Особенности трудовой деятельности дошкольника
Содержание
Введение 3
1.Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 4
2.Формы организации труда детей. 6
3. Руководство трудом детей. 8
4. Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка. 11
5. Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых (конспект занятия).4
Заключение 16
Литература4
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Главная задача трудового воспитания дошкольников — формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.
Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.
Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.
В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 — 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.
Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».
Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.
Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», — говорит воспитатель.
Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.
Наиболее сложной формой организации труда детей является
Особенности трудовой деятельности дошкольника
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности час-то происходит в связи с игрой или процессе ее.
Когда мы говорим о труде детей, то признаем некоторую его условность по сравнению с трудом взрослых. Ценность детского труда — в его воспитательном значении.
Своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному труду необходимо для его разностороннего развития. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие. В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости».
Становление каждого компонента трудовой деятельности (цель, мотивы, планирование, процесс деятельности, результат) имеет свои особенности.
Трудовая деятельность дошкольников побуждается различными мотивами. Один и тот же процесс работы и полученный и в результате продукт могут иметь разное психологическое значение в зависимости от того, делает это ребенок для своего удовольствия или для того, чтобы достичь результата, полезного другим людям.
У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших дошкольников все большее значение приобретают мотивы общественного характера. Они проявляются как стремление сделать нечто полезное близким людям: родителям, сотрудникам детского сада, друзьям, малышам. Мотивами могут служить: стремление ребенка получить одобрительную оценку взрослого, сознание собственных умений и возможности самостоятельно достичь результата труда, интерес к совместной деятельности с детьми и взрослыми, познавательный интерес, личный практический или игровой интерес.
Существует тесная связь мотивации с особенностями поведения детей в труде. Так, если детей побуждает к труду лишь подчинение требованиям взрослого, то работа выполняется хорошо до конца только при постоянном контроле. Если ребенок работает ради похвалы взрослого, то выполняет хорошо только то, что ему поручили, и всегда ждет оценки.
В зависимости от мотива меняются детские взаимоотношения в процессе труда. При наличии социального мотива у детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, проявить доброжелательность, заинтересованность результатом, общего дела.
Задача нравственно-трудового воспитания в том и состоит, чтобы к труду побуждали не эгоистические мотивы личного успеха или только личной пользы, не столько мотивы внешней, процессуальной привлекательности деятельности, сколько мотивы общественного характера.
В процессе труда взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Это не значит, что педагог от начала и до конца выполняет работу вместе с воспитанниками. Важно, чтобы дети видели заинтересованность взрослого в достижении общей цели.
В труде ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых достигается результат. Овладение простейшими орудиями труда, орудийными действиями происходит уже в раннем и дошкольном возрасте.
Трудовой процесс не может считаться завершенным, если не получен результат. Отношение ребенка к результату своего труда, оценка своей деятельности меняется в зависимости от возраста.
Младшие дошкольники еще не могут самостоятельно оценить результат своего труда. Это делает воспитатель после завершении трудового процесса.
У старших дошкольников к труду начинает меняться. У них складываются критерии оценки, преодолевается ее категоричность и немотивированность. Взаимодействие воспитателя с детьми, его педагогическая оценка, личный пример во многом способствуют этому.
Вся работа воспитателей дошкольного учреждения по приобщению детей к труду основывается на следующих принципах:
— природосообразности и индивидуализации — предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в труде;
— гуманизации — проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, учете его потребностей, интересов и возможностей, предъявлении разумных и посильных требований; детям в труде, предоставлении им свободы в выборе содержания труда;
— сотрудничества с семьями воспитанников — проявляется и помощи родителям в трудовом воспитании ребенка: определении содержания труда ребенка дома, совместного труда родителей и детей, раскрытии значимости общения взрослых и детей в совместной работе, показе родителям приемов руководства трудом детей.
vscolu.ru
Трудовая деятельность детей в дошкольный период
Особенности труда дошкольника: как, зачем и почему?
В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное (обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть.
В процессе организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной, ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг, а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие, воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и серьезное направление.
С какого возраста начинается трудовая деятельность?
Итак, поскольку эта статья посвящена исключительно дошкольному возрасту, важно сразу его определить. Завершающий этап вполне очевиден: это период от 6,5 до 7 лет, когда ребенок идет в школу. Условно в психологии верхней планкой принято считать 7 лет, но у кого-то переход в школьную пору (младший школьник) наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Тут все зависит от чисто формального момента: поступления в первый класс и начала учебы.
Гораздо сложнее определить нижнюю границу. Когда деятельность ребенка уже можно назвать трудовой, и начать учить его совершать осознанные действия, не опасаясь, что он причинит себе вред? В психологии считается, что этот возраст наступает с 3 лет. Тут тоже следует понимать, что это лишь формально: у разных детей – по-разному.
Кто-то уже и в 2,5 готов, а у кого-то и в 3,5 только-только начнет получаться. И все же, около 3 лет ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности (когда он трогал и ощупывал предметы, не всегда понимая их реальное предназначение) к сюжетно-ролевым играм. У него появляется социальный интерес, он начинает учиться выстраивать отношения и связи. Вот тогда целесообразно начать полноценное трудовое воспитание, а формы могут быть совершенно разными.
Чем трудовая деятельность маленьких детей отличается от взрослого труда?
Итак, вопрос возраста мы решили, теперь необходимо рассмотреть, что именно можно и следует считать трудом ребенка. Естественно, он имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью взрослого человека. И главное из них заключается в том, что детский труд – во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не слишком растянутая во времени.
Более того, она не имеет практически никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и представленное как результат его труда ценно исключительно только для него одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности трудовой деятельности дошкольников.
К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь нужного результата.
Поэтому все делается только с руководством наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша содержание. Иными словами, понятно ему и интересно.
Что именно можно считать трудом ребенка?
И все же, что именно следует понимать под описываемым нами понятием? Трудом называют любую целенаправленную деятельность человека, осознанную и смысловую. Она необходима для того, чтобы видоизменить или приспособить под себя окружающие предметы и тем самым удовлетворить потребности.
Проще говоря, мы трудимся, чтобы облегчить собственную жизнь и создать что-то новое и нужное. Сюда же, кстати, относится и художественный труд, ведь в его результате создается некое материальное произведение, направленное на удовлетворение исконно человеческой потребности в красоте окружающего его предметного мира.
Абсолютно любая трудовая деятельность имеет свои компоненты, определенные формы и содержание. И даже в разных возрастных группах эти характеристики не меняются.
Характеристики дошкольной детской трудовой деятельности
Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.
Сам по себе труд ребенка ценен тем, что несет огромное воспитательное значение. Для этого он и нужен, в первую очередь. Потом уже – для развития мелкой моторики, формирования основных психических функций, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.д. Нередко он проходит исключительно в форме игры, и лишь уже ближе к школьному возрасту начинает выделяться в самостоятельную деятельность. Хотя, все еще достаточно условную.
Любая трудовая деятельность имеет собственные компоненты: целеполагание, планирование, мотивы, навыки и умения, готовность трудиться совместно, самоконтроль, самооценка, основы культуры труда.
Рассмотрим каждый из них отдельно
- Целеполагание. Это ответ на вопрос: для чего я тружусь? С какой целью? Что мне принесет организация этой деятельности в конечном итоге? В разных группах ответ будет разным, но в любом случае дети должны его прекрасно осознавать.
- Планирование. Составление плана действий, которые обязательно приведут к нужному результату.
- Структуризация деятельности, ее четкая организация, понимание, как достичь цели.
- Мотивы. Это то, на основе чего я занимаюсь данной деятельности.
- Как правило, для дошкольников преобладают игровые и мотивы личной заинтересованности.
- Навыки и умения. То, что ребенок получит или усовершенствует в результате конкретного труда.
- Готовность трудиться совместно. Это психологический показатель, определяющий степень сплоченности данной группы и степень социализации каждого отдельного ее участника.
- Самоконтроль и самооценка. Важные качества отдельной личности. Организация собственной работы в рамках общественной деятельности, умение довести ее до конца и верно оценить.
- Основы культуры труда. Это умение работать правильно, уважительно по отношению друг к другу и соблюдая все правила как личной, так и общей безопасности.
Собственно, такие компоненты можно найти в любой трудовой деятельности, в том числе и взрослой, но у детей они должны быть четко сформулированы и понятны как им самим, так и их наставникам и воспитателям.
Разнообразные виды труда дошкольников
Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.
Прежде всего, все начинается с самообслуживания. Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.
- Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам. Имеет понятное содержание, во всех группах обязателен.
- Труд в природе направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным.
- Ручной (или художественный) труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им самовыразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности.
[note]Каждый вид труда – это работа на достижение определенного результата. В процессе его ребенок познает мир с новой точки зрения, знакомится с жизнью взрослых, усваивает не только разнообразные навыки, но и свойства материалов, их возможности и различные способы работы с ними, обработки и т.д. Это является очень важными моментами для успешной социализации.[/note]
Таким образом, трудовое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в их гармоничном развитии и формировании цельной личности. Со стороны взрослых требуется четкая организация и объяснение ребенку смысла его труда, остальное же малыш усвоит сам. Ведь, как известно, без практики теория не значит ничего.
podrastu.ru
Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста Значение
Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Значение труда в воспитании дошкольников Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать В. А. Сухомлинский Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться К. Д. Ушинский Труд – наиболее верный принцип нравственного воспитания дошкольников. Очевидно, что уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. Труд оказывает неоценимое влияние и на умственное развитие детей. Трудовое воспитание формирует следующие качества в детях: сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, восприятие. В процессе труда воспитываются такие качества как: устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе.
Цели и задачи трудового воспитания в детском саду Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия Задачи Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде Формирование навыков организации своей и общей работы
Исследования вопросов трудового воспитания дошкольников В. А. Сухомлинский: «труд — это основа всей жизни» . Считал, что важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. К. Д. Ушинский: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» Н. К. Крупская: «Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время, чтобы это был творческий труд, а не только механический» Р. И. Жуковская: в книге «Игры и трудовые занятия в детском саду» показывалась возможная и продуктивная для развития ребенка связь труда и игры В. Г. Нечаева, Е. И. Радина, И. Лаунер, Г. Н. Година, Р. С. Буре и многие другие: систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания, которые дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка Д. Б. Эльконин: в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Ю. К. Бабанский, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева: выделяют две группы задач: 1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности; приобретении трудовых навыков, умений. 2) развитие личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.
Специфика трудовой деятельности дошкольников Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми В процессе труда дети приобретают трудовые (но не профессиональные) навыки и умения. Навыки, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого, самостоятельными. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения. Труд ребёнка носит ситуативный необязательный характер. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Задачи: Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества). Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности). Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности). Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда). Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.
Организация и условия трудовой деятельности Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: поручения Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи дежурства Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. коллективный труд Организация коллективного труда детей включает уборку групповой комнаты или участка, разбивку огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление зала к празднику и т. д.
Формы организации трудовой деятельности: Поручения: простые и сложные; эпизодические и длительные; коллективные. Дежурства. Коллективный труд.
Типы организации труда детей Индивидуальный Труд труд. рядом. Общий труд. Совместный труд.
Организация и условия трудовой деятельности Различают четыре основных вида детского труда: Самообслуживание Хозяйственнобытовой труд Труд в природе Ручной труд Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п. ). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Методы и приемы трудового воспитания детей I группа методов: формирование нравственных представление, суждений, оценок. Решение маленьких логических задач, загадок. Приучение к размышлению, логические беседы. Беседы на этические темы. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций. Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов. Задачи на решение коммуникативных ситуаций. Придумывание сказок.
Методы и приемы трудового воспитания детей II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности. Приучение к положительным формам общественного поведения. Показ действий. Пример взрослого и детей. Целенаправленное наблюдение. Организация интересной деятельности (общественно-полезный труд). Разыгрывание коммуникативных ситуаций. Создание контрольных педагогических ситуаций.
present5.com
Методическая разработка на тему: «Виды трудовой деятельности дошкольников»
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ
«Виды трудовой деятельности дошкольников»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Задачи трудового воспитания _ 5
2. Виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста 7
3. Условия воспитания дошкольника в труде. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Введение
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»
Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:
— считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.
Были определены ведущие задачи:
— научиться трудиться с радостью;
— приучать работать качественно.
С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.
Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.
1. Задачи трудового воспитания.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
2. Виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.
В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.
В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.
Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.
Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.
В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.
У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.
Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
3. Условия воспитания дошкольника в труде.
Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.
Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте отведенном для ручного труда, – пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно – бытового труда — щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.
Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни – вскапывают землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
Заключение
Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.
Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.
Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.
Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).
Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.
Перед заданиями важно:
- рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;
- перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.
- выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.
- обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.
Список используемой литературы
- Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.
- Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.18.
- Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
- Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.
- Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. — Балашов: изд. «Николаев», 2004. — 52 с.
- Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.
- Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.
- Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника / Л.В.Куцакова. — М.: Просвещение, 2004. — С.45-54.
- Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 224 с.
- Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. — 2008. — №4. — С.36-40.
nsportal.ru
Сущность труда и его особенности у дошкольников
Труд всегда был, есть и будет основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.
Главное отличие труда от других видов деятельности — его направленность на создание материальных и духовных ценностей. Следует заметить, что создаваемые человеком ценности прямо или косвенно направлены на удовлетворение его личных потребностей Если он занимается бытовым или обслуживающим трудом, то его результаты непосредственно удовлетворяют потребности человека в пище, чистом белье и прочем. При работе на каком-либо предприятии, в каком-либо учреждении, то есть при создании значимых для общества ценностей, личные потребности удовлетворяются косвенно. На заработанные деньги человек покупает, а не выращивает продукты питания и не изготавливает предметы быта, сдает белье в прачечную, а не стирает его сам.
Направленность труда на удовлетворение потребностей делает ее обязательной для человека. Следовательно, обязательный труд — объективная необходимость. Чтобы жить, надо трудиться: создавать продукты, удовлетворяющие материальные и духовные потребности. Такой труд требует высокого уровня развития сознания, воли, мотивов. Обязательность труда не лишает человека свободы, потому что он сам добровольно решает, где, в каше время, на каких условиях ему работать в зависимости от доминирующих мотивов и появляющихся потребностей. Никто не имеет права распоряжаться его рабочей силой, заставлять его трудиться. В противном случае труд становится рабством. Поэтому труд можно рассматривать как обязательную деятельность людей, обеспечивающую выживание человека и человеческого общества.
Обязательность труда превращает его в деятельность, связанную с преодолением содержащихся в нем трудностей. Труд и трудность — родственные слова. Не случайно в народе говорят, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. В каждом труде есть свои трудности. В одном — физическая нагрузка, в другом — постоянное волевое напряжение, в третьем — насилие над своими эмоциями, в четвертом — однообразие и т. д. Одновременно каждый труд, даже любимый, содержит нелюбимые операции, выполнение которых требует особых усилий. Если некоторые работы кажутся нам легкими, то это лишь потому, что мы не знаем, какие они содержат сложности. Трудности заложены не только в обязанности трудиться, но и в индивидуальных особенностях личности, постоянно меняющемся психологическом состоянии человека, утомлении, которое вызывает труд.
В преодолении трудностей решающая роль принадлежит значимым для человека мотивам. Иначе он не смог бы справиться с многочисленными проблемами, возникающими в процессе труда. Безусловно, главный мотив трудовой деятельности людей — вознаграждение (это могут быть продукты, в которых человек нуждается, или зарплата, на которую он сможет удовлетворить свои потребности). Благодаря ему человек заставляет себя работать, стремится к совершенствованию. Количество вознаграждения должно .находиться в прямой зависимости от затраченных усилий, продолжительности рабочего дня, количества и качества изготовленной продукции. Какой бы интересной ни была работа, но при низком заработке человек или найдет себе другую, лучше оплачиваемую, или будет подрабатывать в другом месте. Иначе он не проживет.
Что касается неоплачиваемой работы, то считать ее трудом сложно. Скорее это благотворительная деятельность, не обязательная для всех членов нашего сообщества и связанная не столько с экономическими вопросами, сколько с моральными и духовными потребностями отдельных личностей.
Таким образом, можно заключить, что труд — это обязательная для человеческого сообщества деятельность, направленная на удовлетворение материальных и духовных потребностей личности и общества и связанная с преодолением трудностей.
Взрослый человек понимает назначение труда, осознает его необходимость, может предвидеть результат, заставить себя трудиться. А ребенок-дошкольник?
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Она во многом зависит от желания ребенка и направлена на удовлетворение особо значимых для него потребностей. Возникновение трудовой деятельности часто происходит в связи с игрой или в процессе ее.
Как показывают психолого-педагогические исследования, дошкольники затрудняются самостоятельно обозначить цель труда и наметить трудовые задачи. Из-за отсутствия опыта им трудно предвидеть результат. У них еще не вполне сформирован двигательный аппарат, позволяющий использовать различные инструментам. Они не готовы нести физические нагрузки из-за недостаточно развитой в целом мышечной системы. Дошкольники затрудняются устанавливать связь между движениями и полученным результатом, своевременно переключать и распределять внимание, контролировать свои действия и многое другое.
Подражая взрослым, они способны выполнять только простые действия, не требующие сложной координации движений, их больше интересует процесс, чем результат труда. Дети могут довести дело до конца, если заинтересованы в продуктах своей деятельности, с интересом занимаются трудом, когда он протекает в форме игры, связан с ней или направлен на удовлетворение значимых для них потребностей и не носит обязательного характера.
Основная причина неподготовленности ребенка к труду — недостаточно развитая воля. Дошкольники не могут заставить себя выполнять работу, которая им не нравится. Желание трудиться у них быстро исчезает с появлением трудностей. Волевые действия, связанные с их преодолением, для детей сложны. Это происходит потому, что у дошкольников еще не сформирована иерархия мотивов, которая влияет на волевое поведение человека в труде. Те отдельные мотивы, которые вызывают у ребенка желание трудиться, не могут длительное время удерживать его трудовую активность. Поэтому отношение к труду у них носит неустойчивый характер и зависит от многих факторов.
Привлекать дошкольников к труду можно только при .наличии у них желания. Усилия взрослого должны быть направлены на воспитание позитивных желаний и расширение мотивационной сферы трудовой деятельности.
Все прогрессивные педагоги и психологи считают необходимым привлекать детей к труду, ведь основы положительного отношения к нему — как к своему, так и к труду взрослых — закладываются в детстве. Именно в этот период ребята получают первые знания о труде, осваивают элементарные трудовые навыки и умения.
Большинство ученых обращают особое внимание на роль труда в нравственном воспитании детей. Они рассматривают трудовую деятельность как необходимое и наиболее благоприятное средство воспитания различных нравственных качеств личности, так как дети вступают во взаимоотношения друг с другом, со взрослыми, с окружающим природным и предметным миром.
Учеными исследованы пути и средства формирования у дошкольников знаний о труде взрослых. Авторы доказывают, что представления об общественной значимости труда людей позитивно влияют на отношение детей к труду и являются предпосылкой выбора будущей профессии.
Многие ученые занимались изучением мотивационной сферы трудовой деятельности дошкольников. Ими установлена зависимость формирования разнонаправленных мотивов от расширения жизненного опыта детей, наличия у них умений реализовывать мотивы в своей деятельности. Они связывают процесс становления и развития трудовой деятельности дошкольника с воспитанием положительного отношения ко всем ее этапам, созданием положительной предрасположенности к труду, учетом его посильности и адекватности индивидуальным особенностям личности каждого ребенка, что оказывает существенное влияние на проявление трудовой активности.
Таким образом, материалы исследований позволяют предположить, что зарождение и развитие трудовой деятельности детей осуществляется на основе единства и взаимосвязи различных факторов: многообразных мотивов, знаний о потребностях человека и значимости труда, развитости воли ребенка, его индивидуальных и типологических особенностей. Вместе с тем, изучены далеко не все средства и пути подготовки дошкольников к труду. Переход на рыночные отношения, изменение взглядов общества на труд, а также появление новых форм его организации предполагают пересмотр методики приобщения дошкольников к трудовой деятельности.
Лысенко В. Д.
vscolu.ru
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста многие родители не считают обязательным. Широко распространено мнение, что маленького ребенка нельзя лишать детства. Его жизнь наполняют радостными событиями, играми, подарками, старательно ограждая от огорчений, обязанностей, ответственности и труда. Взрослые полагают, что их малыш успеет все наверстать во взрослой жизни. Однако такой подход приносит ребенку больше вреда, чем пользы.
Значение трудовой деятельности
Получая все желаемое без труда, ребенок не ощущает ценности вещей. В дальнейшем, пытаясь добиться поставленных целей самостоятельно, он сталкивается с неудачами. Ведь он не привык делать над собой усилие. Он не умеет проявлять настойчивость и терпение. Первый неудачный опыт, полученный поздно, приносит ребенку горькое разочарование. Он теряет веру в свои силы и отказывается от борьбы. Если в детском возрасте малышу не были привиты трудовые навыки, овладеть ими в более старшем возрасте будет намного труднее.
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста помогает им научиться преодолевать трудности. Работа предъявляет высокие требования к волевым качествам ребенка. Он учится направлять свою деятельность, контролировать и регулировать ее. Малыш овладевает навыками мобилизации своих усилий и концентрации на цели.
Многочисленные неудачи и ошибки в младшем дошкольном возрасте воспринимаются не так болезненно, как в школьном. Они помогают малышу понять, что расстраиваться из-за неудач не стоит. Необходимо не опускать руки, а искать новые способы решения проблемы.
Дети развивают самодисциплину. Они учатся организовывать и планировать свою жизнь, заставлять себя делать неприятные, но нужные действия. Когда малыш видит плоды своих усилий, он начинает верить в свои силы. В дальнейшем он не боится решать более сложные задачи и брать на себя ответственность.
Особенности трудового воспитания детей заключаются в получении опыта трудовой деятельности. Он помогает малышу оценить активность других людей. Получая удовольствие от результатов своего труда, ребята начинают относиться к работе, как интересному занятию, а не как к наказанию. Они видят в ней способ реализации своих интересов. Труд помогает им воплощать свои желания.
Дети осознают пользу и важность труда для себя лично и для всего коллектива. В процессе совместной деятельности появляются навыки согласования своих поступков с намерениями других людей. Дети осознают необходимость учитывать чужие интересы и идти на компромисс ради достижения общей цели.
Впоследствии такие люди более успешны в профессиональной деятельности. Им проще выбрать профессию и реализовать свои амбиции. Они легче находят общий язык с коллегами и выстраивают отношения с руководством с учетом своих интересов.
Как приучить ребенка к труду?
Привить любовь к труду и научить достигать поставленных целей с помощью насилия не удастся. Родителям нужно мотивировать ребенка включиться в трудовую деятельность.
Мотивом может стать любая игра, требующая изготовления игрушек, сувениров или костюмов для друзей или родственников. Желание доставить близким людям удовольствие будет мотивировать ребенка на работу. Чтобы получить желаемый результат, он начнет с удовольствием осваивать новые инструменты или орудия труда, особенно если они яркие и привлекательные.
Существенным мотивом является осознание ребенком своей особой роли в процессе. Ему доверяют отдельный участок работы (вырезание фигурки, склеивание деталей или раскрашивание готового изделия). Ответственность за свой труд позволяет малышу осознать важность своего вклада в работу всех участников процесса. Помогая взрослым, он убеждается в своих возможностях быть полезным другим.
Чтобы поощрить желание ребенка трудиться, необходимо оценить его усилия. Делать это нужно не со стороны рссмотрения объема работы, а исходя из затраченных трудовых и волевых усилий, проявленной настойчивости, аккуратности и усидчивости. Важно акцентировать внимание на том, что результат был достигнут.
Не следует хвалить ребенка за действия, которые похвалы не заслуживают. Надо объяснить, что у него пока выходит плохо и почему. Объективная оценка укрепляет детей в желании действовать самостоятельно, преодолевать трудности и добиваться результата.
Принципы развития трудовой деятельности основаны на переходе ребенка дошкольного возраста от процессуальных действий манипулятивного характера к целесообразным предметным.
Умение ставить цель возникает уже в возрасте 3-4 лет. Этому способствуют возникающие повседневные ситуации, связанные с уборкой игрушек или складыванием одежды. Однако цели у детей дошкольного возраста кратковременны и неустойчивы. Родителям надо поддержать их желание самостоятельно поставить перед собой задачу и достичь ее.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами развитие трудовой деятельности у малышей дошкольного возраста осуществляется в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Навыки самообслуживания
В дошкольном возрасте ребенка нужно приучить обслуживать себя самостоятельно. Он должен научиться одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, умываться, самостоятельно принимать пищу и убирать за собой посуду.
Методика трудового воспитания основана на естественном стремлении малыша 3-4 лет к самостоятельности. В этом возрасте он верит в свои возможности и способность повторить действия взрослых. Он с интересом наблюдает за людьми, которые делают разную работу. Необходимо поощрить его желание и предоставить возможность выполнить все действия самостоятельно.
Трудности возникают из-за неспособности ребенка запомнить последовательность действий. Пальцы плохо его слушаются, а способность к волевым усилиям только начинает формироваться. Ребенок постоянно отвлекается и быстро устает.
Родителям надо показать, какие действия следует осуществить и в какой последовательности. Затем нужно попросить сделать все самостоятельно. В процессе работы ребенку подсказывают, что делать дальше. Можно незаметно поправлять то, что у него не получилось. Когда он овладеет простыми движениями (смочить ладошки, потереть руки), ему показывают более сложные (завернуть рукава). Постепенно нужно переходить от демонстрации действий к подробным словесным объяснениям.
Практика показывает, что дети делают множество беспорядочных движений и тратят много сил, не достигая результата. Им объясняют, как избежать ненужных движений.
Очень важно повторять работу ежедневно, невзирая на обстоятельства. Нельзя идти у ребенка на поводу и делать за него его работу, когда он от нее отказывается. Даже если он устал, болен или родители торопятся. Лучше проделать необходимые действия вместе. Это поможет крохе закрепить навыки.
Чтобы стимулировать ребенка делать работу качественнее и быстрее, можно использовать его естественное желание соревноваться. Если вещи складывали все члены семьи, нужно определить, у кого это получилось лучше. Если малыш слишком долго одевается, необходимо сказать ему, что из-за его действий останется мало времени на прогулку или на игры.
Формируя у детей навыки самообслуживания, уделяют внимание бережному отношению к вещам. Помогут понять ценность вещей художественные произведения («Федорино горе», «Мойдодыр»).
Хозяйственно-бытовой труд
Хозяйственно-бытовой труд позволяет малышу участвовать в жизни семьи. Он осознает себя ее членом и формирует привычки для своей будущей семейной жизни. При помощи родителей ребенок начинает понимать различия между женским и мужским трудом. Он осознает свою половую принадлежность и учится нести ответственность за судьбу членов семьи.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста должны быть посильными. Кроха 2 лет может поливать из детской лейки растения, ставить посуду на стол или относить ее в мойку после еды. Даже самые маленькие дети с удовольствием лепят вареники и пирожки. К сожалению, многие родители отказываются от детской помощи и не разрешают малышам «портить тесто». Получая отказы, дети теряют интерес к домашней работе. Позднее они с трудом осваивают домашние виды деятельности и часто не могут обустроить свой быт во взрослом возрасте.
Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. Часто трудовые операции повторяются ежедневно в неизменном виде. Однако, вовлекаясь в труд семьи, ребенок сталкивается и с нестандартными ситуациями. Он учится принимать решение в критических ситуациях, наблюдая за родителями. Малыш узнает, что делать, если поломался стул или порвалась сумка. Когда он столкнется с трудностями в другой ситуации, он не растеряется. Если во время рисования у него поломается карандаш, он подточит его и уберет за собой стружку без напоминания.
Участвуя в жизни семьи с ранних лет, ребенок учится безопасному обращению с электричеством, горячими и хрупкими предметами.
Труд в природе
Труд в природе позволяет ребенку познавать окружающий мир. Малыши дошкольного возраста охотно кормят аквариумных рыбок и птиц. Они изучают поведение животных и учатся безопасно контактировать с ними. Общение с собаками и кошками в младшем возрасте поможет малышу понять мотивы их поведения. В дальнейшем такие дети не боятся животных и легко находят с ними общий язык.
Хорошо, если дома у ребенка есть свой питомец. Сталкиваясь с необходимостью удовлетворять физиологические потребности животного, ребенок учится нести ответственность за других. Он тренирует волевые качества, учится сочувствовать.
Малыш может ухаживать за комнатными цветами или растениями на приусадебном участке. Он может вырастить свой личный цветок или участвовать в уборке урожая. Малыш 3-4 лет способен рыхлить почву на заданную глубину, не повреждая корней, опрыскивать листочки из пульверизатора. Под контролем взрослых дети высадят рассаду и подкормят растения.
Наблюдая за животными и растениями, они научатся замечать закономерности развития событий, устанавливать связь между явлениями. Это существенно расширит их кругозор, приучит анализировать жизненные процессы и делать самостоятельные выводы.
Важно научить ребенка правильно вести себя в дикой природе. Полезно всей семьей выезжать в лес или на берег реки. Желательно научить малыша ориентироваться в лесу, распознавать съедобные и несъедобные грибы, правильно вести себя при встрече с дикими животными, ловить рыбу. Ребятам можно доверить сбор хвороста для костра. Они могут помогать взрослым ставить палатку, разводить костер и готовить еду в полевых условиях. Такие навыки сделают их приспособленными к жизни в любых условиях.
Ручной и художественный труд
Принципы ручного труда основаны на работе с разными материалами. Изготавливая различные поделки, ребята учатся использовать картон, цветную, гофрированную или бархатную бумагу, фольгу. Они осваивают технику лепки, работая с пластичным материалом (глиной, пластилином, поделочным тестом). Мелкая мускулатура рук развивается благодаря присутствию мелких деталей (бусинок, пуговиц, ракушек). Широко используется природный материал (крупа, желуди, солома, шишки, яичная и ореховая скорлупа, листья, косточки фруктов, веточки, семечки и колоски). Детям нравится самостоятельно собирать в лесу или поле элементы для своих будущих поделок.
При изготовлении сувениров можно использовать самые необычные предметы (пластиковые части упаковки, металлические крышки от бутылок, обрезки тканей и меха, катушки, фигурные макаронные изделия). Применение нестандартных средств для создания различных конструкций приучает детей креативно мыслить, находить неожиданные решения.
Создание поделок развивает фантазию, воображение. Изготавливая объемные сувениры, дети учатся создавать надежные конструкции, изучают способы крепления деталей. Они приобретают представление о геометрических телах и их свойствах. Позднее ребятам будет проще освоить графику трехмерных изображений объектов, определять их пропорции и проекции.
Работа с поделками поможет малышам развить усидчивость, выработать терпение и опрятность.
Организация детского труда
Трудовое воспитание необходимо ограничивать, руководствуясь возможностями ребенка. Не надо увлекаться практической составляющей процесса, теряя чувство меры. Занятия с малышом до 4 лет не должны длиться дольше 10 минут. Ребенок после 4 лет способен удерживать внимание 10-15 минут. Дети старше 5 лет могут результативно трудиться 15-20 минут. Шестилетки способны сохранять активный интерес до получаса.
Дольше заставлять малыша делать работу не надо. Это не принесет желаемого результата. Заставляя его трудиться длительное время, можно вызвать у него отторжение к данному виду деятельности и к труду в целом. Если поделка не доделана, работу заканчивают позже.
Признаком переутомления ребенка являются: потливость, частые остановки на отдых, покраснение кожных покровов. В таком случае работу прекращают.
Каждые 10-15 минут меняют позу ребенка, чтобы не развивались нарушения осанки. Перед занятиями проветривают помещение без присутствия детей.
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
roditeliz.ru