Нпрр – Нервно психическое развитие детей

Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
  • — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
  • — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
  • — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.

 

Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу. 

 

Можно выделить некие нормы развития ребенка до года

 

10 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения движущийся предмет.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

вздрагивает и моргает при резком звуке.

 

20 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

1 месяц жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

 

Эмоции и социальное поведение:

вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

 

Движения общие:

лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

 

Активная речь:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

 

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

 

Эмоции и социальное поведение:

быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

 

Движения общие:

лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

удерживает всей кистью вложенную погремушку.

 

Активная речь:

повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зри тельные ориентировочные реакции:

зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

 

Эмоции и социальное поведение:

отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

 

Движения руки и действия с предметами:

случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

 

Движения общие:

лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

 

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

узнает маму или близкого человека (радуется).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

 

Эмоции и социальное поведение:

во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

 

Движения руки и действия с предметами:

рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

 

Движения общие:

удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

 

Речь активная:

гулит.

 

Навыки и умения:

во время кормления придерживает руками грудь

матери или бутылочку.

 

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

 

Эмоции и социальное поведение:

радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

 

Движения руки и действия с предметами:

берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

 

Движения общие:

долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

 

Речь активная:

подолгу певуче гулит.

 

Навыки и умения:

ест с ложки полугустую и густую пищу.

 

6 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

по разному реагирует на свое и чужое.

 

Движения руки и действия с предметами:

уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

 

Движения общие:

переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

 

Речь активная:

произносит отдельные слоги (начало лепета).

 

Навыки и умения:

хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами:

игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

 

Движения общие:

хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

 

Речь активная:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

 

Навыки и умения:

пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

 

Движения руки и действия с предметами:

игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

 

Движения общие:

сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

 

Речь активная:

громко, четко и повторно произносит различные : слоги.

 

Навыки и умения:

ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под музыку.

 

Эмоции и социальное поведение:

догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

 

Движения руки и действия с предметами:

с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

 

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

 

Речь активная:

подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

 

Навыки и умения:

хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

 

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

 

Движения руки и действия с предметами:

самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

 

Движения общие:

идет вперед с поддержкой за обе руки.

 

Понимание речи:

по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

 

Речь активная:

подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

 

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

 

Движения руки и действия с предметами:

овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

 

Движения общие:

стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

 

Понимание речи:

по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

 

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

 

Эмоции и социальное поведение:

ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

 

Движения руки и действия с предметами:

выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

 

Движения общие:

ходит самостоятельно (без опоры).

 

Понимание речи:

понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

 

Речь активная:

подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

 

Навыки и умения:

самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

 

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

 

www.dgorodok.ru

Нервно-психическое развитие детей четвертого года жизни

— Свободные,
координированные движения рук, при
ходьбе не шаркает ногами

— Бросает мяч
двумя руками, отталкивает и ловит его,
не прижимая к груди

— Прыгает с высоты
и в длину на 15-20 см, подскакивает на
месте с отрывом от пола

— По сигналу может
задержать движение

— Заводит ключом
механическую игрушку, — Умеет правильно
держать карандаш и проводить линии

— Любит лазать

— Знает 6 основных
цветов, подбирает предметы по цвету
и оттенку

Знает и подбирает
круг, квадрат, треугольник, умеет
сопоставлять по длине, ширине, высоте

— Правильно
ориентируется в пространстве, знает
«около», «рядом», «за», узнает на ощупь
предметы

— Знает «много»,
«мало», «один», считает до пяти, знает
времена года, времена суток

— Знает вопросы
«что?», «зачем?», «почему?»

— Внимательно
слушает, пересказывает, выделяет
существенное звено в сказке, называет
сюжет картины

— Речь фразовая,
грамматически оформленная

— Появляется
сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми

— Продолжительность
игры 10-40 мин

— Появляются
любимые игры, любит играть со
строительными материалами

— Занимается
конструированием более 10 мин, обыгрывает
постройка – «гараж», «комната», «домик»

— Внимательно
слушает, что говорят взрослые, называет
взрослых по имени, отчеству

— Соблюдает
элементарные правила поведения в
обществе

— Сформированы
гигиенические навыки – опрятность,
умывание, мытье после туалета

— Самостоятельно
одевается, застегивает пуговицы,
молнии, но не зашнуровывает ботинки.

— Самостоятельно
ест, при этом правильно держит ложку,
умеет пользоваться вилкой

— Самостоятельно
умывается и вытирается

studfiles.net

Нервно-психическое развитие детей − как не допустить задержки формирования нервной деятельности малыша?

По мере взросления у ребенка появляются внешние и внутренние изменения, связанные с процессами роста, физическим и эмоциональным развитием.

Нервно-психическое развитие детей – это одно из внутренних изменений, связанных с формированием процессов нервной деятельности малыша.

В процессе анализа и оценки умственного и психического развития ребенка необходимо учитывать ряд фактов и моментов, связанных с биологическими и индивидуальными особенностями.

Психическое развитие детей раннего возраста

Младенец, только принесенный из роддома, большую часть времени находится в состоянии сна или дремоты, иногда даже не просыпаясь в необходимое для кормления время. Если переместить новорожденного, положив его на бок, он рефлекторно принимает позу эмбриона, сжимая ножки и ручки и подтягивая их к животу. Психическое развитие ребенка в возрасте нескольких месяцев со дня рождения – это такие вызванные врожденные рефлексы, как сосательный, ротовой, поисковый, спинальный. Со временем развиваются хватательный рефлекс, рефлекс ползания и опоры.

Специфика психического развития заключена в наблюдении за тем, как постепенно формируются навыки у малыша. Например, на первых неделях жизни возникает рефлекс подготовки к кормлению и вырабатывается условный рефлекс поворота головы, если к кроватке подходит кто-то из взрослых.

Оценка нервно-психического развития в возрасте 3-х месяцев складывается из наблюдений за тем, насколько малыш активен, какой промежуток времени между кормлением он находится в состоянии бодрствования. В этот период кроху уже начинает узнавать близких, гулит, улыбается. При этом увеличивается количество целенаправленных движений – он устойчиво держит головку, тянется ручками к интересующему его предмету. В положении лежа на животе появляется рефлекс Ландау – малыш приподнимает голову, опираясь на руки выравнивает верхнюю часть тельца.

Нервно-психическое развитие детей до года обусловлено быстрым развитием и ростом. В шесть месяцев кроха уже достаточно осмысленно наблюдает за передвижением взрослых, эмоционален и подвижен. Период бодрствования увеличивается до 8-10 часов, при этом сон днем сокращается до 2- раз.

При этом у психически здорового малыша продолжают активно формироваться сложные поведенческие рефлексы. Дети в возрасте полугода ворочаются в кроватке, переворачиваясь с боку на бок. Приобретенный в раннем возрасте рефлекс Ландау принимает другую форму – лежа на животе, малыш может уже не только держать голову, но и сгибать и разгибать ножки.

Одной из особенностей психического развития у детей раннего возраста, становятся потребность в общении. Со временем, малыш начинает понимать речь взрослого человека, различает тембр мамы и папы, с удовольствием тянет навстречу вашим рукам свои ручки, требуя, чтобы на него обратили внимание.

В возрасте до года, малыш начинает познавать мир, с удовольствием вслушивается в сказанные вами слова, начинает подражать им, агукая и гуля. Общение играет важную роль в психическом развитии детей до года. К году малыш должен уже понимать вашу речь, говорить некоторые несложные фразы, свободно стоять на ногах, уверенно ползать.

Задержка психического развития у детей

Если у вашего малыша замечено замедление темпов роста некоторых функциональных особенностей, соответствующих его возрасту – мышления, памяти, внимания или координации, у него однозначно отмечается кризис в психическом развитии. В раннем возрасте это может быть выявлено в процессе тестирования малыша у врача-психотерапевта, однако и дома вы можете сами определить, развивается ли ребенок.

Очень часто особенности психического развития детей, связанные с задержками, путают с умственной отсталостью, поэтому заметив хоть некоторые симптомы заболевания, поспешите на прием к специалисту. Обратите внимание на ряд случаев, которые могут свидетельствовать о возникновении недуга:

  • Нерешительность и скрытность;
  • Излишняя замкнутость и нелюдимость;
  • Отставание от сверстников в совершении каких-то элементарных действий, связанных с моторикой или мышлением;
  • Агрессивность по отношению к сверстникам или членам семьи;
  • Позднее физическое развитие – поздно начинает держать голову, делать первые шаги, говорить;
  • Нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Ребенок не умеет держать себя в руках, нервничает, капризничает.

В каждом индивидуальном случае определить насколько правильны или нет ваши сомнения относительно задержки психического развития у ребенка, сможет только врач.

Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.

Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.

Стратегия исследования психического развития ребенка должна быть выработана у каждого родителя. Если вы не владеете информацией о том, как должен развиваться ребенок эмоционально, соответственно своего возраста, проконсультируйтесь у специалиста.

Доктор Комаровский: оценка психического развития ребёнка

Загрузка…

onethree.ru

Нормативы нервно-психического развития детей 1-3 лет

Нормативы

Возраст

1,3

1,6

1,9

2

2-2,6

2,6 — 3

1. Понимание речи Запас понимаемых слов быстро расширяется. Понимает названия действий, окружающих предметов Обобщает предметы по существенным признакам на основе понимания речи взрослого. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях из его личного опыта.

 

 

2. Активная речь Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в моменты двигательной активности, удивления, радости Пользуется облегченными («би-би») и правильными («машина») словами, называет предметы и действия в момент сильной заинтересован
ности.
Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. Общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Говорит многословными предложениями (более 3 слов). Появляются вопросы «Где?», «Куда?» Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «Почему?», «Когда?».
3. Сенсорное развитие Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма). Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см. Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале, находит предметы четырех основных цветов. В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета.
4. Игра и действия с предметами Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень). Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия.

 

 

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает последовательность и взаимосвязь двух-трех действий из жизни окружающих. Появляются элементы ролевой игры.
5. Движения Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом. Ходит по ограниченной поверхности (ширина 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см). Перешагивает через препятствия чередующимся шагом Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.
6. Навыки самообслужи-
вания
Самостоятельно ест густую пищу ложкой Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает колготки, ботинки, шапку). Частично надевает одежду (ботинки, шапку). Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.
7. Конструктив-ная деятельность

 

 

 

 

Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их. Появляются сложные сюжетные постройки.
8. Изобразитель-
ная деятельность

 

 

 

 

  С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их.

treningi-ok.ru

Способ прогнозирования нервно-психического развития детей раннего возраста

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к педиатрии. В сыворотке крови новорожденного ребенка определяют уровень цинка. При его значении менее 13 мкМоль/л прогнозируют задержку нервно-психического развития ребенка на первом году жизни. Способ прост в исполнении и позволяет осуществлять прогнозирование нервно-психического развития ребенка сразу после его рождения. 2 табл.

Изобретение относится к области медицины, к механизму формирования нервно-психического развития ребенка, то есть к области возрастного развития детей.

Известные способы прогнозирования нервно-психического развития детей учитывают, как правило, антенатальные факторы риска (Токовая Е.И. Ранее нервно-психическое развитие детей, родившихся глубоко недоношенными: Дис. … канд. мед. наук. — Москва, 2002, — 143 с. Гольденберг О.П. Особенности состояния здоровья детей с задержкой внутриутробного развития на первом году жизни: Автореф. дис. … канд. мед. наук. — Астрахань, 2001, — 24 с.).

Однако важным постнатальным фактором риска в нарушении сроков нервно-психического развития ребенка является микроэлементный дефицит и, в первую очередь, дефицит цинка.

До настоящего времени не доказана роль дефицита цинка в нарушении нервно-психического развития детей первого года жизни. Трудности оценки индивидуального развития ребенка и большая вариабельность показателей формирует большие проблемы при его определении. Отсутствует элемент объективности.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что определяют уровень цинка в сыворотке крови новорожденных детей и, на основе количественной оценки содержания цинка — менее 13 мкМоль/л (цинкдефицитном состоянии), прогнозируют уровень задержки нервно-психического развития ребенка (становление моторных функций, появление навыков и возможностей познания) на каждом этапе возрастного развития ребенка первого года, являющегося важнейшем периодом эволюции.

Цинк является незаменимым микроэлементом для развития мозга. Значимость цинка для развития высших психических функций у ребенка обусловлена широким спектром общебиологических свойств, присутствием в мозге связанных с цинком белков, обеспечивающих структурное и функциональное созревание мозга и цинксодержащих медиаторов, участвующих в формировании памяти, пространственного мышления, процессов познания, усвоении социальных навыков. Особенно чувствительна к недостатку цинка нервная ткань плода и ребенка первых 2-х лет жизни.

Способ осуществляется путем определения уровня цинка в сыворотке крови новорожденного ребенка методом пламенной атомно-абсорбционной спектрофотометрии. Содержание цинка менее 13 мкМоль/л позволяет с высокой степенью достоверности оценивать степень задержки нервно-психического развития (моторного, эмоционального, речевого, двигательного). Чем ниже уровень цинка в сыворотке крови, особенно ниже критических значений — 8 мкМоль/л, тем больше задержка в сроках показателей нервно-психического развития ребенка.

Нормальное содержание цинка в сыворотке крови (более 13 мкМоль/л) ребенка обуславливает последовательность нервно-психического развития, своевременные сроки формирования навыков и умений, которые должны быть достигнуты ребенком на каждом возрастном этапе.

ПРИМЕР 1.

Ребенок А., протокол №72, уровень цинка в пуповинной крови 12,1 мкМоль/л.

При оценке нервно-психического развития у ребенка с дефицитом цинка (менее 13 мкМоль/л) на протяжении первого года жизни выявлены отставания по ряду следующих значимых показателей: движения общие (ДО), движения рукой (ДР), активная речь (АР), понимание речи (ПР), навыки (Н). Ребенок уже при рождении имел II группу НПР. Начиная с 3 месяцев отмечалось отставание в объеме общих движений — ОД, и подготовительном этапе речи — ребенок не произносил отдельные звуки, в 4 мес — не гулил. После 3-х месяцев нарушения становились более заметными и нарастали с возрастом. Задержка НПР усугублялась и отчетливо проявлялась к 6 месяцам. В этом возрасте, помимо недостаточной общей активности — ребенок не переворачивался с живота на спину, не стоял при поддержке под мышки, отмечались ограниченные движения руки — ДР — ребенок не мог удержать игрушку, взятую из рук взрослого, перекладывать ее из одной руки в другую, отмечалась задержка развития активной речи — PA — к 5 мес ребенок подолгу не гулил, к 6 мес — не произносил отдельные слоги, к 7 мес — на вопрос “где?” не находил взглядом известный ему предмет, отмечалось недостаточное понимание им речи взрослых — ПР. К 9 мес по-прежнему сохранялись ограничения объема движения руки, слабо развивались речевые функции, не был сформирован необходимый для этого возраста перечень навыков (есть с ложки густую пищу, пить из чашки, навыки опрятности).

В 10 и 11 мес были заметно хуже показатели активной речи — РА и понимаемой речи — ПР (ребенок не подражал взрослым, повторяя за ними новые слоги, не понимал названия основных предметов и действий, имен детей и взрослых). К году ребенок не имел необходимых речевых навыков-словарный запас его составлял 5 облегченных слова вместо 10 слов.

ПРИМЕР 2.

Ребенок В., протокол №114, уровень цинка в пуповинной крови 13,9 мкМоль/л.

При оценке нервно-психического развития у ребенка с нормальным сывороточным цинком (более 13 мкМоль/л) на протяжении первого года жизни не наблюдалось отставания по всем линиям развития и показателям НПР. Ребенок уже при рождении имел I группу НПР с опережающим развитием.

В 1 мес — были задействованы зрительный анализатор (ЗА) — ребенок прослеживал глазами движущийся предмет, слуховой анализатор (СА) — прислушивался к голосу взрослых. Появились эмоции (Э) — первая улыбка на разговор взрослых; развитие речи (РА) — ребенок начал издавать отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Общие движения (ДО) характеризовались попытками ребенка поднимать и удерживать голову лежа на животе. На 2-м и 3-м мес НПР шло с опережением. Начиная с 4 месяцев ребенок не только узнавал мать, но и отличал близких людей от чужих, что характерно для 5-месячного ребенка — ЗА. Поворачивал голову и находил источник звука, по разному реагировал на спокойную и плясовую мелодии, отличал строгую и ласковую интонации, по-разному реагировал на свое и чужое имя, что характерно только для 5-6-месячного ребенка — СА. В 4 мес он находил игрушку в любом положении, уверенно брал ее, подолгу занимался с ней, перекладывал из одной руки в другую, что свойственно только для 5-6 мес ребенка. В 5 мес начал лепетать (РА). В 6 мес громко и четко произносил отдельные слоги, к 10 мес словарный запас его составлял 10 слов, что соответствует развитию годовалого ребенка. С 7 мес начал самостоятельно пить из кружки (Н). С 10 мес ребенок стал ходить (ДО).

Способ был апробирован на 316 новорожденных детях и показал его высокую эффективность.

Нервно-психическое развитие (НПР) определялось нами в соответствии с методикой Печоры К.Л., Фрухт Э.Л. (1983) и Пантюхиной Г.В. и соавт. (1996). Оценка НПР детей проводилась ежемесячно по общепринятым правилам. На каждом возрастном этапе НПР оценивали по ведущим линиям развития: движения общие (ДО), движения руки (ДР), зрительный анализатор (A3), слуховой анализатор (АС), эмоции (Э), навыки (Н), активную речь (РА) и понимание речи (РП).

Все дети по заключению НПР делились на три группы. I гр. НПР — с нормальным или опережающим развитием, II гр. НПР — отставание в развитии на 1 эпикризный срок, III гр. НПР — отставание на 2 эпикризных срока.

Установлено, что уровень ПМР был лучше у детей с нормальным количеством цинка — 1-я гр., чем у детей с цинкдефицитом — 2-я гр. Распределение детей на 1-м году жизни по группам НПР в зависимости от уровня цинка выявило, что в 1 мес I гр. НПР диагностирована у 70% детей с нормальным уровнем цинка и 48,3% младенцев с цинкдефицитом. II гр. НПР зарегистрирована у 30% детей с достаточным цинком и 51,7% — с цинкдефицитом. III гр. НПР — не отмечена ни у одного из наблюдаемых детей в один месяц жизни. В динамике наблюдения в возрасте 1 года количество детей с I гр. НПР увеличилось соответственно до 78% и 55,2%, со II гр. НПР — уменьшилось до 22% и 44,8% и появились дети с III гр. НПР — 0,5% (эту группу составили младенцы только с критическим уровнем сывороточного цинка — менее 8 мкМоль/л).

При оценке НПР развития у детей с разным уровнем цинкобеспеченности выявлены существенные различия по ряду значимых показателей (табл. 1). До 3-месячного возраста различия в темпах нервно-психического развития наблюдавшихся детей выражены не ярко. Начиная с 3 мес у детей с цинкдефицитом отмечалось резкое отставание в объеме общих движений — ОД. После 3-х месяцев различия становились более заметными и нарастали с возрастом. Задержка ПМР усугублялась и отчетливо проявлялась к 6 месяцам. Таким образом, в 6-месячном возрасте I группу НПР с нормальным развитием имели 60% детей с нормальным уровнем цинка и 30% — с цинкдефицитом, I группу НПР с опережением в развитии — 20% детей с достаточным цинком и 5% — детей с низким уровнем цинка. II группа НПР (с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок) зарегистрирована у 20% детей с нормальным цинком и 31% — с цинкдефицитом. 3,4% детей с пониженным цинком имели III группа НПР (отставание в развитии на 2 эпикризных срока), но в этой группе не было детей с нормальным уровнем цинка. В этом возрасте, помимо недостаточной общей активности, отмечены ограниченные движения руки — ДР, задержка развития активной речи — РА, недостаточное понимание речи — ПР взрослых. К 9 мес по-прежнему сохранялись ограничения объема движения руки, слабо развивались речевые функции, не был сформирован необходимый для этого возраста перечень навыков. В 10 и 11 мес у детей с цинкдефицитом были заметно хуже показатели активной — РА и понимаемой речи — ПР. Дети из 1-й группы не имели необходимых речевых навыков.

Различия в показателях моторного и речевого развития детей (с разным уровнем цинка), таких как, умение держать голову, сидеть, стоять, ходить, говорить, которые по выражению психологов Пиаже и Э.Эриксона, 1982, являются “аспектами сенсорно-моторного интеллекта”, представлены в таблице 2.

Способ обеспечивает следующие преимущества: информативен и объективен. Анализ данных показывает, что дети с цинкдефицитом достоверно позже начинали держать голоду, сидеть, стоять, говорить, чем дети с нормальным содержанием цинка в сыворотке крови.

Способ прогнозирования ИПР детей представлен в табл. 1 и 2.

Формула изобретения

Способ прогнозирования нервно-психического развития у детей раннего возраста, отличающийся тем, что в сыворотке пуповинной крови новорожденного ребенка определяют уровень цинка, и при его значении менее 13 мкМоль/л прогнозируют задержку нервно-психического развития ребенка на первом году жизни.

findpatent.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о