Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
| Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
| Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
| Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
|
multiurok.ru
Памятка к родительскому собранию на тему «Как помочь ребёнку стать внимательным?»
Родительское собрание на тему: «Как помочь ребёнку стать внимательным?»
Родительское собрание:
«Как помочь ребёнку стать внимательным?»
«Гений – это внимание.
Не важно, кто это сказал, важно, что это так»
Задачи: познакомить родителей с особенностями внимания младших школьников; показать важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить с методами и приемами развития внимания первоклассников
Оборудование: памятки, анкеты, листы с описанием развивающих игр, наглядный материал для развития внимания, презентация.
Форма: информационно-практическая беседа.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Вступительное слово
Уважаемые родители!
Сегодня мы обсуждаем проблему, связанную с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Прошу Вас заполнить анкету.
Анкета для родителей
1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения задания?
— да — трудно сказать (и да, и нет) — нет
2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
— да — трудно сказать (и да, и нет) — нет
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ ответов анкеты.
— Смогли ли Вы ответить на все вопросы анкеты? Что не хватает Вам для этого? (знаний, умений, опыта). Я предлагаю Вам провести сегодняшнее собрание на тему: »Как помочь ребёнку стать внимательным?» в виде информационно-практической беседы.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент – необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Выделяют 3 вида внимания:
1.Непроизвольное
2.Произвольное
3.Послепроизвольное
Непроизвольное возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.
С возрастом, в процессе игры, обучения и общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи со вниманием. Поэтому понятно значение внимания для развития всех психических процессов. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как:
Концентрация
Устойчивость
Распределение
Переключение
Увеличение объема усвоенной информации
Возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
2. Анализ результатов учебной деятельности учащихся:
Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки – зуки)
Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах
(трва – трава)Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, то это связано с неустойчивостью произвольного внимания (тарава – трава)
Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания
Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях поведения и внешнего вида, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, устойчивость позы, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания связаны с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, неуверенностью, тревожностью.
Помните, внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители.
А сейчас мы с вами ознакомимся с эффективными средствами развития внимания детей.
Каждой группе раздаётся описание игры или игрового упражнения. Вам даётся 10 минут для знакомства с содержанием, к подготовке к выступлению, в котором показывается, как проводится эта игра или приём.
1.Охота на кота.
Детям предлагаются тексты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из газеты, журнала. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: к, о, т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.
2.Зеркало.
Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.
3.Летит — не летит.
Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы ит.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибается платит фант.
4.Самый внимательный
Послушайте внимательно текст и подсчитайте в нём количество слов со звуком «в»
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
По сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 называть нельзя. Вместо него игрок подпрыгивает (или говорит «не скажу», «гол», или мяукает, или квакает и т.д.). Самый внимательный игрок тот, кто ни разу не произнесёт запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Числа в игре можно менять.
6.Игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, но—га, ва—гон, ке—фир, кол—пак, вил—ка и др. Отвечать нужно быстро.
7.Игра «Повторяй, но не зевай»
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда я буду хлопать в ладоши, вы должны присесть, когда я подниму руки вверх, вы должны подпрыгнуть, когда я присяду, вы поднимите руки в стороны, когда я топну ногой, вы тоже топните. Перед началом игры можно провести репетицию.
8.Игра «Найди слово»
На доске (листке) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово.
Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок.
9.Игровое задание «Имена» (тренировка внимания и наблюдательности)
Инструкция: найдите спрятанные имена. Будьте внимательны, в некоторых предложениях их может быть несколько.
Пример: В предложении «Принеси коФЕ Дяде, сынок» — спрятано имя ФЕДЯ.
• Где лежат бигуди мамы?
• Я акварельными красками рисую радугу.
• Прошу разрешить поставить на этом окне две рамы.
• Зашёл баран на поле гороха и остановился.
• Видны были лишь забор и стена, за которыми шагали дамы.
• Что было раньше на месте панорамы?
• Кошмар! Факел и фонари так им плохо светят.
10.Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания. Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
11.Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти. Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
12.Игра “Построй в темноте” (можно играть всем членам семьи)
На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше — тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
13. Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях
1) Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их.
Например: АВОРОК АЛОКШ КИНЕЧУ АДОГОП АЛКУК ТЕЛОМАС АНИШАМ РОФОТЕВС ЬЛИБОМОТВА
2) Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
б) РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
в) РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
г) ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
4) Найди “спрятавшиеся слова”:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМСЕВНГМШЬ (газета, дом)
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)
АВЛМБЕРЕЗАВОНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга)
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна)
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТОВ (пенал, лес)
5) Разделить “склеенные” между собой слова:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
6)Разделить “склеенные” между собой предложения: БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
7) Вычеркнуть повторяющиеся слова:
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБ
АЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИ
СРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Найди 12 ошибок в примерах:
3 + 12 = 15
15 – 8 = 7
16 + 4 = 22
3 + 3 = 10
16 + 8 = 23
13 – 4 = 9
16 – 9 = 7
16 + 9 = 28
13 – 2 = 10
12 – 6 = 6
15 + 9 = 25
15 – 4 = 11
15 – 2 = 13
19 + 5 = 24
12 – 4 = 6
15 + 5 = 10
14 – 9 = 5
12 – 9 = 3
5 + 17 = 22
7 + 18 = 25
2 + 11 = 13
4 + 18 = 22
6 + 15 = 22
18 – 8 = 10
16 – 5 = 11
12 – 7 = 5
19 – 7 = 13
17 + 7 = 23
19 – 6 = 13
5 + 13 = 18
14 – 6 = 8
16 + 6 = 22
13 – 5 = 8
18 – 4 = 12
14 + 9 = 23
16 – 2 =14
9) Расставь числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
10) Реши задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
11) Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
Памятка для родителей
В качестве решения родительского собрания предлагаю следующие рекомендации.
Уважаемые мамы и папы! Помогите вашим детям стать внимательными.
Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры или подбирая другие.
Постарайтесь научить детей играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».
Учите детей быть наблюдательными – умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть не обычное в обычном, незнакомое в знакомом.
Помните, что внимание – одно из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.
Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
4.Рефлексия
Занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Лучше их проводить в форме игры, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребёнку, его успехам, достижениям.
Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в собрании. Желаю всем успехов в воспитании и развитии детей. Предлагаю каждой группе родителей в конце нашего собрания продолжить фразу: «Сегодня на родительском собрании я (мы) понял(и), что внимание…».
На память о нашей информационно — практической беседе примите, пожалуйста, памятки для родителей.
Благодарю за внимание!
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
2. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Психолог предлагает следующие задания:
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
3. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
4. Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.
5. Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания
Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.
6. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
7. Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.
Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.
8. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
10. Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.
Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды «мухам» подаются отдельно.
11. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
12. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, — говорит пузырь, — пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать — хохотал, хохотал да и лопнул!
infourok.ru
Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
| Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
| Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
| Знаешь ли ты о том, что:
Как же быть внимательным? Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»
|
multiurok.ru
Методическая разработка (1 класс) на тему: Как быть внимательным на уроке.
Мастер-класс
Тема: Как быть внимательным на уроке.
Надпредметный курс «Мир деятельности». 1 класс под редакцией Л.Г. Петерсон.
Основные цели:
1. Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.
2. Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.
3.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
Оборудование:
1)Демонстрационный материал (изданное пособие):
2) Печатный материал (распечатка на принтере):
3.Презентация к уроку
Ход работы.
Вводное слово.
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию..
Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доску вывешивается изображение Знайки
— Вы узнали нашего гостя? Почему его так зовут?
— Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться?
— Знайка много знает, потому что он умеет учиться. А вы помните, как надо учиться? (Вначале надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ.)
— Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но он знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?
— Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Актуализация правил поведения на уроке.
— Знайка приготовил для вас задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в па рах. Что нужно для этого вспомнить? (Правила работы в парах.) Учашиеся по цепочке называют правила парной работы. Давайте теперь посмотрим. какое задание вам приготовил наш гость. Рассмотрите первое задание.
(Организуется работа с заданием 1 в учебном пособии.)
— Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание? (Правила работы на уроке.)
Учащиеся в парах выполняют задание.
— Покажите стрелками, что их надо поменять. Что вы еще увидели? (Не хватает правила «Будь внимательным».)
— Когда нужно соблюдать это правило? (Когда учитель в роли организатора.)
— Запишите в пустом квадрате большую букву В (внимательно).
Учащиеся самостоятельно записывают букву в пустом квадрате задания 1 учебного пособия).
2. Формирование у учашихся представлений о понятии «быть внимательным».
— Ребята, Знайка специально не включил этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше внимание. Скажите, важно ли быть внимательным, когда вы учитесь? (Да.)
— А что значит «быть внимательным» на уроке?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
— Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Давайте в неё заглянем.
(На доску вывешивается эталон понятия «быть внимательным»)
— Прочитайте, что значит быть внимательным? (Это значит слышать. видеть. думать.)
— Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики?
— Почему важно видеть то, что показывают?
— А почему важно думать?
— Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка.
(Учитель вывешивает на доску картинку с изображением мишени)
— Что вы видите?
— Как вы думаете, почему именно мишень? (Внимательный ученик не отвлекается, достигает цели, у него все получается.
— Вспомните ситуации когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили?
— Вспомните ситуации, когда вы были невнимательны. Что получилось в результате?
— А легко ли быть внимательным? Почему?
— Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуем их найти!
3. Задание на пробное действие.
— Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила . Но открыть их вы должны как? (Сами.)
Учащимся предлагается выполнить задание 2 в учебном пособии. Аналогичные карточки с правилами вывешиваются на доску.
Думай о задании (не отвлекайся)
Устал — сделай паузу
Тренируй свое внимание
Делай несколько дел сразу
— Прочитайте каждую карточку .
— Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание 2 в учебном пособии.
— Кто не смог выбрать карточки? Учащиеся поднимают руки.
— Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли выполнить задание.)
— Кто из вас может доказать, что его выбор правильный? (Учащиеся испытывают затруднение.
— Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать, что наш выбор правильный.) Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла
3 Выявление причины затруднения.
— Какое задание вы выполняли? (Выбирали правила, которые помогают быть внимательными на уроке.)
— Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.)
— Назовите тему занятия. (Как быть внимательным на уроке.)
5. Реализация построенного проекта.
Знайка, поможет вам открыть для себя новое знание. Работать вы будете в парах. Помните правила парной работы?
- — Найдите в учебном пособии задание З.
— Вам нужно найти отличия на картинках.
Учащиеся в парах приступают к выполнению этого задания. Через 20-30 секунд учитель выполняет действие, направленное на отвлечение внимания: включает музыку, включает: выключает свет и т.д.
-Что вы сейчас сделали? (Мы посмотрели на вас, перестали выполнять задание .
-Верно, вы отвлеклись и перестали думать над заданием. Смогли вы получить результат (Да/ Нет.)
— Какое же правило поможет вам сохранять внимание, чтобы получить результат? (Думать о задании, стараться не отвлекаться.)
Учитель фиксирует на доске первое правило «Думай о задании, не отвлекайся». — Я вам предлагаю попытаться внимательно выполнить это задание еще раз.
Учащиеся снова приступают к выполнению заданий в парах, а учитель пытается их отвлечь. Вероятнее всего, меньшее число учащихся отвлекутся на действия учителя.
— Кто не отвлекался?
— Смогли вы выполнить задание? Вы получили результат? Помогло вам открытое правило? (Да.)
2. Знайка вам предлагает выполнить следующее задание — «Найди и измени».
(Учитель раздает листы в клетку формата А5.)
— Обведите клеточки в первой строчке через одну. Старайтесь рисовать красиво и внимательно!
— Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки.
— Я вижу, что у вас получились разные клеточки, какие-то из них красивые, а какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво?
— Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? (Мы устали .)
— Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным. В этом случае нужно сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать?
— Знайка рекомендует выполнять специальные упражнения.
Физкультминутка .
— Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? («Устал — сделай паузу».)
(Учитель фиксирует на доске второе правило: «Устал — сделай паузу»)
-Разумно ли делать длинную паузу? Почему? (Пауза не должна быть большой, потому что можно забыть задание … )
3. Учитель вывешивает на доске картинку с изображением спортсменов
— Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.)
— Почему вы так решили? (Они сильные, у них в руках награды, медали … )
— Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? (Нет.)
— Что они делают для этого? (Они тренируются.)
— Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить два таких тренировочных упражнения.
Учитель организует выполнение учащимися двух упражнений.
Упражнение 1.
Учащимся предлагается выполнять инструкцию учителя. Если учитель называет слово «кулак, ученики кладут на парту руку, сжатую в кулак; когда учитель называет слово «ребро», то ученики раскрывают кулак и ребром ладони кладут руку на парту; при слове «ладонь» руку нужно положить ладонью вниз.
— Вам необходимо внимательно слушать, смотреть за моими действиями и повторять без ошибок задание.
Игра проводится несколько раз. В начале игры учитель показывает образец, в дальнейшем может словесно отдавать «приказы».
— Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? ( « Тренировать свое внимание».)
(Учитель фиксирует на доске третье правило).
4. Какое правило осталось? ( «Выполняй несколько дел сразу».)
— Как вы думаете, поможет ли это правило быть внимательным? Почему? (Нет, если выполнять несколько дел сразу, ни одного не сделаешь; а если сделаешь, то неаккуратно, с ошибками. Учитель предлагает для подтверждения ответов детей выполнить несколько дел сразу, например выполнять команды учителя, в это время читать текст и называть вслух свое имя
— Подходит это правило? (Нет.)
— Молодцы! Вы достигли цели!
6. Первuчное закрепление во внешней речи.
— Какой следующий шаг на уроке? (Мы должны закрепить новое знание.)
— Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который ведет передачу на радио? (Ведущий.)
— Правильно
Сегодня по радио ведущий будет говорить о детях из нашего класса. Он будет кого -нибудь описывать. а мы по его рассказу узнаем, кого он загадал:
Помогает ли наша игра «Радио» тренировке внимания? Чем?
— Молодцы!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Найдите в своих пособиях задание 5.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
— Я предлагаю вам оценить свою работу. Сейчас вы будете работать с «Лесенкой успеха» в своих учебных пособиях. Что вы можете оценить с помощью этой лесенки?
— Те, кому наши новые правила не понятны, нарисуйте человечка на нижней ступеньке «Лесенки успеха».
— Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лесенки
- А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы их осмыслить, нарисуйте человечка на 2-й ступеньке «Лесенки успеха».
- Молодцы вы сегодня хорошо поработали.
nsportal.ru
10 способов удержать внимание в классе и провести крутой урок
Конец учебной недели — самое непростое время в школе. Ученикам хочется, чтобы поскорее начались выходные, и учителям приходится прилагать максимум усилий, чтобы последние уроки в пятницу не прошли даром. Учитель географии из Америки Том Дэвидсон предложил десять идей, как разнообразить урок, если ученики вот-вот заснут прямо за партой (или сбегут с последних уроков).
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
1. Рабочие тетради для самостоятельной работы
Как и расширенные конспекты и закрепляющие упражнения, рабочие тетради для самостоятельной работы повышают ответственность ученика за свои знания и дают вам больше времени. Его как раз можно потратить на то, чтобы справиться с проявлениями плохого поведения, которое типично во второй половине дня в пятницу.
Если вы переложите большую часть работы на учеников, у них будут развиваться навыки независимого обучения. Вы же сможете уделить больше внимания тем, кому необходима дополнительная поддержка в учёбе.
Детей нужно расшевелить — тогда они сами увидят, что чем больше ответственности они на себя берут, тем выше их личный прогресс.
2. Шестигранник с интересными вопросами
В конце 80-х годов на американском телевидении была популярна викторина, в которой участники должны были двигаться по шестигранному игровому полю. Если они отвечали правильно, то могли выбрать, в шестиугольник с каким вопросом они хотят перейти дальше.
Что, если организовать занятие в классе по такому же принципу? Ученики смогут так же отрабатывать теоретический или практический материал, но ориентироваться при этом будут на собственные интересы.
Каждому уровню сложности вопросов можно присвоить свой цвет, а школьники будут отвечать на них, чтобы раскрасить свой шестигранник знаний. Вот здесь можно скачать шаблон — тогда механизм игры станет понятнее.
3. «Помидорная методика»
Возможно, вы слышали о «помидорной методике», когда занятия делятся на сессии по 20-25 минут, а после них всегда идёт пятиминутный перерыв для восстановления внимания.
Она полезна во время подготовки к решающим экзаменам, а нам поможет пробудить учеников, которые периодически впадают на занятиях в летаргический сон. Если на уроке вы хотите повторить материал, поступите следующим образом: в течение 15 минут ученик должен самостоятельно повторять материал, затем пять минут проверять повторенное у себя или другого ученика, а затем ещё столько же отдыхать.
Перед тем, как использовать эту технику, не забудьте напомнить ученикам правила эффективного повторения!
4. Ученики в роли учителей
Ученики могут заменить учителя на уроке со своими сверстниками — в умелых руках это приём даст хороший результат. Множество исследований доказали, что человеку легче выучить, а потом вспомнить материал, объясняя его другому.
Этот метод можно применять как в малых группах, так и на занятиях в больших классах — в таком случае попробовать себя в роли учителя смогут больше учеников. Заранее предупредите всех о своём намерении предоставить им время на учительском месте на несколько минут, чтобы они могли подготовить свой урок и хорошо его провести.
5. Упражнения на принятие решений
Нередко кажется, что ученики схватывают материал на лету, но когда дело доходит до того, чтобы применить эти знания на практике, они испытывают затруднения. В таком случае попробуйте создать упражнение, в котором нужно показать не только свои знания, но и понимание материала.
Например, на уроке географии мои ученики самостоятельно придумывали план международного реагирования на чрезвычайные ситуации и распределения ресурсов между разными регионами нашей планеты. Главное — чётко поставить границы и описать правила, которыми они должны руководствоваться, чтобы создать реальный план. Так ученики будут использовать знания и творческое мышление для поиска конкретных жизненных ситуаций.
6. Короткие презентации
Признайтесь, устные выступления заслуживают больше времени, чем мы им уделяем. Почему бы не использовать желание поболтать на уроках, которое возникает к концу рабочей недели, в учебных целях?
Ученики могут подготовить презентацию на узкую тему, рассказать о том, что они сейчас изучают, провести небольшое исследование на уроке и сразу же представить его результаты.
Чётко оговорите время, которое уделяете практике до того, как дети начнут работать.
7. Тренировка для будущего оратора
Важно постоянно учиться говорить на публике, чтобы не сталкиваться с трудностями при подготовке к дебатам или презентациям. Практикуйте короткие выступления на каждом уроке.
Это поможет развить множество навыков. Навыки публичного говорения, уверенность, грамотность, хорошее знание предмета — четыре вещи, которые нужно тренировать регулярно. Также важно объяснить ученикам, что лексика, которую они используют для презентации, зависит от их аудитории и обстановки, в которой идёт презентация, формальной или неформальной.
8. Новостная методика
Наряду с навыками публичного выступления, не забывайте о не менее важном пункте — осведомлённости о текущих событиях. Да, мы не очень любим прислушиваться к плохим новостям, они же практически всегда плохие.
Интересная методика поможет заинтересовать детей в событиях, которые, как им кажется, к ним не имеют отношения. Ученики разбираются на группы — новостные бригады — и готовят обзор какой-либо истории.
Уделите время навыкам представления информации и важности проверки фактов и не разрешайте слишком часто обращаться к интернету!
9. Квест на конкретную тему
Это хороший запасной вариант, чем занять учеников в конце учебной недели вне зависимости от предмета. Квест может быть как простым, так и сложным — вы решаете это сами.
Разбейте студентов на пары, дайте им контекст и список вещей, который они должны найти — пусть они работают, полностью полагаясь только на себя. В такой форме проще усваивать теоретический материал, а практическое задание позволит задействовать всё внимание учеников.
Всё, что от вас требуется — спрятать в классе 20-30 вещей и придумать задания, связанные с вашим предметом.
10. Рекламная кампания
Позвольте ученикам самим придумать настоящую рекламную кампанию, нарисовать рекламный плакат или написать текст, а потом убедить в правоте своей идеи аудиторию.
Здесь двоякая цель. Во-первых, ученики научатся предвидеть контраргументы, которые может встретить их точка зрения. Во-вторых, свою идею они научатся основывать не только на конкретном, глубоком знании какой-либо отрасли, но и представлять её в таком виде, в котором она будет понятна той или иной аудитории.
Так вы добъётесь того, что ученики начнут задумываться, как использовать свои знания на практике, а не просто на автомате заучивать теорию.
Фото: Shutterstock
mel.fm
Конспект урока № 7 «Как быть внимательным на уроке» (Мир деятельности 1 класс)
Тема: Как быть внимательным на уроке.
Учитель — Морозова Ирина Михайловна, учитель высшей квалификационной категории
Цель:
Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.
Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.
Задачи:
Сформировать у детей представление о том, что значит быть внимательным.
Познакомить их с основными правилами, которые необходимо соблюдать ученику, чтобы быть внимательным на уроке.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Ребята, к нам в гости пришел гость.
— Кто это? (Это Смайлик.)
— Я вижу, что он вам знаком. Скажите, чем Смайлик вам помогает? (Смайлик помогает нам узнавать, как нужно учиться.)
Он пришел к нам не один.
Учитель вывешивает изображение Знайки. (Слайд)
— Вы узнали нашего второго гостя? (Это Знайка.)
— Почему его так зовут? (Он очень много знает … )
— Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться?
Знайка много знает, потому что он умеет учиться. А вы помните, как надо учиться? (Вначале надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ.)
— Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но он знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?
— Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. ^ Актуализация правил поведения на уроке.
— Знайка приготовил для вас задание для повторения. Он предлагает вам повторить правила работы в парах. (Слайд). Учашиеся называют правила парной работы.
2. ^ Формирование у учашихся представлений о понятии «быть внимательным».
— Ребята, Знайка вас спрашивает «А что значит «быть внимательным» на уроке?» ( … )
(Слайд) Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Давайте в неё заглянем.
Учитель открывает (Слайд) эталон понятия «быть внимательным»
Прочитайте что значит быть внимательным? (Это значит слышать. видеть. думать.)
Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики? (Чтобы понять задание, способ его решения …)
— Почему важно видеть то, что показывают? (Надо все правильно записать, рисунки помогают лучше понять задание … )
— А почему важно думать? (Чтобы найти решение, получить результат … )
— Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка.
(Слайд)
— Что вы видите? (Мишень.)
— Как вы думаете, почему именно мишень? (Внимательный ученик не отвлекается, достигает
цели, у него все получается … )
— Вспомните ситуации когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили?
— Вспомните ситуации когда вы были невнимательны. Что получилось в результате?
Учащиеся приводят примеры из своего опыта.
— А легко ли быть внимательным? Почему? ( … )
— Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуем их найти!
3. Задание на пробное действие.
— Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила . Но открыть их вы должны как? (Сами.)
Учитель предлагает учащимся выполнить задание 2 в учебном пособии. (Слайд)
Думай о задании (не отвлекайся)
Устал — сделай паузу
На уроке смотри в окно
Тренируй свое внимание
Делай несколько дел сразу
— Прочитайте каждую карточку .
Один из учащихся зачитывает правила вслух.
— Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик. чтобы быть внимательным на уроке.
3. Знайка вам предлагает выполнить следующее задания
Игра «Клеточки»
Ребята, в этом году перед вами стоит много важных задач. Одна из них — научиться красиво писать. Чтобы красиво писать, нужно тренироваться, развивать руку. Для этого Знайка вам предлагает следующее задание:
— Обведите клеточки в первой строчке через одну. Старайтесь рисовать красиво и внимательно!
— Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки.
Учащиеся показывают друг другу свои работы.
— Я вижу, что у вас получились разные клеточки, какие-то из них красивые, а какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво? (Нет.)
— Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? (Мы устали .)
— Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным.: В этом случае нужно
сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать? ( … )
— Знайка рекомендует выполнять специальные упражнения.
Физкультминутка .
Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? («Устал — сделай паузу».)
Разумно ли делать длинную паузу? Почему? (Пауза не должна быть большой, потому что можно забыть задание … )
4. Учитель показывает (Слайд) изображением спортсменов.
Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.)
— Почему вы так решили? (Они сильные, у них в руках награды, медали … )
— Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? (Нет.)
— Что они делают для этого? (Они тренируются.)
Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить тренировочное упражнение.
Учащимся предлагается выполнять инструкцию учителя. Если учитель называет слово «кулак, ученики кладут на парту руку, сжатую в кулак; когда учитель называет слово «ребро», то ученики раскрывают кулак и ребром ладони кладут руку на парту; при слове «ладонь» руку нужно положить ладонью вниз.
— Вам необходимо внимательно слушать.
5. Найдите предложение, заключенное в наборе букв. (Слайд) и карточку в тетрадь
Предложения, которые должны получиться: «Читай сказки» и «Будь здоров».
— Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? ( «Тренировать свое внимание».)
— Проговорите еще раз, что значит быть внимательным? (Слайд)
— А какие правила надо выполнять, чтобы научиться быть внимательным?
Молодцы! Вы достигли цели!
6. Первuчное закрепление
Прочитай ситуацию и определи, какое правило нарушено?
Дейл получил задание на уроке, но за окном друзья весело играли в футбол. Он стал смотреть в окно.
У Мальвины было очень много дел. Она сразу принялась за все, работая одновременно.
Петя сел решать задачу, потом вспомнил, что ему приснился весёлый сон, он его решил рассказать по телефону бабушке.
7. Включение в систему знаний.
— Где вы можете применить эти правила? (Дома при выполнении домашних заданий, при сборе конструктора, при рисовании, уборке … )
— Молодцы, быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в себе это качество.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
Я предлагаю вам оценить свою работу «Лесенкой успеха»
infourok.ru
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемое УУД | 1.Мотивация к учебной деятельности | — Как всегда начнем занятие с «Лесенки успеха». Оцените свое умение по теме «Правила работы в паре» — На какую ступеньку вы себя поставили? Объясните почему? — Ребята, у нас сегодня в гостях… Кто это?(Слайд 2) — Скажите, чем Смайлик вам помогает? — Он пришел к нам не один (Слайд 2, анимация 1) — Вы узнали второго гостя? — Почему его так зовут? — Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться? — Знайка много знает, потому что он умет учиться. А вы помните, как надо учиться?(Слайд 2, анимация 2) — Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите? — Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать. | Ребята высказываются.
— Это Смайлик. -Смайлик помогает нам узнавать, как нужно учиться. — Это Знайка. — Он очень много знает…
— Вначале надо понять чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ. | РУУД- Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КУУД — Уметь вступать в беседу на уроке ЛУУД — Уметь самоопределяться в жизненных ценностях (на словах)
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения 1. Актуализация правил поведения на уроке
2. Формирование у учащихся представления о понятии «Быть внимательным»
Задание на пробное действие.
| — С чего начнем работу? Знайка приготовил вам задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в парах. Что нужно для этого вспомнить? (Слайд 3) (Слайд 3, анимация1) -Давайте теперь посмотрим, какое задание приготовил нам гость. (Слайд 4) Задание 1. – Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание? — Вам нужно найти и исправить ошибки: верно соединить стрелочками правила с ролью учителя, и найти недостающее правило.
— Какие ошибки вы нашли?
— Покажите стрелочками, как их надо поменять. (Слайд 4, анимация 1)
— Что вы еще увидели?
Когда нужно соблюдать это правила?
-Запишите в пустом квадратике большую букву В (внимательно) (Слайд 4, анимация 2-3) — Ребята, Знайка специально не включил этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше внимание. -Скажите важно ли быть внимательным, когда вы учитесь? — А что значит быть внимательным на уроке? (Слайд 5) — Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебна книга знаний» (Слайд 5, анимация 1) — Прочитайте, что значит быть внимательным. — Как вы думаете, почему важно слышать,что говорит учитель и другие ученики?
— Почему важно видеть то, что показывают?
А почему важно думать?
— Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. -Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка. (Слайд 5, анимация 2) — Что вы видите? — Как выдумаете, почему именно мишень?
— Вспомните ситуации, когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили? — Вспомните ситуации, когда вы были невнимательны. Что получилось в результате? — А легко ли быть внимательным? Почему? — Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуйте их найти. — Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила. Но открыть их вы должны как? — Выполните задание 2 в учебном пособии(Слайд 6) Думай о задании (не отвлекайся) Устал — сделай паузу Тренируй свое внимание Делай несколько дел сразу — Прочитайте каждую карточку. Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке. — Кто не смог выбрать карточки? — Что вы не смогли сделать? — Кто смог выбрать карточки, назовите правила. — Кто из вас может доказать, что его выбор правильный? — Что вы не сможете сделать? — Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла(Слайд 6, анимация 1) | — С повторения -Правила работы в парах. Учащиеся по цепочке называют правила парной работы
— Правила работы на уроке Выполнение работы в парах — «Если хочешь попросить помощи, подними руку» – учитель в роли помощника. — «Соблюдай тишину» – учитель организатор -Не хватает правила «Будь внимательным» -Когда учитель в роли организатора.
-Да Учащиеся предлагают свои варианты ответов
— Это значитслышать, видеть, думать… -Чтобы понять задание, способ его решения… — Надо все правильно записать, рисунки помогают понять задание… — Чтобы найти решение, получить результат…
— Мишень — Внимательный ученик не отвлекается, достигает цели, у него все получится. Учащиеся приводят примеры из своего опыта.
— Сами
Самостоятельное выполнение задания 2
— Не смогли выполнить задание
— Не можем обосновать, что наш выбор правильный. | КУУД- Уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Уметь планировать учебное сотрудничество. Уметь выполнять различные роли в группе. Уметь вступать в беседу на уроке. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации ПУУД — Уметь анализировать сравнивать и обобщать Уметь извлекать необходимую информацию Использовать знаково-символические средства Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Построить логическую цепь рассуждений Уметь находить ответы на вопросы, использую учебник, свой жизненный опыт
РУУД — Уметь отличать верно выполненное задание от неверного Поставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем Уметь высказывать свое предположение (версию) ЛУУД- Уметь объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно как «хорошие» или «плохие» | 3. Выявление причины затруднения | — Какое задание вы выполняли?
— Почему у вас возникло затруднение? | — Выбирали правила, которые помогают быть внимательным на уроке. — Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке. | РУУД — Уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его ПУУД — Анализ, обобщение Постановка и формулирование проблемы | 4. Построение проекта выхода из затруднения | — Какую же цель перед собой поставите?
— Назовите тему урока. (Слайд 7) | — Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке. — Как быть внимательным на уроке. | ПУУД- Уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя | 5. Реализация построенного проекта | — Знайка поможет вам открыть для себя новое знание. — Ребята, вы будете работать в парах. Помните правила парной работы. 1. Выполним задание 3. Вам нужно найти отличия на картинках. Через 20-30 секунд учитель выполняет действие, направленное на отвлечение внимания. — Что вы сейчас сделали?
— Вы отвлеклись, смогли ли вы выполнить задание? — Какое же правила поможет вам сохранить внимание, чтобы получить результат?(Слайд 7, анимация 2) — Я предлагаю вам попытатьсявнимательно выполнить это задание еще раз. — Кто не отвлекался? Смогли вы выполнить задание? Помогло вам открытое правило? — Давайте проверим, какие отличия вы нашли? (Слайд 7, анимация 3) 2. (лист в клетку А5) — Ребята, в этом году перед вами стоит много важных задач. Одна из них – научиться красиво писать. Чтобы красиво писать нужно тренироваться, развивать руку. Для этого Знайка вам предлагает следующее задание. Обведи клеточки в первой строчке через одну. Старайся рисовать красиво и внимательно. — Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки. — Я вижу, у вас получились разные клеточки, какие-то красивые, какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво. — Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? — Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным. В этом случае нужно сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать? — Знайка рекомендует выполнить специальные упражнения. |
Учащиеся в парах приступают к выполнению этого задания.
— Мы посмотрели на вас, перестали выполнять задание — Да/Нет — Думать о задании, стараться не отвлекаться. Учащиеся снова выполняют задание в парах. Называют отличия.
Самостоятельное выполнение задания Показывают друг другу
— Нет — Мы устали. | ПУУД — Уметь сравнивать и группировать предметы Уметь анализировать, сравнивать, обобщать Выдвижение гипотез и их обоснование РУУД- Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Волевая саморегуляция ЛУУД установка на здоровый образ жизни | Физкультминутка | Упражнение 1. Массаж мочек ушей. (2 раза) Упражнение 2. Выполнить массирование точки над верхней губой. (30 сек) Упражнение 3. Закрыть-открыть глаза (3 раза) -Помогла вам физминутка? Кто запомнил, какие упражнения нужно выполнять? — Обведите еще три клеточки очень внимательно и аккуратно. -Я вижу, что у вас получились очень красивые клеточки. — Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? (Слайд 8, анимация 1) — Разумно ли делать длинную паузу? 3. (Слайд 9) — Ребята, кого вы видите на картинках? -Почему вы так решили? — Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? — Что они для этого делают? — Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить два таких тренировочных упражнения. Упражнение 1 «Кулак — Ребро — Ладонь» Упражнение 2 «Найди предложение, заключенное в наборе букв» -Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке?(Слайд 9, анимация 1)
4. Какое правило осталось?
— Как вы думаете, поможет ли это правило быть внимательным? Потренируемся для проверки: читать, называть вслух имя, слушать учителя. Подходит это правило? — Перечислите еще раз правила, которые помогут быть внимательными в учебной деятельности. (Слайд 10, анимация1-3) — Смогли вы преодолеть затруднение? — Что значит быть внимательным? — А какие правила надо запомнить, чтобы научиться быть внимательным? | Выполняют упражнения
Заканчивают выполнять задание «Устал – сделай паузу»
— Нет
— Это спортсмены. Они сильные, у них в руках награды, медали. — Они тренируются
Выполняют упражнения на внимание — Тренировать свое внимание.
— «Выполняй несколько дел сразу» — Нет
Перечисляют правила
Это значитслышать, видеть, думать Перечисляют правила |
КУУД- Уметь вступать в беседу на уроке
| 6.Первичное закрепление во внешней речи
| Какой следующий шаг на уроке?
Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио» Всем ли удалось быть внимательным? Что вам нужно научиться делать? Помогает ли игра «Радио» тренировать внимание? | Мы должны закрепить новое знание. Играют в игру Думать о задании
| РУУД- Умение проговаривать последовательность действий на уроке Контроль, коррекция, волевая саморегуляция ПУУД- Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале Выделение следствий
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой
| — Какой следующий шаг на уроке? — Найдите в своих пособиях задание 5.(Слайд 11) — Вам нужно дополнить каждое правило словами, подходящими по смыслу. — Проверяем наши результаты (Слайд 11, анимация 1-3) — Зафиксировать результат знаком + или ? -Сделайте вывод | — Нужно выполнить самостоятельную работу Самостоятельная работа Проверяют работу
Делают вывод | ПУУД — Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке РУУД — Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив | 8. Включение в систему знаний | -Где вы можете применить эти правила? — Быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в себе это качество. | — При выполнении д/з, при рисовании, уборке … | ПУУД — Уметь на основе анализа объектов делать выводы Использование общих приемов решения задач | 9.Рефлексия деятельности на уроке | — Какую цель вы перед собою ставили?
Достигли ли вы цели? Докажите.
— Вспомните, какие шаги (этапы) учебной деятельности вы должны были выполнить?(Слайд 12) — Кому из вас удалось выполнить оба этапа учебной деятельности? Докажите. — Кому удалось выполнить только один этап? Какой? -Я предлагаю вам оценить свою работу.(Слайд 12, анимация 1) — Сейчас вы будете работать с «Лесенкой успеха». — Что вы можете оценить с помощью этой лесенки?
— Сможем ли мы сейчас оценить свое умение?
Сейчас вы будете оценивать только свое знание этих правил. — Те, кому наши правила не понятны, нарисуют человечка на нижней ступеньке «Лесенки успеха» (Слайд 12, анимация 2) — Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лестницы (Слайд 12, анимация 3) — А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы осмыслить, нарисуйте человечка на 2-й или на 3-й ступеньке «Лесенки успеха» (Слайд 2, анимация 4-5) — Кто хочет объяснить свой выбор? (Слайд 2, анимация 6) — Чтобы запомнить новую тему, предлагаю вам дома вклеить в учебное пособие наклейки с правилами, как быть внимательными, также вы можете придумать или найти новые упражнения для тренировки внимания. — Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. | — Узнать, какие правила нужно соблюдать, чтобы быть внимательными. — Мы достигли цели. Мы составили эталон.
-Знаем ли мы правила на внимательность
— Пока нет, надо сначала потренироваться применять эти правила на уроках
Самооценка знаний по теме
Ребята высказывают свои мнения.
| ЛУУД Внутренняя позиция школьника Самооценка на основе критерия успешности Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ПУУД — — контроль и оценка процесса и результатов деятельности КУУД — Формулирование и аргументация своего мнения Планирование учебного сотрудничества
ТОУУ_технология оценивания учебных умений.
|
nsportal.ru