Характеристика дошкольного возраста – .

4(4) Общая характеристика дошкольного возраста

1. Границы возраста – 3 года – 6.5 лет

2. Социальная ситуация развития — Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. Общение со взрослым приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах — внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной. В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. 

3. Возрастные новообразования

 – налядно-образное мышление, позже словестно-логическое мышление. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте.

4. Ведущая деятельность и ее характеристика – игра (Предметная игра, сюжетно-ролевая игра)

5. Возрастной кризис, характерный для данного периода – кризис 6 лет. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, стоит потеря непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. 

6. Данный возраст в различных концепциях:

— Психоанализ — Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития (с 3-х о 6-7 лет), в течение которой источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка. Эдипов комплекс — это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» — вот фраза, говорящая сама за себя. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый

страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры — вариант Эдипова комплекса для девочек — протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом — олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

Эриксон — Предприимчивость и чувство вины (
Инициатива или чувство вины). Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.  Пиаже — Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Если в период развития сенсомоторного интеллекта основными средствами умственной деятельности ребенка были 
предметные действия, 
то в рассматриваемом периоде ими являются операции. Принципиальное отличие состоит в том, что рождение операции — это предпосылка становления собственно логического мышления человека.Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления ребенка и представление о сохранении. Эгоцентризм мышления обусловливает такие особенности детского мышления, как синкретизм, неумение сосредоточиваться на изменениях объекта, необратимость мышления, 
трансдукция 
(от частного к частному), нечувствительность к противоречию, совокупное действие которых препятствует формированию логического мышления.

Внутри этого периода Пиаже выделил дооперациональную стадию, которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до 6/7 лет. В рамках дооперациональной стадии формируются образно-символические схемы, основанные на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений типа «луна ярко светит, потому что она круглая». Отсутствие собственно операций побуждает ребенка устанавливать связи между объектами не на основе логического рассуждения, а 

интуитивно. 

7. Познавательное развитие в этом возрасте — В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

8. Личностное развитие и развитие самосознания — периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. По А. Н. Леонтьеву, личностное становление в этом возрасте связано, прежде всего, с развитием соподчинения или иерархии мотивов. Деятельность ребенка, как правило, побуждается и направляется уже не отделенными мотивами, которые сменяются или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов. Если связь между мотивами и результатом действия понятна ребенку, то он еще до начала действия предвосхищает значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. Примечательно, что эмоции могут появляться до выполнения действия в форме эмоционального предвосхищения.

9. Социальное развитие — В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, в основном, себя. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает воспринимать и себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику. 

studfile.net

1.2.Психологическая характеристика дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, особенно к матери в виде потребности в любви и уважении. В этом возрасте ребенок еще не способен ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, где он чувствует себя виноватым в этом конфликте и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей.

С 3-4 лет дошкольный возраст характеризуется появлением постепенно прогрессирующей независимостью ребенка. Начинается путь к решению очень важной для ребенка задачи — обретению самостоятельности. Излишняя родительская требовательность к ребенку или стремление сделать за ребенка то, что он может делать сам, может отрицательно отразиться на развитии ребенка — появится чувство неуверенности в себе, стыдливость, пассивность, несамостоятельность, так же будут трудности в общении со сверстниками.

До 6 лет ребенок овладевает различными социальными ролями, сам ставит себе цели и старается их достичь. В целом, данный возраст можно назвать возрастом игры — ребенок охотно экспериментирует с разными ролями, примеряет их на себя, либо отказывается от этого и утверждается в кокой-то одной роли, например, “плохой”/ “хороший” мальчик/ девочка, демонстрируя это всем окружающим и ожидая соответствующей их реакции похвалы или порицания С 4-5 летнего возраста мыслительная активность ребенка освобождается от обязательной опоры на физические действия. Ребенку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.

В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы «почему?».

Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребенок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут все показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет.

Во взаимоотношениях дошкольника со сверстниками ему уже не достаточно «мирного соседства» с другими детьми, появляется желание играть с ними, выполнять вместе различные поручения. 

Активность ребенка в общении, также как и познавательная активность, приобретает у детей управляемый, произвольный характер.

Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим. Отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребенок. Эти изменения проявляются в следующем:

Отдельные побуждения превращаются в систему мотивов; в побуждениях все больше обнаруживается определенная последовательность, хотя последовательность и системность действующих мотив у школьника имеет относительный характер.

Более отчетливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов. Пример: Задание «найти спрятанный флажок» имело наибольшую побудительную силу для младших детей, а трудовое задание «сделать игрушки для нового спектакля» сильнее действует на старших детей.

Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность- продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. В развитии самостоятельности можно выделить три ступени:

Когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без побуждения и помощи взрослых (Пример: сам убирает свои игрушки, сам идет мыть руки и т.д.)

Когда ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных ситуациях (Пример: поставить посуду в незнакомый шкаф, убрать не только свою комнату, но и бабушкину).

Когда возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенка своего поведения в любых условиях.

В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления в результате продолжается развитие ощущений, а с ними и чувствительности. Осмысленная деятельность ребенка ведет к образованию у него межанализаторских связей, способствует разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных ощущений с тактично-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания.

Именно по этой причине для сенсорного развития ребенка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др.

Слово, которое сначала сопровождало, а затем, замещало действие непосредственного раздражителя, ведет к следующим изменениям процесса ощущения:

Называние ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств: узнавание цвета происходит значительно быстрее, чем при действии лишь непосредственного раздражителя.

Обозначенный словом цвет, звук или запах из раздражения превращается в знание соответствующего качества предмета или явления объективного мира.

Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать, но и сравнивать предметы по выделенным качествам (это синий, а это белый) т.е. выполнить элементарные мыслительные операции.

Слово, как обобщающий сигнал позволяет ребенка увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах.

Качества, постоянно встречающиеся у однородных предметов, становятся средством характеристики вещей. Так, по цвету, ребенок узнает яблоко, свеклу, банан и т.д.

В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Так, восприятие цвета и формы: цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком только тогда, когда форма — более сильный признак, не получила сигнального значения (при игре в кубики или складывание мозаики). В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. В дошкольном возрасте процесс восприятия интериоризируется, т.е. теперь ребенку достаточно увидеть предмет и не обязательно проводить по нему воспринимающим органом. Восприятие картинки ребенком в дошкольном возрасте осуществляется еще довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, ее название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия.

Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно.

Еще более сложным, чем восприятие пространства для ребенка является восприятие времени, т.к. для восприятия времени нет специального анализатора. 

Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

  • расширение объема внимания;

  • рост устойчивости внимания;

  • формирование произвольного внимания.

Эти изменения обусловлены тем, что объектом познания ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь функциональные, усиливается роль речи как объекта внимания и т.д.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления и первичные понятия, дети приобретают навыки и умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

У детей дошкольников значительную роль играет действенная форма мышления. На этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственным и вместе с интериоризацией мышления («переходом во внутренний план») происходит перестройка практического действия.

Что касается образного мышления, то дошкольнику свойственна до аналитическая ступень мышления, т.к. ребенок мыслит схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании ее понимания. 5-6 летний ребенок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счет, труд и игры.

Для детей дошкольного возраста характерно выдумывание несуществующих слов, которые возникают по образцу тех слов, которые ребенку знакомы.

В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ситуативный характер, но постепенно она сменяется связной. Раньше всего дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа. Развитие разговорной связной речи тесно связано с формированием внутренней, которая осуществляет функцию планирования высказываемых вслух предложений, мыслей.

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей), как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные.

У ребенка 3-5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять все больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли.

В этом возрасте (5-7 лет) ребенок уже может предвосхищать события и стремится к воображаемой цели, а отодвигание цели требует большой выдержки. Следовательно, возрастает выносливость воли.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения практически во всех психических процессах.

studfile.net

14. Общая характеристика развития ребёнка в дошкольном детстве.

В самом начале дошкольного детства распадается ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым. Отделение ребёнка от взрослого создаёт новую социальную ситуацию, в которой ребёнок стремится к самостоятельности.

По А.Н.Леонтьеву, в этот период жизни мир распадается для ребёнка на 2 круга:

— первый – близкие люди ,- второй – все другие люди.

Мир взрослых, мир отношений интересует ребёнка настолько, что он хочет действовать активно в этом мире. Но напрямую это невозможно и ребёнок находит способ действовать не в прямой, а опосредованной связи с этим миром (через сюжетно-ролевую игру).

Происходит бурное развитие познавательных процессов.

На первых этапах преимущественно процессов, связанных с приобретением чувственного опыта (ощущения и восприятие).

Восприятие в дошкольном детстве – развитие и формирование перцептивных действий. Становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Дети усваивают систему сенсорных эталонов.

Внимание ребёнка раннего дошкольного возраста является непроизвольным. В это время у ребёнка складывается долговременная память. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития памяти. Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Хорошо развита механическая память. Произвольная память начинает формироваться в 4-5 лет. Её совершенствование тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение. Наряду с механической развивается смысловая память. Речь – развивается бурно. Завершается долгий и сложный путь овладения речью. Развивается звуковая сторона речи. Детьми усваиваются закономерности

Мышление – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Воображение переходит от непроизвольного к произвольному и начинает выполнять 2 функции: познавательно-интеллектуальную, аффективно-защитную. Эмоциональная сфера:

— усложняется её содержание, импрессивная сторона эмоций и чувств;

— формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребёнка;

— изменяется экспрессивная сторона эмоций и чувств.

Развитие мотивационной сферы – в направлении структуризации мотивов (выстраивания иерархии) и формирования новых потребностей и установок. Потребность в автономии, признании и уважении проявляются в негативизме и упрямстве. В случае достаточного этих потребностей формируется глобальное чувство самоуважения. Характерная особенность возраста – зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленных на достижение.

Развитые личностные новообразования – проявления эмпатии и самоконтроля. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, у него появляются этические переживания.

Самосознание формируется, Самооценка появляется. В развитии «Я-концепции» дошкольника – первичное осознание ребёнком себя становится сложной и устойчивой системой самовосприятия. Характерна половая идентификация. Начинается осознание себя во времени.

Управлять поведением помогает речь. Качественно изменяется и общение. В деятельности всё больше заметны индивидуальные и половые различия.

Ведущие факторы развития:

— общение с взрослыми и сверстниками;

— игра как специфический вид деятельности в дошкольном возрасте.

studfile.net

План-конспект урока по теме: Характеристика ребенка дошкольного возраста

Тема: Характеристика ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст делится на младший, средний, старший.

В дошкольных учреждениях согласно этой классификации выделяют следующие возрастные группы: первая и вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы.

Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. А так как качественной характеристикой каждого возраста являются новообразования, то стоит разобраться какие же новообразования появляются у ребенка 3 лет жизни.

К этому времени если развитие происходило нормально, то рост ребенка составляет до 90-100 см, увеличивается в весе (примерно 13-16 кг.). Он становится более ловким, легко бегает, прыгает, правда сразу на двух ногах и не очень высоко, мяч ловит сразу двумя руками и крепко прижимает его к груди, но в 2 года этого делать он еще не умеет.

Физически ребенок  явно стал крепче. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь стремительно, как было в раннем возрасте. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым фоном, условием, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное набирает высокий темп развития.

Дошкольник активно познает окружающий мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается память, мышление, речь, воображение.

Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращению с вопросами к взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находится ребенок. Первые вопросы дошкольника связаны с желанием обозначить окружающий его мир. Поэтому вопросы детей чаще всего начинаются с вопросительного слова. (Что, кто это? Как это называется?). Подобные вопросы, конечно, возникают и позднее при встрече с каждым новым предметом , явлением, объектом. И лишь позже, примерно в 4-5 лет, начинают появляться вопросы с важным вопросительным словом «как?» (Как это сделать?), и наконец, со словом «почему».

Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, чувствам, полу и т.д., психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошкольном возрасте у ребенка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

В 3 года ребенок с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремиться помогать старшим во всех домашних делах.

Качественно меняется характер эмоциональной сферы. Выготский Л.С. отмечал, что к 5 годам ребенок способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных чувств, а также эмоциональных состояний другого.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга. Они учатся справедливо решать конфликты, проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба. Наряду с такими проявлениями часто встречаются грубость, нежелание общаться. Исследователи отмечают и такое явление как ложь.

В этом возрасте у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в обидчивости. По своей природе ребенок оптимистичен и весел. С течением времени ребенок все более становиться самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Дошкольник осваивает новые формы выражения своего отношения ко взрослым и детям. Возникает новая форма общения внеситуативно-личностная. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен». И в нем отражается характер воспитания в первые 6 – 7 лет жизни. Но дошкольник остается открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивой формы.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, развитие воли, интеллекта, развитие деятельности как жизненной активности.

К 6 – 7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

nsportal.ru

39. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста.

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.

Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.

 Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети дошкольники проходят через возраст «почемучек».

Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

Восприятие формируется в дошкольном возрасте благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т. п.).

У трехлетних детей восприятие достигает сравнительно высокого уровня. Например, им доступно выделение свойств и отношений объектов, что может происходить не только практически, но и зрительно с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также некоторые пространственные отношения между ними. Восприятие активно включается в деятельность ребенка, оно помогает ему выполнять посильные, знакомые по характеру задачи, предъявляемые взрослым (или встречающиеся в быту), находить решение значительно быстрее и эффективнее, чем раньше.

Сами перцептивные действия у младших дошкольников еще недостаточно совершенны. Произошел только перцы й шаг — переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной. Так, например, при складывании матрешки трехлетний ребенок уже заранее выбирает те ее элементы, которые кажутся ему подходящими. Но этот выбор еще часто неточен, поэтому ребенок проверяет его правильность, примеривая выбранные части друг к другу, и при необходимости заменяя их. Здесь мы имеем дело с развернутой перцептивной ориентировкой. На пятом году жизни дети усваивают уже многие сенсорные эталоны (например, названия форм и предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), но пока еще бессистемно.

В старшем дошкольном возрасте наряду с усвоением отдельных эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев системой сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста уже производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам. Наряду с формированием восприятия свойств и отношений предметов у ребенка-дошкольника складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нем, возникающая на основе сложившегося ранее учета пространственных свойств и отношений предметов, изменяется целостное восприятие предметов.

Оно становится более четким и одновременно более расчлененным — ребенок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение.

Другой стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное с восприятием. Первая форма мышления, которая возникает у нормально развивающегося ребенка, — наглядно-действенное мышление. Оно появляется в практической деятельности (бытовой и предметно-игровой) и направлено на ее обслуживание.

Наглядно-действенное мышление не только самая ранняя форма мышления, но и исходная. На ее основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое мышление. Поэтому развитие наглядно-действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. В наглядно- действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью вспомогательных средств или орудий.

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания.

У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребенок уже принимав разнообразные задачи на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к выполнению.

У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4—5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.

У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.

В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить кубики в машинку и выгружать их и т. д. В младшем дошкольном возрасте все эти действия постепенно перестают быть самоцелью — их начинают выполнять не сами по себе, а для чего-то, для определенной цели. В дальнейшем они заменяются цепочкой логически последо- вательных действий, которые отражают часто повторяющиеся в жизни ребенка привычные ситуации, но в них не прослеживается сюжет и не отражаются взаимоотношения людей.

В среднем дошкольном возрасте возникает сюжетно-ролевая игра. Здесь происходит следующее: во-первых, предметы и предметные действия перестают интересовать ребенка; во-вторых, в центре его внимания оказываются отношения людей, связанные чаще всего с конкретными предметными действиями. Ребенок, проигрывая их, усваивает человеческие взаимоотношения. Данный вид игры требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений.

К пяти годам сюжетно-ролевая игра становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения и т. п. Пятилетние дети могут выбрать тему игры, создать условия для нее, выполнить соответствующие действия и правила, имеют опыт игр драматизации. У них формируется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

В дошкольном детстве начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые требуют достаточно высокого уровня сенсорного развития, в частности восприятия и представлений. Итогом продуктивной деятельности является продукт, отражающий воспроизводимый объект со стороны целого, деталей и его свойств. Так, например, рисунки, изображающие предметы, появляются у нормально развивающихся детей к концу третьего — началу четвертого года жизни.

Продуктивная деятельность способствует формированию восприятия и представлений ребенка и оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника — требует умения сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, развитие воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного оперирование образами-представлениями. В старшем дошкольном возрасте продуктивная деятельность продолжает активно развиваться на базе достаточно высокоразвитого восприятия и представлений. К концу дошкольного возраста дети могут создавать и обыгрывать весьма сложные постройки, конструкции.

Появление элементов трудовой деятельности у трехлетних детей выражается в основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают им известную бытовую самостоятельность: ребенок может без помощи взрослого одеться, раздеться, умыться, пользоваться туалетом, есть.

Самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должен овладеть ребенок. Здесь могут возникнуть два типа затруднений: в определении и усвоении последовательности операций, с одной стороны, и в овладении каждой из них — с другой. Особое значение приобретает при этом организация ориентировочно-исследовательской фазы овладения навыками, непосредственно связанной с восприятием.

В младшем дошкольном возрасте слово у ребенка часто оказывается недостаточно обобщенным, ситуативным или, наоборот, генерализованным, а в ряде случаев понимание его ребенком может быть вовсе неверным. В речи детей встречаются замены, подстановки знакомых слов на место незнакомых. Такая речь еще не может служить надежной опорой для передачи ребенку новых знаний, которые формируются у дошкольников только благодаря наглядности (А. В. Запорожец).

Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. И младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности, но включение словесной инструкции не всегда помогает ребенку в ее усвоении и осуществлении. Дошкольнику необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности: показ действий, образец, совместные действия со взрослым.

В среднем дошкольном возрасте картина начинает меняться — слово уже может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.

Лишь к пяти годам слово начинает само по себе, в пределах определенного содержания, служить источником информации и способом передачи общественного опыта. Включение слова не просто ускоряет, качественно меняет, но и облегчает процесс усвоения новых знаний, способствует овладению новой деятельностью. Полученные с помощью словесной инструкции умения ребенок легче переносит на незнакомую ситуацию, на новый объект. Изменяется и роль собственной речи дошкольника, это проявляется в регуляции его деятельности. Из сопровож- дающей она превращается сначала в фиксирующую, а затем в планирующую. Речь активно включается в усвоение знаний, в развитие мышления, в сенсорное развитие, к нравственное, эстетическое воспитание ребенка, в формирование его деятельности и личности.

Таким образом, язык и речь традиционно рассматриваются в психологии и педагогике как узел, в котором сплетаются различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Речь является основным каналом трансляции культуры от поколения к поколению, а также важнейшим средством обучения и воспитания.

В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Однако они не всегда носят отчетливый характер. Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка. Пятилетний ребенок уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость и др. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно он начинает и сам оценивать их: поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается ребенком очень остро. Он уже не просто стремится выполнить какую-либо работу ради самого действия, а ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих.

У старших дошкольников имеют место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения. Появляется возможность соподчинения мотивов, что является одним из важнейших новообразований в развитии личности старших дошкольников. Так, например, пятилетний ребенок может подавлять непосредственные желания, у него преобладают обдуманные действия над импульсивными.

Дети шестого года жизни способны произвольно управлять собственной деятельностью. Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения целей, оценивать результаты выполняемых действий. В этом возрасте дети понимают смысл задач, поставленных взрослым, могут самостоятельно выполнить его указания.

При обследовании детей седьмого года жизни необходимо обратить внимание не только на уровень развития познавательной деятельности, но и на предпосылки к учебной деятельности. В настоящее время параллельно существует трехлетнее и четырехлетнее начальное обучение. Поэтому обследование должно быть ориентировано на обоснованное определение условий школьного обучения.

Готовность к школьному обучению включает в себя не- обходимый уровень физического и психического развития ребенка, определенных навыков, а также обобщенных представлений об окружающем мире.

На сегодняшний день сложилось в целом общепризнанное понимание феномена психологической готовности к школьному обучению как сложного структурного образования, состоящего из ряда компонентов.

Под психологической готовностью к школе многие исследователи понимают наличие комплекса определенных психологических качеств, которые уже сформировались к моменту поступления в школу и могут быть диагностированы с помощью специальных методик. В качестве компонентов психологической готовности к школе выделяются следующие сферы: мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная и произвольная. Рассмотрим эти компоненты несколько подробнее. Мотивационная сфера. Центральное место в этой сфере занимает сформированность внутренней позиции школьника как показатель его социальной зрелости и системы мотивов, проявляющихся в познавательном выборе, самоутверждении, установлении и сохранении положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная сфера. Ее готовность проявляется в определенном уровне наглядно-образного мышления, наличии элементов логического мышления, образной и смысловой памяти, произвольного внимания, необходимом уровне развития перцептивной сферы и воображения. Иначе говоря, отмечается необходимость сформированности основных познавательных процессов.

Важной предпосылкой школьного обучения являются общие интеллектуальные умения — осознание цели деятельности, поставленной взрослым, умение продумать способы ее достижения, планировать свои действия, контролировать себя во время работы, правильно оценить полученные результаты. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и со своими сверстниками.

Коммуникативная сфера. Она фиксирует умение строить правильные взаимоотношения в совместной деятельности. Произвольная сфера. Произвольное поведение ребенка :ш рождается в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры и позволяет ему подняться на более высокую ступень в своем развитии. Игра является школой произвольного поведения, так как процесс обучения в школе с самого начала опирается на определенный уровень развития итого поведения. Произвольностьповедения проявляется и в тех предпосылках учебной деятельности, которые Д. Б. Эльконин выделяет в качестве показателей готовности к обучению в школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, вниманием, мышлением и памятью.

Под готовностью организма ребенка к школьному обучению рассматривается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет ребенку выдержать требования школьной жизни и учебной нагрузки. Критерием готовности в этом смысле служит работоспособность детей в течение учебного дня, учебной недели и т. д.

Готовность психических процессов проявляется в уровне сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности в данном случае выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь.

Личностная готовность к обучению в школе выражается в желании ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность, а также в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением («Научусь читать, писать, решать задачи»).

studfile.net

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме: Характеристика на ребенка дошкольного возраста

Характеристика на ребенка дошкольного возраста

Иванова Дмитрия Евгеньевича

дата рождения: 01.01.2007

адрес: ул. Татарстан, д.25 – кв.1

Иванов Дмитрий посещает данный детский сад с 2010 года. У последних воспитателей обучается с сентября 2012 года. Адаптация к новым воспитателям и к новой группе прошла в средней форме. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями, детский сад посещает охотно.

Дима  не общительный ребенок, со взрослыми контактирует только при необходимости, среди сверстников друзей и подруг не имеет.

Навыки самообслуживания сформированы в соответствии его возрасту: умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, содержать свою одежду в чистоте, пользоваться платком, расчёской, столовыми приборами, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Во время еды аккуратен. Соблюдает элементарные правила гигиены, правила поведения в детском саду.

К занятиям в детском саду  относится положительно, занимается охотно. Рома любознателен, на занятиях внимателен, способен сосредоточенно действовать в течении 20-25 минут. Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности, в особенности к художественному творчеству.

Речь ребенка внятная, имеются небольшие запинки, использует все части речи, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас  достаточно расширен.    Имеет  трудности в грамматическом оформлении фраз, в связной речи. Продолжается автоматизация звуков _______.

Ребёнок любит трудиться. Заинтересован во всех видах трудовой деятельности. Предпочитает хозяйственно-бытовой труд. К трудовым поручениям воспитателей относится ответственно, доводит начатое дело до конца.

У мальчика хорошо развита память.  Развитие элементарных математических способностей соответствует возрасту. Логическое мышление развито слабо: плохо ориентируется в поиске закономерностей, классификации. С программой старшей группы справляется частично.

Дима воспитывается в полной семье, есть старшая сестра. Мама _______Ф.И.О._____ и папа ________Ф.И.О._____________ принимают большое участие в развитии и воспитании ребенка.

МАДОУ №___________, группа № __        Воспитатель:________ФИО______

                                                        Заведующая:_________ФИО _____

nsportal.ru

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме: Психолого — педагогическая характеристика детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.

Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка.

М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в рамках этого периода под влиянием  воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.

В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте ребенок способен приобрести определенную произвольность действий в связи, возникающую, как правило, под воздействием активного педагогического влияния.

На основе ранее приобретенных знаний социального характера дошкольник способен осуществлять более осмысленные действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).

Дошкольный возраст является самым «игровым» периодом детства.  

Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. Она глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. В игровую деятельность ребенок уходит целиком.

Главная потребность ребенка-дошкольника заключается в адаптации в мире взрослых людей, поэтому он испытывает постоянное стремление к примерке на себя функций взрослого. Поскольку реальное выполнения «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, у детей-дошкольников формируется противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Данное противоречие заставляет ребенка-дошкольника осваивать новые для него сферы деятельности.

Все разнообразие деятельности ребенка-дошкольника объединено моделирующим характером действий. Так, дошкольниками в рамках игр воссоздаются социальные взаимоотношения людей в обществе, профессиональные действия, отыгрываются сказочные сюжеты и пр. Созданные модели являются отражением выявленных ребенком взаимосвязей между предметами и людьми, при этом часто для их создания используются различного рода заместителей (предметы-заместители). Так, для игры в больницу достаточно шапочки врача, для проектирования железной дороги хватает палочек и пр.

Виды деятельности ребенка-дошкольника отличаются в зависимости от роли, исполняемой взрослым. При этом, хотя в игровой ситуации функции взрослого могут быть представлены через роль, такая постановочная деятельность дает ребенку через действие достигать усвоения социальных норм, принятых в обществе.

В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложенному взрослым. Возникает, согласно Д.Б. Эльконину, новообразование раннего возраста, которое оформляется к трём годам, – личное действие и феномен «Я сам». Это приводит к «кризису социальных отношений» (Л.С. Выготский), симптомы которого впервые были описаны Э. Келер.

Среди них главные: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие; а также второстепенные: обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм.

Помимо игровой деятельности, дети-дошкольники активно участвуют и в иных видах продуктивной деятельности. С их помощью дети-дошкольники опосредуют окружающую их действительность в форме представлений о предметах и ситуациях. Так, в бытовой деятельности ребенок-дошкольник имеет возможность действовать с взрослым наравне, например, осуществляя действия по самообслуживанию. В ситуациях трудовой деятельности ребенок-дошкольник может осваивать навыки сотрудничества и взаимопомощи, например, при вступлении в значимые взаимоотношения с взрослым через результат своего труда.

Познавательное развитие детей-дошкольников отличается бурным становлением и этапностью.

Так, внимание ребенка-дошкольника 4-5 лет совершенно непроизвольно, задерживается на привлекательных, броских предметах. Внимание ребенка постарше (5-6 лет) уже управляемо, хотя и не всегда, поэтому отличается недостаточной произвольностью.

Если отдельные элементы произвольности восприятия могут быть сформированы еще в старшем дошкольном возрасте, в целом, ребенок при поступлении в школу еще не совсем способен регулировать этот процесс. При этом восприятие детей-дошкольников уже позволяет им хорошо видеть и слышать, ориентироваться в пространстве, различать цвета, запахи и звуки и пр. Однако полноценная систематизация воспринятого материала детям-дошкольникам еще недоступна.

Память также выступает важнейшей характеристикой познавательного развития. Развитие памяти детей-дошкольников зависит от специфики деятельности ребенка, т.е. один и тот же материал запоминается по-разному в зависимости от той роли, что выполняет для ребенка. Поэтому можно отметить, что память также зависима от процесса формирования произвольности. Так, для старшего дошкольника характерно зачаточное формирование произвольного запоминания и припоминания. Так, в коллективных играх или организованных занятиях старший дошкольник может удерживать в памяти правила игры и цель своего участия в мероприятии.

Для формирования произвольности запоминания и припоминания главную роль играет систематическое подкрепление попыток ребенка-дошкольника в достижении непосредственного результата. Также заметное значение имеет непосредственное поощрение ребенка-дошкольника со стороны воспитателя, родителя или другого значимого взрослого.

Итак, необходимо отметить, что произвольное запоминание в старшем дошкольном возрасте носит несовершенный характер, что объясняется не владением ребенком-дошкольником даже элементарными мнемическими приемами.

Данная проблема преодолима: при наличии регулярной работы воспитателя к концу дошкольного возраста у детей возможно закрепить простейшие мнемические навыки и приемы улучшения памяти и запоминания. Например, с целью запомнить какой-нибудь материал ребенок способен повторить его несколько раз или составить простейшие связи, которые облегчат запоминание. Поэтому организация воспитательной работы может оказать решающее влияние на развитие произвольности процессов памяти, т.к. ребенок пока не может сам изобрести задания или приемы запоминания, именно педагог ответственен за ту или иную степень развития произвольности памяти ребенка-дошкольника. Такая работа начинается с выполнения простейших поручений, для запоминания которых педагог предлагает ребенку-дошкольнику простой алгоритм.

С приобретением некоторого опыта, при условии положительного подкрепления результатов труда и поощрений со стороны педагога, старший дошкольник может начать самостоятельно ставить перед собой задачи по запоминанию или припоминанию необходимого материала.

Описанные шаги играют важную роль в процессе формирования произвольности памяти, которая является необходимым условием школьного обучения, т.к. учебная деятельность невозможна при условии отсутствия управляемой памяти.

Мышление выступает еще одной важной познавательной функцией. Развитие мышления детей-дошкольников происходит очень интенсивно. Так, наряду с получением новых знаний об окружающем мире, ребенок учиться синтезу, сравнению, обобщению, анализу, т.е. простейшим умственным операциям. Успешность развития мышления ребенка-дошкольника зависит напрямую от образовательной и воспитательной среды, в которой он находится.

Воображение ребенка-дошкольника развито очень хорошо. Данный возрастной период сензитивен для развития воображения, свободного фантазирования, развития творческих способностей.

Годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения. Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и жизненно необходимы. Дошкольный период – это период, когда любая творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства.

К искусству ребенок приобщается с детства. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д.

Каждый возраст требует своего подхода к процессу обучения. Задачи, которые ставятся перед ребёнком 3-4 лет, отличаются от тех, которые решаются детьми старшего дошкольного возраста. В этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение. Очень важно обогащать сенсорный опыт малышей: широко знакомить их с предметами и явлениями окружающей жизни, их свойствами: формой, цветом, величиной и др.

Речь ребенка переживает стремительное развитие в период дошкольного детства. Происходит увеличение словаря, овладение новыми грамматическими формами родного языка, изменение строения речи в пользу более сложных форм.

В дошкольном детстве у детей впервые появляются этические инстанции, происходит соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Переход из старшего дошкольного в младший школьный возраст оказывает значительное влияние на личность ребенка, становясь своеобразным рубежом между непроизвольностью и произвольностью. На место эмоционального и непосредственного выражения желаний ребенка («я хочу») приходит сознательность («так надо»). Подобная трансформация обусловлена развитием всей психической сферы ребенка.

Для ребенка как в старшем дошкольном, так и в младшем школьном возрасте характерными являются выражения любопытства к новым видам деятельности или необычным предметам, потребность во внешних впечатлениях. Поначалу описанные интересы носят поверхностный характер, но постепенно именно они становятся основой для формирования познавательных интересов. Познавательные потребности играют важную роль в системе потребностей младшего школьника, и в течение школьного детства трансформируются из интереса внешними атрибутами деятельности  до глубоких увлечений. При чем, если по началу познавательные потребности младших школьников целиком удовлетворяются силами педагога, то к концу младшего школьного возраста ребенок научается удовлетворять их самостоятельно. Под влиянием учителя у него формируются потребность в овладении школьными умениями и навыками и потребность в знаниях. Иногда последняя бывает развитой уже в старшем дошкольном возрасте и участвует в формировании психологической готовности ребенка к школе.

Таким образом, дошкольный период детства длится от 3 до 6-7 лет и характеризуется игровой деятельностью в качестве ведущей. Основными психологическими новообразованиями дошкольного детства являются появление детского мировоззрения, возникновение этических инстанций, возникновение мотивов деятельности, возникновение произвольного поведения, возникновение личного сознания.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *