Технология экологического воспитания дошкольников – . , — .

Содержание

Педагогическая ТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Дошкольное учреждение как информационно-культурная и образовательная структура способна реализовать основные принципы устойчивого развития и стать действующей моделью по формированию основ экологической культуры дошкольников.

Ряд авторов утверждают, что система экологического образования является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения, а саму экологическую культуру рассматривают в контексте нового способа соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания (Н.Ф. Мамедов, Н.С. Дежникова, Н.Ф. Винокурова и др.).

В связи с изменениями, происходящими сегодня в обществе, современное дошкольное образование ориентировано не на получение детьми огромного количества знаний, а на формирование у детей дошкольного возраста интегративных качеств: личностных, интеллектуальных, физических. Достижение системой дошкольного образования нового качественного результата является на сегодняшний день ее приоритетной задачей.

Интегративный подход к организации образовательного процесса ставит педагогов перед необходимостью осваивать и внедрять в свою работу новые педагогические технологии, методики, образовательные программы, отвечающие запросу современного образования.

В основу технологии экологического образования детей дошкольного возраста (положена мысль о том, что ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют психику ребенка.

Технология экологического образования детей дошкольного возраста направлена на комплексное решение задач экологического образования дошкольников через экологизацию различных видов детской деятельности и экологизациюразвивающей предметной среды, а также на формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста в процессе разнообразных видов деятельности дошкольников экологического содержания.



Под экологизацией деятельности дошкольника понимается обогащение ее содержания за счет экологического компонента. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целью технологии экологического образования детей дошкольного возраста является реализация интегрированного подхода к экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые в ходе реализации данной технологии, следующие:

1. Формирование у детей основы систематических знаний по экологии, способствующих ориентации в современном мире.

2. Интеграция различных видов деятельности детей на основе экологической деятельности как системообразующей.

3. Развитие у детей творческого подхода к решению конструктивных задач, самостоятельного продумывания и осуществления оригинальных замыслов.

4. Формирование у детей навыков поисково-познавательной деятельности экологической направленности, способности к преобразованию, активной позиции в познании.

Концептуальную основу технологии экологического образования детей дошкольного возраста составили следующие психолого-педагогические теории и положения:

— Концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт в которой убедительно доказывается, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с осознанием позиции субъекта детской деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, которая бы позволила ребенку участвовать в разнообразной детской деятельности и способствовала формированию его ключевых компетентностей.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский), который опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности – мотивы – цели – условия – действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задач состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.

Данный подход предполагает описание поэтапной (пошаговой) структуры деятельности, графическую фиксацию полученных результатов. В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин).

Деятельность – единственный способ саморазвития, самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Положения и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, согласно которым в качестве основного вида поисковой деятельности выделяется особая детская деятельность – экспериментирование. Н.Н. Поддьяков в своих исследованиях утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, подчеркивая, что это — «истинно детская деятельность». В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий разными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Н.Н. Поддьяков выделяет особый вид социального экспериментирования дошкольников в различных жизненных ситуациях, когда дети (осознанно и неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов.

Основой деятельности экспериментирования является противоречие между сложившимися знаниями, умениями и навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми проблемными ситуациями, возникающими в процессе постановки цели эксперимента и ее достижениями, что способствует формированию навыков экспериментирования дошкольников.

Принципами, обеспечивающими эффективность реализации технологии экологического образования детей дошкольного возраста, являются:

Принцип проблемности предполагает создание педагогом проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Проблемное обучение тесно связано с принципом системности, так как предполагает реализацию разработанной системы постепенно усложняющихся задач.

Принцип системности предполагает систему занятий, которая реализуется через комплекс различных деятельностей ребенка. Принцип системности реализуется через проблемный подход.

Принцип наглядности связан с наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением ребенка дошкольного возраста и учитывается при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей среде. Его использование предполагает, что для решения целей и задач педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении. В методическом плане принцип наглядности предполагает активное использование педагогом наглядного материала.

Принцип научности предполагает, что педагог в своей работе применяет только научно обоснованные методические приемы, соответствующие данному возрасту детей, учитывающие их психологические особенности.

Принцип гуманистичности проявляется, прежде всего, в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающей переход на новый тип отношений педагога и ребенка, когда они оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. С позиции воспитания применение данного принципа означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

Принцип целостности отражает целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы.

Принцип последовательности прослеживается в системе последовательного развертывания знаний от простого – к более сложному.

Принцип деятельности предполагает построение системы занятий на деятельностной основе. В процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда».

Принцип интеграции подразумевает, что при интегрированном подходе все педагоги дошкольного учреждения сотрудничают между собой на всех этапах работы с детьми.

Технология экологического образования детей дошкольного возраста основана на интеграции различных видов детской деятельности (игровая, трудовая, поисковая, деятельность экспериментирования), включающих в себя экологический компонент. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Они помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. Настольные дидактические игры предполагают использование природных объектов. В самостоятельные игры детей должно включаться экологическое содержание.

Экологизация поисковой деятельности может осуществляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения дошкольника.

Технология экологического образования детей дошкольного возраста отражает проблемный подход в обучении и воспитании. Проблемный подход берется за основу при разработке основных этапов технологии экологического образования детей дошкольного возраста.

Алгоритм реализации технологии экологического образования детей дошкольного возраста
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
Предварительный этап Создание условий для внесения экологического компонента во все виды деятельности детей дошкольного возраста. Мотивация детей к пониманию целостности, ценности и хрупкости окружающего мира природы. Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности экологической направленности. Введение детей в проблемную ситуацию Создание условий для деятельности экологической направленности с учетом возрастных особенностей детей. Возникновение интереса к окружающему миру природы. Осознание и осмысление актуальности и цели деятельности экологической направленности, проявление познавательного интереса
Этап осмысления Ознакомление Мотивация детей к познавательной деятельности. Активизация внимания детей посредством включения их в познавательно-экологическую деятельность (формирование у детей элементарных ЗУН экологической направленности). Подведение итогов. Оценивание результатов. Возникновение интереса к познанию окружающего мира природы. Накопление информации.  
Обобщение Обобщение накопленных ЗУН экологической направленности. Стимулирование активности детей в познавательно-экологической деятельности путем проблематизации учебного материала. Помощь в организации и реализации практической деятельности, по мере необходимости. Подведение итогов. Оценивание результатов. Стимулирование детей к самооценке своей деятельности.   Проявление познавательной, практической, творческой активности. Осуществление практической деятельности преобразующего характера: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Оказание помощи другим детям по мере необходимости или совместное выполнение действий. Формулирование выводов. Самооценка своей деятельности.
Систематизация Систематизация полученных ЗУН детей экологической направленности. Активизация познавательно-экологической деятельности детей путем включения их в самостоятельную теоретически-исследовательскую и практически-исследовательскую деятельность. Подведение итогов. Помощь в формулировании выводов. Оценивание результатов. Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности. Участие в самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Анализ результатов. Самоанализ и самооценка своей деятельности. Самооценка приобретенного опыта.  
Этап совершенствования Составление индивидуальных программ совершенствования ЗУНов детей в познавательно-экологической деятельности. Применение детьми ЗУНов экологической направленности, адекватных ключевым компетентностям, в повседневной жизни.

 

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Наличие у ребенка познавательного интереса, повышает эффективность процесса обучения и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями. Технология экологического образования детей дошкольного возраста предполагает формирование и стимулирование познавательного интереса дошкольников:

— через наличие эмоционального компонента;

— организацию воспитательно-образовательного процесса на принципах гуманизма и сотрудничества;

— обеспечение необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого контроля и прямого дидактизма;

— организацию предметно-развивающей среды, наполненной экологическим содержанием.

Основными методами технологии экологического образования детей дошкольного возраста являются поисковые методы, а именно:

— метод поиска информации об объектах и явлениях;

— использование экспериментальной деятельности, логических цепочек, логических задач;

— использование схем, алгоритмов, экологических моделей;

— проблемные ситуации.

Технология экологического образования детей дошкольного возрастаотвечает запросу современного образования, имеет интерактивный характер, обеспечивает самостоятельную деятельность ребенка, позволяет ребенку проявить творческий подход.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов, Д.Л. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.Л. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколов.- М. : АПКиППРО, 2005.- 101 с.

2. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С.Н. Николаева. — М., 1995.

3. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М., 2001. – 432с.

4. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры / В.А. Ясвин. – М., 1999.

megaobuchalka.ru

Консультация (старшая группа) на тему: Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

В соответствии с современными требованиями, мы  должны изучать новые технологии и внедрять их в свою практику.  Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Сегодня я предлагаю поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.
На сегодняшний момент существуют различные виды образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как:

1.Проектные методы. Экологические проекты предоставляют дошкольникам возможность изучить тот или иной объект разносторонне, побывать в роли исследователя, понять, как многогранно то или иное природное явление. Проекты экологического содержания можно отнести к исследовательским. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников.) Может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).  

2. Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования, Т.И. Бабаева, О.В. Киреева заключается в последовательном переходе от этапа к этапу.

Мотивационно-ориентировочный этап направлен на актуализацию интереса детей к опытам. Внимание уделяется радости открытия, созданию в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей (фокусы, проблемные ситуации, приемы ТРИЗ).

Содержательно-деятельностный этап направлен на развитие умения детей решать все более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющегося экспериментирования.

Инициативно-творческий этап предполагает совместный исследовательский поиск в рамках проекта («Как много интересного вокруг»).

Эксперименты, опыты и эвристические рассуждения всегда осуществляются детьми на основе имеющихся у них представлений, поэтому важна организация наблюдений с дошкольниками.

3. Современной формой работы по экологическому воспитанию детей является использование моделирующей деятельности, использование графических моделей в процессе ознакомления с природой.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего — либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельности.                                                                                                       Обучение дошкольников моделированию должно находиться в тесной связи с обследовательскими действиями. Важно учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе.

4. Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей. Характерной чертой труда в природе является направленность на помощь живому существу или природному объекту, и поэтому повышается ответственность ребенка за состояние растения или животного в процессе ухода.

5. Использование компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

6. В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, «Блиц-игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга). Следующей формой экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой. Экскурсии с детьми в природу дают детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков и т.д. Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Успешность использования такой формы эковоспитания зависит от приемов, выбранных педагогом для усиления активного восприятия детей. Задания должны соответствовать возрасту дошкольников и быть тщательно подготовлены и продуманы. Наиболее интересны для детей варианты элементарного поиска, оформленные в виде квестов.

7. Экологическая тропа — это тоже одна из современных форм обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы — обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

8. Еще одной из форм современных технологий экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра: привлечение внимания к проблемам окружающей среды; развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность. Старших дошкольников можно включить в природоохранительные акции – социально значимые мероприятия, которые, могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а также при участии родителей.

Живой уголок — это прекрасное место для организации наблюдений. В уголке природы желательно должны находиться также разнообразные коллекции из собранного природного материала, иногда их называют зонами коллекций. Эти зоны предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Все средства, имеющиеся в уголке природы, имеют очень большое значение в экологическом и сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Дети имеют непосредственный контакт с ценными природными материалами, которые обогащают сенсорный опыт детей, который является основой для умственного воспитания детей дошкольного возраста. Специально организованная экологическая среда в группе помогает решать множество задач воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок познаёт, стремится охватить как можно больше в окружающей его действительности и задача воспитателя — помочь ему это сделать. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

     В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.

nsportal.ru

Методическая разработка «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников»

Методическая разработка «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников»

Авторы — составители:

  • Шевелева Галина Владимировна – старший воспитатель
  • Кощая Виктория Валериевна — воспитатель, педагог- психолог
  • Костюнина Марина Александровна — воспитатель

г.Печора 2018

Данная методическая разработка поможет воспитателям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования освоить современные педагогические технологии, алгоритм проведения организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников и мероприятий по взаимодействию с родителями (законными представителями) по вопросам в области экологии.

 

Скачать конспект

В методической разработке представлен практический материал для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами и родителями (законными представителями)

Универсальность данных технологий заключается в том, что их можно использовать как в работе с педагогами, так и в работе с воспитанниками и их родителями (законными представителями)

Пояснительная записка

В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются новые подходы к содержанию и формам работы с детьми, которые позволят сформировать у дошкольников зачатки экологической культуры.

Экологические проблемы побуждают нас к более интенсивному поиску средств развития экологического сознания у участников образовательных отношений. Непрерывное экологическое образование – это насущная необходимость.

Цель данной методической разработки: формирование представлений педагогов о современных педагогических технологиях в экологическом воспитании дошкольников.

Задачи:

  • дать педагогам представление о современных педагогических технологиях;
  • научить педагогов использовать современные педагогические технологии в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и в работе с родителями (законными представителями) по вопросам в области экологии.

Актуальность использования современных педагогических технологий заключается в том, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) дошкольными образовательными организациями должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

С целью создания психолого-педагогических условий для повышения качества образовательной деятельности, важным аспектом в системе экологического образования является взаимодействие с родителями (законными представителями) как постепенный и непрерывный процесс. Одним из основных требований ФГОС ДО, принятого 17. 10. 2013г. Министерством образования и науки Российской Федерации, является вовлечение семей в непосредственную образовательную деятельность. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитание экологически грамотного человека.

Современные педагогические технологии

в экологическом воспитании дошкольников

В МАДОУ «Детский сад №35 компенсирующего вида» г.Печора применяются современные технологии, используемые в работе по формированию экологической культуры у дошкольников с педагогами, воспитанниками и родителями (законными представителями). Все эти технологии уже известны. Инновационность нашего опыта в использовании современных педагогических технологий заключается в объединении нескольких технологий в единое целое. Основной акцент в работе по экологическому воспитанию дошкольников мы сделали на продуктивную деятельность, что позволяет изучать темы в области экологии без принуждения. Это очень актуально для нашего детского сада, так как его посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды.

Педагогическая технология «Коллаж»

Объединив педагогические принципы, знания психологии и экологии, мы вышли на новый уровень подачи знаний, формирования нравственных качеств личности посредством методов арт-терапии. Методы арт-терапии являются для детей самыми позитивными для общения.

Мы объединили системно – деятельностный подход (Таблица1), социо-игровую технологию (Таблица 2) и коллаж, как конечный продукт образовательной деятельности, обеспечивающий комфортные условия для личностного развития и социализации воспитанников в процессе практической деятельности, в экологическом воспитании дошкольников, в единое целое..

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста»

Тема: Теоретическая модель процесса ознакомления детей 5-6 лет с заповедником «Денежкин камень»

Воспитатель:

Шаерман Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста

4

2. Теоретическая модель процесса ознакомления детей 5-6 лет с заповедником «Денежкин камень»

5

3. Конспект занятия по ознакомлению с заповедником «Денежкин камень» детей 5-6 лет

8

Список литературы

12

Введение

Усиление экологической грамотности — важнейшая проблема современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В связи с резким усилением процессов урбанизации основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой не чувствует ее, не имеет возможности увидеть проявления законов в своей обыденной жизни. В этой среде человек должен не просто жить, а наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней. Поэтому необходимо с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам. Редкое общение детей с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты диктует необходимость акцентировать внимание на экологическом воспитании.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры. Решить эту задачу можно тогда, когда у дошкольников будут сформированы знания и отношение. Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому воспитанию.

1. Методы экологического воспитания детей

дошкольного возраста

Методы воспитания — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).

К наглядным методам относятся

— наблюдение;

— рассматривание картин;

— демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

2. Теоретическая модель процесса ознакомления детей 5-6 лет с заповедником «Денежкин камень»

Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Государственный природный заповедник «Денежкин Камень» расположен в Североуральском физико-географическом районе в 40 километрах к северо-западу от г. Североуральска. Его территория полностью включает в себя массив горы Денежкин Камень, восточные склоны Главного Уральского Хребта, хребта Хоза-Тумп, верховья рек Ивдель, Тальтия, Шегультан, Сосьва. Площадь заповедника 80 тыс. га. На его территории представлен крупный лесной массив первобытной горной тайги, сохранившийся среди истощенных лесосырьевых баз Свердловской и Пермской областей, он является резерватом для многих редких и эндемичных видов растений и ценных представителей горнотаежной фауны.

Во флоре заповедника произрастает 48 из 144 видов сосудистых растений, включенных в Красную книгу Среднего Урала, что составляет 33%, из них 8 реликтов и 15 эндемиков Урала. Пять видов занесены в Красную книгу РСФСР (1988): незабудочник уральский, калипсо луковичная, минуарция Гельма, венерин башмачок настоящий, надбородник безлистный, три последних занесены также в Красную книгу СССР (1984).

В процессе ознакомления детей с заповедником «Денежкин камень» реализуется программа «Наш дом — природа» Н.А. Рыжовой, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Программа предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью.

Согласно реализуемой программе, для детей можно дать следующее  определение: 

Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

На Урале, где мы с вами живем тоже имеются заповедники, один из таких заповедников – заповедник «Денежкин камень», расположенный на севере нашей области. В заповеднике «Денежкин камень» имеется множество редких растений и животных.

При ознакомлении детей с животным и растительным миром заповедника «Денежкин камень»  можно использовать видео фильмы, презентации, иллюстрации, фотографии.

Особое внимание стоит уделить растительному миру заповедника, так как многие виды растений имеются и в пригороде г. Тавды.

Также стоит уделить внимание птицам заповедника «Денежкин камень», так как живущие в заповеднике птицы практически нигде не встречаются.

Также детям можно предложить рассмотреть карту Свердловской области и показать где расположен заповедник.

Предварительной работой могут быть рассматривание иллюстраций заповедников, чтение рассказов, стихов, сказок о животных и растениях, загадки о растениях и животных, экскурсии, целевые прогулки, походы для знакомства с растительным миром своего края, рисование животных и растений.

При ознакомлении детей с заповедником «Денежкин камень» можно обсудить проблему исчезновения некоторых видов растений и животных, проблему охраны окружающей среды.

В качестве самостоятельной деятельности по изучению растительного и животного мира заповедника «Денежкин камень», дети могут рассматривать фотографии, картинки, книги.

Родителям можно предложить свозить детей на природу и показать растения, которые имеются и в лесах г. Тавда и в заповеднике «Денежкин камень» (ель, пихта, кедр, сосна, береза, кустарниковые ивы, брусничник).

3. Конспект занятия по ознакомлению с заповедником «Денежкин камень» детей 5-6 лет

Тема занятия: Растительный мир заповедника «Денежкин камень».

Цель занятия: Познакомить детей с особенностями природных условий заповедника «Денежкин камень»; дать детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных; расширять знания и представления детей о значимости заповедников.

Задачи:

Воспитывающие: формирование экологической культуры ребенка, передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, воспитание духовно богатой личности.

Обучающие: формирование общих представлений о многообразии живой и неживой природы, растительного мира, понимание связи природы и человека.

Развивающие: развитие личности ребенка, эстетического восприятия объектов и явлений природы, развитие образного мышления и воображения.

Материал: карта Свердловской области, фотографии, картинки растительного мира заповедника «Денежкин камень», документальный фильм о заповеднике «Денежкин камень».

Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши, фломастеры на каждого ребенка.

Предварительная работа: отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе; беседы «Лес и здоровье», «Кто заботиться о лесе?»; рассматривание альбомов «Растения леса».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня нам предстоит дальнее путешествие. На чем мы будем сегодня, путешествовать? Давайте вспомним, а на чем ездили, летали в сказках? В ступе. Пользовались сапогами — скороходами. Но в ступу не поместятся несколько человек, а пара сапог вообще для одного человека. Остается ковер-самолет. С какими средствами передвижения его можно сравнить? С самолетом, вертолетом, Чем похожи, чем отличаются? Ковер-самолет хорош тем, что ему не нужно горючее, что он перемещается бесшумно, может приземлиться в любом месте. Воспитатель вместе с детьми садится на «Ковер – самолет».

Ребята, прежде чем наш «Ковер – самолет» полетит, давайте вспомним правила поведения на природе:

Ходить по тропинкам.

Не ломать деревьев и кустарников.

Не топтать цветы и травы.

Не разорять птичьи гнезда.

Не рвать паутинки.

Не разжигать костры.

Не оставлять после себя мусор.

2. Изучение нового материала.

Ребята, а вы знаете, куда нас принес «Ковер – самолет»? Давайте определим по карте, где же мы находимся.

Вот это карта нашей Свердловской области, на ней обозначен и наш город Тавда, а это — зеленое место — место нашей посадки. А приземлились мы в заповеднике «Денежкин камень».

Заповедник – это место, где природа живет по своим законам, где все охраняется: трава, цветы, птицы, грибы, рыбы – все это нельзя рвать, ловить птиц и животных. Давайте посмотрим небольшой документальный фильм о заповеднике «Денежкин камень».

Беседа после просмотра документального фильма.

— Ребята, а вы обратили внимание, какие растения произрастают в заповеднике?

— Как вы считаете, какова главная цель создания заповедника?

Охранять природу необходимо в любом месте. А чтобы ее сберечь, надо быть умным и добрым Человеком — Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е.Серова.

Я шагаю по лужайке — Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна вся зеленая страна.

Вот улитка — добрый’ гномик, на себе таскает домик.

Вот квартирка для жука — дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом — муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок — ромашка — в нем живут букашки.

Эта малая страна вся кругом заселена’

Если я, великан, захочу, как лихой ураган, налечу.

Все дома я могу разломать, всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу … Только я не хочу! Я — добрый Великан.

— А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

— Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды растений. Сейчас редкие растения охраняются государством и законом, поэтому мы можем их увидеть в заповеднике «Денежкин камень».

Рассматривание фотографий редких растений, имеющихся в заповеднике.

— Заповедник — это островки спасения природы от человека. Заповедник – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

— Ну а сейчас ребята, нам пора в обратный путь.

На ковер пора садиться,

в детский садик возвратиться,

Там нас ждут игрушки, книжки

и малышки-шалунишки.

Встреч с природой не забудем,

бережливыми мы будем.

3. Подведение итогов.

— Ребята, а вы помните, как называется заповедник, в котором мы сегодня побывали?

— Что вам запомнилось из нашего путешествия больше всего?

— А давайте нарисуем растения, которые мы сегодня увидели в заповеднике.

— Какие замечательные рисунки у вас получились! Молодцы ребята!

Выставка рисунков.

Список литературы

1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2002. 204 с.

2. Рыжова Н. Наш дом — природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26-34.

3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование дошкольников. М.: Академия, 2010. 87с.

4. Токмакова Л. Земля — наш дом родной // Дошкольное воспитание. 2001. № 7. С.81-85.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду // Первое сентября. 2014. URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502310 (дата обращения: 05.01.2016).

6. Заповедник Денежкин Камень // Российские заповедники. 2015. URL: http://www.worldofnature.ru/zapovedniki?id=222&view=park (дата обращения: 06.01.2016).

infourok.ru

Консультация по окружающему миру по теме: Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4

Утверждаю:___________

«___»_________20_____г.

Заведующая ДОУ № 4

К.В. Ильиных

Консультация для педагогов

Современные технологии

экологического образования детей дошкольного возраста

Подготовила:

Ст.воспитатель

С.В. Муллаярова

На современном этапе развития образования появляются все больше новых педагогических технологий, это относится также к экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Рассмотрим специфику познавательно- исследовательской деятельности. Понятия «познавательно-исследовательская» и «детское экспериментирование» близки по содержанию.

Элементарная поисковая деятельность – совместная деятельность воспитания и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания Л.М. Маневцова).

Детское экспериментирование – преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н.Н. Подъяков).

Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между субъектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию.

Технология организации

познавательно — исследовательской деятельности

Подходы к организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста были заложены в исследованиях Л.М. Маневцовой, в котором изучалось продуктивное влияние элементарной поисковой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников.

Важным средством постановки познавательных задач исследователь определяет создание проблемных ситуаций  на основе уже приобретенного опыта.

Динамика поисковой деятельности дошкольников заключается в переходе от принятия познавательных задач, поставленных взрослым, и решения с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

В детском саду познавательно- исследовательская деятельность выражается в виде детского экспериментировании с объектами природы.

Организация опытов с детьми дошкольного возраста. Опыт- наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, включающее их преобразование и поисковые действия детей. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. Осуществляемые им практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования  заключается в последовательном переходе от этапа к этапу.

Мотивационно- ориентировочный этап направлен на актуализацию интереса детей к опытам. Внимание уделяется радости открытия, созданию в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей.

Содержательно- деятельностный этап направлен на развитие умений детей решать более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющего экспериментирования.

Инициативно- творческий этап предполагает совместный исследовательский поиск в рамках проекта.

Эксперименты, опыты и эвристические рассуждения всегда осуществляются детьми на основе имеющихся у них представлений, поэтому важна организация наблюдений с дошкольниками.

Организация наблюдений как источник познания окружающего мира. Наблюдение – сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся.

В соответствии с целью различают три вида наблюдений. Распознающее наблюдение отвечает на вопросы: что это или кто это? Какого его свойства? Длительное наблюдение за изменением и развитием объекта позволяет устанавливать, что изменилось как растет. В наблюдении усиливается роль памяти, так как ребенку необходимо помнить прошлое состояние объекта.

С.Н. Николаева выделяет циклические наблюдения за одним и тем же  объектов в течение длительного времени, которые имеют ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение  всего объема знаний на порции, каждое существенное наблюдение  позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Многоразовое обращение к одному и тоже объекту у детей формируется устойчивый интерес к нему. В результате у них возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

Воссоздающее наблюдение по отдельным признакам воссоздает объект в целом. В том виде наблюдения ведущее место занимает мышление, сенсорный опыт отходит на второй план. Большую роль играет воображение, припоминание и обобщение.

При организации наблюдения важно соблюдать следующие требования:

  1. Задача наблюдения должна быть понятна детям и принята им. Необходимо дождаться эмоционального отклика детей, их готовности включиться в поиск.
  2. Создать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумывать место наблюдения, рациональное расположение объектов и размещение детей. Для наблюдения в естественных условиях педагог заранее посещает это место, планирует ход наблюдения, организацию детей, вопросы к ним.
  3. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, включены и другие анализаторы. Комплекс разных ощущений помогает детям составить полную характеристику природного  объекта, создают и обогащают эмоциональное впечатление о нем.
  4. Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения. Это выполнение рисунков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях  и совместной деятельности с воспитателем.

Технология моделирования в экологическом образовании дошкольников

Модель – заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними, что делает доступными к познанию те существенные связи и зависимости, которые были скрыты от непосредственного восприятия ребенком.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей.

Существуют разные классификации моделей. По характеру познаваемых признаков выделяются: система сенсорных моделей, выражающая сенсорные признаки предмета (цвет, форма, величина, характер поверхности) и т.д; система понятийных моделей, выражающая существенные признаки группы предметов природы (растения, животные, травянистые и древовидные растения).

По характеру изображения модели бывают предметными (модель аналогична предмету и воспроизводит его главные части, особенности), предметно- схематическими (признаки предметов фиксируются при помощи предметов- заместителей и графических знаков) и графические модели.

Модель как наглядно – практическое средство познания должна соответствовать ряду требований:

-четко отражать основные свойства и отношения, которые является объектом познания,

-быть доступной для восприятия и действия с ней,

-обозначать существенные признаки объектов для выполнения ею функций обобщения,

-облегчать познание.

Последовательность обучения детей моделированию.

  1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
  2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать  модели, замещающие признаки.
  3. Постепенно увеличивать количество сравниваемых объектов до 3-4.
  4. Обучать детей моделированию существенных или значимых для признаков.
  5. Руководит созданием понятийных моделей.

Обучение дошкольников моделированию должно находиться в тесной связи с обследовательскими действиями. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.

Таким образом, технологии познавательно- исследовательской деятельности или моделирования в экологическом образовании уместны в реализации экологических проектов. Так как экологические проекты можно отнести к исследовательским, которые предполагают  проверку предположений с использованием различных  способов познания.

nsportal.ru

Консультация по окружающему миру по теме: Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Консультация для воспитателей

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Но если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Новизной и отличительной особенностью работы учреждения  является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.

Новизна опыта

— в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

— в определении целей и результатов;

— в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

— в обогащении жизненного опыта;

— в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

— в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

 

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

-Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

-Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

К программе выпущены методические разработки, представленные в серии книг «Волшебница- вода» и др.

Книга «Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Авторы: Рахманова Н, П., Щетинина В. В., Дыбина О. В.,

В книге представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3-7 лет. В их содержание включены дидактические игры, алгоритмы, модели и схемы, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников. Книга предназначена для воспитателей детских садов. Детских домов, а также для учителей начальных классов и родителей.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом созданы оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка. Системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают элементарные экологические знания о природе у них формируется правильное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за него, наблюдается снижение уровня заболеваемости детей.

          К настоящему времени  воспитатели провели   много   мероприятий  по экологии, природоведческие презентации, перспективные планы прогулок, изготовили много игр, поделок.

В нашем  ДОУ традиционно проводятся акции:

— «Украсим свой участок поделками» (из бросового материала, силами родителей) ;

— «День Земл»;

— «Возвращайтесь птицы на Родину», развешивание скворечников к прилету птиц;

— «Зимняя столовая» (изготовление кормушек, сбор кормов) ;

— опыты с песком, водой, глиной;

— «Огород на подоконнике»

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

 .

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о