20 правил этикета, которые должен знать каждый ребенок
Прививать детям хорошие манеры нужно с самого раннего детства. Ребенок заговорил? Начните обучать его словам «спасибо» и «пожалуйста», когда он просит что-либо. Далее, когда малыш подрастет настолько, что может составить вам компанию за столом (пускай даже на высоком стульчике), расскажите ему, как нужно вести себя во время обеда. Ниже — список тех навыков, которыми должен владеть каждый ребенок. Именно их всемирно известный эксперт по этикету Майк Майер считает ключевыми.
ФОТОGettyImages— Говорить «спасибо» и «пожалуйста» каждый день.
— Правильно пользоваться столовыми приборами.
— Для того, чтобы вытереть рот после еды, использовать салфетку.
— Есть нужно с закрытым ртом.
— Про что точно нужно забыть, так это про локти на столе. Никогда, ни при каких обстоятельствах локтей на столе быть не должно.
— Не перебивать взрослого, если он с кем-то разговаривает. Это неприлично. Стоит запастись терпением. Если что-то очень нужно, допускается прервать разговор фразой «Простите меня…». Впрочем, и взрослому, если рядом с ним ребенок, нужно думать не только о себе.
ФОТОGettyImages— Не комментировать, как выглядят другие люди. Исключение — комплименты, их можно озвучивать публично. Доброе слово еще никому не мешало.
— Вообще, нужно уметь — и приучить себя — делать комплименты.
— Уметь писать благодарственные письма. Звучит довольно старомодно, но все просто: нужно взять за правило благодарить людей любыми способами. В том числе письменно. Речь не идет о бумажных посланиях с вензелями (хотя почему бы и нет) — не забывайте говорить «спасибо» в электронных письмах, сообщениях в мессенджерах.
— Всегда приходить на помощь к тем, кто в этом действительно нуждается. И никогда не смеяться над теми, кто слабее.
— Уметь правильно представить себя и тех, кто рядом с вами.
— Пользоваться языком жестов. Мы не говорим про степенные поклоны, речь скорее о правильной координации тела. Проще говоря, важно уметь вовремя и правильно помахать кому-то рукой, избегать жестов, которые могут кому-то показаться пренебрежительными, и так далее.
ФОТОGettyImages— Невежливо называть взрослого человека по имени, если этот взрослый не разрешил ребенку так делать. В российской традиции с этим в принципе всегда было сложно, и тут каждый родитель сам решает, как ему воспитывать ребенка. Одни считают подход в духе «дядя Коля» и «тетя Марина» устаревшим, предполагая более свободное отношение детей к этому, другие не склонны ломать привычные схемы.
— Не забывать придерживать открытую дверь, если кто-то идет следом. Не все двери ребенок, конечно, сможет удержать, часто ему самому нужна помощь, но прививать подобную манеру нужно.
— Уметь вежливо отвечать на телефонный звонок. Никаких «Але» или «Кто это?». В совсем раннем детстве это выглядит мило, но в привычку с возрастом войти не должно.
ФОТОGettyImages— Научиться устанавливать визуальный контакт во время разговора. Имеется в виду только одно — смотреть собеседнику в глаза.
— Не показывать пальцем на кого-то и не рассматривать пристально. Это никому не нравится.
— Прикрывать рот, чихая или кашляя. Отсутствие привычки к этому — один из самых явных промахов в воспитании, который сразу настраивает других взрослых против таких родителей.
— Приглашать кого-то, кто остался один, присоединиться к своей компании. Для этого ребенок должен ощущать неловкость, если, например, он играет с другими детьми, а кто-то скучает в стороне.
— И главное правило — уважать и проявлять доброту ко всем окружающим.
www.elle.ru
20 правил этикета, которые следует знать каждому ребёнку
Полезное чтение по этикету
Время энциклопедических наставлений прошло. Сегодня, если вы хотите, чтобы ребёнок чему-то научился, нужно привлечь игру и говорить на понятном ему языке. У нас есть несколько книг, которые пригодятся малышам и ребятам постарше.
Хорошие манеры
Говорить о правилах поведения скучно и неинтересно, поэтому дети часто не воспринимают такие «воспитательные» разговоры. Но эта яркая и смешная книга написана на «языке ребенка». Она точно обратит на себя его внимание, запомнится и поможет вырасти человеком воспитанным и вежливым.
На каждом развороте вы найдете простой совет о том, как вести себя дома и на улице, в транспорте и в общественном месте, в гостях и за столом. А чтобы совет хорошо запомнился и усвоился, рядом — смешная иллюстрация!
Серия книг «Моцарт и Робинзон»
В серии историй про Моцарта и Робинзона три книги, в каждой с друзьями происходят интересные приключения! В сюжет вплетены познавательные и даже воспитательные моменты: например, мышонок Моцарт всегда просит Робинзона мыть руки и вытирать ноги перед входом в дом.
А красочные иллюстрации и инструкции помогут смастерить что-то интересное, что описано в книге — космическую ракету, маленький кораблик или яблочные блины.
Принц и Свинтус
Эта книга — весёлый и увлекательный антипример правильного поведения. Её следует читать, чтобы вдоволь посмеяться и увидеть, как не нужно себя вести.
«Однажды юный Свинни Пиг шагал домой с прогулки…» — так начинается полное искрометного юмора стихотворение о прожорливом Свинтусе, которого по ошибке приняли за принца. И о Принце, который обернул досадное недоразумение в свою пользу. Вариация на тему «Принца и Нищего», которая дает возможность заинтересовать ребенка классическим произведением Марка Твена.
Иллюстрации украшают эту книгу и созвучны ей — веселые, с множеством деталей, мастерски обыгрывают сходство Свинтуса и Принца, подчеркивают индивидуальность всех без исключения героев, полны занимательных подробностей.
Обложка поста отсюда
deti.mann-ivanov-ferber.ru
Консультация: Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях.
Этикет – общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. А дети, как и взрослые, должны знать как правильно себя вести. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета.
Что представляют собой правила этикета для детей? Это такие правила поведения, зная которые и главное, соблюдая их, Вы не попадете в неудобную ситуацию, и будете выглядеть воспитанным, вежливым.
Что такое этикет?
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Сегодня в цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере. Это очень важно, ведь если в семье не будут соблюдаться правила хорошего тона, то и ребенка научить будет не реально.
В чем состоит важность детского этикета?
Основы поведения человека, привычки, черты характера закладываются именно в детстве. Поэтому от знаний, которые ребенок получил в детстве, зависит его образование, успешность, карьера и многие другие важные факторы. А этикет открывает дверь в общество. Культура поведения и общения помогает малышу в дальнейшем быть услышанным и понятым. С воспитанным ребенком приятно иметь дело. Если он знает и соблюдает правила этикета, начинает понимать, что такое совесть, нравственность, мораль, ответственность.
Думаю, всем известно, что дети лучше всего учатся в игровой форме, поэтому в процессе обучения рекомендуется использовать ролевые игры. Используя куклы, обыгрывайте ситуации, когда Вы посетили театр, к Вам пришли гости и т. п.
Игры в освоении этикета
Самые простые методы обучения детей — это просмотр мультфильмов, чтение сказок, стихов, напевание песен, использование настольных игр по этикету. Можно рассматривать картинки (карточки) с изображением плохого и хорошего поведения.
Кроме того, чтобы ребенок понимал, как вести себя в том, или ином заведении, нужно посещать их вместе с ним: театры, кафе, разнообразные праздники.
Основы этикета
Дети не смогут соблюдать все правила поведения, которые должны соблюдать взрослые, но, есть основные, о которых не стоит забывать, воспитывая ребенка.
Самое первое правило хорошего тона — это уважение ко всем людям и взрослым, и детям. Из этого правила плавно вытекают все остальные, ведь, по своей сути правила этикета — это и есть правила уважительного отношения к другим.
Этикет за столом
Что нужно делать:
• Обязательно перед едой мыть руки.
• Садиться за стол и приступать к еде вместе со всеми.
• Кушать аккуратно.
• Есть молча.
• Не класть на стол локти.
• Не ковыряться руками в тарелке.
• Нельзя чавкать.
• После еды вытереть губы салфеткой.
• Поблагодарить взрослых за еду.
Чего делать нельзя:
• Играть едой.
• Набивать полный рот.
• Торопиться.
• Кушать из чужой тарелки.
• Использовать в еде чужие ложки, вилки.
• Разговаривать с полным ртом
• Баловаться во время еды.
Правила хорошего тона для детей в общении
• При встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, а при расставании – прощаться.
• При необходимости использовать «волшебные слова»: «пожалуйста», «спасибо», «извините», «приятного аппетита».
• К взрослым обращаться по имени-отчеству и на «Вы».
• Со сверстниками можно общаться на «ты».
• Нельзя обижать, унижать других детей, обзывать их.
• Не следует обижаться, жаловаться, ябедничать.
Этикет для детей в гостях
Что нужно делать:
• Обязательно поздороваться с хозяевами дома.
• Вести себя спокойно.
• Перед уходом поблагодарить за гостеприимство.
• Уходя, попрощаться.
Чего делать нельзя:
• Приходить в гости без приглашения.
• Трогать и брать без разрешения чужие вещи.
• Засиживаться в гостях допоздна.
• Напрашиваться на чай, угощения, обед.
• Шуметь и бегать.
Правила этикета для детей в общественном месте
Что нужно делать:
• В транспорте следует уступать место старшим.
• Перед тем как зайти в магазин либо транспорт, сначала нужно предоставить дорогу выходящим.
• Нужно соблюдать чистоту на улице и в помещении.
Чего делать нельзя:
• Нельзя громко кричать, петь песни.
• Нельзя заходить в общественный транспорт с едой или напитками.
• Нельзя тыкать пальцем.
• При разговоре не перебивать других людей.
Невоспитанный, грубый ребенок никогда не будет иметь авторитет у сверстников, его не будут ставить в пример взрослые. А для развития личности это важно. Поэтому соблюдать правила хорошего тона нужно постоянно и везде.
nsportal.ru
Необходимые правила этикета для детей – Развитие ребенка
Рейтинг Тридцать два правила этикета, которые помогут голосу вашего ребенка не затеряться в этом шумном мире |
Вы когда-нибудь задумывались о том, каково это – быть ребенком в современном беспокойном мире взрослых? В век информации и непрекращающегося шума даже взрослым людям порою сложно добиться того, чтобы их услышали. А теперь представьте, насколько труднее это детям?
Хорошие манеры, благовоспитанность помогают намного легче преодолевать шум и быть услышанными. Манеры – это своего рода социальный клей, который позволяет непохожим друг на друга членам общества держаться вместе. Родителям важно научить детей языку этических норм, чтобы они могли использовать его при общении со сверстниками и взрослыми людьми и получать при этом необходимые преимущества.
Обучая детей этикету и давая им набор руководящих принципов управления взаимодействиями, мы в действительности вооружаем их инструментами, которые помогут им быть услышанными, развиваем их веру в собственные возможности и настраиваем на будущие успехи.
Итак, вот список из тридцати двух правил этикета, которым родители должны обучить своих детей.
Приветствия и прощания
Эти правила могут использовать также и взрослые люди в качестве курса повышения квалификации. Последовательность и практика потенциальных социальных ситуаций приводит к умению вести разговор в позитивном ключе, что со временем становится второй натурой:
1. Приветствуйте человека по имени, а если вы не знаете, как его зовут, спросите. Приветствие по имени – это знак уважения, который говорит человеку о том, что вы его цените. Поэтому важно научить детей всегда приветствовать взрослых людей по имени и отчеству или спрашивать, если они не знают, как их зовут.
2. Никогда не бойтесь переспрашивать, если вы забыли имя собеседника: люди понимают, что иногда дети могут забывать имена. Все это делают. В этом случае вполне приемлема фраза: «Простите, я не могу вспомнить ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?».
3. Старайтесь смотреть собеседнику в глаза: смотреть в глаза человеку во время общения с ним полезно не только детям, но и взрослым. Кроме того, научите детей не отвлекаться; в противном случае собеседник получит сигнал, что он вам не интересен. Взгляд в глаза – простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердце каждого взрослого человека, который встречается им на жизненном пути. Конечно, если такой зрительный контакт характерен для данной культуры и социальных норм.
4. «Приятно видеть вас»: важно добавлять позитивные комментарии в начале разговора. Примерами таких комментариев являются: «Приятно видеть Вас» или «Приятно заглянуть к Вам». Выход за пределы стандартного приветствия показывает, что ребенок ценит человека, с которым разговаривает.
5. «Спасибо за приглашение»: неважно, куда вы пришли – в гости поиграть, в детский сад или домой к бабушке, нужно научить ребенка благодарить за приглашение, за хлопоты, за заботу о себе; такие слова дадут гораздо больший результат, чем простое «спасибо». Такие слова демонстрируют признательность ребенка – качество, которого так не хватает современной молодежи. Они определенно принесут пользу детям в разговоре со взрослыми.
6. «Как ваши дела…?» и выслушайте ответ: мы все автоматически спрашиваем «Как дела?», но зачастую забываем дождаться ответа. Обучение детей спрашивать, а затем внимательно слушать – первый шаг к следующему правилу этикета.
7. Запоминание подробностей и активное слушание: это простое правило хорошего тона, но оно оказывает существенное влияние на восприятие вас другими людьми. Запоминание имен и конкретных деталей (например, болезни или недавнего возвращения из отпуска) предполагает заботу и уважение.
В дополнение, если ваш ребенок стеснительный и прячется за вами каждый раз, когда вы встречаете кого-то, нужно принимать это… до определенного момента. На самом деле, таким детям просто нужны «сценарии разговора» или язык социального взаимодействия.
Выберите одни из вышеперечисленных советов, например, взгляд в глаза при приветствии, даже из-за ваших ног, если это необходимо, и работайте над его совершенствованием. Начинайте медленно и постепенно.
Не нужно принуждать ребенка обнимать и целовать или иным образом физически взаимодействовать с членами семьи или друзьями. В качестве социально приемлемого способа сгладить чувства обиженного родственника подойдет следующее: «Я уверен, что ребенок обязательно проявит к вам свои теплые чувства. Давайте не будем форсировать события».
Физическое пространство
Дети чрезвычайно физически активны. Они любят бегать, прыгать, кувыркаться и играть. Добавьте к этому ограниченный контроль над побуждениями и быстроту ног, и у вас получится рецепт катастрофы, когда речь идет о взаимодействии со взрослыми людьми, особенно с теми, кто не привык или просто не любит общество детей. Обучив ребенка следующим правилам этикета, вы можете гарантировать, что он сможет добиться успеха и произвести впечатление даже на наименее терпеливых взрослых.
8. Будьте осмотрительны – останавливайтесь и осматривайтесь: дети часто находятся в блаженном неведении по поводу того, что их окружает. У них одно побуждение сменяет другое. Например, вы пришли с малышами в зоопарк, и в то время как вы рассматриваете слонов, они вдруг замечают что-то интересное в другом месте. Не задумываясь ни на секунду о том, что находится вокруг них, малыши бегут сломя голову и чуть не попадают под колеса инвалидной коляски пожилого человека, который начинает волноваться и злиться по понятным причинам. Очень важно, чтобы родители постоянно напоминали детям о необходимости останавливаться и смотреть по сторонам, прежде чем двигаться дальше, и не только при переходе через проезжую часть, а везде и всегда.
9. Красный свет, желтый свет, зеленый свет: вы, возможно, обращали внимание на то, что учителя, тренеры по плаванию и футболу и многие другие взрослые наставники в жизни ваших детей используют этот ценный инструмент. Используя зеленый свет как разрешение «идти», желтый свет, чтобы «замедлиться», и красный свет для «остановки», вы можете контролировать движения и перемещения детей, не повышая голос. Начните использовать этот метод как можно раньше и представляйте его малышам, как игру. Вскоре вместе с практикой они прекрасно научатся определять, когда можно «идти», когда следует «притормозить» и когда они должны «остановиться».
10. Убираем руки от стекла: это правило может показаться немного смешным. Научите детей не трогать руками, особенно грязными, стеклянные поверхности, чтобы на них не оставалось пятен, и ваш учитель танцев, владелец магазина, библиотекарь, врач и многие другие люди будут вам очень благодарны.
11. Не хватайте, не выхватывайте: это не только важное правило этикета, но и безопасности. Понимание этого приходит тогда, когда вы видите, например, как двухлетний ребенок выхватывает нож из рук матери. Если ваш ребенок любит выхватывать предметы, забирайте у него то, что он хватает, но делайте это нежно, а затем красиво передавайте предмет обратно малышу. Делайте это, пока ребенок не поймет, что выхватывать что-либо у других людей недопустимо.
Прием пищи и поведение за столом
Прием пищи – это скользкая зона этикета. С одной стороны, хорошие манеры за столом чрезвычайно важны, с другой – особенности этикета в этой области могут меняться в зависимости от культуры и общества. По мере взросления дети довольно часто едят вместе с другими людьми. Они посещают дни рождения, проводят время с родственниками, участвуют в праздничных обедах и ходят в гости к друзьям. Причем, прием пищи – это такая область этикета, обучение которой можно начинать с момента рождения ребенка.
Когда ребенок с нетерпением набрасывается на грудь матери при кормлении или выхватывает бутылочку с детским питанием, у родителей появляется прекрасная возможность начать обучение малыша правилам хорошего тона. Придержите ребенка и мягко объясните, что ему следует проявлять терпение, а затем начните сначала. Маленькие дети еще не понимают слов, но, в конце концов, они научатся тому, что, если будут выхватывать бутылочку прежде, чем им ее предложат, или будут засовывать руку под рубашку матери в стремлении получить кормление, они не получат то, чего хотят.
Малышей ясельного возраста нужно научить не бросать еду, пользоваться столовыми приборами и не запихивать в рот большие куски пищи. Детям дошкольного возраста можно рассказывать о том, как правильно накрывать стол, принимать пищу с надлежащими манерами и правильно накладывать себе блюда, используя различные кухонные приспособления.
Хорошие манеры за столом очень важны с момента первого совместного завтрака ребенка с другом до обеда взрослого человека с начальником. При приеме пищи в обществе ребенок может либо добиться успеха, либо потерять его. Следующие советы должны вооружить вашего малыша знанием наиболее актуальных правил приема пищи в обществе.
12. Есть с чужой тарелки – даже с тарелки мамы – это плохая идея: в некоторых семьях играют в игру, которая заключается в том, что можно «воровать» еду с тарелок друг друга. Это может быть очень смешным и приемлемым дома, когда вся семья участвует в такой игре и получает удовольствие от нее, но она перестает быть смешной, когда в нее вовлекают кого-то, кто не понимает шутки такого рода. Есть пищу с тарелки другого человека неприемлемо. Гораздо лучше вежливо попросить добавки, даже если маме или папе придется наложить ребенку эту добавку со своей тарелки.
13. Не забывайте о внутренних правилах каждой семьи: в некоторых семьях детям разрешается вставать из-за стола сразу после того, как они доедят все. Однако в других семьях все члены семьи сидят за столом до тех пор, пока последний из них не закончит есть. Научите детей всегда интересоваться и следовать любым правилам поведения за столом хозяев.
14. Пробуйте еду из вежливости: у всех нас есть свои кулинарные пристрастия. К счастью, ушли в прошлое те дни, когда правилом хорошего тона считалось доедать все, что лежит на тарелке. Однако следует научить детей пробовать немного еды, которая им по каким-то причинам не нравится, просто из вежливости и для того чтобы проявить уважение к хозяевам. После этого вполне приемлемо сказать: «Прошу прощения, я не большой любитель…» или «Я на самом деле не ем…». Твердо объясните детям, что ни в коем случае нельзя говорить человеку, который их кормит, что поданное блюдо выглядит отвратительно, ужасно или что они терпеть его не могут (это относится и к блюдам, приготовленным мамой).
15. «Могу ли я помочь вам?»: предложение своей помощи уместно во всех сферах жизни. Но предложение накрыть стол, убрать со стола или помыть посуду считается особенным проявлением вежливости.
16. Салфетка на коленях, локти со стола: в наши дни эти правила этикета считаются старомодными и многие люди относятся к ним немного небрежно. Тем не менее, поскольку в разных семьях существуют разные традиции, следует научить детей этим правилам поведения за столом, чтобы в любой ситуации они оставались на высоте.
17. Не тянись за чем-либо. Старое, но верное правило. Нормами этикета не разрешается тянуться через весь стол за чем-либо. Каждый родитель знает, какое возникает огорчение, когда ребенок переворачивает стакан и проливает его содержимое на обеденный стол. Чтобы не пролить чай на колени соседу и не заставлять нервничать всех сидящих за столом, необходимо вежливо попросить передать вам то, чего вы хотите.
18. Разрешение выйти из-за стола: это очень важное правило этикета! Как только ребенок научится говорить, вы должны познакомить его с тем, как необходимо правильно отпрашиваться из-за стола. Это может пригодиться не только после еды. Каждый раз, когда ребенку необходимо покинуть стол, он должен уметь правильно просить разрешения сделать это.
Ура, подарки! (И другие правила этикета на праздниках/в гостях)
Праздники, дни рождения – это те события, на которых дети контактируют с другими людьми, часто без родителей. Поэтому при приеме и посещении праздничных мероприятий важно знать правила хорошего тона.
19. Приглашения: детские дни рождения могут быть затратными. Поэтому не всегда получается пригласить всех, кого бы вы хотели видеть. Научите детей раздавать приглашения осмотрительно и не обсуждать предстоящий праздник прилюдно, если только на него не приглашены все.
20. Отвечайте на приглашения: просто делайте это. Ничто не расстраивает сильнее, чем беспокойство по поводу того, а достаточно ли у вас всего необходимого для проведения праздника или его слишком мало, или слишком много. Письменно, по электронной почте или по телефону заранее сообщайте принимающей стороне, сможете ли вы прийти.
21. Будьте добрым гостем и гостеприимным хозяином: важно научить детей в качестве хозяев интересоваться у гостей, чем бы они хотели заняться, а будучи гостями, предлагать свою помощь при уборке после праздничной встречи. Научите детей радушно встречать своих гостей и создавать для них комфортные условия. Это заложит основу правильного управления социальными ситуациями во взрослом возрасте. Если ребенок научится быть добрым гостем, это обеспечит ему больше количество приглашений в будущем.
22. У меня это уже есть, я хотел не этого… Нужно просто говорить спасибо: это правило говорит само за себя. Научите своих детей быть вежливыми, скрывать свое разочарование и выражать признательность за проявленное внимание.
23. Ищите хорошие слова, которые можно сказать о подарке. Важное правило хорошего тона гласит: при получении подарка нужно смотреть дарителю в глаза и говорить «спасибо». Но для того чтобы добиться еще большего воздействия на окружение, скажите несколько хороших слов о подарке, даже таких простых, как: «Я не могу дождаться, чтобы начать пользоваться этим».
24. Спасибо, что пришли/Спасибо за то, что пригласили: стандартные, но крайне важные слова.
25. Письма благодарности: существует много творческих способов выразить свою благодарность, но проще всего научить ребенка отправлять собственноручно написанные письма с выражением признательности тем людям, кто прислал им подарок, кто сделал больше, чем требуют простые правила вежливости, и тем детям, которые нашли время, чтобы прийти на день рождения вашего ребенка. Эти благодарственные письма могут быть очень простыми, например, «Спасибо за (название подарка), (несколько хороших слов о подарке)». Дети дошкольного возраста могут просто написать свое имя, а дети в возрасте начальных классов школы могут переписывать ваши или писать собственные письма.
Взаимодействие со взрослыми людьми
Хотя нет никакого сомнения в том, что дети в наши дни более обособлены, чем раньше, всем им рано или поздно приходится взаимодействовать с взрослыми людьми, которые не являются их родителями. Следующие навыки помогут облегчить эти взаимодействия и сделают детей желанными в любой компании:
26. В беседе со взрослыми людьми ждите, пока к вам обратятся: это довольно старомодное правило, которое утратило свою привлекательность в последние десятилетия. Однако в современном технологическом мире, где трудно сказать, когда взрослый человек занят, на самом деле очень важно, чтобы дети не перебивали человека, когда он говорит.
27. Научите детей определять паузу в разговоре: почти все родители знают, что нужно учить детей правильно извиняться, но ХХІ век движется так стремительно, что нужно сделать еще один шаг вперед и научить детей правильно определять паузу в разговоре; пауза – это приемлемый момент, чтобы начать говорить самому.
28. Нужно ли прерывать собеседника: итак, ваши дети знают, как можно вежливо прерывать собеседника, и теперь пришло время научить их определять, нужно ли вообще вмешиваться в разговор. Освещается в разговоре тема, близкая ребенку, или в нем затрагиваются взрослые темы?
Правила вежливости при использовании телефона и высокотехнологичных устройств
В современном быстро меняющемся обществе мгновенного доступа чрезвычайно важно следить за своими словами, особенно напечатанными. В век скриншотов, переадресации сообщений, групповой переписки и случайных получателей важно, чтобы слова или изображения доходили до того человека, которому они предназначены.
Особенно важно начать обучать детей правилам этикета при использовании высокотехнологичных устройств в раннем возрасте, так как много детей в начальных и средних классах школы уже имеют к ним доступ или собственный мобильный телефон. Когда Интернет-совместимые устройства находятся в руках маленьких детей, родителям нужно обращать больше внимания на то, как малыши используют их, и принимать соответствующие меры в случае необходимости. Вот несколько простых правил этикета в этой области.
29. Следите за своими словами: раньше травля и преследование (буллинг) происходили только очно. Большинство родителей обучают своих детей тому, что очень важно проявлять доброту при личном контакте с людьми, потому что буллинг неприемлем. Однако злые комментарии и оскорбления теперь перешли в киберпространство и часто находятся вне зоны контроля взрослых. Приложите все силы, чтобы дети понимали, что слова могут ранить другого человека.
30. Передавайте, отправляйте онлайн только то, что могут видеть все: мы все слышали рассказы о том, как изображения или текстовые сообщения случайно отправлялись не тому человеку, которому предназначались, или отправлялись тому, кому надо, но оказывались в чужих руках. Технологии могут быть опасными, и крайне важно научить детей обращаться с ними с особой осторожностью. Фотографии, тексты и сообщения могут предаваться огласке в Интернете. Дети не всегда видят опасность нанесения ущерба своей репутации, пока не становится слишком поздно.
31. Прячьте свой телефон подальше при живом общении. Серьезно. Порой это трудно. Многие не следуют этому совету, но мы должны научить детей присутствовать при общении. Если мы сейчас не научим их сосредотачиваться на текущей задаче, они не научатся этому никогда. Научите их не распылять внимание. Используйте этот совет и по отношению к себе. Убирайте телефон и уделяйте внимание детям, отключайте звук, если это требуется, и демонстрируйте малышам, что вы их цените.
32. Жестикуляция среди всего прочего помогает избежать прерывания телефонных разговоров: научите детей подавать и понимать сигналы руками, чтобы они не перебивали вас, когда вы разговариваете по телефону. Теперь, когда персональные электронные устройства проникли в мир бизнеса, все более становится распространенной работа на дому, в парке или на трибуне футбольного стадиона. Родителям для своей пользы важно обучить детей основным правилам, чтобы иметь возможность завершать свои телефонные разговоры без ненужного прерывания.
Отличный способ для достижения этой цели – научить детей пользоваться сигналам руками. Сигналы могут быть особенными в вашей семье, удовлетворяющими ваши конкретные потребности; ограничить вас может лишь воображение. Жестикуляция пригодится не только при телефонных разговорах. Сигналы «нет» или «стоп» могут прервать нежелательное проявление поведения без необходимости кричать на весь дом.
В заключение
Считается, что в современном мире правила этикета более гибкие, но при этом еще более необходимы. Чудо заключается в том, что если вы дадите ребенку эти простые инструменты, описанные выше, то поразитесь тем, какое позитивное влияние они окажут на его умение управлять окружающим миром.
Позитивное взаимодействие воспитывает уверенных в себе детей, а уверенный ребенок – это счастливый ребенок, который становится счастливым взрослым.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.88 из 5 на основе 8 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
18.08.2016
childdevelop.ru
☀ Какие существуют для детей ☀ правила поведения
С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.
Девочка не знает правила поведения за столомУже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками. В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность. А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.
Для чего нужны правила поведения?
Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив. Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике. А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.
Что включают правила поведенияПоэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.
С чего стоит начать?
С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.
Режим дня должен соблюдать каждый ребенокСущественным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.
На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.
Обучение этикету за столомНаучившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.
Простые способы усвоения правил для детей
Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.
Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.
Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дорогеОсобенно важно вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, время от времени предлагая ему тот или иной сценарий, ту или иную модель поведения с детьми.
Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно. Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.
Поведение на улице — правилаМногие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.
Желательно, чтобы в обыгрываемых вами ситуациях присутствовали как положительные, так отрицательные персонажи: это позволит ребенку отчетливее увидеть разницу между хорошими поступками и плохими, направляя линии своего поведения среди людей.
Общие правила формирования у детей культуры поведения
Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:
- Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.
Правила общения для детей
- Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
- Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
Любая просьба, адресованная ребенку, должна быть сформулирована предельно четко и в доступной форме. По возможности нужно избегать риторических вопросов.
- Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.
Правила поведения в общественных местах — для детей
- Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
- Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
- На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.
Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения
- Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.
Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.
( Пока оценок нет )
detki.guru
Веселый этикет | Азбука воспитания
Предлагаем вам специально подобранные стихи для детей на тему этикет: знакомство, идем в гости, приятного аппетита, извинение, волшебные слова, разговор по телефону, прощание.Все стихотворения отличает то, что они написаны с большим чувством юмора, и, в тоже время, учат тому, что такое правила этикета, и как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек.Представления о правилах поведения могут различные у разных народов, в разных странах.А вот как, например, представляет себе этикет Кролик из сказочной повести Льюиса Кэролла (пер. Б. Заходера) «Алиса в стране чудес»:Пропали перчатки,
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?!
Ведь я не могу нарушать этикет!!!
Все скажут, что Кролик
Разут и раздет!..
Владение речевым этикетом предполагает умение правильно выбирать вежливые слова в разных ситуациях. Вежливость — это выражение добрых отношений между людьми. Правила этикета вырабатывались на протяжении многих столетий. В старину люди вежливое обращение могло звучать иначе, чем сейчас, например, у Пушкина в сказке «О царе Салтане»:
«Князь им вымолвил тогда:
— Добрый путь вам, господа!».
Несостоявшееся знакомство. (В. Левин)
Билли и Долл
Полезли на стол —
Знакомиться с новым котом.
Первым был Билл.
Он шишку набил.
А Долли свалилась потом.
Из песенок Винни-Пуха. Утренняя песенка (Б. Заходер)
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам-парам, тарам-парам —
На то оно и утро!
Под вечер — скоро спать пора,
Хозяева зевают…
Вот если гость пришел с утра —
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра
Ему спешить не надо.
Кричат хозяева: «Ура!!!»
(Они У-жасно Ра-ды!)
Недаром Солнце в гости к нам
Приходит в гости по утрам!
Тарам-парам, тарам-парам —
Ходите в гости по утрам!
Очень вежливый индюк. (Б. Заходер)
Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
— Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости —
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам,- кричал Индюк,-
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя — пример
Замечательных манер:
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь
как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньей,
Свинья,-
Ждет тебя Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако
Так никто и не пришел —
Ни Корова,
Но Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!
Посинел Индюк от злости:
— Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды
Все они — балды-балды!
И добавил
С высоты
Своего величия:
— Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
Воскресный завтрак (В. Левин)
Однажды утром в воскресенье
Уселась муха есть варенье,
Но вдруг
Паук
Как прибежит! —
Испортил мухе настроенье
И перебил ей аппетит.
Учтивый разговор (В. Левин)
История очень вежливая и не слишком короткая.
Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал:
«Извините, нечаянно».
Второй англичанин любезно ответил:
«Простите, но я ничего не заметил».
«Нет-нет, это вы, ради Бога, простите».
«Простите, но что мне прощать, объясните?»
«Как — «что мне прощать»? Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять».
Тогда
англичанин
толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините —
нечаянно».
На что собеседник любезно ответил:
«Простите,
но я ничего не заметил».
«Нет-нет,
это вы, ради Бога, простите».
«Простите,
но что мне прощать?
Объясните».
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять!»
Тогда
англичанин толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините.
Нечаянно».
На что собеседник
любезно
ответил:
«Простите, но —
я ничего не заметил!»
«Нет-нет!!!
Это вы,
ради Бога, простите!»
«Простите,
Но что мне прощать?!
Объясните!»
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?!!»
«Сэр, вы беспокоитесь,
право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять».
Тогда
АНГЛИЧАНИН
ТОЛКНУЛ
англичанина!
И сразу сказал:
«ИЗВИНИТЕ НЕЧАЯННО!»
Но тут собеседник ответил иначе:
«Простите,
но я вам, пожалуй, дам сдачи».
И вежливо-вежливо
два англичанина
друг друга
до ночи
тузили
отчаянно.
Размышления после очень вежливого разговора (В. Левин)
По вкусу
Стоит досолить
И завтрак, и обед.
Немножко
Можно пошалить,
Плохого в этом нет.
Подраться
Нужно иногда —
За слабого, к примеру.
Но
Даже вежливость —
Беда,
Когда забудешь меру.
Пожалуйста (А. Кондратьев)
Отменить, что ли,
слово «Пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет,
Пожалуй, что
Без «Пожалуйста»
Нам становится
Неуютно.
Алло, это море? (Р. Сеф)
Алло!
Это море?
Алло!
Это море?
Вы слышите,
Черное море,
Меня?
Ракушку я взял,
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я вас узнаю
В этой гулкой
Ракушке.
Я слышу
Хрустящий прибой
На песке.
Алло!
Это ветер
Качает верхушки
Седых эвкалиптов
В прибрежном леске.
Алло!
Это парус
Летит на просторе.
Алло!
Это рыба
Плывет в глубине.
Алло!
Отвечайте мне,
Черное море!
Алло!
Отвечайте,
Пожалуйста,
Мне!
Мистер Сноу (В. Левин)
— Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
— Через час. Даю вам слово.
— Вот спасибо, мистер Сноу…
Голландские песенки
Счастливого пути (И. Токмакова)
Карета кое-как ползет,
Усталый конь ее везет,-
Счастливого пути!
Усталый человек идет,
Рукой с лица стирает пот,-
Счастливого пути!
А в океанах корабли,
От родины своей вдали,-
Счастливого пути!
Пускай, кто едет, кто идет,
Всегда свой путь домой найдет,-
Счастливого пути!
По книге Т.С. Резниченко и О.Д. Лариной «Русский язык — от игры к знаниям»
azbyka.ru
правила, возраста, памятка, игры, видео
Добрый день, мои дорогие читатели! Тема сегодняшней беседы – столовый этикет для детей.
В жизни родителей бывает период, когда все, что делает их маленький ребенок, кажется умилительным. Он мило улыбается, мило дергает ручками и ножками, мило пускает слюнки. Затем мило лопочет, мило ползает и мило корчит рожицы.
Можно и нельзя
В свое время ваш малыш, как и все дети, перешел с молока или смесей на твердую пишу и пересел на детский стульчик. И с тех пор он нередко размазывал кашу, проливал сок и ронял ложку.
Иногда плевался едой, которая ему не нравилась. И все это по-прежнему казалось милым.
Но за этим периодом наступает другой, в котором ребенок выйдет за пределы семейного круга, пойдет в детский сад и будет взаимодействовать с другими людьми – такими же детьми, как он сам, и взрослыми – воспитателями.
С этого момента для него начнется другая жизнь – жизнь в социуме, в котором нужно соблюдать определенные правила. Это происходит довольно рано, примерно в 2-3 года. И к этому моменту ему уже нужно понимать, как можно вести себя в обществе, и как нельзя.
По крайней мере, знать некоторые основы вежливого поведения, в числе прочего – за столом. Такие определенные правила поведения и составляют столовый этикет для детей.
Важность этикета
Многие современные родители прониклись идеей, что ребенка нельзя в чем-то ограничивать или заставлять его делать то, что не хочется. Некоторые доходят до того, что позволяют своим детям все, в том числе – нарушать нормы поведения, пренебрегать вежливостью по отношению к незнакомым людям, и т.п.
Но этикет – явление такое же старое, как сама человеческая цивилизация. Основное назначение всех правил и условностей – вовсе не попытка ограничить, а всего лишь позволить людям комфортно сосуществовать в одном пространстве.
И за одним столом в том числе. Подумайте сами: как бы вы ни любили свое собственное чадо, и каких бы прогрессивных взглядов не придерживались, вас самих очень раздражает некрасивое поведение других детей!
Не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы научить его правильно есть в компании других людей.
Чем старше он будет, тем труднее будет привить ему мысль о принятии каких бы то ни было правил, особенно, если до этого ему было позволено все.
Памятка по основам столового этикета
Для начала неплохо бы вспомнить, в чем заключаются основные правила поведения за столом. Вот памятка для детей и взрослых.
- В первую очередь, это обязательное соблюдение гигиены. В этом случае речь идет о тщательном мытье рук перед тем, как приступить к еде.
- Во-вторых, прием пищи – не лучшее время для того, чтобы завязывать оживленную беседу. Во время еды нужно делать паузу. Говорить с набитым ртом, как минимум, некрасиво. И если уж хочется что-то сказать, то делать можно только после того, как еда уже проглочена. У этого правила есть и другая причина – если говорить с полным ртом, можно ненароком и подавиться.
- В-третьих, нужно помнить, что посуда – предмет личного пользования. Поэтому во время еды каждый ест из своей тарелки и своей ложкой или вилкой.
- В-четвертых, нельзя класть ножки на стол (то же касается и локтей)
- В-пятых, грязные руки или рот можно и нужно вытирать о специальные салфетки, а не о скатерть и не о собственную одежду.
- В шестых, во время еды следует сидеть рядом со столом, а не развалившись на стуле. Для того, чтобы еда выпавшая по дороге в рот не испачкала одежду и не упала на пол.
- В седьмых, даже если подали нелюбимое блюдо не заявлять — «фи невкусное»
- Восьмое правило: не стучать ложкой по стакану или тарелке и не хлебать звучно из ложки.
- Девятое — нельзя жевать чавкая и с открытым ртом, а также облизывать пальцы.
- Десятое — нельзя уходить из-за стола когда ребенку заблагорассудиться.
Но прежде чем малыш освоит самое сложное, важно научить его хотя бы как нужно держать ложку и вилку и правильно сидеть за столом.
Для трехлетнего, и тем более для двухлетнего ребенка это актуальный вопрос.
Как прививать правила хорошего тона?
Чем младше ребенок, тем сложнее доносить до него что-либо словесно. Но есть язык, который понятен ему всегда. Я говорю об игре. Помимо получения удовольствия от процесса, она служит тому, чтобы дети переживали на собственном опыте ситуации, которые видели со стороны, и примеряли на себя новые образы.
Поэтому, чтобы привить ему правила хорошего тона за столом, играйте в интересные игры. Устраивайте шуточные чаепития и обыгрывайте ситуации, которые могут происходить в это время.
Такие ролевые игры по столовому этикету для детей будут очень полезны. И участие в них могут принимать любимые «зверюшки» и куклы вашего дитяти.
Однако, вместо тысячи слов ребенка лучше всего научит вести себя пример взрослого. Так как в нем природой заложено стремление подражать.
Следовательно, если вы хотите, чтобы он следовал правилам, столового этикета, то прежде соблюдайте их сами.
С этой целью, начинайте постепенно сажать малыша за общий стол. При этом дайте ему возможность видеть все, что делаете. Он будет наблюдать, как вы держите столовые приборы, пьете из чашки, едите, держите себя.
Он будет перенимать ваши привычки – не сразу, но понемногу, потому что любой ребенок радуется возможности побыть «как взрослый».
Если он видит, как тщательно вы моете руки, он будет их мыть. Если он видит, что во время еды вы сидите спокойно и соблюдаете определенный порядок действий, он тоже будет его соблюдать.
Но если ваше поведение за столом отличается о того, которое вы пытаетесь ему привить, то никакие понукания не помогут, и винить в этом будет некого, кроме вас. Таково одно из основных правил воспитания.
Как меняются методы по мере роста ребенка?
С возрастом, по мере того, как ребенок становится старше и умнее, его способность к обучению увеличивается. Примерно к пяти годам у него уже вырабатывается определенная модель поведения. Ребенок такого возраста уже отлично знает основные правила, но со временем к ним прибавляются другие.
Во-первых, не стоит приучать чадо к тому, что прием пищи сопряжен с просмотром мультиков по телевизору. Это неблагоприятно сказывается на пищеварении и отвлекает от процесса еды.
Во-вторых, приучайте его к тому, что есть можно не где угодно в доме, а в специально предназначенном месте – на кухне.
Кроме этого, во время еды нужно вести себя прилично, чтобы не портить аппетит другим членам семьи. Нельзя чавкать, болтать, кричать, лезть в тарелку руками (если блюдо полагается есть приборами), тянуть свою вилку к общему блюду, играть с едой, хвататься за последний кусок, и т.п.
В пятилетнем возрасте ребенок восприимчив к другим видам обучения. Он способен учиться не только на положительном, но и на отрицательном примере.
Хорошим подспорьем для него станут книжки, где есть яркие веселые картинки, всевозможные «вредные советы». Их чаще пишут в стихах, чтобы ритмичный текст легче ложился на память.
Таким образом, малыш на чужом примере учится, как не надо делать.
Такие методы используются педагогами в детских садах во время занятий, чтобы в игровой форме обучать этикету. Наряду с обычной беседой это действенный способ привить хорошие манеры.
Также для обучения будут полезны и мультфильмы рассказывающие что такое столовый этикет для детей.
Правила поведения за столом вне дома
Кроме дома и детского сада ребенок время от времени оказывается с родителями в гостях.
Даже если обстановка там неформальная, и нет наблюдающих воспитателей, за поведением в чужом доме все равно нужно следить.
Обязательно нужно здороваться с хозяевами, не напрашиваться на еду, не просить что-то у хозяев и тем более не устраивать истерик. Нужно спокойно дожидаться приглашения, если оно предполагается, брать то, что дают, за все благодарить. Наоборот, родителям стоит приучать чадо к тому, что в гости не приходят с пустыми руками, а приносят что-то от себя в знак уважения. Хотя бы маленький «презент».
Тем более неприлично устраивать беспорядок – разбрасывать конфетные фантики, хлебные крошки. Недопустимо комментировать качество еды, даже если подано нелюбимое блюдо. Не надо кривиться и говорить «фу».
Впрочем, если ребенку действительно не нравится конкретное блюдо, не нужно заставлять его есть до крошки. Можно просто попробовать и поблагодарить. Этого будет достаточно для соблюдения этикета.
Это касается также тех случаев, когда в принимающей гостей семье есть дети, которые сидят за общим столом и не могут похвастаться хорошими манерами.
То, что позволено детям хозяев у них дома, не позволено детям, пришедшим в гости.
Еще ребенок должен понимать, что недопустимо вмешиваться в разговоры взрослых – перебивать их, перекрикивать, чтобы привлечь внимание родителей, делать им замечания. Он должен вести себя уважительно по отношению к старшим.
Тем более, что в свое время взрослые сами с удовольствием вступают с ребенком в общение. Особенно, если он уже достаточно подрос для того, чтобы поддержать разговор, и ведет себя вежливо.
Перед уходом нельзя выпрашивать понравившиеся сладости и особенно тайком тянуть их со стола. Но прилично будет взять, если хозяева предложат сами.
Вывод
Вы видите, что в целом правила поведения за столом не так уж и сложны, и не требуют таких уж больших усилий от детей. Все ограничения строятся лишь на уважении чужого пространства и комфорта.
Значение, которое имеет столовый этикет для детей, сопоставимо со значением других правил вежливости. Такие правила делают из них достойных людей, приятных собеседников и развивают чувство собственного достоинства.
В заключение хочу поделиться интересным обучающим видео про столовый этикет для детей:
А на этом у меня все. Надеюсь, мои советы оказались для вас полезными! Читайте, размышляйте, применяйте их на практике, показывайте друзьям и делитесь записью в соцсетях. И обязательно заходите еще. До новых встреч!
familystr.com