Нпрр – Нервно психическое развитие детей

Содержание

Глава 2. Нервно-психическое развитие

Тема занятия: Нервно-психическое развитие (НПР) детей.

Цель занятия: Изучив данную тему, студенты должны знать:

  • Морфологические особенности мозга новорожденного ребенка

  • Рост и дифференцировку структур ЦНС после рождения ребенка

  • Безусловные рефлексы и их значение в оценке зрелости новорожденного

  • Сенсорное развитие первых месяцев и лет жизни

  • Развитие движений, условно-рефлекторной деятельности и речи у детей

  • Критерии нервно-психического развития детей различного возраста.

Студенты должны уметь:

  • Оценить состояние безусловных рефлексов у новорожденного ребенка

  • Оценить нервно-психическое развитие детей различного возраста

  • Определить группу НПР

  • Составить режим дня в зависимости от возраста.

Краткое изложение теоретического материала. НПР – это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка. НПР обеспечивает ребенку адекватное взаимодействие с внешней средой. Непременным условием НПР являются процессы морфофункциональной дифференцировки ЦНС.

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения. Они обеспечивают жизнедеятельность, выживаемость новорожденного, процессы адаптации к окружающей среде.

К рождению головной мозг является наиболее развитым органом. У новорожденного масса мозга составляет 1/8-1/9 массы тела, к концу первого года жизни она увеличивается в 2 раза и равна 1/11 и 1/12 массы тела, в 5 лет составляет 1/13-1/14, в 18-20 лет – 1/40 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, а затылочной больше, чем у взрослого. Боковые желудочки относительно велики, растянуты. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Шейное и спинное утолщения начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Для мозговой ткани ребенка характерна значительная васкуляризация, особенно серого вещества. Одновременно отток крови из мозговой ткани слабый, поэтому в нем чаще накапливаются токсические вещества. Мозговая ткань более богата белковыми веществами. С возрастом количество белка снижается с 46% до 27%. К рождению количество зрелых нейроцитов, которые потом войдут в состав коры головного мозга, составляет 25% от общего количества клеток. Одновременно имеется гистологическая незрелость нервных клеток к рождению ребенка: они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах есть зернистость, нет дендритов.

К моменту рождения относительно незрелы кора головного мозга, в разной степени дифференцированы подкорковые двигательные центры (при достаточно зрелой таламо-паллидарной системе слабо развито полосатое ядро), не закончена миелинизация пирамидных путей. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами.

Недоразвитие коры и превалирующее влияние подкорки сказывается на поведении ребенка. Недоразвитие коры, полосатого ядра, пирамидных путей делает невозможными произвольные движения, слуховое, зрительное сосредоточение. Доминирующее влияние таламо-паллидарной системы объясняет характер движений новорожденного. У новорожденного непроизвольные медленные движения носят массовый генерализованный характер при общей ригидности мускулатуры, которая проявляется физиологической гипертонией сгибателей конечностей. Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные. Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.

Превалирующая активность подкорковых центров при слабом влиянии коры проявляется комплексом врожденных безусловных рефлексов (ВБР) новорожденного, в основе которых лежат три: пищевой, оборонительный, ориентировочный. Эти рефлексы орального и спинального автоматизма отражают зрелость нервной системы новорожденного ребенка.

ВБР новорожденного ребенка.

  1. Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

  2. Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.

  3. Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

Формирование условных рефлексов идет после рождения и связано с пищевой доминантой.

Развитие нервной системы продолжается после рождения вплоть до пубертатного периода. Наиболее интенсивные рост и развитие головного мозга наблюдаются в первые два года жизни. В постнатальном периоде разные отделы нервной системы заканчивают развитие в разные сроки. В первом полугодии заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей. В связи с этим исчезает ригидность мышц, спонтанные движения заменяются произвольными. Мозжечок интенсивно растет и развивается во втором полугодии, его развитие заканчивается к двум годам. С развитием мозжечка формируется координация движений.

Первым критерием НПР ребенка является развитие произвольных координированных движений.

Уровни организации движений по Н.А. Бернштейну.

  1. Спинальный уровень – на 7 неделе внутриутробного развития начинается формирование рефлекторных дуг на уровне 1 сегмента спинного мозга. Проявляется сокращением мышц в ответ на раздражение кожи.

  2. Руброспинальный уровень – в рефлекторные дуги включается красное ядро, благодаря чему обеспечивается регуляция мышечного тонуса и моторики туловища.

  3. Таламопаллидарный уровень – со второй половины беременности происходит образование ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень характеризует двигательный арсенал ребенка первых 3-5 месяцев жизни. Он включает рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические движения новорожденного ребенка.

  4. Пирамидностриарный уровень – определяется включением в регуляцию полосатого тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. Движения этого уровня — основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1–2 годах жизни.

  5. Кортикальный, теменно – премоторный уровень – развитие тонких движений с 10–11 месяцев, совершенствование двигательных навыков в течение всей жизни человека.

Рост коры осуществляется, в основном, за счет развития лобной, теменной, височной областей. Пролиферация нейронов продолжается до года. Наиболее интенсивное развитие нейронов отмечается на 2-3 месяце. Это определяет психоэмоциональное, сенсорное развитие ребенка (улыбка, смех, плач со слезами, комплекс оживления, гуление, узнавание своих и чужих).

Второй критерий НПР – психоэмоциональное и сенсорное развитие.

Различные области и поля коры заканчивают развитие в разные сроки. Центры движения, слуха, зрения созревают к 4-7 годам. Лобная и теменная области окончательно созревают к 12 годам. Завершение миелинизации проводящих путей достигается только к 3-5 годам постнатального развития. Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяет относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним. Окончательное созревание проводимости достигается в 10-12 лет.

Развитие сенсорной сферы. Болевая чувствительность – рецепторы болевой чувствительности появляются на 3 месяце внутриутробной жизни, однако болевой порог чувствительности у новорожденных значительно выше, чем у взрослых и детей старшего возраста. Реакции ребенка на болевой раздражитель носят сначала общий генерализованный характер, и только через несколько месяцев возникают местные реакции.

Тактильная чувствительность – возникает на 5–6 неделе внутриутробного развития исключительно в периоральной области и к 11–12 неделям распространяется на всю поверхность кожи плода.

Терморецепция новорожденного ребенка морфологически и функционально зрелая. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых. Расположены рецепторы неравномерно. Чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

Глаза новорожденного ребенка относительно большие, их соотношение к массе тела у новорожденного в 3,5 раза больше, чем у взрослого. С ростом глаза происходит изменение рефракции. В первые дни после рождения ребёнок открывает глаза на короткое время, но у него к моменту рождения не сформирована система синхронного открывания обоих глаз. Рефлекторное смыкание век при приближении к глазу какого-либо предмета отсутствует. Асимметрия движения глаз исчезает на третьей неделе жизни ребёнка.

В первые часы и дни жизни детям свойственна гиперметропия (дальнозоркость), с годами ее степень уменьшается. Также для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, физиологический нистагм. Зрачковая реакция у новорожденного наблюдается как прямая, так и содружественная, то есть при освещении одного глаза суживаются зрачки обоих глаз. С 2 недель появляется секреция слезных желез, а с 12 недель слезный аппарат участвует в эмоциональной реакции. В 2 недели возникает преходящая фиксация взора, обычно монокулярная, постепенно она развивается и в 3 месяца ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взглядом неподвижные предметы и прослеживает движущиеся. К 6 месяцам повышается острота зрения, ребенок хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы.

На восьмой неделе постнатального развития появляется мигательная реакция на приближение предмета и на звуковое раздражение, что свидетельствует о формировании защитных условных рефлексов. Формирование периферических полей зрения завершается только к 5 месяцу жизни. С 6 до 9 месяцев устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства.

Когда ребёнок появляется на свет, он воспринимает окружающие предметы как множество цветовых пятен, а звуки, как шум. На то, чтобы научиться распознавать образы, или связывать звуки во что-то осмысленное, уходят два первых года его жизни. Реакция младенца на яркий свет и звук носит оборонительный характер. Для того, чтобы младенец научился из отражающихся у него в глазах туманных пятен выделять лицо матери (в первую очередь) а затем и других ему близких людей, в затылочной коре его головного мозга должны выработаться условные связи, а затем стереотипы, представляющие из себя сложные системы таких связей. Так, например, восприятие ребёнком пространства складывается из содружественной работы многих анализаторов и в первую очередь зрительного, слухового и кожного. Более того, связи в коре головного мозга, отвечающие за сложные структуры, обеспечивающие представление о нахождении самого ребёнка в замкнутом пространстве, формируются довольно поздно. Поэтому ребенок первых лет жизни, находясь в замкнутом пространстве, не фиксирует свой взор на отдельных предметах и часто их просто не замечает.

Представленные факты во многом объясняются сравнительно поздним развитием у ребёнка макулярной области глаза. Так развитие макулы в значительной степени завершается через 16 -18 недель после рождения ребёнка. Дифференцированный подход к ощущению цвета у ребёнка начинается лишь в 5 – 6 месячном возрасте. Лишь к 2 – 3 годам дети могут правильно оценить цвет предмета. Но к этому сроку морфологическое «созревание» сетчатки не заканчивается. Расширение всех её слоёв продолжается до 10 – 12 лет, а следовательно, только к этому возрасту окончательно формируется цветоощущение.

Формирование слуховой системы начинается во внутриутробном периоде на 4 неделе. Уже к 7 неделе образуется первый виток улитки. На 9 – 10 неделе внутриутробного развития улитка имеет 2,5 витка, т.е строение её приближается к таковому у взрослого человека. Формы, характерной для взрослого, улитка достигает на 5 месяце развития плода.

Способность реагировать на звук появлется у плода в пренатальном возрасте. Новорожденный ребенок слышит, но способен дифференцировать силу звука только около 12 децибел (различает звуки по высоте на одну октаву), к 7 месяцам он начинает различать звуки, отличающиеся между собой всего на 0,5 тона.

В возрасте от 1 года до 2 лет формируется слуховое поле коры (41 поле по Бродману) головного мозга. Однако окончательное его «созревание» происходит приблизительно к 7 годам. Следовательно, даже в указанном возрасте слуховая система ребёнка не является функционально зрелой. Чувствительность к звуку достигает максимума лишь к юношескому возрасту.

С развитием коры постепенно угасает большинство врожденных безусловных рефлексов в течение первого года. Под влиянием внешних раздражителей формируются условные рефлексы.

На базе условных рефлексов развивается речь – третий критерий НПР. До 6 месяцев проходит подготовительный этап речи — ребенок общается с окружающими только с помощью эмоций: улыбкой, комплексом оживления при обращении к нему, гулением, дифференцировкой интонации. Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у, э-э-э и т.д.).

Непосредственно речь развивается после 6 месяцев: способность понимать слово (речь сенсорная) и говорить (речь моторная). Лепет – произношение отдельных слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.).

К концу 1 года жизни в лексиконе ребенка имеется уже 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, мама, папа, и др.). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собачка, тик — так – часы и др.). В 2 года запас слов доходит до 300, появляются короткие предложения.

Благодаря тому, что у новорожденного ребёнка активно функционируют сенсорные системы, у него развивается наиболее простой вид памяти – кратковременный сенсорный отпечаток. Этот вид памяти базируется на свойстве сенсорной системы сохранять и удлинять действие стимула (предмета нет, а человек его видит, звук прекратился, но мы его слышим). У взрослого эта реакция длится около 500 мск, у ребёнка из-за недостаточной миелинизации нервных волокон и меньшей скоростью проведения нервного импульса – несколько дольше.

У новорожденного ребёнка функции кратковременной и долговременной памяти, прежде всего, связаны с деятельностью слуховых и сенсорных систем, а в более поздние сроки – с локомоторной функцией. Со второго месяца жизни ребёнка в формирование памяти включаются и другие отделы коры. При этом скорость образования временной связи индивидуальна и уже в этом возрасте зависит от типа высшей нервной деятельности.

У новорожденного из-за незрелости коры головного мозга внимание осуществляется благодаря простым формам ориентировочных реакций (на звук, свет). Более сложные (интегрированные) механизмы процесса внимания появляются в возрасте 3 – 4 месяцев. В этот период на электроэнцефалограмме периодически начинает формироваться затылочный -ритм, но в проекционных зонах коры он непостоянен, что свидетельствует об отсутствии у ребёнка осознанных реакций в сфере сенсорных модальностей.

НПР ребенка зависит от факторов внешней среды, воспитания, которые могут либо стимулировать развитие определенных навыков, либо тормозить.

В связи с особенностями нервной системы ребенок не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, быстро утомляется. Ребенка от взрослого отличает высокая эмоциональность, подражательная деятельность.

Оценка НПР проводится в декретированные (эпикризные) сроки по соответствующим возрасту критериям (Приложение 3)

Вопросы для самоподготовки

  1. Антенатальный период развития нервной системы. Факторы, влияющие на развитие нервной системы в дородовом периоде.

  2. Морфофункциональные особенности нервной системы новорожденного ребенка.

  3. Оценка зрелости нервной системы новорожденного ребенка. Рефлексы новорожденного ребенка.

  4. Последовательность дифференцировки нервной системы после рождения.

  5. Развитие анализаторов. Сенсорное развитие.

  6. Этапы развития движения.

  7. Сроки угасания безусловных рефлексов.

  8. Условнорефлекторная деятельность. Развитие речи.

  9. Формирование навыков

  10. Критерии комплексной оценки НПР детей раннего возраста.

  11. Группы НПР.

  12. Значение воспитания в НПР.

  13. Особенности домашнего воспитания и в детских дошкольных учреждениях

  14. Режимы дня для детей разных возрастных групп.

  15. Значение игры в развитии детей.

  16. Причины задержки НПР.

Примерная схема ООД самостоятельной курации

  1. Познакомьтесь с анамнезом курируемого ребенка (со слов матери или с выпиской из истории развития).

  2. Оцените его НПР с помощью соответствующих критериев в зависимости от возраста.

  3. Определите группу НПР.

  4. Если есть отклонения в психомоторном развитии, то укажите возможную причину.

  5. Дайте рекомендации данному ребенку по режиму дня.

  6. Дайте рекомендации по его воспитанию.

  7. Оформите дневник курации.

Тестовый контроль. Укажите номер правильного ответа

1. Морфологической особенностью мозга новорожденного ребенка является недоразвитие:

  1. спинного мозга

  2. продолговатого мозга

  3. среднего мозга

  4. мозжечка

  5. гипоталамуса

2. Какие особенности высшей нервной деятельности характерны для детей раннего возраста?

  1. невозможность быстро переключаться с одного вида деятельности на другую

  2. низкая эмоциональность

  3. высокая работоспособность

  4. отсутствие подражательной деятельности

  5. возможность быстро переключиться с одного вида деятельности на другую

3. Что умеет делать ребенок 5 месяцев?

  1. отличает близких людей от чужих

  2. хорошо ползает

  3. произносит слоги

  4. знает значение отдельных слов

  5. различает цвета

4. В каком возрасте ребенок начинает понимать значение слова?

1) 3 мес.

2) 6 мес.

3) 7 мес.

4) 9 мес.

5) 12 мес.

5. Ребенок в 5 мес. умеет:

1) стоять самостоятельно

2) сидеть без поддержки

3) ползать

4) поворачиваться со спины на живот

5) ходить с поддержкой

6. Основной критерий НПР ребенка 7 мес.:

1) Зрительное и слуховое сосредоточение

2) комплекс оживления при обращении к нему

3) подползание к игрушке

4) длительное гуление

5) первое слово

7. Дети с задержкой НПР на 1 эпикризный срок по 1-2 показателям относятся к:

  1. 1 группе развития

  2. 2 группе развития

  3. 3 группе развития

  4. 4 группе развития

  5. 5 группе развития

8. В 6 месяцев ребенок умеет:

1) лепетать

2) повторять слоги

3) произносить слова

4) говорить двусложные предложения

5) может только гулить

9. К концу второго года жизни запас слов ребенка составляет:

1) 50-100 слов

2) 200-400 слов

3) 10-20 слов

4) 500-550 слов

5) 600 слов

10. Ребёнок в возрасте 1 года:

1) хорошо ползает, лепечет

2) ходит с поддержкой, лепечет

3) ходит самостоятельно, говорит до 10-12 облегчённых слов

4) поднимается по лестнице, говорит двусложными предложениями

5) ходит по бревну, рассказывает стихи

studfile.net

Нервно-психическое развитие детей

По сравнению с другими детёнышами из животного мира, человеческий ребёнок рождается очень незрелым. Ни в телесном, ни в психическом плане новорождённый долго не способен к самостоятельной жизни. Взросление человека — процесс гораздо более длительный, нежели взросление любого другого животного.

Физическое развитие малыша зависит в основном от условий вокруг и ухода за ним. Однако одного физического развития недостаточно для того, чтобы стать настоящей частью общества. Впитывание знаний об окружающем мире и норм поведения в обществе, личностное развитие, определение своего жизненного пути и интересов – все это характеризует психическое развитие ребёнка, о котором повествование пойдёт дальше.

Что понимается под нервно-психическим развитием ребёнка

Психическое развитие ребёнка – это процесс развития психических функций (внимания, памяти, ощущений, восприятия и т.д.) и становление личности маленького человечка (формирование его представлений о себе и других, «впитывание» норм и ценностей, выбор интересов, закладка и формирование характера и т.д.).

Развитие справедливо будет называться «нервно-психическим», поскольку психика имеет реально существую основу – нервную систему, если быть конкретнее — головной мозг. Развитие психических функций и формирование личности подрастающего человека невозможно без развития различных зон мозга.

Этапы нервно-психического развития ребёнка

Психика малыша начинает развиваться с прихода в большой мир, и это развитие идёт поэтапно. На каждом этапе есть свои задачи, заканчивается каждый этап психического развития кризисом, в процессе которого и происходит переход на новую ветвь развития.

Этапы нервно-психического развития неравномерно насыщены задачами: самое интенсивное развитие происходит на ранних этапах, а затем темп замедляется.

  • Младенчество. Самый ранний этап психического развития, начинающийся со 2-го месяца жизни и длящейся до 1 года. За этот год ребёнок совершает рывок в психомоторном развитие: от беспомощного существа, лежащего в кроватке, он превращается в настоящего человека, который может ходить, произносит слова, пьёт из кружечки, играет в игрушки. Из психических функций на первом году жизни активнее всего развиваются ощущения, восприятие, внимание. Начинает формироваться память и речь. В сфере личностного развития младенчество – возраст, когда формируется важнейший элемент всей дальнейшей жизни человека: привязанность к родителям. На первом году ребёнку просто жизненно необходимо чувствовать любовь, заботу, тепло взрослых, которые за ним ухаживают.
  • Кризис 1-го года. Результатом всех навыков и умений, которые ребёнок получил за первый год своей жизни, становится его переход на новый уровень. Кризис 1-го года сопряжён с тем, что малыш начинает физически отделяться от мамы. Он уже не стремится постоянно быть на руках: большинство детей в этом возрасте уже сами топают ногами, а, значит, ребёнку становится интересным освоение окружающего мира, ведь перед ним открылись новые возможности в его сенсорном развитие.
  • Ранний возраст. Этот период длится от 1 года до 3 лет. Детишки раннего возраста активно осваивают речь, у них развивается память (ребёнок запоминает стишки и песенки), они пробуют устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Зарождается игра, которая затем будет ведущей деятельностью до школьного возраста. К трём годам формируется ядро личности ребёнка и он наконец начинает чувствовать себя отдельным человеком, у которого есть его личные желания и стремления.
  • Кризис 3 лет. Это время часто становится тяжёлым для всей семьи, потому что малыш начинает заявлять о своей автономии и делает это порой весьма агрессивно и настойчиво. Ребёнок начинает осознавать, что он и мама – не единый организм, что у него есть собственные «хотелки» и потребности. Для того чтобы острее это почувствовать трёхлетка начинает протестовать по любому поводу лишь бы проявить собственную волю и сделать по-своему.
  • Дошкольный возраст. Это достаточно долгий период, который длится с 3 лет до самой школы. Ключевой момент дошкольного возраста – развитие ребёнка, происходящее в игре. С помощью игр дети «примеряют» на себя роли взрослых, пробуют справляться со взрослыми задачами, знакомятся с профессиями. Кроме того, дети учатся выстраивать отношения в мини-обществе, поскольку они много контактируют с другими дошкольниками и взрослыми. У них появляются друзья, а в жизнь входят такие понятия, как верность, преданность. Среди психических функций активно развивается воля. Старший дошкольник уже способен прилагать волевые усилия к тому, чтобы заниматься необходимыми делами – это очень важное умение для будущей учёбы в школе.
  • Кризис 7 лет. Перелом связан с новым статусом, в который вступает ребёнок. Ещё недавно он был беззаботным детсадовцем, и вот уже он в школе, где у него есть определённая нагрузка, обязанности (ходить на занятия, делать домашние задания, складывать портфель и т.д.). Формально к ребёнку предъявляются уже «взрослые» требования, но фактически он остаётся ребёнком, и кризис связан с приспособлением к новой роли ученика.
  • Школьный возраст. Обучение в школе – время активного развития психических функций, но не «вширь», а «вглубь». Память и мышление находятся на пике своего развития, ведь ребёнку нужно запоминать и анализировать много новой информации. В личностном плане полным ходом идёт подготовка к будущей взрослой жизни. Формируется и проявляется направленность личности (интересы, склонности, способности), происходит формирование мотивационно-потребностной сферы, то есть ребёнок начинает задумываться и осознавать, чего он хочет от жизни, строить планы и продумывать их воплощение. Огромную роль в личностном развитии школьника играют сверстники и взрослые, которые являются авторитетом для ребёнка.
  • Кризис подросткового возраста. Чётких возрастных границ у этого кризиса нет, обычно он происходит на этапе от 13 до 16 лет. Это снова кризис автономии, ребёнок в очередной раз стремится выйти из-под опеки взрослого и ощутить свою самостоятельность. На этот раз у ребёнка уже гораздо больше возможностей, но больше и ответственности, при этом он все же остаётся ребёнком, в жизни которого многое решают взрослые.

Факторы психического развития ребёнка

Факторы психического развития ребёнка – это причины, по которым, то самое развитие происходит. Выделяют два ведущих фактора, определяющих нервно-психическое развитие детей.

  • Социальные условия. Для того чтобы ребёнок развивался, рядом с ним должны быть взрослые люди, которые будут способствовать этому развитию. Как минимум, за ребёнком должен осуществляться правильный уход, к нему должны хорошо относиться, разговаривать с ним, играть, читать книжки, знакомить его с окружающим миром. Не зря взрослых по отношению к детям называют проводниками в большой мир.
  • Собственная активность ребёнка. Без проявления собственной активности ребёнком его развитие не будет происходить в соответствии с нормами. Одной лишь богатой социальной среды недостаточно, важно позволять ребёнку проявлять природную любознательность и активно изучать все, что есть вокруг.

Проблемы в развитии

Психическое развитие ребёнка может протекать с проблемами. Они могут быть связаны с патологиями нервной системы и органов чувств, возникшими во внутриутробном развитии или в результате травмы. При неблагоприятных социальных условиях может возникнуть отставание от нормы в развитии психики. Как следствие это вытекает в эмоционально-волевые нарушения, проблемой с нервной системой и т.п.

За нервно-психическим развитием ребёнка наблюдают не только родители, но и неврологи, педиатры, а затем воспитатели в ДОУ и учителя в школе. Если какие-то проблемы дадут о себе знать – с ними обязательно нужно работать.

Психолог-консультант
Наталья Стародубцева

Подробно о нервно-психическом развитии ребёнка на первом году жизни:

marypop.ru

Особенности нервно-психического развития детей разного возраста

Нервная система имеет огромную роль в организме маленького человека – она регулирует жизненно необходимые функции и обеспечивает их нормальную деятельность. Поэтому за нервно-психическим (психомоторным) развитием у детей любого возраста, надо наблюдать. Нервно-психическое развитие детей имеет этапы, характерные для разных возрастных периодов. Чтобы контролировать правильность развития, необходимо знать особенности и признаки каждого этапа. Особенно, это касается детей, которые входят в группу риска.

Факторы риска неправильного психического развития

Существует некоторые факторы, которые оказывают влияние на нервно-психическое развитие и могут нарушать его. К ним относят:

  • Преждевременные роды;
  • Инфекционные заболевания у матери во время беременности и внутриутробное инфицирование;
  • Родовые травмы;
  • Хронические заболевания у матери, особенно сахарный диабет, токсоплазмоз, пороки сердца, анемия и др.;
  • Прием лекарственных средств, не рекомендуемых при беременности или плохо изученных;
  • Различные патологии во время беременности, которые повлияли на развитие мозга или вызвали его повреждение;
  • Вредные привычки у родителей ребенка – курение, наркомания, алкоголизм;
  • Профессиональные вредности у матери и тяжелый физический труд;
  • Многоплодие, переношенная беременность;
  • Отягощенный акушерский анамнез: период между родами у матери менее двух лет, угроза прерывания беременности, поздние роды;
  • Стрессовые ситуации и депрессивные состояния матери во время беременности.

Эти и другие факторы оказывают существенное влияние на развитие ребенка. В первые месяцы и даже годы жизни, нарушения могут не проявляться. Однако, за группой риска следует осуществлять особый контроль. Для этого необходимо использовать данные об этапах развития и различные особенности периодов жизни ребенка, составленные психологами и неврологами.

В педиатрии для оценки психомоторного развития используют следующие критерии:

  • Статика;
  • Речевые особенности;
  • Условные рефлексы;
  • Моторика;
  • Высшая нервная деятельность.

Для каждого этапа жизни показатели будут различными.

Развитие детей до 1 года

Первые месяцы жизни ребенка – очень ответственный этап. В течение первого года происходят колоссальные изменения и большой скачок в развитии детей. Можно выделить некоторые основные особенности, характеризующие данный этап, который называют моторным. Поскольку на данном этапе происходит наиболее интенсивный рост и развитие, его принято разделять по месяцам.

На свет ребенок появляется только с безусловными рефлексами: глотательный, защитный, сосательный, мигательный, хватательный. У здорового ребенка, они должны быть хорошо выражены. Также должны быть четко выражены вкусовые, осязательные и обонятельные рецепторы, реакция на боль.

В возрасте 4-х месяцев происходят значительные изменения в развитии. Ребенок должен уметь поворачиваться на бок из положения лежа – на спине, хорошо держать голову в вертикальном положении, двигать руками и ногами в состоянии бодрствования. Кроме того, проявляются следующие признаки развития:

  1. Ребенка интересуют окружающие предметы, которые он пытается захватить;
  2. Узнает знакомые голоса и улыбается им;
  3. Лепечет, смеется;
  4. Лежа на спине, приподнимает голову;
  5. При звуках музыки начинает с интересом прислушиваться.

Следующий возраст, когда изменения наиболее ярко выражены – это 7 месяцев. В этот период малыш умеет следующее:

  1. Самостоятельно сидеть в течение нескольких минут;
  2. Брать в руки интересующие предметы;
  3. Узнавать знакомых людей;
  4. В большинстве времени быть бодрым и иметь хорошее настроение;
  5. Свободно переворачивать со спины на бок и обратно;
  6. Произносить различные звуки.

В 8 месяцев ребенок начинает ползать, может с легкость поворачиваться на живот и обратно. В 9 месяцев малыш уверенно сидит, начинается приучение к горшку, произносит отдельные слоги, стоит на ногах по 10-15 минут. В 11 месяцев он может довольно долго стоять, держась за опору, произносить отдельные простые слова, делать по несколько шагов без посторонней помощи.

К году ребенок обладает следующими навыками:

  1. Ходит без опоры и помощи;
  2. Пьет из чашки;
  3. Понимает слова;
  4. Подражает взрослым;
  5. Пытается бегать;
  6. Просится на горшок;
  7. Говорит отдельные слова.

На данном этапе немаловажную роль играет воспитание. Родителями должны быть созданы условия, обеспечивающих правильное развитие.

Дети от года до трех

Данный этап принято называть сенсорным. В возрасте от одного года до 3-х закладывается фундамент в психике ребенка. Зависит он от различных приобретений – ребенок учится общаться и осознавать окружающий его мир. Особенностями психики ребенка в этом возрасте можно назвать следующие проявления и умения:

  • Формируется предметная деятельность, ребенок изучает назначения предметов и пытается их применять;
  • Происходит общение со взрослыми и сверстниками;
  • Начинает развиваться игровая деятельность;
  • Проявляются личные желания и действия, малыш начинает осознавать себя.

Проявления замкнутости, отказа от игры и общения могут быть признаками отклонений в нервно-психическом развитии.

Аффективный этап развития – 3-12 лет

Поскольку данный этап имеет очень большой разрыв в возрасте, то его принято разделять на группы.

Дошкольная группа 3-7 лет

В этом возрасте дети начинают приобретать некоторую самостоятельность. Под воздействием впечатлений от прочитанных для них книг и из других источников информации, они познают окружающий мир и начинают вникать в общественную жизнь. Хорошо в этом возрасте развиваются художественные и простые трудовые навыки. Дети учатся лепить, рисовать, конструировать, петь. Хорошо развивается мышление. Важно обеспечить в этом возрасте ребенку доступ к информации и помогать ее усваивать.

Развитие 7-12 лет

Деятельность детей все более приобретает самостоятельность. Формируется и проявляется характер. В этом возрасте большое значение имеет игровая деятельность. Если в периоде от 3 до 7 лет, она чаще всего начиналась с действий взрослых, то после 7 лет становится все более самостоятельной. В игре дети подражают взрослым, воспроизводят знакомые ситуации.

В данный период очень интенсивно происходит обучение детей. Они поглощают знания, приобретают все новые умения. На данном этапе очень важно контролировать учебный процесс, продолжать воспитание, прививать новые трудовые навыки, характерные для данного возраста.

После 12 лет начинается довольно сложный период, который относят к уже подростковому. Происходит окончательное становление характера.

Помощь в психомоторном развитии

Родители должны на любом этапе оказывать помощь в нервно-психическому развитию ребенка, поскольку нарушения могут происходить не только под воздействием физических факторов, но и из-за недостаточной помощи и воспитания. Часто, в развитии отстают дети из неблагополучных семей или растущие в тяжелой окружающей психологической обстановке.

ne-skuchno.ru

таблица развития, формирование эмоциональных реакций

При развитии ребенка важно регулярно оценивать его нервно-психическое состояние.

Подобную оценку проводят по нескольким показателям. Его осуществляет врач-педиатр.

НПР детей до года проводится с учетом следующих показателей:

  • как малыш реагирует зрительно, может ли ориентироваться и прислушиваться к внешним изменениям;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • как дети двигаются и реагируют на внешние изменения;
  • как проходит движение каждой отдельной руки и ее взаимодействие с предметами;
  • дополнительно оценивается скорость развития и понимания речи;
  • какие навыки умения уже успел приобрести ребенок.

Таблица НПР детей до года была специально создана для того, чтобы оценить основные показатели развития ребенка.

Нервно-психическое развитие ребенка в возрасте до года

Основные показатели, которые оцениваются в первые шесть месяцев жизни ребенка:

  • 1 месяц. Грудничок может не на долгое время зацикливать свое внимание и следить за яркими, блестящими предметами. Видна четкая реакция на громкие звуки: он слегка вздрагивает. Родители могут увидеть первую улыбку малыша. Можно также зафиксировать попытку держать голову, если малыш лежит на животе.
  • 2 месяц. Малыш уже может неотрывно следить за игрушкой, которая двигается перед его лицом, прислушивается к резким звукам. Малыш уже может реагировать улыбкой на рассказы взрослого и отвечать им. Среди дополнительных приобретений можно обнаружить, что он уже хорошо держит голову на протяжении нескольких минут.
  • 3 месяц. Грудничок уже может зафиксировать свой взгляд на любом предмете и хорошо его рассмотреть. Дополнительно наблюдается также возможность фиксировать слух. Родители разговаривают с чадом, а он отвечает им улыбкой либо движениями ножек и ручек. Ребенок может зафиксировать голову на несколько минут, если находится в положении на животе.
  • 4 месяца. В этот период малыш уже может узнавать своих родителей, поворачивать голову во все стороны и реагировать на звуки. Периодически можно услышать громкий и заливистый смех. Грудничок может самостоятельно переворачиваться с живота на спину. При необходимости он может взять в руки игрушку или погремушку. Для данного периода также характерно так называемое гуление.
  • 5 месяцев. Малыш уже хорошо узнает своих близких, поэтому не идет в руки к чужим людям. Он может стоять на ногах, периодически их поджимая, с помощью взрослых. У него все ярче проявляется хватательный рефлекс и периодические попытки речи.
  • 6 месяцев. Ребенок может не только перевернуться с бока на бок, но и взять игрушку. В речи появляются слоги, которые родители смогут четко распознать. Во время прикорма он уверенно ест с ложки.

Реакция малыша на звук

Ребенок в период от шести месяцев до полугода продолжает активно развиваться. Родители могут зафиксировать явное психическое развитие и изменение эмоционального состояния:

  • 7 месяц. Малыш уже достаточно хорошо ползает. Он начинает постепенно играть с различными предметами, периодически перекладывая их с места на место. Родители уже могут расслышать четкое произнесение отдельных слогов. Его можно приучать пить со специальной чашки и показывать определенные предметы, которые находятся в его поле зрения.
  • 8 месяцев. Грудничок начинает самостоятельно вставать, садиться и передвигаться. Его можно надолго занять интересными игрушками. Можно наблюдать, как он самостоятельно пытается произносить отдельные слова или слоги. Его можно приучить держать небольшие предметы и выполнять определенные действия, например, жест «до свидания».
  • 9 месяцев. Ребенок способен самостоятельно передвигаться на двух ногах с помощью дополнительной поддержки. Может произвольно выполнять различные действия с интересными предметами. В лепете уже можно четко расслышать отдельные слоги и даже слова. Малыш реагирует на свое имя и может показать местоположение, направление на конкретно поставленный вопрос. Ему доступно также питье из обычной чашки. Родителям достаточно только слегка ее придерживать.
  • 10 месяцев. Дети в данном возрасте уже должны уметь сами залазить на невысокую поверхность. Они также разобрались, как открывать те или иные коробки, дверцы. Своей речью она стараются быть похожими на взрослых, поэтому даже пародируют их тембр. К этому времени малыш уже должен произнести свои первые слова, пьет из обычной чашки и понимает все требования взрослого человека.
  • 1 год. Чаще всего в этот период ребята уже ходят сами, четко произносят примерно десять слов. Малыш самостоятельно берет чашку, пьет из нее и выполняет некоторые требования взрослого человека.

Для малыша важно установить нервно-психический контакт со своей матерью. Благодаря этому он сможет стать более социализированным и приспособиться ко всем условиям окружающей среды. В процессе взросления будет улучшаться его зрительное и слуховое восприятие мира. Для родителей важно создать положительный комплект эмоций. Они должны поддерживать его во всех начинаниях, формировать правильную речь и быть хорошим примером.


Общая таблица развития ребенка в первый год жизни

Важно регулярно проверять и сопоставлять особенности развития своего малыша с нормативными. При необходимости следует помочь ему сформировать нужные навыки. Не следует допускать переутомления, ведь оно негативно отражается на состоянии здоровья малыша.

Особенности развития слуховой и зрительной реакции

После появления малыша на свет у него прекрасно развиты слуховые и зрительные анализаторы. Однако он не может хорошо передвигаться и правильно реагировать на некоторые предметы. До 1 года он еще учится фиксировать взгляд на определенном предмете. Родители смогут заметить, как с каждым днем он все лучше начинает следить за определенным предметом. Сразу после появления на свет его возможности кратковременны и недостаточно устойчивы. Со временем грудничок сможет следить за любым объектом, который в данный момент находится в движении.

Возможности слуха с каждым днем становятся все больше. Через три месяца после появления на свет ребенок уже прислушивается и пытается понять, откуда исходит та или иная звуковая волна. Он хорошо понимает не только смысловую нагрузку слов, но и тон, в котором они были сказаны.


Познание мира и себя

Особенности формирования эмоциональных реакций

Следует отметить, что у ребенка в первые месяцы жизни можно зафиксировать только отрицательную реакцию на смену обстоятельств. Свое недовольство он может выражать посредством громкого плача и крика. Действия необходимы маме в качестве сигнала и привлечения внимания. После этого он ждет возврата в прежние комфортные условия. Со временем родители начинают понимать, что их чадо требует еды, смены пеленок.

Со временем по месяцам можно будет заметить реакцию малыша на разговор родителей. Он может улыбаться, смеяться. Реакция грудничка в точности будет соответствовать взрослому человеку. Для дополнительного привлечения внимания он может также запрокидывать руки и радостно лепетать. В медицинской практике это известно как оживление, которое происходит в комплексе.

В пять месяцев уже должна четко прослеживаться ориентация в пространстве. Благодаря этому он может отличить маму и папу от других взрослых людей. К близким людям можно заметить проявление определенного комплекса эмоций и реакций. Достаточно часто можно заметить обиду, если ему перестали уделять необходимое внимание.

Через определенное время ему становятся также интересными новые люди. По отношению к ним малыш может проявлять самые разнообразные эмоции и чувства. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Проявления с каждым месяцем становятся более четкими и внятными.


Учитывается взаимодействие с другими детьми

Познавательная деятельность у малыша начинается в период полугода. Он начинает регулярно производить манипуляции с различными предметами или игрушками. Родители могут заметить периодически проявляемое любопытство, которое позволяет ребенку исследовать мир и получать о нем необходимую информацию.

В девять месяцев эмоциональное состояние грудничка уже должно полностью сформироваться. Ему становится труднее установить связь с абсолютно незнакомым человеком. Можно заметить периодически проявляющуюся робость и застенчивость. Он должен налаживать отношения с людьми из-за своего возрастающего любопытства.

Формирование движения

Сразу после появления малыша на свет у него происходит улучшение координации и возможности передвижения на дальние расстояния. Он сможет полностью взять под контроль свои руки и ноги к третьему месяцу. Это будет проявляться в виде попыток взять себя за нос, потрогать за лицо или взять игрушку. Родители могут заметить, как периодически он берет в руки край одеяла или пеленки. Ребенок пока не может схватить игрушку, поэтому просто сжимает руку в кулак и толкает ее.

Если ему помочь и вложить игрушку в руку, то он очень крепко ее сожмет. Благодаря этому педиатры проверяют особенности хватательного рефлекса. В этот период он стремиться попробовать любой предмет на вкус, поэтому важно не давать ему грызть мелкие детали. Они могут навредить ребенку.

В пять месяцев ребенок двигается практически так же, как и взрослый человек. Однако некоторые его действия со стороны могут показаться нерациональными. К примеру, чтобы взять игрушку, он может дополнительно двигать ногами. То есть действия не всегда только нужные. Они будут оттачиваться до десяти месяцев. После окончания этого периода малыш сможет полностью контролировать все свои движения.

Особенности развития речи

В течение первого года жизни у ребенка начинается процесс формирования речевых навыков. На первом этапе ему доступно только произнесение отдельных звуков, которое переходит в гуление. Такое состояние сопровождается изменением эмоционального фона. Родители смогут явно зафиксировать у своего малыша проявление положительных и отрицательных эмоций.

Гуление плавно переходит в пение в период пяти месяцев. В данный момент малышу остаются недоступными некоторые звуки. Однако можно зафиксировать, как он подолгу самостоятельно ведет разговор. Благодаря этому он стремится привлечь внимание или продемонстрировать эмоции.

К восьми месяцам ребенок уже учится различать команды и анализирует каждое слово. Наблюдается установление связи между зрительной, слуховой, эмоциональной реакциями. Родители уже могут играть с ним. Некоторым удается научить малыша махать руками или хлопать в ладоши. В данный период времени уже можно услышать детский лепет, который сопровождается необычной интонацией.

Первое слово дети произносят до года. Оно, как правило, состоит из двух одинаковых слогов. Ребенок начинает быстро совершенствовать свое приобретенное мастерство, поэтому скоро в его арсенале будет сразу несколько слов.

Полезные советы

Нервно-психическое развитие зависит не только от общения родителей, но и от общей ситуации, которая присутствует в семье. Важно уделять достаточно внимания играм и развлечениям. В таком случае дети смогут правильно и быстро развиваться. Процесс проходит намного медленнее, если не уделять им все необходимое внимание.

Рекомендуется с ребенком вести долгие, полноценные разговоры. В таком случае он начинает отвечать улыбкой. После кормления в состоянии бодрствования следует класть малыша на животик. В таком случае дополнительно улучшается тонус мышц. Рекомендуется периодически располагать его в вертикальном положении: малыш сможет научиться держать головку.

Ваше чадо после появления на свет начинает медленно знакомиться и понимать внешний мир. Он изучает форму, звук и действие каждого отдельного предмета. Именно поэтому его слуховые и звуковые возможности с каждым днем становятся все обширнее.


Улыбка – ответ малыша родителям

Родители в обязательном порядке должны разговаривать с грудничком в возрасте до полугода. Он может отвечать необычными звуками или громким смехом. При необходимости следует класть его на живот и выкладывать всевозможные яркие игрушки. Благодаря этому он научится ползать и передвигаться.

Научить ребенка переворачиваться можно также с помощью различных предметов. Их следует выложить по обе стороны от него. Малыш сможет в любой удобный момент их захватить. Благодаря такой процедуре можно также способствовать развитию эмоций и речи.

Игрушки должны быть всегда рядом с ребенком. Их следует класть в манеж и кроватку. Предметы необходимы не только для развития хватательного рефлекса. Они помогут научить выполнять все необходимые в будущем действия.

Родители должны серьезно относиться к своему чаду от самого рождения. Это уже полностью сформировавшийся живой организм. С помощью любви и ласки родители помогут адаптироваться и приспособиться к новым внешним условиям.

floragaz.ru

Особенности нервно-психического развития детей с различными исходами перинатальных поражений центральной нервной системы к 1 году жизни и психологические характеристики их родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСХОДАМИ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ К1 ГОДУ ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Курбанова Е.Н.*,

Кочерова О.Ю., доктор медицинских наук,

Филькина О.М., доктор медицинских наук,

Пыхтина Л.А., кандидат медицинских наук

Отдел охраны здоровья детей и медико-социальных исследований ФГУ «Ивановский научноисследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова Росмедтехнологий»,

153045, г. Иваново, ул. Победы, д. 20

РЕЗЮМЕ Определены особенности состояния здоровья детей с различными исходами перинатальных поражений центральной нервной системы (ПП ЦНС), имеющимися к 1 году жизни, и психологические характеристики их родителей. У детей без компенсации неврологических отклонений чаще выявлялась задержка нервно-психического развития, более низкий эмоциональный статус, нарушения сна. У их матерей и отцов реже наблюдался повышенный фон настроения, чаще выявлялись импульсивные или тревожные черты характера. Матери отличались повышенным чувством ответственности за состояние здоровья детей и высокой медицинской активностью, однако при этом недооценивали роль невролога в реабилитации детей, что свидетельствует о неправильной расстановке приоритетов в лечении.

Ключевые слова: нервно-психическое развитие, эмоциональный статус детей, психологические особенности родителей.

* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: [email protected]

Перинатальные поражения ЦНС — одна из основных причин отклонений нервно-психического развития (НПР), как на первом году жизни, так и в последующие периоды детства [2, 4]. По данным ВОЗ, 20% детей страдают нервнопсихическими расстройствами, которые в 6580% случаев являются следствием гипокси-чески-ишемических нарушений [2]. На рост и развитие компенсаторных процессов головного мозга у детей с перинатальными поражениями ЦНС влияют многие положительные и отрицательные факторы, в том числе лечение, условия жизни семьи, личностные особенности родителей [4, 5].

Личностные особенности матери рассматриваются в качестве главной детерминанты формирования психики ребенка [1, 5]: в исследованиях последних десятилетий показано, что течение беременности и родов состояние плода и новорожденного во многом зависят от психологического состояния женщины во время беременности [2]. Однако влияние личностных особенностей родителей на развитие детей раннего возраста с последствиями поражений ЦНС изучено недостаточно, хотя такое исследование необходимо для разработки новых подходов к ранней диагностике и профилактике нарушений развития и профилактики нервно-психических расстройств у детей.

Kurbanova E.N., Kocherova O.Yu., Filkina O.M., Pykhtina L.A.

PECULIARITIES OF NEUROPSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT IN THE YEAR OLD BABIES WITH VARIOUS OUTCOMES OF CENTRAL NERVOUS SYSTEM PERINATAL LESIONS AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THEIR PARENTS

ABSTRACT The researchers had the aim to reveal the peculiarities of health status in the year old babies with various outcomes of central nervous system perinatal lesions and psychological characteristics of their parents. 100 infants and 200 parents were enrolled in the study. Delay of neuropsychological development, lower emotional status, sleep disorders were revealed in infants without compensation of neurological disorders. Their mothers and fathers rarely had increased mood background, more often were characterized by impulsive and anxious temper features. Mothers were notable for increased sense of responsibility for their children health status and high medical activity but underestimated the role of neurologist in children rehabilitation. It testified to incorrect order of priorities in treatment.

Kev words: neuropsychological development, children emotional status, psychological peculiarities of parents.

Т. 15, № 4, 2010

Вестник Ивановской медицинской академии

9

Цель исследования — выявить особенности не-рвно-психического развития детей с различными исходами ПП ЦНС к году жизни и психологические характеристики их родителей.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Обследовано 100 детей в возрасте 1 года ПП ЦНС легкой и средней степени тяжести гипокси-чески-ишемического генеза в анамнезе и 200 их родителей. Первую группу составили 50 детей с компенсацией неврологических отклонений к 1 году жизни и их родители, во вторую вошли 50 детей без компенсации неврологических отклонений к 1 году жизни и их родители.

Дети первой и второй групп в возрасте 1 месяца по неврологическому диагнозу не различались. НПР детей оценивалось по методике К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой с выделением 4 групп: I (НПР соответствует возрасту), II (отставание на один эпикризный срок), III (отставание на два эпикризных срока), IV (отставание на три эпикризных срока). Эмоциональный статус детей определялся при помощи эмоциональноповеденческих шкал для детей раннего возраста М. Я. Студеникина, Ю. А. Макаренко, А. И. Баркан. Личностные особенности родителей выявлялись по методике мини-СМИЛ [3] с определением показателей по 13 шкалам. Изучалась также осведомленность родителей о состоянии здоровья детей и отношение к их реабилитации, оценивались ответственность за состояние здоровья детей, представление о первостепенных потребностях, мерах, необходимых для оздоровления ребенка в ближайшее время, через год и через три года, озабоченность состоянием здоровья детей, медицинская активность, ее направленность и осознание ее необходимости (методика О. В. Солодянкиной) [4].

Статистическая обработка материала проводилась с использованием программ MS Excel с оценкой достоверности различий статистических показателей в сравниваемых группах (р) по критерию Фишера — Стьюдента (t).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

НПР у 74% детей первой группы соответствовало возрасту, у 20% из них выявлено отставание на один эпикризный срок, у 6% — на два. Во второй группе реже диагностировалось НПР, соответствующее возрасту (34 и 74%, р < 0,001), достоверно чаще обнаруживалось отставание на два эпикризных срока (22 и 6%, р < 0,05) за счет задержки развития активной речи (16 и 2%, р < 0,02) и общих движений (12 и 2%, р < 0,05). Отставание на три эпикризных срока, отсутствующее у детей

первой группы, выявлялось у 12% детей второй (р < 0,02), оно было связано с задержкой развития активной речи и навыков самообслуживания. По другим линиям НПР достоверных различий не установлено.

Общая оценка эмоционального статуса у детей первой группы составила 28,52 ± 1,46 балла, а у детей второй — 22,18 ± 1,35 балла, т.е. в 1,3 раза меньше. У детей второй группы более низкими были оценки познавательной активности (3,32 ± 0,19 и 4 ± 0,25 балла соответственно, р < 0,05 ) и страха (-0,74 ± 0,46 и 0,88 ± 0,42 балла, р < 0,02). Средние балльные оценки выраженности положительных эмоций, социальных контактов, двигательной активности, аппетита и сна у детей первой и второй групп достоверно не различались. Однако при качественном анализе у детей второй группы реже, чем у детей первой, выявлялись выраженные положительные эмоции (22 и 46%, р < 0,02), а чаще — умеренность социальных контактов (76 и 54%, р < 0,05) и нарушения сна в виде длительного засыпания с плачем (40 и 12%, р< 0,05).

При изучении личностных особенностей родителей выявлено, что у матерей детей второй группы достоверно реже, чем у матерей детей первой, наблюдался повышенный фон настроения (6 и 30%, р < 0,002), у них чаще имели место импульсивные (22 и 8%, р < 0,05) и тревожные черты характера (32 и 14%, р < 0,05). У отцов детей второй группы реже, чем у отцов детей первой, отмечалось хорошее самочувствие (30 и 70%, р < 0,001), чаще обнаруживались импульсивные черты характера (34 и 12%, р < 0,01). По другим характеристикам достоверных различий между родителями обеих групп не выявлено.

Изучение осведомленности родителей о состоянии здоровья детей показало, что у матерей детей второй группы чаще, чем у матерей детей первой, вызывал беспокойство плохой аппетит детей (24 и 8%, р < 0,05), их плаксивость (12 и 2%, р < 0,05), отставание в психическом развитии (р < 0,05).

При анализе отношения родителей к реабилитации детей выявлено, что во второй группе большее число матерей, чем в первой, чувствовали ответственность за состояние здоровья ребенка (8,93 ± 0,18 и 8,12 ± 0,25, р < 0,02), однако при этом не знали, какие мероприятия необходимы для реабилитации немедленно (р < 0,01), через год (24 и 10%, р < 0,05), через три года (34 и 16%, р < 0,05).

Изучение медицинской активности семей показало, что матери детей второй группы достоверно чаще, чем матери детей первой, посещали медицинские учреждения по поводу состояния здоро-

вья своих детей (12,47 ± 1,0 и 9,2 ± 0,95, р < 0,05). Родители детей второй группы чаще, чем родители детей первой, обращались за помощью к социальному работнику (р < 0,05) и в 4 раза чаще

— к психологу.

Матери детей второй группы достоверно реже, чем матери детей первой, считали, что их ребенок нуждается в помощи невролога (12 и 66%, р < 0,001), они чаще высказывали мнение, что их детям не нужна помощь врачей-специалистов (58 и 20%, р < 0,001). Первостепенную необходимость для лучшего развития ребенка матери детей второй группы достоверно чаще, чем матери детей первой, видели в разнообразии игрушек (18 и 4%, р < 0,05).

ВЫВОДЫ

У детей без компенсации неврологических отклонений к 1 году чаще выявлялась задержка НПР за счет отставания формирования активной речи, общих движений и навыков самообслуживания; более низкий эмоциональный статус — за счет более выраженных реакций страха и низкой познавательной активности, нарушений сна. Их матери

реже имели повышенный фон настроения, чаще

— импульсивные и тревожные черты характера, у отцов реже отмечалось хорошее самочувствие, чаще выявлялись импульсивные черты характера. Матери детей без компенсации неврологических отклонений чувствовали беспокойство по поводу плохого аппетита детей, их плаксивости и отставания в НПР, они отличались повышенным чувством ответственности за состояние здоровья детей и высокой медицинской активностью, однако при этом недооценивали роль врачей-спе-циалистов, и в первую очередь невролога. Это свидетельствует о неадекватном отношении родителей к заболеванию ребенка и неправильной расстановке приоритетов при его лечении.

Таким образом, необходимо повышение информированности родителей о влиянии ПП ЦНС на НПР и эмоциональное состояние ребенка, динамику неврологических симптомов у него на первом году жизни. Кроме того, родители нуждаются в оказании психотерапевтической и психологической помощи, направленной на снижение тревоги и формирование правильных отношений с ребенком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Н. Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 2. -С. 82-92.

2. Влияние перинатального поражения нервной системы на качество жизни ребенка в различные периоды онтогенеза / О. Б. Дадаева [и др.] // Поликлиника. -2007. — № 1. — С. 78-80.

3. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности : практ. рук-во к

традиционному и компьютерному вариантам теста. — Красноярск, 2009.

4. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — С. 20-26.

5. Сырвачева Л. А. Изучение психического развития детей с перинатальным поражением ЦНС и особенностей родительских отношений к ним [электронный ресурс] // М-во образования и науки Российской Федерации. — 2008. — режим доступа: journals.uspu.ru/i/ inst/spec/specl 0/spec10_6. pdf.

Поступила 15.03.2010 г.

cyberleninka.ru

Нервно-психическое развитие детей шестого года жизни

— Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в ширене, колоне, круге

— Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе

— Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде

— Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис

— Хорошо умеет работать с разными материалами – бумагой, картоном, тканью

— Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу

— Правильно называет простые и сложные геометрические формы

— Правильно указывает основные различия геометрических форм

— При рисовании использует не только цвета, но и их оттенки

— Владеет прямым и обратным счетом в пределах десяти, решает простейшие задачи на сложение и вычитание

— Дифференцирует количество независимо от формы, величины, обобщает методом исключения, мотивирует

— Четко устанавливает связи, выделяет существенное звено

— Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги

— Сознает план игры, совершенствует ее замысел

— В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность

— Игра может продолжаться в течение нескольких дней

— Отдает предпочтение групповым играм

— Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки

— Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей

— Первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам

— Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки, убирает комнату, ухаживает за цветами

— Способен критически анализировать черты характера

— Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком

studfile.net

Материал на тему: Карта нервно — психического развития детей до 3 лет

Познавательная сфера

Возраст

Задания с кубиками

Задания с соотнесением предметов

Задания с предметами быта

Оценка внимания

Оценка памяти

1г 3м

Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке

Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца

Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.

1г 6м

Строит башню из

3-4 кубиков

Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера

Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.

Выполняет 3-4 действия

2 года

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы

Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой

Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.

Выполняет 4-5 действий

2г 6м

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой

Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой

В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.

Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы

3 года

Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост

Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.

Собирает пирамидку с учётом размера колец

Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.

Находит 5-6

изображений

 из 10

Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *