Детский аутизм – причины, симптомы, признаки, лечение
Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма. Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями. «Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.
Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.
Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.
Что такое детский аутизм?
Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.
Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.
Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.
Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:
- Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
- Задержка развития личности.
- Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
- Страх изменений в окружающей среде.
- Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
- Эхолалия.
- Дефицит речи и ее использования.
- Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
- Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
- Стереотипные игры с неигровыми предметами.
- Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
- Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
- Отрешенность.
- Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
- Жевание заменяется сосанием.
- Эпилептические приступы в трети случаев.
- Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
- Наступают периоды возвращения способности к обучению.
- Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
- Отсутствие социального взаимодействия.
- Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
- Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
- Отсутствие логики в поведении.
- Импульсивность.
- Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
- Коммуникативный дефицит.
- Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
- Пустой взгляд.
- Речевые навыки не нарушены.
- Движения неритмичные и стереотипные.
Причины детского аутизма
Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:
- Аффективная среда и слабость инстинктов.
- Расстройство восприятия и блокада информации.
- Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
- Ретикулярная формация ствола мозга.
- Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
- Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
- Расстройство парного функционирования обоих полушарий.
Провоцирующими аутизм факторами являются:
- Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
- Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
- Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
- Прививки.
- Психические болезни, например, эпилепсия.
- Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
- Эмоциональная холодность родителей.
- Ртутное отравление.
- Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
- Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
- Злоупотребление антибиотиками.
Симптомы и признаки детского аутизма
Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.
Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.
Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:
- Проявление характеристик в 2-3 года.
- Отсутствие улыбки в ответ.
- Игнорирование и отторжение объятий.
- Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
- Отсутствие контакта глазами с собеседником.
- Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
- Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
- Задержка или полное отсутствие речи.
- Склонность к уединению.
- Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
- Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
- Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
- Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
- Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
- Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
- Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
- Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
- Судорожные припадки в 25% случаев.
Ранний детский аутизм
Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.
Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:
- Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
- Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
- Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
- Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
- Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
- Отсутствие контакта глаза в глаза.
Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.
Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:
- Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
- Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
- Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
- Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.
Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.
перейти наверхЛечение детского аутизма
Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:
- Семейная терапия.
- Исправление поведения.
- Медико-психолого-педагогическая коррекция.
Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:
- Амитриптилин – психотропное средство.
- Витамин В6.
- Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
- Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
- Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.
Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:
- Строгий распорядок дня.
- Прививание жизненно необходимых навыков.
- Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
- Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
- Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
- Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
- Избегание переутомления.
- Отсутствие спешки в обучении ребенка.
Прогноз
Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр. Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.
Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.
psymedcare.ru
Что такое аутизм? Что это за болезнь, кто такие аутисты, признаки аутизма у детей
Читайте нас и будьте здоровы! Пользовательское соглашение о портале обратная связь- Врачи
- Болезни
- Кишечные инфекции (5)
- Инфекционные и паразитарные болезни (28)
- Инфекции, передающиеся половым путем (6)
- Вирусные инфекции ЦНС (3)
- Вирусные поражения кожи (12)
- Микозы (10)
- Протозойные болезни (1)
- Гельминтозы (5)
- Злокачественные новообразования (9)
- Доброкачественные новообразования (7)
- Болезни крови и кроветворных органов (9)
- Болезни щитовидной железы (6)
- Болезни эндокринной системы (13)
- Недостаточности питания (1)
- Нарушения обмена веществ (1)
- Психические расстройства (31)
- Воспалительные болезни ЦНС (3)
- Болезни нервной системы (19)
- Двигательные нарушения (6)
- Болезни глаза (20)
- Болезни уха (6)
- Болезни системы кровообращения (10)
- Болезни сердца (12)
- Цереброваскулярные болезни (2)
- Болезни артерий, артериол и капилляров (9)
- Болезни вен, сосудов и лимф. узлов (8)
- Болезни органов дыхания (36)
- Болезни полости рта и челюстей (16)
- Болезни органов пищеварения (30)
- Болезни печени (2)
- Болезни желчного пузыря (9)
- Болезни кожи (32)
- Болезни костно-мышечной системы (50)
- Болезни мочеполовой системы (14)
- Болезни мужских половых органов (8)
- Болезни молочной железы (3)
- Болезни женских половых органов (27)
- Беременность и роды (5)
- Болезни плода и новорожденного (4)
- Симптомы
- Амнезия (потеря памяти)
- Анальный зуд
- Апатия
- Афазия
- Афония
- Ацетон в моче
- Бели (выделения из влагалища)
- Белый налет на языке
- Боль в глазах
- Боль в колене
- Боль в левом подреберье
- Боль в области копчика
- Боль при половом акте
- Вздутие живота
- Волдыри
- Воспаленные гланды
- Выделения из молочных желез
- Выделения с запахом рыбы
- Вялость
- Галлюцинации
- Гнойники на коже (Пустула)
- Головокружение
- Горечь во рту
- Депигментация кожи
- Дизартрия
- Диспепсия (Несварение)
- Дисплазия
- Дисфагия (Нарушение глотания)
- Дисфония
- Дисфория
- Жажда
- Жар
- Желтая кожа
- Желтые выделения у женщин
- …
- ПОЛНЫЙ СПИСОК СИМПТОМОВ>
- Лекарства
- Антибиотики (211)
- Антисептики (123)
- Биологически активные добавки (210)
- Витамины (192)
- Гинекологические (183)
- Гормональные (155)
- Дерматологические (258)
- Диабетические (46)
- Для глаз (124)
- Для крови (77)
- Для нервной системы (385)
- Для печени (69)
- Для повышения потенции (24)
- Для полости рта (68)
- Для похудения (40)
- Для суставов (161)
- Для ушей (15)
- Другие (306)
- Желудочно-кишечные (314)
- Кардиологические (149)
- Контрацептивы (48)
- Мочегонные (32)
- Обезболивающие (280)
- От аллергии (102)
- От кашля (137)
- От насморка (91)
- Повышение иммунитета (123)
- Противовирусные (113)
- Противогрибковые (126)
- Противомикробные (145)
- Противоопухолевые (65)
- Противопаразитарные (49)
- Противопростудные (90)
- Сердечно-сосудистые (351)
- Урологические (89)
- ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
- Справочник
- Аллергология (4)
- Анализы и диагностика (6)
- Беременность (25)
- Витамины (15)
- Вредные привычки (4)
- Геронтология (Старение) (4)
- Дерматология (3)
- Дети (15)
- Другие статьи (22)
- Женское здоровье (4)
- Инфекция (1)
- Контрацепция (11)
- Косметология (23)
- Народная медицина (17)
- Обзоры заболеваний (27)
- Обзоры лекарств (34)
- Ортопедия и травматология (4)
- Питание (103)
- Пластическая хиру
medside.ru
Ранний детский аутизм — причины, симптомы, диагностика и лечение
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Общие сведения
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.
Ранний детский аутизм
Причины раннего детского аутизма
На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.
Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.
Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.
Классификация раннего детского аутизма
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.
По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.
С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:
- с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
- с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
- с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
- со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
Симптомы раннего детского аутизма
Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.
Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.
Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.
Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.
Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.
Диагностика раннего детского аутизма
Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:
- 1) качественное нарушение социального взаимодействия
- 2) качественные нарушения общения
- 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.
Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.
Лечение раннего детского аутизма
Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.
Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).
Прогноз и профилактика раннего детского аутизма
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.
Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.
www.krasotaimedicina.ru
причины возникновения заболевания, мифы и правда об аутизме
Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.
Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?
В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?
Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.
Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.
Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.
Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.
В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?
В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.
Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.
Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.
Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:
- Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
- Есть ли интерес к другим детям?
- Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
- Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
- Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
- Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.
Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.
Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.
Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.
Причины возникновения заболевания
Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.
Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.
med.vesti.ru
причины, симптомы, диагностика и лечение
Общие сведения
Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.
В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.
Аутизм
Причины развития аутизма
В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.
Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.
В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).
Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.
Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.
Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.
Симптомы аутизма
Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.
Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.
Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.
Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.
Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.
Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.
Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.
Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.
Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.
Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).
Классификация аутизма
Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.
Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.
Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.
Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.
Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.
Диагностика аутизма
Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.
Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.
Лечение и прогноз при аутизме
Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.
В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.
www.krasotaimedicina.ru
Детский аутизм что это такое
Одно из самых загадочных, непонятных и неизученных до конца заболеваний психики – это аутизм. Долгое время ученые всего мира пытаются понять причины возникновения детского аутизма, разрабатывают методики профилактики и лечения. Проявление синдрома особенно явно выражается в раннем детском возрасте.
Многие взрослые считают, что поставленный диагноз – ранний детский аутизм – своеобразный приговор малышу. В настоящее время разработано достаточно много методик по лечению синдрома. Необходимо отличать данное состояние от других расстройств психики.
Аутизм нельзя отнести к классическому заболеванию, это расстройство, происходящее из-за нарушения развития головного мозга. Дети-аутисты нуждаются в квалифицированной долголетней помощи и сопровождению со стороны педагогов, психологов. Данное умственное расстройство часто изолирует кроху от окружающей действительности, а также от родных b близких людей.
Понятие аутизма
Аутизм – это погружение в собственный мир, куда малыш никого не допускает. Кроха закрывается от постороннего воздействия. Синдром раннего детского аутизма выражается проявлением дефицита общения, эмоций, отсутствием социализации, коммуникативности.
Подобный диагноз чаще всего ставится малышам 3 — 5 лет. Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА) чаще выявляется у мальчиков, однако, у девочек с таким расстройством симптоматика протекает в более тяжелой форме.
У малышей старше 5 лет, детей подросткового возраста и взрослых людей, синдром проявляется очень редко. Присуща легкая форма. Ученые до сих пор не определились с тем, имеет ли синдром только генетический характер или существует возможность, что некоторые виды этого нарушения имеют приобретенный характер.
Синдром совсем недавно относили к психозам как к психическим заболеваниям. Однако неоднократные убедительные исследования позволили изменить отношение к РДА. Этот синдром, прежде всего, относится к группе общих расстройств психологии, куда специалисты объединяют весь объем, связанный с задержкой развития, отклонения разнообразных психологических функций у детей.
Восприятие мира, симптоматика аутизма
Малыши-аутисты не могут принять отдельный образ человека или предмета. Ребенок выделяет отдельные части: рука, нога, нос, рот. Понять, что все это взаимосвязано и принадлежит одному человеку, маленький человечек не в состоянии. Для несмышленыша человек – это отдельные детали, а не единый образ.
Для такого крохи нет разницы между живым существом и неодушевленным предметом. Именно поэтому несмышленыш может попытаться оторвать хвост кошке, чтобы играть им. Любое внешнее воздействие – прикосновение, звук, свет, создает дискомфорт для малыша. Пытаясь спрятаться от этого чувства, маленький человечек закрывается от внешнего мира.
Родители могут уже с первых месяцев по определенным симптомам определить нарушение развития у чада. Поставить окончательный диагноз сможет только специалист, однако, именно родители должны обратить внимание, заподозрить необычность развития ребенка.
Чтобы понять, как распознать аутизм, необходимы знания родителей о том, какие у детского аутизма симптомы указывают на возможное нарушение развития:
- С ребенком невозможно установить прямой контакт «глаза в глаза». Кажется, маленький человечек смотрит куда-то вдаль, сквозь человека.
- Агрессивно реагирует на любые прикосновения. Не любит, когда берут на ручки, обнимают, целуют. Бывает и обратная реакция, когда кроха абсолютно равнодушен: как его мамочка взяла на руки, в такой позе он и будет находиться. Не будет пытаться обнять маму или прижаться к ней.
- Маленький игнорирует других детей, не обращает на них внимания. Предпочитает играть самостоятельно в игры с однотонными, повторяющимися действиями, например, выстраивает по порядку игрушки. Часто предпочитает играть с песком или водой. Очень нравится переливание воды из одной емкости в другую. Такое поведение должно вызвать обеспокоенность у взрослых.
- Плохо развита речь. Нередки случаи, когда после 2-х лет кроха, который умел разговаривать, имел неплохой словарный запас, замолкает, из речи исчезают многие слова.
- Понижен болевой порог. Ребенок не осознает, что такое опасность. Может выйти на дорогу во время движения автомобилей или опустить пальчик в чашку с кипятком. Реакция на боль часто атипична. На серьезные травмы карапуз не обращает внимания. Зато небольшой ушиб может вызвать истерику.
- Малыш пассивен или гиперактивен. Такое поведение также должно привлечь внимание родителей.
При любых тревожащих явлениях в поведении чада следует обратиться за консультацией к психологу. Чем раньше будет диагностирован ранний детский аутизм, тем больше шансов скорректировать процесс воспитания и развития, помочь маленькому человечку влиться в социум, вести здоровую нормальную жизнь.
Причины аутизма у детей
До сих пор причины возникновения, сами механизмы РДА до конца не изучены, что способствует появлению большого количества теорий. Существует несколько теорий происхождения данного нарушения:
- Тератогенная.
Считает, что причина – факторы внешней среды или экзогенные факторы. Неправильное питание, использование продуктов с большим количеством консервантов, нитратов, употребление алкоголя, наркотиков, применение лекарственных препаратов могут выступить тератогенами, которые окажут воздействие на развитие плода на ранних сроках беременности. Кроме того, перенесенные стрессы, заболевание мамочки краснухой во время беременности также могут вызвать нарушения центральной нервной системы во время внутриутробного развития плода.
- Генная теория.
Считает основной причиной наличие генетических дефектов. Если в семье уже были случаи рождения малышей с таким диагнозом, то шанс рождения крохи с аутизмом вырастает во много раз. У малышей с РДА также часто выявляются иные виды генетических нарушений, например, гипомеланоз и др.
- Альтернативные теории.
Связывают появление детей с аутизмом с достаточно большим возрастом родителей, а также ожирением у будущей мамочки.
Признаки нарушения развития
У ребятни внешние признаки могут проявляться с разной степенью выражения. Однако специалисты выделяют несколько признаков, по которым диагностируется данное психологическое расстройство:
- очень слабая форма коммуникативности;
- аномальный дефицит социального взаимодействия;
- стереотипная, однообразная, повторяющаяся форма поведения;
- раннее проявление аутизма.
РДА диагностируется только по поведению малышей. Первые признаки аутизма обычно проявляют себя после одного года. В 3-х летнем возрасте все характерные особенности уже достаточно очевидны. Наличие особенностей в поведении, которое не соответствует обычному умственному развитию, сильное отставание от развития сверстников, служит основанием для постановки этого диагноза.
Чтобы понять, как распознать данное нарушение, необходимо более детально понимать, что относится к признакам нарушения.
- Слабая форма коммуникативности
- У малышей отмечается задержка развития речи. При особо тяжелых случаях возможно полное отсутствие речи – мутизм. Кроха употребляет короткие слова, выражающие действия: спать, есть. О себе такие детки говорят в третьем лице: он сделал, она поела. Речь бессвязная, понять со стороны, о чем говорит ребенок, невозможно. Нередко несмышленыш может очень долго повторять одну и ту же фразу или слово.
- Аномальная форма речи. Перед ответом повторяет весь вопрос или его часть. Отвечает без интонации или неправильно интонирует слова. Разговаривает очень тихо, почти неслышно или слишком громко. Не реагирует на свое имя.
- Практически никогда не задают вопросов, не проявляют любопытство. Обычный период почемучек, который ярко проявляется в 3 года, проходит мимо таких деток.
- Дефицит социального взаимодействия
- Внешне очень симпатичные, с отстраненным задумчивым выражением лица. Очень часто выражение лица похоже на неподвижную маску, вместо улыбки малыш гримасничает. Ребенок с РДА не распознает эмоции других людей. Нормально развивающийся младенец чутко реагирует на интонацию, на улыбку, улыбается. Может по выражению лица понять, что взрослый сердится. Аутист не отвечает на улыбки, нет никакой реакции на ласки мамы.
- Обычно грудничок с радостью и интересом реагирует на новую игрушку, прикосновения мамы. Пытается ухватить ее за руку или волосы, чтобы поиграть. Активно смотрит по сторонам, реагирует на звуки. Кроха с синдромом использует жесты с конкретной целью, чтобы попросить что-то. Такой малыш не будет пытаться привлечь маму к совместной игре.
- При нормальном развитии, в три года дети ищут активное общение со сверстниками. Маленькому аутисту неинтересны подвижные игры, а также общение с ровесниками. Малыш играет отдельно от остальных детей, не обращает на сверстников никакого внимания, ему не нравятся ролевые игры, он их игнорирует. Ему больше нравится рассматривать свои пальчики или крутить одно и то же колесо от машинки.
- Бутуз внешне не реагирует на своих родителей. Испытывая чувство тревожности, если мама вышла из комнаты, малыш внешне будет спокоен, не будет звать маму, пытаясь ее вернуть. Раньше считалось, что дети с аутизмом не привязываются к родителям, однако, последние исследования доказали, что это не так. Рядом с родными, близкими взрослыми чаще всего маленький человечек выбирает маму как объект привязанности, кроха не выглядит слишком зацикленным, проявляет зачатки интереса.
- Иногда дети очень остро реагируют на обращенное на них внимание: начинают беспричинно смеяться, раскидывать вещи, игрушки. Если к малышу кто-то направляется, то он может с криком убежать, начать прятаться.
- Однообразная, повторяющаяся форма поведения
- Зацикленность. Маленький человечек может бесконечно долго выстраивать ровно машинки, поправлять карандаши, фломастеры. Заставить отвлечься от этого занятия кроху практически невозможно.
- Постоянное повторение действия, не несущего никакой смысловой нагрузки. Несмышленыш может несколько часов подряд сидеть, не меняя позы, раскачиваться, качать головой, перебирать пальцы рук. Нередки случаи, когда малыш стучится головой об стену или о бортик кроватки. Девочка может долго кружиться на месте.
- Неизменность, ритуальность привычных действий. Кроха придумывает свои ритуалы, которые строго соблюдает. Например, у него обязательно должна быть своя тарелка, кружка. Если мама налила молоко в другую кружку, малыш может эту чашку просто не увидеть. Будет ждать, когда ему нальют пить в его чашку.
- Постоянство в обстановке. Все должно находиться на привычном месте. Малейшая перестановка мебели, например, сдвинули стол, может привести к тому, что ребенок еще больше закроется. Иногда на такое изменение обстановки он может ответить повышенной агрессивностью, истерикой.
Любое посягательство на личные границы ребенка, создание непривычной ситуации способствует развитию навязчивых идей, страхов. У малыша могут проявиться приступы самоагрессии или агрессивности. Кроха будет рвать у себя волосы на голове, биться головой о твердую поверхность, часто до появления крови.
Раннее проявление синдрома
Внимательные родители уже в раннем возрасте жизни грудничка могут заметить некоторые особенности его поведения. Распознать взрослым ранний детский аутизм помогут следующие наблюдения за детьми:
- Ребенок менее подвижен, чем его сверстники.
- Нет эмоций, у младенца очень скудная мимика. Обычно груднички очень рано начинают улыбаться, радоваться, когда слышат голос мамы. Кроха-аутист абсолютно спокоен.
- Иногда кажется, что кроха плохо слышит или видит, он не реагирует на свое имя, на обращение к нему. Невозможно поймать взгляд маленького человечка.
- Малыш может запомнить сложное слово, правильно произносить его, при этом не может повторять обычные слова: мяч, кукла, машина.
- У грудничков отсутствует детский лепет, повторение за мамой слов.
- Ребенок долго не может произнести «да».
Точная диагностика возможна уже в 3 года, что позволяет специалистам своевременно назначить корректирующую терапию. Начатая в раннем возрасте терапия позволяет добиться очень хороших результатов. Известны нечастые случаи диагностирования синдрома у подростков, чаще всего в легкой форме аутизма.
Занятые своей работой, личной жизнью, некоторые родители не замечают тревожных симптомов развития крохи. С течением лет такие нарушения только усугубляются. Воспитатели в детском саду нередко обращают внимание на тревожное поведение малыша.
Развитие и уровень интеллекта
Существует ошибочное мнение, что все дети с синдромом аутизма являются умственно неполноценными личностями. Действительно, из-за некоторых нарушений развития, у большинства деток наблюдаются трудности с обучением, как следствие, легкая или умеренная степень умственной отсталости.
Синдрому иногда сопутствуют приступы эпилепсии, ярко выражены симптомы микроцефалии, другие хромосомные аномалии. Такие случаи зафиксированы примерно у 20% ребятни с синдромом, при этом наблюдается глубокая умственная отсталость.
При легкой форме нарушений, если проводятся интенсивные занятия по развитию мелкой моторики, речи, аутисты не отличаются от сверстников. Интеллект соответствует возрастной норме, иногда даже находится выше среднего уровня. Одна из особенностей этого синдрома – избирательность интеллекта.
Малыш может мысленно совершать сложнейшие математические действия, в то же время делает простейшие ошибки по другим учебным предметам. Кроха с первого раза запомнит мелодию, повторит ее без ошибок, но для него невозможно запомнить таблицу умножения.
Детишек с таким избирательным интеллектом выделили в отдельное явление – савантизм. Саванты очень талантливы в какой-либо одной сфере развития, однако, могут очень сильно отставать в развитии от своих сверстников в других сферах деятельности.
Ошибки взрослых при диагностике
Если у родителей уже есть один малыш, то необычное поведение второго они смогут заметить практически сразу, что позволит вовремя обратиться к специалистам и помочь социализироваться карапузу в будущем.
Чаще всего вовремя не обращают внимание на необычность поведения те родители, которые переложили воспитательный процесс на бабушек, дедушек или приходящих нянь. У молодой семьи с первенцем тоже отсутствует необходимый опыт диагностики возможных нарушений развития.
Если взрослые все же обратились к специалисту, то степень возможного нарушения развития малыша определяется с помощью опроса родителей, а также проведением специальных тестов для ребятни. За поведением ребенка обязательно наблюдают в привычной для него среде, чтобы не травмировать его психику.
Иногда, для более полной картины, специалисты назначают инструментальные методы исследования: УЗИ головного мозга, проверка слуха, а также для выявления приступов эпилепсии – ЭЭГ.
Нередко окружающие взрослые и сами родители неверно оценивают поведение чада.
- Мама возмущается, что ее дитя витает в облаках, все забывает. Причину этого мамочка чаще всего видит в простой лени, нежелании помочь, непослушании. Но это может быть непонимание того, чего от него ждут. Аутист таким образом может реагировать на новую, стрессовую для него ситуацию. Повышенная тревожность дошкольника приводит к тому, что он ничего не делает.
- Чадо против перестановки в комнате, носит старые джинсы, футболки, не принимает обновки. Может длительное время совершать повторяющиеся действия. Реакция родителей обычно однозначна: «Ты неблагодарный, упрямый». Вполне возможно, что такая реакция связана с неуверенностью. Человечек не может понять, что надо делать. Отказ от перестановки может быть вызван желанием сохранить свое пространство, оградить его от непредсказуемости.
- Иногда дети ведут себя импульсивно: мешают разговору взрослых, игнорируют просьбы, приказы родителей. Если для здоровых детей такое поведением является проявлением эгоизма, желанием привлечь к себе внимание любой ценой, то малыши с аутизмом испытывают определенные трудности. Такие детки не могут разделить общие или абстрактные понятия.
- Многие родители злятся, когда чадо отводит глаза, трогает хрупкие предметы, пытается понюхать или попробовать новый крем, помаду у мамы. Выключает яркий свет в комнате или постоянно настраивает звук у телевизора. Причиной такого поведения может быть то, что у аутистов очень хрупкая, ранимая сенсорная чувствительность.
Возможно ли лечение
Аутизм нельзя вылечить таблетками или уколами. Нарушение развития головного мозга плода во время беременности является основополагающей причиной проблемы таких детишек. Только тяжелый ежедневный труд родителей совместно со специалистами позволит малышу приспособиться к жизни в обществе, стать полноценной личностью, быть счастливым человеком.
Благоприятная, комфортная среда в семье. Ежедневные упорные занятия помогут ребенку выйти за пределы внутреннего мира. Главное, необходимо понять, что дети-аутисты видят мир, слышат его и ощущают, совсем по-другому, чем остальные люди. С малышами надо обязательно заниматься.
Аутизм – не приговор вашему ребенку. При правильном отношении к нему, при вовремя начатой психологической коррекции раннего диагностируемого аутизма, дети ведут нормальную полноценную жизнь.
Поддержка взрослых помогает воссоздать и развить коммуникативность. Помощь логопеда исправит недостатки речи, подготовит дошкольника к школе. По статистике, дети, отрезанные от специализированной помощи, в 70 % остаются инвалидами, без навыков самообслуживания, без коммуникативности.
Ни один специалист не сможет помочь крохе без содействия родителей, на которых возложена вся тяжесть по воспитанию таких деток.
pups.su
Аутизм у детей признаки, симптомы, диагностика, лечение
Аутизм у детей — это комплексное нарушение развития, которое должно проявится в раннем возрасте. Как правило, это первые 3 года жизни ребенка и оно обусловлено нарушением функционирования нервной системы.
Все признаки аутизма в этой статье описаны лишь в ознакомительных целях. Точный диагноз может поставить лишь квалифицированный врач после диагностики ребенка. Поэтому, не стоит принимать всю нижеизложенную информацию за истину в последней инстанции.
Аутизм у ребенка
Согласно современным представлениям аутизм это генетическая предрасположенность, которая следует за ребенком от родителей, либо возможны варианты генетической поломки у конкретного ребенка без унаследования. Но тут следует сделать акцент на том, что это склонность, которая может проявиться под влиянием внешних факторов. Такими факторами является, наличие в семье родственников не только с аутизмом, но и с другими психическими расстройствами, например с шизофренией.
Это в принципе отягощенность семейного анамнеза по шизофрении и другим психическим расстройствам. Кроме того в группу риска попадают дети, которые родились недоношенными, также если возраст родителей превышает 40 лет. Также в группу риска попадают люди проживающие в крупных мегаполисах, имеется ввиду загрязнённость окружающей среды разнообразными тяжелыми металлами и любыми вредными веществами. Это именно те факторы которые дают генетической программе реализоваться.
Риск развития аутизма у ребенке
На сегодняшний день методик прогнозирования аутизма у еще не рожденных детей, не существует. Все программы ранней диагностики предусматривают возможность выявления аутизма у ребенка с 18 месяцев.
На перед вы этого знать не можете и ребенок с аутизмом может родится в любой семье. То-есть раса, социальная принадлежность, способы воспитания ребенка не имеют существенного влияния.
Симптомы аутизма у детей
Согласно нынешней классификации с 2013 года критериями постановка диагноза аутизм являются две группы:
- Нарушение социальной коммуникации
Известно, что дети с аутизмом имеют нарушения связанные с развитием речи, то-есть это как отсутствие речи, так и отставание в развитии или несоответствующее функционирование. Например ребенок может цитировать огромные диалоги из фильмов, из мультиков, из рекламы, но пообщаться с ребенком вы не можете. Он не сможет сказать как его зовут, сколько ему лет, где он живет.
Дети с аутизмом избегают общения с людьми, не потому, что это им не нужно, а потому, что они не знают как взаимодействовать с окружающими. Они не умеют считывать эмоции по лицу, их надо специально этому обучать.
- Повторяющиеся формы стереотипного поведения
Очень часто у детей с аутизмом присутствуют такие стереотипии как махание руками, кручение на месте, подпрыгивание. По теперешним представлениям эти стереотипии это механизмы саморегуляции, ребенок таким образом приводит свое состояние более или менее в равновесие.
Стереотипии не нужно стараться ликвидировать, так как они помогают ребенку.
Кроме таких явных поведенческих моментов это может быть однотипность в пристрастиях в еде, к расположению предметов, к определенным маршрутам. К примеру если вы передвинете какой-либо предмет в комнате ребенка это может вызвать бурные негативные эмоции.
Как часто встречается аутизм
Раньше был очень низкий уровень таких пациентов, хотя на самом деле аутизм существовал всегда. В данный момент начиная с 80-х годов наблюдается постоянное ежегодное увеличение количество людей с этим диагнозом во всем мире. Сейчас около 70 миллионов людей во всем мире имеют диагноз аутизм.
И средняя его частота с каждым годом увеличивается, буквально несколько лет назад это был 1 случай на 100, сейчас это 1 на 68 и даже по некоторым источникам 1 на 63. В среднем если мы возьмем два школьных класса, то это примерно один ребенок с аутизмом на два класса.
Проведено огромное количество исследований которые показывают, что во всем мире, в независимости от страны, от континента, частота расстройств аутистического спектра одинакова и составляет 1 — 3% от общей популяции. Эта патология имеет гендерную особенность, то-есть у мальчиков в 4 — 5 раз чаще встречается аутизм, чем у девочек.
Диагностика аутизма
Диагноз аутизм может поставить только психиатр, а заподозрить должен врач первичного звена, тот который видит ребенка с самого рождения и может оценить его развитие, то-есть это семейный врач или педиатр.
На, что следует обратить внимание при диагностике аутизма это, если ребенок к полутора годам не типично развивается. Отсутствие коммуникационных навыков (ребенок не хочет общаться со взрослыми, он не откликается на свое имя, реагирует на обращение близких родственников, но не реагирует на остальных людей).
Также важно как играет ребенок: он не по назначению использует игрушки (например машинки не ездят, а он их изучает, рассматривает под разным углом, крутит колесики, облизывает, нюхает).
Кроме того следует обратить внимание на реакции ребенка, если у ребенка на незначительные раздражители очень бурная реакция и вы долгое время не можете ее остановить. Это могут быть прикосновения, звуки, яркий свет, то-есть в принципе то на, что нормальный ребенок так бы не реагировал.
Очень важно, что у детей с аутизмом нарушен сон, они очень тяжело засыпают, очень долго, у них очень поверхностный сон.
Аутизм признаки у ребенка
Важно понимать, что ребенок с аутизмом выглядит обычно, то-есть пока не проявились поведенческие моменты, проблемы в общении, вы можете и не заподозрить, что у ребенка есть аутизм.
- Нарушено социальное взаимодействие
Степень нарушения зависит от степени тяжести аутизма. В тяжелых случаях ребенок вообще не общается с окружающими, не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, лицо не выражает эмоций.
Важным признаком аутизма является отсутствие эмоций, вспомните приводить ли когда нибудь, что нибудь ребенка в восторг, вызывало смех, улыбку, если вы упали пытается ли ребенок вас пожалеть, видно ли по нему, что он переживает за вас.
Умение просить важный базовый коммуникативный навык, нормальная реакция просить, считается указанием жестом на желаемую вещь или просто позвать маму. Просьба в виде толкания взрослого к нужному предмету, не считается нормальной.
Типичная реакция на окружающих, особенно на новых людей, это избегание иногда это интерпретируют как крайнюю степень стеснительности, которая однако с возрастом не снижается.
Анализ зрительного контакта особенно важен в детском возрасте, нормальным считается взгляд ребенка глаза в глаза, если ребенок проводит взглядом мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь к себе внимание, это может быть проблемой.
Навыки игры со сверстниками — аутичные дети, как правило, не играют с другими детьми, им более важны игрушки, которые они беззастенчиво могут отобрать у других детей или беганье по кругу или просто наблюдение из далека.
Задержка речевого развития
Для аутичных детей характерна задержка речевого развития. Дети точно должны в 2,5 года иметь в своем обороте десятки слов. В 3 года ребенок должен уметь составлять и говорить предложениями.
Ряд родителей до последнего отрицают наличие проблем, аргументируя тем, что ребенок произносит очень сложные фразы услышанные от взрослых или по телевизору. Это на самом деле может быть отраженная речь, то-есть бессмысленное повторение, это никак нельзя назвать нормальным развитием речевого аппарата.
В более взрослом возрасте речь ребенка более быстрая, сбивчивая, при общении тяготеют перебивать и скатываются к волнующей теме, не имеющей отношения к текущей беседе. К сожалению порядка 1,3 аутичных детей вообще не пользуются речью.
Желание разложить все по порядку
Все мы с детства играем в пирамидки, пожалуй это самая распространенная детская игра. Задача данной игры выстроить элементы пирамидки в нужный порядок, но у аутичных детей часто наблюдается пристрастие выкладывать в определенном порядке игрушки и предметы не предусмотренные для такого порядка. Еще пример, ребенка интересует не сама игрушка, в виде машинки, как нечто целое, а колесико от машинки, которое хочется крутить часами. Это все нарушения принципа связывания, в мозге. Мозг не способен разложить все по полочкам и поэтому фокусируется на отдельных детальках.
Стойкие привычки также являются визитной карточкой аутизма, например привычка к одному типу еды.
Лечение аутизма
Если диагностировать у ребенка аутизм в раннем возрасте, до трех лет и сразу же начать коррекцию, интенсивное вмешательство, то в этом случае можно надеяться на благоприятный исход и многие дети к школьному возрасту догоняют в развитии, своих сверстников и в принципе могут обучаться в обычной школе.
При комплексном подходе коррекции аутистических расстройств, конечно можно добиться большего эффекта если сочетать поведенческую терапию с микро токовой рефлекса терапией, которая помогает восстанавливать нарушенные связи в головном мозге, то в этом случае эффект лечения достигается быстрее.
Самое главное это совместная работа по коррекции аутизма, специалистов и семьи.
Поведенческая и медицинская терапия для детей-аутистов может помочь им расти и учиться.
Хоть и нет никакого лечения от аутизма, существует много поведенческих методов лечения и лекарств, которые могут значительно улучшить состояние аутичного ребенка, способность учиться и общее качество жизни.
В лечении аутизма есть два элемента. Один из них включает принципы поведенческого анализа, в котором используются подсказки и награды, чтобы помочь детям учиться. Другой элемент предполагает использование соответствующей для развития практики. Это означает, что цели вмешательства определяются таким образом, что самый легкий навык или знание — это содержание следующей цели обучения. Таким образом, дети достигают успеха, и обучение происходит быстрее.
Поведенческая терапия для детей-аутистов
Два признака аутизма – трудности в общении и с социализацией — решаются посредством поведенческой и дополнительных терапий. Рекомендуемая терапия для детей-аутистов включает:
- Прикладной поведенческий анализ. Это структурированный терапевтический подход к обучению детей-аутистов, помогая им остановить нежелательное поведение. Несколько десятилетних исследований, поддерживают использование данного анализа.
- Вмешательство язык — речь. Коммуникативное расстройство является основной проблемой аутизма. Поэтому все дети должны получить вмешательство, которое предполагает развитие речи и языка. Патологи могут помочь детям с аутизмом более эффективно общаться и понимать тонкие моменты социальных взаимодействий.
- Трудотерапия. Профессиональные доктора помогают аутичным детям учиться тем вещам, которые им нужно выполнять дома и в школе, например, как одеваться, использовать ножницы и четко писать.
- Физиотерапия. Физиотерапевты работают с детьми для развития активности, равновесия, осанки и координации.
Аутичные дети в школе
Дети с аутизмом сталкиваются со многими проблемами в школе, но цель терапии внутри и вне класса состоит в том, чтобы помочь им быть успешными в школьной работе и со своими сверстниками.
Объединение детей с аутизмом с нормально развивающимися детьми очень полезно для их развития, если учителя и сверстники также получат некоторые рекомендации. Чтобы помочь в этом, команда профессионалов, включая родителей, педагогов и терапевтов, разрабатывает индивидуальную программу обучения для каждого ребенка, которая определяет, какие изменения и вмешательства необходимы в течение школьного дня. Программа регулярно пересматривается, чтобы убедиться в ее актуальности.
Лекарства для детей с аутизмом
В настоящее время нет лекарств, которые могут вылечить аутизм. Вместо этого родители и врачи могут использовать различные препараты для лечения некоторых симптомов аутизма, таких как гиперактивность, а также связанные с ними состояния, которые влияют на качество жизни, такие как нарушения сна или желудочно-кишечный дискомфорт. Лекарства используются главным образом для лечения поведенческих нарушений, связанных с аутизмом, включая возбужденное состояние, импульсивность, беспокойство и повторяющееся поведение.
Медикаменты следует принимать, когда такое поведение достаточно разрушительно, и оно мешает способности ребенка находиться в школьных, социальных или домашних условиях. Лекарства, которые используются для лечения симптомов аутизма, включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, стимуляторы, противоопухолевые препараты, трициклические и антипсихотические средства.
Решение о том, какие лекарства подходят, зависит от имеющихся симптомов у аутичного ребенка. Может потребоваться некоторое время, чтобы найти правильную комбинацию методов лечения для каждого ребенка. Есть надежда, что при лечении все дети с аутизмом могут получить помощь и лучше ориентироваться в своем мире.
Аутизм у детей — Школа доктора Комаровского (Видео)
vseorebenke.ru