Значение труда для детей дошкольного возраста – Статья на тему: Значение труда в дошкольном возрасте.

Статья на тему: Значение труда в дошкольном возрасте.

                                                   Значение труда в дошкольном возрасте.

Труд — важнейшее средство в  воспитании   детей дошкольного возраста , в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь   процесс  трудового  воспитания детей в детском саду,  должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для всего  коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней  как — необходимое условие для проявления творчества личности.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним  из самых основных элементов.
А. С. Макаренко. Труд основа человеческой жизни.
Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко.  Труд  это  то,  что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.

                                                         

                                                         

                                                         

                                                         Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то  в   старшем  дошкольном  возрасте  этот труд  для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных   потребностей  ребенка. Ежедневное выполнение   трудовых  заданий,  приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое  без требований из вне. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда  ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует  у  них  самостоятельность,  уверенность в своих силах.

                                                 Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных  знаний  о почве, посадочном материале,  орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает у   детей  интерес  к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов,  осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей,  практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,  умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, красивее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся  и   осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
 На опыте дети  усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

nsportal.ru

Значение труда в дошкольном возрасте

Значение труда в дошкольном возрасте.

Труд — важнейшее средство в воспитании детей дошкольного возраста , в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс трудового воспитания детей в детском саду, должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для всего коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней как — необходимое условие для проявления творчества личности.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко. Труд основа человеческой жизни.
Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то в старшем дошкольном возрасте этот труд для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение трудовых заданий, приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое без требований из вне. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, уверенность в своих силах.

Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний о почве, посадочном материале, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает у детей интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, красивее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся и осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
На опыте дети усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

infourok.ru

2. Значение труда для развития личности дошкольника

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А. Коменекий, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что: I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учебной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Вид

деятельности

компонент

Игра

Тру

учение

цель

В ее постановке

главная роль

принадлежит детям,

обусловливается их

интересами и же-

ланиями

Совместная

(для взрослых и

детей) постановка

цели.

Цель перед детьми ставит

педагог, который

руководствуется

программой.

планирование

Дети подчиняются

свободному замыслу,

обговариваемые

заранее пути раз-

вития сюжета могут

свободно изменятьс

Предварительный

план необязателен

Характерно

предварительно

оговаривание всех

сторон

деятельности

участниками —

воспитателем и

детьми.

Занятие проводит педагог по зара

продуманному плану. Дети

выполняют указания питателя.

Процесс деятельности

В процессе

руководства педагог

должен считаться с

замыслом и

интересами детей.

Прямые указания

могут привести к

разрушению игры.

Участником педагог

может не быть. Об-

щение возникает ли-

бо на основе един-

ства замысла, либо

на основе личных

симпатий. Дети с

помощью игрушек

или предметов-

заместителей

изображают

деятельность взрос-

лых. Их действия

носят игровой, отоб-

разительный харак-

тер и не приводят к

реальному резуль-

тату.

Взрослые и

дети действуют

совместно

.направляя усилия

на достижение

общего результата.

Педагог не должен

от начала и д о

конца выполнять

работу с

воспитанниками, но

они должны видеть

заинтересованность

взрослого в до-

стижении общей

цели. Общение

возникает на основе

единства цели.

Сотрудничество и

взаимопомощь

поддерживаются и

поощряются

педагогом.

Ведущими

являются

предметно-

орудийные действия, с

помощью которых и

достигается резуль-

тат

Педагог всеце

направляет деятельность

детей: педагог учит — дети

учатся. Усилия детей достижении поставленной

цели носят индивидуаль

ный характер. Ведущими

являются умственные

действия и учеб

навыки.

Результат

Не приносит

практического

результата, но

вызывает у детей

радость, удовлетво-

рение. Может быть

завершена на любом

этапе и от этого не

теряет своей прив-

лекательности.

Смысл труда

состоит в полу-

чении практичес-

кого результата,

удовлетворяющего

чью-то потребность.

Дети получают результат

познавательного характера

-научился.

studfile.net

Статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме: Значение ручного труда для детей дошкольного возраста

Значение ручного труда.

Занятия трудом развивают у детей чувство коллективизма, активность, дисциплинированность, способствуют развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.

Трудовую деятельность детей можно разделить на 4 основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условно, так как чётких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, своё содержание. Такое разделение труда даёт возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

Слабое развитие мелкой моторики, затруднённость манипулятивной деятельности создают неблагоприятные условия для развития познавательных возможностей. Поэтому передо мной встала проблема определения содержания работы. Я поняла, что имею дело не с абстрактным коллективом, который нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных воспитанников, с индивидуальными характерами, с их собственным жизненным опытом.

В своей работе надо идти не от коллектива к ребёнку, а от кропотливой работы с ребёнком, к созданию нравственно здоровой среды, способной предоставить благоприятные условия для развития каждого.

Цель моей работы можно определить как формирование самостоятельной творческой личности, способной развивать свой потенциал. Исходя из этого, были определены направления в работе:

  1. развивать творческие способности детей.
  2. формировать коммуникативные качества.
  3. создавать условия для самореализации.
  4. развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.

Следует помнить, что результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Давая детям те или иные задания, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: состояние здоровья, наличие навыков и умений. В своей работе сочетаю индивидуальные и коллективные формы организации деятельности детей. Индивидуальный подход осуществляю путём упрощения или усложнения заданий.

При выборе объектов труда учитываю, что изделие должно иметь общественно полезное значение, то есть возможность его использовать в группе, дома, для подарка. Трудовое задание должно быть посильным для ребёнка.

Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, планирование, овладение трудовыми навыками и способностями работы, сам процесс труда, получение труда и его оценку. Способность ребёнка успешно овладевать приёмами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга. Благодаря нормальной работе головного мозга человек способен осознать цель предстоящей деятельности. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие головного мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что занятия с участием рук и пальцев приводят гармоничные отношения тело и разум. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев во время работы с природным материалом или с бумагой весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Любой из видов ручного труда содержит в себе и возможности для формирования у детей прилежания, стремление к качественному выполнения задуманного и внесению чего- нибудь нового. Но чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

В процессе формирования творческой деятельности выделила 3 этапа:

  1. выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
  1. формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
  1. развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

На своих занятиях строго соблюдаю эти этапы, так как каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всём процессе. Причём практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счёт заданий творческого характера.

Рассмотрим три уровня практической деятельности детей на занятиях по ручному труду, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности.

  1. работа копия (по образцу) имеет большое значение в обучении, так как не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали. Но при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделия самостоятельно и по замыслу, то есть активизировать мышление, развивать воображение.
  1. зная, что дети смогли бы внести свои изменения, я стала предлагать работу с внесением изменений в основные детали. Такое задание дало детям возможность внести в изделие что- то своё, отличное от других — это способствовало расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.
  1. так же на занятиях даю детям творческую работу по содержанию своего варианта изделия.

Дети должны были воспроизвести по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, закрепляя практические умения и навыки, полученные на других занятиях.

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приёмами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рака», а не развитие личности.

Ручной труд является, прежде всего, средством для развития сферы чувств эстетического вкуса, разума и творческих сил — то есть общего развития ребёнка. Это и есть основная цель.

Перспективный план продуктивной деятельности на год.

Старшая группа.

Сентябрь

  1. Аппликация «Овощи на тарелке»

Цель: учить детей вырезать круглые и овальные формы из квадрата и прямоугольника, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учить детей сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.

  1. Аппликация «Цыпленок»

Цель: познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство заполняется кусочками бумаги неправильной формы.

  1. Конструирование из природного материала «Птицы»

Цель: учить детей делать из природного материала птицу по образцу. Развивать воображение мелкую моторику рук.

Октябрь

1 .Конструирование из бумаги «Игрушка зайчик»

Цель: учить детей изготавливать из цилиндров разнообразных животных. Учить детей планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал, творчески подходить к работе.

  1. Аппликация «Нарцисс»

Цель: учить детей выполнять усложненный вариант аппликации с частичным наклеиванием деталей, что предает изображению объемность. ‘Продолжать учить детей вырезать овал и круг из квадрата и прямоугольника.

  1. Конструирование из строительного материала «Гараж с двумя въездами» Цель: учить детей подготавливать основу для перекрытий, ориентироваться на плоскости, намечать очертание будущего сооружения. Учить детей обдумывать план постройки, договариваться.

Ноябрь

  1. Ручной труд из бумаги «Корзиночка»

Цель: учить детей складывать квадратный лист на шестнадцать маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку. Развивать внимание воображение, мышление, мелкую моторику рук.

  1. Поделки из природного материала «Домашние птицы»

Цель: продолжать учить детей создавать поделку по замыслу. Развивать фантазию, творчество.

  1. Аппликация «Петушок, золотой гребешок»

Цель: учить детей составлять сюжетную аппликацию; использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы.

Декабрь

  1. Ручной труд из бумаги и картона «Сказочный домик»

Цель: учить детей делать более сложные конструкции из квадрата. Закрепить умение складывать квадрат на шестнадцать маленьких. Украсить домик путем наклеивания бумаги (окна, двери).

  1. Конструирование из строительного материала «Разнообразные мосты» Цель: учить детей планировать постройку. Учить детей выделять этапы создания конструкции. Развивать мышление.
  1. Игрушки из бумаги и картона «Елочные игрушки»

Цель: учить детей обводить шаблоны на бумаге, сложенной вдвое. Продолжать учить детей вырезать предмет по контуру.

Январь

  1. Поделки из использованных материалов «Высотные здания из обклеенных коробок»

Цель: начинать учить детей оклеиванию готовых коробок. Из нескольких оклеенных коробок сделать многоэтажное здание, путем склеивания коробок между собой.

  1. Конструирование из строительного материла «По замыслу»

Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать ‘необходимый материал, ориентироваться на плоскости.

  1. Аппликация «Царство диких зверей» (коллективная)

Цель: учить детей вырезать более сложные изображения-фигурки животных. Сначала делают с помощью трафаретов, затем рисуют сами. Развивать зрительную память, глазомер, мелкую моторику рук.

Февраль

  1. Игрушки из использованных материалов «Машина из коробок»

Цель: продолжать учить детей обклеивать коробки бумагой. Склеивать коробки между собой, завершать работу приклеиванием колес, окон, дверей.

  1. Конструирование из строительного материала «Улицы города»Цель: учить детей конструировать сообща, уметь договариваться и обыгрывать постройку.
  2. Аппликация из бросового материала «Экзотические рыбки»

Цель: учить детей аккуратно наклеивать элементы аппликации, располагая их в последовательном порядке. Дополняя работу разными деталями (бумагой, камнями).

Март

  1. Поделки из бумаги и картона «Качалка»

Цель: учить детей складывать круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба. Показать, как вырезать у круга одну четвертую часть. Учить детей украшать работу деталями из цветной бумаги.

  1. Поделки из использованных материалов «Заяц из поролона»

Цель: познакомить детей со свойствами материала. Объяснить, как срезать углы и грани, предать куску поролона округлую форму.

  1. Аппликация «Белая лилия»

Цель: учить детей изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Апрель

  1. Конструирование из строительного материала «Самолет»

Цель: учить детей строить самолет, используя в качестве образца рисунки- чертежи. Учить детей выделять основные части самолета (кабина, фюзеляж, пропеллер, шасси…).

2.Игрушки из бумаги и картона «Чебурашка»

Цель: объяснить и показать, как сложить круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба, делящие его на четыре равные части.

  1. Аппликация «Кошечки, собачки»

Цель: учить детей выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей. Учить аккуратно выполнять работу.

Май

1 .Поделки из природного материала «Декоративное панно»

Цель: учить детей делать панно из природного материала по любому рисунку-образцу.

  1. Поделки из бумаги «Кошечка» (из полоски бумаги)

Цель: учить детей складывать полоску в нужную форму и склеивать. Дополнять работу цветной бумагой.

  1. Аппликация «Мимоза»  

Цель: учить детей наклеивать комочки из бумаги, мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.

nsportal.ru

Статья на тему: Роль труда в формировании личности дошкольника

                                         Виноградова Елена Александровна,

                                                         воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга

Роль труда в формировании личности дошкольника

А. С. Макаренко писал: «Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры».  

     Труд, в широком смысле, − это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

    Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

       Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

    Понимая тему труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах затрагивали эту тему Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская,  А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский.  

    «Радость труда − могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений». (Я.А. Коменский)

К.Д. Ушинский отмечал: «Труд − важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения».

В своих работах Н.К. Крупская  неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, − это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Великий педагог  В.А. Сухомлинский  писал: « Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей».

      В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности.    Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.

    В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.

    Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

    Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

    Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

    Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей.    Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

        В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подбирать необходимый инвентарь, удобно его размещать, приводить всё в порядок после работы.                                                                              Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. В огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

    Для детей 6-7 лет в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

    Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники  знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и

    Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Педагог дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.

   Воспитатель рекомендует родителям, учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.    

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной ( общей, совместной) трудовой деятельности.

    Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также

    Дежурства – форма  организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

    Совместная деятельность —  еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в организуемый трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.

Работы, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями:

1. Уход за растениями.

2. Починка игрушек.

3. Подготовка к продуктивной деятельности.

        Необходимо соблюдать требования к организации детского труда:

1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и  к организации труда дошкольников. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.

4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые поручения (обязанности) его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

    Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Список литературы.

  1. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005.
  2. Макаренко А.С. лекции о воспитании детей. Педсочинения, т 4, т 8.  
  3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

nsportal.ru

1.4. Виды труда дошкольников.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

1.5. Формы организации труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

studfile.net

Значение труда для развития и воспитания ребенка. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников.

Трудовое воспитание дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Значение труда для развития личности дошкольника

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А. Коменекий, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

1.  Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2.  Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

3.  Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о