территории США.S. Мотивация группы состояла в том, чтобы протестовать против растущей терпимости к гомосексуализму на всей территории США. Пикетчики несли знаки с написанными на них заявлениями, такими как «Слава Богу за мертвых солдат» и «Semper Fi, Fags». WBC также критиковал семью Снайдеров на их веб-сайте, заявив, что семья «научила Матфея, что Бог лжец», решив воспитать его католиком.
Альберт Снайдер, отец Мэтью Снайдера, подал в суд на WBC вместе с двумя дочерьми Фреда Фелпса, министра церкви, за, среди прочего, умышленное причинение эмоционального стресса.Он утверждал, что действия WBC заставили его плакать, злиться и вызывать тошноту вплоть до рвоты. Он также утверждал, что действия WBC заставили его вспоминать ужасные события, которые происходили во время похорон его сына, каждый раз, когда он думал о своем сыне. Кроме того, несколько экспертов подтвердили, что действия WBC вызвали обострение депрессии и диабета у Снайдера.
WBC возразил, что они выполнили все местные законы и что они подчинялись полиции. Они утверждали, что пикет находился примерно в 1000 футах от церкви, отделенной от церкви полицией, и что из этого места их нельзя было увидеть и услышать.Снайдер свидетельствовал, что он не знал о протесте, пока не посмотрел новостную ленту, которая вышла позже в тот же день. Он также показал, что обнаружил заявления WBC, которые они сделали на своем веб-сайте о своем сыне, с помощью поиска в Google.
В конечном счете, семья Снайдер была награждена 5 миллионами долларов в качестве компенсации ущерба районным судом. Однако по апелляции Апелляционный суд США по четвертому округу отменил решение суда низшей инстанции, заявив, что решение последнего нарушает
.Что такое эмоциональный стресс? (с картинками)
Эмоциональное расстройство относится к душевным страданиям и страданиям. Согласно закону о деликте в Соединенных Штатах, такое психическое расстройство может быть основанием для восстановления средств правовой защиты, когда оно вызвано определенными действиями, совершенными другим лицом, хотя такие действия обычно должны быть преднамеренными или небрежными для возмещения ущерба. Есть много вещей, которые человек может испытать, которые можно отнести к категории эмоциональных переживаний, включая страх, шок и унижение.
Эмоциональный стресс трудно доказать в суде.Ущерб, причиняемый этой формой дистресса, часто ищется в тех случаях, когда имел место личный вред, поэтому многие люди ошибочно полагают, что эмоциональный ущерб будет присуждаться только в случаях физического вреда.Когда-то именно так действовал закон, но во многих штатах США больше нет необходимости наносить физический вред, чтобы выиграть такое дело. Например, в Калифорнии ущерб может быть возмещен, когда другому человеку причинены экстремальные, возмутительные и преднамеренные психические расстройства, даже если физический вред не причинен. Примеры случаев, когда дела могут быть возбуждены на этих основаниях, включают сексуальные домогательства, ложное заключение и преследование.
Чтобы получить компенсацию за эмоциональное расстройство, человек должен будет нанять адвоката.Есть много случаев в повседневной жизни, когда люди делают что-то, чтобы нарушить душевное спокойствие других людей, но это само по себе не означает, что у человека есть жизнеспособная потребность в средствах правовой защиты. Прецедентное право определило, что судьи обычно считают некоторую степень душевного страдания частью нормального взаимодействия между членами общества.Например, люди обычно делают угрозы или оскорбляют других, и, хотя эти действия неприятны, они не всегда являются основанием для судебного иска.
Иск может быть подан родителем от имени ребенка, страдающего эмоциональным расстройством.Как правило, ущерб присуждается только в тех случаях, когда душевные страдания являются серьезными.Тяжесть часто проверяется и рассматривается на основании нескольких характеристик, включая интенсивность страдания или страдания и количество времени, в течение которого оно продолжалось. Претензии также могут быть подвергнуты проверке «разумного человека», в соответствии с которой считается, что любой разумный человек справился бы с ситуацией в суде.
Чувства душевных страданий и страданий называют эмоциональными переживаниями.Эмоциональное расстройство может быть очень трудно доказать, что является одной из причин, почему большинство претензий были ограничены инцидентами, которые также включали физический вред. В этих случаях может быть легче убедить судью или присяжных в том, что имело место и существенное психологическое воздействие. Когда нет физического вреда, дело часто сталкивается с проблемами, подобными тем, с которыми столкнется уголовное дело, когда отсутствуют вещественные доказательства.В некоторых случаях необходимо полагаться на показания экспертов по психическому здоровью.
Эмоциональное расстройство может вызвать у человека напряжение и разочарование. ,Заявление о преднамеренном причинении эмоционального стресса не должно сопровождаться физической травмой.
Если целенаправленные действия другого лица причиняют вам вред, у вас может быть жизнеспособный случай получения травмы. Эти виды претензий основаны на теории преднамеренного деликта. Травмы, вызванные физическими действиями, такими как нападение и избиение, могут послужить основанием для преднамеренного деликтного иска, но эмоционально вредные действия также могут.Вот тут-то и возникает требование о намеренном причинении эмоционального стресса (IIED).
Одно из определений преднамеренного причинения эмоционального стресса может выглядеть примерно так: «Ответственность за IIED может возникнуть, когда экстремальное и возмутительное поведение одного человека умышленно или по неосторожности вызывает серьезное эмоциональное расстройство у другого». Другими словами, если ответчик преднамеренно делает что-то действительно ужасное для истца, истец может подать в суд на IIED и возместить компенсацию (убытки) просто на основании своего эмоционального расстройства.Если серьезное эмоциональное расстройство также делает истца больным или вызывает какие-либо другие физические проблемы, истец может также возместить убытки за этот вред. Читайте дальше, чтобы узнать больше о IIED.
(Для случаев, когда эмоциональное повреждение было вызвано небрежностью или «случайностью», может быть уместным утверждение о небрежном применении требований эмоционального дистресса (NIED).)
Чрезвычайное и возмутительное поведение
Во-первых, важно отметить, что так называемые «эмоциональные переживания» обычно возможны, когда истец получает физическую травму в результате несчастного случая или преднамеренного поведения.В этих случаях сопровождающие эмоциональные переживания обычно называют «болью и страданием». Поведение ответчика не обязательно должно быть «экстремальным и возмутительным» в случаях, когда истец получил физическую травму. (Узнайте больше о том, как характер и степень травм влияют на стоимость иска.)
Тем не менее, если истец предъявляет иск по поводу IIED, не связанной с другим деликтом, он или она обычно должны доказать, что ответчик совершил экстремальное и возмутительное поведение. Зачастую только поведение, которое выходит за пределы всех возможных границ приличия, может сделать ответчика ответственным за IIED.Соответствует ли поведение ответчика этому порогу — вопрос судьи или присяжных. Вот несколько примеров:
- В качестве практической шутки А ложно говорит Б., что ее муж получил серьезную травму в результате несчастного случая и находится в больнице со сломанными ногами. В страдает от сильного эмоционального расстройства. А может быть подвержена ответственности перед Б за ее эмоциональный стресс. Если инцидент вызывает нервный шок и, как следствие, болезнь, А почти наверняка несет ответственность перед Б за ее медицинские счета и связанные с этим убытки.
- A приглашен на плавательную вечеринку за исключением
7 способов справиться с эмоциональным расстройством
Кристофер Моган, Чарльз Х. Эллиотт, Лора Л. Смит
Когда эмоционально расстроен, ваш ум изо всех сил пытается видеть и думать ясно. Оценки, которые вы проводите, влияют на последующую эмоциональную реакцию. Если преобладают угроза, неуверенность, сомнение или страх, эмоциональная реакция будет подкреплена тревогой.Если преобладают потеря, отторжение или депривация, эмоциональное расстройство характеризуется депрессией. Вот несколько ключевых советов, как справиться — для вас или для любимого человека.
Примите, что все мысли (хорошие и плохие) приходят в ваш разум
Навязчивые негативные мысли и чувства являются частью нормального опыта и признаком тревоги и депрессии. Кажется, что они «входят» и «выходят» в обычном опыте, но они более стойкие и беспокоящие, когда у вас плохое настроение.
Принятие того, что мысли любого рода постоянно входят в ваш разум, является одним из ключей к решению проблем, связанных с конкретными мыслями.Еще один ключ — научиться замедлять ум и тело, чтобы излечивать изнутри.
Сделай шаг назад
Отойди в переносном смысле от печального опыта. Это не легко, потому что мысли создают реакции внутри нас — эмоциональные и критические реакции. Вот несколько способов «отступить»:
Использование кий-карт для чтения ключевых идей для себя. Например, 31 Я не мои мысли. Я отделен от своих мыслей. ’
Попытка дыхательных упражнений, таких как наблюдение за подъемом и падением диафрагмы при дыхании, чтобы успокоиться.
Создание пространства, которое замедляет ваши немедленные реакции и помогает вам сосредоточиться на том, что вы делаете в этот момент, а не чувствовать себя подавленным. Такое пространство позволяет вам обрабатывать расстраивающие мысли.
Пауза и успокоение
Даже небольшая пауза возвращает вас к более долгим моментам, когда у вас было больше времени для более широкой перспективы. Вы начинаете замечать такие вещи, как тревожные мысли и чувства, вызывающие напряжение в определенных частях вашего тела.Как долго они длятся? Остаются ли они такими же или они меняются со временем? Можете ли вы «смягчить» это воздействие, переключив свое внимание назад на настоящий момент или вдыхая напряжение или блокировку, чтобы создать другой ответ, например, больше «пространства» или даже ответ исцеления? Самоуспокоение — хороший навык для развития. Подумайте сами: « мне не нравится, но я учусь справляться с этим». Я могу позволить этому пройти. Я c просто сижу с чувством … смотреть, как он исчезает со временем . ’
Будьте открыты
Будьте открыты для своего опыта — негативного и позитивного — и не закрывайте его.Это постоянная связь с нерешенными проблемами, которая приносит и бесполезные мысли и чувства, которые дестабилизируют вас. Со временем вы можете заметить изменения в своем ответе — больше осознанности, способности отвлечь внимание и т. Д. Это путь к внутреннему спокойствию. Вы сосредотачиваетесь на том, что важно для вас (то, что вы цените), оставаетесь на связи с вещами, которые привлекают ваше внимание (интересы), поглощают вас («в потоке») и помогают вернуть себе стабильность.
Думай ясно
Используйте когнитивно-поведенческую терапию (CBT) с акцентом на четкое мышление, сбалансированные чувства и действия.В ответ на навязчивые мысли или чувства первым шагом действия является создание паузы или пространства, чтобы вы могли почувствовать происходящее. Спросите себя: «Разве я более раздражительный?», «Разве я не хочу видеть людей?», «Разве я не ем или не сплю разумно?», «Отказываюсь ли я от своего любопытства, связанного с попытками чего-либо — упражнениями, хобби, новыми вещами? опыт? »,« Я не открываю почту, не использую телефон или не проверяю электронную почту? »Это могут быть ваши подписи или отпечатки рецидивов. Эти чувства пройдут, просто сидите с беспокойством, и оно постепенно угаснет.Это пройдет быстрее, когда вы увеличите свою терпимость к беспокойству.
Отойдите от негатива
Вы знаете, что размышления, негативные мысли и критика не помогают при беспокойстве. Постарайтесь отойти от этих реакций и переключить внимание на вещи, которые действительно помогают. Оставайтесь рядом с теми, кто заботится о вас, делайте что-то доброе для себя, ставьте небольшую цель и выполняйте ее. Независимо от того, насколько маленьким это кажется, вы будете чувствовать, что делаете что-то, чтобы помочь.
Жить в настоящем
Продолжайте практиковать жизнь в настоящем, не только принимая способность страдать от жизни, но и реагируя на веселье и опыт обучения в жизни; будь то забавный опыт с природой, событиями, людьми, животными или жизненным опытом в целом. Вы живете только один раз. (YOLO) — очень глубокая изречение, особенно когда вы четко понимаете, что действительно важно в жизни.
Об авторе книги
Кристофер Моган, доктор философии, — директор интенсивной амбулаторной программы по ОКР и связанным с ней расстройствам в клинике тревожности в Мельбурне. Charles H. Elliott, PhD, и Laura L. Smith, PhD, — клинические психологи, которые специализируются на лечении тревожных расстройств и расстройств настроения.
,