Что такое воздух для детей объяснение – Детям о воздухе

Содержание

Что такое воздух?

Что такое воздух? Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей. 

Что находится вокруг нас? Воздух. Куда бы мы ни пошли, он везде есть. Но вот увидеть его или пощупать невозможно. Но мы сегодня попытаемся это сделать в занимательных и познавательных опытах для малышей.

Где спрятался воздух? Опыт 1.

Покажите ребенку пустой прозрачный пакет (удобно использовать пакеты для завтраков) и спросите малыша: «Что в пакете?». Конечно же, он скажет, что в пакете ничего нет. Тогда отвернитесь и раскройте пакет, наберите в него воздух и закрутите край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Повернитесь к малышу и покажите ему, что стало с пакетом, спросите, что в пакете.

Пусть малыш потрогает пакет. Поставьте большой палец вниз, а остальные пальцы вверх и сожмите пакет — станет понятно, что в нем что-то есть. Пусть и малыш попробует так сжимать пакет. После этого вместе с ребенком откройте пакет. Воздух выйдет, и пакет перестанет быть упругим. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Как увидеть воздух? Опыт 2.

Дайте малышу трубочку для коктейля и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Ребенок почувствует движение воздуха – ветерок. Расскажите, что воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.

Пусть малыш погрузит трубочку в стакан с водой и подует. На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Где бывает воздух? Опыт 3.

Спросите малыша, где есть воздух. Расскажите, что в воздух окружает нас всюду, но мы его не видим. Спросите, а в земле есть воздух? В глине? В пластилине? Выслушав ответы малыша, предложите проверить.
Для этого возьмите одноразовые стаканчики. Налейте в них воды. В один стаканчик бросьте кусочек пластилина. В другой – глину. В третий – землю. В четвертый – кусочек поролоновой губки. Посмотрите с ребенком на пузырьки, которые появились в воде. Что изменилось? Откуда взялись пузырьки воздуха в стаканчике, куда мы бросили землю? В каких еще стаканчиках появились пузырьки? Ребенок уже знает из предыдущего опыта, что это воздух выходит с пузырьками. Значит, в земле есть воздух.
Попросите малыша догадаться, зачем нужно рыхлить землю. Покажите ему, как Вы рыхлите землю в горшках комнатных растений. Возможно, он видел, как взрослые рыхлили землю на даче. Землю рыхлят, чтобы в нее попал воздух. Воздух нужен не только людям, он нужен и растениям, чтобы они хорошо росли. Если в земле нет воздуха, то растение плохо развивается и растет чахлым. Можно дать малышу палочку, чтобы он помог Вам рыхлить землю.
Если Вы любите комнатные растения, то можно дать другую задачку малышу: когда лучше рыхлить землю – до полива или после полива. Рассмотрите с малышом землю в горшке. Затем полейте обильно с землю и покажите, что земля перестала быть рыхлой. Пусть малыш догадается сам, когда лучше рыхлить землю, чтобы дать доступ воздуху – до полива или после полива. Эта задачка под силу пятилетнему ребенку и старше.
Можно провести эксперимент на обнаружение воздуха и с любыми другими материалами. Наличие большого количества пузырьков покажет малышу, что в этом предмете тоже есть воздух. Он есть в маленьких дырочках губки, в щелях коры и во многих других предметах вокруг нас.
Очень нравится дошколятам и такой «фокус с воздухом». Надуйте воздушный шарик и опустите его отверстием в воду. Шарик будет сдуваться, а воздух начнет выходить пузырьками на поверхность воды.

Сколько места занимает воздух? Опыт 4.

Спросите, что будет,  если в воду бросить бумагу? Она размокнет. А можно ли достать бумагу сухую из воды?
Покажите малышу вот такой фокус – эксперимент с воздухом и бумагой.
• Возьмите обычный стеклянный стакан или чашку и прикрепите ко дну кусочек салфетки. Удобно прикрепить его обычным или двусторонним скотчем. Ребенок должен обязательно убедиться, что бумага сухая!
• Возьмите таз с водой, воды в тазу должно быть много, чтобы Ваш стаканчик в нее погрузился.
• Быстро переверните стакан вверх дном и опустите его полностью в воду. Достаньте. Бумага сухая! Как это получилось? Воды не было в стакане? Что же в нем было? В стакане был воздух, и он не дал возможности воде намочить бумагу.
• Проверяем, действительно ли воздух был в стакане. Снова погружаем стакан в воду и чуть приподнимаем один его край. На поверхность воды вышел большой пузырь. Это выходит воздух.
Оказывается, воздух – это не пустота! Воздух хотя и невидим, но занимает место!

Воздух теплый и холодный. Опыт 5.

 Зимой возьмите пустую пластиковую бутылку из-под воды, закройте ее пробкой и вынесите на мороз. Посмотрите, что стало с бутылкой. Она сжалась, помялась. Почему? Потому что холодный воздух занимает меньше места, чем теплый, вот стенки бутылки и вдавились внутрь.

Очень интересен опыт с шариком. Пустую бутылку без крышки вынесите на мороз. Затем ее внесите в теплую комнату и быстро наденьте воздушный шарик на горлышко. Плотно закрепите шарик. Теперь опустите бутылку в горячую воду. Шарик начнет надуваться. Почему? Теплый воздух занимает больше места, чем холодный, вот воздух и заходит в шарик и его надувает.
Скажите ребенку, что воздух хорошо сохраняет тепло. Между рамами нашего окна находится воздух и он греет (покажите рамы и где между ними находится воздух).
Спросите, почему зимой мы надеваем на прогулку не одну кофточку, а несколько. (Между одеждой находится воздух, он сохраняет тепло).
Воздух есть между снежинками, поэтому под снегом растения не мерзнут. Он есть между волосками шерсти животных и между перышками птиц и между ворсинками шубы. Поэтому в шубе тепло.

В воздухе есть кислород. Опыт 6.

Зажгите небольшую свечку. Спросите, можно ли ее погасить, не дуя на пламя. Закройте свечку банкой. Через некоторое время свечка сама погаснет. Объясните ребенку, что для пламени нужен кислород, который есть в воздухе. Кислород в банке закончился, свеча и погасла.

Поэтому пламя на пожарах засыпают песком или заливают водой, чтобы не было доступа кислорода.

Видео для детей «Что такое воздух? Из чего состоит воздух?»

Воздух в знакомых предметах.

1. Отчего получаются мыльные пузыри?

Когда будете пускать мыльные пузыри, спросите малыша, что находится внутри них? Откуда в мыльных пузырях берется воздух? (Мы его выдыхаем). Почему мыльные пузыри получаются разного размера — то больше, то меньше? (Чем больше воздуха попало вовнутрь мыльного пузыря, тем больше сам пузырь)
Понаблюдайте, отчего лопается мыльный пузырь. 1) Летящий мыльный пузырь лопается, когда задеваешь его. Оболочка пузыря рвется, и воздух из него выходит. 2) Когда надуваешь пузырь, он тоже может лопнуть, если воздух не помещается в капле.

2. Пипетка.

Дайте малышу пипетку и спросите, что в ней находится. Пусть ребенок попробует набрать сок или другую жидкость в пипетку. В пипетке теперь не только воздух, но и сок. Воздух в пипетке сжался, его так и называют «сжатый воздух». Затем пусть малыш нажмет на резиновый колпачок. Жидкость капает из пипетки. Почему? Оказывается, сжатый воздух сильный, и он может выполнять разную работу! Например, он может выталкивать жидкость и передвигать ее.

3. Реактивный двигатель.

Надуваем шарик, отпускаем его и следим за траекторией его полета. Попробуем надуть шарик чуть-чуть, а в следующий раз надуть его большим. Сравним, в каком случае шарик дольше летал. Этот принцип используется в реактивных двигателях.
Если Вы уже посмотрели мультик, то Вы знаете, как дома сделать с помощью воздушного шарика и воздуха настоящую ракету!

4. Воздушный шар для полетов.

Ваш малыш уже, конечно, догадался, что внутри такого шара находится воздух. Нагретый воздух становится легче и расширяется, холодный воздух становится тяжелее и уменьшается в объеме (см. опыт 5). В воздушном шаре для полетов воздух специально нагревается, и поэтому шар взлетает и летит все выше и выше.

5. Другие предметы.

Если будет возможность покажите, как с помощью воздуха работают такие полезные вещи, как компрессор для аквариума (это можно показать в зоомагазине) , велосипедный насос, фен, пылесос.

 О воздухе Вы можете еще почитать статьи:

1)  «Откуда берется ветер?» — опыты, познавательные рассказы и видео для детей, логические задачи, картинки.

2)Подвижные развивающие игры для детей по теме «Ветер» Познавательные и развивающие игры, игры для развития умений сотрудничества со сверстниками, игры на внимание для детей от 3 лет и старше.

3) Задачи для детей на логику по теме «Ветер» — развитие речи, мышления, воображения детей.

4) Стихи о ветре. Учимся, играя — стихи, загадки, игры, задания для детей, пальчиковая гимнастика и веселая зарядка про ветер для малышей.

Другие познавательные занятия для малышей Вы можете найти в рубрике «Мир вокруг нас».

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект «Что такое воздух»

В группу заходят дети из раздевального помещения, воспитатель заход сопровождает словами:

Воспитатель:   — Ребята,  Собрались мы снова вместе,
                                            Чтобы было интересней!
                                            Много нового узнаем,
                                            Что ж, ребята, начинаем…

 Воспитатель обращает внимание на коробку стоящую в центре группы, предлагает посмотреть, что в ней находиться. Открывают, находят полиэтиленовые пакеты, воспитатель удивляется, ищет, что ещё спрятано и находит записку, читает  загадку

— Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ.

  Невесомою косынкой, он окутывает нас.

  Мы его не замечаем, мы о нём не говорим,

  Много мы о нём не знаем, но он всем необходим!       (Воздух)

Воспитатель:   — Правильно, ребята, это – воздух. Хотите о нём всё-всё узнать?  (Да)

— Давайте для начала с ним поиграем:

  Все вдыхаем носом воздух,

  Выдыхаем через рот

  А теперь с тобой мы вместе

  Сделаем наоборот.

Воспитатель:   — Скажите, что мы вдыхали и выдыхали носом и ртом?  (Ответы детей).

Воспитатель:   — Правильно, это был воздух. Давайте попробуем его увидеть.

  Вправо смотрим – ничего,

  Влево смотрим – ничего.   (переводят взгляд вправо-влево)

  Раз-два, раз-два – посмотри  (моргают)

  Глазки шире распахни  (широко открыть глаза)

  Вверх глаза ты подними  (посмотреть наверх)

  Вниз скорее посмотри  (опустить взгляд вниз)

  Воздух в комнате найди  (круговые движения глаз)

Воспитатель:   — Ну, что, увидели воздух?   (Нет).  Значит, что можно сказать про воздух, какой он?   (Воздух прозрачный)

Воспитатель:   — Правильно, воздух прозрачный, он не видим, но он находится везде, даже сейчас вокруг нас. Хотите, в этом убедиться? Тогда я предлагаю взять в руки по пакету, которые были в этой коробке и сжать их. Вот так.

Дети берут пакет в руку, сжимают в ладони.

— Что в нём?     (Ничего)

— Правильно, в нём сейчас нет ничего, он пустой, поэтому мы его легко сжали. А теперь давайте раскроем пакет, и взмахнём сверху-вниз и быстрее его закрутим. Что произошло с пакетом? Как он изменился?     (Он надулся, стал плотным)

— Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся? Чем он сейчас заполнен?     (Он с воздухом)

— Действительно, пакет изменил  форму, потому что он стал полон воздуха. На что стал похож пакет?     (На воздушный шар).

— А теперь откройте пакет и выпустите из него воздух. Что произошло с пакетом? Как вы думаете, почему?  (Вышел воздух)

— Мы с вами уже узнали, что воздух прозрачен, а что после игры с пакетами мы узнали?

Дети:  — Воздух есть вокруг нас, он заполняет любое пространство.

Воспитатель:   — Молодцы, мы узнали уже 2 свойства воздуха: он прозрачен, и он есть везде. А как вы думаете, как ещё мы можем узнать про воздух?

Дети:   — Из книг, из телевизора, спросить у взрослых,  у учёных.

Воспитатель:   — Молодцы, назвали всё правильно. А напомните мне, как наша группа называется? (Незнайка). А кто из друзей Незнайки был самым умным? У кого была своя лаборатория?   (У Знайки). Предлагаю обратиться к нему за помощью, может он нас познакомит ещё с какими-нибудь свойствами воздуха. Согласны? Тогда давайте его позовём.   (Знайка, Знайка)

Входит взрослый, одетый в белый халат и очки в руках книга «Энциклопедия Почемучек»

Знайка:   — Здравствуйте, ребята, я услышал, что вы меня зовёте, и поспешил к вам на помощь. Как вы думаете, почему меня зовут Знайка?    (Ответы детей: много знаешь, много читаешь)

Знайка:   — Правильно, я знаю почти обо всём на свете, на любой вопрос я могу найти ответ, и моя любимая книга «Энциклопедия Почемучек». Своими знаниями я могу с вами поделиться, о чём вы хотите узнать?

Дети:   — Мы хотим узнать о свойствах воздуха.

Знайка:   — А что вы о нём уже знаете?

Дети:   — Он прозрачный, невидимый, он вокруг нас.

Знайка:   — Ну что же, чтобы узнать ещё про свойства воздуха, я приглашаю вас в свою лабораторию.

Дети проходят к столам, усаживаются.

Знайка:   — Вы мне сказали, что узнали, что воздух есть вокруг вас, а я вам  покажу, как можно его почувствовать. Предлагаю с помощью воздуха устроить ветер! Возьмите веера с подноса, помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Ветер) Да, веер движется и подгоняет воздух, воздух начинает тоже двигаться, поэтому в лицо дует лёгкий ветерок.

Воспитатель:   — Знайка, а я знаю интересную игру с веером, хочешь, я тебя и ребят научу?     (Конечно, хочу)

Движения выполняются по тексту сначала одной рукой, затем веер перекладывается в другую руку и движения повторяются.

— Ветер дует на меня,   (машут веером на себя) 

  Ветер дует от меня.    (машут от себя, вытянув руку вперёд)

  Ветер дует высоко,     (встают на носки, машут над головой)

  Ветер дует низко.     (наклониться,  помахать внизу)

  Ветер дует далеко,    (руку вытянуть в сторону и помахать)

  Ветер дует близко     (машут опять на себя)

Знайка:   — Интересная игра с веером, когда у меня будет свободная минутка от опытов, я с удовольствием со своими коротышками её повторю. Ребята, прошу положить веера на поднос и скажите, что вы узнали про воздух, с помощью вееров?

Дети:   — Он может двигаться, когда движется, получается ветер.

Знайка:  — Ребята, как вы думаете, можно воздух услышать?

                  (Ответы детей)

Знайка:   — Я вам сейчас докажу, что воздух можно услышать, возьмите по шарику и надуйте. (Дети выполняют). Где теперь воздух? (Он внутри шариков). Чтобы его услышать, растяните немного шарик и спустите воздух. Что происходит? (Воздух выходит из шарика, слышно его шипение). Молодцы, так какой можно сделать вывод про звук воздуха?

Дети:   — Звук можно услышать, если есть сильное давление

Знайка:  — Ребята, как выдумаете, воздух пахнет? Может ли он чем-нибудь пахнуть? (Ответы и предположения детей) Хотите это узнать? На ваших столах стоят контейнеры, предлагаю их открыть, понюхать, определить, пахнут или нет, что это за запах, найти соответствующую картинку и её показать

Дети открывают контейнер (банку), нюхают, определяют, чем пахнет, на столах у каждого 4 картинки с изображением апельсина, лука, духов и карточка без изображения, по 2 контейнера с запахом.

Знайка: — Что вы узнали,  пахнет воздух или нет?   (Ответы детей)

Если дети затрудняются, то Знайка делает вывод сам:

Знайка:   — Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие вещества.  Воздух может пахнуть свежестью после дождя, едой, которую готовит мама, дымом от костра, духами и другими веществами

Воспитатель:   — Знайка, а в нас есть воздух?

Знайка:- А вы,  правда, хотите это узнать?  (Да) Тогда сделайте губы трубочкой и выдохните воздух на ладонь. Какой воздух вы почувствовали?  (Холодный) А теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой вы почувствовали? (Тёплый). А теперь закройте рот и нос, проверим, как долго мы сможем не дышать.  (Дети выполняют).  А хотите увидеть воздух, который выходит из вас? Перед вами стакан с водой и трубочка, вдохните через нос, а выдыхать надо через трубочку в стакан с водой. Воздух выходит из лёгких,  проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочки в стакан с водой, и мы видим его в виде воздушных пузырьков. Какой можно сделать вывод?

Дети:   — Воздух лёгкий, легче воды. Человек не может без воздуха.

Знайка:   — Но я хочу вам сказать, чтобы быть здоровым, необходимо дышать только свежим воздухом. К сожалению, ежедневно заводы, фабрики, машины выбрасывают огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух. И люди ставят огромные очистительные фильтры. Хотите посмотреть?    (Да)

Просмотр мультфильма «Чистый воздух»

Знайка:   — Интересный мультфильм? Так что вы интересного узнали про воздух? (Ответы детей)

Воспитатель:   — Ребята, а вам понравилось в лаборатории у Знайки?

Давайте все вместе повторим, что же мы узнали про воздух:

Раз, два, три, четыре,    (загибают поочерёдно пальцы)

Мы про воздух говорили  (круговые движения руками над головой)

Легче он простой воды,  (волнообразные движения кистями рук)

Не увидишь его ты.    (махи кистями из стороны в сторону – «нет»)

Запахом не наделён,  (потрогать кончик носа)

Человеку нужен он.  (хлопают ладонями)

Воздух есть вокруг всех нас (круговые движения руками)

Может двигаться на нас, (махи кистями рук на себя)

Звук его услышать можем,  (отгибают поочерёдно уши)

Ещё раз повторим то же?

………

Чтоб здоровыми нам быть, (ходьба на месте)

Надо воздух защитить!    (круговые движения руками над головой)

Знайка:   — Молодцы, мне очень понравилось, как вы работали со мной в лаборатории, но на сегодня она закрывается. Оставляю вам «Энциклопедию Почемучки», она ответит на все ваши вопросы, но если не найдёте какой-либо ответ, то я с удовольствием буду ждать вас в своей лаборатории, и тогда найдём ответы вместе через опыты и эксперименты. До новых встреч!

nsportal.ru

«Великий невидимка – воздух». Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД: Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

21.05.2012

urok.1sept.ru

❶ Почему дует ветер 🚩 когда ветер дует 🚩 Наука 🚩 Популярное

Чтобы понимать, почему перед дождем дует ветер, сначала следует понять, что представляет собой такое природное явление, как дождь. Испаряясь с поверхности водоема или земли, вода поднимается вверх в виде пара, затем охлаждается и конденсируется в мелкие капли, образуя облако. Если такое происходит не в небе, а у поверхности земли, можно наблюдать туман. Когда капли становятся тяжелыми, в облаке собирается много пара и оно превращается в тучу, чтобы затем пролиться дождем.

Ветер же представляет собой перемещение воздуха из области высокого в область низкого давления. Поскольку теплый воздух имеет менее плотную концентрацию молекул и является более легким, он поднимается вверх (благодаря этому летают воздушные шары). Остывая, воздух как бы сжимается, становится более плотным и тяжелым. Из-за этого он опускается вниз и замещает собой теплый воздух, заставляя его еще быстрее подниматься. Такое движение теплого и холодного воздуха является причиной ветра. В разных местностях планеты воздух нагревается неравномерно. Там, где он более прогретый и менее плотный, атмосферное давление низкое. И когда холодный воздух, имеющий более высокое давление, вытесняет теплый, дует ветер.

Сильный ветер перед дождем обусловлен рядом факторов. Во-первых, сам ветер и приносит дождь, поскольку сильный ливень происходит на границе атмосферного фронта, который несет тучи. Во-вторых, нисходящий воздушный поток распространяется по поверхности земли, а происходит это из-за падающих вниз дождевых капель, которые увлекают и частицы воздуха за собой.

Сильный ливневый дождь возникает из крупных грозовых кучевых облаков, когда массы воздуха увлекаются вслед за ливневыми осадками. Этот воздух, встречаясь с поверхностью земли, с высокой скоростью перемещается по ходу грозового очага (грозового облака). Так возникает зона мощного горизонтального потока — фронт порывистости. Чем мощнее грозовой очаг, тем выше степень порывистости. В этом и есть секрет шквала перед грозой.

Примером описываемого явления может послужить примечательный женевский фонтан Jet d’eau, имеющий высоту более ста метров. Приближаясь к его подножию в месте падения воды, можно ощутить сильные порывы ветра, независимо от погоды в этот день.

www.kakprosto.ru

«Что такое воздух» — дошкольное образование, мероприятия

Конспект занятия «Что такое воздух?»

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, миска.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку .

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: Как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду-на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть)

Дети: Вода вытечет, выльется.

Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает.

Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг — направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим, он невидимый.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух) .

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод:Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

Дети: Да, нужен.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз) .

Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

Дети называют объекты живой природы.

Воспитатель: Кому не нужен воздух?

Дети называют объекты неживой природы.

Наблюдение «Воздух легче воды»

Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.) . Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Предмет тонет (падает на дно, при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

Дети: Пузыри – это воздух.

Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды.

Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

Дети: Нет.

Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Воспитатель: Что находится внутри игрушек?

Дети: (воздух) .

Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках?

Вывод: воздух принимает форму предмета, в котором находится.

Физкультминутка «Воздух» (под спокойную музыку).

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку

Подошла к концу игра.

Только помните, ребята,

Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья!

Наблюдение «Чем пахнет воздух»

Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха) .

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?

kopilkaurokov.ru

Конспект НОД «Воздух в жизни человека»

 

Программное содержание:

  1. Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
  2. Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
  3. Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
  4. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
  5. Расширять и активизировать словарь детей.
  6. Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
  7. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:

  1. Емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг.
  2. Стаканы с водой, соломинки.
  3. Пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
  4. Чеснок, лук, лимон, пустая, пластиковая бутылка.

Предварительная работа:

  1. Предварительная работа с детьми о свойствах воздуха.
  2. Беседы по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?».
  3. Наблюдения в природе за ветром, сезонными явлениями.
  4. Чтение литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
  5. Словарная работа.

 Интеграция образовательных областей:

Познание:

Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развитие речи:

Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.

Методические приемы:

  1. Словесный.
  2. Игровой.
  3. Практический.
  4. Экспериментальный.
  5. Наглядный.

 

Ход занятия

Дети проходят в группу из спальни. Ребята к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.) В прошлом году они уже у нас были, вы помните? Сейчас мы стали старше, и узнали много нового и интересного. Предлагаю вам рассказать и показать, что нового и интересного вы узнали!

Воспитатель: А сейчас загадаю вам загадку, а отгадка и будет темой нашей беседы!

Ты без него не можешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить

И даже честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня

Воспитатель: что это?

Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А зачем нам нужен воздух?

Дети: Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)

Я предлагаю посмотреть мультик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)

Воспитатель: Понравился вам фильм? А сейчас мы с вами закрепим, что нового узнали! Сколько слоев воздуха нас защищает? (ответы детей). Что образуется в первом слое (облака, дождь, снег). Правильно, молодцы и этот слой называется тропосфера. Что происходит во втором слое (летают самолеты). Молодцы, а слой называется стратосфера. Ну, а что же в третьем слое происходит? (там сгорают метеориты). Вы очень внимательные! Ну и остался последний слой, там очень красивое явление происходит, как называется? (северное сеяние). Правильно и все эти слои называются атмосфера, с этим словом мы уже с вами знакомы. Что снами будет если на земле не будет воздуха? (не будет жизни).

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.

Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!

Воспитатель: Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.

Игра

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! Молодцы очень внимательные!

Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?

Дети: (воздух).

Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим (дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха) Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.

Воспитатель: А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?

Дети: Зимой, изо рта выходит пар.

Воспитатель: Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?

Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.

Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?

Дети: Через нос.

Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.

1. Тихо – тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)

2. Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)

3. Подыши одной ноздрей.

И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)

4. Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)

Воспитатель: Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые — экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?

Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?

Дети: Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель: Все правильно, молодцы! Ребята хотите, я покажу вам фокус. Я попросила друзей и они привезли мне горный воздух, там много деревьев, озер и они поместили этот воздух в шарик. Это полезный воздух? А сейчас я возьму иголку и проткну его. Что должно произойти с шариком? (Ответы детей лопнет.) А что произошло? Ответы детей (шарик не лопнул). Это не обычный шарик с необычным полезным воздухом. Если вы будете следить за своим здоровьем, заниматься спортом, много гулять, кушать полезную пищу, то вам как и шарику не будет страшна не какая болезнь, а шарику иголка! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (полезным).

 

Литература:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.
  2. Воздух невидимка. И. А. Рыжова.
  3. Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.
  4. Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.
  5. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.
  6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь 2009 г.

dohcolonoc.ru

Конспект «Что такое воздух»

Что такое воздух?

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Интеграция образовательной деятельности: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,»Социализация», «Физическая культура».

Цель: познакомить детей с понятиями воздух, воздушное пространство, со свойствами воздуха, влиянием на здоровье человека; развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Предварительная работа: запустить с детьми бумажные самолёты, надуть воздушные шары и поиграть с мыльными пузырями.

Материал и оборудование: мыльная и простая вода, резиновые шарики, мячи на каждого ребёнка, бумага.

Ход занятия

1. Игровая мотивация.

Воспитатель(показывает детям волшебный ящик в котором что-то есть, и загадывает загадку).

В ящике есть то, без чего нельзя прожить, но мы его не видим… Что это такое?

Дети. Воздух.

2. Беседа о воздухе.

Воспитатель. Что такое воздух?

Предложения детей.

Воспитатель. Воздух- это смесь невидимых веществ, которые называют газами.

Как можно увидеть воздух?

Дети. Воздух увидеть нельзя…

Воспитатель. Верно. Но мы его ощущаем.

Каким бывает воздух в морозную погоду? В дождливую? В засуху? При пожаре?

Дети.

Во время дождя самый чистый воздух.

Морозный воздух тоже приятный.

Воздух от пожара вредный, им тяжело дышать.

3. Исследования.

Воспитатель. Хотите увидеть воздух?

Проведём опыт(поджигаем кусочек ваты, появляется дым и едкий запах).

Подуйте на дым. Наблюдаете движение воздуха?

Можно ли при этом находится в помещении?

Дети. Нельзя дышать таким воздухом, это опасно для жизни: заболит голова и человек задохнётся.

Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Рассказ о неизвестном герое»

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там, из окошка, сквозь огненный дым,

Руки ребёнок протягивал к ним…

Нам всем известен запах дыма.

Когда мы его чаще ощущаем?

Дети. Когда горит костёр.

Воспитатель. Верно. Воздух бывает холодным и тёплым. Тёплый воздух лёгкий, холодный — более тяжёлый. Поднимите руку вверх.

Какой там воздух?

Дети. Тёплый.

Воспитатель. Теперь присядьте. Воздух такой же тёплый?

Дети. Нет, более прохладный.

(Воспитатель открывает форточку, дети наблюдают, как проникает в тёплое помещение холодный воздух).

Воспитатель. Когда холодный воздух встречается с тёплым, мы его видим в виде пара, он стелется по полу.

Посмотрите на свет. В его лучах видны мельчайшие частички пыли.

В воздухе, как и в воде, живут микроорганизмы, они подвижны.

Чем это нам грозит?

Дети. Можно заболеть.

Воспитатель. Да. Через воздух можно заразиться от другого человека гриппом, ветрянкой, корью и другими вирусными заболеваниями.

Что надо сделать для того, чтобы уничтожить вредные микробы в воздухе?

(Предположения детей).

Воспитатель. Надо проветривать помещение, делать влажную уборку, поливать улицы в сухую погоду.

4. Игры с воздухом.

1. Дети надувают шарики, отпускают его, подбрасывают вверх.

Почему он летает? (Шарик лёгкий, так как в нём находиться теплый воздух).

2. Дети пускают мыльные пузыри.

Как они появляются?

Почему они летают?

3. Лист бумаги надо на него подуть.

Что с ним происходит?

4. Сделать самолет из бумаги.

Итог занятия.

1. Воздух — это невидимый газ.

2. Необходимо избегать тех мест, где загрязнён воздух, и оберегать органы дыхания.

3. Человек должен следить за чистотой воздуха.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *