Игры для начальной школы на переменах
Для младших школьников игры – основной вид деятельности. Вы помните себя в начальной школе? Подвижные игры в школе на перемене были веселым развлечением, коротким перерывом между уроками. Учебный день пролетал незаметно.
Для детей очень важно чередовать физическую нагрузку с умственной – это позволяет им меньше уставать, удовлетворять потребность в движении и общении. Игры для детей в школе на перемене благоприятно действуют на работоспособность и физическое состояние младших школьников.
Правила организации игр на перемене
При соблюдении некоторых правил, игры на перемене станут отличным способом поддержать здоровье школьников.
- Чем проще правила игры, тем лучше
- Для проведения игр школьникам выделяются специальные места
- В любой игре участие должно быть добровольным
- Игра не должна быть долгой по времени, поскольку перемены короткие, а ученикам еще нужно успеть подготовиться к следующему уроку
- Организация игры для детей начальной школы на перемене педагогом требует дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, а также к школьникам разного темперамента и физическими возможностями
- Стоит поддерживать стремление детей организовывать игры самостоятельно.
Какая польза от игры на перемене в школе?
- Для младших школьников игры помогают адаптироваться, в том числе найти друзей и попрактиковаться в общении.
- Подвижные игры для начальной школы на перемене развивают умение быстро принимать решение, совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, помогают развивать силу, ловкость, сообразительность и выдержку.
- Двигательная активность способствует физической разрядке и служит профилактикой застойных явлений. У детей поднимается настроение, что благоприятным образом сказывается и на учёбе.
- Переключив внимание, дети избегают утомления.
- Снижается нагрузка на зрение.
Большинство игр, представленных ниже, наверняка знакомо вам. Это простые, но веселые и шумные игры, которые обязательно понравятся детям.
«Ручеек»
Для этой игры нужно нечетное количество участников, один из которых будет выполнять роль водящего. Все дети, кроме водящего, делятся на пары, берутся за руки и встают друг за другом. Высоко поднимая руки, но не размыкая их, играющие образуют живой «коридор», внутри которого (внутри ручейка) быстро проходит водящий и забирает с собой одного участника. Образовавшаяся пара становится в конце, а оставшийся без пары игрок становится новым водящим.
«Испорченный телефон»
Испорченный (глухой) телефон — один из вариантов спокойной игры для начальной школы на переменах. Лучше играть с количеством участников от 5 человек, т.к. чем длиннее «цепочка», тем веселее результат.
Участники садятся в ряд на скамейку. Правила игры подразумевают выбор ведущего, который загадывает слово и тихо шепчет его первому участнику в цепочке испорченного телефона, чтобы не услышали остальные. Затем первый участник также тихо передает на ухо второму игроку, то, что он услышал и так до конца цепочки. Игрок, который находится в цепочке последним, громко говорит слово, которое он услышал. Как правило, результат очень отличается от загаданного ведущим слова и вызывает смех.
Новым ведущим становится участник, последний в цепочке, остальные сдвигаются, пуская на первое место бывшего ведущего.
Для более смешного результата, участники испорченного телефона стараются произносить слово, передаваемое по цепочке очень быстро и тихо. Игру можно усложнить, если передавать по «телефону» не слово, а фразу.
Для большого количества участников удобнее разделиться на 2 команды. Такой вариант предполагает, что ведущий шепчет каждой из команд одно и то же слово, а победителем становится та команда, которая в результате выдает слово, наиболее похожее на заданное.
«Путаница»
Выбирая подвижные игры в школе на перемене, детям иногда приходится рассчитывать на минимум пространства. Для таких условий подходит игра «Путаница».
Участниками выбирается один водящий, который выходит за дверь, а оставшиеся игроки, образуют круг, держась за руки и «запутываются» без размыкания рук. При этом участники могут пробираться под руками детей или переступать через руки. Когда путаница готова, дети зовут водящего: «Бабка! Бабка! Нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Задача водящего – распутать детей, говоря им каким образом повернуться, под какими руками пролезть и т.д. Если «нитка» разрывается (руки размыкаются) – все начинается сначала.
«Вытолкни меня»
Для этой игры понадобится начертить круг, внутри которого становятся участники игры. При этом игроки держат руки за спиной. Водящий (возможно педагог) подает сигнал, услышав который каждый игрок должен начать выталкивать любого из своих соседей за черту круга. При этом можно толкать спиной, локтями, плечами, но запрещено помогать кистями рук и головой. Тот из игроков, который останется внутри круга станет победителем.
«Резиночка»
Эту игру наверняка помнят многие мамы. Она и сегодня очень актуальна как для девочек, так и для мальчиков. Веселые подвижные игры для начальной школы на перемене обеспечены, если у одного из учеников есть с собой моток бельевой резинки – не меньше 4 метров.
Обычно в «Резиночку» играют 3-4 участника, два из которых встают напротив друг друга, внутрь резинки, натянутой на ноги, а оставшийся участник прыгает, выполняя ряд упражнений на разных уровнях до тех пор, пока не ошибется. После ошибки, он меняется местами с одним из участников, стоящих в «резиночке», и начинает прыгать следующий игрок – так по очереди.
Продолжают игру с того уровня, где сбились.
Для более понятного объяснения, привожу в пример видео.
Настольные игры для детей начальной школы на перемене
В каждом классе начальной школы должна быть организована зона отдыха, где дети смогут играть в спокойные игры. Для этих целей можно попросить у школьников принести для уголка отдыха ненужные настольные игры.
По возможности можно приобрести для этих целей специальные наборы, шахматы, шашки и другое. Сейчас в магазинах присутствует большое количество таких вариантов.
Игры для начальной школы на переменах – источник веселых эмоций для детей, возможность отдохнуть и развлечься с пользой для здоровья.
Если эта статья была для вас полезной, поделитесь ею в социальных сетях, нажав на соответствующие кнопки.
portfo-leo.ru
Подвижные игры на переменах в начальной школе.
Правила игры «Море волнуется раз»
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!»
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.
Правила игры «Жмурки»
Жмурки — детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других.
Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку (жмурке), который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве.
Если он правильно опознал игрока, то они меняются местами.
Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть «Огонь!», но нельзя так делать, чтобы отвлечь жмурку от игрока. Ещё как вариант жмурок можно играть в пятнашки, только без платка.
Правила игры «Четыре стихии»
По правилам игры участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «огонь» или «воздух».
Если водящий сказал слово «земля,то тот, кто поймал мяч, должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное.
При слове «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ.
При слове«воздух» называются птицы.
При слове «огонь» все должны помахать руками. Затем мяч возвращают водящему.
Правила игры «Колечко»
Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные лодочкой руки и приговаривая:
«Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю» и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»
При этих словах отмеченный игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков — удержать убегающего в своих рядах, поэтому отмеченный старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.
Волк и козлята
Детская украинская игра волк и козлята для детей младшего возраста. Для игры подойдёт игровая площадка 15-20 метров. На ней чертится круг 4-8 метра диаметром, и за его пределами ещё кружочки диаметром 1 метр на расстоянии 1-2 метра.
Маленькие кружочки это домики для козлят. Кружочков чертится на один меньше, чем игроков-козлят. По считалочке выбирают волка. В начале игры волк становится за пределами большого круга, а козлята внутри круга. На счёт три все козлята выбегают из круга и занимают домики.
Тот козлёнок, которому не достался домик, бегает от волка между большим кругом и домиками. Волк должен поймать козлика, но если козлёнок обежит круг 3 раза, то погоня прекращается и все остаются на своих местах. Если волк поймает козлёнка, то они меняются местами и игра начинается заново.
Правила игры «Три камешка».
Игра в три камешка — это старая французская игра, применяемая как для развлечений, так и для решения споров.
В игру могут играть от 2 до 4 человек, соответственно варианты ответов будут следующие: от 0 до 6, от 0 до 9, от 0 до 12. Для игры нужны камешки или мелкие предметы, которые можно зажать в кулаке. На каждого игрока приходится по три камня.
Правила игры в три камешка для двух игроков.
Игроки берут по три камешка и прячут их за спиной. Первым начинает ход игрок, выбранный жребием. По сигналу они вытягивают вперёд кулак, зажав в нём 1, 2, 3 камешка или ничего. Затем каждый по очереди говорит, сколько, по его мнению, камешков в кулаках у него и его противника, причём сумма камешков не должна совпадать, например, если первый игрок говорит шесть, то второй игрок может назвать любую сумму (5,4,3,2,1,пусто), кроме шести. Далее игроки разжимают кулаки и смотрят, кто прав. Если никто не угадал, игра продолжается, а если кто-то выиграл то, он выбрасывает один камешек.
Победителем становится тот, кто три раза назвал правильную цифру и избавился от всех камешков.
Интерес этой игры состоит в том, что для неё нужны здравый смысл, расчёт возможных ходов, интуиция, наблюдательность и победить в ней может каждый и не обязательно самый умный.
Правила игры «Классики»
Для игры в классики потребуется плоский камень и нарисованное мелом поле для игры. Поле для игры — это фигура из квадратов, примерно по 50 см площадью каждый и пронумерованные от 1 до 10.
Простые классики.
Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.
Дальше кидаем на 2 квадрат (это — «второй класс») и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая камень все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На «обратном пути» нужно наклониться и поднять свой камень (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться — тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем камнем в нужный квадрат, происходит переход хода — прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый «осилит» 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в «котел», то сгорает один «класс» (надо будет кидать камень на 1 квадрат меньше, чем до этого «набрали»).
Разнообразные классики
Главное отличие этого варианта в том, что камень нужно «провести» по всем классам — от 1 до 10. Пройденным класс считается после того, как игрок дошел до 10 ячейки вместе с камнем.
Суть игры: кидаем камень на квадрат с соответствующим «классом» и дальше выполняем по очереди задания («классы»):
Первый — обычный. Прыгаем или ходим как угодно, и перебрасываем камень на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке).
Второй — кидаем камень на цифру «2» с закрытыми глазами. Дальше прыгаем и ходим как угодно, главное — дойти до 10 квадрата.
Третий — «кочерга». Прыгаем на правой ноге, «пиная» камень всегда влево на следующий квадрат. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 5м квадрате.
Четвертый — на левой ноге «пинаем» все время вправо. «Переменка» (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) — на 6м квадрате.
Пятый — прыгаем (не ходим, а именно прыгаем) и пинаем камень двумя ногами одновременно.
Шестой — прыгаем и перебрасываем камень через одну клетку (1-3-5-7-9).
Седьмой — нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить.
Восьмой — можно кидать камень из пятого класса (квадрата).
Девятый — кидаем камень на «9» и прыгаем с закрытыми глазами.
Десятый — ручеек (т.е. десять раз на одной ноге из первого — в десятый), камень при этом можно не трогать.
Обязательные условия:
— если камень не попал в нужный квадрат, переход хода.
— если камень в одном классе двумя ногами не стоять (исключение — пятый класс, который полностью отпрыгался на двух ногах).
— если попал в «котел», сгорает целый класс — переход хода и дальше нужно начинать с предыдущего уровня.
— не топтаться, не передвигать камень, и на черточки не наступать!
Правила игры «Камень, ножницы, бумага»
Эта игра распространена по всему миру. В неё играют в разных странах и в каждой стране существуют свои правила. Здесь приведены правила, по которым играют в нашей стране.
Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один их трёх знаков: камень, ножницы или бумагу.
Победитель определяется по следующим правилам:
Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)
Играть в камень ножницы бумагу с реальными соперниками
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается.
В классическом варианте в игру играют вдвоём, однако возможна игра большего количества участников. При этом ничья засчитывается в ситуации, когда одновременно хотя бы один игрок показал «камень», хотя бы один игрок показал «бумагу» и хотя бы один игрок показал «ножницы».
infourok.ru
Игры на переменах для младших школьников
Игры во время перемен с младшими школьниками.
Подвижные игры должны отвечать следующим требованиям:
· — все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;
· — проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;
· — физическая нагрузка должна быть нормальной;
· — игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;
· — в играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию.
Лучше всего использовать на переменах игры, знакомые детям, чтобы не терять время на объяснение новых. Но если игра новая, то целесообразно после короткого объяснения ее сути попробовать игру, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся ее поняли. Затем внести поправки, после чего начинать игру по всем правилам до соответствующего результата.
Перебежки
Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место — небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.
По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.
2. Передача мяча
Играющие делятся на две или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.
Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.
3. Смена номеров
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
4. «Волк» и «ягненок»
Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний — ягненка, остальные — овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.
5. Эстафета со скакалкой
Играющие делятся на две команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
6. «Стоп!»
На одной стороне площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие, на другой – спиной к играющим становиться водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевая! Стоп!». Пока водящий произносит эти слова, все играющие должны как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.
7. «Второй – лишний»
Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может стать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто оказывается позади, становиться убегающим. Бегать можно как внутри круга, так и за его пределами. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями. Если играющих много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказывающийся третьим – убегает (в этом случае игра называется «Третий – лишний»).
Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, — убегающим.
8. «Группа, смирно!»
Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны исполнить в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово не произнесено, исполнить команду нельзя. Кто ошибется – делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д. Игра продолжается около трех минут. По окончании игры отмечают самых внимательных, т.е. тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам, шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду. Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.
9. «Точный расчет»
На полу чертят круг диаметром 40-60 см. В круг с завязанными глазами становится играющий. Его задача – выйти из круга, сделать восемь шагов и опять вернуться в круг.
10 «Карусель»
Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом,
А потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слова «Бегом» — бегут. По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на пол и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего «звонка». Опоздавший на карусель в игре не участвует.
Вариант. На веревке может быть на три метки меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны хвататься за метку. Кто не успеет ухватиться за метку, в игре не участвует.
11. «У медведя во бору»
Все играющие стоят свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия – опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится «берлога медведя». Дети подходят к берлоге медведя и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов и в то же время все вместе приговаривают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Когда дети произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит к берлоге. Игра кончается, когда пойманы трое-пятеро ребят.
12. «Воробьи-попрыгунчики»
На полу площадки рисуют такой круг, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «кот» — находится в центре круга. Остальные играющие – «воробьи-попрыгунчики» — становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя воробьи-попрыгунчики начинают выпрыгивать из круга, а кот старается кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого он поймал, становится котом, а кот – воробьем-попрыгунчиком, и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.
Вариант. Воробьи-попрыгунчики прыгают только на одной ноге.
13. «Пустое место»
Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь раньше водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т.п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.
14. Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «земля», то поймавший мяч должен быстро назвать какое-либо домашние или дикое животное. На слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово «воздух» — названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выходит из круга.
15. Игра «Горячий мячик»
Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч (например, по часовой стрелке). Неожиданно ведущий говорит: «Стоп!» Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: «Стоп!», мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил.
Игра тренирует внимание и скорость движений.
infourok.ru
Игры на переменах в 1 — 4 классах
Игры на переменах для учащихся 1 – 4 классов.
Качество учебного – воспитательного процесса в школе зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Особое место отведено организации малоподвижных и подвижных игр на переменах с учащимися начальных классов.
Проведение динамических пауз способствует сплочению детского коллектива, лучшему восприятию учебного материала, физическому развитию и воспитанию волевых качеств; в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность.
Игры — это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.
Предлагаю для коллег некоторые игры, которые можно использовать при проведении динамических пауз в начальных классах.
Зеленый, красный, желтый
Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками (зеленый, красный, желтый) — посредине. Учитель дает команды: «Остановились! Приготовились! Пошли!», — одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры.
«Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле,
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо: звѐзды горят,
Журавли кричат: — Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаѐтся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаѐт с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков
сразу же, как только они пробегут мимо него.
«Кот и мышь»
Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
Русская народная игра «Зарница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые, за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладѐт ленту на плечо одному из
играющих, который, заметив это, быстро берѐт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарѐй. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту
Золотые ворота
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками
Правила игры
1. Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».
2. Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
3. Дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.
4. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»
Шишки, желуди, орехи
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
Правила игры
1. Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
2. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
Хлопки
Хлопки — веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей. Эта детская игра хорошо подойдет для проведения на переменах в школе.
Игроки встают в круг. Каждый игрок получает порядковый номер.
Все игроки вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два раза по коленям. При этом один из игроков на хлопки в ладоши говорит свой номер, например — «пять-пять», а на хлопки по коленям – номер любого другого игрока.
Игрок, не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из игры.
Побеждают два последних оставшихся игрока.
Правила игры
1. Игроки встают в круг.
2. Каждому игроку присваивается порядковый номер.
3. Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два — по коленям.
4. Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а, хлопая по коленям – номер любого другого участника, стоящего в круге.
5. Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.
6. Побеждают два последних оставшихся игрока
Три, тринадцать, тридцать
Три, Тринадцать, Тридцать – игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей.
Описание игры
Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел – какое действие обозначает.
Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
Если водящий (учитель) говорит «три» — все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» — руки на пояс, при слове «тридцать» — руки вперед и т.д. (Можно придумать самые разные движения)
Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
Правила игры
1. Участники заранее договариваются — какое из чисел – какое действие обозначает
2. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук
3. Водящий называет определенное число – участники должны быстро выполнить соответствующее действие
4. Водящий может называть числа в любом порядке
5. Игрок, допустивший ошибку, отходит на один шаг назад и там продолжает игру
6. Выигрывает тот, кто по окончании игры останется на исходной позиции.
Съедобное — несъедобное
Для игры необходимы: группа игроков, сидящих рядком, ведущий и мячик. Ведущий кидает мячик каждому игроку по очереди и при этом произносил какое-нибудь слово. Если слово «съедобное» (т.е. обозначало какую-нибудь еду: «мороженое», «колбаса»), то игрок должен мячик поймать. Если «несъедобное» («табуретка», «чашка») – оттолкнуть. Тот, кто ошибается (ловит мяч) – меняется местами с ведущим.
Для игры требуется хорошая реакция и внимание.
Испорченный телефон
Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон».
Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.
Ручеек
Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим.
Кот и воробьи
На полу мелом или веревкой обозначается круг. В кругу будет стоять «кот», а за чертой «воробышки». По сигналу учителя последние начинают запрыгивать в круг, а задача «кота» быстренько поймать одного из них. Тогда пойманный «воробей» сам становится «котом».
Ассоциация
Один играющий передаёт другому слово, например, « море », а другой на ушко говорит слово, которое связано по смыслу, например « рыба» и так далее. Потом последний человек говорит вслух то что ему передали .
Найди спрятанный предмет
Один ученик отворачивается, остальные дети прячут предмет (палочку, кубик и т. п.). После этого сообщают «маршрут» тому, кто будет искать: пройти два шага прямо, повернуть налево, пройти семь шагов вперед и можно искать.
Как живется твоим вещам
Учащиеся выходят к столу. Все рассматривают его одежду и отвечают на вопрос учителя: «Хорошо ли живется рубашечке у Андрея?» Дети отвечают: «Хорошо. Она отглаженная, чистая, все пуговки на месте». Обсуждается не только одежда ученика, но и прическа. обувь. Все это поможет выяснить, как лучше ухаживать за одеждой, обувью, чтобы выглядеть аккуратным.
Режим дня
Учащимся раздаются сюжетные картинки, на которых изображены режимные моменты школьника. Учащиеся рассматривают картинки, затем быстро выстраиваются друг за другом, соблюдая последовательность выполнения режимных моментов.
Как мы одеваемся?
Учащиеся задумывают названия предметов одежды: платочек, платье, варежки, туфли, носки и пр. Каждый ученик тихонько называет задуманное учителю (не должны повторяться одни и те же предметы). Потом кто — то из детей (вначале это делает учитель) рассказывает, например: «Собрался я кататься на санках и надел на себя…». Прервав рассказ, он указывает на любого ученика, который называет задуманное слово. Учащиеся должны сказать, правильно ли оделись в данном случае дети.
Палочка, остановись!
Ученики становятся в круг, учитель — в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: «О чем будем рассказывать?» — «О зиме». Учитель предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом, дети подбирают много слов (ветреная, холодная, снежная и т. п.).
Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, учитель говорит: «Стоп! Палочка, остановись!» — и этот ученик выходит из круга.
Нужно — не нужно
Ведущий говорит: «Я хочу посадить огород. Капуста нужна?» Дети отвечают: «Нужна». Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. «Засадив» огород, дети продолжают игру — начинают «засаживать» сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Кто это?
Ученики поочередно берут карточки у ведущего, но так, чтобы дети не видели, что там нарисовано. Тот, кто вытянул карточку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.
Перекресток
Для игры нужен «перекресток» (рисуют мелом). На перекрестке должны быть «переходы», «островки безопасности», линии «стоп». Ведущий в роли светофора стоит в центре перекрестка. Учащиеся делятся на две группы: пешеходы и транспорт. По сигналу «светофора» пешеходы переходят улицу. Движется транспорт. Ведущий следит за соблюдением правил уличного движения. Нарушителей исключает из игры. Побеждают те, кто не нарушает правил уличного движения.
Ловкий пешеход
Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти — значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный — пешеход не имеет права переходить улицу, выбывает из игры. Попал в желтый — получает право еще раз бросить мяч.
Тише едешь — дальше будешь
В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. Водящий произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.
Удочка.
1. Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит веревку, на конце которой маленький набивной мяч.
2. Мяч должен проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.
3. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.
Третий лишний.
1. Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой — догоняет.
2. Убегающий игрок спасется от преследования, если возьмет за руку одного из пары.
3. Тогда тот, кто остался, стает лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.
1. Дети стоят за линией круга. В центре круга – ведущий. У одного из игроков мяч.
2. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок.
3. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, стает на его место.
Прыгающие воробышки.
1. На полу или земле чертиться круг диаметром 4м. Водящая «кошка» становится в середине круга, остальные участники игры «воробьи». Они находятся вне круга.
2. По сигналу «воробьи» начинают прыгать в круг и выпрыгивать из него.
3. «Кошка» ловит.
4. Пойманный «воробей» находится в центре.
5. Когда попадаются все «воробьи», выбирается новая «кошка».
6. Побеждает та «кошка», которая сумеет быстрее других поймать всех «воробышков»
Игра «Помощь друга»
Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако, освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится ученик, не успевший занять место.
Совушка
Выбирается водящий — «совушка». Играющие – на площадке, а «совушка» — в гнезде (отведенное для этого место).По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.
По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает»- «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.
Автор: Вакарина Екатерина Александровна
pedportal.net
Игры для 1 класса на перемене и во время динамической паузы
Игры на перемену
1. Глухой телефон
Дети делятся на две команды. Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.
2. Ручеек
Принимает участие нечеткое количество учеников. Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор.
Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий.
3. Третий лишний
Один ребенок — ловец, остальные дети делятся на пары. Встают в круг: один из пары впереди, второй — сзади.
Надо выбрать того, кто будет убегать от водящего первым. Этот игрок во время бега может встать впереди любой пары. Из образовавшейся тройки участник, стоящий последним, срывается со своего места и убегает по кругу от ловца.
Убегающий имеет право встать впереди любой пары. Если его успели догнать до этого, он сам становится водящим.
4. Смена номеров
Играющие дети становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
5. Тише едешь — дальше будешь
В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. Водящий произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.
6. Совушка
Выбирается водящий — «совушка». Играющие – на площадке, а «совушка» — в гнезде (отведенное для этого место).По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.
По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает»- «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.
Игры на динамическую паузу
1.Игра «Море волнуется»
Водящий говорит: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три, морская фигура, на месте замри!» Плавно передвигающиеся игроки на последнем слове замирают, изображая некое застывшее действие, характерную позицию (необязательно связанную с морем). Водящий обходит статуи и, показывая на одну из них, пытается угадать, что это за фигура. Если водящий угадывает, то фигура оживает и представляет какое-то действие. Закончив его, игрок становится водящим. Игра начинается сначала.
В другом варианте этой игры ведущий заказывает, кого нужно изобразить: «Фигура балерины (медвежонка, розы, дождя), на месте замри». Тогда он выбирает несколько фигур, по очереди дотрагивается до них — фигуры «отмирают», делают несколько движений. Затем ведущий определяет самое красивое, артистичное исполнение — этот игрок становится ведущим.
2. Игра «Угадай чей голосок»
Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: «Мы собрались в ровный круг, повернемся разом вдруг, и как скажем скок — скок — скок! — Угадай чей голосок?» Слова «Скок — скок — скок!» произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.
3. Игра «У ребят порядок строгий»
Все ученики выстраиваются в одну или две колонны и вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих детей.
По команде учителя «Убежали!» все разбегаются в разные стороны.
По второй команде «Быстро все по местам!» все ученики должны построиться в исходное положение.
Выбывает из игры тот, кто занял место последним.
Если играют две команды, то выигрывает та команда, которая построилась раньше другой.
4. Игра «Мяч соседу»
Играющие ученики стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу.
Водящий ученик, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая игроков. Тот, у кого он коснётся мяча, становится водящим. Можно образовать два-три круга и назначить столько же водящих. Выигрывает тот ученик, который ни разу не был водящим.
5. Охотник и сторож
Из числа играющих выбираются охотник и сторож. Сторож становится посередине площадки. Возле него чертят круг диаметром 2 м. Остальные играющие (звери) разбегаются по площадке в разных направлениях. Охотник гонится за ними, стараясь кого- либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сторожа. Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут).Но если сторож или охотник запятнают выручающего, он сам отправляется в круг.
Вырученные звери убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.
infourok.ru
Подвижные игры на переменах. Комплексы упражнений
Игры для I — IV классов1. Перебежки
Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место — небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.
По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.
2. Передача мяча
Играющие делятся на две или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.
Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.
3. Смена номеров
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
4. «Волк» и «ягненок»
Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний — ягненка, остальные — овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.
5. Эстафета со скакалкой
Играющие делятся на две команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Игры для V — VII классов
1. Погоня по кругу
Играющие становятся по кругу вплотную друг к другу. Водящий располагается за кругом и держит в руках жгут. По команде преподавателя он бежит по кругу и, не останавливаясь, кладет жгут позади одного из играющих. Как только игрок это обнаружит, он хватает жгут и бросается в погоню за водящим, стараясь ударить его жгутом раньше, чем тот займет освободившееся место. Если это удастся, они меняются местами, и погоня продолжается до тех пор, пока свободное место не будет занято. Если водящему удастся сделать полный круг и вновь взять положенный жгут, то прозевавший игрок становится водящим.
2. Рыбная ловля
Для проведения игры размечается прямоугольная площадка размерами 15(20)х30(40) м. За меньшими сторонами прямоугольника располагаются «дома». Двое назначенных игроков («рыбаки») становятся в середине площадки. По команде одного из них «В воду!» остальные игроки («рыбы») обязаны выбежать из «дома» и «переплыть» на противоположную сторону, избегая по пути «рыбаков» и увертываясь от них. Осаленные «рыбы» образуют цепь, по обе стороны которой становятся «рыбаки». Игра продолжается. Стоящие в цепи помогают «рыбакам» ловить «рыбу», но салить могут только «рыбаки». «Рыбам» разрешается разрывать цепь, при этом «улов» в счет не идет. Затем «рыбаки» подсчитывают свой «улов» и выбирают двух новых «рыбаков». В результате игры определяются самые удачливые «рыбаки».
3. На одной ноге по кругу
Играющие делятся на две команды, становятся по кругу на расстоянии 2-3 шагов друг от друга и рассчитываются по порядку номеров. По команде руководителя первые номера прыжками на одной ноге «обегают» последовательно каждого игрока спереди и сзади, становятся впереди вторых номеров и т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.
4. Встречная эстафета
В игре участвуют две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров. Команды в свою очередь делятся на две группы, которые выстраиваются друг против друга в колонны по одному на расстоянии 30-40 м: на одной стороне — четные номера, на другой — нечетные. По сигналу преподавателя первые номера бегут к колонне, стоящей напротив, и передают эстафету первому номеру, а сами становятся в конец колонны. Получив эстафету, вторые номера бегут и передают ее третьим номерам и т.д. Бег можно начинать только после получения эстафеты. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Игры для VIII — IХ классов
1. Туда и сюда
Играющие выстраиваются в шеренгу на линии старта (на расстоянии 3-4 шагов друг от друга). Каждый кладет у ног 3-4 каких-нибудь небольших предмета. По сигналу преподавателя игроки чертят вдоль линии, параллельной линии старта (на расстоянии 9-10 м от нее), три небольших кружка; затем они возвращаются к линии старта. По сигналу каждый игрок берет один из лежащих у его ног предметов и бежит к первому своему кружку, чтобы положить в него предмет; затем он возвращается за вторым предметом и т.д.
Когда все предметы размещены в кружках, игрок, не останавливаясь, возвращается поочередно к каждому кружку и, беря по одному предмету, приносит их обратно и складывает у своих ног. Тот, кто первым закончил переноску предметов туда и сюда, считается победителем.
2. Перетягивание на свою сторону
На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 7-8 м друг от друга. Команды (по 10-20 человек) выстраиваются в шеренги напротив друг друга на середине расстояния между линиями. По сигналу преподавателя каждый игрок старается перетащить стоящего напротив соперника за черту своей команды. Игра продолжается 1 мин. Выигрывает команда, перетянувшая за это время большее количество соперников.
3. Вытолкни из круга
На земле чертится круг. Играющие располагаются внутри круга, держа руки за спиной. По сигналу преподавателя каждый играющий старается вытолкнуть за пределы круга одного из своих соседей, толкая его спиной, плечами и локтями (хватать и толкать кистью запрещается). Тот, кто остался в кругу, считается победителем.
4. Эстафета
Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в произвольном порядке у своей линии старта, начерченной между двумя флажками. Флажки находятся на расстоянии 20 м друг от друга. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера, держа в левой руке эстафету, становятся за своей линией старта. По сигналу преподавателя, обежав 2 своих флажка, первые номера передают эстафету вторым, сами отходят к игрокам своей команды и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Игры для Х — ХI классов
1. Последовательная эстафета
В игре участвуют 2 команды. Дистанция делится линиями на 4 отрезка: три по 10 м и четвертый — 5 м (до флажка). У каждой черты встает по одному игроку; пятые стоят за последней чертой. По сигналу первые номера обеих команд бегут ко вторым и передают им эстафету, вторые — третьим и т.д.
После передачи эстафеты первые — четвертые номера поворачиваются кругом. Пятые номера обегают флажок и передают эстафету в обратном порядке. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.
2. Чехарда
Играющие делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны. Первый номер каждой колонны принимает одно из положений. По сигналу преподавателя второй номер каждой колонны перепрыгивает через первого и становится в 3 шагах от него в том же положении. Последующие номера проделывают то же самое как можно быстрее. Когда первый номер окажется последним, он в свою очередь перепрыгивает через всех, стоящих в колонне, возвращаясь на свое место. Выигрывает команда, первый номер которой быстрее закончит игру.
3. Круговая эстафета
На земле чертят большой круг (диаметром 10-20 м) и намечают его центр. Играющие (от 20 до 100 человек) разбиваются на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по радиусу круга (спиной к центру). Первые игроки команд стоят на линии круга, держа в руках какой-нибудь предмет (флажок, жгут и т.д.)
Преподаватель становится в центре круга. По его сигналу первые игроки команд обегают круг в западном направлении. Как только они убегают, на линию круга становятся следующие игроки. Обежав весь круг, головной игрок передает флажок второму игроку, а сам становится в конец своей колонны. Игрок, получивший флажок, также обегает круг и т.д. Последний игрок обегает круг и передает флажок преподавателю. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.
4. Перетяни канат
Играющие (10-30 человек) делятся на 2 команды и располагаются на противоположных сторонах площадки. На расстоянии 10-15 м от расположения каждой команды чертятся две параллельные линии. Внутри образовавшегося квадрата кладут канат длиной 15 м, свернутый в кольцо (концы каната свободны и выпущены на 1 м в стороны). По команде преподавателя «Внимание — марш!» все бегут к центру площадки и, взявшись за канат, стараются перетащить его на свою сторону.
Игра продолжается 1-2 мин. Выигрывает команда, перетянувшая весь канат (или большую его часть) за свою линию.
Владимир Радченко, учитель физической культуры СШ № 32 г. Белово, учитель года Кемеровской области-2004
www.ug.ru
Подвижные игры на переменах для детей начальной школы.
Подвижные игры на переменах в начальной школе учитель Кладиева Е. В.
Подвижные игры, проводимые во время переменок в школе, способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся на уроках утомление, повышают работоспособность к следующему уроку.
Дети, активно играющие на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на последующих уроках, чем их одноклассники, проводящие переменки в спокойном отдыхе. Такие подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры на переменах можно играть и всем классом, и небольшими группами.
По особенностями поведения детей школьного возраста, на переменах между уроками, можно выделить 3 группы учащихся:
1 группа: включает детей очень подвижных, иногда даже гиперактивных, эмоциональных, которые большую часть своего свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный, непредсказуемый бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между собой — это могут быть и `пряталки`, `догонялки`, шуточная борьба и возня.
2 группа: дети, предпочитающие игры средней активности. Дети этой группы играют в игры, связанные развлечением и досугом — настольные игры и тому подобное;
3 группа: дети, которые заняты игрой с малой активностью и подвижностью или одиноко неподвижные. В эту группу входят малоподвижные дети, которые проводят почти всю перемену словесно общаясь и беседуя друг с другом, фотографируя или снимая на видео дуг друга, делая заметки или рисунки, а некоторые из них возможно слушают музыку в одиночестве.
Для детей 1 группы:
Младшим школьникам очень нравиться игра «Мама, ниточку распутай»: с помощью считалки назначают ведущего игры – «маму». Остальные дети становятся в кружок, взявшись за руки. Ведущий отворачивается, а дети начинают «запутываться», не разжимая рук, переплетаясь друг с другом руками и ногами. После этого дети хором произносят: – Мама, ниточку распутай, только не порви. Задача ведущего – распутать детей обратно в кружок, постараясь не расцеплять их рук.
В игре «Жмурки» также считалкой выбирают ведущего, ему завязывают платком глаза и ставят посередине школьного коридора. Дети спрашивают: – На чем стоишь? Ведущий отвечает: – на мосту. Дети: – Что ешь? Ведущий: – Колбасу. Дети: – Что пьешь? Ведущий: – Квас. Дети: – Ищи мышей, а не нас. При этих словах дети разбегаются по коридору. Ведущий должен не только поймать какого-нибудь ребенка, но и угадать его имя.
Веселая игра «Хвост и голова» интереснее проводится при большом количестве участников. Выбирают «голову» и «хвост» змейки, между ними становятся остальные дети, положив руки на плечи соседу. Задачей «головы» в начале колонны будет поимка «хвоста», стоящего в конце. Остальные участники колонны стараются следовать за «головой», не убирая рук с плеч соседей.Игра «Море волнуется» также способна заинтересовать школьников, количество участников в ней должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становиться в круг, детишки ходят по кругу, взявшись за ручки, меняя направление движения и хором говоря: – Море волнуется раз (идут по часовой стрелке), море волнуется два (идут против часовой стрелки), море волнуется три (по часовой стрелке), морская фигура замри! После этих слов руки расцепляются, и каждый ребенок старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней не шевелясь. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если ребенок начнет двигаться или смеяться, он из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.
Подвижных игр, в которые можно играть на школьных переменах, очень много. Здесь важно знать меру и стараться не перевозбудить детей, иначе им потом трудно будет сразу сосредоточиться на уроке. На каждой переменке играть нужно в какую-то одну игру.
«Стая уток»
Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты – «озера» (10-15м), не меняя положения руки ног. Побеждает та утка, которая первой достигает озера (перейдет черту).
Правила игры: тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук или ног, считается проигравшим.
«Послушай, поверь и себя проверь»
Ведущий предлагает игрокам сделать следующие упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой- за правое ухо. Потом опять хлопнуть и сделать все то же другой рукой.
Вариант упражнения: по команде отдать честь (как военные) правой рукой, а левой показать «ВО!» (рука в кулак, большой палец вверх), потом по команде сделать то же другой рукой.
В игре «Лев – гиена»
Дети сидят в кругу, один (водящий) ходит вокруг. У водящего – игрушечный хвост (его можно сделать из веревочки, куска ткани, гирлянды или просто полоски бумаги).
Водящий ходит вокруг игроков, дотрагиваясь до каждого и произнося: «Лев». В определенный момент водящий дотрагивается до игрока и произносит: «Гиена!». После этого водящий должен начать убегать от гиены (гиена в свою очередь должна вскочить и попытаться догнать льва, схватить его за хвост). Лев убегает от гиены (бежит вокруг сидящих игроков), его задача: не потерять хвост и сесть на место гиены.Если гиене удалось отобрать хвост, лев остается водящим. Если же он усаживается на место гиены целый, невредимый, с хвостом, то водить начинает ребенок, выполнявший роль гиены.
В игре «Летает — не летает»
Учитель произносит названия предметов, животных и т. д.
Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет, то шагают на месте.
Самолет, синица, муха… — стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.
Качели, машина… — ходьба на месте.
При повторении игры можно добавить слово «ползает», тогда дети принимают положение приседа. Улитка, червяк… — присед.
Что изменилось в костюме?
Один из учащихся, стоя перед строем, медленно поворачивается, затем отходит в сторону, изменяет что-либо в костюме и возвращается. Ученики должны запомнить все детали его костюма и заметить, что изменилось.
Тот, кто первым заметил изменение, сам становится перед строем.
Игра » Ручеек». Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде.
Очень интересная и подвижная игра в которой могут участвовать как дети так и взрослые, и чем больше участников тем интереснее. Все игроки, кроме одного, становятся парами друг за другом, пары берутся за руки и поднимают их вверх, образуя коридор. Оставшийся игрок проходит через коридор, по пути забирая с собой кого-нибудь из игроков. Выйдя из коридора, новая пара становится в «хвост» цепочки. А игрок, оставшийся без пары, ныряет в «коридор» и выбирает себе новую пару. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Чем быстрее будет «течь» ручеек, тем веселее.
Для детей 2 группы:
Для детей трех групп: электронная «Динамическая пауза»(5- 7минут).
Различные вариации.
infourok.ru