Возрастные особенности дошкольников таблица – Материал по теме: Возрастные особенности дошкольников.

Возрастные особенности таблица. Возрастные особенности дошкольников

Показатели Возрастная группа
2 — 3 3 — 4 4 — 5 5 — 6 6 — 7
Ведущая потребность Потребность в любви Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка Потребность в общении; познавательная активность Потребность в общении; творческая активность Потребность в общении
Физиологическая чувствительность Высокая чувствительность к физическому дискомфорту Высокая чувствительность к дискомфорту Уменьшение чувствительности к дискомфорту Индивидуально, у большинства низкая
Ведущая функция предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность Восприятие Наглядно-образное мышление Воображение Воображение, словесно-логическое мышление
Игровая деятельность Предметно-манипулятивная, игра «рядом» Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью
Форма общения Ситуативно-личностное Ситуативно-деловое Внеситуативно -деловое Внеситуативно — деловое + внеситуативно — личностное Внеситуативно — личностное
Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи Взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству Взрослый – источник информации Источник информации, собеседник Источник эмоциональной поддержки
Отношения со сверстниками Мало интересен Мало интересен Интересен как партнер по сюжетной игре Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении Собеседник, партнер по деятельности
Наличие конфликтов Со взрослыми («Я сам») Со взрослыми как продолжение («Я сам») Отсутствуют Отсутствуют К 7-ми годам — кризис, смена социальной роли
Эмоции Сильной модальности, резкие переходы Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта Более ровный, старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости Преобладание ровного оптимистического настроения Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания
Способ познания Манипулирование предметами, их разбирание Экспериментирование, конструирование Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Причинно-следственные связи между предметами и явлениями
Произвольность познавательных процессов Восприятие, внимание и память непроизвольные Внимание и память непроизвольные Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре Развитие целенаправленного з

yamuzykant.ru

Таблица возрастных периодов

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация воспр. И памяти. Личностная рефликсия.Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятелдьность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

studfiles.net

Материал на тему: Психологические особенности детей дошкольного возраста

Параметры

Показатели развития детей в возрасте

2-3 года

3-4 года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Мышление

Обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. при решении каких-либо задач и ситуаций малыши оперируют с помощью материальных предметов в наглядно воспринимаемой ситуации.

На основе наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление, т.е. происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Ведущую роль играет наглядно-образное мышление. Развитие способности выстраивать умозаключения.

Наглядно-образное, начинает формироваться образно-схематическое мышление. Развивается соподчинение мотивов.

На основе наглядно-образного мышления у дошкольников развиваются элементы логического мышления.

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Формирование связной речи, начинает понимать прилагательные.

Более широкое использование речи как средства общения. Окончание формирования активной речи. Ребенок учится излагать мысли. Главный вопрос – «почему?»

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи,

т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Развитие внутренней речи.

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные. Память характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения внимания, развиваться произвольное запоминание в игре.

Развитие целенаправленного запоминания,  наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.

Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Ребенок становится более вынослив физически и психологически. Снижается утомляемость.

Уменьшение чувствительности к дискомфорту.

Индивидуально, у большинства низкая.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство.

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Детей начинают интересовать причины и следствия явлений.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Нравственные нормы. Сфера взаимоотношений между людьми.

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Экспериментиро-вание, конструирование

Рассказы взрослого, экспериментиро-вание

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментиро-вание.

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

Условия успешности ребенка

Разнообразие развивающей среды, в которой пребывает ребенок.

Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми.

Кругозор взрослого, его стремление удовлетворять познавательный интерес ребенка, содержательно отвечать на все вопросы. Хорошо развитая речь ребенка.

Собственный широкий кругозор ребенка, хорошо развитая речь.

Собственный широкий кругозор, умение в чем-либо.

Форма общения

Ситуативно-личностное, т.е. вступает в общение при возникновении потребности, как реакции на ситуацию.

Ситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное.

Внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками

Мало интересны

Мало интересны, но дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Появляется интерес к сверстникам как к партнерам по игре. Начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Появляется познавательная мотивация в общении, стремление поделиться со сверстниками своими знаниями и впечатлениями. Углубление интереса как к партнеру по играм.

Сверстник – это собеседник, партнер по деятельности.

Отношения со взрослыми

Взрослый для ребенка этого возраста источник защиты, ласки и помощи.

Взрослый для ребенка этого возраста источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству.

Взрослый для ребенка как источник информации.

Взрослый для ребенка является источником информации, собеседником.

Взрослый для ребенка – источник эмоциональной поддержки.

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я – сам»)

Со взрослыми (как продолжение «Я – сам»)

Отсутствуют

Представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К 7 годам – мотивационно-потребностный кризис. Стремление к смене социальной роли. Принятие роли школьника.

Эмоции

Сильной модальности, ярко выражены проявления всех переживаний. Резкие переходы из одного состояния в другое.

Сильной модальности, резкие переключения.

Фон настроения выравнивается, становится более стабильным.

Преобладание ровного оптимистического настроения. Ребенок может различать весь спектр человеческих эмоций. Формируются «высшие чувства».

Эмоции регулирует. Развиваются «высшие чувства».

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная. Игра «рядом» со сверстником, но не «вместе».

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, появляется самостоятельное игровое действие.

Коллективная: дети стремятся к партнерству в играх со сверстниками. Используется ролевой диалог, создаётся игровая ситуация. Игровые объединения становятся устойчивыми.

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения.

Длительные игровые объединения; умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью.

nsportal.ru

Сводная таблица «Возрастные особенности»

7 – 8 лет

1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен.

2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.

3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.

2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.

3. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»

4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.

5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.

2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.

3. Ребенок нуждается в любви и опеке.

4. Старается помочь маме по дому и учителям.

1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.

2. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.

9 – 10 лет

1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.

2. Внешний вид этом возрасте не является главным.

1. Нравится исследовать все, что незнакомо.

2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.

3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.

4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.

5. «Золотой возраст памяти»

1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.

2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.

3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.

4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

1.Ребенок начинает быть самостоятельным.

2. Приспосабливается к обществу вне семейного круга.

3. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

11 – 14 лет

1. Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.

2. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.

3. Девочки обычно выглядят старше мальчиков.

4. Большинство обладает большим аппетитом.

5. Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).

1. Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.

2. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.

3. Возрастает способность к логическому мышлению.

4. Способен к сложному восприятию времени и пространства.

5. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.

6. Способен прогнозировать последствия своих поступков.

1. Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием.

2. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.

3. Постепенно начинает обретать уверенность в себе.

4. Обладает энтузиазмом.

5. Обладает чувством юмора.

6. Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

1. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи.

2. Желает поскорее стать взрослым.

3. Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.

4. Способен добиваться одобрения своих сверстников.

5. Увлекает соревновательная деятельность.

6. Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.

infourok.ru

Методическая разработка по теме: Возрастные особенности детей дошкольного возраста

1.2. Возрастные особенности детей  дошкольного возраста

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И М Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это не птица, потому что летать не может») С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические пи психологические предпосылки овладения речью Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд

Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка сна нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но осами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играх

Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. е от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваются

Этапы дошкольного периода:

1) младший дошкольный возраст (3–4 года). Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.). Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

2) средний дошкольный возраст (4–5 лет). Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением

Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества. Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры). При рисовании активизируются процессы мышления и представления Сначала ребенок рисует то, что видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5–6 лет) Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

nsportal.ru

Возрастные особенности детей дошкольного возраста. — Статьи администрации детского сада — Мероприятия

                             

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

 

Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились…

 

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

 Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом —  своевременно и последовательно.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Роль педагогов ДОУ, в т.ч. и как представителей отличных от семьи социальных отношений, в дошкольный период крайне актуальна. Именно в этот период происходит формирование здоровья ребенка, его базовых личностных образований. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство. Семья, детский сад, школа,  они вместе, рука об руку, участвуют в воспитании и развитии ребенка. Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития:

1. Цикличность.

Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.

2. Неравномерность развития.

Разные стороны личности, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе.

3. «Метаморфозы».

Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать.

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

Младший возраст (3-4 года) — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Детям исполнилось четыре года. (4-5 лет) Возросли их физические возможности: движения  стали значительно более уверенными и разнообразными.

Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. (Мы можем научить малышей тому, что умеем, мы — помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и многому научиться, мы готовимся к школе — такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.)

В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста,  складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.

В таблице представлены психологические особенности детей дошкольного возраста.

Показатели

Возраст детей (лет)

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Мышление

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Наглядно-образное

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного

Речь

Увеличение словарного запаса

Способность понимать обобщённое значение слов

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Завершение стадии формирования активной речи, учится излагать мысли

Формирование планирующей функции речи

Развитие внутренней речи

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игре

Развитие целенаправленного запоминания

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Индивидуально, у большинства низкая

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство

Непосредствен -но окружающие предметы, их свойства и назначения

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Способ познания

Манипулирование предметами, разбор предметов на части

Экспериментирование, конструирование

Рассказы взрослого, конструирование

Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником

Условия успешности

Разнообразие развивающей сферы

Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Формы общения

Ситуативно-личное

Ситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное

Внеситуативно-личностное

Отношения со сверстником

Мало интересен

Мало

 интересен

Интересен как партнер по сюжетной игре

Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении

Собеседник, партнер деятельности

Отношения со взрослым

Источник защиты, ласки и помощи

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Источник информации

Источник информации, собеседник

Источник эмоциональной поддержки

Наличие конфликтов со взрослыми

«Я-сам»

Со взрослыми как продолжение («Я-сам»)

Отсутствует

Отсутствует

К 7 годам – кризис, смена социальной роли

Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Сильной модальности, резкие переключения

Более ровные, старается контролировать

Преобладание оптимистического настроения

Развитие высших чувств

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие

Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

 

ds46.3dn.ru

возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

Компетентности.

Социальная.

Осознают себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения. 

Социальная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми.

Способны  к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Появляется чувство собственного достоинства.

Способны давать определения некоторым моральным понятиям. Могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

Владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности. Испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей  гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли, владеют различными  способами действий  и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные  для определенной культуры особенности поведения  мужчин и женщин.

Интеллектуальная.

Происходит расширение и углубление представлений о форме, цвете, величине предметов. При  сравнении предметов по величине достаточно точно воспринимают не очень выраженные различия. Целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов.

Проявляют осведомленность в разных сферах жизни. Владеют родным языком, не только правильно произносят, но и хорошо  различают фонемы (звуки) и слова. Овладевают морфологической системой языка, что позволяет  успешно образовывать  достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей. Чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).  Увеличивается словарный запас. Точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе  и т.п. Существенно повышаются и возможности детей понимать   значения слов. Могут  объяснить малоизвестные или неизвестные  слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Детское понимание их значений часто схоже с общепринятым.

В процессе диалога стараются исчерпывающе ответить на вопросы, сами задает вопросы, понятные собеседнику, согласуют свои реплики с репликами других. Активно развивается монологическая речь. Могут последовательно и связно пересказывать или  рассказывать.  Появляется речь-рассуждение.   Речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности.

Физическая.

Продолжается дальнейшее развитие моторики, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. По собственной инициативе могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

Совершенствуются ходьба и бег. Овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега. Выполняют разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. Появляется гармония в движениях рук и ног. Зрительно-моторная координация девочек более совершенна. 

В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств часто переоценивают свои возможности, совершают необдуманные физические действия.

Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.

Обладают полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.

Определяют состояние своего, а также состояние здоровья окружающих. Могут объяснить алгоритм действий в случае травмы и готовы оказать элементарную помощь самому себе и другому.

Психические процессы.

Увеличивается устойчивость  непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости, но возможности сознательно управлять своим вниманием ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности. Внимание мальчиков менее устойчиво.

Увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. Могут самостоятельно ставить перед собой задачу  что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение (шепотом, про себя). Если задачу на запоминание ставит взрослый, могут использовать более сложный способ –  логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Начинают относительно успешно использовать новое средство ─  слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только  наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализируют запоминаемый материал, группируют его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем  и устойчивость памяти.

Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Сериацию могут осуществлять не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или  величины), но скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Действия наглядно-образного совершают уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям. Использование (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений  приводит к  появлению первых понятий. Но понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют тесную связь с его непосредственным опытом. Мышление  девочек  имеет более развитый  вербальный компонент интеллекта, однако оно  более детальное и конкретное, чем у мальчиков.  Мальчики нацелены на поисковую деятельность,   нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.

Качества.

Эмоциональность.

Отличаются богатством и глубиной переживаний, но  более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях.

Испытывают чувство удовлетворения, радости, когда поступают правильно, «хорошо» и смущение, неловкость, когда нарушают правила, поступают «плохо». Возможность эмоционально оценивать  свои поступки связана с развитием морально-нравственных представлений. 

Формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. 

Продолжает развиваться способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Креативность.

Свойственна активная деятельная

позиция, готовность к спонтанным решениям, любознательность, способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности. Развита поисковая деятельность.

Произвольность.

Поведение становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других

В основе  произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные или заданные правила и нормы («что такое хорошо и что такое плохо»). Расширяется мотивационная сфера за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.  Могут отказаться от нежелательных действий, выполнить неинтересное задание, если будут понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость.

Способны проявлять волевые усилия  в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен», а также настойчивость и терпение.

Могут сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, свое несогласие в социально приемлемой форме.

Инициативность.

Может проявляться во всех видах  детской деятельности: выбирают себе занятие по своему желанию, самостоятельно разворачивают или  включаются  в игровые ситуации, творчески  развивают игровой сюжет; проявляют пытливость ума, изобретательность.

Самостоятельность и ответственность.

Уверенно владеют культурой самообслуживания. Не боятся взять на себя ответственность, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Находят способы и средства для реализации своего замысла. Стремятся хорошо выполнить поручение, испытывают при этом чувство удовлетворения.

Самооценка.

Общая самооценка представляет собой глобальное, положительное  недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Могут адекватно оценивать результаты своей деятельности, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

Свобода поведения.

Основана на компетентности и воспитанности. Свободный ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в  выражении чувств, правдивостью.

Игра.

Ведущий вид деятельности.
Способны отражать достаточно сложные социальные события (рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др.) В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к другой. Могут вступать во  взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли.

Общение.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение со взрослым. Стремятся как можно больше узнать о нем. Нуждаются в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого. С одной стороны,  ребенок  становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой,  очень зависим от его авторитета — чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость приобретают общение между собой. Избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба.

Охотно участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности (делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том,  где  были, что  видели).  Могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Активно используют различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. Продолжают активно сотрудничать, но наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся, в первую очередь,  проявить себя, привлечь внимание других к себе.

Чтение.

Интерес к процессу чтения становится более устойчивым. Воспринимают книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях взаимодействия со взрослым активно участвуют в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Знакомы и ориентируются в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют  отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Способны  сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, переносят отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника, будущего самостоятельного читателя.

Труд.

Продуктивная деятельность.

Характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество  деталей. Это не только изображение отдельных предметов  и сюжетные картин­ки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Могут передавать  характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»),  использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.

В лепке могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. Проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

Способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным усло­виям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Пу­тем складывания бумаги в разных направлениях делать игруш­ки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

Важным достижением  в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной)  с учетом про­странственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и  могут договариваться между собой, хотя помощь взрослого все еще нужна.

Музыкально-художественная деятельность.

Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

 

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о