Подвижные игры на перемене для 1 класса – Учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Подвижные игры на переменах

Учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Подвижные игры на переменах

Игры на переменах

Игры, в отличие от упражнений физической культуры – строго регламентированных движений, связаны с инициативным моментом решения двигательных задач и проходят в основном на эмоциональном фоне.

В процессе игры существенно улучшается кровообращение утомленного мозга детей, усиливается дыхание, что благоприятно сказывается на общем состоянии организма.

Подвижные игры должны отвечать следующим требованиям:

—                            все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;

—                            проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес; 

—                            физическая нагрузка должна быть нормальной; 

—                            игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт; 

—                            в играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию. 

Лучше всего использовать на переменах игры, знакомые детям, чтобы не терять время на объяснение новых. Но если игра новая, то целесообразно после короткого объяснения ее сути попробовать игру, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся ее поняли. Затем внести поправки, после чего начинать игру по всем правилам до соответствующего результата.

  Старший по игре контролирует выполнение правил игры, определяет ее результат, разбирает конфликтные ситуации, если они возникают. Важно во время игры поощрять хорошие поступки детей.

При рекомендации детям очередных игр на перемене желательно избегать диктующих предложений типа: «Сегодня вы будете играть в …» Лучше всего использовать товарищескую форму общения, учитывая интерес играющих, предлагая игры на выбор, например: «В какую игру вы хотите поиграть сегодня?», или «Знаете ли вы игру? Давайте сегодня попробуем провести ее». Четкая организация игры, неуклонное выполнение соответствующих правил способствуют правильному   развитию моторики у школьников.

«Не ошибись»

На листах картона заранее делают рисунки мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки и т.д.

Играющие строятся в одну шеренгу или образуют полукруг. Руководитель поочередно показывает рисунки, а дети должны изобразить их в позе. Например: рисунок «мельница» — одну руку поднять, другую опустить и прижать к телу. Дети показывают, как мельница работает – меняют положение рук. Рисунок «мяч» — присесть, (спина круглая), делать подскоки. При этом стопы ног соединить, колени при подскоках поднимать высоко вверх. Рисунок «дровосек» — соединенные пальцы рук поднять над головой, ноги поставить прямо. Затем глубоким взмахом имитировать, как рубить дрова.  

Можно договориться о том, чтобы по первому сигналу дети лишь изображали тот или иной предмет рисунка, а по второму – делали соответствующие движения. После каждого задания руководитель отмечает тех, кто удачнее других выполнил упражнение.

«Стоп!»

На одной стороне площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие, на другой – спиной к играющим становиться водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевая! Стоп!». Пока водящий произносит эти слова, все играющие должны как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Челнок»

Играющие делятся на две команды и становятся шеренгами одна против другой. В середине площадки проводится стартовая черта для прыжков. Первый в шеренге игрок одной из команд прыгает с места от черты как можно дальше. Место его приземления отмечается черточкой. Игрок второй команды становится на том месте, где приземлился его предшественник, и делает прыжок в обратном направлении, стараясь приземлиться за стартовой чертой, то есть прыгнуть дальше своего противника. Следующий игрок делает прыжок с новой отметки и т.д. В результате игроки одной команды прыгают в одну сторону, а игроки другой команды – в другую, создается как бы челночное движение. Длину прыжка и соответственно отметку делают по месту отметки пяткой. Победа присуждается той команде, игроки которой в конечном итоге окажутся за линией старта.

«Выставка картин»

Руководитель выбирает трех входящих – директора выставки и посетителей, остальные дети – картины. По сигналу руководителя «Подготовить выставку!» дети (кроме водящих) советуются друг с другом и с директором, какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, вратаря, пограничника, пловца и т.д.). Картину можно изобразить вдвоем – елочка, под ней зайчик, или втроем – три богатыря.

Через 20-30 секунд директор объявляет: «Открыть выставку!». По этому сигналу дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. Когда все готовы ко команде директора дети хором дружно произносят: «Выставка открыта!».

Посетители осматривают выставку не более 15 секунд. В это время никто не должен шевелиться, а также нарушать или изменять принятую позу. По команде директора «Три-четыре!» все игроки произносят: «Выставка закрыта», и принимают свободные позы, оставаясь на своих местах. Выигрывают те, у которых после закрытия выставки соберется больше посетителей. Затем игра начинается сначала.

«Второй – лишний»

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может стать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто   оказывается позади, становиться убегающим. Бегать можно как внутри круга, так и за его пределами. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями.

Если играющих много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказывающийся третьим – убегает (в этом случае игра называется «Третий – лишний»).

Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, — убегающим.

«Мяч – среднему»

Играющие делятся на три-четыре равные команды. Игроки каждой команды становятся в круг на расстоянии вытянутых рук в стороны.

В середине каждого круга стоит водящий с волейбольным мячом. По сигналу он бросает мяч одному из игроков и, получив его обратно, передает его другому. Так водящие бросают мяч всем игрокам и, получив его от последнего игрока, поднимают мяч вверх. Кто из водящих это раньше сделает, команда того становится победительницей. Игра повторяется несколько раз.

«Группа, смирно!»

Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны исполнить в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово не произнесено, исполнить команду нельзя. Кто ошибется – делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д.

Игра продолжается около трех минут. По   окончании игры отмечают самых внимательных, т.е. тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам, шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду.

Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.

 

«Меткий футболист»

На пол кладут мяч, в десяти шагах от которого становится участник с завязанными глазами. Он должен сделать полный поворот   кругом на 180 ° , подойти к мячу и попасть по нему ногой.

«Точный расчет»

На полу чертят круг диаметром 40-60 см. В круг с завязанными глазами становится играющий. Его задача – выйти из круга, сделать восемь шагов и опять вернуться в круг.

«Раздави шар»

На перекладине высотой чуть выше роста участников подвешивают надувной шар. Играющий с закрытыми глазами становится в восьми — десяти шагах   от шара. Его задача – подойти и раздавить шар.

«Точные броски»

В три мешочка размером 8*12 см насыпают по 100-120г песка. В пяти-шести шагах от черты, у которой стоит играющий, ставят табуретку. Задача играющего – забросить мешочки на табуретку.

  «Карусель»

Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом,

А потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слова «Бегом» — бегут. По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на пол и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего «звонка». Опоздавший на карусель в игре не участвует.

Вариант. На веревке может быть на три метки меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны хвататься за метку. Кто не успеет ухватиться за метку, в игре не участвует.

«Пчелки»

На площадке проводят две черты. За одной чертой размещаются все играющие, за другой, расположенной на расстоянии 15-20 м, находятся 3-4 игрока – «пчелки». Ребята, высоко поднимая колени, идут к пчелкам и приговаривают:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

После этих слов они останавливаются вблизи от пчелок. «Глянь, дупло высокой елки… — показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки: — Вылетают злые пчелки!»

Пчелки начинают кружиться и изображать полет движениями рук, согнутых в локтях. При этом произносят: «Ж-ж-ж – хотим кусать!»

А ребята хором отвечают:

Быстроногих не догнать,

Нам не страшен пчелок рой,

Убежим скорей домой!

После этого ребята убегают домой. За ними гонятся пчелки. Каждая хочет ужалить (запятнать) кого-нибудь из игроков. Ужаленные становятся пчелками и идут играть с остальными. Выигрывает тот, кто ни разу не был ужаленным.

«У медведя во бору»

Все играющие стоят свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия – опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится «берлога медведя».

Дети подходят к берлоге медведя и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит к берлоге. Игра кончается, когда пойманы трое-пятеро ребят.

«Воробьи-попрыгунчики»

На полу площадки рисуют такой круг, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «кот» — находится в центре круга. Остальные играющие – «воробьи-попрыгунчики» — становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя воробьи-попрыгунчики начинают выпрыгивать из круга, а кот старается кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого он поймал, становится котом, а кот – воробьем-попрыгунчиком, и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Вариант. Воробьи-попрыгунчики прыгают только на одной ноге.

«Тропинка»

Играющие делятся на команды по 8-10 человек. Каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Игра начинается с бега детей вправо по кругу. По сигналу «Тропинка!» играющие каждого круга должны построиться в колонну и присесть. Когда руководитель подает команду «Копна!», каждый круг делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «Гора» ребята снова строятся в цепочку (колонну), при этом первая пара встает во весь рост, вторая приседает, а остальные садятся на пол.

После каждого выполненного задания игра продолжается с бега детей по кругу вправо.

Руководитель каждый раз отмечает, какая группа точнее выполнила задание, за что ей начисляется выигрышное очко.

«Колесо»

На полу чертят круг диаметром 2 м. Играющие делятся на несколько групп по 6-8 человек в каждой и выбирают водящего. Каждая группа выстраивается по одному в затылок друг другу. Группа становится кругообразно, как спицы в колесе, лицом к центру, на одинаковом расстоянии друг от друга. Первый игрок каждой колонны стоит на линии круга, водящий – в стороне.

Первый игрок бежит вокруг колеса, становится в затылок последнему игроку и дотрагивается до него. Тот передает таким же образом сигнал вперед и т.д. когда первый игрок получает сигнал, он кричит: «Есть!», бежит вдоль своей колонны и выбегает за колесо, обегает его снаружи и возвращается на свое место. Все игроки этой колонны и водящий бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшийся в колонне последним, становится водящим.

«Конники-спортсмены»

Дети располагаются произвольно на площадке – «манеже». Изображается выезд спортивных лошадей. «Шаг коня» — руки согнуть в локтях, ладони опустить книзу, идти по кругу, стараясь касаться ладонями коленей. «Повторы»: по хлопку руководителя в ладони изменить направление движения (продвигаться по кругу, но в другую сторону). «Переходы на рысь и обратно на шаг»: взять в руки «поводья», перейти на бег, высоко поднимая колени, затем по условному знаку руководителя перейти на ходьбу.

Вдоль одной стороны площадки линиями отмечают «стойла» для лошадей, их число должно быть на три меньше, чем число участников игры. Изображая «всадников на спортивных лошадях» следует разбегаться в стороны и выполнять команды руководителя. Например: по сигналу руководителя «По местам!» — бежать к обозначенным местам. Оставшиеся без «стойл» проигрывают. Игра повторяется три-четыре раза. Побеждают те всадники, которые не остались без стойла.

«Пустое место».

Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь раньше водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т.п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

«Покажи мяч!»

По команде учителя дети подбрасывают и ловят мячи (6-8 раз). Учитель говорит: «Покажи мяч!», — и дети поднимают его над головой. Игра повторяется 3-4 раза.

«Воробышки»  

Посредине площадки чертятся (или прокладываются шнурками) на расстоянии 3-4 м две параллельные линии. Это дорожка, с одной стороны которой поле, с другой – луг. Воробышки (дети), махая руками, как крыльями, свободно передвигаются по полю. Учитель говорит: «Воробышки, спускайтесь на землю и прыгайте по дорожке!». Дети прыгают на двух ногах через дорожку на луг. Когда все ребята окажутся по другую сторону дорожки, учитель вновь разрешает летать, не переходя черту. Игра повторяется. В конце учитель отмечает лучших воробьев.

«С бережка на бережок».

  Посредине площадки на землю кладут шнур – это ручеек. Школьники идут в колонне, подходят к ручейку и становятся на одном его берегу. Учитель предлагает попрыгать с бережка на бережок и предупреждает, что прыгать нужно очень хорошо, иначе можно попасть ногами в ручей.

Дети с места толчком двух ног перепрыгивают через ручей по 5-6 раз туда и обратно. Учитель останавливает детей, называет хорошо выполнивших упражнение. Игра повторяется 3-4 раза.

«Птицы и дождь»

На площадке недалеко от гимнастической   стенки бегают дети – это птицы. Учитель говорит: «Дождь пошел», «Буря налетела» и т.п. Птицы спешат укрыться на дереве (гимнастической стенке). Через некоторое время учитель говорит: «Солнце выглянуло», «Дождь прошел» и т.д. Ребята слезают со стенки и вновь бегают по площадке. Учитель следит, чтобы дети бегали по всей площадке.

«Рыбачок и рыбки»

На полу или на площадке чертится  большой круг. Один из играющих — рыбачок — находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие — рыбки, обступив круг,хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок».

На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

«Берегись, Буратино!»

У одно из играющих на голове колпачок. Он- Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они меняются ролями.

«Колобок»

Дети присев на корточки, размещаются по кругу. В центре круга находится водящий — «лиса». Играющие перекатывают мяч — «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать.

«Успейте подхватить»

Ребята сидят вокруг стола, положив обе руки на его край. Все играющие рассчитываются по порядку номеров. У первого хорошо отточенный карандаш, острие которого он ставит на середину стола, указательным пальцем придерживая карандаш сверху.  

Играющий  называет какой — нибудь номер и одновременно перестает придерживать пальцем карандаш. Вызванный должен подхватить его до того, как тот  упадет на стол. Если это ему удалось, ставит карандаш перед ребятами и продолжает игру, в противном случае ее возобновляет первый ведущий. Обе руки играющих, когда их не вызывают, должны лежать совершенно неподвижно на краю стола.

Здесь важны внимание, наблюдательность, хорошая реакция.

«Стая уток»

 Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты – «озера» (10-15м), не меняя положения руки ног. Побеждает та утка, которая первой достигает озера (перейдет черту).

Правила игры: тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук или ног, считается проигравшим.

«Послушай, поверь и себя проверь»

Ведущий предлагает игрокам сделать следующие упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой- за правое ухо. Потом опять хлопнуть и сделать все то же другой рукой.

Вариант упражнения: по команде отдать честь (как военные) правой рукой, а левой показать «ВО!» (рука в кулак, большой палец вверх), потом по команде сделать то же другой рукой.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине которого стоит ведущий. Он бросает мячик кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух.

Если ведущий сказал слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы. На слово «воздух» названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему.

Правила игры: ошибающийся выбывает из игры.

«Вода. Суша»

Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии двух метров. Участники игры  делают прыжок вперед по команде «Вода», по команде «Суша» — прыжок назад. По другим командам прыжки не выполнять! Тот, кто ошибся, выходит из шеренги. Использую команды в таком порядке: Вода! Вода! Море! Суша! Суша! Суша! Океан! Вода! Берег! Суша! Суша!

 «Компас»

     На полу чертим  круг диаметром 3 метра. На расстоянии двух метров от круга пишем согласно направлению буквы «С» (север),  «Ю» (юг),  «З»,  «В». Дети становятся спиной к центру круга, слушают команду: «Юг!» и поворачиваются, принимают соответствующие положения. Тот, кто ошибся (повернулся не в ту сторону), получает штрафное очко.

     Победителем считается тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

«Пустое место»

Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь раньше водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т.п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

«Ловишки вприпрыжку»

Один ребенок стоит посередине, остальные (может быть всего лишь 3 игрока, но чем больше, тем веселее) – вокруг него, держатся одной рукой за плечо водящего. Ведущий закрывает глаза и считает до 15. Когда отсчет заканчивается, игроки должны быстро отдернуть руку и отпрыгнуть как можно дальше и как можно быстрее от водящего. Прыжок должен быть один! После него дети замирают.

Водящий, не открывая глаз должен по окончании счета поймать одного из игроков, который и будет ловить в следующий раз. «Ловишки вприпрыжку» помогут детям восстановить внимание, зарядиться хорошим настроением и размяться.

Лев – гиена

Дети сидят в кругу, один (водящий) ходит вокруг. У водящего – игрушечный хвост (его можно сделать из веревочки, куска ткани, гирлянды или просто полоски бумаги).

Водящий ходит вокруг игроков, дотрагиваясь до каждого и произнося: «Лев». В определенный момент водящий дотрагивается до игрока и произносит: «Гиена!». После этого водящий должен начать убегать от гиены (гиена в свою очередь должна вскочить и попытаться догнать льва, схватить его за хвост).

Лев убегает от гиены (бежит вокруг сидящих игроков), его задача: не потерять хвост и сесть на место гиены.

Если гиене удалось отобрать хвост, лев остается водящим. Если же он усаживается на место гиены целый, невредимый, с хвостом, то водить начинает ребенок, выполнявший роль гиены.

Воздушный футбол

Что необходимо для игры: парта, пластиковое яйцо из-под киндер-сюрприза (или мячик от пинг-понга), две полоски бумаги.

В игру могут играть два игрока, остальные – зрители. В этот футбол можно играть на выбывание. То есть зрители по очереди могут становиться игроками.

На разных концах парты положите полоски бумаги (их можно закрепить скотчем). Положите яйцо посередине и дайте команду. По команде игроки начинают дуть на яйцо. Они могут двигаться вокруг парты, но не могут толкать или оттеснять друг друга. Задача игроков – забить (точнее, ЗАДУТЬ) гол противнику. Гол засчитывается, если яйцо пересекло полосу бумаги. Играть можно до первого гола или до трех очков.

nsportal.ru

Игры на подвижной перемене для 1-4 классов

Игры, аттракционы и соревнования для проведения

на подвижной перемене.

 

                                 

Для учащихся 1-4 классов

 

Игры низкой интенсивности

 

« Группа  смирно»

Водящий предлагает играющим выполнять по его командам определенные движения. Если он, перед тем как назвать движение, подает предварительную команду «Группа», играющие должны выполнить это движение, например: «Группа, руки вверх ставь!» Если предварительная команда «Группа» не подается, играющие не должны выполнять это движение. Тот, кто ошибается, делает шаг вперед. После игры отмечаются самые внимательные.

«Два  сигнала»

Играющие делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при назывании овощей, другая при назывании фруктов. При каждой ошибке играющего его команда получает штрафное очко.

 

«Точный расчет»

На полу чертят круг диаметром 50—60 см. В круг с завязанными глазами становится играющий. Его задача выйти из круга, сделать 5 шагов и опять вернуться в круг.

«Отгадай, чей голосок!»

 

Играющие становятся в круг, в центре круга находится водящий, у него завязаны глаза. Один из  играющих подходит к нему и, изменив голос, произносит какое-то слово, например, называет его имя, после чего встает на место. Если водящий угадал, кто подходил к нему, то они меняются ролями.

 

Игры средней интенсивности

«Туннель»

Играющие делятся на две команды, каждая из команд строится в колонну по два, колонны становятся одна параллельно другой. Игроки, стоящие в колоннах рядом, берут друг друга за руки. По сигналу дети, стоящие последними в своих колоннах, по туннелю под поднятыми руками играющих бегут вперед, встают впереди колонны и поднимают руки вверх. Как только это увидят оставшиеся последними в каждой команде играющие, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает та команда, играющие которой окажутся самыми быстрыми и ловкими.

 

«Падающая палка»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий стоит в центре круга, держа в руке палку за верхний конец (второй ее конец находится на полу). Он громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок под этим номером должен подскочить и схватить палку, пока она не упала на пол. Если он палку не поймает, то становится водящим.

 

«Шишки, желуди орехи»

Играющие образуют три концентрических круга. Стоящие первыми — «шишки», вторыми— «желуди», третьими— «орехи». В центре находится водящий. По команде водящего, например: «Орехи, участники этой команды должны переместится на одно место вправо. Водящий в это время стремится занять чье-либо место. Если ему это удается, игрок, оставшийся без места, становится водящим.

 

 

multiurok.ru

СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР (для учащихся 1 класса в группе продлённого дня)

СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР

(В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА)

Море волнуется раз

◈ Выбирается водящий. Он произносит вслух:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три…

◈ В это время играющие делают разные затейливые движения (или раскачиваются, имитируя волны).

Морская фигура, замри!
Глухой телефон

◈ Участники рассаживаются кругом. Первый участник говорит что-либо шепотом на ухо ближайшему соседу. Тот — также шепотом — передает фразу своему соседу. По правилам игры дважды повторять фразу нельзя. Сообщение передается по кругу и должно возвратиться к первому участнику, который громко повторяет услышанное и то, что было в начале. Затем фразу придумывает следующий участник.

◈ Увлекателен как процесс, так и результат игры.

◈ Садиться можно не по кругу, а в линию. В этом случае последний участник повторяет вслух то, что он услышал, а первый участник — первоначальную фразу.

Ручеек

◈ Число участников нечетное.

◈ Разбившись на пары, игроки встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой. Образуется своеобразный коридор. Тот, кто остался без пары, направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе пару. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало. И все повторяется.

◈ Играть в эту игру лучше под музыку.

Совушка

Необходимый инвентарь: мел, скамейка.

◈ В углу площадки чертят круг — «гнездо совушки». Около круга ставится скамейка. Нужно выбрать руководителя и водящего — «сову». Остальные — «полевые мышки». Совушка становится в своем гнезде, а мышки — вдоль стен, в своих «норках».

◈ Руководитель говорит: «День!». Все мышки выбегают в центр игровой площадки, бегают, веселятся, а совушка в это время спит в своем гнезде.

◈ Когда руководитель говорит: «Ночь!» — все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, не шевелится ли кто из игроков. Пошевелившуюся мышку совушка забирает к себе в гнездо. Так она ловит мышек, пока руководитель не скажет: «День!». По этому сигналу совушка улетает к себе в гнездо, а мышки снова могут бегать и резвиться. Когда в гнезде у совушки окажется 3-5 мышат, выбирают новую сову и начинают игру с начала.

◈ Хотя мышкам и не разрешается шевелиться, когда сова выходит на площадку, за спиной совы они могут менять позы, но так, чтобы она этого не заметила. Пойманные мышки сидят на скамейке — в гнезде у совы — и не участвуют в игре до смены водящего.

◈ По команде «День!» совушка должна обязательно улетать к себе в гнездо.

Гонка мячей

Необходимый инвентарь: два мяча.

◈ Игра существует в нескольких вариантах. Все играющие делятся на две команды, которые выстраиваются шеренгами. Первые игроки в каждой шеренге держат по мячу.

Вариант 1

◈ По команде «Мяч!» мяч передается над головой, затем игроки поворачиваются на 180°, широко расставляют ноги и обратно мяч прокатывают под ногами. На протяжении всей игры все остаются на своих местах. Команда, сумевшая раньше передать мяч в одну сторону над головой и обратно под ногами, выигрывает. Если у какого-то игрока мяч упал или укатился из-под ног, то следующий за ним игрок должен поймать мяч, вернуться на свое место и продолжить игру.

Вариант 2

◈ По команде мяч передается над головой от начала шеренги до конца. Замыкающие игроки, получив мяч, бегут и становятся первыми в шеренге, после чего снова начинают передавать мяч. Когда игрок, начинавший игру, окажется последним, то он должен, получив мяч, пробежать вперед, стать первым в своей шеренге и поднять мяч над головой. Побеждает та команда, которая закончит первой.

Вариант 3

◈ Игра проходит так же, как в варианте 2, но мяч не передают над головой, а перекатывают под широко расставленными ногами. Расстояние между игроками должно быть не менее 40-60 см.

Попрыгунчики-воробушки

◈ На земле или на полу чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий — кошка, которая сидит или стоит в середине круга. Остальные играющие — воробьи — становятся вне круга.

◈ По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный воробей остается у кошки в центре круга. Когда кошка поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из числа не пойманных птичек. Игра начинается с начала.

◈ Кошка может ловить только в пределах круга. Поймать воробушка — значит коснуться его рукой.

◈ Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по договоренности).

Два Мороза

◈ На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15 метров линиями отмечают дома. Выбирают двух водящих — Морозов. Остальные ребята выстраиваются в одну шеренгу за линией дома, а посередине площадки — на улице — стоят два Мороза.

Морозы обращаются к ребятам со словами:

Мы — два брата молодые,

Два Мороза удалые.

Я — Мороз, красный нос.

Я — Мороз, синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

◈ Ребята отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

◈ После этих слов ребята бегут из одного дома в другой (за черту на другом конце площадки). Морозы ловят и «замораживают» пробегающих. Осаленные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их заморозил Мороз. Затем Морозы опять обращаются с теми же словами к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваясь до них рукой и тем самым позволяя им опять войти в игру.

Прятки

◈ Выбирают водящего с помощью считалки или по жребию. Можно выбирать и так: все участники становятся в круг, и один начинает считать с себя до десяти (если играющих мало, то до пяти). Каждый, на кого выпадет число десять, выходит из круга. Водящим становится тот, кто останется последним.

◈ Водящий становится лицом к стене и медленно считает до определенного числа (если играют в квартире, то достаточно до 10). Остальные в это время прячутся.

◈ Со словами «Я иду искать, кто не спрятался, я не виноват» водящий отправляется на поиски.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не найдут всех игроков. Тот, кого нашли первым, становится водящим.

Поймай и угадай

◈ Выбирают водящего. Завязывают ему глаза. Его задача — поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого он поймал. Если водящий ошибся, то он должен отпустить игрока и ловить заново. Если угадал, то пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

◈ Так как глаза у водящего завязаны, то он ориентируется на звуки. Остальные игроки должны хлопать в ладоши, привлекая его внимание.

Штандер

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Эта игра интересна, когда в ней участвуют от пяти человек и больше.

◈ Выбирают водящего. Затем все становятся в круг, и водящий, подбросив мяч вверх, выкрикивает имя одного из участников. Последний, поймав мяч, пытается попасть им в кого-нибудь из убегающих.

◈ Если названный водящим участник ловит мяч на лету, то у него две возможности: подбросить мяч вверх и выкрикнуть имя следующего игрока или крикнуть: «Штандер!» — после чего все замрут и можно будет спокойно запятнать какого-либо участника.

◈ Правила таковы, что тому, в кого целятся, нельзя сходить с места, однако он вправе по-другому уклоняться от мяча: приседать, подпрыгивать вверх и т. д. Если игрок, которого пытались запятнать, ловит мяч, то может запятнать другого играющего. Тогда этот игрок становится водящим.

Гуси-лебеди

◈ Выбирают вожака и волка. Остальные дети играют роль гусей. Волк прячется в сторонке: за горой. Гуси уходят в один конец: отправляются в поле. Вожак прохаживается на другом конце, возле дома, да поглядывает. Завидев волка, он зовет гусей:

Вожак:

— Гуси-лебеди, домой!

Гуси:

— Почто?

Вожак:

— Волк под горой.

Гуси:

— А чего ему надо?

Вожак:

— Серых гусей пощипать да косточки глодать.

◈ Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га», — а волк их ловит. Кого поймает, того отводит за гору, и игра возобновляется.

Цвета

◈ Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в ряд на одной стороне площадки или комнаты.

◈ Водящий отворачивается и загадывает какой-либо цвет. Например, красный. Он поворачивается и внимательно смотрит.

◈ Игроки, у которых в одежде присутствует названный цвет, могут спокойно перейти на другую сторону площадки.

◈ Остальные должны тоже перебраться на другую сторону, но водящий может любого из них поймать. Тогда пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

Снежный бой-2

Необходимый инвентарь: бумага.

◈ Активная игра для большой компании шумных детей. Нужна просторная комната. Поделите комнату пополам (можно длинной елочной мишурой) и разделитесь на две команды. Дайте каждой команде одинаковое количество листов бумаги для снежков.

◈ По команде начинайте перебрасываться снежками. Как только прозвучит команда «Стоп!» каждая команда начинает считать снежки на своей половине комнаты. Выигрывает та команда, у которой снежков меньше.

Перепрыгни

Необходимый инвентарь: скакалка.

◈ Выбирают водящего. Игроки встают вокруг водящего. Он приседает на корточки и начинает крутить вокруг себя скакалку чуть выше пола. Игроки должны перепрыгивать через нее.

◈ Есть два варианта ведения игры:

♦ Игрок, который не успел перепрыгнуть и скакалка задела его по ногам, становится водящим.

♦ Игрок, которого задело скакалкой, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока на поле не останется один игрок. Он и считается выигравшим. После этого выбирают нового водящего.

 

«Молчанка»

Играющие садятся в ряд. Водящий ходит перед ними и поёт:

Кони, кони, мои кони,

мы сидели на балконе,

чай пили, чашки мыли,

по-турецки говорили:

чаб-чаляби, чаб-чаляби!

Прилетели журавли

и сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрёт,

тот получит шишку в лоб!

Не смеяться, не болтать,

и солдатиком стоять!

Сразу после окончания песни все должны «замереть» — молчать и не двигаться. Водящий подходит к каждому и говорит что-нибудь смешное, старается рассмешить гримасами. Кто засмеётся или заговорит — из игры выбывает. Иногда, по уговору, он ещё получает и щелчок в лоб.

«Гуси и волк»

Один из играющих — «волк», остальные — «гуси». «Волк» стоит напротив «гусей» и переговаривается с ними:

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да, да, да!

— Ну, летите!

— Нет, нет, нет —

серый волк под горой,

зубы точит, съесть нас хочет,

не пускает нас домой!

— Ну, летите как хотите,

только крылья берегите!

Тогда «гуси» бегут и кричат: «Га, га, га!» В это время «волк» ловит их. Те, кого он поймал, считаются «съеденными». Остальные опять выстраиваются напротив «волка» и продолжают игру до тех пор, пока не останется один «гусь». На этом игра останавливается. Последний «гусь» становится «волком», и всё начинается сначала.

«Медведь»

Один из ребят изображает «медведя» и садится на корточки. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:

У медведя во бору

грибы, ягоды я рву,

а медведь не спит,

всё на нас глядит!

Лукошко опрокинулось,

медведь за нами кинулся!

По окончании песни «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым «медведем», и игра повторяется.

«Яблонька»

Дети становятся в круг. На середину выходит девочкам яблонька», её имя называется в песне, и она изображает всё, о чём поётся. Взявшись за руки и двигаясь то в одну, то в другую сторону, все поют:

Мы посадим яблонъку — на горе, на горе,

наша яблонъка расцветёт — по весне, по весне!

Вырастай, яблонъка, вот такой вышины;

распускайся, яблонъка, вот такой ширины.

Расти, расти, яблонъка, в добрый час,

потанцуй, Машенька, поскачи для нас.

Ой как наша яблонъка да распустилась.

Ой как наша Машенька да закружилась.

А мы нашу яблонъку все трясти будем,

а мы сладки яблочки собирать будем.

А мы нашу яблонъку все пощиплем

да от нашей Машеньки убежим вихрем!

При словах «такой вышины» и «такой ширины» играющие поднимают, а затем разводят руки. При словах «трясти будем» все плавно подходят к «яблоньке» и движениями изображают, как трясут её и собирают упавшие яблоки. Со словами «щипать будем» легко щиплют девочку и тут же разбегаются. «Яблонька» бежит ловить: кого поймает, тот — «яблонька».

«Баба-яга»

Один из играющих ребят — «Баба-яга». Он становится в углу комнаты. Ребята подходят к нему и дразнят:

Баба-яга — костяная нога,

с печки упала, ногу сломала.

Пошла в огород, испугала народ.

Побежала в баньку, испугала зайку!

«Баба-яга» начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать кого-нибудь из увертывающихся и убегающих детей. Кого «Баба-яга» поймает, с тем меняется ролями. Игра продолжается.

infourok.ru

Материал по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Подвижные игры на переменах

Подвижные игры на переменах

1 группа:

Цель: развитие реакции и выносливости.

Игра: « Картошка»

Возраст играющих: от шести лет.

Количество игроков: 4 и более.

Описание игры
Игроки встают в круг и бросают мяч друг-другу, стараясь его поймать.
Тот, чья подача оказалась неудачной —  садится в круг (становится «картошкой»). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч — становится картошкой.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

Игра «Одиннадцать»

Игра «Одиннадцать» очень похожа на «Картошку». Все также становятся в круг и первый пасующий произносит: «Один». Следующие игроки про себя считают пасы, одиннадцатый должен мяч отбить в землю. Если просчитался, то садится в круг.

2 группа:

Цель: развитие координации движения

Игра: «Удочка»

Возраст играющих: от шести лет

Количество игроков:10-20 человек

Веселая детская игра со скакалкой на выносливость и координацию движений. В нее можно играть очень большой группой (10-20 человек).

Описание игры:

Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.  Тот, кто заденет скакалку становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которые не задели скакалки.

Игра «Твистер»

Возраст играющих: от шести лет

Количество игроков:2 и более человек

Описание игры:

 В игровой набор входят игровое поле, рулетка и подробная инструкция. Сначала нужно освободить место на полу для игрового поля, затем раскатать его. На нем расположены  ряды по шесть кружков основных цветов. Назначьте ведущего. Ведущий не будет участвовать в игре. 

Его задачи следующие: 1) следить за выполнением правил; 2) крутить рулетку; 3) объявлять, кто и как действует.

     Остальные игроки команды разбиваются на две команды. Ведущий крутит игровую рулетку, называя цвет и часть тела, на которые указала стрелка. К примеру: «Правая нога, желтый». Все игроки  одновременно (есть варианты игры, когда Ведущий называет игрока, который должен поменять своего положение) пытаются выполнить его указания, следуя следующим инструкциям:

*Каждый игрок должен попытаться поместить названную часть тела в свободный круг названного цвета. Для нашего примера, каждый игрок должен поставить правую ногу на желтый круг.

*Если Ваша названная рука или нога уже находятся на круге названного цвета, Вы должны попытаться переместить это в другой круг того же самого цвет.

*Нельзя ставить больше одной части тела на один круг. Если игроки пытаются встать на один и тот же круг, Ведущий должен решить, кто из них был первым.

*Нельзя снимать руку или ногу с круга, пока Ведущий не объявил новую позицию. Исключение: Вы можете снять руку или ногу с круга для того, чтобы пропустить руку или ногу другого игрока, но об этом надо заранее предупредить Ведущего.

*Нельзя опираться коленями или локтями.

*Если все 6 кругов одного цвета заняты, Ведущий должен вращать игровую рулетку до тех пора, пока не выпадет свободный цвет.

 Любой игрок, который падает или касается циновки локтем или коленом, немедленно выбывает из игры. (Если Вы чувствуете, что новое положение невозможно, или заставит Вас падать, Вы можете выйти из игры самостоятельно).

 Последний игрок, оставшийся в игре, является победителем!

Игра «Царь-царица…»

Возраст играющих: от шести лет

Количество игроков:10-20 человек

Описание игры:

Для игры нужна скакалка. Принимать участие в игре могут десять-двенадцать человек. Выбирается первый водящий. Остальные становятся вокруг него на расстоянии вытянутой скакалки.

Водящий крутит скакалку по кругу, держа её за один конец. Участники игры должны через неё перепрыгивать, когда она будет находиться у них под ногами. При этом водящий произносит следующую считалку: «Царь-царица, клоп-мокрица, куколка-балетница, воображуля-сплетница». Если участника игры заденет скакалка на каком-то слове, тот и будет так именоваться. Этот участник выбывает из игры. Последний оставшийся участник – победитель игры.

 При продолжении игры водящего меняет первый выбывший из предыдущей игры.

Игра «Арам-шим-шим»

Возраст играющих: от шести лет

Количество игроков:6 и более человек

Описание игры:

Все игроки становятся в круг, в центре круга стоял водящий. Водящий закрывает глаза, вытягивает вперед руку с вытянутым указательным пальцем, крутится с закрытыми глазами и вытянутой рукой по часовой стрелке. Все игроки в кругу, держась за руки, водят хоровод вокруг водящего (против часовой стрелки) и все приговаривают:

Арам-шим-шим,

Арам-шим-шим,
Арамия-Дульсия,

Покажи-ка на меня.

Раз! Два! Три!

Это верно будешь ты!

Все останавливаются. На кого указывает палец ведущего, выходит в центр круга и они с водящим становятся спиной друг к другу. Дальше все хором кричат: «Раз! Два! Три!», и игрок с водящим должны повернуть голову в любую сторону. Если повернули головы в разные стороны– водящий остаётся тот же, если в одну сторону — игрок с водящим меняются ролями.

3 группа

Цель:укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Игра : «Зеркало»

Возраст играющих: от восьми лет

Количество игроков:может быть любым, но будет лучше, если они разделятся на группы по три-четыре человека

Описание игры

Выбирается один ведущий, за которым все остальные должны повторять прыжки. Ведущий должен менять прыжки через каждые 10 (на одной или двух ногах, скрещивая руки, 2 прыжка за один оборот скакалки).

Игра: «Десяточка»

Возраст играющих: от девяти  лет

Количество игроков:может быть любым, но будет лучше, если они разделятся на группы по три-четыре человека

Описание игры:

Игра состоит из нескольких туров, которые должна пройти каждая из участниц.

Ошибкой считается, если скакалка зацепится за ногу или за голову.

Когда одна из играющих ошибется, то ее место занимает следующая и так далее. Та, что допустила промах, когда до нее снова дойдет очередь, продолжает игру с того тура, в котором ошиблась.

1. Сделать десять прыжков через скакалку на двух ногах.

2. Девять прыжков на правой ноге.

3. Восемь — на левой.

4. Семь — на скрещенных ногах.

5. Шесть

назад на двух ногах.

6. Пять — бегущих вперед.

7. Четыре — бегущих назад.

8. Три прыжка вперед на двух ногах, скрестив руки спереди.

9. Два прыжка со скрещенными руками, но только назад.

10. Один прыжок со скрещенными руками и ногами назад.

Побеждает та участница, которая первой придет к финишу.

Подвижная игра с обручем (вращение обруча) развивает в ребёнке гибкость, ловкость и пластику. Улучшает координацию движения  и, самое главное, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Кроме того, регулярные занятия с обручем хорошо сказываются на мышцах рук и ног, спины, плеч и на работе кишечника.

4 группа

Цель: развитие внимания, ловкости, глазомера.

Игра Magiccatchballset (2 тарелки с липучками, мягкий мяч)

Возраст играющих: от семи лет

Количество игроков: 2 человека

Описание игры:

Суть игры в том, что у игроков две тарелки со специальным мягким покрытием, за которое легко цепляется мячик — принцип липучки, которыми они ловят этот мячик и кидают его друг другу.

Бадминтон

nsportal.ru

Картотека (1 класс) по теме: Учебно-методический материал «Подвижные игры в школе на переменах»

Подвижные игры

в школе на переменах

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В КОРИДОРЕ

 Пионер, дай смену

Игра организовывается для детей в коридоре школы. Класс условно делят на две команды. В каждой команде школьники берут друг друга за руки и растягиваются в шеренгу. Шеренги детей стоят лицом друг к другу. Одна из команд (определяется жребием) хором произносит: «Пионер, пионер, дай смену!» Вторая отвечает: «Кого?» Далее первая команда школьников называет имя человека из состава второй команды, которого они приглашают к себе. Выбранный ученик бежит к первой шеренге и пытается прорваться между руками детей из первой команды. Если у него получилось и дети отпустили руки – он забирает одного из детей первой команды, и они вдвоём возвращаются во вторую шеренгу. Если же первая шеренга удержала школьника, не разорвав руки, он остается в новой команде.

 

Платочек

 Дети становятся в круг и присаживаются на корточки (при желании, можно стоять). Ведущий берёт предмет (кубик, платок, небольшой портфель) и идёт с ним по кругу, повторяя песенку: «Я несу, несу платочек под малиновый кусточек». При этом он старается незаметно оставить предмет сзади чьей-то спины. Если ему удалось, и он, оставив «платочек» на полу сзади ребёнка, прошёл круг и опять пришёл к оставленному предмету, то зевака становится водящим. Каждый ребёнок в круге старается быть внимательным и заметить, когда за спиной появится предмет. Если он заметил, он встаёт, берёт «платочек» в руки и догоняет водящего.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В КЛАССЕ

 Ручеёк

Дети строятся парами друг за другом. Каждая пара соединяет руки, поднимает их вверх. Образуется коридор. По живому коридору проходит ученик и выбирает себе пару. Тот, кого он выбрал, идёт за ним, они выходят их коридора и становятся первой парой. Оставшийся без пары идёт к последней паре и входит в живой коридор, выбирая себе нового партнёра.

Ниточка с иголочкой

Игра может быть организована даже в помещении небольшого класса. Дети строятся в шеренгу друг за другом. Первый ученик – иголочка, все остальные — ниточка. Иголочка передвигается по классу, все остальные играющие повторяют за ним передвижения: проходят между партами, переступают стулья, обходят вокруг стола учителя.

 Петушки

Эта игра требует ловкости. Для игры выбираются два ребенка. На полу рисуют окружность. Играющие становятся внутрь линии, каждый сгибает в колене любую ногу и удерживают её рукой. В таком положении (на одной ноге) дети пытаются грудью вытолкнуть друг друга из круга. Побеждает тот, кто остался внутри нарисованной окружности.

 

Путаница

Также представляет подвижные игры для детей на минимальном пространстве. Водящий выходит из класса, дети становятся в круг и берутся за руки. Дальше они запутывают свой круг, переступают друг через друга или пролазят под соединёнными руками соседей. Единственное важное условие – руки не должны расцепляться. Образуется путаница. Когда запутываться дальше некуда, зовут водящего. «Бабка, бабка, нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Водящий возвращается в класс и пытается разобрать путаницу, указывает играющим, куда им переступать и как поворачиваться. Если нитка разорвалась, игра начинается заново.

Содержание

1.Подвижные игры в коридоре

   Пионер, дай смену

   Платочек

   Третий лишний

   Панас

2. Подвижные игры в классе

    Ручеёк

    Ниточка с иголочкой

    Петушки

    Путаница

3. Подвижные игры на площадке школы

Третий лишний

Игра для младшего школьного возраста годится и для детей среднего возраста, и даже для старшеклассников. Одноклассники становятся в круг по два человека (выбор пары произвольный). Дети в парах стоят один сзади другого, первый и второй. Выбирают того, кто будет убегать (первый), и того, кто будет догонять (второй). Первый убегает от ловца и может в любой момент встать перед какой-либо парой (с внутренней стороны круга). В это время последний человек из этой пары должен быстро выбежать со своего места и начать бег по кругу от догоняющего. Если он зазевался и его догнали, роли меняются и он сам становится ловцом.

Убегая, каждый участник занимает место перед любым играющим, при этом он становится первым в паре, а тот, кто был первым, становится вторым.

Панас

Игра организовывается на переменах в коридоре. Водящему завязывают глаза шарфом или платком, несколько раз оборачивают его вокруг себя и оставляют. Все играющие дети хлопают в ладоши и зовут «Панас! Панас!» Водящий ловит игроков, ориентируясь на звук хлопков.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПЛОЩАДКЕ ШКОЛЫ

Самые популярные подвижные уличные игры для младших школьников, в которые можно играть на перемене – это прыжки на скакалке, на резиночке и в классики (обычно прыгают девочки).

Старинная игра в городки больше популярна у мальчиков. В «городках» из деревянных чурбачков складывают фигуры (ворота, пушка, колодец, стрела). Фигуры размещают в нарисованном на земле квадрате. На расстоянии нескольких метров обозначают линию кона, с которой сбивают фигуры деревянной битой. Соревноваться в меткости можно индивидуально или командами.

 

nsportal.ru

Игры на переменах для обучающихся 1-4 классов.

Игры на переменах для обучающихся 1-4 классов.

Организационно — педагогические требования к проведению подвижной игре.

Как правильно организовать перемену?

Главное назначение перемены- приостановить развивающееся в процессе учебных занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить развитие острого хронического умственного утомления у детей и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Кроме того, как показали наблюдения, хорошо организованная подвижная перемен а- важный фактор улучшения двигательного режима детей в борьбе с гиподинамией.

Подвижные игры на переменах классифицируются по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. Наблюдения позволили выделить три степени нагрузки: малую, среднюю, большую. К первой степени отнесены игры, в процессе которых отмечается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту от исходного, ко второй степени- до 180%, к третьей- свыше180% ударов в минуту.

В процессе игры существенно повышается кровоснабжение утомленного мозга детей, усиливается дыхание, улучшается функциональная деятельность.

Учитель должен в процессе игры дозировать физическую нагрузку, учитывая подготовленность детей, размеры площадки, длительность игры, характер упражнений, входящих в нее, количество повторений и интервалы отдыха между ними.

Следует поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей, отвечающие требованиям подвижной перемены.

К сожалению, нередко, учителя, не успев разъяснить домашнее задание или повторить новый материал, делают это за счет перемен, сокращая тем самым время отдыха детей.

Как правило, объяснение проходит в шуме, при отсутствии должного внимания обучающихся.

Не отдохнув, обучающиеся плохо воспринимают материал следующего урока. Мало того, систематические нарушения школьного режима, серьезно отражаются на здоровье детей- накапливается утомление, изнуряется нервная система, резко снижается жизнедеятельность организма.

Исследования показывают, что наибольшую оздоровительную ценность имеют подвижные игры, проводимые на свежем воздухе.

Слишком большая нагрузка в начале перемены может вызвать у ребят чувство усталости и неблагоприятно скажется на их работоспособности.

Важнейший результат игры- радость и эмоциональный подъем.

Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам подвижной перемены.

К подвижной перемене предъявляются те же основные требования, что и к занятиям физической культуры: организованное их начало, постепенное нарастание физиологической нагрузки и снижение ее в конце занятий.

Слишком большая нагрузка в начале перемены может вызвать у ребят чувство усталости и неблагоприятно скажется на их работоспособности.

Практика показала, что на большой перемене можно провести 2-3 игры: сначала игру средней интенсивности, затем высокой и наконец- малой интенсивности. Такая схема

Построения перемены в наибольшей степени соответствует ее задачам.

Рекомендуется использовать на переменах знакомые детям игры, чтобы не терять времени на объяснение.

Во время перемены можно использовать игротеку. В удобном месте установить небольшую коробку с мелким игровым инвентарем.

Наиболее оздоровительный эффект достигается при проведении подвижных игр

на свежем воздухе. Однако это не всегда возможно из-за погоды. Предварительно помещение должно быть проветрено и приспособлено для проведения игр.

Перечень игр и их примерное распределение в частях перемены

infourok.ru

Методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме: Игра на перемене в начальной школе, как метод адаптации и социализации детей с ОВЗ.

                               Общеобразовательное  муниципальное учреждение школа-интернат № 3

Методическая разработка на тему: «Игра на перемене  в начальной школе, как метод адаптации и социализации детей с ОВЗ.»

                                                                                                                                                Подготовила: тьютер Гладких О.Н.

                                                                                         Воронеж 2017

Игра на перемене  в начальной школе, как метод адаптации и социализации детей с ОВЗ.

Для младших школьников игры – основной вид деятельности. Подвижные игры в школе на перемене были веселым развлечением, коротким перерывом между уроками. Учебный день пролетал незаметно.

Для детей очень важно чередовать физическую нагрузку с умственной – это позволяет им меньше уставать, удовлетворять потребность в движении и общении. Игры для детей в школе на перемене благоприятно действуют на работоспособность и физическое состояние младших школьников с ОВЗ.

 Для чего  нужны игры на перемене в начальной школе для детей с ОВЗ?

         Для младших школьников игры помогают адаптироваться, в том числе найти друзей и попрактиковаться в общении.

Игры  на перемене развивают умение быстро принимать решение, совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, помогают развивать силу, ловкость, сообразительность и выдержку.

Двигательная активность способствует физической разрядке. У детей поднимается настроение, что благоприятным образом сказывается и на учёбе. Переключив внимание, дети избегают утомления. Снижается нагрузка на зрение.

  1. Правила организации игр на перемене.

        При соблюдении некоторых правил, игры на перемене станут отличным способом поддержать здоровье школьников.

1.Чем проще правила игры, тем лучше.

2.Для проведения игр школьникам выделяются специальные места.

3.В любой игре участие должно быть добровольным.

4.Игра не должна быть долгой по времени, поскольку перемены короткие, а ученикам еще нужно успеть подготовиться к следующему уроку.

5. Стоит поддерживать стремление детей организовывать игры самостоятельно.


Я предлагаю следующие игры на перемене в начальной школе для детей с ОВЗ:

  1. «Ручеек»

Для этой игры нужно нечетное количество участников, один из которых будет выполнять роль водящего. Все дети, кроме водящего, делятся на пары, берутся за руки и встают друг за другом. Высоко поднимая руки, но не размыкая их, играющие образуют живой «коридор», внутри которого (внутри ручейка) быстро проходит водящий и забирает с собой одного участника. Образовавшаяся пара становится в конце, а оставшийся без пары игрок становится новым водящим.

  1. «Испорченный телефон»

Испорченный (глухой) телефон — один из вариантов спокойной игры для начальной школы на переменах. Лучше играть с количеством участников от 5 человек, т.к. чем длиннее «цепочка», тем веселее результат.

Участники садятся в ряд на скамейку. Правила игры подразумевают выбор ведущего, который загадывает слово и тихо шепчет его первому участнику в цепочке испорченного телефона, чтобы не услышали остальные. Затем первый участник также тихо передает на ухо второму игроку, то, что он услышал и так до конца цепочки. Игрок, который находится в цепочке последним, громко говорит слово, которое он услышал. Как правило, результат очень отличается от загаданного ведущим слова и вызывает смех.

Новым ведущим становится участник, последний в цепочке, остальные сдвигаются, пуская на первое место бывшего ведущего.

«Море волнуется раз…»

В этой игре выбирается ведущий,который считает: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три фигура…на месте замри», и называет любое животное или фантастический персонаж. Играющие дети должны замереть в позе того или иного животного. Ведущий подходит к каждому игроку и «включает его».Игрок должен изобразить повадки животного, которого он задумал. После того, как ведущий «просмотрел» всех игроков, он выбирает понравившегося и тот становиться ведущим.

«Кляксы»

Педагог раздает детям заготовки, где изображены кляксы. Дети должны «увидеть» в этих кляксах какие-либо предметы или животных. Эта игра развивает воображение.

«Мусорка страха» (психологический тренинг-игра)

Учитель предлагает детям нарисовать свои страхи. Затем предлагает порвать лист с рисунком на мелкие кусочки. Если  ребенок желает можно и потоптать эти кусочки. После этого дети выкидывают весь мусор в специально заготовленный мусорный пакет (где написано Мусорка страха).

Здесь я привела в пример всего пять игр. Таких игр бесконечное множество и если их все описывать, то придется издавать целую книгу.

Для игр, которые я применяю на переменах я смастерила коробочку «Сундучок игр». В этом сундучке хранятся, написанные на листиках названия игр и дети сами выбирают во что им играть.

Загадки. Скороговорки.

Также в качестве игры можно проводить соревнования по отгадыванию загадок. Делим класс на две команды. И загадываем загадки, по очереди каждой команде. Результаты отгадок фиксируем на доске, за каждую отгаданную загадку 1 балл. Подводим итоги. Команда, которая наберет больше баллов  — выигрывает.

Можно поиграть и со скороговорками. Все участники игры становятся в круг. Ведущий произносит скороговорку два раза сначала медленно, а потом быстро. А каждый участник повторяет. Кто ошибется, тот выбывает из круга. Победителем становится участник, последним оставшиеся в круге.

        Таким образом, арсенал используемых игр на перемене безграничен. Все зависит от фантазии педагога и детей. Следует также отметить, что главным здесь является способность самих детей организовать игру, а педагог является как бы координатором этого процесса.

Приложение 1.

Игры.

1. Ручеёк

2. Испорченный телефон

3. Море волнуется раз…

4. Съедобное-несъедобное

5. Угадай кто.

6. Кто летит?

7. Каравай.

8. Варим суп.

9. Займи облачко.

10. Зеленый, красный, желтый.

Приложение 2.

Загадки и скороговорки.

Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные не натощак)

На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)

Сколько минут надо варить крутое яйцо – две, три, пять? (Нисколько, оно уже сварено. Варят вкрутую)

Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят)

Где вода стоит столбом? (В стакане)

Когда руки бывают местоимениями? (Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ)

Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошвы сапог)

По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице)

Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины леса, дальше он уже выбегает из леса)

Что случается с вороной через три года? (Ей идет 4-й год)

Скороговорки.

     От топота копыт пыль по полю летит.

Архип осип, Осип охрип.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.

Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки.

Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Ходит кошка вокруг, мышка вдруг под рундук, мышка вдруг под сундук.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать.

Наш Полкан попал в капкан.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла — так мылась Мила.

Ушел косой козел с козой.

Приложение 3.

Турнирная таблица для соревнования.

Мальчики            Девочки

1                            1

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о