Значение труда для детей дошкольного возраста – Статья на тему: Значение труда в дошкольном возрасте.

Содержание

Статья на тему: Значение труда в дошкольном возрасте.

                                                   Значение труда в дошкольном возрасте.

Труд — важнейшее средство в  воспитании   детей дошкольного возраста , в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь   процесс  трудового  воспитания детей в детском саду,  должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для всего  коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней  как — необходимое условие для проявления творчества личности.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним  из самых основных элементов.
А. С. Макаренко. Труд основа человеческой жизни.
Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко.  Труд  это  то,  что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.

                                                         

                                                         

                                                         

                                                         Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то  в   старшем  дошкольном  возрасте  этот труд  для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных   потребностей  ребенка. Ежедневное выполнение   трудовых  заданий,  приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое  без требований из вне. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда  ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует  у  них  самостоятельность,  уверенность в своих силах.

                                                 Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных  знаний  о почве, посадочном материале,  орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает у   детей  интерес  к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов,  осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей,  практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,  умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, красивее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся  и   осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
 На опыте дети  усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

nsportal.ru

2. Значение труда для развития личности дошкольника

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А. Коменекий, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что: I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учебной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Вид

деятельности

компонент

Игра

Тру

учение

цель

В ее постановке

главная роль

принадлежит детям,

обусловливается их

интересами и же-

ланиями

Совместная

(для взрослых и

детей) постановка

цели.

Цель перед детьми ставит

педагог, который

руководствуется

программой.

планирование

Дети подчиняются

свободному замыслу,

обговариваемые

заранее пути раз-

вития сюжета могут

свободно изменятьс

Предварительный

план необязателен

Характерно

предварительно

оговаривание всех

сторон

деятельности

участниками —

воспитателем и

детьми.

Занятие проводит педагог по зара

продуманному плану. Дети

выполняют указания питателя.

Процесс деятельности

В процессе

руководства педагог

должен считаться с

замыслом и

интересами детей.

Прямые указания

могут привести к

разрушению игры.

Участником педагог

может не быть. Об-

щение возникает ли-

бо на основе един-

ства замысла, либо

на основе личных

симпатий. Дети с

помощью игрушек

или предметов-

заместителей

изображают

деятельность взрос-

лых. Их действия

носят игровой, отоб-

разительный харак-

тер и не приводят к

реальному резуль-

тату.

Взрослые и

дети действуют

совместно

.направляя усилия

на достижение

общего результата.

Педагог не должен

от начала и д о

конца выполнять

работу с

воспитанниками, но

они должны видеть

заинтересованность

взрослого в до-

стижении общей

цели. Общение

возникает на основе

единства цели.

Сотрудничество и

взаимопомощь

поддерживаются и

поощряются

педагогом.

Ведущими

являются

предметно-

орудийные действия, с

помощью которых и

достигается резуль-

тат

Педагог всеце

направляет деятельность

детей: педагог учит — дети

учатся. Усилия детей достижении поставленной

цели носят индивидуаль

ный характер. Ведущими

являются умственные

действия и учеб

навыки.

Результат

Не приносит

практического

результата, но

вызывает у детей

радость, удовлетво-

рение. Может быть

завершена на любом

этапе и от этого не

теряет своей прив-

лекательности.

Смысл труда

состоит в полу-

чении практичес-

кого результата,

удовлетворяющего

чью-то потребность.

Дети получают результат

познавательного характера

-научился.

studfiles.net

Значение труда для развития и воспитания ребенка. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников.

Поделись с друзьями

Трудовое воспитание дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Значение труда для развития личности дошкольника

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А. Коменекий, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

1.  Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2.  Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

3.  Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.

students-library.com

Что значит труд ребенка в дошкольном возрасте


Труд – эффективное средство формирования предметно-практической компетентности дошкольника.
Очень важно с детства приучить ребенка к труду, воспитать в нем элементарные трудовые умения и навыки. Посильный труд наряду с игрой удовлетворяет стремление ребенка к активной деятельности, самостоятельности, организованности, дает утешение и радость в повседневной жизни.

Значение труда для всестороннего развития дошкольника

Бесспорно именно труд — один из ведущих факторов всестороннего развития детей. Труд полезен для здоровья ребенка, если он посильный и правильно организован. Труд способствует умственному развитию.

Во время трудовых действий происходит развитие всех познавательных процессов:

  • активного восприятия;
  • воображения;
  • внимания;
  • памяти;
  • мышления.

Неоценимое значение труд имеет и для нравственного воспитания ребенка, ведь во время работы воспитываются такие качества личности:

  • наблюдательность;
  • сосредоточенность;
  • исполнительность;
  • дисциплинированность;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Виды поручений

(по Т. Познанской):

  1. По форме организации: индивидуальные, групповые, коллективные.
  2. По продолжительности их выполнения: кратковременные, долговременные, постоянные, эпизодические, разовые.
  3. По сложности задач: простые, сложные.

Систематическое участие в трудовой деятельности способствует общему развитию ребенка, и придает уверенности в собственных силах. Именно с помощью трудовых поручений мы развиваем у детей такое базовое качество личности, как самостоятельность.

Самостоятельность — способность полагаться на собственные силы, не обращаться без нужды помощи других, действовать независимо и инициативно.

Давая ребенку поручение очень важно показать, как правильно его выполнить, и объяснить зачем это нужно. Постепенно показ и навыки заменяем напоминанием и контролем.

Для развития трудовых умений у детей следует правильно подбирать поручения.

Прежде всего, оно должно быть посильным и вместе с тем требовать от ребенка небольшого усилия, чтобы она относилась к поручению, как к важному и серьезному делу.

podrastu.ru

Статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме: Значение ручного труда для детей дошкольного возраста

Значение ручного труда.

Занятия трудом развивают у детей чувство коллективизма, активность, дисциплинированность, способствуют развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.

Трудовую деятельность детей можно разделить на 4 основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условно, так как чётких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, своё содержание. Такое разделение труда даёт возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

Слабое развитие мелкой моторики, затруднённость манипулятивной деятельности создают неблагоприятные условия для развития познавательных возможностей. Поэтому передо мной встала проблема определения содержания работы. Я поняла, что имею дело не с абстрактным коллективом, который нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных воспитанников, с индивидуальными характерами, с их собственным жизненным опытом.

В своей работе надо идти не от коллектива к ребёнку, а от кропотливой работы с ребёнком, к созданию нравственно здоровой среды, способной предоставить благоприятные условия для развития каждого.

Цель моей работы можно определить как формирование самостоятельной творческой личности, способной развивать свой потенциал. Исходя из этого, были определены направления в работе:

  1. развивать творческие способности детей.
  2. формировать коммуникативные качества.
  3. создавать условия для самореализации.
  4. развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.

Следует помнить, что результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Давая детям те или иные задания, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: состояние здоровья, наличие навыков и умений. В своей работе сочетаю индивидуальные и коллективные формы организации деятельности детей. Индивидуальный подход осуществляю путём упрощения или усложнения заданий.

При выборе объектов труда учитываю, что изделие должно иметь общественно полезное значение, то есть возможность его использовать в группе, дома, для подарка. Трудовое задание должно быть посильным для ребёнка.

Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, планирование, овладение трудовыми навыками и способностями работы, сам процесс труда, получение труда и его оценку. Способность ребёнка успешно овладевать приёмами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга. Благодаря нормальной работе головного мозга человек способен осознать цель предстоящей деятельности. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие головного мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что занятия с участием рук и пальцев приводят гармоничные отношения тело и разум. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев во время работы с природным материалом или с бумагой весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Любой из видов ручного труда содержит в себе и возможности для формирования у детей прилежания, стремление к качественному выполнения задуманного и внесению чего- нибудь нового. Но чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

В процессе формирования творческой деятельности выделила 3 этапа:

  1. выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
  1. формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
  1. развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

На своих занятиях строго соблюдаю эти этапы, так как каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всём процессе. Причём практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счёт заданий творческого характера.

Рассмотрим три уровня практической деятельности детей на занятиях по ручному труду, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности.

  1. работа копия (по образцу) имеет большое значение в обучении, так как не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали. Но при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделия самостоятельно и по замыслу, то есть активизировать мышление, развивать воображение.
  1. зная, что дети смогли бы внести свои изменения, я стала предлагать работу с внесением изменений в основные детали. Такое задание дало детям возможность внести в изделие что- то своё, отличное от других — это способствовало расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.
  1. так же на занятиях даю детям творческую работу по содержанию своего варианта изделия.

Дети должны были воспроизвести по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, закрепляя практические умения и навыки, полученные на других занятиях.

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приёмами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рака», а не развитие личности.

Ручной труд является, прежде всего, средством для развития сферы чувств эстетического вкуса, разума и творческих сил — то есть общего развития ребёнка. Это и есть основная цель.

Перспективный план продуктивной деятельности на год.

Старшая группа.

Сентябрь

  1. Аппликация «Овощи на тарелке»

Цель: учить детей вырезать круглые и овальные формы из квадрата и прямоугольника, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учить детей сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.

  1. Аппликация «Цыпленок»

Цель: познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство заполняется кусочками бумаги неправильной формы.

  1. Конструирование из природного материала «Птицы»

Цель: учить детей делать из природного материала птицу по образцу. Развивать воображение мелкую моторику рук.

Октябрь

1 .Конструирование из бумаги «Игрушка зайчик»

Цель: учить детей изготавливать из цилиндров разнообразных животных. Учить детей планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал, творчески подходить к работе.

  1. Аппликация «Нарцисс»

Цель: учить детей выполнять усложненный вариант аппликации с частичным наклеиванием деталей, что предает изображению объемность. ‘Продолжать учить детей вырезать овал и круг из квадрата и прямоугольника.

  1. Конструирование из строительного материала «Гараж с двумя въездами» Цель: учить детей подготавливать основу для перекрытий, ориентироваться на плоскости, намечать очертание будущего сооружения. Учить детей обдумывать план постройки, договариваться.

Ноябрь

  1. Ручной труд из бумаги «Корзиночка»

Цель: учить детей складывать квадратный лист на шестнадцать маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку. Развивать внимание воображение, мышление, мелкую моторику рук.

  1. Поделки из природного материала «Домашние птицы»

Цель: продолжать учить детей создавать поделку по замыслу. Развивать фантазию, творчество.

  1. Аппликация «Петушок, золотой гребешок»

Цель: учить детей составлять сюжетную аппликацию; использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы.

Декабрь

  1. Ручной труд из бумаги и картона «Сказочный домик»

Цель: учить детей делать более сложные конструкции из квадрата. Закрепить умение складывать квадрат на шестнадцать маленьких. Украсить домик путем наклеивания бумаги (окна, двери).

  1. Конструирование из строительного материала «Разнообразные мосты» Цель: учить детей планировать постройку. Учить детей выделять этапы создания конструкции. Развивать мышление.
  1. Игрушки из бумаги и картона «Елочные игрушки»

Цель: учить детей обводить шаблоны на бумаге, сложенной вдвое. Продолжать учить детей вырезать предмет по контуру.

Январь

  1. Поделки из использованных материалов «Высотные здания из обклеенных коробок»

Цель: начинать учить детей оклеиванию готовых коробок. Из нескольких оклеенных коробок сделать многоэтажное здание, путем склеивания коробок между собой.

  1. Конструирование из строительного материла «По замыслу»

Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать ‘необходимый материал, ориентироваться на плоскости.

  1. Аппликация «Царство диких зверей» (коллективная)

Цель: учить детей вырезать более сложные изображения-фигурки животных. Сначала делают с помощью трафаретов, затем рисуют сами. Развивать зрительную память, глазомер, мелкую моторику рук.

Февраль

  1. Игрушки из использованных материалов «Машина из коробок»

Цель: продолжать учить детей обклеивать коробки бумагой. Склеивать коробки между собой, завершать работу приклеиванием колес, окон, дверей.

  1. Конструирование из строительного материала «Улицы города»Цель: учить детей конструировать сообща, уметь договариваться и обыгрывать постройку.
  2. Аппликация из бросового материала «Экзотические рыбки»

Цель: учить детей аккуратно наклеивать элементы аппликации, располагая их в последовательном порядке. Дополняя работу разными деталями (бумагой, камнями).

Март

  1. Поделки из бумаги и картона «Качалка»

Цель: учить детей складывать круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба. Показать, как вырезать у круга одну четвертую часть. Учить детей украшать работу деталями из цветной бумаги.

  1. Поделки из использованных материалов «Заяц из поролона»

Цель: познакомить детей со свойствами материала. Объяснить, как срезать углы и грани, предать куску поролона округлую форму.

  1. Аппликация «Белая лилия»

Цель: учить детей изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Апрель

  1. Конструирование из строительного материала «Самолет»

Цель: учить детей строить самолет, используя в качестве образца рисунки- чертежи. Учить детей выделять основные части самолета (кабина, фюзеляж, пропеллер, шасси…).

2.Игрушки из бумаги и картона «Чебурашка»

Цель: объяснить и показать, как сложить круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба, делящие его на четыре равные части.

  1. Аппликация «Кошечки, собачки»

Цель: учить детей выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей. Учить аккуратно выполнять работу.

Май

1 .Поделки из природного материала «Декоративное панно»

Цель: учить детей делать панно из природного материала по любому рисунку-образцу.

  1. Поделки из бумаги «Кошечка» (из полоски бумаги)

Цель: учить детей складывать полоску в нужную форму и склеивать. Дополнять работу цветной бумагой.

  1. Аппликация «Мимоза»  

Цель: учить детей наклеивать комочки из бумаги, мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.

nsportal.ru

Роль труда в воспитании дошкольника

Содержание:
8399 (17 за неделю) / 25.02.16 10:00 /

 Труд – это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольников. В раннем возрасте дети сами начинают проявлять интерес к работе, и важно не упустить этот момент, чтобы направить их развитие в правильное русло. Большинство педагогов и психологов сходятся во мнениях, что именно в детском возрасте закладывается фундамент личностных качеств и наклонностей взрослого человека. Трудовое воспитание дошкольника призвано не просто привить ребенку определенные навыки и убеждения на конкретном этапе развития, а подготовить его к обязательствам и ответственности в старшем возрасте. Кроме того, с ранних лет приучая ребенка к труду, родители и воспитатели формируют будущего активного члена общества.

Особенности трудового воспитания

Труд – это, пожалуй, один из главных механизмов воспитания детей дошкольного возраста. Помимо того, что труд является главной обязанностью каждого человека, он также может служить источником радости и самореализации. В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых результатов. В самом раннем возрасте нужно внушать детям тезис о пользе труда как для личного блага, так и для окружающих.

Современная педагогика уделяет колоссальное внимание формированию личности дошкольников, а трудовое воспитание играет здесь не последнюю роль. В этой связи активно изучаются стили поведения ребенка и взаимоотношения его с окружающими в процессе трудовой деятельности. Кроме того, важно выстроить воспитательный процесс так, чтобы в процессе труда удовлетворялись потребности ребенка. Важно научить детей не только индивидуальной работе, но также привить им навыки взаимодействия в коллективе. Для того, чтобы реализовать подобный проект, воспитателем должна быть создана определенная атмосфера, которая подразумевает выполнение следующих условий:

 

  • в детском коллективе должна царить дружеская атмосфера, располагающая к совместному труду;
  • педагог должен собственным примером заинтересовать детей в выполнении той или иной работы;
  • трудовая деятельность должна быть обыграна таким образом, чтобы имело место как коллективное взаимодействие, так и личная ответственность за результат;
  • выработка системы стимулов и поощрений.

С самого раннего возраста у ребенка должно выработаться правильное отношение к труду. Дошкольный период – это самое лучшее время, чтобы заложить основы трудолюбия и уважение к работе. Дети должны быть ознакомлены со всеми разновидностями труда (бытовым, производственным, творческим и т.д.). Кроме того, трудовое воспитание в детских дошкольных учреждений проходит несколько последовательных этапов:

  • младшая группа – это идеальный период для приобретения детьми навыков самообслуживания и приучению их к самостоятельности;
  • воспитанники средних и старших групп должны быть в достаточной мере ознакомлены со всеми хозяйственно-бытовыми процессами, которые сопровождают жизнедеятельность человека. В процессе трудового воспитания детям должны быть привиты такие качества, как трудолюбие, чистоплотность, аккуратность и бережное отношение к вещам. Кроме того, важно объяснить детям, что труд – это не только средство удовлетворения собственных потребностей, но также и действие, направленное на достижение общего блага;
  • обучаясь в подготовительной группе, дети должны получать широкие возможности для творческого развития. На данном этапе задания должны значительно усложняться, при этом, ребенок должен чувствовать свободу деятельности и ответственность за ее результат. Большое значение приобретает аналитическое мышление, которое выражается в умении планировать и структурировать свою работу. Также важно привить дошкольникам навыки работы в коллективе.

Работа и нравственность

Трудовое воспитание – это один из важнейших моментов работы с дошкольниками, благодаря которому закладываются основы морали и нравственности. При правильном подходе ребенку можно привить не только любовь к труду и осознание его необходимости, но также и выработать в нем те личностные качества, которые необходимы для формирования полноценного члена общества.

2 Организация трудовой деятельности дошкольников Организация трудовой деятельности дошкольников

Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не обозначает продукт какого-либо труда с целью полу …

Труд, как процесс, безусловно, важен для развития подрастающего поколения, но без создания определенных условий и атмосферы он никоим образом не сказывается на формировании характера ребенка и его нравственных устоев. Не столь важно выработать трудовые навыки, как выработать у детей правильное понимание труда и благосклонное отношение к нему. Трудолюбие намного важнее умений, ведь первое присуще далеко не всем членам общества, а вот вникнуть в суть производственных процессов и научиться управлять ими не так уж и сложно. Недостаточно обучить ребенка технологии и механике тех или иных трудовых процессов (хотя это немаловажно для вступления детей во взрослую жизнь). Важно создать такие условия, чтобы в процессе овладения трудовыми навыками дети постигали основы коллективных взаимоотношений, а также моральных и нравственных норм.

Трудолюбие – это важнейший нравственный аспект трудового воспитания ребенка, который формируется под воздействием множества факторов. Важно на собственном примере демонстрировать желание работать и всячески привлекать детей к этому процессу. Кроме того, ни в коем случае нельзя допускать ситуаций, когда ребенок становится свидетелем лени и отказа от выполнения работы. Также не стоит подавлять инициативу ребенка, когда он желает принять участие в трудовом процессе (дома или в детском саду), иначе у него попросту пропадет желание участвовать в работе в дальнейшем. Излишняя забота и опека тоже не способствует выработке трудолюбия у детей дошкольного возраста.

Обучая детей труду, важно научить их мыслить алгоритмически. Так, должна быть определена проблема и поставлена цель, для решения которой формируется ряд последовательных задач. Кроме того, в трудовом воспитании важен собственный пример, ведь визуальное восприятие намного эффективнее теоретической информации. В данном контексте, посредством работы ребенок не просто получает те или иные бытовые навыки, он учиться системному мышлению, которое поможет ему в будущем решать более сложные проблемы. Также подобный подход помогает детям стать целеустремленными, рассудительными и организованными.

В процессе трудового воспитания важно затрагивать такие нравственные аспекты, как межличностные отношения. Дети должны не просто научиться взаимодействовать в коллективе, но также и познать суть таких понятий, как «взаимопомощь», «поддержка» и «дружба». С этой целью педагог должен искусственно создавать те или иные ситуации, переводя занятие в плоскость деловой игры. Помимо этого, важно еще и выработать правильное отношение к вещам. Нужно приучить детей ценить вещи и бережно с ними обращаться, не переступая при этом ту тонкую грань, за которой они возводятся в ранг культа.

Поскольку вся сознательная жизнь человека, так или иначе, связана с трудом в различных проявлениях, то важно еще в раннем возрасте сформировать правильное отношение к нему. Работа не должна вызывать негативных эмоций. Трудовое воспитание должно быть построено таким образом, чтобы данный процесс приносил ребенку радость и оставлял позитивное впечатление. Таким образом, приобретая навыки, у ребенка возникает желание трудиться снова и снова, что можно назвать неким проявлением трудолюбия. Таким образом, подход к трудовому воспитанию должен быть комплексным и разносторонним.

Психология воспитания детей Психология воспитания детей

В 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск решений проблем, которые возникают при воспитании …

Уровни трудовой деятельности

Дети могут воспринимать труд абсолютно по-разному. В зависимости от того, что именно ребенок подразумевает под словом «работа», можно судить об уровне развития трудовой деятельностью. Воспитание дошкольника неразрывно связано с игрой, а поэтому манипуляции с игрушечными машинками, куклами или кубиками ребенок считает своего рода трудом. Конечно, в этом нет ничего странного, но этот этап не должен быть слишком растянут во времени. Постепенно следует выводить ребенка из игрового пространства, давая ему поручения, которые познакомят его с реальными трудовыми процессами. Так, от манипуляций с кукольной посудой стоит переходить к реальным столовым приборам, к уходу за вещами и поддержанием порядка и чистоты в помещении. Важно проследить реакцию ребенка на выполнение тех или иных заданий, чтобы в дальнейшем корректировать воспитательный процесс.

Младшим дошкольникам труд интересен с той точки зрения, что с рабочими процессами они сталкиваются впервые, а это всегда занимательно. Кроме того, каждый ребенок поскорее стремиться стать взрослым, а поэтому он будет подражать родителям и педагогам в плане выполнения той или иной работы. Это уникальная возможность приучить ребенка в выполнению элементарных бутовых задач (уборка, стирка, сервировка, стола и т.д.), поэтому нужно всячески поощрять и приветствовать подобные стремления малыша. При этом не стоит ставить его в рамки шаблонных алгоритмов, ведь у маленького человека на все есть собственное мнение. Нужно позволять ему проявлять фантазию и находчивость. Например, он выработает собственную систему поливки цветов или мойки посуды. Творческий подход очень важен, поэтому дошкольнику в этом плане должна быть предоставлена определенная степень свободы. Не стоит сразу одергивать ребенка, если он делает что-то не так. Ребенок должен осознать свою ошибку, после чего он будет готов выслушать пояснения и наставления. Таким образом, получая трудовые навыки и осознавая суть рабочих процессов, ребенок повышает уровень своей трудовой деятельности.

Повышение уровня трудовой деятельности открывает новые возможности для нравственного воспитания. Так, при переходе от игровой формы к реальным трудовым процессам может выявиться негативное отношение ребенка к труду. Так, нередко дети отказываются выполнять задания родителей или педагогов, мотивируя это усталостью или недостатком физических сил. Очень важно выявить подобные явления на раннем этапе, чтобы, правильно поставить воспитательные задачи и выработать правильное отношение к труду.

Структура труда


Чтобы приучить ребенка к труду и научить его правильно воспринимать рабочие процессы, нужно воспринимать данное явление, как систему, которая состоит из нескольких элементов. Структура труда представляет собой совокупность следующих составляющих:

  • цель – это конкретный результат, который должен быть достигнут в результате трудовой деятельности;
  • мотивы – это все то, что побуждает ребенка к труду;
  • способы и механизмы – это определенный набор последовательных действий, благодаря которым достигается поставленная цель. В этом плане чрезвычайно важны навыки и правильное понимание процесса труда. Здесь также играет немаловажную роль умение логически выстроить трудовой процесс и заранее спланировать свои действия. Эмоциональная составляющая также важна;
  • результат трудовой деятельности подразумевает сравнение полученных итогов с первоначальной целью и определение степени их соответствие. В случае, если результат будет неудовлетворительным, важно проанализировать алгоритм действий с целью поиска ошибок и работы над ними.

Умение правильно ставить цели – это один из важнейших моментов в трудовом воспитании дошкольника. На ранах этапах цели практически всегда определяются взрослыми, что значительно упрощает трудовую деятельность ребенка. Тем не менее, на определенном этапе стоит давать детям некоторую самостоятельность, чтобы они сами начали осознавать суть тех или иных рабочих процессов. Важно следить за тем, чтобы поставленные цели были реальными и выполнимыми, ведь, после неудачи у ребенка может сформироваться негативное отношение к труду.

2 Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Под термином «гендер» подразумевается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Он заключает в себе соц …

Предшествует всему получение необходимых навыков, благодаря которым ребенок сможет выполнять как элементарные, так и сложные задачи. Помимо навыков физических, важно также обращать внимание на мыслительный аспект, который заключается в умении планирования действий и составления продуманных алгоритмов. В этой связи у ребенка вырабатывается такое важное качество, как самоконтроль. В процессе трудового воспитания дошкольники учатся контролировать ход своих действий, а также правильно оценивать полученные результаты. Если что-то идет не так, то ребенок должен уметь скорректировать свои действия. Таким образом, дети управляют не только трудовым процессом, но и собственной деятельностью и направлением мышления.
После завершения всего перечня действий, из которых складывается трудовой процесс, важно оценить полученный результат, а вернее степень его соответствия той цели, которая была поставлена изначально. Положительный результат уже сам по себе формирует соответствующее отношение ребенка к труду. А вот в случае негативного результата, важно проанализировать поставленные задачи и выявить ошибки и несоответствия, после чего попытаться повторить работу еще раз. Важно сделать все возможное, чтобы поражение не вызвало у ребенка негативных ассоциаций с трудовой деятельностью.

Мотив – это, пожалуй, самый важный фактор трудового воспитания ребенка. Мотивы детского и взрослого труда существенно отличаются. Так, для детей наиболее важным является эмоциональный аспект, который заключается в том, чтобы принести пользу, принести окружающим радость, а также вызвать одобрение и заслужить похвалу. Важно, чтобы мотив не противоречил цели, а полностью соответствовал ей, чтобы ребенок четко понимал значение той или иной работы для себя и окружающих.

Организация трудовой деятельности дошкольников

Трудовое воспитание детей, как дома, так и в детских дошкольных учреждениях, направлено, в первую очередь, на то, чтобы привить им навыки самообслуживания. Ребенок должен постепенно привыкать к самостоятельному удовлетворению своих потребностей. Овладевая элементарными навыками, дети также приучаются к труду и становятся трудолюбивыми. Также происходит осознание таких важных вещей, как необходимость быть опрятным и аккуратным, а также бережно относиться к вещам.

Приучать ребенка к бытовым работам нужно постепенно, начиная с элементарных задач. Начать стоит с игровой формы. Для начала ребенок должен научиться обращаться с кукольной посудой и одеждой, после чего стоит сформировать у него привычку убирать за собой игрушки. Постепенно нужно переходить к реальным хозяйственным заданиям (научить детей ухаживать за собой, приводить в порядок вещи, убираться в квартире и прочее). Важно, не ограничиваться действиями, которые приносят пользу исключительно ребенку. Дети должны научиться трудиться на благо других. Так, воспитатели или родители должны давать такие задания, в которых бы четко прослеживалась общественная полезность. Так, например, в детском саду дежурные самостоятельно накрывают на стол. Также нужно почаще привлекать ребенка к тем или иным процессам в качестве помощника.

6 1 Духовно-нравственное и социально-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное и социально-нравственное воспитание дошкольников

Детство – это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое …

Значение трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников – это не просто способ формирования достойных членов общества, но также значительный фактор физического и умственного развития детей. В процессе труда ребенок находится в непрерывном движении, что благоприятно сказывается на работе большинства систем организма. Движения ребенка становятся более уверенными, он учится координировать свои действия, что позволяет ему переходить к выполнению более сложных задач. Также во время работы у детей развиваются такие важные качества, как усидчивость, внимательность и способность логически мыслить. При правильной организации трудового воспитания у детей вырабатываются такие важные способности, как творческое мышление и умение фантазировать. Благодаря постоянной работе ребенок развивается в умственном плане и приобретает определенные представления о красоте и эстетике.

Только посредством трудового воспитания дошкольнику можно привить такие качества, как самостоятельность и ответственность. Кроме того, в процессе работы формируется личность ребенка и его характер, появляется множество навыков, а также опыт преодоления трудностей. Труд позволяет детям сформировать активную жизненную позицию, а также умение взаимодействовать с окружающими. Только посредством трудового воспитания можно вырастить достойных членов общества.

Результат трудового воспитания во многом зависит от правильного педагогического подхода. Цели и задачи, поставленные перед ребенком, должны четко соответствовать его возрасту, а также учитывать индивидуальные особенности его развития. Было бы неправильно перекладывать ответственность за трудовое воспитание исключительно на дошкольные образовательные учреждения. Это совместная ответственная работа, в которой на равных должны принимать участие как педагоги, так и члены семьи. Именно в семье закладываются основы характера и мировосприятия ребенка, которые во многом определяют его отношение к труду (собственному и общественному). Можно сказать, что трудовая деятельность ребенка – это результат многолетней кропотливой работы родителей и воспитателей.

Оцените статью!
3 0

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

blogs.bebeshka.info

Статья на тему: Понятие и значение трудового воспитания дошкольников

Понятие и значение трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма.

Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие  детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

 Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка.

Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду.

Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Трудовая деятельность детей имеет свою специфику. Поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.

Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Вводятся они с первых дней пребывания детей в детском саду и имеют большое значение для развития и воспитания детей (формируется интерес к труду, ответственность за порученное дело и т.д.) во всех возрастных группах.

Дежурства — более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. 

          Коллективный труд детей — это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.

         Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Таким образом, можно сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *