Хозяйственно бытовой труд в детском саду – Методическая разработка (старшая группа) на тему: Хозяйственно-бытовой труд в д/с.

Приобщение дошкольников к хозяйственно-бытовому труду

Хозяйственно-бытовой труд — это поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах) и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

В младшей группе детского сада к хозяйственно-бытовому труду педагог приобщает детей постепенно. Он привлекает их к труду в качестве своих помощников: вынести на участок игрушки, поставить стульчики к столам, принести материалы для занятий, расставить хлебницы на столы, разложить ложки, протереть кукольную мебель и др.

Самым приемлемым для малышей является совместный труд со взрослыми, поскольку они еще не выделяют труд из других видов деятельности, превращают его в игру. В совместном же труде со взрослыми малыши видят пример рационально организованной работы, легче овладевают трудовыми умениями, ощущают себя настоящими помощниками, начинают понимать значимость своего труда.

Педагог ставит цель предстоящего труда, объясняет в доступной форме его значение, выделяет способы его выполнения и последовательность действий. Делает все вместе с детьми, обращая их внимание как на результат отдельных действий, так и на конечный итог, оценивает его. В работе с малышами важно детально показать, подробно объяснить каждый приём работы.

По мере овладения детьми тем или иным трудовым действием все большие требования воспитатель предъявляет к их самостоятельности в выполнении работы. Не следует делать за них то, что они могут сделать сами. Воспитатель использует индивидуальные и совместные трудовые поручения.

Во второй половине года по мере овладения детьми необходимыми трудовыми операциями вводится дежурство по столовой. Обязанности дежурных невелики (расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать ложки), но осознание причастности к делам группы, необходимость тщательно выполнять порученное дело воспитывают у малышей ответственное отношение к труду и самостоятельность. На первоначальных этапах дежурный накрывает на стол вместе с воспитателем, в дальнейшем ребенок делает это сам с незначительной помощью взрослого. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Дежурные должны быть в специальной форме (фартуки, колпаки и др.). Важно содействовать тому, чтобы само дежурство доставляло радость, чтобы дети воспринимали его как ответственное дело, ощущали свою значимость, гордились тем, что работу дежурных доверили именно им.

Педагог обращает внимание и на труд взрослых, помогает детям увидеть, как взрослые используют в своей деятельности орудия труда (инструменты, бытовые приборы). Проводятся наблюдения за работой повара, врача, помощника воспитателя.

Полезно в присутствии детей что-то подремонтировать, подправить, попросив при этом кого-нибудь подержать инструмент, принести, отнести нужный материал.

В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда усложняется и обогащается за счет увеличении количества его процессов. Расширение содержания этого вида труда создает возможности для систематического включении детей группы в труд, воспитания у них привычки к трудовому усилию, самостоятельности, стремления сделать что-то принятое для взрослых и сверстников.

Основной формой организации этого труда являются трудовые поручения, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Воспитатель приучает детей не только по указанию взрослого выполнять отдельные действия (сними игрушки с полки, принеси тряпочку для вытирания полки от пыли и т. д.), но и выполнять задание по общей инструкции (например, убрать полку с игрушками). На первых этапах воспитатель напоминает последовательность действий, осуществляет контроль за качеством их выполнения.

Широко используются поручения постоянного, эпизодического и отсроченного характера. Постоянные поручения являются подготовкой к выполнению детьми обязанностей. Эпизодические поручения выполняются на протяжении всего дня, необходимость в них может возникнуть в любую минуту. В процессе выполнения таких поручений у детей совершенствуются трудовые умения и навыки, формируются общественно значимые мотивы труда. Отсроченные поручения воспитывают у детей ответственность.

Практический характер поручений не исключает естественных в этом возрасте элементов игры в процессе их выполнения. Труд в сочетании с игрой содействует воспитанию у детей желания трудиться, помогает им в достижении цели.

Другой формой организации детского труда являются дежурства (по столовой и по подготовке к занятиям). Конкретный и наглядный результат, общественно значимая польза дежурств делают их в глазах детей важным и серьезным делом.

Дежурные по столовой самостоятельно раскладывают на столах приборы, расставляют посуду (хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки).

В уголке дежурного располагается все необходимое для труда: фартуки, шапочки, веники, совочки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы ставятся в такое место, чтобы детям было удобно самостоятельно брать и убирать их после пользования.

Дежурные по подготовке к занятиям готовят материалы, необходимые для каждого вида занятий (для рисования карандашами, красками, для лепки и аппликации и др.), по окончании раскладывают пособия и материалы на места их хранения.

Во время дежурств в начале года дети часто совершают немало «промашек»: разбивается посуда, проливаются на стол суп, компот и т. д.). Не следует заострять на этом внимания, а тем более наказывать дежурного, поскольку ребенок огорчается, теряет веру в свои силы. Лучше лишний раз показать правильные действия, напомнить последовательность их выполнения, отрегулировать темп работы. Помощь воспитателя необходима дежурным, чтобы они не ощутили своей неумелости, чтобы у них росла уверенность в своих возможностях, возникало желание снова дежурить.

С целью закрепления навыков можно проводить дидактические игры типа «Научим Чебурашку дежурить», «Как Мишка помогал Кате дежурить» и др.

Дети нуждаются в показе отдельных приемов не только в начале года. Следует и в дальнейшем напоминать им о рациональной последовательности действий, об общественной значимости труда дежурных.

Оценивая труд дежурных, педагог отмечает, насколько они проявляли заботу о товарищах, были внимательны к ним, как отнеслись к своим обязанностям (аккуратно, старательно трудились, не отвлекались от дела и др.). Постепенно дети осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. У них формируется ответственное отношение к делу.

В старшей группе содержание хозяйственно-бытового труда расширяется: дети полностью сервируют стол, раздают вторые, третьи блюда, убирают посуду после еды; раскладывают на столы материалы и пособия для занятий, моют кисточки, баночки, тряпочки, используемые на занятиях по рисованию, по аппликации; вытирают столы после работы; убирают на место материалы и пособия; участвуют в еженедельной уборке групповой комнаты, поддерживают чистоту м порядок на участке детского сада. Вместе со взрослыми ремонтируют игрушки, подклеивают книжки, коробки из-под настольных игр.

Воспитатель приучает проявлять заботу о младших детях: помогать им одеваться и раздеваться, наводить порядок в групповой комнате и на участке.

Усложняется содержание поручений, педагогу следует стимулировать самостоятельность и творчество при выполнении порученного дела. Необходимо формировать умение применять усвоенные навыки в разных условиях (в других помещениях, на участке, в младших группах).

Перед выполнением коллективных поручений нужно обсудить с детьми их последовательность: с чего начинать работу, что подготовить, как организовать труд, распределить обязанности. Если приемы работы незнакомы детям, воспитатель сам включается в труд, показывает, как выполнить трудное или незнакомое действие. При подведении результатов труда объясняет детям, как качество труда каждого участника влияет на общий результат.

Ежедневно организуются 1-2 поручения, в каждом из которых принимают участие 3-4 ребенка. Воспитатель постепенно приучает детей самих ставить цель трудовой деятельности, планировать работу, доводить ее до конца.

Дежурные становятся настоящими помощниками воспитателя. Взрослый всячески подчеркивает важность их труда, приучает детей группы благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

Значительно чаще, чем ранее, организуется совместная трудовая деятельность детей. При комплектовании микрогрупп для выполнения совместных трудовых заданий следует учитывать совместимость детей, их взаимные симпатии, индивидуальные особенности.

Особое значение имеет организация совместного труда старших и младших детей. Старшие дошкольники показывают и объясняют младшим правильные приемы работы, что ведет к более глубокому их осознанию, повторению и закреплению. У старших дошкольников появляется возможность более успешно развить организаторские способности, раньше проявить чувство «взрослости». Опыт старших детей используется в качестве образца для усвоения малышами трудовых умений.

Поскольку хозяйственно-бытовой труд — труд будничный, однообразный, требующий терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля, воспитатель поддерживает у детей положительно-эмоциональное отношение к этому виду труда. Не допускает авторитарного нажима на детей, избегает отрицательных оценок поведения, умений и навыков детей в процессе трудовой деятельности.

Используются игровые формы организации труда, например труд «Мастерской добрых дел»; нестандартные формы проведения дежурств, например комплексное «Дежурство по выполнению полезных дел».

Однако не стоит стремиться сделать этот вид труда только занимательным. Нужно показать детям его естественность и жизненную необходимость, объяснить его значение для поддержания постоянного порядка в групповой комнате и на участке.

Следует помнить о необходимости дифференцированного воспитания детей разного пола, у мальчиков поддерживать, стимулировать стремление выполнять «мужской труд», брать на себя более тяжелые трудовые поручения, требующие физической силы; у девочек воспитывать заботливость, привычку следить за аккуратностью внешнего вида как своего, так и мальчиков, умение сохранять порядок в помещении, обращать внимание на эстетику быта и др.).

vscolu.ru

Формы и методы организации хозяйственно-бытового труда в группах старшего возраста

(консультация для педагогов)

Цель: привлечь воспитателей к активному осмыслению проблем трудового воспитания детей в ДОУ, повысить уровень знаний в области хозяйственно — бытового труда детей старшего дошкольного возраста.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Хозяйственно — бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, чем в младшем, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности

Труд детей в детском саду организуется в формах: поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности, игровых формах.

Поручения —

это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно бытовом труде осуществляется через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания: обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у малышей, подмести на их участке площадку. Можно предложить детям помочь взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со шкафов.

Приучая детей к систематическому хозяйственно бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

В работе с детьми подготовительной группы следует практиковать включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада. Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о содержании хозяйственно — бытового труда, об общественной значимости труда взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной жизни. С этой же целью используются произведения художественной литературы: «Аленушка» Е. Благинина, «У бабки была внучка» Л. Н. Толстой, «Мишкина каша» и «Наш котенок» Н. Носова, а также картины и иллюстрации к книгам. Поскольку в подготовительной группе дети овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучением навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел. При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно предоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью трудиться повседневно и самостоятельно.

Участвуя в хозяйственно бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого труда.

Методы организации хозяйственно — бытового труда:

— основной приём формирования навыков —показ и объяснениевыполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых;

— положительныйпримервзрослого;

— многократноеповторениедетьми одних и тех же действий в определённой последовательности;

— непосредственнаяпомощь взрослого детям при выполнении действий;

— объективнаяоценка результатов трудовой деятельности;

— привлечение детей дляпомощи другому, в старшем возрасте;

— работа с алгоритмамитрудовой деятельности;

Методы педагога в организации труда детей должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать не обходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы, и, более младшим детям.

Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца. Участвуя в хозяйственно — бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого труда. Задача педагога — воспитывать и поддерживать у детей положительно — эмоциональное отношение к хозяйственно — бытовому труду. Для этого тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование нетерпения к грязи, неряшливости, эмоционально — эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно — бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно — бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.

Назад

dsberezka.ru

Конспект трудовой деятельности.Хозяйственно бытовой труд в старшей группе.

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 24 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

открытого показа трудовой деятельности.

Хозяйственно — бытовой труд в старшей группе.

Тема: «Детский сад наш дом – наведем порядок в нем»

Подготовил и провел

воспитатель Исмагилова А. А.

Ноябрь 2015

Туймазы 2015

Цель. Формировать у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи. Образовательные. Закреплять трудовые навыки детей, умение выполнять работу в определенной последовательности, использовать необходимый инвентарь для работы, использовать его по назначению. Развивающие. Развивать умение работать в коллективе, распределять работу между собой, доводить начатое дело до конца. Продолжать развивать детей делиться на подгруппы, готовить свое рабочее место и приводить его в порядок после завершения работы. Воспитывающие. Воспитывать уважение к своему труду и труду окружающих. Воспитывать нравственно – волевые качества, умение прийти на помощь друзьям. Интеграция. Познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие. Оборудование. Группа заранее подготовлена к трудовой деятельности: столы покрыты клеенкой, на одном столе два тазика с чистой водой, на другом два тазика с водой с мыльным раствором, тряпочки. На столах фартуки с нарукавниками. ИКТ телевизор, компьютер. Предварительная работа. Знакомство с правилами совместной работы. Зачитывание пословиц о труде. Беседа «Маленькое дело – лучше большого безделья». Беседа «Наш дом – наведем порядок в нем» Труд – «Операция «Уют». Подготовить слайды к дидактической игре « Что лишнее?», алгоритм последовательности выполнения работы. Ход. Воспитатель. Дети, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и пожелайте им хорошего настроения. Дети. Здравствуйте (Добрый день). Воспитатель. Когда мы с вами станем совсем большими, мы будем работать, а вот профессию каждый из вас выберет сам. А вы знаете, кем работают ваши родители? Дети. Дети рассказывают о профессиях своих родителей. Воспитатель. А вы знаете пословицы о труде? Дети. Говорят пословицы о труде. Труд – первое лекарство от всех болезней. Глаза бояться, а руки делают. Кончил дело, гуляй смело. Любишь кататься, люби и саночки возить. Воспитатель. К нам пришло письмо. Откроем его? Дети. Да. Воспитатель. ИКТ. Дидактическая игра «Что лишнее?». Дети смотрят слайды, где изображены профессии повар, парикмахер, продавец, доктор и предметы, которые необходимы для их работы и определяют, какой предмет не подходит. Воспитатель. Посмотрите на слайд. Здесь предметы: ведро, тряпка, пылесос, столовые приборы. Человеку какой профессии необходимы эти предметы? Дети. Помощнику воспитателя. Воспитатель. Вы хотите помочь нашей няне навести порядок в группе? Дети. Да, очень хотим. Воспитатель. Разделимся на команды по рядам, выберем командиров считалкой, оденем рабочую форму. Дети. Считалкой выбирают командира каждого ряда, помогают друг другу одеть фартуки. Воспитатель. Чтобы правильно выполнить работу, мы будем смотреть на порядок работы. Дети. Просматривают слайд с алгоритмом работы (1.Одеть фартуки. 2. Намочить и выжать тряпочки. 3.Протереть столы и стулья. 4.Сложить тряпочки. 5. Вымыть руки. 6. Снять фартуки.). Воспитатель. Приступайте к работе, а командиры следят за правильностью выполнения работы и помогают своим товарищам. Дети. Выполняют работу. Итог. Воспитатель. Пыль повсюду мы протерли. Воздух в группе чище стал. Посмотрите, поищите, хоть пылинку вы найдите! Молодцы, дети, вы хорошо потрудились.

infourok.ru

Материал на тему: Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности

Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования

своей деятельности

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. 
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. 

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. (А. С. Макаренко). 

Труд основа человеческой жизни. 

Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания

(А. С. Макаренко).

Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. 
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. 

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге. 

 Хозяйственно – бытовой труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно – бытовом труде, как правило, сформированы бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе  включаться в дежурство, навести порядок, оказать первую помощь.

 Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти – шести летних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.

  Правильное участие детей в хозяйственно – бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стирки вещей для куклы.

 Хозяйственно – бытовой труд  имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и  возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел; особый  эмоциональный настрой способствует формированию таких качеств как, трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного его планирования;   умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремление сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.

  В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения  к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

 Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течении нескольких дней дети обыгрывают    постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, что бы  стереть с нее пыль. Или ребенок хочет рисовать; он, выбирает карандаш обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребенок должен собрать сор, отнести его в определенное место.

 В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто – то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть    или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

 Особенности хозяйственно – бытового труда обусловлены тем, что результаты его  иногда не заметны, как  в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторения изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают без особой тщательности.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают умение планировать свою деятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения различных трудовых процессов.
 Чтобы у детей было  устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположение всего инвентаря. Необязательно чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное место.

 Формируя элементарные навыки хозяйственно – бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Давая детям представления   о содержании хозяйственно – бытового труда взрослых, его общественной направленности, вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно – образовательного процесса.

« Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает постепенное увеличение процессов    хозяйственно – бытового труда. Расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу.

Планирование — важный, компонент хозяйственно – бытового  труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом.

В хозяйственно – бытовом труде большое значение имеет  творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5―7 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. На первых порах это ребенку трудно, но даже в работе с детьми младшего дошкольного возраста можно строить требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в иной последовательности. Например, воспитатель предлагает детям перед уходом на прогулку привести групповую комнату в порядок. Он должен объяснить детям: сначала надо поставить на место стульчики, а потом убрать игрушки. При умывании надо сначала завернуть рукава, чтобы не намочить их, а потом вымыть руки, а лицо умывать уже чистыми руками и т.д. Таким образом, последовательность действий определяется воспитателем, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности в работе.

На основе этих элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность для перехода к более сложным формам планирования в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Следует иметь в виду, что без обучения у детей долго не складываются умения планировать работу, а в игре не только детей младшей, но нередко и средней группы долго еще сохраняется примитивное манипулирование предметами.

В хозяйственно – бытовом труде, организованном в средней и старшей группах, непременно должна быть определена логическая последовательность действий, представляющая для ребенка простейший план деятельности. Например, при мытье игрушек  их надо расположить так, чтобы удобно было брать, мыть.  Для этого нужно сначала перенести игрушки с полок  на стол, затем намыть, вытереть полки и уже, после этого перенести игрушки  на место. При отсутствии плана действий деятельность детей хаотична.

При ремонте книг с детьми старшей группы следует сначала отобрать книги, нуждающиеся в ремонте. Затем определить, что надо сделать, чтобы привести их в порядок: подклеить страницы, вменить корешок, укрепить уголки обложки. После этого подготовить нужный материал: подобрать наиболее подходящую по плету бумагу, кусочки картона, клей, кисточки, ножницы. Сам процесс работы тоже важно построить таким образом, чтобы предусмотреть последовательность действий — осмотреть книжку, которую надо отремонтировать, определить на глаз или при помощи линейки ширину и длину полоски бумаги, которую надо будет приклеить к порванной странице, сделать заметки карандашом, а затем отрезать и лишь, после этого наклеить.
Если деятельность ребенка не направляется, он производит много ненужных действий, выполняет работу в такой последовательности, которая не обеспечивает достижения желаемого результата.
Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе, так как в игре ребенок больше подчиняется свободному замыслу, который в ходе ее часто претерпевает изменения, нередко обусловленные случайными впечатлениями, ассоциациями.

Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?»

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности. Если трудовая задача ясна, старшие дошкольники выполняют работу самостоятельно и успешно. Когда некоторые звенья трудового процесса детям неизвестны, они находят решение в ходе работы ― осваивают новые операции, применяют разный инструмент, продумывают, какой материал нужен для этой работы и как его использовать. Воспитателю важно выяснить характер побуждений детей и в нужных случаях оказывать помощь, направляя их к дальнейшим поискам успешного завершения работы.

Перед детьми стоят задачи как сходные с теми, которые давались ранее с пояснениями педагога, так и новые, решая которые ребенок может опереться на имеющийся у него опыт: ремонт картонных коробок для дидактических игр, подвязывание стеблей вьющихся растений, изготовление стола и другой кукольной мебели, стирка кукольной одежды.

Так в специальных трудовых процессах дети учатся планировать работу. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, поручения). Важно, чтобы в этом труде дети действовали не случайно, не хаотично, а продумывали последовательность операций.

Как же обучать детей умению планировать процесс хозяйственно – бытового труда?
В основе методики лежит показ способа действия, т. е. тех конкретных приемов работы и той последовательности совершения действий, которые позволяют достичь нужного результата. Поэтому воспитатель должен определить способ выполнения трудового процесса: представить, что необходимо делать и как, выделив конкретные действия, отдельные приемы, точно обозначив порядок их исполнения, результат при совершении каждого действия и конечный результат работы в целом. Это позволяет педагогу определить те или иные требования, которые он предъявит детям и которыми, они будут руководствоваться в ходе выполнения задания. Если дети будут знать, что они должны делать, ориентироваться каждый раз на получение промежуточного результата, в конечном итоге работа будет выполнена правильно.

Рекомендации обоих педагогов к способу выполнения трудового процесса должны быть одинаковыми. Следует придерживаться правила: каждый раз обучать детей единому способу выполнения трудового задания. Требования взрослого нацелены на точное соблюдение ребенком всех действий и их порядка в ходе работы. Помощь (напоминания, дополнительный показ), оценка умений ребенка также даются с позиции тех требований, которые были заданы вначале. Это позволит добиться от детей точного повторения всех операций в их последовательности и в конечном итоге — освоения способа действия. Вместе с этим у детей будут формироваться такие качества, как исполнительность, самостоятельность, стремление к точному соблюдению требований.

Обучение детей единому (но не единственному) способу выполнения задания позволяет взрослому проконтролировать работу каждого ребенка, помочь при затруднении составить план действий, организовать взаимопомощь.
Определенное содержание труда не следует связывать только с одним способом его реализации. По мере усвоения детьми того или иного способа действий в дальнейшем он всегда несколько варьируется, изменяется. Дошкольникам предоставляется возможность выбора способа выполнения трудового задания, самостоятельного внесения каких-либо изменений. В конечном итоге педагог должен сформировать у детей несколько способов выполнения одного и того же задания. Постепенно дети сами смогут определить способ выполнения задания, наиболее подходящий в каждом конкретном случае, или на основе имеющегося опыта придумать свой. Таким образом, создаются благоприятные условия для развития самодеятельности, инициативности и творчества.

Умение планировать обеспечивает большую активность ребёнка, вселяет уверенность, придает силы, дает ему возможность выполнять роль организатора или ответственного за работу. У детей не возникает затруднений при переносе способа индивидуального планирования на новое содержание труда в условиях совместного  выполнения задания. У них обнаруживается ярко выраженная стремление к успешному осуществлению коллективной работы.

По мере овладения детьми умением планировать процесс труда (исполнительный этап деятельности) воспитатель постепенно переходит к обучению их планированию трудового процесса в целом.

 К старшему возрасту,  педагог формирует у детей умение планировать коллективный труд. Учит отбирать материал, оборудование, организовать рабочее место, распределять объем работы между участниками, определять способ её выполнения.

Перед коллективным трудом во время беседы с детьми вырабатывается общий план действий, обсуждается, кто какую операцию будет выполнять, в какой последовательности, какое оборудование потребуется тому или иному участнику, где он его разместит, чтобы всем было удобно работать.

Непринужденное общение воспитателя с детьми в момент, когда дается задание, создает благоприятную обстановку для решения многих вопросов, связанных с обучением трудовым действиям и формированием организационных умений. Педагог принимает активное участие в обсуждении вех вопросов до тех пор, пока дети не становятся все более самостоятельными в организации труда и его выполнении. В последующем роль педагога сводится к контролю и оценке самоорганизации детей на всех этапах труда.

Самостоятельность, в основе которой лежит овладение рядом навыков и умений, у детей формируется неодновременно. Так появляются организаторы, активисты, которые пытаются взять на себя ведущую роль.  Иногда они поступают несправедливо по отношению к товарищам (выбирают себе более привлекательную или менее трудоемкую работу), что приводит к конфликтам.

В такой ситуации педагог, прежде всего, должен напоминать о существующих правилах.

Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и более младшем детям.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол.

Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с друг с другом, оказывать помощь.

Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца.

Особое внимание педагог должен уделять воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности. Детей приучают слушать задание, продумывать план работы, готовить всё необходимое для её выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно и правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её, не стесняться просить помощи.

Например, перед тем как начать уборку помещения (участка), воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть групповую комнату (участок) и определить, что необходимо сделать. Затем совместно с педагогом дети намечают план работы, выбирают бригадиров, которые сами могут подбирать себе бригаду.

Каждой бригаде воспитатель помогает составить свой план работы, распределить обязанности. По окончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всей группой.

При такой форме организации труда каждый ребёнок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей. В старшей группе можно организовать и «труд рядом».

Такая форма организации труда целесообразна в тех случаях, когда воспитателю необходимо научить дошкольников каким-то приёмам работы, например, при наведении порядка в шкафах для одежды. В старшей группе следует организовывать и совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщения результатов всех участников.

Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подведя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребёнка.

На данном возрастном этапе детям можно предлагать научить выполнять ту или иную работу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков, малышей. Действительным приёмом является также назначение дошкольников поочерёдно ответственными за общие дела.

Бывает целесообразно объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных – с теми, кто не проявляет особого рвения и интереса к труду. В руководстве хозяйственно-бытовой деятельностью необходим индивидуальный подход.

Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность.

Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором. Если у ребенка отсутствуют организаторские навыки, надо чаще обращать его внимание на труд детей, владеющих ими, и выражать уверенность, что у него тоже так получится.

Можно поставить его во главе группы детей, хорошо владеющих организаторскими навыками. Малоактивным, пассивным детям целесообразно на первых порах давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда.

Начинать следует с более легких, интересных заданий, а затем переходить к более сложным. Постепенно нужно включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя равноправными участниками общего труда и получали от него радость.

В старшей группе значительно чаще организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. При участии педагога дошкольники изготавливают атрибуты для игр, принимают участие в оформлении помещения, костюмов к праздникам и т. д. Наряду с коллективной деятельностью дети должны выполнять и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру, по времени выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные).

Некоторые поручения должны переходить в обязанности (следить за порядком в книжном уголке и пр.).

Дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определённые умения. Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. К занятиям дежурные по указанию воспитателя готовят и раскладывают пособия, а по окончании убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек; к физкультурным готовят частично оборудование и инвентарь.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность.

Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится, когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.

В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы. Дети дежурят по 2 человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда. Можно организовать дежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой, другой – по подготовке материалов к занятиям, третий – в уголке природы. Когда сидящие за последними столами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется. 

Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности, каждого воспитанника, оценивать не только результата, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.

К детям 6-го г. жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях можно использовать такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как хочешь»; «Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.
Важно помнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьёзно, пренебрежительно, относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

2.Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8.Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования через хозяйственно – бытовой труд, является важным моментом в развитии их способностей. 

участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого труда.
Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.

nsportal.ru

Картотека хозяйственный-бытовой труд дошкольников

Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.

Карточка № 1.

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

«Чистые подоконники»

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3.

«Помогаем няне»

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

«Стираем салфетки»

Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда

(опрятность в процессе деятельности)

Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 8.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя) »

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 9.

«Ремонт книг»

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 10.

«Чистые стульчики»

Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 11.

«Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 12.

«Моем расчёски»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

infourok.ru

Методическая разработка (младшая группа) на тему: перспективное планирование хозяйственно-бытового труда

Месяц

Коммуникация

Социализация

Физ. Культура

Безопасность

Чтение худ.

Литературы

Музыка

Худ. Творчество

Сентябрь

Беседа «Приведём игрушки в порядок»

Цель: учить детей выполнять поручения, понимать в чём состоит необходимость работы, помогать друг другу ,рассказывать , как они добивались хороших результатов.

Знакомство с орудиями труда: ведро, грабли, лопата, щётка, совок, веник.

Ролевая игра «Семья»

Цель: развивать навыки отражения трудовых действий членов семьи: дети помощники сметают песок с лавочек песок.

Сбор игрушек и уборка их на место в конце прогулки.

Цель: развивать желание выполнять необходимую работу, развивать выносливость, силу.

Наблюдение за работой воспитателя: чистим дорожки.

Цель:  отметить, как воспитатель осторожно подметает дорожки, чтобы не мешать  детям собирать листочки в ведёрки.

Чтение А.Благинина «Не мешайте мне трудиться»

Цель: познакомить детей с орудиями труда: лейка, грабли, ведёрка.

«Строим дом»

Т. Шутенко

Цель :учить выполнять движения под музыку, по образцу.

Октябрь

Наблюдение за работой дворника.

Цель: познакомить с работой дворника ,расширять представления о трудовых действиях. Учить называть трудовые действия.

Дидактическое упражнение «Поставим кубики рядом»

Цель:  Учить выполнять трудовое поручение , ровно и красиво располагать кубики.

Трудовое поручение : убираем игрушки.

Цель: формировать привычку наводить порядок после игр, при помощи взрослых находить игрушкам место.

Подметаем дорожки.

Цель: учить осторожно пользоваться маленькими метёлками.

Чтение А. Барто «Самолёт»

Цель: вызвать желание самим что то сделать,воспитывать любовь к маме.

«Вот как мы умеем»

Е. Тиличеева

Цель: познакомить с новой песней согласовывать слова и движения

Ноябрь

Дидактическое упражнение «Кто что делает»

Цель: уточнить представления о трудовых действиях взрослого.

Дидактическая игра «Погладим кукле платье»

Цель: познакомить с утюгом, его назначением ,выполнять трудовые навыки

Сбор шишек для поделок.

Цель: учить осуществлять совместные трудовые  действия со взрослыми, поощрять желание участвовать в совместном труде.

Следить за правильной позой во время труда.

Чтение потешки «Сорока»

Цель:прививать любовь к устному народному творчеству.

Продуктивная деятельность. «Витаминки для петушка»

Цель: вызвать желание потрудиться для других,развивать мелкие мышцы рук.

Декабрь

Наблюдение за трудом няни. Цель: дать представление о труде няни – кормит детей, моет посуду, пол.

Украшение группового помещения к празднику.

Цель: учить детей самостоятельно выбирать предметы для украшения группы, называть их качества. Вызвать радость ожидания праздника

Сгребание снега на участке.

Цель: развивать физическую силу, учить верно держать лопатку.

Посыпаем ступеньки песком.

Цель: познакомить с данной трудовой операцией , уметь действовать аккуратно.

Чтение Е. Благинина «Голышок-малышок»

Цель: называть трудовые навыки ,необходимые при купании малыша

Слушание «строим дом»

Т. Шутенко

Цель: дружно подпевать песню вместе с воспитателем

Январь

Беседа «Как мы занимаемся на музыкальном занятие»

Цель: знакомство с трудом музыкального руководителя.

Учить лепить из снега – комочки и играть с ними.

Цель: закреплять свойства снега.

Уборка игрушек.

Цель: оказывать помощь воспитателю, развивать стремление быть полезным всем.

Трудовые поручения: помогаем дворнику – убираем снег.

Цель: подвести к пониманию важности помощи, аккуратно работать лопаткой

Чтение В. Берестова

«Гололедица»

Цель: познакомить с понятием : гололёдица.

Пение «Оладушки»

Н. Мурачёва

Цель: вызывать желание сделать приятное другим

Февраль

Практическое упражнение «Самые аккуратные»

Цель: учить называть трудовые навыки ,какие выполняют дети при выполнении трудовых действий

Самостоятельная игровая деятельность.

Цель: учить детей поиграл – убери.

Предложить детям помочь в украшение участка.

Цель: учить выполнять несложные поручения, развивать эстетическое восприятие.

Учим очищать обувь от снега.

Цель: выполнять и называть трудовые действия, знать о необходимости этой работы.

Рассказывание сказки «Лиса и заяц»

Цель: развивать интерес к произведениям устного народного творчества

При уборке игрушек использовать музыкальное сопровождение.

Цель: дать почувствовать , как музыка помогает быстро и весело  убирать кубики

Март

Трудовое поручение «Помогаем убираться в группе»

Цель: стимулировать желание оказывать помощь взрослым ,поддерживать порядок в группе.

Игровая ситуация «Мама учит малыша ходить»

Цель: побуждать сопровождать игровые действия рассказыванием потешек

Трудовое поручение «Чистим дорожки вокруг детского сада»

Цель: знать для чего надо чистить дорожки, развивать выносливость

Трудовое поручение «Сушим варежки»

Цель: учить развесить мокрые варежки ,понимать смысл выполняемой операции, называть свои действия.

Разучивание стихотворения  «Раз шажок» Г. Лагэдень

Цель: заучивать стихотворение вместе с воспитателем, работать над дикцией

Пение  песни воспитателем «Новый дом»

Цель: понимать смысл песни, подпевать мелодию

Апрель

Беседа «Кто заботится о нас в детском саду»

Цель: рассказать кто трудится  в детском саду.

Трудовое поручение «Помогаем убирать рабочее место»

Цель: Учить оказывать посильную помощь, выполнять несложные поручения, возвращать на место материал и инвентарь.

Практическое упражнение «Собираемся на прогулку»

Цель: Учить различать обувь для левой и правой ноги, не лениться обуваться самостоятельно

Сбор веток, сломанных ветром.

Цель:

Чтение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: Различать хорошие плохие поступки, учить стремиться к хорошему.

 

Творческая мастерская, рисование акварелью «Мыльные пузыри»

Цель: учить обводить заготовки кистью или пальчиком, украшать их блестящей краской. Формировать привычку убирать материал на место

Май

Рассматривание картины «Дети помогают накрывать на стол»

Цель: учить понимать сюжет картины, называть трудовые действия, активизировать словарь детей

Трудовое поручение: помоги накрыть на стол.

Цель: Учить раскладывать ложки, ставить салфетницы ,хлебницы (без хлеба).

Практическое упражнение «Чистые сапожки»

Цель: учить детей с помощью взрослых приводить в порядок свою обувь после прогулки Воспитывать уважение к труду няни.

Трудовое поручение «Учимся сервировать стол»

Цель: учить осторожно ставить чашки на стол и не на край стола это опасно.

Чтение потешки «Травка – муравка со сна поднялась»

Цель: обратить внимание на напевность стихотворения, повторять яркие строки.

Творческая мастерская «Стайка птиц»

Цель: предложить объединить работы в единое панно, полюбоваться общей работой.Учить оказывать посильную помощь педагогу в уборке материала.

nsportal.ru

Материал (старшая группа) на тему: Картотека «Хозяйственно-бытовой труд» (старшая группа)

 

Картотека

«Хозяйственно-бытовой труд»  (старшая группа)

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

«Чистые подоконники»

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

«Помогаем няне»

Цель: учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

«Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Стираем салфетки»

Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда

(опрятность в процессе деятельности)

Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)»

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

«Ремонт книг»

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

«Чистые стульчики»

Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

«Стирка кукольной одежды»

Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки : учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Моем расчёски»

Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о