Что такое ммд в неврологии – ММД диагноз невролога – что это

Содержание

ММД диагноз невролога – что это

Синдром минимальной мозговой дисфункции возникает в раннем детстве. Начинается  у детей младшего возраста. Характерными являются незначительные нарушения в поведении и обучении ребенка. Главной причиной данного синдрома являются родовые травмы.

Если в школьном возрасте не начать лекарственную терапию, то у взрослого человека вылечить ее очень сложно. Кроме этого могут возникнуть серьезные осложнения. Среди таких проблем отмечается адаптация в социальном обществе. Не редко возникают расстройства психики.

Минимальный синдром сопровождается эмоциональным расстройством, нарушением поведения. Это может начинаться с самого маленького возраста. Также нарушается внимание, жизненная активность.

Причины ММД у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей возникает из-за влияния таких факторов. Усложнения в период беременности. Особенно на протяжении первого триместра. Сильный токсикоз. Вредное влияние на организм женщины в период беременности и лактации. Это касается химических элементов, радиоактивных веществ, микробов, бактерий, вирусов, инфекций.

Перенесенные в период беременности такие заболевания, как ветрянка, корь, грипп. Угроза выкидыша. Преждевременные рода, или наоборот переношенные. Слабость женщины в процессе родов, их длительность. Дисфункция мозга имеет связь с гипоксией плода. Сопровождается недостатком кислорода, в связи с сдавливанием вокруг шеи малыша пуповины.

 

Нарушения питания. Инфекционные болезни, которые перенес новорожденный ребенок. Экологическое состояние окружающей среды. Повреждение шеи малыша в момент родов.

Это главные факторы, которые влияют на возникновение дисфункции мозга у малыша. В период беременности женщина должна ответственно относиться к собственному здоровью. Это является залогом здоровья малыша. В большинстве случаев дисфункция мозга возникает на фоне вредных привычек, от которых женщина не может избавиться на момент беременности.

Клиническая картина

Минимальная мозговая дисфункция является одной из легких форм церебральной патологии. Возникает по разным причинам у каждого ребенка. Имеет однотипную неврологическую симптоматику. Проявляется в качестве функциональных нарушений. Их усиление зависит от роста и созревания головного мозга. При развитии синдрома ММД наблюдаются такие отклонения.

Быстрая умственная усталость, снижение работоспособности. Стоит отметить, что при таком нарушении может не наблюдаться физическая усталость. Внезапное снижение способности самостоятельно управлять и регулировать различные процессы. Заметны нарушения, в жизненной деятельности ребенка. Снижается умственная активность, нарушается эмоциональное состояние. Часто без причины может сменить настроение ребенка.

Усложнения в концентрации внимания. Наблюдается отвлечение, распределение, неустойчивость. Создается впечатление, что ребенок не может осознать, что от него требуют. Возникновение проблем с памятью. Малыш не может запомнить достаточно объемное количество информации. Быстро забывает новые слова и путает их.

Появляются трудности с переходом кратковременной и длительной памяти. Наблюдается неполное формирование зрительной и мозговой координации. Это заметно, когда дети совершают ошибки при распознавании зрительной информации. Например, когда ребенку поручают переписать текст. При этом он допускает ошибку, а в сравнении не видит разницы. Изменения циклов в деятельности головного мозга.

Родителям полезно знать, что данный синдром ММД у детей не является препятствием для обучения в школе и даже в гимназии. В будущем ребенок может без проблем вступить в ВУЗ. Если заболевание не имеет осложнений, во многих случаях головной мозг способен самостоятельно выйти из данного положения. Это бывает, только при условии здорового образа жизни, нет чрезмерной нагрузки на мозговую деятельность.

У многих детей возникновение минимальных мозговых дисфункций наблюдается в раннем возрасте. Если соблюдать полезные правила, то уже в 5-7 классе можно полностью нормализировать работу мозга. Стоит учитывать, что нельзя резко увеличивать учебные нагрузки. Это должно происходить постепенно.

Если не соблюдать такие правила, то симптом ММД может проявиться в старших классах. При этом будет возникать повышение умственной усталости, расстройства памяти, внимания, самоконтроля.

Список симптомов, которые подтверждают наличие минимальных мозговых дисфункций у ребенка:

  • Гиперактивность. Постоянное движение рук, ног. Ребенок не может сидеть на одном месте. Даже если попросить его посидеть некоторое время, он не может этого сделать.
  • Расстройство памяти. Частые потери личных вещей в любом месте.
  • Когда родители обращаются к своему чаду, то у них создается впечатление, что он их не слышит.
  • При этом наблюдается резкая реакция на внешние раздражители.
  • Появляется привычка перебывать кого-то во время разговора. Это могут быть взрослые люди и дети.
  • С трудом происходит ожидание перемен во время занятий в школе.
  • Длительные разговоры. Ребенок не понимает, что надо замолчать. Полностью игнорирует обращения взрослых.
  • Быстро отвечает на вопрос, который даже не дослушивает до конца.
  • Увлекается играми, которые опасны для здоровья. Может самостоятельно их придумывать.
  • Возникают трудности в решении определенного задания. При этом оно не связано с решением сути проблемы.
  • Не может играться в тишине и один.
  • Отсутствует концентрация внимания в играх, если надо выполнять одно задание длительное время.
  • Начинает заниматься новым делам, не завершив предыдущее.
  • Часто такие дети не имеют друзей, кроме родителей и родных.

Любой из этих признаков может указывать на то, что у ребенка может происходить развитие минимальных мозговых дисфункций. Если родители замечают за ребенком такое поведение надо обратиться к неврологу и провести полное обследование организма. Своевременное лечение обеспечивает надежный прогноз на выздоровление. Малый ребенок легче поддается лечению и имеет больше шансов избавиться от такой патологии.

Лекарственная терапия

Минимальная мозговая дисфункция требует лечения медикаментами. Это является обязательным, но не главным. Для ММД лечения важно эмоциональная атмосфера. В этом случае все зависит от родителей. Они сами должны понимать проблему ребенка и максимально помочь ему от нее избавиться. Для этого понадобится время, а главное терпение. От благоприятной обстановки в семье зависит успешность лекарственной терапии. Врачи назначают такие рекомендации.

У ребенка должен быть сформирован режим. Важно, чтобы он ложился спать и просыпался примерно в одно время. На протяжении всего дня должны быть поставленные четкие задачи, сформированный рацион питания. Привычные занятия и действия будут стимулировать нервную систему.

В обязательном порядке надо улаживать ребенка днем спать. Дневной сон очень хорошо влияет на нервную систему. Дети становятся более спокойными, имеют хорошее настроение и аппетит. При ослабленной нервной системе это является крайне необходимым.

Перед возможными изменениями надо провести подготовку. Нельзя резко менять режим с ММД диагнозом. При этом следует учитывать, что речь идет не просто о поездках. Ребенка надо подготавливать к неплановым приходам гостей. Нельзя также резко начинать уборку в детской комнате, перестанавливать игрушки. Все это может резко повлиять нервную систему.

Важно, что бы в дом часто приходили гости, которые будут уделять внимание малышу. При этом они не должны влиять на изменение его привычного распорядка дня. Это очень важный фактор. Заранее следует предупреждать, что ребенок страдает от минимальных мозговых дисфункций.

Круг общения должен быть с детьми на несколько лет старше. Не рекомендуют общаться со сверстниками. Обычно они очень активны. Детям, которые страдают от ММД синдрома, следует общаться со спокойными друзьями. Многое зависит от атмосферы в семье. Взрослые не должны выяснять отношения между собой при детях. Это может серьезно травмировать психическое состояние.

Стоит отметить, что  у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, воспитанием должен активно заниматься папа.

Полезными будут физические упражнения, которые проводят 2 раза в день. Также лечебный эффект можно улучшить, если заниматься плаваньем. Существенно следует ограничить время провождения перед телевизором, компьютером, и другими гаджетами. Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики. Для этого существуют различные поделки.

Минимальная мозговая дисфункция не делает ребенка умственно отсталым. Он не должен себя чувствовать не таким, как другие. Это зависит от правильного воспитания и преподнесения необходимой информации. Если родители будут любить и заботится о нем, то лечение существенно ускорится. Также важно строго соблюдать все рекомендации врача.

Лекарственная терапия от минимальных мозговых дисфункций, состоит из таких препаратов:

  • Седативные лекарства. К эффективным относятся валериана. Также полезно делать отвар из таких трав: пустырник, зверобой. Беременным женщинам рекомендуют принимать Новопасит.
  • При минимальных мозговых дисфункциях в обязательном порядке назначают препараты, которые стимулируют деятельность мозга, и улучшают кровообращение.
  • Витаминные комплексы следует принимать систематически, до полного выздоровления.

При симптомах такого синдрома обязательно надо обращаться к врачу. В данном случае поможет невролог. Минимальная мозговая дисфункция требует определенного курса лечения, который подбирается индивидуально для каждого ребенка. Предвидеть развитие патологии достаточно сложно. Особенно если нет видимых причин.

Если заниматься лечением в раннем возрасте, то прогноз будет достаточно успешным, поэтому врачи рекомендуют как можно скорее обращаться за помощью.

nevrology.net

причины заболевание, диагностика и лечение

Диагноз невролога ММД (минимальная мозговая дисфункция) появился относительно недавно, в середине двадцатого века. Этот диагноз выражается нарушениями центральной нервной системы. Это нарушение может привести к тому, что произойдет изменение эмоциональной системы. Диагноз Минимальной Мозговой Дисфункции может быть поставлен как взрослому человеку, так и ребенку, но чаще всего этот диагноз ставится в детском возрасте. Обнаруживают его в большинстве случаев на прохождении комиссии перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Конечно, бывает и в раннем возрасте диагностируют данное нарушение.

На сегодняшний день большинство неврологов склоняются к мнению, что термина «минимальная мозговая дисфункция» не существует. Нельзя дать четкой характеристики этого нарушения. Специалисты склоняются к тому, что диагноз ММД это расстройство, которое имеет название «Гиперкинетические расстройства поведения». Но пока специалисты не пришли к единому мнению, что диагноз ММД имеет место быть. Давайте разберемся, что же это такое?

Что же это за диагноз?

Каждый родитель с умилением смотрит на своего ребенка. Особенно если его чадо проявляет активность в играх, сообразительность, активно познает окружающий мир. Иногда случается, что вы не можете уследить за действиями малыша. Вы вроде бы только на секундочку отвели свой пристальный взгляд от малыша, а он уже залез в шкаф и вытащил оттуда все вещи или оторвал кусок обоев.

Но и у таких шустриков бывают моменты, когда их неслышно и не видно. В моменты такого затишья ребенок занят чем-то очень важным (рисует, собирает конструктор или пазл, что-то лепит, разбирает игрушку на запчасти и прочее).

Но есть дети, которые просто физически не могут сидеть на одном месте. Они совершенно не могут сконцентрировать свое внимание, если такой ребенок начинает что-то делать, он тут же бросает это дело. Такого ребенка невозможно ничем заинтересовать. Вот именно у таких детей может стоять диагноз ММД.

Синонимами термина «Минимальная Мозговая Дисфункция» является:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Гиперактивность.
  3. Синдром дезадаптации к школе.

Как определить ММД?

Определить минимальную мозговую дисфункцию у детей не так то и сложно. Есть некоторые особенности в развитии и поведении ребенка, которые указывают на наличие этого диагноза. Дети, страдающие ММД, очень раздражительны и имеют повышенную возбудимость. У таких детей нет терпения, у них могут проявляться невротические реакции, могут быть нарушены речевые навыки и навыки моторики.

Если вы обнаружили у вашего ребенка 8 признаков из нижеописанных, то скорее всего, у вашего ребенка ММД. Вам предстоит незамедлительно посетить невролога и пройти обследование.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у детей:

  • Ребенок не может сидеть долго на одном месте, он постоянно двигает либо руками, либо ногами или руками и ногами вместе.
  • Постоянно теряет вещи как дома, так и вне дома.
  • При обращении к ребенку создается впечатление что он не слышит обращения в свой адрес.
  • Очень легко отвлекается на посторонние шумы.
  • Неспособен долго слушать других.
  • Не может находиться в ожидании чего-либо.
  • Постоянно разговаривает.
  • Не дает договорить до конца собеседнику, не может дослушать задаваемый ему вопрос.
  • Является инициатором травмоопасных игр или без раздумий вовлекается в такие.
  • При решении каких-либо заданий, у него возникают трудности, которые не связаны с пониманием сути.
  • Ребенок не может играть один, не может играть в тишине.
  • Не может продолжительное время заниматься одним делом.
  • Не доводит начатые дела до конца, приступает к новым.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у взрослых:

  • У человека наблюдается «неловкость». По-другому нарушение моторной функции.
  • Человек неспособен научится чему-то новому.
  • Не может сидеть на одном месте без движения.
  • Быстрая смена настроения без причины.
  • Ведет себя импульсивно и быстро раздражается.
  • Имеет дефицит произвольного внимания

При выявлении вышеописанных признаков следует обратиться к неврологу для подтверждения или опровержения диагноза «Минимальной мозговой дисфункции».

Причины

Если у ребенка было выявлено ММД, то родителям стоит знать, что это нарушение в работе головного мозга. Возникает он вследствие того, что произошли микроповреждения отдельных участков коры головного мозга.

На сегодняшний день определено, что причины синдрома минимальной мозговой дисфункции у детей могут быть вследствие:

  • Беременность протекала тяжело (особенно это касается первого триместра).
  • Сильное проявление токсикоза (первая половина беременности).
  • Перенесенные заболевания во время беременности (грипп, простуда и пр.).
  • Имеющаяся угроза выкидыша во время беременности.
  • Рождение недоношенного или переношенного малыша.
  • Затяжные роды.
  • Обвитие пуповины вокруг шеи и ее сдавливание, вследствие чего происходит нехватка кислорода (гипоксия).
  • Во время родов произошло повреждение шейного отдела позвоночника.
  • Перенесенные сильные психические травмы и стрессы матерью во время беременности.
  • Организм беременной женщины перенес химическое воздействие веществ, радиации.
  • До годовалого возраста ребенок получил травму или переболел инфекционным заболеванием, которое сопровождалось осложнениями разного характера.
  • До года ребенок перенёс операцию.
  • Если у матери и ребенка разный резус-фактор (отрицательный и положительный).
  • Плохое питание и плохая экологическая обстановка также могут стать причиной ММД.

Если во время беременности у женщины были некоторые из вышеперечисленных симптомов, то важно знать, что ребенок входит в группу риска.

Диагностика

Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и «Лурия-90″также часто используется система Гордона.

Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.

Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.

При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов. В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.

Как лечить ММД?

Если у вашего чада имеется минимальная мозговая дисфункция, то ему нужна помощь специалистов и медико-психолого-педагогическая поддержка. Для помощи нужны следующие специалисты:

  • Педиатр, который поможет правильно подобрать лечение медикаментами.
  • Логопед-дефектолог поможет с развитием речевой и познавательной сферы. Подберет индивидуальную программу для коррекции задержки и поможет с нарушениями.
  • Нейропсихолог проведет диагностику памяти, мышления, внимания. Позволит правильно определить готовность дошкольника к посещению школы. Если у ребенка имеется неуспеваемость в школе поможет понять ее причины и разработает индивидуальную программу для того чтоб ваш ребенок все понимал и успевал. Научит родителей правильному поведению с ребенком, у которого выявили ММД.
  • Учитель-логопед позволит корректировать расстройства развития речи. Научит навыкам счета, письма и чтения.
  • Невролог поможет правильно составить курс лечения, в зависимости от степени тяжести минимальной мозговой дисфункции.

Во время лечения ММД у вашего малыша следует выполнять некоторые рекомендации:

  • Подъем и отбой должны быть строго определенное время (четкий режим дня).
  • Обязательное наличие дневного сна.
  • Желательно о предстоящих переменах предупреждать заранее (поход в гости, поездка на дачу и пр.).
  • Прием частых гостей в доме, но с условием, что распорядок дня ребенка с диагнозом ММД не будет нарушен.
  • Желательно общение со спокойными детьми и немного старше.
  • В воспитании ребенка с диагнозом ММД должны принимать активное участие оба родителя в равной степени. Не допускать ссор и выяснения отношений между собой.
  • Ограничить пребывание у телевизора и компьютера, обеспечить занятиями физкультурой и плаванием.
  • Развивать мелкую моторику.

В качестве лекарственных препаратов при диагнозе Минимальная мозговая дисфункция применяют следующие препараты:

  • Растительные средства, обладающие успокоительным эффектом (зверобой, пустырник, валериана и пр.).
  • Лекарственные препараты, которые способствуют обмену веществ в клетках головного мозга.
  • Препараты, которые улучшают кровообращение.
  • Витамины группы В и поливитамины.

Все лекарства давать только по назначению врача. Следует строго соблюдать дозировку приема лекарственных препаратов.

Заботливые родители всегда вовремя обратятся за помощью к специалисту и окажут малышу своевременную поддержку.

mama.guru

Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы и лечение

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — комплекс относительно легких нарушений и заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются в форме девиантного поведения, речевых расстройств, проблем с обучением. К ММД также относятся: синдром дефицита внимания, гиперактивность, замедленное психомоторное развитие, детские психозы и т.д.

Признаки нарушений в работе ЦНС, которые и приводят в дальнейшем к возникновению различных мозговых дисфункций у детей, наблюдаются примерно у 20% новорожденных. С возрастом почти у половины наблюдаемых нарушение корректируется либо самостоятельно, либо под воздействием внешних факторов (воспитания, обучения и т.д.). Среди школьников симптомы ММД регистрируются у 5–15% — в зависимости от социального положения и региона проживания. Чаще всего заболевание проявляется у детей, которым родители не уделяют должного внимания, в неблагополучных семьях и, наоборот, в семьях с большим достатком, где ребенку предоставляется огромная свобода действий и он воспитывается в обстановке вседозволенности.

Хотя термин «легкие нарушения» может показаться родителям не представляющим опасности, это не так. Последствиями вовремя не исправленной мозговой дисфункции могут стать серьезные проблемы в психологическом, умственном и физическом развитии ребенка. Например, нарушения личностного развития: частые депрессивные и угнетенные состояния; отставание в учебе, связанные со сложностями в усвоении точных и творческих предметов; вегетососудистые заболевания. Нередко во взрослом возрасте дети с ММД проявляют признаки социальной неадекватности, выражающиеся в склонности к алкоголизму и наркомании, отсутствии профессиональных навыков, невозможности адаптации в обществе.

Мозговая дисфункция у детей или подозрения на нее должны стать для родителей первым сигналом к тому, чтобы обратиться за помощью к специалисту-остеопату.

Причины появления и развития мозговой дисфункции

Основной и самой частой причиной появления ММД у детей становится родовая травма, полученная как в период течения беременности, так и во время родов. Позвоночник ребенка и особенно его шейный отдел испытывают огромные нагрузки во время движения по родовым путям. Протискиваясь между костями таза, дети совершают поворот почти на 360 градусов, что нередко отражается на положении шейных позвонков, вызывает их смещение, а впоследствии — нарушение кровоснабжения.

Не менее распространено и опасно сдавливание, деформация и повреждение костей черепа, которые могут быть вызваны неправильными и неаккуратными действиями акушерки. Все это напрямую отражается на кровообращении и снабжении мозга кислородом.

Еще одна важная и распространенная причина — несоблюдение режима матерью в период вынашивания ребенка. Несбалансированное питание, недостаточный сон, стрессы, лечение с использованием сильнодействующих фармакологических препаратов, токсикозы — все это становится причиной нарушения обмена веществ в организме и может вызвать продолжительную гипоксию плода. Поэтому важно, чтобы в период беременности женщина все время была под наблюдением не только терапевта и гинеколога, но и опытного врача-остеопата, который сможет оперативно скорректировать любые нарушения в организме, вызванные неблагоприятным воздействием внешних факторов.

Симптомы и диагностика ММД

Симптоматика ММД детей очень обширна и разнообразна. Отслеживать возможные отклонения в развитии ребенка следует с самых первых дней его жизни. Вместе с тем, проявление одного или нескольких симптомов еще не означает, что ваш малыш нуждается в лечении, но показать его специалисту и подробно рассказать о наблюдаемых вами отклонениях надо обязательно. Возможно это поможет обнаружить и скорректировать течение заболевания, избавить вашего ребенка от проблем и сделать его счастливым.

Симптомы минимальных мозговых нарушений могут проявляться в различном возрасте. Обычно с годами они становятся более выраженными и сложнее поддаются коррекции. Поэтому лучше, если вы или специалист-остеопат обнаружите их на самых ранних стадиях. К наиболее выраженным и распространенным симптомам расстройства ЦНС относятся:

  • повышенная обеспокоенность в младенческом возрасте. Малыш часто кричит и плачет без причины, ворочается во сне, плохо засыпает и часто просыпается, демонстрирует неадекватную реакцию на окружающий мир, людей;
  • замедленное развитие. Ребенок позже сверстников переворачивается, садится, встает на ножки, начинает ходить, разговаривать. Иногда отставание у детей может проявляться в том, что они долгое время продолжают ходить на цыпочках, плохо координируют свои движения при ходьбе и беге;
  • нестандартная форма головы. Она может быть непропорционально большой или маленькой, иметь неровную форму. У ребенка может быть несимметричное лицо или излишне оттопыренные уши;
  • проблемы со зрением. Обычно начинают проявляться еще в раннем возрасте в форме косоглазия, близорукости или астигматизма и прогрессируют с возрастом, особенно после начала обучения в школе;
  • гипер- или гиподинамия. Нарушения проявляются в постоянной суете и нервозности или, наоборот, слишком спокойной реакции на внешние раздражители;
  • беспокойный сон. Может наблюдаться у детей в любом возрасте. Малыш может просыпаться во сне, беспокоиться из-за кошмаров, часто вставать ночью в туалет. Нередко ребенку сложно уснуть из-за перевозбуждения, перед контрольными и/или экзаменами, в ожидании дня рождения или Нового года, каких-то иных событий. Типичные проявления характера «совы» в детском возрасте — позднее засыпание и невозможность рано проснуться — также относятся к симптомам ММД;
  • частые заболевания. Это могут быть банальные ОРЗ и ОРВИ или «безобидные», на взгляд родителей, «шмыгания» носом, аллергические реакции на цветение и пищевая аллергия, повышенная усталость и частые головные боли, а также беспричинная психологическая опустошенность, депрессивные состояния;
  • проблемы с пищеварением. Могут проявляться в тошноте после еды, невозможности контролировать насыщение, приводящее к постоянному перееданию, поносах и запорах, повышенном метеоризме;
  • проблемы с осанкой и походкой. Обычно выражаются в появлении плоскостопия, косолапости, начальных признаков сколиоза;
  • метеозависимость. Ребенок неважно чувствует себя при резкой перемене погоды, испытывает боли в суставах перед дождем, головные боли из-за солнечной активности и т.д.;
  • проблемы с речью. У детей с ММД наблюдается не только более позднее развитие речи, но и заикание, неспособность произнести сложные слова, путаница с ударениями, окончаниями, проблемы с запоминанием стихов, пересказом прочитанных книжек;
  • проблемы с координацией движений. Выражаются в неспособности быстро освоить спортивные игры, научиться ездить на велосипеде, контролировать мяч, прыгать через скакалку и т.д.;
  • нарушение мелкой моторики. Детям с минимальной мозговой дисфункцией сложно выполнять мелкие движения — застегивать пуговицы, завязывать шнурки, вдевать нитку в иголку, подстригать себе ногти.

Перечень симптомов достаточно широк и наличие большого количества из них говорит о возможных проблемах в развитии ребенка. Если вы наблюдаете не просто единичные признаки, которые могут быть результатом индивидуальных особенностей личности, а целый ряд симптомов, следует обратиться за помощью к специалисту. Для точной и надежной диагностики заболевания необходимо пройти ряд обследований у окулиста, невропатолога, психолога, остеопата. Только комплексное обследование ребенка позволит уверенно говорить о наличии у него мозговой дисфункции. Это даст возможность предпринять дальнейшие меры для лечения заболевания и коррекции уже сложившихся в поведении отклонений.

Лечение минимальной мозговой дисфункции методами остеопатии

Ошибочно считать, что остеопатия является панацеей от всех болезней и врач легко избавит вашего ребенка от всех симптомов ММД, сделает его отличником в школе и успешным человеком в жизни. Эффективное лечение должно быть комплексным. Остеопат при этом лишь вносит коррективы, направленно и точечно воздействуя на ЦНС ребенка, его внутренние органы, систему кровообращения. Именно активизация последней чаще всего и является тем толчком, который остеопат дает детскому организму, позволяя ему развиваться в нужном направлении.

Для назначения грамотного лечения у специалиста должна быть полная картина заболевания, что невозможно без анализов и составления анамнеза. Немалую роль в развитии ребенка играет наследственность, поэтому пусть вас не удивляют вопросы специалиста о здоровье мамы и папы, бабушек и дедушек.

Исходя из характера заболевания и проявления симптомов, назначается лечение, первой ступенью которого обычно становится коррекция микротравм и нарушений, ставших первоочередными причинами отклонений. Параллельно идет воздействие на мозговые оболочки и кости черепа. Ведь именно от их равновесного положения и возможности свободных микроколебаний зависит кровоснабжение мозга. Недополучение отдельными участками коры головного мозга кислорода, витаминов и микроэлементов приводит к тому, что участки центральной и периферийной нервных систем работают неправильно, что и оборачивается косоглазием, нарушением моторики, отклонениям в речевом аппарате.

Следует помнить, что изменение происходят далеко не сразу и даже не после нескольких сеансов. Остеопат работает с очень тонкими материями и не столько излечивает, сколько направляет организм ребенка к самостоятельно адаптации к изменившимся внешним условиям и исправлению врожденных и приобретенных отклонений.

Остеопатическое воздействие должно сочетаться с комплексом других лечебных и профилактических мероприятий, включающих лечебную физкультуру, постоянные занятия и упражнения с ребенком, работой по его воспитанию и т.д. То есть если ребенок в силу нарушения речевых участков головного мозга (гипоксии) неправильно произносит слова, восстановление кровоснабжения еще не «научит» его говорить правильно. Мозг должен восстановить нейронные связи, а речевой аппарат приспособиться к новым внутренним условиям организма — с ребенком необходимо заниматься, прививая ему правильное произношение. Со временем это войдет у него в привычку, и он научится грамотно говорить и мыслить уже без посторонней помощи. То же касается и иных отклонений — в физическом развитии, психологическом состоянии и т.д.

Советы специалиста-остеопата

Минимальная мозговая дисфункция детей требует особого внимания от родителей и учителей. Параллельно с лечением у остеопата, занятий у психолога, лингвиста и других специалистов необходимо постоянно работать с ребенком, учить его и воспитывать. Все нижеперечисленные рекомендации специалиста-остеопата равным образом применимы и к здоровым детям. Но именно для тех, кто страдает ММД, эти советы являются важными на пути к полному выздоровлению:

  • соблюдение режима дня. Это позволит не только дисциплинировать ребенка, но и путем прививания регулярных привычных действий синхронизирует работу его нервной системы и организма;
  • здоровый сон. Для детей дошкольного возраста необходимо спать не менее 10 часов в сутки. Желательно разбивать период сна на два промежутка, например, 8 часов ночного и 2 часа послеобеденного сна. Если у ребенка наблюдается бессонница, постарайтесь больше увлекать его физическими занятиями, спортивными играми, прогулками на свежем воздухе;
  • дозирование учебного материала. Пусть вас не смущает неспособность ребенка освоить весь учебный материал сразу. Постарайтесь преподносить его маленькими порциями с небольшими перерывами. Требуйте от ребенка частого повторения уже пройденной информации. Многим детям проще усвоить новые знания через игры, фильмы, книги;
  • движение. Не заставляйте ребенка часами просиживать неподвижно на одном месте, усваивая учебный материал. Минимальная дисфункция мозга у детей может выражаться в недоразвитии мышц диафрагмы, из-за чего их организм испытывает кислородное голодание при отсутствии движения. То есть ребенку буквально «трудно дышать», когда он долгое время находится в неподвижности;
  • творческое развитие. Занятия на фантазию, творческие задания стимулируют образное мышление у детей, что приводит к активации и соседних участков мозга. Практика показывает, что зачастую с развитием творческих способностей школьники начинают лучше усваивать и точные науки;
  • доброжелательная домашняя атмосфера. Ребенок не должен переживать стрессовых ситуаций, психологического давления, оскорблений со стороны сверстников из-за того, что у него проявляется минимальная мозговая дисфункция, лечение будет эффективным только в том случае, если организм ребенка сам начнет работать над исправлением отклонений. А для этого необходима благоприятная психологическая атмосфера как дома, так и в школе.

процедуры связанные с заболеванием

www.osteopolyclinic.ru

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д. Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.

Общие сведения

Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году. ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают. Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей

На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные. К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.

Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч. при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции у детей

Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.

Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.

В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы. Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах. Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива. В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.

Диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей

Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности. Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют. Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.

Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.

Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей

Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе. Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.

Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться снотворные (бензодиазепины – нитразепам, производные хлорала), седативные (бензодиазепины – диазепам), стимулирующие (метилфенидат), транквилизаторы (тиоридазин), антидепрессанты (трициклические антидепрессанты – амитриптилин). Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.

Прогноз и профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей

Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.

Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

www.krasotaimedicina.ru

Диагноз ММД у ребенка — что такое минимальная мозговая дисфункция, расшифровка, симптомы синдрома

Диагноз ММД у ребенка ставит в тупик родителей. Звучит расшифровка довольно устрашающе – «минимальная мозговая дисфункция», самое радостное слово тут – «минимальная». Что делать, если у ребенка нашли малую дисфункцию мозга, чем это опасно и как вылечить чадо, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

В неврологии существует несколько дублирующих названий того, что прячется за аббревиатурой ММД – легкая детская энцефалопатия, синдром гиперактивности и недостатка внимания, малая мозговая дисфункция и т. д. Каким бы ни было название, суть за ним кроется примерно одна и та же – поведение и психоэмоциональные реакции малыша нарушены из-за некоторых «сбоев» в деятельности центральной нервной системы.

Минимальная мозговая дисфункция впервые попала во врачебные справочники в 1966 году, ранее ей не придавали значения. Сегодня ММД – одна из самых распространенных аномалий раннего возраста, ее признаки могут появиться уже в 2-3 года, но чаще к 4 годам. По статистике, минимальной мозговой дисфункцией страдает до 10% учеников начальных классов. В дошкольном возрасте ее можно обнаружить примерно у 25% детей, а особо «талантливый и въедливый» невролог может найти недуг и у 100% активных, подвижных и непослушных ребят.

Что происходит с ребенком при минимальной дисфункции ЦНС, понять не так просто. Если упростить, то определенные центральные нейроны погибают или испытывают проблемы с клеточным метаболизмом по причине негативных факторов внутреннего или внешнего характера.

В результате этого мозг ребенка работает с некоторыми аномалиями, не критичными для его жизни и здоровья, но отражающимися на поведении, реакциях, социальной адаптации, способности к обучению. Чаще всего ММД у детей проявляется в виде нарушения психоэмоциональной сферы, памяти, внимания, а также в повышенной двигательной активности.

У мальчиков ММД встречается в четыре раза чаще, чем у детей женского пола.

Причины

Основными причинами минимальной мозговой дисфункции считаются поражение участков коры мозга и аномалии развития центральной нервной системы малыша. Если же первые признаки ММД развились после того, как ребенку исполнилось 3-4 года и старше, причиной может служить недостаточное участие взрослых в воспитании и развитии чада.

Наиболее распространены внутриутробные причины. Это означает, что мозг малыша подвергался негативному воздействию еще в период нахождения крохи в материнской утробе. Чаще всего к минимальной дисфункции ЦНС у ребенка приводят инфекционные заболевания у матери в период беременности, прием ею медикаментов, не разрешенных для будущих мам. Возраст беременной старше 36 лет, а также наличие у нее хронических заболеваний повышают риск негативного воздействия на нервную систему малыша.

Неправильное питание, избыточная прибавка в весе, отеки (гестоз), а также угроза выкидыша тоже могут влиять на нейроны карапуза, тем более что нейронные связи во время беременности еще только формируются. С этой же точки зрения опасно и курение, и прием алкоголя в период вынашивания плода.

Нарушения в нервной системе могут возникнуть и в период родов из-за острой гипоксии, которую может испытать малыш в стремительных или затяжных родах, в течение длительного безводного периода, если плодный пузырь вскрылся (или был механически вскрыт), а после этого развилась слабость родовых сил. Считается, что и кесарево сечение является для ребенка стрессовым, поскольку он не проходит через родовые пути, а потому такой вид операций тоже относят к триггерам ММД. Довольно часто минимальная мозговая дисфункция развивается у детей с крупным весом при родах – от 4 килограммов и более.

После рождения ребенок может подвергаться действию токсинов, а также получить черепную травму, например, при ударе головой во время падения. Это тоже может вызвать нарушения в работе ЦНС. Довольно часто причиной болезни является перенесенный в раннем возрасте грипп и ОРВИ, если возникли нейроосложнения – менингит, менингоэнцефалит.

Симптомы и признаки

Проявиться признаки мозговой дисфункции могут в любом возрасте. При этом симптомы будут довольно характерны именно для определенной возрастной группы.

У детей до года обычно имеют место так называемые малые неврологические признаки – нарушения сна, частые сильные вздрагивания, разлитый гипертонус, клонические сокращения, дрожание подбородка, рук, ног, косоглазие, а также обильные срыгивания. Если малыш плачет, симптомы усиливаются и становятся более заметными. В спокойном состоянии их проявление может быть сглаженным.

Уже в полгода становится заметна задержка психического развития – ребенок мало реагирует на знакомые лица, не улыбается, не гулит, не проявляет большого интереса к ярким игрушкам. С 8-9 месяцев становится заметной задержка предметно-манипулятивной активности – у ребенка плохо получается брать предметы. У него не хватает терпения дотягиваться или доползать до них. Они быстро ему надоедают.

У детей до года ММД сопровождается повышенной возбудимостью и чувствительностью органов пищеварения. Отсюда сначала проблемы со срыгиваниями, а позднее – с чередованием диареи и запоров, которые могут сменять друг друга.

С года дети с минимальной мозговой дисфункцией проявляют повышенную моторную активность, они очень возбудимы, у них продолжают присутствовать проблемы с аппетитом – либо чадо постоянно ест, либо его совершенно невозможно накормить. Часто дети медленнее, чем сверстники, набирают вес. Большинству вплоть до трех лет свойственен беспокойный и тревожный сон, энурез, заторможенное и медленное развитие речи.

С трех лет малыши с ММД становятся более неуклюжими, но при этом они очень вспыльчивы и порой негативно настроены к критике и требованиям взрослых. Ребенок в этом возрасте обычно может довольно долгое время заниматься чем-то одним, дети с минимальными мозговыми нарушениями на это неспособны. Они постоянно меняют род деятельности, бросают недоделанное. Довольно часто эти ребята болезненно воспринимают громкие звуки, духоту и жару. Очень часто, по наблюдениям неврологов, именно малышей и подростков с ММД укачивает до рвоты при поездках в транспорте.

Но ярче всего ММД начинает проявляться тогда, когда ребенок попадает в компанию ровесников, а это обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Проявляется повышенная чувствительность, истеричность, малыш производит огромное количество движений, его сложно успокоить и увлечь чем-то, например, занятием. В школе детям с таким диагнозом приходится тяжелее всего – им сложно научиться писать, читать, им очень трудно сидеть на уроке и соблюдать заведенную дисциплину в классе.

Дальше – больше. Понижается самооценка, нарушаются коммуникативные способности. Нередко такие дети отдаляются от коллектива либо становятся неформальными лидерами не самых лучших компаний.

Диагностика

В возрасте до полутора лет проводят УЗИ головного мозга, остальным детям может быть назначено КТ, МРТ, ЭЭГ. Эти методы позволяют оценить структуру коры и подкоркового слоя головного мозга. Причину проявлений малой мозговой дисфункции установить удается не всегда. Невролог в отношении детей до трех лет выносит свое решение, основанное на результатах обследования рефлексов.

В старшем дошкольном и школьном возрасте проводится психодиагностика, используемые тесты – «тест Векслера», «тест Гордона», «Лурия-90».

Лечение

Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней. Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения.

Родителям следует избавиться от слов «нельзя», «не смей», «кому говорят», «нет» и установить более доверительные и добрые отношения с чадом.

Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.

В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.

Среди видов спорта, которые рекомендованы таким гиперактивным детям, можно порекомендовать те, которые требуют сосредоточения на секундном событии, а также улучшающие координацию движений. К таким видам можно отнести лыжный спорт, биатлон, плавание, велосипедный спорт, теннис.

Прогнозы

Несмотря на ужасающее название, минимальная мозговая дисфункция далеко не так страшна. Так, около 50% детей с ММД успешно «перерастают» нарушение, к подростковому возрасту у них не обнаруживается отклонений. Лечить ММД тем не менее нужно. Если не брать в расчет медикаменты, то массаж, спорт, адекватное воспитание и развивающие занятия с ребенком дают очень хороший результат. Лишь у 2% детей патология сохраняется до взрослого возраста и не поддается коррекции. В будущем она создает немало проблем для человека в вопросах контактов, работы, межличностных отношений. Человеку с ММД трудно создать благополучную семью, сохранить в ней нормальные отношения.

Отзывы мам в интернете показывают, что при своевременно начатом лечении симптомы исчезают в течение года. Однако родители подчеркивают, что очень часто врачи не умеют отличить ребенка с ММД от просто активного и подвижного малыша, а потому лечение назначают для «подстраховки».

Подробнее о минимальной мозговой дисфункции у детей смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

Что такое ммд в неврологии — Детишки и их проблемы

Загадочная аббревиатура ММД в детской неврологии появилась относительно недавно. Так обозначают легкие изменения центральной нервной системы. На их фоне у малышей могут наблюдаться нарушения поведения, трудности в обучении, речевые расстройства.

И хотя речь идет о легких нарушениях, неприятностей они могут доставить много — и ребенку, и его родителям. Неусидчивых и невнимательных, шумных или наоборот слишком «тихих» — таких детей уже с детсадовской поры воспитатели записывают в неудачники. Им пророчат карьеру двоечника в школе, а подчас и вовсе «списывают со счетов», полагая, что больших успехов эти «лодыри» все равно не добьются. А между тем, детишки с ММД нисколько не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстникам. Более того — зачастую они талантливее и восприимчивее к знания, чем остальные дети. Просто обучаться нашим героям труднее, а значит и подход к ним должен быть особенным. Им нужна помощь, а вовсе не обвинения в лени и невнимательности.

Содержание статьи:

Самая частая причина ММД — родовая травма

Самая частая причина ММД — это родовая травма, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др. Причем, по оценке специалистов, число таких детей сегодня составляет 70-80%. 

Стремительное прохождение по родовым путям, окситоциновая стимуляция, кесарево сечение, возможные ошибки акушерки — все это может спустя годы аукнуться ослаблением той или иной функции детского организма. Почем же не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давно заложенное нарушение. Вот и получается, что диагноз ММД чаще всего появляется в карточке ребенка лишь во время диспансеризации перед школой, а то и в первом классе. Малыш начинает учиться, его нервная система получает серьезную нагрузку, и симптомы ММД заявляют о себе во всеуслышание. Бывает, что ребенок бойко читает, а в тетради выводит каракули. Или, наоборот — с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут «подкачать» устный счет, внимание или память. Некоторые дети путаются в пространственных ориентирах «право-лево», «верх -низ», зеркально воспроизводят числа и буквы… Бывают и другие отклонения, но всплывают они уже в школе или на подготовительных занятиях. Однако внимательные родители смогут заподозрить неладное задолго до ученической поры.

Как можно заподозрить у ребенка ММД?

Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости малыша. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный. Как можно заподозрить у ребенка ММД ?

  • В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.
  • Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.
  • У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, не несимметричное лицо, слишком оттопыренны уши (избыточная лопоухость)
  • Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
  • Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.
  • На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
  • Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать. Скорее всего, вы считаете его «совенком».
  • Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.
  • Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.
  • Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.
  • Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.
  • Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи)
  • Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.
  • Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
  • Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.
  • Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визиты к специалистам. Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.

ММД: памятка для родителей

Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям:

  • Самое главное – соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
  • Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её на-гора.
  • Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Например, чем говорить: «Отступи четыре клеточки», лучше просто покажите пальцем.
  • Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.
  • Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем.
  • Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.
  • Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
  • Из спортивных занятий вашему малышу полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!).
  • Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение вашему малышу ни к чему.
  • Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походу к врачу, примерном поведении в театре и т.д.).
  • Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)
  • Скорректировать состояние малыша помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39 °. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.
  • Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!

Лечение минимальной мозговой дисфункции в клинике «Остмед»

В лечении ММД хорошо зарекомендовал себя такой относительно новый метод, как остеопатия. Врач-остеопат, в отличие от узких специалистов работает сразу со всеми системами, рассматривая организм как единое целое.

Мы уже говорили, в основе ММД чаще всего лежит травматическое воздействие, отчего у малыша нарушается мозговое кровообращения и венозный отток. Задача остеопата понять — что мешает этим жидкостям свободно циркулировать. При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата работают как датчики и улавливают любую дисфункцию. Если выясняется, что все дело в травме шейного отдела позвоночника и в смещении отдельных позвонков или в блоке швов основания и свода черепа, остеопатическое лечение может быть очень эффективным.

Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. В арсенале остеопата более 3000 «мягких» техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко «поправить» косточки и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора. А организм дальше начнёт работать сам. Можно сказать, остеопат как бы направляет развитие ребенка в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления.

Более того, опытный остеопат сможет уловить и едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они не распознаются. Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию.

Остеопатическое лечение безболезненно, прикосновения доктора — легкие, мягкие, нежные. При лечении детишек процедуры длятся 20-25 минут и назначаются один раз в неделю. Обычно за 4-5 процедур удается значительно оптимизировать кровоснабжение, хотя, конечно, необходимое количество процедур всегда определяется индивидуально для каждого ребенка.

Ответы на вопросы

Татьяна: Внуку (5 лет) поставлен диагноз ММД. Посещает логопедический детский сад. Проблемы с усидчивостью (гиперактивность), нежелание заниматься, но память хорошая. Стихи запоминает быстро. Не любит читать книги. Тяжело концентрируется на занятиях. Частая смена настроения. Беспричинная капризность. Чем помочь? Как его правильно подготовить к школе, т.к. далее проблем будет больше?.

Ответ врача:
Здравствуйте, Татьяна! Необходима консультация специалиста-остеопата. Правильная остеопатическая работа с ребенком способна решить многие проблемы с концентарцией, усидчивостью, вниманием и другими проявлениями страдания нервной системы.
С уважением, Шумейко Анна Сергеевна
Врач-остеопат, невролог, врач спортивной медицины.

Читать далее Моему сыну, 1,1 год, поставили диагноз ММД с состоянием психоволевой дисфункции. Что это значит? Алена

Ответ врача:
Здравствуйте, Алена! Поражение психоволевой сферы означеает, что ваш малыш возможно будет плаксив, у него будут быстрые смены настроения, причем из крайности в крайность. Также возможно будет снижен волевой компанент, т.е. вряд-ли из него выйдет хороший спортсмен, или ему будет сложно отказаться от определенных привычек, сказать себе нет, или наоборот ДА. Сейчас сложно сказать, что будет, надо думать, что делать, как воспитывать, какую обстановку создать вокруг малыша, как кормить, как построить режим дня, чтобы свести к минимуму проявления данного диагноза.
С уважением, Шумейко Анна Сергеевна
Врач-остеопат, невролог, врач спортивной медицины.

Задать вопрос

Просмотров статьи: 10035

Facebook

Twitter

Вконтакте

Запишитесь на прием


Получив заявку, администратор клиники свяжется с вами для согласования даты/времени приема.

Обратите внимание: обязательные поля помечены звездочкой (*).

Source: www.ost-med.ru

detki.shukshin-net.ru

ММД диагноз невролога – что это

Синдром минимальной мозговой дисфункции возникает в раннем детстве. Начинается  у детей младшего возраста. Характерными являются незначительные нарушения в поведении и обучении ребенка. Главной причиной данного синдрома являются родовые травмы.

Если в школьном возрасте не начать лекарственную терапию, то у взрослого человека вылечить ее очень сложно. Кроме этого могут возникнуть серьезные осложнения. Среди таких проблем отмечается адаптация в социальном обществе. Не редко возникают расстройства психики.

Минимальный синдром сопровождается эмоциональным расстройством, нарушением поведения. Это может начинаться с самого маленького возраста. Также нарушается внимание, жизненная активность.

Причины ММД у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей возникает из-за влияния таких факторов. Усложнения в период беременности. Особенно на протяжении первого триместра. Сильный токсикоз. Вредное влияние на организм женщины в период беременности и лактации. Это касается химических элементов, радиоактивных веществ, микробов, бактерий, вирусов, инфекций.

Перенесенные в период беременности такие заболевания, как ветрянка, корь, грипп. Угроза выкидыша. Преждевременные рода, или наоборот переношенные. Слабость женщины в процессе родов, их длительность. Дисфункция мозга имеет связь с гипоксией плода. Сопровождается недостатком кислорода, в связи с сдавливанием вокруг шеи малыша пуповины.

Нарушения питания. Инфекционные болезни, которые перенес новорожденный ребенок. Экологическое состояние окружающей среды. Повреждение шеи малыша в момент родов.

Это главные факторы, которые влияют на возникновение дисфункции мозга у малыша. В период беременности женщина должна ответственно относиться к собственному здоровью. Это является залогом здоровья малыша. В большинстве случаев дисфункция мозга возникает на фоне вредных привычек, от которых женщина не может избавиться на момент беременности.

Клиническая картина

Минимальная мозговая дисфункция является одной из легких форм церебральной патологии. Возникает по разным причинам у каждого ребенка. Имеет однотипную неврологическую симптоматику. Проявляется в качестве функциональных нарушений. Их усиление зависит от роста и созревания головного мозга. При развитии синдрома ММД наблюдаются такие отклонения.

Быстрая умственная усталость, снижение работоспособности. Стоит отметить, что при таком нарушении может не наблюдаться физическая усталость. Внезапное снижение способности самостоятельно управлять и регулировать различные процессы. Заметны нарушения, в жизненной деятельности ребенка. Снижается умственная активность, нарушается эмоциональное состояние. Часто без причины может сменить настроение ребенка.

Усложнения в концентрации внимания. Наблюдается отвлечение, распределение, неустойчивость. Создается впечатление, что ребенок не может осознать, что от него требуют. Возникновение проблем с памятью. Малыш не может запомнить достаточно объемное количество информации. Быстро забывает новые слова и путает их.

Появляются трудности с переходом кратковременной и длительной памяти. Наблюдается неполное формирование зрительной и мозговой координации. Это заметно, когда дети совершают ошибки при распознавании зрительной информации. Например, когда ребенку поручают переписать текст. При этом он допускает ошибку, а в сравнении не видит разницы. Изменения циклов в деятельности головного мозга.

Родителям полезно знать, что данный синдром ММД у детей не является препятствием для обучения в школе и даже в гимназии. В будущем ребенок может без проблем вступить в ВУЗ. Если заболевание не имеет осложнений, во многих случаях головной мозг способен самостоятельно выйти из данного положения. Это бывает, только при условии здорового образа жизни, нет чрезмерной нагрузки на мозговую деятельность.

У многих детей возникновение минимальных мозговых дисфункций наблюдается в раннем возрасте. Если соблюдать полезные правила, то уже в 5-7 классе можно полностью нормализировать работу мозга. Стоит учитывать, что нельзя резко увеличивать учебные нагрузки. Это должно происходить постепенно.

Если не соблюдать такие правила, то симптом ММД может проявиться в старших классах. При этом будет возникать повышение умственной усталости, расстройства памяти, внимания, самоконтроля.

Список симптомов, которые подтверждают наличие минимальных мозговых дисфункций у ребенка:

  • Гиперактивность. Постоянное движение рук, ног. Ребенок не может сидеть на одном месте. Даже если попросить его посидеть некоторое время, он не может этого сделать.
  • Расстройство памяти. Частые потери личных вещей в любом месте.
  • Когда родители обращаются к своему чаду, то у них создается впечатление, что он их не слышит.
  • При этом наблюдается резкая реакция на внешние раздражители.
  • Появляется привычка перебывать кого-то во время разговора. Это могут быть взрослые люди и дети.
  • С трудом происходит ожидание перемен во время занятий в школе.
  • Длительные разговоры. Ребенок не понимает, что надо замолчать. Полностью игнорирует обращения взрослых.
  • Быстро отвечает на вопрос, который даже не дослушивает до конца.
  • Увлекается играми, которые опасны для здоровья. Может самостоятельно их придумывать.
  • Возникают трудности в решении определенного задания. При этом оно не связано с решением сути проблемы.
  • Не может играться в тишине и один.
  • Отсутствует концентрация внимания в играх, если надо выполнять одно задание длительное время.
  • Начинает заниматься новым делам, не завершив предыдущее.
  • Часто такие дети не имеют друзей, кроме родителей и родных.

Любой из этих признаков может указывать на то, что у ребенка может происходить развитие минимальных мозговых дисфункций. Если родители замечают за ребенком такое поведение надо обратиться к неврологу и провести полное обследование организма. Своевременное лечение обеспечивает надежный прогноз на выздоровление. Малый ребенок легче поддается лечению и имеет больше шансов избавиться от такой патологии.

Лекарственная терапия

Минимальная мозговая дисфункция требует лечения медикаментами. Это является обязательным, но не главным. Для ММД лечения важно эмоциональная атмосфера. В этом случае все зависит от родителей. Они сами должны понимать проблему ребенка и максимально помочь ему от нее избавиться. Для этого понадобится время, а главное терпение. От благоприятной обстановки в семье зависит успешность лекарственной терапии. Врачи назначают такие рекомендации.

У ребенка должен быть сформирован режим. Важно, чтобы он ложился спать и просыпался примерно в одно время. На протяжении всего дня должны быть поставленные четкие задачи, сформированный рацион питания. Привычные занятия и действия будут стимулировать нервную систему.

В обязательном порядке надо улаживать ребенка днем спать. Дневной сон очень хорошо влияет на нервную систему. Дети становятся более спокойными, имеют хорошее настроение и аппетит. При ослабленной нервной системе это является крайне необходимым.

Перед возможными изменениями надо провести подготовку. Нельзя резко менять режим с ММД диагнозом. При этом следует учитывать, что речь идет не просто о поездках. Ребенка надо подготавливать к неплановым приходам гостей. Нельзя также резко начинать уборку в детской комнате, перестанавливать игрушки. Все это может резко повлиять нервную систему.

Важно, что бы в дом часто приходили гости, которые будут уделять внимание малышу. При этом они не должны влиять на изменение его привычного распорядка дня. Это очень важный фактор. Заранее следует предупреждать, что ребенок страдает от минимальных мозговых дисфункций.

Круг общения должен быть с детьми на несколько лет старше. Не рекомендуют общаться со сверстниками. Обычно они очень активны. Детям, которые страдают от ММД синдрома, следует общаться со спокойными друзьями. Многое зависит от атмосферы в семье. Взрослые не должны выяснять отношения между собой при детях. Это может серьезно травмировать психическое состояние.

Стоит отметить, что  у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, воспитанием должен активно заниматься папа.

Полезными будут физические упражнения, которые проводят 2 раза в день. Также лечебный эффект можно улучшить, если заниматься плаваньем. Существенно следует ограничить время провождения перед телевизором, компьютером, и другими гаджетами. Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики. Для этого существуют различные поделки.

Минимальная мозговая дисфункция не делает ребенка умственно отсталым. Он не должен себя чувствовать не таким, как другие. Это зависит от правильного воспитания и преподнесения необходимой информации. Если родители будут любить и заботится о нем, то лечение существенно ускорится. Также важно строго соблюдать все рекомендации врача.

Лекарственная терапия от минимальных мозговых дисфункций, состоит из таких препаратов:

  • Седативные лекарства. К эффективным относятся валериана. Также полезно делать отвар из таких трав: пустырник, зверобой. Беременным женщинам рекомендуют принимать Новопасит.
  • При минимальных мозговых дисфункциях в обязательном порядке назначают препараты, которые стимулируют деятельность мозга, и улучшают кровообращение.
  • Витаминные комплексы следует принимать систематически, до полного выздоровления.

При симптомах такого синдрома обязательно надо обращаться к врачу. В данном случае поможет невролог. Минимальная мозговая дисфункция требует определенного курса лечения, который подбирается индивидуально для каждого ребенка. Предвидеть развитие патологии достаточно сложно. Особенно если нет видимых причин.

Если заниматься лечением в раннем возрасте, то прогноз будет достаточно успешным, поэтому врачи рекомендуют как можно скорее обращаться за помощью.

kvd9spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *