Обучение детей письму
Сегодня вряд ли можно найти человека, который не умел бы писать. Но свежа еще память о временах, когда люди не только не умели этого делать, но и вообще не обладали ни малейшей грамотностью. Однако даже среди подавляющего большинства всегда находились те, кто был обучен и письму, и грамоте. Именно к таким людям приходил честной народ для составления записей, чтения документов и выполнения других не менее важных дел и задач. Но интереснее то, что люди, умеющие либо только писать, либо только читать, считались полуграмотными. Точно так же и сейчас – чтобы быть действительно грамотным, нужно уметь и читать, и считать и писать, причем делать все это грамотно.
В настоящее время грамотность можно назвать одним из показателей развития и образованности личности вообще. Многие даже говорят, что именно на грамотности построено личностное развитие в целом. Но почему же грамотность, и в частности грамотность на письме так важна и для детей и для взрослых?
Содержание:
- Почему нужно уметь писать
- О чем следует позаботиться в первую очередь
- Этапы обучения
- Дополнительные рекомендации
Почему нужно уметь писать
Отвечая на этот вопрос, можно выделить несколько основополагающих причин, говорящих о важности письма:
- Во-первых, умение писать позволяет людям понимать друг друга посредством этого самого письма. Когда человек говорит что-то неправильно или не умея подобрать слов, его достаточно трудно понять. С письмо дело обстоит аналогично.
- Во-вторых, умение писать – это проявление уважения к традициям и законам русского языка и народа в целом.
- В-третьих, умение писать является серьезным инструментом, при помощи которого можно взаимодействовать с людьми.
- В-четвертых, умение писать позволяет достигать успехов в обучении, а также элементарно устраиваться на работу или заниматься какой-то деятельностью, связанной с писательством
- И, наконец, в пятых, умение писать позволяет человеку сформировать о себе первое впечатление. Это примерно как внешний вид – когда человек неопрятен, с немытой головой и грязными ногтями (то бишь пишет кое-как и ошибается даже в простейших словах), впечатление о нем складывается одно, а когда он ухожен и отлично выглядит (другими словами – красиво и грамотно пишет) – совершенно другое.
Таким образом, важность навыка письма переоценить очень сложно. Но, естественно, чтобы ребенок умел писать красиво, правильно и грамотно, его образованием нужно заниматься. Да, это может быть не очень просто, но это крайне важно. К тому же, если вы обучаете свое чадо чтению и счету, почему бы не научить его писать?
Вопросом же на тему того, как это сделать, многие родители задаются, пока их дети еще совсем малы. Они изыскивают всевозможные способы обучения письменной грамотности, постановке красивого почерка, расширения словарного запаса и т.д., чтобы малыш смог подготовленным пойти в школу, добивался больших успехов в учебе, не отставал от одноклассников и т.п. Именно по этим причинам уже с первых лет жизни мамы и папы разбавляют повседневную жизнь детишек разными занятиями и уроками.
В том случае, если ваша затея – это не проявление амбиций и не прихоть, а истинное желание воспитать в своем ребенка здоровую, целостную и гармоничную личность, представленная ниже информация – именно для вас.
Прежде чем начинать обучать ребенка письму, нужно обратить внимание на один очень важный момент. Именно с него мы и начнем.
О чем следует позаботиться в первую очередь
Множество школьников с большим трудом осваивают письмо, т.к. во время него их руки не справляются с обычной манипуляцией ручкой или карандашом. Даже если они хотят написать что-то конкретное, у них получаются никому не известные каракули. Проблема очевидна, хотя на первый взгляд ее можно не заметить. Заключается она в том, что у ребенка просто-напросто не развита мелкая моторика рук, т.к. родители с ним не занимались. Это приводит к необходимости визита к специалисту по развитию моторики, а также к тому, что ребенку придется «догонять» материал и стараться поспевать за сверстниками.
Избегайте вышеназванного родительского упущения, ведь от этого зависит развитие вашего малыша. К тому же занятия на развитие мелкой моторики совсем не трудоемки, а для детей вообще являются одной из любимых забав. По сути, эти занятия – обычные игры.
Проводите время с пользой для ребенка, а именно:
- Лепите вместе из пластилина. Пусть ребенок помогает вам готовить что-нибудь из теста.
- Играйте с малышом маленькими предметами (смотрите, чтобы он не брал предметы в рот).
- Играйте с ребенком мягкими резиновыми игрушками (важно следить, чтобы он мял игрушки)
- Наклеивайте с малышом бумажные аппликации.
- Осваивайте вместе с ребенком оригами.
- Рисуйте с малышом и раскрашивайте картинки.
- Создавайте вместе всевозможные композиции при помощи прищепок.
Так, проводя весело время со своим чадом, вы будете способствовать прекрасному развитию мелкой моторики его ручек, а заодно взаимодействовать и лучше узнавать друг друга. В итоге к моменту, рекомендуемому для начала занятий письмом, ваш малыш уже будет подготовлен, а значит, будет способен учиться писать. А сам процесс обучения можно условно разделить на три этапа.
Этапы обучения
Каждому, кто хочет научить своего ребенка писать, нужно сразу осознать, что для достижения успеха придется приложить максимум усилий, и продумать свою собственную методологию. Но о методах мы еще поговорим с лихвой, а пока заострим внимание на этапах обучения.
Всего этапов три:
- Подготовительный этап
- Этап обучения письму печатными буквами
- Этап обучения письму прописью
Представленные этапы – это категоризация педагогов и педиатров. Кстати, согласно их мнению, не стоит начинать учить ребенка писать до трех лет – это еще очень рано. А вот когда малыш перешагнет этот порог, можно понемногу приступать. Что же касается периодов, то их обязательно нужно брать во внимание. Рассмотрим вопрос подробнее.
1
Подготовительный период
Занятия письмом не принесут никакого результата, если ребенок не может выполнять несколько простых, но очень важных действий. Исходя из этого, на первом этапе нужно научить ребенка:
- Сидеть за столом
- Держать ручку или карандаш
- Размещать тетрадь на столе
- Соблюдать правильную для письма позу (ребенок не должен слишком сильно наклоняться к тетради)
- Правильно ориентироваться в пространстве (в частности – ребенок не должен путать стороны тетрадного листа)
- Без усилий сосредотачиваться на одном и том же занятии
Помимо прочего, сюда же можно отнести и достаточно развитую мелкую моторику, о который мы уже говорили. Больше значение имеет также и то, что ко времени начала своего обучения письму ребенок уже должен знать буквы. Это в свою очередь говорит о необходимости изучения алфавита до начала занятий.
Как правило, подготовительному периоду соответствует возраст от трех до пяти лет.
2
Этап обучения письму печатными буквами
О том, что подготовительный этап прошел успешно, вы узнаете по тому, как ваше чадо выполняет названные выше действия – каждое из них должно уже быть хорошо знакомо ему и просто для него. Как только это произойдет (в большинстве случаев в 5 – 5,5 лет), можно смело приступать к освоению печатных букв.
Изначально нужно научить ребенка писать основу для будущих букв, т.е. горизонтальные, вертикальные и диагональные палочки, полукруги, кружочки и другие детали. Научившись этому, ребенок быстро научится писать буквы, особенно самые простые: «П», «С», «О», «Н» и некоторые другие. А уже после придет черед и остальных: «Ж», «Щ», «Ю», «Ъ» и т.д.
Помните: главная задача второго этапа – научить малыша письму больших и маленьких печатных букв.
3
Этап обучения письму прописью
В случае с письмом прописными буквами дело обстоит несколько иначе. С учетом особенностей (а для детей – сложности) их написания переходить к ним лучше ближе к школе, где используются прописи. Ну, или, в крайнем случае – в старшем дошкольном возрасте, т.е. примерно в пять-шесть лет. Здесь все зависит от вашего решения и желания и способностей ребенка.
Выстраивая процесс обучения в соответствии с этим этапами, вы сделаете его гармоничным, плавным и эффективным. А рассмотрев этапы обучения детей письму, будет самое время рассказать о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, принимаясь за дело. Занимаясь ранним развитием своего дитятка, старайтесь их не совершать.
Вот перечень главных ошибок:
- Слишком продолжительные занятия (имеется в виду более двух раз в день по 15 минут)
- Критика ребенка, упреки, сравнивание, общение на повышенных тонах и т.п.
- Отсутствие работы над совершаемыми ошибками
- Давление на ребенка (заставлять, угрожать, использовать метод «лишений»)
- Несвоевременность занятий (неготовность ребенка к обучению)
- Игнорирование предлагаемых этапов (пропуск подготовительного этапа, ранние занятия письмом прописных букв)
- Формальный и серьезный подход к занятиям (в сотый раз повторимся: лучшая форма обучения детей дошкольного возраста – это игра)
- Чересчур жесткая дисциплина (когда родитель берет на себя функции учителя, переставая быть в первую очередь родителем)
- Нерегулярность и бессистемность занятий
Обучая ребенка письму, всегда берите в расчет эти распространенные ошибки родителей, выстраивайте свою стратегию соответствующим образом и занимайтесь для профилактики самоконтролем.
И в заключение вступительного урока мы хотим дать вам еще несколько советов, которые, непременно, пригодятся вам в вашей дальнейшей практике.
Дополнительные рекомендации
Эти рекомендации выдуманы не нами, а составлены одним из самых известных российских академиков, психологом, доктором биологических наук, профессором и директором Института возрастной психологии Российской академии образования – Марьяной Михайловной Безруких. По ее мнению, основанному на многолетнем опыте работы, в процессе обучения детей письму нужно учитывать следующее:
- Навык письма является одним из наиболее трудных для освоения. Он формируется довольно медленно, и чтобы ребенок хорошо его освоил, требуется в среднем от 3 до 4 лет.
- Родителям не следует придумывать велосипед – самые эффективные методики можно найти в специализированной литературе.
- По сей день очень эффективным способом тренировки навыка письма считаются прописи. В книжных магазинах продается огромное количество прописей в самых интересных исполнениях и рассчитанных на разные возраста и уровни развития детей.
- В самом начале обучения ребенка письму не стоит применять расчерченную в клетку бумагу. Лучше всего использовать альбомы или (в отсутствие таковых) тетрадки в линейку.
- Вся информация, преподносимая ребенку, должна визуализироваться. Для этого нужно показывать картинки, писать примеры, приводить ассоциации и т.д.
- Если даже при грамотном подходе по какой-то причине ребенок так и не научается справляться с простейшими заданиями, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью.
На этом мы подводим черту первому уроку. Во втором уроке мы познакомим вас с базовыми принципами и самыми популярными методами, используемыми при обучении детей письму. Ознакомившись с ними, вы будете знать, что можно применять, и что будет эффективнее конкретно в вашем случае.
Урок 1. Базовые принципы и основные методы обучения детей письму>
Как и следует понимать, процесс обучения детей письму основывается не только на определенной методологии, но и на конкретных общедидактических принципах.
Поэтому сначала мы расскажем именно о них, а затем поговорим о методиках.
Урок 2. Как научить ребенка писать: подготовка, игры, хитрости, рекомендации>
Научить ребенка писать – задача, пусть и сложная, но вполне выполнимая, причем под силу она любому ответственному родителю. Вопрос состоит скорее в том, когда следует приниматься за дошкольное обучение, ведь если начать слишком рано, в будущем у ребенка могут появиться проблемы. Именно по этой причине первое, чему нужно уделить внимание – это развитие мелкой моторики.
Например, знаменитый педагог Василий Сухомлинский говорил о том, что истоки детских способностей и талантов находятся на кончиках пальцев детей. Далеко не секрет, что с развитием мелкой моторики развиваются и соответствующие отделы мозга, тренируется мышечная память, внимание, усидчивость, т.е. происходит самая настоящая подготовка к письму. И здесь нужно «ловить момент», когда требуется сделать все, чтобы уже в первом классе ребенок мог легче учиться.
Урок 3. Обучение письму самых маленьких
В прошлом уроке мы уже начали разговор о подготовке детей к обучению письму. Далее мы продолжим эту тему и одновременно перейдем к практике начального обучения. Как уже стало понятно, подготовка начинается еще за несколько лет до школы. Но многие родители, торопясь быстрее приступить к занятиям наспех изучают методы, но совершенно не уделяют внимания самоконтролю, т.к. только он позволяет избежать совершения наиболее распространенных ошибок. Самая главная из них – это слишком раннее начало обучения.
По мнению педагогов начальных классов, основанному на многолетнем опыте работы, родителям не стоит заниматься обучением детей в дошкольном возрасте письму (особенно прописью). И категоричность этого мнения, конечно же, основана на ряде конкретных причин:
Урок 4. Письмо прописью
Несмотря на то, что обучение детей правильному письму является одной из важнейших задач школьной системы образования, а надлежащая дошкольная подготовка всегда приветствуется, требование к этой самой дошкольной подготовке есть только одно – чтобы ребенок знал алфавит. Что же касается навыка красивого написания букв, то здесь все – как бог на душу положит – для «зачисления» в первоклассники этого не требуется.
Но и заботливые родители в свою очередь не хотят пускать развитие своего чада на самотек или перекладывать ответственность за это на плечи единственно педагогов. Поэтому и дошкольные занятия письмом – далеко не редкость. И тут мы вновь возвращаемся к наблюдениям учителей: было замечено, что дети, обучавшиеся письму в домашних условиях еще до школы, придя в первый класс, зачастую пишут хуже тех, кто начал осваивать столь трудный навык уже за партой.
Урок 5. Учимся писать грамотно и без ошибок
Навык красивого и грамотного письма можно смело причислить к показателям развития личности и индивидуальной культуры человека. К сожалению, от рождения ни у кого нет способности образцово выводить буквы, соблюдать правила их написания и не делать ошибок. Лишь упорный труд родителей и ребенка позволяет развить умение грамматически верно писать уже в раннем возрасте.
В дошкольный период и в младших классах дети допускают на письме множество оплошностей, причем даже в тех случаях, когда переписывают текст с какого-то образца или доски, воспринимая чужую речь на слух или выражая собственные мысли. И это, наряду с обучением детей письму печатных и прописных букв, является еще одной темой, которую обязательно следует рассмотреть. Шестой урок мы начнем с описания основных принципов обучения детей грамотному письму, а продолжим методами обучения детей списыванию с образцов и письма под диктовку.
Урок 6. Избавление от безграмотности на письме. Преодоление нежелания заниматься
Многие детишки никак не могут понять, почему так важно быть грамотным и писать грамотно. Они спокойно пишут «арел», «мыш», «орбуз», и все в порядке – какая разница – «а» или «о» в слове, ведь и так всем ясно, о чем речь. Исходя из этого, первое, что нужно сделать, – это самому ребенку объяснить важность грамотности.
Грамотность, и в частности – грамотность на письме, является сегодня признаком образованности человека. Школьнику же быть грамотным необходимо по той причине, что письменные задания и работы есть во всех предметах, а это значит, что грамотность нужна всегда. К тому же одноклассники, а в некоторых случаях и учителя, часто шутят над детьми, не умеющими грамотно писать, и подтрунивают над ними. А кому приятно, когда его «тыкают носом» в его же ошибки, да еще и ерничая при этом?
Урок 7. Учимся писать сочинения
Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?
Урок 8. Обучение ребенка письму на иностранных языках
Для полноценной жизни, открывающей множество новых перспектив и возможностей, современному человеку крайне необходимо знать хотя бы какой-то один иностранный язык. Со знанием иностранного языка можно поступить в вуз с соответствующими требованиями, поехать учиться по программе обмена студентами за границу, завести новые знакомства с людьми по всему миру, устроиться на хорошую должность в крупную международную компанию и т.д. А если взять во внимание тот факт, что лучше всего усваивать новые знания в юном возрасте, то и иностранному языку следует начинать обучаться еще до школы или хотя бы в первых классов.
О том, как научиться читать на иностранном языке, речь шла в первом блоке нашего курса. Теперь же мы продолжим тему иностранных языков, но рассмотрим ее в ключе обучению именно письму. А в качестве «подопытного» языка мы снова возьмем английский. Причины аналогичные: английский язык является международным, очень популярным, востребованным и достаточно легким для освоения. Так что поехали, или как говорят американцы: «Let’s it!».
Урок 9. Обучение ребенка печати на клавиатуре
Современная жизнь уже совершенно немыслима без компьютеров. Они сопровождают человека везде, от дома до рабочего офиса, от кофейного аппарата до кассы магазина. Даже без разговоров о глобальной компьютеризации становится ясно, что уметь работать с компьютером сегодня нужно обязательно. Во многих учебных заведениях (пока преимущественно на Западе, конечно) место тетрадок и ручек на школьных партах заменили ноутбуки. О преимуществах и недостатках внедрения компьютеров в систему образования мы тоже как-нибудь поговорим на страницах нашего интеллектуального клуба, а пока продолжим.
Сейчас и взрослого, который не умел бы работать на компьютере, встретишь не часто, что уж говорить о детях. Но если поколению среднего возраста достаточно знать базовые программы и уметь пользоваться интернетом, а дедушкам и бабушкам вполне хватает навыков манипулирования кнопочным сотовым телефоном, то современным детям нужно владеть премудростями пользовательской компьютерной науки. И одним из базовых навыков среди них можно назвать умение быстро печатать на клавиатуре.
Кирилл Ногалес4brain.ru
Урок 8. Обучение ребенка письму на иностранных языках
Для полноценной жизни, открывающей множество новых перспектив и возможностей, современному человеку крайне необходимо знать хотя бы какой-то один иностранный язык. Со знанием иностранного языка можно поступить в вуз с соответствующими требованиями, поехать учиться по программе обмена студентами за границу, завести новые знакомства с людьми по всему миру, устроиться на хорошую должность в крупную международную компанию и т.д. А если взять во внимание тот факт, что лучше всего усваивать новые знания в юном возрасте, то и иностранному языку следует начинать обучаться еще до школы или хотя бы в первых классов.
О том, как научиться читать на иностранном языке, речь шла в первом блоке нашего курса. Теперь же мы продолжим тему иностранных языков, но рассмотрим ее в ключе обучению именно письму. А в качестве «подопытного» языка мы снова возьмем английский. Причины аналогичные: английский язык является международным, очень популярным, востребованным и достаточно легким для освоения. Так что поехали, или как говорят американцы: «Let’s it!».
Содержание:
Как обучать письму на иностранном языке
Сразу же сделаем оговорку: информация из урока применима не только к английскому языку, но и к большинству других.
Начинать обучение, как мы уже заметили, лучше еще в дошкольном возрасте, когда мозговая активность ребенка находится на пике. А заинтересовать юного ученика можно, как и прежде, игровой формой занятий, где фигурируют картинки, мультфильмы, интересные и веселые видеоуроки, различные шуточные задания и другие подобные материалы.
Обучая свое чадо писать на иностранном языке с нуля, первое, о чем вы должны позаботиться – это, как и в русском языке, знание ребенком иностранного алфавита. Помочь выучить незнакомые буквы помогут красивые буквари, карточки и изображения с буквами и их названиями (будет хорошо, если на карточках изображены два варианта написания каждой буквы – строчная и заглавная – так ребенок сразу же будет запоминать то, что нужно).
Карточки, изображения, паззлы – буквы везде должны быть большими. Не возбраняется пользоваться и карточками, на которых есть какие-то знакомые ребенку объекты, например: буква «A» – это муравей (ant), буква «B» – жук (bug), буква «C» – это цирк (circus) и т.д. Параллельно можно демонстрировать картинки с числительными и их названиями. Сама же методика изучения алфавита уже рассматривалась нами в десятом уроке блока, посвященного чтению, поэтому здесь мы ее освещать не будем.
После того как вы убедитесь, что ребенок изучил алфавит и хорошо знает буквы, можно начинать учить писать их. Одно из занятий обязательно выделите на разъяснение темы транскрипций. Объясните, что в английском языке многие слова произносятся с некоторыми отличиями от написания. Покажите ученику карточки с обозначениями звуков, предоставьте примеры того, в каких случаях и как именно они звучат, какое значение имеют в общей картине звучания. Сопровождать свои объяснения можете сказками, анекдотами, забавными историями – это значительно облегчит вам работу и внесет в нее разнообразие и живость.
Не будет лишним заметить, что серьезным помощником в обучении ребенка иностранному письму, как и прежде, является пропись. Только они могут гарантировать эффективное освоение предмета юным полиглотом. Прописей существует великое разнообразие, причем покупать их совсем не обязательно, ведь они есть в свободном доступе в интернете. Но подбирать пособия старайтесь так, чтобы они ребенку подходили. Если у вас сын, можно найти прописи с самолетами, машинками или роботами, а если дочка – то с принцессами, героями сказок, мягкими игрушками и т.п.
Первые буквы, которые должен освоить ваш подопечный, естественно, должны быть печатными, а для письма на первых порах лучше всего подобрать цветные фломастеры или карандаши. Самостоятельных заданий поначалу давать не стоит, т.к. только вы можете и показать примеры, и объяснить, и увидеть ошибки, и проследить за тем, чтобы дитя держало пишущий предмет правильно и использовало его по назначению.
По мере приобретения первых умений усложняйте задания. Так, после удачного изучения печатных букв демонстрируйте, как пишутся прописные, наглядно показывайте, что они значительно изящнее и красивее печатных. Замотивируйте ученика научиться их писать. Обеспечивайте ребенка потоком полезной и интересной ему информации: примерами, объяснениями, играми и развлечениями. Чем больше он будет вовлечен в процесс, тем лучше будут усваиваться знания.
О том, что первый этап обучения пройден успешно, можно смело говорить, когда вы на несколько раз проверите и убедитесь, что ваше чадо отлично знает иностранный алфавит и научилось выводить прописные буквы. Причем нужно быть уверенным, что дитя правильно сопоставляет буквы, их звучание и написание, т.е. знает, что буква «V» – это именно «ви», а не «ю», и пишется она как «V», а не как «U» или «W».
Система освоения начертания и печатных и прописных букв совершенно такая же, как и в случае с русским алфавитом. Вам нужно лишь спроецировать методы на английский язык и внести необходимые коррективы. Ни в коем случае не нужно торопить и подгонять ребенка, т.к. задача научить его писать не быстро, а правильно.
Начало письменной речи
С буквами вопрос решен. Что же дальше? А дальше можно и нужно смело разбираться с написанием и запоминанием простейших слов, таких как «sun», «dad», «mom», «tree» и т.д. И здесь все снова начинается с вас – показывайте ученику правильное написание слов, соединения букв; рассказывайте том, что в зависимости от того, какие буквы окружают конкретную букву, ее звучание будет меняться. Для лучшего усвоения материала можете даже время от времени называть какие-то объекты их англоязычными названиями, а также просить ребенка назвать что-то по-английски. Ко всему прочему, благодаря ранним разговорам на иностранном языке у вашего подопечного будет формироваться и тренироваться слуховое восприятие, что позволит ему в будущем без проблем распознавать речь, различать слова и писать те же диктанты.
В обязательном порядке параллельно тренировкам письму учите новые слова, т.к. словарный запас самым прямым образом воздействует на грамотность и правильность написания. Кстати, можете завести уже знакомый вам личный словарик, но теперь в нем будут не русские слова, а иностранные.
В вашей работе вам окажут существенную помощь и поддержку также и некоторые принципы обучения иностранному письму и разработанные специально для этого методики.
Принципы обучения иностранному письму
Следование излагаемым ниже принципам позволит вам научить своего ребенка:
- Списыванию текста с образца
- Использованию текста в качестве опоры
- Сопоставлению образца и написанного текста
- Работе со словарями
- Построению последовательных, логически связанных высказываний
Самих же принципов пять:
- Принцип устного опережения написания. Он означает, что перед написанием слова ребенок должен всегда его проговаривать.
- Принцип учета орфографических правил конкретного языка. Самых распространенных типов орфографии четыре:
- Фонетический тип, когда слова пишутся, так же, как слышатся (например, в испанском языке)
- Традиционный тип, когда написание остается прежним, а звучание изменяется (в английском языке)
- Морфологический тип (ему соответствует русский язык)
- Иероглифический тип (ему соответствует китайский язык)
- Принцип сопоставления с русским языком. Основан на переносе общих графических элементов из изучаемого языка в родной.
- Принцип изучения правил орфографии параллельно выполнению большого объема упражнений.
- Принцип поэтапного освоения навыка письма. Сначала формируется техника письма, затем письмо применяется как средство овладения языковым материалом, а после полученные навыки и умения проецируются на коммуникативную и письменную речь.
Данные пять принципов считаются основополагающими, и соответствовать им нужно, независимо от выбранного метода работы.
Методы обучения иностранному письму
Среди методов обучения иностранному письму в большей степени выделяются три – это аналитический метод, синтетический метод и аналитико-синтетический метод. Мы не будет погружаться в детали, а укажем лишь главные их особенности и характеристики. Более подробно, если они вас заинтересуют, вы можете найти немало материалов в интернете. Хотя, и предложенной нами информации будет вполне достаточно, чтобы понять, как эти методы правильно применять.
Аналитический метод
Аналитический метод обучения иностранному письму был разработан во второй половине 18 века педагогом Э.К. Транном. Обучение, согласно ему, нужно начинать с восприятия ребенком образов, слов и небольших предложений. Позже из этого массива выделяются самостоятельные элементы.
Процесс обучения состоит из трех этапов:
- Ребенок рисует каракули
- Ребенок списывает с образца
- Ребенок овладевает техникой письма
Реализовать эти этапы на практике помогают следующие шесть ступеней:
- Вы знакомите ребенка с множеством предложений и их смыслом
- Вы вместе с ребенком визуально анализируете написание больших букв
- Ребенок начинает выполнять фонематические упражнения (смотря на примеры, ученик определяет знакомые ему буквы)
- Вы вместе с ребенком визуально анализируете строчные и маленькие буквы
- Ребенок учится определять связи между буквами и звуками
- Ребенок начинает работать с графическими и звуковыми образами слов и предложений (слова разбиваются на отдельные буквы, и ребенок последовательно проговаривает их по отдельности, либо в сочетаниях, при этом фиксируя разницу)
Синтетический метод
Синтетический метод обучения иностранному письму, известный еще как «Буквенная метода» или метод Экельзамера, появился тоже в 18 веке. Но здесь основная роль отведена произношению при письме.
Метод состоит из двух базовых этапов:
- Звуковой анализ слов
- Анализ образования отдельных звуков, куда входит сопоставление звуков с конкретными звуковыми явлениями и демонстрация изображений (на картинке изображен объект и первая буква его названия)
У обоих методов есть свои преимущества. Плюсом аналитического метода можно назвать то, что ребенок научается красиво писать, а плюс синтетического состоит в структурированности обучения. Поэтому сегодня все чаще применяется комплексный подход, названный аналитико-синтетическим методом.
Аналитико-синтетический метод
Обучаясь по этому методу, дети узнают звуки и как части слова, и как отдельные графические изображения. Процесс обучения выстраивается на нескольких этапах:
- Новая информация преподносится в соответствии с уже знакомой, благодаря чему создается база для изучения новых звуков (применяются сказки со звуками)
- Ребенок учится определять новый звук (когда вы произносите слово, ученик дает вам знать о том, что услышал изучаемый звук)
- Этап повторения, когда вы произносите новые слова, а ребенок повторяет за вами (тренируется в произношении незнакомого звука)
- Вы вместе с ребенком изучаете печатные буквы, обозначающие новый звук (можно записывать слово или показывать карточку с ним)
- Ребенок учится составлять слова из карточек и вставлять пропущенные буквы
- Вы проверяете, насколько прочно ученик усвоил соотношения звуков и их графических отображений
- Этап перехода к письму (вы демонстрируете, как пишется печатная и прописная буква, а ребенок сначала рисует букву в воздухе, а затем в тетрадке)
- Этап чтения (ребенок начинает читать тексты из букваря)
Одними из наиболее эффективных упражнений в аналитико-синтетическом методе являются следующие:
- Упражнения по написанию сначала простых, а потом сложных букв, частично или полностью идентичных буквам в русском языке, например, букв «Aa», «Oo», «Kk», «Mm».
- Упражнения по написанию букв, различных с русскими буквами, но имеющих похожие элементы, например, букв «Tt», «Pp», «Dd», «Nn».
- Упражнения по написанию букв, не совпадающих в написании с русскими буквами, например, букв «Ss», «Zz», «Rr», «Ff».
- Упражнения по написанию буквосочетаний, которые дают один звук, например, буквосочетаний «Ph», «Sh», «Ch», «Ck».
- Упражнения по списыванию слов и предложений с образца.
- Упражнения на проведение звуко-буквенного анализа буквосочетаний.
- Составление личного словаря.
Сюда же можно отнести и упражнения на орфографию:
- Анализ слов по элементам
- Группировка слов по корням, суффиксам, приставкам и т.п.
Вкупе с уже известными вам более простыми методиками этот метод может обеспечить поистине впечатляющий результат. Еще раз повторимся: начинать обучать ребенка писать вполне можно с основой на приемы, рассмотренные в уроках №2-6 данного блока курса. Если же появилось желание узнать более подробно о трех последних методах, советуем вам поискать информацию в интернете. Дело в том, что данные методики нельзя назвать простыми в применении, поэтому для полноценного их осуществления рекомендуется изучить тематическую литературу.
В дополнение к вышесказанному: если по каким-то причинам у вас появляются трудности в обучении ребенка иностранному письму, и действия не приносят результатов, есть смысл либо подождать, пока ребенок не будет готов (если обучение начато слишком рано), либо обратиться к профессиональному репетитору. Сегодня открыты двери множества кружков и даже специализированных детских садов, где дети с малых лет изучают иностранные языки. В остальном же вам нужно быть готовым к долгой и кропотливой работе.
И в завершающем третий блок и весь наш курс уроке, чтобы уже не оставлять, как говорится, хвостов, мы расскажем вам, как научить ребенка печатать на клавиатуре, ведь этот навык тоже можно отнести к области письма.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Кирилл Ногалес4brain.ru
Как научить ребенка писать: 9 важных правил, которые должен знать каждый родитель
Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги
Если у ребенка есть проблемы с написанием конкретной буквы (например, путает «в» и «д», пишет «е» не в ту сторону) или он съезжает со строчки, то надо работать над ориентацией на листе бумаги.
Для тренировки подойдут задания: найди 10 отличий, нарисуй точку внизу (вверху, посередине, слева, справа от какого-нибудь объекта на странице). Учитесь рисовать маленькие и большие круги и соотносить их размеры.
Используйте тетрадки в косую линейку с дополнительной линией. В них косая строчка идет очень часто, а не как в обычной тетради (каждые 2–4 сантиметра). Частые линейки помогают держать правильный наклон и соблюдать нужную ширину букв.
Начинайте сразу с прописных букв
Писать печатными буквами, конечно, проще. Но есть риск, что ребенок запутается, когда ему надо будет хоть и постепенно, но освоить 4 вида букв. Печатные большие и маленькие, прописные большие и маленькие — как и что надо правильно написать, трудно выучить даже внимательному ребенку.
Рисуйте образ буквы в воздухе
Отрабатывайте написание букв в воздухе. Сначала делайте это всей рукой – рисуйте большие буквы. Затем в течение одного занятия «уменьшайте размер» («а» большая, «а» средняя, «а» маленькая). Последнюю букву (самую маленькую) ребенок должен рисовать, используя только кисть руки.
Выделяйте красивые буквы
Важно поощрять ребенка за его успехи, а не ругать за ошибки. Поэтому возьмите зеленую ручку (или дайте малышу) и попросите его самостоятельно обвести те буквы, которые получились лучше других. Вот увидите, в следующий раз он будет ориентироваться на них.
Ребенку и так очень сложно писать, а если постоянно делать упор на то, что не получилось, он совсем не захочет учиться.
Не используйте насадки на ручки
В канцелярских магазинах сейчас продаются резиновые насадки, которые помогают сформировать правильный захват ручки. Их можно использовать на самом первом этапе, когда ребенок только берет карандаш или ручку.
Потом следует от них отказаться. Гораздо эффективнее показать малышу, как держите ручку вы. Или сделать захват вместе. Поставьте пальчики ребенка в нужное положение, затем обхватите его руку своей и начинайте писать. Пусть он почувствует процесс: где нажимаете сильно, где ослабляете руку.
letidor.ru
Обучение письму ребенка
Многие педагоги нынче отмечают, что в работе с ребятишками-дошкольниками и первоклашками больше всего проблем вызывает обучение письму. Нередко их увязывают со всеобщей компьютеризацией учебного процесса. Без сомнения, ребенку гораздо проще нажимать на соответствующие кнопочки на клавиатуре, чем старательно выводить в тетрадке определенные элементы письма. Для дошкольников это иногда кажется вообще непосильной задачей. Поэтому ребятишки испытывают определенные трудности как физического, так и психологического характера. А ведь умение разборчиво, грамотно и достаточно быстро писать просто необходимо во все годы учебы в школе. К тому же замечено, что главной причиной неуспеваемости учеников начальных классов является именно нарушения письма.
С чего лучше начать?
Неспроста в детских садах воспитатели во время занятий усиленное внимание обращают на развитие мелкой моторики, и уровень этого развития является важным показателем общей готовности детского интеллекта к будущей учебе в школе. Значение мелкой моторики в свое время отмечал известный советский педагог В. Сухомлинский, справедливо подчеркивая, что именно на кончиках детских пальчиков находятся «истоки способностей и дарований» воспитанников.
Помочь развить мелкую моторику детских пальчиков могут самые разнообразные занятия – в меру фантазии как родителей, так и воспитателей, а затем и учителей.
Так, многие мамы, прежде чем начать обучение письму дошкольника, придумывают упражнения графического характера.
- Можно предложить малышу книжку-раскраску, в которой необходимо «одеть», скажем, медвежонка в полосатые штанишки и клетчатую рубашку. Для этого надо аккуратно заштриховать соответствующие места рисунка. Примеров штриховки множество: дождевые капли из тучки, множество колючек на спинке ежика или чешуи на рыбке…
- Во многих изданиях для детей предлагается создать рисунок, соединив разрозненные точки плавной линией, или пройти лабиринт, найдя правильный путь от его входа до выхода. Для ребенка это и игра, и прекрасная графическая тренировка.
- Детям 5 лет уже можно предложить поработать с прописями, содержащими занимательный сюжет. На линейках расположены элементы букв в виде наклонных линий, дуг, овалов, обводя которые, малыш выполняет интересные и занимательные упражнения для подготовки руки к письму.
Играем и учимся
В занятиях с дошкольниками главное – игра. Для обучающих письму игр и опять же – в целях развития моторики – может послужить множество предметов. И в эти игры в равной мере можно играть как во время домашних занятий, так и в детском саду.
- Несколько мячиков из разных материалов – резиновый, пластиковый, текстильный – и разной формы могут стать «снарядами» для изучения: с перекатыванием их, ощупыванием, оценкой отличия незаметно идет подготовка руки к письму.
- Можно также поиграть с пуговицами и бусинами, нанизывая их на прочную нить по очереди.
- Неожиданной игрушкой могут стать бигуди. Если они с «липучками», то можно использовать их как конструктор: цепляя друг за друга, сделать мини-поезд, или как массажер – помассировать ладошки, катая бигуди между ними. А еще из них можно выкладывать знакомые буквы и цифры, различные фигурки.
- Неоценимый вклад в обучение письму вносят рисование цветными карандашами (особенно, если при раскрашивании часто чередовать их), лепка из пластилина, складывание пазлов и мозаик.
- Очень полезна для мышц рук работа с ножницами. Детям обычно бывает интересно вырезать из бумаги фигуры, картинки, делать из них аппликации, вырезать снежинки, бахрому, гирлянды. Конечно, не следует забывать, что «режущие» занятия должны проходить под наблюдением взрослых.
Формируем графические навыки
Задания для дошкольников по письму для начала должны включать написание самых простых элементов. Детям проще всего проводить вертикальные линии – пусть с этого и начинают. Попозже, когда линии станут все более уверенными и малыш научится правильно держать карандаш или ручку, можно приступить к «вычерчиванию» горизонтальных линий. Затем последуют наклонные – в одну и другую стороны.
В ходе занятий по рисованию грамотно будет обращать внимание на изображение ребенком овалов, крючков и кругов, которые являются составными элементами многих письменных букв.
Еще несколько советов
- Подготовка к письму содержит в себе не только упражнения для рук. Заранее надо постараться приучить малыша сидеть за письменным столом правильно, не облокачиваясь на него, не горбясь и не сутулясь.
- Правильно выбирайте ручку, которой будет писать ваш будущий ученик. Она должна быть не ребристой, не слишком длинной или, наоборот, не слишком короткой, не слишком толстой, чтобы ребенку было комфортно с нею работать. Стержень должен быть мягким, не вызывать лишних усилий у малыша при написании.
- Надо научить дошкольника держать ручку не так, как ему удобнее, а правильно – впоследствии переучивать его будет гораздо сложнее.
Как научить ребенка писать. Первые шаги.
www.rastut-goda.ru
Урок 1. Базовые принципы и основные методы обучения детей письму
Как и следует понимать, процесс обучения детей письму основывается не только на определенной методологии, но и на конкретных общедидактических принципах. Поэтому сначала мы расскажем именно о них, а затем поговорим о методиках.
Содержание:
Базовые принципы обучения детей письму
Всего основополагающих принципов обучения детей письму можно выделить восемь:
- Принцип наглядности
- Принцип сознательности
- Принцип повторяемости
- Принцип постепенного нарастания сложностей
- Принцип учета индивидуальных особенностей
- Принцип параллельного обучения письму и чтению
- Принцип поэлементного изучения букв
- Принцип одновариантного начертания письменных букв
Более подробно о каждом из них.
1
Принцип наглядности
Принцип наглядности очень важен. Обеспечить его можно, наглядно демонстрируя процесс письма своему подопечному, например, на специальной доске, на альбомном листе или в тетради, таблице, прописи или другом пособии. Одними лишь устными инструкциями научить писать невозможно. Смысл в том, что подражание примеру и копирование правильных действий является одним из главных путей, через которые дети усваивают информацию.
2
Принцип сознательности
Согласно принципу сознательности, привычки, приемы и умения, формируемые у ребенка вами как учителем, требуется подробно и точно разъяснять с самого начала. Также нужно убеждаться в том, что ребенок все понял.
Например, в первом классе ученикам необходимо знать:
- Порядок написания букв
- Соединения букв
- Смысл письма с наклоном и особенности наклонного написания
- Высоту букв
- Как правильно держится ручка
- Как сидеть за столом
3
Принцип повторяемости
Принцип повторяемости очень важен в вопросе автоматизации навыка письма. Реализуется на практике он при помощи не обычного механического повторения последовательности правильных движений, но такого повторения и повторного воспроизведения, которое позволяет совершенствовать технику. Наибольшую роль повторение играет на первых ступенях освоения ребенком письма. Нужно помнить, что если по каким-то причинам происходят перерывы (каникулы, отпуск, лечение и т.д.), ребенок быстро забывает изученный материал, к примеру, формы букв или правила письма.
4
Принцип постепенного нарастания сложностей
Принцип постепенного нарастания сложностей подразумевает обучение от простого к сложному. Например, сначала ребенок учится писать элементы букв, потом – буквы, а после – буквосочетания (способы соединения букв). На уроках чистописания этот принцип является основным, т.к. на нем строится вся работа над формой букв.
К первой категории букв относят самые понятные графические, а ко второй – более сложные по начертанию. Данная организационная форма (по группам) предполагает нарастание графических элементов, отчего в чистописании принцип называется генетическим.
5
Принцип учета индивидуальных особенностей
Исходя из принципа учета индивидуальных особенностей, обучая ребенка писать, вы должны знать, чем он отличается в плане развития: особенности зрения (дальнозоркость, близорукость), преобладающий характер восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик), отклонения (подергивание рук, дрожание пальцев) или их отсутствие в моторике рук и т.д.
Кроме того, вы должны наблюдать за позой ребенка в процессе письма, манерой держать ручку, расположением тетради, воспроизведением форм букв, их последовательностью, соединениями, скоростью письма и т.д. Это позволяет вовремя увидеть недочеты и исправить их.
6
Принцип параллельного обучения письму и чтению
Принцип параллельного обучения чтению и письму был введен еще в середине 19 века русским педагогом и писателем Константином Дмитриевичем Ушинским. Даже сегодня этот принцип активно используют в школах, т.к. им обеспечивается сознательное и грамотное письмо. Не зная букв, ребенок не сможет их писать, а зная поочередность букв и их произношение, овладевать письмом он будет намного быстрее. Поэтому рекомендуется учить детей писать и читать одновременно.
7
Принцип поэлементного изучения букв
Принцип поэлементного изучения букв тесно соприкасается с принципом развивающего обучения, т.к. наглядно иллюстрирует одно из его частных проявлений. Однако не следует ассоциировать его с отрывным письмом, ведь написание букв на бумаге состоит из непрерывных двигательных элементов. Ребенок не просто изображает увиденные элементы, а тренируется в написании частей букв, представляющих более-менее законченные движения, не противоречащие естественным движениям руки при нормальном письме.
8
Принцип одновариантного начертания письменных букв
Принцип одновариантного начертания письменных букв зависит от особенностей, с которыми формируется двигательный навык. Если говорить более конкретно, то это повторяемость и единообразие выполняемых рукой движений. К примеру, в письме есть 9 букв, в графический состав которых входят овалы – это буквы «а», «о», «О», «б», «д», «ф», «Ф», «ю» и «Ю». Есть прямые линии, переходящие в овал – это буквы «ъ», «ь», «Б», «Ы». Есть также линии с петлей, например, «в» и другие элементы. На практике соответствие принципу отслеживается через идентичность придаваемых буквам форм и последовательность начертания элементов.
Принцип также соответствует тому, как именно формируется графический навык в ракурсе двигательного действия. Главная закономерность этого процесса проявляется в совершении рукой при сформированном письме круговых ритмично-колебательных движений, направленных внутрь и к плечу. Достигается же это только многократным воспроизведением однообразных элементов, т.е. выполнением однообразных действий.
Таковы восемь базовых принципов обучения детей письму. Именно на них вам следует опираться в раннем развитии своего чада, чтобы быть уверенным, что результат будет стоить затраченных усилий.
Теперь же давайте перейдем непосредственно к методам, которые используются, когда нужно научить ребенка писать.
Основные методы обучения детей письму
Всего мы рассмотрим шесть методов:
- Поэлементно-целостный метод
- Копировальный метод
- Линейный метод
- Генетический метод
- Ритмический метод
- Метод Иосифа Карстера
Начнем с поэлементно-целостного метода. К тому же он позволяет реализовывать принципы одновременного начертания и поэлементного изучения букв, о которых мы только что говорили.
1
Поэлементно-целостный метод
Смысл поэлементно-целостного метода обусловлен особенностями взаимосвязи зрительных и двигательных элементов букв, ко всему прочему обуславливающих друг друга. Благодаря этому методу можно целенаправленно воздействовать на формирование целостных, дифференцированных зрительно-двигательных образов букв. На основе данных образов ребенок овладевает навыком первоначального письма, проще говоря, самым простым графическим умением.
Основу поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму составляют несколько методических приемов – это аналитическое восприятие и практическое конструирование букв. Перед отработкой начертания букв ребенку необходимо научиться воспроизводить их формы, а это и есть их конструирование и переконструирование при помощи элементов.
Вышеназванный метод считается инновационным. Традиционно же обучение детей письму базируется на иных методах. О них и пойдет речь далее.
2
Копировальный метод
Копировальный метод (второе название – стигмографический) заявил о себе в 18 веке. Суть сводится к тому, что вы пишите в тетрадке точками или карандашом начертания букв. Далее ребенок обводит эти начертания или точки, тем самым привыкая к формам букв и правильному их написанию. Распространенный пример применения копировального метода – обычные прописи.
Метод можно использовать как для обучения первоначальному письму, так и для исправления неправильного почерка. Для этого ребенку показываются правильные образцы букв и их соединений и предлагается их идентичное написание.
Применение метода нужно ограничивать, т.к. при простом обведении ручкой по образцу ребенок не осознает в нужной степени сам процесс и особенности форм букв. Нередко дети также обводят буквы не в том направлении.
При помощи стигмографического метода, если, конечно, он применяется грамотно, ребенок прекрасно тренирует навык выполнения правильных движений с учетом их формы, направления, размера, размаха и т.д. Если же все это воспринимается лишь зрительно, ребенок не перенесет нужные действия в процесс письма. Посредством обведения можно хорошо упражняться в оттачивании двигательных представлений.
3
Линейный метод
Линейный метод появился уже в 19 веке, на что в огромной степени повлияло введение тетрадей в линейку. Внедрение метода заметно упростило детям усвоение правильного написания букв, их размера, наклона, соединения, а также благоприятно сказалось на развитии глазомера и плавности при письме.
Сегодня для реализации линейного метода применяют в основном тетрадки в одну и две линейки, причем именно последние обеспечивают выработку конкретной высоты букв (1-й класс) и корректировку движения кисти по строке (2-й и 3-й классы) при обучении письму.
4
Генетический метод
Генетический метод был известен еще в 18 веке, т.к. в обучении письму его использовал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. А в 19 веке он применялся чуть ли ни в каждой европейской школе. В России же к нему традиционно прибегают после освоения ребенком начертания всех букв, и лишь для оттачивания навыка письма и корректировки форм в послебукварный период.
Основные характеристики генетического метода состоят в том, что он подразумевает предварительное письмо составляющих букв и усвоение ребенком начертания букв не в порядке алфавита, а в порядке увеличивающейся сложности в их начертании. Здесь же можно отметить, что процесс выстраивается на основе генезиса, когда каждая последующая буква образуется через добавление нового элемента к предыдущей. Ребенок заранее усваивает главный элемент, служащий основой нового блока букв.
5
Ритмический метод
Ритмический метод, называемый также тактическим, представляет собой письмо в такт счету, когда ребенок пишет в одном конкретном ритме и темпе. Популярность метод заслужил, во-первых, благодаря развивающему воздействию на плавность письма, во-вторых, из-за того, что позволяет значительно повысить скорость письма, и, в-третьих, по причине формирования у детей решительных и четких действий, требующихся для приобретения навыка красивого письма. Кроме того, метод способствует дисциплине и вносит оживление в занятия.
Но для успешного применения ритмического метода нужно внедрять его в соответствии с несколькими важными требованиями:
- К письму в такт счету можно приступать лишь после того как ребенок освоит начертание букв в обычном темпе, когда его ничто не отвлекает
- Счет может даваться родителем как самостоятельно, так и вместе с ребенком
- Счет нужно давать, ориентируясь на средний темп, а ускоряться следует едва заметно, благодаря чему ребенок отлично подготавливается к скорописи
- Метод не стоит применять долго в течение одного занятия, т.к. обязательно должны быть интервалы, во время которых ребенок пишет в спокойном темпе
Стоит отметить, что ритмическое письмо требует от детей немалого внимания и сил, а потому быстро их утомляет. Так что на первых порах тактирование допускают только на полустроках, а в середине строк делают паузы, т.к. в противном случае к окончанию строки качество письма снизится.
6
Метод Иосифа Карстера
Последний метод, о котором мы поговорим, был разработан английским педагогом Иосифом Карстером в 19 веке, Он основывается на выполнении ребенком ряда упражнений, развивающих движения руки: предплечья, кисти и пальцев.
Метод Карстера рассчитан на развитие свободных, быстрых и уверенных движений руки. При его использовании ребенок сначала осваивает написание простых крупных элементов, потом – букв, где есть особые штрихи, а после – слов, но без вспомогательных частей. Это нужно, чтобы ребенок научился использовать пространство листа и направление письма, достиг свободы и легкости движений.
Как родитель и педагог одновременно, вы должны знать, что на практике ни один из рассмотренных выше методов в качестве эффективного самостоятельного инструмента так и не смог себя оправдать. Лучшие результаты во все времена достигались только посредством комплексного подхода, где каждый этап обучения выстраивался на конкретном способе.
Наработки 4Brain
Как и в случае с двумя предыдущими блоками нашего курса, к подготовке третьего блока мы подошли не менее основательно. Так, мы рассмотрели наиболее популярные приемы обучения детей письму, оценили их плюсы и минусы, систематизировали и придали удобный для восприятия вид. Помимо третьего урока, остальные семь будут носить по большей части практический характер, хотя уже в следующем мы коснемся практики.
Многие советы и рекомендации, игры и упражнения были проверены на практике и некоторыми членами команды 4Brain, по причине чего мы уверены в их эффективности, и смело делимся информацией с вами. В третьем уроке мы поговорим о подготовке детей к занятиям, а также предложим несколько занимательных игр для детей и полезные хитрости для практического применения.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Кирилл Ногалес4brain.ru
Обучение письму: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно?
Главная > Образование > Письмо >
Научить писáть — это посложнее, чем научить читать.
Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом. Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание — «грамотный почерк», — для того чтобы подчеркнуть, что грамотность — это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Чего ожидать от школы?»
Ну что ж, давайте заглянем в школу и посмотрим, как там учат писать.
Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.
Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими — в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».
С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое — в лучшую сторону, второе — в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.
Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.
Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме — «умножение на многозначное число».
Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же — три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, — как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».
Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети — это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием — чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.
Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят — на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.
Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.
Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.
Кстати, знаете ли Вы, уважаемый читатель, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:
Орфограммы — это написание слов по определенным правилам. <Например,> большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей — это орфограмма.
Кто понял, что такое орфограмма, — поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю:
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей — это написание слова по определенным правилам.
В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой:
Лестница между двумя этажами — это строительство дома по определенным правилам.
Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.
Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша — это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей — это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши — это орфограмма. Буква е в слове тетрадь — это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово — тетради, — и это опять-таки орфограмма».
Где уж тут уследить за красивостью почерка!
Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.
23.03.2007, отредактировано: 10.08.2018
www.nekin.info
Как научить ребенка быстро писать без ущерба для почерка
Тема каллиграфии в современном мире затрагивается все меньше и меньше. Большим интересом пользуется скоростная машинопись и различного вида программы, позволяющие перевести речь в компьютерные шифры и знаки. Но уверенный и красивый почерк позволяет не только самостоятельно, без использования гаджетов, зафиксировать всю необходимую информацию. Или оригинально оформить поздравление. Ручное письмо, в первую очередь – это развитие определенных мозговых центров, которые в любом другом случае остаются неактивны. Поэтому, к решению вопроса как научить ребенка быстро писать родителям стоит отнестись достаточно ответственно.
Главные причины, препятствующие формированию красивого почерка
Ухудшение качества написания слов у ребенка обнаруживается в возрасте 7-8 лет. Плохие отметки за грамотность и аккуратность становятся первым признаком возникновения проблемы. Этому может быть несколько причин:
- Недостаточное развитие мелкой моторики. Начиная с 6 месяцев, малыш активно познает мир с помощью пальчиков рук. Если в это время навык мелкой моторики был разработан недостаточно, впоследствии это скажется на умении рисовать мелкие детали, брать небольшие предметы и аккуратно выводить буквы.
- Плохое качество письменных принадлежностей. В обучении письму мелочей не бывает. Ручка или карандаш плохого качества будет выскальзывать из пальчиков, а слишком твердый или мягкий грифель не позволят малышу регулировать силу нажима.
- Неправильное положение во время занятий. На скорость и красоту письма могут влиять такие, на первый взгляд, незначительный факторы, как осанка, высота стола и стула, расположение света и многое другое.
- Неверный захват письменных принадлежностей. Небольшое смещение кисти в сторону закроет ребенку обзор, а слишком сильное зажатие ручки пальцами может вызвать неприятные ощущения в руке.
- Ранее обучение навыкам письма. Ученые утверждают, что обучить малыша от трех лет написанию букв под диктовку можно достаточно легко. Но, так как детям в таком возрасте очень сложно концентрировать внимание на одном занятии длительное время, малыш будет стремиться к быстрому результату. Вследствие этого есть риск формирования некрасивого почерка.
Преградой к развитию каллиграфического письма вашего ребенка может стать любая из этих причин. Но, практика ежедневных тренировок и определенных упражнений позволит устранить проблему.
Методы улучшения качества и скорости письма у детей
Решать проблему коррекции навыков письма следует пошагово. В зависимости от причины, необходимо выбрать наиболее грамотный подход их устранения.
Занятия для улучшения мелкой моторики
- Для начала, возьмите разноцветный пластилин. Пусть ребенок катает его в ладонях, разминает и отщипывает небольшие кусочки. В дальнейшем, можно освоить навык скатывания шарика между пальцами. Это несложное задание активизирует все мозговые центры, отвечающие за координацию жестов.
- Подготовьте на листе бумаги рисунок или узор из точек. Вашему ребенку необходимо последовательно их соединить.
- Рисование и заполнение штриховкой мелких геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) подготовят пальчики к написанию маленьких букв.
Приобретение качественных принадлежностей для письма
В выборе канцелярии для малышей необходимо учитывать следующие позиции:
- качество;
- материал;
- форма;
- безопасность.
Опытные преподаватели советуют приобретать ребенку, начинающему писать, пластмассовую ручку с резиновой накладкой, либо трехгранный карандаш с грифелем средней жесткости.
Подготовка рабочего места
В соответствии с ключевыми правилами эргономики, столешница у стола для обучения должна быть с небольшим уклоном. Для качественной поддержки осанки, выбирайте стул с прямой спинкой. В целях наиболее качественного освещения, поместите лампу напротив рабочей руки ребенка.
Коррекция захвата ручки или карандаша
Для повышения качества и скорости письма под диктовку, следует обратить внимание на положение письменных принадлежностей в руке.
Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом.
Основные упражнения для развития красивого и быстрого письма
Чтобы сформировать у ребенка красивый почерк, следует начинать занятия не раньше достижения возраста 5-6 лет. В это время малыш уже может фиксировать внимание на достаточно долгое время. Второй важный момент – не превращать обучение в рутину. Большинство детских психологов утверждают, что проще привить ребенку интерес к занятиям через элементы игры.
Написание отдельных элементов
Для развития начальных навыков лучше всего использовать специализированные прописи. Согласно предоставленным в них примерам, ребенок выводит в строчках косые линии, крючки и волны. При выполнении этого задания следует концентрировать внимание не на количестве нарисованных знаков, а на их качестве.
Трафареты букв
Далее, малышу необходимо научиться писать отдельные буквы. Для начала, предложите ему обвести силуэт знака по точкам. Только после того, как линия будет четкой и форма буква станет максимально правильной, позвольте ребенку писать буквы в отдельных строчках.
Слоги
Следующий шаг – сложные слоги. Сочетания «ЯЯ», «МЯ», «КЛ», «НЯ», «ОЯ», «АЯ» требуют дополнительной прилежности. Особенно в местах соединения букв. Навык написания следует отрабатывать поэтапно:
- сначала, научите ребенка прописывать элемент соединения в отдельных строчках;
- далее, используйте трафареты букв;
- после этого, приступайте к написанию слогов в отдельных строчках.
Увеличиваем скорость
После того, как ваш ребенок научился красиво писать буквы и слоги, правильно соединять буквы при письме, приступайте к следующей фазе – увеличению скорости написания.
В этом вам поможет несложное упражнение: предложите малышу написать пять коротких слов за определенный промежуток времени. Когда он станет легко справляться с заданием, количество букв в словах можно увеличить, а период процесса написания сократить.
Занятия по обучению письму достаточно сложны. Но, стоит помнить – когда ребенок выполняет задания с удовольствием и без неприязни, любой навык запоминается им намного легче.
myintelligentkids.com