Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Доклад по теме:
«Формы, методы, приемы и психолого-педагогические условия организации трудовой деятельности и определение методов и средств руководства трудовой деятельности»
Выполнила:
Студентка 3ДО группы
Бердышева Любовь,
Руководитель: Марьина Е. В.
Камышлов, 2018
Формы, методы, приемы организации трудовой деятельности
Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста
ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ — возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить — значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).
Содержание: поручения детям младших групп косят преимущественно индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т.д.;
в средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.; в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения — задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)
ДЕЖУРСТВА — такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру; дают возможность
В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:
дежурства по столовой (2-ая мл. группа),
дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).
Дежурства по уголку природы (старшая группа).
Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД — общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).
Условия:
I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.
3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,
4. Трудом должны быть охвачены все дети.
Способы объединения детей в труде:
труд рядом — используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в ‘индивидуальном темпе, а воспитателю — учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;
общий труд — один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;
впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;
совместный труд, его особенностями являются:
а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;
б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;
в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.
Методы и приемы трудового воспитания дошкольников.
Метод создания эмоционально-положительной атмосферы
Прием:
— использование музыки;
— участие взрослых;
— обсуждение результатов
Метод наглядности
Прием:
— демонстрация наиболее сложных моментов в работе
Метод словесности
Прием:
— объяснение предстоящей деятельности;
— оценка деятельности
Метод практический
Прием:
— многократный показ;
— детальный показ действий
Психолого — педагогические условия формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Эффективное формирование трудовых умений и навыков происходит в процессе игры.
Непосредственный контроль и наблюдение взрослого за деятельностью детей.
Тщательное обдумывание целесообразности предлагаемой работы.
Регламентированность трудового процесса, который должен проходить в специально оборудованных комнатах.
Формирование положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях, поддержка взрослыми инициативы и самостоятельности.
Для оптимизации трудовой деятельности воспитателям ДОО необходимо обеспечить:
создание благоприятного социально-психологического климата в группе;
единство требований к трудовой деятельности детей со стороны ДОО и семьи;
соответствие оборудования для трудовой деятельности возрасту детей;
использование правил-регуляторов.
Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:
Любой труд должен быть
В процессе труда должно быть не только физические но и 7 умственные (условия) усилия.
Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.
Труд должен быть
Необходимо учитывать особенности физического развития детей.
При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудится вместе с детьми.
Список литературы
infourok.ru
Организация трудовой деятельности детей дошкольников
Данные наблюдений за детьми дошкольного возраста показывают, что уровень их самостоятельности с каждым годом становится все меньше.
Причинами этого явления выступает, с одной стороны, чрезмерная загруженность детей различными видами деятельности, что определяется и регламентируется взрослыми (занятия, кружки, интеллектуальная подготовка к школе и прочее).
Уменьшается доля времени, которое дети проводят самостоятельно в свободной деятельности, ограничиваются возможности выбора ребенком как вида, так и способа деятельности.
С другой стороны, в условиях, когда родители, даже по объективным причинам, мало внимания уделяют воспитанию детей, навыки самостоятельности, умение ребенка работать совместно с другими не формируются, поскольку этот процесс не происходит спонтанно, а требует целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Нами были определены формы и методы работы с детьми и их семьями, а также определены условия, способствующие формированию и развитию самостоятельности детей в трудовой деятельности.
Этап первый
На первом этапе работы, опираясь на ситуативный характер деятельности детей, мы использовали метод создания педагогических ситуаций, которые побуждали детей к трудовой деятельности.
Побудительными факторами выступали: яркие материалы — разноцветная бумага, фольга, целлофан, яркие лоскутки ткани, бахрома, бусинки, цветные пуговицы и тому подобное; другие материалы для трудовой деятельности — семена и плоды деревьев и кустов, глина, подручный материал; орудия труда — ножницы, цветные нитки, шило, лейки, подносы, щеточки и прочее.
Воспитатель не приглашал детей непосредственно к участию в трудовой деятельности, а вносил выбранный материал, раскладывал его на столе, что был предназначен для самостоятельной художественной деятельности детей и начинал сортировать, рассматривать, раскладывать его. Сосредоточенное манипулирование воспитателя с материалами и орудиями труда привлекало внимание детей.
Сначала один, потом другие дети подходили к нему начинали задавать вопросы:
- Что это такое?
- Что Вы будете с этим делать?
- Можно я Вам помогу?
Используя момент интереса мы направляли активность детей в направлении поиска ассоциаций по сходству: а ты как думаешь, что из этого можно сделать?
Для чего можно использовать этот материал?
Где вы видели его использование?
В отдельных случаях помогали детям, напоминая свойства материалов и подчеркивая их привлекательность: цветная фольга не промокает, из нее можно сделать подставки-салфеточки под наши вазоны в уголке природы.
Как вы думаете, это будет красиво?
На что тогда будет похож наш уголок природы? Какие цвета лучше всего сочетаются между собой и листьями и цветами наших растений?
Под которые вазоны, по вашему мнению, лучше сделать зеленые салфетки?
Под какие красные, желтые, белые? Спасибо, я попробую сделать красную под горшок бегонии, так как она имеет красноватые листья и мне кажется, что так будет красиво.
А какую же лучше выбрать форму: круглую, зубчатую? А может лучше в виде снежинки, как думаете?
После этого воспитатель начинал работу. Дети наблюдали, а потом начинали спрашивать: — А можно я Вам помогу? — А можно и я буду так делать? Постепенно количество детей увеличивалось. Поощрение, одобрение действий детей, предоставление им возможности выбора и экспериментирования с материалом способствовало созданию позитивного настроения и заинтересованность трудовой деятельностью.
Педагогические ситуации в трудовом воспитании
Педагогические ситуации могли носить и другой характер.
Например, в начале учебного года, в конце августа, воспитатель обратился к детям с просьбой: помогите мне спланировать нашу работу на осень.
Что интересного мы могли бы с вами сделать?
А какие праздники есть осенью?
Как мы могли бы их отметить?
Давайте вы будете говорить, а я себе запишу или нарисую на этом листочке. Так, осенью есть праздник 1-го Сентября, когда начинается новый учебный год. Все школьники идут в школу. Может хотите пойти посмотреть на этот праздник?
Мы могли бы даже подготовить что-то для школьников. Может маленький концерт? Возможно какие-то подарки первоклассникам? Или пригласим наших прошлогодних выпускников к себе на чай? Что мы можем сделать?
Воспитатель внимательно выслушивал предложения детей. Фиксировал их в виде записи или быстрого рисунка, который был понятен детям. Обсуждались все предложенные варианты, советовались: может устроить „Аукцион идей” (для этого дети должны подать свои предложения в виде рисунков) и совместно с детьми принималось решение. Затем предлагалось подумать, праздник или развлечение можно устроить в группе? После выслушивания всех предложений воспитатель предлагал свои варианты.
После обсуждения плана работы с детьми мы предлагали детям совместно изготовить его в виде коллективного рисунка или схемы, которые можно разместить на стене в групповой комнате, чтобы „не забыть о запланированном”. Таким образом, ситуация создания плана работы на месяц или квартал требовала совместной трудовой деятельности — интеллектуальной и практической.
Детям тут же раздавались поручения: принести карандаши, бумагу — белую и цветную, освободить стол или часть пола для рисования, принести календарь и тому подобное. К планированию учебно-воспитательной работы с детьми мы привлекали и родителей, знакомя их с основными задачами дошкольного учреждения образования и выслушивая и учитывая их предложения.
Варианты создания педагогических ситуаций могут быть разнообразными. В результате проведения экспериментального исследования было установлено, что эффективность их использования чрезвычайно высока, поскольку предоставление ребенку ощущения причастности к совместным со взрослым дел, отсутствие принуждения, поощрение и поддержка инициативы способствуют как привлечению ребенка к трудовой деятельности, так и развитию первых проявлений самостоятельности (на уровне принятия решений, выбора содержания деятельности и тому подобное).
Этап второй
На втором этапе работы, в соответствии с моделью развития самостоятельности детей в трудовой деятельности мы стремились закрепить полученные ими в результате совместной деятельности положительные эмоции, желание работать вместе с другими, а также поддержать позитивные ощущения от полученных собственных достижений, признание своих идей другими, совместных действий со сверстниками и полученных результатов.
На данном этапе использовали такие методы как наблюдение за деятельностью взрослых и детей, знакомство детей с нравственными эталонами (категориями “хорошо” и “плохо”), чтение художественной литературы, пример взрослого, совместная деятельность взрослого и ребенка, показ и объяснение способа действия (при обучении ребенка самообслуживанию и другим видам труда), игровой — игры с дидактической куклой и дидактическим материалом.
Наблюдения за людьми профессий
Так, например, во время наблюдения за работой поваров на кухне (во время лепки ими вареников), строителей на строительстве жилого дома, библиотекаря и его помощника в школьной библиотеке, мы обращали внимание детей на настроение, с которым эти люди работают, задавали вопрос: „Почему у этих людей радостное настроение?”, „Приятно, когда делаешь что-то для другого?”, „Вы пробовали делать что-то для своей мамы, бабушки, братика или сестрички, товарищей по группе?”
Предлагали представить себе ситуацию, когда ребенок или взрослый человек заботится только о себе и никогда ничего не делает для других. Обсуждали ее и побуждали детей к самостоятельным выводам. Пригодились знакомые всем малышам сказка Одоевского „Мороз Иванович”, произведения Сутеева „Цыпленок и утенок”, А. Донченко „Голубой винтик”, Д. Родари „Чем пахнут ремесла”, Шакур Сагдулла „Куда работа прячется”.
Этап третий
Следующим этапом выступило целенаправленное обучение детей трудовым умениям и навыкам, соответствующим их возрасту и потребностям. Исходным моментом данного этапа выступала мотивация обучения и заинтересованность детей процессом и результатами трудовой деятельности. Наряду с этим воспитатель постоянно направлял внимание на стиль построения взаимодействия между участниками трудовой деятельности, направляя ее в русло позитивных совместных контактов на эмоциональном и экспрессивном уровнях.
Выступая носителем образца позитивного взаимодействия воспитатель, работая вместе с детьми, собственным примером показывал воспитанникам, как можно распределить обязанности между участниками, использовать поочередно необходимое оборудование, применить шутку для снятия напряжения.
[note]Мы констатировали тот факт, что эмоциональная привлекательность процесса труда в старшем дошкольном возрасте преобладает над мотивацией деятельности, поэтому старались обеспечить детям удовольствие от общения во время выполнения совместных действий. Роль взрослого на этапе обучения дошкольников трудовым умениям чрезвычайно важна. Только он может задать тон и характер общению, сделать его легким, непринужденным и полезным. Поэтому, по нашему мнению, оставлять детей одних на этом этапе не стоит.[/note]
Особенности работы с родителями
Особенностью данного этапа работы выступила также необходимость тесного сотрудничества с родителями, что должно обеспечить единство педагогического влияния на детей в контексте формирования у них трудовых умений, как подготовительного этапа формирования самостоятельности.
С родителями были проведены беседы по подгруппам (родителями мальчиков и родителями девочек) и индивидуальные с теми родителями, дети которых только начали посещать дошкольное учреждение и имеют проблемы в самообслуживании, установлении контактов с детьми, владении трудовыми умениями. Стимулирование и поощрение взрослым трудовых действий дошкольника выступает необходимой составляющей методики, а постоянство организующего воздействия взрослого — оптимизирующий фактор.
Этап четвертый
Следующий этап — поощрение и поддержка проявлений инициативности детей, что уже базируется на их конкретных трудовых умениях. Если раньше инициатива детей проявилась, в основном на этапе выбора цели и планирования деятельности, выборе материалов и орудий труда, то на данном этапе она подкреплялась их конкретными умениями и уверенностью в собственных силах.
Этап пятый
Следующий этап — формирование самооценки. На данном этапе мы сочли необходимым закрепить уверенность детей в своих возможностях, их положительные эмоции от самостоятельного выполнения трудовых действий и полученных результатов, формирование желания и в дальнейшем действовать самостоятельно.
Для этого использовали выставки детских работ, на которые приглашали детей и воспитателей других групп, привлекали родителей. Поощрение, положительная оценка других, возможность сравнить результаты собственной работы с достижениями других детей, индивидуальные беседы по результатам выполненной работы, анализ возможностей и раскрытие перспектив их использования способствовали решению данной задачи.
Таким образом, созданная и апробированная нами система работы по формированию у детей самостоятельности в условиях организованной деятельности подтвердила наши предположения о том, что для решения этих задач необходима целенаправленная, последовательная воспитательная работа, которая включает как непосредственные, так и опосредованные методы и формы организации жизни детей, обеспечивают их опыт в трудовых действиях, выбор способов действия и, в конечном итоге, способствуют формированию у детей необходимых качеств, в частности самостоятельности.
podrastu.ru
Поиск Лекций
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим. В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.). У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату. Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества. Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения. Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными «Программой воспитания в детском саду»; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т. п.). В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению. Поручение дает воспитателю возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание. Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.). Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5—6 участников, т. е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях. Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию. Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование. В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда. Таким образом,необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
|
poisk-ru.ru