Младший дошкольный – Особенности развития детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок от 3 до 4 лет переживает интенсивное физическое и психическое развитие. Повышается активность малыша, усиливается ее целенаправленность, движения становятся более разнообразными и координированными.

В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Дети в этот период наблюдают за отношениями людей и стараются подражать.

Основная деятельность на данном этапе – игра. В игре ребенок проявляет свой уровень осознанности в человеческих взаимоотношениях.

Младший дошкольный возраст

Малыш вступает в младший дошкольный возраст в 3 года и длится этот период до 4 лет. Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого, появляется утверждение «Я сам». Малыш уже понимает, что многое он умеет делать самостоятельно, а что-то ему хочется попробовать сделать. Возникает противоречие между «я могу» и «я хочу», что ведет к кризису.

Речь ребенка становится сложнее, интереснее, обогащается словарный запас. В этом возрасте важным аспектом является развитие мелкой моторики рук.

Психические новообразования

Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является зарождение элементарного образа собственного «Я», самых простых форм гордости.

Социальная ситуация развития

Младшие дошкольники становятся более самостоятельными. Малыши начинают интересоваться поведением взрослых и своих сверстников. Дети начинают подражать действиям взрослых, используют это подражание для ролевой игры. Сначала в игре преобладает взрослый, но вскоре ребенок младшего дошкольного возраста способен взять инициативу на себя.

Ребята 3-4 лет начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры. Также крохи пытаются вести диалог с помощью фраз и жестов.

Общение

В младшем дошкольном возрасте дети учатся знакомиться и играть со сверстниками. Малыши проявляют разнообразные эмоции: смущение, радость, интерес, иногда жадность. Ребята пробуют организовать элементарную совместную игру. А к окончанию этого возрастного периода у детишек выходит создавать полноценные игры.

Ролевая игра

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте от 3 до 4 лет – ролевая игра. Главным содержанием игры выступают человеческие отношения. В ходе такой игры у ребенка развивается восприятие социального окружения, появляется образное мышление и воображение.

Память

Запоминание в данный возрастной период носит непроизвольный характер. Малыш запоминает образы, стоит отметить, что преобладает в большей степени узнавание. Детям еще тяжело долго удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Младшие дошкольники интенсивно меняют виды деятельности, дети легко переключается с одного предмета на другой. Настроение ребят можно охарактеризовать, как неустойчивое. Кроха может спокойно играть, а через минуту уже заливаться слезами. Если ребенок эмоционально здоров, то он излучает жизнерадостность и оптимизм.

Ощущение и восприятие

Важно упомянуть об изменениях в познавательном развитии младших дошкольников. На данном этапе у детей совершенствуется предметное восприятие. Малыши пробуют анализировать и осознавать свои действия. Они учатся продуктивной деятельности, а именно рисованию, лепке, конструированию и так далее. 3-4-летние дошкольники проходят период активного сенсорного развития. Дети имеют представление о формах, размерах предметов. Ребенок экспериментирует, манипулирует новыми орудийными действиями.

Речь

На этапе младшего дошкольного возраста, у детей наблюдается активное развитие. Кроха, не умолкая, говорит с родителями, пытается вести диалог со сверстниками. Речь играет роль действия. С ее помощью ребенок узнает интересующую его информацию с помощью вопросов.

Мышление

Важная характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – это начало мышления. Кроха уже не просто выполняет какое-либо действие, а начинает понимать, что он делает и зачем. Это указывает на появление причинно-следственных взаимосвязей.

Внимание

Малыши 3-4 лет еще не способны надолго удерживать внимание на определенном предмете или заниматься одним видом деятельности. Обычно, заинтересованность одним делом длится от 10 до 15 минут.

Эмоциональный мир

Интенсивно развиваются чувства: привязанность, сочувствия, симпатия, удовлетворение успехом, огорчение из-за неудачи и тому подобное. В этом возрасте чувства ребенка разнообразные, довольно сложные, но неустойчивые, текучие, ситуативные. Кроха еще не может обозначить словами свои намерения, желания, планы, чувства, состояние, поэтому выражает их мимикой, жестами, действиями, которые направлены на других.

Физическое развитие

Психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста диктуют свою специфику физического развития. В этот период важно приучать ребенка к физической активности, но, ни в коем случае не перегружать организм малыша, так как дети 3-4 лет очень быстро утомляются.

В трехлетнем возрасте дети лучше ориентируются в пространстве, сохраняют стойкое положение тела, заданный темп движения, у них лучше развита координация движений при ходьбе, беге, лазанье, прыжках. Ребенок пытается придерживаться определенного направления в действиях с мячом, палкой.

Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста объясняют, почему детям дошкольникам так сложно устоять на месте. Такие действия препятствуют утомлению.

Рекомендации родителям детей младшего дошкольного возраста

Соответственно возрастным особенностям, дети младшего дошкольного возраста нуждаются в заботе и внимании со стороны взрослого. Малыши проходят этап стремительного развития, а задача родителей сделать этот процесс благоприятным.

  • Общайтесь с ребенком. Отвечайте на интересующие его вопросы, ведь малыш познает мир. Читайте вместе с крохой, это поможет развивать его словарный запас.
  • Помогите крохе подружиться со сверстниками. Пусть дети учатся взаимодействовать.
  • Предлагайте ребенку новые виды деятельности. Порисуйте разными техниками, используйте лепку, конструируйте.
  • Показывайте малышу пример здорового образа жизни. Делайте вместе с ребенком зарядку. Установите режим дня, комфортный для младшего дошкольника.
  • Не нагружайте вашего кроху множеством физических упражнений. Постарайтесь чередовать подвижные игры со спокойными занятиями. Иначе малыш будет чувствовать только напряжение.
  • Если ребенок хочет выполнить что-то сам, не запрещайте ему, если это, конечно же, безопасно. Обязательно подбодрите и похвалите.

odoshkolnike.ru

Младший дошкольный возраст характеристика

В период четвертого года жизни ребенок вступает в особый для себя этап развития. Дошкольник постепенно выходит из категории «Мы», отделяется от родителей, у него возникает новая позиция «я сам», которая и является основой кризиса трехлетнего возраста. В связи с этим у дошкольника меняется отношение к миру и, в особенности, его отношение со взрослым человеком.

До трехлетнего возраста основным объектом интереса ребенка был мир вещей. Теперь его интересует мир людей и взаимодействие с ним. Причем, это касается не только отношений с родителями, но и со сверстниками. Младший дошкольник начинает проявлять свой интерес к себе подобным и вступать в социальные взаимоотношения. А в период младшего дошкольного возраста дети наблюдают за отношениями людей и стараются подражать.

Основной деятельностью становится игра, посредством которой, ребенок проявляет свой уровень осознанности человеческих взаимоотношений. Особая характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – усложнение коммуникации. Его речь становится более интересной, обогащается лексикон, формируется образное мышление, восприятие и социума, и предметов.

Развитие в социуме в дошкольный период

В течение активного развития изменяется восприятие социума, которое развивается в двух направлениях.

Первое связано с восприятием мира взрослого. В данном возрасте у детей впервые появляется желание быть похожим на взрослого, подражать ему. Все это особенно хорошо проявляется в процессе ролевой игры. Взаимодействия с взрослым можно описать с помощью интересов в сфере быта и игры. Причем, если ведущая роль сначала принадлежит родителю, то, впоследствии, активная роль ребенка усиливается.

Другое направление – это социальная горизонталь, и характеризуется оно восприятием своих сверстников. В этом возрасте дошкольник впервые начинает относиться к другим детям как к равноправным партнерам по коммуникации и игре. Присутствие детей одного возраста вызывает в ребенке целый комплекс различных эмоций, начиная от смущения, заканчивая искренней радостью. Особенность данной коммуникации характеризуется непродолжительностью. Ребенок еще не в состоянии выстроить конструктивное общение, однако, дошкольник стремится действовать рядом и сообща. Во время коммуникации дети склонны применять и жесты, и речь. При этом, основное общение строится на фразах, сообщающих о выполнении того или иного действия.

Развитие познавательной деятельности

В период развития детей дошкольного возраста особе значение имеет познавательная деятельность, которая становится возможна за счет изменения в восприятии. Теперь дошкольник не только воспринимает мир предметно, но и способен считать информацию о функционале предметов. Дошкольник разделяет вещи по признакам, давая им характеристику. У детей на четвертом году жизни развиваются различные представления о предметах, в частности его внешних признаках. Это влияет на его способность творить в конструировании.

Изменения происходят и в ориентировочно-исследовательских действиях. Теперь дошкольник ориентируется не на тактильные ощущения, а на зрение. Именно оно становится ведущим, подчиняя себе руки. Также дети применяют способ решения различных практических задач с помощью экспериментов.

В целом, познавательная теперь активность характеризуется не только вопросами «Что это?», «Как это работает?» и «Зачем это нужно?». Ребенок начинает спрашивать, почему предмет обладает теми или иными признаками. Этот интерес помогает ему установить связи причины и следствия, провести обобщения, проанализировать внешний мир. Все это дает возможность решать задачи не только с помощью наглядного восприятия, но в уме, благодаря чему формируется образное мышление в этом возрасте, основанное на представлениях о предметах, а не на их реальных примерах.

Познавательная активность в возрасте четырех лет связана и с изменениями представлений о людях и о себе. Данные представления проявляются в рисунках, коммуникации и игре. Для развития характерно умение составлять некоторые логические заключения, понимание очередности действий. Эту последовательность он также может отражать в процессе игры, сопоставляя ее с реальной жизнью.

Характерной особенностью развития дошкольников в четырехлетнем возрасте является активное наблюдение за окружающим миром. Важно связать этот процесс с личным опытом ребенка. При этом, необходимо показать взаимосвязь мира и детей. В данном возрасте нужно не только дать представления о явлениях и основных признаках и функциях предметов, но и воспитать бережное и уважительное к ним отношение.

Взрослый человек должен акцентировать внимание на природе, сформировать не только умение наблюдать за ней, но и любоваться, проявляя заботу. Экологическое воспитание также является важным этапом на пути формирования правильного представления о мире. В течение знакомства дошкольников с природой у них совершенствуется чувственное развитие и образное мышление.

В особенности развития детей младшего дошкольного возраста входит формирование воображения. Посредством него ребенок может преобразовывать информацию извне, анализируя ее и синтезируя в соответствии с индивидуальными возможностями. Развитие воображения также происходит с помощью игры и часто является ее результатом. Воображение – это залог способности к воссозданию предметного рисунка.

Однако, его развитие в период младшего дошкольного возраста обладает несколькими характеристиками. Одна из них – опредмечивание, когда объект наполняется определенным смыслом. Другая характеристика – это дополнение, которое опосредовано додумыванием и добавлением своего личного смысла к предмету.

Характеристика игры детей

Игра, как таковая, появляется из необходимости ребенка чувствовать себя взрослым и подражать ему в этом возрасте, однако, из-за невозможности сделать это в реальности, такое подражание происходит в форме игры. Существует несколько техник игры, которые выражаются в замещении.

Первый уровень – это предметное замещение, когда дошкольник использует один предмет вместо другого.

Второй уровень – это замещение позиционное, когда свою позицию дошкольник заменяет на социальную позицию другого. В данном случае дошкольник ведет себя от имени постороннего этом возрасте.

Третий уровень характеризуется ситуативным замещением, во время которого дошкольник подменяет реально существующие условия воображаемыми.

Показать уровни можно на предмете характерной игры «Дочки-матери». Если в возрасте трех лет доминирует предметное замещении, то есть ребенок совершает определенные действия с куклой, подражая взрослому, то в четыре года для дошкольника важно воссоздать атмосферу материнской заботы. Именно в этот период в процессе игры у ребенка развивается социальная направленность, причем, первые роли в этой деятельности принадлежат именно родителям. Дошкольник часто воссоздает свою семью и копирует взаимоотношения внутри нее. Игры, в которых дети изображают животных, также являются довольно частыми, но в процессе таких действий не воссоздаются социальные отношения, а только лишь признаки и действия животных.

Если в среднем и старшем дошкольном возрасте ролевые игры чаще всего происходят с участием сверстников, то для младшего возраста пока еще характерно присутствие куклы как основного партнера. Часто дети начинают играть сразу за двоих: за куклу, создавая для нее игровую программу, и за себя. Как только ребенок воспринимает своих сверстников в качестве партнеров, он постепенно начинает включать в игру и их. Однако такие коммуникации имеют довольно эпизодичный характер. Несмотря на непродолжительность игр со сверстниками, дошкольники получают большую пользу от общения, учась согласовывать свои действия. Впоследствии это поможет выстраивать отношения в играх по правилам.

Основными видами игр, которыми интересуются дети трех-четырех лет, являются экспериментирования и сюжетные игры, а также досуговые и игры обрядового характера.

Сначала с помощью взрослого дети отражают в своих играх простые сюжеты, но потом на место сюжетно-отобразительному процессу приходит ролевой. Именно такие игры помогают осознать свойства предмета и логику жизненных ситуаций, выразить эмоции и собственное видение мира.

Особое значение придается диалогам в игре, сначала с воспитателем, а затем и со сверстниками, в течение которого предлагается выстраивать доброжелательные словесные отношения. Важно привлекать детей к играм, которые затрагивают сюжеты из обыденной жизни, а также игры, основанные на литературных произведениях. Следует поощрять самостоятельность в выборе роли и атрибутики для нее, инициативность ребенка в игре.

Обучающие игры помогают развитию анализа признаков и свойств предметов. Подвижные игры снимают эмоциональную напряженность, повышают коммуникацию и являются источником положительных эмоций. В этом возрасте дошкольники запоминают правила слабо, однако, игры с одним-двумя правилами вполне могут применяться в практике воспитания. Процесс игры для детей в возрасте младшего дошкольника имеет колоссальное значение для их развития, поэтому, как педагоги, так и родители должны сделать все необходимое, чтобы создавать все условия для игр в течение дня.

Во-первых, необходимо не только позволять детям играть, но и помогать в процессе в обогащении опыта и приобретении новых навыков.

Во-вторых, важно расширять детский кругозор, рассказывая новую информацию о предметах и явлениях так, чтобы впоследствии дошкольники смогли применить ее в своих играх.

В-третьих, пока коммуникации со сверстниками только развиваются, помочь этому можно с помощью поощрения коллективных игр.

Развитие речи в младший дошкольный период

Большинство детей в четырехлетнем возрасте уже умеют хорошо говорить и делают это весьма охотно. Именно в этот возрастной период развивается самая главная речевая функция – двухстороння коммуникации, иначе, диалог. Основой диалога у младших дошкольников являются вопросы и побуждения, реже – разговоры о себе. Словарный запас дошкольник пополняет именно из ответов взрослых людей на вопросы, поэтому так важно говорить с дошкольником и терпеливо отвечать на все, что его интересует. Это же является основой познавательной деятельности.

Словесная регуляция деятельности характеризуется проявлением в младшем дошкольном периоде. Дети выражают словами произошедшее, то есть отчитываются о выполненных действиях, и это говорит об осознании своей деятельности.

Объяснительно-сопровождающая речь также является предметом регуляции посредством слов. Обычно, данное речевое поведение характеризуется комментариями дошкольника в процессе его действий. Это помогает ему осмыслить свои поступки.

Порой в процессе игры или творческой деятельности словесная регуляция может быть выражена дальнейшими планами. То есть ребенок словами выражает действия, которые он собирается произвести в будущем. Хотя такое планирование часто не приводит к реальной деятельности дошкольника.

В данный период развития важной особенностью является способность дошкольника составлять небольшие рассказы. Они могут быть связаны с выражением его впечатлений о каком-либо событии, будь то прогулка или иная бытовая ситуация. Это говорит о том, что образное мышление ребенка и собственное представление о себе развиваются нормально. Проявление логической связности осуществляется первоначально в речи, а потому в рисунках. Как только дошкольник начинает осознавать причинно-следственные связи, его речь наполняется оборотами «Потому что» и «Поэтому».

В характеристики речевого развития входит не только качественное пополнение словарного запаса, но и словообразование. Ребенок охотно занимается словотворчеством, в соответствии со своими представлениями об окружающем мире. Так появляются новые слова, смысл которых известен только ребенку. Обобщение, сравнения, причины и следствия могут подтолкнуть ребенка думать, что если есть Тихий океан, значит, где-то есть и Громкий, а если шоколадка – это маленькая сладкая плитка, то шоколада – большая.

Речевое развитие способствует тому, что дети хорошо запоминают и произносят вслух стихи, написанные в двудольном размере, воспроизводят песни. Что касается произношения букв и звуков, то не у всех детей в этом возрасте оно развито идеально.

Если говорить о том, как происходит психологическое и социальное развитие детей в возрасте трех-четырех лет в общем, то можно дать им краткую характеристику.

  • У детей формируется наглядно-образное мышление.
  • Происходит развитие связной речи, в течение которого они начинают понимать и использовать прилагательные.
  • Память и внимание у дошкольников данного возраста еще непроизвольные, хотя некоторая произвольность может формироваться в процессе игры.
  • В этом возрасте дети испытывают особую чуткость к физическому дискомфорту.
  • Предметом познания детей становится все, что их окружает, особенно признаки и свойства вещей.
  • Способ, при помощи которого они познают мир, сводится к конструированию и экспериментированию. При этом большую роль играет общение с взрослым человеком.
  • Дети в возрасте трех-четырех лет используют ситуативно-деловую форму общения, но коммуникация со сверстниками еще не так интересна, как с человеком взрослым.
  • Поведение характеризуется капризностью, слабым торможением и резкой сменой настроения. Часты конфликты на почве детского «я сам».

Младший дошкольный возраст характеризует детей с точки зрения очень противоречивого поведения. Они требуют к себе много внимания, в то же самое время, любви, заботы и понимания. В возрасте трех-четырех лет им очень важен диалог со взрослым человеком, который поможет развить их речь, мышление и сенсорику.

deti.center

Младший дошкольный возраст и его особенности

Развитие детей младшего дошкольного возраста

Когда ребёнок перестает быть покладистым нежным созданием, становится упорным, нетерпеливым, начинает отстаивать свои права и выдвигать свои требования – вот тогда наступает переходный или можно сказать первый переломный период для ребёнка. Это заметно примерно в возрасте у малышей-трехлеток. Теперь взаимоотношения между ребёнком и взрослым требуют видоизменения. Ребёнку необходима большая самостоятельность и требуется обогащение его деятельности и речи новым содержанием.

В отношении взрослых уже выдвигаются, со стороны ребёнка, жесткие требования: — «Я сам сделаю». Поэтому главное, чтобы взрослые не подавили в ребёнке самостоятельность, стремление и веру в себя, не критиковали неуклюжесть или неумелость и не лишали возможности ребёнку самостоятельно развивать собственные способности.

Ребёнка всесторонне нужно поддерживать в периоды проявления самостоятельности. Младшие дошкольники крайне нуждаются в поддержке взрослых и воспитателей. Ребёнок, глядя на взрослых, копирует их речь, действия и поведение, стремится выполнить самостоятельно те же действия, что и взрослые по мере развития навыков и умений.

Чем старше ребёнок, тем больше у него созревает вопросов к взрослым, тем самым он расширяет речь и свои познавательные способности, и эта активность должна только поощряться взрослыми. Взрослый должен показывать, рассказывать и описывать действия по каждому предмету разговора. Со временем ребёнок учится общаться и делиться радостью и эмоциями как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чтобы ребенок научился проявлять чувства и интересоваться другими людьми, ему нужно приобрести умения передавать свои чувства и эмоции близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.

Развитие речи у детей младшей возрастной группы детского сада

Для обеспечения своевременного развития психики малыша деятельность педагога должна быть направлена на становление речи младших дошкольников.

Даже при отсутствии специализированного обучения дети по мере развития, подражают взрослым, повторяя за ними слова и фразы взрослого, стараются их запомнить. Вначале это слоги, потом отдельные слова, а к трём годам уже наблюдается у ребёнка осмысленная логическая речь, составленная из простых предложений.

Спонтанное и быстрое развитие речи у ребёнка не приводит к значительным результатам, поэтому обучение речевому общению должно осуществляться целенаправленно. Овладение речевым оборотом родного языка является многосторонним процессом. Развитие основных познавательных функций, мышления у ребёнка оказывают большое влияние и на развитие речи, логику, формирует интерес ребёнка к родному языку.

Речь младшего дошкольника и творчество

Речь и творческая деятельность тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, поэтому, давая дошкольнику пересказы фольклорных и литературных произведений, происходит развитие связных между собой логичных высказываний, появляется выразительность речи. Развитие родной речи способствует и нравственно-эстетическому развитию ребёнка.

Речь и звуковая культура

Развитие речи воспитывает в ребёнке звуковую культуру речи, значительно улучшается словарный запас, способствует развитию грамотности общения, формирует полноценность личности ребёнка. При обогащённой речи легче происходит и дальнейшее воспитание, остальных интеллектуально-умственных, духовно-нравственных и эстетических способностей.

Важно в развитии ребенка формирование звуковой культуры дошкольника. Чем быстрее ребёнок научится правильно использовать свой голос, правильно произносить слова, тем лучше для дальнейшей работы над совершенствованием речевых оборотов ребёнка. Без первоначальных языковых знаний общение ребёнка со сверстниками будет невозможным, поэтому в первую очередь в лексиконе должны содержаться основные слова, близкие к его пониманию и постепенно обогащаться новыми общеупотребляемыми словосочетаниями.

Воспитатели и родители должны как можно больше говорить с ребёнком, проявлять к нему максимум внимания, заинтересовывать его. Ребёнка надо внимательно выслушивать, что он говорит и попытаться понять, что он хочет своими словами высказать, с пониманием развить и продолжить тему разговора.

Как развивается разговорная речь у детей

Разговорная речь с ребёнком должна присутствовать при каждом совместном действии: в играх, при кормлении, одевании, на прогулках, с разъяснениями происходящего в этот момент вокруг и описанием предметов.

Младший дошкольный возраст и его особенности

Дети младшего возраста очень любознательны, их интересует всё, что слышат, что попадает в руки или на глаза в поле зрения. Нужно проявлять эмоции вместе с ребёнком, выслушивать рассуждения, радоваться, восхищаться вместе с ним, восхищаться проявленными дошкольником способностями и поощрять за любые его достижения.

Если ребёнок не может выразить, что-либо своими словами, нужно ему помочь, преподнести новые слова для связи речи, чтобы получилось связное предложение. При разговоре с ребёнком, главное, чтобы он понимал, что ему сказали, и мог сам применять эти слов в разговоре со сверстниками.

Многие слова дети перенимают от сверстников, ведь разговорная речь в каждой семье отличатся друг от друга, этим самым происходит обогащение лексикона речи. Воспитатели детского сада должны учитывать особенности каждого ребёнка из своей группы. Более тесная работа по развитию речи должна проводиться с детьми «молчунами», потому, что их необщительность связана со скудным словарным запасом и их сразу заметно, они сторонятся, более пассивны и отстранённые от общей группы детей.

Именно дети младшего возраста более способны к развитию речи, так как у них в этом возрасте развиваются голосовые связки, мимика, лицевые мускулы. При правильной работе воспитателя, по развитию у ребёнка речи, нет необходимости обращаться к логопеду. Нужно следить за дикцией и темпом речи ребёнка, который должен быть умеренным. У ребёнка должна правильно развиваться речь, интонация и выразительность, этому способствуют игры, рассказы детей, пересказы событий и чем ярче суждения детей и позитивнее эмоции, тем лучше развиваются эти качества речи.

Дети должны уметь разговаривать и быстро и медленно, можно использовать для этого несложные скороговорки и сюжеты русских народных сказок с воспроизведением голосов разных зверей. К примеру сорока тараторка, медведь с грубым размеренным голосом. Детям легче общаться не по одному, а сразу в несколько голосов, поэтому общение с ними должно вестись коллективно.

Полноценным развитием речи ребёнка считается, когда к концу года, проведённого в детском саду, могут выполнять отдельные словесные поручения без картинок и наглядных предметов, начинают понимать, повторять и воспроизводить то, что им говорят воспитатели, внимательно сидят и слушают до конца сказки, описывают изображения на картинках.

Такие результаты могут быть достигнуты в том случае, если с детьми ведутся диалоги, проводятся словесные игры, изучается художественная литература, проводятся занятия по музыке, в разговорах используются для построения диалогов игрушки, картинки, другие предметы, как наглядные пособия.

Особенности развития речи в младших группах детского сада

Созданная атмосфера в группе – должна быть спокойна. Воспитатели и педагоги должны быть доброжелательны, искренни и терпимы, уважительны к личности каждого ребёнка, ведь это действительно уже личность, как и любой другой человек, хоть ещё и маленький.

Ребёнок постоянно должен чувствовать внимание и заинтересованность к себе со стороны воспитателя, знать, что его заметят, оценят и похвалят за его старания. Детей можно и нужно сводить в группы с разными возрастами младших дошкольников, чтобы они могли общаться и играть друг с другом, перенимая положительный опыт.

В действительности между ними не возникает конфликтов, а даже наоборот дети проявляют к таким общениям интерес. Полноценное педагогическое обучение по развитию речи детей младшего дошкольного возраста не должно ограничиваться стенами образовательного учреждения, поэтому детей и надо обучать таким подвижным играм с речевыми оборотами, настольными, развивающими, чтобы они могли продолжить самостоятельное обучение дома и на улице, главное, чтобы домашние задания вызывали интерес у детей.

podrastu.ru

Младший дошкольный возраст

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно — оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою — отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое «Я» прежде всего посредством демонстрации своей собственности: «Смотри, что у меня есть!», «Это мое!». Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны — дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки-мышки» и пр.). Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: «Ты прыгаешь, и я прыгаю», «У тебя зеленые тапочки — и у меня такие же». Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело — игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, — это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение — то есть игра. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения — уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. «Окружающими» для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет — и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

studfiles.net

особенности развития. Дети дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста


Дети дошкольного возраста уже заметно отличаются между собой, так как в этот период происходит развитие основных личностных качеств, механизмов поведения в тех или иных ситуациях. Поведение ребенка уже не является импульсивным и зависит не столько от ситуации, в которой требуются действия, сколько от его собственных представлений о мире. Нравственные формы поведения усваиваются активнее, происходит формирование волевой регуляции поведения, что дает возможность обучения в образовательных учреждениях.

Особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст представляет собой достаточно длительный период, на протяжении которого у ребенка последовательно возникают различные новообразования. В возрастной психологии принято разделять дошкольный возраст на три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

Младший дошкольный возраст – это период от 3 до 4 лет жизни малыша. В это время ребенок переходит от совместной позиции с родителями к отдельному «Я», однако во многих ситуациях он все еще не может обойтись без помощи взрослого человека. В свою очередь родители все еще видят в своем ребенке беспомощного малыша, которого нужно максимально оградить от опасностей окружающего мира. Но таким лишением самостоятельности они могут дополнительно спровоцировать конфликты с ним как раз из-за ограничения свободы.

Направленность интересов ребенка младшего дошкольного возраста меняется заметно. Если раньше его интересовали окружающие предметы, то теперь он хочет, как можно больше узнать о взаимодействии людей. Он наблюдает за взрослыми и сверстниками, принимая некоторые их действия в качестве образца для собственной деятельности. В конечном итоге это проецируется на появление ролевой игры как отражения человеческих взаимоотношений и социальных контактов.

Очень важным моментом в развитии детей младшего дошкольного возраста является появление способности устанавливать сложные причинно-следственные связи. Теперь ребенок не просто овладевает новыми способами действия – он знает не только, что и как делать, но и к чему приведет выполненное им действие.

Средний дошкольный возраст


Средний дошкольный возраст – период с 4 до 5 лет. Продолжают совершенствоваться физические навыки ребенка, и именно поэтому в средней группе детского сада крайне важно обеспечить малышей разумной двигательной активностью. Активно идет и психическое развитие, в том числе умение устанавливать социальные контакты, что можно заметить по тому, как дети во время игры объединяются в небольшие группы и учатся действовать вместе.

Происходит активное развитие игровой деятельности, а также других, не менее важных для развития ребенка действий – конструирования, изобразительной деятельности. В этом плане большую роль играет развитие восприятия, которое в норме становится способным выделить в исследуемом предмете отдельные части и установить связь между ними.

Умение устанавливать такие связи приводит ребенка к пониманию необходимости дополнить картину мира на основании знаний, полученных от взрослого, поэтому к пятому году жизни родителям надо быть готовыми отвечать на многочисленные «почему», «как» и «зачем». Готовность вести диалог с ребенком, обсудить даже простые вещи серьезно и на равных направит познавательную активность ребенка в нужное русло, а также обеспечит более тесный эмоциональный контакт со взрослым.

Старший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст – период развития ребенка с 5 до 7 лет. И родители, и воспитатели могут легко заметить, что ребенок в этом возрасте уже не является таким открытым, как раньше. Он начинает понимать, кто он (на основании знаний и представлений о себе) и какой он (самооценка). Это две стороны самосознания как системы представлений, оценок и образов, которые относятся к человеку, в данном случае – к ребенку старшего дошкольного возраста.

К 7 годам ребенок обладает достаточно адекватной самооценкой, однако она может отличаться и быть как завышенной, так и заниженной. Дети дошкольного возраста с неоправданно высокой самооценкой как правило более раскованные, мало восприимчивы к своим неудачам и не осознают их, резко реагируют на отсутствие похвалы и на критику. Напротив, дети с заниженной самооценкой являются крайне неуверенными в себе, не общительны, не любят проявлять инициативу.

Развитие детей дошкольного возраста


Развитие детей дошкольного возраста затрагивает все системы и функции организма, при этом физическое и психическое развитие не протекают отдельно, а тесно взаимосвязаны между собой. В это время все занятия с ребенком проходят исключительно в игровой форме, при этом эффект может быть достигнуть только при условии, что ребенок является активным участником игрового процессе, а не просто пассивным наблюдателем.

Физическое развитие

Рост малыша за дошкольный период увеличивается существенно – на 20 или даже 25 сантиметров. К 6-7 годам ребенок весит в два раза больше по сравнению с тем, сколько он весил в год. Помимо роста и веса, важным показателем является соотношение между окружностью головы и окружностью груди; с возрастом пропорции ребенка меняются, и разница между данными показателями в норме должна становиться больше. К 7 годам окружность груди должна равняться половине роста ребенка, в том числе по причине того, что происходит увеличение размера легких.

Показатели увеличения роста и массы тела во многом зависят от генетики и других факторов, поэтому родителям, которые переживают, что их ребенок плохо растет, нужно обратить внимание, сохраняет ли он свою активность. Если дошкольник активен, о нарушениях речи не идет.

В центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения, за счет чего дети дошкольники часто неусидчивы и не могут долго заниматься однообразным делом. Развивается и сердечно-сосудистая система; увеличивается масса сердца, в то время, как частота сердечных сокращений становится меньше.

Физическое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от его двигательной активности; и при участии в подвижных играх, и во время занятия различными видами спорта у детей совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, улучшается равновесие, появляются новые двигательные навыки. Однако важно учитывать, что слишком сложные задания могут легко вызвать утомление у ребенка, поэтому любая нагрузка должна быть строго дозированной. К перегрузкам в дошкольном возрасте не готовы ни центральная нервная система, ни сердце, ни легкие, так как все эти системы еще сформированы не до конца. Кроме того, окостенение хрящевой ткани также не завершено, поэтому силовые виды спорта дошкольникам противопоказаны – они могут привести к травме.

Психологические особенности дошкольного возраста


В дошкольном возрасте развитие психики ребенка приводит к существенному желанию самостоятельности, включения во взрослую жизнь. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Начало формирования мировоззрения на основе попытки ребенка устроить в единую систему все наблюдаемые предметы и явления, а также их взаимосвязи.
  2. Этические и моральные оценки, которые определяют, как будет относиться ребенок к тому или иному человеку.
  3. Мотивация действий, основанная на понимании взаимоотношений между людьми.
  4. Произвольность поведения, возникающая на основе образов, первоначально существующих в конкретном виде, а уже затем переходящая в обобщенный.
  5. Зарождение самосознания и самооценки, определение собственной позиции в отношении со взрослыми.

В дошкольном возрасте существенно перестраивается вся психологическая жизнь ребенка, поэтому не исключены определенные проблемы. В частности это касается двух возрастных кризисов, ведь дошкольное развитие начинается с одного из них и заканчивается вторым. Рассмотрим данные кризисы подробнее.

Кризис 3 лет

Главная причина кризиса трех лет заключается в том, что примерно в три года психика ребенка созревает до той степени, что он осознает себя не частью своих родителей, а отдельной личностью, у которой есть собственная воля – и ее необходимо проявить. В то же самое время возможности ребенка все еще существенно ограничены, поэтому получается у него далеко не все, но и тогда маленький упрямец не спешит принимать помощь от родителей.

К основным проявлениям кризиса трех лет относят:

Стремление сделать все с точностью до наоборот, даже если это противоречит желаниям ребенка и его возможностям.

Не нужно путать это с настойчивостью – в случае упрямства ребенок хочет получить что-то просто по той причине, что это он так сказал, а на самом деле вещь ему не нужна.

  • Строптивость.

Это специфическая форма протеста, которая отличается от негативизма тем, что направлена не на конкретного человека (я не пойду на прогулку, потому что меня зовет мама), а является безличной (я не хочу чистить зубы потому что не хочу).

  • Самостоятельность, граничащая со своеволием.

Это те самые моменты, когда ребенок активно настаивает, что должен выполнить определенное действие сам, даже если он пока не может это сделать.

Помимо основных симптомов у разных детей могут проявляться агрессия, ревность, обесценивание ранее важных людей и предметов. Родителям в любом случае необходимо не пытаться давить на ребенка, а сохранять спокойствие, демонстрировать малышу положительное отношение и обеспечивать атмосферу спокойствия. Предоставить ребенку определенную долю самостоятельности, не сравнивать его с другими детьми (особенно если сравнение происходит не в его пользу) – действия, которые также помогут продуктивно преодолеть кризис.

Кризис 7 лет


Кризис 7 лет – завершающий кризис дошкольного возраста, который символизирует о переходе к младшему школьному возрасту. Причинами данного возрастного кризиса могут являться необходимость привыкания к новым условиям обучения и непривычному коллективу, смена уровня нагрузок и их типа. Выделяют следующие характерные признаки данного кризиса:

  • Утрата непосредственности. Она проявляется как заметное изменение поведения ребенка, которое становится искусственным, натянутым, неестественным. Причиной этому является желание показать что-то этим поведением.
  • Манерность. Кривляние, гримасы, которые 6-7летний ребенок может демонстрировать совершенно не к месту, вызывают активное неодобрение взрослых, однако он продолжает вести себя именно так.
  • Ребенок становится скрытным, если испытывает негативные эмоции, старается закрыться и не показывать этого.

Так как дети приходят в школу в разном возрасте, кризис тоже может протекать по-разному. В этом плане особое внимание стоит обратить на тех детей, которые в силу определенных причин идут в школу не вовремя. У детей, которых отправили в школу слишком рано, учебная деятельность ребенка в дошкольном возрасте насильно заменяет игровую, которая пока что является наиболее актуальной для этого конкретного ребенка, что в итоге усложняет адаптацию и усугубляет кризис. Однако и запаздывать с поступлением в школу не рекомендуется: если ребенок уже объективно готов к тому, чтобы сменить игровую деятельность на учебную, однако до сих пор не может этого сделать, он начинает чувствовать неудовлетворенность своим положением и способен проецировать негативные проявления на родителей. Кризис в этом случае проходит, когда ребенок поступает в школу.

Когда стоит обратиться к психологу

Детский психолог – эта та самая третья сторона, необходимая для решения проблемных ситуаций, которые не могут быть решены силами родителей. Возможно, что родители сами не могут понять причин резких негативных перемен с собственным ребенком, и в этом случае вмешательство психолога поможет определить, что происходит. Однако и при условии, что папа и мама понимают причину, но не могут понять, как действовать, психолог может быть полезен.

Одним из распространенных поводов обращения родителей дошкольников к психологам являются фобии – иррациональные страхи, которые мешают ребенку нормально жить. Наличие чего-то, чего боится ребенок, в этом возрасте нормально, однако интенсивность переживаний, вызываемых предметом фобии, негативно влияет на психику и требует вмешательства профессионала. Кроме того, поводом для похода к психологу вместе с дошкольником является чрезмерная агрессия, застенчивость, гиперактивность, сложности с адаптацией в школе или какое-то негативное событие (например, смерть близкого родственника), для переживания которого ребенку требуется помощь со стороны.

Развитие речи детей дошкольного возраста


В дошкольном возрасте освоение речи переходит на новый уровень. В этот период ребенок понимает, что именно речь является наиболее эффективным инструментом социального взаимодействия и актуальна абсолютно во всех видах деятельности. Это приводит ко всестороннему развитию речи, а именно:

  • Звуковая культура.

У дошкольников интенсивно развивается фонематический слух, они обращают внимание на то, как правильно произносить звуки. Процесс фонематического развития завершается именно в этом возрасте.

  • Словарный запас.

Дошкольник не только обладает значительно большим словарным запасом по сравнению с ребенком до трех лет – эти слова обладают уже другими значениями, поскольку дети умеют обобщать и обозначать одним словом целую категорию предметов. В старшем дошкольном возрасте употребление слов становится более абстрактным.

  • Грамматический строй.

Ребенок в дошкольном возрасте усваивает склонения, спряжения, морфологическую систему языка, за счет чего учится правильно применять их.

На дошкольный период приходится этап словотворчества, когда ребенок придумывает собственные слова на основании грамматических стереотипов. Хотя словотворчество начинается еще в 2 года, оно охватывает существенную часть и в дошкольном периоде, продолжаясь примерно до 5 лет. После пятого дня рождения ребенок старается осмыслить слова на основе их созвучия, что иногда приводит к ошибочным сопоставлениям.

Если в раннем возрасте речь носит ситуативный характер, то для дошкольников характерно развитие двух других ее форм – контекстной и объяснительной. Для контекстной речи характерно раскрытие высказывания в контексте, в то время, как объяснительная форма используется для передачи сложного содержания – например, объяснения сверстнику правил новой игры. Объяснительная речь считается самой сложной речевой формой, доступной дошкольнику.

Деятельность ребенка в дошкольном возрасте


Основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра в ее сюжетно-ролевой форме. Сюжетно-ролевая игра предполагает создание определенной ситуации, в которой каждый ребенок берет на себя определенную роль, как правило, копируемую с реальной взрослой жизни. В ходе игры используются предметы-заместители; если сюжетом игры становится поход в магазин, в форме денег могут выступать листья с деревьев или нарезанная бумага, а в качестве товаров – игрушки или что-то еще. Игровая деятельность ребенка в дошкольном возрасте оказывает решающее влияние на многие стороны развития ребенка: развитие воображения, умение действовать в соответствии с правилами, умение общаться с другими детьми.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте переходит на новый этап развития, поскольку еще в начале этого периода у ребенка появляется знаковая функция сознания – он начинает соотносить предмет с изображением. Ребенок начинает понимать, что изображение – это замена реального объекта, а не собственно объект. При этом стимулом к развитию изобразительной деятельности также является стремление передать смысл рисунка другому человеку, а это значит, что данный рисунок долже

medaboutme.ru

Статья (младшая группа) на тему: Младший дошкольный возраст — важный этап в жизни современного дошкольника

Младший дошкольный возраст –

важный этап в жизни современного дошкольника

        Период младшего дошкольного возраста является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Волнообразный характер развития навыков и умений продолжает сохраняться, однако, сформированные умения уже достаточно устойчиво закрепляются в сознании малыша. Период от 2 до 4 лет – наиболее сензитивен для возникновения и закрепления активности в познании мира, любознательности, желании учиться и обогащать свой внутренний мир. Задача взрослого на данном этапе – активно способствовать развитию возникшего познавательного интереса ребёнка.

        Малыш познаёт окружающую действительность всеми доступными для него способами: в ход идут предметы быта, любой из которых для ребёнка выступает в качестве игрушки. Период младшего дошкольника – это период совершенствования предметного восприятия. В связи с этим специалисты утверждают, что развитие способности восприятия внешних признаков предмета – формы, цвета, размера, обязательно ведёт в дальнейшем к формированию и развитию мыслительных операций, так как формирует способность считывать внутренние свойства вещей и предметов, объединять в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак, вычленять из группы. В дальнейшем это формирует и совершенствует владение операциями классификации, обобщения, смыслового соотнесения.

        Ведущей деятельностью ребёнка младшего дошкольного возраста является игровая деятельность. Малыш начинает активно демонстрировать первые игровые действия, они могут быть достаточно хаотичные и кратковременные, но при этом являются важным элементом интеллектуального и физического развития ребёнка. «Ребёнок – это зеркало, в котором отражается вся современная действительность» — считают философы. В большей степени это высказывание относится именно к малышу — младшему дошкольнику. Первые игровые действия ребёнка являются имитацией его отношений со взрослым миром и следствием его общения с ним, так как изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Малыш начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности. Происходит это в двух направлениях – восприятие мира взрослых и мира сверстников. Воспринимая мир взрослых, дети, как правило, слепо копируют слова и действия родителей и значимых для ребёнка взрослых независимо от того, являются ли они положительными либо наоборот. Потому крайне важно в присутствии малыша следить за собственным поведением и выражениями.

В зависимости от этих изменений, происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.

Малыш тянется к сверстникам, учится знакомиться и играть, смущается, проявляет радость, интерес, иногда жадничает. А значит, развитие детей младшего дошкольного возраста приводит малыша к тому, что у него появляется желание действовать не только самостоятельно и независимо, но и в коллективе, вместе со сверстниками. Игра «рядом», когда дети играли каждый в свою игру, но находились рядом, заменяется на игру «вместе». Этому свидетельствуют и игры, в которые малыш начинает играть с другими детишками. И если в начале младшего дошкольного возраста его отношения это лишь предметно-игровые действия, имеющие непродолжительный характер, то со временем эти взаимоотношения переходят в полноценные игры.

Речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется его высокой активностью. Малыш постоянно разговаривает,  между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия.

Запоминание у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное. Память скорее образная, у ребенка доминирует узнавание над запоминанием. Малыш не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Фон настроения неустойчивый, зависит от физического благополучия и комфорта. Ребенку свойственны резкие перепады настроения. Здоровому в эмоциональном плане малышу присуща жизнерадостность и оптимизм.

Нельзя не сказать и об изменениях в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста. Тут также происходят существенные изменения, связанные с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что взрослые могут заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия.

А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно, что является важной предпосылкой к готовности перехода на новую ступень развития – средний дошкольный возраст.

        

nsportal.ru

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Поиск Лекций

Возрастные особенности ребенка.

РАННЕЕ ДЕТСТВО

От 1 до 3-х лет.

Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически он связан с ней еще длительное время. Ранний возраст – это возраст психологического отделения от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и инстинктивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы самосознания. Рассматривая психические функции, нужно отметить в первую очередь, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Речь. Автономная речь довольно быстро трансформируется и исчезает, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общения не достаточно, освоение речи замедляется. Осваивая родную речь, дети овладевают как, фонематической, так и семантической стороной. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, сходные по какому-либо существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие предметы. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов.

Помимо речи развивается восприятие, мышление, память, внимание. Внимание непроизвольное, вызывается внешне привлекательными предметами, легко переключаемое. Дети раннего возраста максимально связаны с наличной ситуацией, тем что они непосредственно воспринимают. Все их поведение импульсивно, ничто из того, что лежит вне этой ситуации, их не привлекает.

Наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен солгать, выдумать, только к концу раннего детства он может говорить то, чего нет на самом деле. В процесс активного восприятия включается память, в основном это узнавание. Мышление детей наглядно-действенное. Во время совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности. Ведущий вид деятельности в этот период – предметно-манипулятивная. В конце раннего детства уже появляется игра с сюжетом, режиссерская игра. Такие игры непродолжительны, примитивны.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают познавать мир взрослых предметов, преобладает мотив сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису трех лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Как известно, аффективные вспышки легче гасятся, когда взрослые достаточно спокойно реагируют на них, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении со взрослыми следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться.

К 3-м годам появляются личные действия, осознание «Я — сам». Возникают чисто эмоциональная завышенная самооценка. К концу раннего детства возникает кризис 3-х лет – кризис выделения своего Я. Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить новые глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, а самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в общении со взрослыми, и никогда – с детьми. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, а на требование взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Вторая характеристика кризиса 3х лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или давно расхотелось. В переходный возраст может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса это может привести к своеволию, так как самостоятельность неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. У некоторых детей конфликты со взрослыми становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этом случае говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может проявиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые никаких прав в семье не имеют, с точки зрения юного деспота. Следующая характеристика, присущая всем последующим переходным периодам – обесценивание. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка: не менее бурный ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте.

 

 

«Возрастные особенности ребенка».

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

(3 -4 года)

Младшие дошкольники играют в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Психические процессы имеют непроизвольный характер, внимание непроизвольное. Запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, является непроизвольными. Первые припоминания впечатлений относятся обычно к возрасту 4-х лет. У ребенка складывается долговременная память, ее основные механизмы: один из них – ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. В развитии памяти огромное значение имеет игра, поэтому дети 3-4 летнего возраста могут в играх произвольно припомнить, запомнить, помнить материал в играх. У детей 3-4х лет преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, они восстанавливают действительность в основном на эмоциональной основе. Ребенок не может восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовывать, расчленять, воображение слабое основанное на эмоциональных реакциях. Воображение разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное – формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате осознания ребенком своего «Я».

Мышление детей 3-4х лет – наглядно-действенное. Речь используется для называния предметов, с которыми дети манипулируют. Ребенок не может действовать в уме, но может решать задачи в наглядно действенном плане.

В младшем дошкольном возрасте наряду с режиссерской игрой возникает образно-ролевая игра, проигрывание тех образов, которые оставили яркое эмоциональное переживание. Игра в один и тот же сюжет становится более устойчивой. В 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, затем ему нужно переключиться на другое. Младшие дошкольники имитируют процесс выполнения действий и забывают о результате, действия не согласуются друг с другом. Младшие дошкольники играют рядом, но не вместе, общения в игре нет. Растет словарный запас, развивается словотворчество.

Восприятие, благодаря прошлому опыту становится многоплановым, развивается апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта, восприятие утрачивает свой первоначальный аффективный характер. Важным личностным механизмом является формирование соподчинения мотивов (реагирование на привлекательный предмет из нескольких). Сильный мотив – поощрение, слабый – наказание, слабее всего – обещание ребенка.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о