Нервно психическое развитие детей первого года жизни – Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Содержание

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.

Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Таблица 1. От нуля до шести месяцев

Показатель

Возраст в месяцах

1

2

3

4

5

6

Зрительно-
ориентировочные реакции

Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой

Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении

Узнает мать

Отличает чужих от близких

 

Слуховые
ориентировочные реакции

Вздрагивает при резком звуке и мигает

Прислушивается

Отчетливое слуховое сосредоточение

Поворачивает голову на звук

Различает тон, с которым к нему обращаются

 

Эмоции

Первая улыбка

Улыбается в ответ на речь взрослого

В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек

Громко смеется

  

Движения общие

Пытается держать голову лежа на животе

Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении

Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.

Поворачивается со спины на живот

Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот

Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.

Движения руки и действия с предметами

   

Захватывает подвешенную игрушку

Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка

Свободно берет игрушки из разных положений

Подготовительные этапы развития речи

Понимание речи

  

Начинает гулить

Продолжительно гулит

Продолжает долго гулить

Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета

Навыки и умения в процессах

     

Берет пищу губами с ложки для кормления

 Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев

Показатели

Возраст в месяцах

7

8

9

10

11

12

Движения общие

Хорошо ползает

Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее

Ходит при поддержке за обе руки

Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

Самостоятельно стоит без опоры

Самостоятельно ходит

Движения руки с предметами действия

Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую

Долго занимается игрушками

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой

Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

 

Подготовительные этапы развития речи

Произносит слоги многократно (лепечет)

Громко, повторно произносит различные слоги

Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете

Подражает разным слогам взрослого

Произносит первые слова обозначения:

«мама», «ав-ав», «кис-кис»

Произносит 8-10 слов

Понимание речи

На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте

По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания»

Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек

Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого

Выполняет элементарные требования взрослых

Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов

Навыки и умения в процессах

Пьет из чашки, которую держит взрослый

Сам держит сухарик или корочку хлеба

Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.

Пьет из чашки

Пьет из чашки

Сам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также  с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот. 

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов  — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -?» надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Ваша любовь и ласка  — основа гармоничного развития малыша!

ymama.ru

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.

Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Зрительно-ориентировочные реакции :

  1.   Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.
  2.  Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой                                                   
  3.  Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении
                                       
  4. Узнает мать
  5. Отличает чужих от близких

Слуховые ориентировочные реакции:    

  1. Вздрагивает при резком звуке и мигает
  2. Прислушивается
  3. Отчетливое слуховое сосредоточение
  4. Поворачивает голову на звук
  5. Различает тон, с которым к нему обращаются

Эмоции:     

  1. Первая улыбка
  2. Улыбается в ответ на речь взрослого
  3. В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек
  4. Громко смеется

Движения общие :

  1. Пытается держать голову лежа на животе
  2. Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении
  3. Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.
  4. Поворачивается со спины на живот
  5. Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот
  6. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.
  7. Хорошо ползает
  8. Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее
  9. Ходит при поддержке за обе руки
  10. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.
  11. Самостоятельно стоит без опоры
  12. Самостоятельно ходит   

Движения руки и действия с предметами  :

  1. —//—
  2. —//—
  3. —//—
  4. Захватывает подвешенную игрушку
  5. Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка
  6. Свободно берет игрушки из разных положений
  7. Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую
  8. Долго занимается игрушками
  9. Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает
  10. Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой
  11. Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

Подготовительные этапы речи.    

  1. —//—
  2. —//—
  3. Начинает гулить
  4. Продолжительно гулит
  5. Продолжает долго гулить
  6. Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета
  7. Произносит слоги многократно (лепечет)
  8. Громко, повторно произносит различные слоги
  9. Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете
  10. Подражает разным слогам взрослого
  11. Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис»
  12. Произносит 8-10 слов

Понимание речи:

  1. —//—
  2. —//—
  3. —//—
  4. —//—
  5. —//—
  6. —//—
  7. На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте
  8. По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания»
  9. Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек
  10. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого
  11. Выполняет элементарные требования взрослых
  12. Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов

Навыки и умения в процессах:    

  1. Берет пищу губами с ложки для кормления
  2. Пьет из чашки, которую держит взрослый
  3. Сам держит сухарик или корочку хлеба
  4. Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.
  5. Пьет из чашки
  6. Пьет из чашки
  7. Сам берет чашку и пьет из нее                                                            
 С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные, эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.


Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений –это
реакция предвосхищения кормления
.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человек — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается

ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот. Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручкой. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов  — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова — » надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

gabiya.ru

Нервно-Психическое Развитие Ребенка по Месяцам до 1 года

Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме. Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.

Нормы развития детей по месяцам до года

В 1 месяц

  • Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
  • Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
  • Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
  • Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
  • Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее

Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца

  • Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
  • Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
  • Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
  • Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие

В 3 месяца

  • Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
  • Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
  • Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
  • Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему

В 4 месяца

  • При нормальном  развитии ребенка  иногда уже в 4 месяца удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
  • Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
  • Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
  • Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие

Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев

  • Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
  • Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
  • Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
  • Громко смеется, подолгу гулит
  • Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает

Нормы развития ребенка в 6 месяцев

  • Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 месяцев уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
  • Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
  • При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
  • Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда  отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие

В 7 месяцев

  • Нервно-психическое развитие детей до года в 7 месяцев переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
  • При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
  • В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
  • Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
  • Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует

В 8 месяцев

  • Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
  • Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
  • Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
  • Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»

Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 месяцев

  • Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
  • Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
  • Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
  • Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
  • Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя

В 10 месяцев

  • Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 месяцев  иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
  • Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
  • Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
  • Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку

Нормы развития ребенка в 11 месяцев

  • Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
  • Появляются первые обобщения  – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
  • Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
  • Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
  • Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу

Развитие детей к 12 месяцам

  • Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
  • Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
  • Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
  • Знает и произносит 5-10 простых слов

Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.

В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других  статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.

medblog.by

формирование базы для будущей деятельности

В этой статье:

Нервно-психическое развитие в момент появления ребенка на свет находится на начальном этапе, тем не менее нервная система уже отвечает за обеспечение ребенка первого года жизни врожденными рефлексами, необходимыми для питания, защиты, знакомства с окружающим миром. А самое главное — эти рефлексы являются базой для формирования в будущем более сложных видов деятельности.

У ребенка первого года жизни работают все органы чувств с момента появления на свет. Его нервная система развивается особенно интенсивно в первые три месяца жизни. С рождения здоровый, доношенный ребенок уже имеет рефлексы, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни. К ним относят рефлекс кашляния, глотания, чихания, сосания и пр.

По мере того как будет совершенствоваться нервно-психическое развитие малыша первого года жизни, эти рефлексы будут эволюционировать. Кроме того, они пополнятся рядом новых приобретенных рефлексов, которые станут подтверждением развития анализаторной функции коры головного мозга.

Прежде чем рассмотреть особенности нервно-психического развития ребенка до года, отметим, что каждый малыш индивидуален и развивается по своему графику. Тем не менее не будет лишним знать о неких нормах, которые считаются общепринятыми, чтобы хотя бы примерно понимать, насколько правильным является процесс развития крохи в вашем случае.

Первый месяц

Нервно-психическое развитие малыша первого месяца жизни отмечается, в первую очередь, улучшением координации глаз. Кроха уже умеет задерживать взгляд на лице взрослого или на привлекающих его внимание предметах. При резких звуках новорожденный часто вздрагивает, как будто прислушивается к музыке или голосам в комнате, что выражается сосредоточенностью.

Ребенок в месяц уже пробует издавать звуки, улыбается родителям в ответ на обращенную речь, окрашивает крик эмоциями.

Голову месячный кроха уверенно удерживает в вертикальном состоянии, старается это сделать и в положении на животе. Если поддерживать ребенка под мышки, он будет упираться стопами в поверхность. В этом возрасте все еще сохраняется тонический рефлекс рук. Сон занимает около 20 часов.

Второй месяц

В этот период слуховое и зрительное сосредоточение проявляется более заметно. Малыш уже осознанно отслеживает передвижения предметов, ищет источники звука, поворачивая голову, перестает сосать, если видит перед собой что-то интересное.

Ребенок в этом возрасте удерживает голову не только в вертикальном положении, но и на животе, пробует поднимать верхнюю часть тела, стоит, выпрямив ноги, если удерживать его под мышками. Тонус рук и рефлекс ползанья у ребенка к этому времени исчезает. Становятся более яркими эмоциональные реакции: кроха улыбается, проявляет оживление при приближении близких. Целенаправленными становятся движения.

Третий месяц

Нервно-психическое развитие детей третьего месяца жизни позволяет им сосредоточенно следить за перемещением предмета в течение нескольких минут, правильно находить источник звука, поворачивать голову в его сторону. В этот период малыш реагирует не только на мамину грудь, но и на бутылочку или ложку — развивается условный рефлекс.

Малыш проявляют радостное оживление при виде близких, случайно касается игрушек, которые висят над кроваткой. В вертикальном состоянии при поддержке упирается ногами в поверхность, при этом ноги согнуты в области тазобедренного сустава.

В положении лежа кроха поднимает верхнюю часть тела, опирается на локти, пробует сесть с поддержкой, голову держит долго и уверенно, переворачивается на бок со спины. Ребенок лучше управляет руками, пытается схватить предметы и попробовать их на вкус. Кроха все чаще узнает близких, смеется, когда находится в хорошем расположении духа, и капризничает, если не хочет оставаться один.

Четвертый месяц

За движущимися предметами малыш четвертого месяца жизни следит не только в вертикальном положении или на спине, но и лежа на животе. Кроха с настороженностью относится к незнакомым лицам, близким же часто улыбается, пытается произносить малопонятные звуки. Когда его развлекают, смеется заливисто и долго.

Мышцы детей выходят из состояния гипертонуса. Движения уже более координированные и свободные. Малыш легко переворачивается в разные стороны, производит разные манипуляции с предметами, целенаправленно захватывает игрушки.  Кроха подолгу «гулит», хныкает, если чем-то недоволен. До года он еще не раз покажет родителям, насколько ему одиноко и скучно, когда их нет рядом.

Пятый месяц

Малыш узнает мать и скучает, когда ее не видит. У него проявляются разные реакции на незнакомых людей. Он намеренно берет доступные ему предметы и пробует их на вкус. В плаче ребенка улавливаются интонации, которые до года он отлично научится различать в обращенной к нему речи.

В пять месяцев большинство детей делают попытку сесть и с удовольствием тренируются, если их поддерживают. Если взять кроху под мышки, то он сможет стоять прямо, не сгибая ног. При игре пытается сбросить с лица накинутую пеленку.

Шестой месяц

Нервно-психическое развитие детей на шестом месяце жизни позволяет им переворачивается на спину с живота, уверенно сидеть без поддержки, ползать, подниматься на ножки с помощью родителей. Малыш одной рукой берет игрушку, перекладывает ее в другую руку, поднимает предмет с пола при поддержке или в положении сидя.

Более интересными и разнообразными становятся эмоциональные реакции ребенка. Он произносит первые слоги, ест с ложки.

Седьмой месяц

Малыш интересуется своим отражением в зеркале. Поднимает соску или бутылочку и берет их в рот. Самостоятельно не только сидит, но и ползает, стоит на коленях, удерживаясь за бортики кроватки или манежа, при поддержке уверенно переступает ножками.

Игрушки малыш перекладывает из руки в руку, стучит ими о кроватку, намеренно бросает. Очень многие движения окрашены эмоциями. Малыш с особым нетерпением ждет, когда его возьмут на руки, повторяет простые слова, ищет глазами называемые ему предметы.

Восьмой месяц

У детей восьмого месяца жизни по-прежнему проявляется интерес к отражению в зеркале, они пытаются ему улыбаться и коснуться его. Ярче становится мимика, увереннее движения. Кроха самостоятельно принимает нужное ему положение, в случае необходимости использует опору.

В положении стоя для ребенка не представляется сложным удерживать равновесие при поддержке за одну руку. Он пробует ходить вдоль стенки или бортика кроватки, выполняет простые действия по просьбе взрослых, играет сам в периоды бодрствования, пьет из чашки, ест твердые продукты (сухарик, сушку).

Девятый месяц

Ребенок понимает, как искать спрятанный под пеленкой предмет, отлично ходит при поддержке за обе руки, садится из положения стоя, самостоятельно встает на коленки. У девятимесячных детей улучшается мелкая моторика рук, за счет чего их движения становятся более точными.

Нервно-психическое развитие детей характеризуется отчаянным желанием быть похожими на взрослых, которым они пытаются подражать во всем, повторяя их интонации, действия, мимику. Малыши знают свое имя и имена близких, производят манипуляции с предметами, соответствующие их назначению.

Десятый месяц

Ребенок уже умет самостоятельно подниматься и стоять без опоры, пробует ходить за одну руку, копирует движения взрослых, «сражается» за свои игрушки.

Малыш называет предметы отдельным слогами, пробует повторять самые простые слова, понимает запреты. Поднимается по ступенькам, удерживаясь за опору и переставляя ноги поочередно.

Одиннадцатый месяц

В словаре детей на одиннадцатом месяце жизни появляются новые слова-обозначения. Некоторые из них имеют обобщенный характер. Кроха выполняет простые просьбы взрослых, показывает части тела на игрушках и на себе, выполнят сюжетные действия с игрушками, пробует строить башню из кубиков, собирать пирамидку.

Нервно-психическое развитие позволяет ребенку самостоятельно стоять, помогать маме снимать с него обувь или носки, поднимать предметы с пола, не теряя равновесия, уверенно ходить, держась за одну руку.

Двенадцатый месяц

Малыш двенадцатого месяца жизни изучает новые слоги. В его словаре уже около 10 простых слов, и каждый день появляются новые. Он отвечает на простые вопросы взрослых, показывает части тела на игрушках.

Нервно-психическое развитие годовалых детей в большинстве случаев позволяет им самостоятельно ходить, есть ложкой, аккуратно пить из чашки.

rebenkoved.ru

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни — Справочник

ВозрастЗрительные ориентировочные реакцииСлуховые ориентировочные реакцииЭмоции и социальное поведение/ Движение руки, действия предметамиДвижения общие/ Понимаемая речьАктивная речь/Навыки и умения в процессах
10 днейУдерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)Вздрагивает и мигает при резком звуке      
18-20 днейУдерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)Успокаивается при сильном звуке      
1 месяцСосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета.Прислушивается к звуку, к голосу взрослогоПервая улыбка в ответ на разговор взрослого Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову Издает отдельные звуки в ответ на разговоре ним 
2 месяцаДлительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м)Ищущие повороты головы при длительном звуке (прислушивание)Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке. Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 сек.) Произносит отдельные звуки 
3 месяцаЗрительное сосредоточение в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке «Комплекс оживления»: в ответ на общение с ним (проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук, ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего звукиСлучайно налкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью на высоте до 10-15 смЛежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении. См.: «Комплекс оживления» 
4 месяцаУзнает мать (радуется)Находит глазами источник звука. Адекватно реагирует на спокойную и пляс­вую мелодиюГромко смеется в ответ на обращение. *Ищет взглядом другого ребёнка, тянется к нему. Легко и часто возникает «комплекс оживления»Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушкуТо же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено Длительно гулитПоддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления
5 месяцевОтличает близких от чужихУзнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенного к нему голоса*Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулитЧетко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушкуДолго лежит на животе, опираясь на ладони рук. Переворачикается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки Подолгу певуче гулитЕст из ложки полугустую и густую кашу
6 месяцев По-разному реагирует на своё и чужое имя Берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимаетсяПереворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или ползая Произносит отдельные слоги (начало лепета)Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Пьёт из блюдца или чашки
7 месяцев   Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает её и пр.Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте (например, часы, куклу)Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. (2-3)Пьёт из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев  *Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечетИгрушками занимается долго, разнообразно. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит и т.д.)Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьерНа вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия, например, «ладушки», «дай ручку»Громко, четко и повторно произносит различные слогиЕст корочку хлеба, которую сам держит в руках. Пьет из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним)*Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям другого ребенкаДействует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и пр.)Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них рукамиНа вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения. Знает свое имя, оборачивается на зовПодражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепетеХорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок
10 месяцев  *Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с нимСамостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия (открывает, вынимает, вкладывает)*Входит на высокую поверхность и сходит с нее (ступенька). Идет вперед с поддержкой за обе рукиПо просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы. При заигрывании выполняет разученные ранее действия и движения («догоню», «сорока-ворона»…)Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепетеЗакрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
11 месяцев  *Радуется приходу детей. *Избирательно отношение к детямОвладевает новыми действиями с игрушками, выполняет их по слову взрослого: снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержнеСтоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятельные шагиПервые обобщения в понимаемой речи: по просьбе находит любой мяч, куклу. По просьбе взрослого выполняет разученные действия (кормит, водит куклу).Произносит первые слова — обозначения, например: «дай», «мама»Закрепление умений, приобретённых в 9 месяцев
12 месяцевУзнаёт на фотографии знакомое лицо, например, мать. Различает две контрастные формы предметов *Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождает это смехом или лепетом. *Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнкомВыполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. *Переносит действия, разученные с одним предметом на другойХодит самостоятельно (без опоры)Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: принеси, найди, отдай тёте, положи на место. Понимает слово «нельзя»Легко подражает новым слогам. Произносит 5-10 облегчённых словСамостоятельно пьёт из чашки, держит чашку, пьёт и ставит чашку

spravka.komarovskiy.net

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни — 6 Апреля 2018

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот. 

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов  — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -?» надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Ваша любовь и ласка  — основа гармоничного развития малыша!

xn--90ad5aqv.xn--p1ai

Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
  • — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
  • — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
  • — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.

 

Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу. 

 

Можно выделить некие нормы развития ребенка до года

 

10 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения движущийся предмет.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

вздрагивает и моргает при резком звуке.

 

20 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

1 месяц жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

 

Эмоции и социальное поведение:

вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

 

Движения общие:

лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

 

Активная речь:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

 

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

 

Эмоции и социальное поведение:

быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

 

Движения общие:

лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

удерживает всей кистью вложенную погремушку.

 

Активная речь:

повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зри тельные ориентировочные реакции:

зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

 

Эмоции и социальное поведение:

отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

 

Движения руки и действия с предметами:

случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

 

Движения общие:

лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

 

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

узнает маму или близкого человека (радуется).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

 

Эмоции и социальное поведение:

во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

 

Движения руки и действия с предметами:

рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

 

Движения общие:

удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

 

Речь активная:

гулит.

 

Навыки и умения:

во время кормления придерживает руками грудь

матери или бутылочку.

 

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

 

Эмоции и социальное поведение:

радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

 

Движения руки и действия с предметами:

берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

 

Движения общие:

долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

 

Речь активная:

подолгу певуче гулит.

 

Навыки и умения:

ест с ложки полугустую и густую пищу.

 

6 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

по разному реагирует на свое и чужое.

 

Движения руки и действия с предметами:

уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

 

Движения общие:

переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

 

Речь активная:

произносит отдельные слоги (начало лепета).

 

Навыки и умения:

хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами:

игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

 

Движения общие:

хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

 

Речь активная:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

 

Навыки и умения:

пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

 

Движения руки и действия с предметами:

игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

 

Движения общие:

сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

 

Речь активная:

громко, четко и повторно произносит различные : слоги.

 

Навыки и умения:

ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под музыку.

 

Эмоции и социальное поведение:

догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

 

Движения руки и действия с предметами:

с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

 

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

 

Речь активная:

подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

 

Навыки и умения:

хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

 

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

 

Движения руки и действия с предметами:

самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

 

Движения общие:

идет вперед с поддержкой за обе руки.

 

Понимание речи:

по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

 

Речь активная:

подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

 

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

 

Движения руки и действия с предметами:

овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

 

Движения общие:

стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

 

Понимание речи:

по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

 

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

 

Эмоции и социальное поведение:

ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

 

Движения руки и действия с предметами:

выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

 

Движения общие:

ходит самостоятельно (без опоры).

 

Понимание речи:

понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

 

Речь активная:

подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

 

Навыки и умения:

самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

 

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

 

www.dgorodok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *