Развитие личности в раннем возрасте – 54. Развитие личности в раннем возрасте

54. Развитие личности в раннем возрасте

Ранний возраст – важный период для личностной социализации ребенка (процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его интеллектуального и личностного развития, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, правил поведения, формирование мировоззрения). Социализация становится возможной благодаря подражанию ребенком поведению взрослых, за которыми он регулярно наблюдает.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам активно начинает пользоваться местоимением «Я».

После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера. Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируются чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.

В это же время появляется и потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после заявления: «я сам», когда взрослый пытается в чем-либо помочь ребенку против их воли.

Многие дети создают себе трудности такого плана, как взбирание на гору, когда ее можно обойти, на предметы мебели, ходят с закрытыми глазами, что доставляет удовольствие ребенку. Это способствует становлению характерологических свойств личности: силы воли, настойчивости, целеустремленности.

С появлением самосознания у ребенка развивается способность к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Так, после 1,5 лет дети способны утешать расстроенную маму, обнимать, целовать, дать что-нибудь вкусное ей. Психологические состояния способны понять уже 2-х летние дети.

Пример: «Майкл, которому 1,5 года, дрался с Полом из-за игрушки, и тот заплакал. Майкл отдал игрушку Полу, он все равно плакал. Майкл подождал немного и принес своего медвежонка, но Пол был безутешен. Майкл снова подождал и принес полу из соседней комнаты свое одеяльце». (Развитие личности ребенка, С. 154)

В период от 1,5 до 2-х лет дети начинают усваивать нормы поведения. Например, быть аккуратными, сдерживать свои эмоции, быть послушными, выполнять требования и просьбы.

При переходе со 2 на 3-й год жизни у ребенка формируются такие свойства мотивации, как потребности в достижении успеха. Эта потребность появляется в том, что а) дети приписывают свои успехи и неудачи каким-либо обстоятельствам, например, усилиям. Другой признак этой потребности – б) характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Эта мотивационная сторона тесно связана с имеющейся самооценкой ребенка.

Еще показателем развития мотивации достижения успехов является в) способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, 4-й г) показатель – это умение различать способности и прилагаемые усилия. Это говорит о том, что ребенок готов к анализу причин своих успехов и неуспехов, способен управлять деятельностью, направленной на достижение успеха и избегания неудач.

Признаки развития самосознание у ребенка:

  1. Влияние на поведение других людей. 2-х летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям (малыш просит пересесть маму на другой стул, издать забавный звук). Таким образом, дети осознают свою способность влиять на поведение других людей.

  2. Описание своего поведения. На 3-м году, малыш, выполняя какое-либо действие, описывает его. Взбираясь на стул, приговаривает: «Я сяду», строя башню из кубиков: «Я строю», «Я ем», «Тима сидит» и т.д.

  3. Узнавание себя. Узнает себя в зеркале (с 22 месяцев, так. проводился эксперимент: детям пачкали нос и подводили к зеркалу. Дети до 22 месяцев не реагировали на свое изображение, а старшие – трогали нос).

  4. Чувство собственности. Пример: два 3-х летних незнакомых мальчика играли в разных концах незнакомой комнаты в присутствии своих матерей. В течение первых 20 минут игры один из мальчиков, Джек, несколько раз отбирал игрушки у другого мальчика Билла. Вначале Билл на это не реагировал. Но после очередного «нападения» Билл пересек комнату, взял игрушку, с которой играл Джек, и отнес ее к своим игрушкам. Через несколько минут Джек пытался отнять ее, но Билл крепко схватил ее, и ему удалось отстоять игрушку. Так Билл проявил чувство собственности (забрал игрушку и отстоял ее).

  5. Эмпатия. (Развитие личности ребенка, 87 г., С. 70)

studfile.net

Личностное развитие ребенка в раннем возрасте

Ранний возраст – важный период для личностной социализации ребенка (процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его интеллектуального и личностного развития, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, правил поведения, формирование мировоззрения). Социализация становится возможной благодаря подражанию ребенком поведению взрослых, за которыми он регулярно наблюдает.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам активно начинает пользоваться местоимением «Я».

После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера. Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируются чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.

В это же время появляется и потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после заявления: «я сам», когда взрослый пытается в чем-либо помочь ребенку против их воли.

Многие дети создают себе трудности такого плана, как взбирание на гору, когда ее можно обойти, на предметы мебели, ходят с закрытыми глазами, что доставляет удовольствие ребенку. Это способствует становлению характерологических свойств личности: силы воли, настойчивости, целеустремленности.

С появлением самосознания у ребенка развивается способность к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Так, после 1,5 лет дети способны утешать расстроенную маму, обнимать, целовать, дать что-нибудь вкусное ей. Психологические состояния способны понять уже 2-х летние дети.

Пример: «Майкл, которому 1,5 года, дрался с Полом из-за игрушки, и тот заплакал. Майкл отдал игрушку Полу, он все равно плакал. Майкл подождал немного и принес своего медвежонка, но Пол был безутешен. Майкл снова подождал и принес полу из соседней комнаты свое одеяльце». (Развитие личности ребенка, С. 154)

В период от 1,5 до 2-х лет дети начинают усваивать нормы поведения. Например, быть аккуратными, сдерживать свои эмоции, быть послушными, выполнять требования и просьбы.

При переходе со 2 на 3-й год жизни у ребенка формируются такие свойства мотивации, как потребности в достижении успеха. Эта потребность появляется в том, что а) дети приписывают свои успехи и неудачи каким-либо обстоятельствам, например, усилиям. Другой признак этой потребности – б) характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Эта мотивационная сторона тесно связана с имеющейся самооценкой ребенка.

Еще показателем развития мотивации достижения успехов является в) способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, 4-й г) показатель – это умение различать способности и прилагаемые усилия. Это говорит о том, что ребенок готов к анализу причин своих успехов и неуспехов, способен управлять деятельностью, направленной на достижение успеха и избегания неудач.

Признаки развития самосознание у ребенка:

1) Влияние на поведение других людей. 2-х летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям (малыш просит пересесть маму на другой стул, издать забавный звук). Таким образом, дети осознают свою способность влиять на поведение других людей.

2) Описание своего поведения. На 3-м году, малыш, выполняя какое-либо действие, описывает его. Взбираясь на стул, приговаривает: «Я сяду», строя башню из кубиков: «Я строю», «Я ем», «Тима сидит» и т.д.

3) Узнавание себя. Узнает себя в зеркале (с 22 месяцев, так. проводился эксперимент: детям пачкали нос и подводили к зеркалу. Дети до 22 месяцев не реагировали на свое изображение, а старшие – трогали нос).

4) Чувство собственности. Пример: два 3-х летних незнакомых мальчика играли в разных концах незнакомой комнаты в присутствии своих матерей. В течение первых 20 минут игры один из мальчиков, Джек, несколько раз отбирал игрушки у другого мальчика Билла. Вначале Билл на это не реагировал. Но после очередного «нападения» Билл пересек комнату, взял игрушку, с которой играл Джек, и отнес ее к своим игрушкам. Через несколько минут Джек пытался отнять ее, но Билл крепко схватил ее, и ему удалось отстоять игрушку. Так Билл проявил чувство собственности (забрал игрушку и отстоял ее).

5) Эмпатия. (Развитие личности ребенка, 87 г., С. 70)

 

3.2.6 Психологические новообразования раннего возраста

Речь.

Наглядно-действенное мышление.

Репродуктивное воображение.

Правильный способ употребления предметов.

Самосознание.

Прямохождение

 

Кризис 3-х лет

Благодаря ведущей, предметной, деятельности в раннем возрасте появляются такие новообразования, как речь, развитие репродуктивного воображения, наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное. Однако, самым важным, центральным новообразованием является возникновение феномена «Я сам», которое Выготский называл «внешнее Я сам». Именно это новообразование и является тем стимулом, благодаря которому распадается старая социальная ситуация развития, которая проявляется в кризисе 3-х лет. (Обухова, С. 222)

Основные симптомы этого кризиса впервые были описаны Эльзой Келер в работе «О личности 3-х летнего ребенка».

1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте. Выготский писал: «ребенок не делает, потому что его кто-то попросил».

Пример: Выготский пишет: «Девочка хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Она даже собирается идти туда. Я приглашаю девочку. Но так как Я зову ее, она ни за что не идет. «Ну, иди сюда», — она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Девочке хотелось бы пойти, но т.к. ей предложили, она отказалась».

2. Упрямство. Это реакция на собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Выготский пишет: «Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал». Например: ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводятся доводы, его убеждают, но т.к. он отказался, он уже и не идет. Мотивом упрямства является первоначальное решение.

3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома, против норм воспитания, образа жизни, к интересовавшим ранее игрушкам. Строптивость направлена вовне, в отличие от упрямства.

4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис 1-го года жизни, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.

Это были наиболее важные симптомы, кроме которых различают еще 3 второстепенных:

5. Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка в свой адрес: «дура».

6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями. Выготский пишет: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

7. Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть ко всем окружающим и изыскивает для этого множество способов. Например: мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как ребенок этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть этого он не станет, а будет то, что требует. Можно сказать, что он пытается вернуться в младенчество, где фактически исполнялись все его желания.

В семьях с несколькими детьми этот симптом проявляется в ревности: по отношению к старшим или младшим.

Благодаря этим симптомам, ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими (Выготский). Наступает отделение ребенка от взрослого. В результате чего, взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, но похожий на деятельность взрослого, т.к. он – образец.

Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического характера: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.

Описав все 7 симптомов, Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, по Выготскому, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Все это заставляет говорить о психологическом отделении от ближайших взрослых.

Выготский делает вывод, что в 3 года ребенок мотивирует свои поступки отношениями с окружающими; т.е. кризис 3-х лет – «это прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка…, мотив дифференцирован от ситуации».

Согласно Божович, с появлением новообразования – системы «Я», выражающегося в слове «Я», доминирующей становится потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой потребности вызывает трудности в поведении детей. После возникновения системы «Я», возникают и другие новообразования, наиболее значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».

Появление самооценки (желания быть хорошим) приводит к усложнению внутренней позиции ребенка: с 1 стороны, присутствует желание действовать по-своему, с другой – соответствовать требованиям взрослых (значимых только!). Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.

Д.Б. Эльконин, определяет такое новообразование раннего возраста – личное действие (правильный способ употребления предмета) и сознание «Я сам». В совместной предметно-манипулятивной деятельности ребенка со взрослым к 3-м годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, предложенной взрослым.

Наиболее развернутое исследование кризиса 3-х лет проведено Т.В. Гуськовой, в котором анализирует отечественные и зарубежные исследования. Она установила, что кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. Также Гуськова выделяет два «пояса» симптомов: 1) симптомы, направленные на достижение в предметно-практической сфере; 2) симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ребенка и взрослого.

Гуськова вводит представление о поведенческом корреляте центрального новообразования 3-х лет – «гордости за достижение».

 

Коррекционная работа

Новообразование раннего возраста приводит к экспериментированию с собственной самостоятельностью. Негативизм в поведении связан с внешне немотивированными требованиями самостоятельности. Часто проявляется в отказе от действия, даже нечастого по собственному желанию. Поведение характеризуется действием по собственному произволу (в противоположность произвольному действию). Родители четко выделяют ситуации, в которых необходимо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоциональном принятии, ласке. Очень полезны совместные игры, в которых показывается, как действовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).

В целом кризис 3-х лет объективно завершается с возникновением у ребенка полноценной игры. Для этого необходим перевод личного действия в игровой план. В течение кризиса выделяются 2 линии: линия становления личного действия и линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослыми игровых действиях. Соответственно строится и поведение взрослого. Обычно протестное поведение адресовано близкому взрослому (родителю), а с начала игры могут возникать и с родителями, и в детском саду. (Поливанова)

ТЕМА 3.3 Дошкольный возраст

 




infopedia.su

Консультация (младшая группа) на тему: Проявление личности в раннем возрасте

Проявление личности в раннем возрасте
Этапы развития личности: 
Для возраста до 3 лет характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. 
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают» ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.
Первые представления о себе возникают у ребенка к году.
Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.
Ребенок, интересуется всеми способами подтверждения своего Я.  Одухотворяя, отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.
Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит впервые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.
Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.
У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.
Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

nsportal.ru

Развитие личности ребенка в раннем возрасте и факторы, влияющие на него

Содержание статьи

Что посеешь, то и пожнешь — старая пословица отражает истину, подтверждающуюся годами наблюдения за различными семьями. Воспитание и формирование личности ребенка берут на себя отец и мать, ближайшие родственники, а также воспитатели и учителя. Будущее маленького человека закладывается в детстве. Основными факторами данного процесса можно назвать обычаи семьи, уважение между родственниками, отношение к ребенку, учет его мнения и других — все это является важнейшими деталями.

Как же вести себя, чтобы не лишить дитя личностного роста? Ведь хорошо известно, что те дети, которые ощущают себя сильной личностью, уверены в себе, иначе ведут себя в обществе, быстрее достигают поставленных целей, отличаются коммуникативными способностями.

Что такое личность?

В психологии разграничивают понятие личности и индивидуальности — от многих родителей можно услышать «мой ребенок настоящая личность, он уже умеет выбирать музыку, одежду или еще что-то». На самом деле, это проявление темперамента или предпочтений. Характер, конечно, влияет на формирование и развитие личности, но не определяет ее на 100%.

Однозначно ребенок с рождения получает необходимые качества, происходит закладка трех основных групп личностных особенностей:

  • мотивационная;
  • стилевая;
  • инструментальная.

При этом последовательность их возникновения не определена, главное, чтобы они состоялись.

Организация процесса

Развитие личности в раннем детстве подразумевает два аспекта — своевременное осознание малышом того, что он является представителем реального мира, имеет свое место, а также развитие чувств, желаний, силы воли. Вторая группа определяет мотивы и устойчивость поведения.

Как понять, что ребенок уже осознает, кто он? Пронять это можно по следующим признакам:

  • В речи он в полной мере использует личные местоимения.
  • Имеет представление о том, что такое «хорошо» и «плохо», может объяснить, почему-то или иное действие относится к положительным или отрицательным, а также может принять решение, отказавшись от, например, любимого занятия, пожертвовав «хочу» в пользу благих целей и результатов. При этом его речь ясна и убедительна.
  • Кроха научился контролировать себя, поступки, желания.
  • На простом уровне может рассказать о себе, о внешности, чертах характера, переживаниях и целях — речь в этом случае также понятна.

Таким образом, полноценная личность формируется не ранее, чем в два года, а к 5-ти годам соответствует всем показателям. Далее установление происходит путем прохождения ряда возрастных кризисных периодов.

Особенности

Развитие личности в раннем возрасте подразумевает возникновение и установление механизмов личности. Они являются важными условиями обеспечения всего процесса, но кроме них, есть некоторые особенности, которые следует учитывать. Если обращать на них внимание, можно избежать ряда ошибок, которые совершает практически каждый второй родитель:

  • Эгоцентризм. Как только ребенок начинает чувствовать себя осознанным, он замечает, что все относятся к нему с особым вниманием. Соответственно, он продолжает так думать, требуя от окружающих исключительного повиновения. Он часто употребляет «я», не замечает близких или чужие потребности. Отчаявшиеся родители начинают обвинять малыша в эгоизме, хотя его поведение совершенно естественно. После 7-ми лет эгоцентризм сменяется, а ребенок начинает понимать, что он не один, надо считаться с чужим мнением.
  • Игровая деятельность — все этапы развития личности ребенка сопровождаются игрой. Особенно часто детьми используется ролевая игра, в которой они отображают действительность. У них не хватает опыта, чтобы придумать свой сюжет, поэтому они могут говорить за персонажей словами родителей, сделать вид, что курят, ругаются. Все, что видят дети, может стать игрой. По этой причине каждый родитель должен внимательно следить за своим поведением.
  • Детство начинается с неосознанного поведения, поэтому дитя сначала делает, а потом думает. С 3-х лет начинает проявляется осознанная деятельность, благодаря которой меняется последовательность. Так зарождается творческий процесс, поэтому многие дети любят рисовать, лепить или конструировать.
  • Навыки самоконтроля у детей малого возраста отсутствуют, поэтому они так не любят ждать в очередях, мириться с отказом, не могут быстро успокоиться. Родителям нельзя допускать ситуаций, когда мама говорит такую фразу «поорет и успокоится». Важно помогать детям учиться контролировать себя — в этом влияние личности родителей велико.
  • Развитие личности ребенка характеризуется расширением видов деятельности и увлечений. На этом этапе малышу необходим наставник, так как он еще многого не умеет делать. Учителем может быть родитель, который покажет весь процесс выполнения, все объяснит, обязательно похвалит. Если не получилось, кроху нельзя ругать, следует еще раз все объяснить, показать, с уверенностью убедив его, что в следующий раз все получится. Таким образом будущая личность приучается к самообразованию, стремлению развиваться, учиться. Подобные навыки необходимо привить перед тем, как идти в школу.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка, кроются не только в окружении взрослыми, но и сверстниками. Нахождение среди детей будет способствовать контактным навыкам, быстрому осознанию себя, а также превращению — эгоцентричная речь становится внутренней.

Что оказывает влияние?

Системно ролевая теория формирования личности ребенка по Н.М.Таланчуку включает в себя влияние окружающего мира и всего, что происходит в нем. Сначала кроха слышит, видит, потом трогает, осознает, размышляет. Разумеется, все эти мельчайшие моменты и детали являются важными пунктами, оказывающими влияние на формирование личности ребенка.

Психологические теории включают в себя:

Семейное влияние

Безусловно, семья является фундаментом процесса, имеет огромное значение для ребенка раннего возраста. Если отношения между мамой и папой положительные, ребенок видит, как все оказывают взаимную поддержку, он сам вырастет отзывчивой личностью, так как невольно будет повторять поведение родителей. Там, где постоянные скандалы, дети вырастают запуганными, они начинают врать, изворачиваться, зная, что последует за их поступками — ссора, крики, полное непонимание.

Да, бывают в хороших семьях пробелы с воспитанием — известны случаи, когда у благородных родителей вырастали воры и наркоманы. Многое в жизни зависит от врожденного темперамента и стремления ребенка. Но однозначно, что в семьях, где главенствующим инструментом воспитания является диктатура, дети вырастают с заниженной самооценкой. Там, где игнорируют детей, они рано становятся взрослыми. Гиперопека приводит к избалованности и множеству проблем. Влияние матери на формирование личности очень высоко — бесконечные страхи, будто сынок или дочка упадет, ударится, отравится и прочие безосновательные переживания приводят к созреванию человека, не способного ни трудиться, ни стараться, ни напрягаться. Таким детям удобнее ныть и ждать помощи от родителей.

Как же найти золотую середину? Существует тип правильных взаимоотношений в семье — своеобразное сотрудничество. Высокая нравственность, семейные ценности, оказание моральной поддержки, демократичный подход — вот разумные факторы развития личности ребенка, которые помогут ему стать человеком, а родители будут гордиться им. Роль семейных традиций в формировании личности неоценима.

Влияние социума

Субъекты, влияющие на развитие личности детей, встречаются с самого рождения. Сначала дети не знают, как себя вести, они искренни, а им говорят — «так нельзя», «так не делай» и т. д. Правила социума запрещают нам быть настоящими, но в этом есть плюс, иначе мир давно превратился бы в хаос, если бы каждый следовал своим желаниям, не пытался бы себя контролировать.

В детском саду ребенок сталкивается с воспитателями и другими детьми, учится мириться с правилами и порядками. Затем начинается школа, и родителям приходится делиться местом, считаясь с личностью учителя и его мнением. В подростковом периоде ребенок и вовсе ставит в приоритеты друзей, но со временем он начинает понимать, что был не прав. Все это естественно, важно, чтобы личность в огромном социуме не потерялась, а это значит, что родитель должен набраться терпения и помочь.

Влияние окружающего мира

Предпосылки формирования личности в раннем детстве начинаются с приезда из роддома домой. Внешняя среда как основа — обустраивается детская комната или уголок, заботливые родители приобретают самые красивые простыни, пеленки и одежду, не представляя, что уже формируются первые признаки личности.

Мамы поют колыбельные, а влияние музыки на развитие личности ребенка имеет существенное значение. Чтение сказок формирует основы культуры и моральные ценности. Причем существуют не просто ознакомительные сказки, а обучающие и психокоррекционные.

Роли родителей в формировании личности ребенка на этом не ограничиваются — в последствии важно организовывать просмотр нормальных фильмов, прослушивание соответствующей музыки, посещение культурных заведений, воспитанных друзей. Каждое событие, произошедшее в течение дня на глазах ребенка, оказывает влияние на формирующуюся личность.

Трудовая деятельность

Всестороннее развитие личности ребенка обязательно в любом возрасте, во многом оно требует его включения в процесс, приложения определенных сил.

Двухлеткам важно развивать творческие навыки, играть, можно завести домашнего питомца, за которым надо будет ухаживать. Раньше практически в каждом доме заводили животных, а дети учились считаться с ними, заботиться о них, соблюдать определенные правила. Сейчас традиции несколько изменились, но это не повод отказывать детям. Сюжетно-ролевые игры позволяют заметить, какую позицию выбирает малыш, лидер он или ведомый, будет ли стремиться проявить себя.

Дошкольников необходимо больше нагружать — для них уже не проблема вставать рано, чтобы пойти в садик и выполнять там задания, следовать распорядку дня. Пора вводить первые обязанности — подмести пол, вымыть посуду, застелить кровать. Влияние матери на формирование личности более весомое, чем отца, так как именно она большую часть времени находится рядом с ребенком. Перекладывать ответственность на родителя, который реже общается с ним, бессмысленно. Труд в принципе облагораживает, заставляет ценить и беречь, поэтому играет огромную роль для сложного рассматриваемого процесса.

В школе на личность влияют уже сверстники и учителя — в функции педагога входит побуждение ребенка к получению хорошей оценки, росту мотивации. При этом важно, чтобы подхалимство и ябедничество как фактор достижения успеха не стали основополагающими.

Вывод

Современные психологические теории развития личности, рассматривающие особенности психического развития, указывают на верную последовательность действий родителей, организацию сохранности жизни и благополучия ребенка, которые являются главными факторами построения будущего индивидуума. Обеспечить исключительно положительными факторами ребенка сложно, но оказать поддержку и понимание может каждый родитель. Именно мама и папа должны стать верными советчиками и опорой, только тогда малыш вырастет полноценной личностью.

Похожие записи

apatii.net

Развитие личности в раннем возрасте

Развитие личности в младенчестве

Первые три года — самые важные в развитии ребенка. Именно в течение первых трех лет происходит закладывание всœех базовых качеств, эмоционального и физического развития малыша.

Следует обратить внимание, на психологическое состояние детей, родители которых уделяют им мало внимания и которые кочуют от одной няни к другой. Пусть даже каждая из этих нянь будет выполнять свою работу добросовестно, но ей никогда не заменить теплой атмосферы семьи, где ребенок находит объекты для любви, привязывается к матери и отцу, братьям и сестрам. Для того чтобы осознать, насколько важно то, в какой естественной среде будет развиваться ребенок, нужно понять, как велики тревога и растерянность таких заброшенных детей.

Особенности проблемы заключаются в том, что эмоциональное развитие и умственное развитие тесно связаны между собой.

В непризнании этого основного факта частично и заключаются разногласия между сторонниками значения врожденного и сторонниками важности приобретенного в споре об умственном развитии ребенка. Редко случается, чтобы при нарушенном эмоциональном развитии умственное развитие протекало нормально. У маленького ребенка ум для своего развития требует нормальной теплой обстановки, способствующей его психологическому развитию в целом. Между эмоциональным и интеллектуальным аспектами у ребенка нет никакого зазора.

И именно в первые два года жизни будут закладываться основы будущей личности ребенка. Все здесь имеет значение: спокойствие, понимание, эмоциональность матери, то, как вы воспринимаете недовольство, крики и плач ребенка, любовь родителœей друг к другу и близость, в которую включается ребенок.

Тепло окружающих младенца людей, их внимание, твердость, которую они проявляют, и надежная защита͵ которую они создают для нового человека – основы психического развития малыша.

Во взаимоотношениях между малышом и его окружением будут закладываться основы его личности. И на первое место здесь выступают отношения между новорожденным, потом младенцем, и его матерью, которая, разумеется, существует не в изоляции от окружающего мира. Но, к несчастью, изоляция — удел многих в современных больших городах.

Как развивается личность ребенка в раннем возрасте? Чтобы ответить на данный вопрос выясним, как личность ребенка проявляется в его отношении к окружающему миру. Сюда входят три основные вида отношения: к окружающим людям, себе и предметному миру. Давайте рассмотрим, как развиваются эти три линии отношений и что нового появляется в поведении ребенка в раннем возрасте.

Как развивается отношение к предметному миру

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, ᴛ.ᴇ. взаимодействие с предметным миром с помощью общественно выработанных способов употребления предметов.

Действия с предметами имеют свою логику развития. Уже на первом году жизни ребенка формируются простые манипуляции с предметами, которые первоначально реализуются безотносительно к их свойствам: малыш одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосœет его, стучит, размахивает им и т.п.) Постепенно манипуляции усложняются. Ребенок знакомится со свойствами предметов и учится действовать с учетом этих свойств, к примеру: вкладывает деревянное яичко в пластмассовую чашечку, открывает и закрывает крышкой коробочку и т.п.

К концу первого года жизни он начинает овладевать умением обращаться с предметами в соответствии с их назначением, заданным взрослыми: собирает пирамидку, складывает кубики, катает мяч. На этом уровне развития действий предметы выступают для ребенка не изолированно, а в определœенных отношениях с другими предметами. Малыш всœе чаще экспериментирует, по разному действуя с одним и тем же предметом. Так мячик он катает, с размаху бросает на пол, забрасывает в коробку с игрушками, стучит по мячику лопаткой и т.д. И наконец, в раннем возрасте ребенок постепенно переходит к предметным действиям нового качества- действиям совершаемыми в ʼʼлогике предметаʼʼ. Ребенок овладевает культурно-фиксированными действиями с предметами. Примерами таких действий могут служит употребление ребенком ложки, чашки, умение пользоваться карандашом, лопаткой и т.п. Подобного рода действия требуют особого обращения с предметами, диктуемого определœенными правилами. В данный же период, в 2-3 года начинает формироваться игра детей, отражающая деятельность взрослых. Она еще очень проста по содержанию и состоит из отрывочного воспроизведения действий взрослых. К примеру, девочка двух с половиной лет, подражая маме, укладывает куклу в кроватку, гладит игрушечным утюжком, расставляет на столе чашки и блюдца. Подобная процессуальная игра, состоящая из отдельных действий, подготавливает будущую сюжетно-ролевую игру дошкольников.

Очевидно, что культурно-специфические действия с предметами, предметная игра не могут возникнуть сами по себе, а усваиваются ребенком при помощи взрослых.

Как развивается отношение к окружающим людям

В тесной связи с развитием отношения к предметному миру находится развитие отношения ребенка к взрослому. Главная особенность коммуникации со взрослым у детей раннего возраста состоит в том, что общение протекает на фоне их практического взаимодействия.

Складывающаяся под влиянием взрослого предметная деятельность детей начинает менять форму их общения, сложившуюся ранее. Выдвижение на передний план действий с предметами и игры приводит к усложнению потребности детей в общении со взрослым. Эмоциональные контакты с близки людьми, составляющие основное содержание общения младенца, перестают удовлетворять ребенка. Все возрастающий интерес к предметному миру оказывает существенное влияние на их отношения. Помимо потребности во внимании и доброжелательности, ребенок раннего возраста испытывает потребность еще и в сотрудничестве со взрослым.

Следует иметь в виду, что сотрудничество не сводится к прямой помощи, которую взрослый оказывает ребенку в действиях с предметами. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним, выполнение одного дела. Только такое сотрудничество обеспечивает малышу достижение практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он еще располагает. В ходе подобного сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его доброжелательность, и соучастие в практических действиях. Сочетание этих трех моментов характеризует сущность, возникающей в раннем возрасте новой потребности в общении.

Теперь взрослый начинает выступать для малыша не только как источник тепла и заботы, но и как образец для построения действий с предметами. Именно взрослый открывает ребенку культурную функцию предмета͵ общественный способ его употребления. Он ставит перед ребенком задачу овладения определœенным действием, с помощь слова или показа определяет значение каждого предмета и способы действия с ним. Сначала действия выполняется ребенком в сотрудничестве со взрослым. Постепенно, по мере овладения ребенком значением вещей и формированием умений в обращении с ними взрослые предают ему весь процесс осуществления действия, и оно становится самостоятельным. При этом взрослый, с одной стороны, является образцом для подражания, а с другой – главным ценителœем успехов ребенка.

После того, как мы рассмотрели как развивается отношение ребенка к предметному миру и взрослым, выясним как изменяется отношения ребенка к себе самому и как эти изменения проявляются в поведении ребенка.

Как развивается отношение к себе

Отношения к себе сохраняет ведущее положение в процессе становления личности в раннем детстве и выступает как развитие самосознания ребенка.

Каковы же источники развития самосознания? Откуда ребенок может узнать, какой он, что он уже умеет, может делать вместе со взрослым или самостоятельно? Самосознание человека не является врожденным. Оно возникает прижизненно. Два главных источника его развития: индивидуальный опыт ребенка (его собственная практическая деятельность), а также опыт общения с окружающими людьми, взрослыми и детьми. Важно подчеркнуть, что общение рассматривается не просто как коммуникация, а как такая деятельность, которая направлена на другого человека как на личность (совокупность присущих только этому человеку уникальных качеств и проявлений). По этой причине, общаясь с другими людьми, ребенок получает возможность познавать своего партнера, а через его реакции, выражаемое им отношение – и самого себя, как бы смотрясь в партнера по общению как в зеркало.

На первоначальном этапе развития образа себя (самосознания), на первом году жизни знания малыша о себе еще очень примитивны, они лишены практической основы, базирующейся на индивидуальном опыте, ведь младенец мало в чем может попробовать свои силы. Он полностью доверяет взрослым, заимствуя у них их отношение к нему, и смотрит на себя глазами родных и близких.

Что же именно ребенок о себе узнает, вступая в общение со взрослым? Прежде всœего, нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребенка очень важно переживание своей значимости для других. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких людей. Родные, прежде всœего мать, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, выражают свою любовь. В общении с малышом близкие люди, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Именно такие проявления взрослых, адресованные малышу, способствуют формированию его положительного самоощущения, помогают пережить свою значимость для других. Положительное эмоциональное самоощущение ребенка составляет основу его образа себя базальный компонент самосознания, становится фундаментом его открытого доверчивого отношения к миру, другим людям, себе самому.

В образе себя у младенца на протяжении всœего первого года жизни превалирует эмоциональный компонент. В первом полугодии жизни ведущая деятельность младенца – общение – носит эмоциональный характер.
Размещено на реф.рф
Ребенок, взаимодействуя со взрослыми, воспринимает их общее отношение, выражающее ценность его существования в глазах окружающих. Это влечет за собой интенсивное эмоциональное переживание своей значимость, ценности, существующее в форме положительного эмоционального самоощущения, составляющего основу общей самооценки. Индивидуальный опыт взаимодействия с предметным миром почти полностью отсутствует, так как у ребенка еще нет практических действий с предметами.

Во втором полугодии под влиянием расширяющегося опыта практических действий постепенно накапливаются представления ребенка о своих способностях в действиях с предметами. Ребенок начинает переживать себя как субъекта своих действий.

На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее формирование образа себя по линии всœе более отчетливых и разносторонних представлений о своих возможностях, способностях и действиях. Вместе с тем, уточняется отношение ребенка к себе как к действующему началу, с одной стороны, и определœенной уникальной целостности, обладающей постоянством черт и характеристик, – с другой.

Наблюдение за детьми выявило появление в данный возрастной период целого ряда форм поведения, свидетельствующих о формировании самосознания.

Формы поведения, свидетельствующие о развитии самосознания

Представления о внешности и физических возможностях. К концу второго года дети безошибочно показывают, где носик, глазки, ушки, ротик. По просьбе взрослого двухлетний малыш может встать, сесть, попрыгать, принœести что-либо и т.п. Таким образом проявляется его компетентность относительно своих возможностей.

Влияние на поведение других людей. Двухлетние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш просит взрослого почитать книжку, починить сломанную машинку, достать с полки карандаши, завернуть куклу и т.п. подобные требования и просьбы ребенка указывают на стремлений оказать влияние на взрослых. Дети не стали бы ничего требовать от родителœей и близких, в случае если бы не были уверены в том, что те могут их послушаться. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно полагать, что дети «знают» о своей способности влиять на поведение других людей.

Описание своего поведения. Обычно на третьем году жизни, когда дети начинают часто употреблять местоимения «я», «мне», «ты», они начинают комментировать свое поведение. Теперь, выполняя какое-нибудь действие, они часто называют его вслух. Взбираясь на стул, малыш приговаривает:

«Я сяду», строя из кубиков домик, говорит: «Я строю», а направляясь на кухню повторяет «Хочу пить». Дети демонстрируют также свою осведомленность в названиях предметов и явлений, соотнося их с собой: «Я сижу», » Моя кукла», «Моя чашка», «Я играю в мяч».

Чувство собственности. Во взаимодействии детей можно часто наблюдать такую форму самопознания как проявление чувства собственности. Рассмотрим следующий пример.
Размещено на реф.рф
На детской площадке в присутствии своих мам играют два незнакомых друг с другом трехлетних мальчика. В первые полчаса игры один из них, Коля, несколько раз подходил к другому, Пете, и отбирал у него игрушки. Коля не протестовал, не плакал, не хныкал, не отвечал тем же и не обращался за помощью к маме. При этом, после очередного ʼʼпокушения на собственностьʼʼ Коля оставил всœе свои игрушки, подошел к Пете, забрал машинку, с которой только что играл, и отнес ее к своим игрушкам. Через несколько минут Петя пытался отнять эту машинку у Коли, но тот не поддался, крепко держал и отстоял ее.

Почему Коля так долго не сопротивлялся тому, что Петя отбирал у него игрушки? Объяснение может состоять в следующем: регулярное лишение игрушек, в конце концов разбудило у Коли чувство собственника, несмотря на то, что он играл с ними впервые. Сопротивляясь обидчику, ребенок утверждался в чувстве собственности, понимании того, что он может владеть предметами, хотя бы на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время, и распоряжаться ими.

Сопереживание. Еще одним проявлением самосознания, связи с развитием образа себя является способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

После полутора лет у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять и поцеловать его, дать ему игрушку или сладости. Рассмотрим пример поведения маленького ребенка по отношению к другому ребенку. Саша , которому год и семь месяцев, находился в саду со своим братом. Саша – крепкий малыш и часто играл с родителями в забавную для всœех игру. Смешно ковыляя, он задирал футболку, показывая голый, круглый животик. В тот день брат Саши упал и начал отчаянно рыдать. Посмотрев на брата͵ малыш подошел к нему и, задрав футболку, показал живот, будто пытаясь вызвать смех и таким образом смягчить негативные переживания. То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и поступать соответственно своему личному опыту.

Половая идентичность. От полутора до трех лет у детей у детей формируется первичная половая идентичность. В данный период ребенок научается правильно относить себя к тому или иному полу, но понимание детьми половых различий остается еще ограниченным.

Постоянством пола принято называть понимание детьми того, что пол не меняется с течением времени, при смене одежды, рода занятий или других внешних признаков. В раннем возрасте дети не осознают постоянства пола, они часто полагают, что девочка становится мальчиком, в случае если ее одевают в мальчиковую одежду, и наоборот, мальчик одетый в платье, становится девочкой

К трем годам дети не только правильно различают пол окружающих людей, но и довольно хорошо знают, что исходя из пола к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и носят платья, а мальчики играют в войну, пожарников или летчиков и предпочитают куклам машинки и солдатики.

Самоузнавание. О формировании самосознания на втором году жизни свидетельствует и тот факт, что ребенок начинает легко узнавать себя в зеркале и на фотографиях.

Малыши начинают использовать зеркало для коррекции своего внешнего вида, игры со своим отражением, для того, чтобы рассмотреть части одежды, которые без зеркала не видны, к примеру, рисунок на карманчике, шапочку или платочек на голове. Рассматривание своего отражения сопровождается яркими положительными эмоциями: дети «красуются» перед зеркалом, улыбаются, гримасничают, проявляя творческую изобретательность в игре со своим отражением.

При этом такая картина характерна для детей из семьи с полноценным опытом взаимодействия и общения со взрослыми. У детей, воспитывающихся в Доме ребенка, вне семьи, наблюдаются иные проявления: отсутствие самоузнавания, интереса к своему отражению, преобладание негативных эмоций. Такую же картину мы наблюдали у детей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в яслях-пятидневках. Можно было предположить, что у этих детей также отсутствует необходимый опыт общения с родителями, близкими взрослыми. Близкие мало интересуются малышом, мало с ним играют, разговаривают, не выражают своей любви к ребенку. Малыш выступает для взрослых скорее как объект ухода, а не полноценное человеческое существо, развивающаяся личность. По этой причине и представление ребенка о себе недостаточно сформировано.

Конкретная самооценка

Как мы уже отмечали, в младенчестве в ходе общения с близкими людьми у ребенка складывается общая самооценка, отражающая чувства любви и заботы, исходящие от окружающих и обращенные к нему. В раннем возрасте это отношение взрослых обогащается новой гранью: отношением к достижениям малыша в сфере действий с предметами. Появление этой новой грани в отношениях взрослого к ребенку преобразует отношение ребенка к себе самому. Развитие отношения к себе идет по линии различения общего отношения к себе ( общей самооценки), как оно сложилось в младенчестве, и конкретного, основанного на реальных достижениях ребенка в сфере действий с предметами (конкретной самооценки). Постепенно ребенок начинает всœе более четко оценивать результаты своих конкретных действий, их успешность с точки зрения достижения цели. На третьем году жизни складываются основы конкретной самооценки. Для иллюстрации рассмотрим следующий пример.

Взрослый рассматривал вместе с ребенком карточки детского лото и спрашивал о названии изображенных на них предметов, животных и растений. В случае если ребенок называл правильно, ответ оценивался: ʼʼХорошо, ты это знаешьʼʼ. В противном случае – ʼʼПлохо, ты не знаешь этогоʼʼ. Обнаружилось, что дети раннего возраста своеобразно воспринимают оценки взрослого. Так, их радуют как позитивные, так и негативные оценки. При этом негативные оценки вызывают меньше положительных эмоций.

Сравнение поведения детей 2-2, 5 и 2,5-3 лет в такой ситуации показало, что с возрастом изменяется окраска детских переживаний, возникающая в связи с конкретной оценкой взрослого. Она приобретали всœе более личностный характер, что, в частности, выразилось в том, что неудачи в конкретном действии вызывали у детей смущение, чувство неловкости, а переживание радости при удаче сопровождалось гаммой других чувств – дети требовали внимания и признания своей удачи окружающими, испытывали чувство гордости за свои достижения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в раннем возрасте у ребенка постепенно формируется особое оношение к себе – конкретная самооценка – способность к оценке своих конкретных действий. Теперь он способен различать и более сложные отношения взрослых к нему: отличать общее положительное отношение взрослого к себе как личности и конкретное отношение к своим отдельным действиям.

Отношение к сверстникам

Помимо общения с взрослыми в развитии образа себя определœенную роль начинает играть и общение со сверстниками. Что же привносит в образ себя ребенка раннего возраста общение со сверстниками? Психологи установили, что в начале второго года жизни у детей при контактах с ровесниками преобладают действия, направленные на сопоставление собственных физических качеств с качествами сверстника. Ребенок смотрит на руки, ноги, одежду другого ребенка и сразу начинает разглядывать те же части тела и детали одежды у себя. По-видимому, таким способом дети устанавливают сходство со сверстниками, и у них формируется представление о своем физическом облике.

До двух лет в общении детей преобладают действия ʼʼобъектногоʼʼ характера. Малыши трогают, щупают, толкают друг друга, наступают на товарища, совершенно не обращая внимания на реакцию партнера. В свою очередь тот, на кого направлены подобные действия, стремится от них уклониться или активно отвергает. Негативные эмоциональные реакции на воздействия сверстников у детей до двух лет намного превышают позитивные.

Основным содержанием общения детей после двух лет становятся совместные раскованные игры. Малыши бегают друг за другом, вместе танцуют, попеременно вскакивают, произносят слова, строят гримасы, передают друг другу игрушки, щекочутся, возятся, смеются. При этом они не остаются безразличными к воздействиям друг друга ( как это было прежде), не избегают партнера, но с радостью принимают любую его инициативу. Дети стремятся без конца повторять и разнообразить свои игры, пока находятся в обществе ровесника и при каждой встрече возобновляют их.

В случае если в начале второго года жизни 90% действий, направленных на сверстников, ʼʼобъектныеʼʼ, то в конце третьего года преобладают ʼʼсубъектныеʼʼ, составляя 70% от общего количества действий. В поведении детей субъектное отношение выражается в том, что, оказывая воздействие, ребенок смотрит в глаза сверстнику, учитывает его реакцию, изменяя свое поведение применительно к партнеру. Проявляя внимание, интерес к действиям другого ребенка, эмоционально откликаясь на его инициативу в раскованных играх, подражая всœем действиям партнера, дети дают друг другу положительную оценку, чем поощряют к дальнейшей инициативе. Ребенок получает возможность открывать в себе всœе новые ʼʼтворческие потенцииʼʼ и реализовывать их, получая положительное подкрепление от сверстника, переживая ʼʼуспехʼʼ в своих начинаниях. Это, с одной стороны, повышает общую самооценку ребенка (или подкрепляет ее), а с другой стороны дает знания о своих возможностях в освоении новых действий, открытии в себе новых качеств. Потому-то общение со сверстниками и становится таким значимым для ребенка, а извлекаемый из него опыт отражается в образе себя, пополняя представление о своих способностях и возможностях в виде переживания способности к творчеству, а также переживания своей значимости для сверстника как партнера в раскованных играх. ʼʼСубъектностьʼʼ партнера, ᴛ.ᴇ. восприятие его как активного, действующего начала познается как отражение собственной ʼʼсубъектностиʼʼ и включает право на выбор действий, оценку, инициативу и ее поддержку со стороны партнера, другого ребенка, взаимную подстройку, изменение поведения с учетом реакции сверстника.

Итак, общение со сверстниками добавляет к образу себя ребенка знание о своем физическом облике, а также переживание своей творческости, инициативности, значимости для других детей.

referatwork.ru

Развитие личности ребёнка в раннем возрасте (от одного года до трёх лет)

Развитие личности ребёнка в раннем возрасте

(от одного года до трёх лет)

Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления – принцип развития. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства.

Характерной психологической чертой ребенка в раннем возрасте является ситуативность поведения. Для малыша одного- двух лет интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. При этом он не просто разглядывает предмет, а стремится сразу же действовать с ним. В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны. Окружающие предметы как будто сами манят малыша, чтобы он открывал их, переворачивал, катал или бросал.

Мышление в этом возрасте протекает не в отвлеченной форме, а в форме действий с предметами, которые ребенок непосредственно воспринимает, которые он держит в руках. Малыш еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется им путем практических действий с предметами. Такое мышление психологи называют наглядно-действенным .

Еще одна характерная черта психики ребенка раннего возраста – особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, в неустойчивости эмоций. И природа, и люди, и вещи – все привлекает и манит к себе малыша, все восхищает его, пробуждает в нем эмоциональный резонанс. Как радостно бросается ребенок к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить с ним свое удовольствие. Расставание с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. То же самое происходит и при встрече или разлуке с близкими. Малыш отчаянно плачет, расставаясь с мамой, и с радостными возгласами бросается к ней, едва увидев ее. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания.

Следует помнить, что для нормального развития чувств ребенка большое значение имеет то, свободно ли он выражает их, или же «уходит в себя», сдерживает свои эмоции. Если взрослые постоянно подавляют эмоции и чувства малыша, его инициативу в проявлении желаний, это может привести к появлению апатии или, напротив, агрессивных проявлений.

На протяжении раннего возраста поведение ребенка постепенно преобразуется: оно становится все более произвольным и целенаправленным. К трем годам он уже может долго, сосредоточенно заниматься одним делом, например, разглядывать картинки в книжке, показывая на них пальчиком и называя изображения, настойчиво добиваться цели: путем долгих проб открыть коробку со сложным запором, завести машинку. Ребенок все чаще решает умственные задачи не только в ходе непосредственного действия с предметами, но и во внутреннем плане.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.

Развитие трехлетнего ребенка имеет свои закономерности и особенности. Также необходимо отметить, что этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи.

Характерными особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений. В это время слова становятся зависимыми составными частями предложения, и таким образом осуществ­ляется переход к флексивной речи. Одновременно отмечаются сохранение и услож­нение предложений, состоящих из цепочки неизменяемых слов.

Ребенок от 2,5 до 3 лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора («когда будет красный огонек, то нажмешь на мячик, а когда будет зеленый — не будешь нажимать»). Толь­ко к 3,5-4 годам ребенок может выполнить подобную задачу по предварительной ин­струкции, отвлекаясь от случайных влияний.

К трем годам складываются разнообразные харак­теристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и ши­рокому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. В развитии мыслительной способности важную роль играют речь и практическая де­ятельность ребенка.

Психическое развитие в процессе непосредственного практического взаимодей­ствия с объектами внешнего мира позволяет ребенку не только накапливать разно­образную и все более усложняющуюся информацию, но и становиться субъектом по­знавательной и практической деятельности. В преддошкольном возрасте закладыва­ются существенные компоненты субъективной структуры деятельности в виде способов ее осуществления, которые на начальном этапе включают элементарные орудийные и неспецифические манипулятивные действия с предметами. Другой су­щественный компонент субъекта деятельности, заключающийся в программирова­нии и реализации намеченных последовательных действий для достижения цели, также начинает возникать в преддошкольный период в связи с усвоением и выполне­нием элементарных инструкций взрослых, в которых в качестве цели выступает пер­цептивный эффект (например, зажигание лампочки). Эту начальную форму можно рассматривать как объектно-субъектную, поскольку проявление самостоятельности ребенка есть результат его непосредственного сотрудничества со взрослыми. Но со­циальное формирование человека не ограничивается генезом субъекта общения, по­знания и практической деятельности. Оно проявляется также в том, что в преддо­школьном возрасте создаются предпосылки для развития личности .

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходя они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, благодаря которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни .

Формирование личности в раннем возрасте связано со станов­лением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, от­кликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит пре­вращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, то есть сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к сущест­ву, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возни­кает упомянутое выше психологическое новообразование «Я».

Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двух­летние дети умеют уже подчинять поведение других людей своим требованиям, осознают свои возможности в оказании влияния на них, демонстрируя при этом определенные волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне», «ты», по-видимому, осознавая различие между собой и окружающи­ми людьми. К трем годам у детей появляется представление о мыш­лении как о процессе, происходящем в их голове и скрытом от окру­жающих людей. На третьем году жизни, выполняя какое-либо дей­ствие, ребенок описывает его, причем чаще то, что делает сам, а не другие люди.

С появлением самосознания постепенно развивается способ­ность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека [18]. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, об­нять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Пси­хологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети.

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдер­живать свою агрессию, быть послушным. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удов­летворение, а при несоответствии — огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им поче­му-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.

При переходе со второго на третий год жизни открывается воз­можность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей яв­ляется приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прила­гаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности — характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылка­ми на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.

Еще один показатель развития мотивации достижения успехов у детей представляет собой способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собствен­ных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, четвертый показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточно высокой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориентирован­ной на достижение успехов, представляет собой умение различать способности и прилагаемые усилия.

Таким образом, к трем годам складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели.

К особенностям развития ребенка в возрасте трех лет можно отнести следующее:

— этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному;

— к трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи;

— особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений;

— ребенок от 2,5 до 3-х лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора;

— складываются разнообразные харак­теристики мыслительной деятельности.

kopilkaurokov.ru

Развитие личности ребенка в раннем детстве. Новообразования. — Студопедия.Нет

Индивидуально-психологические свойства личности. Происходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками. Отсутствует соподчинение мотивов (все мотивы имеют одинаковую побудительную силу) желания неустойчивы, неконтролируемы и несдерживаемы. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми. Наблюдая за поведением, можно увидеть первые признаки темперамента.

Ребенок начинает овладевать правилами поведения, учиться подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Происходит переход от «полевого» к волевому поведению (По К. Левину).

Формируются важные предпосылки для формирования личности. К 3 годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.Формируется ситуативно-деловое и внеситуативно-познавательное общение. Изменяется отношение ребенка ко взрослому выражается в стремлении к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых.

Эмоциональное развитие. Эмоциональное состояние на протяжении первых 3 лет жизни очень неустойчиво. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Вследствие эгоцентризма – слабое развитие эмпатии. Фаза эмоциональной свободы, свободы развития чувств, а следовательно и воображения (фаза наивного субъективизма или наивного эгоцентризма). Ребенок всецело погружен в мир своих переживаний. Субъективизм, погруженность в свои переживания, натуральный эгоцентризм ‑ все это имеет наивный, непосредственный характер. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В этот период развития у ребенка имеется очень сильная потребность в положительном образе «Я». Очень рано проявляется способность к сопереживанию.

Новообразования. Формирование «внешнего Я — сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности ‑ усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.

Кризис трех лет.

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

 

 

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *