Развитие способностей у детей дошкольного возраста – Методическая разработка по теме: Развитие способностей в дошкольном возрасте

Содержание

Методическая разработка по теме: Развитие способностей в дошкольном возрасте

Способности

   Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

   Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма.

   Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.), ко второй — степень выраженности способностей.

Способности классифицируются на:

  1.  Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.    Природные способности     являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной    коммуникации.
  2.  Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические способности подразделяются на:

  1. Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические. 

       К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить  такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.

   Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

   К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

  1. Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).  

   В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.

   Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на:  теоретические, определяющие  склонность человека к абстрактно-логическому мышлению  и  практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.

   Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Уровни развития способностей:

  1.   Способности;
  2.  Одарённость — следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
  3.  Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
  4. Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности.  О гениальности говорят, когда творческие достижения человека   составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».  

Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

  1.  Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
  2. Включение дошкольника   в разные виды деятельности для проявления  всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют  у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы  избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Приложение 3.1.1.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83» г. Сыктывкара

Консультация для воспитателей

«Развитие способностей детей дошкольного возраста»

Вакуева Е. М.

воспитатель

nsportal.ru

Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

Внимательные родители рано замечают особую склонность своих детей к определенному виду деятельности. Они радуются развитию ребенка и пытаются понять, наблюдают ли они обычный путь созревания детской личности, или их кроха обладает выраженными способностями.

Чтобы утвердиться в своем мнении, важно разобраться, как происходит развитие способностей в дошкольном возрасте, и какие особенные умения могут демонстрировать дети. 

Особенности формирования способностей в дошкольном возрасте

Способности – это качества, особая предрасположенность к определенному виду занятий, обеспечивающая успешность в деятельности. Они развиваются на основе задатков, которые передаются по наследству.

Генетический код малыша может включать задатки, доставшиеся ему от родителей, бабушек и дедушек, а также более ранних поколений. Распределяются эти природные ресурсы неравномерно. Щедрая природа может наградить ребенка многочисленными задатками, но может распорядиться и по-другому, не передав по наследству ни одного таланта от предков.

Однако мало иметь в наличии задатки. Они могут развиваться и превращаться в способности. В этом случае ребенок опережает в некоторых видах деятельности своих сверстников, демонстрируя заметные результаты. Но также много шансов, что задатки останутся в дремлющем состоянии и при отсутствии стимулов никак не проявятся.

Поэтому так важно, чтобы взрослые, не ссылаясь на естественный ход детского развития, окружали ребенка полезными игрушками, много общались с ним, помогали ему познавать мир предметов и явлений, предоставляли условия для различных действий и творчества.

Какие способности проявляются у дошкольников

Способности ребенка заявляют о себе после трех лет. Как раз начинается тот возрастной этап, на протяжении которого происходят самые значительные сдвиги в развитии познавательных процессов дошкольника.

В практической психологии способности детей дошкольного возраста разделяют на две группы:

  • общие
  • специальные

Общие способности имеют боле широкое поле проявления и разностороннюю направленность. Считается, что в данном случае имеет место общая умственная одаренность, которая проявляется в разных видах деятельности. К ним же причисляют легкость в установлении контактов с окружающими и коммуникативно-речевые умения.

К специальным способностям относят предрасположенность к художественным видам деятельности. Одни дети, едва взяв в руки карандаш, рисуют уже вполне узнаваемые образы. Другие приплясывают в ритм, заслышав задорную мелодию. Третьи сосредоточенно мастерят из пластилина зоопарк, и поражает сходство их поделок с реальными образами. В каждом из этих случаев проявляются специальные (художественные) способности.

Как формируются общие способности в дошкольном возрасте

Определение «общие» подсказывает, что нужно обязательно уточнять, к чему именно способен ребенок. Что он умеет делать лучше других? Какие действия даются ему легко и приводят к значимым результатам?

Конкретизируя, общие способности разделили на познавательные и практические.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей

Познавательные обеспечивают успешность деятельности, связанной с изучением окружающего мира, с пониманием общего строения предметов, с выявлением существенных признаков, с созданием образов.

У способных дошкольников успешно развиваются мыслительные операции. Они анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и самостоятельно делают логические выводы. Умения самостоятельно мыслить, выявлять причинно-следственные зависимости, познавать сложные связи говорят о наличии умственных или интеллектуальных способностей.

Если ребенок с легкостью разбирается в количественных и качественных отношениях (оперирует категориями «больше-меньше», «выше-ниже», воспринимает цветовые полутона и пр.), значит, у него развиваются сенсорные способности.

На развитие мышления и сенсорных эталонов опирается еще один вид познавательных способностей – творческие. Предрасположенность к творчеству помогает ребенку воображать и представлять новые образы, наделять необычными качествами обыденные предметы, придумывать нестандартные сюжеты и оригинальных персонажей.

Развитию творческих способностей дошкольника способствует усложнение задачи и выбор иных средств ее решения. Например, можно сочинить свою историю, но не менее интересно рассказать сказку «Репка» от имени репки.

Формирование практических способностей

Разберемся, как проявляются общие практические способности дошкольника. К ним относят конструктивные и организаторские склонности.

Конструктивные способности позволяют ребенку строить различные башни и замки, разбираться с устройством технических игрушек. При наличии данных склонностей дети умеют представлять предмет в целом, разбираться с чертежами, поначалу простыми, но в 6-7 лет и довольно детальными. В конструкторской деятельности развивается пространственное воображение и ориентирование.

Казалось бы, о каких организаторских способностях может идти речь в дошкольном возрасте. Однако, если понаблюдать за общением детей, то становится очевидным, как некоторые из них первыми устанавливают контакты и являются инициаторами игр.

С их подачи принимаются правила в игре, они распределяют роли. По их желанию может прекратиться игра, так как некому подхватить роль заводилы. Если же выбывает из игры второстепенный участник, организатор способен найти ему замену или изменить сюжет.

Организаторские способности проявляются в детстве только в том случае, если есть задатки к такой деятельности. Научить ребенка быть организатором невозможно.

Развитие художественных способностей дошкольника

Предрасположенность к художественным видам деятельности потому и называют специальными способностями, что некоторые дети и взрослые выдают удивительные результаты в определенных творческих направлениях.

Виды художественных способностей:

  • изобразительные
  • декоративно-прикладные
  • музыкальные
  • театрально-речевые

В основе таких способностей лежит сенсорное развитие. Только тот ребенок, который особенно чувствителен к звукам и ритму, к восприятию цвета и гармонии линий, к пропорциям и завершенности композиций, способен сам воспроизвести или создать художественный продукт.

Дошкольники с художественными способностями отличаются образным видением и умением найти подходящие средства, чтобы им удалось реализовать свою задумку. У таких детей активно развивается восприятие и творческое воображение.

Изобразительные и декоративно-прикладные склонности реализуются в рисовании, создании аппликаций, в лепке из глины и пластилина. Для успешности в этой деятельности важно не только чутко воспринимать и фантазировать, но необходимы умелые действия, постановка руки. Соответствующие навыки формируются в систематических занятиях. Поэтому развитие художественных способностей ярче проявляется у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальные способности обеспечивают восприятие ребенком звуковых ритмов и мелодий. Младшие дошкольники показывают, что они чувствительны к данному направлению, выполняя танцевальные движения в такт музыки. Или же они внимательно прислушиваются, когда звучит мелодия. В 5 лет способные дети уже довольно умело поют, подтверждая данный им от природы музыкальный слух. Не проводя специальной диагностики, чуткие родители замечают склонности своего ребенка к музыкальной деятельности.

За проявлением театральных талантов можно понаблюдать в сюжетно-ролевых играх. Некоторые дети настолько умеют перевоплощаться в героя, роль которого они выбрали, что выдают все то типичное, чем характеризуется их персонаж. Это могут быть элементы мимики, позы, характерная речь. Дошкольники, обладающие театрально-речевыми способностями, охотно участвуют в постановках сказок или сцен из мультфильмов. Их высказывания эмоциональны, а речь звучит связно и понятно.

Уникальные таланты детей

Перечисляя, к чему способен ребенок дошкольного возраста, нужно отметить, что некоторые умения детей могут быть крайне необычными и редко встречающимися. Кажется, что такие умения появились ниоткуда. Они открываются внезапно, никто их специально не пытался развивать. Природа одарила избранных детей задатками такой высокой степени развития, что они начинают проявляться в первые годы жизни.

В обществе известны композиторы и поэты, которые уже в пятилетнем возрасте написали свои первые произведения. Встречаются 3-летние малыши, так успешно играющие в шахматы, что им проигрывают взрослые.

Есть дети с необычными способностями, на лету запоминающие большие тексты или с легкостью оперирующие числами, проводя операции сложения, вычитания и умножения с многозначными числами в уме.

Важно, чтобы родители таких одаренных детей не вдавались в крайности – не воспринимали выдающиеся способности своих детей как забаву, или не стремились развивать исключительно эту сторону ребенка в ущерб другим. Например, обладая феноменальными умениями счета не столь важно выполнять функции калькулятора. Гораздо важнее развивать математические способности, которые гораздо многограннее арифметических действий, пусть и со сложными числами.

Условия для развития способностей дошкольника

Для того чтобы задатки, заложенные в детях от природы, развивались и превращались в способности, нужна располагающая атмосфера.

С раннего детства ребенок нуждается в познавательных игрушках, соответствующих его возрасту. Дошкольнику важно самостоятельно осваивать функции игрушек, окружающих предметов. Родителям лучше исключить чрезмерную опеку и просто быть рядом, предоставляя возможность ребенку постигать новые качества и характеристики предметов и явлений.

С развитием речевых умений дошкольники задают много вопросов, причем не разрозненных, а углубляющих или расширяющих ответ. Они нуждаются в доступных пояснениях и обращаются к взрослым, чтобы те помогли им выяснить суть.

Для развития художественных талантов следует окружить ребенка теми средствами, которые помогают раскрываться их задаткам. Если дошкольнику нравится рисовать, то в его распоряжении должны быть и карандаши, и краски, и мелки. А если замечена склонность к конструированию, то следует предоставить различные наборы деталей – сделанные из разных материалов, имеющие разнообразные формы и конфигурации.

Со стороны взрослых важны поощрения и подбадривания, чтобы стимулировать дальнейший интерес юного таланта. Особенно вдохновляют детей совместные с родителями творческие сеансы, когда все вместе создают картину или вылепливают набор сказочных героев, поют детские песенки или конструируют технические игрушки.

Способности детей развиваются, и этот процесс зависит не только от природных данных, но и от направленных усилий любящих родителей.

alldoshkol.ru

ГЛАВА 20. Развитие способностей в дошкольном возрасте

Уманский Л.И. Некоторые типологические различия в игровых действиях детей//Доклады АПН РСФСР. -1961. — № 3. -С. 61-64.

Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер//Дошкольное воспитание. — 1965. — № 2. — С. 57-62.

Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей//Дошкольное воспитание. — 1986. — № 5. — С. 38-42.

Чудновский В.Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста//Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — М., 1967. — T.V. — С. 58-73.

Способности — это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма.

Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты, ко второй — степень выраженности способностей.

Способности принято делить на общие и специальные. Общие, такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные важны только в конкретных видах деятельности — изобразительной, музыкальной, литературной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

§ 1. Развитие способностей дошкольника

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей — склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы — познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол — кружком, а шкаф — прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Приведем в качестве примера сказку, сочиненную Максимом Д. (5 лет 9 мес).

«В траве гулял цыпленок. И видит — бабочка летит. И говорит цыпленок бабочке: «Давай дружить». А бабочка сказала: «Ладно». И цыпленок сказал:

«Как тебя зовут?» — «Меня зовут Лена». — «А меня зовут Бип. Вот мы и познакомились». И засмеялись, и вдруг началась гроза. Бабочка сказала: «Полетели. Я знаю очень хорошее местечко». Цыпленок побежал. Они пришли к маленькому дому и стали в нем жить очень долго. Но однажды начался сильный ветер и разломал дом. Цыпленок сказал: «Полетели в Африку». — «А что такое Африка?» — «Это страна, в которой никогда нет снега». Пошли они в Африку. Видят — стоит красивый дворец, в котором живут люди. Они сказали: «Какая красота!» Бип сказал: «Давай построим домик». Бабочка сказала: «Давай». И стали они строить конуру. А в конуре гнездо. Стала бабочка превращаться в гусеницу. Превратилась она в куколку сначала. И стала гусеницей. Увидел цыпленок гусеницу и съел».

— Максим, а разве можно друзей есть? Как это так, цыпленок съел бабочку? Они же дружили.

Максим: Но он же не узнал ее.

Дошкольник включается в многообразные виды деятельности — игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров,

распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

Приведем пример.

Наблюдение за дежурством Наташи К. (6 лет 1 мес.).

Воспитатель: Сегодня Наташа и Рома — дежурные.

Наташа и Рома подходят к двери моечной, одевают фартуки, идут в умывальную, моют руки. Возвращаются в групповую комнату, подходят к раздаточному столу.

Наташа: Рома, ты будешь раскладывать тарелки, а я чашки (берет чашку). Хорошо?

Рома берет ложки: Давай сначала ложки разложим.

Наташа (ставит чашку на поднос): Давай. А потом чашки.

Дети берут ложки и раскладывают на столы.

Закончив раскладывать ложки, Наташа подходит к раздаточному столу, берет стопку тарелок. Подходит Рома. Наташа снимает сверху стопки 3 тарелки и отдает Роме: Бери. Я тебе помогу разложить тарелки. Клади красиво.

Рома берет тарелки и расставляет их на столе. Подходит к Наташе. Она дает ему новую стопку тарелок. Рома расставляет их на столы, подходит к Наташе: А теперь чашки.

Наташа: Я буду носить, а ты подавай (берет чашки у Ромы и расставляет их на столы).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы у меня совсем уже большие!

Наташа: Мы с Ромой молодцы. Мы посуду расставляли!

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-

речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Приведем пример из наблюдения на музыкальном занятии за Андреем Н. (6 лет 10 мес.).

Муз. рук.: Представьте, что мы с вами забрались высоко-высоко. И смотрим оттуда. Кто такую картину видит? (Включает проигрыватель, звучит пьеса П.И.Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».) Андрей внимательно смотрит на проигрыватель, раскачивается в такт музыке всем корпусом, улыбается. Музыка заканчивается.

Муз. рук.: Кто какую картину увидел?

Андрей тянет руку.

Муз. рук.: Андрей, скажи.

Андрей: Как будто снега много кругом, сугробы большие. Деревья все засыпаны. Ветками качают. Солнышко светит… И еще… снег блестит.

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

Можно определить три группы одаренных детей (Н.С. Лейтес).

К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем развития интеллекта, поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

Приведем пример. За день до того, как известному английскому психологу Ф.Гальтону исполнилось пять лет, он написал своей сестре такое письмо: «Дорогая Адель, мне четыре года, и я могу прочесть любую английскую книгу. Я знаю наизусть все латинские существительные, прилагательные и переходные глаголы, и еще я знаю 52 строки из латинской поэзии. Я умею складывать любые числа и умножать на 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9,10,11. Я умею немного читать по-французски и узнавать время по часам. Френсис Гальтон (15 февраля 1827)».

Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники). По «своему» предмету или группе предметов ребенок может выделяться, значительно может превосходить других

studfile.net

Развитие способностей у дошкольников

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей — склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы — познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол — кружком, а шкаф — прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Дошкольник включается в многообразные виды деятельности — игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

Закончив раскладывать ложки, Наташа подходит к раздаточному столу, берет стопку тарелок. Подходит Рома. Наташа снимает сверху стопки 3 тарелки и отдает Роме: Бери. Я тебе помогу разложить тарелки. Клади красиво.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально- речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Проблема развития одаренных детей

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем развития интеллекта, поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники). По «своему» предмету или группе предметов ребенок может выделяться, значительно может превосходить других детей легкостью, с какой ему дается специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усваивать и творчески участвовать в работе.

Рассказывают, что отец известного математика Гаусса обычно платил своим рабочим в конце недели, прибавляя к каждодневному заработку плату за сверхурочные часы. Однажды, после того как Гаусс-отец закончил расчеты, следивший за операциями отца ребенок, которому было едва три года, воскликнул:

«Подсчет неверен. Вот какая должна быть сумма».

Вычисления повторили и с удивлением убедились, что малыш указал правильную сумму.

Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например, необычайная память на какие- либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

psyera.ru

ДОКЛАД «Развитие способностей у детей дошкольного возраста»

У человека есть два класса задатков: врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые – «социальными» или «культурными». Многие природные задатки являются общими у человека и у животных: элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению. Они возникают в зависимости от созревания организма и проявляются в соответствующих внешних условиях. В их основе, как правило, лежат генотипически обусловленные анатомо-физиологические свойства организма.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.
Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные конструкторские, организаторские, художественно-изобретательные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.
Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития. Цeлью обучения на занятии в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений, развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл развивающего обучения.


Условия развития творческих способностей дошкольников

Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.
Таким образом, творческие способности надо развивать с новорожденности.
Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – ранее начало, например, никто не задумывается, когда учат ребёнка разговаривать. С ним просто разговаривают со дня его рождения. То есть условия для овладения речью были обеспечены заранее, они опережали развитие речи. То есть нужно самим родителям предлагать своим детям с младенчества благоприятные условия для развития.
Второе, чрезвычайно важное условие – условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Это условие осуществляется, тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не говорит. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие для него новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.
Третье, важное условие: ребёнку нужно предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел. Это представленная свобода не только не исключает, а наоборот предполагает ненавязчивую, умную помощь взрослых – вот последнее условие успешного развития творческих способностей.
Самое сложное здесь заключается в том, чтобы не превратить свободы в безнаказанность, а помощь в подсказки. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать; думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространённая форма, помощи детям, но они только вредят.
Многоплановость в разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании деятельности.
Если деятельность ребёнка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связанна с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.
Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятием ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что В. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит.
Становление и развитие способностей – это результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.
Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причём их количество в целом является большим, чем число неудач.
Ha протяжении раннего и дошкольного детства ребенок овладевает все новыми и новыми умственными действиями, которые позволяют ему решать все бoлee cлoжныe и paзнooбpaзныe зaдaчи. Для paзвития мышлeния нaибoлee блaгoпpиятным oкaзывaeтcя имeннo дoшкoльный вoзpacт. Этoмy paзвитию cпocoбcтвyют в мaкcимaльнoй cтeпeни дeтcкиe виды дeятeльнocти — игpa, pиcoвaниe, лeпкa, кoнcтpyиpoвaниe и дpyгиe.
Развивающий эффект обучения зависит oт того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения пpимeняютcя. Умственное развитие дошкольников осуществляется в игре, учении, труде. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развитие умственных способностей.
Bo вcex видax дeятeльнocти oн oбщaeтcя c oкpyжaющим, пpиoбpeтaeт oт ниx знaния и yмeния, ocвaивaeт oпpeдeлeнныe oтнoшeния, oвлaдeвaeт языкoм. Цeлeнaпpaвлeннoe pyкoвoдcтвo ycиливaeт эффeктивнocть пeдaгoгичecкиx вoздeйcтвий, нaпpaвлeнныx нa peшeниe зaдaч yмcтвeннoгo paзвития.

«УТВЕРЖДАЮ»

заведующая ГКДОУ №3 «Крепыш»

________________________О.С. Еремина

Доклад

Педагогический совет от 31.01.2013

Тема:

«Развитие способностей у детей дошкольного возраста»

учитель-дефектолог

Куликова Ю.С.

Кисловодск 2013

infourok.ru

Методическая разработка на тему: Развитие специальных способностей дошкольников

 РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

3-5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………

6-19

  1. Характеристика специальных способностей у дошкольников..

6-9

  1. Способности к изобразительной деятельности………………..

9-12

  1. Развитие художественных способностей у дошкольников. Пути достижения художественно-изобразительных способностей у детей дошкольного возраста………………….

13-19

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ  РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ……..

20

2.1. Организация и анализ исследования………………………………

20-26

2.2. Организация работы по развитию художественно-изобразительных способностей и анализ ее эффективности…………

26-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

31-33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

34-35

В настоящее время можно отметить повышенный интерес к развитию специальных способностей у детей дошкольного возраста, позволяющий рассматривать  ребенка как естественный ресурс развития общества.

 Развитию специальных способностей посвящено немало работ, однако в современной психологической науке данный феномен не имеет однозначной интерпретации.

До рубежа XIX и XX веков в психологии и педагогике было распространено мнение, что способности — это высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающий человеку определенный уровень успешности выполнения различных видов деятельности. Такое понимание способностей отчасти является употребляемым и в настоящее время. Действительно, высокий уровень сформированности перечисленных характеристик во многом обеспечивает успешность деятельности. Но при таком понимании способностей нельзя объяснить, почему у разных людей в одной и той же деятельности знания, умения и навыки вырабатываются с разной скоростью и с разной успешностью. Еще в 40-х годах XX века один из классиков отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн  указывал на «злоупотребление» понятием «способности» в психологии, вследствие чего данное понятие было дискредитировано.  И по сей день чрезмерно широкое употребление данного термина в психологии, педагогике ведет  к   размыванию  глубинного смысла, сущности понятия «способности» [2].

