53. Развитие личности в младенчестве
В младенчестве начинает развиваться эмоциональная сфера ребенка. Первичным ярким проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Но дело в том, что эта реакция первоначально не дифференцирована, она адресуется всем.
Появление улыбки и смеха обычно тесно связано с изменениями в когнитивном развитии. Однако частота улыбок, адресованных другим, зависит и от внешних обстоятельств. Установлено, что дети, воспитывающиеся дома, улыбаются чаще, и частота улыбок достигает у них максимального значения раньше на несколько недель, чем у детей, воспитываемых в детских домах (примерно в 4 мес).
С первого года жизни на лице ребенка отражаются страх, удивление, страдание, удовольствие. Первоначально они связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей, но к концу года распространяются на более широкий круг явлений (например, на общение со взрослыми) и на собственную деятельность ребенка (например, дотягивание до предмета и схватывание его).
Различия детей в поведении помимо того, что они вызываются окружающей обстановкой и поведением взрослых, связаны с различиями в темпераменте. Известны исследования американских психологов Томаса и Чесса (1977), которые анализировали темпераменты младенцев по следующим показателям: уровень активности, ритмичность (регулярность сна и еды), капризность, настороженность, устойчивость внимания, возбудимость, порог реакции, готовность приспосабливаться к новым условиям.
Классифицируя детей по этим показателям, исследователи выделили 3 группы детей: спокойные, трудные и заторможенные.
В течение первых 3—4 мес, кроме «комплекса оживления», появляется ряд реакций, выражающих различные эмоциональные состояния. Одна из них характеризуется торможением двигательной активности и снижением сердечного ритма в ответ на неожиданное явление. Психологи называют такое состояние «удивлением в ответ на неожиданность»: младенец замирает, а потом пятится назад.
Для другой комбинации изменений характерны усиление двигательной активности, закрывание глаз, повышение сердечного ритма и плач. Эти изменения возникают в ответ на боль, холод и голод. Психологи называют такую реакцию
Третья комбинация включает снижение мышечного тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые после кормления, и ее называют «расслаблением в ответ на удовлетворение потребности».
Четвертая комбинация включает двигательную активность, улыбку, радостный лепет при виде знакомого явления или при общении. Психологи называют эту комплексную реакцию «комплексом оживления» или «возбуждение при восприятии знакомого явления».
У 10-месячных младенцев появляются новые эмоциональные реакции. Одна из них — страх
studfiles.net
ТОП 10: |
В раннем возрасте начинают складываться предпосылки для формирования личности ребёнка. Ребёнок стремится удовлетворить не только биологические потребности, но и социальные, познавательные. Ребёнок начинает в раннем возрасте выделять себя из окружающих (Я и другие). Если в начале ребёнок говорит о себе в 3-ем лице, то к концу раннего возраста он использует местоимение «Я». У ребёнка выражается потребность в самостоятельности. Он заявляет «Я сам». У ребёнка закладываются основы самосознания (имя, пол). Начинает формироваться характер, формируется эмоциональная сфера (ребёнок обижается, гордится и т.п.). Это и является личностным образованием. К 3-м годам закладывается фундамент будущей личности. На первый взгляд все проявления кризиса трех лет можно рассматривать лишь как негативные моменты. Ребенок как бы отстраняется от взрослых, пытается разорвать с ними все социальные связи, существовавшие ранее. Однако отечественные психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) считают, что ребенок пытается таким образом установить новые формы отношений со взрослыми. Ведь любой кризис отношений можно рассматривать как кризис выделения своего «Я». Впервые симптомы кризиса трех лет были описаны Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила и описала некоторые симптомы этого кризиса. Негативизм – предполагает, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка. О негативизме говорят тогда, когда ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом. Иногда дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитарным тоном. Негативная реакция отличается от обычного непослушания тем, что, здесь на первый план выступает отношение к другому человеку. Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает не потому, что ему хочется, а потому, что он этого потребовал. Упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Совсем другая ситуация, когда ребенка зовут со двора в дом; а он отказывается, потому что еще хочет погулять. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством. Строптивость проявляется в стремлении настоять на собственном желании, и направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена вообще против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. От упрямства строптивость отличается тем, что она направлена вовне и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Своеволие, своенравие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности; Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка начинает носить протестующий характер. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. Обесценивание проявляется в том, что ребенок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых, сверстников; в его лексиконе появляются ругательные слова. Иногда родители бывают шокированы тем, что их ребенок вдруг может назвать маму дурой, плохой или злой, хотя для этого нет никаких оснований. Симптом ревности или стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему, изыскивая для этого множество различных способов. Стремление к деспотизму может возникнуть в семье с одним ребенком, а симптом ревности возникает в семье с несколькими детьми. Причины кризиса трех лет лежат в области отношений ребенка и взрослого. Он представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен «Я-сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. Протекание этого периода развития зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Если взрослые не меняют своего отношения к ребенку, продолжают общаться с ним, как прежде, это может привести к закреплению отрицательных черт поведения, их сохранению в течение всего дошкольного периода. Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое «Я», ребенок сам ищет поводы, где он может противопоставить себя взрослому человеку. Во всех этих ситуациях ребенок сам формирует у себя свое «Я». Центральным направлением преодоления кризиса трех лет является изменение отношений взрослых к ребенку. Разумное поведение взрослых (последовательность, уравновешенность), предоставление ребенку максимума возможностей самостоятельности обычно смягчают проявление негативизма. Однако притязания ребенка значительно превышают его реальные возможности. В условиях реальной жизни удовлетворить эти притязания можно в сюжетно-ролевой игре. Кризис трех лет – явление преходящее. Но связанные с ним новообразования – обособление себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в развитии ребенка. Эти новообразования готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.
|
infopedia.su
как происходит развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет? | Проза жизни
Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, причем аналоги его имеются и у животных. Существуют различные объяснения феномена младенческой привязанности детей к родителям.
На первых порах его изучения считали, что ранняя привязанность детей к своим родителям объясняется тем, что они, в первую очередь мать, являются источником удовлетворения главных биологических и социальных потребностей ребенка, например потребности в эмоционально-положительном общении. Однако последующие исследования показали, что данная точка зрения не вполне обоснована.
Привязанность ребенка к своим родителям служит, вероятно, тем же целям и в основном объясняется теми же причинами, что и у высших животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается их тревожность, обеспечиваются субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности, формируется основа для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте. Когда мать находится рядом, дети, привязанные к своим родителям, проявляют более выраженную склонность к двигательной активности, к изучению окружающей обстановки.
Невозможность постоянного эмоционального общения и отсутствие привязанности к взрослым людям в ранние годы, особенно к матери и к другим близким родственникам, нередко во взрослом состоянии оборачиваются для ребенка неспособностью создавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, которые играют важную роль в психологическом развитии ребенка как личности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит превращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, т. е. сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возникает упомянутое выше психологическое новообразование «Я». Одновременно соответствующее слово появляется и в лексиконе ребенка.
После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в общении с окружающими людьми в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера.
Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них постепенно складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.
Примерно в это же время впервые появляется и в практических взаимоотношениях с людьми проявляется потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после инициативного заявления «я — сам», когда кто-либо из взрослых пытается им в чем-то помочь против их собственной воли, например в игре или в практической деятельности.
Овладевая ходьбой, многие полуторагодовалые дети специально ищут, искусственно создают себе препятствия, преодолевают ими же придуманные трудности.
Они пытаются взбираться на горки, когда вполне можно их обойти, на ступени лестницы, когда в этом нет необходимости, на предметы мебели, ходят, как бы сознательно наступая на своем пути на мелкие предметы, идут туда, где путь закрыт. Все это, очевидно, доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие важные характерологические качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том, что ребенок иногда с удивительным упорством, достойным лучшего приложения, начинает повторять те действия, которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том, что ребенок, у которого возникла потребность в познании окружающего мира, начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им самим эффектов.
Поэтому он живо интересуется повторением однажды полученного результата деятельности, проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же самое время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослого ребенок начинает проявлять упрямство и упорно пытается повторять именно то, что ему запрещается. Это есть форма протеста ребенка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребенок начинает капризничать, плакать, бросается на пол, ведет себя демонстративно непослушно.
Этот онтогенетический первый жизненный кризис есть признак развития ребенка, его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетние дети умеют уже подчинять поведение других людей своим требованиям, осознают свои возможности в оказании влияния на них, демонстрируя при этом определенные волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне», по-видимому, осознавая различие между собой и окружающими людьми.
К трем годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе, происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни, выполняя какое-либо действие ребенок описывает его, причем чаще то, что делает сам, а не другие люди.
С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное.
Психологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети.
В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т. п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии — огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.
При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности — характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей.
Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.
Еще один показатель развития мотивации достижения успехов у детей представляет собой способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий.
Наконец, четвертый показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточно высокой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориентированной на достижение успехов, представляет собой умение различать способности и прилагаемые усилия. Это означает, что ребенок становится готовым к анализу причин своих успехов и неудач, способным более или менее произвольно управлять деятельностью, направленной на достижение успехов и избегание неудач.
Примерно с полуторагодовалого возраста некоторые дети во время игры прекращают свою деятельность и смотрят на свое произведение, как бы оценивая его со стороны.
К двум годам это делают уже практически все дети. Данный факт можно рассматривать как признак того, что дети этого возраста способны уже выделять и оценивать результат своей деятельности. Почти одновременно с этим в лексиконе ребенка появляется уже упомянутая нами фраза «Я — сам». Эта фраза не только говорит о том, что ребенок выделяет себя, но и о том, что свое произведение он уже рассматривает как результат собственной деятельности. Однако вплоть до четырехлетнего возраста многие дети еще не очень настойчивы в своем желании сделать что-либо самостоятельно и нередко уступают давлению взрослых.
shkolazhizni.ru
Предпосылки формирования личности в раннем возрасте.
Общение со взрослым имеет большое значение не
только для формирования познавательной сферы, но и
для развития личности детей раннего возраста. Окружаю-
щим надо помнить, что представление о себе, первая са-
мооценка детей в это время является на самом деле инте-
риоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные
замечания, игнорирование пусть даже не всегда успеш-
ных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недо-
оценка их стараний могут привести уже в этом возрасте
к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех
в осуществляемой деятельности.
В исследованиях Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и дру-
гих психологов подчеркивается, что к концу раннего дет-
ства у детей появляются первые представления о себе как
о личности, отличающейся от других самостоятельностью
собственных действий.
Этапы развития личности
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка
тесно связано с зарождающимся в это время самосо-
знанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать
себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная
форма самосознания. Новый этап в развитии самосозна-
ния начинается, когда ребенок называет себя — сначала
по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем
годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребен-
ка появляется и первичная самооценка — осознание
не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень
хороший», «я хороший и больше никакой». Сознание «я»,
«я хороший», «я сам» и появление личных действий про двигают ребенка на новый уровень развития. В это же
время у детей появляются первые признаки негативизма,
упрямства, агрессии, которые являются симптомами кри-
зиса трех лет. Это один из самых значимых эмоционально
насыщенных кризисов в онтогенезе. В это время наблю-
даются аффективные реакции на трудности, с которыми
сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать само-
стоятельно, но у него ничего не получается или рядом
в нужный момент не оказывается взрослого — некому
прийти на помощь и сделать это вместе с ним.
Э. Эриксон считает, что в этом возрасте у детей фор-
мируется чувство самостоятельности, автономности ли-
бо, при неблагоприятном направлении развития, чувство
зависимости от взрослого. В какой-то степени описание
этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием форми-
рования новообразования «я сам» в отечественной психологии.
agespsyh.ru
Формирование личности в раннем возрасте
Формирование личности в раннем возрасте
Содержание
Введение
. Психология развития ребенка раннего возраста
.1 Физическое развитие и развитие двигательных навыков
.2 Особенности общения и развитие речи
.3 Умственное развитие
. Формирование личности в раннем возрасте
.1 Понятие «личность» у детей
.2 Особенности поведения
.3 Самопознание
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
На первом году жизни у ребенка сформировались начальные формы психических действий, которые свойственны человеку.
В своем развитии в первый год жизни ребенок проходит несколько этапов: младенческий возраст научил ребенка смотреть, слушать, он начинает овладевать телом, управлять движениями.
После младенчества начинается новый этап развития человека — раннее детство (от 1 года до 3 лет).
В раннем возрасте ребенок очень активен в действиях, больше стремиться к общению со взрослыми — он уже не беспомощное существо.
Следующие два года — период раннего детства — приносят ребенку новые достижения, качественные преобразования.
Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды, к субъективации желания, то есть для нас — к появлению желания, стремления для самого ребенка; к разрушению исходной общности со взрослым, становлению некоей первой формы «Я» (Я-желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я-действующий.
Многочисленные исследования показали, что к трем годам ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношений к предметному миру. Он получает способность к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими его людьми.
Ребенок в раннем детстве начинает общаться с другими детьми и с взрослыми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.
В отношениях со взрослыми ребенок проявляет подражательность как простейшую форму идентификации, которая готовит малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. При этом у ребенка появляется чувство доверия к людям, готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.
Динамика, которую ребенок совершает в области мышления, языка и физических навыков в течение раннего детства, глубоко и тонко взаимосвязана. По мере того, как дети приобретают большую физическую силу и совершенствуют моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возможности для исследования и научения.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение телом и речью, развитие предметной деятельности. Такие достижения проявляются; в телесной активности, прямохождении, координированности движений и действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти, в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и в появлении чувства личности.
В раннем возрасте у ребенка проявляется неудержимый потенциал к развитию и психологическому вхождению в социальное пространство человеческих отношений, у малыша происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциям и потребности быть признанным.
В данной работе рассмотрим особенности развития психики и личности в раннем возрасте.
При написании курсовой работы была использована учебная и специальная литература по предмету «Возрастная психология».
1. Психология ребенка раннего возраста
.1 Физическое развитие и развитие двигательных навыков
В период раннего детства, по мере того как тело меняет свои размеры, пропорции и форму, ребенок постепенно перестает выглядеть младенцем. Развитие костной системы детей сопровождается ростом их физической силы.
Изменение размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно с этим происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Его развитие способствует осуществлению более сложных процессов научения, разрешения проблем и употребления языка.
Наблюдая за тем, как и в какой последовательности дети проявляют свои навыки и умения, мы замечаем, что развитие полушарий мозга происходит не синхронно. Например, лингвистические способности начинают быстро развиваться в 3 года, и левое полушарие большинства детей, отвечающее за них, ускоренно растет именно в этот период. Созревание правого полушария в раннем детстве, напротив, идет более медленными темпами и несколько ускоряется в течение среднего детства.
Специализация полушарий головного мозга продолжается в течение всего периода детства и завершается в подростковом возрасте (см. Приложение А). Именно к концу периода раннего детства у детей окончательно вырабатывается предпочтение правой или левой руки.
В дошкольные годы дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику (см. Приложение Б).
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства.
К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любить лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Малыш хорошо чувствует ритм движений. Двигательная активность детей достигает пика к 2-3 годам.
Существенное значение в развитии ребенка этого возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. Тонкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.
Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с предметами-орудиями (чашка, ложка, совочек и т.д.). По сравнению с младенцами двухлетки являются поразительно умелыми существами, но им все равно еще только предстоит многому научиться.
По мере того, как у детей развивается мелкая моторика, они становятся все более самостоятельными при выполнении повседневных действий. Например, к 3 годам дети научаются самостоятельно надевать и снимать с себя простую одежду, они могут управлять с большими молниями правильно пользоваться ложкой.
Овладение этими навыками позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и проявлять творческие способности. Некоторые малыши пытаются освоить более сложные навыки, такие, например, как выполнение гимнастических упражнений.
.2 Особенности общения и развитие речи
В раннем возрасте ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с родителями и другими членами семьи он постепенно овладевает нормативным поведением. Мир ребенка формируется под влиянием взрослых.
Огромное значение для развития ребенка раннего возраста имеет изменение форм его общения с взрослыми, которое происходит по мере его вхождения в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определено ситуацией. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Ребенок в возрасте от полутора до трех лет быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми.
Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок таким образом открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении с теми, кто его окружает в этом возрасте. Именно в раннем возрасте ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания. Малыш уже умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии, чувство неудовольствия и не может переживать некорректного отношения к себе.
Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, и даже пытаются соревноваться.
К началу раннего возраста у ребенка вырабатывается пралингвистическая знаковая система (мимика, улыбки, жесты, восклицания и т.д.). Такие значимые для общения образования формируются на врожденной основе через подражание взрослому, которое является первой формой идентификации.
Элементарная знаковая система, которой владеет ребенок, превращается в стимул для ответной реакции взрослого, прежде всего матери, которая психологически настроена на идентификацию с малышом.
Особое значение для развития способности к идентификации приобретает освоение ребенком речи, умение использовать замещения и разнообразные знаки. Основное новообразование раннего детства связано именно с речью, благодаря чему ребенок по-новому, иначе оказывается связан с социальным окружением, чем младенец, то есть изменяется его отношение к той социальной единице, частью которой он сам является.
Речь выступает в функции сообщения, выступает как деятельность, связанная с людьми, внешняя и совместная — в форме диалога. Там, где речь выступает в коммуникативной функции, она связана с произнесением и говорением, проявляется в звучании.
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В процессе развития дети быстро пополняют свой словарный запас, постепенно начинают пользоваться все более сложными грамматическими конструкциями и все чаще относятся к речи как к средству налаживания социальных связей (см. Приложение В). К 2,5 годам словарный запас составляет в среднем около 600 слов, причем примерно половина из них — глаголы.
Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову достаточно четко выполнять определенные действия при общении с одним человеком и не реагировать на те же слова, произносимые другим. В общении со взрослыми малыш правильно реагирует на слова, если они многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Позднее значение ситуации преодолевается и ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.
Только на третьем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, он становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, старается понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи, даже если они труднодоступны по смыслу.
Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией. Речь является одним из важных каналов, позволяющих детям понять, кто они и как им следует относиться к другим людям. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются важным для маленького ребенка приобретением, которое дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.
Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит довольно медленно, он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их нечасто. Но после полутора лет ребенок становится инициативным, начинает постоянно требовать названия предметов, делает попытки произносить эти названия. И вскоре вопрос «Это что?» становится постоянным.
Поначалу речь ребенка мало похожа на речь взрослого, ее называют автономной, потому что ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые не пользуются («ням-ням», «нака», «бяка»). В детскую речь входят также искаженные слова, произведенные ребенком от настоящих слов.
При общении со взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. В раннем детстве происходит и усвоение грамматического строя родного языка. К концу раннего возраста дети достаточно хорошо согласовывают слова в предложении.
.3 Умственное развитие
Восприятие в начале раннего детства крайне несовершенно. Ребенок, на первый взгляд, хорошо ориентируется в окружающей его обстановке, узнает знакомых людей и предметы. Но узнавание может быть разным, опираться на выделение в предметах разных свойств и признаков. Годовалый ребенок не способен последовательно, систематически осмотреть предмет, выделяя из него только один признак, по которому предмет и узнается.
Дети второго года жизни узнают предметы на рисунках или близких на фотографиях, но они не воспринимают рисунки или фотографии как изображения предметов и людей. Для них изображенные предметы являются вполне самостоятельными. И если ребенок называет предмет и его изображение одинаково, значит они их отождествляет. Отождествление становится возможным потому, что в предмете и в изображении выделяется какая-либо одна деталь, которая привлекла внимание ребенка. Такая особенность воспринимать предметы проявляется и в безразличии ребенка к пространственному положению воспринимаемого изображения (дети часто безошибочно легко узнают перевернутые рисунки).
Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, который направлен на такие свойства предметов, как форма и величина. Интересно, что цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов.
Для того чтобы восприятие предметов стало более полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия, которые формируются в связи с овладением предметной деятельностью.
Когда ребенок учится выполнять соотносящее действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с формой, величиной, цветом, придает им определенное взаимное положение в пространстве. Внешние ориентировочные действия, направленные на выяснение свойств предметов, складываются у ребенка при овладении не только соотносящими, но и орудийными действиями. Например, пытаясь достать удаленный предмет и убедившись, что он не годится, ребенок стремится заменить его, соотнося удаленность предмета с длиной орудия.
От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действия ребенок переходит к зрительному их соотнесению. То есть ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Для ребенка двух-трех лет становится доступным зрительный выбор по образцу. Когда из двух различных по форме, величине или цвету предметов, он может подобрать точно такой же предмет. Таким образом ребенок начинает понимать, что существует много предметов, имеющих одинаковые свойства.
Ребенок в начале раннего детства при сравнении предметов любой из них использует в качестве образца, а на третьем году жизни хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов.
Знакомясь со свойствами разнообразных предметов ребенок накапливает запас представлений о свойствах предметов, что очень важно для его умственного развития.
Для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Ребенок третьего года жизни может усвоить представления о пяти-шести формах и восьми цветах.
В раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. В этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух, так как основная деятельность малышей связана с восприятием звуков в процессе речевого общения. Звуки разных типов начинают выделяться в слове и опознаваться ребенком в определенной последовательности (гласные, потом согласные). К концу второго года жизни, как правило, дети уже воспринимают все звуки родного языка.
Л. С. Выготский считал восприятие в раннем возрасте ведущей функцией, играющей доминирующую роль в развитии познавательной сферы ребенка. Все сознание ребенка этого возраста имеется только потому, что оно определяется деятельностью восприятия.
