Статья на тему: Современные методы обучения и воспитания
Рахимуллина З.Р.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
«Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова», г.Казань
Данная тема очень актуальна в наше время. Если мы оглядимся во круг, то с легкостью поймём что воспитывает абсолютно все: люди, явления, даже вещи, но прежде всего воспитывают — люди. На самом первом месте – воспитывают родители и педагоги. Со всем сложным миром, окружающей действительности ребенок входит в множество отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, данный «хаос» создают определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя.
Очень широко в детском саду используют ИКТ, дошкольникам очень нравиться данный метод обучения, информация усваивается быстрее, и больший процент информации запоминается. Каждый режимный момент в детском саду, идёт на обучения и воспитания личности ребёнка.
Так же большое влияние в развитии каждого человека, приходиться на школьное образование, человек получает соответствующее воспитания, школьное образование способствует полноценному развитию личности человека,, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.
Главной целью в средней общеобразовательной школы, является – способствовать эмоциональному, физическому , нравственному, и конечно умственному развитию личности. Дли достижения данной цели, педагоги так же используют различные методы обучения.
Пользуясь различными источниками, давайте рассмотрим, что же такое метод обучения.
Метод обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на три составляющие: педагогические и ученические, методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников. Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками.
Методы обучения — это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
Методы обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Современный педагог постоянно должен совершенствоваться , использовать новые методы и приёмы в обучении детей. От усилий не только учителя, но и от самого ученика, на прямую зависят, успех осуществления метода и степень его эффективности. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Методы должны быть используемы в совокупности, если использовать только один метод обучения, то выполнить задачи и цели обучения не удастся. В современной школе используется такие методы как: традиционно — словесные, игровые и развивающие, компьютерные, дистанционные.
К словесным методам относят: рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию. Если педагог использует данную группу методов, то он не должен забывать о темпе и тоне изложенного материала. Темп не должен быть слишком быстрым, если темп очень быстрый, то это приводит к затруднению восприятию и пониманию материала. Если же наоборот, темп речи педагога слишком медленный, то ученики теряют интерес к излагаемому материалу, и попросту перестают его воспринимать. Так же слишком громкий или же наоборот слишком тихое и монотонное изложение, отрицательно влияют на усвоение материала.
Метод изложения — это связное сообщение излагаемое учителем, данный метод используется, привведение новой информации для учеников, так повторение уже изученного знакомого материала. Таким образом, учитель закрепляет уже изученный материал, и подводит итоги.
Так же излагать учебный материал можно в виде объяснения или же описания.
Со всеми данными методами, можно использовать ИКТ, Школьникам так же нравиться данное внедрение.
Изложение материала может быть в форме рассказа, или художественного описания. Делается это при использовании выразительных средств.
Рассказ — это образное, эмоциональное и живое изложение материала. Используется он в основном при изложении гуманитарных предметов.
Так же как и в дошкольных учреждениях, в школах очень распространены дидактические игры, считается что игры относяться к виду учебной деятельности, который моделирует какой-либо изучаемый объект, явление, процесс.
Дидактическая игра стимулирует в школьнике, как и в дошкольнике, его познавательный интерес и активность. Главным ее отличием является деятельность человека. За последнее время многие учителя накопили огромный запас разнообразных методических разработок дидактических игр по учебным предметам.
Сейчас же , всё чаще применяют компьютерные игры, которые носят обучающий и развивающий характер.
Ещё с дошкольного возраста игра в жизни ребёнка является ведущим видом деятельности, дети воспринимают игру как жизнь, действительность, которую создаёт сам ребёнок. В связи с этим игра для ребенка более доступна, чем окружающий мир, с точки зрения ее понимания, в дошкольном возрасте ребёнок познаёт мир через игру, обучается а так же воспитывается. Нередко для детей важен сам процесс игры, а не результат.
Игра помогает развитию способностей ребёнка, так же облегчает вхождение детей в сложный мир различных человеческих отношений, но и снимает психологическое напряжение, сюжетно — ролевые, дидактические, подвижные игры и т.д. Таким образом, мы понимаем что игра способствует развитию личности ребёнка.
Широкое распространение получил проблемный метод обучения. В основе проблемы всегда лежит противоречие. Противоречие воспринимается в качестве категории диалектики. Проблемные ситуации, в которых ребёнок ищет правильный ответ, правильный выход из сложившейся ситуации.
Данный метод применяют для создания и разрешения на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций. Следовательно, разрешая противоречия, школьник познает явления и предметы, являющиеся предметом исследования. Проблемная ситуация не всегда становится проблемной для школьника. Дошкольники и школьники активно проявляют интерес к данному методу. От мастерства учителя зависит, заинтересует ли школьников учебный материал, преподнесенный в виде проблемы, или нет.
Учитель должен преподнести до детей определённый материал, так чтобы активизировалась мыслительная работа всего класса, что бы дети усвоили и поняли полученную информацию. Цель учителя — заинтересовать школьника к поиску верного решения поставленной проблемы. Побудить к решению проблемы.
В современных школах, широко стали использовать компьютерное и программированное обучение. Данное обучение необходимо для создания технологии обучения, которая способна постоянно контролировать процесс усвоения знаний детьми. Оно выполняется по программе, составленной заранее. Программа может находиться либо в обучающей технике, либо в учебнике. Процесс обучения можно представить в виде схемы, пунктов:
1. материал изложенный учителем, усваивается не полностьюа отдельными порциями, которые представляют собой последовательные шаги;
2.после изучения каждого этапа учебного материала осуществляется контроль учителем над его усвоением;
3.необходимо помнить, что, если ученик правильно ответил на вопросы, ему нужна новая порция материала, предыдущий материал он усвоил.
4.если же ученик ответил на вопросы с ошибками, учитель ему помогает, или же напоминает пройдённый материал.
Существует так же дистанционная форма обучения ,которая тесно связанна с развитием информационных технологий и телекоммуникаций.
Данная технология очень удобна, человек находящийся в любой точке мира может учиться, при использовании современных информационных технологий.
В состав таких технологий входят трансляции учебных программ потеле — и радиостанциям, кабельное телевидение, видеоконференции. Через электронную почту и Интернет у учащихся есть возможность получать и передавать учебную информации.
Какая цель обучения- такие и методы, любой метод обучения выбирается в зависимости с целью.
Современная дидактика от ученика требует не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать. Сам педагог выбирает метод обучения, в зависимости с поставленной целью, не забывая о таких правилах как: степень наглядности , научности и конечно же доступности.
nsportal.ru
Статья на тему: Современные методы обучения и воспитания
Современные методы обучения и воспитания
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя[.
Школьное образование имеет большое влияние в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения. Метод обучения — понятие весьма сложное и неоднозначное. На современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения — это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Методы обучения — это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения.
Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не, только учителя, но и самого ученика. Необходимо отметить, что учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. В современной школе используется такие методы как: традиционно — словесные, игровые и развивающие, компьютерные, дистанционные.
К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию. При использовании словесных методов следует учитывать темп и тон изложения материала. Темп не должен быть слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание. Если же темп речи слишком медленный, постепенно ученики теряют интерес к излагаемому материалу. Отрицательно влияют на усвоение материала слишком громкое или тихое, а также монотонное изложение. Изложением называют связное сообщение материала учителем, когда он сообщает о тех фактах, о которых ученики еще ничего не знают. В связи с этим метод используют тогда, когда об изучаемой теме у учащегося еще нет никаких знаний. Вторым случаем, когда этот метод используется, является повторение уже изученного материала. Таким образом, учитель подводит итоги или помогает закрепить уже изученный материал.
Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или описания. Его используют в том случае, когда материал, сообщаемый учащимся, им незнаком, а факты при изучении этого материала нельзя наблюдать непосредственно. Изложение материала может быть в форме рассказа, или художественного описания. Делается это при использовании выразительных средств. Рассказ — это образное, эмоциональное и живое изложение материала. Используется он в основном при изложении гуманитарных предметов [2].
Широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Дидактической игрой принято считать такой вид учебной деятельности, который моделирует какой-либо изучаемый объект, явление, процесс. Дидактическая игра стимулирует в школьнике его познавательный интерес и активность. Главным ее отличием является деятельность человека. За последнее время многие учителя накопили огромный запас разнообразных методических разработок дидактических игр по учебным предметам. А сейчас все чаще стали применять различные компьютерные игры, которые носят обучающий и развивающий характер. Игра для ребенка является жизнью, действительностью, созданной самим ребенком. В связи с этим игра для ребенка более доступна, чем окружающий мир, с точки зрения ее понимания. Нередко для детей важен сам процесс игры, а не результат. Игра полезна во всех отношениях, поскольку она не только помогает развитию способностей ребенка, но и снимает психологическое напряжение, облегчает вхождение детей в сложный мир человеческих отношений [1].
Широкое распространение XX-XI в. получил проблемный метод обучения. В основе проблемы всегда лежит противоречие. Противоречие воспринимается в качестве категории диалектики. О проблемном методе следует говорить только тогда, когда на уроке создаются противоречия, которые необходимо разрешать. Проблемный метод применяют для создания и разрешения на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций. Следовательно, разрешая противоречия, школьник познает явления и предметы, являющиеся предметом исследования. Проблемная ситуация не всегда становится проблемной для школьника. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме школьники проявили интерес. От мастерства учителя зависит, заинтересует ли школьников учебный материал, преподнесенный в виде проблемы, или нет. Именно он должен преподнести материал должным образом, так, чтобы активизировалась мыслительная работа всего класса. Цель учителя — побудить школьника к поиску верного решения поставленной проблемы.
С развитием кибернетики в современной школе стали использовать программированное и компьютерное обучение. Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, способной постоянно контролировать процесс усвоения знаний. Оно выполняется по программе, составленной заранее. Программа может находиться либо в обучающей технике, либо в учебнике. Процесс обучения можно представить в виде схемы:
1. учебный материал осваивается не целиком, а отдельными порциями, которые представляют собой последовательные шаги;
2.после изучения каждого этапа учебного материала осуществляется контроль над его усвоением;
3.необходимо помнить, что, если ученик правильно ответил на вопросы, ему нужна новая порция материала;
4.если же ученик ответил на вопросы с ошибками, учитель ему помогает.
Дистанционная форма обучения связано с развитием информационных технологий и телекоммуникаций. Такая технология обучения дает возможность любому человеку, находящемуся в любой точке земного шара учиться, используя современные информационные технологии. В состав таких технологий входят трансляции учебных программ по теле — и радиостанциям, кабельное телевидение, видеоконференции. Через электронную почту и Интернет у учащихся есть возможность получать и передавать учебную информации. Такое обучение удобно тем, что оно позволяет заниматься своим видом деятельности и одновременно обучаться, ориентируясь на гибкий выбор обучающих программ и учебных дисциплин[4].
Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Современная дидактика от ученика требует не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы.
nsportal.ru
Статья на тему: Современные методы обучения и воспитания с использованием ИКТ в школе
Современные методы обучения и воспитания с использованием ИКТ в школе I ступени.
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
Компьютер становится мощнейшим стимулом для развития и творчества детей. Очевидно, что роль персональных компьютеров возрастает, и в соответствии с этим возрастают требования к компьютерной грамотности обучающихся школы I ступени. Вследствие этого важнейшей задачей школ, особенно начальной, так как она является фундаментом, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, является разработка и внедрение в педагогическую практику информационных технологий.
Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.
В условиях современного общества информационно — коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становятся важной составляющей его профессионализма.
Задачей учителя становится не только научить читать, решать, писать, но в наш переполненный мир информации научить ребёнка работать с ней.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.
Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс и позволяет:
— усилить образовательные эффекты;
— повысить качество усвоения материала;
— осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;
-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Интерактивная доска — это находка для школ готовых работать с компьютерными технологиями.
Освоение и применение на уроке интерактивной доски (ИД) – обязательный элемент внедрения ФГОС. Интерактивные доски на уроках в школе используются для преподавания различных предметов и используются во внеурочной деятельности.
Её использование позволяет реализовать творческий потенциал детей, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Использовать это чудо современной техники можно на каждом уроке в качестве наглядно-иллюстративного метода, как тренажер. Готовить с классом праздники, классные часы, выступать с различной информацией на педсоветах, родительских собраниях и т.д. Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть, петь, смотреть фильмы, работать с различными дисками и многое другое.
Современные дети с большим удовольствием воспринимают информацию, полученную при помощи электронных источников. Использование на уроке интерактивной доски и образовательных ресурсов делает урок не только более интересным, но и эффективным.
Хочется отметить преимущества ИД как для педагогов, так и для учащихся:
— использование интерактивной доски на уроке, учителя делают свои уроки яркими, выбирают различные стили обучения, работают с различными цифровыми образовательными ресурсами, ориентируются на потребности возрастных групп, возможность создавать и проводить опросы в режиме реального времени.
— учащиеся получают больше возможности для активного участия в учебном процессе; лучше понимают сложный материал, получают большие возможности для развития творчества и самостоятельности.
Мобильный компьютерный класс для начальной школы — отличное решение, позволяющая не только хранить и доставлять компьютерную технику к месту занятий, но и быстро разворачивать беспроводную компьютерную сеть в любом учебном помещении,
Мобильный класс дает учителям возможность совершенствования форм подачи учебного материала. Учитель в данном случае выступает не только в статусе источника знаний, но и в роли координатора, наставника.
Использование мобильного класса эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения.
Уроки с использованием мобильного класса базируются на следующих общедидактических принципах обучения:
• принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
• принцип системности и последовательности;
• принцип наглядности.
Проанализировав все выше сказанное можно сделать вывод, что использование ИКТ в общеобразовательном процессе начальной школы ведет к повышению уровня знаний и качества образования.
nsportal.ru
Методы обучения ℹ️ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС
В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально.
Классификация методов обучения в педагогике
Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.
Словесные
Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.
Наглядные
Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.
Условно наглядные варианты можно подразделить на:
-
применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;
-
использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;
-
видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.
Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.
Практические
Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.
К примерам реализации вовлечения относятся:
-
тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;
-
игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.
Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.
Современные методы обучения и преподавания
Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.
Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.
Деловая игра
Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.
У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.
Учебная игра
Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.
К базовым принципам учебной игры относятся:
-
Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.
-
Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.
-
Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.
Метод погружения
Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.
Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.
Метод опережающего обучения
Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:
-
комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;
-
использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;
-
перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;
-
сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.
Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.
Эвристический метод
Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.
Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.
Метод синектики
Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.
Методы обучения по ФГОС
Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.
Пассивные
Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.
Активные и интерактивные
Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.
Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.
Кейс-метод
В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.
Метод проектов
Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.
Эвристический
В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.
Проблемный
В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.
Исследовательский
В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.
Модульного обучения
В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.
РКМЧП
Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.
Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.
nauka.club
43. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Шпаргалка по общим основам педагогики
Рассмотрим термин «метод». В переводе с греческого языка термин methodos обозначает «путь», «способ продвижения к истине».
В современной педагогической литературе нет единого мнения относительно определения термина «метод обучения» и его роли в системе обучения и воспитания. Например, Ю.К. Бабанский считает, что методом обучения следует называть способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, который направлен на решение задач образования. В свою очередь, Т.И. Ильина раскрывает под понятием «метод обучения» организацию познавательной деятельности учащихся. Как нет единого определения метода обучения, так и нет единой классификации. Рассмотрим несколько методов обучения:
– объяснительно-иллюстративный метод: учащиеся получают знания на занятиях из учебной или методической литературы. Воспринимая полученную информацию, они находятся в рамках репродуктивного мышления. Чаще всего используется в вузе;
– репродуктивный метод: изучение на основе образца или правила, т. е. учащийся выполняет действия по ранее написанному алгоритму;
– метод проблемного изложения: перед объяснением нового материала педагог ставит перед учащимися проблему, которую они не могут решить из-за недостатка конкретных знаний, умений, навыков, затем раскрывается система доказательств, происходит получение новых знаний и тем самым решается поставленная задача. Широко используется в практике;
– частично-поисковый, или эвристический, метод: заключается в поиске решений поставленных задач либо под руководством педагога, либо с использованием эвристических программ и указаний;
– исследовательский метод: после произведенного анализа материала, постановки задач и краткого устного или письменного объяснения учащиеся самостоятельно изучают литературу, проводят опыты, анализируют полученные результаты и выполняют другие действия поискового характера. При использовании этого метода наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность, творческий поиск и т. д. Еще одна классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания:
– словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж и т. д.;
– практические методы: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.;
– наглядные методы: иллюстрирование, показ и т. д. Существует еще одна классификация по источникам познания:
– метод формирования знаний: рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и т. д.;
– метод формирования поведения: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.;
– метод формирования чувств (стимулирования): одобрение, похвала, порицание, контроль и т. д. Ю.К. Бабанский, в свою очередь, разделяет все методы на три группы:
– метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
– метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
– метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
В то же время М.А. Данилова, Б.П. Есипова считают, что все методы делятся следующим образом:
– методы приобретения новых знаний;
– методы формирования умений, навыков при применении знаний на практике;
– методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Приведенные выше классификации методов обучения являются лишь основными. Существует большое количество классификаций, которые основываются на различных целях и задачах.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Статья на тему: Современные методы обучения и воспитания с использованием ИКТ в школе I ступени.
Современные методы обучения и воспитания с использованием ИКТ в школе I ступени.
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.
Компьютер становится мощнейшим стимулом для развития и творчества детей. Очевидно, что роль персональных компьютеров возрастает, и в соответствии с этим возрастают требования к компьютерной грамотности обучающихся школы I ступени. Вследствие этого важнейшей задачей школ, особенно начальной, так как она является фундаментом, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, является разработка и внедрение в педагогическую практику информационных технологий.
Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.
В условиях современного общества информационно — коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становятся важной составляющей его профессионализма.
Задачей учителя становится не только научить читать, решать, писать, но в наш переполненный мир информации научить ребёнка работать с ней.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.
Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс и позволяет:
— усилить образовательные эффекты;
— повысить качество усвоения материала;
— осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;
-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Интерактивная доска — это находка для школ готовых работать с компьютерными технологиями.
Освоение и применение на уроке интерактивной доски (ИД) – обязательный элемент внедрения ФГОС. Интерактивные доски на уроках в школе используются для преподавания различных предметов и используются во внеурочной деятельности.
Её использование позволяет реализовать творческий потенциал детей, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Использовать это чудо современной техники можно на каждом уроке в качестве наглядно-иллюстративного метода, как тренажер. Готовить с классом праздники, классные часы, выступать с различной информацией на педсоветах, родительских собраниях и т.д. Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть, петь, смотреть фильмы, работать с различными дисками и многое другое.
Современные дети с большим удовольствием воспринимают информацию, полученную при помощи электронных источников. Использование на уроке интерактивной доски и образовательных ресурсов делает урок не только более интересным, но и эффективным.
Хочется отметить преимущества ИД как для педагогов, так и для учащихся:
— использование интерактивной доски на уроке, учителя делают свои уроки яркими, выбирают различные стили обучения, работают с различными цифровыми образовательными ресурсами, ориентируются на потребности возрастных групп, возможность создавать и проводить опросы в режиме реального времени.
— учащиеся получают больше возможности для активного участия в учебном процессе; лучше понимают сложный материал, получают большие возможности для развития творчества и самостоятельности.
Мобильный компьютерный класс для начальной школы — отличное решение, позволяющая не только хранить и доставлять компьютерную технику к месту занятий, но и быстро разворачивать беспроводную компьютерную сеть в любом учебном помещении,
Мобильный класс дает учителям возможность совершенствования форм подачи учебного материала. Учитель в данном случае выступает не только в статусе источника знаний, но и в роли координатора, наставника.
Использование мобильного класса эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения.
Уроки с использованием мобильного класса базируются на следующих общедидактических принципах обучения:
• принцип сознательности и активности учащихся в обучении;
• принцип системности и последовательности;
• принцип наглядности.
Проанализировав все выше сказанное можно сделать вывод, что использование ИКТ в общеобразовательном процессе начальной школы ведет к повышению уровня знаний и качества образования.
nsportal.ru
Статья по теме: Современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на заседании Совета кураторов: «Современные формы и методы патриотического воспитания».СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М….
Использование инновационных форм и методов обучения и воспитания с целью совершенствования качества образования через обучающие структуры при изучении физики.В условиях современной педагогической действительности необходимы методы, способствующие решению прикладных задач. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятел…
обобщение педагогического опыта по теме «Интерактивные формы и методы обучения и воспитания учащихся»Обобщение опыта на уровне школы. Результат 3-летней работы над темой, содержит много практических заданий для урочной работы по биологии, химии, географии….
Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС….
Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В…
Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»…
Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС» конспект…
nsportal.ru