Как обучить малыша математике: Невероятный метод Домана
Экология потребления. Дети: Метод, разработанный Гленном Доманом, удивительно прост и невероятно эффективен. Его цель…
Институт достижений потенциала человека работает с матерями и их детьми на протяжении последних 40 лет. Специалисты центра исследований много времени посвятили работе с детьми, имеющими повреждения клеток мозга.
В результате тщательного изучения проблемы выяснилось, что дети с отклонениями ходили в школу, разговаривали и вели себя, как совершено здоровые, а иногда даже имели уровень интеллекта, близкий к гениальному.
Почему же здоровые дети при прочих равных условиях не показывают лучшие результаты, чем те их сверстники, которым в результате хирургического вмешательства удалили часть клеток мозга? Что же с ними не так?
Проблема в уровне развития центральной нервной системы.
Ребенок с повреждениями мозга, обычный здоровый ребенок и гений — это не три разных типа детей, а совершенно одинаковые дети с разной степенью развития и организации центральной нервной системы. Когда ребенок учится читать, уровень развития повышается, и чем больше информации получает ребенок, тем быстрее повышается его уровень интеллекта. Мозг — как мускул, который улучшает свои качества по мере тренировок.
Книга «Как научить своего малыша читать» вышла в мае 1964 года и произвела фурор среди родителей. Ее перевели на пятнадцать языков и выпустили тиражом более пяти миллионов экземпляров. Книга содержит систему обучения ребенка чтению с пеленок. Если такого малыша можно научить читать, то можно ли научить его математике?
Книга «Как обучить своего малыша математике» предлагает эффективную систему обучения, по которой любой ребенок сможет легко считать в уме сложные примеры — на радость себе и родителям.
1. Зачем маленькому ребенку математика?
Мамы и их дети представляют собой превосходную команду, настроенную на получение результата. Маленький ребенок способен выучить несколько языков, играть на скрипке, решать сложные уравнения в уме, быть физически развитым. Обучая ребенка чему либо, мама не только повышает уровень его интеллекта, но и формирует крепкую связь, пронизанную любовью и уважением.
Математика — предмет сложный, но мозг ребенка способен понимать его гораздо легче и быстрее, чем нам, взрослым, кажется. Чем раньше начинается процесс обучения, тем легче и проще усваивается информация.
В отличие от взрослых, дети проще запоминают факты, а не символы, их обозначающие. К примеру, символ цифры «шесть» — это «6», а факт — это реальное количество предметов — шесть бабочек. Или нота «до», изображенная в нотной тетради, это символ, а факт — это звук, который эта нота производит. Символы ребенку ни о чем не говорят. Ему нужны голые факты. Если взрослые легко понимают математические символы, цифры от 1 до 1 000 000, то фактическое количество предметов, скажем, больше двадцати, с ходу определить сложно. Дети же могут с высокой степенью уверенности определить как количество предметов, так и соответствующий символ, если научить их в раннем возрасте.
1.1. Ребенок ХОЧЕТ учить математику
Дети по своей натуре любопытны и в раннем возрасте впитывают огромный объем информации. Взрослые ошибочно считают любопытство недостатком концентрации. За первые шесть лет ребенок узнает, возможно, больше, чем за всю последующую жизнь. Он усваивает целый новый для него язык (любой язык, на котором ребенок начинает говорить), и, скорее всего, после шести лет он не преуспеет настолько же совершенно в любом другом иностранном языке.
К сожалению, многие взрослые бессознательно ограничивают свободу обучения. Этого можно избежать, поощряя способности ребенка и его желание учиться. Дети учатся посредством всех своих основных чувств без исключения — они видят, слышат, чувствуют, пробуют на запах и вкус. Они следуют инстинктам. Взрослые же ограничивают их действия, стараясь обезопасить, и тем самым лишают возможности учиться.
Мы покупаем им игрушки, которые нельзя сломать, например, яркую погремушку. Ребенок тратит ровно 90 секунд на изучение, а потом теряет интерес. Его внимание переходит на коробку от погремушки, которая не менее интересна. В отличие от игрушки, коробку можно сломать и тем самым понять, как она устроена.
Горькая правда состоит в том, что взрослые изобретают такие игрушки для себя, чтобы избавиться от ребенка, пусть даже временно. Дети в свою очередь никогда не создают игрушки, они создают инструменты — деревянная палка, например, легко становится молотком, а ракушка — тарелкой.
Мы покупаем ребенку манеж для игры. Мы считаем, что защищаем его. Однако мы защищаем себя от необходимости постоянно держать руку на пульсе и от ответственности за безопасность ребенка. Мы не даем ребенку ползать, трогать разные предметы, ломать их, ограничивая процесс обучения. И это в то время, когда желание учиться у ребенка на максимальном уровне!
Ребенок воспринимает учебу как игру, самую веселую в жизни, до тех пор, пока не приходит осознание того, что это тяжкий и неприятный труд. К некоторым детям это осознание не приходит. Мы называем их гениями.
Основные правила обучения:
1. Процесс обучения начинается с рождения.
2. У всех детей врожденная страсть к обучению.
3. Дети предпочтут учебу еде.
4. Дети предпочтут учебу игре.
5. Дети считают своей работой процесс взросления.
6. Дети хотят повзрослеть сию секунду.
7. Дети считают, что обучение — это необходимый навык выживания.
8. И в этом они определенно правы.
9. Дети хотят узнать все обо всем и прямо сейчас.
10. Математика — стоящий предмет для познания.
1.2. Ребенок МОЖЕТ учить математику
Речь и способность к языкам — встроенная функция головного мозга. Понимать факты, стоящие за математическими символами — тоже встроенная функция головного мозга.
Ребенок усваивает информацию со скоростью молнии, если ему предоставить четкие, недвусмысленные факты. К сожалению, взрослые имеют свойство делить понятия на конкретные и абстрактные. Конкретные легко понять, абстрактные — труднее. Чтобы объяснить ребенку абстрактные понятия, мы чаще всего выдаем за истину наше собственное мнение об этом понятии, нежели голый факт. Это большая ошибка.
Хороший пример на эту тему есть у прекрасного детского писателя Корнея Чуковского в книге «От двух до пяти».
Все семейство поджидало почтальона. Он появился у самой калитки. Варя первая заметила его.
— П о ч т а н и к, п о ч т а н и к идет! — радостно возвестила она.
Девочка хорошо усвоила правило образования названий профессий, таких как молочник, мясник и т. д., и прекрасно справилась с применением его на практике. Она просто не знала про исключения из правил.
1.3. Ребенку СТОИТ учить математику
Есть две чрезвычайно важные причины, почему маленьким детям стоит учить математику:
- Человек — единственное из живых существ на земле, которое может решать математические задачи, и это одна из немногих вещей, с которыми он сталкивается ежедневно.
- Чем раньше ребенок поймет суть математических примеров, тем быстрее возрастет его общий уровень интеллекта.
Наш мозг — удивительная штука. Так же как мышцы в нашем теле, он становится совершеннее, если его чаще тренировать. Мозг содержит в себе столько информации, сколько мы ему даем. Даже не так — мозг способен хранить в себе столько информации, сколько мы не сможем дать ему за всю свою жизнь.
Человека от животного отличает ряд способностей, за которые отвечает головной мозг:
- Передвигаться на двух ногах.
- Устно и письменно выражать свои мысли.
- Читать.
- Слушать и понимать язык, который создан самим же человеком.
- Тактильно различать предметы.
Чем больше мы совершенствуем одну из этих способностей, тем больше совершенствуются и все остальные. Чем больше мы думаем, тем больше повышаем уровень своего интеллекта. Математика — прекрасный способ заставить человека думать.
2. Метод Домана
2.1. Секрет метода
Секрет метода заключается в том, чтобы познакомить ребенка с цифрами и их истинной сутью, показывая ему изображения с тем или иным количеством красных точек. Для взрослых изображение цифры «три» как «3» или изображение трех красных точек — это одно и то же. Задача метода — научить ребенка их различать.
Взрослые могут распознать до двадцати точек на картинке более или менее уверенно. О количестве больше 20 можно только гадать. Дети легко справятся с этой задачей, если их сначала обучить сути цифр, нежели их символам.
Если взрослому назвать число, например «шесть», то он скорее представит цифру шесть, а совсем не увидит шесть предметов.
Не то чтобы он не «увидит» это. Он не поймет, что это именно такое количество точек на рисунке. Взрослому нужно вручную посчитать все точки. Ребенок видит правильный ответ, лишь взглянув на картинку.
Способность различать «три» как «3» и «три» как три красные точки и будет преимуществом детей перед взрослыми. Вы сможете научить ребенка математике, даже если вы сами не мастер этого дела. Это даже легче, чем научить его читать. Причем весь процесс займет не более получаса в день. В течение лишь нескольких недель вы заметите прогресс.
Важно запомнить следующие моменты:
1. До пяти лет ребенок легко впитывает колоссальный объем информации.
2. До пяти лет ребенок принимает всю информацию.
3. Чем больше информации ребенок получает до пяти лет, тем больше ее остается.
4. Дети до пяти лет обладают громадным объемом энергии.
5. У детей до пяти лет огромное желание учиться.
6. Дети до пяти лет могут и хотят научиться читать.
7. Все маленькие дети — гениальные лингвисты.
8. До пяти лет они могут выучить целый язык или даже несколько языков, если вы им в этом поможете.
Математика — это тоже язык, который ваш ребенок может легко изучить.
2.2. Основы обучения
Как родитель и учитель вы должны усвоить, что учеба — самое большое приключение в жизни ребенка. Это самая интересная игра из всех существующих. Вы должны не забывать об этом в течение всего процесса. Кто-то считает, что мы не должны забирать у ребенка детство, заставляя его учиться. Это говорит об определенном отношении к обучению. Это не работа и не наказание. Если вы или ваш ребенок не получаете удовольствия от процесса, значит, вы делаете что-то не так.
Игра должна быть приятной, и, если ребенок или родитель устал или в плохом настроении, нужно отложить процесс на некоторое время.
Важно также помнить, что время подачи информации должно быть максимально коротким. Скажем, можно проводить такие сеансы два-три раза в день, но продолжительность каждого должна быть не более нескольких секунд. Вы должны остановиться до того момента, как ваш ребенок сам этого захочет.
Взрослые ожидают, что ребенок будет смотреть на учебный материал, концентрироваться на нем и пытаться его запомнить. Детям это не нужно, они схватывают информацию на лету. Скорость, новый материал и хорошее настроение родителей — это все, что нужно.
Вы удивитесь, насколько жадным до новой информации будет ребенок, когда вы начнете обучение. Пусть он вас ведет. Не давайте ему скучать. Нет ничего более нудного, чем заучивать наизусть одни и те же примеры.
Будьте последовательны — подготовьте весь учебный материал заранее, и если пришлось отложить сеанс, то, когда придет время продолжить, не возвращайтесь к уже пройденному. Продолжайте с того места, на котором закончили. И никогда не пытайтесь проверить усвоение материала, не тестируйте своего малыша. Все тесты воспринимаются как что-то неприятное.
Учебный материал очень простой:
1. Белые карточки формата 30 х 30 см. На первое время вам понадобится минимум 100 штук, поэтому удобнее будет купить уже готовые и не тратить драгоценное время на вырезание.
2. Красные точки на клейкой бумаге диаметром примерно 2 см. Красный цвет привлекает малышей.
3. Толстый красный маркер, чем толще, тем лучше.
На подготовку материала потребуется время, но в целом это совсем не сложно. Существует готовый набор карточек с точками от одного до ста, разработанный издательством. Но если его найти не удалось, то вот несколько советов, чтобы упростить задачу:
1. Начните с карточки «сто» и продолжайте по убыванию. Чем больше количество точек, тем сложнее. Как правило, мы более сконцентрированы и внимательны в начале.
2. Считайте красные точки, прежде чем клеить их на карточку.
3. С обратной стороны карточки в каждом углу проставьте значение, прежде чем клеить точки на карточку.
4. Убедитесь в том, чтобы наклеенные точки не напоминали какую-либо фигуру (например, квадрат или треугольник).
5. Наклейте точки на карточку так, чтобы они не накладывались друг на друга.
6. Оставьте поля, чтобы ваши пальцы не закрывали точки, когда вы держите карточку.
2.3. Шаг 1. Распознавание количества
Первое, с чего нужно начать обучение математике — это выучить номинал или суть цифр. Для первых занятий будет достаточно карточек со значениями от одного до десяти. Для одного сеанса нужно всего пять карточек. Дождитесь момента, когда у ребенка хорошее настроение и ничто его не беспокоит. Выберите место, где ребенка не будет ничего отвлекать. Телевизор, радио — все нужно выключить.
Возьмите карточку с одной точкой. Покажите ее ребенку и скажите громко и отчетливо: «Это один». Не задерживайтесь. Говорите фразу ровно столько, сколько нужно, чтобы ее сказать. Затем уберите карточку с одной точкой, достаньте карточку с двумя и скажите: «Это два» — и так до пяти. Внимательно наблюдайте за ребенком. Не просите ребенка повторить цифры. Обнимите и поцелуйте его. Пусть он поймет, что вам очень нравится этот совместный процесс. Это один сеанс. Повторите его три раза в течение дня.
На следующий день покажите ребенку карточки от шести до десяти. Также похвалите в конце каждой сессии. Не подкупайте его сладостями. После того, как вы показали карточки в порядке возрастания, смешайте их и во время следующих сеансов покажите карточки в случайном порядке. Крайне важно не медлить. Дети запоминают информацию молниеносно.
Показывайте ребенку карточки от одного до десяти в течение пяти дней, перемешивая их, затем добавьте пару новых карточек (следующих по порядку) и уберите столько же старых (один, два, три и т. д.). Важно помнить основное правило — ребенку не должно быть скучно! Если ему стало скучно, вы медленно показываете карточки.
Вполне достаточно выучить карточки от одного до ста, чтобы ребенок мог сходу понять, сколько точек на картинке — двадцать восемь или двадцать девять. Все настолько просто. Теперь ему не нужно будет помнить злополучную фразу «два пишем, один в уме». Он будет понимать, о чем идет речь. Он будет «видеть» реальное количество, скрывающееся за цифрой. У вас появится соблазн проверить уже усвоенные знания. Не делайте этого. Вы можете спугнуть ребенка, и он потеряет интерес к обучению.
2.4. Шаг 2. Арифметические действия
Возможно, даже до того, как ваш ребенок освоит «сотню», он будет готов к следующему шагу —простым арифметическим действиям. Для учебного материала возьмите уже готовые карточки и напишите на обратной стороне ряд примеров сложения, вычитания, умножения и деления.
Начните со сложения. Это самый простой пример, потому что ребенок уже знаком с ним. Когда вы показывали ему карточки в порядке возрастания, то, по сути, вы прибавляли к каждой карточке единицу.
Возьмите три карточки и положите их себе на колени лицевой стороной вниз. Затем, проговаривая уравнение, начинайте показывать карточки. Например, «один» (покажите карточку «один») «плюс два» (покажите карточку «два») «равно три» (покажите карточку «три»). Всю фразу произнесите громко и отчетливо. На данном этапе не нужно объяснять ребенку значения слов «плюс» и «равно». Он и сам их поймет по ходу дела. Важно использовать все время одну и ту же терминологию.
За один сеанс показывайте по три уравнения, итого у вас получится девять примеров в день. Не повторяйте примеры. Изучайте сложение в течение двух недель.
Такой же принцип и для остальных арифметических действий.
2.5. Шаг 3. Решение примеров
Как уже неоднократно говорилось, не старайтесь проверить своего ребенка. Дети обожают учиться, но ненавидят проверки. Процесс обучения может либо затянуться, либо остановиться совсем. Ребенок заподозрит, что вы не верите, что он может решить тот или иной пример, пока он вам это не докажет. По сути, это попытка выяснить, что ребенок не знает, а вы, в свою очередь, знаете.
Вместо этого нужно дать ребенку шанс показать себя. Предложить ему решить проблему. Например, возьмите две карточки «тридцать восемь» и «двенадцать», покажите их ребенку и спросите: «Где тридцать восемь?» Пусть ребенок посмотрит на правильную карточку или дотронется до нее. Если ребенок сразу не отвечает, поднесите правильную карточку и спросите еще раз: «Вот же тридцать восемь, правда?»
Добавьте по одному такому примеру в каждый сеанс обучения. Так у вас будут чередоваться цифры, арифметические действия и решение примеров.
Чтобы увлечь ребенка, добавьте разнообразия в свои уравнения. К примеру, можно создать ряд примеров с похожим компонентом.
- 4 х 3 х 5 = 60
- 3 х 5 х 4 = 60
- 5 х 3 х 4 = 60
На данном этапе важно не смешивать сложение и вычитание с умножением и делением, во избежание ошибок. Добавляйте до четырех компонентов в пример, и вы будете удивлены, насколько быстро ваш малыш научится с ними справляться.
Более продвинутые родители могут продолжить обучать своего ребенка другим арифметическим функциям — арифметической и геометрической прогрессиям, «больше чем» или «меньше чем», неравенствам и простейшей алгебре.
2.6. Шаг 4. Распознавание цифр
Как только ребенок научился понимать количественную сущность, можно научить его распознавать и сами цифры, а именно графическое отображение цифр, как мы, взрослые, привыкли их видеть. Для этого нужно взять уже известные нам пустые карточки и черным маркером написать цифры от одного до ста. Будьте последовательны и внимательны. Цифры должны быть визуально одного размера, примерно 15 см в высоту и 8 см в ширину. Принцип обучения аналогичен первому шагу. Вам потребуется не более пятидесяти дней на изучение числительных. Можете добавить примеры числительных больше ста — 200, 300, 400 и т. д., а также не круглых числительных — 258, 369, 1256 и т. д.
После того как ваш ребенок усвоил числительные, смешайте карточки с точками и цифрами и составьте свои уравнения. Покажите ему карточку с привычной нам цифрой, скажем, «двенадцать», громко произнесите ее вслух. Потом скажите «равно» и покажите карточку с двенадцатью красными точками, скажите «двенадцать».
Этот шаг, как правило, является самым легким для ребенка.
2.7. Шаг 5. Уравнения с числительными
Этот шаг повторяет все предыдущие с одной лишь разницей. Теперь в уравнениях задействованы привычные нам цифры. Для уравнений с числительными вам понадобятся новые карточки прямоугольной формы длиной 45 см и шириной 10 см с меньшим шрифтом. Примерно такие:
25 + 5 = 30
Всегда держите правильный ответ под рукой. Ребенок не должен увидеть ваши сомнения в поиске правильного ответа.
Когда вы пройдете с вашим ребенком все шаги, можно считать, что вы открыли ему двери в волшебный мир математики, где он будет чувствовать себя как рыба в воде.
3. Идеальный возраст для обучения
Система обучения ясна, но как нам определить, когда наш ребенок готов к обучению?
3.1. С рождения до трех месяцев
Как только ребенок открывает глаза и видит этот мир, он начинает учиться. Это не значит, что он сразу может считать сложные уравнения в уме. В это время происходит развитие визуальных функций его головного мозга. Мы не можем начинать «шаг один» без предварительной подготовки. Назовем это «шаг ноль».
Это будет скорее не обучение математике, а стимуляция визуального восприятия. Ребенок не сразу начинает видеть детали предметов. Занятия с ребенком математикой по системе Домана стимулируют эту способность. Это легко и даже логично. Мы же разговариваем с ребенком с самого рождения, и даже в течение девяти месяцев до него.
«Шаг ноль» заключается в том, чтобы показывать ребенку карточки с красными точками от одного до семи. Сами карточки должны быть раза в полтора больше, чем обычные, и сами точки — тоже больше. Место для занятий должно быть хорошо освещено. Покажите ребенку карточку, громко и отчетливо произнесите цифру и подождите. В этот момент ребенок будет искать глазами карточку. Его внимание в этом возрасте хорошее, а вот зрение плохое. Однако не старайтесь поймать его внимание карточкой. Он отвлечется на движущийся объект и забудет про то, что вы ему сказали.
В первый день занятий ожидание его внимания к карточке займет секунд пятнадцать, но в каждый последующий раз все меньше и меньше. Начните с того, что вы покажете ему карточку с одной точкой до десяти раз в первый день.
Во второй день — карточку с двумя точками и т. д. Итак, скажем, в понедельник ребенок будет видеть карточку «один», в воскресенье — «семь». На следующей неделе повторите процесс.
И так три недели. Не забывайте, что ребенок должен быть в хорошем расположении духа. На четвертую неделю возьмите новые карточки от восьми до четырнадцати. Еще через три недели ваш ребенок будет готов перейти к «шагу один».
3.2. От трех до шести месяцев
В этом возрасте хорошо воспринимаются первые два шага. Сосредоточьтесь на них. Ребенок уже хорошо узнает детали и умеет на них концентрироваться. Он буквально заглатывает всю информацию, которую ему говорят громко и отчетливо. Сам он при этом общается с нами звуками. Как же можно заниматься с ребенком математикой, если он и говорить-то не умеет? Это и не нужно. Глаза и уши — основные в это время органы восприятия. Основные правила — показывайте карточки быстро и чаще обновляйте материал.
3.3. От семи до двенадцати месяцев
Частота сеансов и еще большая скорость показа карточек — то, что стоит запомнить на этом этапе. Большой объем новой информации обернется катастрофой. В этом возрасте ребенок начинает двигаться, потом ползать и, наконец, ходить, и огромная часть его внимания уходит на процесс движения. Это уже не трехмесячный ребенок, который сидит на одном месте и которому вы можете показывать все новые карточки. Сейчас крайне важно не отвлекать ребенка от важного занятия надолго. Он не сможет просмотреть пятьдесят карточек за раз. Пяти будет достаточно.
3.4. От двенадцати до восемнадцати месяцев
На этом этапе важно не забывать про краткость сеансов и необходимость остановиться до того, как ребенок сам этого захочет. Прислушивайтесь к своему малышу. В этом возрасте он готов легко воспринимать первый, второй и третий шаги программы. С другой стороны это время еще больших открытий. Он все больше ходит и бегает – и меньше сидит на месте. Именно поэтому все сеансы должны быть максимально короткими.
3.5. От восемнадцати до тридцати месяцев
В восемнадцать месяцев и старше ребенку становится все труднее запоминать новую информацию, поэтому, если вы начинаете программу обучения с этого этапа, то постарайтесь перейти к пятому шагу как можно быстрее. Первые этапы могут показаться ребенку слишком скучными. В этом возрасте пропадает непредвзятое отношение к новой информации. Теперь ему может что-то нравиться, а что-то нет. Ребенок начинает говорить, осознает, что его понимают, и формирует миллион требований. В данной ситуации стоит преподать материал таким образом, чтобы сначала заинтересовать его, а затем оставить немного «голодным».
3.6. Старше тридцати месяцев
Разница между новорожденным ребенком и ребенком в возрасте тридцати месяцев колоссальна. Это уже не ребенок, и ему гораздо сложнее освоить карточки с количеством. Вы все еще можете попробовать поработать с карточками с красными точками, но шанс их усвоения невысок. Однако это еще не конец света. Не вся математика состоит из умения мгновенно решать в уме сложные арифметические задачки. Сосредоточьтесь на карточках с цифрами и уравнениях.
Заключение
Метод, разработанный Гленном Доманом, удивительно прост и невероятно эффективен. Его цель —научить ребенка распознавать цифры и их суть. Мы начинаем с того, что с самого раннего возраста по несколько раз в день показываем ребенку карточки с точками. Это учит его связывать понятия абстрактных цифр и осязаемого количества. От точек мы переходим к карточкам с цифрами, арифметическим примерам и даже простейшей алгебре.
В основу метода Домана положены следующие принципы:
- Мозг вашего малыша способен на то, о чем вы даже не догадываетесь. Дайте ему «чистый» материал, голые факты, тогда он сам додумается до правил, по которым эти факты работают. Ведь дети — это маленькие ученые, которые начинают учиться с чистого листа.
- От возраста начала занятий будет зависеть формат учебного материала, скорость подачи материала и количество сеансов в день. Например, для новорожденного малыша стоит подготовить карточки большего размера и ограничиться цифрами от одного до семи. А когда ребенок начнет ползать и ходить, информацию нужно подавать быстрее и обновлять чаще, чтобы он не успевал заскучать. Всегда помните: нужно остановиться до того, как этого захотел ваш ученик.
- Маленькие дети любопытны и голодны до новых знаний. Они предпочтут учебу игре или еде. Дайте им такую возможность, и чем раньше, тем лучше.
- Когда вам захочется проверить, насколько малыш усвоил учебный материал, не тестируйте его, а обозначайте проблему и предлагайте ее решить.
- Получение новых знаний — это самое веселое времяпрепровождение, о котором можно только мечтать. Никогда не начинайте занятия, если вы или ваш ребенок в плохом настроении или неважно себя чувствуете.
Математика научит ребенка логически мыслить, пополнит словарный запас и даже поможет быстрее начать говорить.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
econet.ru
Лучшие методы и приемы обучения детей – Развитие ребенка
Рейтинг Семь основных стилей обучения с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации |
Хотя многие люди считают обучение детей благодарным и результативным делом, для некоторых родителей оно иногда превращается в сплошной стресс. Как лучше всего учить детей? Варьируются ли методы и приемы в зависимости от тематики изучаемого материала и предпочтений ребенка? И как ему помочь усвоить новые знания?
Существует несколько методов и техник, которые вы можете использовать для обучения своих детей. Перед тем как сделать свой выбор, выясните, какой из них лучше всего подходит непосредственно вашему ребенку. Вы удивитесь, насколько быстро он будет учиться, как только вы примените те методики, которые максимально подойдут его индивидуальному стилю обучения.
Существует семь основных стилей обучения:
- Визуальный (пространственный, зрительный) стиль – люди, которым он больше всего подходит, лучше всего учатся с помощью рисунков, изображений, мысленных образов и пространственного представления.
- Аудиальный (воспринимаемый на слух, слуховой) стиль – эти люди учатся лучше всего с помощью звуков и музыки.
- Вербальный (словесный, лингвистический) стиль – эти люди лучше учатся при помощи слов, изложенных в устной или письменной форме.
- Кинестетический (телесный, физический, с помощью ощущений) стиль – эти люди учатся лучше с помощью собственного опыта и практики, опираясь в процессе познания на свое осязание.
- Логический (математический) стиль – для таких учеников важнее всего логика, аргументация и рассуждения.
- Межличностный (социальный) стиль – такие ученики лучше всего усваивают материал, находясь в группе, т. е. в процессе группового взаимодействия.
- Внутриличностный (одиночный, уединенный) стиль – эти люди учатся лучше всего наедине с самими собой, самостоятельно.
Важно отметить, что многим детям подходит смешанный стиль обучения. В качестве примера подумайте о себе. Как вы лучше всего учитесь: с помощью только одного или нескольких стилей обучения?
Попробуйте использовать методы и приемы обучения, представленные в этой статье, – те, которые, на ваш взгляд, лучше всего подходят стилю обучения вашего ребенка.
«Визуальные» ученики
Чтобы помочь визуальному ученику быстрее схватывать смысл новых понятий, учите его с помощью картин, изображений, схем, диаграмм и цветокодируемой информации. Например, если вы учите ребенка завязывать свою обувь, дайте ему пошаговую инструкцию, иллюстрируя каждый шаг. Используйте шнурки разных цветов для большей наглядности. Если вы обучаете его на тему школьного предмета, например, об экосистемах дождевых лесов, пусть ребенок исследует эту тему с помощью графиков и изобразит свои открытия в виде рисунков. «Визуальные» ученики лучше запоминают информацию, если она классифицирована в соответствии с цветами. Когда вы читаете вместе с ребенком и обучаете его грамматике, попробуйте присваивать определенный цвет каждой части речи. Всегда имейте при себе цветные ручки, карандаши, маркеры, наклейки и стикеры.
«Аудиальные» ученики
Дети, которые лучше воспринимают информацию на слух, нуждаются в методике преподавания, которая включает использование звуков. Ученики этого типа добиваются успеха, если вы объясняете основные понятия урока с помощью рассказа или песни. Вы также можете использовать музыку, чтобы придать среде обучения определенное настроение. Было бы идеально, если б такие дети сдавали экзамены под звуки классической музыки… Если вы хотите, чтобы они испытали оживление от изучения скучного, по их мнению, предмета (математики, грамматики, истории, чего угодно), включите на несколько минут ритмичную, веселую музыку. Чтобы преподать важные уроки детям младшего возраста, используйте устное повествования и пение, например, обучающие песенки для малышей той или иной тематики.
«Вербальные» ученики
Вербальный стиль обучения сосредоточен на использовании слов в устной и письменной форме. Для этого типа учеников эффективны следующие методы и приемы обучения: переписывание фраз и слов, собственные записи во время лекций, чтение вслух, прослушивание аудиозаписей и обсуждение. Обучить такого ребенка орфографии можно, например, предложив ему несколько раз написать слово на бумаге или доске. Такие дети лучше понимают и учат правила, если записать их на плакате, чтобы они могли его постоянно видеть, перечитывать и сверяться с ним. Если вашим детям нравится писать, помогите им придумать и записать детективный рассказ, которым они будут гордиться.
«Кинестетические» ученики
Ученики, склонные к кинестетическому стилю обучения (посредством тактильных ощущений), учатся, «делая» это. Такие дети должны строить, создавать, изображать и испытывать то, чему они учатся. Если вы обучаете их истории Древнего Рима, пусть они построят модели древних зданий и исторических мест. Если они не очень хорошо умеют моделировать архитектурные сооружения, пусть изображают изучаемый материал с помощью скетчей, импровизации и маленьких пьес. Выездные занятия, использование технологий и всевозможных игр также являются эффективным методом обучения детей, склонных к кинестетическому восприятию информации. Например, если по геометрии вы учите тему «Углы треугольников», проведите занятие на баскетбольной площадке. Два ученика могут демонстрировать различные углы между ними и баскетбольным кольцом. Эксперименты – это также хороший метод обучения кинестетиков.
«Логические, математические» ученики
Такие ученики должны знать исчерпывающий ответ на трудный для понимания вопрос «почему?». Ответ «потому что» или «это просто так происходит» им не подходит. Они достигают великолепных результатов, следуя сложным инструкциям, указаниям, используя в процессе обучения современные технологии и игры. Дети, склонные к логическому стилю обучения, часто становятся инженерами или математиками, так как обе эти профессиональные области, как правило, построены на следовании логическим правилам. Старайтесь также в качестве изучения нового материала использовать навыки решения проблем. Например, пусть дети разработают гипотезу, которую могут проверить. Обсудите положительные или отрицательные результаты и спросите у них, почему все произошло именно так. Вы можете удивиться тому, как они сформулируют свои ответы.
«Межличностные, социальные» ученики
Эти ученики больше всех получают пользу от межличностного общения и лучше учатся в группе. Соответствующий стиль обучения предполагает ролевые игры, групповые проекты, волонтерскую деятельность и дебаты. Пусть дети занимаются с другими детьми, поощряйте их дискуссии и сотрудничество. Вы также можете обнаружить, что такие дети могут быть великолепными друзьями по переписке.
«Внутриличностные, одиночные» ученики
Такие дети предпочитают индивидуальное обучение и самоподготовку. Когда они находятся в группе, то могут испытывать беспокойство и замыкаться в себе. Попробуйте выстраивать их обучение вокруг того, чем они заинтересованы, и используйте их интерес, как трамплин для узнавания нового. Например, если ваш ребенок одержим самолетами, вы можете использовать это, чтобы учить его гравитации, погоде, физике, мотивации, культурным различиям или даже приготовлению пищи. Ученики, предпочитающие учиться в одиночестве, могут с радостью использовать для обучения познавательные передачи и чтение книг. Впоследствии они могут добиться успеха в программировании и разработке игр.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 4 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
23.12.2015
childdevelop.ru
10 наиболее эффективных методик воспитания детей
Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом. Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе. Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.
Глен Доман – воспитываем с пеленок
Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.
Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…
Жан Ледлофф – естественное воспитание
Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.
Никитины – здоровые и умные дети
В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.
Доктор Сузуки – воспитание музыкой
Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)
Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
razvitie-krohi.ru
Курс «Технологии самообучения «Научите детей учиться»»
Администрация сайта viline.tv (ООО «ВилайнТв» ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.
Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций, проведения опросов в целях повышения качества услуг.
Персональные данные — это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон, адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.
Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail) [email protected]
В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные данные в срок не позднее 3 рабочих дней.
Проект Viline помогает родителям в воспитании и здоровом развитии детей, начиная с первых дней их жизни.
Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи – здесь мамы и папы узнают все, что нужно для развития, оздоровления, а также психологического и интеллектуального воспитания ребенка. На сайте публикуются материалы для родителей с детьми до 7 лет и для будущих мам.
Мы собрали на сайте экспертов, которые с удовольствием поделятся с вами секретами воспитания малышей в том возрасте, когда закладывается фундамент для развития личности.
Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для полного раскрытия его природного потенциала.
Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.
Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления иммунитета, разработки и внедрения методик оздоровления. Они поделятся с вами опытом, знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами. Мы поможем вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу, спортивную секцию.
Авторам курсов по развитию детей:
Ваши авторские материалы приносят пользу родителям? Аудитория портала ViLine.tv — это явно ваши потенциальные клиенты? Тогда разместите свои курсы на нашем проекте!
Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.
Сотрудничество с ViLine.tv — это:
- Раскрутка ваших курсов через email-рассылки подписчикам ViLine. Наши письма читают десятки тысяч молодых мам!
- Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией для авторских курсов и специальные страницы о вас;
- Создание промо-материалов для продвижения курса и автора в нашей собственной видеостудии;
- Повышение известности автора — мы расскажем огромной аудитории, почему ваш курс стоит приобрести.
Варианты сотрудничества:
- Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем комиссионное вознаграждение. Вы получаете активный рост продаж и основную прибыль.
- Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее мы продаем ваши материалы самостоятельно, получая 100% прибыли.
Пишите по адресу [email protected], присылайте свои курсы. Условия размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.
Авторам статей:
У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать полезные статьи для мам и пап? Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.
Размещение статей на ViLine.tv — это:
- ✓ Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной аудиторией;
- ✓ Раскрутка Вашего сайта;
- ✓ Достойное вознаграждение.
Условия:
- – материал должен быть уникальным;
- – не размещаем SEO-статьи;
- – можем отказать в размещении материала по усмотрению руководства проекта.
Для начала сотрудничества
- ✓ Напишите письмо по адресу [email protected], с примерами работ и/или ссылкой на сайт.
Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.
На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:
Безопасность и конфиденциальность платежа
При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически
перенаправлены на платежную
форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью
защищены в соответствии
с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о
совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено
сообщение об авторизации
платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт.
Информация о вашем платеже
может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению
произошла задержка в
обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800
500-65-37
Личные данные покупателя.
При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия,
Имя, адрес электронной
почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом.
Продавец обязуется не
разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление
Продавцом информации
агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для
исполнения обязательств перед
Клиентом.
Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.
После оплаты войдите в ваш «Личный кабинет» и выберите «Мои курсы»
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте
ViLine.tv
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо
написать в службу поддержки
[email protected]
Правила возврата денежных средств
Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях:
1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).
2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег
должен быть направлен с
адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу
поддержки Исполнителя до
14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении
указанного времени
претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о
возврате денежных
средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность
(паспорт).
viline.tv
Особенности содержания технологий Г. Домана
Возглавляемые Г. Доманом специалисты в области развития раннего обучения разработали оригинальные технологии обучения детей чтению, математике, а также технологию, благодаря которой ребенок может овладеть энциклопедическими знаниями.
Технология обучения детей чтению. Она принципиально отличается от общепринятой. Называя ребенка «лингвистическим гением», Г. Доман убежден, что ее нужно учить читать не за буквами и слогами, а сразу словам, поскольку это значительно проще и доступнее для детей любого возраста, начиная с 6-8 месяцев. Это означает, что ребенок может научиться читать (про себя) раньше, чем говорить.
Эта технология пригодна и для обучения чтению детей иностранными языками.
Как свидетельствуют исследования Г. Домана, ребенок запоминает определенное слово, увидев и услышав его 12-15 раз. Для этого рекомендуется писать слова на полосках плотной бумаги размером 10-15 см красными прописными буквами высотой 7,5 см, поскольку большие буквы максимально простые для зрения, а красный цвет способен привлечь внимание ребенка. Постепенно можно переходить на черные буквы меньшего размера.
В течение 5-6 дней ребенку показывают наборы слов (по пять в каждом), начиная с одного набора и постепенно увеличивая их количество до пяти. Каждый из них показывают ребенку трижды в день в течение 5 дней, каждое слово — до 1 секунды. За день проводят 15 занятий продолжительностью 5-7 секунд, с интервалом не менее получаса. Далее в каждом наборе ежедневно заменяют одно слово на новое.
Ребенок любого возраста, учась читать, преодолевает 5 этапов, на которых объектами его внимания является:
1) отдельные слова;
2) словосочетание;
3) простые предложения;
4) распространены предложения;
5) книги.
Первые 15 слов, которые предлагают ребенку для чтения, должны быть найзнайомішими и самыми приятными для нее. Как правило, это ее имя, имена родственников, названия любимых продуктов и видов деятельности, предметов домашнего обихода и др. Потом дают слова, которые обозначают части тела, элементы дома и домашней обстановки; предметы, принадлежащие ребенку, продукты питания и др. Следующая группа слов содержит глагола. Каждое новое слово сопровождают демонстрацией действия, которое оно обозначает. Позже предлагают прилагательные.
На каждом новом этапе постепенно уменьшают высоту букв, соблюдая правила, которое запрещает одновременно уменьшать размер шрифта и увеличивать количество слов.
Технология обучения детей математике. Ее применяют в раннем возрасте (2,5-3 лет), поскольку она позволяет научить мозг ребенка различать количество и, как следствие, все вычисления осуществлять операции с множествами, за счет чего и достигается их скорость. Обучение детей математике в соответствии с этой технологией предусматривает 5 этапов:
1) узнавание количества;
2) узнавание равенства;
3) решение примеров;
4) узнавание цифр;
5) узнавание равенства с цифрами.
Суть технологии Г. Домана наиболее четко очерчивает первый этап. Для узнавания количества изготавливают комплект карточек с красными кружочками, от 1 до 100. Обучение начинают с карточек, на которых нанесены кружочки от 1 до 5. Ребенку трижды на день последовательно показывают карточки с количеством кружочков от 1 до 5 и называют соответствующее число. На следующий день проводят три занятия с первым набором, добавляя еще один комплект — с карточками от 6 до 10. Его также показывают трижды в день. Перед каждым последующим показом карточки обязательно перетасовывают, чтобы их последовательность была непредсказуемой.
С первыми двумя комплектами занятия проводят пять дней. С шестого в каждом комплекте ежедневно одну карту меняют на новую. Примерно за 50 дней ребенок запоминает все карточки и отличает друг от друга. С тех пор она сможет воспринимать то, что взрослый может только видеть. С первого взгляда она узнает 47 кружочков, 47 монеток или 47 мотрійок, проявляя феноменальную способность к различению: она всегда отличает 99 кружочков от 98 и 100.
После ознакомления с числами и их записью в мозгу ребенка возникает видение соответствующего количества кружков, то есть она способна «видеть» соответствующее множество, что дает возможность быстро осуществлять любые математические вычисления. Эта способность является основой особых математических способностей.
После преодоления пяти этапов обучения математике начинается глубокое изучение математики за учебниками по математике, алгебре, геометрии, тригонометрии, высшей математики самостоятельно или с помощью старших.
Технология формирования у детей энциклопедических знаний. Суть ее заключается в обогащении ума ребенка разнообразными фактами, которые являются основой знаний. По утверждению Г. Домана, существует определенная аналогия между человеческим мозгом и компьютером: «Мозг, как и компьютер, полностью зависит от набора фактов, заложенных в его память». В компьютере этот запас именуется базой данных, а мозг, как выразился Г. Доман, использует «базу знаний». Факты, которые усваивают дети, он считает своеобразными «битами знаний». Малыши изучают и запоминают их значительно быстрее и легче, чем взрослые. Чем меньше ребенок, тем легче и успешнее это ей дается. Но факты составляют лишь основу знаний, а не сами знания. Средний набор фактов свидетельствует о среднее по уровню знания; большой набор фактов означает, что база знаний для превышает среднюю.
Технология Домана способствует усвоению ребенком десятков тысяч точных, чрезвычайно интересных фактов («битов знаний»). Их подают на карточках размером 30 х 30 см четким рисунком, схеме, качественной иллюстрацией, фотографией. На обратной стороне каждой карточки размещают пояснительный текст, который зачитывает взрослый.
Чтобы сделать информацию более доступной для изучения ребенком, все отрасли знаний Г. Доман поделил на 10 разделов:
1. Биология.
2. История.
3. География.
4. Математика.
5. Физиология человека.
6. Общие законы естествознания.
7. Музыка.
8. Искусство.
9. Языка.
10. Литература.
Каждый раздел знания разделен на подразделы (категории).
Например, раздел — Биология
Категория:
1. Млекопитающие.
2. Птицы.
3. Рептилии.
4. Амфибии.
5. Рыбы.
6. Моллюски.
7. Насекомые.
8. Цветы.
9. Деревья.
10. Кусты.
Раздел — География
Категория:
1. Материки и океаны.
2. Страны Европы.
3. Страны Америки.
4. Страны Азии.
5. Антарктида — международный континент.
6. Флаги государств мира.
7. Представители коренного населения страны.
8. Высокие горы.
9. Великие реки мира.
Раздел — Математика
Категория:
1. Геометрические формы в планиметрии.
2. Углы.
3. Объемные геометрические формы.
4. Математические символы.
5. Аксиомы в геометрии.
6. Римские цифры.
7. Метрическая система мер длины.
8. Метрическая система мер веса.
9. Измерение времени.
10. Система дробей.
Раздел — Музыка
Категория:
1. Музыкальные инструменты.
2. Ноты.
3. Символы.
4. Выдающиеся композиторы.
5. Продолжительность музыкальных интервалов.
6. Выдающиеся певцы.
7. Известные артисты балета.
8. Древние музыкальные инструменты разных народов мира.
9. Отрывки из известных музыкальных произведений.
Раздел — Искусство
Категория:
1. Выдающиеся художники.
2. Шедевры Ван-Гога.
3. Шедевры Пабло Пикассо.
4. Шедевры Леонардо да Винчи.
5. Шедевры Сезанна.
6. Шедевры Рембрандта.
7. Шедевры Микеланджело.
8. Шедевры Дюрера.
9. Шедевры Ботичелли.
10. Шедевры отечественных художников.
По соответствующей логике формируются «биты знаний», например:
Раздел — География
Категория — Материки и океаны.
Биты знаний (контуры границ):
1. Азия.
2. Америка.
3. Африка.
4. Антарктида.
5. Европа.
6. Австралия и Океания.
7. Атлантический океан.
8. Индийский океан.
9. Тихий океан.
10. Северный Ледовитый океан.
Раздел — Математика
Категория — Геометрические формы.
Биты знаний (рисунки):
1. Куб.
2. Сфера.
3. Призма.
4. Цилиндр.
5. Конус.
6. Пирамида.
7. Эллипсоид.
8. Октаэдр.
9. Додекаэдр и т. д.
Раздел — Музыка
Категория — Музыкальные инструменты.
Биты знаний (изображение):
1. Пианино.
2. Скрипка.
3. Гитара.
4. Флейта.
5. Гобой.
6. Валторна.
7. Тромбон.
8. Кларнет.
9. Барабан.
10. Виолончель и т. д.
Раздел — Искусство
Категория — Шедевры живописи.
Биты знаний (репродукции):
1. «Джоконда».
2. «Мадонна с младенцем».
3. «Подсолнухи».
4. «Святое семейство».
5. «Три музыканта».
6. «Весна».
7. «Мария Медичи».
8. «Меланхолия».
9. «Явление Христа народу».
10. «Свадьба» и т. д.
Для удобства распределения и изучение материала каждую категорию разбито на комплекты из 10 карт-битов с наименованием каждого бита на обратной стороне. Пояснительный текст, что характеризует конкретный бит, должен соответствовать следующим требованиям:
— информация в нем должна быть точной, то есть содержать факты, а не предположения;
— информация должна быть понятной, терминологически точным, без двусмысленности;
— текст должен быть интересным и, по возможности, с юмором.
Например:
Раздел — Музыка
Категория — Музыкальные инструменты.
Комплект — Струнные инструменты.
Бит — Скрипка.
Пояснительный текст:
1. Скрипка — струнный инструмент.
2. Скрипка имеет четыре струны.
3. На скрипке играют с помощью смычка.
4. Смычок изготавливают из конского волоса, и когда ним водят по струнам, образуются звуки.
5. Скрипка имеет различные функциональные части (перечень).
6. Струны скрипки крепят к колок.
7. Скрипка была впервые изготовлена в Италии в XVI ст.
8. Первые скрипки использовали как народный инструмент для танцевальной музыки.
9. Впервые скрипку было введено в оперный оркестр Клаудио Монтеверди.
10. Сейчас скрипка — важный инструмент симфонического оркестра: в полном оркестре 35 скрипок.
Г. Доман рекомендует начинать ознакомление с битами знаний представлением 5 различных категорий, каждая из которых содержит 5 битов знаний. В первые дни следует повторять: «Это насекомое (название)». Впоследствии можно произносить только наименование битов, поскольку дети очень быстро осваивают правила. Каждую категорию нужно повторять не менее 3 раз в день. Постепенно их количество увеличивают до 10 в день, ускоряют темп их показа (на каждую категорию — не более 10 секунд). После этого в каждой категории один бит заменяется на новый. Удалены карточки помещаются в картотеку. «Жизненный цикл» одного бита — 30 демонстраций, то есть его показывают трижды в день в течение 10 дней.
Отстаивая право ребенка на образование, которое, по словам Г. Домана, заложено в генах, он утверждает: «Каждый ребенок после рождения обладает большим потенциальным интеллектом, чем тот, который использовал при жизни Леонардо да Винчи».
banauka.ru
Разные методы обучения детей дошкольного возраста
Процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста предполагает правильный и точный подход. Развитие личностных качеств, выработка умений и навыков, коммуникативность и творчество, физическое развитие — для каждой цели существуют определенные методики. С помощью точного подхода можно обеспечить интерес детей к образовательному процессу, благодаря чему усиливается эффективность усвоения знаний и информации.
Виды методов обучения
Для детей процесс обучения предполагает особенный подход. В данном случае необходимо обеспечить комфортное, эффективное и правильное усвоение образовательной информации. Такой принцип действует и для развития личностных качеств ребенка, что имеет важное значение.
Усвоение и применение накопленных знаний является важным моментом всех методик обучения. В процессе применения различных программ следует учитывать следующие факторы:
- Возраст ребенка;
- Целевое назначение методики;
- Особенности воздействия обучающей программы;
- Развитие индивидуальных личностных качеств;
- Умеренность воздействия методов обучения.
Важным принципом развивающих способов является гармоничное сочетание физических, умственных мероприятий с комфортным периодом отдыха. Все это обеспечивает наиболее эффективное усвоение знаний, развитие качеств и навыков.
Цель каждого образовательного процесса заключается в повышении интереса детей к получению новых знаний и освоения навыков. Таким образом, достигается эффективность и качество методов обучения. Основные методики предполагают предоставление ребенку следующих вещей: свобода выбора, активная и продуктивная деятельность, открытость и коммуникабельность. Так происходит комплексное развитие личностный и творческих качеств.
Различные методы преследуют определенные цели. Каждый основывается на развитии конкретных навыков. Некоторые методы и приемы обучения осуществляют комплексное воздействие, например, служат для развития физических и умственных навыков. Также являются эффективными и общеразвивающие занятия, которые обеспечивают интерес детей к получению новой информации. Такой способ воспитания позволяет эффективно, правильно и качественно осуществлять занятия.
Существуют основные и наиболее популярные методики обучения детей дошкольного возраста:
- Информационная методика предполагает взаимосвязь деятельности ученика и педагога. Особенностью такой технологии является то, что происходит эффективный процесс воспитания, вследствие которого усваиваются навыки и приемы развития;
- Активная двигательная методика для обучения и воспитания детей способствует развитию физической выносливости, гибкости и ловкости. Такие способности необходимы, а занятия могут проводиться в игровой форме, что обеспечивает усиленный интерес ребенка. В данном процессе осуществляется обучение прыжкам, ходьбе, гимнастике и др.;
- Технология проблемного обучения предполагает развитие мышления и представляет собой дополнительную часть комплекса методик для детей дошкольного возраста. В данном случае происходит формирование личностных качеств, развивается мышление, применяются полученные знания. Технология является эффективной для полноценного развития понимания, сознательного усвоения и решения каких-либо задач;
- Способ четко регламентированных упражнений предполагает точное соблюдение всем правил и поставленных целей. В процессе необходимо соблюдать определенную программу, норму нагрузки, а также обеспечить необходимые условия для успешного выполнения задачи ребенком.
Данные способы являются основными для физического воспитания ребенка. Существуют также и другие технологии, которые также предполагают определенное воздействие, благодаря которому развиваются навыки и формируются личностные качества и способности, например, обучение пению, грамоте или конструированию. Все это позволяет осуществлять комплексный подход, например, при обучении прыжкам можно использовать упражнения, которые предназначены для тренировок при ходьбе. Правильные приемы позволяют детям быстро и эффективно усваивать и применять на практике полученные знания, а также развивать физическую форму.
Эффективное обучение
Важное значение имеет и умственное развитие ребенка. В данном случае применяются различные образовательные программы, технологии и методы. При обучении грамоте или пению, конструированию или счету — необходим правильный подход с учетом возрастной категории и особенностей метода. Именно тогда занятия будут наиболее эффективными и полезными, а информация усвоится верно.
Для оптимального развития дошкольников существуют различные виды методов обучения. Все способы предполагают комплексный подход, который соответствует цели занятий, возрасту детей, особенностям развития. Так достигается наиболее комфортное усвоение и применение информации. Для детей используются следующие техники и виды занятий:
- Метод Глена Домана предназначен для работы с детьми до 4 лет. Принцип такой технологии достаточно прост и заключается в том, что ребенку показывают карточку, на которой ровными яркими буквами написано слово. Рядом нужно расположить изображение этого предмета вслух назвать его. В данном процессе задействована память, то есть мозг запоминает слова. Такая техника имеет и некоторый недостаток, который заключается в невозможности изобразить очень многие слова;
- Техника Монтессори предполагает предоставление детям 3 лет свободного выбора, осуществив который, они могут выполнять любое понравившееся им занятие. В данном случае присутствуют различные упражнения, материалы (фигурки, дощечки и др.), благодаря которым, свободно посвящают время занятию. В этом процессе отсутствует четкое планирование, что является недостатком таких методов обучения;
- Кубики Зайцева используются для обучения грамоте чтения в возрасте 3 лет. Способ представляет собой набор различных кубиков и плакаты, на которых изображены слоги. Техника является не простой, а достаточно сложной, требующей предельного внимания педагога;
- Система Никитиных основана на гармоничном сочетании занятости ребенка и свободного времени. Технология акцентирует внимание на полноценном развитии творческих навыков детей в период дошкольного возраста, например, обучение пению или конструированию. В данном случае происходит принятие ребенком самостоятельных решений, что способствует применению на практике полученных навыков и развитию мышления;
- Вальдорфская техника существует уже достаточно долгое время. Данная методика предполагает развитие духовности, творческих талантов детей до 7 лет. Такая система не предусматривает активное обучение детей грамоте, но акцентирует внимание на обучении пению, конструированию, рисованию и других творческим процессам;
- Система Сесиль Лупан предполагает регулярные и систематические обучающие занятия для детей. Таковыми являются ежедневное чтение книг, визуализация букв, живопись, обучение пению. В данном процессе придается важное значение развитию навыков чтения и правильной речи. Например, к букве «А» следует нарисовать арбуз и соответственно осваивать другие буквы и обучаться грамоте.
Различные методы обучения детей дошкольного возраста периода позволяют осуществить качественный, оптимальный и комфортный процесс подачи информации. Игровые занятия, творческое развитие также имеет важное значение для эффективного усвоения ребенком необходимых сведений. В процессе обучение важно вызвать заинтересованность детей в происходящем и желание узнать больше, применить знания. Так обеспечивается оптимальный эффект обучения и правильное усвоение знаний.
Существует определенная классификация методов, что позволяет подобрать оптимальную программу в конкретном случае. Все техники разделяются на игровые, словесные, практические и наглядные. В первом случае осуществляется игровой процесс, целью которого является комфортная подача знаний детям. Принцип словесных методик заключается в том, что педагог читает книги, рассказы, стихи, беседует с детьми. Так ребенок осваивает правильную речь, узнает новую информацию, обучается грамоте. Практический способ закрепления или получения знаний заключается в многократном выполнении какого-либо упражнения (умственного или физического). В процессе же наглядной методики происходит наблюдение, например, за погодой, за растением или просмотр фильмов.
Каждый метод предполагает определенное воздействие на детей, то есть обучение ходьбе, конструированию, грамоте или пению. Основным принципом успешного применения какой-либо техники обучения является то, что следует заинтересовать ребенка происходящим процессом, получением новых знаний или умений. В противном случае вся информация не будет качественно усвоена. Учитывая все необходимые факторы, можно подобрать оптимальный способ и проводить обучающие мероприятия достаточно эффективно.
deti.center