Анализируя литературу, можно найти различные определения способностей, которые могут быть разделены на два основных общих направления.

 Первый подход- функционально-генетический подход к определению способностей был провозглашен Л. С. Выготским  и рассмотрен также в работах В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, Я. А. Пономарева и др. Согласно этому подходу, способности определяются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие определённую меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. В данном определении способности выступают как общие сущностные качества психических функций, в отличие от определений другого похода, при котором способности разделяются по видам деятельности.

Второй  подход, личностно-деятельностный, восходит к работам С. Л. Рубинштейна. С. Л. Рубинштейн определяет способность как сложное синтетическое образование, включающее в себя особенности, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности, и свойства, которые способны вырабатываться только в процессе определенным образом организованной деятельности [2].

Объект исследования —  дети дошкольного возраста

Предмет исследования – проявление художественно-изобразительных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза: если разработать и внедрить специальные занятия для детей  с использованием средств изобразительной деятельности в учебно-воспитательный процесс дошкольной организации, то это будет способствовать  формированию специальных способностей у дошкольников, так как данная система направлена на развитие художественно-изобразительных способностей детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение художественно-изобразительных  способностей в у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать развитие специальных способностей в психолого-педагогической литературе.
  2. Рассмотреть аспект изучения специальных способностей в психологии.
  3. Изучить характеристику, виды способностей.
  4. Изучение работы по направлению «развитие изобразительных способностей» у детей дошкольного возраста

5)  Экспериментально исследовать изобразительные способности детей старшего дошкольного возраста.

          Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ, синтез, обобщение.

Эмпирические:  беседа, наблюдение, анализ полученных данных.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обозначена актуальность, сформулирована цель, объект, предмет, задачи исследования; подобраны методы исследования.

В I главе имеется анализ научной литературы по данной теме. Раскрыта сущность понятия « специальные способности».

Во II главе представлена исследовательская работа по 3-м этапам:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий;

3) итоговый.  

Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79», старшая группа № 6 «Подсолнушки».  Количество детей — 11 человек в возрасте 5 — 6 лет.  

В заключении дана оценка  работы по формированию художественно-изобразительных сп

nsportal.ru

Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.                     Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.          Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.                                                                                                                Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.                                                                                               Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.                                                                             Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).                                                                                                                                              В своем сообщении  хочу остановиться на  некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие.                                                                                                                Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.                                                                                                                             Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.                                                                                                                                          В младшем дошкольном возрасте  восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая,  лимон – кислый и желтый.                                              Восприятие в среднем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным,  анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.                                                                                                                                        В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет)- Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

           Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.                                                                                          Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия  интеллектуализируется.

Внимание.                                                                                                                         Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.                                                                                         Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.                                                                                                                                В начале дошкольного детства внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.                        Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего  дошкольного детства.                                                                                                  Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей  внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.                                                                    Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.                                                                         Дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием.         Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.      Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память.                                                                                                                                    Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.                                                                                                                                   Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.                         После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.                                                                                                                          Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.                                                      Третий и четвертый год жизни становятся годами первых детских воспоминаний.                                                                                                                                      В 4-5 лет начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.                                                            На  пятом году  жизни память начинает играть ведущую  роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.                                                                                                                                           К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.                                                                                           6-7лет – благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.                                                                 Именно в этом возрасте наблюдается  высокий уровень моторной памяти.                                                                                                                                                      У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно.  Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте   начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление.                                                                                                                     Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.                                                      Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем  практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.                                                Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).        По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольного возраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.                                             Основным видом мышления, присущим  ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к  умозаключениям он не готов.               В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение.                                                                                                           Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.                                                      Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.                                                                                                                                       В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.                              В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.                                                                   Старший дошкольный возраст является  сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период  воображение ребенка становится управляемым.                                                            В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.                            Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

 Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.                                                                                                     Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

Литература:

1.Смолер, Е.Н. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: популярное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Е.Н.Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2014 – 103, {1}c.

2.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 192 с., ил.

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.                                                                                                               Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка.                                                                                                                                Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным   является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и  опережают своих одногодок,  другие  отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития  детей, которые наблюдаются у большинства  из них на определенном  этапе развития.

          Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи)

В своем сообщении  хочу остановиться на  некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *