Нпрр – Нервно психическое развитие детей

Содержание

Нервно-психическое развитие детей

По сравнению с другими детёнышами из животного мира, человеческий ребёнок рождается очень незрелым. Ни в телесном, ни в психическом плане новорождённый долго не способен к самостоятельной жизни. Взросление человека — процесс гораздо более длительный, нежели взросление любого другого животного.

Физическое развитие малыша зависит в основном от условий вокруг и ухода за ним. Однако одного физического развития недостаточно для того, чтобы стать настоящей частью общества. Впитывание знаний об окружающем мире и норм поведения в обществе, личностное развитие, определение своего жизненного пути и интересов – все это характеризует психическое развитие ребёнка, о котором повествование пойдёт дальше.

Что понимается под нервно-психическим развитием ребёнка

Психическое развитие ребёнка – это процесс развития психических функций (внимания, памяти, ощущений, восприятия и т.д.) и становление личности маленького человечка (формирование его представлений о себе и других, «впитывание» норм и ценностей, выбор интересов, закладка и формирование характера и т.д.).

Развитие справедливо будет называться «нервно-психическим», поскольку психика имеет реально существую основу – нервную систему, если быть конкретнее — головной мозг. Развитие психических функций и формирование личности подрастающего человека невозможно без развития различных зон мозга.

Этапы нервно-психического развития ребёнка

Психика малыша начинает развиваться с прихода в большой мир, и это развитие идёт поэтапно. На каждом этапе есть свои задачи, заканчивается каждый этап психического развития кризисом, в процессе которого и происходит переход на новую ветвь развития.

Этапы нервно-психического развития неравномерно насыщены задачами: самое интенсивное развитие происходит на ранних этапах, а затем темп замедляется.

  • Младенчество. Самый ранний этап психического развития, начинающийся со 2-го месяца жизни и длящейся до 1 года. За этот год ребёнок совершает рывок в психомоторном развитие: от беспомощного существа, лежащего в кроватке, он превращается в настоящего человека, который может ходить, произносит слова, пьёт из кружечки, играет в игрушки. Из психических функций на первом году жизни активнее всего развиваются ощущения, восприятие, внимание. Начинает формироваться память и речь. В сфере личностного развития младенчество – возраст, когда формируется важнейший элемент всей дальнейшей жизни человека: привязанность к родителям. На первом году ребёнку просто жизненно необходимо чувствовать любовь, заботу, тепло взрослых, которые за ним ухаживают.
  • Кризис 1-го года. Результатом всех навыков и умений, которые ребёнок получил за первый год своей жизни, становится его переход на новый уровень. Кризис 1-го года сопряжён с тем, что малыш начинает физически отделяться от мамы. Он уже не стремится постоянно быть на руках: большинство детей в этом возрасте уже сами топают ногами, а, значит, ребёнку становится интересным освоение окружающего мира, ведь перед ним открылись новые возможности в его сенсорном развитие.
  • Ранний возраст. Этот период длится от 1 года до 3 лет. Детишки раннего возраста активно осваивают речь, у них развивается память (ребёнок запоминает стишки и песенки), они пробуют устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Зарождается игра, которая затем будет ведущей деятельностью до школьного возраста. К трём годам формируется ядро личности ребёнка и он наконец начинает чувствовать себя отдельным человеком, у которого есть его личные желания и стремления.
  • Кризис 3 лет. Это время часто становится тяжёлым для всей семьи, потому что малыш начинает заявлять о своей автономии и делает это порой весьма агрессивно и настойчиво. Ребёнок начинает осознавать, что он и мама – не единый организм, что у него есть собственные «хотелки» и потребности. Для того чтобы острее это почувствовать трёхлетка начинает протестовать по любому поводу лишь бы проявить собственную волю и сделать по-своему.
  • Дошкольный возраст. Это достаточно долгий период, который длится с 3 лет до самой школы. Ключевой момент дошкольного возраста – развитие ребёнка, происходящее в игре. С помощью игр дети «примеряют» на себя роли взрослых, пробуют справляться со взрослыми задачами, знакомятся с профессиями. Кроме того, дети учатся выстраивать отношения в мини-обществе, поскольку они много контактируют с другими дошкольниками и взрослыми. У них появляются друзья, а в жизнь входят такие понятия, как верность, преданность. Среди психических функций активно развивается воля. Старший дошкольник уже способен прилагать волевые усилия к тому, чтобы заниматься необходимыми делами – это очень важное умение для будущей учёбы в школе.
  • Кризис 7 лет. Перелом связан с новым статусом, в который вступает ребёнок. Ещё недавно он был беззаботным детсадовцем, и вот уже он в школе, где у него есть определённая нагрузка, обязанности (ходить на занятия, делать домашние задания, складывать портфель и т.д.). Формально к ребёнку предъявляются уже «взрослые» требования, но фактически он остаётся ребёнком, и кризис связан с приспособлением к новой роли ученика.
  • Школьный возраст. Обучение в школе – время активного развития психических функций, но не «вширь», а «вглубь». Память и мышление находятся на пике своего развития, ведь ребёнку нужно запоминать и анализировать много новой информации. В личностном плане полным ходом идёт подготовка к будущей взрослой жизни. Формируется и проявляется направленность личности (интересы, склонности, способности), происходит формирование мотивационно-потребностной сферы, то есть ребёнок начинает задумываться и осознавать, чего он хочет от жизни, строить планы и продумывать их воплощение. Огромную роль в личностном развитии школьника играют сверстники и взрослые, которые являются авторитетом для ребёнка.
  • Кризис подросткового возраста. Чётких возрастных границ у этого кризиса нет, обычно он происходит на этапе от 13 до 16 лет. Это снова кризис автономии, ребёнок в очередной раз стремится выйти из-под опеки взрослого и ощутить свою самостоятельность. На этот раз у ребёнка уже гораздо больше возможностей, но больше и ответственности, при этом он все же остаётся ребёнком, в жизни которого многое решают взрослые.

Факторы психического развития ребёнка

Факторы психического развития ребёнка – это причины, по которым, то самое развитие происходит. Выделяют два ведущих фактора, определяющих нервно-психическое развитие детей.

  • Социальные условия. Для того чтобы ребёнок развивался, рядом с ним должны быть взрослые люди, которые будут способствовать этому развитию. Как минимум, за ребёнком должен осуществляться правильный уход, к нему должны хорошо относиться, разговаривать с ним, играть, читать книжки, знакомить его с окружающим миром. Не зря взрослых по отношению к детям называют проводниками в большой мир.
  • Собственная активность ребёнка. Без проявления собственной активности ребёнком его развитие не будет происходить в соответствии с нормами. Одной лишь богатой социальной среды недостаточно, важно позволять ребёнку проявлять природную любознательность и активно изучать все, что есть вокруг.

Проблемы в развитии

Психическое развитие ребёнка может протекать с проблемами. Они могут быть связаны с патологиями нервной системы и органов чувств, возникшими во внутриутробном развитии или в результате травмы. При неблагоприятных социальных условиях может возникнуть отставание от нормы в развитии психики. Как следствие это вытекает в эмоционально-волевые нарушения, проблемой с нервной системой и т.п.

За нервно-психическим развитием ребёнка наблюдают не только родители, но и неврологи, педиатры, а затем воспитатели в ДОУ и учителя в школе. Если какие-то проблемы дадут о себе знать – с ними обязательно нужно работать.

Психолог-консультант
Наталья Стародубцева

Подробно о нервно-психическом развитии ребёнка на первом году жизни:

marypop.ru

таблица развития, формирование эмоциональных реакций

При развитии ребенка важно регулярно оценивать его нервно-психическое состояние.

Подобную оценку проводят по нескольким показателям. Его осуществляет врач-педиатр.

НПР детей до года проводится с учетом следующих показателей:

  • как малыш реагирует зрительно, может ли ориентироваться и прислушиваться к внешним изменениям;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • как дети двигаются и реагируют на внешние изменения;
  • как проходит движение каждой отдельной руки и ее взаимодействие с предметами;
  • дополнительно оценивается скорость развития и понимания речи;
  • какие навыки умения уже успел приобрести ребенок.

Таблица НПР детей до года была специально создана для того, чтобы оценить основные показатели развития ребенка.

Нервно-психическое развитие ребенка в возрасте до года

Основные показатели, которые оцениваются в первые шесть месяцев жизни ребенка:

  • 1 месяц. Грудничок может не на долгое время зацикливать свое внимание и следить за яркими, блестящими предметами. Видна четкая реакция на громкие звуки: он слегка вздрагивает. Родители могут увидеть первую улыбку малыша. Можно также зафиксировать попытку держать голову, если малыш лежит на животе.
  • 2 месяц. Малыш уже может неотрывно следить за игрушкой, которая двигается перед его лицом, прислушивается к резким звукам. Малыш уже может реагировать улыбкой на рассказы взрослого и отвечать им. Среди дополнительных приобретений можно обнаружить, что он уже хорошо держит голову на протяжении нескольких минут.
  • 3 месяц. Грудничок уже может зафиксировать свой взгляд на любом предмете и хорошо его рассмотреть. Дополнительно наблюдается также возможность фиксировать слух. Родители разговаривают с чадом, а он отвечает им улыбкой либо движениями ножек и ручек. Ребенок может зафиксировать голову на несколько минут, если находится в положении на животе.
  • 4 месяца. В этот период малыш уже может узнавать своих родителей, поворачивать голову во все стороны и реагировать на звуки. Периодически можно услышать громкий и заливистый смех. Грудничок может самостоятельно переворачиваться с живота на спину. При необходимости он может взять в руки игрушку или погремушку. Для данного периода также характерно так называемое гуление.
  • 5 месяцев. Малыш уже хорошо узнает своих близких, поэтому не идет в руки к чужим людям. Он может стоять на ногах, периодически их поджимая, с помощью взрослых. У него все ярче проявляется хватательный рефлекс и периодические попытки речи.
  • 6 месяцев. Ребенок может не только перевернуться с бока на бок, но и взять игрушку. В речи появляются слоги, которые родители смогут четко распознать. Во время прикорма он уверенно ест с ложки.


Реакция малыша на звук

Ребенок в период от шести месяцев до полугода продолжает активно развиваться. Родители могут зафиксировать явное психическое развитие и изменение эмоционального состояния:

  • 7 месяц. Малыш уже достаточно хорошо ползает. Он начинает постепенно играть с различными предметами, периодически перекладывая их с места на место. Родители уже могут расслышать четкое произнесение отдельных слогов. Его можно приучать пить со специальной чашки и показывать определенные предметы, которые находятся в его поле зрения.
  • 8 месяцев. Грудничок начинает самостоятельно вставать, садиться и передвигаться. Его можно надолго занять интересными игрушками. Можно наблюдать, как он самостоятельно пытается произносить отдельные слова или слоги. Его можно приучить держать небольшие предметы и выполнять определенные действия, например, жест «до свидания».
  • 9 месяцев. Ребенок способен самостоятельно передвигаться на двух ногах с помощью дополнительной поддержки. Может произвольно выполнять различные действия с интересными предметами. В лепете уже можно четко расслышать отдельные слоги и даже слова. Малыш реагирует на свое имя и может показать местоположение, направление на конкретно поставленный вопрос. Ему доступно также питье из обычной чашки. Родителям достаточно только слегка ее придерживать.
  • 10 месяцев. Дети в данном возрасте уже должны уметь сами залазить на невысокую поверхность. Они также разобрались, как открывать те или иные коробки, дверцы. Своей речью она стараются быть похожими на взрослых, поэтому даже пародируют их тембр. К этому времени малыш уже должен произнести свои первые слова, пьет из обычной чашки и понимает все требования взрослого человека.
  • 1 год. Чаще всего в этот период ребята уже ходят сами, четко произносят примерно десять слов. Малыш самостоятельно берет чашку, пьет из нее и выполняет некоторые требования взрослого человека.

Для малыша важно установить нервно-психический контакт со своей матерью. Благодаря этому он сможет стать более социализированным и приспособиться ко всем условиям окружающей среды. В процессе взросления будет улучшаться его зрительное и слуховое восприятие мира. Для родителей важно создать положительный комплект эмоций. Они должны поддерживать его во всех начинаниях, формировать правильную речь и быть хорошим примером.


Общая таблица развития ребенка в первый год жизни

Важно регулярно проверять и сопоставлять особенности развития своего малыша с нормативными. При необходимости следует помочь ему сформировать нужные навыки. Не следует допускать переутомления, ведь оно негативно отражается на состоянии здоровья малыша.

Особенности развития слуховой и зрительной реакции

После появления малыша на свет у него прекрасно развиты слуховые и зрительные анализаторы. Однако он не может хорошо передвигаться и правильно реагировать на некоторые предметы. До 1 года он еще учится фиксировать взгляд на определенном предмете. Родители смогут заметить, как с каждым днем он все лучше начинает следить за определенным предметом. Сразу после появления на свет его возможности кратковременны и недостаточно устойчивы. Со временем грудничок сможет следить за любым объектом, который в данный момент находится в движении.

Возможности слуха с каждым днем становятся все больше. Через три месяца после появления на свет ребенок уже прислушивается и пытается понять, откуда исходит та или иная звуковая волна. Он хорошо понимает не только смысловую нагрузку слов, но и тон, в котором они были сказаны.


Познание мира и себя

Особенности формирования эмоциональных реакций

Следует отметить, что у ребенка в первые месяцы жизни можно зафиксировать только отрицательную реакцию на смену обстоятельств. Свое недовольство он может выражать посредством громкого плача и крика. Действия необходимы маме в качестве сигнала и привлечения внимания. После этого он ждет возврата в прежние комфортные условия. Со временем родители начинают понимать, что их чадо требует еды, смены пеленок.

Со временем по месяцам можно будет заметить реакцию малыша на разговор родителей. Он может улыбаться, смеяться. Реакция грудничка в точности будет соответствовать взрослому человеку. Для дополнительного привлечения внимания он может также запрокидывать руки и радостно лепетать. В медицинской практике это известно как оживление, которое происходит в комплексе.

В пять месяцев уже должна четко прослеживаться ориентация в пространстве. Благодаря этому он может отличить маму и папу от других взрослых людей. К близким людям можно заметить проявление определенного комплекса эмоций и реакций. Достаточно часто можно заметить обиду, если ему перестали уделять необходимое внимание.

Через определенное время ему становятся также интересными новые люди. По отношению к ним малыш может проявлять самые разнообразные эмоции и чувства. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Проявления с каждым месяцем становятся более четкими и внятными.


Учитывается взаимодействие с другими детьми

Познавательная деятельность у малыша начинается в период полугода. Он начинает регулярно производить манипуляции с различными предметами или игрушками. Родители могут заметить периодически проявляемое любопытство, которое позволяет ребенку исследовать мир и получать о нем необходимую информацию.

В девять месяцев эмоциональное состояние грудничка уже должно полностью сформироваться. Ему становится труднее установить связь с абсолютно незнакомым человеком. Можно заметить периодически проявляющуюся робость и застенчивость. Он должен налаживать отношения с людьми из-за своего возрастающего любопытства.

Формирование движения

Сразу после появления малыша на свет у него происходит улучшение координации и возможности передвижения на дальние расстояния. Он сможет полностью взять под контроль свои руки и ноги к третьему месяцу. Это будет проявляться в виде попыток взять себя за нос, потрогать за лицо или взять игрушку. Родители могут заметить, как периодически он берет в руки край одеяла или пеленки. Ребенок пока не может схватить игрушку, поэтому просто сжимает руку в кулак и толкает ее.

Если ему помочь и вложить игрушку в руку, то он очень крепко ее сожмет. Благодаря этому педиатры проверяют особенности хватательного рефлекса. В этот период он стремиться попробовать любой предмет на вкус, поэтому важно не давать ему грызть мелкие детали. Они могут навредить ребенку.

В пять месяцев ребенок двигается практически так же, как и взрослый человек. Однако некоторые его действия со стороны могут показаться нерациональными. К примеру, чтобы взять игрушку, он может дополнительно двигать ногами. То есть действия не всегда только нужные. Они будут оттачиваться до десяти месяцев. После окончания этого периода малыш сможет полностью контролировать все свои движения.

Особенности развития речи

В течение первого года жизни у ребенка начинается процесс формирования речевых навыков. На первом этапе ему доступно только произнесение отдельных звуков, которое переходит в гуление. Такое состояние сопровождается изменением эмоционального фона. Родители смогут явно зафиксировать у своего малыша проявление положительных и отрицательных эмоций.

Гуление плавно переходит в пение в период пяти месяцев. В данный момент малышу остаются недоступными некоторые звуки. Однако можно зафиксировать, как он подолгу самостоятельно ведет разговор. Благодаря этому он стремится привлечь внимание или продемонстрировать эмоции.

К восьми месяцам ребенок уже учится различать команды и анализирует каждое слово. Наблюдается установление связи между зрительной, слуховой, эмоциональной реакциями. Родители уже могут играть с ним. Некоторым удается научить малыша махать руками или хлопать в ладоши. В данный период времени уже можно услышать детский лепет, который сопровождается необычной интонацией.

Первое слово дети произносят до года. Оно, как правило, состоит из двух одинаковых слогов. Ребенок начинает быстро совершенствовать свое приобретенное мастерство, поэтому скоро в его арсенале будет сразу несколько слов.

Полезные советы

Нервно-психическое развитие зависит не только от общения родителей, но и от общей ситуации, которая присутствует в семье. Важно уделять достаточно внимания играм и развлечениям. В таком случае дети смогут правильно и быстро развиваться. Процесс проходит намного медленнее, если не уделять им все необходимое внимание.

Рекомендуется с ребенком вести долгие, полноценные разговоры. В таком случае он начинает отвечать улыбкой. После кормления в состоянии бодрствования следует класть малыша на животик. В таком случае дополнительно улучшается тонус мышц. Рекомендуется периодически располагать его в вертикальном положении: малыш сможет научиться держать головку.

Ваше чадо после появления на свет начинает медленно знакомиться и понимать внешний мир. Он изучает форму, звук и действие каждого отдельного предмета. Именно поэтому его слуховые и звуковые возможности с каждым днем становятся все обширнее.


Улыбка – ответ малыша родителям

Родители в обязательном порядке должны разговаривать с грудничком в возрасте до полугода. Он может отвечать необычными звуками или громким смехом. При необходимости следует класть его на живот и выкладывать всевозможные яркие игрушки. Благодаря этому он научится ползать и передвигаться.

Научить ребенка переворачиваться можно также с помощью различных предметов. Их следует выложить по обе стороны от него. Малыш сможет в любой удобный момент их захватить. Благодаря такой процедуре можно также способствовать развитию эмоций и речи.

Игрушки должны быть всегда рядом с ребенком. Их следует класть в манеж и кроватку. Предметы необходимы не только для развития хватательного рефлекса. Они помогут научить выполнять все необходимые в будущем действия.

Родители должны серьезно относиться к своему чаду от самого рождения. Это уже полностью сформировавшийся живой организм. С помощью любви и ласки родители помогут адаптироваться и приспособиться к новым внешним условиям.

floragaz.ru

Показатели нервно-психического развития детей 6-го года жизни

Моторное развитие
(М)

Сенсорное развитие
(С)

Умственное
развитие (У)

Игровая деятельность
(И)

Поведение
(П)

Навыки
(Н)

  1. Может
    быстро перестраиваться во время
    движения, равняться в шеренге, колонне,
    круге.

  2. Может
    выполнять ритмичные движения в
    указанном темпе.

  3. Может
    кататься на лыжах, коньках, самокате,
    3-колесном велосипеде.

  4. Учится
    плавать без поддержки, играть в
    бадминтон, теннис.

  5. Хорошо
    умеет работать с разными материалами:
    бумагой картоном, тканью.

  6. Вдевает
    нитку в иголку, пришивает пуговицу.

  7. Может
    пользоваться пилой и молотком.

  1. Правильно
    называет простые и сложные геометрические
    формы.

  2. Правильно
    указывает основные различия
    геометрических форм.

  3. При
    рисовании правильно использует не
    только цвета, но и их оттенки.

  1. Владеет
    прямым и обратным счетом в пределах
    10, решает простейшие задачи на сложение
    и вычитание.

  2. Дифференцирует
    количество, независимо от формы,
    величины, обобщает методом исключения.

  3. Четко
    устанавливает причинно-следственные
    связи, выделяет существенное звено.

  4. Владеет
    большим запасом слов, речь грамматически
    оформленная, знает буквы, читает
    слоги.

  1. Создает
    план игры, совершенствует ее замысел.

  2. В
    процессе игры обобщает и анализирует
    свою деятельность.

  3. Игра
    может продолжаться в течение нескольких
    дней.

  4. Отдает
    предпочтение групповым играм.

  1. Испытывает
    сложные моральные переживания за
    свои и чужие поступки.

  2. Способен
    критически анализировать черты
    характера и взаимоотношения людей.

  3. Первым
    здоровается со взрослым, благодарит,
    уступает место, бережно относится к
    вещам.

  1. Выполняет
    индивидуальные поручения, формируются
    трудовые навыки: убирает комнату,
    ухаживает за цветами.

  2. Способен
    критически анализировать черты
    характера.

  3. Мальчики
    умеют пользоваться молотком, пилой,
    рубанком.

studfiles.net

Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
  • — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
  • — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
  • — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.

 

Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу. 

 

Можно выделить некие нормы развития ребенка до года

 

10 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения движущийся предмет.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

вздрагивает и моргает при резком звуке.

 

20 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

1 месяц жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

 

Эмоции и социальное поведение:

вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

 

Движения общие:

лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

 

Активная речь:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

 

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

 

Эмоции и социальное поведение:

быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

 

Движения общие:

лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

удерживает всей кистью вложенную погремушку.

 

Активная речь:

повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зри тельные ориентировочные реакции:

зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

 

Эмоции и социальное поведение:

отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

 

Движения руки и действия с предметами:

случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

 

Движения общие:

лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

 

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

узнает маму или близкого человека (радуется).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

 

Эмоции и социальное поведение:

во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

 

Движения руки и действия с предметами:

рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

 

Движения общие:

удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

 

Речь активная:

гулит.

 

Навыки и умения:

во время кормления придерживает руками грудь

матери или бутылочку.

 

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

 

Эмоции и социальное поведение:

радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

 

Движения руки и действия с предметами:

берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

 

Движения общие:

долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

 

Речь активная:

подолгу певуче гулит.

 

Навыки и умения:

ест с ложки полугустую и густую пищу.

 

6 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

по разному реагирует на свое и чужое.

 

Движения руки и действия с предметами:

уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

 

Движения общие:

переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

 

Речь активная:

произносит отдельные слоги (начало лепета).

 

Навыки и умения:

хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами:

игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

 

Движения общие:

хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

 

Речь активная:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

 

Навыки и умения:

пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

 

Движения руки и действия с предметами:

игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

 

Движения общие:

сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

 

Речь активная:

громко, четко и повторно произносит различные : слоги.

 

Навыки и умения:

ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под музыку.

 

Эмоции и социальное поведение:

догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

 

Движения руки и действия с предметами:

с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

 

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

 

Речь активная:

подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

 

Навыки и умения:

хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

 

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

 

Движения руки и действия с предметами:

самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

 

Движения общие:

идет вперед с поддержкой за обе руки.

 

Понимание речи:

по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

 

Речь активная:

подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

 

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

 

Движения руки и действия с предметами:

овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

 

Движения общие:

стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

 

Понимание речи:

по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

 

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

 

Эмоции и социальное поведение:

ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

 

Движения руки и действия с предметами:

выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

 

Движения общие:

ходит самостоятельно (без опоры).

 

Понимание речи:

понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

 

Речь активная:

подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

 

Навыки и умения:

самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

 

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

 

www.dgorodok.ru

Нервно-психическое развитие ребенка в 1-й год жизни | Без Соски

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что действительно важно для гармоничного развития каждого, отдельно взятого ребенка? Само собой разумеется, что 3 кита успеха – это питание, уход и забота.

Но уже с первых дней жизни и с каждым последующим месяцем, маленький человечек будет умилять своих маму и папу все новыми и новыми свершениями личностного роста и нервно-психического развития.

Так устроены все мы, люди: активно взаимодействуя с окружающей средой, человек эволюционирует по всем параметрам. Первостепенная задача «правильных» родителей – пристально следить за процессом становления своего малыша и четко представлять себе его особенности в разные возрастные периоды.

Прописная истина гласит: доверьтесь профессионалам. Нервно-психическое развитие ребенка изначально подконтрольно врачам-педиатрам и проводится согласно таким 6-ти показателям, как:

Содержание статьи

Экспертная оценка на дому:

Определяем параметры гармоничного развития малыша сами!

В самом начале организм приспосабливается к внешнему миру и окружающей среде, и имеют место врожденные реакции. До конца 1-го года жизни они подвергаются просто немыслимой эволюции, превращаясь в приобретенные.

Как говорят, почувствуйте разницу! Давайте возьмем в качестве примера 1-й и 12-й месяцы жизни среднестатистического ребенка и рассмотрим сценарий «нервно-психического» и «психо-эмоционального» развития событий.

Все, что находится посредине, целиком и полностью зависит от Вас, дорогие родители. Полноценное развитие маленького в первые 30-31 день даны за основу, а дальше вы сами выбираете курс на здоровые поведенческие и неврологические признаки…

1-й месяц – Познание мира.

  • Новорожденный видит, слышит, ощущает боль, чувствует тепло/холод, воспринимает разные запахи и вкусы.
  • Все, что он делает, связано с безусловными рефлексами, в частности, зеванием, потягиванием, сосанием, глотанием, миганием, чиханием, кашлем, мочеиспусканием и дефекацией.
  • Здоровый ребенок повернет голову в сторону сам (чтобы свободно дышать), если положить его на животик.
  • Он так крепко обхватывает ваши пальцы в своих ладошках, что можно приподнять всего малыша.
  • В обычном состоянии его ручки сжаты в кулачки до конца 1-го месяца, а ножки согнуты благодаря сгибательному гипертонусу.
  • Ребенок не умеет самостоятельно держать головку, но пытается удерживать ее в течение нескольких секунд.
  • На 10-14-й день жизни малыш фиксирует кратковременный взгляд на ярких предметах.
  • При правильном нервно-психическом развитии новорожденного, в конце первого месяца ваше чадо отблагодарит вас первой улыбкой!

12-й месяц – Первый юбилей!

 

  • Ребенок радует вас первыми шагами или уже самостоятельно ходит, встает, садится и пьет из чашки.
  • Ваш малыш знает названия различных предметов и указывает на многие части тела.
  • Он даже может выполнять некоторые поручения.
  • В конце первого года его словарный запас состоит минимум из 10 слов.
  • Проявление самостоятельности и выражение негативных эмоций, любимые игры и определенные интересы, дифференциация «можно» и «нельзя», разные взаимоотношения с членами семьи.
  • На данном этапе ваш годовалый ребенок – это уже человек со своим индивидуальным характером!

1 неоценимый совет в помощь молодым родителям

Гармоничность нервно-психического развития детей прямо пропорциональна вниманию взрослых. Любите своего ребенка, разговаривайте и играйте с ним как можно чаще, развивая его по максимуму! Ваши внимание, любовь, ласка и участие в первый год жизни – это основа нервно-психического здоровья вашего ребенка в целом! Поверьте, этот малыш или малышка наблюдает за происходящим сознательно и очень внимательно уже с самого рождения…

bezsoski.ru

Нервно-Психическое Развитие Ребенка по Месяцам до 1 года

Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме. Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.

Нормы развития детей по месяцам до года

В 1 месяц

  • Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
  • Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
  • Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
  • Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
  • Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее

Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца

  • Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
  • Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
  • Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
  • Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие

В 3 месяца

  • Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
  • Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
  • Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
  • Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему

В 4 месяца

  • При нормальном  развитии ребенка  иногда уже в 4 месяца удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
  • Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
  • Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
  • Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие

Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев

  • Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
  • Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
  • Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
  • Громко смеется, подолгу гулит
  • Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает

Нормы развития ребенка в 6 месяцев

  • Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок в 6 месяцев уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
  • Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
  • При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
  • Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда  отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие

В 7 месяцев

  • Нервно-психическое развитие детей до года в 7 месяцев переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
  • При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
  • В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
  • Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
  • Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует

В 8 месяцев

  • Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
  • Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
  • Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
  • Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»

Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 месяцев

  • Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
  • Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
  • Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
  • Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
  • Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя

В 10 месяцев

  • Продолжается психомоторное развитие детей до года: ребенок в 10 месяцев  иногда уже начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
  • Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
  • Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
  • Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку

Нормы развития ребенка в 11 месяцев

  • Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
  • Появляются первые обобщения  – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
  • Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
  • Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
  • Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу

Развитие детей к 12 месяцам

  • Ребенок к 1 году часто самостоятельно ходит без поддержки
  • Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
  • Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
  • Знает и произносит 5-10 простых слов

Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.

В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других  статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.

medblog.by

Диагностика уровня нервно-психического развития детей раннего возраста

В настоящее время для мамы и папы не секрет, что о развитии ребенка нужно заботиться еще до рождения. А уже с первых дней жизни малыша родители являются главными педагогами и единственными посредниками между маленьким человеком и окружающим его миром.

Первый год жизни ребенка – период чрезвычайно интенсивного развития головного мозга. В этом возрасте каждый час на счету. А любое неблагоприятное воздействие на неокрепший организм малыша нарушает процесс его развития.

Оказать помощь в анализе психического развития ребенка, осуществить его поддержку помогут специалисты лаборатории СПиКО. Здесь диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни проводится педагогами раннего возраста в присутствии родителей при непосредственном их участии.

 

Вышеуказанной цели служат следующие методики:

    1. Диагностика детей раннего возраста Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры и Э.Л. Фрухт позволяет качественно оценить:
      • зрительные и слуховые реакции малыша,
      • его эмоции и предпосылки социального поведения,
      • общую двигательную активность,
      • движения руки и действия с предметами,
      • предпосылки активной речи и ее понимание,
      • навыки в режимных процессах.

 

Данная методика создана для осуществления динамического контроля нервно-психического развития Вашего ребенка в периоды от 1 до 3-х месяцев, с 4 до 6, с 7 до 9 и с 9 до 12 месяцев позволяет увидеть общую тенденцию развития, определить сформированность психологических достижений возраста, предупредить отставание в развитии, а так же своевременно оказать меры по его поддержанию.

Сведения о психическом развитии, полученные в результате применения методики, позволяют специалисту выявить актуальные и потенциальные познавательные возможности малыша, установить темп психического развития и обнаружить его особенности, определить индивидуальный психологический портрет. В помощь родителям, с учетом выявленных сведений,  специалистом составляется индивидуальная программа развития, содержащая методы и приемы педагогического воздействия, удовлетворяющие образовательным потребностям малыша и способствующие активизации темпа его развития.

2.  Методика определения коэффициента нервно-психического развития «ГНОМ» Г. В. Козловской выделяет для оценки определенные содержательные сферы развития в ряде вопросов (заданий) на каждый месяц жизни малыша. Выполнение каждого задания оценивается в баллах, что позволяет дать количественную оценку состоянию нервно-психического развития ребенка. Сумма баллов за все выполненные возрастные задания является коэффициентом психического развития (КПР), который позволяет педагогу раннего возраста определить нормальное психическое развитие (90-110 баллов), выявить нарушение нервно-психического развития (79 баллов и ниже), а также определить существует ли риск возникновения нервно-психической патологии (80-89 и 111 баллов и выше).

При необходимости, для утончения состояния малыша используются:

  • Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет Смирновой Е.О.  Галигузовой  Л. Н., Т.В.Ермоловой, С.Ю.Мещеряковой
  • Шкала психомоторного развития по Гриффитс
  • Шкалы психомоторного развития детей от рождения до 42 месяцев Нэнси Бэйли

nczd.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о