Цель трудового воспитания дошкольников – Цели и задачи трудового воспитания ? дошкольников и школьников

цель, задачи, планирование трудового воспитания в соответствии с ФГОС, проблема трудового воспитания дошкольников

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

  1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
  2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.
трудовое воспитание дошкольников в соответствии с фгос

Виды труда и задачи

ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:

  • самообслуживание;
  • хозяйственный труд;
  • труд природный;
  • ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

Вид труда

Задачи

самообслуживание

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять;
  • учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

хозяйственный

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их;
  • приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка;
  • учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

природный

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
  • учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.

ручной

  • учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
  • учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
  • формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы;
  • учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного учреждения.

цель трудового воспитания дошкольников

Как влияет на ребенка каждый из видов труда?

Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых.

Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.

Трудовая деятельность в отношении природы помогает детям повысить свое настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает мыслительные процессы у ребенка.

Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких.

Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека.

задачи трудового воспитания дошкольников

Формы организации трудовой деятельности

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:

  • поручения;
  • дежурства;
  • совместный труд.

Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.

Поручения – самое приятное и эффективное средство воспитания и развития трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно.

Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие.

Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения.

Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других.

Дежурства – определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга.

Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей работы перед группой. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.

трудовое воспитание дошкольников в соответствии с фгос до

Как правильно распределять занятия?

Для того чтобы реализовать цель трудового воспитания дошкольников, необходимо грамотно составлять план деятельности. Очень важно в подборе видов деятельности учитывать возрастные особенности.

Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.

Неверное планирование трудового воспитания в соответствии с ФГОС ДО и его итог

Действие

Итог

Воспитатель использует в один день все три формы трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания дошкольников реализуются в слабой мере, за счет сильной нагрузки на детей. Воспитанники считают себя не личностями, а подчиненными, от которых требуют много работы.

Воспитатель использует одну форму деятельности в неделю.

Поскольку во всех видах форм задействовать всех детей абсолютно невозможно, то трудовое воспитание в соответствии с ФГОС будет проявляться только у части воспитанников, которая была больше задействована в деятельности.

Воспитатель неправильно рассчитывает степень сложности заданий.

Для маленьких детей он дает сложные задания, а ребятам из старшей группы – простые и легкие. Такой подход вызовет у детей негативное отношение к трудовой деятельности, поскольку им будет либо очень легко, либо слишком сложно. Более того, данный метод может полностью отбить желание трудиться и уважать людской труд.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо грамотно распределять обязанности детей в процессе трудового воспитания.

трудовое воспитание в соответствии с фгос до

Возможные варианты заданий для разных возрастов

С целью максимально точно реализовать задачи трудового воспитания дошкольников была составлена примерная таблица видов деятельности для каждой группы. Ознакомиться с ней можно ниже.

Группа

Варианты заданий

Ясельная\Младшая

Две группы объединены в один тип, так как возраст малышей и их возможности примерно одинаковы. В этом возрасте можно дать такие поручения, как полить цветок из детской лейки (только один горшок, если же улица, то одна небольшая клумба), отнести небольшой предмет из одного места в другое, повесить свою одежду сушиться. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются.

Средняя

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в средней группе требует немного усложнить поручения. Например, самостоятельно полить все цветы в группе, аккуратно развесить свои вещи, красиво расставить игрушки и т.д.

Начинается знакомство с новой формой трудовой деятельности – дежурством. Самое первое дежурство – по столовой. Детям необходимо следить, чтобы на столах у каждого были приборы, хлеб, сыр и внимательно наблюдать, чтобы все воспитанники помыли руки перед едой. Возможно также поручить дежурным подать на стол фрукты или овощи, но не полностью на стол, а по 2 штуки.

Старшая

В старшей группе дети уже более взрослые, и их возможности значительно расширились. Теперь стоит вводить такой вид трудового воспитания, как коллективная работа. Рекомендуется начать с интересной и увлекательной деятельности. Хорошей коллективной работой в таком возрасте будет выращивание цветка группой. Каждый из детей распределит свои обязанности: кто-то следит за поливкой, кто-то за рыхлением земли, а кто-то — за достаточным солнечным освещением. Таким образом воспитатель формирует у дошкольников чувство любви и заботы к окружающей среде и способность выполнять работу в коллективе.

Подготовительная

Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в данной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни – школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д.

Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.

планирование трудового воспитания в соответствии с фгос

Труд и родители

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду.

Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования – лишь выдумка, то их можно не выполнять.

Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно чаще устраивать родительские собрания, где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное участие.

Помните, только объединившись можно добиться положительных результатов! Не стоит сваливать всю работу на воспитателей, а затем учителей. Их цель лишь направить детей в нужную сторону, а ваша – приложить все усилия, чтобы ребенок научился.

Гигиенические условия

Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают.

Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за чистотой предметов.

Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют, помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому зрению.

Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для формирующегося позвоночника.

Важность трудового воспитания дошкольников

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.

трудовое воспитание в соответствии с фгос

Заключение

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в таблицах, приведенных в статье, подробно раскрывает суть и проблемы формирования трудолюбия.

Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.

Важно отметить, что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

И помните, только вместе с родителями можно полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС!

fb.ru

Теоретические основы трудового воспитания дошкольников. Задачи трудового воспитания дошкольников

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.Значение труд.воспитания:Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения егостановятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Г.Пестолоц-ци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях(Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др.).Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста: I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь. 2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности. 3.Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,готовности принять участие в труде. 4.Формирование навыков организации своей и общей работы. 5.Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТРУД.ВОСП-Я В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.: в младшей гр.:воспитание к трудовым действиям взрослых;приобщение к труду;воспитание преодолевать трудности. В средней гр.: формирование самостоятельности к самообслуживанию,формирование навыков коллективного труда. В старшей гр. : воспитание желания выполнять трудовые действия систематически;воспитание трудолюбия.



34. Труд по самообслуживанию: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах

САМООБСЛУЖИВАНИЕ— это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила. Специфика: перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности. Значение: -трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда; -приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками; -очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка; -приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; -воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени; -дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких; -дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды. Содержание:в младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за столтолько с чистыми руками; дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей; в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Методы: показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

35. Хозяйствено-бытовой труд: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД —поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов.Значение:имеет такое свойство,какцикличность.В процессе его не только повторяются трудовые операции,но и возникают типично жизненные ситуации.При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий,умение устанавливать правильные деловые отношения,организованность,желание работать для всех.Постоянное выполнение подобных дел,особый эмоциональный настрой способствуют формированию трудолюбия, настойчивости,упорства,доброжелательного отношения к окружающим.Такой труд создаёт большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:рациональной организации индивидуальной и коллективной работы,предварительного её планирования,умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания,бережного отношения к ним,стремления сделать работу хорошо и своевременно.В процессе х-б. труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам,умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:у ребёнка на 3-ем году жизни формируются предпосылки,обеспечивающие возникновение трудовой деятельности:представления о бытовом труде взрослых,умение выполнить элементарное трудовое задание,совершать результативные действия и т.д. Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых в семье,детскомсаду,наулице.Наряду с формированием представлений о бытовом труде взрослых детей привлекают в качестве помощников.Всё это способствует овладению детьми трудовыми навыками,готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем. Воспитатель,формируя элементарные трудовые навыки,опирается на большое стремление малышей к активности,самостоятельнойдеятельности,на их желание подражать взрослым.Задача воспитателя-поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», а также научить детей цеденаправленномудействию.Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда.Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению,как надо выполнять то или иное действие.Приобщая малыша к труду,важно,чтобы он видел и цель действия,и результат работы.В формировании действий,необходимых для элементарного участия в х.-б.труде,воспитатель использует игры-занятия(«Как игрушки убежали от Коли»),игры-упражнения. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:Систематическое приобщение детей начинается с этого возраста. У детей от 3 до 4 лет предусматривается дальнейшее расширение и углубление знаний о хозяйственно-бытовом труде взрослых в детском саду и семье.Воспитатель обращает внимание на трудовые операции,надействия,необходимые в работе.Вместе с тем дети должны наглядно видеть результат труда.Воспитатель учит детей называть трудовые действия взрослых. Основное внимание педагог направляет на более широкое вовлечение детей в х.-б.труд.Малыши убирают с пола бумагу и мусор,вешаютполотенца,подметают на веранде пол,собирают листья на участке,сметают со скамеек снег.Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении и на участке.Важной задачей в работе с детьми является обучение их трудовым действиям,совершенствование навыков. Воспитатель,используя индивидуальную форму работы-поручение, показывает и объясняет ребёнку,что,в какой последовательности и как нужно делать,чтобы добиться нужного результата.Детальныйпоказ,точное объяснение каждого приёма,действия-всё это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы.СРЕДНЯЯ ГРУППА: содержание х.-б. труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда(стирают кукольную одежду,моютигрушки,накрывают на стол,подготавливают материалы к занятиям). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций,умения пользоваться ими в нужной последовательности.Систематическое включение детей в х.-б.труд позволяет воспитывать привычку в трудовому усилию и такие качества личности,как самостоятельность, проявление заботы друг о друге,оказание услуги взрослым,стремление сделать для них что-то приятное.Важно учить понимать,что главным в достижении результата являются не столько личные интересы,личныепотребности,сколько потребности детского коллектива ,а также окружающих взрослых.Поэтому при организации х.-б. труда в средней группе воспитатель, поддерживая личную инициативу,личный мотив в процессе работы,стремится по возможности его изменить,придать ему общественно значимый смысл. Участие детей в выполнении трудовых задач общественного характера часто зависит от их желаний.Это обязывает педагога позаботиться в первую очередь о выполнении тех поручений,которые для ребят наиболее желанны.Наиболее доступной формой организации такого труда для детей 5-ого года жизни являются дежурства. Воспитатель внимательно наблюдает,как ребята относятся к выполнению своих первых общественных обязанностей,как у них складываются взаимоотношения со сверстниками. Включение детей в общую работу,создание разнообразных жизненных ситуаций при её выполнении позволяет воспитателю постепенно переключать ребят с деятельности,вызванной личными мотивами,надеятельность,мотивом которой оказывается помощь товарищу,взрослому. При организации х.-б. труда в ср.группе также нужно использовать игру. Для осмысления детьми значимости х.-б. труда в воспитат.работе используют соответствующую литературу. СТАРШАЯ ГРУППА: во время обедадети раздают третье блюдо,няне помогают после еды со стола убирать посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки,стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты; убирают постель. Дети должны делать это аккуратно, старательно. Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода,оборудованием труда: мыть и сушить его после пользования, хранить в порядке и в определённом месте. На 6-ом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. У детей 6-ти лет формируют умение дежурить: накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты. Они выполняют некоторые постоянные обязанности( убирать свою постель, игрушки, накрывать на стол). Одновременно с поддержанием у детей интереса и уважения к бытовому труду взрослых воспитатель решает задачу формирования обобщённых представлений о том,что каждый должен трудиться для других. В работе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В привлечении к х.-б. труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Основная форма организации х.-б. труда- включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. ПОДГОТОВИТ.ГРУППА. Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование. Активное участие детей 7-ого года жизни в х.-б. труде осуществляется одновременно в 2-ух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Задача педагога- воспитывать и поддерживать у детей положительно-эмоц.отношение к х.-б. труду.Эта задача успешно решается,если, включая детей в х.-б. труд, им дают почувствовать,что их труд нужен всем,т.к. они создают чистоту и красоту окружающей обстановки.В работе с детьми следует практиковать включение их в такую работу, результаты которой важны для сотрудников детского сада. Чтобы дети научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения х.-б. труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания,поручения.Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научатся выполнять их самостоятельно. Важным фактором воспитания у детей интереса к х.-б. труду явл. общение их в процессе совместной деятельности. Приучая к систематическому х.-б. труду, надо чаще использовать игровые формы его организации.

 

36. Труд в природе: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах.

Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физич.развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет и для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде,как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребёнок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Системетическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость . Труд в природе способствует и развития наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельско-хозяйственному труду и уважение к людям,которые им занимаются.Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий ( в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб,посеву, уходу за огородом,сбору урожая). Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА. Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями,происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования предъявляемые им, доступными и понятными. Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов.Во время наблюдений за живостными детям дают простейшие поручения по уходу за ними. Малыши должны знать и уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых.Этому способствуют серии последовательных разнообразных наблюдений, проводимых с подгруппами детей. Для ребёнка постепенно приобретает значение содержательная сторона деятельности.Можно предложить некоторым детям помочь воспитателю.Постепенно воспитатель приобщает малышей к выполнению простейших поручений. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.У детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за живостными и обучают элементарным правилам её выполнения.С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними.Выполнение несложных поручений становится повседневным.Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, т.к. эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям. Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приёмов этой работы: правильно держать небольшую леечку,носиком лейки упираться в край горшка. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер. СРЕДНЯЯ ГРУППА.У детей воспитывают устойчивый интерес к педметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими,учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных.В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия.Вначале к работе он привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочерёдно. Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания ( заготовить воду для поливки,посмотреть,съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения ( ложечкой насыпать корм рыбкам,полить растения).Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде.Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в использовании полученных знаний и умений.Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того ,что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия. Необходимо заботиться о том,чтобы малыши испытывали радость о труда. СТАРШАЯ ГРУППА.Необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья для сжигания, свозить ботву в ямы, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников;принимать посильное участие в заготовке кормов для животных и птиц, овощей и фруктов на зиму дома.Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы,выращивать для них корм .Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы , сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике.Рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду,вцветнике.Рыхлитьземлю,поливать,прореживать,пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай-летом. Уметь правильно пользоваться лопатой,совком,граблями,лейкой. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ: детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело ,развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде,имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности.Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы. Дети 6-7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Продолжают обучать приёмам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать. Не вызывает у ребят затруднений и рыхление.Прежде чем рыхлить, они внимательно осматривают поверхность земли в горшке, ищут на ней трещины, заплывчатость, отставание земляного кома от стенок горшка.Дети 7 лет овладевают правильными приёмами рыхления: стараются держать палочку не в кулаке и не как карандаш,а брать её сверху. В старшем дошк.возрасте для повышения самост-ти и ответственности за качество работы можно применять разделение труда.В первых работах по подготовке почвы разделение труда строится по процессам-это простая форма организации труда,когда подгруппы детей выполняют определённый объём однотипной работы.По мере овладения детьми всем процессом следует применять разделение труда внутри процесса- это более сложная форма и результативная форма.При этом каждый участник должен хорошо знать весь процесс, значение и место каждого приёма. Тогда он будет понимать,что успех всей работы зависит от коллективных усилий, от правильного и ответственного выполнения её каждым.

megaobuchalka.ru

Материал (старшая группа) на тему: Трудовое воспитание дошкольников

Значение труда

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;

в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные

взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством

воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен

быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость

труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в

ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее

талантов.

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд

должен быть од-

ним из самых основных элементов.

А. С. Макаренко.

Труд основа человеческой жизни.

Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.

С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем

не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает

маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается

с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно

творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить

радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это

проявление людей друг о друге.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим

возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если,

например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших

группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей

вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд

не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное

значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную

необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных

потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий

приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все

имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это

помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке

костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без

требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические

правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию

можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.

Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки

на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от

взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть

препятствия.

Труд детей в природе.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического

развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов,

укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для

умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком

другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением

доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых

процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию

наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к

сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.

Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в

природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на

удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового

процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование

результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных

эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные

практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность

за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление

выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее,

аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими

приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся

бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах

различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него

можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных

предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать,

склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с

деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются

сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с

природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. – дает

воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств:

цветом, формой, твердостью.

Великие педагоги о труде

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих

работах часто затрагивали эту тему.

И Великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А..C.

Макаренко, В.A. Сухомлинский .

Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе.

«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в

такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого

человека »

К. Маркс, Ф. Энгельс (» О воспитании образовании»).

Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время,

чтобы это был творческий труд, а не только механический.

Н.Н.

Крупская.

Великий педагог » В.А. Сухомлинский» писал, что труд становиться

великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и

любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей,

открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое

гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых

невозможна жизнь человека.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок

должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является

не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое

существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни,

духовного богатства личности. В труде распространяется богатство

человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок

не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит

важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда

человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы

чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника

основывалось на трудовом успехе.

В.А Сухомлинский.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания

человеческого достоинства»

К. Ушинский.

Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский

утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое

достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит

источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и

счастья.

Теоретическая часть

Содержание хозяйственно бытового труда

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно

бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой

комнате, и на участке.

Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей

аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников,

постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правело,

сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной

инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети

активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда,

самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность

работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно

разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти-

шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У

мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное

участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано,

примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные

возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить

самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во

время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с

уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.

Хозяйственно- бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не

только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные

ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется

слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения,

организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных

дел; особый эмоциональный настрой ( готовность принять участие в

хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу,

воспитателю, няне маме.) способствует формированию таких качеств, как

трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к

окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с

тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше

возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:

рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например:

участие в наведении порядка в групповой комнате.) предварительного его

планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения

задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и

своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для

воспитания положительного отношения к данному виду труда.

В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для

формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший

беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает

постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течении

нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного

строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с нее

пыль. Или ребенок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает

поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребенок должен собрать

сор, отнести его в определенное место.

В быту постоянно возникает необходимость потрудится: кто-то случайно

испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или

подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к

готовности к труду, привычки к трудовому усилию

Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что

результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно

ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь

появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не

напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца.

В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним

интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или

работают без особой тщательности.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной

однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные

условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы

он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное

место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для

стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на пол перед

стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для

раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям

будет легче приготовиться к работе.

Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает

тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со

стола, вытереть фартуки.

Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и

ее организации.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует

продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении

детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании

хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности,

вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание

заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе

в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности

детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.

Хозяйственно бытовой труд включает в себя умение поддерживать и

наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на

участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке к

занятиям, прогулкам.

Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю

вынести игрушки и книги на участок, протирают листья растений, раскладывают

на столы материал для занятия, убирают их после занятий. При подготовке к

еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы,

помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке

дорожек от снега, собирают мусор.

Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают

кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев.

Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их

обратно.

Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белье и разложить

его, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке

поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.

Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую

комнату (1 раз в неделю).

У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они

наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель, пол

перед музыкальным и физкультурным занятием, пришивают петли к полотенцем,

стелют на кровати чистые простыни, надевают на подушки чистые наволочки.

Как видим, > предусматривает

постепенное увеличение процессов хозяйственно-бытового труда. Расширение

объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода

в школу.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в

выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно.

Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда

обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в включения

различных трудовых процессов.

Хозяйственно бытовой труд.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате

и на участке детского сада: убирать на место строительный материал,

игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогать воспитателю подклеивать

книги, коробки. Протирать пыль со стульев, столов; в весенний и осенний

период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчищать

снег.

Виды работ в старшем дошкольном возрасте

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды

работ, объединяемых понятием >:

1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для

занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки,

носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки

и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой

дорожку во дворе.

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный

картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи,

делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах:

повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье,

помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести,

отнести вещь, поднять упавшую.

8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова,

переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.

9. Проявлять заботу о младших брате, сестре ( помогать одеваться,

гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть

стихотворение.

10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе,

пожилым людям.

Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном

возрасте

Хозяйственно — бытовой труд в детском саду разнообразен по

содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.

В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание

дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время

обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со стола

посуду. Повышаются требования к правильному пользованию предметами

домашнего обихода, оборудованием труда.

Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста

значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире

использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование

целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности

бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности,

организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей,

уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе

коллективной деятельности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение

детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает

ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение,

чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.

В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания:

показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному

обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто

пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне

организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и

более младшем детям.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду

важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким

детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у

детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними

выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего

понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на

сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто

какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы,

воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или

не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с

друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть

достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно

приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца.

Основная форма организации хозяйственно – бытового труда детей старшей

группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного

значимого содержания.

В подготовительной к школе группе хозяйственно – бытовой труд

осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание

объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются

такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего блюда.

Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят

порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно – бытовом труде

осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную

трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения

поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели

деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у

малышей, подмести на их участке площадку, Можно предложить детям помочь

взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со

шкафов.

Участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают

его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят

большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля.

Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую

эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей

по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки;

стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и

дети убеждаются в необходимости этого труда.

Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно –

эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда

надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение

к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей

обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно

– бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в

выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд

полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в

школе.

Организуя выполнение детьми, какого – либо дело хозяйственно –

бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель

стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания не одно

действие детей. Например, педагог говорит:

младшей группе стереть пыль со столов и скамеек на участке. И мне это было

особенно приятно его внимание к взрослому, потому что он, строя из песка

сооружения, оставил свое занятие, чтобы сделать это доброе дело. Спасибо

тебе Игорь, ты не подвел нашу группу.>>

В работе с детьми подготовительной группы следует практиковать

включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада.

Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в

заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости

оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о

содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной значимости труда

взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через

специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной

жизни. С этой же целью используются произведения художественной

литературы:>. Е. Благинина, >. Л.Н.

Толстой, >. И >. Н. Носова, а также

картины и иллюстрации к книгам. Поскольку в подготовительной группе дети

овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти

обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучением

навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он

ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел.

При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно

предоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также

создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью

трудиться повседневно и самостоятельно.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной

инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения

хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые

задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить,

стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие

задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их

самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом

ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но

учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как

нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,

внимательность.

Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей

интереса к хозяйственно – бытового труда является общение ребят с

воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или

участка детского сада.

Руководство хозяйственно — бытовым трудом детей 6-7 лет не должно

быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень

чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя не

принужденно свободно.

Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому

хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его

организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере

обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому

серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в

труде, игре как исполнители или заказчики.

Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на

то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее

исправить, оказать не обходимую помощь. При таких приемах педагогического

руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу

удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную

основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

Работа с семьей

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет

труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,

трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей

способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,

доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в

семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.

Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка

помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него

закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в

обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают

квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти

повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и

отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна

готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить

что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример

членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут

соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание

детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно

ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их

трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят

людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит

детей.

В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду

всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие

возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в

урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу

будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица

результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в

школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб

завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб

грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут

произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом

труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы

заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить

значимость предстоящей работы, ее результата.

вазе с цветами, цветы завянут >>. Интерес детей к труду значительно

повышается, если полезность его для окружающих очевидна:

Катя убрала посуду, теперь после обеда все смогут отдохнуть >>.

Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок

или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание

сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и

привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на

распоряжениях: >, >, >, то это

отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая,

не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им

пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его

возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с

интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем

труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, холить за хлебом и

т.д. ) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного

времени и без напоминаний.

Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения

того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь

дома соответствующий инвентарь.

Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка,

способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно

ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у

детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для

младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Вывод

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом

меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение

и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,

сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является

равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в

большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей

социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи

с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен

воспитания. взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее

трудового

Практическая часть

Констатирующий эксперимент

Провожу с подгруппой детей в составе 5 человек.

Наумова Лера

Ерохин Владик

Ротозей Даша

Климов Саша

Якимова Настя

Ставлю цель научить детей, аккуратности, сформулировать у детей

привычку поддерживать чистоту и порядок в уголке природы.

Также научить детей замечать беспорядок, и без напоминаний исправлять

его. Чтобы этого добиться я взяла и провела с детьми формирующий

эксперимент.

Для проведения этого эксперимента с детьми я заранее подготовила

пособия ( 2 тазика, тряпочки для протирания листьев и для протерарание пыли

на столиках и горшочках.

Начала я с заинтересовывающего момента.

» Вбегает зайчик и говорит:

— Ой, еле к вам добрался.

— А знаете, ребята кто меня послала?

— Фея чистоты растений; проверить содержите ли вы в своем уголке

природы чистоту. Сколько садиков обошел, везде было чисто.

И сейчас у вас проверю.

Обнаруживаем в месте с детьми пыль на листиках и грязные горшочки из

под цветов. И решили мы с детьми помыть, чтобы нам не было стыдно перед

феей. Дети все дружно принялись за работу. Я каждому дала задание. Мне

представилась увидеть такую картину, дети были не организованные,

расплескивали воду и не все были заинтересованы предстоящей работой.

Наумова Лера, и Ротозей Даша старались все делали хорошо, старались, а

вот Климов, Ерохин и Якимова, баловались.

В итоге у нас получилось, вода расплескана на столах и на полу,

горшочки не все вымыли, листочки тоже не все протерли. Мне очень не

понравилась, что дети в подготовительной группе не могут трудиться.

И я решила этот же труд провести на следующей недели. На этот раз мне

представилась совсем другая картина. Дети на много лучше выполняли задания.

Старались все, организованны.

Потом через некоторое время мы провели итоговый эксперимент.

Для этого мы использовали горшочки от цветов, обнаружили пыль на

листиках, и я Леры, Даши и Насти предложила протереть листики, а Владику и

Саши, помыть горшочки, и мы увидели, что с заданием они справляются просто

замечательно, старательно, осторожно обращаются с листочками.

В итоге я добилась необходимого результата. Детей, которые бы не

справились бы с заданием, не оказалось.

Вывод: Я считаю, что хозяйственно-бытовой труд необходим в жизни

каждого человека. Даже сами подумайте, что бы стало, если бы мы перестали с

малых лет детей трудиться. Мне кажется, что в данное время нужно больше

уделять внимания хозяйственно-бытовом

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о