Поучительная речь отца – Поучительная притча об отношении к родителям — Ицхак Пинтосевич

Поучительная притча об отношении к родителям — Ицхак Пинтосевич

Дальше Царь Соломон говорит в 4 отрывке:

И запрутся двери на улицу, когда замолкнет звук жерновов; и встанет по голосу птицы, и притихнут все дочери пения.

Когда выпадают зубы, то у человека закрываются губы. И об этом метафорично он говорит «запрутся двери на улицу».

«И встанут по голосу птицы» – известно, что когда человек много кушает, ему хочется спать. А когда у него зубы выпали, и он не может много кушать в старости, он голодный и просыпается от любого звука. И даже голос птицы его будет будить.

«И притихнут все дочери пения» – у него станет в старости тихий голос. Царь Соломон прямо пугает, но ничего не сделаешь, это путь всего живого. В начале ты растешь, а потом увядаешь. Он просто об этом напоминает.

Если ты не заложишь в дни молодости фундамент духовности, добрых дел, отношений с людьми и даже с детьми, то в старости уже это не сделаешь.

Есть многие родители, которые молодость проводят эгоистично. Есть такие эгоисты, которые вообще не хотят детей. Например, движение Childfree, которые говорят, что хотят жить без детей, для себя.

Хорошо, живи для себя. Потом наступит старость, и кто тебе принесет стакан воды?

Есть люди, которые своих детей не воспитывают, бросают на самотек. Потом они становятся старые, а дети не привыкли к ним.


Притча

Есть такая притча старинная, когда жил один человек и у него был старый отец. Он к этому старому отцу плохо относился и вообще выгнал его на улицу.

Сидит старый отец и собирает милостыню на улице в Багдаде. И тут идет внук, сын его сына, который выгнал его на улицу. И он внуку говорит: «Внук, пойди к своему папе, моему сыну, и скажи, пусть мне даст теплую одежду, потому что холодно, и я мерзну».

Приходит внук домой и говорит: «Там твой отец сидит на улице, просит милостыню и чтобы ты ему прислал теплую одежду».

Этот ему говорит: «Залезь на чердак, там есть старое одеяло, отнеси ему».

Сын маленький залез на чердак, его нет и нет. Слазит с чердака, а его отец говорит: «Чего ты так долго на чердаке сидел, не мог одеяло найти?»

Сын говорит: «Нет, сразу нашел, оно в углу валялось».

«А почему тогда так долго там сидел»? Он говорит: «Так я же его пополам резал».

Отец говорит: «А зачем ты его пополам резал»?

Сын отвечает: «Сейчас я половину отнесу дедушке, а когда ты старый станешь, я же тебя тоже выгоню, так вторую половину я тебе приготовил».

Отец сел и подумал: вот это да, вот это история. Потом встал, побежал и взял своего отца домой, начал давать сыну пример, как нужно относиться к папе.

Один из главных уроков Коэлета — все в этом мире возвращается. И добро, и зло.

Читайте по теме:

vaikra.com

Отрывки из трактата «Авот» — «Поучения отцов» — читать онлайн | Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике

Глава первая

Мишна пятая. Йосей бен-Йоханан Иерусалимский учил: «Да будет дом твой открыт настежь; пусть бедные будут у тебя как домочадцы; не умножай разговоров с женой, даже с собственной, а с чужойтем более». Поэтому говаривали мудрецы: «Много болтающий с женщинами причиняет себе вред, отвлекается от Торы; конец егов аду».

Да будет дом твой открыт настежь… Мы не можем полностью уничтожить зло и страдание, существующие в мире, но в наших силах облегчить судьбу страждущих. Не закрывайте двери перед бедняками, пусть дом ваш служит не только вашей семье. Относитесь к гостям как к вашим родным.

Не умножай разговоров с женой… Талмуд во многих местах призывает мужчину уважать жену и прислушиваться к ее мнению. Что же имели в виду мудрецы, предупреждая о порочности разговоров с женой? Обратите внимание на то, что это изречение следует сразу же за сентенцией о гостеприимстве. Ведь обязанность заботиться о гостях лежит в основном на хозяйке дома. Болтовня может помешать женщине исполнить заповедь. Уважающий свою жену не станет тратить ее время на ненужные разговоры. Другое дело — важные вопросы. Тут советоваться с женой необходимо.

Даже с собственной, а с чужойтем более. Болтовня ведет к греху, ибо угрожает моральной чистоте. Здесь Талмуд имеет в виду вообще всякую болтовню о женщинах. Любые пустые разговоры могут довести до греха, даже если они не выходят за стены собственного дома.

Мишна шестнадцатая. Рабан Гамлиэль говорил: «Найдешь себе наставникаизбегнешь сомнений…»

Имеется в виду учитель Закона Божьего, который в состоянии ответить на серьезные вопросы. Тот, кто не позаботится о таком учителе, будет всегда во всем сомневаться.

Мишна семнадцатая. Сын его [рабана Гамлиэля] Шимон говаривал: «Я рос среди мудрецов и не нашел ничего лучшего для здоровья нежели молчание. Главное не толкование, а дело. Многословие ведет к греху».

Именно от мудрецов р.Шимон бен-Гамлиэль перенял уважение к слову. Но для здоровья полезней молчание. И хотя о нуждах тела следует заботиться, говорить об этом много не стоит. Нет ничего отвратительнее болтовни о телесных наслаждениях.

Но и возвышенные разговоры — не главное. Важнее всего дело, исполнение заповедей. Многословие, в чем бы оно ни проявлялось, — всегда недостаток. Выражать мысли надо коротко и точно. Каждое лишнее слово искажает идею и приводит к ошибкам. Но хуже всего — пустопорожняя болтовня. Часто человеку приходится дорого платить за то, что он сказал невзначай. Единственное утешение, что неосторожное слово вылетело в пылу спора.

Мишна восемнадцатая. Рабан Шимон бен-Гамлиэль учил: «На трех основаниях стоит мир: на правосудии, истине и мире, как сказано: “Судом истины, справедливости и мира судите во вратах ваших”».

Если люди забудут истину, общество не сможет существовать. Все станут лгать друг другу, недоверие посеет неразбериху и вызовет панику. Если исчезнет правосудие, эгоизм возьмет верх над моралью. Восторжествует грубая сила. Каждый захочет делать то, что ему заблагорассудится. Никто не будет защищен от насилия. Если пропадет стремление к миру, наступит хаос. А ведь нет ничего важнее мира, и ради него можно поступиться всем, кроме Божьей истины.

Итак, если люди откажутся от этих трех основополагающих принципов, человеку не останется места на земле. Мир перестанет существовать.

Глава третья

Мишна седьмая. Раби Элазар из Бартоты говорил: «Дай Ему принадлежащее Ему, ибо ты и все

твоеЕго». Ведь сказано царем Давидом: «Все от Тебя, из Твоей руки даем мы Тебе». Раби Шимон говорил: «О том, кто идет по дороге, размышляя о Торе, и вдруг прерывает свои размышления, воскликнув “Как прекрасно это дерево, как красива нива”, сказано в Писании, что он подвергает свою душу опасности».

…Ибо ты и все твоеЕго. Человек всегда должен это осознавать. Всего себя, духовно и телесно, человек обязан посвятить Б-гу. Нельзя забывать, что мы не в состоянии дать Всевышнему ничего, ибо Он в нашей помощи не нуждается. Но человек может исполнять Божью волю. И только для этого Господь дал человеку силы и средства.

Раби Шимон говорил… Человек формирует свой духовный мир, изучая Тору. Связь с Б-гом придает душе гармонию. На земле нет ничего прекраснее этого. Великолепие природы бледнеет перед духовной красотой. Если же человек, погруженный в Тору, может отвлечься и обратить внимание на красоту земную, это говорит о чрезвычайной бедности его души. Такой человек как будто уже умер, ибо высшим духовным ценностям он предпочел бренную земную красоту.

Глава пятая

Мишна первая. Десятью повелениями был создан мир. Что из этого следует? Разве он не мог быть создан одним повелением? Так сделано для того, чтобы взыскать с нечестивых, губящих мир, созданный десятью повелениями, и наградить праведников, поддерживающих существование мира, созданного десятью повелениями

.

Если бы Всевышний создал весь мир одним повелением, то все творения, появившись бы одновременно, стояли бы на одной ступени. Тогда и человек ничем бы не выделялся среди всего сотворенного. Но поскольку мир создан десятью повелениями, каждое новое порождение отличалось от предыдущего и превосходило его. Все сотворенное составляет пирамиду Творения, и на вершине ее — человек. Он — конечная цель Творения. С его появлением мир достиг совершенства. И поскольку человек стоит на вершине Творения, он зависит от всего созданного прежде. С другой стороны, все создания зависят от человека. Поэтому если человек идет путем, предначертанным Б-гом, все сотворенное поднимается вместе с ним на более высокую духовную ступень. И даже если человек исполняет самую, как он считает, маленькую заповедь, он вносит свою лепту в духовное совершенствование мира. Тот же, кто отмежевывается от своей духовной миссии, способствует разрушению мира, ибо уничтожение самой малой частицы единого целого приближает его конец.

Мишна вторая. Десять поколений прошло от Адама до Ноаха (Ноя), ибо велико долготерпение Всевышнего. Ведь все эти поколения гневили Его непрестанно, и лишь на последнее навел Он воды потопа. Десять поколений прошло от Ноаха до Авраама, ибо велико долготерпение Б-га. Ведь все эти поколения гневили Его непрестанно, но явился Авраам и получил награду за всех

.

Долготерпение Б-га велико. Он не устает ждать, чтобы люди раскаялись. В каждом поколении от Ноаха до Авраама были свои мудрецы и праведники, но только Авраам пытался наставлять всех на путь истинный. Поэтому только он был избран Всевышним как праотец Божьего народа.

Мишна четвертая. Десять чудес совершены были для праотцев наших в Египте и десятьна море. Десятью казнями поразил Всевышний египтян на суше и десятьюна море.

О десяти казнях, которыми поразил Всевышний египтян на Красном море, Тора подробно не говорит. Главное чудо заключалось в том, что евреев ни одно бедствие не коснулось, хотя они жили среди египтян.

Мишна шестая. Десять творений было создано накануне субботы в сумерки: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, манна, посох, шамир, письменность, письмена и скрижали. И еще говорят: злые духи, гробница Моше, овен для Авраама, праотца нашего. Некоторые добавляют: и первые клещи для изготовления других клещей.

Уста земли разверзлись и поглотили Кораха и его сообщников (Бемидбар, 16:32). Они отрицали божественный характер миссии Моше.

Когда евреи странствовали по пустыне, за ними следовал колодец пророчицы Мирьям. Это доказывает, что жизнь человека в руках Божьих (Бемидбар, 21:16—18).

Уста ослицы Билама (Валаама) Господь отверз для того, чтобы проучить этого колдуна, ненавистника евреев (Бемидбар, 22:28).

Радуга символизирует доброту и милосердие Всевышнего (Берешит, 9:13).

Манна более чем что-либо доказывает насколько человек зависим от Б-га (Шмот, 16:15). Только уверовавшие в Господа, с радостью исполнявшие Его волю, получали в пустыне манну.

Посох служил Моше в Египте. Он использовал его для того, чтобы показать фараону как Б-г властвует над природой (Шмот, 4:17).

Шамир — чудесный червь, разрезающий любой камень. Царь Шломо использовал его при возведении Храма, ибо Тора запрещает строить Храм из камней, к которым прикасалось металлическое орудие.

Письмена Сам Господь высек на скрижалях завета (Шмот, 32:16).

Кто такие злые духи! В трактате Брахот Вавилонского Талмуда сказано, что они дурно влияют на людей и всячески им мешают. Отсюда следует, что злые духи населяют материальный мир. Они сродни ангелам, охраняющим людей.

Мы не знаем, где похоронен Моше. Поэтому его гробница никогда не могла стать местом поклонения, обожествления (Дварим, 34:6).

Овен Авраама был предназначен для принесения в жертву вместо Ицхака (Берешит, 22:13).

Сотворение клещей — первого орудия труда — позволило человеку освоить обработку металлов. Без клещей невозможно создать другие инструменты. За это, как и за первую одежду, человек должен благодарить Всевышнего. Орудия труда и одежда при правильном использовании выражают связь земного с духовным. Это говорит о том, что занятие ремеслами не лишено духовного смысла.

Мишна седьмая. Семь признаков отличают глупца и столько жемудреца. Умный не рассуждает в присутствии того, кто мудрее его; не перебивает собеседника; не торопится возражать; задает вопросы по существу и отвечает последовательно; предшествующее называет предшествующим, а последующеепоследующим; о том, чего не слыхал, не говорит; признает истину. У глупого же все наоборот.

Умный человек умеет излагать свои мысли и слушать других. Он не станет судорожно держаться за неправильную идею, а с радостью признает истину.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Поучения родителям от прп. Саввы Печерского » Москва

Родители должны ХРАНИТЬ себя — в ЧИСТОТЕ до зачатия во утробе матерней младенца, должны удаляться — неумеренного плотского общения, должны иметь раздельное ложе друг от друга в ночи, предваряющие праздники и воскресные дни, под среды и под пятки и во все четыре Поста, установленные Святою Церковью, наипаче же в Великий Пост.

Также родители должны ПРЕКРАТИТЬ плотское общение — неотложно по зачатии плода, во всё время беременности — до самого рождения и даже — до вскармливания младенца матерним молоком, должны жить — в чистоте, решительно не имея сожития.

Во время беременности мать должна всё внимание сосредоточить на том, как бы сохранить младенца, вспоминая, что он — будущий храм Божий и жилище Духа Святого.

Мать-христианка должна беречь не только физическую жизнь и здоровье, но особенно Духовно-Нравственную жизнь, помня, что во время утробной жизни младенец — воспринимает Духовно-Нравственные качества своей матери. Питаясь ее физическими соками, он питается и её духовною природою, живя её жизнью.

Вот почему христианка во время ношения должна — как можно чаще и усерднее Богу молиться, подольше размышлять о премудрых свойствах и делах Божиих, а также должна вести жизнь умеренную, ЧАЩЕ — ходить в храм, исповедоваться и причащаться Святых Тайн, помня, что от всего этого — ЗАВИСИТ характер и нравственно-духовный облик её младенца. Родители должны крестить своих детей по возможности сейчас же по рождении.

Святейшее таинство Крещения — есть главнейший дар Господа человечеству. Таинство Крещения — уничтожает Первородный Грех, то есть ту — Нравственную Порчу нашей природы, которая переходит через естественное рождение от предков — к потомкам и которая — Препятствует человеку нравственно развиваться и совершенствоваться в Добре.

Некрещеные дети должны быть рассматриваемы — наравне с мертворожденными. Давать им христианские имена и поминать их на церковных богослужениях также не следует; судьба их такова же, как и мертворожденных, то есть они не будут наказаны, так как не сотворили еще по малолетству грехов, но и полного блаженства не могут быть удостоены, как не очищенные от первородного Греха.

Велик грех родителей, если по их вине, особенно — по небрежности, дети умирают Некрещеными. Если нет священника, а новорожденное дитя слабо и можно ожидать его смерти, то пусть совершит над ним крещение кто-нибудь из присутствующих здесь православных христиан.

Крещение совершается так: погружают, а если младенец больной, то окропляют его священною (Крещенскою) водой троекратно, произнося: «Крещается раб (или раба Божия — дается христианское имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Если после этого младенец останется живым, то его нужно представить священнику и заявить о том, что над ним такой-то совершил святое Крещение. Священник только дополняет Крещение и совершает над младенцем святое таинство миропомазания.

За нарушение — ЧИСТОТЫ супружеской жизни родителями — РОДЯТСЯ дети не на утешение, а на скорбь — и во Вред Отечеству своему: они бывают — растлены нравом, способны воспринять всякое зло от юности своей, также часто — родятся мертвыми.

Нередко же в родах с ними и сама мать умирает в тяжких страданиях. Таковы результаты — за нарушение супружеских правил, за не соблюдение Постов и всякое невоздержание.

Господь дал жену мужу в помощницу для взаимного сожития, благословив их, рече им: «Растите и множитесь» по естественному закону природы, для всех тварей Богом данному, а не ради похотного сладострастия. Бессловесные животные строго соблюдают сей закон, ибо по зачатии плода до времени исхода его, и даже до вскармливания млеком, не допускают сожития. Человек же бывает хуже скота несмысленного, увлекаясь страстным похотением, забывая свое достоинство, данное ему от Бога.

Злоупотребляя природою в оскорбление чести своей, человек — вызывает на весь Род свой (до четвертого колена) праведный гнев Божий.

Каким страшным бедствиям подвергается семейство, НАРУШИВШЕЕ — ЧИСТОТУ супружества!

Наказывает — их Господь: Появляется — НЕВЕРНОСТЬ супругов, семейные ссоры и всякие беды.

Детей постигают — НЕИСЦЕЛИМЫЕ болезни, затем преждевременная смерть мужа или жены, а также чад их возлюбленных.

Посему умоляю вас, покайтесь от всего сердца вашего, исповедуйте свои грехи. Исправьте житие своё во всем и ХРАНИТЕ свято — Супружество во всякой — ЧИСТОТЕ и правде Божией, тогда узрите на себе и на чадах ваших Благословение свыше — в Род и Род, по неложному обещанию Господа нашего Иисуса Христа.

Из видения Григория, ученика святого Василия Нового, о Страшном Суде, видно, что младенцам, не просвещенным святым Крещением, Господь в будущей жизни дает покойное место и участь наслаждений Вечной жизни в небесных селениях. Эти свидетельства дают некоторое утешение для родителей, скорбящих о загробной участи умерших младенцев, не просвещенных святым Крещением.

С другой стороны, такая смерть некрещеных младенцев — попущена Богом за Грехи их родителей, а потому, родители должны принести Покаяние во грехах, исправить свою жизнь частыми и усердными молитвами в церкви и дома, соблюдением Постов, любовью к ближним, подаянием милостыни.

Человек есть дом Божий, но мы своею похотью превращаем свой дом — в жилище страстей, за что и получаем в наказание — МЁРТВЫЕ плоды при родах жён.

3rm.info

Поучение к родителям и чадам христианским – cвящ. Самуил Никитин

Автор о. Самуил Никитин. . Категория Проповеди 2526

Благочестивые христиане–старообрядцы всегда заботятся о том, чтобы дать своим детям достойное звание христианина воспитание и научить их чтению и разумению Божественных книг.

В родительском сердце – разные надежды, и в уме – светлые мечты. Сын или дочь растет, а с этим вместе возрастает и усиливается забота родителей о будущности своих чад. Сколько волнений приходится испытать родителям, когда наступает время серьезного воспитания и обучения детей. Приходится испытывать и радость от приятных надежд, а часто скорбь и печаль от опасения за успех, поведение и здоровье своих детей.


Школа Древней Руси. Миниатюра из рукописи XVII века

И бывает великая скорбь и неизреченное горе тем родителям, у которых дети оказываются не совсем удачными, не оправдывают затрачиваемых на их обучение усилий и издержек. Сколько ни бьются с иным неспособным ребенком, сколько не стараются о его развитии и обучении, — не дается ему наука! Ребенок, видимо, и сам старается не отставать в учении от своих сверстников, напрягает все свои слабые силы и способности, но его разум никак не вмещает преподаваемого. Не помогает делу усидчивость и усиленные занятия бездарных детей. Малоуспешность даже иногда сопровождается расстройством телесного здоровья.

Скорбят об этом и наши дети, и ропщут и жалуются на святое Провидение убитые горем родители; скорбят они и ищут всевозможных средств, чтобы поправить дело. Но в большинстве случаев забывают они о Едином Наставнике премудрости и смысла Дателе. Забывают слова псалмопевца, который вещает:

«Возверзи на Господа печаль твою и Той препитает тя»! (Псалом 54:23)

Господь и только Он един силен просветить слабый ум малоспособных детей, направить их душу и сердце к познанию истины и добра, вразумить их! «Начало премудрости – страх Господень», рече премудрый Соломон (Притч. 1:7). Кому Господь открывает свою премудрость и знание? Смиренному и кроткому сердцем, верующему в Него и уповающему на милость Его. Господь – источник премудрости, и Он изливает ее на всяку плоть и особенно наделяет ею любящих Его.

Всякий христианин должен помнить, что мудрость и знание истины проистекают от Бога, Который посылает их людям, как высшие и драгоценнейшие дары. Те, которые желают достигнуть истинного ведения (знания) на пользу и для спасения своей души, должны просить его у Бога и усердно молить Его, чтобы Он просветил их ум и подал им силы духовные. Господь никого не отринет, кто усердно Его просит, особенно же чистую, сердечную, искреннюю молитву детей. Во время своей земной жизни Спаситель наш особенно любил и приближал к себе детей, поэтому, веруем и надежду «имамы», что Он, любвеобильный, всегда готов и теперь внимать смиренной и усердной молитве их.

В жизнеописании святых угодников Божиих сохранилось множество примеров того, как Господь Бог, по молитвам детей, укреплял и просветлял их слабый и неразвитый ум.

Преподобный Феодор, бывший впоследствии епископом Едесским, в детском возрасте был отдан своими родителями учиться грамоте, но он плохо учился и за это часто терпел насмешки от сверстников своих и строгие замечания от учителя своего.

«И бысть», сказано о нем в житии, «отрок часто от родителей и от учителя оскорбляемый и от сверстников укоряемый».

От этого Феодор скорбел и плакал часто. Отец и мать, видя его неспособность, уже отчаивались и не ожидали от него ничего доброго. Не леность его была причиной малоуспешности, а слабость природных дарований. И когда ни родители, ни наставник его не могли способствовать ему в книжном учении, тогда св. Феодор сам нашел силу, которая одна была в состоянии, как бы пересоздать его душу.

Такой силой была помощь Божия, о которой св. Феодор усердно возносил свои молитвы. После многих усилий и трудов бездарному детищу пришла добрая мысль просить себе разумения у Бога. Феодор стал посещать часто храм Божий и здесь изливал свою душевную скорбь пред Богом о даровании ему разума и памяти.

«И по некоем времени», говорится в житии, «прииде ему мысль, еже просить от Бога вразумления, и нача часто к церкви притекати и молитися прилежно».

В одно время, в день недельный рано утром пред литургиею Феодор пришел в церковь и вошел в алтарь и скрылся под святым престолом. Здесь никем незамеченный, молился Богу о просвещении разума и после усердной молитвы тут же уснул. Между тем собрались священнослужители, пришел и архиерей и началась Божественная литургия. Во время литургии спящий Феодор увидел ангелоподобного юношу, который питал его «сотом медвенным», вручил ему пастырский жезл и благословил его.

Обрадованный сонным видением и вместе с тем и устрашенный, Феодор проснулся и, не успев прийти в себя, вдруг вышел из-под престола. Архиерей и все бывшие в церкви удивились внезапному появлению мальчика и начали спрашивать его: кто он и почему был под престолом? Феодор рассказал все подробно о своей малоуспешности в учении книжном, о молитве и сновидении. Архиерей понял, что молитва отрока услышана Богом, что ему сообщено ангелом Божиим о даровании премудрости и предназначено Богом быть пастырем церкви Христовой. После этого епископ определил его в свой клир.

Боголюбивые, древлеправославные христиане, и вы, юноши и дети, – наша надежда и радость. Берите пример от жития св. Феодора епископа Едесского; помните как он получил от Бога просвещение ума и сердца и для вас да послужит образцом его жизненный урок. Ищите помощи и вы у Бога, плохо учащиеся, прилежно молитесь к Всевышнему Подателю смысла, да просветит Он, Милосердный, ум ваш; да укрепит вашу память и да дарует вам духовные силы к успешному продолжению учения.

Надо помнить, что св. Феодор после усердной молитвы в храме получил от Бога дар разумения. Так и вы подражайте святым, посещайте неленостно церковное богослужение, святите праздник хождением в храм Божий для молитвы; проводите праздники в творении добрых дел. Храм есть место и источник Божиих благословений; в нем преимущественно и присутствует Господь своею благодатию; принимает молитвенные воздыхания и слезы сердечные и все прошения верных чад свох исполнить. «Просите и дастся вам»! Не забывайте при этом, дорогие детки, упражняться в других добрых делах христианского благочестия, по мере ваших сил; будьте кротки; ведите себя благопристойно; имей же любовь и милосердие к товарищам своим. Чтобы познать мудрость и наставление, необходимо всегда обращаться молитвенно за помощью к Богу. «Начало мудрости – страх Господень», который надо всегда иметь в сердце своем и с благоговением обращаться к Богу с молитвою об избавлении от всех скорбей и печалей житейских. Аминь.

Автор: Священноинок Самуил Никитин.

Источник: Журнал «София», №2.

Подписывайтесь на канал «Алтайский старообрядец» в Яндекс.Дзен.

Смотрите также

altaistarover.ru

Поучение 2-е. Свт. Григорий Богослов (Дети – опора родителей)

Поучение 2-е. Свт. Григорий Богослов

(Дети – опора родителей)

I. В жизни святителя Григория Богослова, память коего совершается ныне, названного так за свои сочинения о Боге-Слове, Спасителе мира, и о Святом Духе, весьма поучительна для нас одна черта его благородного характера – это сыновняя любовь и преданность его родителям. Об этом-то и вспомним в этот день.

Великими дарованиями от природы Господь наделил великого святителя Григория: дар красноречия был в нем необыкновенный. За этот дар Григория, когда ему был всего 21 год, оставляли наставником красноречия в том самом городе Афинах, где он получил окончательное образование. Великая и славная будущность предстояла Григорию и на поприще светском, и на поприще духовном; его всюду звали занять такую или другую кафедру. Но любовь его к престарелым родителям была так велика, что он раз навсегда отказался от всяких лестных предложений, – однажды навсегда он решился жить в Назианзе до самой смерти своих родителей и помогать тут отцу в его епископских и хозяйственных трудах. Григория звал неоднократно в свое прекрасное уединение, на реку Ирис, и задушевный друг его, св. Василий, для совместных святых подвигов, которые были потребностью и усладой их родственных душ; но Григорий Богослов и от этого отказался из-за долга сыновнего. «Признаюсь, – писал сам свт. Григорий своему другу Василию на его призыв в уединение, – я не сдержал своего слова – соединить свою жизнь с твоей в училище нового любомудрия, не сдержал обещания, данного еще в Афинах, где дружба слила наши души в одну. Но я не исполнил своего обещания не по своей воле: закон дружбы должен уступить закону сыновней любви»… Потом, посетив на короткое время свт. Василия и возвратившись в Назианз, свт. Григорий говорил своей пастве: «Меня возвратили к вам, во-первых, моя приверженность к вам, а во-вторых, собственная моя забота, собственное мое дело – седина и немощь моих родителей, болезнующих более обо мне, нежели о летах своих. Для них быть жезлом в старости, опорою в немощи – составляло первый данный мною обет, который и исполняю я по возможности, так что я решился оставить и самое любомудрие – всего для меня драгоценнейшее». В одном своем духовном сочинении свт. Григорий писал: «Услуживая родителям, я думал исполнить угодное Тебе, Царь мой Христос; ибо Ты даруешь смертным детей, дабы они имели в них себе помощь, и ими, как жезлом, подпирали свои дрожащие члены».

И каких только трудов он ни нес в Назианзе из любви к родителям, несмотря на то, что эти занятия были ему очень не по сердцу! С грустью он описывал в одном из своих писем к свт. Василию свои хлопотливые и тягостные хозяйственные занятия в доме родительском. По его словам, ему тут приходилось и смотреть за работами рабов, и уплачивать подати и защищать права собственности пред мздоимными судьями, и спорить с лихоимными сборщиками податей, и пр. и пр.; и все это, скрепя сердце, терпеливо выполнял любящий сын для своих любимых родителей до самой их кончины.

II. Вот вам, родители, завидный пример того, какой заботливостью вы должны бы пользоваться от своих детей; вот и вам, дети, поучительный образец того, какими вы должны быть в отношении к вашим родителям, какой любовью, каким вниманием и какой заботливостью вы должны окружать ваших престарелых родителей при их немощах.

а) Любовь к родителям Господь вложил в сердце людей даже таких, которые живут в диком состоянии. Но что говорить о людях? Посмотрите на пчелок: они не покидают свою матку даже тогда, когда она уже не может для них ничего делать и искалеченная или больная падает на дно улья. Нельзя смотреть без сочувствия, как эти Божьи мушки всеми силами стараются поднять свою матку со дна к верху: они спускаются цепляясь одна за другую, на дно улья, и образуют из себя лестницу, в надежде, что матка по этой лестнице поднимется наверх, где ее ожидают самые усердные услуги. А если она так обессилела, что не может выбраться оттуда, то при ней остаются несколько пчелок с медом, которые кормят больную марку и согревают ее, прижимаясь к ней. И трогательно бывает видеть, как эти усердные дети не покидают матку свою даже тогда, когда она уже умрет: они машут над ней крылышками, как бы стараются оживить ее, и только уж тогда, когда увидят, что все напрасно, – с жалостным жужжаньем улетают от нее. Смотря на это, невольно думаешь: подите сюда вы, разумные люди, поучитесь у этих маленьких созданий не только их уму-разуму, их трудолюбию, бережливости, их любви к своим деткам – молодым пчелкам, выводкам, но и подивитесь их любви к матке их, поучитесь у них и этой добродетели.

б) Но ведь мы не животные, мы не дикари какие-нибудь, мы не язычники, Бога не ведущие; нам сказал Господь Бог: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Много-много нам писали о той Заповеди великие учители ветхозаветные, много поучали нас ей св. апостолы и всегда учила и учит св. матерь наша, Церковь православная. Она учит нас, что, кто почитает отца и мать, тому Господь ниспосылает Свое благословение и долгую жизнь, а кто не исполняет сей святой Заповеди, того постигает Божие проклятие. Вот как поучает о сем премудрый Иисус, сын Сирахов: чтый отца, говорит он, очистит грехи. Что это значит? А это значит вот что: Господь так высоко ставит любовь детей к родителям, что Он прощает нам грехи наши, если мы всей душой любим наших родителей, если усердно служим им в их немощах и старости, если для них не жалеем ничего, что только есть у нас. И слава Богу, есть много таких христиан, у которых любовь к родителям достойна удивления. Бывают случаи, когда отец или мать болеют по несколько лет, и в болезни делаются нетерпеливыми, крайне требовательными и злыми. «В моей долголетней пастырской практике, – рассказывает один священник, – я видел такой случай: отец, пораженный многолетним недугом, был нестерпимым мученьем для семьи: он клял детей и внучат, злословил с утра до вечера; только и отдыхали они душой, когда были в работе, в поле или на гумне, а когда возвращались домой после целодневного труда, отец не давал им заснуть своим злословием и проклятьями. Мало того: в своей болезни он требовал себе водки и пил ее, как воду. Ему не давали, просили, умоляли его, – но он, как сумасшедший, всех бил и кусал зубами: бери, где хочешь, денег, продавай последнюю мерку хлеба, неси последний лоскут в заклад, а отцу давай каждый день вина, сколько захочет. Так лишились эти несчастные люди и скота, и всего, и стали кругом в долгах. Наконец, Господь разрешил грешную душу старика от тела. И что же? Добрый сын и невестка, столько терпевшие от него в продолжение целых шести лет, горько плакали по нем на похоронах. «Мне отрадно было, – говорил сын, – когда отец меня и бил, и бранил; ведь это не он меня бил, болезнь у него такая была; а он все же был мне отец, и какой еще добрый отец, пока Господь не попустил на него эту болезнь…» Вот невымышленный, а действительный пример той любви к родителям, которой поучает Иисус сын Сирахов. И слава Богу, немало таких примеров можно указать среди нашего доброго русского народа. Знает наш православный народ и то, какая сила в благословении отца и матери, какое горе, если вместо благословения постигнет родительское проклятие. Сам Господь указал еще в Ветхом Завете на важность благословения отца перед смертью, и у нас существует добрый обычай, что родители на смертном одре благословляют своих детей. Припомним премудрое слово Иисуса сына Сирахова: благословение отчее утверждает домы чад, клятва же матерня искореняет до основания. И дальше затем: не славися в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие (3, 10). Коль хулен оставляяй отца и проклят Господем раздражаяй матерь свою (3, 16). С какой приятностью будешь есть ты, негодный сын, твой хлеб, когда вспомнишь, что отец твой – в чужом углу голодный сидит?.. Что ж у тебя за душа, – ужели покойна твоя совесть, когда ты натягиваешь на себя теплую шубу и сапоги, а твой отец и твоя мать босы и не знают, чем прикрыться, чтобы пойти в Божий дом и заплакать, пожаловаться Богу на тебя? Но все же их слезы упадут на тебя, и знай, что не пустое слово сказано: проклятие матери разоряет домы чад до основания, – это ведь слово Божие! Не забывайся в своем богатстве и достатке: слезы и проклятие отца и матери – это громы небесные, которые в черных тучах висят над тобою и целым родом твоим!

III. Но слава Богу, братия, таких детей мало у нас на Руси. И дай Бог, чтобы таких никогда и не родилось на русской земле. Наши русские сердца – сердца добрые. Нас воспитала добрая, кроткая мать, наша Святая Церковь православная. Правда, бывают такие выродки, но слава Богу, что немного их. А отчего бывают? Оттого, что родители часто бывают уж слишком добры для детей, с измала балуют их, ни за что не наказывают, не водят их в церковь Божию, не учат Божию закону, и живут-растут такие дети в темном невежестве, и делаются жестокосердными для своих же родителей. Лучше, други, держать детей строже и учить их всему доброму, и прежде всего и паче всего закону Божьему!.. (Составлено по «Наук.» прот. Наумовича, за 1889 г.)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Поучения брату, сестре, одноклассникам, друзьям.

Поучения

Поучение моему брату Николаю.

             Брат мой Николай, слушай родителей своих, ибо заповеди глаголят истину. Будь гибким и относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

                    Сделал добро, добро к тебе вернётся. Не льсти и не ленись.              Люби свою Родину и не забывай её никогда. Живи не только ради себя, ибо ты не один.

               Не мсти другим, ибо месть – порождение зла. Не лги, ибо горькая правда лучше сладкой лжи.

               Учись хорошо, ведь знания красят человека.

               Я не хочу, чтобы эта грамотка осталась незаметной.  

               Я твоя сестра старшая, а устами моими глаголет правда.        

 Поучение составила ученица 7 «В» класса Иванова Татьяна                                                    

Поучение сестрёнке моей.

                  Сестрёнка моя, прочти мои поучения.

   Никогда не ленись, почитай старших, будь вежлива и относись к людям с уважением. Не лги, соблюдай своё слово, не будь горда.

   Не ленись в учёбе, а то в жизни придётся тебе трудно. Будь трудолюбивой, помогай по дому.

   Войдя в транспорт, уступи место пожилым людям, женщинам с грудными детьми.

    На улице здоровайся со знакомыми тебе людьми. Помоги пожилым людям: переведи через дорогу, помоги подняться на нужный этаж.

    Не обманывай окружающих. Будь хозяйкой своего слова.

    Сестрёнка моя, не забывай мои поучения, читай их почаще.

 

   Поучение составила ученица  7 «В» класса  Фирстова Марина.

   

Поучение одноклассникам моим.

   Дорогие мои одноклассники! Читая эту грамотку, не посмейтесь над оной и примите её всей душой.

   По дому помогайте старшим, дабы гости не посмеялись над домом вашим.

   Сотворите помощь убогим и сирым. Не судите ни правого, ни виновного. Не жаждите почёта.

    Более всего чтите гостей. Чтите старых, как отца, а молодых, как братьев. Всем сердцем сочувствуйте больным.

    При забывчивости перечитывайте мою грамотку, чтобы мне не было стыдно за вас. Творите всю жизнь добро.

 

        Поучение составила ученица 7 «В» класса Емелькина  Вика.  

Поучение друзьям моим.

   Друзья мои, пишу вам эту страницу блаженную о том, как себя вести надобно в разных ситуациях.

    В многолюдных местах себя прилично ведите, не кричите и не совершайте дурных поступков, ибо посмотрит на тебя весь род человеческий как на невежу.

    Коли нужно дойти куда-нибудь, вежливо спрашивайте у прохожих, а после не забудьте одарить их добрым словом.

    Когда дорогу переходить автомобильную вздумаете, где нет вашего верного слуги – светофора, глядите во все стороны и помните: лучше перейти поздно, чем никогда.

    Старых людей почитайте, ибо они источники всей мудрости человеческой. Советы старших запомните навсегда, они везде пригодятся.

    Друзья мои, поучение моё читайте и никогда не забывайте.

       

  Поучение составил ученик 7 «В» класса  Пантелеев Василий.

nsportal.ru

1. Поучение отца сыну. Домострой

1. Поучение отца сыну

Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим. Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного суда, а я преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам. Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело, – будет на вас милость божья и пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословением и за ваши труды – да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков.

Аминь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *