Нужно ли наказывать детей – Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему?

Содержание

Нужно ли наказывать детей? | Дом и семья

Иные родители против наказания детей в любых видах и формах. Принципиально. Они убеждены, что любое наказание — вред. Обычно подобные принципы появляются в результате гипертрофированной любви к своему ребенку, при упорном нежелании видеть его недостатки. Напротив, недостатки представляются достоинствами.

Расшалившийся ребенок разбил окно. Молодец! Он смог это сделать с одного удара! Если же приходится признавать, что ребенок сделал все же что-то нехорошее (например, затеял драку и жестоко избил своего товарища по играм), то виноват в этом кто-то другой (если бы ему дали ту игрушку, которую он требовал, то никакой драки бы не произошло! Не играй больше с этим мальчиком, он жадный!).

Случается, что родители видят недостатки ребенка, но не в силах его наказывать — они испытывают перед малышом чувство вины. Особенно часто страдают подобным при разводах. Ребенка жалко — он не понимает, что происходит, скучает по папе или маме, и наказывать его представляется немыслимым.

Бывает и так, что кто-то из родителей пытается перетянуть малыша на свою сторону (мама хорошая, а папа плохой, или наоборот). Естественно, в этом случае «хороший» родитель не только сам не наказывает ребенка, но и препятствует малейшему наказанию со стороны «противника», представляя, что таким образом еще более подчеркивает свою «хорошесть».

Результаты такого воспитания в большинстве случаев весьма неутешительны. Дети, получающие все по первому требованию, перестают ценить получаемое. Более того, дети очень чувствительны и всегда знают, когда их чувства пытаются «купить». И тогда начинается повышение ставок, прямые манипуляции (а папа обещал купить мне настоящий фотоаппарат! И он говорил, что я уже большой, чтобы научиться им пользоваться!). Разбалованные таким образом дети представляют, что «хорошо» — это то, чего им хочется, а «плохо» — все, что идет вразрез с их желаниями.

А желания могут быть различны, в том числе и весьма небезобидны (например, алкоголь, наркотики). А потом родители удивляются — откуда же взялось столько плохого в их выросшем чаде, ведь у него было все! Почему взрослый сын отнимает у старушки-матери последние копейки? Почему выросшая дочь выбрасывает из квартиры отца (и хорошо если в дом престарелых, а то бывает, что просто на улицу)? Да потому, что их с пеленок учили, что земной шар вращается персонально для них. И никто и ничто, в том числе и родители, не должны мешать осуществлению желаний. Тем более, если родители состарились и стали бесполезны для выросшего чада.

Прекрасный пример разбалованного ребенка, балуемого отцом из чувства вины, — в фильме «Игрушка» (Франция, 1976 г.). Мальчик, привыкший получать все, что захочет, требует в качестве игрушки живого человека — и получает его! Вот только «кукла» (блестящая роль в исполнении Пьера Ришара) оказалась своеобразной и ухитрилась ввести в мир вседозволенности систему наказаний. И ребенок разительно переменился. Причем к лучшему.

Так что система наказаний должна быть. Она помогает разделить плохое и хорошее (за хорошее хвалят, за плохое наказывают). Вот только, выбирая наказание, стоит определиться: воспитываете ли вы человека разумного, либо дрессируете дикое животное.

Определенная категория родителей считает, что наказание — это непременно физическое воздействие. Возможно, правда, и психологическое, но непременно сопровождающееся унижением. Например, ребенок должен принародно (чем больше людей будет присутствовать, тем лучше) сообщить о своем проступке и покаяться (одного мальчика четырех лет заставили перед друзьями каяться в том, что он намочил штанишки — ребенок заигрался, все откладывал поход в туалет, вот и приключилось несчастье. Когда его заставляли «признать вину», он плакал и обещал, что больше никогда-никогда не будет так делать, лишь бы только никому об этом не рассказывали. Тогда мать продемонстрировала всем штанишки и во всех подробностях рассказала о «проступке». Дело закончилось для малыша тяжелым нервным расстройством). Или — просить прощения у родителей стоя на коленях и с целованием рук. Да-да, подобное отнюдь не ушло в прошлое, находятся еще родители, которые за неубранные игрушки бьют ребенка, а потом требуют, чтобы он целовал бьющие руки в благодарность за науку и усилия, которые прилагаются, чтобы «вырастить настоящего человека».

Это — дрессура в чистом виде. Нередко она приводит ко лжи — ребенок, стремясь избежать наказания, обманывает. Например, подчищает оценки в дневнике.

Но ведь возможны и другие наказания. Если между родителями и детьми присутствует любовь и взаимоуважение, то достаточно недовольного, строгого взгляда — и ребенок уже понимает, что совершил проступок. Он искренне раскается, признается в содеянном (хотя бы в той же исправленной оценке — этим, бывает, грешат и самые лучшие дети). И признание будет гораздо более ценным, если будет добровольным, а не под страхом битья.

Еще одним вариантом наказания является лишение каких-либо «бонусов» — конфет, чтения сказки, прогулки в парке, просмотра мультфильмов, катания на карусели, похода в гости и т. д. Подобные наказания тоже весьма действенны.

Наказывая ребенка, обязательно нужно объяснять ему — за что именно он наказан. Наказание — не молния, которая бьет в любое место, оно должно быть четко привязано к совершенному проступку. При этом нужно внимательно смотреть: а был ли проступок? Например, наказание за плохую успеваемость в школе. Прежде, чем обрушивать на голову ребенка громы и молнии (даже если это всего лишь лишение воскресной прогулки), стоит разобраться — а почему эта успеваемость плоха? Связано ли это с ленью, отсутствием заинтересованности в учебе, какими-либо проблемами в отношениях с одноклассниками, проблемами в семье (при разводах успеваемость детей часто ползет вниз), или просто речь идет о неспособности ребенка к какому-либо предмету (например, есть дети, с легкостью щелкающие кратные интегралы, но неспособные написать даже самое простое сочинение, есть такие, которые пишут отличные сочинения, но никак не могут выучить таблицу умножения и т. д.). Возможно, ребенок нуждается не в наказании, а в помощи.

Наказывая, следует помнить о «законе джунглей»: за один проступок дважды не наказывают. Да и напоминать лишний раз о содеянном не стоит — если, конечно, подобное больше не повторяется, а раскаяние ребенка было искренним. Ведь напоминание — это тоже род наказания. И ребенок видит, что он раскаялся, сделал все, чтобы загладить свою вину, а его так и не простили! Спрашивается — а стоило ли каяться? Стоило ли предпринимать хоть какие-либо шаги, если все равно прощения добиться невозможно?

Очень важна система поощрений, неразрывно связанная с системой наказаний. Довольно неприятно, если за плохое наказывают, а хорошего как бы и не замечают вовсе. При этом, не самый лучший вариант — материальные поощрения. Система «конфета за пятерку» однозначно порочна. Результатом является очевидный вывод: если нет конфеты, то и пятерку получать не обязательно. Обычная похвала гораздо более действенна, чем тонна конфет.

Кроме того, поощряя ребенка за хорошую оценку, нужно обязательно объяснять ему, что в первую очередь хорошее он сделал для себя, а не для родителей. Да, родители очень довольны, гордятся его успехами, но учится он все же не для них, а для себя.

Весь воспитательный процесс — это непрерывная череда объяснений (что такое хорошо и что такое плохо, зачем, почему и для чего и т. д.). Объяснения — обращение к разуму ребенка, и таким образом растят человека разумного. Отсутствие объяснений — обращение к животным инстинктам, дрессировка, даже если все это не связано с физическим воздействием (например, получил пятерку — конфетка (поощрение), получил двойку — отсутствие конфетки (наказание)).

Наказывая или поощряя ребенка подумайте — кем вы его считаете? Животным или человеком? Не торопитесь доставать конфету или ремень. Они — лишь дополнение. Конечно, если вы воспитываете человека.


shkolazhizni.ru

Нужно ли наказывать детей в семье?

Каждая семья, в которой есть дети, рано или поздно сталкивается с проблемами поведения. Всякий раз, когда ребенок в чем-то провинился, родители задают себе одни и те же вопросы. Что делать, наказывать? А если наказывать, то как? Может лучше не стоит, как тогда поступать в таком случае?

Идеальных детей не бывает. Каждый ребенок может ошибиться, совершить проступок. Предлагаем вам разобраться, как вести себя в таких ситуациях и когда нужно наказывать ребенка.

Можно ли наказывать детей за проступки

Многих родителей интересует вопрос: “Можно ли наказывать детей?”  Очень хорошо, что этим заинтересовались и вы. Потому что важно знать, как надо действовать, если ваш ребенок что-то натворил. Хотя чаще всего, взрослые даже не задумываются, как наказание может повлиять на состояние их ребенка.

Порой бывает очень сложно донести до ребенка все то, что вы хотите ему сказать. Поэтому приходится наказывать. Необходимо понимать, что наказание является вынужденной частью воспитания, к которой  прибегать надо крайне редко. Точнее сказать, когда вы чувствуете, что поучающая беседа не приводит к результатам, когда вы уже не можете справиться с ситуацией. Иногда, наказание действительно может предупредить, ограничить. Через наказание дети учатся нести ответственность за свои поступки, осознавать ошибки. Они задумываются над ситуацией и начинают понимать что может быть допустимо, а что нет. Но всегда, когда пытаетесь наказать, помните, что с чувствами ребенка  играть нельзя.

Перед тем как наказывать своего ребенка, задумайтесь, действительно ли сейчас это так необходимо. Как лучше поступить и что сказать, чтобы не навредить ребенку. Любое неправильно подобранное слово, может нанести ему психологическую травму. Поэтому, если хотите что-то объяснить, выбирайте выражения с особой осторожностью. Поймите, что наказание — это метод, который помогает понять ребенку, как нельзя поступать, позволяет пропустить ситуацию через себя. Но это не должно входить в систему, иначе наказание не будет иметь никакого смысла.

Чего нельзя делать

Очень многие люди наказывают своих детей без понимания том, как и зачем они это делают. Если уж вы решили, что на этот раз без наказания не обойтись, помните чего ни в коем случае нельзя делать, когда вы наказываете ребенка.

Наносить вред физическому и психическому здоровью маленького человека

Это значит, что как бы вы не сердились, вы не должны кричать на ребенка, и уж тем более, бить его. Не допустимо говорить с ребенком высоким тоном, обзывать и унижать его. Детские психологи подтвердили, что дети, к которым регулярно применялось физическое и моральное воздействие, вырастают неуверенными в себе людьми с заниженной самооценкой. Такие люди часто испытывают трудности в общении и считают, что они никому не нужны.

Чтобы избежать таких проблем, вам следует научиться спокойно разговаривать с ребенком и правильно подбирать слова. Если вы хотите показать ему свое недовольство, советуем вам заменить оскорбительные выражения на более мягкие, которые могут воздействовать на поведение детей намного эффективнее. Например:

“ Я так и знала, что ты завалишь контрольную” вместо этого, лучше использовать “Мне очень жаль, что ты не смог оправдать моих надежд” или “ Руки у тебя не из того места растут” вместо этого надо говорить “ В следующий раз постарайся быть внимательнее и осторожнее”.

Так же нельзя сравнивать своего ребенка с другими ребятами. Превозносить чужих детей, его братьев или сестер и указывать на его недостатки. Это может вызвать ненависть к вам и к тому, кого вы хвалите. Рекомендуем вам исключить из своего словаря такие обзывательства, как: “Бездарь”, “Бестолочь”, “Неуч”, “Бесстыдник”,

“Неумеха” и тому подобные. Каждым таким словом вы отталкиваете любимого дитя и рискуете потерять доверие и уважение к себе.

Наказывать детей без причины

Очень часто взрослые наказывают детей без причин. Иногда на это может повлиять плохое настроение, проблемы в семье или на работе. Раздраженные родители срывают зло на родных детках, которые даже не понимают за что их поругали на этот раз. Вам стоит понять, что ребенок не виноват в ваших проблемах. Вы должны решать их наедине с собой, а отношения с детьми должны оставаться такими, буд-то в вашей жизни ничего не происходит. Дети желают видеть счастливых родителей, которые их любят.  Все это сложно, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас по прежнему любил, учитесь оставлять свои проблемы за порогом дома.

Немаловажно отличать неосторожность ребенка от преднамеренных действий. Иногда родители ругают своих детей, не понимая того, что ребенок мог сделать что-то случайно. Например, если малыш споткнулся и упал или испачкался, когда играл в песочнице. Все это не является поводом для наказания, ведь это вполне нормальный жизненный процесс. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок впредь был аккуратнее, просто поговорите с ним.

Ругать спустя долгое время после проступка

Нельзя наказывать ребенка за проступок, если он совершил его давно. Ребенок может не понять и не вспомнить за что его ругают именно сейчас. Проводить беседу нужно сразу после того, как он нашкодил. Не нужно припоминать ему давно забытых случаев. Например: “Прошлым летом ты плохо вел себя в походе, поэтому в этом году мы в поход не идем ”.

Заставлять трудиться и учиться

Наказывать ребенка за плохое поведение трудом нельзя. Некоторые семьи практикуют трудотерапию, как способ наказания. Одни заставляют своих детей наводить порядок в квартире, выполнять тяжелую работу на даче. Другие сажают ребятишек за книгу. Эти люди думают, что ребенок сможет исправить свое поведение после того, как выполнит задание. На самом деле, таким образом, родители вызывают отвращение к труду. Ребенок может несколько раз убирать свою комнату или перечитывать книгу, но вполне возможно, что он так и не поймет как это наказание связано с его проступком. Такое принуждение  может на всю жизнь отбить желание самостоятельно заниматься уборкой. А те, кого заставляли читать или делать уроки, в дальнейшем могут скатиться на двойки. Такой способ может быстро отбить весь интерес к учебе, знаниям.

Когда нельзя наказывать ребенка

Как бы ребенок не поступил, что бы он не натворил, никогда не наказывайте его, если он:

  • болеет
  • испуган или находится в стрессовом состоянии
  • принимает пищу
  • собирается спать или только проснулся
  • пытается что-то сделать, но у него не получается
  • занят каким-либо хобби или игрой

Как правильно наказывать ребенка

Когда вы наказываете своего ребенка, необходимо понимать, что делать это надо осторожно, без вреда для него. Ведь целью наказания является осознание ошибки, которую совершил ребенок. Поэтому важно, не причинить ему боли в этот момент, а дать понять, что больше так делать не стоит.

Дети должны знать, почему они наказаны. Объясните малышу, в чем была его ошибка, что он сделал не так. При обсуждении ситуации никогда не говорите ребенку, какой он плохой. Обсудите с ним только конкретный случай, а не его недостатки.

Во время наказания ребенок не должен быть лишен туалета и еды. Но в то же время, вы не должны позволять ему бегать на кухню и туалет каждые пять минут, когда он наказан. Ребенок должен хорошенько подумать над своим поведением, а не отвлекаться на посторонние предметы. Поэтому не наказывайте его в детской комнате, где можно поиграть в игрушки, иначе, ваше терпение может лопнуть окончательно. Не сажайте его рядом с тарелкой вкусняшек. Малыш будет думать о сладком, а не о своих ошибках. Возможно, он даже позволит себе взять пару конфет, например. Какое же это наказание? Считай, что просто посидел, лишний раз конфет поел. Можно продолжать хулиганить. Если вы разрешаете ребенку так себя вести в то время, когда он наказан, тогда не вините его в том, что он так ничего и не понял.

Лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо

Вместо того, чтобы шлепать ребенка, лучше лишить его того, что для него действительно важно. Это эффективный способ наказания, который приносит минимум боли и максимум результата. Мы не советуем вам увлекаться этим методом часто, но если ребенок вышел из под контроля, то иногда можно.

Лишение радости заставляет ребенка подумать над своим поведением. В качестве наказания лучше использовать лишение любимого занятия или развлечения. Это может быть катание на роликах, прогулка в детском парке или любимая сказка на ночь. Долго такое наказание продолжаться не должно. Если ребенок не хочет видеть расстроенных лиц родителей, однократного применения будет достаточно.

Наказывать любимой едой мы не рекомендуем. А вот ее ограничением можно. Например, днем купили вкусный торт, а вечером пришлось наказать ребенка. Вся семья будет есть торт после ужина. Наказанный ребенок не должен лишаться своей порции, но ее нужно уменьшить. При этом, надо объяснить ребенку “ Сегодня ты наказан за свой поступок, поэтому ты получаешь половину куска. Если бы ты  не поступал так, то получил бы целый кусок торта.”

Как вести себя после наказания

Когда ребенка наказывают, он чувствует свою вину, обиду на родителей. После того, как время наказания истекло, вам необходимо помириться с ним. Обнимите своего малыша, скажите ему, что вы не хотите его наказывать, но вам приходится это делать из-за его поведения. В закреплении можно повторить, как ему лучше поступить в следующий раз. Именно, как надо поступить, а не то, как нельзя делать. Если ребенок действительно понял за что его наказывали, то в следующий раз он постарается не повторять ошибок.

В этот зимний солнечный денёк все дети были  счастливы. Кто-то играл в игрушки, кто-то рисовал зимние пейзажи. В группе была дружелюбная атмосфера. Вдруг я услышала громкий плач Вани и заметила недовольное лицо Андрея. Подошла к мальчикам, чтобы разобраться в ситуации. Оказалось, что они не поделили большой грузовик, который я дала Ване за то, что он красиво нарисовал  рисунок.  Андрей вырвал игрушку из рук Вани и смотрел на него злыми глазами. Мне стало жалко Ваню, ведь он так старался рисовать, чтобы получить эту машину. Этот грузовик я даю ребятам, которые к чему- то стремятся, пытаются сделать  что -то доброе. И тут я подумала:  « Может быть, Андрей вырвал игрушку у Вани не из-за того, что очень хотел с ней поиграть, а из-за того, что знает, что другим способом он вряд ли её получит, так как добрые дела он вершить не стремится». Такого рода зависть. Я решила, что не буду наказывать Андрея, а наоборот,  дам ему возможность исправиться и заслужить эту игрушку. Сказала ему о том, что если он пообещает мне больше так не поступать, и вести себя хорошо, то с этой игрушкой будет играть и он. Андрей дал обещание, в течении трёх дней я за ним наблюдала. Все три дня он вёл себя хорошо, даже лучше обычного. Я тоже сдержала своё  обещание и дала ему грузовик. Андрей был очень доволен. С тех пор он ни у кого не отнимает игрушки.

www.jlemon.ru

как правильно и можно ли наказывать ребенка в год

Ребенок игнорирует просьбы и требования родителей, капризничает и устраивает истерики, делает все назло?

Каждая мама сталкивается с этим время от времени. Кто-то чаще, кто-то реже.

Что делать?

Как наказать за плохое поведение и стоит ли вообще наказывать? Эти вопросы интересуют всех родителей.

Почему дети не слушаются

Все родители хотели бы, чтобы дети были послушными и выполняли все требования родителей с первого раза.

Однако в реальности такое вряд ли встретишь. Почему же дети не слушаются родителей?

  • Любому малышу нужны определенные правила и порядок.
  • Так он будет чувствуют себя более спокойно и уверенно. Иногда он хочет проверить дозволенные границы и нарушает принятые правила.

  • Если запретов слишком много, то ребенок восстает и перестает слушаться родителей.
  • Поэтому количество слов «нельзя» стоит ограничить. Однако необходимо быть последовательным, иначе будет не понятно, почему сегодня можно, а завтра нет.

  • Бывает и такая крайность, когда малышу позволяется все, что он захочет.
    О дисциплине в таком случае говорить не приходится – он просто не знает, что можно делать, а что нет.
  • Иногда дети не слушаются, когда не могут понять, чего от них хотят.
  • Поэтому малышам  (до 5 лет) важно показать нужные действия и выполнять их с ним, пока не запомнит.
  • Возникают моменты, когда ребенок начинает испытывать на прочность дозволенные рамки.
  • Это так называемые возрастные кризисы. Они бывают , в 3 года, 5-6 лет, подростковый период. Обычно они связаны со значительными переменами в умениях. Например, научился ходить, осознал себя и прочее.
  • В некоторых случаях дети перестают выполнять просьбы если хотят привлечь к себе внимание.

Если ребенок не слушается, то, прежде всего, необходимо обратить внимание на методы воспитания, обстановку в семье, требования к ребенку и его обязанности. Если родители не учитывают переживания своих детей, их эмоции, потребности и интересы, то наладить дисциплину будет сложно.

Доказано, что на поведение отрицательно влияет длительное пребывание его перед телевизором или .

Мозг просто не в состоянии усвоить передаваемый поток информации, и , не реагирует на просьбы родителей.

Читайте также — . Почему ?

Зачем это, и что будет если все позволять

Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».

В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.

Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства.

Поэтому предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.

Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление руководствуется теорией американского детского врача Б. Спока.

Его принципами было отрицание любых наказаний.

Однако отказ от наказаний может сделать ваше чадо эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.

Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.

Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.

Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам не избавят от конфликтов.  В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.

Чтобы правильно сформировать личность ребенка, должны быть установлены правила поведения и запреты. И если вашему ребенку 2 или нужно действовать совершенно по-разному.

О наказании в разном возрасте

Итак, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании. Но стоит определиться, когда и как их наказывать.

Наказание должно происходить после совершения поступка.

Наказывать стоит в исключительных случаях, если ребенок сознательно совершил поступок, зная что это плохо.

Важно также учитывать возраст. Малыши до 2,5-3 лет плохо осознают, за какие действия их накажут. Поэтому им лучше просто каждый раз напоминать, что можно, а что нет. Нельзя наказывать, если малыш даже не понял, за что.

Стоит учитывать возрастные нормы психики. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.

Например, дети часто ревнуют своих родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и прочее. Наказывать за это не нужно.

Мнение эксперта

Лисова Алина Викторовна — педагог

Педагог-психолог частного развивающего центра

В раннем возрасте родители должны постоянно разъяснять малышу последствия его действий, помогать усваивать нормы поведения, принятые в социуме.

Дети до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за своими действиями и окружающих его людей. Объяснять что можно, а что нет. Особенно важно показывать это своим поведением. Если ребенку что-то запретить, а самим это продолжать делать, то вряд ли он будет понимать, что это на самом деле нельзя.

Также при выборе наказания необходимо учитывать характер конкретного ребенка, его темперамент, эмоциональность.

Ведь одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.

Советы психолога — наказывайте без вреда для психики

Наказание не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.

Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем.

Поэтому выбирая способ наказания нужно следовать таким правилам:

  1. Не наказывайте сгоряча
  2. Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.

  3. Наказывайте любя
  4. Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если он чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.

  5. Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание
  6. То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.

  7. Наказывать нужно не ребенка, а его проступок
  8. Например, ударил соседского мальчика. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.

  9. При наказании необходимо четко определить временной интервал
  10. Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.

  11. После наказания обязательно должно быть примирение

Хорошо, если есть свой собственный ритуал.

Когда начинать?

С какого возраста малыш должен нести ответственность за свое поведение?

Существует мнение, что наказывать детей до 3 лет нельзя.

Оно основано на том, что до этого возраста ребенок не умеет строить причинно-следственные связи.

Если сломалась игрушка, он понимает, что она не работает, но не осознает, что виновником стал он сам, какие-то его действия. Поэтому он не поймет, за что его наказывают.

Однако это не значит, что можно все позволять малышу. Просто в случае его проступков необходимо ему объяснять, что нельзя делать, чтобы это не повторилось.

Если маленький ребенок требует что-то, что делать нельзя, стараются переключить его внимание другое. Давать понять малышу что можно, а что нет нужно как можно раньше.

За что можно, а за что нельзя?

Слишком ограничивать запретами действия ребенка нельзя. Если все запрещать, то как он будет познавать мир? В таких случаях дети вырастают несамостоятельные и безынициативные.

Мнение эксперта

Лисова Алина Викторовна — педагог

Педагог-психолог частного развивающего центра

Тем не менее, за осознанное нарушение ранее установленных правил следует применить обговоренное наказание. Например, сказать «если ты будешь обзывать детей в садике плохими словами, то на ужин не получишь сладкое».

Ребенок нарушил это правило, значит, на ужин не даете сладости, как бы он ни просил. Остальные члены семьи также не должны нарушить наказание, иначе ребенок не поймет, что так делать нельзя.

С точки зрения многих психологов наказывать необходимо за:

  • Оскорбления, особенно в отношении старших.
  • Ложь.
  • Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления.

    Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать. Вранье поощрять нельзя.

  • Физическое насилие.
  • Вы часто наказываете ребенка?

    ДаНет

    Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут.

    Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных.

  • Демонстративное нарушение установленных правил поведения.
  • Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.

  • Воровство. Оно должно быть строго наказано.

За что нельзя наказывать:

  • Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то
  • Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.

  • И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает
  • Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.

  • Ребенок познает мир, проявляет активность
  • Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это их естественное поведение.

  • Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями
  • Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.

  • Действия, вызванные неосторожностью. Например, случайно уронил и разбил чашку
  • Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.

  • Проявление чувств – ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее

Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.

Вы не знаете ? Или ? Или вы никак не можете Тогда советуем вам ознакомиться с материалами по нашим ссылкам, они содержат ответы на все эти вопросы.?

Как быть строгим, но не потерять доверие?

При использовании наказаний в воспитании главное не переусердствовать, чтобы не потерять любовь и доверие своего малыша. Для этого нужно соблюдать такие принципы:

  1. Не вводите слишком много запретов
  2. Оставьте ребенку простор для исследований

  3. Требования должны быть ориентированы на возраст
  4. Не требуйте то, чего он пока не может запомнить или сделать.

  5. Прежде, чем наказать, необходимо разобраться в ситуации
  6. Если ребенок был наказан, то после обязательно помиритесь с ним
  7. Объясните свою позицию, напомните, что любите его несмотря ни на что.

  8. Нельзя унижать и оскорблять детей

Мамам малышей важно знать — ?

Что делать если ? Разбираемся вместе

Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.

Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.

Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.

Поэтому, если родители не хотят потерять доверие своего ребенка, то стоит применять другие методы воспитания, нежели физическое наказание.

При выборе наказания рекомендуется следовать таким правилам для родителей:

После наказания не нужно все время вспоминать ребенку его проступок.

Рассмотрим несколько вариантов, как наказать ребенка за плохое поведение и непослушание.

С этим наказанием следует быть осторожным. Ведь длительное игнорирование может нанести ребенку психологический вред. Но, если вы какое-то время откажитесь играть с ним из-за плохого поведения, то это послужит ему уроком.

Как воспитывать своего ребенка, наказывать его или нет, и как именно, решает каждый родитель самостоятельно. Однако нужно учитывать, что ребенку необходимо уметь жить и адаптироваться в обществе. Поэтому придерживаться определенных принятых социальных норм необходимо всем детям. Как привить им эти правила решают родители.

umnyash.com

Как правильно наказывать ребенка и стоит ли это делать?

Детей, которые не проказничают, не капризничают и являются абсолютно послушными, не существует. В связи с этим все чаще родители задаются вопросом о правильном наказании их за непослушание, ведь понимают, что эмоциональное и физическое насилие ни к чему хорошему привести не может. Можно ли наказывать ребенка и как это делать правильно, мы поговорим в этой статье.

Как правильно наказывать ребенка и стоит ли?

Успешный, счастливый, уверенный в себе ребенок – это естественное желание любящих родителей. Но каждый ли из них задумывался над тем, что собственноручно можно сделать из него агрессивного, вражески настроенного или абсолютно неуверенного в себе взрослого? И что в таком случае его ожидает в будущем?

Взрослые должны понимать, что в силу своего возраста дочь или сын может не все понимать. Отсюда и проступки, которые нередко огорчают мам и пап. Вместо того чтобы бездумного наказывать, ставить в угол за плохие оценки или бить ремнем, попробуйте найти более лояльный способ решить проблему.

Мы рассмотрим советы, которые помогут сделать наказание эффективным и правильным, при этом психика ребенка будет не сломлена, а личность не угнетена.

Справедливое наказание

Во многих случаях наказание зависит от настроения, эмоционального состояния взрослых. И это категорически недопустимо. Ведь в данном случае сами мамы и папы вводят свое чадо в заблуждение.

Рассмотрим это на следующем примере. Сын провинился в школе (переговаривался с учителем, прогулял урок или получил плохую оценку). Он приходит со школы, а в семье в этот день какое-то праздничное мероприятие. По причине того, что родители пребывают в хорошем настроении, наказание отменяется.

Через какое-то время ситуация повторяется. Сын идет домой с осознанием того, что все в порядке, родители его простят и поддержат, как это было в предыдущий раз. Но по приходу домой, оказывается, что за совершенный поступок он понесет наказание. Почему? Да потому что взрослые сегодня пребывают в плохом настроении, они устали на работе.

И какой сын сделает вывод? Он его не сделает, потому что запутается в непоследовательных действиях взрослых. Наказание должно быть всегда справедливым, не зависеть он внешних факторов.

Лояльное наказание без оскорблений

Для того чтобы малыш вынес урок, совсем необязательно всевозможными способами оскорблять, унижать и запугивать его. Он должен понимать что, несмотря на свой поступок, родители по-прежнему его любят.

Прибегая к оскорблениям, мы наносим удар по детской психике. В этом случае наказание не будет эффектным, ведь кроха затаит обиду на взрослых. На фоне этого осознание своей вины не произойдет. То есть ритуал наказания окажется абсолютно напрасным. Его результатом станет выплеснувшая гнев мама (папа) и обиженный, обозленный, ничего не понимающий ребенок.

Вместо того чтобы опускаться до оскорблений, с детьми нужно говорить с уважением. Тогда и он них можно требовать такого поведения. Дети должны понимать, что их поступок некрасив, но они по-прежнему остаются личностью, мама и папа их любят и уважают.

Нужно стараться вести себя с ребенком позитивно, говорить спокойно и выбирать справедливое наказание.

Отказ от негативных прогнозов

Ребенок должен понимать, за что он несет наказание. В некоторых семьях при наказании детей, взрослые начинают их отчитывать и прогнозировать поведение в будущем. На фоне этого карательные меры принимаются уже не за то, что совершил малыш здесь и сейчас, а за то, что он может сделать в будущем.

Для того чтобы не повторить эту ошибку, стоит отказаться от составления негативных прогнозов, касающихся будущего детей. Это абсолютно бессмысленно, а также откладывается в их памяти.

Определение цели наказания

Родители должны осознавать, с какой целью они наказывают малыша. Возьмем в качестве примера ту же плохую оценку, которую дочь получила в школе. Прежде чем наказать ее, ограничить в чем-либо, необходимо дать понять, с какой целью все это происходит.

Цель должна быть понятна и родителю, и ребенку. Опираясь на нее взрослому человеку нетрудно составить план действий, который даст понять дочери, что от нее требуется или с какой целью родитель поступил именно так.

Если вы преследуете цель донести до дочери то, что образование играет важную роль в современном мире – скажите об этом прямо. Если же плохая оценка – это результат недостаточной подготовки к уроку – объясните это.

Только понимая, с какой целью дети несут наказание, в будущем они смогут предотвратить повторение определенной ошибки.

Отказ от эмоционального насилия

Иногда эмоциональное насилие может быть в разы серьезнее и травматичнее для детской психики, чем физическое. Почему так происходит?

В состоянии гнева, на эмоциях родитель начинает ругать провинившегося малыша. Он акцентирует внимание на том, что за такой поступок последует наказание (это может быть ограничение в общении с друзьями, отказ в покупке того, о чем малыш мечтал и прочее). Кроме этого продолжается эмоциональное давление. На протяжении определенного времени мама или папа продолжают гнобить сына или дочь, говорить о том, насколько плох этот поступок, как огорчил их.

Такое поведение взрослых приводит к тому, что дети начинают таить обиду и за наказание, и за оскорбления, которые звучат с уст самых родных людей.

Вместо того чтобы упрекать детей, следует сказать всего один раз, за что они несут наказание, какого результата родители ожидают от этого мероприятия. При этом ребенок должен чувствовать поддержку и любовь своей семьи.

Отказ от физического насилия

Последствия физического наказания для детей могут быть необратимы. Ребенок напуган, он не понимает, почему родители так огорчены, что применяют к нему силу. Обычный шлепок по попе, незначительное потрясывание или прикосновение в состоянии гнева, раздражительности может оставить неизгладимый след в его памяти.

Ни в коем случае нельзя бить детей с целью наказания. Если это делать, можно окончательно сломать его психику, посеять в его сердце зерно ненависти на собственных родителей. Ни о каком доверии, взаимопонимании и уважении и речи идти не может.

В будущем малыш, к которому было применено физическое насилие, вырастает неуверенным в себе человеком, испытывающим сложность с коммуникацией, адаптацией и многим другим.

Сами родители, не понимая того, калечат судьбы своих детей:

  • Наказывая маленького мальчика, они учат его тому, что прав тот, кто физически сильнее. В будущем из него может вырасти агрессивный мужчина, который будет издеваться над своими детьми, женой, родителями.

Обратная сторона медали – это неуверенный в себе мужчина, которого «сломали» в детстве. Он всего боится, не хочет лишний раз ни с кем общаться.

  • Применяя физическую силу к девочке, мы заведомо настраиваем ее на то, что это нормальное явление. В будущем она будет думать, что рукоприкладство со стороны мужа – это тоже норма.

Если вы эмоциональный человек, и не всегда можете сдерживаться, поработайте над этим. Старайтесь не принимать решение сгоряча. Если вас огорчил малыш, выйдите в другую комнату, успокойтесь, обдумайте ситуацию и только потом принимайте решение о мерах наказания.

Научитесь находить выход из неприятной ситуации

Во время решения проблем не стоит ограничиваться исключительно наказанием. Для того чтобы ребенок понял, с какой целью он его несет, родители не должны оставлять его один на один со своей проблемой и переживаниями.

Вместо этого сядьте и поговорите вместе. Дайте малышу возможность высказать свою точку зрения, касательно случившегося, почему он так поступил и как в дальнейшем этого можно избежать. Для многих родителей, особенно старой закалки, будет новостью то, что с детьми очень легко договариваться. Достаточно найти подходящие слова и показать, что мама и папа не враги, они всегда будут на стороне своих детей.

Дети, с которыми родители разговаривают и учитывают их мнение, учатся доверять.

Ответственность за сказанное

Очень часто от родителей детей в возрасте 2–3 года можно услышать, что они начинают манипулировать ими, особенно когда речь идет о наказании. Но это не совсем так. Дело в том, что во 2 год жизни ребенок не способен на это, так как левое полушарие его мозга еще работает недостаточно хорошо.

Объяснить такое поведение в этом возрасте, имеющее сходство с манипуляцией, можно банальной эмоциональностью. Ведь сейчас малыши практически все делают на эмоциях.

Иначе дела обстоят с детьми, которым исполнилось 7–9 лет. В этом возрасте они уже понимают, что для того дабы избежать наказания, можно изменить свое поведение, сказать взрослым с десяток раз волшебное слово «Извини», что такого больше не повторится и с видом мученика уйти.

Если ребенок начинает устраивать такие показательные выступления в возрасте 7–10 лет, их нужно пресекать на корню. Как? Не реагировать на это. Если вердикт уже был вынесен, то отменять его нельзя. В противном случае дети почувствуют свою безнаказанность, и в дальнейшем будут прибегать к этой схеме решения проблемы. Привести это может к серьезным последствиям.

Родители должны понимать что, только понеся правильное наказание, дети смогут переосмыслить свои поступки и в дальнейшем больше их не совершать. Если же ребенок действительно раскаивается, жалеет о случившемся, делает это искренне – родители могут его поощрить. Для этого можно несколько смягчить наказание, сократить его продолжительность, но всего должно быть в меру.

Донести до детей нужную информацию можно без крика, упреков, физической силы. Ведь для них родители – это самое дорогое, и когда они начинают применять силу, унижать и обзывать – дети чувствуют боль, разочарование и обиду, которая останется в сердце на всю жизнь.

Полезные видео о том, стоит ли наказывать детей?

friendlymama.ru

Нужно ли наказывать ребенка в трехлетнем возрасте: мнение родителей и психолога?

Содержание статьи

Любой психолог скажет вам, что в 3 года у ребенка начинается первый возрастной кризис. (если у ребенка не было кризиса в 1-2 года, в 3 он обязательно придет). Малыш становится самостоятельной личностью, отстаивает свое право на личное пространство. Не все взрослые обладают стальными нервами… Возникает вопрос: можно ли наказывать ребенка в этом возрасте (поставить маленького капризулю в угол, посадить на стульчик, шлепнуть)?

Читаем также: Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям

«Родитель должен быть лидером, авторитетом»

Владимир Смирнов, 30 лет, отец двух детей

Я воспитываю детей довольно строго, поэтому периодически наказываю детей за их провинности. Это не значит, что я домашний тиран, избивающий собственных детей. Но они должны знать, что родитель — главный, ему невозможно сесть на шею. Никогда нельзя терять авторитет в глазах своего ребенка. В возрасте трех лет малыши начинают своеобразный «бунт»: ревут, устраивают истерики в общественных местах и магазинах, пытаются манипулировать. Помню, сын упал в магазине на пол и истерил, требуя, чтобы я купил ему игрушку. Я предупредил, что буду наказывать за такое поведение. Слово сдержал: дома он полчаса стоял в углу. Я могу и по попке отшлепать, ну конечно-же слегка. Зато теперь он знает, что слово отца — закон, и что я держу свое слово.

К дочке у меня такое же отношение, только наказываю ее более мягко и естественно без шлепков, все-таки она девочка.

Сейчас моим детям 10 и 12 лет. «Методы воздействия» немного изменились: в угол уже не ставлю, но компьютера иногда лишаю. И совсем не жалею о том, что порой приходится наказывать их и ставить в угол: это действенный способ, чтобы добиться послушания в кратчайшие сроки.

Из мультфильма Малыш и Карлсон

«Дети могут слушаться родителей и без наказаний»

Тамара, 28 лет, мать двоих детей

Если честно, в детстве мне иногда доставалось ремешком по попе, и еще в детстве я пообещала себе, что своих детей никогда не буду наказывать подобным образом (бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей). Но однажды пришлось нарушить свое слово: мой 3-х летний сын безобразно вел себя на улице, швырялся камнями в проходящих мимо людей. Я говорила ему, чтобы он перестал, но он не слушался. Я дико разозлилась, схватила его за куртку, притащила домой и отшлепала, а потом поставила в угол. После этого меня сильно мучили угрызения совести, мне было очень стыдно. Я поняла, что не сдержала данное себе слово, что ситуацию не изменила, только испортила настроение, потрепала нервы и себе, и малышу. И я вновь дала себе слово больше подобного не делать и до сих пор справляюсь.

Ребенка наказали, посадили на стульчик

Сейчас моей дочке 3 года, и я не ставлю ее в угол и тем более не шлепаю ее: если она начинает капризничать, стараюсь заинтересовать чем-либо, отвлечь. Говорю что-то в духе: «Ой, смотри какая собачка там бежит! Пойдем посмотрим на нее». Бывает трудно сдержать себя, когда ребенок становится совсем неуправляемым, но я пытаюсь найти подход, и я справляюсь. Дети и без наказаний будут любить, слушаться и уважать своих родителей.

Лена Данилюк рассказывает, как правильно наказывать ребенка и сохранять дружеские и доверительные отношения со своим чадом. 8 способов наказывать ребенка и не сломать его психику:

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Елена Островская, психолог, ведущая детско-родительских групп

Наказания — не такая уж страшная вещь, как принято думать: порой это необходимо для воспитания малыша. Но они применимы к детям постарше трех лет (скорее для детей 5-ти лет и старше). Причем вы не можете наказывать просто так, из-за плохого настроения. Наказание следует после серьезного проступка, нарушения каких-то правил. Ребенок должен знать: существует четкая и неоспоримая система правил (эти правила должны быть понятные для ребенка и оговорены заранее). Если он их нарушает, то родитель вправе применить меры. Обсудите с малышом, что вы считаете недопустимым в его поведении. Без угроз и скандалов. Наказывать нужно, лишая ребенка чего-то хорошего, а не делая ребенку что-то плохое.

Но вот в чем дело: в трехлетнем возрасте ребенок не поймет, о каких правилах вы говорите. Да и сами ситуации, когда он плохо себя ведёт, можно разделить на две группы:

  1. Он еще слишком мал и его капризы — это не стремление вывести родителей из себя, а, скорее, крик о помощи. Вероятно, он устал, перенервничал или не может справиться с какой-либо задачей.
  2. Есть и другой вариант — посредством своей истерики ребенок пытается защитить собственные границы, отстоять свои интересы и ценности.

Когда вы шлепаете трехлетку, вы сообщаете ему, что насилие в семье — это норма. И что помощи от родителей он может не ждать. Отправляем в угол — значит, отказываемся идти на контакт. Малыш начинает чувствовать недостаток заботы и любви, замыкается в себе. Это грозит психологическими проблемами в будущем.

Представьте, что чувствует тогда ребёнок: он брошен, не любим, плохой…

Но родители не должны забывать и о себе. Заявите ребенку: «Мы уважаем тебя, но и ты должен нас уважать». То есть нельзя игнорировать плохое поведение. Если малыш швыряется в прохожих камнями, нужно отвести ребенка в сторону и напомнить о существующих правилах, сказать, что он мешает вам и окружающим людям. Также не поддавайтесь на манипуляции, покупая чаду игрушки и шоколадки. Естественно, кроха будет плакать, психовать и протестовать, ведь вы проводите границу, которую ему нельзя переступить. Стойте на своем, но делайте это без агрессии и злобы. Не отмахивайтесь от ребенка, ему действительно необходима ваша поддержка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ

Видео консультация психолога Дмитрия Корпачева: как правильно наказывать ребенка. Почему нельзя бить детей

Мнения мамочек с форумов

Орфография и пунктуация авторов сохранены.

Светлана: я не наказываю своих детей, пока просто нет причины, шалости не считаю. Я на себе испытала жестокость матери, которая по поводу и без избивала нас, по черному. Могла ногами, за волосы таскать, и это дочерей. Итог: травмированы наши детские души, детство у нас не было практически, мы безумно завидовали другим детям, которых матери ласкали, не избивали и которые были как друзья свои детям. К матери-ненависть, обиды не проходящие и нет желание общаться с ней сейчас. Но это не значит, что у меня избалованные и не воспитанные дети, просто они знают, что мне может не понравится. Дочь учится в 3 классе, пришла и говорит. » Я знаю мама, что ты будешь не довольна» и ….. да я с ней долго беседовала, но не нотации читала, именно беседовала, а сын у меня вообще очень привязан ко мне. Воспитываю одна ,без мужа.

Ossa: О каком наказание вообще может идти речь, а маленьких детей в особенности? Мы зачастую злимся на детей из-за совершаемых ими поступков, которые направлены на познание мира (он же — ребенок- не виноват, что не знает что хорошо, а что плохо!). А со временем у нас так и не находится сил сначала понять ребенка, потом найти время для занятий с ним. Проще конечно прижать к ногтю (по мягкому месту или по серому веществу — не важно). Когда еще он вырастет и ответит… Наказание оно и есть наказание, а так хочется понимания…

Елена: Наказывать детей надо. Только вот наказания бывают разные, и это не обязательно шлепание по попке или крик. Когда ребенок специально делает то, что ему запрещают родители, он должен быть наказан. Если родители будут заниматься попустительством в дальнейшем ребенка накажет общество. Просто вопрос, как наказывать, зависит от ребенка, его темперамента. Одному будет достаточно воспитательной беседы, а до другого без шлепка по попке не дойдет.

джексон: Детей нужно не наказывать, а воспитывать, не забывая при этом досконально объяснять, что такое хорошо и что такое плохо и желательно личными примерами. Наказание обычная расплата за неповиновение, но ведь вы из своих детей не рабов же растите. Так что, только воспитание словом и личным примером

Inga: Так и хочется написать, что я — идеальная мама, которая никогда не шлепает ребенка. И что у меня идеальный ребенок, который меня на это шлепание не провоцирует )))) Не напишу, потому что неправда. Бывает иногда, срываюсь, шлёпаю по попе и кричу на своего «электровеника». Потом всегда мучаюсь совестью, потому что знаю, что так нельзя. Но иногда помогает…

Хотя лучше без этого обойтись, если это возможно. Лучше иногда самой уйти в другую комнату, выпустить пар, переключиться на что-то другое.

Инна135: Мое мнение, что ребенка нужно наказывать в таком маленьком возрасте, только в случае, если ребенок делает что-то опасное для жизни и здоровья или уже сделал, для того, чтобы он понял что так делать нельзя. В остальных случаях нужно просто больше разговаривать и всё объяснять малышу.

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Нужно ли наказывать детей и как правильно это делать?

Боль ребенку, особенно маленькому, причинять нельзя! Применяя физические меры наказания, взрослые наносят прямой ущерб личности ребенка, которая еще только формируется. Конечно, даже самые мягкие и спокойные родители порой могут рассердиться не на шутку и даже шлепнуть ребенка. Ничего хорошего в этом нет, но если это исключение из правил, то вреда ему это тоже не принесет. Очень важно, чтобы вы, успокоившись, объяснили ему, что в сердцах сделали что-то такое, чего сами не одобряете. Например, нужно сказать: «Извини, я не сдержался. Я не должен был шлепать тебя». Такие слова будут понятны даже маленькому ребенку. А главное, они важны для укрепления истинно дружеских отношений между родителями и ребенком.

Когда вы наказываете ребенка, вы лишь резко отрицательно реагируете на его дурное поведение. Наказание говорит о том, что вы не потерпите такого поведения сегодня и сейчас, но ребенок вовсе не узнает, как он должен себя вести завтра, послезавтра и через месяц.

О физических наказаниях нельзя сказать ни одного доброго слова (хотя некоторые лжепедагоги, перефразируя классиков марксизма, говорят: «Битиё определяет сознание»). Начнем с того, что можно покалечить ребенка. Даже «легкий» (с вашей точки зрения) шлепок может оказаться достаточно сильным, чтобы ребенок потерял равновесие, упал и ударился головой или спиной. Удар по голове может вызвать сотрясение мозга, а по уху — нарушение слуха. И совершенно не факт, что ребенок понял, за что его наказали. Большинство детских проступков происходит из-за импульсивности и забывчивости. Например, вы отшлепали его за то, что он залез на подоконник и опрокинул горшок с цветком. Завтра он снова полез туда же, и вы отшлепали его сильнее. Но такое усиление наказания в конце концов может перейти в самые настоящие побои. Исследования же ученых говорят о том, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Им больно, они унижены и пытаются убежать от взрослого, кипя злостью, но вовсе при этом не раскаиваются. Физическим наказанием не удается воззвать к чувству раскаяния в содеянном у малыша. В данном случае правильнее было бы выяснить, что хотел увидеть ребенок из этого окна (может, там стоит и «рычит» невиданная доселе машина), и попытаться удовлетворить его любопытство. А уже после этого показать ему упавший горшок с цветком и объяснить, что «цветочку больно, он упал и ударился. Ведь и ты, когда падаешь, то больно ударяешься. Нужно впредь, если хочешь посмотреть из окна, попросить кого-нибудь подвинуть цветок или сделать это аккуратно самому». Тогда возникшая жалость к цветку, которому стало больно, может вызвать раскаяние и запомнится ребенку.

Закрывать ребенка в какой-либо комнате или запрещать выходить из нее — тоже глупое наказание. Если он переживает такое наказание, то у него может возникнуть нежелание бывать в этой комнате. Еще глупее сочетать это с выключением в ней света. Это уже садизм! (Так и до психических расстройств недалеко!)

Если вы заставляете малыша носить слюнявчик постоянно только потому, что он несколько раз облился супом, вы лишь утверждаетесь за его счет, поскольку вы сильнее его и власть в семье принадлежит вам. Наказывая его подобным образом, вы лишь даете ему почувствовать себя никчемным и беспомощным.

Если вы действительно пытаетесь показать ребенку, как надо вести себя, совсем не обязательно обижать или унижать его. Например, играя, ребенок стал расшвыривать игрушки во все стороны (допустим, он изображает взрыв). При этом одна из них сломалась. Конечно же, ребенок расстроен. А вы, вместо того чтобы ругаться, попробуйте починить ее — то есть покажите, что вас огорчает не его поведение, а то, что игрушка испорчена и ею теперь нельзя будет играть. Этот урок будет более действенным для ребенка: он поймет, что так себя вести не нужно, иначе могут произойти неприятные события. В этом случае наказанием будет то, что он совершил сам, а не то, что способны сделать с ним вы.

Задача родителей, воспитывающих ребенка, непроста: надо дать понять ребенку, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет. Из-за этого он вовсе не захочет слушаться вас, поступать по-вашему. Вы должны попытаться научить малыша управлять своими эмоциями и поступками, нести полную ответственность за свои действия.

[1], [2], [3]

ilive.com.ua

Наказание ребенка. За что и как можно наказывать детей? Воспитание без наказаний

Нет таких родителей, которые бы не хотели жить со своими детьми в полном взаимопонимании. Многие мамы и папы задаются вопросом, как воспитать ребенка без криков и наказаний. Давайте попробуем разобраться, почему это не всегда у нас получается, и узнаем, что нужно сделать для того, чтобы в нашем доме царила мирная и спокойная обстановка.

По мнению психологов, зачастую родителям не удается ничего добиться словами, потому что они используют неправильную методику воспитания. Также специалисты отмечают, что большую роль в этом вопросе играет и темперамент малыша. Конечно, в воспитании ребенка советов, которые бы одинаково подходили каждой отдельной семье, быть не может. Однако основные правила, соблюдая которые можно построить правильные взаимоотношения, следует знать.

Кризисы возраста у детей

Иногда родители неправильно определяют причины плохого поведения своих детей. Мамы и папы думают, что они поступают не так, как следует, вопреки запретам и назло. Оказывается, что причиной капризов и истерик во многих случаях является кризис возраста, который знаменует основные этапы взросления ребенка.

Этапы взросления несовершеннолетних детей:

  1. С двух до четырех лет. Это тот возраст, когда ребенок впервые начинает проявлять свой характер. Ему хочется быть более самостоятельным, чем это позволяют родители. Избежать криков и наказаний в этом возрасте достаточно просто.
  2. Семь лет. В этом возрасте дети во многих вопросах становятся независимыми от своих мам и пап. Сложность состоит в том, что у ребенка в семь лет могут появляться авторитеты помимо родителей.
  3. Подростковый возраст. Этот период психологи считают одним из самых сложных в жизни каждого человека.

Главные правила педагогики

  • В первую очередь нужно отметить, что нельзя давить на своих маленьких детей авторитетом и всячески пытаться сдерживать их самостоятельность. Это палка о двух концах. С одной стороны, можно воспитать довольно послушного ребенка. Но с другой стороны, это также грозит тем, что во взрослом возрасте он не сможет брать ответственность за свои поступки. Отношения родителей и детей должны выстраиваться по принципу партнерства.
  • Не требуйте от ребенка послушания в форме ультиматумов и приказов. Намного правильнее свои просьбы преподносить в виде пожеланий.
  • Чаще хвалите своего ребенка за хорошие дела.
  • Никогда не повышайте в разговоре с малышом голос, не теряйте самообладания и будьте спокойны.
  • Помните, что вы авторитет для детей. Всегда будьте положительным примером для них. Малыши видят в родителях идеал и внимательно наблюдают за тем, как они ведут себя в кругу семьи и среди чужих людей. Прежде чем отчитать своего ребенка за нарушение каких-либо запретов, убедитесь, что вы также их не нарушаете.

Учимся наказывать детей правильно

Некоторые родители считают, что непослушный ребенок не может быть воспитан без наказаний и криков. Они уверены, что это является одной из составляющих педагогического процесса. В этом случае мамы и папы должны четко придерживаться граней наказания. Им следует понять, что целью воспитания ни в коем случае не должна становиться месть, и соблюдать некоторые правила:

  • В отношениях с ребенком не должно быть абсолютно никакого насилия. Избегать нужно даже легких шлепков якобы в шутку.
  • Требования родителей должны быть последовательны всегда. Нельзя в разное время по-разному относиться к одному и тому же проступку ребенка.
  • Малыш должен знать, что непослушание повлечет за собой плохие последствия.
  • Наказывать нужно сразу же после проступка. Меры, которые будут предприняты позже, не будут восприняты должным образом и потеряют свою эффективность.
  • Наказание детей в семье должно быть временным.
  • Плохой поступок нужно обсуждать наедине с ребенком.
  • Нельзя оскорблять или же приклеивать малышу ярлык. Осуждению подлежит конкретное действие, а не личность ребенка.
  • Не стоит вспоминать детям их прежние проступки. Обсуждая наказание ребенка, говорить с ним лишь о том, в чем он провинился сейчас.

Шлепать или нет ребенка в 2 года?

Особенно нужно разобраться с наказанием ребенка до трехлетнего возраста. Ругать малыша или нет, как поступать с непослушным крохой? Некоторые родители, не задумываясь, применяют физическую силу: ставят в угол или же шлепают по попе. Другие же взрослые предпочитают оказывать на ребенка моральное давление, к примеру отказываются почитать малышу перед сном или не дают посмотреть мультик.

О методах педагогики написано огромное количество трудов, но родители все равно постоянно возвращаются к одному и тому же вопросу: можно ли шлепать ребенка? Некоторые психологи убеждены, что если родители не злоупотребляют физическими наказаниями, а также если они не сильно пугают ребенка, то иногда этот метод использовать все-таки можно.

Дело в том, что малыш старше двух лет уже начинает осознавать, что в каких-то ситуациях поступает неправильно. Но при этом он не всегда может остановить свое плохое поведение. Детки этого возраста иногда проверяют границы дозволенного. Они еще не научились хорошо ориентироваться в нашем мире и порой выясняют, насколько далеко в капризах и баловстве родители позволят им зайти. В таком случае мама или папа должны использовать те меры наказания ребенка, которые остановят его и покажут четкую грань.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что до достижения ребенком двухлетнего возраста наказывать и ругать его нет никакого смысла. До этого возраста такое поведение родителей может быть расценено малышом не так, как им хотелось бы. Такой ребенок, когда его поставили в угол, думает, что он плохой, поэтому мама и папа его не любят. Он может видеть последствия своего плохого поведения (разбитую тарелку, выпачканную или сломанную вещь), но до конца все же не понимает, что это произошло именно из-за него.

Очень важно в раннем возрасте учить ребенка обращаться с окружающими его вещами правильно, установив конкретные запреты. При этом в подробности, которые малыш вряд ли поймет, вдаваться не стоит.

Как воспитывать малышей до трех лет?

Этот возраст часто характеризуется появлением у детей воображаемых друзей-шалунишек. Перекладывая вину за совершение плохих поступков на других, ребенок чувствует себя увереннее. Родителям в таком случае нужно разобраться, почему их малыш выбрал такую модель поведения. Нужно постараться обсудить с крохой ситуацию и помочь ему ее исправить. Ребята, которые не боятся осуждения и гнева родителей, как правило, беспрепятственно рассказывают им, почему они поступили плохо.

Ближе к трехлетнему возрасту малыши хотят почувствовать себя более независимыми от родителей. Именно тогда они начинают поступать наперекор маме и папе. Наказывать трехлетку не стоит, поскольку вы вряд ли сможете добиться послушания. Ребенок в ответ на применение силы будет сопротивляться еще активнее. Психологи рекомендуют к шалостям и капризам трехлетних малышей относиться с осознанием того, что со временем такое поведение сойдет на нет.

Многие специалисты убеждены, что родители, выбирая метод наказания детей от двух до трех лет, должны четко осознать, какого результата они хотят добиться. Физическое наказание детей не даст длительного эффекта. Чтобы помочь ребенку осознать свою вину и исправиться, нужно спокойно ему объяснить, почему окружающих расстроил его поступок. Научитесь внимательно относиться к маленькому человечку, слышать его. Этот метод станет лучшим «наказанием».

Педагогические меры

Педагоги классифицируют меры наказания следующим образом:

  • игнорирование;
  • разъяснительная беседа;
  • естественное наказание ребенка;
  • символическое наказание.

Игнорирование – один из наиболее действенных методов. При этом использовать его нужно крайне осторожно и при серьезных проступках, чтобы не подорвать авторитет родителей. Психологи отмечают, что когда малыш выполнит требование мамы или папы, тогда они должны непременно приласкать его. Очень важно понимать, что родители всегда должны оставаться друзьями, которым он сможет довериться в трудную для него минуту.

Если вы задались вопросом, как воспитать ребенка без криков и наказаний, тогда чаще проводите с малышом разъяснительные беседы. С провинившимся ребенком разговаривать нужно в спокойной и сдержанной обстановке. Родители должны постараться узнать у малыша, почему он поступил таким образом, и доступно объяснить ему, почему так делать нельзя. Эта мера наказания позволяет выстроить доверительные отношения между взрослыми и детьми, а также найти общий язык. Разговаривая без криков и нотаций, можно добиться от беседы отличных результатов.

Естественное наказание происходит тогда, когда сам поступок ребенка влечет за собой воздаяние. В этом случае достаточно просто напомнить малышу, что его предупреждали о последствиях.

Символическое наказание ребенка – это ограничение действий ребенка (постоять в углу, не посмотреть любимый мультик).

За что наказывают детей?

Чтобы избежать недосказанности в этом вопросе, нужно заранее договариваться с детьми, что делать можно, а что – нельзя. Ребенка следует вводить в курс запретов, которые, в свою очередь, должны быть обоснованными взрослым. Если малыш совершил поступок, но в списке запретов его еще не было, то от наказания родителю придется воздержаться.

Когда наказывать нельзя?

Нужно понимать, что каждая ситуация индивидуальна, поэтому нельзя действовать сгоряча. Даже если ребенок совершил опрометчивый поступок, то в некоторых случаях наказывать его все же не стоит. Речь идет о следующих ситуациях:

  • перед сном;
  • во время болезни;
  • когда ребенок кушает;
  • во время игры;
  • если у малыша сейчас период реабилитации от полученной ранее физической или душевной травмы;
  • когда ребенок допустил оплошность, но искренне старался ее избежать;
  • если взрослый расстроен и пребывает в плохом настроении.

Поощрение и наказание детей

Считается, что именно поощрение и наказание являются единственными действенными методами управления людьми. Цель этих действий в отношении детей заключается в выработке условного рефлекса. Так, за правильное поведение малыш получает поощрение, за неправильное – наказание.

Существуют такие виды наказаний детей:

  • справедливое,
  • несправедливое.

Справедливой считается мера воздействия, следующая за нарушение правил, которые ранее родители с ребенком обсудили. Если малыш наказан несправедливо, то в результате он получает очень сильную обиду, а его родители – глубокое чувство вины. Речь идет о ситуациях, в которых присутствует непонимание смысла наказания. Поэтому мамы и папы должны максимально конкретизировать свои требования к ребенку.

Также родители зачастую несправедливо наказывают своих детей из-за влияния каких-либо ситуаций, не связанных напрямую с поведением малышей. Взрослые должны научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние. Это позволит детям не путаться из-за непоследовательного поведения родителей.

Самой трагической, по мнению психологов, является ситуация, когда ребенка наказывают, потому что он нелюбимый. Если родители нашли в себе силы признать это, то они могут попытаться исправить ситуацию. Отношения с детьми у таких родителей должны строиться на чувстве долга.

Педагоги не устают повторять, что главная задача мам и пап заключается в том, чтобы вырастить своих детей с минимальными психологическими травмами.

Методы поощрения ребенка

Метод поощрения ребенка за хорошее поведение выбирается исходя из его возраста. Так, чем младше малыш, тем ощутимее для него должно быть поощрение. Можно подарить ребенку новую игрушку, которую он давно хотел, или же подольше поиграть с ним. Старшим детям можно в качестве одобрения предложить сходить в ближайшие выходные в цирк или в развлекательный комплекс. У ребят повзрослее лучше развито чувство времени, поэтому они воспримут эту награду правильно.

Методы наказания

Выбирая методы наказания ребенка, нужно также исходить из его возраста:

  1. Изоляция. Если ребенок провинился, его либо ставят в угол, либо же оставляют в комнате. Поблизости не должно быть никаких развлечений, чтобы малыш смог спокойно обдумать свой проступок и осознать вину. Время этого наказания рассчитать очень просто: сколько ребенку лет, столько минут он должен быть изолирован.
  2. Лишение удовольствий. Если непослушный ребенок совершил нелицеприятный поступок, то в качестве наказания будет уместно лишить его на некоторое время сладостей или любимой игрушки.
  3. Наказание ребенка чужим человеком. Этот метод очень эффективен. Ребята близко к сердцу воспринимают критику посторонних, поэтому можно попросить чужого человека рассказать о вреде плохого поведения.
  4. Крик. Этот метод нужно использовать лишь в опасных для здоровья ребенка ситуациях. Накричать на малыша можно, чтобы он прекратил опасное действие. В остальных случаях этого делать не нужно. Малыш, скорее всего, не поймет, в чем суть родительских претензий, а вот стиль такого поведения усвоит на отлично и будет применять в ваш адрес.
  5. Строгость. Некоторым родителям достаточно лишь строго взглянуть на ребенка, как он уже начинает размышлять о своем поведении. Излишняя строгость приводит к тому, что малыш начинает врать, чтобы избежать наказания.

Каждый родитель на собственном опыте убеждается, что воспитание ребенка – это одна из самых сложных миссий в жизни человека. Если взрослые обладают знаниями, как это делать правильно, то растить малыша во взаимопонимании и любви им будет намного проще.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о