Картотека (средняя группа) на тему: Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе
Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.
Карточка № 1.
«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»
Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Карточка № 2.
«Чистые подоконники»
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 3.
«Помогаем няне»
Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Карточка № 4.
«Дежурство по столовой»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 5.
«Дежурство по занятиям»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 6.
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 7.
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)»
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 8.
«Ремонт книг»
Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.
Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.
Карточка № 9.
«Чистые стульчики»
Цель: учить детей помогать поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Карточка № 10.
«Стирка кукольной одежды»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 11.
«Моем расчёски»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.
Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
nsportal.ru
1. «Угадай, чей голосок» Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх. Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:
«Мы собрались в ровный круг Повернемся разом вдруг, А как, скажем: (говорит первый ребенок) «Скок — скок — скок, угадай, чей голосок?» Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону. | 2. Затейники. Цели: 1. Обучение детей различным танцевальным движениям 2. Воспитание внимательности. Содержание: Дети стоят по кругу, в центре затейник. Дети идут по кругу со словами:
«Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте Дружно вместе Сделаем вот так» Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться. |
3. Карусель. Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами. Воспитание интереса к хороводным играм. Содержание: Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.
«Еле — еле, еле — еле, Закружились карусели, А потом кругом, кругом Все бегом, бегом, бегом. Тише — тише, не спешите! Карусель остановите! Раз — два, раз — два Вот и кончилась игра!» Затем сменить направление и продолжить игру. | 4. Тишина. Цели: 1. Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами. 2. Воспитание дисциплинированности. Содержание: играющие идут по кругу со словами:
«Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши Засыпайте малыши». По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок — победитель. |
5. Кошка и мышка. Цели: Обучение детей четкому произношению слов. Развитие двигательной активности. Содержание: Дети стоят в кругу. В центре один ребенок — мышка. Дети идут по кругу со словами:
«Ходит Васька — беленький Хвост у Васьки серенький Только мышки заскребут Чуткий Васька тут как тут». С окончанием слов дети останавливаются и в одном месте делают проход — ворота. Мышка убегает от кошки, пробегая в ворота и подлезая под руки стоящих в кругу детей. Кошка ловит мышку, но пробегать может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется с другой мышкой. | 6. Колпачок. Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок — «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:
«Колпачок, колпачок Тоненькие ножки Красные сапожки Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили Танцевать заставили» Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами: «Танцуй сколько хочешь Выбирай, кого захочешь» Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка». |
7. Узнай по голосу. Цели: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх. Содержание: Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:
«Ваня — Ваня, ты в лесу Мы зовем тебя — «Ау» Ваня глазки закрывай Кто назвал тебя, узнай». Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает. | 8. Метелица. Цели: Развитие двигательной активности. Формирование чувства равновесия. Содержание: Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места кружится вокруг себя со словами:
«Мели, мели мельница Жерновочки вертятся Мели — мели, засыпай И в мешочки набивай» На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей. |
9.Заря — зарница. Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре. Содержание: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников — водящий — стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:
«Заря — зарница Красная девица По полю ходила, Ключи обронила Ключи золотые Ленты голубые Раз — два, не воронь, А беги как огонь». С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим. | 10.Чурилки Цели: Развитие звукового восприятия. Воспитание активности, интереса к игре. Содержание: Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут хоровод вокруг них со словами: «Трынцы — брынцы. Бубенцы Позолочены концы. Кто на бубенцах играет Того жмурка не поймает». После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки. |
12. Дети и петух. Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры. Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций. Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:
«Петушок — петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка. Что так рано встаешь? Детям спать не даешь?» После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук. «Петух» кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом». | 13. Барашек. Цели: Обучение детей умению играть по правилам. Воспитание внимательности и выдержки. Содержание: Играющие стоят по кругу. «Барашек» — внутри круга. Дети идут по кругу со словами:
«Ты барашек, серенький С хвостиком беленьким. Мы тебя кормили Мы тебя поили. Ты нас не бодай С нами поиграй Поскорее догоняй». По окончании слов, дети бегут врассыпную, а «барашек» их ловит. Правило: Разбегаться можно только после окончания слов. |
11.Капуста Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности. Содержание: Рисуется круг — огород. На его середину играющие складывают свои вещи — шапки, пояса, платки и т.д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:
«Я на камушке сижу Мелки колышки тешу Мелки колышки тешу Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли В огород не прибегали Волк и лисица, Заинька усатый, Медведь толстопятый». Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем. | 14. Займи место. Цели: Обучение детей умению играть по правилам. Развитие силы бега. Содержание: Один из участников — водящий — становится за круг. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий говорит: «Как сорока стрекочу Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу Тебя хлопну по плече — беги!» Сказав «беги!» водящий слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим. Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во время бега не касаться стоящих в кругу детей. |
nsportal.ru
Февраль | Учить детей выти рать пыль с подокон ников, столов, стульев, влажной тряпкой, предварительно понаблюдав как это делает няня. Следить за соблюдением целостности трудо вого процесса и за тем, чтобы по окончании работы дети все убирали на свои места. Провести беседу на тему «Чистота — залог здоровья» наблюдать за деятельностью врача. | Продолжать формиро вать навыки дежурства по столовой (помогать приносить няне обед). Закреплять навыки накрывания (расклады вание столовых прибо ров, салфетниц, хлебниц и уборки со столов (убирать столовые приборы, кружки, хлебницы, салфетницы, уносить грязные салфетки в мусорницу). Наблюдать за тем как няня моет посуду. Помочь дома маме помыть посуду. | Читать литературные произведения о труде пословицы. Экскурсия в д/с библиотеку. Наблюдать за трудом библиотекаря. Формировать предста вления детей о значимости данной профессии. Учить детей наводить порядок в книжном уголке, правильно обращаться с книгой. Наблюдать за тем как воспитатель «ремонти рует книги», вызывая тем самым бережное отношение к книгам. | Закрепить навыки пользования трудовым инвентарём зимой. Уточнить его место нахождение. Продол жать формировать навыки своевременно го выполнения поручений (расчистить снег с дорожек и игрового оборудования на участке). | Март | Продолжать учить детей рыхлить землю в цветочных горшочках и правильно поливать цветы (под корешок), опираясь на схемы в уголке природы. Формировать навыки коллективного труда (рыхление, полив, вытирание воды после полива цветов, протирание листьев от пыли). Воспиты вать ощущение общей радости от проделанной работы. | Учить детей соблюдать чистоту в раздевалке (протирать об тряпку грязную обувь). Помогать дома маме ухаживать за обувью. Воспитывать уважительное отношение к труду других. Продолжать воспитывать бережное отношение к своим вещам, учиться самостоятельно ухаживать за ними. | Формировать навыки помогать воспитателю в подготовке к занятиям (расклады вать листочки, карандаши…). Воспитывать желание помочь взрослому и бережное отношение к учебным пособиям. | Провести закрепляющие игры: «Кто всех быстрее?» — оденется — разденется — заправит свою кроватку без помощи взрослого А так же «Кто умеет лучше всех!?» — полить цветы — протереть пыль и воду — подрыхлить землю в цветочных горшках — ухаживать за животным в уголке природы… Закрепить стремление, ответственно трудиться Поощрять победителей. | Апрель | Учить детей мыть игровое оборудование (мыть кукол, стирать их одежду). Продолжать воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию акцентируя на его изнашиваемости. В д/с. наблюдать за трудом прачки, дома наблюдать как стирает и гладит белье мама. | Продолжать формировать навыки работы в уголке природы. Помогать воспитателю чистить клетку животного, менять подстилку, уносить отходы в определенное место. Закрепить в мышлении детей, что труд человека приносит пользу домашним животным. | Читать худ. произведения о труде, героях тружениках. Продолжать учить детей бережно относиться к книгам и | Научить детей убирать мусор на участке. Добиваться того, чтобы дети сами организовывали свою деятельность, проявляли инициативу. Совместно с детьми сделать коробочку под мусор, как стимул привлечения детей к порядку. Наблюдать за работой продавца. |
nsportal.ru
Технологическая карта. Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.
Технологическая карта
Хозяйственно-бытовой труд
Группа, возраст- средняя.
Тема: «Помощь ежику»
Цель: Познакомить с профессией «Врач».
Задачи: 1. Учить протирать полки в шкафу: верхние, нижние, боковые стенки.
2. Продолжать учить работать тряпочкой: намачивать, отжимать, расправлять.
3. Воспитывать умение общаться друг с другом во время трудовой деятельности.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Оснащение игры: игрушка ежика.
Непосредственная образовательная деятельность:
1.Мотивационно- проблемный этап.
-Ребята, посмотрите как грязно. Ой, кто это?
-Ежик мне рассказал, что он расстроен, потому что заблудился в нашей группе. Он искал на наших полках с игрушками яблоки и случайно раскидал игрушки.
-Давайте все исправим и поставим игрушки на место.
-Это Ежик и он плачет.
-Давайте.
Около воспитателя.
Рассказ.
Подсказывающие вопросы.
2.Деятельностный этап.
3. Рефлексия.
Давайте поделимся на две группы. Одна будет протирать полочки, а другая складывать игрушки.
Но прежде чем мы поставим игрушки, полочки нужно протереть.
Берем тряпочку и мочим ее в тазике с водой, хорошо выжимаем и протираем полочки. Сначала протираем боковые стороны, потом низ. Вот так. Молодцы.
-А вы знаете, как называется профессия человека, который наводит частоту?
-Правильно.
Милая уборщица, мастер чистоты!
Чисто все помоешь, уберешь все ты.
Знают, уважают, твой нелегкий труд,
Люди с удовольствием в чистоте живут!
А теперь, когда уже одну полку мы протерли, вторая группа может складывать игрушки. Ставим аккуратно, ровно, сюда кубики, а вот сюда машинки. Молодцы.
— Ну вот мы со всем и справились. Что же нужно сделать в конце?
-Правильно. Выжимаем хорошенько тряпочки и вешаем на батарею.
-А теперь, когда мы все сделали, Ежик нам предлагает размяться.
Хитрый ежик – чудачек (ходят по кругу)
Сшил короткий пиджачок. (показывают)
Сто иголок на груди, (стучат по груди)
Сто иголок позади. (стучат пальчиками по спине)
Ходит еж в саду по травке (ходят)
Натыкает на булавки: (пальчиками стучат по спине)
Грушу, сливу, всякий плод,
Что под деревом найдет. (показывают и наклоняются)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам (ручки за головой и идут по кругу)
-Ребята, чем мы сегодня занимались?
-Мы справились?
-Молодцы.
-Уборщица.
.
Слушают воспитателя.
-Убрать рабочее место.
Выполняют движения.
-Помогали Ежику.
Около полок с игрушками.
Около воспитателя.
Словесный.
Показ способа действий.
Рассказ.
Подсказывающие вопросы.
Разъяснение.
Словесный.
Подсказывающие вопросы.
infourok.ru
«Трудовое воспитание в средней группе».
На пятом году жизни ребенок может ставить перед собой отдельные реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца, формирование навыков совместного труда, чувству ответственности за порученное дело
У детей продолжают развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений.
На данном возрастном этапе целесообразно проводить неоднократные наблюдения за работой представителя какой-то одной профессии. Например, можно наблюдать, как повар варит кашу, жарит оладьи, шинкует овощи. В результате у дошкольников складываются представления о том, что повар готовит разную пищу для всех. Детей подводят к пониманию содержания труда человека определенной профессии. Можно проводить беседы обобщающего характера с использованием игровых приемов. Например, предложить ответить на вопросы куклы Оли, которая хочет быть поваром. В ходе таких бесед нужно побуждать детей высказывать свои отношение к значимости труда людей (врач заботится о том, чтобы дети не болели; повар готовит обед и т.д.). Также необходимо детям читать произведения художественной литературы о труде и людях труда, проводить с ними дидактические игры типа «Что нужно для работы», «Кому пригодится этот предмет» и другие.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в средней группе остается труд по самообслуживанию. Воспитатель должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле над действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул». Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Целесообразно использовать и произведения художественной литературы.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи («Молодец Саша, помог Юле застегнуть пуговицу, она теперь не простудится» и т.п.). Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь. То, что кто-то из детей ждет помощи от других, не должно оставаться не замеченным. Надо терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.
В этой группе чаще следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Катей проверим, как вы оделись; посмотрите, как быстро оделась Маша» и т.п.)
Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения показа способа действия на данном этапе по- прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать сменную обувь – будешь долго искать; не повесила платье – будешь ходить в мятом.
Элементарно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет ещё слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе(2-3детей). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.
Необходимо помогать воспитанникам, распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, педагог говорит, троим детям, что решил доверить им важное дело: навести порядок со строительным материалом. Выполняя подобные поручения, ребенок начинает понимать общественную необходимость своей работы, учится ответственно подходить к делу.
В средней группе следует приобщать детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов: например, куда – то сходить и что-нибудь отнести. В руководстве поручениями наиболее эффективными являются такие приемы как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрения.
В средней группе усложняется содержание элементарного бытового труда. Его можно организовать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Дошкольники любят трудиться с взрослыми.
В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, с воспитателем. Например, на прогулке педагог обращает внимание на то, как много выпало снега, как все замело и предлагает очистить от снега беседку, скамейки, чтобы помочь дворнику. Вместе с няней дети могут протирать стулья, столы, полки. Так постепенно дети учатся ценить труд взрослых и свой труд.
С этого возраста надо приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение проявлять волевое усилие.
Однако, следует помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к переутомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Не прерывная деятельность ребенка не должна превышать 10 минут.
С начала года дети дежурят по столовой. Первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками.
В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям. В первые дни пособия расставляет педагог вместе с дежурным, а затем детей приучают делать это самостоятельно. Нужно довести до сознания детей, что дежурства – это обязанность каждого перед всеми. Педагог дает объективную оценку труда детей.
В работе с детьми данного возраста ручной труд организуется чаще. У детей уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Они научились пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами. При организации совместного труда с взрослым, дети уже могут оказывать ему существенную помощь. Проявляя при этом активность и самостоятельность. Ребенок может по поручению взрослого подклеить книжку, намазать клеем большую поверхность. Вырезать по шаблону необходимое количество деталей ит.д.
Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему относиться. Например, если ребенок подклеил книгу, то он старается не только бережно с ней обращаться, но и следит, что бы и другие дети проявляли эти качества.
Труд в природе. В воспитании у детей 4 -5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Поэтому желательно уже в начале учебного года познакомить детей с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями. Осенью показать, как взрослые заботятся о них (собирают опавшие листья, сажают деревья и кустарники, собирают семена). Можно привлечь детей к сбору семян цветов. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву и отнести в определенное место. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму. В течении всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, за обрезкой деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Эти наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участи в трудовой деятельности ребенка. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами (уносят с дорожек сорную траву, собирают урожай).
В течение всего года, дети, выполняя ежедневные поручения педагога, участвуют в уходе за комнатными растениями уголка природы. Важно периодически осматривать с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.
Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат.
www.metod-kopilka.ru
Консультация (средняя группа): Методические приемы хозяйственно-бытового труда в средней группе.
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, включая хозяйственно-бытовой труд, систематически начинает осуществляться со второй младшей группы.
В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и прежде, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4—5 лет еще слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения дают одному ребенку или небольшой группе (2-3 ребенка).
Наряду с этим имеет место и коллективные поручения, объединение нескольких ребят в общем труде. Осуществляя руководство хозяйственно-бытовым трудом детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, личные потребности, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых.
Например, говорю Аязу и Роме, что решила доверить им важное дело, которое нужно выполнить аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строительными материалами; «Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг такой беспорядок! У нас много дел, давайте договоримся, кто что будет делать». Пока дети занимаются уборкой, обращаю внимание всех присутствующих на то, как они трудятся («Как приятно смотреть на ребят, когда они работают дружно »). Выполняя подобное поручение, дети начинают понимать общественную необходимость своей работы, учатся ответственно подходить к делу.
Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, дворником, воспитателем. Например, сгребаю сухие листья, а дети переносят их в кучу, или на прогулке обращаю внимание детей на то, как много выпало снега, как замело все дорожки, и предлагаю очистить от снега веранду, скамейки, чтобы помочь дворнику. («Вот удивится дядя Хамза, когда увидит, как мы ему помогли!»). Ребята с удовольствием очищают вместе снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он хвалит их за работу.
Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. В работе можно использовать следующие методы: показ, объяснение, указания, напоминание. Можно провести беседы по типу «Для чего нужны дежурные», игру «Кто правильно накроет на стол», важно обращать внимание на правильную сервировку стола в ходе сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери » . Дежурства начинают носить более самостоятельный характер. Ддовожу до сознания детей, что дежурство — это обязанность каждого перед всеми. Даю объективную оценку труда детей: застенчивого малыша подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает еще лучше.
Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям. Сначала детей знакомят с порядком хранения пособий. В первые дни пособия расставляю вместе с дежурным, затем детей приучаю делать это самостоятельно.
Так же организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. Совместно с детьми занимаемся уборкой в игровых зонах по пятницам, ремонтом книг в книжном уголке по необходимости. Важно учить детей в процессе труда спокойно и вежливо общаться, уметь контролировать свое поведение, оценивать свои действия, тактично делать замечания и правильно реагировать на них, оказывать помощь друг другу.
Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру. При этом важно как учитывать желание ребенка, так и привлечь пассивных детей. Дети следят за порядком в игровых зонах, в книжном уголке. Когда необходимо навести порядок в группе, можно давать индивидуальные поручения для каждой игровой зоны. Например, Милана наведи порядок в кукольном уголке, Артем расставь машины в гараже и т. д.
С целью повышения активности и интереса к трудовой деятельности использую метод поощрения. Известно, что похвала стимулирует к выполнению очередного задания с еще большим старанием. Удачи ребенка в трудовой деятельности отмечаю в присутствии всех детей. Ребенку полезно и приятно ощущать себя значимым, умелым. Например, («Посмотрите, как Тимофей хорошо убрал игрушки!»).
Эффективны и игровые приемы работы с детьми. Например, к ребятам приходит кукла Аня и просит помочь ей сложить на место игрушки, постирать кукольное белье, протереть мебель и т. д.
В процессе совместной деятельности взрослые должны показывать детям пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше понимает общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.
В процессе детского труда необходимо решать вопросы нравственного воспитания, формировать навыки положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников («Нам с Ирой нравится, как Ильназ и Денис расставили машины в гараже . Правда, девочки?»). Необходимо постоянно обращать внимание детей на их сверстников ( «Залина справедливая и добрая девочка, она заметила, что Лере одной трудно убирать игрушки, и стала помогать ей. Вот так поступают настоящие друзья» ).
Также нужно помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к утомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна длиться более 10 минут. Например, видя, что похвала взрослых чрезмерно стимулирует деятельность ребенка, он возбужден, раскраснелся, у него участилось дыхание, нужно незаметно переключить ребенка на игру либо дать ему какое-либо индивидуальное поручение, не требующее физического напряжения, например, попросить позвать кого-нибудь из сверстников.
Работу по организации трудового воспитания важно осуществлять в тесном сотрудничестве с семьей. Родителям сообщать об успешном выполнении ребенком трудовых поручений, дежурства. Можно поинтересоваться, какую помощь оказывает ребенок маме и папе.
Таким образом, в ходе трудовой деятельности дети овладевают конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, у них формируется способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, соблюдать определенные правила поведения. Дети овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу, образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
nsportal.ru
«Трудовое воспитание детей средней группы в процессе хозяйственно-бытового труда
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 32 «Светлячок»
ДОКЛАД
на педагогическом совете №3 «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»
Тема: «Трудовое воспитание детей средней группы в процессе
хозяйственно-бытового труда
Подготовила:
воспитатель
МДОУ детского сада комбинированного вида
№ 32 «Светлячок»
Насибян Мариам Усиковна
29.01.2019
Г. о. Подольск
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Дайте детям радость труда — это радость ему несет успех, осознание своей умелости значимостивыполняемой работы, возможностидоставлять радость другим».
Трудовое воспитание дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, чтобы решать эту проблему, целью трудового воспитания мы ставим: формирование положительного отношения детей к труду. Для реализации этой цели возникают следующие
1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
На пятом году жизни ребенок уже может ставить перед собой отдельные реальные цели и добываться их, но у него еще отсутствует навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется умение доводить начатое дело до конца, формированию навыков совместного труда, чувство ответственности за порученное дело. У детей продолжает развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представления. Различают четыре основных вида детского труда:
1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей).
2. Хозяйственно — бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).
3. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду).
4. Ручной труд (поддержание порядка в группе: починка, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и пр.)
Предусматривается три формы организации трудовой деятельности детей :
- Поручения — индивидуальные и совместные. Они могут быть эпизодическими(краткосрочными), длительными и отсроченными по времени;
- Дежурства – индивидуальные и совместные;
- Коллективный труд.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в средней группе остается труд по самообслуживанию. Воспитатель должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле над действиями детей. Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Целесообразно использовать и произведения художественной литературы.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи («Молодец Саша, помог Юле застегнуть пуговицу, она теперь не простудится» и т.п.). Надо терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения показа способа действия на данном этапе по — прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать сменную обувь – будешь долго искать; не повесила платье – будешь ходить в мятом.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно — бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Хозяйственно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет ещё слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе(2-3детей). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.
Необходимо помогать воспитанникам, распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения.
В средней группе следует приобщать детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов: например, куда – то сходить и что-нибудь отнести. В руководстве поручениями наиболее эффективными являются такие приемы как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрения.
В средней группе усложняется содержание элементарного бытового труда. Его можно организовать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Дошкольники любят трудиться с взрослыми.
В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, с воспитателем. Например, на прогулке педагог обращает внимание на то, как много выпало снега, как все замело и предлагает очистить от снега беседку, скамейки, чтобы помочь дворнику. Вместе с няней дети могут протирать стулья, столы, полки. Так постепенно дети учатся ценить труд взрослых и свой труд.
С этого возраста надо приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение проявлять волевое усилие.
Однако, следует помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к переутомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Не прерывная деятельность ребенка не должна превышать 10 минут.
С начала года дети дежурят по столовой. Первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками.
В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям. В первые дни пособия расставляет педагог вместе с дежурным, а затем детей приучают делать это самостоятельно.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.
Остановимся более подробно на нескольких темах:
Тема «Умывание»
Целью является закрепление навыков умывания и пользования личным полотенцем. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду). Воспитыватькультуру общения.
Тема «Одевание»
Целью является совершенствование умение детей самостоятельно одеваться (надевать колготки). Воспитываем опрятность, стремление следить за своим внешним видом. Учим бережно относиться к вещам, оказывать взаимопомощь, проявлять гуманные чувства по отношению к другу. Закрепляем понятия: «изнанка», «лицо», «снаружи», «спереди», «сзади».
Тема «Дежурство»
Целью является научить детей сервировать стол, понимать значение своего труда. Воспитывать бережное отношениедруг другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат.
Спасибо за внимание!
infourok.ru