Правильные дети: Правильные дети | PSYERA

Правильные дети | PSYERA

Правильные дети — это удобные дети. С ними очень легко и просто, они послушные, они исполнительные и за награду в виде Вашей похвалы готовы на все.

Например, пятилетний ребенок спокойно стоит и ждет, когда Вы оденете его младшую сестру. Очень удобно. Или полуторогодовалые дети строем идут в ванную комнату мыть руки перед едой, а потом спокойно садятся за стол и ждут, когда им принесут еду. Для мамы такое поведение очень комфортно, можно спокойно руководить детьми и они все сделают так, как надо маме. Или двухлетний ребенок рисует красками только сидя за столом, при этом стараясь не запачкать одежду. Прям мечта любого воспитателя.

Я сама очень долго была правильной девочкой и хочу сказать, что мне было очень комфортно, когда говорили, что делать и как делать. Никакого творчества. Например, недавно мне на семинаре по рисованию с детьми дали задание срисовать птичку. Мне диктовали, как «правильно» ее рисовать, какие линии куда должны идти и мне было очень комфортно это делать. Я автоматически поглядывала на рисунки других людей, сравнивала, убеждалась в «правильности» моей птички и все было хорошо. За похвалу я готова была не только птичку нарисовать. А вот когда мне сказали выбрать себе подходящий лист, подходящие краски или карандаши, которые нравятся именно мне, я впала в ступор. Потому что выбирать я не умею. Я могу только тупо следовать инструкции. Жить головой, а не сердцем. Я абсолютно не чувствовала свои собственные потребности. Зато прекрасно умела ориентироваться в потребностях других людей и подстраиваться под то, что они хотят от меня.

Также происходит и с детьми. Сначала они сопротивляются родительской воле. Есть такой термин противление — это защитная реакция человека на осознаваемый контроль и принуждение (источник). Эта защита нужна человеку от несанкционированного воздействия на него другими людьми. Например, к ребенку на детской площадке подходит чужая тетя, берет его за руку и хочет увести с площадки. У ребенка автоматически включается противление, если он, конечно, не «правильный ребенок». Правильные дети привыкли слушать взрослых, которые «научили» детей, что взрослый всегда прав, не надо думать самому, надо слушать. И тогда «правильный ребенок» абсолютно не задумываясь делает то, что сказала чужая тетя, потому что она взрослая.

Потом дети слышат от родителей, воспитателей следующую мысль: «Какой хороший ребенок! Слушается маму! Аккуратно выглядит! Молодец!» и «Как отвратительно ты себя ведешь! Как ты мог прыгнуть в эту лужу! Почему ты пошел с красками по квартире и нарисовал на обоях? Очень плохо! Больше краски ты не получишь!». Т.е. взрослые пытаются донести до ребенка мысль, что если ты будешь следовать своему внутреннему импульсу (а дети до 7 лет продумывать свои действия не способны физически), тогда ты — плохой, я тебя такого любить не буду, я накажу тебя, отберу самое ценное, уйду от тебя и т.д. И ребенок перестает слышать себя и заглушает все свои внутренние желания, потребности, спонтанность пропадает совсем. Потому что каждый ребенок любит своих родителей, он готов ради родительской любви и похвалы на подвиг, он ужасно боится остаться один (чем родители прекрасно пользуются), потому что чувствует интуитивно, что не выживет без родителей.

В результате ребенок начинает учиться, как вести себя «правильно», чтобы его любили, хвалили, чтобы чувствовать себя полноценным, хорошим, успешным и т.д. Он внимательно следить за взрослыми и сканирует, на что они реагируют похвалой, а за что ругают. Он становится «лучшим другом» воспитателя в садике, а потом учителя в школе, потому что умеет себя «правильно» вести. Ему доверяют контроль за другими «непослушными» детьми. И чувствует себя ребенок молодцом ровно до того момента, пока есть внешнее подкрепление. Но как только кто-то скажет ему, что он все сделал не правильно, что он совершил ошибку — это будет для него катастрофой, ведущей к потере своей хорошей самооценки. В таких случаях «правильный» ребенок (или уже совсем не ребенок), начинает судорожно думать, что нужно в данной ситуации сделать, чтобы реабилитироваться и опять стать «хорошим» в глазах окружающих и в свои собственных глазах.

У такого ребенка внутри нет уверенности, что он хороший потому, что он такой, какой есть. Его никто не любил безусловно, просто потому, что он есть. Любили его только за поступки, действия и т.д. Поэтому его самооценка очень не стабильна, он совсем не уверен в себе. И если ему кто-то скажет, что он дурак, он поверит и сильно обидится. Потому что он привык верить всему, что говорят о нем. Потому что он не умеет прислушиваться к себе, никто не помогал ему развивать чувствование себя, различать, чего он сам хочет в данный момент, никто не доверял ему и т.д.

И примерно к 30-35 годам такой ребенок несмотря на всю свою социальную успешность, чувствует себя несчастным. Он понимает, что живет не своей жизнью. Что В ЕГО ЖИЗНИ НЕТ ЕГО СОБСТВЕННОГО Я. Зато есть много «надо». И вдруг человек начинает понимать, что жизнь-то проходит. Его жизнь проходит. А то, о чем он мечтал в детстве, никому не интересно и совсем не воплотилось в его собственной жизни. Это называется кризисом зрелости. И выход из этого кризиса каждый находит по-разному. Кто-то начинает срочно вспоминать себя самого, начинает учиться слушать себя и свои собственные желания. Старается изменить свою жизнь в соответствии со своими ценностями, приоритетами, целями. А кто-то впадает в депрессию, начинает находить радость в спиртном и губит свою жизнь окончательно.

Возвращаясь к теме «правильных детей» хочу сказать. Конечно, с непослушными детьми сложнее. Конечно хочется, чтобы дети соблюдали правила. И так и должно быть. Правила и границы устанавливают взрослые. Но У ДЕТЕЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СВОБОДА ВЫБОРА. Дети по природе своей не послушные, не усидчивые, они хотят исследовать этот мир, хотят все знать и уметь, быть хозяевами в своей собственной жизни. Дайте им возможность быть детьми. Детство очень быстро заканчивается. Уже в 7 лет человек вполне может следовать общепринятым правилам поведения. А до этого времени формируется представление человека о себе, о жизни, о других людях. И если он не научится на этом этапе слышать самого себя, тогда Вас ждет бурный подростковый кризис, который тоже можно попытаться пройти «правильно», загнав подростка в суровые рамки и тщательный контроль. Ну а потом Ваш тридцатилетний ребенок либо будет жить с Вами под неустанным контролем, либо начнет разрушать все то, что достиг к этому возрасту (семью, работу, отношения), чтобы найти самого себя.

Вам это надо?

«Правильные» дети!

Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

Правильные дети. Правильные люди | Онлайн

Однажды я прочитала у кого-то в паблике вопль души.

« Как хочется сказать «остановить моторику»!» — про своего маленького ребенка.

— Оооооо, нет-нет-нет! – был мой мысленный встречный вопль.

Расскажу о чем это. Человек посмотрел сериал Мир Дикого Запада. Там у роботов была возможность отключать различные блоки. Например, можно было остановить моторику и двигательная активность прекращалась.

Наверное любой родитель активного ребенка не раз и не два мечтал о такой опции «пауза».

И это нормально, когда уставший отец или мать просто делятся своими эмоциями.

Поделились, выдохнули и пошли ловить свое чадо, которое как раз успело разобрать кухонный комбайн до винтиков и забраться на самый верхних шкафчик в доме.

А про что было мое «нет-нет-нет»? А оно было про тех людей, родители которых сумели найти у них ту самую «кнопку» и «отключить моторику» и не только ее.

Они сумели дать своим детям команды: не чувствуй! Не думай! Не живи!

Главное, действовать правильно.

Если ребенок ведет себя правильно, то вместо негативно-равнодушного к себе отношения он получает что-то вроде одобрения.

Эмоциональная депривация оказывается очень мощной причиной для желания понравится родителями, заслужить их хорошее отношение.

И на этой идее «любовь нужно заслуживать» ребенок подсознательно строит свой мир и отношения с окружающими.

Ему предстоит проделать преогромнейший труд, чтобы вписать реальность вокруг в прокрустово ложе родительской концепции.

Итак, правильные дети послушны.

Правильные дети умеренно умны.

Правильные дети согласны с родителями.

Правильные дети не бегают, не суетятся, не примеряют мамины платья в ее отсутствие и не играют в «строительный магазин» с драгоценными детальками отца.

Правильные дети «едят, что дают», когда дают и сколько дают.

Правильные дети беспроблемны.

Правильные дети аккуратно дружат с другими правильными детьми.

Правильные дети доказываются, что подростковый кризис, а тем паче бунт придумали психологи и неправильные дети.

Правильные дети никогда не рыдают, не злятся, не кричат, не обижаются, не хохочут.

Правильные дети всегда чистые, опрятные и аккуратные, но не вызывающие.

Правильные дети терпеливы. Сказали «ждать тут» — и ребенок сидит и честно ждет «тут».

Правильные дети ответственны.

Правильные дети – это как маленькие «взрослые» из кошмаров бунтующих детей.  Они унылые, скучные, последовательные, обязательные.

В последнее время начитанные родители стали им запрещать даже пассивную агрессию и уход в болезнь.

Чтоб ты в следующей жизни родился в «благополучной» семье и был «правильным ребенком»! – вполне сойдет за хорошее проклятье.

Правильные дети часто бывают клонами бывших правильных детей, выросших в правильных родителей.

Впрочем, гораздо чаще они водятся в семья авторитарных эгоистов, прогибающих всю семью под себя.

 

— Что ты сейчас чувствуешь?

— Ээээ… я думаю, что …

 

Ладно. Сходу так отвечают многие люди. В бытовом варианте мы не приучены различать «я думаю» и « я чувствую». Поделиться всем, что крутится в голове в ответ на «что ты сейчас чувствуешь» — это вполне себе хороший вариант.

Дальше может быть простое прояснение, « Петрова редиска, и карма у нее будет плохой, и огурцы моль поест» — это про « я думаю», а я злюсь и завидую Петровой – это про «я чувствую».

Различить где и что человек думает, а что он чувствует достаточно легко для тех, кому можно было это делать с самого детства и вызывает сильнейшие затруднения у тех, кого когда-то родители жестко форматировали «под себя».

 

Правильные дети нуждаются в списках «правильных мыслей» — ответов на вопросы психолога, на жизненные задачи.

И их «любимый» вопрос это: а что я сейчас ДОЛЖЕН чувствовать?

Сама идея того, что «должен» и «чувствовать» живут в разных странах, что они МОГУТ чувствовать и хотеть то, что они чувствуют и хотят сами вызывает трудности, растерянность, беспомощность, страх и раздражение.

Но только этим путем – разрешить себе чувствовать свои собственные чувства можно выйти из состояния «правильной вещи» и стать пусть неправильным, но вполне живым человеком.

 

«Правильных людей» часто держат на ролях администраторов. Это те самые девочки и мальчики, которым дают «ответственные поручения». Они становятся старостами групп в институтах.

Они собирают деньги на похороны и рождения в трудовых коллективах, участвуют в родительских комитетах и ответственно закупают канцелярию для всего класса.

Остальным можно сказать повезло, если в группе есть хотя бы один «правильный человек».

Он оформит бюрократическую часть работы, сделает нудный отчет вовремя, обзвонит участников проекта восемь раз, проводит Красную Шапочку к Бабушке, запишет Волка на курсы по управлению гневом, и соберет пивные бутылки на детской площадке.

Хорошо, когда в любом человеке есть некоторая часть личности вот такая – ответственная, правильная, последовательная, устойчивая.

И очень грустно, когда вся структура личности состоит только из умения ответственно и честно выполнять чужие предписания.

Пассивная агрессия становится едва ли не единственным выходом для реальных чувств и эмоций «правильных людей».

Неудивительно, что в результате они создают себе поле одиночества. Их контакты с людьми возможны только тогда, когда люди их используют для своих нужд.

Но, даже если кто-то задумывается и понимает, как это для «правильного человека», или где-то на психотерапевтической группе слышит их рассказ, им очень мало сочувствуют, как раз из-за пассивной агрессии.

Напряжение в теле, что-то вроде панциря, который сдерживает невербальные проявления стыда, страха, раздражения, злости и голода по близости отталкивает людей, как «плохие места» в лесу окрестных жителей.

Мы чувствительны к эмоциональному полю другого человека. И обычно хотим быть рядом с теплыми, любящими, «светлыми» и искренними людьми.

Хотя умом и можем понимать, что это несправедливо по отношению к «правильным» людям.

Один из труднейших вопросов для них – это «как выбрать правильно»? «Как поступить правильно»? «Как найти способ гарантированно что-то сделать безошибочно?»

Поскольку требование «я должен всегда делать все правильно. Мне нельзя ошибаться, быть несовершенным» сильно пролетает мимо реальной реальности, «правильные люди» очень часто живут в страхе и тревоге оказаться несостоятельными, совершить ошибки.

— Что я должен чувствовать? – подразумевает наличие некоего правильного ответа на вопрос.

Как если бы был где-то список эталонных ответов.

Профессор заявил Васе, что он тупой. Вася должен чувствовать благодарность по мнению профессора.

А если Вася злится – то это ошибочный ответ.

А если Вася унывает или ему все равно – то это ошибочный ответ.

Нет, так не бывает.

Разные люди в схожей ситуации будут испытывать разные чувства. Ведь они отличаются друг от друга, у них разная история в прошлом, разные цели в будущем, разная система ценностей.

Идея того, что любые чувства, которые он реально испытывает и есть «правильный» ответ, кажется нашему герою сомнительной, чем-то вроде проверки для него – обманется он или нет?

Не может же быть, чтобы человеку можно было чувствовать то, что он чувствует!

Вот именно так как есть, и именно в тот момент, «по живому»!

 

Функциональное отношение – страшная штука.

Ребенок научается распространять его на любые проявления своего Я.

Тело? А что тело? Здоровое, не ломается, главное, кормить по режиму.

Чувства? А какие я должен испытывать? Правильные чувства не мешают жить и не отвлекают.

Собственные мысли? … А так разве можно? Так бывает? А вдруг я ошибусь?!

 

Правильное отношение к вещам какое?

Пока она работает – пользуемся, если слегка сломалась – чиним, если устарела или поломка крупная – злимся и выкидываем, заменяем на новую.

Представьте только как страшно жить с таким отношением к себе. Утратишь правильность, полезность и функциональность и тебя выкинут как ненужную вещь.

И правильные дети все свои силы тратят на то, чтобы стать правильными. Действующими. Безупречными.

Вопрос, почему любят других людей, несмотря на то, что те ошибаются и вообще ведут себя очень неправильно кажется им ключом ко всем тайнам Мироздания.

10/03/2019

***

Записаться на консультацию к психологу, автору текста можно по телефону 

8 913 063 92 73 (Новосибирск, ул.Фрунзе, 5-515) либо написать на [email protected] для консультации по скайпу или в текстовом формате

***

По времени и стоимости консультаций можно уточнить ВОТ ТУТ 

Осторожно: правильный ребенок!

Родители часто жалуются на то, что их ребенок слишком подвижен, непослушен, капризен, агрессивен.

Всегда выражает свое мнение и не всегда послушен. Но практически невозможно встретить родителей, тревожащихся из-за спокойного, послушного ребенка. Однако психологи говорят: слишком правильный ребенок – это едва ли не хуже, чем непослушный.


На первый взгляд такой ребенок идеален: никогда не проявляет раздражения, злости, гнева, совершенно не агрессивен, в играх берет на себя исключительно положительные роли. Он образец доброты, воспитанности и хороших манер. Да и окружающие одобрительно качают головой: надо же, как хорошо ребенка воспитали! Но вот не так давно, когда мы с младшим сыном возвращались из цирка (а его вряд ли можно назвать образцом послушания), он, уже порядком устав, вертелся на месте, задавал кучу вопросов, громко читал стихотворение, которое выучил к 8 Марта, и совершенно не желал угомониться. Напротив меня сидела женщина, которая сказала: «Это же так здорово, когда ребенок такой шустренький! Не то что некоторые: забиваются в угол и слова не вытянешь…» Другая, за то время, что Данилка то ерзал у меня на коленях, то сползал практически на пол и декламировал во все горло стишок, успела его выучить! Выходя на своей остановке, улыбнулась Данилке: «Спасибо, мы это стихотворение с внуком выучим…» Это было слегка неожиданно, но приятно. Потому что как-то так получилось… ну непослушный он!


Помните фильм «Однажды, 20 лет спустя»? В нем рассказывалось о многодетной семье. Многодетную маму очень достоверно играла Наталья Гундарева. Одна из дочерей в этой семье была изобретательницей: то суперстойкий клей изобретет, и его потом вся семья с пиджака директора магазина счищает, то взорвет что-то. Однажды заперлась в ванной и пообещала быть послушной. Вся семья решила: ну все, заболела. И тут – взрыв. Оказывается, девочка изобретала порох. «Ну вот, нормальный ребенок!» — обрадовалась мать. В жизни, кстати, должно быть почти как в фильме. Если бедокурит и не слушается – это нормальный ребенок!

Послушный или притворяется?


«Подскажите, пожалуйста, как сделать ребенка послушным?» – один из самых распространенных вопросов, которые задают родители детскому психологу. Послушный ребенок в понимании родителей — это выполняющий без разговоров и недовольства любое их требование или просьбу. Неужели это действительно мечта большинства взрослых? Конечно, многие спросят: а что же в этом желании плохого, радоваться надо, что у родителей такой «беспроблемный» ребенок. Психолог Светлана Заболотняя советует: стоит задуматься, каким хотят видеть родители своего ребенка — они хотят вырастить хорошего и воспитанного человека или при этом им важно, чтобы ребенок был здоров, счастлив, умел приспосабливаться к различным жизненным ситуациям? 


— «Правильные» дети нуждаются в помощи психолога! К сожалению, взрослые склонны обращаться за помощью только тогда, когда у них возникают сложности в общении с ребенком, на него жалуются воспитатели или учителя. А зря: послушный, спокойный ребенок тоже должен вызывать опасение. Почему он так себя ведет? Может быть, такое поведение — проявление спокойного характера, флегматичного темперамента, и иногда он может забастовать, проявляя свое «я», а может быть, такое поведение — вынужденное. Чтобы разобраться, понаблюдайте, как ребенок реагирует на сложные, конфликтные ситуации.
Любой человек попадает в ситуацию, которая вызывает у него отрицательные эмоции. И ребенок не исключение. Эмоции, как отрицательные, так и положительные, не исчезают, они оставляют след, побуждают к действию. Негативные эмоции могут «выливаться наружу» в форме физической расправы с обидчиком – к примеру, удар в ответ на обидное слово, в форме словесного выражения своих чувств, перенесение злости на одушевленные предметы — злясь на одного человека, мы грубим окружающим, и на неодушевленные — битье посуды, к примеру. Взрослые с этим знакомы и сами не раз реагировали таким образом. А ребенок? Он же не робот, и ничто человеческое ему не чуждо. Тут важно, чтобы и взрослый, и ребенок умел адекватно реагировать на переживание или негативные эмоции и справляться с ними. 

Покой сегодня – неудачи завтра


Чересчур правильный ребенок не умеет или просто боится выражать негативные эмоции. Они накапливаются, и получается, что такой хороший, правильный ребенок обращает негативные эмоции против себя.
— У него появляется внутренняя агрессия, которая в первую очередь ослабляет здоровье: ребенок начинает часто болеть, у него ослабевает иммунитет, как будто он наказывает самого себя за то, что у него посмели возникнуть такие «плохие» эмоции. Я же хороший, я не имею права плохо думать о маме! И при этом начинается очень сильно страдать самооценка. Такие дети склонны всех прощать, при этом часто испытывают чувство вины, чаще всего необоснованное, недооценивают себя, считают, что они всем вокруг должны, часто пугаются и закрываются ото всех, замыкаясь на своих чувствах. 


Как можно адекватно выражать злость, обиду, другие негативные эмоции? Вопрос, казалось бы, сложный и для взрослого человека. Агрессивные игры – почему бы и нет? Детские спектакли с отрицательными ролями, попробовать рисовать страшные рисунки, карикатуры… Если ребенок не выражает свои отрицательные эмоции ни одним из вышеперечисленных способов, избегает любых агрессивных, отрицательных ролей в играх, то он нуждается в помощи! 


— Задумайтесь, почему ребенок так боится оказаться «плохим»? Может быть, вы допускаете серьезные ошибки во взаимоотношениях с ним? Часто в основе излишней «положительности» ребенка лежит страх потери любви близкого человека. Родители подавляют естественные отрицательные эмоции в себе и детях, внушая, что нужно быть только хорошим, что проявлять и испытывать гнев, обиду, агрессию очень плохо. «Будешь хорошим – все тебя будут любить» — и это правило ребенок несет с собой всю жизнь. А в жизни, как детской, так и взрослой, так не получается: невозможно быть приятным для всех. А безвольный, поддающийся на любую провокацию или ведомый человек успеха в жизни не достигнет никогда. Он таким и останется, послушным и неконфликтным. Его каждый сумеет походя обидеть или ударить, в том числе и унизить морально. А он в ответ ничего не скажет, потому что же есть родительская установка: «Будешь хорошим – все тебя будут любить». А для него это уже аксиома. Неплохая перспектива для будущего послушного ребенка?

Уметь говорить «нет»


Если ребенок привыкнет выполнять без раздумий любые требования родителей, то он может уже не задумываться и выполнять любые требования других людей. Это логично. Какие это будут люди и требования – неизвестно. Гарантией того, что ваш ребенок не будет послушной марионеткой более сильных личностей, является только его умение отстаивать свои желания, свои потребности, умение говорить «нет». Научить ребенка этому – гораздо сложнее, чем, используя родительский авторитет, подавить его личность и заставить поступать по вашему разумению. Последнее, кстати, проще. Ломать – не строить


— Вы не сможете всегда быть рядом с ребенком и подсказывать. Не надо и стремиться к этому. У вас своя жизнь, у него – своя. Роль родителей – помочь ребенку стать личностью, быть его «спасательной подушкой», но не проживать жизнь ребенка. Существует мнение, что родители плохого своему ребенку не посоветуют. Но это не означает, что вам непременно нужно, чтобы ребенок сделал все так, как вы ему велели. Во-первых, потому что человеку свойственно ошибаться – а есть ли стопроцентная гарантия правильности вашего решения? Во-вторых, человек учится на своих ошибках – как ребенку развиваться и расти, не набивая шишек самому? Трудно воспитать ребенка с характером, однако без характера ребенок в дальнейшей жизни обречен на неудачи и сложности, может стать легкой добычей для чужого манипулирования.
12 советов родителям, которые хотят воспитать успешного ребенка

Небольшое предисловие. Недавно Марина выпустила книжку «Как стать другом ребенку, оставаясь его родителем». Первый тираж разошелся быстро. Написана книжка аккуратно, без привычных для «воспитательной» литературы назиданий. Это с одной стороны. С другой, в ней есть некие «домашние задания», которые помогают родителям «проиграть» ситуации, оценить свои действия со стороны.

И второе. Если вы — мама или папа, которые считают, что успешность ребенка – это пятерки по всем предметам, это красный диплом вуза в рамочке на стене – тогда дальше этот текст не читайте. Для нас успешный ребенок, и вообще успешный человек – это счастливый человек, тот, который занимается любимым делом, у кого хорошая, надежная семья, кто чувствует себя свободно и уверенно. И не важно какие отметки он получал в школе. Если для ощущения счастья ему нужны пятерки – отлично. Но это не достижения из-под палки, через унижения и напор взрослых.

Как стать другом ребёнку, оставаясь родителем

1. Родители должны стать ребенку другом.

— Для того, чтобы все сложилось в жизни и у родителей, и у детей, очень важно сохранить доверительные отношения, — рассказывает в эфире Радио «КП» Марина. – Они важнее дисциплины, важнее учебы…

— Но родители – это родители. Они должны воспитывать, направлять, — парирует Александр.

— Это, конечно, не тот друг, с которым вы вместе убежали с уроков или лягушку подложили кому-то в портфель. Это тот, кто не предаст вас, не побежит сдавать. Кто прикроет, когда вас начнут ругать. Это тот, кто выйдет из кабинета директора и не будет при всех орать, а скажет — слушай, ты неправильно поступил, давай-ка мы постараемся ситуацию исправить.

Я всегда говорю родителям — если вас вызывают в школу, никогда не идите на разговор с учителем вместе с ребенком. Потому что либо вы начинаете унижать ребенка в присутствии учителя, либо — учителя в присутствии ребенка. Плохо и то, и другое. Чаще в таком разговоре мы стоим и поддакиваем, когда ребенка ругают. Таким образом, мы лишаем ребенка опоры в нашем лице.

И еще – если родители приходит из школы после встречи с учителем или директором, ребенок не должен втягивать голову в плечи, ожидая головомойки. Когда я прихожу из школы мои дети говорят – ура! Потому что если возникла конфликтная ситуация, с которой учитель с ребенком сами не смогли разобраться, пришла мама и поставила все на свои места.

Пример. Одна замечательная мама рассказала мне историю такую. Они живут Подмосковье, а учатся в Москве. Ехать далеко. Выезжают очень рано, не высыпается ребенок. По пути покупают кофе. Мальчик на первый урок всегда заходит с кофе. Учителю это не нравилось. Возник конфликт. Обсудили ситуацию. Мальчик пришел на урок с двумя чашками кофе — вторую поставил на стол учителю. Точка.

2. Не создавайте ребенку искусственных трудностей

Некоторые родители считают, что ребенка нужно готовить к взрослой жизни и нагружают так, что и взрослый не выдержал бы – спортивная секция, репетиторы, занятия музыкой или в художественной школе, или на курсах робототехники…

— Я часто сталкиваюсь с мнением — давайте создавать детям искусственные трудности, — говорит Марина. — На мой взгляд, трудностей и так достаточно, и детям и так приходится их все время преодолевать. Дети живут сегодня в очень агрессивном мире.

— Можно подумать, в предыдущих поколениях был другой мир… — напоминает Александр.

— Да, вы знаете, действительно, мир был не таким злым. Вот еще пример. Года два назад мои ребятишки в соседнем доме вылезли на козырек над подъездом. Проходящая мимо тетенька закрыла окно изнутри и сказала — если пока я спущусь, вы еще будете стоять на этом козырьке, вызову полицию. Пока она спускалась со второго до первого этажа, они прыгали с этого козырька. В моем детстве тетенька могла нас за уши вытащить, накричать, нажаловаться нашим родителям, но спровоцировать опасную ситуации — нет. Слава богу обошлось, но ведь прыгая с козырька можно было и ноги сломать…

— Вы в прошлом учитель. Я знаю родителей, которые считают – учиться должно быть трудно, чтобы было как в жизни…

— Учеба должна быть интересной. Но и трудной. Наоборот, интересно — когда трудно, но ты смог трудности преодолеть. Мне кажется, что преодоление и есть самое интересное в образовании.

Другое дело, когда мы говорим о воспитании. Родители, которые сами выросли в совершенно другой технической среде, и не предполагают, что есть многие вещи, которым детей надо учить. Мама возмущается, что ее ребенок в 11 лет не умеет завязывать шнурки: я же завязывала! А у него прежде вся обувь была липучках.

Или мы с ребятами недавно ездили в поход на Алтай. В последний день я спрашиваю: расскажите, с чем вы уезжаете отсюда? Один мальчик говорит – я впервые налил себе борщ из кастрюли. Мальчик учится в музыкальной школе, играет на трех инструментах…

Родители должны стать ребенку другом, а не источником дополнительных трудностей Фото: Мария ЛЕНЦ

Родители должны стать ребенку другом, а не источником дополнительных трудностейФото: Мария ЛЕНЦ

3. Сформулируйте, почему вы решили завести ребенка

— Я часто задаю мамам, которые приходят на консультации, вопрос: зачем вы рожали ребенка? — Ну, как, это же очевидно. – Хорошо, сформулируйте. Оказывается: потому что все уже родили, а я еще нет. Потому что надо было удержать мужчину, чтобы сохранить семью. Потому что поздно было делать аборт… И люди понимают: что-то здесь не так.

В итоге мы приходим к ответу: я хотела реализоваться, как мать. Замечательно! Кто вам сказал, что вы можете реализоваться, как мать, только с отличником? Где написано, что, если отличник, то вы хорошая мать, а если троечник — то вы ехидна?

Мы ребенка взяли в долг. Нам дали счастье в долг, попользоваться какое-то время. И мы его должны, как порядочные люди, вернуть тому, у кого взяли. Подарить миру Вот счастье.

Ребенок — не твоя частная собственность, это человек, за которого ты несешь ответственность. Ты должен его научить, и ты должен выстроить отношения с ним…

Часто родители превращаются в коллекторов — я вот на тебя жизнь положил, я все деньги на тебя тратил, я тебе и английский, и драмкружок и кружок по фото, а ты, свинья неблагодарная такая выросла… Естественно, возникает вопрос — а я просил?

Понимание зачем вы завели ребенка поможет вам вырастить у вашего сына или дочери «крылья» за спиной.

4. Проводите больше времени со своим ребенком

— Как-то психолог опрашивал ребят и интересовался, как у них складываются отношения с мамами, — продолжает Марина. — У Лены мама работает топ-менеджером в Сбербанке, а у Леры мама продает помидоры на рынке. Понятно, в семье разный достаток. Но у Лены отношения с мамой не складываются, А Лера говорит: я хочу, чтобы моя мама все время работала продавцом. Потому что в восемь вечера она приходит домой. А у Лены мама приходит в десять вечера. У нее голова болит. И у нее не каждые пять минут по работе звонит телефон. И дочери она говорит: подожди, отстань, у меня завтра проверка.

Успешность — это когда ты можешь обеспечить себя всем, что тебе необходимо и чувствовать в этом себя уютно.

Приобщайте детей к работе по дому.

«Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – считает Джулия Литкотт-Хаймс из Стэнфордского университета.

Можно ли считать, что успешный человек – это тот, который может о себе позаботится? Наверняка.

5. Верьте в ребенка

В исследовательском Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе проанализировали данные 6600 детей, рождённых в 2001 году. И сделали вывод: ожидания родителей относительно будущего сына или дочери оказывают огромное влияние на их последующие достижения.

Только важно не давить – мол, у нас все поколения в семье врачи, значит и ты станешь врачом, а верить в то, что ваш ребенок выберет правильный путь. И показывать, что вы знаете, что он на этом пути достигнет многого.

В психологии есть эффект Пигмалиона: если вы ждете от человека высоких достижений, он постарается оправдать надежды.

Однако, если ребенок не смог соответствовать вашим достижениям – не разочаровывайтесь в нем, и тем более не показывайте этого. Он найдет другой путь. Главное, чтобы он не сломался, столкнувшись с первыми трудностями. И не впал в депрессию, потому что «не оправдал».

6. Создавайте хорошие отношения в семье

Это и понятно: дети, растущие в семьях, где постоянные скандалы и разборки, слишком много энергии тратят на то, чтобы успокоить противоборствующие стороны. Уважительное отношение – вот основа успеха. И, подчеркивают исследователи, не так важно в разводе родители или нет. Если они смогли и создав новые семьи остаться в дружеских отношениях, они остаются опорой своим детям.

— Крепкие отношения друг с другом, выстроенные в иерархии, когда родители и друзья ребенку, и наставники дают опору. А когда человеку есть на что опереться, он понимает — у него есть тыл, — подчеркивает Солотова.

7. Не гонитесь за показухой

Увы, часто для родителей успех ребенка – это способ самоутвердиться, показать себя выдающимся родителем в глазах соседей, знакомых, близких. Вот студентка выпрашивает отличную оценку, хотя уже устроилась на неплохую работу. — Зачем пятерка? – Мама хочет, чтобы я получила красный диплом.

— Такой подход к воспитанию, который – «ах, боже мой, что же станет говорить княгиня Мария Алексеевна» — ни разу не гарантия успешности. Кто-то из золотых медалистов пробился, а кто-то наоборот…, — напоминает Солотова. — Я не призываю бросить учебу и вообще перестать обращать на нее внимание. Но лучше организовать ее в пределах возможностей ребенка.

8. Обучайте математике и искусствам

— Изучение математики в ранней возрасте влияет не только на будущие достижения в точных науках, но и развивает чтение, логику, понимание текстов, — считает Грег Данкан из университета Калифорнии. – Это показывают исследование 35 тысяч дошкольников из США, Канады и Великобритании.

— Михаил Васильевич Ломоносов еще говорил: «Математику уже затем учить надо, что она мозги в порядок приводит».

Не менее важно развивать творческие навыки, возможность быть внутренне свободным. Эмоциональное образование – еще один ресурс развития, считает директор знаменитого Губернаторского Светленского лицея, что под Томском, Александр Сайбединов. В его школе учатся обычные поселковые ребята, а результаты у них высокие, потому что к любому уроку подходят творчески.

9. Показывайте правильный пример

Американский психолог Дайана Баумринд сформулировала четыре стилей воспитания, которые основываются на двух тактиках — чуткости и требовательности.

1. Авторитарный: высокая требовательность, низкая чуткость. Таких родителей дети скорее не любят, а боятся. Они вырастают тревожными, одинокими и несчастливыми. Хотя хорошо учатся в школе (бояться расстроить плохой оценкой).

2. Потворствующий: низкая требовательность, высокая чуткость. Такие родители по-настоящему любят детей, но не понимают, как их воспитывать. У таких пап и мам дети склонны «садиться взрослым» на голову и «ломаются», если сталкиваются со сложностями в жизни.

3. Пренебрегающий: низкая требовательность, низкая чуткость. Выросшие в такой семье не доверяют людям, плохо с ними коммуницируют. А потребность в любви выражают жестоким поведением.

4. Авторитетный: высокая требовательность и высокая чуткость. Вот такой стиль помогает детям стать успешными. Родителей уважают, любят, но при этом в семье есть правила, которые помогают и во взрослой жизни выстроить нужные отношения и дома, и на работе.

Лучший метод воспитания — показывать на своем примере, как правильно себя вести и как относится в людям. В том числе и маленьким.

Хорошие отношения в семье - залог успешного воспитания Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Хорошие отношения в семье — залог успешного воспитанияФото: Олег РУКАВИЦЫН

10. Не ругайте за неудачи

Современная школа не дает права на ошибку. Но ведь именно на ошибках, на понимании, как их избежать, и учится человек.

— Мы не создаем своим детям позитивный образ взрослого мира, взрослой жизни, — размышляет Марина. — Первый вопрос, который я задаю родителям на консультации, — что вы рассказываете дома о своей работе? Если вы приходите домой и говорите — ой, какой ужас, завтра на работу, ой, скорее бы отпуск, ой, начальник дурак… И мы транслируем — учись, ребеночек, хорошо, станешь таким же замученным и несчастным, как я.

У детей до определенного возраста буквальное восприятие того, что они слышат. Пример. Как-то учительница начальных классов заходит в учительскую и говорит — ну, что, филологи, скажите мне как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» и «у рыбов нет зубов»? Мы говорим — очевидно, что у рыб нет зубов. Она говорит — ну и дуры, у рыб есть зубы, сказали дети.

Проблемы в жизни есть, ошибки мы все совершаем. Но мы умеем проблемы преодолевать, а из ошибок делать выводы. Поэтому почему бы не сказать: сын, в этом месяце сложности материальные, надо заплатить ипотеку, давай покупку твоего телефона отложим. У мамы болит голова, давай сделаем так, чтобы было тихо, пойдем и приготовим ужин…

11. Учите самоконтролю и ответственности.

Нужно научить детей контролировать свои желания. И тогда она вырастут более здоровыми и уверенными в себе.

— Есть такое хорошее правило — вместо, вместе, сам. То есть, сначала мы делаем вместо ребенка, потом делаем вместе с ребенком, потом — сам. Как понять, когда он готов к самостоятельным поступкам? А он сам скажет об этом! – говорит Солотова. — Также, как, если ребенок задает вопрос, он уже готов к ответу. Если мы этого ответа ему не дадим, значит, он этот ответ найдет где-то в другом месте. Моей дочке было 11 лет, когда она решила заняться конным спортом. А ипподром находится по диагонали ровно из одного конца города в другой, с пересадкой. И я сначала категорически сказала «нет». И тут до меня доходит, а почему нет? Потому что у меня нет возможности ее возить? Мы проехали весь маршрут: вот на этой остановке сойти, вот сюда пересесть. Как ты себя поведешь, если проедешь остановку, если у тебя сел телефон. Конечно, я переживала каждый раз, когда она уезжала. Но я сегодня очень рада, что ребенок действительно самостоятелен настолько, что, если ей надо, она доберется куда угодно.

Нужно трансформировать фразу «я за тебя боюсь» в убеждение «я за тебя спокоен, потому что научил тебя всему самому необходимому».

12. Больше уделяйте времени детям.

В университете штата Делавер (США) несколько лет назад закончили продолжительное исследование успешности детей. За группой ребят ученые следили от трехлетнего возраста до 32 лет. Выяснилось: те, кто рожден в небогатых семьях, становились более успешными, если и по окончании школы поддерживали с родителями теплые, дружеские, доверительные отношения. Так, как было заведено еще в младенческом возрасте.

Такие люди знали, что они окружены заботой и могут рассчитывать на поддержку.

— В прошлом году я провела анкетирование подростков и их родителей. И в нем было вопрос: вопрос — чего не хватает тебе в жизни и чего не хватает твоему ребенку? – рассказывает Марина. – Так было все – от компьютера до телефона, но многие написали: времени, проведенного с родителями. А вот все родители были убеждены, что детям не хватает айфонов, собак и прочего. И никто не написал – заботы мамы и папы.

Как правильно настроить ребенка на первый класс :: Общество :: Дни.ру

Школа – большой и важный этап в жизни человека. Именно поэтому с приближением первого сентября родители будущих первоклассников всегда задаются вопросом, готов ли их ребенок к этому шагу?

Дело даже не в возрасте, а в уровне психологического, физиологического и интеллектуального развития. Можно ли подготовить ребенка к школе? Как помочь ему адаптироваться? Что делать, чтобы учеба приносила радость и удовольствие? Об этом «Дни.ру» рассказала методист, педагог Wunderpark International School Елена Судьина.

Как правильно заниматься с дошкольником

Не стоит требовать от ребенка глубоких знаний и тем более нет необходимости начинать спешно учить его читать или считать. Это приведет к стрессам и может отбить желание учиться еще до того, как он придет в школу. Так что позвольте ему набраться сил и отдохнуть в последние недели лета.

Если же вы решили заниматься дополнительно, организуйте занятия в увлекательной и доступной форме. Дозируйте информацию, не перегружайте малыша, старайтесь, чтобы каждый урок заканчивался на самом интересном месте, и ребенок с нетерпением ждал продолжения. Такой подход стимулирует желание учиться и узнавать новое, формирует любознательность, помогает увлечься процессом получения знаний.

Фото: Dr. Wilfried Bahnm?ller/imageBROKER.com/www.globallookpress.com

Занимайтесь в хорошем настроении: очень важно, чтобы и вы, и ребенок были «в духе». Лучше всего заранее определить, в какое время дня малыш наиболее активен. Это может быть как утро, так и вечер – у каждого человека свои биоритмы, и нужно найти то время, когда именно ваш ребенок наиболее работоспособен. Это и будет самый удачный период для занятий.

Не допускайте, чтобы дошкольник переутомлялся. Для шестилетнего ребенка оптимальная продолжительность занятия — 25-30 минут, после чего усидчивость падает. Даже если он увлеченно занимается, нужно сделать перерыв, прогуляться или поиграть в подвижную игру. При занятиях счетом или письмом «переменки» должны быть еще чаще – каждые 10 минут. Можно размять пальчики, попрыгать, сделать зарядку или устроить музыкальную физкультминутку.

При организации рабочего места для занятий важно убрать все отвлекающие и раздражающие предметы, воспитать в ребенке привычку содержать стол в порядке. Это очень поможет ему в школьные годы, когда придется самостоятельно выполнять домашние задания. Заведите правило перед каждым «уроком» готовить рабочее место, а по окончании занятий убирать его.

Готовьте ребенка к школьной дисциплине мягко и аккуратно. Не ругайте его, если во время математики или письма он вдруг захочет рассказать историю или помечтать. Поговорите с ним об этом, а затем плавно вернитесь к работе.

Фото: Jens Honore/moodboard/www.globallookpress.com

Не забывайте хвалить малыша за его достижения. Похвала родителей – важный стимул в учебе, она способна поощрить и развить желание учиться. Искренняя радость по поводу успехов ребенка укрепляет его веру в себя, повышает самооценку, помогает развиваться. Ведь чтобы добиться результатов, он много трудился, проявлял упорство и настойчивость. Старайтесь помнить об этом и всегда радуйтесь победам вместе.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Новый социальный статус, осознание себя учеником и школьником – это большое испытание для малыша. Самыми сложными будут первые месяцы обучения, когда ему придется привыкать абсолютно ко всему новому: окружению, правилам, распорядку дня. Чтобы облегчить адаптацию, родители могут сделать следующее:

Позаботиться о режиме дня

Во время учебы ребенок будет вставать в определенное время, и если обычно он поднимается позже, могут возникнуть сложности. Поэтому родителям стоит заранее приучить дошкольника рано просыпаться. Чтобы процесс не доставил дискомфорта, достаточно начать будить малыша всего на 10 минут раньше, а затем немного раньше укладывать его спать. Постепенно он начнет просыпаться в нужное время, и это войдет в привычку.

Поддержать иммунитет

В новом коллективе иммунитет ребенка подвергнется серьезным испытаниям. А кроме этого, добавится стресс от непривычного уровня нагрузки. Чтобы адаптация прошла легче и быстрее, начните укреплять иммунитет заранее: больше гуляйте на свежем воздухе, занимайтесь спортом. Можно проконсультироваться с педиатром и подобрать другие, не менее эффективные способы поддержать и укрепить здоровье.

Успехи и достижения в учебе – это результат работы не только самого ребенка, но и его родителей. Помогайте ему, поддерживайте, напоминайте, как сильно вы верите в его способности и таланты, и создавайте возможности их развивать. И тогда школьное обучение обязательно даст прекрасные результаты!

Курс молодого родителя: как воспитать счастливого ребенка :: РБК Тренды

Фото: Unsplash

Фото: Unsplash

Родительские курсы могут навредить, если вы не самоэффективный родитель. Эксперты ВШЭ рассказали, почему мамы и папы идут учиться, что означают книги в семье и как выбрать родительские курсы, которые пойдут на пользу

Материал подготовлен в коллаборации с IQ.HSE.RU.

Катерина Поливанова и ее коллеги из центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ опросили более 2 тыс. родителей с детьми в возрасте 1—12 лет в 2016 году. Около 10% опрошенных живут в Москве, 15% — в других городах-миллионниках, а оставшиеся 75% — в средних и малых городах. Результаты представили в проекте «Современное родительство».

Почему родители идут учиться

На хороших курсах для родителей не только дают знания, но и работают с личностью. Матери и отцы учатся самостоятельно принимать решения и ориентироваться в проблемах. В идеале им нужно прийти к «родительской самоэффективности» — ощутить себя уверенными и компетентными воспитателями, отмечают исследователи. Такие родители лучше воспитывают детей. Например, решают проблемы, а не кричат на ребенка.

По данным исследования, больше половины родителей хотят посещать занятия по воспитанию и развитию ребенка. Среди них 64% матерей и 45% отцов. При этом 36% опрошенных мам 11% пап уже посещали занятия для родителей.

Обычно родители идут учиться, чтобы:

  • узнать больше о воспитании;

  • получить разные варианты решения проблем и задач, связанных с ребенком;

  • под воздействием родительского сообщества или «тусовки заинтересованных».

Какие родители ходят на занятия

Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.

Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:

  • Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.

  • Норм развития. Психологическое развитие ребенка. Ситуации, в которых стоит обратиться к специалисту.

  • Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.

  • Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.

  • Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.

Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.

Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.

Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.

Лекция Людмилы Петрановской о том, почему дети уходят в гаджеты и как с этим быть

При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.

Мифы о родительстве

Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.

  • Так правильно

Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.

Что делать. Не верьте экспертам на слово. Спрашивайте, на чем основано их «правильно», ищите ссылки на оригинальные исследования. Эксперты могут неправильно их перевести или трактовать, поэтому учитесь разбираться в научных публикациях и проверять факты. Помните, что результаты исследований нельзя проецировать на всех людей и спокойнее относитесь к мнениям экспертов.

  • Это ненормально

У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.

В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.

Выступление доктора наук и Директор Института Неформального образования INO.педагогики Димы Зицера о свободе от воспитания

Что делать. Если вы ловите себя на мысли «нет, это ненормально», остановитесь и посмотрите на нее критически. Подумайте, откуда в вашей голове появилось понятие нормы. Пообщайтесь с другими родителями, узнайте, что они думают об этом. Каждый родитель хочет воспитать идеального ребенка, поэтому проблемы могут быть надуманными и преувеличенными.

  • Я плохой родитель

На матерей и отцов постоянно давят нормы «хорошего родителя», но исследователи не могут назвать одну модель воспитания лучше другой. Нельзя выбрать действия, которые гарантированно сделают ребенка успешным, счастливым через 20—30 лет. Никто не знает, что нормально и как правильно.

Что делать. Мир меняется, дети и поколения меняются, практики родительства меняются. Не нужно идти на курсы, если вы считаете себя «неправильным» родителем. Следует учиться, чтобы решить конкретную существующую проблему.

Как научиться родительству

Выбирайте обучающие программы, на которых преподаватели помогают самостоятельно решать проблемы, а не рассказывают «как правильно». Такое обучение не вгоняет в чувство вины и беспомощности, повышает вашу родительскую самоэффективность. Учиться всему и сразу не нужно. Старайтесь стать самоэффективным родителем:

  1. Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?

  2. Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.

  3. Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.

  4. Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.

  5. Относитесь спокойно к неизвестности, научитесь справляться с неопределенностью.

Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.

Родителям важно «невмешательство» — отсутствие критики, оспаривания решений и сомнений других людей. При этом многие родители не могут отказаться от помощи: не с кем оставить ребенка, накормить, отвести в школу. Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка. Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода.

Как выбрать родительские курсы

  1. «Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
  2. Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
  3. Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
  4. Выберите курс. Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи.

Что почитать о воспитании успешных детей в будущем


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

советы психолога — Мария Кравчук

Когда в семье появляются дети, другие вопросы и занятия отходят на второй план. Главная боль молодой семьи – воспитание малыша. Родители стремятся понять, что нужно делать, чтобы он вырос уравновешенным и умным. Одни пары обращаются за помощью к семейному психологу, другие посещают специальные курсы или читают соответствующую литературу. Для этой статьи старательно собирались принципы грамотного воспитания и советы психологов с мировым именем.

Как воспитать ребенка

Правила, которыми должны руководствоваться абсолютно все мамы и папы, чтобы достичь гармонии в общении с ребенком.

Единственно правильного ответа нет. Это связано с влиянием внешних окружающих факторов. Есть 6 моментов, которые указывают на то, что воспитательный процесс идет в верном направлении:

  • Постоянный контакт с малышом. Психология ребенка – тонкое понятие. Чтобы работать с ней правильно, взрослые и дети всегда должны контактировать. Без обид и отговорок.
  • Отсутствие негатива в отношениях. Строго запретите себе бить ребенка. Негатив не должен быть типичным в семье, это может быть только вынужденная и крайне редкая мера.
  • Не забывайте хвалить. Похвала обязательна, даже если дочь или сын только начали проявлять склонности к творчеству, логике, спорту или другим формам активности.
  • Экспериментируйте, причем не только в методиках воспитания, но и в обычных повседневных делах. Пробуйте открывать новые горизонты всей семьей.
  • Позволяйте детям ошибаться и по возможности делайте так, чтобы над ошибками они работали самостоятельно.
  • Давайте свободу. Старайтесь воспитывать детей так, будто они уже взрослые, сформировавшиеся личности. Позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно.

Бесплатный онлайн курс - Тревожность - mkravchuk.com

Дети не должны знать, что такое ругань и угрозы. Такие негативные моменты хорошо откладываются в памяти и всплывают уже в осознанном возрасте.

Воспитание – это работа не только над детьми. Придется учиться слышать себя и постоянно взаимодействовать с окружающими факторами. Кстати, одна из самых актуальных тем у молодых мам и пап при работе с психологом – это способы защиты малыша от внешнего влияния. Здесь важно заложить правильные установки еще с первых дней жизни.
40 волшебных правил воспитания детей

Как воспитать спокойного ребенка с рождения

Есть 5 правил, которым нужно следовать, если вы хотите понимать, как воспитывать ребенка с рождения:

    1. Сформулируйте систему ценностей. В нее нужно включить все, что важно для всех членов семьи. На этом этапе придется подумать о вещах, которые формируют вас и, вероятно, будут оказывать столь же большое влияние на малыша. Для кого-то главная ценность – личное пространство, для других – материальные вещи. Учитывайте все вплоть до продуктов питания. Если ребенок отказывается есть – это нормально. Не нужно принуждать кушать с фразой вроде: «Пока не поешь, из-за стола не встанешь». На фоне такого отношения в сознательном возрасте вполне может развиться расстройство пищевого поведения (РПП). Когда пренебрежение определенными вещами задевает вас или ребенка, нужно проговаривать это вслух. Именно говорить, а не внимать в вину.
    2. Определите личные границы и помогите малышу очертить его границы. О воспитании детей можно говорить часами и даже сутками. Вот только в этом нет смысла, если каждый из родителей и их малыш – это не самостоятельные личности. Простой пример: ребенок 3-5 лет тянется к смартфону мамы. Та начинает ругаться и требовать вернуть вещь на место. Естественно, малыш взбунтуется. Если вы вовремя объясните, где «ваше», а где «его», ситуация решится коротким диалогом: «– Солнышко, ты же знаешь, что это мамин смартфон. – Да, знаю. – Тогда положи его и возьми свои игрушки». На этой позитивной ноте проблема решится сама собой и ребенок отправится за игрушечным телефоном или любимым конструктором.
    3. Умейте сказать «нет». Это особенно важный момент, когда сыну или дочери уже исполнилось 4-6 лет. Психология ребенка 6 лет часто устроена таким образом, что он старательно вызывает родителей на конфликт. Если после первого отказа малыш продолжает настаивать на своем, родители, особенно мамы, часто сдают позиции. В итоге ребенок начинает чувствовать свою власть и вседозволенность. Умейте настоять на своем. Причем делайте это без криков. Находите понятные аргументы и объясняйте, почему решение не может оспариваться.
    4. Защищайте взгляды, ценности, мнение и принципы ребенка перед другими. Он должен чувствовать поддержку со стороны семьи. Даже если взгляды малыша вам непонятны, а иногда и вовсе кажутся неуместными, высказывать это при посторонних не нужно.

Основы воспитания ребенка

  1. Дети есть дети, нарушения чужих границ не избежать. Нужно заранее обсудить, что вы будете делать в случае выхода за намеченные пределы. Частая ситуация: желание играться не своей игрушкой. Если вы наблюдаете такую склонность за своим ребенком, договоритесь, что сначала он будет спрашивать разрешения взять чужую вещь у ее владельца. Компромисс можно найти всегда.

Психология воспитания ребенка предполагает неустанную работу над ошибками. Работать должны обе стороны – и малыши, и их родители. Люди ошибаются и это нормально. Позволяйте ребенку совершать ошибки, думать над ними, делать выводы и исправлять.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество. Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах.
Ребенка воспитывает тот, кого ребенок слушает.

Метод игры

Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.

Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:

  • Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
  • Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
  • Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
  • Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
  • Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.

Чтобы вырастить ребенка счастливым

Метод вовлечения

Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.

В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».

Метод переключения внимания

Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания. Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.
Хотите, чтобы дети были счастливы?

Метод объяснения

Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.

Метод естественных образцов

Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.
Воспитание ребенка начинается еще до зачатия, когда мать сознательно готовится к беременности
Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Мария Монтессори – врач и педагог, родом из Италии. Ее педагогическая система известна во всем мире и по-прежнему актуальна. За время своей работы она составила 40 принципов, следуя которым, дети будут расти умными, уверенными в собственных силах и спокойными. Если хотите понять, как воспитывать ребенка, познакомьтесь с этими принципами и постарайтесь следовать им:

      1. Каждый родитель – это первый и самый главный учитель.
      2. Не пытайтесь направлять детей, следуйте за ними. Когда вы находите достаточно времени на ребенка, он многое рассказывает о личных интересах и нуждах.
      3. Дети учатся у жизни. Не мешайте им ошибаться и набираться опыта.
      4. Не стыдите малыша. Стыд учит только одному – неуверенности, которая к тому же провоцирует срывы на окружающих.
      5. Пойте и включайте музыку младенцам. Психология воспитания детей от года включает терапию музыкой. Колыбельные и другие легкие мелодии успокаивают и становятся основной для дальнейшего музыкального образования.
      6. Не защищайте малыша от окружающего мира слишком тщательно. Чтобы он вырос эмоционально устойчивым, уважайте и поддерживайте его.
      7. Позволяйте ребенку трудиться. Дети с ранних лет стремятся ко взрослому миру. Не обрывайте это стремление, способствуйте желанию трудиться, пусть и в разумных пределах.
      8. Учите малыша самостоятельности. Не мешайте ему самому решать задачи, которые кажутся вам сложными. Поддерживайте и помогайте, это придаст ребенку уверенности в собственных силах.
      9. Объясняйте, что у каждой вещи есть место и показывайте его. Только так придет понимание порядка и способность к его поддержанию.
      10. Не выбрасывайте сломанные игрушки. Чините их, причем вместе с малышом. Это поможет осознавать ценность материальных предметов.
      11. Не ругайте за сломанные вещи, даже если предмет испортили нарочно. Покажите, как пользоваться вещью правильно, спокойно объясните, почему намеренно ломать вещи неприемлемо.
      12. Если вы видите, что какой-то предмет вот-вот будет сломан, позвольте этому произойти. Тогда вы получите шанс объяснить, как правильно обращаться с ним, а разговор при этом отложится в памяти.
      13. Ошибки – лучший способ понять, как правильно действовать и решать возникшие проблемы.
      14. С ранних лет учите ребенка самостоятельно заботиться о себе – умываться, чистить зубы, мыть руки и т.д.
      15. Дети и воспитание – это ежедневный труд. Проявляйте терпение и толерантность. Малыши не понимают, как устроен мир и не знают, как справляться со «взрослыми» задачами. Если вам кажется, что проще сделать самому, чем объяснить – вы сбились с пути. Обучайте ребенка шаг за шагом, чтобы он комфортно чувствовал себя во взрослой жизни.
      16. Малыши хорошо реагируют на безусловную любовь, поэтому забудьте о наказаниях, жесткой дисциплине и правилах. Исключите негатив в любой его форме. Это не значит, что нужно позволять детям абсолютно все. Просто вместо жесткого наказания за проступок, лучше с любовью и энтузиазмом объяснить, почему он неправильный.
      17. Ребенок – это уже личность. Все слова, действия, картинки, запахи и звуки врезаются в память этой личности на глубинном уровне. Осознанно подходите к действиям, которые касаются детей или происходят в непосредственной от них близости.
      18. Проведите первые несколько часов после рождения малыша вместе с ним. Это касается и матери, и отца. Первые часы жизни – сензитивный период, во время которого формируется глубинная связь с родителями.
      19. Проявляйте нежность, дети ее любят. Если вы видите, что ребенок на грани истерики – не кричите. Нежно обнимите малыша, покачайте, расскажите ритмичный стих или спойте красивую песню.
      20. Наполните квартиру детской мебелью и аксессуарами. Ребенок с малых лет должен ощущать принадлежность к дому. Личные вещи помогут выработать связь.

    Принципы и правила семейного воспитания

    1. Мы привыкли к тому, что дети вносят в обычную домашнюю жизнь нотки хаоса. На самом деле у маленьких детей сильно развита потребность в порядке. Просто нужно организовать пространство в комнатах так, чтобы им было легко поддерживать чистоту.
    2. Дети часто чего-то пугаются, могут чувствовать себя одиноко или резко начинают скучать. Это нормально. Психология воспитания в таких случаях заключается в том, что вы должны послушать малыша. Например, если ему приснился кошмар – попросите рассказать. Это поможет в дальнейшей борьбе со страхами.
    3. Чтобы ребенок осознанно реагировал на слова взрослого, он должен расти в атмосфере любви и уважения. Дети копируют взрослые модели поведения. Показывайте примеры вежливого общения.
    4. Каждый родитель – это нравственный учитель. Задайтесь целью раскрыть перед малышом моральные ценности, как можно раньше, и научите его следовать главным моральным принципам. Таким образом развивается самоуважение и уважение к окружающим.
    5. Ошибки – это нормально, но стабильно ждать, пока они случатся, не нужно. Если вы видите, что ребенок свернул с верной дороги, осторожно подскажите ему путь.
    6. Позвольте малышу быть собой. Когда вы закладываете ожидания – дети это чувствуют. Если у них не получается оправдать эти ожидания, они испытывают внутренние страдания. Часто состояние несчастья выносится и во взрослую жизнь.
    7. Всегда помните, что вы старше и мудрее. В момент истерики не поддавайтесь на провокации. Решайте конфликт миром. Не идите на уступки, но ищите компромисс.
    8. Дисциплина и наказание – противоположные понятие. Синонимом к слову «дисциплина» должно стать слово «обучение».
    9. Если вы вводите какие-то правила, будьте готовы к тому, что дети попытаются проверить их строгость. Таким образом ребенок постарается проявить чувства, которые не может объяснить. Грамотная реакция на нарушение правил научит справляться с эмоциями.
    10. Исключите из жизни риторические вопросы. Не нужно спрашивать что-то вроде: «Сколько раз я должен/должна это повторить?» Это откровенно глупый вопрос, на который можно ответить разве что: «Я не знаю».
    11. Наделите ребенка независимостью и ответственностью в разумных количествах. Это избавит от пустого упрямства и юношеского максимализма в период взросления.
    12. Добавляйте в игры поучительные моменты. Пускай хорошие манеры станут элементом игры. Так гораздо проще будет привить вежливость и уважение к окружающему миру.
    13. Смотрите на мир детскими глазами. Дети удивляются и радуются практически каждой мелочи. Постарайтесь перенять этот принцип. Тогда вам проще будет выстроить комфортные отношения.
    14. Подстраивайтесь под детский ритм жизни. Восприятие времени у ребенка замедленно. Позволяйте и себе иногда сделать паузу.
    15. Дети хотят познавать мир, но они должны делать это не только через ваши рассказы. Малышам интереснее, когда они делают определенные вещи, а не только слушают про них.
    16. Регулярно гуляйте на природе. Никакая книга, фильм на канале National Geographic или познавательный ролик на YouTube не доставят той пользы и радости, какую может дать живое «общение» с природой.

По возможности путешествуйте. Это научит толерантности к разным расам и культурам.

  • Дом – это не только крепость, но и лучшее место для экспериментов. Позволяйте проводить «научные исследования» на кухне или «стратегические важные эксперименты» в саду. Это поможет понять, как устроен мир.
  • Способность к обучению и усвоению новой информации прямо зависит от чувства собственной значимости.
  • Самые важные годы для последующего становления – это первые шесть лет жизни.

 

Изучайте и применяйте советы психологов по воспитанию детей, но не забывайте прислушиваться к внутреннему голосу. Встретимся на прямых эфирах по психологии.

Вам также может быть интересно

Что такое права ребенка? | LearnEnglish Kids

JACK: Я приземляюсь на Марс. Weehee! Pew-Pew-Pew-Pew-Pew! Я собираюсь вторгаться, и вы не можете остановить меня.

RUBY: Привет! Это мой брат Джек? Или роботы снова завладели?

ДЖЕК: Руби, я собираюсь сжать тебя своим усадочным лучом.

RUBY: Вы не можете этого сделать. Это против моих прав.

Джек: Верно? Что если я использую левую руку?

RUBY: Нет, нет, Джек.Права не касаются правой или левой руки. Мы узнали об этом сегодня в школе. Права — это вещи, которые нужны людям для полноценной жизни.

JACK: Вы имеете в виду «полный», как после того, как вы съели слишком много торта ко дню рождения?

RUBY: Нет, глупо. Полная жизнь означает возможность быть счастливым и здоровым. Например, есть здоровую пищу, не пить воду с отвратительным вкусом.

JACK: Зачем вам пить воду с грязными вещами?

RUBY: В некоторых местах трудно найти чистую воду.И если вы пьете грязную воду, это может вызвать у вас тошноту. И, если вы не можете пойти к врачу, вы можете умереть.

JACK: Эй, это не честно!

RUBY: Точно! Каждый ребенок в мире имеет право жить безопасной, здоровой жизнью, независимо от того, кем он является, где он растет, во что он верит или что-то в этом роде.

JACK: Ты имеешь в виду, что ты веришь в роботов?

RUBY: Ну, я не знаю о роботах.Убеждения отличаются от воображаемых игр. Ты знаешь моего друга Чарли? Его семья верит в то, что называется Dreamtime.

Джек: Время мечтать? Хм. Ты имеешь в виду, когда ты идешь спать?

RUBY: Нет, глупо. Dreamtime — это их представления о земле и о том, как она была создана. Семья Чарли имеет право верить в это. И мы должны уважать убеждения других людей.

Джек: Включает ли уважение дразнить? Потому что иногда другие дети дразнят меня из-за моего костюма робота.

RUBY: Да, дразнить не добра. И дети имеют право на защиту и справедливое обращение.

JACK: Так что вы не можете дразнить меня, если я верю, что гигантский робот защищает меня?

RUBY: Ну, наши права также защищены нашими родителями и правительством, вы знаете.

JACK: Звучит не так круто.

RUBY: Это действительно круто! Все правительства мира заключили специальное соглашение о защите детей.И они все записали. Это называется Конвенция о правах ребенка.

Джек: Что, что?

RUBY: Конвенция о правах ребенка. Конвенция как обещание. Это хорошо. Это значит, что взрослые должны быть здоровы, играть и ходить в школу.

Джек: Хм. Идти в школу? А? [музыка] Мне кажется, мне нравится звучание этих прав. И сейчас я собираюсь использовать свое право на игру! Тыщ тыщ тыщ!

RUBY: Arrgh!

KidsRights Index — Фонд Детских прав

KidsRights Index — инициатива Фонда KidsRights в сотрудничестве с Роттердамским университетом Эразма: Школой экономики Эразма и Международным институтом социальных исследований. Он включает в себя рейтинг всех стран-членов ООН, которые ратифицировали Конвенцию ООН о правах ребенка и по которым имеется достаточно данных, всего 182 страны.

В Индексе KidsRights 2020 Исландия занимает первое место как страна, где права детей гарантированы наилучшим образом, за ней следуют Швейцария и Финляндия.Страны получают оценки по пяти направлениям, включая «образование», «защита» и «благоприятную среду для прав ребенка». Результаты в последней категории основаны на Заключительных замечаниях, принятых Комитетом ООН по правам ребенка (КПР). Чад, Афганистан и Сьерра-Леоне находятся в нижней части индекса 2020 года. Существуют также серьезные опасения по поводу последствий постоянной нестабильности в таких странах, как Сирия и Венесуэла, в отношении благополучия детей. То, что Сирия предприняла попытку предстать перед КПР, тем не менее, примечательно.Подробнее о выпуске KidsRights Index 2020 читайте в пресс-релизе, ссылки на который приведены ниже.

KidsRights Index существует из 5 доменов:

  1. Право на жизнь
  2. Право на здоровье
  3. Право на образование
  4. Право на защиту
  5. Благоприятная среда для защиты прав ребенка

Общий балл страны по индексу KidsRights был рассчитан как среднее геометрическое из баллов пяти доменов. Каждый домен имеет одинаковый вес.Баллы за каждый домен рассчитываются как среднее значение показателей. Чтобы просмотреть оценку для каждого домена в каждой стране, посетите таблицу ниже.

Индекс представляет собой список стран с ранжированием, с цветовой кодировкой, указывающей соответствующие группы ранжирования. Существует пять различных кластеров, которые показывают более или менее похожий уровень производительности, поскольку каждый кластер относится к странам, для которых оценки принадлежат к одному и тому же распределению. Таким образом, внутри кластера оценки стран более сходны, чем по кластерам.Кластеры выражены в цветных картах мира. Для получения дополнительной информации посетите методологию или FAQ.

Пожалуйста, просмотрите карту выше или таблицу ниже, чтобы увидеть оценки для каждой страны.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *