Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста – —

Содержание

Тест по теме « Дошкольная педагогика как наука»




 

1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:

1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.

2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.

3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.

4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

5. Правильного ответа нет.

6. Не знаю

 

2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения»:

1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.

2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.

3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.

5. Правильного ответа нет.

 

3.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:

1. Педагогика – область практической деятельности

2. Педагогика – искусство воспитания

3. Педагогика – область научного знания, наука

4. Педагогика – наука и искусство

5. Правильного ответа нет.

 

4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:

1. в 17 веке

2. в 18 веке

3. в 20 веке

4. в 1148 году

5. Правильного ответа нет.

 

5.С чьим именем связано становление научной педагогики:

1. Ж.Ж. Руссо

2. Я.А. Коменский

3. К.Д. Ушинский

4. И.Г. Песталоцци

5. Не знаю

 

6.Выделите источники педагогики как науки:

1. Литература

2. Искусство

3.. Религия

4. Народная педагогика

5. Педагогическая практика

 

7.Выделите отрасли современной педагогики:



1Философия

2. Дошкольная педагогика

3. Психология

4. История педагогики

5. Педагогика школы

8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:

1. Частные методики

2. Коррекционная педагогика

3. Возрастная педагогика

4. История педагогики

5.. Правильного ответа нет.

9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:

1. Философия

2. Психология

3. Анатомия и физиология

4. Информатика

5. Математика

10.Укажите методы педагогического исследования:

1. Наблюдение

2. Изучение теоретических источников

3. Анкетирование

4. Лабораторный эксперимент

5. Не знаю

 

11.Укажите характеристики процесса воспитания:

1. Воспитание – вечная категория

2. Воспитание – общественное явление

3. Воспитание – историческое явление

4. Воспитание – постоянно меняющееся явление

5. Воспитание — функция педагога

 

12.К разряду основных педагогических понятий относятся:

1. Личность

2. Образование

3. Деятельность

4. Метод

5. Педагогический процесс

 

13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки:

1. Ребенок

2. Закономерности развития ребенка

3. Закономерности воспитания ребенка

4. Взаимодействие педагога с ребенком

5. Задачи педагогики

 

14.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания:

1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский

2. « Материнская школа» Я.А. Коменский

3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили

4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский

5. « Поучение детям» В. Мономах

 

15. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов:

1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»

 

Тест по дошкольной педагогике « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»




 

1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания:

а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности

б) способ привлечения дошкольника к труду

в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду

г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду

 

2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников:

а) М.В. Крулехт

б) Д.В. Сергеева

в) С.Л.Новоселова

г) М.И. Лисина

 

3. Выберите виды труда дошкольников:

а) производительный труд

б) хозяйственно-бытовой

в) ручной

г) прикладной

 

4.Назовите автора концепции развития субъектности ребенка в трудовой деятельности:

а) Л.С. Выготский

б) М.В. Крулехт

в) Д.Б. Эльконин

г) А.В. Запорожец

 

5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников:

а) индивидуальный

б) труд рядом

в) совместный труд

г) общий труд

 

6. Выберите формы организации труда дошкольников:

а) самообслуживание

б) трудовое поручение

в) дежурство

г) совместный со взрослым труд

 

7.Определите компоненты труда как деятельности:

а) мотив

б) результат

в) прием

г) способ

 

8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста:

а) принцип добровольности участия

б) принцип наглядности

в) принцип диалогового общения

г) принцип гуманизации

 

9. Определите специфические особенности дежурств:

а) всегда идут от взрослого

б) являются обязанностью

в) это труд для других

г) являются добровольными

 

10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности:

а) овладение системой знаний

б) желание трудиться

в) наличие обобщенных трудовых умений

г) наличие специальных трудовых умений

 

11.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

а) трудовое обучение

б) самостоятельная трудовая деятельность

в) ознакомление с трудом взрослых

г) пословицы и поговорки о труде

 

12.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда:

а) имеет цикличность

б) сопровождает любую деятельность

в) используется только в младшем дошкольном возрасте

г) цель отдалена во времени

 

13.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста:

а) совместный со взрослым труд

б) самообслуживание

в) самостоятельная трудовая деятельность

г) длительные поручения

 

14.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:

а) коллективный труд

б) ручной труд

в) труд в природе

г) индивидуальный труд

 

15.В чем отличия трудовой деятельности от игры:

а) деятельность процессуальная

б) деятельность результативная

в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане

г) деятельность реалистическая

 

Ответы на тестовые задания:

 

«Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики»

1.в 2.б 3.б4.а в5.а б г6.б7.а в г8.а9.а б в10.а б г11.а б в 12.а б в13. б14.а б в15.а б в

 

« Ребенок и социум

1.а б в 2.б3.а б4.б5.а б в 6. а 7.а 8.б в9.а б в10.а б в11.а 12.а б13.б в14.а в г15.в

 

 

Воспитание здорового ребенка»

 

12. б в г 3. а б в 4.а в г 5.а б 6. а в г 7. а б в 8. в 9. б в г 10.а б в 11. а б г 12. а б в 13. а б г 14. а 15. а б в

 

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой

 

1.а2.аб 3.а в4.а в5.а б6.а б7.а в8.а б9. а б 10.а в11. а в12.б13.а14.б15.а б

 

«Игровая деятельность дошкольника

1.а б в г2.а в 3.а 4.а в д5.в 6 а7.а8.а б в9.в г д 10.г 11.а б в12.б г д13.б в г14.а15.а б в д16.а б17.а г д ж18.а б г д

 

Система дошкольного образования

 

1.а в2.а б г3.б4.а в г5.а б в6.а б г7.а8.а г9.а б г10.а11. а12. а в13.а 14.а б в г15

 

Обучение детей дошкольного возраста

 

1.б2.б в3. а б 4.а5. б6.а б7. б в 8.а9.в10.а б11. б 12.б 13.а14.б в15.а б в

 

Дошкольная педагогика как наука

 

1.2 32. 33.3 4.15.2 6.3 4 57.2 4 58. 9.1 2 310.1 2 311.1 2 312.2 4 513.3 14.215.

 

« Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

 

1.а 2. а,б 3. б,в 4. б 5. б, в,г 6. б в г 7. а,б,г 8. а,в,г 9.б,в 10. а,в,г 11. а,б,в 12. а, б 13. а 14. б,в 15. б,г

 










infopedia.su

Секреты трудового воспитания детей дошкольного возраста

Семья – основной воспитатель ребёнка на протяжении всей его жизни. Именно с родителей малыши начинают брать пример, а те в свою очередь знакомят с первыми элементарными трудовой деятельности, которая в последствии усложняется и становится нормой жизни.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

[dropcap]С[/dropcap]емья – основной воспитатель ребёнка на протяжении всей его жизни. Именно с родителей малыши начинают брать пример, а те в свою очередь знакомят с первыми элементарными трудовой деятельности, которая в последствии усложняется и становится нормой жизни. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется посредствам:

  • самообслуживания;
  • хозяйственно-бытового труда;
  • труда в природе;
  • ручного труда.

Самообслуживание.

Соблюдение правил гигиены, является первой и основной трудовой деятельностью малышей. [highlight]Родители должны ненавязчиво, постепенно приучать детей с ранних лет обращать внимание на свой внешний вид, мыть с начала с помощью взрослого, затем самостоятельно, руки перед и после приёма пищи, по возвращении с прогулки, по мере загрязнения и т. д; самим одеваться и раздеваться, правильно сворачивать вещи и убирать на место; аккуратно, неторопливо принимать пищу.[/highlight] Эти, на первый взгляд, привычные действия вызывают у ребёнка массу сложностей, нежелание этим заниматься, поэтому важно правильное поведение родителей — запастись терпение и ни в коем случае брать эти обязанности на себя. Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, то к 4-5 годам он уже практически полностью самостоятелен в самообслуживании. Наличие сформировавшихся умений и навыков у детей 6-7 лет позволяет родителям повысить требования к качеству и темпу самообслуживания. Дети должны уметь не просто быстро одеваться и раздеваться, но и сами замечать недостатки в своём внешнем виде и устранять их.

Хозяйственно-бытовой труд.

Этот вид труда – неотъемлемая часть повседневной жизни — заключается в создании чистоты и порядка в помещении, оказании посильной помощи взрослым. Малыши 2-х лет только начинают знакомиться с этим видом трудовой деятельности, наблюдая за взрослыми, старшими братьями и сёстрами, но уже в этом возрасте нужно привлекать к выполнению несложных поручений. Это может быть выражено в помощи сервировки стола, в уборке игр и игрушек, раскладывании или расстановке по местам каких-то вещей или предметов, уборке во дворе сухих листьев и т. д. [highlight]Взрослым важно оценить старания ребёнка, тем самым выражая свою любовь к малышу.[/highlight]

Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет существенно расширяется и усложняется. Так, в семье и детском саду дошкольники способны самостоятельно мыть игрушки, сервировать стол, убирать за собой посуду, подготавливать рабочее место к занятиям, а затем его убрать, при участии взрослого стирают кукольное белье, протирают пыль на мебели и подоконниках, застилают постель, на улице могут подмести дорожки, очистить лавочки от снега и т. д.

Хозяйственно-бытовой труд старших дошкольников еще более разнообразен, усложнён и становится систематическим. Дети могут его самостоятельно организовать, выбрать необходимый инвентарь, оценить результат, без напоминания убрать за собой после игр или занятий. Конечно, современная жизнь напрямую связана с бытовой техникой, почти в каждой семье используются стиральная машина, пылесос, микроволновая печь и др. В этом возрасте можно учить дошкольников пользоваться некоторыми бытовыми приборами, но только под контролем родителей.

Труд в природе.

Помимо того, что занятость с природными объектами доставляет детям не мало положительных эмоций, труд в природе имеет своей целью развивать наблюдательность, любознательность, устанавливать взаимосвязь между объектами экосистемы, воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому. Трудовая деятельность способствует получению и расширению знаний:

  • о почве, её видах, способах ухода за ней, орудиях труда;
  • о растениях, их строении, стадиях роста, особенностях развития, способах ухода;
  • о животных, их внешних особенностях, условиях жизни, питании.

Труд в природе меняется на разных возрастных этапах, различны его формы и содержание. Малыши 2-3-х лет могут участвовать в поливе комнатных растений, протирать большие листья тряпочкой. Так же можно привлечь к посадке луковиц или крупных семян, для этого подготовить ящик с грунтом. Малыши вместе с родителями будут поливать и наблюдать за всходами. Если в семье есть животные, то дети могут их кормить, конечно, с помощью взрослого. На этом возрастном этапе родители должны помнить, что все трудовые действия сопровождаются показом и объяснением и обязательной похвалой.

[pullquote-left]В 4-5 лет дети уже должны самостоятельно набирать воду в лейку и поливать комнатные растения, протирать крупные листья, вместе со взрослым опрыскивать их, рыхлить грунт в горшках.[/pullquote-left] Они пробуют самостоятельно дозировать корм для рыбок и насыпать в аквариум, помогают чистить клетку птиц, хомяков. Конечно, не стоит забывать, что навыки детей еще далеки от совершенства, поэтому необходим контроль, чтобы не был нанесён вред живым объектам. В этом возрасте взрослый может оценивать результаты трудовой деятельности по качеству, а значит делать замечания и просить исправить ошибку.

Старшие дошкольники самостоятельно поливают и рыхлят грунт, опрыскивают растения, удаляют сухие листья и цветы, помогают пересаживать и подкармливать растения, высаживать рассаду, сажают мелкие семена. Детям этого возраста можно доверить кормление животных. Задача родителей заключается в контроле их деятельности, помощи в затруднительных ситуациях.

Ручной труд.

Он помогает детям получить первичную информацию о свойствах различных материалов, способах работы с ними. С этим видом труда дошкольников следует знакомить не раньше 4-х лет, потому как он подразумевает работу с разными видами бумаги и ткани, нитками, кожей, природным и бросовым материалом, тестом, гипсом, бисером, ножницами, клеем, шилом. Ручной труд превращает детей и родителей в творцов, поскольку позволяет проявить фантазию, изобретательность при изготовлении красивого изделия, которое можно использовать как игрушку, предмет быта, подарок. Вариантов работ великое множество: коллажи, панно, мягкие игрушки, салфетки, декоративные украшения, мелкие скульптуры и т.д. В семье можно организовывать тематические дни, например, «Мастерская Деда Мороза», «Мамина помощница», «Художница-зима» и т. д. Ручной труд подразумевает совместное творчество родителей и ребёнка.

Труд в игре.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется посредством игровой деятельности. В семье, детском саду можно организовать следующие виды игр:

  1. Игры с предметами
  2. Настольно–печатные игры
  3. Словесные игры.

1 Игры с предметами

Чтобы заинтересовать дошкольников в выполнении какого-то трудового действия можно разыграть мини спектакль. Любимая или новая игрушка просит помочь, например, полить цветы или накрыть на стол и ребёнок с удовольствием выполнит задание. Но такая игра лучше подходит детям 2-3 лет, и задача родителей от лица игрушки поблагодарить за помощь. Спектакль можно продолжить, посадив игрушку и ребёнка за накрытый стол и устроить небольшой праздник с угощениями. Содержание таких игр зависит от фантазии родителей.

Для детей постарше предложить такие игры:

  • «Что нужно парикмахеру (врачу, учителю, повару и т.д.)?» — перед ребёнком разные предметы, ему нужно выбрать необходимые;
  • «Волшебный мешочек» — лучше когда играют несколько дошкольников, они по очереди достают из мешочка разные орудия труда и называют профессию, которому он походит.

2 Настольно – печатные игры:

Составление изображения человека какой-то профессии, его орудия труда, из разрезных частей или кубиков:

  • «Что для чего?» — перед ребёнком большие картинки или макеты огорода, квартиры, улицы и картинки с орудиями труда, бытовой техникой. Ему нужно распределить предметные картинки к соответствующим макетам. Например, веник нужно положить к макету квартиры;
  • «Кто пришёл на работу?» — взрослый показывает картинку с изображением человека какой-то профессии и карточки с цифрами 7 и 3, задаёт вопрос: «Кто пришёл на работу?», ребёнок отвечает: «На работу пришли 7 продавцов, 3 продавца; 7 учителей, 3 учителя и т.д.»;
  • «Чего не стало?» — перед ребёнком несколько предметов бигуди, расчёска, фен, ножницы, ребёнок закрывает глаза, а взрослый что-то убирает, нужно сказать, чего нет.

3 Словесные игры:

Загадки о профессиях и орудиях труда:

  • «Исправь ошибку» — ребёнку нужно услышать ошибку в высказывания взрослого относительно профессиональной деятельности людей, например, строитель лечит животных. – строитель стоит здания, швея стрижёт людей – швея шьёт одежду и т.д.
    Взрослый загадывает профессию и описывает её не называя, ребёнок отгадывает, о ком идёт речь, потом сам составляет аналогичный рассказ.

Приобщение ребёнка к трудовой деятельности основано на примере родителей, которые должны помнить — труд должен быть посильным и приносить удовольствие.

detki.guru

24.Задачи, виды и формы организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Трудовое
воспитание дошкольников — целенаправленный
процесс формирования у детей положительного
отношения к труду, желания и умения
трудиться, нравственно ценных качеств,
уважения к труду взрослых.

Воспитательный
характер труда отмечали (Я.А. Коменекий,
Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.)
и современных исследованиях (Р.С. Буре,
Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева,
Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

Цель
всей системы трудового воспитания —
нравственно-психологическая и
практическая подготовка детей к
добросовестному труду на общую пользу
и формирование начал трудолюбия. В
детском саду эта цель решается в
соответствии с возрастными возможностями
детей, а также особенностями их трудовой
деятельности.

Задачи
трудового
воспитания детей дошкольного возраста:

I.
Воспитание положительного отношения
к труду взрослых, стремление оказывать
им посильную помощь.

2.
Формирование трудовых умений и навыков
и их дальнейшее совершенствование,
постепенное расширение содержания
трудовой деятельности.

3.
Воспитание у детей положительных
личностных качеств: привычки к трудовому
усилию, ответственности, заботливости,
бережливости, готовности принять
участие в труде.

5.
Воспитание положительных взаимоотношений
между детьми в процессе труда — умение
работать согласованно и дружно в
коллективе, оказывать помощь друг
другу, доброжелательно оценивать работы
сверстников, в корректной форме делать
замечания и давать советы.

Требования
к организации детского труда

I.
Систематичность детского труда.

2.
Посильность рабочей нагрузки.

3.
Подбор оборудования для труда.

4.
Создание в группе трудовой атмосферы.

Наиболее
приемлемыми для дошкольников являются
четыре вида труда: Самообслуживающий
труд,

Хозяйственно-бытовой
,Труд
в природе (сельскохозяйственный
труд
,Ручной

Формы
организации труда детей в разных
возрастных группах

Выбор
той или иной формы организации трудовой
деятельности зависит, прежде всего,
от:

1)
возрастных и психофизиологических
возможностей детей;

2)
уровня трудового опыта детей;

3)
конкретных воспитательных задач,
которые ставит воспитатель, когда
организовывает трудовую деятельность;

4)
содержания труда.

Формами
организации труда детей

Трудовые
поручения –
это
возложение на ребенка конкретного
задания, которое он должен выполнить
сам или с кем-нибудь из сверстников.
Дежурства

это трудовые обязанности детей.
Коллективный
труд –
это
выполнение трудового задания одновременно
всеми детьми группы, чаще старшими
дошкольниками.

25Задачи, содержание и средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

ФИЗИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ — педагогический процесс,
направленный на совершенствование
форм и функций организма человека,
развитие физических качеств, способностей,
формирование двигательных навы­ков
и умений, специальных знаний в области
физической культуры и спорта.

Гармоническое
развитие дошкольника предусматривает
разносто­роннее физическое воспитание.

Задачи
физического воспитания

в дошкольном детстве, сохраняя целевую
направленность, конкретизируются с
учетом анатомо-физиологических и
психологических особенностей.

Оздоровительные
задачи направлены на охрану и укрепление
здоровья ребёнка, обеспечение
своевременного и полноценного физического
развития форм и функций организма
(костная система, мышечная,
сердечно-сосудистая, дыхательная,
нервная сис­темы, внутренние органы,
кожа), борьбу с заболеваниями, закалива­ние,
повышение сопротивляемости организма
под влиянием внешней среды.

Образовательные
задачи включают формирование двигательных
навыков, развитие движений, привитие
навыков правильной осанки, навыков
гигиены, первоначальных знаний, связанных
с физкультурными занятиями и освоением
культурно-гигиенических навыков.

Воспитательные
задачи включают обеспечение бодрого
уравновешенного состояния ребёнка,
необходимость выработки у детей
потребности, привычки к ежедневным
занятиям физическими упражнениями,
умения самостоятельно заниматься этими
упражнениями дома и в дошкольном
учреждении, развития нравственно-волевых
качеств, положительных черт характера,
двигательных качеств, способностей;
содействие умственному, трудовому,
эстетическому, нравственному воспитанию.

Все
эти задачи решаются комплексно, на
основе соответствующих принципов.
Основные принципы
физического воспитания дошкольников:

– высшая
роль воздействия среды, воспитания и
обучения в физическом развитии, связь
физического развития с общим развитием
ребенка;

– всесторонность
физического воспитания;

– эмоционально-положительное
влияние игры в системе физического
воспитания;

– систематичность
и последовательность, в работе по
физическому воспитанию;

– учёт
индивидуальных особенностей детей в
физическом воспитании;

– сознательность
и активность детей при овладении
движениями, гигиеническими навыками.
В процессе физического воспитания и
обучения применяются общепедагогические
принципы — наглядности, доступности и
т.д.

«Основными
средствами физического воспитания

дошкольников являются: 1) гигиенические
факторы (режим дня, гигиена одежды,
обуви, гигиеническая обстановка,
культурно-гигиенические навыки). Они
повышают эффективность воздействия
физических упражнений на организм
ребенка, а также содействуют нормальной
работе всех внутрен­них органов и
систем. 2) Естественные силы природы
(солнце, вода воздух) усиливают
положительное воздействие физических
упражнений на организм и повышают
работоспособность ребенка и используются
для его закаливания.3) Физические
упражнения — основное средство физического
воспитания. Они используются для решения
оздоровительных, образовательных и
воспитательных задач, содействуют
осуществлению умственного, нравственного,
эстетического и трудового воспитания
дошкольников, а также являются средством
лечения при многих заболеваниях. Все
эти средства физического воспитания
имеют свои характеристики, методы и
пути осуществления для детей разного
возраста.

studfiles.net

Задачи и средства трудового воспитания дошкольников.










ТОП 10:







Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

 

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

• собственной трудовой деятельности;

• ознакомления с трудом взрослых;

• художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым сред­ством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых, позволяет расши­рить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравствен­ных задач трудового воспитания.

В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к про­блеме ознакомления детей с трудом взрослых:

· одни авторы считают, что ребенка нужно знакомить с процессом Труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части тру­довой деятельности взрослых, начнет воспитываться уважение к труду;



· другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольников с челове­ком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представле­ние о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержа­нием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и вто­рой подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конк­ретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход.

В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных ка­честв личности, более адекватен второй подход. Рассматриваемое сред­ство воспитатель может использовать как пример для подражания, об­разец, на который ребенок будет ориентироваться.

Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников отно­сятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рас­сказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

 

Самостоятельный труд детей.

Самостоятельный труд детей — наиболее действенное средство трудового воспитания, введение которого подготавливается трудовым обучением. Значение самостоятельного труда детей в том, что ребенок осваивает трудовую деятельность; самостоятельный труд детей — школа участия ребенка в общественно полезной деятельности, школа овладения общественными мотивами труда, школа действенной заботы о людях, школа овладения общественно ценными формами поведения.
В дошкольных учреждениях используются две формы организации повседневного самостоятельного труда детейиндивидуальный труд детей и коллективный. При организации труда в указанных формах создаются объективные условия для реализации всех задач трудового воспитания: формирования трудовой деятельности, воспитания личности ребенка и воспитания отношения к труду, его результату и трудящемуся человеку.
Индивидуальный труд как форма организации повседневного труда детей широко применяется во всех возрастных группах детского сада и во всех видах трудовой деятельности. Эта форма организации характеризуется тем, что весь процесс труда выполняется ребенком индивидуально; он ни в одном элементе трудовой деятельности не связан ни с кем из детей.
Данное обстоятельство создает благоприятные условия, во-первых, для осознания ребенком общественной направленности и общественной значимости достигнутого им результата труда (расставил правильно хлебницы — помог няне и позаботился обо всех детях), а во-вторых, для успешного освоения результативных действий, а затем и трудовых процессов под руководством взрослого. Наиболее эффективна форма индивидуального труда в младших группах, где особенно важен близкий контакт ребенка с воспитателем при освоении им трудовой деятельности. Воспитатель имеет возможность оказать необходимое внимание каждому ребенку, помочь в наиболее сложных моментах, определить индивидуальный темп, необходимое количество упражнений для освоения сложного содержания. Обеспечивая освоение трудовых действий, воспитатель расчленяет их на операции, отрабатывая составляющие их движения: сначала двумя руками снизу взять тарелку с хлебом, а затем, когда это движение выполнено, поставить ее в центр стола. Таким образом, показ, объяснения, собственные действия ребенка чередуются, и каждый раз ребенок все более точно повторяет трудовое действие, добиваясь получения нужного результата.
В средней и старшей группах индивидуальный труд используется для освоения детьми трудовых процессов. При руководстве им также используется разъяснение цели труда, требований к результату, проводится тщательный показ организации трудового процесса, трудовых действий, последовательности их. Но в этих группах все больший вес приобретают указания и советы, опирающиеся на ранее сформированные знания и умения, хотя в особо трудных случаях возможно возвращение к отработке трудового процесса по частям. В старшей и подготовительной группах показ используется тогда, когда включаются новые приемы работы или если ребенок не овладел в силу ряда обстоятельств необходимыми умениями в предыдущих группах.
По мере овладения детьми трудовыми процессами создается возможность организовать труд рядом нескольких детей. Он возникает в младшей группе и характеризуется тем, что дети трудятся параллельно: каждый выполняет свое задание, работает в своем темпе, со своим оборудованием, отчитывается за свой результат. Труд рядом дает возможность руководить одновременно деятельностью нескольких детей, осуществляя общий показ какого-то приема или давая советы, указания всем детям. Труд рядом является переходной ступенькой к коллективному труду.
Уже в дошкольном возрасте возможен коллективный труд детей с его особенностями: общая цель, разделение труда между работающими, коллективный результат труда, общая ответственность за него, зависимость участников труда друг от друга. В коллективном труде возникают объективные условия для появления взаимопомощи, взаимной требовательности, взаимной ответственности и т. п. Наиболее простой формой организации коллективного труда является общий труд, который характеризуется объединением детей в двух элементах деятельности: общая цель и обобщение результатов труда всех участников в один общий результат.




 











infopedia.su

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Для того, чтобы человек достиг каких-либо успехов в жизни, он должен быть трудолюбивым. Умение трудиться не   заложено в человеке  природой, данный навык должен быть сформирован. И чем раньше начнется процесс трудового воспитания, тем лучше для ребенка. Самый подходящий период привития трудовых навыков у детей – это дошкольный период. Трудовое воспитание дошкольников ставит перед собой цель – научить ребенка быть трудолюбивым, привить ему общетрудовые умения, развить чувство ответственности к выполняемой работе. Процесс воспитания малыша дошкольного возраста — это совместная деятельность детского дошкольного учреждения и семьи.

Уход за растениями и животными — один из методов трудового воспитания

Значение детского труда и его виды

Воспитание трудовых навыков у ребенка имеет большое значение в формировании его  физического и нравственного развития. Малыши, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными, более крепкими физически.

Процесс труда дисциплинирует детей, развивает в них чувство ответственности за себя и свои действия.

Значение труда в жизни детей

Виды труда зависят от того, какая поставлена цель и в чем заключаются задачи трудового процесса:

  • самообслуживание: ребенок должен   иметь элементарные трудовые навыки по уходу за собой;
  • хозяйственно-бытовые навыки;
  • уметь работать на природе;
  • ручной труд.

Две основные задачи трудового воспитания

Все виды труда направлены на то, чтобы малыши могли освоить все особенности окружающего мира, развивать способность мыслить, оттачивать память, изучить предназначение и научиться работать разными орудиями труда, ознакомиться с правилами использования материалов. Дети должны осваивать содержание процесса труда на примере взрослых, подражая им, перенимая определенные трудовые  навыки.

Осваивая разные виды труда, дошкольники расширяют свой кругозор, у них формируется уважение к старшим.

Содержание видов труда дошкольников

Самообслуживание: начиная с    младшего возраста у  дошкольников необходимо формировать навыки обслуживания себя.  Но в этот период детки вследствие физиологических особенностей еще  не могут выполнять некоторые действия:

  • пальчики у малышей еще не совсем послушны;
  • последовательность выполнения некоторых действий не всегда запоминается;
  • у них еще не сформированы способности к управлению своей волей.

Труд для малыша должен быть посильным и интересным

Данные моменты для ребенка сложны, поэтому, вероятность того, что они вызовут отрицание, велика. Что делать родителям и воспитателям в детском саду? Да ничего особенного, просто быть терпеливыми, спокойными и доброжелательными. Только такие средства смогут помочь малышу спокойно воспринимать просьбы умыться и почистить зубки утром, прибрать свою кроватку, самостоятельно одеться, раздеться, навести порядок в своих игрушках.

Самообслуживание

Средства и приемы освоения действий по обслуживанию себя достаточно просты:

  • надо выполнять все процедуры регулярно;
  • контроль выполнения действий взрослыми;
  • требование со стороны взрослых выполнять всю работу аккуратно, быть опрятным и соблюдать чистоту.

Самообслуживание — первый вид труда

Совет родителям: старшего дошкольника надо знакомить со школьной одеждой, атрибутами,  пополнять словарный запас малыша и учить аккуратности в обращении с этими предметами. Например, готовить с ребенком одежду с вечера, аккуратно повесив ее на стульчик.

Хозяйственно-бытовой труд

Дошкольники должны осваивать навыки хозяйственной деятельности, уметь выполнять бытовую работу. Ребенку вполне по силам протереть пыль на мебели, дверные ручки. Малыш должен представлять содержание хозяйственно-бытового труда. Методы трудового воспитания позволяют малышу в каждой возрастной категории освоить новые трудовые действия.

Помощь родителям — пример бытового труда

Средства воспитания навыков и умений выполнения бытовой работы разнообразны:  малыш может помочь накрыть на стол, прибрать за собой, подмести пол. В детском саду дети дежурят, так же накрывают на столы, поливают цветы, протирают пыль на полочках и в шкафчиках.

Взрослым надо корректировать содержание труда в зависимости от принадлежности к возрастной группе.

Совет: не забывайте хвалить ребенка, направлять его, но ни в коем случае не ругать, только тогда воспитательная цель будет выполнена.

Труд на природе

Трудовые навыки, выполняемые в природной среде – это прекрасные средства  познания красоты своего родного края,  развития наблюдательности и совершенствования  движений.  Задачи, которые предъявляются к этому виду трудовой деятельности – это развитие волевых качеств, силы и выносливости.

Уборка территории — работа на свежем воздухе

Какие средства трудового воспитания используются в данном виде труда? Дети младшего дошкольного возраста могут кормить рыбок, на прогулке – птичек. Более старшим дошкольникам можно поручить поливать цветочки в группе. Родители могут аналогичные задачи поставить перед малышом дома. Если в детском саду есть уголок природы, то малыши могут оказывать посильную помощь в уходе за питомцами.  Интересны и такие средства, как выращивание лука или зелени в баночке на окне, а также, наблюдение и уход за растениями, проросшими из семян.

Уход за овощами — очень эффективный способ трудового воспитания

Такие средства воспитания любви к труду в природе очень действенны, дети становятся добрее, получают удовольствие от процесса труда. 

Ручной труд

Дошкольников надо учить работать руками. Это различные поделки, работа с материалами разного вида. На занятиях в детской саду малыши осваивают навыки выполнения работ с природным материалом, использовать в творчестве разные подручные средства и бумагу.

Дети очень любят делать поделки

Ручной труд призван решать такие задачи, как выработка усидчивости, развитие чувства эстетики и терпения. 

Особенности труда дошкольников

  • Детский трудовой процесс не направлен на создание материальных ценностей.
  • По характеру — воспитательный.
  • В процессе труда дети самоутверждаются.
  • Труд воспринимается детьми, как игра.
  • Труд дошкольников не оценивается и его содержание не включает материальное вознаграждение.
  • Характер труда детей – необязательный.

Как развивать у малышей трудолюбие

Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Но самое главное – он должен испытывать радость от труда.

В игровой форме дети получают умения и навыки трудиться

Детский труд отличается своеобразность:

  • в содержательном плане – труд простой;
  • действия доступны;
  • связь с игровыми процессами.

Если понаблюдать за малышами, то можно увидеть, что   2-3 года в игре отражается труд  взрослого человека. Дети имитируют действия старших. Пусть ребенок наблюдает за взрослыми, которые выполняют какую-либо работу. Малыши могут постирать белье для кукол, помыть мягкие игрушки, наконец, прибрать в своей комнатке или в детском уголочке. Дети после 5- 6 лет, а также, семилетки уже играют в ситуационные игры. Такие средства прекрасны в воспитании трудовых навыков.

Ситуационные игры — увлекательный метод трудового воспитания

Содержание труда малыша похоже на содержание труда взрослого. Важно чтобы труд был осмысленным, приносил радость и разжигал творческие порывы.

Формы и методы организации воспитательного процесса

В детсадовской группе дети могут  выполнять следующую работу, цель которой трудовое воспитание:

  • Поручения  — это самые простые методы. малышу дают конкретное задание, которое он выполняет. Хорошо зарекомендовала себя система индивидуальных поручений.
  • Дежурство  — малыши учатся отвечать за порученное дело, быть аккуратными и исполнительными.
  • Общий труд решает  задачи нравственного воспитания. Его вводят в старших и подготовительных группах.
  • Между дошкольниками  в процессе общего труда выстраиваются деловые взаимоотношения.

Какие средства являются основными для воспитания любви к труду у дошкольников?

Пример взрослых — лучшее средство трудового воспитания

Основные средства:

  • собственный трудовой процесс, который осуществляют дошкольники;
  • ознакомление с процессом трудовой деятельности, выполняемой взрослыми;
  • познание трудового процесса через творчество и художественное развитие.

Итак, в процессе трудового воспитания у дошкольников должно сформироваться понятие трудового процесса. Отношение к труду и к трудовой деятельности, навыки выполнения определенных видов работы, соответствующей возрасту.

Педагоги дошкольного учреждения и родители должны действовать во взаимодействии и тесном сотрудничестве.

Видео. Задачи и методы трудового воспитания в детском саду

detki.guru

Средства и формы трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников имеет большое значение для развития личности. Родители часто задумываются над тем, в каком возрасте прививать любовь к труду, как сформировать положительное отношение к трудовой деятельности. Воспитание трудолюбия у дошкольников следует начинать как можно раньше, и осуществляться оно должно как в рамках детских учреждений, так и дома. Это способствует созданию нравственных ориентиров, формирует трудолюбие, осознание полезности труда.

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Выделяют следующие задачи трудового воспитания дошкольников:

  1. Создание положительного отношения к трудовой деятельности.
  2. Совершенствование необходимых умений и навыков.
  3. Становление самоорганизации и самодисциплины.
  4. Формирование основ коллективного труда, взаимовыручки и доброжелательного общения между детьми при совместной работе (согласование деятельности, оказание помощи друг другу).

Значение трудового воспитания детей дошкольного возраста сложно переоценить. Главной целью трудового воспитания дошкольника является становление самостоятельной, нравственно развитой личности. Организация трудовой деятельности дошкольников основывается на систематичности занятий. Принципы трудового воспитания заключаются в соответствии нагрузки возрасту и личным особенностям.
Методика трудового воспитания состоит в объяснении и демонстрации трудовых операций, обучении отдельным действиям.

Определяющие формы организации трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд (поделки, рисунки и т.д.).

Средства трудового воспитания дошкольников

Существуют следующие средства трудового воспитания дошкольников:

  1. Знакомство с трудом взрослых, которое способствует расширению представлений дошкольников о значимости труда и уважительном отношении к нему.
  2. Собственная трудовая деятельность дошкольника. Собственный труд — это необходимый элемент воспитания трудолюбия у дошкольников. В процессе труда у детей развиваются навыки и умения, желание достигать результата, удовлетворяется потребность приобщения к кругу взрослых.
  3. Художественные средства.

Для формирования позитивного отношения к труду целесообразно использование различных художественных средств в трудовом воспитании дошкольников. Герои сказок учат помогать друзьям и родителям. Лентяи высмеиваются и попадают в сложные ситуации, но в результате понимают, что труд — это полезное дело. Например, можно вместе с детьми почитать «Мойдодыр» Чуковского, понаблюдать за хозяйственностью домовёнка Кузи из одноименного мультфильма, посмеяться над Вовкой из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве», задуматься о мудрости народных пословиц и поговорок. Отдельно стоит упомянуть о музыке. Музыка в процессе трудовой деятельности детей способна повысить настроение, придать работе ритм, сделать физический труд приятнее.

Рассмотрим, как происходит развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте, что ее определяет и направляет. Для каждого возраста выделяют свои особенности трудовой деятельности.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Проблемы трудового воспитания дошкольников 3-4 лет связаны с их возрастными особенностями развития.

Самообслуживание еще вызывает определенные сложности (недостаточное развитие мелкой моторики, трудность запоминания последовательности действий, быстрая отвлекаемость). Однако детей уже можно привлекать к посильному труду. От взрослого потребуется доброжелательность и терпение. Тем не менее таким малышам уже под силу выполнить простую хозяйственно-бытовую работу: убирать свои игрушки на место, аккуратно сложить книги, подмести снег во дворе. Лучше всего приучать к таким действиям в виде игры.

В этом же возрасте дети учатся самостоятельно одеваться. Формируя этот навык, нужно называть предметы одежды и проговаривать выполняемые действия, что будет способствовать расширению словарного запаса у детей. Дети в таком возрасте также с удовольствием наблюдают за работой взрослого, поэтому важно комментировать, чем сейчас занят родитель или воспитатель. Нужно проговаривать действия, когда ребенок пытается подражать взрослому.

В младшем дошкольном возрасте дети помогают взрослым собирать урожай, поливать растения, подкармливать птиц. Обязательно нужно хвалить ребенка за любые попытки помочь, отмечать и поощрять малейшие успехи. Однако следует помнить, что в таком возрасте дети еще легко утомляются, быстро отвлекаются, поэтому нужно давать ребенку только посильные поручения, рассчитанные на непродолжительное время и в игровой форме.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этом возрасте дети уже довольно самостоятельны, могут обслуживать себя сами, и это является постоянной составляющей их режима дня. Развитие таких навыков заключается в совершенствовании действий, организации поведения. Именно в среднем дошкольном возрасте формируются начальные навыки самоорганизации. Какие-то вещи дети пытаются делать без напоминаний, например, убирать на место свою одежду, заправлять постель после сна. Такие ежедневные действия постепенно входят в привычку.

Особую значимость приобретают сюжетно-ролевые игры, на которых основывается трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Важно начать знакомить дошкольников с миром профессий, их важностью и актуальностью. Это создает заинтересованность в трудовой деятельности, учит стремлению помогать взрослым, пониманию важности любой работы. В среднем дошкольном возрасте привлекает возможность не только быть как взрослый, но и осуществлять какие-то простые действия на «взрослом» уровне. Поэтому дети, как правило, с радостью играют в повара и с желанием готовят.

В этом возрасте значительно расширяется содержание хозяйственно-бытового труда дошкольников. Детям уже вполне по силам навести элементарный порядок, подмести пол, протереть полки от пыли, помыть свои игрушки. В детских учреждениях можно организовывать дежурства. Дежурства могут быть в столовой, на занятиях (помогать раскладывать взрослому материалы), в живом уголке (самостоятельно поливать цветы, определять потребность во влаге, протирать от пыли листья растений, собирать урожай, ухаживать за животными). Взрослый проверяет деятельность дежурных, т.к. дети еще не замечают своих промахов и недочетов и не в состоянии справиться с ними без помощи.

Диагностика трудовых навыков и умений заключается не только в оценке овладения какой-то деятельностью. Важно показать, как исправить ошибку, и похвалить детей. Это способствует закреплению полученных трудовых навыков и аккуратности при дежурстве, развивает самостоятельность, активизирует инициативу в выполнении поручений.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Дети старшего дошкольного возраста могут работать коллективно, распределять полученные обязанности. Своеобразие трудовой деятельности заключается в том, что игра продолжает оставаться основным видом деятельности, но дети уже с удовольствием помогают взрослому (убираться дома, работать в саду и огороде). Важный момент — подготовить все необходимое и правильно организовать пространство. Пусть инвентарь будет ярких цветов, одежда — нарядной, а места — достаточно для удобной работы. Это будет способствовать получению эстетического удовольствия от процесса трудовой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте развиваются новые, более сложные навыки самообслуживания (гигиенические процедуры, уход за обувью и т.д.). Вырабатываются основы поведения в обществе, любовь к чистоте и опрятности. Хозяйственно-бытовой труд становится содержательнее и регулярнее. Старшие дошкольники поддерживают чистоту, помогают младшим, ремонтируют игрушки и книги. Они могут осваивать сложные способы работы в живом уголке (подкармливать растения, высаживать рассаду, ухаживать за аквариумом и т.д.). В результате труда приобретаются новые знания о жизни живых организмов, формируется ответственность за них, приходит понимание фенологических изменений в природе, расширяется словарный запас. Труд становится осознанным, систематическим, а сбор урожая приносит радость. Тем не менее нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и работа была в радость.

Отдельно стоит отметить ручной труд — создание поделок из различных материалов (пластилин, цветная бумага, гербарий), а также вышивание, макраме, рисование и т.п. Творчество развивает фантазию, вызывает огромный эмоциональный отклик, способствует самовыражению детей, удовлетворению трудовой деятельностью. Такое трудовое воспитание дошкольников учит проявлять добросовестность, терпеливость, чтобы изделие имело красивый и аккуратный вид. Такие поделки будут отличным подарком друзьям и родственникам, научат трудиться, чтобы доставить радость близким людям.

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности — это важная составляющая часть развития и формирования цельной гармоничной личности. Необходимо помнить, что дети очень любят подражать взрослым. Покажите им наглядный пример. Поощряйте, а не отталкивайте, под предлогом, что самому сделать быстрее. И совсем скоро вы приобретете помощника, который не только будет ценить ваш труд, но и с удовольствием помогать наводить порядок.

Полезные материалы

doshkolnik.net

Статья по теме: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В. А. Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» — и К. Д. Ушинского: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться».

В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению  трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Надо отметить, что детские дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им  любовь к труду, к своей Родине, а также подготавливают детей к обучению в школе. За определенный период времени пребывания в детском саду у ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость. Труд должен радовать ребенка, и наша задача развить это чувство у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т.к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно-бытовой труд, он  связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил  личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок  и помогать своим товарищам.

Труд – наиболее верный принцип нравственного воспитания дошкольников. Очевидно, что уже в дошкольном возрасте, т.е. уже с первых лет жизни необходимо закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Опыт трудового воспитания педагогов показывает, что приобщение ребенка к труду, необходимо начинать как можно раньше, в то время, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является необходимым условием формирования трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплинированности, бережливости и прилежания. одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.

Труд должен быть посилен ребенку, тем самым доставляя ему  удовлетворение и радость. Ребенок должен понимать, что и его труд приносит пользу другим людям. Хорошо организованный труд дошкольника – это важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Трудовое воспитание должно укреплять здоровье ребенка, его движения становятся  более организованными, уверенными и точными.

Труд оказывает неоценимое влияние и на умственное развитие детей. Трудовое воспитание формирует следующие качества в детях: сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Под влиянием трудового воспитания дети сопоставляют предметы, явления, таким образом, развивается мышление. И как следствие, ребенку приходится учитывать последовательность своих действий в выполнении заданий и учиться планировать свою деятельность.

В процессе труда воспитываются такие качества как: устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Совместный детский труд их объединяет, начинают формироваться первоначальные навыки коллективизма, умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Воспитывая в детях основы трудовой деятельности, необходимо учитывать, что основным условием является желание и умение трудиться у самих дошкольников. Как бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Педагог должен четко представлять, чего он хочет добиться от своих воспитанников и какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это дает ему возможность верно сориентироваться  в характере руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста. Изначально терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения трудовыми навыками — требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

В дошкольном возрасте, трудовые умения и навыки детей различны. Объем и характер труда, зависит от его содержания. Воспитатель должен помнить, что воспитание трудом, как и развитие нравственных качеств у детей, являются наиболее важными сторонами деятельности педагога.  

Ведь результат труда – это всегда приложение детьми усилий и стараний, проявление воли и проявление тех мотивов, которые побудили ребенка совершить то или иное трудовое усилие.

В случае, когда труд не является повседневным, он становиться нейтральным процессом и в дальнейшем не будет оказывать ни какого влияния  нравственное воспитание детей. Дать детям понимание того, как важен ежедневный труд – вот главная прерогатива педагога, заботящегося о нравственном воспитании дошкольников.

Итак, цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

 Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

 Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о