Развивающие игры для детей 1 года 3 месяцев и старше
В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.
Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.
Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:
1. Сортировать предметы
В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.
Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того,
Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.
Также можно изготовить специальные карточки для сортировки. На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру. Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.
Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.
Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.
Отдельный пласт представляют собой игры на
Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик. Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть
Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам «Формы» или «Животные»
Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков, матрешек и деревянных мисочек.
2. Играть с водой
По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика. Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.
Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.
Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.
3. Просеивать крупы через ситечко
Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой Марией Монтессори. Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.
В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.
4. Собирать пазлы из 2 частей
Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала одну половинку животного и начинала подставлять к ней разные варианты вторых половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая «пазломания» у нас началась в 1,5 года.
5. Резать овощи и фрукты
Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon, KoroBoom, My-shop). Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.
Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия. А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками
6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко
Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.
Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из колпачков. Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.
Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.
7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку
Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (My-shop, Лабиринт, KoroBoom) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.
Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.
8. Собирать грибы/ягоды
Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).
Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.
9. Одевать кукол, накладывая одежду
С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon, My-shop, KoroBoom) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни — надевай все, что душе угодно.
Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.
10. Изучать противоположности на реальных предметах
Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?
Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.
Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.
Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!
Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.
Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!
11. Играть с простыми мозаиками
А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.
Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно». Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики. Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.
Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это «Бабочки» (как на фото чуть выше), «Машинки». Из пластиковых — «Веселые пуговки».
На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!
Искренне ваша, Яна Разначенко
Читайте также:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5 ГОДА И СТАРШЕ. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА
jili-blog.ru
плюсы и минусы, что нужно развивать в первую очередь
На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти — ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», — резюмирует Млодик.
Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.
«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, — напоминает психолог. — Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».
Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», — советует Млодик.
Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», — говорит специалист.
Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».
www.kp.ru
Раннее развитие ребенка от 1 года до 3-х лет: программа
Дата: 6, Июль, 2017 / Просмотров: 379
Родителям свойственно относиться к своему ребенку необъективно. Кто-то может не замечать, что его ребенок по каким-то параметрам несколько отстает в развитии от сверстников, полагая, что ребенок развивается как нужно. Другие родители, наоборот, постоянно хотят, чтобы ребенок опережал в развитии других детей, и им всегда кажется, что он не демонстрирует нужных успехов. Чтобы более или менее объективно оценить развитость малыша, хорошо было бы прежде всего знать, что считается нормой в том или ином возрасте. Какие навыки в каком возрасте должны быть у растущего малыша. Раннее развитие ребенка от 1 года до 3-х лет: программа, ориентируясь на которую родители могут скорректировать работу по развитию ребенка.
Раннее развитие ребенка от 1 года до 3-х лет: программа
При подготовке программы раннего развития ребенка от 1 года до 3 лет следует учитывать следующую норму. Дети второго года жизни, то есть, от 1 до 2 лет, должны уметь:
- складывать башни или домики из небольшого количества кубиков (4-6 кубиков),
- стремиться разобрать или разломать какой-то предмет, который попал ему в руки, так ребенок изучает его и проявляет так называемую исследовательскую позицию,
- произносить простые слова,
- называть членов семьи по имени, домашних животных — по кличке,
- знать названия частей тела и лица,
- проситься на горшок, когда ему захочется в туалет,
- самостоятельно вставать на ножки и ходить,
- пить из чашки и пытаться кушать самостоятельно,
- понимать, что от него хотят родители,
- ударять ногой по мячику,
- подражать другим людям, неважно какого они возраста,
- звукоподражать,
- давать игрушку, если его об этом попросят,
- открывать ящики,
- различать основные цвета,
- понимать величину предметов (большой или маленький мячик, кубик и т.д.),
- считать до пяти-десяти,
- обращаться с игрушками (ухаживать за куклой, варить воображаемую пищу в игрушечной посуде, катать машинки и т.п.),
- различать отдельные буквы или цифры.
Дети постарше, от 2 до 3 лет, в норме должны уметь:
- выполнять несложные просьбы, которые требуют от него двух-трех действий,
- рисовать, строить, составлять кубики с картинками,
- говорить фразами из четырех-пяти слов,
- полностью понимать, что ему говорят взрослые (разумеется, на уровне бытовых терминов),
- разучивать простые стишки и потешки,
- называть, кто или что умеет плавать, летать, ездить,
- спускаться и подниматься по лестницам,
- одеваться и раздеваться,
- самостоятельно пользоваться горшком,
- ходить задом наперед,
- удерживать равновесие на перекладине,
- чертить вертикальные линии,
- резать бумагу, держа ножницы в одной руке,
- самостоятельно мыть и вытирать руки,
- различать не только цвета, но и оттенки, уметь смешивать цвета, чтобы получить другой, нужный цвет,
- различать предметы не только по габаритам, но и по их форме,
- решать несложные примеры на сложение и вычитание в пределах десятка (два зайчика встретили на полянке одного зайчика, получилось три зайчика),
- отвечать на вопросы по поводу того, что происходило в прочитанной взрослыми сказке,
- различать большее количество букв и цифр.
Перечисленные навыки помогут составить программу раннего развития ребенка от 1 года до 3-х лет таким образом, чтобы ребенок не перегружался тем, что ему еще недоступно, и при этом родители не пропустили бы момент начала развития каких-то навыков, которые вполне доступны малышу.
puzenush.ru
что должен уметь, как развивать
Развитие ребенка в 1 год, как и в последующие 2 года имеет самый высокий потенциал. «После трех уже поздно» — так считает японский инженер и предприниматель, сооснователь Sony и автор данной книги — Масару Ибука. Гленн Доман, — автор одноименной развивающей методики, назвал эту книгу одной из важных книг, когда-либо написанных на земле! Стоит вспомнить, как быстро дети постигают речь и учатся иностранным языкам к трем годам, намного быстрее чем взрослые. На что еще способен ребенок, что он умеет в 1 год, и что советуют специалисты, для развития его способностей, — читаем далее.
Что умеет ребенок в 1 год?
В первый год своей жизни ребенок активно учится, повторяя за взрослыми. Поэтому, если родители занимались с ребенком, малыш будет уметь следующее.
- Ребенок умеет говорить простые слова, например, «мама», «папа», «баба», «дай», и т.д.
- Даже если еще не может сказать, но уже понимает значение многих слов и может указать на них. Например, может указать на определенные части тела, игрушки, бытовые объекты, объекты на улице.
- Ребенок различает интонации и узнает голоса.
- Слыша музыку, будет пританцовывать.
- Узнает знакомых и реагирует на них.
- Подражает действиям взрослых. Когда его просят, — машет рукой, шлет воздушный поцелуй и т.п.
- Ребенок уже может ходить без поддержки взрослых, но часто чередует с ползаньем.
- Он становиться более любопытным и изучает все, что попадется на его пути.
- Может держать карандаш в руках, и рисует каракули.
- Любит когда мама читает ему книжку, любит рассматривать картинки.
- Просится на горшок.
Подробней о том, что должен уметь ребенок в 1–3 года, вы узнаете в статье о сенсорном развитие ребенка раннего возраста.
Кризис первого года
Именно с возросшей активностью ребенка к первому году жизни и связан первый кризис. Малыш любопытен, многое хочет изучить и сделать, но пока не в состоянии объяснить родителям, чего он хочет, и не может сделать того многого, что хотел бы. От этой беспомощности и возникают частые историки. Психологи не рекомендуют ругать и припираться, усиливая истерику еще больше. Необходимо взять ребенка на руки и успокоить, если он закатил истерику прилюдно, отнести его домой или в уединенное место. Найдя общий язык с ребенком, кризис может пройти для вас незаметно.
Как развивать ребенка в 1 год?
- Запомните, что ребенок повторяет все за вами, поэтому вам самим нужно подавать пример. — Делайте вместе зарядку, давайте возможность помочь (в силу его возможностей) по дому: просите что-то принести, убирайте вместе игрушки.
- В этом возрасте ребенок готов активно познавать этот мир, нельзя ему в этом мешать, нужно только направлять и корректировать. Учите звонить по телефону, выключать свет, включать и выключать музыку, стараясь объяснять доступным языком опасности некоторых ботовых приборов, и их хрупкость, где-то показать наглядно. — Чтобы приходило понимание, что нельзя лезть в розетку и постоянно щелкать выключателем. А особо любопытным можно сделать безопасный бизиборд, для изучения любимых замочков, кнопочек, выключателей и т.п.
- Старайтесь все объяснять и показывать наглядно, что и как работает, как устроено и для чего необходимо. Даже если вам придется объяснять по несколько раз, — наберитесь терпения, это окупится, — ребенок будет более сообразительным и не потеряет интерес к познанию этого мира.
- Всегда разговаривайте с ребенком, комментирует все действия, просите ребенка выполнять необходимые действия. Провоцируйте его речь, не поддаваясь на интуитивное понимание своего ребенка. Особенно, это важно, если ваш ребенок еще не начал разговаривать.
- Читайте ему книги, смотрите развивающие мультики. Это тоже поможет малышу разговориться.
- Рисуйте как можно чаще, причем не только правой рукой, но и левой. Так вы активизируете к развитию разные части головного мозга. Учитесь рисовать простые формы (животные из кружков, треугольников, овалов, квадратов, линий и т.п.).
- Пускай то, что ребенок уже может выполнить, он делает сам, — приучайте к самостоятельности. Даже если это займет больше времени, — выделите на это время. Ребенок в 1 год уже учится кушать самостоятельно, поощряйте его. Приучайте малыша к горшку, с года уже пора. Ребенок уже способен учиться самостоятельно одеваться, пускай и не полностью.
- С года, если ребенок уже способен разговаривать, начинайте учить короткие стишки и потешки, — у детей хорошая память, так вы тренируете ее еще больше.
- Уже с года можно начать обучение первым буквам и цифрам. Некоторые родители учат первые английские слова, показывая на картинки. Но лучше дождаться пока ребенок заговорит на языке окружения (родном языке).
- Уделяйте должное внимание физическому развитию: играйте в активные игры, делайте зарядку, массаж.
Развивающие игры для детей в 1 год
- Игрушки учат жизни. С играми точно так же, как и в жизни. Ребенок еще многого не понимает, но уже готов учиться. Показывайте все необходимые для него действия на игрушках. — Кормите игрушки, укладывайте спать, причесывайте кукол, мойте их, готовьте на игрушечной кухне, подружите игрушки. Объясняйте, что любое действие ведет к определенным последствиям. — Если малыш кинул игрушку, игрушке может быть «больно» и ее надо пожалеть, и полечить. Воссоздавайте ситуации в игре. — Все те действия, что совершаются с игрушками, ребенок точно так же будет применять в жизни. С помощью правильных игр вы научите ребенка здоровому поведению.
- Игрушки для интеллекта. Для развития интеллекта ребенка придумано много развивающих игрушек, — пользуйтесь ими. Например: конструкторы, кубики, развивающие игрушки Монтессори. Всегда направляйте его действия и давайте задания, следите за правильностью выполнения. Специалисты советуют не покупать ребенку большого количества игрушек, чтобы его внимание не рассеивалось. Сосредоточьтесь на нескольких, а когда ребенок их освоит, приступайте к следующим, убирая предыдущие.
- Развиваем мелкую моторику. Используйте игры, развивающие мелкую моторику, — это взаимосвязано с развитием интеллекта вашего ребенка. Конструкторы, пальчиковый театр, игры с крупами, — подобных игр сейчас много, выбирайте наиболее интересные вашему ребенку.
- Творчество. Занимайтесь творчеством: рисуйте, лепите, вяжите веревочки, клейте, вырезайте. — Это не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию воображения и мышления.
Методики раннего развития детей от 1 года
Для начала, советую ознакомиться с популярными методиками раннего развития. Все они достаточно эффективные, выбирать надо ту, которая будет вам ближе всего.
Самые популярные на сегодня: методика Марии Монтессори; методика Гленн Домина. — Они могут вам пригодиться в развитие вашего малыша.
Загляните в книжный магазин, многие книги по раннему развитию стали уже бестселлерами на рынке, я советую к ним присмотреться. Например, нашумевшая, упомянутая мной выше, книга — «После трех уже поздно» Масару Ибука. Ознакомьтесь подробней с методом Марии Монтессори в книге «Энциклопедия Монтессори. Раннее развитие, воспитание, среда».
Полезно, если у родителей под рукой будет книга с играми и развивающими занятиями для детей от 1 года. Например, «Годовой курс развивающих занятий для малышей от 1 до 2 лет» от Елены Янушко.
Специалист по раннему развитию
Ксения Понаморева
marypop.ru
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ
Ранний возраст – закладка основ психики
Прежде всего хотелось бы сказать, что даже у новорожденного, только недавно появившегося на свет и ничего не умеющего толком делать, уже есть свой неповторимый характер и к его воспитанию нужно относиться серьезно и ответственно. С самых первых дней маленький человек способен принимать решение, когда ему есть, а когда спать, когда он хочет, чтобы с ним поиграли, а когда хочет просто любви и ласки. Это ли не первое проявление характера? И можете даже не сомневаться: дальше будет развиваться не только сам малыш, но и его характер. А для родителей очень важно в этом постоянном процессе становления личности ребенка не наделать ошибок, которые потом придется исправлять. Попробуем вместе остановиться на основных моментах воспитания детей дошкольного возраста, чтобы легче было ориентироваться на этом трудном, но таком благодарном пути.
В первый год жизни ваш малыш получает базовые уроки взаимодействия с другими людьми, ориентируясь на два противоположных полюса: доверие и недоверие к окружающим. Нетрудно догадаться, что степень доверия к окружающему миру, к другим людям и к самому себе в значительной степени зависит от проявляемой к ребенку заботы. Вот почему в это время так важен и необходим телесный и эмоциональный контакт с мамой. Ребенок, получая тепло, внимание и ласку от близких, чувствует, что мир – уютное место, а люди – отзывчивые существа. Если за малышом не осуществляется должный уход и он не получает достаточно внимания, в нем вырабатываются боязливость, подозрительность, страх и недоверие.
К 2–3 годам благодаря совершенствованию моторных и психических способностей у малыша появляется возможность обрести некоторую независимость. Если родители позволяют ребенку все делать самому и не торопят его, то у него развиваются самостоятельность, уверенность в себе и умение владеть собой, своим телом. Он учится управлять своим жизненным пространством. Но если воспитатели регулярно выказывают раздражение и спешку, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность.
Рассматривая развитие психических функций, отметим прежде всего, что раннее детство – самый оптимальный период для усвоения речи. Умиляющее
родителей смешное гуканье первых недель, то есть «автономная речь» ребенка, довольно быстро (обычно в течение полугода) видоизменяется и исчезает. Необычные и по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи:
• к 1 году словарь ребенка – 10 слов;
• к 1 году 8 месяцам – 100 слов;
• к 2 годам – 300 слов и более;
• к 3 годам – 1000–1500 слов.
Первые предложения малыш начинает составлять примерно в 1,5 года, включая в них не более 2–3 слов. Это чаще всего человек и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие или предмет и место действия («книга там»). К 3 годам речь становится полноценным средством общения. Помимо речи в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, внимание, память, мышление.
Восприятие доминирует среди всех психических функций. В этом возрасте наблюдаются самые простые формы воображения, такие как предвосхищение (например, когда малыш радуется тому, что сейчас его возьмут на ручки), но творческого воображения еще нет. Это значит, что маленький ребенок не способен что-то выдумать или обмануть. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.
Подавляющую часть времени своего бодрствования младенец посвящает изучению окружающих его вещей. Ученые называют это предметной деятельностью. Предпосылки предметной деятельности формируются с самого первого дня жизни. Она позволяет ребенку понять, для чего предназначены окружающие его предметы (которыми могут являться и части собственного тела) и как следует с ними обращаться. Следует помнить, что самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не сможет понять назначение предмета.
Этапы развития предметной деятельности:
• 1-й этап: 1–1,5 года – ребенок не знает функций предметов;
• 2-й этап: 2–2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;
• 3-й этап: после 2,5 года – отделение действия от предмета: ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
Проявление личности в раннем возрасте
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоциональной потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к 3 годам, возникает местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в полном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии себя, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Вот основные его признаки:
1) Негативизм. Ребенок дает отрицательную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает чего-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Обесценивание. Этот признак особенно важен, так как будет присутствовать и в последующие годы, и в последующих переходных периодах. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам), и т. д.
4) Строптивость. Она близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).
5) Своеволие – желание ребенка делать все самому; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремится к физической самостоятельности. В 3 года малыш стремится к самостоятельности намерения (автономии).
6) Протест – бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
7) Деспотизм – когда ребенок пытается диктовать свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Хотелось бы лишний раз напомнить о том, что каждый малыш развивается по-своему и, соответственно, все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
educ.wikireading.ru