Монтессори материалы своими руками для малышей – материалы и 15 методик изготовления в домашних условиях

Содержание

Монтессори материалы своими руками

Более ста лет система Монтессори помогает ребенку осваиваться во внешнем мире, используя все основные чувства.

С помощью вспомогательных дидактических материалов происходит максимальное взаимодействие слуха, зрения, вкуса, звука и тактильных ощущений, что позволяет малышу всесторонне развиваться и ориентироваться в таком непонятном взрослом мире.

Материалы помогают освоить маленькому непоседе цвета и форму предметов, понятия «большое-маленькое» и «целое-часть», буквы и цифры, усовершенствуют логическое мышление, мелкую моторику и, самое важное, пробуждают фантазию.

Делаем игрушки по системе Монтессори своими руками

Поскольку ребенок стремительно растет, то ему постоянно требуются новые развивающие игрушки.

На прилавках многочисленных магазинов можно обнаружить большое количество всевозможных материалов, но куда интереснее сделать их самостоятельно.

Во-первых, это занимает совсем небольшую часть времени, а, во-вторых, экономит значительную сумму денег, поскольку выполняются «развивалки» из подручных, а иногда даже из ненужных материалов.

Рамка с геометрическими фигурами-вкладышами

Такая развивающая игрушка помогает ребенку узнать, что такое геометрические фигуры, ненавязчиво запомнить основные цвета и освоить понятие «от большего к меньшему» и наоборот.

Исходные материалы:

  • коробка из-под конфет или жесткий картон;
  • ватман или альбомный лист;
  • цветная бумага.

Коробка или картон разрезается на прямоугольники.

Число прямоугольников будет зависеть от количества геометрических фигур, с которыми планируется ознакомить малыша.

В каждом картонном прямоугольнике вырезается определенная фигура, сначала самая большая, под ней поменьше, потом еще меньше и так далее.

Вырезанные фигурки обклеиваются с лицевой стороны цветной бумагой. Фигуры одного ряда должны быть различных цветов.

На прямоугольник-рамку с обратной стороны приклеивается ватман, который будет удерживать цветные фигуры на месте.

Пирамидка-подушка

Такая игрушка потребует от мамы некоторого умения пользоваться швейной машинкой или обычной иголкой с ниткой.

Пирамидка научит малыша определять цвета, размеры, а также разовьет тактильные ощущения маленьких пальчиков, поскольку набиваться подушечки будут различными материалами.

Для работы понадобится:

  • лоскутки ткани различного цвета;
  • липучая лента;
  • для набивки: синтепон или поролон, шуршащая слюда, гречка, горох или другие крупы.

Из лоскутков ткани разного цвета вырезается по паре квадратов с размерами от 5 до 12 см.

На один из двух одинаковых квадратов нашивается жесткая часть кусочка липучки, а на второй — мягкий.

Затем квадраты сшиваются друг с другом с изнанки, причем с одной стороны оставляется небольшая незашитая часть для последующей набивки.

Рекомендуется стороны соседних подушек делать из одной ткани для того, чтобы малыш мог сам подобрать нужные цвета, тем самым правильно выстроив пирамидку.

Квадрат из ткани выворачивается и заполняется одним из набивочных материалов.

Лучше всего наполнять самую большую подушку наиболее тяжелым материалом, например, гречкой или горохом, а следующие — легким: слюдой или синтепоном.

Цветные ёжики

Для развития мелкой моторики и запоминания цвета очень хорошо познакомить ребёнка с веселыми разноцветными ёжиками.

К тому же с участием семейства этих забавных животных можно придумывать целые истории и необыкновенные сказки.

Материалы для работы:

  • цветной картон;
  • прищепки разного цвета.

Из листов цветного картона вырезаются по две фигуры ёжиков.

Две одинаковые по цвету фигурки склеиваются между собой. На каждой из них рисуется рот и глазки.

Теперь можно вместе с ребенком прикреплять на них прищепки соответствующего цвета.

Геометрическая доска

Эта легкая по исполнению игра позволит ребенку не только ознакомиться с загадочным миром геометрических фигур, но и конструировать их самостоятельно, незаметно постигая пропорции их построения.

Потребуется:

  • старый толстый глянцевый журнал;
  • кнопки с пластмассовыми наконечниками;
  • канцелярские резинки;
  • самоклеющаяся бумага или пленка.

Журнал обклеивается пленкой или бумагой.

На поверхность журнала вкалываются кнопки на равном расстоянии друг от друга.

С помощью резинок формируются многочисленные геометрические фигуры.

Юный химик

Такая необычная игра не потребует от мамы навыков рукоделия или работы с ножницами и клеем, но зато отлично подготовит будущего первоклассника к работе с ручкой и карандашом. К тому же, благодаря этой игре, появляется интерес к наукам.

Необходимые материалы:

  • колбочки или небольшие стеклянные стаканчики;
  • пипетка;
  • столовый 6% уксус;
  • пищевая сода;
  • краски;
  • блюдца или другие емкости.

В колбочки или стаканчики наливается слабопроцентный уксус, который подкрашивается красками.

На каждое блюдце насыпается небольшое количество соды.

С помощью пипетки набирается небольшое количество подкрашенного уксуса и закапывается на соду.

Сода начинает шипеть и пузыриться, что вызывает неподдельный интерес даже у самого непоседливого ребенка.

Цифры и буквы из проволоки

Магнитные буквы или цифры можно, конечно же, приобрести в магазине, но куда занимательнее смастерить их собственноручно, тем более, если в этом участвует сам малыш.

Материалы:

  • проволока;
  • пассатижи.

Из проволоки изгибается нужная цифра или буква.

Пассатижами заворачивается кончик проволоки. Это выполняется для того, чтобы малыш не смог случайно порезаться об острый край.

Рамка на застежке

Прекрасно улучшает мелкую моторику и учит пользоваться разнообразными молниями и пуговицами в быту специальная рамка-застежка.

Что необходимо:

  • рамка для фото или обычные пяльца;
  • остатки старой одежды с застежками: молниями, пуговицами, кнопками или крючками.

Из старой кофточки, рубашки или рукава вырезается необходимый кусок материала по размеру рамки.
Ткань сшивается между собой и натягивается на рамку.

Теперь можно застегивать и расстегивать застежки.

Особенно дети любят прятать в получившийся кармашек мелкие игрушки или листочки бумаги.

Вот такие нехитрые приспособления позволят ребенку развить все свои таланты и освоиться в окружающем мире, а самое главное, пробудят интерес к его познанию.

Даже если малыш не сразу правильно выполнит задание, он будет стремиться сам исправить свою ошибку, что с малых лет привьет ему чувство ответственности и самостоятельности.

А это, пожалуй, одни из важных черт характера в нашем современном обществе.

profymama.com

Игрушки монтессори своими руками, мастер класс, фото, инструкция


Система итальянского педагога Марии Монтессори – это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир.

Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мелкой моторики. Развивающие игрушки Монтессори достаточно просты в изготовлении, то есть сделать их своими руками под силу любому родителю. Даже для ребенка возрастом до года они окажутся прекрасным развивающим инструментом, помогут отделить частное от общего, большое от малого, покажут разнообразие форм и предметов этого мира.

Как сделать своими руками эти развивающие игрушки? И какими они бывают – что лучше поможет развить мелкую моторику, ловкость рук, а что больше сыграет роль в формировании логического мышления?

Содержание статьи

Лист Монтессори с геометрическими фигурами

Нам понадобятся:

  • Коробка из под конфет или картон, достаточно жесткий;
  • Ватман или плотный лист из альбома;
  • Цветная бумага.

Для начала необходимо разрезать коробку или картон на небольшие прямоугольники. Сколько их будет – решать вам, это зависит от того, с каким количеством фигур вы хотите познакомить своего ребенка. В принципе, малышу возрастом до года и чуть старше достаточно будет квадрата, круга, прямоугольника и треугольника.

Вырезанные фигуры обклеиваются своими руками бумагой разных цветов. Допустим, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый прямоугольник, синий круг. Затем эти фигуры наклеиваются в один ряд на листе ватмана. Второй ряд наклеивается по тому же принципу, но фигуры следуют в другом порядке – ином, чем первый ряд, и имеют уже другие цвета. То есть красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник. И по такому же принципу наклеиваются третий и четвертый ряд.

Таким образом, ребенок возрастом до года и чуть старше учится отличать понятия «цвет» и «форма». Осознавать, что предметы одного цвета необязательно совпадают по другим характеристикам. Такие развивающие уроки от Монтессори очень важны для малыша, а сделать своими руками такую наглядную таблицу можно буквально за полчаса.

Крышки с буквами Монтессори

Сделать своими руками эту игрушку Монтессори смогут те, у кого в доме найдется 33 одинаковых металлических крышечки от банок. И магнитные буквы. Принцип достаточно прост – буквы соединяются с внутренней стороной крышечки, крышечки переворачиваются наружу. Ребенок должен своими руками перевернуть все крышечки и найти буквы. Это одинаковым образом развивает и мелкую моторику, и логическое мышление, и память.

Разумеется, эти развивающие игры уже не для ребенка возрастом до года, а чуть постарше. Допустим, лет трех. После того, как все крышечки перевернуты, а буквы найдены, можно учиться составлять слоги и даже слова. Эта игра от Монтессори хороша тем, что играть в нее можно вплоть до 5-6 лет, пока ребенок не пойдет в школу.

Цветные ёжики

А вот игрушка Монтессори, созданная, главным образом, для развития мелкой моторики.

Для того, чтобы изготовить ее своими руками, понадобятся цветная плотная бумага, клей и разноцветные прищепки.

Сначала надо вырезать из бумаги ежиков, по две половинки для одной фигурки. Затем половинки склеиваются, на мордочке ежика рисуются носик и глазки. Потом ребенок своими руками должен наделить ежика иголками, то есть прищепками. Цепляя прищепку к спинке вырезанной игрушки, малыш должен называть цвета. Кроме развития рук и мелкой моторики, эта игрушка Монтессори помогает и укрепить память.

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка. Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года.

Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани. С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

И еще 18 идей

Совершенствовать чувствительность рук, мелкую моторику, логику и память необходимо, когда ребенку исполнилось чуть больше года. Система Монтессори направлена на то, чтобы как можно раньше создать малышу ту среду, в которой он начинает жить и мыслить независимо от родителей. И развивающие игрушки – один из важнейших элементов этой среды.

www.toysew.ru

Монтессори детская комната, пространство, кроватки, стеллажи

Монтессори. Как обустроить детскую комнату?

Многие родители наслышаны о методике раннего развития Марии Монтессори, кто-то водит ребёнка в Монтессори сад, другие покупают Монтессори материал для домашних занятий или создают его своими руками. А как насчёт детской комнаты по принципам Монтессори? Ведь заманчиво воспитывать своего ребенка свободной и самостоятельной личностью с самого рождения. Все тонкости адаптации этой методики в семье мы подробно обсуждали в рамках он-лайн курса для родителей “Монтессори дома”.

Одним из основополагающих принципов Марии было создание развивающей среды для ребёнка. Я давно интересуюсь этой темой и наблюдаю, как родители из Америки и Австралии обустраивают безопасное развивающее пространство для своих детей. Поэтому написала большой обзор с фотографиями, в котом рассказываю:

  • Что особенного в Монетссори детской?
  • Где спит ребёнок?
  • Почему для малышей по возможности создают 2 спальных места?
  • Что такое Монтессори стеллаж или полки?
  • Где хранится детская одежда?
  • Что такое зона активности?
  • Что такое место для кормления?
  • Как решается вопрос с горшком?
  • Какими вещами дополняется Монтессори пространство?
  • Какие материалы в приоритете: дерево или пластик?
  • Какова роль родителей в Монтессори комнате?
  • Наш опыт

Что особенного в Монтессори детской?

Вся мебель рассчитана на маленького человека. Не только привычные детские столы и столики, но и стеллажи, шкафы, картины и зеркала, тумбочки, книжные полки и кроватки желательно сделать низкими и доступными для малыша. Монтессори комнаты выглядят непривычно пустыми по сравнению с обычными детскими, потому что большинство предметов расположены низко.

Комната обустроенная мамой-педагогом Монтессори

Детский стол и стена для рисования

Детский стол и низкие полки

Пространство комнаты должно быть максимально безопасным. Здесь нет места вещам, за сохранностью которых нужно следить, также отсутствуют любые предметы, о которые можно сильно пораниться, зацепиться и упасть, поскользнуться.

Безопасные розетки

Кроме того, Монтессори комнаты рекомендуется зонировать: место для сна, кормления, переодевания и активности.

А где спит малыш?

Зачастую, если позволяет пространство, родители создают 2 спальных места для детей первого года жизни и одно – для повзрослевшего ребёнка. Спальные места в таких комнатах – это низкие кровати или толстые матрасы.

Уютная низкая кроватка

Аккуратный матрас и росписи на стене

Зеркало у кровати

Отлично оформленная Монтессори кроватка

Зеркало у низкой кровати

Бордовый низкий мартас 🙂

Зеркало

Низка кровать

Низкий матрас на подставке

Низкая кровать необходима для стимуляции ребенка к познавательной активности. Он скорее начнет ползать, потому что будет видеть, что происходит вокруг. Он попробует двинуться вслед за взрослыми и подползти к заинтересовавшему его предмету.

К тому же низкая кровать – это безопасность малыша, поскольку, научившись ползать, он не упадет. Ещё один плюс низкого спального места по методике Монтессори – это то, что ребенку не придётся отвыкать от кровати с бортиками. Он сможет легко привыкнуть к обычной большой кровати, не будет бояться и не упадет с неё.

Мы даже разработали такие кроватки для малышей и продаём их не только для домашнего использования, но и для детских садиков! Посмотреть и заказать можно по ссылочке. 

Почему для малышей создают 2 спальных места?

На одной кроватке малыш спит ночью. Здесь в принципе нет ничего особенного, кроме того, что это спальное место низкое. А второй матрас создан для развития и активного наблюдения. Около него устанавливается зеркало, чтобы малыш мог видеть себя и наблюдать за своими движениями. А над матрасом подвешивают мобиль, который родители регулярно меняют (раз в 2-3 недели). Кроме того, рядом вещают или ставят картины или какие-то красивые иллюстрации. Игрушки здесь тоже находятся рядом, чтобы малыш мог сам доползти до них.

Классическая кроватка и зона для бодрствования

Низкая кровать и место для бодрствования

Низкая кровать и матрас с зеркалом (в левом углу)

Что такое Монтессори стеллаж или полки?

Монтессори родители обычно располагают игрушки в свободном доступе, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. В большинстве детских это открытый стеллаж, на котором размещаются игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Игрушки на полках периодически меняются в зависимости от интересов ребёнка.

Кроме того, малыш с раннего детства учится убирать за собой игрушки, ведь порядок на стеллаже – это так наглядно и понятно!

Огромный стеллаж. Тут есть, где развернуться 🙂

Небольшой стеллаж с игрушками и картинами

Белый лаконичный стеллаж

Полки с музыкальными инструментами

Небольшой стеллаж с книгами и игрушками

Монтессори стеллаж для деток постарше

Небольшой стеллаж с книгами

Стеллаж и картинки, которые весят на уровне ребёнка

Где хранится детская одежда?

Весь акцент на ребёнка, поэтому низкий шкаф идеально подходит. Если одежда всё же хранится в отдельном высоком шкафу, то в комнате выделяется зона переодевания. Здесь стоит низкий стул, на который малыш может вешать свою одежду, а обувь ставить рядом.

Низкий шкаф для одежды ребёнка

А ещё порой можно делают туалетный столик, чтобы малыш мог самостоятельно расчёсываться и смотреться в зеркало.

Туалетный столик для ребёнка

Стильный детский туалетный столик

Что такое зона активности?

Это то место, где ребёнок играет. Для малышей – это уютный коврик. Детям постарше обязательно нужен низкий столик и стул.

Зона активности в спальне малыша до года

Яркая спальня. Ребёнок играет на ковре

Аккуратный коврик в стиль комнаты

Уютное игровое пространство

Зона активности для детей постарше

Детский стол и стул

Низкий стол

Низкий детский рабочий стол

А место для кормления – это как?

Наверное, Вы замечали в детских магазинах кресла-качалки для кормления? Так вот такое (или любое другое мягкое кресло)  в самый раз подойдёт для проголодавшегося масика и его мамы. Со временем малыш привыкнет, что здесь они с мамой наедине в тишине и спокойствии. Он будет быстро успокаиваться и радоваться. А ещё в этом кресла мама может уютно пристраиваться и читать малышу сказки перед сном. Поэтому нередко рядом с местом для кормления располагают полки с книгами

Кресло-качалка для мамы и рядом для малыша

Обычное винтажное кресло

Тоже кресло-качалка

Кстати, на нашем блоге есть отдельный пост про книги в Монтессори комнате . Там тоже много фотографий для вдохновения.

 А как решается вопрос с горшком?

Очень просто. Некоторые родители размещают горшок прямо в комнате. Рядом ставят корзинку для грязного белья. Малыш постепенно учится самостоятельно ходить на горшок, а также снимать запачканные штанишки и кидать в корзинку.

Горшок и корзинка для белья прямо в детской

Какими ещё вещами  дополняется Монтессори пространство?

В первую очередь картинами (репродукциями, детскими принтами, изображениями животных, алфавитами). Они воспитывают в ребёнке эстетический вкус. Для новорожденных зачастую выбирают черно-белые изображения. Эти контрастные цвета детский глаз различает в первую очередь.

Принт с гербарием

Фотографии насекомых

Чёрно-белые контрастные изображения

Вещами ручной работы. Видя их, ребёнок учится воспринимать ценность ручного труда. К тому же такие вещи добавляют пространству тепла и уюта.

Ветка с птицами и винтажная картинка

Маленьким веником и тряпочкой. Малышам доставляет огромное удовольствием подражать взрослым. Именно так они учатся. Поэтому важно предоставить ребёнку собственные предметы для уборки. Глядишь, скоро научится убирать за собой рассыпанную из сенсорной коробки крупу 😉

Малыш старается убирать, как это делает мама

Детской игровой мебелью (кухней, домиком, сушилкой для белья и т.д.)

Деревянный домик для игр

Детская древянная кухня

Детская игровая мебель, доска для глажки

Детская сушилка для белья

Мольбертом. Известно, что рисование на вертикальной поверхности значительно отличается от рисования на горизонтальной. Это совершенно разные моторные навыки. Поэтому родители стараются найти место для мольберта, чтобы дать ребёнку возможность раскрывать свой творческий потенциал, а также развивать мелкую и крупную моторику.

Детский мольберт

Малыши активно рисуют на мольберте

Дерево или пластик?

Особенностью Монтессори пространства является экологичность, поскольку нет ничего более гармоничного и эстетически красивого, чем природа, поэтому Монтессори родители предпочитают натуральные материалы. Если мебель, то деревянная, если шторы, то хлопковые или льняные, если ковры, то плетёные из натуральных тканей.

Деревянный стеллаж – красота!!!

Вязанный ковёр

Стоит отметить, что классический Монтессори материал изготавливается из дерева или металла, ведь во времена Марии Монтессори о пластике даже не слышали. Сейчас есть множество качественных пластиковые игрушек, которые соответствуют принципам Монтессори педагогики, но всё же деревянные игрушки в приоритете.

Игрушки для малыша: ткань, дерево, пластик, каучук

Самостоятельность ребёнка и освобождении родителей?

Многие почему-то думают, что методика Монтессори помогает родителям снять с себя груз ответственности. Они говорят, мол, ребёнка оставляют наедине со своими проблемами. Он вынужден их решать самостоятельно. Нет. И ещё раз нет! Если родители не будут ребёнку всё показывать, он ничему не научится. Если не будут с ним рядом, он специально будет демонстрировать свою беспомощность.

В Монтессори всё продумано с тем, чтобы ребёнок мог пробовать свои силы и познавать свои возможности. Но это совсем не означает, что, научившись складывать игрушки в коробку, он будет вынужден всегда за собой убирать всё до последней игрушки. Равно как умение ребёнка читать не означает, что родители перестанут читать ему книжки.

Малыш старается самостоятельно выстроить башню

Наоборот, методика Монтессори предполагает, что ребёнок многим вещам учится именно у родителей. А родители всегда присутствуют рядом, показывают и рассказывают, открывают ему мир. Когда же малыш пробует что-то сделать сам, они стараются побыть в стороне, чтобы он всё-таки смог. Если ребёнок просит о помощи, они обязательно помогают.

Как мы воплотили Монтессори пространство в однокомнатной квартире?

О том, как мы пришли к методике Монтессори, я уже писала, здесь я расскажу, как мы продолжаем воплощать её в домашних условиях:

1. Прежде всего, мы решили, что в комнате не будет шкафов, комодов и вообще лишней мебели. Все вещи у нас хранятся в кладовой и большом шкафу в ванной. Чтобы кладовка не захламлялась, сезонные вещи мы вывозим в гараж. Это дало возможность создать на полу большое игровое пространство.

Отсутствие лишней мебели создаёт больше пространства для игр

2. Муж смастерил большой Монтессори стеллаж (похож на икеевский “Экспедит”). Здесь хранятся игрушки, книжки и материалы для занятий. Часть игрушек тоже на время уходит в кладовку. 

Стеллаж помогает структурировать игрушки и даёт возможность выбора

3. Возле стеллажа на полу лежит удобный детский коврик, а рядом находятся метёлка, совок и мягкая варежка для втирания пыли.
Для чтения у нас есть удобное кресло-мешок.

Коврик для игр около стеллажа

4. Когда Сима была маленькая, у нас стоял спортивный уголок. Ксюша лазила по лестнице, а снизу мы стелили коврик и выкладывали Симу. Над ней вешали мобили. Рядом были игрушки и картинки. От сюда она могла выползать на пол. Также мы рано начали класть её на пол (не на покрывало, а именно на ламинат), чтобы она училась ползать. Кстати, учителем ползания у Симы была Ксюня. Именно она ей показывала технику и приёмы 🙂

Подвеска для ножек, чёрно-белы изображения, игрушки

Ползание прямо на полу с самого раннего возраста

5. Ещё мы часто меняли мобили, которые мастерили своими руками.

Это я написала не для хвастовства, а для примера: создать развивающую среду можно даже в однокомнатной квартире.

Надеюсь, эта статья поможет Вам создать самую правильную и уютную детскую комнату для Вашего ребёнка!

Если Вам понравился этот обзор, поделитесь им с друзьями в социальных сетях. Авось, кто-то из них ждёт ребёнка и как раз ломает голову над обустройством детской комнаты 😉

А ещё приглашаем Вас подписываться на обновления блога “Расти умным!” У нас много полезного и интересного для Ваших малышей!

P.S. Изображения взяты с блогов Мотессори-родителей, в том числе Sew Liberated и How we Montessori, а также из Pinterest. Коллекция фотографий собиралась более 1 года, поэтому ссылки утеряны. Если у Вас есть желание и потребность, ищите первоисточник через Google поиск по фотографиям.

Желаем Вам домашнего уюта и побольше детского смеха!

Мы подобрали ещё 5 интересных статей для Вас:

grow-clever.com

Добрый день, мамочки! В этом посте и видео я расскажу, как организовать зону Монтессори своими руками у себя дома. Материалы Монтессори можно найти в лесу и среди предметов, которые наверняка есть у вас дома.

Обратите внимание! Все занятия проводятся строго под присмотром взрослого!

Материалы Монтессори лучше располагать на подносе.

О методике Монтессори

  1. Сложите в глубокую миску желуди и грецкие орехи. Рядом поставьте два стаканчика. Предложите малышу отсортировать орехи и желуди. Можно перекладывать их руками, а можно и большой ложкой. Моей дочке очень нравится это занятие

    монтессори материалы

    .

  2. Возьмите стакан с крышкой и счетные палочки. Сделайте в крышке небольшую. прорезь, через которую можно просунуть палочку. Ребенок с удовольствием будет складывать все палочки в стаканчик.

    монтессори материалы

  3. Копилка. Возьмите банку и сделайте в ней прорезь для монеток. Пусть малыш бросает в копилку монетки.

    монтессори материалы

  4. Возьмите две небольшие мисочки, в одну из них насыпьте горох. Пусть ребенок перекладывает ложкой горох из одной миски в другую. Это упражнение будет очень полезно тем деткам, которые начинают учиться держать ложку правильно.

    монтессори материалы

  5. Возьмите мисочку с крышкой, в крышке проделайте отверстие по диаметру палочек. Палочки продаются в строительных магазинах, названия не помню)

    монтессори материалы

    монтессори материалы

  6. Перекладывание риса. Аналогично пункту 4

    монтессори материалы

  7. Канцелярский ежик и трубочки. Разрезаем трубочки на много частей и делаем из них иголки для ежика.

    монтессори материалы

  8. Можно перекладывать желуди из миски в бутылку с широким горлышком. Дочка тоже очень любит это упражнение!

    монтессори материалы

  9. Возьмите банку и сделайте в ней круглое отверстие по форме ежиков — игрушки для кошек. Диаметр отверстия должен быть таким, чтобы пропихнуть через него ежика нужно было бы с небольшим усилием.

    монтессори материалы

  10. Ребенок может переливать воду из маленького кувшинчика в другой. Можно переходить к этому этапу, когда ребенок уже хорошо освоил предыдущие занятия. Запаситесь тряпками и губками)

А вот еще идеи для занятий Монтессори

Удачи! Спасибо за комментарии)

 

Вам будет интересно:

« Предыдущая запись Следующая запись »

mamasblog.ru

как сделать игры и материалы своими руками

Главная > Воспитание >

 

Игрушки служат не просто развлечением и утешением маленького ребенка — это инструмент познания мира. Малыши до года во время игр активно тренируют органы чувств, подготавливаясь к полноценному взаимодействию с внешним миром. Сначала младенец изучает окружающий мир с помощью органов зрения и слуха, затем осваивает тактильные ощущения, а через определенное время учится владеть своим телом и ходить. Что такое игрушки Монтессори, и как они помогают в развитии малышей?

Содержание статьи

Дидактический материал Монтессори

Развивающие игрушки и пособия Монтессори пользуются любовью у самых маленьких деток и их родителей. С помощью понятного и доступного материала ребенок упорядочивает свои знания о мире, учится основным навыкам взаимодействия с предметами и объектами. Все дидактические материалы — деревянные, и отличаются экологической безопасностью.

Занятия по системе Монтессори происходят в игровой форме и не навязывают малышу свои представления о чем-либо. Метод Монтессори основан на раскрытии собственного творческого потенциала малютки и активизирует его с помощью создания благоприятствующей среды. Взрослый лишь помогает реализовать ребенку свой потенциал через игрушки, но не вмешивается в самостоятельное освоение этого мира посредством развивающих игр.

С помощью развивающих игрушек малыши учатся:

  • распознавать цветовые оттенки;
  • различать форму предметов;
  • познавать цифры и буквы;
  • развивать логическое мышление;
  • фантазировать и развивать воображение.

Так как одним из основных методов познания мира у самых маленьких является сенсорика, деревянные игрушки и пособия Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений. В магазинах можно приобрести различные игровые развивающие игры Монтессори, но вполне возможно сделать все своими руками в домашних условиях из подручных материалов.

Рамка

Деревянные или картонные рамки-вкладыши Монтессори являются пособием для развития чувства формы и размера. Ребенок учится классифицировать предметы по цвету, содержанию и виду. Например, малыш обучается ориентации на плоскости, подбирая соответствующего размера рамки для предметов.

Методика Монтессори предполагает использование самых разнообразных по назначению рамок, с помощью которых малыш:

  • познает основы логического мышления;
  • учится раскрашивать картинки, не выходя за рамки;
  • пытается распознавать и классифицировать предметы по видам (лисички, опята — грибы).

Как сделать рамки-вкладыши Монтессори в домашних условиях? Для этого потребуется лист ватмана, коробочка из-под конфет и цветная бумага. Сначала нужно сделать заготовку для рамки — вырезать прямоугольник. Затем на данном прямоугольнике необходимо нарисовать различные геометрические фигурки.

После этого следует аккуратно вырезать фигуры и наклеить на них разноцветную бумагу (по форме фигуры). Чтобы фигуры не выпадали из основы, с оборотной стороны картона наклеивают ватман. Развивающая задача — найти для каждой фигуры свое место в рамке.

Другим вариантом вкладыша может быть рамка с кармашком. Для этого необходимо взять рамку для фотографий или обычные деревянные пяльцы для вышивания дома. На рамку или деревянные пяльцы натягивается ткань, к которой пришиты пуговицы или молния. Задача — расстегнуть пуговицы (молнию) и положить в кармашек какой-либо предмет или карточки. Можно задачу изменить: достать из кармашка картинки, карточки или предмет.

Пирамидка из подушек

Игрушки-пирамидки Монтессори своими руками помогают различать цветовую гамму и величину предмета, а также совершенствуют тактильные ощущения. Внутренность подушечек можно
набивать различным содержимым — от синтепона до крупы. Метод хорошо развивает мелкую моторику и способствует формированию речевых навыков.

Чтобы сделать игрушки-подушки дома, не обязательно обладать навыками швеи. Сделайте из лоскуточков ткани заготовки для подушечек разной величины, сшейте из них мешочки и набейте разным содержимым:

  • синтепоном;
  • ватой;
  • различной крупой;
  • шуршащей слюдой.

Методика предполагает развитие навыка формирования пирамиды из подушек. Чтобы малыш смог правильно подобрать цвета, одна из сторон подушки должна быть одинакового оттенка со стороной другой подушки-игрушки. Цель — сложить пирамидку из подушек, сочетая одинаковые цвета.

Чтобы малыш хорошо справился с задачей, нужно шить подушечки, постепенно уменьшая размеры. В основании пирамидки должна быть самая большая подушка, далее выкладываются подушечки по мере уменьшения их размера. Чтобы подушечки не падали во время построения пирамидки, к ним пришивается липкая лента по центру (вверху — мягкие части липучки, внизу — жесткие). Пирамидка Монтессори своими руками готова.

Геометрическая плоскость

Данная развивающая методика формирует пространственное мышление у малыша после года. Цель пособия — создавать разные геометрические фигуры с помощью канцелярских резинок. Конечно, крохе до года будет тяжело справиться с данным упражнением — надеть на колышки резинку — однако, малыши более старшего возраста смогут справиться с поставленной задачей и проектировать различные предметы на доске (домик с крышей, машинку и т. д).

Как создать Монтессори материалы своими руками? Возьмите дома любой старый журнал, самоклеящуюся пленку и кнопки с наконечником из пластмассы. Обклейте обложку журнала пленкой и воткните кнопки на равном расстоянии. У вас получилась доска для развития навыков пространственного мышления.

Как используется доска? На кнопки сверху надевается канцелярская резинка, с помощью которой можно формировать геометрические фигуры различной формы. Малыш сначала должен представить фигуру, а потом обозначить ее с помощью надетой на кнопочки канцелярской резинки.

Одной из сложных для малюток задач является шнуровка обуви. Конечно, можно покупать обувь на липучках, однако, навык шнурования необходимо отработать. Из фанеры или плотного картона необходимо вырезать доску-заготовку в форме бабочки и проколоть отверстия, в которые можно вдевать шнурок. Можно сделать деревянные заготовки для шнурования.

Строим розовую башню

Методика направлена на развитие у крохи после года навыка работы с предметами большой и малой формы. Розовая башня состоит из десяти кубиков разного размера. Деревянные кубики нужно сложить в форме башни от основания (самый большой кубик) к вершине (самый маленький). Метод Башня обучает координации движений, умению упорядочивать предметы и гармонично располагать их в пространстве. Со временем розовая башня может принимать разные пространственные (архитектурные) формы.

Усложненный вариант: розовая башня строится на ощупь, с закрытыми глазками. Важный момент — ребенок учится восприятию форм различной величины. Сначала делается акцент на контрасте: самый большой и самый маленький кубик. Затем задача усложняется — между самым большим и самым маленьким кубиком располагаются кубики не очень большие и не очень маленькие.

Так словарный запас малыша пополняется новыми словами: не очень большой, не очень маленький, меньше, больше. Малыш выстраивает логическую цепочку: самый большой, меньше, маленький, самый маленький. Данный метод формирует навык сравнительного анализа на основе различия предметов разных объемов и форм.

Золотые бусины

Дидактический метод Золотая Бусина используется для ознакомления малыша с десятичной системой исчисления. Помимо освоения математических знаний игрушки-бусины совершенствуют мелкую моторику, а значит, и речевые навыки малыша. Методика Золотая Бусина рекомендуется к использованию, когда малышу исполнится 4 года.

Принцип данной системы состоит в следующем:

  • одна золотая бусина — единица;
  • стержень из бусин — десятки;
  • квадрат из бусин — сотня;
  • десять квадратов — тысяча.

В набор входят деревянные подносы, на которые выкладывают обучающий материал. Ребенок учится отличать единицы от десятков и сотен не только по количеству бусин (одна золотая бусина, десять бусин), но и по форме конструкции: квадрат, стержень. Абстрактное понятие счета приобретает конкретную форму, которую можно потрогать ручками. С помощью игры Золотая Бусина малыш легко усваивает счет и азы математической науки.

Домашнее обучение

Создать Монтессори материалы своими руками не сложно, важно — правильно применить их дома. Для этого следует создать развивающую среду (среду Монтессори):

  1. располагать игрушки дома в доступном для крохи месте;
  2. создать дома все условия для отработки основных хозяйственных навыков малыша — стирка кукольного белья в тазике, мытье кукольной посудки и т. д;
  3. создать дома зоны тематического развития: практическая отработка навыков, сенсорное развитие, языковая зона развития и т. д;
  4. предоставить малышу право выбора необходимой для него игры или игрушки;
  5. учить убирать игровые материалы на место (следить за порядком дома).

Малюткам до года нужно предлагать шуршащие, звенящие предметы — баночки, мешочки, коробочки с крышкой. Важно познакомить малыша с предметами-трансформерами, чтобы он смог его видоизменять.

Малыши после года любят возиться с сыпучими предметами (крупа, мука, горох) и льющейся водой. В этот период можно работать с пластилином, рисовать пальчиковыми красками.

Дети после двух лет склонны к конструированию, изменению пространства своими руками. Можно разрезать карточки и картинки, а потом собирать их вместе (типа пазла).

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

razvitiemalysha.ru

Монтессори-материалы своими руками — запись пользователя Хельга (Chayka_ok) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Марии Монтессори


Про методику Монтессори, я думаю, слышали все. У нее много последователей среди мамочек. Мы не исключение. Тем более, что дети просто обожают эти занятия. Это действительно то, что интересно детям. Вот некоторые наши монтессори-материалы своими руками.

1. Сенсорные карточки.


На картонные квадратики наклеила разные шершавые материалы: зубочистки, чечевицу, фасоль, губку, фольгу, кофе, бархатную бумагу. Вариантов много: бусинки, разные купы, шуршащие пленки, пленка с пузырьками, палочки, главное, чтобы это можно было определить наощупь. Каждой карточки по две штуки. Можно определять с закрытыми глазами, подбирать парочки, играть в мемори, можно вытаскивать по одной из мешочка.

Главное - тактильные ощущения и чувствительные ладошки!

2. Баночки с запахами.

Положить в них можно: палочку корицы, ваниль, лимон, гвоздику, кофе, зеленый чай, перец горошком, а кроме этого можно капнуть эфирное масло на ватку и положить в баночку.

Детки очень любят нюхать! Запоминают запахи моментально.

3. Геометрический планшет

Прибиваем кнопки на равное расстояние и готово. (мне пришлось повозиться с кнопками, они пластиковые, все время ломались). Теперь играем: делаем геометрические фигуры из резинок. Или можно соединять одинаковые по цвету кнопки. Или просто играть с резинками. Мой старший, например, использует этот планшет как рогатку)))

4. Шумовые шарики.


Яйца от киндера наполняем разными предметами, каждого по два. Мы использовали: стеклянные шарики, бусинки, фасоль, желуди, макароны. Нужно по звуку найти пару. Или определить, какой шарик тяжелее. Замечательная получается игрушка.

Вот некоторые наши игрушки. Также к монтессори-играм можно отнести:

- складывать колпачки один в другой по размерам и башенкой.

- палочки разной длины по размерам.

- переливание стаканчиков ложкой, через воронку и т.п.

- перекладывать мелкие предметы пинцетом.

- пересыпание из одной чашки в другую.

- разные музыкальные игрушки, что как звучит.

- наматывание ниток.

- бытовые навыки: подметать в совочек, вытирать губкой, выжимать тряпочку, завязывать шнурки, мыть игрушки.

- застежки-молнии-кнопки.

- игры с пластилином.

- нанизывать на веревочку или палочку.

- разложи в ячейки.

И это далеко не все.

Но это именно то, чего хотят дети. Дайте им наиграться, и они отблагодарят спокойствием и умиротворением.

зеленый чай в шариках

www.babyblog.ru

Монтессори своими руками

Монтессори своими руками безусловно есть смысл делать! Такие пособия, возможно, получатся не такие идеальные, как покупные, но они будут сделаны своими руками, что предаст им уникальность.

Плюс ко всему они будут намного дешевле, чем покупные. Сегодня мы изготавливаем рамки-вкладыши!

Монтессори своими руками

Геометрия для детей становится более доступной для понимания, если у них есть возможность поиграть с материалом, ощутить его кончиками своих пальцев. Посетив сайт творческих учителей математики, вы узнаете много различных способов познакомить ребенка с азами этой науки. А мы предлагаем попробовать включить в обучение дошкольника дома занятия с рамками- вкладышами, автором которых является Мария Монтессори.

В оригинале рамки представляют собой тонкие цветные деревянные дощечки с отверстиями определенной формы посередине. В эти отверстия вставляются вкладыши другого цвета. Для удобства, на вкладышах есть маленькие «ручки», за которые малыши их держат.

Вы можете приобрести фабричные рамки в магазине.

Фабричные рамки-вкладыши

А можете изготовить их самостоятельно из толстого картона.

Вырезаем формы из картона

Для этого вырежьте квадраты с длиной сторон примерно 10 см.
В центре каждого квадрата прорежьте отверстие определенной геометрической формы:

  • овал
  • круг
  • ромб
  • треугольник и т.д.

Используя квадрат как трафарет, заготовьте картонные вкладыши нужных форм. На одну сторону каждой вставки приклейте крупную бусину или пуговицу, чтобы ребенку было удобно их брать. Пособие готово, можно заниматься. Для начала предложите маленькому ученику сопоставить вкладыши с нужными рамками.

Приклеиваем бусину

Можно придумать игру: например, каждый квадратик – это домик, а вставка – ставни в окошке. Надо на ночь закрыть все окна, чтобы в дом не залезли воры. По ходу занятия проговаривайте названия геометрических форм.

Рисуем изучаемые формы

Также можно использовать получившиеся рамки как трафарет для рисования.

Трафарет для рисования

Получившиеся геометрические фигуры предложите превратить в знакомые всем предметы. Так развивается не только фантазия, но и умение мыслить абстрактно.

По мере развития ребенка, усложняйте занятия с рамками. Например, можно ставить перед малышом конкретные задачи: построить «дом» из трех этажей, в каждом из которых по три «окна» определенной формы (указываете, какой именно). Добавив рамки с похожими по форме, но отличными по размеру фигурами, вы усложните процесс сопоставления их со вкладышами. Также с помощью рамок можно совершенствовать счет, предлагая составить цепочку в определенной последовательности: 1- круглое отверстие, 2- ромб, и т. д.

montessoriself.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *