Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам
- Причины такого отставания могут быть различными:
- — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в развитии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
- — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
- — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
- — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в порядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
Можно выделить некие нормы развития ребенка до года
10 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Слуховые ориентировочные реакции:
вздрагивает и моргает при резком звуке.
20 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховые ориентировочные реакции:
плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
1 месяц жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
Слуховые ориентировочные реакции:
появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Эмоции и социальное поведение:
вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Движения общие:
лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
Активная речь:
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
Слуховые ориентировочные реакции:
Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Движения общие:
лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
удерживает всей кистью вложенную погремушку.
Активная речь:
повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
Зри тельные ориентировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение:
отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами:
случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
Движения общие:
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
4 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
узнает маму или близкого человека (радуется).
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами:
рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Движения общие:
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Речь активная:
гулит.
Навыки и умения:
во время кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку.
5 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами:
берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
Движения общие:
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Речь активная:
подолгу певуче гулит.
Навыки и умения:
ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
по разному реагирует на свое и чужое.
Движения руки и действия с предметами:
уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
Движения общие:
переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Речь активная:
произносит отдельные слоги (начало лепета).
Навыки и умения:
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев
Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
Движения общие:
хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
Речь активная:
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
Навыки и умения:
пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Движения руки и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
Движения общие:
сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
Речь активная:
громко, четко и повторно произносит различные : слоги.
Навыки и умения:
ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
Слуховые ориентировочные реакции:
совершает плясовые движения под музыку.
Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
Движения общие:
переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
Речь активная:
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
Навыки и умения:
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами:
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
Движения общие:
идет вперед с поддержкой за обе руки.
Понимание речи:
по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
Речь активная:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
11 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
Движения руки и действия с предметами:
овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
Движения общие:
стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
12 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
Эмоции и социальное поведение:
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
Движения общие:
ходит самостоятельно (без опоры).
Понимание речи:
понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
Речь активная:
подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения:
самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
www.dgorodok.ru
— Свободные, координированные движения рук, при ходьбе не шаркает ногами — Бросает мяч двумя руками, отталкивает и ловит его, не прижимая к груди — Прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом от пола — По сигналу может задержать движение — Заводит ключом механическую игрушку, — Умеет правильно держать карандаш и проводить линии — Любит лазать | — Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку Знает и подбирает круг, квадрат, треугольник, умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте — Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за», узнает на ощупь предметы | — Знает «много», «мало», «один», считает до пяти, знает времена года, времена суток — Знает вопросы «что?», «зачем?», «почему?» — Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картины — Речь фразовая, грамматически оформленная | — Появляется сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми — Продолжительность игры 10-40 мин — Появляются любимые игры, любит играть со строительными материалами — Занимается конструированием более 10 мин, обыгрывает постройка – «гараж», «комната», «домик» | — Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени, отчеству — Соблюдает элементарные правила поведения в обществе — Сформированы гигиенические навыки – опрятность, умывание, мытье после туалета | — Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не зашнуровывает ботинки. — Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой — Самостоятельно умывается и вытирается |
studfiles.net
Нервно-психическое развитие детей − как не допустить задержки формирования нервной деятельности малыша?
По мере взросления у ребенка появляются внешние и внутренние изменения, связанные с процессами роста, физическим и эмоциональным развитием.
Нервно-психическое развитие детей – это одно из внутренних изменений, связанных с формированием процессов нервной деятельности малыша.
В процессе анализа и оценки умственного и психического развития ребенка необходимо учитывать ряд фактов и моментов, связанных с биологическими и индивидуальными особенностями.
Психическое развитие детей раннего возраста
Младенец, только принесенный из роддома, большую часть времени находится в состоянии сна или дремоты, иногда даже не просыпаясь в необходимое для кормления время. Если переместить новорожденного, положив его на бок, он рефлекторно принимает позу эмбриона, сжимая ножки и ручки и подтягивая их к животу. Психическое развитие ребенка в возрасте нескольких месяцев со дня рождения – это такие вызванные врожденные рефлексы, как сосательный, ротовой, поисковый, спинальный. Со временем развиваются хватательный рефлекс, рефлекс ползания и опоры.
Специфика психического развития заключена в наблюдении за тем, как постепенно формируются навыки у малыша. Например, на первых неделях жизни возникает рефлекс подготовки к кормлению и вырабатывается условный рефлекс поворота головы, если к кроватке подходит кто-то из взрослых.
Оценка нервно-психического развития в возрасте 3-х месяцев складывается из наблюдений за тем, насколько малыш активен, какой промежуток времени между кормлением он находится в состоянии бодрствования. В этот период кроху уже начинает узнавать близких, гулит, улыбается. При этом увеличивается количество целенаправленных движений – он устойчиво держит головку, тянется ручками к интересующему его предмету. В положении лежа на животе появляется рефлекс Ландау – малыш приподнимает голову, опираясь на руки выравнивает верхнюю часть тельца.
Нервно-психическое развитие детей до года обусловлено быстрым развитием и ростом. В шесть месяцев кроха уже достаточно осмысленно наблюдает за передвижением взрослых, эмоционален и подвижен. Период бодрствования увеличивается до 8-10 часов, при этом сон днем сокращается до 2- раз.
При этом у психически здорового малыша продолжают активно формироваться сложные поведенческие рефлексы. Дети в возрасте полугода ворочаются в кроватке, переворачиваясь с боку на бок. Приобретенный в раннем возрасте рефлекс Ландау принимает другую форму – лежа на животе, малыш может уже не только держать голову, но и сгибать и разгибать ножки.
Одной из особенностей психического развития у детей раннего возраста, становятся потребность в общении. Со временем, малыш начинает понимать речь взрослого человека, различает тембр мамы и папы, с удовольствием тянет навстречу вашим рукам свои ручки, требуя, чтобы на него обратили внимание.
В возрасте до года, малыш начинает познавать мир, с удовольствием вслушивается в сказанные вами слова, начинает подражать им, агукая и гуля. Общение играет важную роль в психическом развитии детей до года. К году малыш должен уже понимать вашу речь, говорить некоторые несложные фразы, свободно стоять на ногах, уверенно ползать.
Задержка психического развития у детей
Если у вашего малыша замечено замедление темпов роста некоторых функциональных особенностей, соответствующих его возрасту – мышления, памяти, внимания или координации, у него однозначно отмечается кризис в психическом развитии. В раннем возрасте это может быть выявлено в процессе тестирования малыша у врача-психотерапевта, однако и дома вы можете сами определить, развивается ли ребенок.
Очень часто особенности психического развития детей, связанные с задержками, путают с умственной отсталостью, поэтому заметив хоть некоторые симптомы заболевания, поспешите на прием к специалисту. Обратите внимание на ряд случаев, которые могут свидетельствовать о возникновении недуга:
- Нерешительность и скрытность;
- Излишняя замкнутость и нелюдимость;
- Отставание от сверстников в совершении каких-то элементарных действий, связанных с моторикой или мышлением;
- Агрессивность по отношению к сверстникам или членам семьи;
- Позднее физическое развитие – поздно начинает держать голову, делать первые шаги, говорить;
- Нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Ребенок не умеет держать себя в руках, нервничает, капризничает.
В каждом индивидуальном случае определить насколько правильны или нет ваши сомнения относительно задержки психического развития у ребенка, сможет только врач.
Основные закономерности психического развития ребенка
Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:
- Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
- Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
- Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
- При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.
Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.
Стратегия исследования психического развития ребенка должна быть выработана у каждого родителя. Если вы не владеете информацией о том, как должен развиваться ребенок эмоционально, соответственно своего возраста, проконсультируйтесь у специалиста.
Доктор Комаровский: оценка психического развития ребёнка
Загрузка…onethree.ru
Нормативы | Возраст | |||||
1,3 | 1,6 | 1,9 | 2 | 2-2,6 | 2,6 — 3 | |
1. Понимание речи | Запас понимаемых слов быстро расширяется. Понимает названия действий, окружающих предметов | Обобщает предметы по существенным признакам на основе понимания речи взрослого. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. | Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях из его личного опыта. |
— |
— |
2. Активная речь | Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в моменты двигательной активности, удивления, радости | Пользуется облегченными («би-би») и правильными («машина») словами, называет предметы и действия в момент сильной заинтересован ности. | Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. | Общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. | Говорит многословными предложениями (более 3 слов). Появляются вопросы «Где?», «Куда?» | Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «Почему?», «Когда?». |
3. Сенсорное развитие | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. | Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. | Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета. | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале, находит предметы четырех основных цветов. | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета. |
4. Игра и действия с предметами | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень). | Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия. |
— | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает последовательность и взаимосвязь двух-трех действий из жизни окружающих. | Появляются элементы ролевой игры. |
5. Движения | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. | Ходит по ограниченной поверхности (ширина 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см). | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. |
6. Навыки самообслужи- вания | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает колготки, ботинки, шапку). | Частично надевает одежду (ботинки, шапку). | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно. | Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. |
7. Конструктив-ная деятельность |
— |
— |
— |
— | Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их. | Появляются сложные сюжетные постройки. |
8. Изобразитель- ная деятельность |
— |
— |
— |
— | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их. |
treningi-ok.ru
Способ прогнозирования нервно-психического развития детей раннего возраста
Изобретение относится к области медицины, а именно к педиатрии. В сыворотке крови новорожденного ребенка определяют уровень цинка. При его значении менее 13 мкМоль/л прогнозируют задержку нервно-психического развития ребенка на первом году жизни. Способ прост в исполнении и позволяет осуществлять прогнозирование нервно-психического развития ребенка сразу после его рождения. 2 табл.
Изобретение относится к области медицины, к механизму формирования нервно-психического развития ребенка, то есть к области возрастного развития детей.
Известные способы прогнозирования нервно-психического развития детей учитывают, как правило, антенатальные факторы риска (Токовая Е.И. Ранее нервно-психическое развитие детей, родившихся глубоко недоношенными: Дис. … канд. мед. наук. — Москва, 2002, — 143 с. Гольденберг О.П. Особенности состояния здоровья детей с задержкой внутриутробного развития на первом году жизни: Автореф. дис. … канд. мед. наук. — Астрахань, 2001, — 24 с.).
Однако важным постнатальным фактором риска в нарушении сроков нервно-психического развития ребенка является микроэлементный дефицит и, в первую очередь, дефицит цинка.
До настоящего времени не доказана роль дефицита цинка в нарушении нервно-психического развития детей первого года жизни. Трудности оценки индивидуального развития ребенка и большая вариабельность показателей формирует большие проблемы при его определении. Отсутствует элемент объективности.
Сущность предлагаемого способа заключается в том, что определяют уровень цинка в сыворотке крови новорожденных детей и, на основе количественной оценки содержания цинка — менее 13 мкМоль/л (цинкдефицитном состоянии), прогнозируют уровень задержки нервно-психического развития ребенка (становление моторных функций, появление навыков и возможностей познания) на каждом этапе возрастного развития ребенка первого года, являющегося важнейшем периодом эволюции.
Цинк является незаменимым микроэлементом для развития мозга. Значимость цинка для развития высших психических функций у ребенка обусловлена широким спектром общебиологических свойств, присутствием в мозге связанных с цинком белков, обеспечивающих структурное и функциональное созревание мозга и цинксодержащих медиаторов, участвующих в формировании памяти, пространственного мышления, процессов познания, усвоении социальных навыков. Особенно чувствительна к недостатку цинка нервная ткань плода и ребенка первых 2-х лет жизни.
Способ осуществляется путем определения уровня цинка в сыворотке крови новорожденного ребенка методом пламенной атомно-абсорбционной спектрофотометрии. Содержание цинка менее 13 мкМоль/л позволяет с высокой степенью достоверности оценивать степень задержки нервно-психического развития (моторного, эмоционального, речевого, двигательного). Чем ниже уровень цинка в сыворотке крови, особенно ниже критических значений — 8 мкМоль/л, тем больше задержка в сроках показателей нервно-психического развития ребенка.
Нормальное содержание цинка в сыворотке крови (более 13 мкМоль/л) ребенка обуславливает последовательность нервно-психического развития, своевременные сроки формирования навыков и умений, которые должны быть достигнуты ребенком на каждом возрастном этапе.
ПРИМЕР 1.
Ребенок А., протокол №72, уровень цинка в пуповинной крови 12,1 мкМоль/л.
При оценке нервно-психического развития у ребенка с дефицитом цинка (менее 13 мкМоль/л) на протяжении первого года жизни выявлены отставания по ряду следующих значимых показателей: движения общие (ДО), движения рукой (ДР), активная речь (АР), понимание речи (ПР), навыки (Н). Ребенок уже при рождении имел II группу НПР. Начиная с 3 месяцев отмечалось отставание в объеме общих движений — ОД, и подготовительном этапе речи — ребенок не произносил отдельные звуки, в 4 мес — не гулил. После 3-х месяцев нарушения становились более заметными и нарастали с возрастом. Задержка НПР усугублялась и отчетливо проявлялась к 6 месяцам. В этом возрасте, помимо недостаточной общей активности — ребенок не переворачивался с живота на спину, не стоял при поддержке под мышки, отмечались ограниченные движения руки — ДР — ребенок не мог удержать игрушку, взятую из рук взрослого, перекладывать ее из одной руки в другую, отмечалась задержка развития активной речи — PA — к 5 мес ребенок подолгу не гулил, к 6 мес — не произносил отдельные слоги, к 7 мес — на вопрос “где?” не находил взглядом известный ему предмет, отмечалось недостаточное понимание им речи взрослых — ПР. К 9 мес по-прежнему сохранялись ограничения объема движения руки, слабо развивались речевые функции, не был сформирован необходимый для этого возраста перечень навыков (есть с ложки густую пищу, пить из чашки, навыки опрятности).
В 10 и 11 мес были заметно хуже показатели активной речи — РА и понимаемой речи — ПР (ребенок не подражал взрослым, повторяя за ними новые слоги, не понимал названия основных предметов и действий, имен детей и взрослых). К году ребенок не имел необходимых речевых навыков-словарный запас его составлял 5 облегченных слова вместо 10 слов.
ПРИМЕР 2.
Ребенок В., протокол №114, уровень цинка в пуповинной крови 13,9 мкМоль/л.
При оценке нервно-психического развития у ребенка с нормальным сывороточным цинком (более 13 мкМоль/л) на протяжении первого года жизни не наблюдалось отставания по всем линиям развития и показателям НПР. Ребенок уже при рождении имел I группу НПР с опережающим развитием.
В 1 мес — были задействованы зрительный анализатор (ЗА) — ребенок прослеживал глазами движущийся предмет, слуховой анализатор (СА) — прислушивался к голосу взрослых. Появились эмоции (Э) — первая улыбка на разговор взрослых; развитие речи (РА) — ребенок начал издавать отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Общие движения (ДО) характеризовались попытками ребенка поднимать и удерживать голову лежа на животе. На 2-м и 3-м мес НПР шло с опережением. Начиная с 4 месяцев ребенок не только узнавал мать, но и отличал близких людей от чужих, что характерно для 5-месячного ребенка — ЗА. Поворачивал голову и находил источник звука, по разному реагировал на спокойную и плясовую мелодии, отличал строгую и ласковую интонации, по-разному реагировал на свое и чужое имя, что характерно только для 5-6-месячного ребенка — СА. В 4 мес он находил игрушку в любом положении, уверенно брал ее, подолгу занимался с ней, перекладывал из одной руки в другую, что свойственно только для 5-6 мес ребенка. В 5 мес начал лепетать (РА). В 6 мес громко и четко произносил отдельные слоги, к 10 мес словарный запас его составлял 10 слов, что соответствует развитию годовалого ребенка. С 7 мес начал самостоятельно пить из кружки (Н). С 10 мес ребенок стал ходить (ДО).
Способ был апробирован на 316 новорожденных детях и показал его высокую эффективность.
Нервно-психическое развитие (НПР) определялось нами в соответствии с методикой Печоры К.Л., Фрухт Э.Л. (1983) и Пантюхиной Г.В. и соавт. (1996). Оценка НПР детей проводилась ежемесячно по общепринятым правилам. На каждом возрастном этапе НПР оценивали по ведущим линиям развития: движения общие (ДО), движения руки (ДР), зрительный анализатор (A3), слуховой анализатор (АС), эмоции (Э), навыки (Н), активную речь (РА) и понимание речи (РП).
Все дети по заключению НПР делились на три группы. I гр. НПР — с нормальным или опережающим развитием, II гр. НПР — отставание в развитии на 1 эпикризный срок, III гр. НПР — отставание на 2 эпикризных срока.
Установлено, что уровень ПМР был лучше у детей с нормальным количеством цинка — 1-я гр., чем у детей с цинкдефицитом — 2-я гр. Распределение детей на 1-м году жизни по группам НПР в зависимости от уровня цинка выявило, что в 1 мес I гр. НПР диагностирована у 70% детей с нормальным уровнем цинка и 48,3% младенцев с цинкдефицитом. II гр. НПР зарегистрирована у 30% детей с достаточным цинком и 51,7% — с цинкдефицитом. III гр. НПР — не отмечена ни у одного из наблюдаемых детей в один месяц жизни. В динамике наблюдения в возрасте 1 года количество детей с I гр. НПР увеличилось соответственно до 78% и 55,2%, со II гр. НПР — уменьшилось до 22% и 44,8% и появились дети с III гр. НПР — 0,5% (эту группу составили младенцы только с критическим уровнем сывороточного цинка — менее 8 мкМоль/л).
При оценке НПР развития у детей с разным уровнем цинкобеспеченности выявлены существенные различия по ряду значимых показателей (табл. 1). До 3-месячного возраста различия в темпах нервно-психического развития наблюдавшихся детей выражены не ярко. Начиная с 3 мес у детей с цинкдефицитом отмечалось резкое отставание в объеме общих движений — ОД. После 3-х месяцев различия становились более заметными и нарастали с возрастом. Задержка ПМР усугублялась и отчетливо проявлялась к 6 месяцам. Таким образом, в 6-месячном возрасте I группу НПР с нормальным развитием имели 60% детей с нормальным уровнем цинка и 30% — с цинкдефицитом, I группу НПР с опережением в развитии — 20% детей с достаточным цинком и 5% — детей с низким уровнем цинка. II группа НПР (с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок) зарегистрирована у 20% детей с нормальным цинком и 31% — с цинкдефицитом. 3,4% детей с пониженным цинком имели III группа НПР (отставание в развитии на 2 эпикризных срока), но в этой группе не было детей с нормальным уровнем цинка. В этом возрасте, помимо недостаточной общей активности, отмечены ограниченные движения руки — ДР, задержка развития активной речи — РА, недостаточное понимание речи — ПР взрослых. К 9 мес по-прежнему сохранялись ограничения объема движения руки, слабо развивались речевые функции, не был сформирован необходимый для этого возраста перечень навыков. В 10 и 11 мес у детей с цинкдефицитом были заметно хуже показатели активной — РА и понимаемой речи — ПР. Дети из 1-й группы не имели необходимых речевых навыков.
Различия в показателях моторного и речевого развития детей (с разным уровнем цинка), таких как, умение держать голову, сидеть, стоять, ходить, говорить, которые по выражению психологов Пиаже и Э.Эриксона, 1982, являются “аспектами сенсорно-моторного интеллекта”, представлены в таблице 2.
Способ обеспечивает следующие преимущества: информативен и объективен. Анализ данных показывает, что дети с цинкдефицитом достоверно позже начинали держать голоду, сидеть, стоять, говорить, чем дети с нормальным содержанием цинка в сыворотке крови.
Способ прогнозирования ИПР детей представлен в табл. 1 и 2.
Формула изобретения
Способ прогнозирования нервно-психического развития у детей раннего возраста, отличающийся тем, что в сыворотке пуповинной крови новорожденного ребенка определяют уровень цинка, и при его значении менее 13 мкМоль/л прогнозируют задержку нервно-психического развития ребенка на первом году жизни.
findpatent.ru