Роль бабушки в воспитании внуков
Советы, рекомендации, критика, наставления по уходу за малышом — в этом нет равных нашим мамам и свекровям. А уж воспитание внуков бабушками — тема извечно животрепещущая. Должны ли бабушки помогать? Для полноценного развития ребёнку необходимо общаться с родственниками разных поколений. Роль бабушки в воспитании внуков важна, но должна быть дозированной.
От чего зависит роль бабушки в воспитании внуков
Участие бабушек в жизни внуков — в российской традиции из глубины веков. Психологи уверяют: роль бабушек напрямую связана с отношением родителей ребёнка к старшему поколению. Малышу безразлично, что его любимая бабушка — одновременно придирчивая свекровь или нелюбимая тёща. Молодые должны учитывать возрастные особенности психики пожилых людей и быть уважительными к ним и к этим неизбежным обстоятельствам. Чтобы проводить единую «политику» воспитания ребёнка, необходимо создавать и поддерживать ровные доброжелательные отношения со старшими членами семьи.
Часто конфликты по разным вопросам между поколениями возникают при проживании бок о бок на одной территории. Вот почему специалист по семейному консультированию, психолог М.Е. Литвак категоричен: обзаводиться детьми следует, когда будущие родители располагают собственным жильём, достаточным заработком и приобрели профессию. Хозяйка дома, предоставившая новоиспечённой семье крышу и финансирование, считает себя вправе диктовать условия и навязывать личное мнение.
Устаревшие взгляды пожилых родителей на развитие детей часто вызывают между родственниками раздоры. Различные подходы к воспитанию и противоречащие друг другу методы дезориентируют ребёнка. Он не может жить в ситуации несогласованных требований — окружающий мир для маленького человека должен быть един и предсказуем. Иначе малыш чувствует себя тревожно, дискомфортно. Взрослые получают бумеранг обратно — объект воспитательных экспериментов начинает подстраиваться и манипулировать членами семьи. Другой негативный момент: в подсознании ребёнка закладывается комплекс вины в результате ощущения себя источником внутрисемейных конфликтов. Нестабильное окружение формирует неустойчивую психику.
«Правильные» бабушки и дедушки
Роль бабушек-дедушек в воспитании крайне важна, она — в безоговорочном принятии ребёнка, в любви к внуку безо всяких условий, оценок и осуждения, просто за то, что он существует. Знаки безусловного принятия — радость от встречи, теплые слова, ласковые взгляды, нежные прикосновения — нужны ребенку как пища для растущего организма. Во время такого общения удовлетворяется одна из базовых «человеческих» потребностей — потребность в любви, нужности другому. А это — непременное условие нормального развития психики. При правильном распределении ролей (
Мамины обязанности, хроническая усталость, боязнь избаловать малыша часто сдерживают естественные проявления эмоциональной привязанности к ребёнку. Вот тут как раз самое место бабушкам-дедушкам, не обременённым родительской ответственностью. Большинство пожилых людей эмоционально уравновешены и жалостливы. Они не торопятся по неотложным делам, поэтому полностью погружаются в общение с маленьким человечком. Старшие члены семьи часто с головой уходят в детские проблемы, включаются в игры, разрешают больше, чем когда-то собственным детям. Бабушка и дед обычно добрее, мудрее пап и мам, меньше требуют и много позволяют. Они знают много историй, рассказывают о своём детстве, умеют утешать — ну как их не любить!
Понимающая бабушка всецело принимает взаимоотношения молодых родителей, не вмешивается в их дела, чутко улавливает, когда её присутствие нежелательно и когда — необходимо. В одинокой семье активно участвующий в жизни внуков дедушка может с успехом исполнять роль отца.
Дети, воспитанные «правильными» бабушками-дедушками, интеллектуально более развитые, чуткие, ответственные.
Общение внуков со старшими родственниками — дело обоюдовыгодное: улучшается психологическое самочувствие самих прародителей. Они избавляются от чувства невостребованности, получают удовольствие от контактов с подрастающим поколением, убеждаются в собственной значимости.
Воспитание внуков бабушками, или Бабушки бывают разные
Бывает, что любящая бабушка ведёт себя не вполне адекватно, не прислушивается к просьбам родителей. Она балует внуков, потакает прихотям, задаривает подарками. Причина обычно кроется в неудовлетворённых потребностях пожилой женщины в самоуважении и уважении другими. Бабушкино упрямство и «своеволие» в вопросах воспитания подчастую связано с недостаточным вниманием со стороны повзрослевших детей. Забота о внуке становится «светом в окошке», ведь именно в этом деле она может проявить компетентность, почувствовать собственную значимость. Молодым родителям следует больше общаться со старшими, подчеркивать, как они ценят опыт и мнение свекрови или тёщи.
Гиперактивная бабушка
Встречаются бабушки, чересчур активно вмешивающиеся в воспитательный процесс. Они стремятся играть роль матери, забывая, что внук — не их ребенок. Чаще всего так ведут себя люди, не реализовавшие личные возможности в течение жизни и стремящиеся самоутвердиться за счет неопытного, «слабого». Опасная позиция: слабый может продемонстрировать силу, и тогда воинствующая сторона останется ни с чем.
Главнокомандующий-бабушка неустанной энергией, граничащей с агрессией, способна нанести серьёзные повреждения семейному кораблю даже из другого города:
- Распоряжаясь всем и всеми, бабушка снижает авторитет родителей, ребёнок перестаёт их уважать. Детско-родительские отношения привязанности страдают.
- Стопроцентно «бабушкино» воспитание приводит к трудностям в адаптации в коллективе, неумению общаться со сверстниками.
Такие воспитательницы — часто начальники на работе. Бывает, что женщины с неудовлетворенным вовремя материнским инстинктом компенсируют вину за то, что в молодости «недодали» собственным деткам.
Что делать:
- не провоцировать свекровь или тещу бросать работу (если она ещё трудится),
- попробовать дистанцироваться от неё, уменьшить участие в воспитании,
- постараться энергичное желание и благие намерения перенаправить в другое русло: не кормить-одевать-заниматься, а играть-читать-гулять.
- никогда не выяснять отношения при детях.
Бабушка — не вторая мама, не сможет её полностью заменить. Временное «замещение» матери и убежище в бабушкином доме уместно при домашних конфликтах, когда родители постоянно скандалят, шумно разводятся и т. д.
Игнорирующая бабушка
Самая обидная и тяжело принимаемая ситуация для родителей. В жизни отстраняющейся от внуков бабушки есть более интересные и важные, как она считает, дела: взрослая женщина может заниматься собой, карьерой, здоровьем, просмотром сериалов, путешествиями и т. д. Бывает, что она элементарно не любит возиться с малышнёй.
Она четко знает, что никому ничего не должна. Психологически зрелые взрослые сумеют найти для себя объяснение такому поведению. Полюбят ли её выросшие без внимания внуки, зависит от отношения к её позиции родителей. Маленькие дети предпочитают того, кто с ними проводит много времени.
При таком раскладе есть свои плюсы:
- Никто не «лезет», не вмешивается в жизнь молодой семьи.
- Нет конкуренции за любовь ребёнка.
- Отчуждённая бабушка обычно готова компенсировать деятельное отсутствие материальной (или другой) помощью.
Что нужно сделать:
- принять право близкого человека на выбор,
- не критиковать в присутствии детей,
- иметь в виду, что при нечастом общении с младшим членом семьи «дистанционная» бабушка вряд ли сможет учитывать возрастные особенности развития ребенка.
Редко удаётся избежать разногласий, когда в воспитании участвуют родные разных поколений. Чтобы недоразумения не переросли в боевые действия, отражающиеся на детской психике, «сферы влияния» определяют сразу. Опыт старших родственников ценен, но ответственность за способы воспитания лежит на родителях. Только в атмосфере семейной дружбы, любви, взаимопонимания создаются условия для гармоничного развития ребёнка.
ammam.ru
Роль бабушки в воспитании ребенка
Современные бабушки рушат стереотипы. Сегодня немногие из них носят платочки и пекут пирожки. Все больше женщин пенсионного возраста продолжают работать и вести активный образ жизни, одни по своей воле (заняты карьерой и личным развитием), другие по необходимости (заняты зарабатыванием денег для себя, детей и внуков). Какова же роль бабушки в воспитании ребенка?
Какие они, современные бабушки?
Роль бабушек условно можно разделить на два вида:
- Советская бабушка. Женщина на пенсии. Добрая, заботливая, бесконечно любящая, жертвенная и чрезмерно опекающая. Она няня, а в случае, когда мамы у ребенка нет или она постоянно на работе – вторая мама. Такая бабушка живет вместе со всей семьей или отдельно, но очень много времени проводит с внуками.
- Западная бабушка. Продолжающая строить карьеру и улучшать личную жизнь, женщина за пятьдесят. Независимая, активная, деловая, современная, интересная в общении. Ей трудно выкроить время для внуков, для них она – нечастная, но желанная гостья, которая дарит подарки, а родителям деньги, чтобы они наняли няню, если сами не справляются. Такая бабушка может зарабатывать больше мам и пап внуков.
Сегодняшние бабушки – это женщины, родившиеся в СССР, но достаточный период жизни уже прожившие после распада страны. Они успели взять из советского прошлого лучшие традиции и методики педагогики и психологии. Но в то же время, они узнали и ознакомились с западными веяниями и совершенно иными, свободными и нестандартными подходами к воспитанию детей.
Если взять из двух разных моделей поведения бабушек (советской и западной) только самое лучшее, получится идеальная бабушка. Но даже на такую безупречную бабушку не стоит «скидывать» своего ребенка, а бабушке не стоит брать на себя эту «ношу».
Главная ошибка родителей
Не нужно спешить становиться родителями, пока не удалось «встать на ноги»: пока нет своего дома, хорошей работы и достаточного уровня заработка! Пока нет уверенности, что получится заботиться о ребенке без привлечения бабушек и дедушек, не нужно заводить детей!
Это может показаться жестоким, но в противном случае молодых родителей ожидает множество проблем! Заводя ребенка и оставаясь при этом ребенком (психологически), трудно выжить.
Масса проблем возникает у тех семей, которые привлекают к воспитанию своих детей бабушек и дедушек: от проблемы «Одну кофточку ребенку на улицу одевать или две?» до проблемы «А не развестись ли тебе с твоим/твоей?».
Молодые родители сами «скидывают» детей на бабушек-дедушек, а потом возмущаются: «Они не дают нам воспитывать ребенка так, как хотим! Указывают, как жить и что делать!». Но удивляться и возмущаться тут нечему! Все логично.
Нелепо полагать, что бабушка, которая берет на себя ответственность за ребенка, сидит с ним, воспитывает и учит, пока мама и папа на работе, предоставляет молодой семье свою жилплощадь, помогает им еще и материально, не попросит ничего взамен! Попросит, а точнее потребует… власти!
Кто в доме хозяин? Тот, у кого власть и авторитет. А они у того, у кого основные, необходимые для жизни в современном мире ресурсы – время, жилплощадь, финансы.
Очень часто главной в семье оказывается бабушка или тандем бабушки с дедушкой. При том, что у них власть и авторитет, у них же и безграничная любовь внуков.
Современные родители совершают большую ошибку, когда по умолчанию, не спросив будущих бабушек и дедушек, решают за них, что они должны и будут сидеть с их детьми! Не должны и если не захотят – не будут! Нет такого закона «Бабушка и дедушка обязаны сидеть с внуками и нянчится с ними, пока родители заняты своими делами».
Если уже есть ясное понимание, что без помощи своих родителей в деле воспитания детей не обойтись, об этом нужно договориться заранее! Загодя спросить у будущих бабушек и дедушек: «Вы сможете нам помогать? Будете сидеть с малышом?». Крайний срок такой беседы – первый триместр беременности, лучше – пару лет до нее, но никак не послеродовый период.
Все лучшее – внукам
Как можно не любить бабушку и дедушку?! Ведь их любовь всеобъемлющая, нетребовательная и безоценочная!
Бабушки не совершают по отношению к внукам и внучкам тех ошибок, которые совершали по отношению к своим детям (и которые те теперь совершают по отношению к своим).
Они стали спокойнее, мудрее, добрее, опытнее, более принимающими и меньше требующими. Бабушки не стремятся, чтоб внуки реализовали их нереализованные мечты и планы (родители чаще хотят и навязывают детям свой путь).
Роль бабушки в воспитании и жизни ребенка бесценна. Именно бабушки учат внуков и внучек самым важным вещам в жизни: быть добрым, человечным, смелым, честным, стремиться к знаниям, успехам, развитию.
Бабушки показывают на своем примере, что такое терпение, труд, красота, доброта, жизнь и любовь.
Они знакомят внуков с историей своей страны и семьи, знают много историй и рассказывают, сколько предков жили, трудились, любили и умирали за то, чтобы жили они и родились их внуки.
Бабушки рассказывают маленькому человечку как ценна его уникальная жизнь, тем самым закладывая первые кирпичики самооценки и мировоззрения.
Психологи доказали, что дети, воспитанные бабушками и дедушками, вырастают более интеллектуально развитыми, старательными, ответственными, отзывчивыми.
Людям, в чьих жизнях были прекрасные бабушки и дедушки, необычайно повезло!
Негативное влияние бабушек
Воспитанием детей должны заниматься их родители, они несут за них ответственность моральную и юридическую. Бабушки могут лишь помогать родителям, но не перенимать их ответственность.
Проблема часто строится не только на том, что родители «скидывают» бабушкам своих детей, а на том, что бабушки сами «отбирают» их и все сопутствующие права и обязанности!
К сожалению, не так опасно не додать внукам свою любовь и внимание, как переборщить. Есть в роли гиперопекающей бабушки отрицательные моменты:
- Если бабушка главная в семье, если она решает все и командует не только внуками, но и их родителями, наблюдается снижение авторитета родителей, дети перестают их слушаться и уважать.
- Когда бабушка заменяет папу и маму, становится невозможным установление между детьми и родителями теплых отношений.
- У бабушек, которые слишком балуют внуков, они вырастают эгоистичными и неуправляемыми (особенно если внук один в семье).
- Какой бы современной ни была бабушка, она – представительница другого поколения. На этой почве возможно множество конфликтов между нею, детьми и внуками.
- Дети, воспитанные бабушками, как правило, необщительные, малоподвижные (отчего нередко страдают от лишнего веса), слишком ранимые, тяжело адаптируются в детском коллективе, им просто не интересно проводить время со своими ровесниками.
Но даже не слишком правильная, гиперопекающая бабушка, во всяком случае, лучше, чем приходящая и чужая женщина-няня.
Правила хорошей бабушки
Чтобы избежать негативных последствий роли бабушки и укрепить позитивные, психологи рекомендуют:
- Предоставить бабушке возможность самостоятельно принять решение об участии в жизни внуков. Это должно быть добровольное, а не принудительное решение. Желание, а не жертва личной жизнью ради детей и внуков. Находясь в роли Жертвы воспитать внуков счастливыми все равно не получится.
- Обозначить границы и обязанности. Сколько часов и как часто бабушка сможет сидеть с детьми? Что в это время ей можно делать и как? Чтобы не было конфликтов и перекладывания ответственности (а в случае чего и вины), нужно до мелочей обговорить все нюансы, вплоть до того, какие игрушки ребенку давать, а какие нет. Бабушка – исполнитель, который советуется с родителями, но не лидер.
- Сохранять авторитет родителей. Их мнение, стиль поведения и воспитания должны быть уважаемы и первичны. Бабушка – помощник и соратник родителей. Хорошо когда она не берет на себя слишком много и ее «политика» не расходится со стилем воспитания родителей (если, конечно, этот стиль не вредит внукам).
Добрые и мудрые бабушки и дедушки становятся друзьями для своих внуков намного чаще, чем для своих детей. И внуки нередко любят их больше родителей.
Если говорить о любви в широком смысле слова (как о чувстве, которое всегда есть в сердце, которое можно испытывать не только к представителю противоположного пола, а к кому угодно и чему угодно на свете, в том числе и к самому себе), то нельзя не сказать, что именно бабушки являются источником знаний о ней и примером этой самой настоящей любви для ребенка.
В чем должна заключаться роль бабушки, на Ваш взгляд?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЖдем Вашей оценки
Загрузка…Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
ourmind.ru
Роль бабушки в воспитании детей. Советы психолога.
Роль бабушки в воспитании внуков… Какой она должна быть? На этот не для всех простой вопрос постарается ответить семейный психолог Елена Громова.
В семье появился долгожданный внук. И вот, новоявленная бабушка искренне радуется этому событию. И очень надеется принимать участие в воспитании внука. Она верит, что ее жизненный и материнский опыт сейчас очень понадобятся молодой маме…
Но, идут дни, и становится понятно, что мама не всегда готова прислушиваться к советам бабушки, она хочет всё делать по-своему. В этом случае бабушка либо учится деликатно взаимодействовать с мамой и помогать, «не причиняя добра» и уважая молодую маму, либо пытается переубедить, вразумить, навязать… Вот о втором варианте мы сегодня и поговорим.
Что происходит, когда кто-то пытается заставить нас делать то, с чем мы не согласны или чего не хотим?.. Когда нас пытаются переубедить, настоять на своём?… Чаще всего, мы закрываемся. И, либо молчим и делаем по-своему, либо подчиняемся, злясь внутри, либо пытаемся защититься и противостоять.
Тоже происходит и с молодой мамой. Она, наконец-то, стала взрослой женщиной, матерью. И вполне нормально, что она хочет получить личный опыт ухода за ребёнком и его воспитания. У неё есть своё понимание как это делать. И, когда бабушка навязывает ей иное понимание, свой опыт, то зачастую мама бывает к этому не готова. Она протестует…
Так возникают разные конфликтные ситуации. Бабушка считает, что надо кормить ребёнка по часам, а мама хочет придерживаться свободного графика в кормлении; бабушка советует поить ребёнка водичкой, а мама читала, что материнского молока малышу достаточно; мама считает, что ребёнку не нужно надевать головной убор, когда на улице +20 градусов, а бабушка настаивает на том, чтобы надели на него чепчик, «иначе в ушки надует»… Таких ситуаций очень много. К сожалению, не всегда получается разрешить ситуацию без ссор и обид.
Поэтому, дорогие бабушки, даже если ваша дочка или невестка просит Вас о помощи ( а, может, и совсем не просит?..), будьте деликатны в этой помощи. Спрашивайте у мамы Вашего внука, чем Вы могли бы быть ей полезной, и, если Вы чувствуете, что мама с чем-то не согласна, «делайте шаг назад», давая маме ее законное право решать, что надевать ребёнку, чем и как его лечить, как и сколько кормить, когда и как укладывать спать, как воспитывать…. Это все находится в зоне ответственность мамы и папы ребёнка. Если Вы научитесь нянчиться с внуком без настойчивости и указаний, если Вам удастся выстроить уважительные и доверительные отношения с мамой Вашего внука — выиграют всё: и Вы, и внук, и его родители!
Дорогие мамы, если вы видите, что бабушка, желая помочь, заходит слишком далеко, как Вам кажется, или даёт советы, в которых Вы не нуждаетесь или к которым не готовы прислушиваться, — скажите ей честно и открыто, что цените её желание быть полезной, уважаете её жизненный опыт, но при этом хотите сами решать большинство вопросов, связанных с жизнью и воспитанием ребёнка.
Семейный психолог Елена ГРОМОВА, г. Москва
elefteria.ru
Методическая разработка на тему: Родительское собрание «Роль бабушки в воспитании внуков»
Родительское собрание «Роль бабушки в воспитании внуков»
Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью». Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей.
Бабушка и дедушка (прародители) после родителей — это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.
В русском быту бабушка и дедушка занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», — говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.
Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.
По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.
Бабушки и дедушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресениям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери-сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой -неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки и дедушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.
Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.
Современная семья меняется: все меньше и меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко систематически участвуют в воспитании внуков. Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей. Это усугубляется иногда тем, что не совсем гладко складываются отношения между взрослыми поколениями семьи: свекровью и невесткой, тещей и зятем и пр., что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят (а иногда и враждуют). Видимо, бабушки и дедушки должны проявлять мудрость в отношениях со взрослыми детьми, а они, в свою очередь, быть терпимее, заботливее к своим родителям. Мир и хорошие взаимоотношения в семье — наиболее живительная почва для развития личности ребенка. Старшим поколениям (прародителям и родителям) в семье надо сделать все возможное, чтобы дети объединяли, а не разъединяли.
Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они — безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь представит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь — внуки. К ним отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца». С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь. С внуками иная психологическая ситуация: они — на всю оставшуюся жизнь. Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем, увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить! Поэтому так естественно думать о настоящем внуков (с детьми многое делалось во имя будущего), дать им радость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется баловством. Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя. «Любая тенденция избаловать ребенка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша» — такова точка зрения о бабушках и дедушках, высказанная Масару Ибуки, автором концепции воспитания и обучения детей раннего возраста.
Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к которым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и занятым личными проблемами родителям. Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители. У них, даже если они еще работают, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды, дать добрый совет. Нежность и доброта бабушки и дедушки уравновешивают возможную строгость родителей. Частенько старшему поколению приходится выступать в роли адвоката малыша, приводя его родителям множество «смягчающих вину обстоятельств». Обычно это удается, потому что бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка. Интересно, что и восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями несколько отличается, главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей. В педагогическом исследовании Х.А.Тагировой бабушкам (дедушкам), папе и маме предложили составить мини-портрет ребенка. Бабушки были ориентированы на «хорошее» в ребенке, тогда как папа и мама — на недостатки. Одно и то же событие (мальчик разбил чашку, убирая посуду после семейного завтрака) интерпретировалось по-разному — бабушка: «Сашенька всегда старается помочь», папа: «Неловкий, неуклюжий, из рук все валится».
Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.
Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель «близкие отношения на известном расстоянии»: молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.
Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.
Бабушки разговаривают с внуками на «языке младенцев», во всем потакают, неумеренно нежат, неоднозначно относятся к закаливанию — и еще много других спорных вопросов в воспитании, которые могут накалить отношения между родителями и бабушками-дедушками. В этих спорах о ребенке и его интересах иногда забывают. Поведение бабушек можно объяснять различными причинами, как сложившейся социальной ситуацией (родители продолжают играть значительную роль в жизни своих взрослых детей), проблемами физиологического характера (климактерический период), устоявшимися взглядами на воспитание детей, а также привыканием к роли свекрови-тещи и бабушки. Но, порой, к разрешению конфликтов они не приближают ни на шаг.
Помочь в воспитании могут правила, которых строго придерживаются папа и мама. Если сами родители знают, как они хотят воспитать своего ребенка, то легче ожидать исполнения этих требований от других. Например, в ситуации с неумеренными ласками (равно как и с наказаниями) меру должны определять родители. До года можно ласкать и целовать абсолютно все в теле малыша и маме, и папе, и другим любвеобильным родственникам. После 2-х лет ласки должны приближаться все ближе к социально приемлемому стереотипу.
То, что позволено маме и папе, не всегда должно позволяться бабушкам и дедушкам или дядям и тетям. В ситуации, когда бабушка живет вместе с внуками, однозначным решением всех проблем может быть разъезд. Если разъехаться нельзя, значит надо сделать всего три шага, которые приведут к положительным результатам в общении трех сторон. Всего три, но до конца и каждый из них должен быть искренним:
1. Принять, что каждый из взрослых имеет право иметь свою собственную точку зрения на то, как воспитывать ребенка и что ему разрешать, а что запрещать. И считать естественным, что каждый имеет право относиться к ребенку в соответствии со своими воззрениями.
2. Признать на семейном совете, что противоречия в своих мнениях при ребенке недопустимы! Далее выработать или найти те правила, с которыми каждый из членов семьи полностью согласен или согласен терпеть.
3. Принять домашний закон, что когда вся семья вместе, то действуют правила из пункта 2. Когда кто-то из членов семьи остается с ребенком, то действуют его правила и, если в это время пришел тот, кто с этим не согласен, то он спокойно это терпит. Если ребенок бывает у бабушки, живущей отдельно, а бабушка жалуется на то, что внук не выполняет ее требования, то необходимо помнить, что каждая сторона сама распутывает все последствия своего воспитания. Если бабушка балует и все позволяет, то на все бабушкины жалобы «вот это делает, а это не делает» можно ответить, что на своей территории каждый сам себе хозяин. Ни одна бабушка, даже со средствами Рокфеллера и терпением ангела долго не выдержит вседозволенности и начнет устанавливать рамки. И тогда ребенку захочется к предсказуемым родителям. Ребенок станет спокойнее и к тому же у него появится возможность научиться варьировать свое поведение, а не только манипулировать другими, когда нет взаимного согласия.
Несомненно, что в вопросах воспитания бабушки и дедушки бывают мудрее в силу того, что у них есть опыт общения с малышами, уже заметнее стали педагогические достижения и промахи в отношении собственных детей. С внуками они по существу в третий раз, но уже на ином уровне, открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, наконец — внуков.
И каждый раз, «путешествуя» по третьему кругу своей жизни, бабушки и дедушки рассказывают внукам о себе, о своих родителях, создавая связи между поколениями.
С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование внуков. Бабушки и дедушки приобщают внуков к истории своей семьи, но через эту призму высвечивается история народа. Дети усваивают отдельные детали, единичные образы. Незатейливые рассказы бабушки и дедушки, их взгляд и отношение к тем или иным событиям — все это подспудно подводит ребенка к пониманию того, что в жизни народа происходят перемены. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о связи между поколениями.
Вот бабушка рассказывает, как маленькой девочкой в День Победы потерялась на Красной площади, как по дороге в школу упала и разбила чернильницу-непроливайку, каким вкусным казался школьный бублик, который давали на завтрак… Ребенок впитывает детали (война была тяжелой не только для солдат, все радовались Победе), единичные образы. Но на их основе складывается более обобщенный исторический образ: как люди жили раньше, как трудились, как отдыхали, как воспитывали детей. В семье используются и другие источники исторических знаний, хранителями которых чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, детские игры и игрушки. Все эти средства формирования у детей первоначальных исторических представлений отвечают образному характеру детского познания окружающего мира, окрашены личностным отношением.
Современные бабушки и дедушки в подавляющем большинстве своем — грамотные и культурные люди. Они способны не просто нянчить внучат, но и оказывать на них нравственное влияние, расширять их кругозор, делать их жизнь более надежной, защищенной и устойчивой. А внуки для бабушки и дедушки — своего рода эмоциональный тыл, в котором старшее поколение особенно нуждается в связи с тем, что заканчивается трудовая деятельность, впереди заслуженный отдых на пенсии, а это связано с ломкой привычных жизненных устоев. Однако, видимо, не следует полностью «растворяться» в жизни взрослых детей, внуков: слепая жертвенная любовь никого не сделает счастливым.
Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.
nsportal.ru
Консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Роль бабушки в воспитании ребенка
Роль бабушки в воспитании ребенка
Как всегда, в любой ситуации есть свои положительные и отрицательные стороны. У современных родителей есть альтернативы в виде нянь, детских садов, гувернанток, но бабушка остается столь же популярной, как и прежде. Няню еще нужно суметь выбрать, дошкольное учреждение предполагает адаптацию к детскому саду… Но поддержка свекрови или тещи в нужный момент, подсказка или совет могут быть просто необходимы в той или иной ситуации. Это особенно актуально, если малыш в семье – первенец. Ведь новоиспеченным папе и маме так необходимы советы, возможность на какое-то время оставить ребенка людям, которым они доверяют, да просто похвала – «Вы молодцы и здорово справляетесь». Роль бабушки в воспитании ребенка – поговорим об этом?
Бабуля
Для ребенка бабушка, которая активно участвует в его воспитании, становится особым, близким человеком. Причем от бабушки малыш ожидает немного другого, нежели от родителей. Не родительского отношения. И именно бабушка в состоянии ему дать это. Так в чем же особенности бабушкиного подхода? Его смысл заключен в том, что малыш для нее не просто любимый и родной, он продолжение ее кровинки, ее ребенка. И чувства к внукам могут быть даже более сильные, чем к детям. Ведь с ними бабушки связывают не сбывшиеся, нереализованные ожидания, которые не удалось воплотить в детях. Именно внуки, в этом случае, выступают последней надеждой.
А вот отношения бабушек с внуками отличаются от отношений детей с родителями. Ведь бабушка – она не мама, а внуки для нее не дети. Если ребенок ведет себя не так как хотелось бы, то чаще бабушки ему это прощают, ведь это внуки. По отношению к ним у бабушек отсутствует родительская ответственность, ведь у них есть родители. Даже если, по обоюдному согласию, бабушка перенимает на себя часть маминых полномочий, она осознает, что ответственность за ребенка несут все же родители.
При верном распределении ролей мама-бабушка малыш обретает еще одного близкого человека, чувства которого отличны от родительских, который может дать ему что-то иное. Ведь так случается, что мама не всегда может дать ему то, что нужно. Именно пресловутая родительская ответственность часто мешает родителям естественно проявлять свои чувства и любовь. Ведь так много правил и принципов поведения есть для мам. Соседи, учителя, психологи, все они советуют, рисуют перед мамой образ «идеальной матери». Мама, которая ответственна и хочет выполнять свои обязанности хорошо, воспитать достойного человека, под таким давлением начинает вести себя не так как она чувствует, а так как нужно, как принято.
Но для малыша самая лучшая мама – это естественная мама. Ведь у каждой нормальной женщины, без эмоциональных патологий, желание заботиться, ухаживать и оберегать своего ребенка, заложено на подсознательном уровне. Но делать это круглосуточно она не в состоянии, да и делать она будет многие вещи по-своему, а не так как говорят специалисты. А ребенку именно это и нужно, он нуждается в живой, эмоционально отзывчивой маме, а не в образцово-показательной. Зато именно старшее поколение бабушек и дедушек, которые не чувствуют груз ответственности за ребенка, может дать ту природную любовь, которую мама иногда сдерживает из опасения разбаловать малыша. Но именно эту особенность несдержанной любви часто критикуют родители. И они начинают задумываться – как выбрать няню для ребенка.
Конфликт поколений
— После каждого возвращения от бабушки ребенок совершенно ничего не хочет делать сам. Даже поесть не может самостоятельно.
— Бабушка все позволяет, ребенок от общения с ней становится неуправляемым, а мама вынуждена быть цербером.
Наверное, подобные ситуации знакомы любой семье, где внуки тесно общаются с бабушками. И, конечно же, маме очень обидно, что она должна вести себя как некто грозный и устрашающий, а бабушка всегда сказочная фея. Выход из этой ситуации есть: нужно просто принять и дать право на существование двух, совершенно различных позиций – маминой и бабушкиной. От взаимопонимания между младшим и старшим поколением, от того, насколько способны они найти общий язык и договориться зависит исход данной ситуации.
Скорее всего, что бабушка имеет свои взгляды на вопросы воспитания и здоровья детей. Ведь как-то она вас или вашего мужа вырастила? Если ваши позиции в корне не совпадают, то ни в коем случае не стоит вмешиваться в отношения бабушки и внука, не высказывайте свой протест в присутствии ребенка. Если же ваши отношения находятся на стадии холодной войны и конфликт не разрешить никаким образом, ни в коем случае не передавайте ей часть материнских функций. Удовлетворение естественных потребностей – питание, уход – должны быть на вас. Бабушка может только приходить в гости, чтобы поиграть с малышом, почитать ему, прогуляться с ним. При необходимости отлучаться из дома, на время вашего отсутствия следует нанять няню. Такой выход из ситуации позволит ограничить причины для дальнейшего конфликта. Да и малыш будет видеть доброжелательную бабушку, пусть и редко, но эмоциональная окраска этих встреч будет яркой и красочной, в отличие от частых, но напряженных встреч с конфликтами. И обязательно на любые праздники мастерите вместе с ребенком подарок для бабушки. Например, на международный женский день можно сделать открытку 8 Марта своими руками или выучить стихи про бабушку. Не ввязывайте во взрослый конфликт свое чадо.
Я лучше
Очень сложно маме в ситуации, когда бабушка пытается заменить малышу его маму. Она практически не подпускает вас к малышу. В такой ситуации женщина чувствует себя нанятой нянькой для своего собственного ребенка, причем очень неумелой нянькой, она начинает ревновать ребенка к бабушке. Мама чувствует, что, по мнению бабушки, она все делает не так: не так кормит, не так одевает, не так воспитывает, в общем, не мама, а ходячее недоразумение. На самом деле никакого отношения к вашим умениям заботиться о ребенке это не имеет. Здесь огромную роль играют ваши отношения с мамой, а теперь ставшей бабушкой.
Такое проявление себя характерно для бабушек, которые не смогли полностью реализовать свои умения и способности в жизни. Ведь путь «быть сильнее на фоне слабого» очень легкодоступен и действенен. Но это не значит, что он хорош. У слабых есть одна черта – они могут однажды стать сильными, а соперник останется далеко позади. Гораздо более приемлемый путь – собственным примером, показывая свои достижения «воспитывать» маму любимого внука, помогая ей состояться сильной и умелой. Бабушки обязаны помнить, что даже самый любимый и драгоценный внук – это внук, а не свой ребенок. Вполне возможно, что у них были шансы стать ему прекрасной матерью, но у этого ребенка уже есть мама. А если на нее постоянно давить, лишая чувства уверенности в собственных силах, то вполне вероятно, что ребенок не будет чувствовать опоры и поддержки от мамы, поскольку она так неуверенна в себе.
Ситуация с замещением ребенку мамы бабушкой возможна лишь в одном случае – у родителей малыша проблемы в отношениях, постоянные ссоры или даже разрыв отношений. Тогда именно от бабушки ребенок ощутит уверенность и незыблемость, в то время, когда домашний мир разрушен. Тогда бабушкина любовь, забота, нежность станут поддержкой ребенку в такой нелегкий период. Заменой родительскому бабушкин дом не станет, но сможет быть убежищем, в котором ребенок найдет успокоение.
Я хорошая
Очень часто бабушки, из опасения, что внук не будет любить их так, как им того хочется, стараются быть в глазах внука всегда хорошей. Они разрешают ему делать все что угодно, балуют его, тем самым пытаясь показать, что мама хуже, поскольку требует от него слишком многого и постоянно воспитывает. Но мама должна понимать, что ее требовательное отношение к ребенку всегда прощается, малыш никогда не перестанет ее любить, потому, что мама подарила жизнь, мама всегда номер один. Помогите малышу понять, что происходит, поговорите с ребенком. Он должен понимать, что степень требовательности у всех разная, Если вы будете четко соблюдать последовательность в своих требованиях, тогда малышу в жизни будет проще принять эти особенности человеческих отношений и не принимать на свой счет. И главное, если вы не будете активно бороться с ситуацией, есть вероятность, что бабушка поймет, что вы совершенно не против, чтобы ребенок делил свои чувства на вас двоих.
Легче в такой ситуации, если мама сама не против отдать свое материнство кому-то доверенному на какое-то время. Ведь порою так трудно быть мамой 24 часа в сутки. Однако если бабушка не хочет брать на себя эту ношу, то вы не вправе обижаться, потому что ребенок прежде всего ваш. И если бабушка просто обеспечивает безопасность малыша, то это дорогого стоит.
nsportal.ru
чему старшее поколение может научить внуков
Это только у Бонифация бабушка все время сидела в качалке и вязала. Наши же бабушки, закатав рукава, берутся за внуков всерьез. Получают на пару летних месяцев касатиков и давай обрушивать на них свою любовь, наносить радость и заботу — в общем, воспитывать «как следует». Хорошо ли это? Разбираемся в роли бабушек и дедушек в воспитании детей вместе с практическим психологом, главным специалистом-экспертом «Центра практической психотерапии под руководством Ковалева С. В.» Олегом Леконцевым.
Договаривайтесь на берегу
Важно понять: когда вы отдаете бабушкам и дедушкам своего ребенка, он попадает с одной планеты на другую. У вас в семье свои правила, а у ваших родителей — другие. Вот и получается, как у фрекен Бок: «Идите работайте! Скоро вы своего ребенка не узнаете». И точно: многие родители к сентябрю получают разбалованных и неуправляемых детей. Или таких, которые вдруг теряют всякую самостоятельность. Чадо как подменили.
— Поэтому взрослым нужно со своими родителями договариваться на берегу, — объясняет Олег Леконцев. — Заранее обсудить правила. Что можно вашим детям, чего нельзя, как следует с ними поступать, как не стоит, чем кормить, какой у них распорядок дня. А заодно деликатно предостеречь от ошибок, которые чаще всего совершают временные воспитатели.
Об ошибках — ниже.
«Я лучше»
Нередко бабушки начинают играть в игру под названием «Ведь я же лучше твоих родителей». Мол, дома тебя держат в строгости, а тут смотри какая райская жизнь: спи сколько хочешь, смотри весь день мультики и лопай конфеты килограммами. «Они тебя меньше любят, а я больше» — и ребенок начинает в это верить.
«Мама твоя золото, а папа — придурок»
Бабушки порой наговаривают на родителей: «Вот мама у тебя, дочка моя, — золото! А с папкой-то тебе не повезло…» Или: «Ты весь в отца, такой же безалаберный»… В этот момент они разваливают авторитет родителей в глазах ребенка. Этого ни в коем случае делать нельзя.
«Пока не доешь — из-за стола не выйдешь»
Люди старшего поколения жили во время дефицита. Сейчас в магазинах продукты есть. И запихивать их в ребенка не надо — еда еще будет. Увы, многие из тех, кого заставляли доедать в детстве, потом взрослеют и сталкиваются с проблемой лишнего веса. В том числе потому, что у них работает программа «доедай!», оставлять куски на тарелке им всегда запрещали.
«Как бы чего не вышло»
Пожилые люди нередко очень тревожны — ждут, что вот-вот что-нибудь да случится. Отсюда запреты: не ходи босиком — захвораешь, не лезь на забор — упадешь, не плавай — утонешь, оставь велосипед — разобьешься. Хотят, конечно, как лучше — оградить ребенка от опасностей. Но если перегибают палку, то происходит следующее: бабушки-дедушки всеми силами ограничивают детей в потребности к любознательности и самостоятельности. Реальный пример: мой двоюродный брат приезжал к своим grаndparents и все лето проводил у них под столом: лепил там динозавров из пластилина. А все почему? Там его дедушка с бабушкой не доставали своими запретами и страхами. Еще реальная история из практики Олега Леконцева: по возвращении от бабушки дочка вдруг стала спрашивать своих родителей: можно я пойду пописаю? Никогда раньше таких вопросов не задавала.
«Обожди, я тебя одену»
Тоже большая ошибка. Не надо делать за ребенка то, с чем он сам хорошо справляется. Пусть сам намыливает руки, завязывает шнурки, одевается. Пусть сам убирает за собой игрушки и моет свою тарелку. Да, у людей старшего поколения порой не хватает терпения — быстрее и проще все сделать самим. Но кого вы хотите вырастить? Дитятю, которого до 30 лет нужно кормить с ложечки?
«В детский дом отдадим»
Детей нужно растить с такой установкой: мир прекрасен, и бояться в нем нечего. Да, необходимо быть осторожными, но трястись почем зря не надо. Еще важно, чтобы ребенок понял: он хороший! Поэтому никогда не критикуйте ребенка: «Ах ты такой плохой, мы тебя в детский дом отдадим». Если он сделал что-то не так, нельзя ему говорить: «Ты дурак». Правильно: «Ты поступил не очень умно». То есть если критикуете, то только поведение, а не самого ребенка. «Ты хороший, но сейчас поступил не очень хорошо». Чувствуете разницу? А потом объясните ему, в чем был прокол, как надо было сделать. Важно при этом, чтобы и родители именно так поступали. Двойных стандартов дети не признают.
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
ВАЖНО
«Старики закостенели?»
В то же время большое заблуждение родителей — считать, что они умнее. Мол, старики уже закостенели, а время меняется. Мы вот книги по детской психологии читаем, а с них что взять? Тогда такой вопрос. Вот скажите, родители, допустим, вы пролистали справочник о разборке-сборке автомобиля, а потом вас поставят его разбирать-собирать. Вы с какого раза это сделаете? То-то и оно — прочитать мало.
И, слава богу, не все бабушки-дедушки травмируют своих внуков. Зачастую они — хорошие и мудрые наставники.
www.kp.ru
Консультация на тему: Роль бабушки и дедушки в жизни человека
Роль бабушки и дедушки в жизни человека
Введение
Серебряный возраст – так называют японцы это время человеческой жизни, когда за плечами мудрость и опыт, когда многое в жизни уже сделано, когда у человека есть время сбавить темп и немного отдохнуть. Только близкие люди помогут в этот период не почувствовать одиночества человеку, который по-прежнему хочет оставаться полезным и востребованным.
У славян издревле была прекрасная семейная традиция – жить большой и дружной семьей в одном доме. При таком укладе пожилому человеку всегда отводилась роль главы семейства. Но времена меняются, меняется наш образ жизни. И наши близкие и родные оказываются далеко от нас – за сотни и даже тысячи километров. Сжимается сердце иногда от того, когда видишь брошенных и забытых стариков, одиноко коротающих свои последние дни. А ведь народная мудрость учит не забывать своих корней, иначе можно остаться без будущего.
Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки и дедушки, забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.
В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают дедушки и бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?
Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка, позволяя ему вольности. Это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.
1. Традиционная роль бабушек и дедушек в воспитании внуков
Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.
К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью». Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей.
Бабушка и дедушка (прародители) после родителей — это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.
В русском быту бабушка и дедушка занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», — говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.
Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.
По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.
Бабушки и дедушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресениям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери-сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой -неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки и дедушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.
Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.
2. Значение бабушек и дедушек в формировании представлений о связи поколений
Должна бабушка помогать детям или не должна, может ли бабушка вмешиваться в жизнь и воспитание внуков или не должна? Это важные вопросы для каждой семьи, но о них немного позднее. А сейчас вспомните ваши отношения с бабушкой и дедом. И пусть перед вами проплывут картинки вашего детства. Моменты, когда вы общались со своими прародителями — бабушкой и дедом. Вспомните как бабушка заботилась о вас? Может быть она рано утром пекла для вас блины, от запаха которых вы просыпались по утрам. Вас ждал стакан парного молока и стопка блинов. Вы быстро ели, иногда забывая сказать спасибо, и убегали во двор заниматься своими делами… А в огороде вас ждала целая грядка гороха, посаженная специально для вас. Бабушка обычно много не говорила, она просто заботилась о вас. Может быть у вас была другая бабушка. Что бы она ни делала и не говорила, теперь вы точно знаете, все это было наполнено ее житейской мудростью и любовью к вам. Даже если вам иногда сильно от нее доставалось. Вспомните своего деда. Какие знания, навыки, умения он смог вам передать? Пилить, строгать, строить, думать, не спешить, взвешивать, делать, заботиться. Вспомните эти моменты в своей жизни. Возможно вы не видели и не знаете своих прародителей, но мама или папа рассказывали вам о них. Вспомните, что они рассказывали, вспомните эти истории. Возможно в детстве вам некогда было слушать истории деда и бабушки о их жизни, хотелось быстрее убежать играть. Но прошло время, вам стало интересно узнать о них, но это стало уже невозможным… И сейчас вы по крупицам готовы собирать эти истории. Это истории жизни вашего рода. Жизнь ваших прародителей. Почему мы это делаем? Эти истории могут многое объяснить нам в нашем поведении. Почему мы в тех или иных ситуациях поступаем именно так. Мы можем увидеть сильные стороны рода, можем увидеть слабые стороны. И наша задача — усилить сильные и преодолеть слабые. Сделать свой род сильнее. Так какова же тогда истинная задача бабушки? Я считаю, что истинная задача бабушки (как и деда) быть мудрым наставником в жизни. Использовать свой опыт и опыт предыдущих поколений, чтобы передать его новому поколению. Причем сделать это так, чтобы этот опыт был принят и принят с благодарностью. Ввести малыша , передать ему семейные ценности. Сделать это не на словах, показать ему своим примером, своей жизнью. Конечно, это не обязательно путешествие за границу. Может быть это просто прогулка по улице, в музей, в зоосад, на выставку, на дачу, на рыбалку. Важно, чтобы ребенок знал, что бабушка (дедушка) — это интересно, удивительно, весело. Это целый непознанный мир. Тогда и истории бабушкины и дедушкины будут слушаться с интересом. А то, что было услышано в детстве остается на всю жизнь.
3. Роль современных дедушек и бабушек в воспитании внуков
Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков имеет свою, несомненно, положительную, но так и отрицательную сторону, потому что бабушки и дедушки слишком любят свое чадо и не всегда объективны в воспитательном процессе. Положительным моментом является то, что чаще всего, родители, занятые рабочими и бытовыми проблемами, не уделяют достаточного внимания ребенку. А ведь малышу необходимо, чтобы рядом был взрослый, который проникся бы его детскими проблемами и заботами. В отличие от родителей бабушки и дедушки, находятся в одном с ребенком «временном пространстве», живут текущим моментом. Как правило, они очень искренне интересуется тем, что заботит ребенка, и что его волнует. Бабушка всегда готова выслушать ребенка, в случае необходимости посочувствовать ему и дать дельный совет. Родители «грешат» своим неуемным стремлением воплотить в ребенке свои неосуществленные мечты, реализовать личные амбиции. При этом нередко интересы и способности ребенка во внимание не принимаются. У родителей подчас такая установка: «Я изо всех сил, желаю тебе добра, и поэтому ты будешь делать, так как я хочу».
Таким образом, они забывают то, что ребенок, прежде всего, не их собственность, а самостоятельная личность, которая имеет право на свои мечты и собственные ошибки. А потом удивляются, откуда берется инфантильная личность, весьма несамостоятельная, которая без родителей и шагу ступить не может. Бабушки, как правило, научившись на своих собственных родительских ошибках, к внукам, в отличие от детей, относятся более терпимо и не так требовательно. Они любят внуков и гордятся ими не за их успехи, а просто потому, что они их внуки. Старшее поколение готово жертвовать своим временем и интересами ради воплощения детских желаний. И в отличии, от вечно спешащих родителей, бабушки и дедушки живут медленней, вписываясь в биоритм ребенка. И ребенку гораздо легче и значительно проще общаться с ними просто, на одной волне, чем с мамой и папой. И, конечно, бабушки и дедушки практически никогда не скупятся на похвалу, всегда готовы понять и поддержать ребенка, в чем либо, и обеспечить очень необходимое малышу, чувство безопасности и защищенности. Сказанное, относится, к «классической бабушке», более домашней, семейной, не обязательно домохозяйкой, а у которой на вершине ценностей стоит семья. Бывают и другие бабушки: молодые, идущие в ногу со временем женщины, которые еще полны сил для работы и профессионального роста, и не готовы посвящать себя полностью внукам. К сожалению, общение с такой бабушкой, которая общается с внуком вынужденно, сказывается на ребенке не совсем положительно. Дети чувствуют неискренность, главное, чтобы у ребенка не появилось ощущение, что он – помеха в жизни взрослых людей. Жертвенность тут не нужна, она может только навредить. Многое зависит и от того, какая система ценностей в приоритете у этой бабушки, это может быть связано и с особенностями темперамента и теплотой отношений с сыном или дочкой. Возможно, для такой бабушки проще нанять няню, чем самой нянчится. А в выходной ненадолго забежать и посюсюкать с ребенком. И далеко не все бабушки и дедушки идут на сознательный отказ от карьеры, от личной и общественной жизни ради любимых внуков, но такая позиция почему – то, очень удивляет молодых мам и пап. Часто бабушки и дедушки излишне беспокоятся за внука, стараются оградить его от всех возможных и невозможных опасностей, начиная от простуды заканчивая общением с «нехорошими детьми». Излишняя гиперопека, может отрицательно влиять на ребенка, но ласка и нежность и пусть даже гиперопека в начале жизни ребенка, так важны, и как раз обеспечивают его психологическую безопасность, что благотворно отразится и на дальнейшей жизни.
4. Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек
Казалось бы, участие бабушек и дедушек в воспитании детей несет исключительное благо. На самом же деле, есть несколько противоречивых аспектов, которые нельзя игнорировать. Итак, возможные негативные моменты и подводные камни, которые стоит принять к сведению:
1) Некоторые бабушки и дедушки настолько вживаются в свою новую воспитательную роль, что способны затмить настоящих родителей. Причина тому – не их собственное желание, а тот факт, что дети крайне быстро привязываются к тем, с кем им хорошо и комфортно. Особенно велика эта вероятность в ситуации, когда ребенок редко видит родителей.
2) Среди бабушек и дедушек встречаются очень назойливые и чрезмерно «участливые» натуры, которые стремятся быть в курсе всех дел молодой семьи и оказывать на нее непосредственное влияние. Это стремление может выражаться в постоянных советах, попытках донести свою идею через внука.
3) Многие бабушки и дедушки почему-то очень любят крайности. К примеру, одни – крайне консервативны и строги и запрещают ребенку буквально все. Другие же, напротив, потакают всем капризам и не смеют противоречить ребенку.
Для того, чтобы в вашей жизни подобных проблем никогда не возникло, почаще разговаривайте со своими родителями (бабушками-дедушками). Обсудите с ними стратегию их поведения с ребенком, выскажите собственные пожелания, четко определите их роль и постарайтесь найти самый выгодный компромисс.
Заключение
В жизни молодой семьи бабушки зачастую играют огромную роль. Нередка ситуация, когда старшее поколение помогает молодой семье материально или обеспечивает жильем. При появлении ребенка, бабушки вносят весомый вклад в дело ухода и воспитания.
Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.
Совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.
Все о чем говорилось в данной работе показывает, на сколько огромно влияние прародителей на проявление жизненных целей личности. Чем больше ребенок знает о себе, родителях и окружающем мере, тем четче у него формируются собственные цели и желания. А знакомство с окружающим миром, самим собой и родителями бабушки делают более обширным, глубоким и детальным.
Литература:
1. Т.А. Куликова Семейная педагогика и домашнее воспитание, М., 1999 г.
2. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.,1981.
3. Масару Ибуки. После трех лет уже поздно. — М., 1992.
4. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин » Развитие ребенка и его отношения с окружающими»
5. Лисина М. И. » Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»
6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981.
7. А. Иванова Роль современных дедушек и бабушек в воспитании внуков сайт: www.mirdomu.ucoz.com
nsportal.ru