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и позволяет действовать с предметами не только непосредственно, но и с помощью других предметов или действий.
Согласно теории Ж. Пиаже, дети активно конструируют свое понимание окружающей среды. Они строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, усердно постигают принципы функционирования мира. Они исследуют окружающий мир и впитывают новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. Сталкиваясь с чем-то знакомым, ребенок ассимилирует это. При встрече с чем-то новым он совершает аккомодацию, его мышление обретает способность принять и встроить новое знание в систему уже накопленного опыта.
Мышление маленького ребенка конкретно, направлено на то, что происходит «здесь и сейчас», а также на физические объекты, которые они могут легко представить.
Мышление маленьких детей часто необратимо, то есть развитие событий, образование связей идет лишь в одном направлении: они не способны представить себе, что какой-то объект может вернуться в первоначальное состояние или что связи между объектами могут быть двусторонними.
В раннем возрасте мышление эгоцентрично — ограничено рамками собственного восприятия ребенка, и потому он не способен принять во внимание точку зрения другого человека. по мнению Пиаже, дети сосредоточены на собственных образах и полагают, что все остальные видят мир так же, как они.
Мышление детей в этот период имеет тенденцию центрироваться на каком-то одном физическом свойстве или измерении объекта или ситуации. Маленькие дети плохо представляют себе причинно-следственные отношения.
Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи. У детей раннего возраста название предмета иногда очень прочно связывается с его функцией. Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове.
Зарождение знаковой функции является условием появления воображения и развития памяти. Когда ребенок начинает устанавливать связь между заменителем и обозначаемым предметом, он приобретает возможность представлять себе то, о чем ему рассказывают или то, что изображено на рисунке.
Возникновение воображения имеет огромное значение для умственного развития. К концу раннего возраста ребенок часто сам стремится сочинять сказки, рассказы. Такое стремление, сама возможность «воображать» создает ситуацию выделения себя как источника воображения и проявляет в ребенке чувство своей самости, влияющее на развитие личности.
В этом же возрасте интенсивно развивается память — важнейший аспект когнитивного развития. Избирательное восприятие, способность классифицировать объекты и явления, общий переход к более сложным понятиям происходят вместе с созреванием и развитием процессов памяти, которые быстро изменяются в течение первых лет жизни.
За первые три года жизни ребенок осваивает действия, которые ориентируют его в собственной телесной активности в отношении к самому себе и к окружающему миру. В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Ребенок лучше всего запоминает собственные движения, действия и переживания, а, следовательно, в раннем детстве преобладают двигательная и эмоциональная память.
В раннем возрасте память полностью непроизвольна, ребенок не выполняет никаких специальных действий с целью запомнить или вспомнить что-либо. Запоминание является результатом общей пластичности нервной системы, мозга, свойственной для такого возраста.
Для запоминания имеет значение частота повторения действий (чем чаще повторяются слова способы общения и т.д., тем легче они запоминаются). На базе овладения действиями и языком, через социальные отношения появляются основания, которые обогащают и очеловечивают память. Именно в раннем детстве ребенок вступает на путь развития собственной человеческой памяти.
Специалисты сосредотачивают внимание на двух разных процессах. Узнавание — это способность определять, что мы ранее видели данное изображение или объект, переживали данную ситуацию. Воспроизведение — это способность извлекать из долговременной памяти воспоминания об объектах, которые в данный момент отсутствуют, или о событиях, которые в данный момент не происходят. Обычно дети довольно хорошо выполняют задания на узнавание, но их способность воспроизводить по памяти у трехлеток значительно слабее.
2. Формирование личности в раннем возрасте
.1 Понятие «личность» у детей
Обычно личность рассматривается как совокупность определенных базовых черт или параметров, например, таки, как застенчивость, общительность, активность или пассивность.
Личность взрослого человека можно описать как набор вариаций по пяти основным свойствам: экстраверсия, добродушие, сознательность, невротизм и интеллект/открытость.
Но по отношению к детям раннего возраста такие понятия применить сложно. Ведь ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и теми внутренними чертами, которые собственно отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Ребенку только предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели.
Мотивы его поведения еще не осознаны, не выстроены в систему. Внутренний мир малыша только начинает приобретать определенность и устойчивость.
Маленький человек не только учится жить, он уже живет и любые внешние влияния приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой мере они соответствуют его потребностям и интересам. При этом воспитательные влияния и требования к ребенку часто оказываются противоречивыми (он знает, что это «моя игрушка» — взрослые говорят: «уступи игрушку другому»).
2.2 Особенности поведения
В раннем детстве дети только начинают осваивать отдельные аспекты и нюансы поведения: научаются сотрудничать и проявлять участие, управлять своими чувствами или вести себя агрессивно. Но этот процесс — комплексный по своему характеру. Чтобы сформировать поведение, соответствующее их полу, семейным и культурным ценностям одновременно, детям предстоит собрать все отдельные действия, детали в целостную структуру.
В раннем возрасте ребенок действует не задумываясь, под влиянием возникающих в конкретный момент чувств и желаний, которые вызываются прежде всего непосредственным окружением ребенка. Малыша очень легко привлечь к чему-либо, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от огорчения, его нетрудно утешить — дать ему игрушку.
Поведение детей определяется характером их чувств и желаний, поэтому необходимо развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других, поступать в соответствии с требованиями. Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение малыша более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации.
В младенчестве начинает формироваться любовь и симпатия к близким людям, а в раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы: ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку и огорчается, если взрослые им недовольны. К середине второго года симпатия переносится и на детей, с которыми малыш общается (сочувствие, помощь, желание поделиться чем-либо).
В раннем возрасте ребенок легко поддается чувствам других людей (если в группе кто-то заплакал, то вскоре плакать будут все). В этот период жизни ребенок открывает себя как отдельную персону, начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия. Прислушиваясь к себе внутреннему, ребенок изучает себя внешнего.
Телесное развитие ребенка тесно связано с его психическим развитием: образ «Я» включает и особенности всего внешнего облика.
Примерно с полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важнейших источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя свои достижения.
Развивается притязание на признание со стороны взрослого («Смотри, как я делаю!»). Воспитание должно строиться на формировании у малыша такого притязания («Ты молодец!»).
Чуть позже ребенок начинает испытывать чувство стыда, когда его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Постепенно он начинает стыдиться и самих не одобряемых взрослыми поступков.
Развитие самоуважения, чувства гордости и стыда не означает, что ребенок под их влиянием систематически контролирует свои поступки, он еще не способен к подобному контролю.
Возможность сознательно управлять своим поведением у малыша раннего возраста ограничена. Ему трудно удержаться от немедленного удовлетворения желания и еще труднее выполнить непривлекательное, неинтересное для него действие.
Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (взрослого) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника).
Отношения со старшим возникают у ребенка еще в младенчестве, позднее устанавливаются отношения с ровесниками. С возрастом обе формы поведения сливаются в единую, которая закрепляется как зависимость от объекта общения.
2.3 Самопознание
Двухлетки уже имеют некоторые представления о себе. Прежде всего они устанавливают границы своих владений («моя кукла», «мой ботинок»). Такое поведение — не эгоизм, а успех когнитивного развития: у детей возрасте понимание себя и другого ребенка как отдельных существ. Более социализированные дети обладают более развитой Я-концепцией: у ребенка понимание себя тесно связано с пониманием социального мира.
Постепенно входя в предметный мир и мир людей, ребенок пытается освоить эти миры, усваивая названия предметов и слова, человеческие роли и идентификации. Ребенок начинает соотносить свое имя с самим собой. В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя, которое выступает как мерило его социальной защищенности, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Имя индивидуализирует ребенка, отличая его от других, и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.
Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. В этом возрасте дети формируют некие отношения к самим себе («я хороший», «я неумеха»). В эти годы у них начинают формировать ряд идеалов, они учатся оценивать себя относительно того, какими, по их представлениям, они должны быть. Часто самооценка ребенка является прямым отражением отношения к нему окружающих. Представление о том, какими нас видят люди, является важнейшей ступенью в развитии самопознания. Таким образом, ранние установки могут со временем становиться базовыми элементами Я-концепции человека.
В раннем возрасте дети обычно начинают приобретать социальные модели поседения, навыки и роли, которые в их культуре считают подобающими для представителя их пола.
Маленькие дети пытаются разобрать все явления, объекты и ситуации по полочкам, классифицируют то или иное поведение как хорошее или плохое, ищут смысл в социальном мире точно так же, как и в физическом. Центральное место в развитии социальных понятий и норм социального мира занимает процесс интернализации: в идеале дети научаются делать социальные ценности и моральные критерии частью себя.
Маленькие дети должны научиться понимать мысли других людей: их намерения, чувства, желания. Многие психологи считают формирование социального понимания внутренним потенциалом ребенка, как, например, способность к овладению языком. Понимание других особенно необходимо при формировании ранних дружеских отношений и решении споров.
В общении с другими людьми ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, он чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущать себя источником своей воли — важный момент в развитии самопостижения.
В этот период у ребенка возникает кризис трех лет — он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Появляются негативизм, упрямство и упорство. Развивающая и осознаваемая собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.
Заключение
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) — новый этап развития человека. ребенок уже не беспомощное существо, он активен в своих действиях, овладевает своим телом и стремится к общению.
В этот период происходят качественные изменения, трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающим миром.
В раннем возрасте впервые возникает дифференцированная система отдельных функций с определенной структурой, в центре которой лежит восприятие. Возникают самые основные особенности человеческого сознания.
Ранний возраст — период, когда ребенок, психологически погружаясь в предметную деятельность, осваивает разнообразные виды замещений: в его действиях любой предмет может взять на себя функцию другого предмета, обретая при этом значение изображения или знака отсутствующего предмета.
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу.
Практическая предметная деятельность — важный этап перехода от практического опосредования к умственному, она создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка.
Совершенствование предметной деятельности ребенка способствует интенсивному развитию речи так как его деятельность осуществляется совместно со взрослыми, то речь малыша ситуативна, имеет характер диалога.
У ребенка к трем годам значительно увеличивается словарный запас. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов, которые становятся обозначением сходных предметов.
К концу второго года ребенок начинает употреблять с речи двухсловные предложения. Это период повышенной восприимчивости к речи окружающих весьма благоприятен для развития речи (его называют сензитивным).
Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Но эмоции в раннем возрасте неустойчивы — смех сменяется горьким плачем и наоборот.
В раннем детстве начинают формироваться зачатки нравственности, когда взрослые приучают ребенка считаться с чувствами других людей.
На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. В этот период у малыша происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.
Среди достижений раннего детства, определяющих развитие психики — развитие воображения и памяти, знакового, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В раннем детстве впервые происходит выделение своего «Я» и появляется чувство личности.
Глоссарий
№ п/ппонятиесодержание1231Адаптацияэффективное взаимодействие организма со средой2Аккомодациямодификация схем поведения в результате приобретения нового опыта или создание новых схем в том случае, если прежние более не соответствуют ситуации3Ассимиляцияусвоение нового опыта или информации уже существующими схемами поведения. Опыт не просто принимается «как данное», а модифицируется (или интерпретируется) в соответствии с имеющимися схемами4ВниманиеОсуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием5Восприятиепроцесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий6Идентификацияпроцесс присвоения качеств и представлений другого человека, который, согласно Фрейду, является результатом Эдипова комплекса в возрасте 3-5 лет. Ребенок старается стать похожим на родителя того же пола7Имитацияформирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий8Интеллектбольшинство определений включают способность к абстрактному мышлению, способность к обучению через опыт, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям9Личностьнабор индивидуальных, относительно устойчивых паттернов реагирования и особенностей взаимодействия с другими, который отличает каждого ребенка или взрослого10Мышлениеопосредованное и обобщенное познание объективной реальности11Памятьспособность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении 12312Рефлексияосмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению13Речьиспользование языка14СамоконтрольСовокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя15Самооценкаглобальное суждение о качествах своего Я16Социализацияовладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм17Эгоцентризмфаза когнитивного развития, сущность которой состоит в том, что индивид (чаще ребенок) рассматривает мир только со своей собственной перспективы, без осознания того, что есть и другая точка зрения18Эмоцияпереживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо19Я-концепциянабор характеристик, которые человек приписывает своему Я
Список использованных источников
- Би Х. Развитие ребенка: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2004.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. — М.: Аспект пресс, 2000.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во «Эксмо», 2006.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Изд-во «Союз», 2006.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. — М.: Академия, 2004.
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебник. — М.: Аспект пресс, 1999.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2004.
- Пиаже Ж., Генхельдер Б. Психология ребенка. — СПб.: Питер, 2004.
- Психологическая энциклопедия./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006.
- Психология: Учебник./Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2003
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие. — М.: Проспект, 2001.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ, 1997.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2007.
- Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. — СПб.: Речь, 2001.
Приложение А
детство личность социальный
Рис.1. Функции полушарий головного мозга
Приложение Б
Рис. 2. Моторное развитие детей раннего возраста
Приложение В
Рис.3. Стадии речевого развития (По Роджеру Брауну)
diplomba.ru