К атавистическим рефлексам у младенца относится – Рефлексы новорожденных, атавистические рефлексы новорожденного

Содержание

Рефлексы новорожденного ребенка

Дети рождаются с набором безусловных рефлексов, которые являются их своеобразными приспособлениями к жизни. Само слово „рефлекс” в переводе с латинского языка означает „отражённый”, „повернутый назад”. В медицине таким термином обозначают реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов.

Рефлексы новорожденных детей и их значение

Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые — приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта. Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды. Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.

Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.

Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.

Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.

Сухожильный — это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.

Итак, рефлексы новорожденных деток — это их первые приспособления к жизни, автоматические способности организма, помогающие жить вне лона матери.

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой, или его еще называют сосательным, — первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный — это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный. Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный. Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро. Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

Безусловные рефлексы новорожденных

Все вышеуказанные ответные реакции новорожденных являются безусловными. Природа таким образом позаботилась о том, чтобы наши детки ели, видели, защищались, двигались, то есть привыкали к той активности и нагрузкам, которые со временем будут испытывать, развиваясь и адаптируясь во внешнем мире. Безусловные рефлексы — это реакции без условий, «готовые». Здоровые дети рождаются с полным их набором. Одни со временем исчезают, другие (мигание, глотание, например) остаются на всю дальнейшую жизнь.

Физиологические рефлексы новорожденных

При рождении ребенка обязательно осматривает врач-неанатолог. Он всегда проверяет его безусловные, то есть физиологические рефлекторные реакции. Золотая середина с точки зрения неврологии — это рождение ребенка с полным набором физиологических рефлексов. Такой ребенок здоровый. А физиологические реакции исчезают к 3-4 месяцам. Патологией является их отсутствие и задержка их развития.

Итак, перечислим основные физиологические рефлексы:

  1. Поисковый. Проявляется опусканием губы и поворотом головки новорожденного в сторону взрослого (раздражителя) в ответ на поглаживание в области рта. 
  2. Хоботковый. Если постукивать по верхней губе малыша, то у него будет происходить сокращение мимической мускулатуры лица. Это проявляется складыванием губок ребенка хоботком. 
  3. Рефлекс Бабкина еще называют ладонно-ротовым. Когда надавливать на ладошку ребенка, то он непроизвольно открывает ротик. Такая ответная реакция, как правило, исчезает до 3 месяцев. 
  4. Рефлекс Робинзона. Это тот же хватательный, когда новорожденный при хватании удерживает вес своего висящего тела.
  5. Опорный. Когда новорожденного приставить к опоре, то он разгибает свои ножки и всей стопой упирается об ту поверхность, на которую его ставят. До 2-месячного возраста такая реакция исчезает. 
  6. Шаговый. Он тоже исчезает до двух месяцев жизни малыша, а  заключается он в передвижении ножками, если дитя держать в вертикальном положении. 
  7. Рефлекс Бауэра, или ползучий. Когда надавить на подошву ног лежащего на животе ребенка, он начинает рефлекторно ползти. Исчезает к 3-4 месяцам.
  8. Защитный проявляется у уложенного на живот ребенка поворотом головы и попытками ее приподнять.
  9. Нижний хватательный. Возникает при надавливании на подошву ножки новорожденного. При этом происходит сгибание пальчиков ноги, которое напоминает хватание руками. Исчезает такая рефлекторная реакция в год. 
  10. «Утиный». Он проявляется в задержке дыхания малыша при попадании на его личико воды, струи воздуха. 

Атавистические рефлексы новорожденных

Следует знать, что не все рефлекторные реакции новорожденных имеют большое приспособительное значение. Это скорее наследственность, полученная ребенком от предков. На основе таких ответных реакций организма ничего не развивается, а называют такие рефлексы атавистическими.

Пример — рефлекс Робинзона, или цеплятельный. Прикосновение пальцами взрослого к ладошкам ребенка вызывает такое сильное хватание, что дитя может повиснуть, как обезьянка.

Другой атавистический рефлекс — переступательный. К этой группе принадлежит также и реакция Моро. Не так давно обнаружен и плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, то он будет барахтаться и держаться на воде.

Большинство атавистических рефлекторных реакций ребенка исчезает в первом полугодии его жизни. К примеру, реакция Робинзона ослабевает к четвертому месяцу жизни. Переступальный теряется в 3-4 месяца, задолго до самостоятельной ходьбы крохи. Рефлекс ползания тоже не служит основой для формирования передвижения в пространстве. Младенческое ползание начинается с движений рук, а не с отталкивания. Безусловные рефлекторные реакции наших детей не обеспечивают дальнейшее формирование человеческих форм поведения. А вот у детенышей животных они являются природной основой поведения взрослых особей.

Тонический шейный рефлекс

У малыша с ДЦП при повороте головки появляется асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР). Он характеризуется повышенным тонусом мышц-разгибателей. То есть в стороне, куда направлен взор малыша, ручка разогнётся. Вторая в это время согнётся в локте — и дитя примет положение «фехтовальщика».

У здоровых малышей неяркое проявление АТШР можно выявить в 2-4 месяца. Затем он быстро угасает. А вот при ДЦП этот рефлекс остаётся, и патология выявляется несколько лет. Такая патологическая реакция не позволяет малышу развиваться так, как это принято считать в норме. Он не может сам схватить погремушку, исследовать её. Не развивается и навык ориентировки ребенка в пространстве, ведь взгляд малыша не фокусируется. По этой же причине ребёнок не может координировать движения, а это, в свою очередь, мешает развитию многих навыков (письменных, изобразительных). Ребенку трудно рисовать и читать, писать и держать столовые приборы.

Когда АТШР малыша слабый, то для его диагностирования обычно производят сгибание-разгибание ручек при повороте головки. Для этого голову ребенка удерживают повернутой, а руки поочередно сгибают и разгибают. О положительном рефлексе говорят в тех случаях, когда при выполнении вышеуказанной пробы хорошо чувствуется сопротивление той руки, в сторону которой повернуто лицо ребенка. Другая рука при этом трудно разгибается. Это проявление называется симптомом «перочинного ножа».

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

nashidetki.net

Рефлексы новорожденных (безусловные, условные, врожденные)

Родившись, человек не владеет никакими жизненными навыками, знаниями и опытом. Однако он далеко не так беспомощен, как это кажется на первый взгляд. Чтобы новорожденный имел возможность адаптироваться к совершенно новым для него условиям обитания, природа наделила его множеством рефлексов.

Глядя на кроху в этот период, можно получить ответ на вопрос: «Что подарила человеку природа?». Не все рефлексы новорожденных в наше время жизненно необходимы, но в совокупности они имеют большое значение и являются важным критерием в оценке состояния его здоровья.

Содержимое статьи

Классификация рефлексов

Рефлексы, прежде всего, делятся на:

  • условные;
  • безусловные.

У новорожденного наблюдаются лишь безусловные рефлексы, подаренные природой при рождении. В дальнейшем, с приобретением опыта, развиваются условные.

Безусловные рефлексы новорожденных, в большинстве своем, являются жизненно важными для него (например, дыхательный или сосательный). Всего различают 15 врожденных рефлексов, которые включают в себя исчезающие и развивающиеся со временем. Например, на смену исчезающим сосательному и поисковому рефлексам, приходит защитная реакция рук или выпрямляющий рефлекс туловища.

Врожденные рефлексы в зависимости от выполняемых функций бывают:

  1. Физиологические. Это рефлексы, отвечающие за жизненные функции, обеспечивающие нормальное дыхание, питание, кровообращение.
  2. Ориентировочные. Эти рефлексы помогают защитить новорожденного от воздействия внешней среды.
  3. Атавистические. То есть те, которые не являются жизненно необходимыми для современного человека.

Оральные рефлексы

Эту группу характеризуют непроизвольные, сосательные или «поцелуйные» движения губ, которые возникают при раздражении зоны рта новорожденного.

К ним относятся следующие рефлексы:

  • Сосательный;
  • Хоботковый;
  • Поисковый;
  • Ладонно-ротовой.

Сосательный. Является основным, жизненно необходимым рефлексом новорожденного и хорошо развит у доношенных деток. Проявляется в том, что любой попавший в ротик крохи предмет, вызывает неосознанные сосательные движения. Пропадает примерно через год.

Хоботковый рефлекс. Заключается в непроизвольном выпячивании губ новорожденным при легком прикосновении к ним пальцев, за счет сокращения круговой мышца лица. Наблюдается несколько первых месяцев жизни крохи.

Поисковый рефлекс. Состоит в неосознанном поиске еды. Если аккуратно дотронуться до уголка губ крохи, то он инстинктивно поворачивает головку в направлении раздражителя. Этот рефлекс пропадает в течение первых 4 месяцев. В дальнейшем младенец откликается на ту еду, которую видит, то есть поиск еды становится осознанным.

Ладонно-ротовой. Если надавить на ладошки новорожденного подушечками пальцев, то он откроет ротик и согнет головку в направлении раздражителя. Так проявляется ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина, который наблюдается всего лишь несколько месяцев. Чрезмерная выраженность, а также его отсутствие, указывают на наличие неполадок в состоянии здоровья крохи.

Хватательные рефлексы

Рефлексы этой группы относятся к спинальным двигательным автоматизмам. Наиболее известный, хватательный рефлекс — рефлекс Робинсона. Проявляет он себя в возможности младенца обхватить пальцы взрослого настолько крепко, что это даже дает возможность поднять его вверх. У ослабленных малышей он выражен неявно или полностью отсутствует, а у возбудимых проявляется сильнее. На смену этому рефлексу через 3 месяца приходит навык осознанного удержания предметов в ручке.

К этой же группе относится рефлекс Бабинского, сохраняющийся у малыша на протяжении 2 лет. Состоит он в тыльном сгибании стопы и веерообразном расхождении пальцев ножек, при раздражении подошвы новорожденного.

 Среди прочих врожденных рефлексов выделяют:

  • защитный рефлекс;
  • реакции опоры и автоматическая походка;
  • спонтанное ползание;
  • рефлекс Галанта;
  • рефлекс Переса;
  • рефлекс Моро.

Защитный рефлекс. Проявляется в способности младенца непроизвольно поворачивать головку на бок всякий раз, когда его выкладывают на животик. Так природа позаботилась о том, чтобы кроха не задохнулся, если он некоторое время вынужден находиться в неудобной для себя позе. Нарушение этого рефлекса свидетельствует о поражении нервной системы ребенка.

Реакции опоры. Малыш сразу после рождения не может стоять, но, благодаря рефлексу опоры, умеет опираться. Когда кроху держат вертикально на весу, то ножки его будут согнуты. Но стоит поставить его на ровную поверхность, туловище младенца выпрямляется и он держится на полусогнутых ногах на полной стопе. Такая реакция новорожденного подготавливает его к шагам.

Автоматическая походка. Довольно забавный шаговый рефлекс наблюдается, когда малыш начинает перебирать ножками, если поставить его и немного наклонить туловище вперед. Это автоматическая походка новорожденного. Критерием оценки этого рефлекса является способность ребенка опираться на всю стопу при ходьбе. К концу второго месяца жизни эти рефлексы пропадают, а на смену им позже придет умение ребенка самостоятельно стоять и ходить.

Спонтанное ползание. Если младенца выложить на животик и подставить ладонь под его стопы, то кроха начинает спонтанно ползти. Ни в каком другом положении подобные движения новорожденного не наблюдается. Это рефлекс Бауэра или спонтанного ползания.

Рефлекс Галанта. К пятидневному возрасту малыша, у него он должен проявиться. Если провести пальцем вдоль позвоночника сверху вниз, спинка малыша образует дугу, а головка повернется в сторону раздражителя. В норме рефлекс перестает проявляться к 3-х месячному возрасту ребенка, длительное отсутствие его указывает на поражение нервной системы.

Рефлекс Моро. Проявляется в симметричном разведении ручек и ножек новорожденного и возвращении их в исходное положение. Его вызывает громкий звук, удар по поверхности, на которой лежит ребенок, похлопывание по бедру.

Когда надо беспокоиться родителям?

Беспокойство родителей должны вызывать слабые рефлексы новорожденных, что, как правило, связано с родовой травмой, асфиксией. Иногда запоздание врожденных рефлексов вызвано реакцией на некоторые медикаменты или болезнью малыша. Часто, слабость безусловных рефлексов наблюдается у недоношенных деток.

Полное отсутствие рефлексов – угрожающее жизни младенца состояние, требующее проведения немедленных реанимационных процедур. Причин тому может быть множество, от гипоксии при беременности и асфиксии в родах до пороков развития.

Безусловные рефлексы новорожденных – подарок природы человеку, позволяющий адаптироваться ему к новой среде. Своевременности их проявления и угасания придают большое значение, поскольку это являются верным признаком здоровья ребенка. Но необходимо помнить, что резервы организма человека огромны и не изучены в полной мере.

Не всегда неблагоприятный неврологический прогноз, основанный на рефлексах, оправдывает себя. Поэтому, несмотря на то, что некоторые рефлексы новорожденных могут развиваться с запозданием или отсутствовать вовсе, организм младенца способен восстанавливаться и ребенок может вырасти здоровым.

prokrohu.ru

Врожденные рефлексы новорожденного, группы врожденных реакций (физиологические, атавистические и ориентировочные)

Мы уже не раз с вами говорили, что период новорожденности – это особенный и неповторимый период жизни вашего малыша. В данный период ваш малыш развивается такими темпами, как никогда более в жизни не сможет! А еще период новорожденности уникален тем, что мы можем наблюдать в чистом, неразбавленном виде инстинкты, природу в поведении.

Когда маленький человечек приходит в мир, он уже имеет запах врожденных, рефлекторных реакций. Они автоматические, непроизвольные, и каждый имеет свое предназначение. Ведь нервная система новорожденного еще формируется, но малышу уже надо уметь приспособится к окружающей среде.

Можно определить три группы врожденных реакций: физиологические, атавистические и ориентировочные.

Физиологические. С данной группой рефлексов малыш уже рождается. Т.к. они жизненно необходимы, чтобы выжить. Конечно же, это рефлексы, отвечающие за дыхание и кровообращение. Многие из вас могут удивиться, но это именно рефлексы. Сюда же отнесем защитные рефлексы. Они «охраняют» малыша от нежелательных воздействий.

К примеру, от укола отдергивается ножка малыша. Потому что, это сильное раздражение кожных покровов. Неожиданное включение света в темной комнате, вызовет сужение зрачка – это зрачковый рефлекс. Такие рефлексы жизненно необходимы, они остаются с малышом всю жизнь.

Самый нужный рефлекс маленького человечка — сосательный рефлекс. К примеру, когда мама трогает своим пальцев губки малыша, тот сразу же начинает сосать палец.

А если мама касается щечки, то малыш сразу же повернет головку в нужном направлении. И с приоткрытым ротиком будет искать. А это уже поисковый рефлекс.

Но жизненно необходимыми являются не все рефлексы. Данная группа рефлексов – своеобразное наследие от «нечеловеческих» прапрапрадедов. На их основе не возникают человеческие способности.

Данная группа – это атавистические рефлексы. Самый яркий пример, это рефлекс Робинзона. Когда взрослый прикасается к ладони малыша, тот хватает ее и держит крепко. Это своеобразный хватательный или цеплятельный рефлекс.

Так же, довольно интересный пример, это переступательный рефлекс. Когда ножка малыша касается поверхности, маленький человечек начинает двумя ножками имитировать ходьбу.

Такой же ненужный для выживания рефлекс – рефлекс Моро. Это рефлекс вскидывания ручек. Если маленькому человечку угрожает падение или он слышит резкий и сильный звук, то он поднимает ручки вверх, при этом ребенок наготове схватит что-либо.

Есть еще чудесный, на мой взгляд, плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, он начнет «плавать», и удержится на воде.

Интересно, что большая часть рефлексов данной атавистической группы исчезают уже на первом году жизни малыша. К примеру, рефлекс Робинзона становится на порядок слабее на четвертом месяце.

Переступательные движения исчезают еще до того, как малыш начинает ходить.

Также хочется отметить, что во врожденные безусловные рефлексы новорожденных включаются другие, более усложненные виды поведения.

К примеру, сосательный рефлекс в два – три месяца уже перевоплощается в осознанное действие малыша. Малыш уже не сосет все, что захочет и увидит. Малыш может начать сосательные действия при виде груди или соски, а закончить, когда почувствует насыщение.

У маленьких деток есть рефлексы, которые с взрослением наоборот укрепляются. Они не носят физиологический характер. Но проходят через всю жизнь малыша.

Последняя группа – это ориентировочные рефлексы. Такие рефлексы обеспечивают взаимодействие с внешним миром. Уже в первые часы жизни новорожденного, он поворачивает головку на источник света или звука.

Сначала они безусловны, и отражают сенсорные возможности малыша. Но со временем перерастают в потребность в новых ощущениях и в общении.

Автор публикации:

Детский психолог

Центр дружественного отношения к подросткам и молодежи

www.mapapama.ru

9. Безусловные рефлексы младенца.

Врожденные
рефлексы
 –
дар природы, необходимые малышу для
выживания вне организма мамы, которые
помогают новорожденному в приспособлении
к жизни в окружающем его мире. Еще в
родильном доме, сразу после рождения
малыша, врач-неонатолог проверяет
врожденные рефлексы и дает оценку
развитию нервной системы. Если
физиологические рефлексы хорошо развиты
и мышечный тонус в норме, значит у ребенка
все в порядке.

Основные безусловные
рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после
рождения, включается дыхательный рефлекс
– раскрываются легкие малыша и он делает
первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс
возникает у новорожденного в ответ на
раздражение полости рта, при прикосновении
к губам и языку новорожденного. Например,
при вкладывании в рот соска, соски,
пальца появляются ритмичные сосательные
движения.

3. Глотательный
рефлекс
 Если
что-то попадает в ротик малыша, то он
глотает. Первые дни ребенок учится
координировать дыхательные движения
с глотательными.

4. Рефлекс
кляпа.
 Рефлекс
заставляет ребенка выталкивать изо рта
языком любые твердые предметы. Рефлекс
кляпа появляется сразу после рождения.
Рефлекс не дает ребенку подавиться.
Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам.
Именно рефлексом кляпа объясняется то,
что малышу до 6-ти месяцев так трудно
глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекс
помогает малышу найти сосок и хорошо
выражен перед кормлением.

В норме вызывается
у всех новорожденных и полностью должен
исчезать к 3 месячному возрасту. Затем
появляется реакция на зрительный
раздражитель, ребенок оживляется при
виде бутылочки с молоком, при приготовлении
матерью груди к кормлению.

6. Хоботковый
рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым
легким прикосновением пальцем, соской
или молоточком по верхней губе ребенка
— в ответ происходит сокращение
мимической мускулатуры новорожденного
-вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый
рефлекс выявляется у всех здоровых
новорожденных, и постепенно угасает к
трехмесячному возрасту. Сохранение
хоботкового рефлекса его у детей старше
трехмесячного возраста является
признаком возможной патологии головного
мозга и наблюдается у детей с поражением
нервной системы.

7. Ладонно-ротовой
рефлекс Бабкина 

Рефлекс имеется
в норме у всех новорожденных, ярче
выражен перед кормлением. После двух
месяцев этот рефлекс снижается, а к трем
— исчезает совсем.

Вялость рефлекса
наблюдается при поражении центральной
нервной системы (ЦНС), особенно при
родовой травме шейного отдела спинного
мозга.

Быстрое становление
рефлекса и его угосание до 3 месяцев
является прогностически благоприятным
признаком у детей, перенесших родовую
травму.

8.Верхний
хватательный рефлекс (Янишевского) 

У младенца в норме
хватательный рефлекс хорошо вызывается.
Перед кормлением и во время еды
хватательный рефлекс выражен значительно
сильнее.

Рефлекс физиологичен
до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе
хватательного рефлекса постепенно
формируется произвольное захватывание
предметов.

9. Рефлекс
подвешивания Робинсона 

К 3-4 мес этот
безусловный рефлекс трансформируется
в условный — ребенок начинает хватать
игрушки целенаправленно. Хорошая
выраженность хватательного рефлекса
и рефлекса Робинзона способствует
быстрому развитию условного рефлекса
и тем самым — развитию мышечной силы в
руках и способствует более быстрому
развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний
хватательный рефлекс (подошвенный,
рефлекс Бабинского)

У здоровых детей
этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев
жизни.

Отсутствие нижнего
хватательного рефлекса возникает при
поражении спинного мозга на поясничном
уровне.

11. Рефлекс
Бабинского.

Большинство
врачей сейчас считают рефлекс Бабинского
нормой для первого года жизни и что его
наличие не является признаком патологии,
и с возрастом он пройдёт. Они объясняют
тем, что это связано с недостаточным
развитием коры головного мозга и
соответственно системы центрального
двигательного нейрона в раннем детском
возрасте и что этот рефлекс встречается
сейчас очень часто.

12. Пяточный рефлекс
Аршавского 

При надавливании
на пяточную кость у ребенка вызываются
крик или гримасы плача.

Отсутствие их,
снижение степени выраженности или
асимметрия могут указывать на поражение
нервной системы.

13. Рефлекс
охватывания Моро 

Рефлекс выражен
сразу после рождения. У всех здоровых
новорожденных рефлекс Моро всегда
симметричен(одинаков) в обеих руках и
выражен до 4-5-го месяца, затем начинает
угасать; после 5-го месяца можно наблюдать
лишь отдельные его компоненты.

10.
Комплекс оживления как основное
новообразование периода раннего
младенчества, его значение для психического
развития ребенка.

«Комплекс оживления»,
описанный Н. М. Щеловановым, возникает
с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца.
Он включает в себя группу реакций таких
как:

1) замирание,
сосредоточение на предмете, взгляд с
напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное
оживление;

4) локализация.

После четырех
месяцев комплекс распадается. Протекание
реакций зависит от поведения взрослого.
Анализ возрастной динамики показывает,
что до двух месяцев ребенок одинаково
реагирует и на игрушку, и на взрослого,
но взрослому он чаще улыбается. После
трех месяцев формируется двигательное
оживление на увиденный предмет. В первом
полугодии ребенок не различает
положительного и отрицательного
воздействий. У ребенка возникает
потребность во внимании, появляются
экспрессивно-мимические средства
общения. Чем внимательнее взрослый к
ребенку, тем раньше он начинает выделять
себя из окружающего мира, что является
основой его самосознания и самооценки.
К концу первого полугодия ребенок
проявляет богатую палитру эмоций. Акт
хватания в пять месяцев уже сформирован.
Благодаря взрослому ребенок выделяет
целостный предмет и формирует
сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям
и предметам – свидетельство нового
этапа развития. Во втором полугодии
жизни ведущим становится манипулятивное
действие (бросание, щипание, кусание).
К концу года ребенок осваивает свойства
предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен
бросать, трогать предметы, активно вести
себя. Общение является ситуативно-деловым.
Меняется отношение к взрослым, преобладает
негативная реакция на замечания. Эмоции
становятся ярче, различаются в зависимости
от ситуации.

Развитие моторики
младенца подчиняется определенной
схеме: движения совершенствуются от
крупных, размашистых к более мелким и
точным, причем сначала это происходит
с ручками и верхней половиной тела,
затем – с ножками и нижней частью тела.
Сенсорика младенца развивается быстрее,
чем двигательная сфера, хотя они обе
связаны. Этот возрастной этап является
подготовительным к речевому развитию
и называется довербальным периодом.

1. Развитие
пассивной речи – ребенок учится понимать,
угадывает смысл; важен анемо-тический
слух ребенка, у взрослого важна
артикуляция.

2. Отработка
речевых артикуляций. Изменение звуковой
единицы (тембра) ведет к изменению
смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев
поворачивает голову при назывании
предмета, если этот предмет имеет
постоянное место, а в 7–8 месяцев
отыскивает названный предмет среди
других. К первому году ребенок понимает,
о каком предмете идет речь, и выполняет
элементарные действия. В 5–6 месяцев
ребенок должен пройти стадию лепета и
научиться произносить четко триады и
диады (три и два звука), уметь воспроизвести
ситуацию общения.

studfiles.net

Возрастная психология / шпоры




Возрастная психология / шпоры

 

Предметом возрастной психологии является:

Процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека

процесс развития психологической науки

особенности индивидуального развития людей

особенности развития педагогических навыков и умений

 

Возрастной период – это:

ход развития

Цикл развития

хронологический период

период жизни

 

Категория развития в возрастной психологии особенно активно разрабатывалась:

Зигмундом Фрейдом

Аристотелем

Львом Семеновичем Выготским

Авиценной

 

Построение периодизации развития на основе одного внутреннего критерия характерно:

дляпериодизации Вильяма Штерна

Для периодизации Павла Петровича Блонского

для периодизации Даниила Борисовича Эльконина

для периодизации Льва Семеновича Выготского

 

Основным механизмом развития личности является:

Рефлексия

каузальная атрибуция

преодоление внешних и внутренних конфликтов

эмпатия

 

Понятие сензитивности особенно активно разрабатывалось:

В 20-ом веке

в 18-ом веке

в 3-ем веке до нашей эры

в 10-ом веке

 

Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:

также, как в нормальных условиях

быстрее, чем в нормальных условиях

Иначе, чем в нормальных условиях

медленнее, чем в обычных условиях

 

Слуховое восприятие у младенца:

намного лучше, чем у взрослого человека

намного хуже, чем у взрослого человека

Сложно сказать что-то определенное

как у взрослого человека

 

К прогрессивным видам движения младенца относится:

Ползание

сосание пальцев

ощупывание рук

раскачивание на четвереньках

 

Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:

Может быть преодолена при правильном обучении и воспитании

не может быть совсем преодолена ни при каких условиях

может сама пройти с возрастом

сложно сказать что-то определенное

 

Ситуативное понимание речи окружающих складывается:



к 3-м годам

К концу 1 года

к 6-ти годам

к 6-ти месяцам

 

Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:

отсутствие комплекса оживления

замкнутость

страхи

Боязнь безопасных предметов

 

Психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития:

Воображения

ролевой игры

логического мышления

рисования

 

Логика игровых действий легко нарушается:

На первом уровне развития игры

на втором уровне развития игры

на третьем уровне развития игры

на четвертом уровне развития игры

 

Речь дошкольника, представляющая собой вопросы, восклицания, ответы, называется:

контекстной речью

Ситуативной речью

объяснительной речью

автономной речью

 

В норме самооценка дошкольников:

занижена

Завышена

адекватна

сложно сказать что-то определенное

 

Одаренность, как отклонение в психическом развитии:

затрудняет развитие интеллекта

Затрудняет развитие волевых качеств личности

создает трудности при обучении и воспитании

сложно сказать что-то определенное

 

Психологические особенности подростка определяются

проявлением акцентуаций характера

особенностями профессиональной деятельности

Особенностями игровой деятельности

особенностями манипулятивной деятельности

 

Главная особенность личностного развития подростка — это:

личностная стабильность

нравственная стабильность

нравственная нестабильность

Личностная нестабильность

 

Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем:

Сглаживается

еще больше обостряется

сохраняет свои проявления на том же уровне

сложно сказать что-то определенное

 

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

учебная деятельность

Интимно-личностное общение

учебно-профессиональная деятельность

игровая деятельность

 

Психология ранней юности охватывает период:

от 11 до 15 лет

От 15 до 17 лет

от 17 до 23 лет

от 23 до 30 лет

 

Центральным новообразованием ранней юности является:

Самоопределение

самосознание

рефлексия

появление внутреннего мира

 

Стиль студенческой жизни, превращающий вуз в загородный клуб, — это:




профессиональная субкультура

Студенческая субкультура

академическая субкультура

нонконформистская субкультура

 

Любовь, при которой человека принимают таким, какой он есть — это:

безусловная любовь

равнозначная любовь

неразделенная любовь

Влюбленность

 

Сущность кризиса 30 лет — это:

проблема профессионального самоопределения

Поиск смысла жизни

семейные проблемы

отсутствие дружеских отношений

 

Пик профессиональной деятельности приходится на начало зрелости:

У летчиков-испытателей

у авиадиспетчеров

у преподавателей

у ученых

 

Опережение хронологического возраста психологическим возрастом в зрелости означает:

инфантилизм

Преждевременное старение

адекватность развития

сложно сказать что-то определенное

 

Возраст от 60 до 69 лет — это:

Предстарческий период

старческий период

позднестарческий период

дряхлость

 

Состояние фрустрации, вызванное крушением всех планов и надежд умирающего человека, — это:

стадия отрицания смерти

Стадия гнева

стадия торга

стадия депрессии

 

Главной задачей возрастной психологии является:

Отслеживание динамики развития

отслеживание отклонений в развитии

отслеживание особенностей реагирования в конфликтах

отслеживание особенностей развития теорий личности

 

Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:

неравномерность развития

Цикличность развития

метаморфозы развития

сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии

 

Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались:

Львом Семеновичем Выготским

Карен Хорни;

Эриком Берном

Аристотелем

 

Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:

для периодизации Вильяма Штерна

для периодизации Павла Петровича Блонского

Для периодизации Даниила Борисовича Эльконина

для периодизации Зигмунда Фрейда

 

Самосознание личности в основном складывается:

к 3-м годам

к одному году

К 17-ти годам

к 11-ти годам

 

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах:

Жана Пиаже

Сократа

Льва Семеновича Выготского

Зигмунда Фрейда

 

Основные этапы психического развития человека включают:

Детство, отрочество, юность, зрелость, старость

созревание и старение

созревание

старение

 

К атавистическим рефлексам у младенца относится:

коленный рефлекс

рефлекс позвоночника

ахиллов рефлекс

Хватательный рефлекс

 

К тупиковым видам движения младенца относится:

ползание

сидение

вставание на ноги

Раскачивание на четвереньках

 

Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии:

может быть преодолена при правильном обучении и воспитании

Не может быть совсем преодолена ни при каких условиях

может сама пройти с возрастом

сложно сказать что-то определенное

 

Понимание смысла всех слов окружающих складывается:

к 3-м годам

к концу 1 года

К 6-ти годам

к 2-м годам

 

Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:

С узнавания себя в зеркале

с употребления местоимения «Я»

с осознания собственных желаний

с усвоения своего имени

 

Психологическая характеристика готовности к школе включает:

Интеллектуальную готовность

физическую готовность

духовную готовность

сложно сказать что-то определенное

 

Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью:

на первом уровне развития игры

на втором уровне развития игры

На третьем уровне развития игры

на четвертом уровне развития игры

 

Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется:

Контекстной речью

ситуативной речью

объяснительной речью

автономной речью

 

К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:

амбивалентность поведения

Замкнутость

боязнь безопасных предметов

отсутствие интереса к новым игрушкам.

 

Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:

Мышление

внимание

память

восприятие

 

Основной проблемой подросткового возраста является:

дефицит общения с матерью

невладение элементарными навыками самообслуживания

Тенденция к взрослости

 

Черты акцентуированного характера у подростков проявляются:

в любой ситуации

Равнозначная любовь

неразделенная любовь

влюбленность

 

Одним из центральных психологических новообразований молодости является:

профессиональное самоопределение

У авиадиспетчеров

у преподавателей

у ученых

 

Опережение психологического возраста хронологическим возрастом в зрелости означает:

инфантилизм

Преждевременное старение

адекватность развития

сложно сказать что-то определенное

 

Возраст от 70 до 79 лет — это:

предстарческий период

Старческий период

позднестарческий период

дряхлость

 

Поиски умирающим человеком способов продления своей жизни, — это:

стадия отрицания смерти

стадия гнева

Стадия торга

стадия депрессии

 

В качестве метода возрастной психологии не используется:

метод наблюдения

формирующий эксперимент

Неравномерность развития

цикличность развития

метаморфозы развития

сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии

 

Главными источниками и движущими силами психического развития являются:

мотивация, потребности и внешние стимулы

особенности исторической эпохи

системы воспитания

Системы обучения

 

Плавное и постепенное течение процесса развития характерно:

для периода роста

для всей жизни

для кризисного периода

Для стабильного периода

 

Структурными звеньями самосознания являются:

внешняя и внутренняя речь

Сенсомоторного интеллекта

репрезентативного интеллекта и конкретных операций

формальных операций

теоретического мышления

 

Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:

системы обучения

Общения с матерью

системы социального обеспечения

системы воспитания

 

На всю жизнь сохраняется:

Коленный рефлекс

рефлекс позвоночника

сосательный рефлекс

хватательный рефлекс

 

Новообразованием кризиса одного года является:

развитие активного словаря

развитие пассивного словаря

развитие тонкой моторики

Аффективная реакция

 

Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:

К 3-м годам

к концу 1 года

к 6-ти годам

к 2-м годам

 

Стремление ребенка 3-х лет делать все самостоятельно — это:

негативизм

Своеволие

протест-бунт

обесценивание взрослых

 

Отражаемая в играх дошкольников действительность — это:

Сюжет ролевой игры

содержание ролевой игры

продолжительность ролевой игры

уровень развития ролевой игры

 

Логика игровых действий определяется принятой на себя ролью:

на первом уровне развития игры

Объяснительной речью

автономной речью

 

Одним из проявлений кризиса 7-ми лет является:

Неестественность поведения

автономная детская речь

негативизм

упрямство

 

Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту особенно остра:

в первом классе

В пятом классе

в седьмом класс

в десятом классе

 

У подростков внутренние органы растут:

Медленнее, чем скелет

быстрее, чем скелет

с той же скорость, что и скелет

сложно сказать что-то определенное

 

Система внутренне согласованных представлений о себе — это:

нравственный облик человека

этический кодекс

сложно сказать что-то определенное

«Я-концепция»

 

Социальная дезадаптация при акцентуации характера в подростковом возрасте:

бывает длительной

бывает постоянной

Бывает непродолжительной

сложно сказать что-то определенное

 

В подростковом возрасте память становится:

Интеллектуализированной

произвольной

непроизвольной

сложно сказать что-то определенное

 

При напряженном протекании ранней юности:

Отсутствует

сложно сказать что-то определенное

 

Стиль студенческой жизни, предполагающий углубленное изучение предметов, — это:

профессиональная субкультура

студенческая субкультура

академическая субкультура

нонконформистская субкультура

 

Любовь, при которой любит только один из супругов, — это:

безусловная любовь

равнозначная любовь

Неразделенная любовь

влюбленность

 

Мотивы получения удовольствия преобладают:

У ученых

 

Центральным психологическим новообразованием зрелости является:

продуктивность в профессиональном и семейном плане

самосознание

окончательное самоопределение;

профессиональное самоопределение

 

Возраст от 80 до 89 лет — это:

предстарческий период

старческий период

Позднестарческий период

дряхлость

 

Ощущение безнадежности от предстоящей разлуки с жизнью — это:

стадия отрицания смерти

стадия гнева

стадия торга

Стадия депрессии

 

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки рассматриваются:

в зоопсихологии

в методологии психологии

в дефектологии

Метаморфозы развития

сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии

 

Основными условиями психического развития являются:

применяемые технологии обучения

Для всей жизни

для кризисного периода

для стабильного периода

 

Генезис структурных звеньев самосознания начинается:

с узнавания родителей

с узнавания друзей

С узнавания себя

с отличия знакомых людей от незнакомых

 

Развитие дооперациональных представлений, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:

сенсомоторного интеллекта

Автономную детскую речь

 

Первая эмоциональная реакция новорожденного — это:

комплекс оживления

улыбка

плач

Крик

 

Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:

Орудийные действия

лепка

учебная деятельность

 

Нормальный ход умственного развития в раннем детстве определяет развитие:

внимания

памяти

мышления

Восприятия

 

Стремление ребенка 3-х лет не подчиняться требованиям взрослых — это:

Негативизм

своеволие

протест-бунт

обесценивание взрослых

 

То, что дошкольник выделяет как основной момент деятельности взрослых — это:

Сюжет ролевой игры

содержание ролевой игры

продолжительность ролевой игры

уровень развития ролевой игры

 

Логика игровых действий четко воссоздает реальную жизнь:

на первом уровне развития игры

на втором уровне развития игры

на третьем уровне развития игры

Наглядно-образное мышление

наглядно-действенное мышление

логическое мышление

пространственное мышление

 

Вербализм – это одно из проявлений:

личностной неготовности к школе

Адекватной

завышенной

заниженной

неустойчивой

 

У подростков половых гормонов вырабатывается:

меньше, чем у взрослых

Больше, чем у взрослых

столько же, сколько и у взрослых

сложно сказать что-то определенное

 

К концу подросткового возраста «Я-концепция»:

только начинает формироваться

окончательно сформирована

сложно сказать что-то определенное

В основном, стабилизируется

 

Самым примитивным видом подростковых увлечений являются:

Произвольным

непроизвольным

сложно сказать что-то определенное

 

При сложном протекании ранней юности:

происходят быстрые скачкообразные изменения без особых эмоциональных срывов

происходит плавное продвижение к кризису 17 лет

У преподавателей

у ученых

 

Человек не достигает психологической зрелости:

Дряхлость

 

Смирение со своей судьбой и спокойное ожидание смерти — это:

Стадия принятия

стадия гнева

стадия торга

стадия депрессии

 

Продолжительность ролевой игры к концу дошкольного возраста может составлять:

10-15 минут

30-40 минут

около часа

Несколько часов или дней

 

Вплетение процессов «обратного развития» в ход эволюции – это:

неравномерность развития

цикличность развития

метаморфозы развития

От его жизненного замысла

от его семейной жизни

 

Развитие морального сознания личности рассматривается в работах:

Эрика Эриксона

Лоренса Колберга

Артура Владимировича Петровского

Жана Пиаже

 

Превращение мышления ребенка в гипотетико-дедуктивное, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:

сенсомоторного интеллекта

репрезентативного интеллекта и конкретных операций

Формальных операций

теоретического мышления

 

Острота зрения у младенца:

как у взрослого человека

намного лучше, чем у взрослого человека

намного хуже, чем у взрослого человека

Комплекс оживления

 

Отсутствие интереса к взрослому к концу младенческого возраста — это:

Протест-бунт

обесценивание взрослых

 

Исторический очерк развития возрастной психологии как науки охватывает период:

с 7 – 6 веков до нашей эры

с середины 18 века

С конца 19 века

с конца 20 века

 

К сюжетным игрушкам относятся:

Куклы

строительные материалы

пирамидки

камушки

 

На развитие психических функций в дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает развитие:

внимания

Памяти

мышления

восприятия

 

Высокая личностная тревожность – это одно из проявлений:

личностной неготовности к школе

интеллектуальной неготовности к школе

физической неготовности к школе

Новый образ физического «Я»

новый образ профессионального «Я»

 

В подростковом возрасте акцентуации характера:

не проявляются

проявляются в неявной форме

сложно сказать что-то определенное

Проявляются особенно ярко

 

В подростковом возрасте наиболее тесно связаны со школьным обучением:

информативно-коммуникативные увлечения

Дружба

 

Кризис 17 лет связан:

Самоопределение

 

Любовь, при которой объект любви наделяется желаемыми идеальными чертами, — это:

безусловная любовь

равнозначная любовь

неразделенная любовь

Влюбленность

 

Мотивы призвания в профессиональной и семейной деятельности преобладают:

при гедонистической направленности личности

при эгоистической направленности личности

при духовно-нравственной направленности личности

Потеря смысла жизни

осознание бесцельности прожитой жизни

построение плана жизни

 

Человек не полностью достигает психологической зрелости:

Стадия отрицания смерти

стадия гнева

стадия торга

стадия депрессии

 

Больше всего из когнитивных процессов в процессе старения страдает:

Возрастная психология / шпоры

 

Предметом возрастной психологии является:











infopedia.su

безусловные, условные, врожденные (слабые или отсутствие рефлексов)

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

рефлексы новорожденного ребенка

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  1. Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)
  2. Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  3. «Временные» рефлексы – например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Клик для увеличения (Основные рефлексы)

Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к  двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, — верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно — симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
  • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Рефлекс «автоматической» походки, являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

Обновлено:

Часто задают вопрос: что такое рудиментарные рефлексы? Это рефлексы, которые со временем пропадают (до одного года жизни), т.е. это: Хватательный рефлекс, Рефлекс Моро, Рефлекс опоры, Рефлекс автоматической походки, Рефлекс ползания, Рефлекс Галанта, Сосательный рефлекс, Поисковый рефлекс, Хоботковый рефлекс, Рефлекс ладонно — ротовой.

Читаем также:

Видео консультация: Рефлексы новорожденных

Целехович Ольга Петровна — врач высшей категории рассказывает какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей.

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Новорожденный | Мой малыш

Уже сам процесс рождения является большим потрясением для ребенка! Девять месяцев он провел в идеальной среде, где тепло, комфортно, спокойно, легко, уютно…, где убаюкивающе стучит мамино сердце, плавно покачивает при хотьбе и издали доносятся знакомые звуки — голоса еще не виданых, но уже таких родных мамочки и папочки! А затем стресс! Стресс от самого процесса рождения и от среды, в которую попадает кроха, новой холодной, сухой, яркой, громкой для него среды…
В этой новой среде жизнь ребенка обеспечивают природные врожденные механизмы — рефлексы. Врожденные механизмы помогают малышу приспособиться к новым для него условиям существования.

Защитные рефлексы включаются сразу с момента рождения: раздражение кожи вызывает защитное отдергивание, мелькание перед лицом — зажмуривание век, а резкое увеличение яркости света — сужение зрачка глаза. Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону, чтобы можно было дышать без препятствий.

Также у новорожденного крохи имеются ориентировачные рефлексы. С первых дней жизни он может следить за медленно перемешающимся в пространстве огоньком света. А прикосновение к уголкам губ, к щекам вызовет у ребенка реакцию поиска и он откроет ротик.

Сосательный рефлекс. При первом прикладывании к груди, ребенок сам захватывает сосок ротиком и начинает рефлекторно сосать. Сосательный рефлекс сработает даже, если ребенку в ротик положить палец либо любой другой предмет.

Хоботковый рефлекс (первые 2-3 месяца жизни) – «выпячивание» губок ребенка наподобие хоботка в ответ на прикосновение к ним.

Цеплятельный рефлекс.  Прикосновение к ладони младенца вызывает реакцию схватывания. Например, если прикоснуться пальцами к его ладошкам, он схватит их так крепко, что может повиснуть, держась за ваши пальцы, как обезьянка.

Рефлекс ползания (Бауэра). Ребенок делает отталкивающие движения при прикосновении к подошвам ног, иммитирую при этом процесс ползания. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев жизни, затем он угасает. 

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой рефлекс) – при надавливании на область ладони, малыш сгибает голову и открывает рот (угасает к 3 месяцам). Вы можете использовать этот рефлекс, если необходимо дать ребенку лекарство.

Рефлекс Моро (рефлекс испуга) выражен в первые 3 — 4 месяца. Если вы резко уберете руку, которой поддерживаете ребенка, он мгновенно попытается ухватиться за что-нибудь находящееся рядом.

Рефлекс кляпа заставляет ребенка выталкивать язычком любой твердый предмет из ротика, что не дает ему подавиться. Рефлекс становится значительно слабее к 6 месяцам, но в редуцированном виде остается на всю жизнь. 

В сравнительно небольшом наборе механизмов крохи имеются и те, на основе которых ничего не развивается, их еще называют атавистические рефлексы. К примеру, цеплятельный рефлекс, который в дальнейшем угасает. А процесс хватания развивается на основе хватательного рефлекса, который появляется уже позже периода новорожденности. Хватательный рефлекс еще называют рефлексом Робинсона — если вложить указательные пальцы в ладошки младенца, он так крепко сожмет кулачки, что его можно будет даже приподнять. К 6 месяцам этот рефлекс исчезает.

Человеческое дитя рождается более беспомощным, чем детеныши большинства животных. И  все человеческие формы поведения у ребенка слаживаются со временем.

По мнению Мухиной В.С.:

Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения.

Потребность крохи в получении впечатлений связана с ориентировочными рефлексами и напрямую зависит от готовности органов чувств получать эти впечатления (развития органов). В первые недели жизни органы зрения и слуха быстро развиваются, малыши начинают следить за движущимися предметами либо «застывшими» на месте, и поворачивать головку в сторону исходящего звука, другими словами наблюдается зрительное и слуховое сосредоточение. В целом скорость развития ребенка напрямую зависит от количества впечатлений, а количество впечатлений от нас с вами, от любящих взрослых. Тем не менее, прошу помнить, что каждый ребенок развивается сугубо индивидуально, по своему собственному «графику» и никакого отношения не имеет к неким «стандартам», поэтому всех деток «мерять под одну гребенку» не стоит!

Что касается эмоциональной сферы новорожденного, то уже с момента рождения прослеживается первый плач (по своей природе это крик), первая неосознанная улыбка, но комплекс оживления появляется, как правило, в конце периода новорожденности. Комплексом оживления считают особую эмоционально-двигательную реакцию ребенка, обращенную на взрослого. Малыш сосредоточивает взгляд на лице взрослого, улыбается ему, оживленно и хаотично перебирая ручами и ножками, и издает тихие звуки.  Это и есть первой социальной потребностью крохи!

mybabe.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о