Как рассказать детям о деньгах – Как разговаривать с детьми о деньгах

Содержание

Как говорить с детьми о деньгах | Мел

Разговоры о деньгах помогут ребёнку не только наполнить копилку мелочью, но и избавят его от тревоги, зародившейся после того как дедушка стал вслух комментировать новости и использовать слово «нищеброды». Западные социальные психологи поддержат вас, когда вы соберётесь рассказать, как начисляются проценты по вкладам. Согласно науке, экономические представления развиваются у людей не оттого, что кому-то вчера исполнилось девять, а лишь благодаря личному опыту обращения с деньгами и грамотным напутствиям, летящим вдогонку.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Обсуждая, почему копейка рубль бережет, кроме собственно образовательной задачи мы решаем еще одну: избавляем ребенка от лишних эмоций, которыми неизбежно обрастает проблема денег. С раннего детства человек оказывается окруженным экономическими понятиями, он слушает сказки о богатстве и бедности, близкие говорят о выгоде и тратах, а разбитые предметы почему-то определяются их стоимостью, а не размером. Уже с двух лет в детских садиках играют в магазин, устраивают ярмарки и распродажи кубиков.

Наиболее сильное влияние оказывает отец, который приходит с работы за полночь в маске, с чемоданом в руках и говорит: «Деньги не пахнут, сынок!»

Недавно польские ученые провели исследование, которое показало, что пяти-восьмилетние дети воспринимают деньги не только как инструмент, но и как нечто эмоционально значимое. Руководитель экспериментов профессор психологии Томаш Залескевич (Tomasz Zaleskiewicz) предлагает разговаривать с детьми о деньгах в рациональном ключе: «Со временем дети, которые не получают прямых ответов, как правило, думают о деньгах в чисто символическом плане, придавая им больший эмоциональный вес, чем оно того стоит. Они могут в конце концов смотреть на мир сквозь призму издержек и выгод, а все прочие социальные правила уйдут на второй план».

Так что теперь в супермаркете вы не просто вертите в руках кусок сыра и откладываете его со вдохом «Ох, дорого!». Но убедившись, что ребенок стоит рядом, вы объясняете, что выгоднее будет затариться плавленными сырками на месяц, чем съесть вон тот один со вкусом санкций. Можете пройтись и сравнить цены, а потом обсудить бюджет семьи. Мы пообщались с педагогом и психологом Ириной Беляевой и психологом Анастасией Лындиной и составили список того, что важно не упустить из виду, занимаясь экономическим воспитанием ребенка.

1. Деньги — это ресурс

Ресурс необходимый, но он не должен вызывать какие-то особенные эмоции. Его можно сравнить с водой в кране. То есть она должна быть, но прыгать от радости, заметив, что в ванне хороший напор — странное дело. И в сезон отключения горячей воды мало кто будет посыпать пеплом голову. Ее просто поливают водой из чайника.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
2. Раз деньги — ресурс, в семье его не отрабатывают, им просто делятся

Деньги не должны быть предметом манипуляций, как и то, что мы даем ребенку крышу над головой, кормим его и покупаем вон те модные штанишки с уточкой. Все это даром, базово, безвозмездно и никак не может быть рычагом воздействия: «Ага, тройбан по физике! Вот и приплыли твои карманные денежки! Кстати, я решил продать твой старый велик, чтобы наладить обучение».

3. Избегайте крайностей

Замалчивать, вообще не говорить про презренный металл, равно как и посвящать каждый семейный ужин вопросам отцовских бонусов — это неверные стратегии. Оба пути ведут к сакрализации денег.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
4. Проясните туманный вопрос, откуда вообще берутся деньги и куда они исчезают

Все дурацкие шутки про то, что блондинки добывают наличность из тумбочки, дети воспринимают буквально.

5. Определитесь со своим отношением к деньгам

Если в семье принято считать, что деньги — грязные, честным трудом на отпуск в Турции не заработать, а социальное пособие — звучит гордо, то семья свои ценности каким-то образом ребенку передаст. То есть тут имеет смысл разобраться с собственной моралью и исключить дополнительные смыслы, навешанные на предметы вместе с ценниками.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
6. Исключить манипуляции и воспитательные беседы на почве покупок

Это значит не разыгрывать никаких спектаклей, если ребенок просит купить мороженого. Не должно быть ни агрессии: «Ишь, чего захотел, да как в тебя влезет целый рожок?», ни попыток прибедняться: «Мать в старом плаще третий год гуляет, а ты, морда, мороженое лопаешь!», ни оправданий: «Извини, малыш, я непутевый отец, не смог скопить на лакомство. Мне вообще не везет».

7. Даже если вы не входите в список «Форбс», дайте ребенку понять, что в целом в мире все спокойно, деньги есть

Когда мать, озабоченная ранним кариесом, сообщает, что у нее на конфеты «нет денег», у ребенка может появиться некоторое волнение: «Может, они меня вообще и гречкой прокормить не смогут?» Да, детям комфортно в мире, где всего хватает: и еды, и сладостей, и развлечений. Когда мы вместе с программой «Россия в кризисе» расшатываем детскую уверенность в изобильности мира, ребенок может проверять нас на прочность. Просить какой-то дряни, игрушек и еще зеленую собаку. Так он хочет снять тревогу.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
8. Общий посыл: спокойное отношение

Есть деньги — даем, нет — не даем, но объясняем, что это вовсе не конец света. Может, Мальдивы в этом году как-то обойдутся без нас, но мы можем позвать на бабушкину дачу всех друзей и неплохо провести время, пока бабушка не проснулась. Если ребенок хочет гаджет, как у одноклассников, то либо мы покупаем без всяких истерик, либо покупаем дешевый аналог с объяснением: «Пусть пока что он работает только подключенным к духовке, но если мы составим семейный бюджет и хорошенько сэкономим, то в будущем году…»

9. Если вся семья экономит, то ребенка тоже не помешает привлечь к общему процессу

Пусть он хотя бы перестанет есть шоколадное фондю на завтрак.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
10. Нужно рассказать, что деньги конечны, и расходы важно планировать

Вот здесь вся семья может сесть за стол и определить свои основные ценности и условия. Что для вас вообще важно, а от чего легко можно отказаться. Тут внезапно может всплыть, что этот ремонт вообще никому никуда не сдался, и вы внезапно отправляетесь путешествовать по Индии.

11. Покажите младшему, как вы планируете бюджет

Распишите все пункты, куда ушли деньги, которые он хотел отложить на покупку подводной лодки. Покажите программу в своем смартфоне со статьями расходов: «Свекла — 87 р. Хлеб — 70 р.» Предложите ему принять участие. Ок, пусть впишет туда подводную лодку и посмотрит, как это изменит ваш рацион.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
12. Деньги — это довольно высокий уровень абстракции

И раньше определенного возраста ребенка обсуждать активы по степени ликвидности будет сложно. Но с 6-7 лет необходимо говорить о рекламе, о финансовых успехах или крупных банкротствах, дать первые экономические знания. Вместе с этим порассуждайте о том, что вообще ценится в мире, за что платят, кому, что тебе дают деньги, что можно купить, а что нет. Тут разговор придет наверняка к любви, дружбе и счастью, и вопрос, что лучше — частный самолет без друзей или друзья без самолета, оставьте для дебатов. Заодно можно рассказать о своей работе, почему вы сделали такой выбор в карьере, и что для вы цените в своей должности расклейщика объявлений.

13. С шести-семи лет также нужно выдавать карманные деньги

Опять же регулярно и безусловно. Можно подсказать, помочь советом, но вообще здорово дать возможность где-то ошибиться и столкнуться с последствиями. То есть если ребенок проиграл все деньги в азартные игры, не нужно тут же возмещать потери. Да, кстати, тут же можно сообщить, что на телефоне у него совершенно реальные деньги, хотя он их сейчас и не видит.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
14. Играйте в экономические игры

Пусть у вас в шкафу поселятся «Монополия» и «Денежный поток». Можно устраивать ролевые игры с нарезанной бумагой в качестве ценных бумаг. Ребенок строит фабрики, а вы правитель, который выдает кредиты и собирает налоги.

15. С восьми-десяти лет организовывайте любопытные разговоры о мировой экономике и банковской системе

Похвалитесь своей пластиковой карточкой, расскажите про кредитку. Сидя в ресторане, раскройте тему сервиса, который вам оказывают, порассуждайте, что это вообще за сервис такой, если вам отказались греть салат в микроволновке, сколько такие услуги могут стоить.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
16. Отправляйте детей на подработку

Если в шесть лет, играя в ярмарку, дети покупают друг у друга любой сложенный фантик, и все счастливы, то в 12-лет они хорошо осознают, что не всякий фантик у тебя купят. Услуга должна превосходить конкурентов либо по идее, либо по качеству. Ирина Беляева рекомендует с 11-12 лет отправлять детей на подработку: гулять собакой соседской старушки, монтировать видео, набирать тексты или учить детсадовцев счету на пальцах.


Все эти советы позволят вам вырастить такого человека, у которого будет приятно занять немного денег до пятницы.

mel.fm

Детям о деньгах: полезные советы

Карманные деньги: когда, сколько, а надо ли вообще, как у других? Эти вопросы рано или поздно встают перед всеми родителями. Мы постарались собрать максимум полезных советов о том, как нужно знакомиться с деньгами, а заодно рассказать, как обстоит дело в других странах 

Про карманные деньги


Для деток, которые уже получают карманные деньги, нужно запомнить несколько правил. Ведь важно, не сколько вы даете денег, а чему вы хотите ребенка в итоге научить.
  • Деньги выдаются регулярно в определённый день и на определённый срок.
  • Если деньги истрачены сразу, дождитесь следующего поступления; если деньги не использованы – ни в коем случае не отбирайте их.
  • Ребенок не может тратить деньги на ряд запрещенных вещей: сигареты, энергетические напитки, игровые автоматы. Если это условие нарушено, то это повод к серьёзному разговору, но не к наказанию в виде отмены карманных денег.
  • Карманные деньги не должны быть ни способом поощрения, ни средством наказания.
  • Полезно поощрять желание ребенка самостоятельно заработать; это поможет ему во взрослой жизни. Обращаясь к опыту западных стран, заметим, что даже у очень богатых родителей распространена практика трудового воспитания собственных детей. Подростки сами зарабатывают личные деньги во время каникул, работая в кафе, в магазинах, на почте, в социальных службах. Умные родители учат их тем самым узнавать истинную цену денег. 

Про детские карманные деньги за границей


Германия

Карманные деньги детям выдаются здесь с самого раннего возраста, примерно с 5 лет. Суммы эти, конечно же, небольшие, главная задача родителей – научить распределять свои финансы. Ребенку предлагается на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Становясь перед сложным выбором, ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор. Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро в неделю. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог). Цель — приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог. Еще в германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь. 

Франция

Французы приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет), да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька. На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время. Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

США

В Штатах дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.). Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно. На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме.

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко, потому что до 20 лет государство выдает на карманные расходы 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя, то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма. И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15 лет могут организовать свой бизнес.

Англия

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности, хотя почти во всех семьях у детей есть копилки. Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы. Если же дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных платежей и продукты.

Турция

В Турции дети получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам. Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

10 советов для дошкольников


Cчитаете, что до школы детям не стоит выдавать карманные деньги и учить планировать бюджет? Отчасти да. Планирование для них может оказаться непосильной задачей. Но какие-то азы работы с деньгами не только можно, но и нужно прививать с младенчества, лет с 3-4. Вот вам несколько советов для малышей. 

Покажите им деньги

Один из самых простых способов научить вашего дошкольника понятию о деньгах, показать им, как деньги выглядит. Пусть подержит купюру или несколько монет из вашего кошелька. Для первого знакомства – достаточно. Только потом не забудьте помыть детям руки.

Попросите их посчитать

На реальных купюрах здорово отрабатывать навыки счета. Понимая, что можно купить на определенную сумму и сколько нужно бумажек, чтобы приобрести желанную игрушку, навыки счета будут оттачиваться автоматически.

Пусть совершат покупки

Приходя в магазин, выдайте ребенку небольшую сумму, разрешая потратить на необходимые им вещи. Направьте мысль ребенка в отдел бытовой химии (или на худой конец игрушек), а не сладостей. Совершая реальную покупку, ребенок визуально оценит стоимость денег. Ну, и навыки счета закрепит, конечно.

Поиграйте в магазин

Игра в магазин – тоже поможет отточить навыки по взаимодействию с деньгами. Примеряя роли продавца и покупателя, вы можете показать на практике экономические понятия. Вы можете рассказать на языке ребенка научить ребенка читать ценники и прикидывать в уме, хватит ли вам денег на выбранные покупки.

Научите детей делать сбережения

Дошкольники не могут постичь концепцию экономии денег в силу возраста, но вы можете им помощь. Первое знакомство с экономией и накоплениями вполне может выглядеть в виде обычной копилки. Предложите ребенку складывать туда денежные подарки или деньги, которые он заработал (ну, мало ли, в рекламе снялся).

Проговорите цели

Лучший способ научиться экономить – поставить цель. Поэтому придя в магазин игрушек, спросите у ребенка, какую игрушку он хотел бы заполучить. Изучите и запомните ценник. Посчитайте вместе, сколько времени нужно копить, чтобы образовалась вся сумма. Желание поскорее получить выбранную игрушку, по идее должна стимулировать ребенка сохранять все подаренные деньги.

Денежная угадайка

Возьмите небольшую банку  и заполните ее монетками или купюрами. Попросите ребенка угадать, сколько там денег. Предложите свой вариант. После того, как вы оба сделаете ставки, пересчитайте. Это занятие поможет детям узнать стоимость денег и научиться их считать.

Целое и части

Дошкольникам многие вещи становятся понятны, если представлены наглядно. Поэтому не спешите менять их мелочь из копилки на бумажки. Путь посчитают сами и определят, сколько монет в одной купюре и, соответственно, сколько купюр всего им полагается. Не могут посчитать – пусть идут в магазин с трехлитровой банкой.

Спорный вопрос

Каждая семья решает самостоятельно, стоит или нет поощрять ребенка за чтение книг уборку дома, оценки и другую общественно-полезную работу. Лично я – против. Но можно найти другие способы заработать ребенку. Например, ставить театр для других деток в классе или во дворе, выгуливать соседских собак, участвовать в фотосессии и прочее. Можно продавать свои поделки или собранные в лесу ягоды. Чувствуете разницу? Если научить их чувствовать разницу, за что можно поощрить, а что они должны делать для семьи бесплатно, то вы воспитаете заботливых людей, ценящих свой и чужой труд.

Настольные игры

Играйте в экономические игры типа “Монополии”, они сейчас выпускаются для самых маленьких. В них хоть деньги и ненастоящие, но реальные процессы продажи и покупки отражены очень верно.

Покажите свой пример

Покажите на своем примере. Как нужно относиться к деньгам. Объясните детям, что деньги – это лишь средство в достижении целей, а не самоцель. Старайтесь сами покупать только необходимое, формируя уважительное отношение к деньгам.

www.odevaika.ru

7 нескучных книг, которые учат детей обращаться с деньгами (и взрослых тоже)

Если сейчас вам трудно планировать расходы и не тратить все деньги на спонтанные покупки — возможно, вас этому не учили в детстве. Но своих детей от многих ошибок вы можете уберечь. «Мел» и Райффайзенбанк собрали книги, которые помогут разобраться в сложных вопросах про деньги вместе с ребёнком.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Для дошкольников — с историями про чудо-остров

Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. «Волшебный банкомат»

Книга «Волшебный банкомат» рассказывает о приключениях восьмилетних двойняшек — Кати и Серёжи. Их тётя работает в банке и дарит им на день рождения волшебный банкомат. Он отправляет детей на чудо-остров, на котором они узнают, откуда берутся деньги и как с ними правильно обращаться.

Перед каждой главой автор даёт короткие рекомендации родителям: что ждёт ребёнка в новой главе и как ему к этому подготовиться. Например, перед главой, в которой впервые появляется банкомат, автор советует внимательно рассмотреть настоящий банкомат вместе с ребёнком и объяснить, как и зачем его использовать.

«Ничего нам банкомат не даст! Я как-то сказал маме: „Какой добрый этот банкомат, всё время деньги нам даёт!“. А она засмеялась: „Нет, он не добрый. Это не его деньги, это наши с папой деньги. Мы их заработали, положили в банк, вот нам банкомат наши деньги и даёт“. Я мамино объяснение так понял: банкомат — он как холодильник! Чтобы из холодильника взять мороженое, или колбасу, или сок, нужно их туда сначала положить. Не положишь — нечего будет взять. Поняла?»


2. Для младшеклассников — с задачками про племя мумба-юмба

Сергей Федин. «Финансовая грамотность» (в 2-х частях)

Эта книга очень похожа на учебник, и заниматься по ней ребёнку лучше с преподавателем или родителями. В первой части проговариваются самые простые экономические понятия: что такое деньги и откуда они взялись, как отличить подделки, какими были деньги в древности и какие они сейчас. Вторая часть посвящена семейному бюджету: детям рассказывают, откуда берутся деньги у папы с мамой и на что они тратятся, учат копить и планировать большие покупки. В обеих книжках много вопросов и задачек.

«Представь, например, что ты — охотник из племени мумба-юмба. Ты лучше вех умеешь ловить рыбу в реке. Только что ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке. А навстречу тебе идёт человек из соседнего племени у-гу-гу. Он лучше всех умеет делать оружие и как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе очень понравился его лук, а ему — твоя рыба. Что вы тогда сделаете? Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он тебе — лук со стрелами. Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее — на то, что им было нужно».


3. Для средней школы — с картинками и словариком

Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги»

Как появились деньги и как прошли путь от металлических монет и бумажек до электронных денег и пластиковых карт — обо всём этом здесь рассказано просто и доступно. А ещё о том, как составлять бюджет и не влезть в долги, заработать и даже начать свой бизнес. Совсем маленьким детям эту книгу давать рановато, а вот ученикам 5-9 классов — в самый раз. Авторы обращаются к читателю по-приятельски, на «ты», и воздерживаются от назиданий. Читать не будет скучно: в книге много ярких картинок и вставок с интересными историями из мира денег. В конце — удобный толковый словарик, который расшифровывает все финансовые термины.

«Если деньги текут в твой карман — ты получаешь. Может быть, ты зарабатываешь сам или тебе выдают карманные деньги, а может, это стипендия или чей-то подарок. Если поток течёт в обратную сторону, значит, ты тратишь деньги — покупаешь какие-то вещи и платишь за них. Если деньги текут к тебе быстрее, чем от тебя, — будешь богатым. Ну а если наоборот, могут возникнуть проблемы. И весьма серьёзные!»


4. Для старшеклассников — с полезными советами

Роберт Кийосаки. «Богатый папа, бедный папа для подростков»

Как и «взрослая» книга Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», версия для подростков объясняет, как отношение к деньгам влияет на благосостояние человека. Кийосаки говорит о двух разных видах богатства: образовании и финансовом состоянии. Он советует говорить о деньгах с родителями и друзьями, читать экономические журналы и следить за карманными расходами. И помнить, что деньгами важно управлять — не относиться к ним как к подачке, а вкладывать их.

«Ты знаешь, что такое дневник. Иногда его нужно вести в школах на уроках английского. Но самый лучший дневник — это тот, который ты ведёшь для себя, в который записываешь самые сокровенные мысли о жизни. Изливать чувства на бумаге очень полезно, иногда это помогает выразить что-то, что тебя беспокоило, но ты даже не догадывался о том, что оно скрыто где-то глубоко внутри. Описывать свои чувства к деньгам и ту роль, которую они играют в твоей жизни, — это один из способов выяснить, в каком положении ты сейчас находишься и какие финансовые цели ставишь перед собой».


5. Для родителей — с воспитательными секретами

Джолайн Годфри. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами»

Если вы хотите поговорить с детьми о семейном бюджете, но не знаете, с чего начать, тут всё написано. Автор — американский эксперт по детской финансовой грамотности. Она много работала с детьми разных возрастов из семей с самым разным уровнем дохода.

Годфри считает, что за период от 5 до 18 лет ребёнок должен усвоить десять основных навыков обращения с деньгами — научиться экономить, вести счёт деньгам, добиваться достойной оплаты труда, тратить с умом, говорить о деньгах, жить по средствам, вкладывать деньги, проявлять предприимчивость, возвращать долги и с помощью денег менять мир. В своей книге она описывает приёмы, которые помогут ребёнку постепенно узнавать о деньгах и учиться управлять ими.

«Однажды мне пришло письмо от девушки-подростка — она просила принять её в один из бизнес-лагерей, организованных моей компанией: „Люди не обладают врождённым умением зарабатывать деньги и разумно распределять их. Этот навык приходится приобретать, учась у родителей, родных, друзей. В нашей семье деньги всегда были больной темой. У моих родителей нет кредитных карточек, они вечно жалуются, что никак не могут рассчитаться по долгам и кредиту и еле сводят концы с концами, чтобы платить налоги. Отец каждые полгода меняет работу, материальное положение нашей семьи не назовёшь стабильным. Помню, меня с самого детства тревожили денежные вопросы. Как-то получалось, что люди, у которых на самом деле было меньше денег, чем у нас, казались мне более обеспеченными“».


6. Для всей семьи — с уроками от лабрадора Мани

Бодо Шефер. «Пёс по имени Мани»

Книгу Бодо Шефера можно читать и младшеклассникам, и подросткам — самим или вместе с родителями. В любом случае это будет интересно и полезно. В Азии по «Псу по имени Мани» даже поставили детский мюзикл и нарисовали серию комиксов. Книжка рассказывает про 12-летнюю девочку Киру, которая становится хозяйкой необычного лабрадора Мани. Мало того, что этот пёс умеет говорить, — он ещё и большой эксперт в вопросах финансовой грамотности. Мани учит Киру не тратить деньги спонтанно, отделять необходимые покупки от желаемых, ставить цели и копить на них, а потом и вкладывать деньги. И всё это — в форме увлекательной сказки.

— Я предлагаю обсудить одну тему — деньги. Это очень важно.

«Есть и другие темы, которые интересуют меня намного больше», — подумала я. Кроме того, мама часто говорила, что деньги — это не самое главное в жизни.

— Я тоже не считаю, что деньги — это самое главное. Но они приобретают исключительную важность, когда их постоянно не хватает. Вспомни, как мы с тобой тонули в реке. Нам обязательно надо было выбраться. Всё остальное было второстепенным. То же самое происходит сейчас с твоими родителями. Их финансовое положение настолько тяжёлое, что они только о нём и говорят. Можно сказать, что они тонут. Я хочу помочь тебе, чтобы ты не попала в подобную ситуацию. Если хочешь, я покажу тебе, как деньги могут приносить радость.


7. Для студентов — с чёрно-белыми комиксами

Майкл Гудвин, Дэвид Бах и Джоэл Бакан. «Экономикс»

«Экономикс» — это книга по истории экономики, написанная понятным языком и оформленная в виде комикса. Несмотря на внешнюю несерьёзность, она рассказывает о недетских вещах — капитализме, меркантилизме и прочем (согласитесь, тут не каждый взрослый с ходу даст определение). Но обо всём этом авторы пишут легко и иронично. В пример часто приводят интересные факты — например, почему голландцы съели премьер-министра или как так получилось, что в средневековье хирургами и цирюльниками были одни и те же люди. Оказывается, всё из-за экономики.

«Пекари работают не потому, что какой-то Хлебный Господин говорит им, и не потому, что они святые и хотят всех накормить. Они работают ради собственной выгоды. Пекарь может захотеть схитрить, но тогда другие пекари, думающие только о своей выгоде, уведут его покупателей. Даже если он — единственный пекарь в городе, он не может жадничать. Если он начнёт „заколачивать бешеные деньги“, другие оставят свои занятия и начнут печь хлеб».


Чтобы закрепить свои знания об экономике, можно попробовать применить их на практике. В Райффайзенбанке детям уже с шести лет можно оформить собственную карту. Конечно, она будет привязана к счёту родителей, но дети сами смогут решать, как тратить и на что копить деньги. Научиться делать это грамотно поможет мобильное приложение Start для детей и подростков. Там можно в игровой форме освоить основы финансовой грамотности, учитывать доходы и расходы, создавать списки желаний и делиться ими с родителями или друзьями.

mel.fm

Как поговорить с детьми о деньгах – Развитие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *