Консультация на тему: Если у ребёнка повышенная двигательная активность.
Если у ребёнка повышенная двигательная активность.
Серьезные проблемы с вниманием возникают у детей с повышенной двигательной активностью (специалисты иногда называют такое состояние «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»).
Ребенок с таким синдромом не способен усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив, извивается, бесцельно хватает различные предметы, открывает ящики стола или шкафа, вскарабкивается на стулья. Он не способен досидеть до конца урока или дослушать до конца рассказ, его пальцы постоянно производят легкие постукивания или другие постукивания, наблюдается раскачивание ног, кручение тела, он постоянно надоедает окружающим. Нередко таких детей называют «вечным двигателем».
Ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, переходит от одного занятия к другому, болтает, не подумав («речь опережает мысль»). Он часто не ладит со сверстниками, в играх становится « мишенью». а иногда и объектом для насмешек сверстников.
Активность этих детей повышается, если они оказываются в таких ситуациях, как присутствие в гостях или магазине, на вечеринке, в толпе и среди большого скопления народа, поведение их изменяется в худшую сторону.
У этих детей преобладает непроизвольное внимание (не нужно прилагать волевых усилий, не нужно сосредотачивать свое внимание на объекте деятельности). Нарушения внимания характеризуются сильно выраженной рассеянностью. Рассеянность объясняется тем, что ребенок с гиперактивностью чрезмерно реагирует на окружающие звуки, на объекты, попадающие в поле его зрения, тогда как обычные дети способны отвлечься от этих воздействий, не замечать их. Отвлекающим внимание обстоятельством может быть и собственное тело ребенка, его одежда, внешний вид. Поэтому лучше, если его школьная одежда не будет пестрить богатым разнообразием.
Ребенок не способен завершить выполнение поставленной задачи, «схватить» правильное направление, небрежен при выполнении школьных заданий. Он дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Для этих детей характерна бессистемность, неорганизованность, хаотичность, беспорядочность. Наблюдаются сложности в сосредоточении внимания на объекте изучения. Часто кажется, что ребенок не слушает. Это обычно менее заметно в ситуации «один на один» или в ситуации свободное окружения, но в регламентированных обстоятельствах, например, на уроке, это мешает не только самому ребенку, но и окружающим. Подобное поведение ребенка отрицательно влияет на сверстников.
Ещё одной особенностью внимания этих детей является его динамический характер. Проявляется это в том, что в начале работы ребенок никак не может сосредоточиться, изменяет место, малая интенсивность внимания, впоследствии интенсивность повышается с помощью больших усилий ребенка. Иногда интенсивность внимания не нарастает, внимание истощается, наступает утомление.
Ошибки, которые допускает гиперактивный ребенок при устной или письменной работе, чаще бывают из-за его невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала.
Как правило, к подростковому возрасту гиперактивность исчезает, но и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности, однако дефекты внимания у таких детей сохраняются.
Проблемы гиперактивных детей носят комплексный характер: медицинский, психологический и педагогический.
Если вы обратили внимание на высокую двигательную активность вашего ребенка, то прежде всего необходимо обратиться к врачу для того, чтобы уточнить диагноз и получить соответствующие медицинские рекомендации.
Психолог поможет вам установить имеющиеся нарушения внимания и составить необходимую программу коррекции внимания.
И конечно же, вашему ребенку необходимо все то, что обеспечивает его психологическое благополучие в семье (психологическое здоровье). Сказанное ни в коем случае не предполагает изнеженность, опеку ребенка, отстранения от дел. Напротив, активное включение в быт семьи, занятия спортом, выполнение режима дня единство требований со стороны взрослых членов семьи, сопровождаемое чувством тепла и любви к нему, — вот дорога помощи гиперактивному ребенку.
В быту такому ребенку иногда требуется помочь, используя приемы регулярного питания. Поскольку он тратит много энергии, то необходимо частично восполнять ее. Для этого мама или бабушка, сопровождающая ребенка на занятия в какую-нибудь спортивную секцию, что рекомендуется таким детям, должна всегда иметь с собой яблочко или вафельку, или сухофрукты, пакетик сока. Предлагать перекусить таким детям требуется довольно регулярно (каждые 2-3 часа).
nsportal.ru
Методическая разработка по теме: «Двигательная активность гиперактивных детей»
«Двигательная активность гиперактивных детей»
Ограничение активности ребенка является неверным решением, оно может повлечь за собой совсем нежелательные результаты.
Но это не значит, что гиперактивного ребенка надо оставить наедине с его гиперактивностью. Наоборот, такой ребенок требует особого внимания и контроля. Роль взрослых – подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, направить ее в нужное русло, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку, а, наоборот, была источником положительных изменений.
Вместо того, чтобы подавлять чрезмерную активность, экспансию, агрессивность, лучше переводить все эти качества ребенка с СДВГ в разумное и полезное русло. Гиперактивному ребенку нужно заниматься каким- нибудь видом спорта, только не травматичным. Склонность к травматизму из без того очень большая, ребенок совершает опасные для себя действия, не задумываясь о последствиях.
Для маленьких детей подходит ритмика, для детей постарше танцы, теннис, бег, плавание. Подвижные игры или тренировки вообще организуют все движения ребенка, включая мелкую моторику. Регулярные занятия физкультурой не только тренируют, но и дисциплинируют ребенка.
Так же рекомендуются спортивные и подвижные игры по правилам.
Такие игры требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для гиперактивного ребенка являются трудным, но исключительно развивающим занятием. В такой игре происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. Основной задачей таких игр является выработка привычки к целенаправленной деятельности.
Зимой, когда нагрузка на нервную систему особенно велика и возможности подвигаться и побегать ограничены, очень полезно ходить на лыжах, кататься на коньках. Также можно позволять своему ребенку кататься с ледяной горки до упора, пока не устанет.
Хорошо, когда дома есть снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Даже в самой тесной квартире можно подвесить в дверном проеме перекладину с убирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного ребенка это прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьи способом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшают склонность к травматизму.
Примерный перечень игр для гиперактивны детей.
«Потянулись – сломались» Встаньте прямо. Вдохните. На вдохе сильно тянитесь вверх, вытягивая руки, напрягая тело.А теперь постепенно начинаем выдыхать воздух и расслаблять тело. Расслабляем кисти рук, кисти стали мягкими и упали вниз.
Дышим спокойно и расслабляем руки в локтях. Теперь полностью расслабили руки, и они упали вниз. Расслабили шею, и голова упала на грудь.
Расслабили мышцы спины и согнулись пополам. Туловище расслабилось и обвисло.
Теперь расслабляем колени и мягко падаем на пол. Полежите так. Постарайтесь почувствовать пол. Как ваше тело соприкасается с полом? Удобно вам лежать или нет?
Примечание. Можно выполнять это упражнение на счет от 1 до 10.
«Черепахи». Ребенок и родитель (либо несколько детей) становятся у противоположных стен (на линии старта). По сигналу играющие начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты подается сигнал, по которому все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
«Четыре стихии». Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с детьми, что если он скажет слово «земля», то все должны опустить руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед и изобразить волны, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — повернуться вокруг себя.
«Кричалки-шепталки-молчалки». Из разноцветного картона приготовить три силуэта ладони: красный, синий, желтый. Это сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь – «шепталку», можно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь – «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того, как ребенок в конце игры ляжет на пол, можно включить спокойную музыку и расслабиться.
nsportal.ru
МЕТОДИЧИСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.
В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных представлений. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
Авторы психологических словарей относят к внешним признакам гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперреактивности сопутствуют:
Проблемы во взаимоотношении с окружающими
Трудности в обучении
Низкая самооценка
При этом уровень интелликтуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может привышать показатели возрастной нормы.
Критерии диагностики
Импульсивность
Дефицит внимания
Повышенная двигательная активность
Родители часто жалуются на то, что ребенок не дает им покоя- постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что то случается, а чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. С такими детьми трудно наладить контакт уже потому ,что они находятся в постоянном движении.
Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, отрицательного внимания и обычно попадает в число « изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилами и вследствие этого становятся причиной многочисленных конфликтов.
Но с выводами о наличии гиперактивности спешить не стоит, только на основании того, что ребенок много двигается и непоседлив. Особенно важно для диагностирования гиперактивности выявление наличия проявлений импульсивности.
Как играть с гиперактивными детьми.
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности ребенка:
Дефицит внимания
Импульсивность
Высокая активность
Не умение длительное время подчиняться
Быстрая утомляемость
Трудности ожидания своей очереди
Не умение считаться с интересами других
Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно Начинать следует с индивидуальной работы, затем в малых подгруппах и только потом переходить к коллективным играм.
Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующими развитию внимания.
Например, игры, направленные на развитие внимания, контроль импульсивных действий. Так же на развитие внимания «Найди отличия», на контроль двигательной активности игра «День-Ночь»
Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители испытывают много трудностей. Одни жестоко борются с непослушанием, другие опускают руки, а третьи, слушая постоянные упреки, начинают обвинять ребенка в том, что он именно такой, и впадают в депрессию.
Во всех этих случаях родители не способны выработать последовательную и оптимальную линию поведения. Уверенность родителей в том, что другие не отвергают их ребенка, поможет и им самим принять его.
Советы
Постоянство и единство требований к гиперактивному ребенку
Чаще хвалите малыша за успехи
Указания должны быть краткими и конкретными
Рассказывайте ребенку заранее о дальнейших действиях
Соблюдайте дома четкий распорядок дня.
УСПЕХОВ ВАМ!
infourok.ru
5. Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте
Граница между первым детством (дошкольный период) и вторым — возраст 6-7 лет — является одним из узловых, переломных моментов онтогенеза, когда происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. То, что именно на этом этапе ребенок попадает в новые социальные условия, испытывает продолжительное и интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, связанное с учебой, создаст предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений.
Поэтому чрезвычайно важно четко представлять сущность происходящих в организме ребенка качественных изменений, которые определяют направление и перспективы развития на протяжении всего младшего школьного возраста. Необходимо с самого начала правильно организовать учебный процесса соответствии с психофизиологическими особенностями ребенка, определяющими его функциональные возможности, что является залогом — успешности всей последующей деятельности ученика. Заметные изменения на границе второго детства отмечаются, прежде всего, в особенностях физического развития ребенка, состоянии его костной и мышечной систем. Идет процесс активного созревания организма. Так, вес ребенка увеличивается каждый месяц в среднем на 200 г, рост на 0,5 см. Возраст 6-7 лет — это время так называемого полуростового скачка, когда дети достигают примерно половины длины тела взрослого человека. При этом, в связи с усиленным ростом конечностей — рук и ног — пропорции их тела приближаются к пропорциям тела взрослого. Диагностировать это явление антропологи предлагают с помощью «филиппинского теста»: если ребенок может через макушку головы перекрыть пальцами правой руки левую ушную раковину, значит полуростовой скачок совершился.
Наблюдается усиленный рост черепной коробки — вместилища мозга, который приводит к тому, что у младшего школьника она достигает более 90% размеров черепа взрослого человека и с этого возраста растет крайне медленно. Однако лицевой скелет продолжает расти и значительно изменяться еще достаточно длительное время. С увеличением челюстей происходит смена молочных зубов на постоянные. Начало смены зубов и темп, в котором происходит это явление, служат важными показателями хода созревания организма.
В возрасте 6-7 лет в связи с усиленным ростом ребер и изменением их положения меняется форма и объем грудной клетки. Это, в свою очередь, приводит к изменению характера дыхания. Если ранее у детей преобладал брюшной тин дыхания, который определяется, в основном, мышцами, брюшного пресса и диафрагмы, то теперь все большее участие в дыхательных движениях начинают принимать межреберные и межхрящевые мышцы, то есть дыхание становится грудобрюшным, что более эффективно и экономично.
Высокой степени развития достигает мышечная система, вследствие чего относительно хорошо сформирована двигательная сфера: ребенок умеет ходить с разной скоростью, причем шаг равномерный, широкий, бегает он легко и быстро; достаточно легко овладевает такими сложными движениями, как лазание, прыжки с места и с разбега, плавание, ходьба на лыжах и т.п. Однако созревание крупных мышечных групп опережает развитие мелких мышц, в частности, кисти и рук. Поэтому дети, вступающие во второе детство, в целом достаточно ловки, быстры, пластичны, но мелкие дифференцированные движения, например, письмо, рисование еще затруднительны для них.
Описанные изменения в строении и пропорциях тела не являются чисто внешними. Отмечено, что среди детей 6 лет, достигших формы тела ребенка школьного возраста (пропорции тела, развитие подкожной жировой клетчатки, очертания), в 5,5 раз реже встречаются «незрелые» к обучению, чем среди их сверстников, отстающих в этих показателях. Дефекты произношения и невнятная речь также чаще констатируются у детей, — отстающих по уровню физического развития. Здоровые дети, имеющие более высокие показатели физического развития, зубной и костной зрелости, лучше справляются с психофизиологическими заданиями, чем их менее биологически зрелые сверстники.
Особенности физического строения и развития ребенка коррелируют с уровнем зрелости вегетативных систем организма, деятельностью внутренних органов и обменом веществ.
У детей,
характеризующихся средним и вышесредним
физическим развитием и, соответственно,
высоким развитием скелетной мускулатуры,
В организме ребенка до 6-7 лет преобладают генерализованные физиологические реакции, которые нельзя считать экономически целесообразными. У детей уровень энерготрат очень высок. Это связано и с повышенной двигательной активностью, и с меньшей экономичностью многих физиологических процессов, и с незрелостью регулирующих систем, организма. Более интенсивный энергетический обмен у детей препятствует накоплению в их тканях значительных энергетических запасов, поэтому резервные возможности организма относительно невелики. Все это приводит к тому, что любая физиологическая реакция вовлекает в активную деятельность не только те элементы, которые непосредственно необходимы для ее реализации, но также и другие, способные оказать помощь в достижении результата. Отмечаются выраженные массированные изменения в деятельности чуть ли не всех органов и систем, поэтому длительное время поддерживать высокий уровень умственной и физической работоспособности ребенок не способен. В экспериментах показано, что удерживать даже сравнительно небольшую физическую нагрузку (порядка 2 Вт/кг веса тела) дети способны не более 5-7 минут, в то время как взрослый человек без труда выполняет подобную работу более часа.
Начало периода второго детства связано с качественными преобразованиями энергетики организма. Реакции различных систем, в первую очередь дыхательной и сердечно-сосудистой, становятся более экономичными и целесообразными, что позволяет снизить энергетические затраты.
Так, если в 6 лет уровень основного обмена (показатель расхода энергии в покое) составляет около 2 ккал на 1 кг веса в течение часа, то к 7-8 годам этот показатель снижается до 1,4 ккал/кг в час. Для сравнения: у взрослого человека уровень основного обмена — около 1 ккал/кг.
Изменения функциональных показателей деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем заметны даже во время покоя. Частота сердечных сокращений, например, снижается от 96-98 ударов в минуту в 6 лет до 91-92 уд./мин. к 7-летнсму возрасту (у взрослого — около 70 уд./мин.). Закономерно снижается и частота дыхания, в то время как его глубина увеличивается. Перестройки в работе систем жизнеобеспечения и определяют возросшие возможности организма ребенка, более высокий и устойчивый уровень умственной и физической работоспособности, что, в свою очередь, помогает более совершенной адаптации к условиям школьного обучения.
Рассматриваемый переломный этап имеет место в семилетнем возрасте, за которым следует новый возрастной период, соответствующий младшему школьному возрасту, или периоду отрочества. Период этот длится до 12-13 лет, то есть до появления симптомов полового созревания.
«Возраст 3 года и 7 лет являются переломными этапами не только по физиологическим, но и по морфологическим показателям. К 7 годам устанавливается настоящая, по типу взрослых, ходьба, а в беге становится выраженной безопорная фаза «полетности». С 7 летнего возраста происходит дальнейшее увеличение динамического компонента нагрузки на скелетную мускулатуру и, в связи с этим, снижение уровня энергетических затрат и уровня деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в покое».
В этом критическом периоде начинают меняться черты соматотипа. Это выражается в изменении направления роста преимущественно вдоль продольной оси.
В 7 летнем возрасте происходит как бы скачок в новом, качественном формировании индивидуального сознания ребенка.
Игровая деятельность, имевшая место в дошкольном возрасте, сменяется организованными спортивными играми, специальными уроками по физической культуре, пешеходными экскурсиями в природу и т. д.
Дети в возрасте 7-10 лет уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность. Естественный механизм, помогающий развитию этих возможностей — спонтанная игровая деятельность. В ней создаются определенные условия для формирования мотивов целенаправленного поведения. «Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности — как умственной, так и физической. Так, на возраст 8-9 лет приходится максимум игровой активности детей. На перерывах они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями. Оптимальное удовлетворение двигательных потребностей, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время содействует развитию основных двигательных качеств. Это доказывается результатами исследований возрастной динамики общей выносливости и педагогическими экспериментами, в которых выносливость детей 7-9 лет удавалось повысить в 2 раза за счет специальной организации занятий на уроках физической культуры. При этом отмечалось, что сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества».
Ребенок младшего школьного возраста способен выделять план деятельности по полной ориентировочной основе с оценкой и самооценкой. Дети этого возраста по данным исследований в возрастной психологии могут достигать удивительно высоких результатов в общении, в деятельности, в отношении к другому, в воспроизведении образцов деятельности и поведения и т.д. Их возможности овладения движениями приближаются к возможностям взрослого человека. Не случайно в области развития способностей возраст 2—3 года определяют как возраст первого проявления общих способностей, а возраст 6—7 лет считается завершающим проявления этих способностей ребенка.
Детям младшего школьного возраста доступны взрослые движения очень сложного содержания. Возможность овладеть сложными движениями ребенку позволяет уровень развития его восприятия, памяти, воображения, мышления и т.д. В сравнении с ребенком дошкольного возраста он уже в состоянии выделять в деятельности не только ее последовательность, но и логичное построение плана деятельности. Это позволяет ребенку выделить Ориентировочную Основу Действий, предлагаемую взрослым.
Традиционное обучение детей заключается в воспроизводстве ими образцов движений, где описывается, в основном, лишь внешняя картина организации движения. В качестве ориентиров образа движений в таком обучении выступают последовательность исполнения частей движений, отдельные экспрессивно-выделяемые моменты и конечный результат. Такими движения и запоминаются ребенком. Это очень обедняет его мышление. При этом чаще всего взрослыми не объясняется логическое содержание движения и на вопрос ребенка: почему следует поступать, так или иначе, следует ответ: «Так надо». Удовлетворение деятельностью обучения у ребенка наступает только при совпадении характеристик конечного результата с предъявленным образцом — «Наконец-то!».
«Организуя обучение движению в соответствии со свойствами работоспособности ребенка как реализации актуального пространства данным способом, мы имеем возможность обеспечить осуществление движения в творческом исполнении, обеспечивая достижения развивающего эффекта обучения. Такое развивающее обучение дает возможность использовать весь наличный арсенал способностей ребенка».
Овладевая движениями все большей сложности, ребенок приобретает обобщенные представления о свойствах изучаемого класса движений и их природы. В этом процессе он приобретает знания, умения и способности личностного воздействия на социальное окружение.
Огромные воспитательные возможности воздействия на ребенка заложены в социальных функциях осваиваемых движений. Социальные функции движения в первую очередь реализуются ребенком в общении с человеческим окружением. Каждый ребенок живет в определенном социуме. Это семья, соседи, двор, родственники, детский сад, школа и «улица». Осваивая любое движение, ребенок оценивает свое «готовое» движение по отношению к образцам и стандартам подобных движений окружающих людей, как взрослых, так и сверстников. Самая действенная самооценка своей результативности в движениях осуществляется на фоне исполнения подобных движений в общении со сверстниками.
Участие ребенка в играх или в каком-нибудь совместном действовании может приниматься или отвергаться в зависимости от уровня требуемого «мастерства», от уровня владения ребенком подобными движениями по отношению к принятым нормам владения сверстниками. «Уходи, ты не умеешь и все портишь» — это очень обидные слова для ребенка. Здесь вся гамма человеческих отношений, здесь и место в жизни, и значимость существования, и уравновешенность состояния, и принадлежность к группе значимых людей, и все это — как смысл жизни.
Одной из необходимых составляющих развивающего обучения движениям является интерактивное общение со сверстниками. Для реализации такого общения мы рекомендуем обучение движениям организовать в форме взаимообучения детей. В процессе взаимообучения ребенок непрерывно принимает участие во взаимодействии со сверстниками — в обмене субъектностями, в обмене сотрудническими действиями, в участии созидания друг друга как личности. Возможность обучать другого придает всему процессу социальную значимость и значительно ускоряет обучение. Когда ребенок контролирует действия другого, он опирается на оценку своих собственных движений, на свой собственный опыт. Он как бы воспроизводит эти движения дважды — за себя и за другого.
По сведениям возрастной психологии ребенок младшего школьного возраста способен выделять не только свои обобщенные характеристики типа: «Я рисую, как Вова, а бегаю, как Настя», но и типические свойства личности, например, свойственные профессиональной деятельности взрослых. В развивающем обучении, где движение разворачивается по полной ориентировочной основе, ребенок получает условия многообразного психического развития. Эти условия обозначаются понятием «развивающая среда», ориентировка в которой открывает ребенку пространство, последовательного преобразования исходного состояния всей системы с помощью функциональных действий, что создает у ребенка сложный, многофункциональный образ двигательной деятельности.
«Двигательная деятельность младшего школьника становится многофункциональной. Предметом деятельности мы выделяем овладение пространством предстоящих действий, движений. Это пространство осваивается ребенком с помощью взрослого как место пересечения идеального плана деятельности с реальным». В этом пространстве ребенок видит будущее взаимодействие себя с физической средой, будущее взаимодействие с социальным окружением (как взрослых, так и сверстников). В этом пространстве ребенок видит себя, реализующим свои собственные движения, которые в зависимости от целей, содержания и условий могут выступать деятельностью, действиями, операциями или отдельными движениями. Как нам представляется, в стремлении ребенка овладеть пространством конкретного движения мы видим мотив его деятельности. Выделяя конкретную цель отдельных движений, мы превращаем эти движения в действия. Так, исследование конкретным движением условий равновесия, контакта с опорой, развили усилия и минимизации усилий внешне выглядит как опробование движения в обучении, но эти действия одновременно несут познавательную нагрузку: они реализуют цель ребенка по выяснению содержания условий проведения движения. На основании такого выяснения условий ребенок находит оптимальные характеристики осуществления данного движения. Подобную двигательную деятельность ребенка мы называем личностно-смысловой, сознательной двигательной деятельностью.
«Способности младшего школьника позволяют предъявлять ему двигательную деятельность по полной ориентировочной основе, где последовательно выделяются ориентиры мотива, целей, содержания, условий, специфических познавательных действий и свойств субъектности: 1) жизнедеятельности (как уровень физического развития), 2) деятельности (индивидуальный стиль движений), 3) общения (коммуникации, децентрации и персонализации) и 4) самосознания».
Мы предлагаем измерять субъектность жизнедеятельности тестовыми упражнениями, исходя из требований конкретного движения, которое предъявляется ребенку к освоению. Так, для выяснения возможностей ребенка к быстрому передвижению можно ему предложить пробежать 10 м на одной ноге.
Мы определяем субъектность деятельности по содержанию владения пространством разными способами, отыскивая индивидуальные свойства движений. Обычно быстро выясняется почерк движений, который чаще характеризуется наличием дополнительных движений в несущественных частях движения. Определение индивидуального стиля организации двигательной деятельности осуществляется с большим трудом и, в основном, относится к определению уровня владения движением в соответствии с его физическими возможностями.
Субъектность общения проявляется ребенком в его игровой деятельности. Переходя от ролевых к играм «По правилам», младший школьник усложняет свои средства общения. Он применяет самые разные формы общения: формы обращения к другому, формы запроса помощи, формы запроса сведений по игре, формы диалога-спора по распределению ролей или игровых средств, формы соперничества, формы сотрудничества, формы рефлексии, идентификации и эмпатии состояния другого и т.д.
Субъектность самосознания младшего школьника проявляется уже по всем разновидностям. К тем видам, которые проявились в предыдущие возрастные периоды («Я действующий», «Я идеальный». «Я реальный») появляется — «Я фантастический». К тому же первые три окрашиваются новыми приобретениями. «Я действующий» становится полноценным в виду возможности анализировать все виды деятельности, «Я идеальный» и «Я реальный» — образ становится более уточненный за счет возможного самоанализа и самооценки. Образ «Я фантастический», в виду возможностей ребенка выделять типические свойства личности, приобретает почти взрослый вид.
«Новые психологические приобретения ребенка с помощью двигательной деятельности непрерывно «раздвигают» горизонт двигательной деятельности. Ребенок приходит в соприкосновение с все большим количеством вещей и явлений и встречается со знакомыми вещами и явлениями на новый лад, становится способным освоить множество сложных движений, приобретает новые свойства своей работоспособности, становится принимаемым другими. Развивая собственную субъектность, ребенок проходит все стадии становления личности».
Таким образом, ребенок от рождения до школы проходит стадии психического отражения действительности под непрерывным созидающим воздействием становления и развития собственной двигательной деятельности, от ориентировки в рефлекторном поле непосредственного реагирования новорожденного, ориентировки в сенсорном поле двигательной активности младенца, ориентировки в перцептивном поле предметной двигательной деятельности ребенка раннего детства, ориентировки в метафорическом интеллектуальном поле двигательной деятельности младшего школьника, ориентировки в образном интеллектуальном поле дошкольника к ориентировке в личностно-смысловом, сознательном поле двигательной деятельности младшего школьника.
Заключение
Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста в организме детей происходят значительные морфофункциональные изменения. Совершенствуется деятельность вегетативных систем, обеспечивая более эффективную энергетику организма. Психофизиологические функции становятся произвольными, все действия ребенка приобретают более сознательный, целенаправленный характер. Возрастают адаптивные функциональные возможности детей.
Однако все эти изменения происходят не сами но себе. Структурно-функциональное созревание мозга только создает основу для развития высших психических функций, а становление их происходит в. процессе учебной деятельности, под влиянием педагогов и родителей. Поэтому очень важно, используя потенциальные возможности мозга ребенка, формировать у младших школьников учебно-познавательные мотивации и потребности, оказывать целенаправленные педагогические воздействия, способствующие развитию произвольного внимания, восприятия, памяти.
Поэтому в организации учебного процесса необходимо найти ту грань, когда, с одной стороны, успешно решаются образовательные, воспитательные задачи, а с другой стороны, не наносится вреда здоровью учащихся, обеспечивается нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.
Здоровье — важнейшее условие успешной реализации личности. Чтобы здоровье сохранялось и укреплялось, все педагогические технологии должны базироваться на определенных естественнонаучных принципах, учитывать психофизиологические особенности учащихся на каждом этапе индивидуального развития и опираться на обязательное соблюдение физиолого-гигиенических нормативов при .организации учебного процесса.
Лозунг медиков «Не навреди» — следует считать также лозунгом современного педагога.
Библиографический список
1. Баршай В.М, Физкультура в школе и дома. Ростов н/Дону, 2001, с. 164.
2. Глинянова И.Ю. Основы педагогической валеологии. Волгоград, ВГУ, 1998. с. 177.
3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПБ, Питер, 2000. с. 385.
4. Козин А.М. Здоровьесберегающая физкультура в школе. Челябинск, ЧГУ, 2000. с. 321.
5. Колидзей Э.А. Психология двигательной активности ребенка. М., Прогресс, 1999. с. 322.
6. Коссов Б.Б. Психомоторное развитее младших школьников. М., Наука, 1999. с. 254.
7. Нестеров В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков. Хабаровск, ДВГАФК, 2001.
8. Социально-педагогические технологии и оздоровительные программы. СБ. научн. ст. Белгород, БГУ, 1999. с. 89.
9. Чекалов В.А, Оптимизация психомоторного развития младших школьников. М., Наука, 2002. с. 276.
1
studfile.net
Консультация (старшая группа) на тему: Характеристика активных и гиперактивных детей
Характеристика активных и гиперактивных детей.
Сегодня все чаще врачи и учителя отмечают увеличение количества детей с повышенной двигательной активностью – гиперактивностью. Они не могут усидеть за партой на занятии больше 15 минут, задают много вопросов, не выслушивая ответы, перебивают, прыгают и бегают по классу во время уроков. Родители вторят- все разбрасывают, ужасные непоседы и вредены, очень импульсивные и невнимательные, упрямые, никогда не ложаться спать вовремя.
Где грань между обычной активностью и гиперактивностью ребенка?
Для сравнения привожу характеристики активного и гиперактивного ребенка.
Активный ребенок
— Большую часть дня не сидит на месте, предпочитает подвижные игры пассивным. Но если его заинтересовать спокойной игрой, то вполне способен достаточное долгое время ею заниматься.
— Быстро и много говорит и задает много вопросов.
— Для него нарушение сна и пищеварения, скорее, исключение.
— Активен не везде и не всегда.
— Не агрессивен, но умеет постоять за себя в случае необходимости, однако сам редко провоцирует скандал. Может «взрываться», но подобные вспышки гнева при правильном психологическом подходе родители могут легко успокоить.
Гиперактивный ребенок
— Находится в постоянном движении и не может себя контролировать. Даже при сильной усталости продолжает бегать и прыгать. Выбившись окончательно из сил, доводит себя до истерики. Часто беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается. Причем такая двигательная активность не имеет определенной цели. На него не действуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры. Он не задерживается ни на одном, даже на самом интересном предмете.
— Не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть спокойно, заниматься чем-то определенным.
— Быстро и много говорит, задает много вопросов, при этом не дослушивает ответа и перебивает.
— Очень плохо засыпает и спит беспокойно.
— Часты кишечные расстройства.
— Не реагирует на запреты и ограничения, практически не управляемый.
— Не контролирует свою агрессию – кусается, дерется, толкается.
— Плаксив, беспокоен, капризен, часто отрицает все подряд.
— часто жалуется на головные боли, повышенную утомляемость.
— Не способен удерживать или сосредотачивать внимание не деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении любых заданий.
— Не умеет доводить выполняемую работу до конца, так как не в состоянии усвоить правила этой работы.
— Отличается неповоротливостью, неуклюжестью, постоянно что-нибудь переворачивает или опрокидывает.
nsportal.ru
Статья (младшая группа) на тему: Двигательная активность детей дошкольного возраста как средство воспитания здорового ребенка.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для психического, физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОО её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, психического и двигательного развития детей, учитывается недостаточно.
Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям.
Существует немало определений здоровья и его компонентов.
Сухарев А.Г. рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными явлениями.
«Здоровье — это правильная, нормальная деятельность организма, его благополучие». Научить этому, а другими словами, научить детей вести здоровый образ жизни, вырабатывать разумное отношение к собственному здоровью, прививать санитарно — гигиенические навыки — вот основная задача нашей работы. Она не простая, тяжело объяснить детям, те вещи, которые нельзя увидеть, подержать в руках, попробовать на вкус.
Работа над укреплением и сохранением здоровья должна проводиться одновременно над всеми его компонентами на протяжении жизни человека. Дошкольное детство – наиболее значимый период, когда происходит формирование представлений ребёнка о здоровом образе жизни. Учёные, педагоги и родители начинают осознавать, что в основе воспитательно-образовательной деятельности лежит многокомпонентная здоровьесохранная педагогика. «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя».
Современная жизнь, когда развитие прогресса идет семимильными шагами, заставляет нас формировать у детей культ здоровья. Нет необходимости убеждать кого-то, что здоровье наших детей — главная цель общества в целом и каждого человека в отдельности.
Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма и к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован.
Двигательной активностью определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.
Двигательный режим — часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно–оздоровительной работе, в т.ч. организации двигательного режима воспитанников.
Двигательная активность является важным компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста.
Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость глубокого изучения двигательной активности ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития.
При изучении двигательной активности детей важными являются два аспекта:
— определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
— поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно, по моему мнению, не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В дошкольном возрасте становится возможным осознанное отношение детей к своим действиям, достижение их точности и управляемости. При этом такие качества, как ловкость, гибкость и координационные способности, могут быть развиты у дошкольников в большей степени, чем сила и выносливость, специальное и интенсивное развитие которых происходит на более поздних возрастных этапах.
Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. В работе над проблемой мною было проведено обследование детей младшего дошкольного возраста по методике. Проведя качественный и количественный анализ, обобщив результаты обследования, полученные данные были представлены в виде таблицы и составлен мониторинг результативности .
Было выделено три группы детей с разной двигательной активностью.
Первую группу составили дети с нормальной двигательной активностью, соответствующей биологической потребности организма. Им присуща деятельность, насыщенная разными играми, движениями и правильным их чередованием. Они широко используют разнообразные физкультурные пособия, сами уверенно организуют подвижные игры. У этой группы наблюдается уравновешенное поведение, жизнерадостное настроение.
Вторую группу составили дети малоактивные, малоподвижные. Им присуща однообразная деятельность. Они длительное время затрудняются в выборе игры, предпочитая наблюдать за своими сверстниками или играть в малоподвижные игры. У них отмечается недостаточное развитие двигательной функции, неумение использовать имеющийся двигательный опыт, а это в свою очередь отрицательно сказывается на психическом развитии. Для них также характерна нерешительность, застенчивость, замкнутость, обидчивость, плаксивость.
Третью группу составили дети с повышенной двигательной активностью. Им присуща деятельность, насыщенная бесцельной беготней. Такие дети отличаются неумением и нежеланием выполнять движения в умеренном темпе, играть в игры, требующие точного выполнения правил. У них устойчивый интерес к играм военной тематики, но эти игры носят затяжной и однообразный характер. Чрезмерно подвижные дети не умеют считаться с замыслами товарищей, действовать так, чтобы не нарушать устойчивых правил, не умеют надолго сосредоточить внимание.
Таким образом, определение степени двигательной активности детей дает возможность проводить дифференцированное педагогическое руководство подвижными играми, уделяя особое внимание малоподвижным и чрезмерно активным детям.
По результатам обследования мною были сделаны следующие выводы о том, что необходимо:
- прививать с детства любовь к движению, приносящему пользу для здоровья;
- гармонично развивать все части опорно-двигательного аппарата и личности ребёнка;
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни;
- формировать правильную осанку и эмоциональную стабильность;
В начале своей работы по данной проблеме мною были поставлены следующие задачи:
- продолжать знакомить со здоровым образом жизни;
- усовершенствовать знания детей об оздоровлении всего организма;
- создать систему двигательной активности в течение всего дня;
- содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
- содействовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности;
- продолжать работу по формированию умений и навыков правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей;
- вовлекать родителей в совместную работу по привитию здорового образа жизни.
Согласно поставленным задачам мною был разработан перспективный план работы по формированию двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста. При составлении плана я стремилась решить следующие задачи:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
- формировать основы безопасности жизнедеятельности;
- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Формами организации оздоровительной работы, по моему мнению, являются:
- самостоятельная деятельность детей,
- подвижные игры,
- двигательно-оздоровительные физкультминутки,
- физкультурные досуги, Дни здоровья,:
- занятия, прогулки;
- совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
- спортивные праздники и развлечения;
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Должны быть созданы в группах условия: оборудован физкультурный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. На участке ДОО должна быть спортивная площадка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах должны быть созданы спортивные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма — гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания — дуги, цветные модули «Гусеница», «Туннель», пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
Мелкое физкультурное оборудование должно размещаться так, что оно было доступно для детей.
Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, является создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое.
Организованной формой для формирования двигательной активности являются утренняя гимнастика и физкультурные занятия, при проведении которых я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. с использованием разнообразного спортивного инвентаря. Процесс обучения носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Педагогу необходимо создавать необычайные, интересные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребёнком адекватных форм поведения, встрече с красивым, увлекательным окружающим миром. Поэтому работу стараюсь строить в интересной, увлекательной форме, с использованием сказочных сюжетов, игровых проблемных ситуаций.
Подвижная игра – доступная и увлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В играх привычное становится необычным, а новое и сложное – хорошо освоенным. Играя, ребёнок упражняется в различных действиях, с помощью взрослого овладевает новыми и более сложными способами их выполнения.
Подвижная игра как игровая форма двигательной активности обладает определённой спецификой. Игровые действия, обусловленные сюжетом и правилами, способствуют осознанному достижению цели условного замысла. Подвижные игры, как правило, коллективные, поэтому дети учатся согласовывать свои действия с действиями других играющих. Игра и двигательная активность являются необходимым условием полноценного, гармоничного развития ребёнка. Играя и двигаясь, дети становятся физически крепкими, сообразительными, уверенными, самостоятельными.
«Игра есть высшая степень детского развития». В Декларации прав ребёнка игра провозглашена неотъемлемым правом ребёнка.
Подвижная игра – исключительно ценный способ вовлечения детей в двигательную активность. В игре они упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле, увёртывании, которые жизненно необходимы.
Двигательные задания, эмоционально окрашенные, позволяют ребёнку многократно упражняться в одних и тех же движениях с наименьшей степенью усталости более длительное время.
Поэтому игре придается важное оздоровительное, психологическое значение в регуляции эмоционального поведения ребёнка, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Взаимодействие с детьми построено в игровой форме, с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на увеличение двигательной активности и физического развития детей. Для того чтобы было легче и быстрее ориентироваться в таком разнообразии подвижных игр, мною была оформлена картотека подвижных игр.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — творчество и смекалку, третьи — воображение и память, но объединяет их всех общая задача — воспитание у детей потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться в пространстве и целенаправленно действовать в нем. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а их недостаток вызывает патологические изменения в центральной нервной и эндокринной системах, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме.
При организации досуговой деятельности детей я руководствуюсь психолого-педагогическими принципами, на которых формируются основы культуры ребенка. По моему мнению, наиболее значимыми являются деятельностный подход, принципы интереса и нравственно-эстетической направленности, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, единство отдыха и познания.
Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания ее выполнить или участвовать в ней, у детей младшего дошкольного возраста связана с удовлетворением своих познавательных, духовных и физических потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес стимулирует эту деятельность.
Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников и т.п. формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру детского коллектива, что приведет впоследствии к повышению у каждого ребенка уровня культурно — досуговой деятельности, эффективной реализации в ней воспитательно-познавательных возможностей.
Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования.
Известно, что передача двигательного опыта поколений осуществляется не автоматически. Для того чтобы она реализовалась успешно, необходима организация стройной, внутренне согласованной системы воспитания и образования. Ребёнок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе общения с родителями, воспитателями, детьми, в процессе обучения. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.
Много и часто говорим о здоровье наших детей, но мало задумываемся о том, что оно напрямую зависит от здоровья педагога, его эмоционального, физического и психического состояния. Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия педагогов. Поэтому одним из условий успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с педагогами. Воспитатель должен обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр, содействовать правильному выполнению движений в соответствии с образцом взрослого, привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности, формировать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие
Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Поэтому дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников я видела в повышении роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад» в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду привлекаются родители, чтобы убедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка.
Традиционные формы работы с семьёй, как спортивные досуги, праздники, физкультурные занятия с участием родителей и сотрудников ДОО, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, выставки рисунков. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, бабушки, дедушки, к укладу семьи. Поэтому я стараюсь совершенствовать методы педагогической работы по формированию, как у детей, так и у родителей активного здорового образа жизни, вовлекая последних в воспитательно-образовательный процесс. Самое ценное в мероприятиях, которые мы организуем, то, что они служат хорошей школой для обогащения практического опыта. Веселая, здоровая атмосфера игр и развлечений передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Проведя ряд различных мероприятий по развитию двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста, можно сказать о улучшении показателей уровня физического развития детей. На основании этого был проведён мониторинг результативности.
В связи с этим, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи. Созданные в детском саду условия для развития двигательной активности детей и приобщение их к здоровому образу жизни способствуют развитию физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей.
nsportal.ru
Статья на тему: Двигательная активность детей дошкольного возраста
Двигательная активность детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является двигательная активность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей пяти – семи лет большое место занимает самостоятельная деятельность. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.
У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры. А в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.
Нами используются разнообразные формы работы по физическому воспитанию ( утренняя кие гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, динамическая пауза, спортивные праздники). В самостоятельной активности детей используются разнообразные подвижные игры, способствующие всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма , обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику нашего дошкольного учреждения внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендую проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Физкультурно – оздоровительные технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают три линии работы:
- Приобщение детей к физической культуре
- Использование развивающих форм
- Формирование потребности здорового образа жизни
Осуществляют следующие задачи:
- Удовлетворение естественной биологической потребности в движении
- Формирование навыков в разных видах движений
- Стимулирование функциональных возможностей каждого ребёнка и активизация детской самостоятельности
- Создание оптимальных условий для разностороннего развития детей, активизация мысленной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно – волевых проявлений детей.
- Формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду
С целью сохранения и укрепления здоровья детей в режимных моментах используется техника самомассажа и дыхательной гимнастики. Который способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду привлекаются родители, чтобы убедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.
Воспитание детей – большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности.
Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!
nsportal.ru