Выдвинул идею свободного воспитания – 22. Теория свободного воспитания Руссо

22. Теория свободного воспитания Руссо

22. Теория свободного воспитания Руссо

  1. Педагогическая теория Жана Жака Руссо.

Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.

Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

Естественное и свободное воспитание. Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми — этo приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.

Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.

Возрастная периодизация. Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития ребенка. Неверно, что ребенок с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.

Руссо не отделял четко развития от воспитания, тем самым он как бы биологизировал самый процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей. Он справедливо также писал, что каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности и характер и который следует изменять или развивать и совершенствовать. Он решительно возражал против трафарета, единообразного подхода в воспитании. Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.

В раннем детстве (до двух лет) основой всего является физическое воспитание. Если это возможно, ребенка должна вскармливать сама мать. Обычно пеленают ребенка, укладывают его так, что голова его остается неподвижной, ноги выпрямленными, руки вытянутыми вдоль тела. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать», — восклицает Руссо. Так сразу же отнимают у ребенка свободу, а этого нельзя делать, не следует мешать природе.

Руссо подробно останавливается на физическом воспитании. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы.

С двух лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, не надо читать ребенку всякие наставления, заставлять его заучивать рассказы и сказки. В этом возрасте, по мнению Руссо, необходимо главным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. Руссо дает целый ряд указаний, как следует развивать эти чувства. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги; но если он научился читать, пусть первой и единственной его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей простой жизни в природе.

По мнению Руссо, ребенок в этом возрасте не имеет еще нравственных понятий, но воспитывающая роль примера, несомненно, в это время велика. Никакие нравственные, никакие абстрактные понятия недоступны ребенку до 12 лет, но то, что связано с познанием самих вещей, может все же помочь и формированию отдельных отвлеченных понятий. И Руссо считал, что ребенок в этом возрасте вполне может усвоить одну важную идею — идею собственности. Руссо, противореча своим основным положениям о невозможности формирования у ребенка в этом возрасте отвлеченных понятий, считает, что идея собственности может стать вполне доступной пониманию ребенка.

Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, — не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенок разбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок продолжает бить стекла, рекомендуется запирать его в темной комнате, это Руссо считал не наказанием, а «естественным последствием» проступка ребенка.

К двенадцати годамребенок физически крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, он узнал окружающий мир через свои внешние органы чувств. И он вполне подготовлен для того, чтобы вступить в третий период своего развития, когда осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте ребенок, по Руссо, еще не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому он должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребенка. Естественно, что интерес ребенка направляется на то, что он видит, и потому его интересуют география, астрономия, природоведение. Руссо развивал оригинальную методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Он ставит ребенка в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т. д.

Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

Физический труд — это неизбежная обязанность общественного человека. Свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий.

В первую очередь ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел. Он живет жизнью ремесленника, он проникается уважением к человеку труда, самому труду и трудовому общению. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство.

Ребенок теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период — период нравственного воспитания, а оно может быть дано только в обществе. Развращенный город не страшен теперь ребенку, который достаточно закален от городских соблазнов.

Руссо, представитель того класса, который вскоре вступит в революционную борьбу, искренне убежден в том, что лучшие люди «третьего сословия» — это носители общечеловеческих идеалов. Надо поэтому научить Эмиля любить всех людей. И Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Руссо, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.

В этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее: чтение книг неподобающего содержания, изнеженную и сидячую жизнь; юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительное время бывать на свежем воздухе. Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью». Такой подход, по его мнению, не удивит воспитанника, так как и раньше воспитатель не отвечал на вопросы, не соответствующие пониманию ребенка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, просто, без всякого замешательства, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.

Руссо считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала. Он был против сообщения детям религиозных истин. Настоящая религия, говорил он, — это религия сердца. Как деист, Руссо считал, что, размышляя о мудром устройстве вселенной, ребенок приходит к мысли о ее творце.

studfile.net

Вопрос 19. Идея свободного воспитания в истории педагогики. Становление и развитие теории свободного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, С.Т.Шацкий)


ТОП 10:

Основоположником теории естественного, свободного воспитания является швейцарский (французский) педагог Жан Жак Руссо (главные произведения: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «Общественный договор», «Эмиль, или О воспитании»).

Важнейшие положения этой теории:

— человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и

назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом воспитанием человек в его естественном состоянии;

— естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку;

— свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель;

— воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться; ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он,

движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы;

— чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к

развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми — этой задачей следует руководствоваться в учении;

— воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Идею естественного, свободного воспитания развил Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) — гениальный писатель мыслитель, педагог. В первый период педагогической деятельности (1859 — 1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал.

После завершения работы над романом «Война и мир» (1869) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием которого было создание «Азбуки» — комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, работа в Яснополянской школе.

После завершения романа «Анна Каренина» наступил третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. — 1910), связанный с разработкой религиозно-нравственного учения Толстого. Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом.

Наиболее яркими представителями концепции свободного воспитания в России помимо Л.Н.Толстого были Константин Николаевич Вентцель (1857 — 1947) и Станислав Теофилович Шацкий (1878 — 1934). Они видели богатство личности в ее неповторимости, самоценности, а понятие «личность» ими нередко употреблялось как синоним понятия «индивидуальность» и понималось не как сумма определенных свойств и черт ребенка, а как нечто целостное, как «реальный факт», по словам К.Н. Вентцеля. Отсюда вытекала направленность воспитания — на сохранение и развитие «я» ребенка К.Н. Вентцель и СТ. Шацкий сформулировали ряд принципов, иерархически зависимых друг от друга, одним из которых стал принцип самоценности детства. Этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека, его своеобразия, развития по своим особым законам, требующим специфического подхода к каждому из отдельных возрастных этапов. Разрабатывая принцип самоценности детства, авторы этой концепции сосредоточивали свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса, из уважительного отношения к внутреннему миру ребенка.

Весь учебно-воспитательный процесс должен был строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка, в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Это соответствует и принципу природосообразности, позволяя обеспечить развитие личности сообразно с ее внутренней сущностью. Важнейшим природосообразным путем воспитания признавалось включение ребенка в свободную творческую деятельность: Познавательную художественно-творческую, игровую, труд, общение. Сторонники свободного воспитания, рассматривая ребенка как биосо­циальное существо, сформулировали основные положения, учет которых в образовательно-воспитательном процессе должен был способствовать более эффективному развитию личности: требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе обучения и воспитания, однако сам учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к конкретным узким социальным рамкам жизни, школа может и должна участвовать в преобразовании среды (Шацкий), воспитание должно быть нацелено на формирование в личности качеств социального творца (Вентцель), в условиях негативного влияния среды на свободное творческое развитие личности ребенка возможно организовать воспитание и обучение в особо созданной среде для детской жизни.

Важнейшим условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, понимавшаяся как запрет на целенаправленные воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу.

Принцип свободы предполагал отличную от государственной школы организацию всего учебно-воспитательного процесса; отказ от всех внутришкольных факторов давления на ребенка: обучение без отметок, экзаменов; создание атмосферы доброжелательности; вера в силы ребенка и его возможности; опора на естественные мотивы в обучении; отсутствие у детей страха перед физическим наказанием, или моральным унижением; предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности, учителя, метода учения и т. д.

Сторонники свободного воспитания заявляли о необходимости освобождения школы из-под контроля государства, независимости от классовых, политических, церковных интересов. Наиболее радикальной в этом плане была позиция Вентцеля. Сторонников концепции свободного воспитания отличало понимание важности социальной среды, в том числе различных социальных институтов, в процессе становления и развития личности.

Принцип учета социальной среды позволял им решать проблемы социализации ребенка, предполагая необходимость помощи детям в их адаптации к условиям конкретной социальной среды, в ее освоении, в овладении ценностями, нормами, присущими данному обществу, и в то же время в сохранении своей автономности, своей внутренней свободы, своего «я». Наиболее ярка это требование было сформулировано Вентцелем. Особое внимание Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка.

Идея детского труда проходит через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого. Концептуально осмысливая место труда в детской жизни, он пришел к мысли, что на раннем этапе детства труд должен быть связан с искусством и игрой. Но чем старше становится ребенок, тем серьезнее он должен относиться к трудовой деятельности. Труд, игра, искусство — эти три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

 

Вопрос 20. Реформаторская педагогика конца 19 — начала 20в. Основные реформы образовательной политики 20в.

В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике произошли существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства, опыт пилотных учебных заведений. Заметно выросло число педагогических центров (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские учреждения). Умножались и усиливались контакты педагогов в национальном и международном масштабе. Среди международных педагогических организаций, учрежденных в это время, можно назвать Лигу нового воспитания и Международное бюро просвещения. В отдельных странах действовали национальные педагогические объединения: Прогрессивная ассоциация народного образования (США), Общество имени Бине (Франция) и пр.

Система образования подверглась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке. Потребность в обновлении школы и педагогики становилась все более актуальной. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования выросли в одну из важных национальных проблем ведущих стран мира.

Незыблемые до того теории, прежде всего гербартианство, спен-серианство, оказались под вопросом. Направленные главным образом на формирование культуры мышления, эти традиционные концепции предусматривали жесткое управление педагогическим процессом, отводя в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерному интеллектуализму полноценного образования, порождали авторитарное вмешательство в процесс учения, лишали учащихся самостоятельности, ограничивая их инициативу регламентированием.

Первая половина XX столетия прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции школы и педагогической мысли.

К реформаторам можно отнести:

1. «Школы труда». Концепция реального образования приобретает еще более широкие теоретические потенциалы, осуществляется в различных направлениях экспериментальной и практической деятельности. Движение сторонников «трудовой школы» стыкуется с педагогикой «гражданского воспитания». Виднейшим представителем, идеологом этого движения и его теоретиком был Георг Кершенштейнер (1854—1932 гг.). Он видел его главную цель в формировании у детей таких характерологических качеств, которые с точки зрения предпринимателя более всего должны быть свойственный наемному рабочему — старательность, честность, добросовестность и т.п. Такие качества, как предполагал Кершенштейнер, важны для любой профессиональной деятельности.

2.Значительный вклад в теорию и практику «школы труда» и в целом в концепцию реального образования внес виднейший американский философ и педагог Джон Дьюи (1859—1952 гг.). Методологической основой его педагогической теории является философия прагматизма(от грсч. «прагма» — дело, действие), в частности разработанная им разновидность этой философии — «инструментализм». Экспериментальную проверку своих идей и принципов Дьюи организовал в специальной школе-лаборатории, созданной им при Чикагском университете (1896—1904 гг.). Воспитание рассматривалось Дьюи как система формирования молодых людей, оптимально приспособленных к жизни в условиях «свободного предпринимательства». Идейный источник такого понимания воспитания — положение прагматической (инструментальной) философии о том, что всякая теория лишь средство приспособления, «инструмент для действия», и критерием ее является практическая полезность, а не объективная истинность.

3) «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания. Всю жизнь Монтессори неустанно пропагандировала свой метод, ее книги оказали большое влияние на работу детских садов в капиталистических странах. Монтессори одной из своих задач считала изучение психологических особенностей маленьких детей, она избрала с этой целью метод наблюдения за детьми «в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях». Заслугой Монтессори явилось то, что она впервые ввела в практику работы дошкольных учреждений систематические (ежемесячные) антропологические измерения, видоизменив и приспособив к условиям детского учреждения конструкцию антропометра, предложила соответствующую систему фиксации антропометрических показателей. Чтобы обеспечить детям условия свободной самостоятельной деятельности, Монтессори произвела существенную реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: тяжелые парты были заменены легкой, по росту детей мебелью (столами, стульчиками, шкафчиками для пособий), внесено гигиеническое и трудовое оборудование (низенькие умывальники, полочки для гигиенических принадлежностей, шкафчики для хранения предметов самообслуживания, специальные столы для мытья посуды). В странах социализма создана научная система дошкольного воспитания, которая впитала в себя все лучшие достижения мировой педагогики и продолжает внимательно прислушиваться к передовой теории и опыту дошкольных учреждений мира. Эта система включает и некоторые положительные элементы опыта Монтессори и ее последователей, отвергая ее классовую направленность и буржуазную идеологию.

Вопрос 21. Модернизация и интеграция образовательной системы России в общеевропейское образовательное пространство. Болонское соглашение: сущность, состояние, перспективы

Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели решаются следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. Свое название — «Болонский процесс» получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 30 министров образования европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования, подписав «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», что положило начало конкуренции с американской системой высшей школы.

Болонская декларация направлена на формирование единого европейского образовательного пространства и предусматривает переход на 2-уровневую подготовку в вузах (бакалавры, магистры), внедрение системы зачетных единиц, разработку сопоставимых критериев и методологий независимой оценки качества образования. Иначе говоря, ставится задача, чтобы система образования, а соответственно вузовские дипломы каждой из стран-участниц Болонского процесса были признаны в других странах. Она предполагает также увеличение мобильности студентов и преподавателей вузов и наличие возможности годичного обучения каждого студента по своей специализации за границей. Причем полученные им там оценки на экзаменах будут зачтены в нашей стране.

По условиям этого процесса страны-участницы до 2010 г. постепенно переходят на единую форму приложения к диплому и реформируют свои системы высшего образования согласно единым ступеням: им предстоит ввести в вузах две ступени образования (бакалавриат и магистратуру), контролировать качество знаний и аккредитацию высшего образования, разработать учебные программы, сопоставимые с программами европейских вузов, а также единую систему оценки знаний учащихся.

Целями Болонского процесса являются не просто создание европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства, но также формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости, а также гармонизации национальных систем высшего образования; повышение качества образования; повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей.

Сущность Болонской системы и тех изменений, которые она принесет для студентов, состоит еще и в том, что вместе с дипломом студенты-выпускники будут получать так называемое европейское приложение к диплому. Оно содержит восемь разделов: информацию об обладателе диплома, информацию о полученной квалификации (в том числе, статус вуза), сведения об уровне квалификации в национальной системе образования, информацию о содержании обучения и полученных результатах, профессиональную характеристику квалификации, дополнительную информацию (стажировки, публикации и т.п.), сведения о сертификации, общую информацию о национальной системе образования.

Главная идея Болонской системы состоит в организации самостоятельной работы студентов. При этом необходимой особенностью системы является то, что она построена на повышении личной ответственности студента и на постоянном контроле за ходом его обучения.

 

 




infopedia.su

Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.

Cреди французского Просвещения особенно ярко  выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.).

В своем главном труде «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) Руссо подверг критике существующую практику организации воспитания. Показал кастовость, ограниченность воспитания и обучения в аристократической среде, когда ребенок находится в пансионате в отрыве от родителей.

Руссо предлагал сделать воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавалось право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания.

Средство нового воспитания – свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и сложное искусство наставника – ничего не делать с ребенком – парадокс теории свободного воспитания Руссо. Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа (развивает чувства и способности), люди (учат, как ими пользоваться), общество (обогащает опыт человека). Действуя все вместе, эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Главная задача воспитателя – привести в гармонию действие этих трех сил. Наилучшим воспитателем Руссо считал такого, который предоставлял бы воспитаннику возможность самостоятельного накопления жизненного опыта. Центральным пунктом педагогической теории Руссо является естественное воспитание – развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании отказываются от ограничений, установленных наставником, отучают от слепого повиновения. На смену искусственных наказаний приходят естественные последствия неверных поступков детей.

В естественном воспитании с одной стороны учитываются детские склонности и потребности, а с другой стороны не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренняя мотивация педагогического процесса — стремление ребенка к самосовершенствованию. Составной частью концепции естественного воспитания ребенка является идея отрицания воспитания, которое предполагает ограничения в педагогическом процессе. Задачи воспитания: развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Особое место отводилось физическому воспитанию — средство для установления гармонии между человеком, природой и социумом для формирования нравственных идеалов.

С раннего детства следует вести интенсивную закалку ребенка. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были расчи-таны на условия жизни близкие к среде, близкие к природе, ручному труду. Ручной труд (огородничество, столярное дело, кузнечное дело и т.д.) — незаменимое средство воспитания. «Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь». В «Эмиле» сделана попытка выделить основные периоды развития человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

Возрастная периодизация:

I.    От рождения до 2 лет — здоровое физическое развитие ребенка.

Руссо предостерегал от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что могут возникнуть дефекты произношения. Словарный запас должен совпадать с накопленными представлениями.

//.   От 2 лет до 12 лет — создание условий для приобретения ребенком как можно более широкого круга представлений, оказание помощи в правильном восприятии окружающих предметов и явлений. Руссо предлагал упражнения для развития слуха, зрения, осязания. Он рекомендовал обучать без книг — ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных наук. Вредно учить нравственным идеалам пока они не стали потребностью ребенка.

III.   От 12 лет до 15 лет — дети подготовлены к  систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям: природоведение, математика.

IV.                   С 15 лет до 25 лет (совершеннолетие) — заканчивается формирование нравственного облика человека. В эти годы он знакомится с нормами и установлениями окружающего мира. Нравственное воспитание приобретает практическое значение: развитие добрых чувств, воли. Средством нравственного воспитания выступает чтение исторических сочинений.

Цель воспитания у Руссо: воспитание естественное, свободное, природо-сообразное, воспитание человека борца (протест против авторитета наставника). Ратовал за индивидуализацию обучения. Предлагал активные обучения: исследовательский; поисковый; практические работы.

students-library.com

Свободное воспитание по Руссо — Психологос

Первым, кто поднял флаг «Да здравствует свободное воспитание!», был французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо. Он написал трактат «Эмиль, или О воспитании». Ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли – и это при том, что сам Руссо не воспитал ни одного ребенка, а своих пятерых детей оставил — в деревне.

Что касается идеологии, то Руссо был убежден, что природа человека изначальна хороша, но портится культурой.

Он писал: ”Все хорошо, что выходит из рук Творца и всё искажается в руках человека». Задача свободного воспитания по Руссо состоит в том, чтобы предохранять естество ребенка от вредного влияния культуры. Оно свободное, потому что освобождает ребенка от мешающих его жизни влияний культуры. Общее умонастроение Руссо можно выразить на современном языке так: «Все должно быть естественно, не мешайте людям жить!»

По Руссо, первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным.

«Самый опасный промежуток человеческой жизни — это от рождения до двенадцатилетнего возраста. Это — время, когда зарождаются заблуждения и пороки, а нет еще никакого орудия для их уничтожения; когда же является орудие, корни бывают уже столь глубоки, что поздно их вырывать. Нужно, чтобы дети сохраняли неприкосновенной свою душу до тех пор, пока она не будет иметь всех своих способностей, пока она не станет разумной. Первоначальное воспитание состоит не в том, чтобы учить добродетели и истине, а в том, чтобы предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждения».

Руссо хотел защитить голову ребенка от мусора, которым его набивают бестолковые и невнимательные взрослые, хотел защитить еще неокрепшую душу от жестокого и кривого общества. По Руссо, все заблуждения и пороки детей – от окружающих. Детей портят глупые мамы, потакающие их капризам, жестокие отцы, ломающие характер ребенка, и уже бестолковые дети, подающие ребенку дурной пример.

Действительно, есть наблюдения, что дети, которые в возрасте 9-12 лет много болели и в это время были лишены общества сверстников, вырастали более порядочными, вдумчивыми и глубокими людьми. Социализация, усвоение общественного опыта для ребенка важно, но если само общество больно, а у ребенка еще не развилось критическое мышление, то к обществу ребенка подпускать опасно.

Итак, мы говорим, что Руссо выступает против культуры, но на самом деле это не совсем так, это положение нуждается в уточнении. Нужно учесть, что Руссо – в первую очередь литератор, он любит парадоксы и красивые фразы, и некоторые его броские тезисы нужно корректировать последующими его же пояснениями. Если почитать Руссо внимательнее, то вдруг можно обнаружить, что он не против культуры вообще, он против только некоторой культуры. На самом деле он не против культуры вообще, он против плохой культуры и за культуру хорошую.

«Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных людей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину», — это тоже писал Руссо!

Действительно, он не против культуры — он сам учит родителей культуре воспитания и сам демонстрирует образцы высокой, а иногда, я бы сказал, изощренной культуры – а именно в подборе средств, чтобы к этой высокой культуре детей подводить.

Если подробнее, то против какой же культуры выступает Руссо? Руссо против культуры, в которой приняты унижение, несправедливость и эксплуатация. Руссо против несправедливой эксплуатации человека человеком, когда кто-то должен исполнять чьи-то прихоти. Руссо против, когда ребенка заставляют делать то, что ему не нужно, и еще более против, когда ребенку разрешают становиться тираном, эксплуатирующим родителей и других взрослых. Руссо – за свободу. Руссо выступает против обычаев, если в них есть только обычаи и не видно прямого смысла. «Зачем люди так делают?» «Не знаю. Так делают все» — «Хорошо, делайте, а зачем это должен делать я?» Руссо – за свободу. Руссо выступает против обычаев, где не заботятся о природной свободе и природном развитии ребенка. Он выступает против пеленок и свивальников, против того, что матери сплавляют своих детей кормилицам, против воспитания в четырех стенах. Руссо – за свободное воспитание.

При этом, свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно.

Как это сочетается с идеей отсутствия принуждения? Неожиданно, творчески, красиво, ловко. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, а то и прямо подговаривает других людей, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника.

«В самых тщательных воспитаниях учитель командует и мнит, что он управляет. На самом деле управляет ребенок. Он пользуется тем, что вы требуете от него, для того, чтобы получить от вас то, что ему нравится, и он всегда умеет заставить вас оплатить ему один час усидчивости восемью днями удовольствий… Пойдите с вашим воспитанником по противоположному пути; пусть он думает, что он всегда господин, и путь на деле будете им вы. Нет подчинения более полного, чем то, которое сохраняет видимость свободы; таким образом самая воля оказывается плененной. Бед­ный ребенок, который ничего не знает, ничего не может, ничего не умеет, разве он не вполне в вашей власти? Разве вы не распо­лагаете в отношении его всем тем, что его окружает? Разве вы не властны произвести на него такое впечатление, какое вам угодно? Его труды, игры, удовольствия, несчастья — разве все это не в ваших руках, так что он даже не подозревает о том? Без сомнения он не должен ничего делать кроме того, что он сам хочет; но он не должен ничего хотеть кроме того, что вы хотели бы, чтобы он делал; он не должен делать ни одного шага, который вы не предвидели бы. Он не должен раскрыть рта без того, чтобы вы не знали, что он скажет».

Это подход Тактика и Манипулятора. Это — идеология Руссо.

www.psychologos.ru

Реферат»Основные положения теории свободного воспитания Ж.- Ж. Руссо»

Реферат на тему :

«Основные положения теории свободного воспитания Ж.- Ж. Руссо»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение________________________________________ 3

  1. Основные положения теории свободного воспитания Ж.- Ж. Руссо _____ 4

  2. Периоды жизни ребёнка по Ж.Ж.Руссо _____________________________ 8

3.Заключение __________________________________________________ 13

4. Список использованных источников _____________________________ 16

ВВЕДЕНИЕ

Все современные науки о человеке характеризуются разнообразием подходов и методов. Ни одна современная педагогическая идея не может быть названа лучшей или худшей по сравнению с другими. Это предоставляет возможность выбора различных теорий, которыми так богата история педагогики.

Возрастание интереса к проблеме развития идеи свободного воспитания во многом объясняется современной социокультурной ситуацией, главной ценность в которой являются общечеловеческие идеалы и идея свободного развития каждого члена общества.

Другая причина — положение в системе образования, которое характеризуется сменой парадигм в педагогической науке и практике. Основные тенденции в области образования состоят в обращении к мировому историческому прошлому, преемственности духовных идеалов и ценностей, их реализация в современных условиях.

Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия, в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место.

Данная идея высказывалась в различное время такими педагогами как Л.Толстой, М.Монтессори, Ф.Фребелем и т.д. Однако основоположником этой идеи по праву считают философа, писателя и педагога эпохи просвещения Ж.Ж.Руссо.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Ж.-Ж. РУССО

В своих работах Ж.Ж.Руссо подвергает критике феодальный строй, его религию, культуру, просвещение. Инструментом разоблачения выступают глубокие по смыслу, великолепные по стилю литературные произведения.

Главный пункт педагогической программы Ж.Ж. Руссо — «естественное воспитание»[2] — показывает прямую зависимость воспитания личности и общественного устройства, выдвигая требования радикального преобразования, как того, так и другого. Философ выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он верил в могучую силу воспитания и тесно связывал задачи ее переустройства и воспитания высокогуманного человека. Ж.Ж.Руссо был убежден, что, воспитав нового человека, мы, тем самым преобразуем весь мир, ведь путем просвещения будут изничтожены ложь, предрассудки, невежество прошлого, отпадет все отрицательное.

Ключ к педагогическим идеям Ж.-Ж. Руссо – дуалистическое и сенсуалистическое мировоззрение мыслителя[6]. Идея дуализма заключается в признании в основе мира двух независимых начал: материи и духа. Сенсуализм же признает ощущения единственным источником познания. Философ отвергал все религии, предполагая существование некой внешней силы. Отрицая официальную религию, он был сторонником «религии чувства», полагая, что каждый человек вправе верить по-своему. По его словам: «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека…»[5]. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но само общество разрушило эту гармонию.

Главный художественный, философский и педагогический труд Ж.Ж. Руссо – «Эмиль, или О воспитании» — своеобразный ключ к его сочинениям, где затронута педагогическая проблема и даны ответы на вопросы, поставленные в «Общественном договоре» и «Новой Элоизе». Другие его работы, по существу, являются либо прологом, либо послесловием к «Эмилю».

В этих произведениях описаны принципы воспитания, вдохновленные гуманизмом и демократизмом. Ж.Ж.Руссо показал путь воспитания свободного человека нового общества. Считая в естественном виде все идеальным, Руссо утверждал, что воспитание должно быть естественным или природосообразным[1]. Отмечая, что человеческая природа является совершенной, мыслитель идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ребенку от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Воспитателю не следует навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, любые нравственные правила. Педагог должен лишь предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, согласно его природе, избавляя ребенка от всего того, что этому может помешать. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.

Первое из естественных прав человека, по мнению Ж.Ж.Руссо, — свобода[3]. Опираясь на это положение, он выступал против привычной школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, физическими наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. На наш взгляд, в этом заключено положительное значение призыва к свободному воспитанию.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество.

Для осуществления естественного свободного воспитания Ж.Ж. Руссо предлагал следовать природе ребенка, учитывая при этом его возрастные особенности. Каждый из факторов выполняет свою роль:

— природа развивает способности и чувства;

— люди учат, как ими пользоваться;

— предметы и явления обогащают опыт[4].

Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора действуют взаимосвязанно, в одном направлении. «Воспитание дается нам или природой, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей» [5].

Под естественным воспитанием Ж.Ж. Руссо понимал формирование на лоне природы. «Природа хочет,… чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми» [2], — писал Руссо. Постоянное общение с природой должно было физически укрепить ребенка, научить его использовать органы чувств, обеспечить ему свободное развитие.

Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя. Воспитатель, по словам философа, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что ребенок этого не замечает, оказывая, главным образом, косвенное воздействие. Педагог организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Ж.Ж.Руссо был против принуждения как метода воспитания[1].

Следуя детской природе, следует отказаться от ограничений, поставленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, идти вслед непреложным природным законам. В этом случае отпадает необходимость искусственных наказаний — они заменяются простыми последствиями неверных поступков. Естественное воспитание является живительным процессом, учитывающим склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду и необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса является стремление ребенка к самосовершенствованию. Поскольку первое из естественных прав человека— свобода, Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.

Наилучшим воспитанием философ полагал самостоятельное накопление ребенком жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ПО Ж.Ж.РУССО

Руссо делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период — от рождения до 2 лет — то время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период продолжается с 2 до 12 лет, период «сна разума». В это время ребенок не может рассуждать и логически мыслить, поэтому следует развивать главным образом «внешние чувства». В этот период силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет. В это время широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период —с 15 лет и до совершеннолетия. Тогда осуществляется преимущественно нравственное воспитание[3].

Руссо стремился глубоко понять человеческую природу и выявить специфику ее развития. Но основные периоды развития и законы развития ребенка он указал неправильно. Неверным, по нашему мнению, что ребенок с 2 до 12 лет лишен возможности мыслить логически. Спорным, на наш взгляд является и утверждение, что нравственные понятия непонятны детям этого возраста.

Руссо не разделял развитие и воспитание. Существенным является то, что он требовал обращать внимание на возрастные особенности детей. Он справедливо отмечал, что каждый ребенок имеет особый темперамент, который определяет его способности и характер. Он возражал против единообразного подхода в воспитании всех детей. Задача педагога заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, хорошо изучить его индивидуальные склонности и способности.

В раннем детстве основой всего является физическое воспитание. Ребенка пеленают, чем сразу же, по мнению педагога, отнимают у ребенка свободу, а этого нельзя делать. Следует закалять ребенка и укреплять его физические силы.

С двух лет наступает новый период воспитания. Не надо в этом возрасте заставлять рассуждать ребенка, не надо читать ребенку всякие наставления, заставлять его заучивать рассказы и сказки. В этом возрасте необходимо главным образом всячески развивать внешние чувства ребенка. Мыслитель дает ряд указаний, как нужно развивать эти чувства. Необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка и его физическим развитием. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду[5].

Современная педагогика не согласна с Ж.Ж.Руссо в том, что ребенку до 12 лет следует совсем не знать книг; но если он научился читать, пусть первой и единственной его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей простой жизни в природе. Это объясняется тем, говорит философ, что ребенок в этом возрасте пока не имеет нравственных понятий. Однако дети хорошо чувствуют воспитывающую роль примера. Как нравственные, так и абстрактные понятия недоступны ребенку до 12 лет, но то, что связано с познанием самих вещей, может все же помочь и формированию отдельных отвлеченных понятий. Тем не менее, сам Руссо считал, что ребенок этого возраста может усвоить одну важную идею — идею собственности. Противореча своим основным рассуждениям о невозможности формирования у ребенка в этом возрасте отвлеченных понятий, он считает, что идея собственности является вполне доступной пониманию ребенка.

Вместо наказания Руссо предлагает метод «естественных последствий» [3]. Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Сталкиваясь с природой, дети обязательно поймут, что надо подчиняться ее законам. Эти же соображения должны являться основой отношений к людям. Если ребенок все ломает — не сердитесь, следует просто устранить от него все, что можно сломать. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула.

К двенадцати годам ребенок становится крепким физически, самостоятельным. В этом возрасте он уже умеет быстро ориентироваться и выделять важнейшее. Ребенок узнал окружающий мир посредством внешних органы чувств. И он вполне подготовлен для того, чтобы вступить в третий период своего развития, когда осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте ребенок, по Руссо, еще не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может как следует понять отношений между людьми, поэтому он должен изучить то, что связано с окружающей его природой. При выборе предметов для изучения нужно руководствоваться интересами ребенка. Конечно, интерес ребенка направлен на то, что он видит. Именно поэтому его интересуют география, астрономия, природоведение. Философ развивал оригинальную методику получения этих знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Он ставит ребенка в положение исследователя, открывающего научные истины.

Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть предоставлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность — сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Руссо не сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Вместе с тем он ярко показал большое значение воспитания наблюдательности, пытливости и активности ребенка, важность для обучения его непосредственного общения с природой и жизнью.

Физический труд — это неизбежная обязанность общественного человека. Свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу.

В первую очередь ребенок изучает столярное ремесло, которое Руссо очень ценит в воспитательном отношении, а затем знакомится с рядом других ремесел. Живя жизнью ремесленника, ребенок проникается уважением к человеку труда, самому труду и трудовому общению. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство[6].

Ребенок теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период — период нравственного воспитания, а оно может быть дано только в обществе. Развращенный город не страшен теперь ребенку, который достаточно закален от городских соблазнов.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

Пусть молодой человек наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений происходит, по мнению мыслителя, при изучения биографий великих людей, приобщения к истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.

В этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое просвещение. Изначально мыслитель предлагал устранить все вредное: чтение книг неподобающего содержания, изнеженную и сидячую жизнь. Юноша должен жить деятельной жизнью: двигаться, заниматься физическим трудом, длительное время бывать на свежем воздухе. Руссо считал, что было бы желательным избежать со стороны детей возможных вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью» [5]. Такой подход, по его мнению, не удивит воспитанника, так как и раньше воспитатель не отвечал на вопросы, не соответствующие пониманию ребенка. Когда воспитатель посчитает, что ребенок достаточно подготовлен, ему следует ответить серьезно, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника.

Руссо считал, что молодому человеку не следует говорить о религии до 17-18 лет. Он был против сообщения детям религиозных истин. «Настоящая религия», говорил он, — «это религия сердца» [2]. Мыслитель считал, что, размышляя о непростом устройстве вселенной, ребенок сам приходит к мысли о ее творце.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идеи, выдвинутые Ж.Ж. Руссо, имели существенное значение для педагогики дошкольного детства. Философ первый сформулировал требование развития самодеятельности ребенка, особое внимание уделил пробуждению детской любознательности, активному стремлению познавать предметы и явления.

Ж.Ж. Руссо предложил тонкую систему воспитания характера, начиная с первых дней жизни, на основе метода естественных последствий. Мыслитель разработал стройную программу формирования личности, которая предусматривает как умственное, так и физическое, нравственное, трудовое воспитание. Она оказалась новаторской для своего времени, хотя, на наш взгляд, является идеалистической по своей сути. Его педагогические идеи оказались высочайшим достижением человечества и явились в дальнейшем источником развития гуманистической педагогики.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, наполненный радостью и оптимизмом процесс, в котором ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, испытывая постоянное желание в удовлетворении жажды познания.

Эти идеи философа находят свое отражение в современной системе образования. Воспитатели и родители должны присматриваться к склонностям ребенка для того, чтобы давать не только общее развитие, но и прислушиваться к тем талантам, которые заложены в каждом ребенке от рождения.

Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями. В задачи воспитания Ж.-Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, которая нуждается с раннего детства в постоянных упражнениях.

Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил. Все эти требования актуальны и в наше время. Все большую популярность приобретает воспитание, которое основано на сотрудничестве учителя и ученика. Ребенок становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми. Реализуются коллективные формы воспитания, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей.

В наше время учебные программы непременно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуального, физического, трудового характера — все это опирается на идеи естественного (свободного) воспитания Ж.Ж. Руссо.

Именно сейчас, когда в отечественном образовании остро стоят такие проблемы как развитие гуманистической направленности процессов воспитания и обучения; грамотная организация условий, предметной среды, способствующей развитию гармоничной и целостной личности, рассмотрение воспитания, как основного процесса социализации личности, поиск новых методов и средств воспитания подрастающего поколения и пересмотр уже имеющихся накопленных педагогической теорией и практикой, обращение к гуманистическим идеям воспитания Ж.-Ж. Руссо является особо актуальным, так как именно он своими педагогическими идеями предвосхитил многие вопросы, поставленные современным обществом перед государством, семьей, педагогами.

Теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо явилась началом развития педагогических концепций XIX и XX в.в.. Движения «Новое воспитание», «Свободные школы», « Свободное воспитание»; системы Ф. Фребеля, Р. М. Монтессори; педагогика Рудольфа Штейнера; книга Элен Кей «Век ребенка», наследие Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого — результат развития теории Руссо[7].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки/Н.К. Гончаров — М.: «Академия педагогических наук», 2003.

2.Дворцов, А.Т. Жан-Жак Руссо/А.Т. Дворцов — М.: «Наука», 2000.

3.Руссо, Ж-Ж. Избранные педагогические сочинения. Т.2./Ж.Ж. Руссо — М.: «Педагогика», 2002.

4.История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 352 с.

5.Лордкипанидзе, Д. Ж-Ж Руссо /Д. Лордкипанидзе — М.: «Педагогика», 2000.

6.Монорев, А.П. Педагогика./А.П. Монорев — М.: «Правда», 2001.

7.Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/А.И. Пискунов — М.: «Просвещение», 2001.

infourok.ru

2. Теория свободного воспитания

Свободное воспитание, как течение возникшее в зарубежной педагогике второй половины Х1Х начала ХХ в.в., отрицало воспитание и обучение, основанное на подавлении личности ребенка. Данная теория основана на теории естественного воспитания, выдвинутого Ж.Ж.Руссо еще в 18 в., который в своем полу-романе полу-трактате «Эмиль, или О воспитании» наглядно показал преимущество свободного развития личности без гнета взрослых. Основным принципом обучения по Руссо был следующий «Обучать нужно тому, что само по себе привлекательно, интересно и необходимо в повседневной жизни». Вместе с тем Руссо считал, что воспитатель на самом деле должен руководить ребенком, но так тонко и тактично, что воспитанник об этом не должен догадываться.

Учитель и ученик должны иметь право на свободное развитие, свободное творчество, свободное выражение своей индивидуальности. Сторонником свободного воспитания была итальянский педагог М.Мантессори, отстаивавшая в своих работах мысль о невмешательстве педагога в процесс естественного роста и духовного развития ребенка, но при условии создания для него особых условий, обеспечивающих способности самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Под влиянием данной теории воспитания в педагогике сложилась педоцентристская концепция воспитания, суть которой заключается в том, что за основу воспитания и обучения принимаются спонтанные и потребности и интересы, когда опора делается лишь на детский интерес, на неограниченную свободу ребенка.

В России теории свободного воспитания придерживались Л.Н.Толстой и К.Н. Вентцель, С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко и др. Л.Н.Толстой в 1859 году организовал в Ясной Поляне школу, работавшую на принципах свободного воспитания, опыт работы школы он освещал в специальном педагогическом журнале «Ясная Поляна». Он полностью разделял мысль Руссо от том, что природа ребенка совершенна, что испорченные искусственной культурой взрослые в процессе воспитания совершают насилие над природой ребенка.

К.Н. Вентцель, активно пропагандировал свободное воспитание в педагогической печати. Он пытался создать теорию свободного воспитания ( Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» М., 1919), основные идеи его о всестороннем и гармоническом развитии личности на основе соединения свободного воспитания и развития духовных, физических сил детей, трудового воспитания и творческой активности, свободы педагогического творчества учителей были реализованы в «Доме свободного ребенка», который был открыт его сторонниками в Москве в 1906 году. Идеи свободного воспитания также отражались на страницах журнала « Свободное воспитание», основанный в 1907 году и просуществовавший до 1918 года в Москве.

Слабые стороны теории свободного воспитания заключаются в том, что отрицается всякая педагогическая система. Это приводит к вседозволенности, к снижению роли родителей и учителей как воспитателей, так как они якобы разрушают совершенную от природы личность ребенка, тормозят ее развитие.

3.Педагогическая теория экзистенциализма

Экзистенциализм (экзистенция – от лат. существование) – одно из течений философского идеализма. Развивали его Ж.П.Сартр, А.Камю и Г.Марсель (Франция), Хайдегер и Ясперс (Германия). Русским экзистенциалистом считается религиозный философ Н.А.Бердяев. Он в книге «Самопознание» рассматривал проблемы, связанные с внутренним миром человека, с его мироощущением: о смысле жизни, о своей роли и месте в обществе, о свободе и воле и т.д.

По мнению экзистенциалистов, личность человека непознаваема, иррациональна, следовательно, не может быть изменена с помощью воспитания. Человек противостоит враждебным и непостижимым силам внешнего мира, существование его бессмысленно.

Еще древнегреческие философы Сократ и Демокрит в качестве цели воспитания выдвигали задачу «познай самого себя», исходя из того что в душе каждого человека есть то, что скрыто и задача его «это» раскрыть. Педагогическая проблематика находит место в различных сочинениях экзистенциалистов. Экзистенциалисты умаляют роль воспитания в развитии личности ребенка: внутренняя сущность ребенка недосягаема для серьезных педагогических влияний; родители и воспитатели не могут проникнуть в его внутренний мир ребенка, их роль в этом пассивна, они не могут предвидеть результаты воспитания; одаренные учащиеся не должны тонуть в «усредненной массе».

В целом экзистенциалисты выступали против стандартизации духовной жизни и нивелировки личности, против коллективного воспитания и обучения, ратовали за соборность ( Н.Бердяев). Сторонники религиозного экзистенциализма ( Г.Марсель) считали первостепенной задачей воздействия на личность — воспитание глубокого чувства набожности, отрицали положительное значение научного познания.

studfile.net

10 Вопрос. Теория свободного воспитания ж-ж Руссо.

Ж.Ж. Руссо(1712—1778)— – глубокий мыслитель, гуманист, демократ, сенсуалист, придерживался теории естественного и свободного воспитания, главный выразитель идеи Просвещения. Он познал жизнь не из книг, а почувствовал и познал реальную жизнь. Важную роль в жизни Руссо сыграла встреча с образованной настоятельницей монастыря Аннеси, мадам де Варанс, которая долгие годы помогала Руссо. В течение десяти лет он изучал естественные и общественные науки и переехал в Париж. Благодаря рекомендательным письмам его приняли в самых лучших домах Парижа, после отца ему досталось небольшое наследство, но оно позволяло ему жить, не думая о заработке. В 1753 г. стал работать над романом «Эмиль, или О воспитании». В романе он выразил прямые нападки на церковь и аристократию. «Эмиль» — его теория воспитания,которая в основном применялась на мужчин. В 1761 г. Руссо написал роман «Юлия, или Новая Элоиза». Педагогические взгляды Ж.Ж.Руссо. Руссо понимает воспитание как способ общественного переустройства. Воспитанная личность для Руссо, которая добилась развития своих способностей и дарований. Человек должен сохранить естественное состояние. Условием этого является свобода. Ребенок может делать все, что хочет. Воспитание детей начинается с рождения и все время воспитания Руссо делит на четыре периода:1 период – от рождения до 2 лет;2 период – от 2 лет до 12 лет;3 период – от 12 лет до 15 лет;4 период – с 15 лет до совершеннолетия (период бурь и страстей).

На ребёнка воздействуют 3 фактора воспитания:

— природа(осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств;

— люди( восп-е людьми — этo приучение чел. использовать развитие этих способностей и органов;

— предметы и явления(восп-е от вещей — это собственный опыт чел., приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.

Задача воспитания – сгармонизировать действия этих факторов.

В непосредственной связи с естественным вос-ем Р поставил и свободное восп-е. Он требовал уважать личность ребёнка, считаться с его интересами и запросами. Р придавал большое значение направляющей роли воспитателя. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребёнок этого не замечает. Он организует всю среду, все окружающие ребёнка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания. В 1762 году вышел в свет роман-трактат Р «Эмиль, или О воспитании». В нем Р показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. Р делил жизнь своего воспитанника на 4 периода. В раннем детстве (от рождения до 2 лет) основой всего является физическое воспитаниие. Р подробно останавливается на физическом воспитании Эмиля. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физические силы. С 2 лет до 12 по мнению Р, необходимо развивать внешние чувства ребенка. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги. Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. От 12 до 15л ребёнок, по Р, должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса ребёнка Р развивал оригинальную методику получения знаний реб., основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Пытаясь нарисовать умственное воспитание нового, свободного человека, Р не сумел связать личный опыт ребёнка с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Эмиль обучается ряду полезных профессий. Труд — общественная обязанность свободного человека, это и воспитательное средство. Наступает 4 период(от 15 л) нравственного воспитания, а оно может быть только в обществе. Р выдвигает 3 задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Воспитание добрых суждений осуществляется, по Р, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел. В этом возрасте Р считал необходимым половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее. Р считал, что было бы желательным избежать со стороны детей вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью», т. к. воспитатель не отвечает на вопросы, не соответствующие пониманию ребёнка. Когда же воспитатель найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника. Р считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала.

Р стремился глубоко понять чел. природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития ребёнка. Неверно, что ребёнок с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста. Р не отделял четко развитие от воспитания, он как бы биологизировал сам процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей.

Назначение женщины, в понимании Р, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Р считал, что никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно.

Возрастная периодизация кратко:

— 0-2 физич.воспитание

— 2-12 развитие внешних чувств

— 12-15 умств.и трудовое воспитание

— 15-18 нравственное воспитание

Дидактические принципы:

— принцип наглядности

— связь обучения с жизнью

Содержание образования: — знания надо получать от природы

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.