Ведущий вид деятельности в младенческом возрасте – 5.5. Ведущий вид деятельности

5.5. Ведущий вид деятельности

Ведущим
видом
деятельности
в
младенческом
возрасте
является эмоциональноличностное
общение со
взрослыми
людьми,
т. е.
с
теми,
кто
в
основном
ухаживает
за
малышом:
матерью,
отцом,
бабушкой,
дедушкой
или
другим
взрослым.
Без
помощи
взрослого
ребенок
обойтись
не
может,
так
как
в
этом
возрасте
он
слаб
и
совершенно
беспомощен.
Ни
одной
своей
потребности
он
не
в
состоянии
удовлетворить
самостоятельно:
его
кормят,
купают,
одевают
в
сухое
и
чистое,
перемещают
в
пространстве
(берут
на
руки
и
ходят
по
комнате,
выносят
на
прогулку
и
т. д.),
следят
за
его
здоровьем
и,
что
очень
важно,
просто
общаются
с
ним
– разговаривают.
Потребность
в
общении
возникает
у
ребенка
в
1–2 месяца.
Комплекс
оживления,
появляющийся
при
виде
мамы
или
другого
взрослого,
ухаживающего
за
ребенком,
говорит
о
возникновении
потребности
в
общении,
которую
необходимо
полностью
удовлетворить,
так
как
при
позитивном
эмоциональном
общении
со
взрослым
у
ребенка
появляется
повышенная
активность,
возникает
радостное
настроение,
что
способствует
развитию
его
движений,
восприятия,
мышления
и
речи.

У
ребенка,
лишенного
полноценного
общения
со
взрослым
(находится
один
в
больнице
на
лечении,
помещен
в
детский
дом
и
т. п.)
отмечается
задержка
психического
развития.
Это
проявляется
в
следующем:
у
ребенка
бессмысленный
и
безразличный
взгляд,
устремленный
вверх,
он
мало
двигается,
вял,
апатичен,
не
испытывает
интереса
к
окружающему.
Все
это
ведет
к
задержке
физического
развития
и
позднему
появлению
речи.
Поэтому
надо
помнить
следующее:
чтобы
ребенок
и
психологически,
и
физически
развивался
нормально,
необходимо
не
только
правильно
ухаживать
за
ним,
но
и
общаться.

5.6. Новообразования младенческого возраста

Новообразованиями
младенческого
возраста
являются
хватание,
ходьба
и
первое
слово
(речь).
Рассмотрим
каждый
акт
подробнее.

Хватание –
это
первое
организованное
действие,
которое
возникает
примерно
в
5 месяцев.
Оно
организуется
взрослым
и
рождается
как
совместная
деятельность
взрослого
и
ребенка.
Для
того
чтобы
возникло
хватание,
надо,
чтобы
рука
младенца
превратилась
в
орган
осязания,
другими
словами
– «раскрылась».
Дело
в
том,
что
у
младенца
кисть
руки
сжата
в
кулак,
поэтому
только
когда
он
сможет
его
разжать,
произойдет
акт
хватания.
Очень
интересно
поведение
ребенка:
он
смотрит
на
свои
ручки,
следит,
как
рука
приближается
к
предмету.

Этот
акт
дает
ему
возможность
расширить
возможности манипулирования
с
предметами: в
возрасте
от
4 до
7 месяцев
ребенок
начинает
перемещать
предметы,
двигать,
извлекать
из
них
звуки;
в
7-10 месяцев
формируются
соотносимые
действия,
т. е.
он
манипулирует
двумя
предметами
сразу,
отдаляя
их
от
себя
и
соотнося
между
собой
(отводит
предмет
от
себя
и
приближает
к
другому,
чтобы
положить,
поставить,
нанизать
на
него).
С
10–11 до
14 месяцев
начинается
этап
функциональных
действий:
ребенок
производит
более
совершенные
действия
нанизывания,
открывания,
вкладывания,
манипулируя
со
всеми
возможными
объектами.

Акт
хватания
имеет
большое
значение
для
развития предметного
восприятия. Образ
предмета
возникает
при
наличии
практического,
действенного
контакта
между
изображением
и
предметом.
Благодаря
хватанию
у
ребенка
начинает
развиваться
ощущение
пространства,
так
как,
чтобы
схватить
предмет,
надо
вытянуть
руку.
Пространство,
появляющееся
у
ребенка, –
это
пространство
вытянутой
руки.
Кроме
того,
чтобы
схватить
предмет,
надо
разжать
кулак,
что
ведет
к
развитию
руки.

Стремление
дотянуться
до
предмета
и
взять
его
(схватить)
стимулирует процесс
сидения, который,
в
свою
очередь,
открывает
перед
ребенком
мир
других
предметов.
Появляются
предметы,
до
которых
дотянуться
невозможно,
получить
их
можно
только
с
помощью
взрослых.
Поэтому
между
ребенком
и
взрослым
возникает
новый
вид
общения
– общение,
возникающее
в
результате
появления
у
ребенка
желания
овладеть
предметом,
в
данный
момент
ему
недоступным.
М.И.
Лисина
назвала
такое
общениеситуативноделовым.

С
изменением
общения
меняется
и
способ
воздействия
на
взрослых: возникает
указующий
жест. По
поводу
этого
жеста
Л.С.
Выготский
писал:
«Вначале
указательный
жест
представляет
собой
просто
неудавшееся
хватательное
движение,
направленное
на
предмет
и
обозначающее
предстоящее
действие.
Ребенок
пытается
схватить
слишком
далеко
стоящий
предмет,
его
руки,
протянутые
к
предмету,
остаются
висеть
в
воздухе,
пальцы
делают
указательные
движения.
Эта
ситуация
– исходная
для
дальнейшего
развития…
Здесь
есть
движение,
объективно
указывающее
на
предмет,
и
только.
Когда
мать
приходит
на
помощь
ребенку
и
осмысливает
его
движение
как
указание,
ситуация
существенно
изменяется.
Указательный
жест
становится
жестом
для
других»
(Выготский
Л.С,
1991).

Этапы
развития
хватания
и
движений
младенца
приведено
в
табл.
4.

Развитие
движений
и
действий

Окончание
табл.
4

К
9 месяцам
младенец начинает
ходить. Д.Б.
Эльконин
считал
главным
в
акте
ходьбы,
во-первых,
расширение
пространства
ребенка,
а
во-вторых,
то,
что
ребенок
отделяет
себя
от
взрослого,
и
уже
не
мама
ведет
его,
а
он
ведет
маму.
Это
свидетельствует
о
разрыве
старой
ситуации
развития.

Появление
первого
слова
(речи) – еще
одно
новообразование
данного
возраста.
Речь
ситуативна,
автономна,
эмоционально
окрашена,
понятна
только
близким,
специфична
по
своей
структуре
и
состоит
из
обрывков
слов.
Такая
речь
называется
«языком
нянь».
Тем
не
менее
данная
речь
– это
новое
качество,
которое
может
служить
критерием
того,
что
старая
социальная
ситуация
развития
ребенка
исчерпала
себя
и
между
взрослым
и
ребенком
возникло
иное
содержание
– предметная
деятельность.

studfiles.net

3.4. Ведущая деятельность младенца

В
младенческом возрасте создаются все
необходимые условия для деятельности
ребенка, выходящей за пределы сна,
питания, крика. Kaк
новые
формы поведения
у
него появляются игровое экспериментирование,
лепет, первая активная деятельность
органов чувств, первая активная реакция
на положение, первая координация двух
одновременно действующих органов,
первые социальные реакции — выразительные
движения, связанные с функциональным
удовольствием и удивлением.

Пассивность,
с которой новорождённый относился к
миру, младенчество уступает место
активному
интересу,
и
эта активность делает возможным развитие
восприятия, памяти, внимания и т.д.
Мно­гие авторы считают, что моторика
аффективного типа в младенческом
возрасте сменяется сенсомоторной
активностью.
Л.
С. Выготский пишет, что к началу этого
периода у ребенка возникает возможность
выйти в своей активности за пределы
непосредственных влечений и инстинктивных
тенденций. Для него как бы возникает
внешний мир.

Между
5-м и 6-м мес., по наблюдениям многих
психологов, появ­ляется подражание,
а
к 10 мес. —
первые
применения орудий и упот­ребление
слов,
выражающих
желание. Исходя из всего этого, весь
мла­денческий период условно делят
на 3 стадии: период пассивности (до 2—3
мес.), период рецептивного интереса (до
5—6 мес.) и период активного интереса
(он начинается с 5-6 мес., а заканчивается
дале­ко за пределами младенчества).

Для
новой активности ребенка открыт только
один путь к внеш­нему миру — путь,
пролегающий через взрослого человека.
Если фи­зически
ребенок
отделяется от матери в момент родов, то
биологичес­ки
он
зависит от нее до самого конца младенческого
периода, пока не научится самостоятельно
ходить, а его психологическая
эмансипа­ция
от
матери наступит вообще только в раннем
детстве. Поэтому основное
новообразование младенческого возраста
— это первоначаль­ное сознание
психической общности со взрослым,
с
матерью, пред­шествующее выделению
собственного «Я».

Первоначально
необходимость связи младенца со взрослым
при­водит (при отсутствии речи) к
появлению особых, неречевых форм их
общения. Первой формой такого общения
является эмоциональная
реакция ребенка на взрослого в «комплексе
оживления»
(начало
младен­чества). Она создает основу
для возникновения и развития других
форм общения, в частности для возникновения
подражания звукам и понимания речи
окружающих взрослых.

Сначала «комплекс
оживления» демонстриру­ется по
отношению к любому взрослому, с 4—5 мес.
начинается диф­ференциация на «своих»
и «чужих». В дальнейшем эмоциональные
реакции еще более дифференцируются —
уже в пределах «своих» — в зависимости
от характера и частоты общения с ними.
Уже на 1-м году жизни формируется
избирательное отношение к разным
взрос­лым. Положительное отношение
к взрослым вызывается теми дей­ствиями,
которые связаны с приятными эмоциями
(ребенка ласка­ют, берут на руки,
разговаривают с ним), а отрицательное
— с отрицательными (крик, раздражение
взрослого).

Сложившаяся
положительная реакция переносится
на предметы,
Поэтому
предметы, находящиеся в руках «приятного»
взрослого, при­обретают притягательный
характер и начинают сами по себе вызы­вать
у ребенка положительные реакции.
Эмоциональная притягательность предметов
для младенцев является вторичной,
так
как возникает через
взрослого.

В
младенческом возрасте большинство
эмоциональных реакций ребенка на
взрослого условно можно именовать
пассивными
реакциями общения —
они
вызываются активностью самих взрослых,
а не ребенка. Во втором полугодии
появляются первые обратные реакции:
ребенок начинает делать попытки привлечь
к себе взрослого, «заиг­рывает» с ним,
тянет ручки к подошедшему, кричит или
хнычет, если на него не обращают внимания.
Появление этих первых реакций
свидетельствует о возрастающей к концу
младенческого возраста потребности
в общении со взрослым.

С этого
момента общение будет развиваться в
сторону двустороннего
контакта,
и
это нужно подкреплять. Чем чаще в ответ
на свои сигналы ребенок будет получать
доброжелательную реакцию взрослого,
тем легче он освоит способ, позволяющий
вызывать соответствующие действия
взрослых на свои потребности. Одновременно
в таком контакте ребенок познает себя
и разнообразные действия с предметами.

Общение
детей первых лет жизни подробно изучалось
лаборато­рией М. И. Лисиной. Согласно
ее данным, к 2,5 мес. у детей можно
констатировать оформление потребности
в общении. Для того чтобы любая потребность
развивалась, она должна стимулироваться
мотивами. Мотивом деятельности общения
является партнер
по общению,
для
ребенка это — взрослый.

Общение,
формирующееся в первом полугодии жизни
ребенка, М. И. Лисина назвала
ситуативно-личностным.
Оно
появляется, ког­да дети еще не овладели
хватательными движениями целенаправлен­ного
характера. Взаимодействия со взрослым
разворачиваются в это время на фоне
своеобразной общей жизнедеятельности:
младенец еще не владеет никакими
приспособительными видами поведения,
все его отношения с окружающим миром
опосредованы взаимоотно­шениями с
близкими взрослыми, которые обеспечивают
выживание ребенка и удовлетворение
всех его первичных органических
потреб­ностей. Уход взрослого за
младенцем создает условия, в которых
ре­бенок начинает воспринимать
взрослого как особый объект, а затем
«открывает» и тот факт, что от взрослого
зависит удовлетворение его нужд. Это
выдвигает перед ребенком необходимость
и дает ему воз­можность развернуть
по отношению к взрослому интенсивную
позна­вательную
активность,
которая
становится базой для появления
де­ятельности общения. В развитом
виде ситуативно-личностное обще­ние
обнаруживается в комплексе оживления.
Общение младенца со взрослыми протекает
самостоятельно, вне какой-либо другой
дея­тельности и составляет ведущую
деятельность

этого возраста.

Познавательные
мотивы занимают второстепенное место;
их содержание определяется тем, что
взрослый человек служит для ребенка
основным объектом познания, а также
фактором, организующим первые
исследовательские акты. Операции, с
помощью которых осуществляется общение,
относятся к категории экспрессивно-мимических
средств общения.

С
развитием хватания, манипулирования
предметами ситуативно-личностное
общение начинает изживать себя. Умеющий
действовать с предметами ребенок
занимает новую позицию в системе
ребенок-взрослый.
От
6 мес. до 2 лет формируется ситуативно-деловой
вид
общения, протекающий на фоне практического
взаимодействия ре­бенка и взрослого.
О нем мы поговорим при анализе раннего
детства.

Доброжелательность
и внимание взрослого вызывают положительные
переживания, которые повышают жизненный
тонус ребенка, активизируют все его
функции. Если в этом возрасте ребенок
оказывается лишен общения и внимания
или ограничен в контактах со взрослыми,
то развивается синдром
госпитализма
.
В
младенческом возрасте он проявляется
в потере веса, вялости, слабом и
продолжительном плаче, мышечном
гипотонусе, запоздалом развитии движений,
в особен­ности ходьбы, резком отставании
в овладении речью, эмоциональной
обедненностью, бессмысленных движениях
навязчивого характера (раскачивание
тела и т.п.). В более старших возрастах
ребенок отличается ранимой психикой,
комплексами, страхами, уходом от контактов
с окружающими. Госпитализм возникает
как результат изоляции или сепарации
ребенка (например, детский дом),
эмоционального равнодушия к нему,
отсутствия доброжелательного внимания
со стороны близких взрослых.

studfiles.net

5.5. Ведущий вид деятельности

Ведущим
видом деятельности в младенческом
возрасте является эмоционально-личностное
общение
со
взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в
основном ухаживает за малышом: матерью,
отцом, бабушкой, дедушкой или другим
взрослым. Без помощи взрослого ребенок
обойтись не может, так как в этом возрасте
он слаб и совершенно беспомощен. Ни
одной своей потребности он не в состоянии
удовлетворить самостоятельно: его
кормят, купают, одевают в сухое и чистое,
перемещают в пространстве (берут на
руки и ходят по комнате, выносят на
прогулку и т. д.), следят за его здоровьем
и, что очень важно, просто общаются с
ним – разговаривают. Потребность в
общении возникает у ребенка в 1–2 месяца.
Комплекс оживления, появляющийся при
виде мамы или другого взрослого,
ухаживающего за ребенком, говорит о
возникновении потребности в общении,
которую необходимо полностью удовлетворить,
так как при позитивном эмоциональном
общении со взрослым у ребенка появляется
повышенная активность, возникает
радостное настроение, что способствует
развитию его движений, восприятия,
мышления и речи.

У
ребенка, лишенного полноценного общения
со взрослым (находится один в больнице
на лечении, помещен в детский дом и
т. п.) отмечается задержка психического
развития. Это проявляется в следующем:
у ребенка бессмысленный и безразличный
взгляд, устремленный вверх, он мало
двигается, вял, апатичен, не испытывает
интереса к окружающему. Все это ведет
к задержке физического развития и
позднему появлению речи. Поэтому надо
помнить следующее: чтобы ребенок и
психологически, и физически развивался
нормально, необходимо не только правильно
ухаживать за ним, но и общаться.

5.6. Новообразования младенческого возраста

Новообразованиями
младенческого возраста являются
хватание, ходьба и первое слово (речь).
Рассмотрим каждый акт подробнее.

Хватание
– это первое организованное действие,
которое возникает примерно в 5 месяцев.
Оно организуется взрослым и рождается
как совместная деятельность взрослого
и ребенка. Для того чтобы возникло
хватание, надо, чтобы рука младенца
превратилась в орган осязания, другими
словами – «раскрылась». Дело в том, что
у младенца кисть руки сжата в кулак,
поэтому только когда он сможет его
разжать, произойдет акт хватания. Очень
интересно поведение ребенка: он смотрит
на свои ручки, следит, как рука приближается
к предмету.

Этот
акт дает ему возможность расширить
возможности манипулирования
с предметами:
в
возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает
перемещать предметы, двигать, извлекать
из них звуки; в 7-10 месяцев формируются
соотносимые действия, т. е. он
манипулирует двумя предметами сразу,
отдаляя их от себя и соотнося между
собой (отводит предмет от себя и приближает
к другому, чтобы положить, поставить,
нанизать на него). С 10–11 до 14 месяцев
начинается этап функциональных действий:
ребенок производит более совершенные
действия нанизывания, открывания,
вкладывания, манипулируя со всеми
возможными объектами.

Акт
хватания имеет большое значение для
развития предметного
восприятия.
Образ
предмета возникает при наличии
практического, действенного контакта
между изображением и предметом. Благодаря
хватанию у ребенка начинает развиваться
ощущение пространства, так как, чтобы
схватить предмет, надо вытянуть руку.
Пространство, появляющееся у ребенка, –
это пространство вытянутой руки. Кроме
того, чтобы схватить предмет, надо
разжать кулак, что ведет к развитию
руки.

Стремление
дотянуться до предмета и взять его
(схватить) стимулирует процесс
сидения,
который,
в свою очередь, открывает перед ребенком
мир других предметов. Появляются
предметы, до которых дотянуться
невозможно, получить их можно только с
помощью взрослых. Поэтому между ребенком
и взрослым возникает новый вид общения
– общение, возникающее в результате
появления у ребенка желания овладеть
предметом, в данный момент ему недоступным.
М.И. Лисина назвала такое общение
ситуативно-деловым.

С
изменением общения меняется и способ
воздействия на взрослых: возникает
указующий жест.
По
поводу этого жеста Л.С. Выготский писал:
«Вначале указательный жест представляет
собой просто неудавшееся хватательное
движение, направленное на предмет и
обозначающее предстоящее действие.
Ребенок пытается схватить слишком
далеко стоящий предмет, его руки,
протянутые к предмету, остаются висеть
в воздухе, пальцы делают указательные
движения. Эта ситуация – исходная для
дальнейшего развития… Здесь есть
движение, объективно указывающее на
предмет, и только. Когда мать приходит
на помощь ребенку и осмысливает его
движение как указание, ситуация
существенно изменяется. Указательный
жест становится жестом для других»
(Выготский Л.С, 1991).

Этапы
развития хватания и движений младенца
приведено в табл. 4.

Таблица
4

studfiles.net

1. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младенчестве и раннем детстве

2. Возрастные
новообразования и психическое развитие
младенца

3. Характеристика
социальной ситуации развития и ведущей
деятельности в раннем детстве

4. Психическое
развитие ребенка в раннем детстве.
Кризис 3ех лет.

1. Характеристика
социальной ситуации развития и ведущей
деятельности в младенчестве и раннем
детстве

Младенчество —
период жизни от рождения до года.
Некоторые авторы разбивают этот период
на новорожденность — от рождения до 2ух
месяцев, с 2ух месяцев до года — младенчество.

Социальную ситуацию
развития в данный возрастной период
определяют:

1) биологическая
беспомощность младенца, полная зависимость
его жизни от взрослого чела;

2) младенец лишен
основного средства социального общения
— речи.

Данное противоречие
социальной ситуации развития разрешается
в ведущем виде деятельности непосредственно
в эмоциональном общении.

Коспитализм —
ребенок замыкается в себе, может развиться
шизофрения.

Ведущий вид
деятельности — непосредственно
эмоциональное общение — это ведущий вид
деятельности в младенческом возрасте,
характеризующийся установлением тесной
эмоциональной связи между матерью и
ребенком, необходимо ответить что
потребность в общении не является
врожденной потребностью. Для ее
возникновения необходимо учитывать 2
условия:

1) объективная
нужда ребенка в выживании

2) поведение
взрослого инициирующего общение

До 6 месяцев
инициатором общения является взрослый,
то к концу возрастного периода инициативу
общения берет на себя ребенок.

Развитие речи
младенца проходит несколько этапов:

1) хныканье — период
новорожденности

2) появление
гуления, лепета — 3,4 мес

3) 5,6.5 мес — начинает
понимать значение слова

4) 8 — 9 мес — активное
развитие речи

5) 1 год — появление
автономной речи

Автономная речь
— 1 из новообразований младенческого
возраста, появляющаяся к концу млоденчества
и характеризующаяся эмоциональностью,
ситуативностью, детской логикой, которую
могут понимать только близкие люди.

2. Возрастные новообразования и психическое развитие младенца

Познавательное
развитие младенца. В младенческом
возрасте ведущими познавательными
процессами являются ощущения восприятия.
На 2ом месяце четко проявляется и
совершенствуется зрительное и слуховое
сосредоточение. Ребенок уже может
следить за движущимися предметами. Со
2ого месяца отмечается способность к
различию простейших цветов.

На 3 — 4 месяце
наблюдается восприятие формы предметов
и активно развивается пространственное
восприятие.

Внимание в
младенческом возрасте первоначально
выступает как реакция сосредоточения,
ведущим видом внимания является
непроизвольное (когда есть резкий
контрастный раздражитель).

Память уже
проявляется ко 2ому — 3ему месяцу жизни,
ее развитие можно определить по комплексу
оживления, комплекс оживления означает,
что ребенок способен узнавать лицо
близкого чела. Если в 2 месяца это
проявляется в виде замирания и улыбки
младенца, то к 3-4 месяцам еще добавляется
двигательная реакция — активность.

Новообразования
возраста приводят к появлению в возрастном
развитии кризиса 1ого года. Этот кризис
связан с новыми возможностями ребенка
(ходьба, речь) и ведет за собой возникновения
новой социальной ситуации развития.
Ребенок может противиться и пытаться
сделать действия сам.

studfiles.net

Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ

 

 
         Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность.  А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие  ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека».   Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

          Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает  главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей  деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

             У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).

             В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности.  Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).

           В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой  деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой  деятельности: ориентируясь на взрослого  как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка  существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами.  В игре развиваются не только  познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой  для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).

  

              Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?

Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.  

 

Игра – это…

 

ИГРА —

ведущий вид деятельности.

Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника

ИГРА –

основная форма организация  жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка

ИГРА –

развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе:

v   коммуникативные способности  (умеет согласиться, договориться, поделиться)

v   воображение и фантазия

v   способность к символизации и преобразованию

v   произвольность поведения

v   развитие целеполагания, умение думать в уме

v   развитие «самости»

v   в познании через игрушку

v   в общении

v   в движении

v   в радости, удовольствии

v   в потребности быть как взрослый

v   потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности

v   это средство развития

v   средство воспитания

v   средство общения средство коррекции

v   средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре)

v   средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.)

 

 Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.

С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.

Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

 В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. 
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. 

 

•  от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

•  от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

•  от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

•  от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

•  от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

                                                     Список литературы:

1.    Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996

2. Марцынковская Т. История детской психологии.

3.    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

nsportal.ru

Ведущая деятельность в младенческом возрасте — КиберПедия

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности —

непосредственного эмоционального общения ре­бенка и матери.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденное™. Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показы­вает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непо­средственно-эмоциональное общение со взрослым со­здает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отста­ют в психическом развитии, даже при хорошем гигиени­ческом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают инте­реса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.

Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Ли­синой, специфическая особенность ведущего типа дея­тельности состоит в том, что предмет этой деятельно­сти — другой человек. Но если предмет деятельности -другой человек, то эта деятельность и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности стано­вится другой человек. Общение этого типа в младенче­ском возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрос­лого ребенок становится предметом деятельности. Со

t

Развитие психических функций

И процессов в течение первого года жизни

Развитие сенсорики: совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжи­тельность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятиядетей — константность, правиль­ность, предметность, системность. Появление этих свойс т в связано с развитием локомоций детей, перемещением в пространстве, благодаря чему они научаются видеть предмет под разным углом зрения.

В этом периоде формируются все генетические виды памяти- эмоциональная, моторная, образная, вербаль­ная. Эмоциональная память помогает младенцу ориенти­роваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоцио­нальном отношении объекты. В 7-9 недель появляется и моторная память, ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться опре­деленные привычные жесты, начало будущих операций. В 4 месяца у детей появляется образная память — сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев и воспроизведение того, что ребенок видел ранее. С раз­витием узнавания ребенок начинает дифференцировать окружающих взрослых, узнает приятных и неприятных людей. А развитие воспроизведения стимулирует появле­ние первых мотивов, или мотивирующих представле­ний ребенка, которые способствуют становлению его личности, развитию независимости от окружающей си­туации.


 

%?-

Основные психологические

новообразования младенческого периода

Основными новообразованиями младенческого перио­да являются хватание и ходьба.Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с воз­никновением акта хватания — первого организованного, направленного-действия. Первоначально кисть руки ре­бенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хвата­ние осуществляется под контролем зрения: ребенок рас­сматривает свои ручки, следит за тем, как рука прибли­жается к предмету.

Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психи­ческого развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются воз­можности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлече­ние из него звуков. В возрасте 7—10 месяцев формиру­ются соотносимые действия: ребенок может манипули­ровать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функ-циональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребе­нок пытается воспроизвести действие на всех возмож­ных объектах.


Хватание, направление к предмету стимулирует воз­никновение сидения — когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недося­гаемому предмету руки возникает указательный жест.

*■

-9j£

Кризис первого года

Меж д у младенческим возрастом (0-1) и ранним дет­ством (1-3) существует перех одный период, который на­зывается «кризис первого года».

Развитие восприятия, мышления, становление эмоцио­нальных контактов с окружающими, а также появление собственных мотивов поведения изменяют социальную ситуацию развития младенца, который переходит на но­вый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитно­сти ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней по­являются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризи­са первого года жизни.В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: по­являются первые слова, ребенок начинает ходить, разви­ваются действия с предметами.

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспо­койным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоре­чия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удов­летворения потребностей.

Во-первых, речь носит автономный характер: слова си­туативны, они лишь осколки наших слов, слова много­значны, полисемантичны. К тому же в самой автономной речи содержится противоречие. Эта речь — средство об­щения, обращенная к другому, но она, как правило, пока еще лишена постоянных значений.

Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или на­глядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых са­мостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки — реакций на новые предметы, стремление их обследовать.

Развивается и речь, прежде всего пассивная — ребе-нок слушает и различает звуки. В первом полугодии фор­мируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочета­ния. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произ­носимых взрослыми, и сам произносит одно или несколь­ко своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.

стороны ребенка можно наблюдать возникновение пер­вых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро го­лосовые реакции ребенка приобретают характер эмоцио­нально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого челове­ка. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит призна­ком физического и психического здоровья.

М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрос­лым, с развитием действий общение становится ситуа­тивно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет — игрушка).

 

Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присут­ствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует путем конструирования предметов, с которыми ребенок манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, ука­зывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребле­ния, общественный способ употребления предмета ребенку всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще нельзя показать, приходится конструировать предметы, ко­торые своими физическими свойствами определяют спо­соб действия детей. Манипулируя с предметами, ориен­тируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Это противоречие разрешается в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого) предметной деятельности.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок ста­новится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раз­дробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходь­ба — первое из основных новообразований младенческо­го возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Другое основное новообразование этого возраста —появление первого слова.Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.

38. Развитие предметно-орудийной I I деятельности в раннем детстве
|Ведущей деятельностью в раннем детстве является I
I предметная деятельность. i
IПереход от младенчества к раннему детству связан I
с развитием нового отношения к миру предметов — они I
начинают выступать для ребенка не просто как объекты, ‘
,удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие I
|определенное назначение и определенный способ упо- [
|требления. Функции предметов не могут быть выявлены |
Iпутем простого манипулирования, их раскрывает ребенку ■
Iвзрослый. |
‘На первых ступенях развития предметной деятельности I
действие и предмет очень жестко связаны между собой:
ребенок способен выполнить усвоенное действие лишь I
с тем предметом, который для этого предназначен. Только :
,постепенно происходит отделение действия от предмета, I
|в результате которого дети раннего возраста приобретают |
Iвозможность выполнить действие и с не соответствующи- |
Iми ему предметами или использовать предмет не по пря- I
Iмому назначению. I
Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного I
действия в раннем детстве по двум основным направле- .
Iниям: |
|1) развитие действия от совместного с взрослым до са- i
|мостоятельного исполнения; I
I2) развитие средств и способов ориентации самого ре- I
Iбенка в условиях осуществления действия. ‘
‘Линия развития ориентации в системе свойств объекта I
и действий с ними проходит ряд этапов. (
■/ этап. От неспецифического употребления орудий |
|к попыткам специфического использования орудий при
_*— __—————— __-__ ,
I 40. ФормирОНиie личностной сферы • 4
в раннем детстве I
Общение со взрослым имеет большое значение не ■
|только для формирования познавательной сферы, но и |
|для развития личности детей раннего возраста. Окружаю- I
щим надо помнить, что представление о себе, первая са- ‘
мооценка детей в это время является на самом деле инте- I
риоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные j
замечания, игнорирование пусть даже не всегда успеш- 1
ных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недо- .
оценка их стараний могут привести уже в этом возрасте |
к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех |
в осуществляемой деятельности. I
В исследованиях Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и дру- Iгих психологов подчеркивается, что к концу раннего дет-
ства у детей появляются первые представления о себе как I
о личности, отличающейся от других самостоятельностью *
собственных действий. |
Этапы развития личности I
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка Jтесно связано с зарождающимся в это время самосо-
знанием.
Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать 1
себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная .
форма самосознания. Новый этап в развитии самосозна- |
ния начинается, когда ребенок называет себя — сначала |
по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем I
годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребен- I
ка появляется и первичная самооценка — осознание «
не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень I
хороший», «я хороший и больше никакой». Сознание «я», [
«я хороший», «я сам» и появление личных действий про- \

I Глямб

] РАННЕЕ ДЕТСТВО

Социальная ситуация

| развития детей раннего возраста

.Новообразования, которые возникают к концу первого

Iгода жизни, с необходимостью вызывают построение но-

Iвой социальной ситуации развития. Это ситуация совмест-

Iной деятельности со взрослым человеком. Содержание

Iэтой совместной деятельности — усвоение общественно

Iвыработанных способов употребления предметов, кото-

Iрые ребенку открылись и затем стали его миром. Со-

.циальная ситуация развития в раннем возрасте такова:

|«ребенок — ПРЦЦМБГ — взрослый». В этом возрасте ре-

бенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже го-
|ворил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это
Iпроявляется, например, в том, как ребенок садится на
Iстульчик или возит за собой машину — ребенок все время
Iсмотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок

еще не видит взрослого человека, однако без взрослого

Iон не может овладеть человеческими способами употреб-

ления предметов.

1Социальная ситуация совместной деятельности ребен-

Iка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой си-

[туации способ действия с предметом, образец действия

[принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен

выполнять индивидуальное действие. Это противоречие
|решается в новом типе деятельности, который рождается
Iв период раннего возраста. Это предметная деятель-
I ность,
направленная на усвоение общественно вырабо-
Iтанных способов действия с предметами. Прежде всего

она предметная, потому что мотив деятельности заключа-

* —

cyberpedia.su

17. Психологические особенности младенческого возраста.

1. Кризис новорожденности

Процесс рождения – тяжелый, переломный
момент в жизни ребенка. Психологи
называют этот период – кризис
новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок
физически отделяется от матери. Он
попадает в совершенно иные условия:
холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания,
необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного
ребенка представляет собой набор
врожденных безусловных рефлексов,
которые помогают ребенку в первые часы
его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет
новорожденный? Это, прежде всего
дыхательный и сосательный рефлексы,
защитные и ориентировочные рефлексы.
Некоторые рефлексы являются атавистическими
(«цеплятельный») – они получены от
предков-животных, бесполезны для ребенка
и вскоре исчезают. Основную часть времени
ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью:
различает соленый, горький, сладкий
вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Важные события в психической жизни
ребенка — возникновение слухового и
зрительного сосредоточения.

Слуховое сосредоточение появляется на
2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей
двери, вызывает прекращение движений,
ребенок замирает и замолкает. Позже, на
3-4 неделе, такая же реакция возникает
на голос человека. В это время ребенок
не только сосредоточивается на звуке,
но и поворачивает голову в сторону его
источника. Зрительное сосредоточение,
появляющееся на 3-5 неделе, внешне
проявляется так же: ребенок замирает и
задерживает взгляд (разумеется, недолго)
на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность
реагировать на голос ухаживающей за
ним матери, видеть ее лицо, устанавливает
с ней эмоциональные связи. Примерно в
1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает
взгляд на ее лице, вскидывает руки,
быстро двигает ногами, издает громкие
звуки и начинает улыбаться. Эта бурная
эмоциональная реакция была названа
«комплексом оживления».

Комплекс оживления, включающий истинно
человеческую особенность — улыбку, —
знаменует собой появление первой
социальной потребности — потребности
в общении. А становление у ребенка
потребности в общении означает, что он
в своем психическом развитии переходит
от новорожденности в собственно
младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого
возраста — эмоциональное общение со
взрослым. Ребенок в этом возрасте
является слабым и совершенно беспомощным.
Хотя, родившись, он отделился от матери
физически, но биологически еще связан
с ней. Ни одной своей потребности он не
может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и
чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И, наконец, с
ним общаются. Такая беспомощность,
полная зависимость от взрослого человека
составляют специфику социальной ситуации
развития младенца.

Развитие психики ребенка в младенческом
возрасте (0 — 1 год)

Потребность в общении у ребенка появляется
рано, примерно в 1 месяц, после кризиса
новорожденности (по некоторым данным,
в 2 месяца). Комплекс оживления при
появлении мамы (или другого близкого
человека, ухаживающего за ребенком)
показывает возникновение потребности
в общении, которая должна как можно
более полно удовлетворяться.
Непосредственно-эмоциональное общение
со взрослым создает у ребенка радостное
настроение и повышает его активность,
что становится необходимой основой для
развития его движений, восприятия,
мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в
общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно?

Дети, оказавшиеся в больнице или детском
доме, отстают в психическом развитии.
До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный,
безразличный взгляд, устремленный
вверх, мало двигаются, ощупывают свое
тело или одежду и не стремятся схватить
попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы,
апатичны, не испытывают интереса к
окружающему. Речь появится у них очень
поздно. Более того, даже при хорошем
гигиеническом уходе дети отстают в
своем физическом развитии. Эти тяжелые
последствия недостатка общения в
младенчестве получили название
госпитализма.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о