Нервно психическое развитие детей первого года жизни – Этапы развития нервной системы у детей. Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни.

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.

Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Таблица 1. От нуля до шести месяцев

Показатель

Возраст в месяцах

1

2

3

4

5

6

Зрительно-
ориентировочные реакции

Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой

Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении

Узнает мать

Отличает чужих от близких

 

Слуховые
ориентировочные реакции

Вздрагивает при резком звуке и мигает

Прислушивается

Отчетливое слуховое сосредоточение

Поворачивает голову на звук

Различает тон, с которым к нему обращаются

 

Эмоции

Первая улыбка

Улыбается в ответ на речь взрослого

В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек

Громко смеется

   

Движения общие

Пытается держать голову лежа на животе

Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении

Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.

Поворачивается со спины на живот

Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот

Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.

Движения руки и действия с предметами

     

Захватывает подвешенную игрушку

Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка

Свободно берет игрушки из разных положений

Подготовительные этапы развития речи

Понимание речи

   

Начинает гулить

Продолжительно гулит

Продолжает долго гулить

Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета

Навыки и умения в процессах

         

Берет пищу губами с ложки для кормления

 Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев

Показатели

Возраст в месяцах

7

8

9

10

11

12

Движения общие

Хорошо ползает

Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее

Ходит при поддержке за обе руки

Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

Самостоятельно стоит без опоры

Самостоятельно ходит

Движения руки с предметами действия

Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую

Долго занимается игрушками

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой

Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

 

Подготовительные этапы развития речи

Произносит слоги многократно (лепечет)

Громко, повторно произносит различные слоги

Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете

Подражает разным слогам взрослого

Произносит первые слова обозначения:

«мама», «ав-ав», «кис-кис»

Произносит 8-10 слов

Понимание речи

На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте

По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания»

Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек

Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого

Выполняет элементарные требования взрослых

Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов

Навыки и умения в процессах

Пьет из чашки, которую держит взрослый

Сам держит сухарик или корочку хлеба

Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.

Пьет из чашки

Пьет из чашки

Сам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также  с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот. 

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов  — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -?» надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Ваша любовь и ласка  — основа гармоничного развития малыша!

ymama.ru

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.

Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Зрительно-ориентировочные реакции :

  1.   Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.
  2.  Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой                                                   
  3.  Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении                                   
  4. Узнает мать
  5. Отличает чужих от близких

Слуховые ориентировочные реакции:    

  1. Вздрагивает при резком звуке и мигает
  2. Прислушивается
  3. Отчетливое слуховое сосредоточение
  4. Поворачивает голову на звук
  5. Различает тон, с которым к нему обращаются

Эмоции:     

  1. Первая улыбка
  2. Улыбается в ответ на речь взрослого
  3. В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек
  4. Громко смеется

Движения общие :

  1. Пытается держать голову лежа на животе
  2. Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении
  3. Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.
  4. Поворачивается со спины на живот
  5. Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот
  6. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.
  7. Хорошо ползает
  8. Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее
  9. Ходит при поддержке за обе руки
  10. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.
  11. Самостоятельно стоит без опоры
  12. Самостоятельно ходит   

Движения руки и действия с предметами  :

  1. —//—
  2. —//—
  3. —//—
  4. Захватывает подвешенную игрушку
  5. Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка
  6. Свободно берет игрушки из разных положений
  7. Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую
  8. Долго занимается игрушками
  9. Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает
  10. Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой
  11. Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

Подготовительные этапы речи.    

  1. —//—
  2. —//—
  3. Начинает гулить
  4. Продолжительно гулит
  5. Продолжает долго гулить
  6. Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета
  7. Произносит слоги многократно (лепечет)
  8. Громко, повторно произносит различные слоги
  9. Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете
  10. Подражает разным слогам взрослого
  11. Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис»
  12. Произносит 8-10 слов

Понимание речи:

  1. —//—
  2. —//—
  3. —//—
  4. —//—
  5. —//—
  6. —//—
  7. На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте
  8. По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания»
  9. Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек
  10. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого
  11. Выполняет элементарные требования взрослых
  12. Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов

Навыки и умения в процессах:    

  1. Берет пищу губами с ложки для кормления
  2. Пьет из чашки, которую держит взрослый
  3. Сам держит сухарик или корочку хлеба
  4. Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.
  5. Пьет из чашки
  6. Пьет из чашки
  7. Сам берет чашку и пьет из нее                                                            
  С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные, эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.


Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений –это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человек — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот. Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручкой. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов  — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова — » надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

gabiya.ru

Глава 2. Нервно-психическое развитие

Тема занятия:
Нервно-психическое развитие (НПР) детей.

Цель занятия:
Изучив данную
тему, студенты должны знать:

  • Морфологические
    особенности мозга новорожденного
    ребенка

  • Рост и дифференцировку
    структур ЦНС после рождения ребенка

  • Безусловные
    рефлексы и их значение в оценке зрелости
    новорожденного

  • Сенсорное развитие
    первых месяцев и лет жизни

  • Развитие движений,
    условно-рефлекторной деятельности и
    речи у детей

  • Критерии
    нервно-психического развития детей
    различного возраста.

Студенты должны
уметь:

  • Оценить состояние
    безусловных рефлексов у новорожденного
    ребенка

  • Оценить
    нервно-психическое развитие детей
    различного возраста

  • Определить группу
    НПР

  • Составить режим
    дня в зависимости от возраста.

Краткое изложение
теоретического материала.
НПР
– это совершенствование, качественное
изменение интеллектуальных и двигательных
умений ребенка. НПР обеспечивает ребенку
адекватное взаимодействие с внешней
средой. Непременным условием НПР являются
процессы морфофункциональной
дифференцировки ЦНС.

К моменту
рождения у здорового доношенного
новорожденного ребенка достаточно
хорошо развиты спинной, продолговатый
мозг, ствол, гипоталамус. С этими
образованиями связаны центры
жизнеобеспечения. Они обеспечивают
жизнедеятельность, выживаемость
новорожденного, процессы адаптации к
окружающей среде.

К рождению головной
мозг является наиболее развитым органом.
У новорожденного масса мозга составляет
1/8-1/9 массы тела, к концу первого года
жизни она увеличивается в 2 раза и равна
1/11 и 1/12 массы тела, в 5 лет составляет
1/13-1/14, в 18-20 лет – 1/40 массы тела. Крупные
борозды и извилины выражены очень
хорошо, но имеют малую глубину. Мелких
борозд мало, они появляются только в
первые годы жизни. Размеры лобной доли
относительно меньше, а затылочной
больше, чем у взрослого. Боковые желудочки
относительно велики, растянуты. Длина
спинного мозга увеличивается несколько
медленнее, чем рост позвоночника, поэтому
нижний конец спинного мозга с возрастом
перемещается кверху. Шейное и спинное
утолщения начинают контурироваться
после 3 лет жизни.

Для мозговой ткани
ребенка характерна значительная
васкуляризация, особенно серого вещества.
Одновременно отток крови из мозговой
ткани слабый, поэтому в нем чаще
накапливаются токсические вещества.
Мозговая ткань более богата белковыми
веществами. С возрастом количество
белка снижается с 46% до 27%. К рождению
количество зрелых нейроцитов, которые
потом войдут в состав коры головного
мозга, составляет 25% от общего количества
клеток. Одновременно имеется гистологическая
незрелость нервных клеток к рождению
ребенка: они овальной формы, с одним
аксоном, в ядрах есть зернистость, нет
дендритов.

К моменту рождения
относительно незрелы кора головного
мозга, в разной степени дифференцированы
подкорковые двигательные центры (при
достаточно зрелой таламо-паллидарной
системе слабо развито полосатое ядро),
не закончена миелинизация пирамидных
путей. Мозжечок развит слабо, характеризуется
малой толщиной, малыми размерами
полушарий и поверхностными бороздами.

Недоразвитие коры
и превалирующее влияние подкорки
сказывается на поведении ребенка.
Недоразвитие коры, полосатого ядра,
пирамидных путей делает невозможными
произвольные движения, слуховое,
зрительное сосредоточение. Доминирующее
влияние таламо-паллидарной системы
объясняет характер движений новорожденного.
У новорожденного непроизвольные
медленные движения носят массовый
генерализованный характер при общей
ригидности мускулатуры, которая
проявляется физиологической гипертонией
сгибателей конечностей. Движения
новорожденного ограниченные, хаотичные,
беспорядочные, атетозоподобные. Тремор
и физиологический мышечный гипертонус
постепенно угасают после первого месяца
жизни.

Превалирующая
активность подкорковых центров при
слабом влиянии коры проявляется
комплексом врожденных безусловных
рефлексов (ВБР) новорожденного, в основе
которых лежат три: пищевой, оборонительный,
ориентировочный. Эти рефлексы орального
и спинального автоматизма отражают
зрелость нервной системы новорожденного
ребенка.

ВБР новорожденного
ребенка.

  1. Рефлексы в положении
    ребенка на спине: поисковый рефлекс
    Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс,
    ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс
    обхватывания или объятия (Моро),
    шейно-тонический асимметричный рефлекс,
    хватательный рефлекс (Робинсона),
    подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

  2. Рефлексы в
    вертикальном положении: ребенка берут
    со стороны спины за подмышечные впадины,
    большие пальцы врача поддерживают
    голову. Рефлекс опоры или выпрямления;
    автоматическая походка или шаговый
    рефлекс.

  3. Рефлексы в положении
    на животе: защитный рефлекс, лабиринтный
    тонический рефлекс, рефлекс ползания
    (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

Формирование
условных рефлексов идет после рождения
и связано с пищевой доминантой.

Развитие нервной
системы продолжается после рождения
вплоть до пубертатного периода. Наиболее
интенсивные рост и развитие головного
мозга наблюдаются в первые два года
жизни. В постнатальном периоде разные
отделы нервной системы заканчивают
развитие в разные сроки. В первом
полугодии заканчивается дифференцировка
полосатого ядра, пирамидных путей. В
связи с этим исчезает ригидность мышц,
спонтанные движения заменяются
произвольными. Мозжечок интенсивно
растет и развивается во втором полугодии,
его развитие заканчивается к двум годам.
С развитием мозжечка формируется
координация движений.

Первым критерием
НПР ребенка является развитие произвольных
координированных движений.

Уровни организации
движений по Н.А. Бернштейну.

  1. Спинальный уровень
    – на 7 неделе внутриутробного развития
    начинается формирование рефлекторных
    дуг на уровне 1 сегмента спинного мозга.
    Проявляется сокращением мышц в ответ
    на раздражение кожи.

  2. Руброспинальный
    уровень – в рефлекторные дуги включается
    красное ядро, благодаря чему обеспечивается
    регуляция мышечного тонуса и моторики
    туловища.

  3. Таламопаллидарный
    уровень – со второй половины беременности
    происходит образование ряда подкорковых
    структур двигательного анализатора,
    интегрирующих деятельность экстрапирамидной
    системы. Этот уровень характеризует
    двигательный арсенал ребенка первых
    3-5 месяцев жизни. Он включает рудиментарные
    рефлексы, формирующиеся позотонические
    рефлексы и хаотические движения
    новорожденного ребенка.

  4. Пирамидностриарный
    уровень – определяется включением в
    регуляцию полосатого тела с его
    разнообразными связями, в том числе и
    с корой головного мозга. Движения этого
    уровня — основные крупные произвольные
    движения, формирующиеся на 1–2 годах
    жизни.

  5. Кортикальный,
    теменно – премоторный уровень –
    развитие тонких движений с 10–11 месяцев,
    совершенствование двигательных навыков
    в течение всей жизни человека.

Рост коры
осуществляется, в основном, за счет
развития лобной, теменной, височной
областей. Пролиферация нейронов
продолжается до года. Наиболее интенсивное
развитие нейронов отмечается на 2-3
месяце. Это определяет психоэмоциональное,
сенсорное развитие ребенка (улыбка,
смех, плач со слезами, комплекс оживления,
гуление, узнавание своих и чужих).

Второй критерий
НПР – психоэмоциональное и сенсорное
развитие.

Различные области
и поля коры заканчивают развитие в
разные сроки. Центры движения, слуха,
зрения созревают к 4-7 годам. Лобная и
теменная области окончательно созревают
к 12 годам. Завершение миелинизации
проводящих путей достигается только к
3-5 годам постнатального развития.
Незавершенность процесса миелинизации
нервных волокон определяет относительно
низкую скорость проведения возбуждения
по ним. Окончательное созревание
проводимости достигается в 10-12 лет.

Развитие сенсорной
сферы. Болевая чувствительность –
рецепторы болевой чувствительности
появляются на 3 месяце внутриутробной
жизни, однако болевой порог чувствительности
у новорожденных значительно выше, чем
у взрослых и детей старшего возраста.
Реакции ребенка на болевой раздражитель
носят сначала общий генерализованный
характер, и только через несколько
месяцев возникают местные реакции.

Тактильная
чувствительность – возникает на 5–6
неделе внутриутробного развития
исключительно в периоральной области
и к 11–12 неделям распространяется на
всю поверхность кожи плода.

Терморецепция
новорожденного ребенка морфологически
и функционально зрелая. Холодовых
рецепторов почти в 10 раз больше, чем
тепловых. Расположены рецепторы
неравномерно. Чувствительность ребенка
к охлаждению существенно выше, чем к
перегреванию.

Глаза новорожденного
ребенка относительно большие, их
соотношение к массе тела у новорожденного
в 3,5 раза больше, чем у взрослого. С ростом
глаза происходит изменение рефракции.
В первые дни после рождения ребёнок
открывает глаза на короткое время, но
у него к моменту рождения не сформирована
система синхронного открывания обоих
глаз. Рефлекторное смыкание век при
приближении к глазу какого-либо предмета
отсутствует. Асимметрия движения глаз
исчезает на третьей неделе жизни ребёнка.

В первые часы и
дни жизни детям свойственна гиперметропия
(дальнозоркость), с годами ее степень
уменьшается. Также для новорожденного
ребенка характерна умеренная фотофобия,
физиологический нистагм.
Зрачковая
реакция у новорожденного наблюдается
как прямая, так и содружественная, то
есть при освещении одного глаза суживаются
зрачки обоих глаз. С 2 недель появляется
секреция слезных желез, а с 12 недель
слезный аппарат участвует в эмоциональной
реакции. В 2 недели возникает преходящая
фиксация взора, обычно монокулярная,
постепенно она развивается и в 3 месяца
ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует
взглядом неподвижные предметы и
прослеживает движущиеся. К 6 месяцам
повышается острота зрения, ребенок
хорошо видит не только крупные, но и
мелкие предметы.

На восьмой неделе
постнатального развития появляется
мигательная реакция на приближение
предмета и на звуковое раздражение, что
свидетельствует о формировании защитных
условных рефлексов. Формирование
периферических полей зрения завершается
только к 5 месяцу жизни.
С 6 до 9 месяцев
устанавливается способность
стереоскопического восприятия
пространства.

Когда ребёнок
появляется на свет, он воспринимает
окружающие предметы как множество
цветовых пятен, а звуки, как шум. На то,
чтобы научиться распознавать образы,
или связывать звуки во что-то осмысленное,
уходят два первых года его жизни. Реакция
младенца на яркий свет и звук носит
оборонительный характер. Для того, чтобы
младенец научился из отражающихся у
него в глазах туманных пятен выделять
лицо матери (в первую очередь) а затем
и других ему близких людей, в затылочной
коре его головного мозга должны
выработаться условные связи, а затем
стереотипы, представляющие из себя
сложные системы таких связей. Так,
например, восприятие ребёнком пространства
складывается из содружественной работы
многих анализаторов и в первую очередь
зрительного, слухового и кожного. Более
того, связи в коре головного мозга,
отвечающие за сложные структуры,
обеспечивающие представление о нахождении
самого ребёнка в замкнутом пространстве,
формируются довольно поздно. Поэтому
ребенок первых лет жизни, находясь в
замкнутом пространстве, не фиксирует
свой взор на отдельных предметах и часто
их просто не замечает.

Представленные
факты во многом объясняются сравнительно
поздним развитием у ребёнка макулярной
области глаза. Так развитие макулы в
значительной степени завершается через
16 -18 недель после рождения ребёнка.
Дифференцированный подход к ощущению
цвета у ребёнка начинается лишь в 5 – 6
месячном возрасте. Лишь к 2 – 3 годам
дети могут правильно оценить цвет
предмета. Но к этому сроку морфологическое
«созревание» сетчатки не заканчивается.
Расширение всех её слоёв продолжается
до 10 – 12 лет, а следовательно, только к
этому возрасту окончательно формируется
цветоощущение.

Формирование
слуховой системы начинается во
внутриутробном периоде на 4 неделе. Уже
к 7 неделе образуется первый виток
улитки. На 9 – 10 неделе внутриутробного
развития улитка имеет 2,5 витка, т.е
строение её приближается к таковому у
взрослого человека. Формы, характерной
для взрослого, улитка достигает на 5
месяце развития плода.

Способность
реагировать на звук появлется у плода
в пренатальном возрасте. Новорожденный
ребенок слышит, но способен дифференцировать
силу звука только около 12 децибел
(различает звуки по высоте на одну
октаву), к 7 месяцам он начинает различать
звуки, отличающиеся между собой всего
на 0,5 тона.

В возрасте от 1
года до 2 лет формируется слуховое поле
коры (41 поле по Бродману) головного
мозга. Однако окончательное его
«созревание» происходит приблизительно
к 7 годам. Следовательно, даже в указанном
возрасте слуховая система ребёнка не
является функционально зрелой.
Чувствительность к звуку достигает
максимума лишь к юношескому возрасту.

С развитием коры
постепенно угасает большинство врожденных
безусловных рефлексов в течение первого
года. Под влиянием внешних раздражителей
формируются условные рефлексы.

На базе условных
рефлексов развивается речь – третий
критерий НПР. До 6 месяцев проходит
подготовительный этап речи — ребенок
общается с окружающими только с помощью
эмоций: улыбкой, комплексом оживления
при обращении к нему, гулением,
дифференцировкой интонации. Гуление –
произношение первых звуков (а, гу-у,
э-э-э и т.д.).

Непосредственно
речь развивается после 6 месяцев:
способность понимать слово (речь
сенсорная) и говорить (речь моторная).
Лепет – произношение отдельных слогов
(ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.).

К концу 1 года жизни
в лексиконе ребенка имеется уже 8-12 слов,
смысл которых он понимает (дай, мама,
папа, и др.). Среди них имеются
звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав
– собачка, тик — так – часы и др.). В 2 года
запас слов доходит до 300, появляются
короткие предложения.

Благодаря тому,
что у новорожденного ребёнка активно
функционируют сенсорные системы, у него
развивается наиболее простой вид памяти
– кратковременный сенсорный отпечаток.
Этот вид памяти базируется на свойстве
сенсорной системы сохранять и удлинять
действие стимула (предмета нет, а человек
его видит, звук прекратился, но мы его
слышим). У взрослого эта реакция длится
около 500 мск, у ребёнка из-за недостаточной
миелинизации нервных волокон и меньшей
скоростью проведения нервного импульса
– несколько дольше.

У новорожденного
ребёнка функции кратковременной и
долговременной памяти, прежде всего,
связаны с деятельностью слуховых и
сенсорных систем, а в более поздние
сроки – с локомоторной функцией. Со
второго месяца жизни ребёнка в формирование
памяти включаются и другие отделы коры.
При этом скорость образования временной
связи индивидуальна и уже в этом возрасте
зависит от типа высшей нервной
деятельности.

У новорожденного
из-за незрелости коры головного мозга
внимание осуществляется благодаря
простым формам ориентировочных реакций
(на звук, свет). Более сложные
(интегрированные) механизмы процесса
внимания появляются в возрасте 3 – 4
месяцев. В этот период на электроэнцефалограмме
периодически начинает формироваться
затылочный -ритм,
но в проекционных зонах коры он
непостоянен, что свидетельствует об
отсутствии у ребёнка осознанных реакций
в сфере сенсорных модальностей.

НПР ребенка
зависит от факторов внешней среды,
воспитания, которые могут либо
стимулировать развитие определенных
навыков, либо тормозить.

В связи с
особенностями нервной системы ребенок
не может быстро переключиться с одного
вида деятельности на другой, быстро
утомляется. Ребенка от взрослого
отличает высокая эмоциональность,
подражательная деятельность.

Оценка НПР
проводится в декретированные (эпикризные)
сроки по соответствующим возрасту
критериям (Приложение 3)

Вопросы для
самоподготовки

  1. Антенатальный
    период развития нервной системы.
    Факторы, влияющие на развитие нервной
    системы в дородовом периоде.

  2. Морфофункциональные
    особенности нервной системы новорожденного
    ребенка.

  3. Оценка зрелости
    нервной системы новорожденного ребенка.
    Рефлексы новорожденного ребенка.

  4. Последовательность
    дифференцировки нервной системы после
    рождения.

  5. Развитие
    анализаторов. Сенсорное развитие.

  6. Этапы развития
    движения.

  7. Сроки угасания
    безусловных рефлексов.

  8. Условнорефлекторная
    деятельность. Развитие речи.

  9. Формирование
    навыков

  10. Критерии комплексной
    оценки НПР детей раннего возраста.

  11. Группы НПР.

  12. Значение воспитания
    в НПР.

  13. Особенности
    домашнего воспитания и в детских
    дошкольных учреждениях

  14. Режимы дня для
    детей разных возрастных групп.

  15. Значение игры в
    развитии детей.

  16. Причины задержки
    НПР.

Примерная схема
ООД самостоятельной курации

  1. Познакомьтесь
    с анамнезом курируемого ребенка (со
    слов матери или с выпиской из истории
    развития).

  2. Оцените его НПР
    с помощью соответствующих критериев
    в зависимости от возраста.

  3. Определите группу
    НПР.

  4. Если есть отклонения
    в психомоторном развитии, то укажите
    возможную причину.

  5. Дайте рекомендации
    данному ребенку по режиму дня.

  6. Дайте рекомендации
    по его воспитанию.

  7. Оформите дневник
    курации.

Тестовый контроль.
Укажите
номер правильного ответа

1. Морфологической
особенностью мозга новорожденного
ребенка является недоразвитие:

  1. спинного мозга

  2. продолговатого
    мозга

  3. среднего мозга

  4. мозжечка

  5. гипоталамуса

2. Какие особенности
высшей нервной деятельности характерны
для детей раннего возраста?

  1. невозможность
    быстро переключаться с одного вида
    деятельности на другую

  2. низкая эмоциональность

  3. высокая
    работоспособность

  4. отсутствие
    подражательной деятельности

  5. возможность быстро
    переключиться с одного вида деятельности
    на другую

3. Что умеет делать
ребенок 5 месяцев?

  1. отличает близких
    людей от чужих

  2. хорошо ползает

  3. произносит слоги

  4. знает значение
    отдельных слов

  5. различает цвета

4. В каком возрасте
ребенок начинает понимать значение
слова?

1) 3 мес.

2) 6 мес.

3) 7 мес.

4) 9 мес.

5) 12 мес.

5. Ребенок в 5 мес.
умеет:

1) стоять самостоятельно

2) сидеть без
поддержки

3) ползать

4) поворачиваться
со спины на живот

5) ходить с поддержкой

6. Основной критерий
НПР ребенка 7 мес.:

1) Зрительное и
слуховое сосредоточение

2) комплекс оживления
при обращении к нему

3) подползание к
игрушке

4) длительное
гуление

5) первое слово

7. Дети с задержкой
НПР на 1 эпикризный срок по 1-2 показателям
относятся к:

  1. 1 группе развития

  2. 2 группе развития

  3. 3 группе развития

  4. 4 группе развития

  5. 5 группе развития

8. В 6 месяцев ребенок
умеет:

1) лепетать

2) повторять слоги

3) произносить
слова

4) говорить двусложные
предложения

5) может только
гулить

9. К концу второго
года жизни запас слов ребенка составляет:

1) 50-100 слов

2) 200-400 слов

3) 10-20 слов

4) 500-550 слов

5) 600 слов

10. Ребёнок в возрасте
1 года:

1) хорошо ползает,
лепечет

2) ходит с поддержкой,
лепечет

3) ходит самостоятельно,
говорит до 10-12 облегчённых слов

4) поднимается по
лестнице, говорит двусложными предложениями

5) ходит по бревну,
рассказывает стихи

studfiles.net

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни — Справочник

Возраст Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение/ Движение руки, действия предметами Движения общие/ Понимаемая речь Активная речь/Навыки и умения в процессах
10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) Вздрагивает и мигает при резком звуке            
18-20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) Успокаивается при сильном звуке            
1 месяц Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета. Прислушивается к звуку, к голосу взрослого Первая улыбка в ответ на разговор взрослого   Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову   Издает отдельные звуки в ответ на разговоре ним  
2 месяца Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м) Ищущие повороты головы при длительном звуке (прислушивание) Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.   Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 сек.)   Произносит отдельные звуки  
3 месяца Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке   «Комплекс оживления»: в ответ на общение с ним (проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук, ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего звуки Случайно налкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью на высоте до 10-15 см Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении.   См.: «Комплекс оживления»  
4 месяца Узнает мать (радуется) Находит глазами источник звука. Адекватно реагирует на спокойную и пляс­вую мелодию Громко смеется в ответ на обращение. *Ищет взглядом другого ребёнка, тянется к нему. Легко и часто возникает «комплекс оживления» Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушку То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено   Длительно гулит Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления
5 месяцев Отличает близких от чужих Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенного к нему голоса *Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку Долго лежит на животе, опираясь на ладони рук. Переворачикается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки   Подолгу певуче гулит Ест из ложки полугустую и густую кашу
6 месяцев   По-разному реагирует на своё и чужое имя   Берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или ползая   Произносит отдельные слоги (начало лепета) Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Пьёт из блюдца или чашки
7 месяцев       Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает её и пр. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях) На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте (например, часы, куклу) Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. (2-3) Пьёт из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев     *Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет Игрушками занимается долго, разнообразно. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит и т.д.) Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия, например, «ладушки», «дай ручку» Громко, четко и повторно произносит различные слоги Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках. Пьет из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев   Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним) *Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям другого ребенка Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и пр.) Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения. Знает свое имя, оборачивается на зов Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок
10 месяцев     *Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия (открывает, вынимает, вкладывает) *Входит на высокую поверхность и сходит с нее (ступенька). Идет вперед с поддержкой за обе руки По просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы. При заигрывании выполняет разученные ранее действия и движения («догоню», «сорока-ворона»…) Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
11 месяцев     *Радуется приходу детей. *Избирательно отношение к детям Овладевает новыми действиями с игрушками, выполняет их по слову взрослого: снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержне Стоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятельные шаги Первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе находит любой мяч, куклу. По просьбе взрослого выполняет разученные действия (кормит, водит куклу). Произносит первые слова — обозначения, например: «дай», «мама» Закрепление умений, приобретённых в 9 месяцев
12 месяцев Узнаёт на фотографии знакомое лицо, например, мать. Различает две контрастные формы предметов   *Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождает это смехом или лепетом. *Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. *Переносит действия, разученные с одним предметом на другой Ходит самостоятельно (без опоры) Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: принеси, найди, отдай тёте, положи на место. Понимает слово «нельзя» Легко подражает новым слогам. Произносит 5-10 облегчённых слов Самостоятельно пьёт из чашки, держит чашку, пьёт и ставит чашку

spravka.komarovskiy.net

формирование базы для будущей деятельности

В этой статье:

Нервно-психическое развитие в момент появления ребенка на свет находится на начальном этапе, тем не менее нервная система уже отвечает за обеспечение ребенка первого года жизни врожденными рефлексами, необходимыми для питания, защиты, знакомства с окружающим миром. А самое главное — эти рефлексы являются базой для формирования в будущем более сложных видов деятельности.

У ребенка первого года жизни работают все органы чувств с момента появления на свет. Его нервная система развивается особенно интенсивно в первые три месяца жизни. С рождения здоровый, доношенный ребенок уже имеет рефлексы, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни. К ним относят рефлекс кашляния, глотания, чихания, сосания и пр.

По мере того как будет совершенствоваться нервно-психическое развитие малыша первого года жизни, эти рефлексы будут эволюционировать. Кроме того, они пополнятся рядом новых приобретенных рефлексов, которые станут подтверждением развития анализаторной функции коры головного мозга.

Прежде чем рассмотреть особенности нервно-психического развития ребенка до года, отметим, что каждый малыш индивидуален и развивается по своему графику. Тем не менее не будет лишним знать о неких нормах, которые считаются общепринятыми, чтобы хотя бы примерно понимать, насколько правильным является процесс развития крохи в вашем случае.

Первый месяц

Нервно-психическое развитие малыша первого месяца жизни отмечается, в первую очередь, улучшением координации глаз. Кроха уже умеет задерживать взгляд на лице взрослого или на привлекающих его внимание предметах. При резких звуках новорожденный часто вздрагивает, как будто прислушивается к музыке или голосам в комнате, что выражается сосредоточенностью.

Ребенок в месяц уже пробует издавать звуки, улыбается родителям в ответ на обращенную речь, окрашивает крик эмоциями.

Голову месячный кроха уверенно удерживает в вертикальном состоянии, старается это сделать и в положении на животе. Если поддерживать ребенка под мышки, он будет упираться стопами в поверхность. В этом возрасте все еще сохраняется тонический рефлекс рук. Сон занимает около 20 часов.

Второй месяц

В этот период слуховое и зрительное сосредоточение проявляется более заметно. Малыш уже осознанно отслеживает передвижения предметов, ищет источники звука, поворачивая голову, перестает сосать, если видит перед собой что-то интересное.

Ребенок в этом возрасте удерживает голову не только в вертикальном положении, но и на животе, пробует поднимать верхнюю часть тела, стоит, выпрямив ноги, если удерживать его под мышками. Тонус рук и рефлекс ползанья у ребенка к этому времени исчезает. Становятся более яркими эмоциональные реакции: кроха улыбается, проявляет оживление при приближении близких. Целенаправленными становятся движения.

Третий месяц

Нервно-психическое развитие детей третьего месяца жизни позволяет им сосредоточенно следить за перемещением предмета в течение нескольких минут, правильно находить источник звука, поворачивать голову в его сторону. В этот период малыш реагирует не только на мамину грудь, но и на бутылочку или ложку — развивается условный рефлекс.

Малыш проявляют радостное оживление при виде близких, случайно касается игрушек, которые висят над кроваткой. В вертикальном состоянии при поддержке упирается ногами в поверхность, при этом ноги согнуты в области тазобедренного сустава.

В положении лежа кроха поднимает верхнюю часть тела, опирается на локти, пробует сесть с поддержкой, голову держит долго и уверенно, переворачивается на бок со спины. Ребенок лучше управляет руками, пытается схватить предметы и попробовать их на вкус. Кроха все чаще узнает близких, смеется, когда находится в хорошем расположении духа, и капризничает, если не хочет оставаться один.

Четвертый месяц

За движущимися предметами малыш четвертого месяца жизни следит не только в вертикальном положении или на спине, но и лежа на животе. Кроха с настороженностью относится к незнакомым лицам, близким же часто улыбается, пытается произносить малопонятные звуки. Когда его развлекают, смеется заливисто и долго.

Мышцы детей выходят из состояния гипертонуса. Движения уже более координированные и свободные. Малыш легко переворачивается в разные стороны, производит разные манипуляции с предметами, целенаправленно захватывает игрушки.  Кроха подолгу «гулит», хныкает, если чем-то недоволен. До года он еще не раз покажет родителям, насколько ему одиноко и скучно, когда их нет рядом.

Пятый месяц

Малыш узнает мать и скучает, когда ее не видит. У него проявляются разные реакции на незнакомых людей. Он намеренно берет доступные ему предметы и пробует их на вкус. В плаче ребенка улавливаются интонации, которые до года он отлично научится различать в обращенной к нему речи.

В пять месяцев большинство детей делают попытку сесть и с удовольствием тренируются, если их поддерживают. Если взять кроху под мышки, то он сможет стоять прямо, не сгибая ног. При игре пытается сбросить с лица накинутую пеленку.

Шестой месяц

Нервно-психическое развитие детей на шестом месяце жизни позволяет им переворачивается на спину с живота, уверенно сидеть без поддержки, ползать, подниматься на ножки с помощью родителей. Малыш одной рукой берет игрушку, перекладывает ее в другую руку, поднимает предмет с пола при поддержке или в положении сидя.

Более интересными и разнообразными становятся эмоциональные реакции ребенка. Он произносит первые слоги, ест с ложки.

Седьмой месяц

Малыш интересуется своим отражением в зеркале. Поднимает соску или бутылочку и берет их в рот. Самостоятельно не только сидит, но и ползает, стоит на коленях, удерживаясь за бортики кроватки или манежа, при поддержке уверенно переступает ножками.

Игрушки малыш перекладывает из руки в руку, стучит ими о кроватку, намеренно бросает. Очень многие движения окрашены эмоциями. Малыш с особым нетерпением ждет, когда его возьмут на руки, повторяет простые слова, ищет глазами называемые ему предметы.

Восьмой месяц

У детей восьмого месяца жизни по-прежнему проявляется интерес к отражению в зеркале, они пытаются ему улыбаться и коснуться его. Ярче становится мимика, увереннее движения. Кроха самостоятельно принимает нужное ему положение, в случае необходимости использует опору.

В положении стоя для ребенка не представляется сложным удерживать равновесие при поддержке за одну руку. Он пробует ходить вдоль стенки или бортика кроватки, выполняет простые действия по просьбе взрослых, играет сам в периоды бодрствования, пьет из чашки, ест твердые продукты (сухарик, сушку).

Девятый месяц

Ребенок понимает, как искать спрятанный под пеленкой предмет, отлично ходит при поддержке за обе руки, садится из положения стоя, самостоятельно встает на коленки. У девятимесячных детей улучшается мелкая моторика рук, за счет чего их движения становятся более точными.

Нервно-психическое развитие детей характеризуется отчаянным желанием быть похожими на взрослых, которым они пытаются подражать во всем, повторяя их интонации, действия, мимику. Малыши знают свое имя и имена близких, производят манипуляции с предметами, соответствующие их назначению.

Десятый месяц

Ребенок уже умет самостоятельно подниматься и стоять без опоры, пробует ходить за одну руку, копирует движения взрослых, «сражается» за свои игрушки.

Малыш называет предметы отдельным слогами, пробует повторять самые простые слова, понимает запреты. Поднимается по ступенькам, удерживаясь за опору и переставляя ноги поочередно.

Одиннадцатый месяц

В словаре детей на одиннадцатом месяце жизни появляются новые слова-обозначения. Некоторые из них имеют обобщенный характер. Кроха выполняет простые просьбы взрослых, показывает части тела на игрушках и на себе, выполнят сюжетные действия с игрушками, пробует строить башню из кубиков, собирать пирамидку.

Нервно-психическое развитие позволяет ребенку самостоятельно стоять, помогать маме снимать с него обувь или носки, поднимать предметы с пола, не теряя равновесия, уверенно ходить, держась за одну руку.

Двенадцатый месяц

Малыш двенадцатого месяца жизни изучает новые слоги. В его словаре уже около 10 простых слов, и каждый день появляются новые. Он отвечает на простые вопросы взрослых, показывает части тела на игрушках.

Нервно-психическое развитие годовалых детей в большинстве случаев позволяет им самостоятельно ходить, есть ложкой, аккуратно пить из чашки.

rebenkoved.ru

Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

Возраст Линия развития Показатели
10 дней Зрение Удерживает в поле зрения движущийся предмет, находящийся на расстоянии 40-50 см (ступенчатое слежение).
Слух Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировочная реакция) — производится 2-3 хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.
20 дней Зрение Удерживает в поле зрения на 5 −10 секунд не­подвижный предмет (лицо взрослого), находящийся на расстоянии 40-50 сантиметров.
Слух Плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения).
1 месяц Зрение Плавно про­слеживает движущийся предмет. Сосредоточивает взгляд на непо­движном пред­мете.
Слух Прислушивает­ся к голосу взрослого, зву­ку игрушки (длительное слуховое сосредоточение).
Эмоции Первая улыбка в ответ на обращение взрослого.
Моторика Лежа на животе, подни­мает и некоторое время (5-20 секунд) удерживает голову.
2 месяца Зрение Смотрит на привлекший внимание предмет или лицо взрослого, длительно сле­дит за движу­щейся игрушкой или взрослым (длительное зрительное сосредоточение).
Слух Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
Эмоции Быстро отвечает улыбкой на внимание со стороны взрослого человека.
Моторика Лежа на животе, поднимает и неко­торое время (5 секунд) удер­живает голову.
Речь Спонтанно (самопроизвольно) произносит от­дельные звуки.
3 месяца Зрение Зрительное со­средоточение в вертикальном положении — ребенок на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом, или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
Слух Ищет источник звука.
Эмоции Проявляет «комплекс» оживления в от­вет на эмоциональное обще­ние с ним (раз­говор).
Моторика Случайно наталкиваясь руками на игрушки, низко висящие над его грудью (на расстоянии 15-20 см), пытается захватить игрушку. Лежа на животе, опирается на предплечья и поднимает голову на 2-2,5 минуты. При поддержке опирается в течение 45-60 секунд о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах. На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.
Речь Произносит от­дельные звуки.
4 месяца Зрение Узнает мать (радостно улыбается, гулит, тянется к матери). Когда мать отходит, выражает недовольство.
Слух Поворачива­ет голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение 5-10 секунд. Адекватно реагирует на спокойную и энергичную мело­дию.
Эмоции Во время бодрствования часто возникает «комплекс оживле­ния». Громко смеется в от­вет на эмоциональное речевое общение взрослого.
Моторика Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над ним игрушки. Удерживает го­лову в вертикаль­ном положении (на руках у взрослого). При поддержке, крепко опирается о твер­дую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
Речь Гулит.
Навыки и умения Во время корм­ления придер­живает буты­лочку или грудь мате­ри руками.
5 месяцев Зрение Отличает близ­ких людей от чужих (по-разному реагирует на лицо знакомого и не­знакомого взро­слого). При виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать
Слух Узнает голос матери или близкого чело­века. Различает строгую и лас­ковую интона­цию обращенной к нему речи (по-разному реагирует на нее). Прислушивается к музыке.
Эмоции Радуется другому ребен­ку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Моторика Берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивает­ся со спины на жи­вот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке.
Речь Подолгу певуче гулит.
Навыки и умения Ест с ложки полугустую и гус­тую пищу.
6 месяцев Зрение Понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух Появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги, поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть, кто это), узнает знакомые голоса. По-разному ре­агирует на свое и чужое имя
Эмоции C вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Моторика Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занима­ется ими, перек­ладывает из од­ной руки в дру­гую. Переворачивает­ся с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного под­ползая.
Речь Произносит отдельные слоги (начало лепета).
Навыки и умения Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
7 месяцев Зрение Узнает знакомых, прослеживает путь упавшей игрушки, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух Различает интонацию голоса, понимает, когда его хвалят или ругают.
Эмоции Реакция страха сменяется познавательным интересом.
Моторика Активно манипулирует игрушками: сту­чит, размахива­ет, переклады­вает, бросает ее и т.п. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Понимание речи На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет, неоднократно называемый и находящийся постоянно в определенном месте.
Речь Подолгу лепе­чет, повторно произносит од­ни и те же сло­ги (2-3).
Навыки и умения Пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев Зрение Интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно
Эмоции Наблюдает за дей­ствиями другого ребенка, смеет­ся или лепечет.
Моторика Игрушками занимается дол­го и разно­образно дейст­вует ими, в зависимости от их свойств. Подражает действиям взро­слого с игруш­ками (катает мяч, стучит, открывает крышку и т.п.). Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, сто­ит и опускается. Переступает, держась за барьер.
Понимание речи На вопрос «Где?» находит несколько (2–3) знакомых пред­метов на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и т.п.
Речь Громко, четко и повторно произносит различные слоги.
Навыки и умения Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.
9 месяцев Зрение Долго может наблюдать за взрослыми, появляется реакция на их мимику и жесты.
Эмоции Подражает действиям другого ребенка.
Моторика Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками (предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
Понимание речи На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь Подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в лепете.
Навыки и умения Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
Слух Узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Эмоции Играет рядом с другим ребенком или одной игрушкой с ним.
Моторика Самостоятельно, или по просьбе взрослого, выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает и т.п. Действия с предметами принимают устойчивый характер. При помощи взрослого, или держась за перила, боком входит на невысокую горку, и сходит с нее приставным шагом. Идет вперед с поддержкой за обе руки.
Понимание речи По просьбе «дай», находит и дает знакомые предметы. По просьбе взрослого, выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона», играет в прятки и т.п.).
Речь Подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет в его лепете.
Навыки и умения Закрепляются приобретенные в 9 месяцев умения и навыки.
11 месяцев Зрение Внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Эмоции Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
Моторика Овладевает новыми действиями с предметами, выполняет их по просьбе взрослого и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.
Понимание речи Выполняет ранее разученные действия по словесной инструкции (водит куклу, кормит собачку и т.п.). Появляются первые обобщения понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и пр.). Показывает части своего тела.
Речь Произносит первые слова-обозначения, например «дай», «мама», «биби».
Навыки и умения Закрепляются приобретенные в 9 месяцев умения и навыки.
12 месяцев Зрение Различает предметы по форме (кубики, кирпичики и т.д.), узнает на фотографии знакомого человека (мама, папа) и многие предметы на картинке.
Слух Появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет — «ж-ж-ж», киска мяукает — «мяу»).
Эмоции Играет с другими детьми (протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом; ищет игрушку, спрятанную другим ребенком).
Моторика Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит и пр. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, кошку, зайца и др.). Ходит самостоятельно (без опоры), приседает и встает.
Понимание речи Понимает названия нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай тете, положи на место). Понимает слово «нельзя» (прекращает запрещаемое действие).
Речь Подражая взрослому, легко произносит отдельные слоги. Произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет).

pulsplus.ru

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни — Справочник
















Возраст

Зрительные и слуховые реакции

Эмоции, навыки, умения,

социальное поведение

Звуки, речь

10 дней

·   Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

·   Вздрагивает и мигает при резком звуке

 

 

18—20 дней

·   Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

·   Реагирует на голос взрослого прекращением или изменением характера плача

 

 

1 месяц

·   Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого

·   Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

·   Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

·   Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

·   Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом

·   Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

2 месяца

·   Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете

·   Длительно следит за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой (до 1 м)

·   Ищущие повороты головы при длительном звуке (прислушивается)

·   Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого

·   Крик интонационно-выразительный

·   Начинает гулить

3 месяца

·   Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке

·   Плавное слежение за игрушкой во всех направлениях

·   Поворот головы и глаз к источнику звука

·   Ищет глазами человека, издающего звуки

·   «Комплекс оживления» как реакция на общение — проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук, ног, звуками

·   Крик с отчетливыми интонациями

·   Певучее гуление

4 месяца

·   Находит глазами источник звука

·   Адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию

·   Узнает мать (радуется)

·   Громко смеется в ответ на обращение. Ищет взглядом другого человека, тянется к нему. Легко и часто возникает «комплекс оживления»

·   Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления

·   Длительно гулит

·   Смеется

5 месяцев

·   Переводит взгляд с предмета на предмет

·   Узнает голос матери или близкого человека

·   Различает строгую и ласковую интонацию обращенного к нему голоса

·   Радуется близким

·   Пьет из ложки

·   Демонстрирует страх или оживление

·   Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныканье

6 месяцев

·   Рассматривает окружающие предметы и людей

·   Активное внимание: поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой или взрослым

·   По-разному реагирует на свое и чужое имя

·   Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами

 

·   Произносит отдельные слоги (начало лепета)

7 месяцев

·   Узнает голоса близких

·   Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт

·   Страх сменяется любопытством

·   Пьет из чашки, которую держит взрослый

·   На вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный постоянно в определенном месте (например, часы, телевизор)

·   Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2—3)

8 месяцев

 

·   Игровой контакт со взрослыми

·   Использует лепет и жест как средства коммуникации

·   Знает свое имя

·   Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках

·    По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия («ладушки», «дай ручку» и т. п.)

·   Громко, четко и повторно произносит различные слоги

9 месяцев

·   Плясовые движения под плясовую мелодию (если взрослые поют и пляшут с ним)

·    Подражает действиям других людей

·   Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками

·   На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения

·   Оборачивается на зов

·   Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете

10 месяцев

 

·   Голосом сигнализирует о биологических нуждах

·   По просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы

·   При заигрывании выполняет разученные ранее действия и движения («ладушки», «сорока-ворона» и т. п.)

·   Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

11 месяцев

 

·   Первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе находит любой мяч, куклу

·   По просьбе взрослого выполняет разученные действия — кормит куклу, катит автомобиль

·   Произносит первые слова-обозначения («дай», «мама» и т. п.)

12 месяцев

·   Узнает на фотографии знакомое лицо, например, мать

·   Различает две контрастные формы предметов

·   Протягивает игрушки, сопровождая это смехом или лепетом

·    Ищет спрятанную игрушку

·   Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых

·   Выполняет поручения: принеси, найди, отдай папе, положи на место

·   Понимает слово «нельзя»

·   Самостоятельно пьет из чашки, держит чашку, пьет и ставит чашку

·   Легко подражает новым слогам

·   Произносит 5—10 облегченных слов

spravka.komarovskiy.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о