Монтессори материалы своими руками для малышей: мастер-класс по изготовлению дома, фото и подробная инструкция, советы мастериц – 15 мастер-классов по созданию дидактического материала

Содержание

Монтессори-материалы своими руками для малышей

О развитии малышей по методу Монтессори хотя бы однажды слышал каждый современный родитель. В любом крупном городе найдётся школа, обучающая детей в соответствии с её принципами и посредством специального материала. Посещение таких кружков стоит некоторых денег, а ведь большинству мам под силу реализовать все принципы методики у себя дома и сделать материалы Монтессори своими руками. Материалами известная итальянка называла специальные игрушки, которые сама и разрабатывала. В её понимании, это инструмент познания мира в простой, лёгкой, игровой форме. Сегодня их можно купить в детских магазинах, но они настолько просты в исполнении, что нет никакого смысла платить деньги.

Краткая суть методики Монтессори

Мария Монтессори — детский врач, практикующая в начале XX века в Италии. Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода.

Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.

В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.

Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства — главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.

Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата.

Готовим пространство для игр

Конечно, идеальный вариант, когда у ребёнка есть своя комната. Но при грамотном подходе, можно удовлетворить все условия метода и в однокомнатной квартире.


Методика Монтессори для детей диктует главное условие в оформлении игрового пространства — обеспечение ребёнку возможности действовать там самостоятельно. Малыш не должен через каждые пять минут звать взрослого, чтобы тот помог достать какую-то игрушку. Всё в зоне игр расположено в свободной досягаемости. Очень важно при этом научить ребёнка соблюдать порядок. Поиграв с одним материалом, он должен сам отнести его на место и только потом брать следующий. Это обязательное условие, которым нельзя пренебрегать.

Игрушек в зоне для игр не должно быть много и все они обязательно сортируются по блокам: развивающие мелкую моторику, обучающие азам математики, предназначенные для творчества и так далее. Ребёнок, двигаясь к определённой полке или коробке, возможно, ещё не уверен в том, какую именно игрушку возьмёт, но чётко знает, какой род занятий ему сейчас интересен.

Тщательно следите за тем, чтобы материалы соответствовали возрасту. Например, переходить к пирамидке из 7 элементов нужно только тогда, когда 5 малыш складывает буквально с закрытыми глазами.

Хорошо, когда в детской комнате есть все атрибуты взрослой жизни в миниатюре. Зеркало в рост малыша, стол и стул, шкаф с маленькими тремпелями, может быть, игрушечная кухня. Такие условия в игровой зоне будут побуждать ребёнка к познанию. Ведь в обычном мире ему никак не достать вещи из взрослого шкафа, не дотянуться до выключателя, не взять книгу с высокой полки. Невыполнимые задачи отбивают всё желание учиться.

Материалы Монтессори своими руками

Игрушки Монтессори изготавливаются из самых простых материалов:
  • лоскуты ткани;
  • пуговицы;
  • картон;
  • краски;
  • старые застёжки-молнии, карманы и т. д.

Каждая игрушка развивает определённый навык или сразу несколько.

Постарайтесь не перегружать материалы лишними аксессуарами. Это только будет мешать ребёнку сосредоточиться.

Все оригинальные игрушки Монтессори выполнены преимущественно из дерева и раскрашены в нейтральные цвета без каких бы то ни было узоров.

Материалы Монтессори по развитию речи

Для развития речи, кроме предложенных в этом разделе материалов, Монтессори предлагала использовать и любые игры на развитие мелкой моторики.

Тактильные дощечки

Этот материал помогает детям развить связную речь, тактильную память, фантазию, внимательность.

  1. Сделайте картонные прямоугольники размером 10х5 (у ребёнка должна быть возможность щупать их всей поверхностью ладони).
  2. На каждый прямоугольник наклейте разные ткани (мягкие, грубые, рельефные), наждачную бумагу, вату, фольгу и т. д.

Хорошо играть, когда у малыша закрыты глаза. Дайте ему 3-4 такие дощечки, попросите ощупать, сказать, что он чувствует, с чем ассоциирует ощущения. Затем объясните, что это за материалы, где используются. Перемешайте дощечки и попросите, чтобы ребёнок наощупь восстановил последовательность.

Буквы из проволоки

Готовить малыша к чтению и счёту удобно с помощью букв и цифр, которые он может вертеть в руках, щупать и складывать друг с другом. Сделайте их из обычной проволоки, загибая её пассатижами. Края таких букв хорошо отшлифуйте или загните, чтобы ребёнок не поранился.

Более старшим детям будет интересно делать такие буквы самостоятельно. Подберите проволоку потоньше и нарисуйте на бумаге макеты «в полный рост». Готовая буква должна полностью соответствовать эскизу. Не стоит в день делать больше 3-4 макетов, чтобы у ребёнка не пропал интерес.

Рельефные буквы и цифры

Для развития речи и зачатков интуитивного письма хорошо делать рельефные буквы из картона или пенопласта. Каждую модель обклейте разными тканями, посыпьте крупой, вскройте лаком или клеем. При пальпации малыш будет запоминать буквы лучше и с большей лёгкостью научится читать.

Материалы для развития мелкой моторики

В младенчестве мелкую моторику хорошо активизируют пальчиковые игры. Но уже с года-полутора требуется что-то более серьёзное.

Секретный мешочек

Эта игра надолго увлечёт ребёнка.

  1. Соберите несколько маленьких предметов, хорошо знакомых вашему малышу. Например, ненужный ключ к замку, крышечка от бутылки, игрушка из Киндер Сюрприза.
  2. Сшейте мешочек из двух прямоугольников ткани и сложите туда предметы.

У игры есть два варианта. Первый: вы предлагаете ребёнку достать определённый предмет наощупь. Второй: он просто вынимает первый попавшийся и с закрытыми глазами угадывает, что именно достал.

Рамки-вкладыши

Игра развивает логику, аккуратность и мелкую моторику. Помогает освоить геометрические формы. Представляет собой набор картонных квадратов с вырезанными в них фигурами. Отдельно ребёнку предлагаются сами фигурки, которые должны без труда входить в отведённые им места в квадратах.

  1. Плотный картон разрежьте на квадраты со стороной 10 см.
  2. Внутри каждого квадрата-основы нарисуйте геометрические фигуры и аккуратно вырежьте их канцелярским ножом.
  3. Посередине каждой фигурки пришейте пуговицу, потянув за которую ребёнок сможет без проблем доставать «пазлы» из квадрата.

Деткам от полутора лет не стоит предлагать больше 4 карточек. А малышам с трёх лет можно давать их уже по 10-15 штук. Необязательно ограничиваться геометрическими фигурами — вырезайте животных, грибы, фрукты и т. д.

Шнуровки

Эта «развивалка» известна многим родителям. Очень полезная вещь, активизирующая мелкую моторику, фантазию и обучающая малыша навыку завязывания шнурков.

  1. Из картона вырежьте любую интересную фигурку. Если нет времени, сгодится и просто прямоугольник картона.
  2. Дыроколом или ножницами сделайте в нём отверстия. Если ваш ребёнок уже освоил обычную шнуровку, то необязательно ограничиваться двумя рядами дырочек. Сделайте их 3 или 4 — пусть человечек творит.
  3. Дайте малышу шнурки и покажите, как можно шнуровать и завязывать бантик.

Рамка с застёжками


Эта классическая игрушка Монтессори развивает мелкую моторику и учит базовым навыкам, необходимым ребёнку в повседневной жизни.

  1. Возьмите старую рамку для фотографий или пяльцы. Если ничего подходящего не нашлось, просто сделайте рамку из толстого картона.
  2. Найдите старую рубаху, или брюки — любой предмет одежды, на котором есть застёжки (пуговицы, крючки, липучки, молнии, кнопки). Застегните их и вырежьте из вещи прямоугольник на пару сантиметров шире и выше, чем ваша рамка.
  3. Натяните на рамку лоскут с застёжкой посредине, края ткани заверните за рамку и приклейте, приколите кнопками или пришейте их сзади.

Можете сделать несколько таких рамочек с разными видами застёжек.

Скользящие мягкие шарики

Этот материал совершенствует координацию движений, мелкую моторику и цветовое восприятие. Он представляет собой подносик, в котором на высокой ножке закреплён полый цилиндр. К этой конструкции прилагаются 4 мягких шарика. Ребёнок один за другим проталкивает шарики в цилиндр, последний выталкивает первый с противоположной стороны.

Как сделать дома такую конструкцию? Довольно просто.

  1. Возьмите пустую бутылку из-под шампуня — это будет опора. Роль полого цилиндра может выполнить картонная втулка от туалетной бумаги.
  2. Внутри бутылки канцелярским ножом прорежьте отверстия по диаметру втулки и аккуратно вставьте её туда.
  3. Бутылку приклейте на крышку от обувной коробки. В качестве шариков подойдут помпоны или мотки вязальных ниток. При необходимости, укоротите втулку или уменьшите количество шариков до трёх.

Материалы для развития цветового восприятия

Учить с малышом цвета проще и веселее с помощью одной из таких игрушек.

Цветные ёжики

Возьмите несколько листов разноцветного картона и заранее закупите цветные прищепки. Можно не тратиться и просто покрасить деревянные. Только обратите внимание, чтобы они легко открывались, а закрывались не «намертво», во избежание случайных травм.

  1. Нарисуйте на картоне одинаковые фигурки ёжиков без иголок и вырежьте их. Дорисуйте малышам носики и глазки.
  2. Грустным лысым ежатам не хватает иголок. А это и будет задание для вашего ребёнка — прикрепить прищепки соответствующего цвета на спинки зверькам.

Это могут быть не только ёжики, но и павлины с пышными хвостами, и любые птицы, расправляющие крылья, и ёлочки, и другие деревья. С такими фигурками можно придумывать короткие сказки, истории и просто играть ими.

Тренажёр цвета

Эту игрушку сделать проще, чем предыдущую, и из материалов понадобится всего один лист картона.

  1. Вырежьте круг и разделите его карандашом на сегменты.
  2. Раскрасьте их в разные цвета и аккуратно подпишите.
  3. Деревянные прищепки покрасьте в такие же цвета и попросите ребёнка прикрепить их в нужное место круга.

Хорошо для этой цели подойдёт и пасхальная подставка под яйца. Разукрасьте её отделения и либо так же играйте с прищепками, либо складывайте в соответствующие отделения цветные пуговицы.

Материалы Монтессори по математике

Пока малышу не исполнится 3-4 года, его математические способности следует развивать с помощью понятий «больше-меньше» и геометрических фигур.

Пирамидка из подушек (мягкая пирамидка)

Пирамидку любой сложности можно купить в каждом детском магазине. Но сделанная с использованием разных наполнителей и тканей, она будет развивать не только ощущения размера и цвета, но и мелкую моторику, и тактильное распознавание материалов.

Чтобы сделать такую пирамидку, возьмите несколько лоскутов ненужной ткани.

  1. Вырежьте по паре квадратов одного цвета. Из них вы сошьёте подушечки. Они должны будут отличаться по размеру на сантиметр или два. Для самых маленьких достаточно 4 подушечки со сторонами 3, 5, 7 и 9 см.
  2. Сострочите вместе квадраты, оставив одну сторону свободной, чтобы вложить наполнитель.
  3. В центр каждой подушечки пришейте липучку. Сверху шершавой стороной наружу, снизу — мягкой.
  4. Наполните получившиеся кармашки гречкой, синтепоном, рисом, горохом, зёрнами кофе. Чтобы пирамида не рушилась, самый тяжёлый материал засыпьте в нижнюю подушечку.
  5. Зашейте свободную сторону.

Иногда такие пирамидки делают с подсказкой. Тогда верхний квадрат одной подушечки соответствует по цвету нижнему квадрату следующей. Интересно использовать в качестве наполнителя и по-разному пахнущие материалы (кофе, травы, вложенный в крупы кусочек мыла).

Крышки

Во время игры лучше находиться рядом, чтобы ребёнок не поранился. Поставьте перед ним несколько банок и бутылок и отдельно предложите в коробке крышки от них. На кухне можно модифицировать игру, отдав любимому чаду на растерзание кастрюли и сковородки.

Отличная замена стеклянным банкам — набор пластиковых судочков. Кроме подбора соответствующих крышек, их можно складывать друг в друга, развивая понятие «больше-меньше».

Геометрическая рамка

Для знакомства с фигурами, развития точности мелких движений пальцами, аккуратности и внимательности можно сделать геометрическую рамку.

  1. Для этого возьмите большой лист толстого картона и нарисуйте на нём в три ряда геометрические фигуры.
  2. Канцелярским ножом вырежьте их и разукрасьте тремя цветами так, чтобы в одном ряду не было одинаковых.
  3. Для удобства извлечения фигурок, приклейте на них кусочек пенопласта, ластика или пришейте пуговицу.

Геометрическая доска

Такая доска Монтессори поможет ребёнку развить понятия цвета и формы, а также даст возможность проявить фантазию и комбинаторские способности.

  1. Возьмите дощечку или пенопласт и воткните в него на равном расстоянии канцелярские кнопки, сформировав квадраты разных цветов.
  2. Задача ребёнка состоит в том, чтобы натягивать между кнопками канцелярские резинки, создавая геометрические фигуры.

Материалы для развития тактильной памяти

Тактильная память — первый из видов памяти, который формируется в самом раннем младенчестве. У ребёнка с развитой тактильной памятью лучше воображение и координация, он быстрее начинает говорить и лучше учится в школе.

Сундучок с тканями

В дело можно пустить старые вещи и запасные кусочки ткани, которые обычно прилагаются к фирменной одежде. Постарайтесь подобрать разные по фактуре, плотности и цвету материалы. Сложите их в одну коробку (можно взять из-под обуви, конфет, жестянки из-под чая) и давайте малышу ощупывать поочереди.

Самые маленькие могут просто изучать таким образом фактуры. Более старших детей попросите складывать лоскуты по цвету, по размеру, по форме.

Сенсорные коврики

Отличная игра даже для самых маленьких. Развивает фантазию, логику, в более позднем возрасте формирует связную речь.

Найдите различные лоскуты ткани, пуговицы, рельефные резинки, кружева, элементы вышивки. Вы можете просто художественно пришить их на большой отрез ткани или оформить как картинку-историю. Если вы планируете стелить коврик на пол, неплохо бы сделать для него мягкую синтепоновую основу.

Змейка

Ваше чадо выросло из очередных колгот? Не спешите их выбрасывать. Подготовьте разные наполнители: кофейные зёрна, горох, рис, гречку.

  1. Отрежьте «ногу» у колгот и насыпьте внутрь неё жменю одного из наполнителей.
  2. Цветным мулине или резинкой перевяжите колготы так, чтобы получился тугой шарик. Можно и просто сделать узел из самих колгот.
  3. Засыпьте следующий наполнитель и снова перевяжите колготы.
  4. Повторяйте, пока не получится змейка из шариков. На «голове» нарисуйте глазки, на «хвостик» прикрепите помпон, кисточку или колокольчик.

Чем младше ребёнок, тем короче делайте змейку. Такая игрушка хорошо развивает тактильное восприятие.

В старшем возрасте можно использовать другие материалы, направленные на развитие математических способностей, богатой устной речи и так далее. Методика позволяет обучать ребёнка легко, не вызывая у него отвращения к процессу. Главное, давать малышу самостоятельность, не навязывать свои желания.

Монтессори своими руками. Материалы

Добрый день, мамочки! В этом посте и видео я расскажу, как организовать зону Монтессори своими руками у себя дома. Материалы Монтессори можно найти в лесу и среди предметов, которые наверняка есть у вас дома.

Обратите внимание! Все занятия проводятся строго под присмотром взрослого!

Материалы Монтессори лучше располагать на подносе.

О методике Монтессори

  1. Сложите в глубокую миску желуди и грецкие орехи. Рядом поставьте два стаканчика. Предложите малышу отсортировать орехи и желуди. Можно перекладывать их руками, а можно и большой ложкой. Моей дочке очень нравится это занятие

    монтессори материалы

    .

  2. Возьмите стакан с крышкой и счетные палочки. Сделайте в крышке небольшую. прорезь, через которую можно просунуть палочку. Ребенок с удовольствием будет складывать все палочки в стаканчик.

    монтессори материалы

  3. Копилка. Возьмите банку и сделайте в ней прорезь для монеток. Пусть малыш бросает в копилку монетки.

    монтессори материалы

  4. Возьмите две небольшие мисочки, в одну из них насыпьте горох. Пусть ребенок перекладывает ложкой горох из одной миски в другую. Это упражнение будет очень полезно тем деткам, которые начинают учиться держать ложку правильно.

    монтессори материалы

  5. Возьмите мисочку с крышкой, в крышке проделайте отверстие по диаметру палочек. Палочки продаются в строительных магазинах, названия не помню)

    монтессори материалы

    монтессори материалы

  6. Перекладывание риса. Аналогично пункту 4

    монтессори материалы

  7. Канцелярский ежик и трубочки. Разрезаем трубочки на много частей и делаем из них иголки для ежика.

    монтессори материалы

  8. Можно перекладывать желуди из миски в бутылку с широким горлышком. Дочка тоже очень любит это упражнение!

    монтессори материалы

  9. Возьмите банку и сделайте в ней круглое отверстие по форме ежиков — игрушки для кошек. Диаметр отверстия должен быть таким, чтобы пропихнуть через него ежика нужно было бы с небольшим усилием.

    монтессори материалы

  10. Ребенок может переливать воду из маленького кувшинчика в другой. Можно переходить к этому этапу, когда ребенок уже хорошо освоил предыдущие занятия. Запаситесь тряпками и губками)

А вот еще идеи для занятий Монтессори

Удачи! Спасибо за комментарии)

 

Вам будет интересно:

Монтессори-материалы своими руками — запись пользователя Хельга (Chayka_ok) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Марии Монтессори


Про методику Монтессори, я думаю, слышали все. У нее много последователей среди мамочек. Мы не исключение. Тем более, что дети просто обожают эти занятия. Это действительно то, что интересно детям. Вот некоторые наши монтессори-материалы своими руками.

1. Сенсорные карточки.


На картонные квадратики наклеила разные шершавые материалы: зубочистки, чечевицу, фасоль, губку, фольгу, кофе, бархатную бумагу. Вариантов много: бусинки, разные купы, шуршащие пленки, пленка с пузырьками, палочки, главное, чтобы это можно было определить наощупь. Каждой карточки по две штуки. Можно определять с закрытыми глазами, подбирать парочки, играть в мемори, можно вытаскивать по одной из мешочка.

Главное - тактильные ощущения и чувствительные ладошки!

2. Баночки с запахами.

Положить в них можно: палочку корицы, ваниль, лимон, гвоздику, кофе, зеленый чай, перец горошком, а кроме этого можно капнуть эфирное масло на ватку и положить в баночку.

Детки очень любят нюхать! Запоминают запахи моментально.

3. Геометрический планшет

Прибиваем кнопки на равное расстояние и готово. (мне пришлось повозиться с кнопками, они пластиковые, все время ломались). Теперь играем: делаем геометрические фигуры из резинок. Или можно соединять одинаковые по цвету кнопки. Или просто играть с резинками. Мой старший, например, использует этот планшет как рогатку)))

4. Шумовые шарики.


Яйца от киндера наполняем разными предметами, каждого по два. Мы использовали: стеклянные шарики, бусинки, фасоль, желуди, макароны. Нужно по звуку найти пару. Или определить, какой шарик тяжелее. Замечательная получается игрушка.

Вот некоторые наши игрушки. Также к монтессори-играм можно отнести:

- складывать колпачки один в другой по размерам и башенкой.

- палочки разной длины по размерам.

- переливание стаканчиков ложкой, через воронку и т.п.

- перекладывать мелкие предметы пинцетом.

- пересыпание из одной чашки в другую.

- разные музыкальные игрушки, что как звучит.

- наматывание ниток.

- бытовые навыки: подметать в совочек, вытирать губкой, выжимать тряпочку, завязывать шнурки, мыть игрушки.

- застежки-молнии-кнопки.

- игры с пластилином.

- нанизывать на веревочку или палочку.

- разложи в ячейки.

И это далеко не все.

Но это именно то, чего хотят дети. Дайте им наиграться, и они отблагодарят спокойствием и умиротворением.

зеленый чай в шариках

Монтессори материалы своими руками

Более ста лет система Монтессори помогает ребенку осваиваться во внешнем мире, используя все основные чувства.

С помощью вспомогательных дидактических материалов происходит максимальное взаимодействие слуха, зрения, вкуса, звука и тактильных ощущений, что позволяет малышу всесторонне развиваться и ориентироваться в таком непонятном взрослом мире.

Материалы помогают освоить маленькому непоседе цвета и форму предметов, понятия «большое-маленькое» и «целое-часть», буквы и цифры, усовершенствуют логическое мышление, мелкую моторику и, самое важное, пробуждают фантазию.

Делаем игрушки по системе Монтессори своими руками

Поскольку ребенок стремительно растет, то ему постоянно требуются новые развивающие игрушки.

На прилавках многочисленных магазинов можно обнаружить большое количество всевозможных материалов, но куда интереснее сделать их самостоятельно.

Во-первых, это занимает совсем небольшую часть времени, а, во-вторых, экономит значительную сумму денег, поскольку выполняются «развивалки» из подручных, а иногда даже из ненужных материалов.

Рамка с геометрическими фигурами-вкладышами

Такая развивающая игрушка помогает ребенку узнать, что такое геометрические фигуры, ненавязчиво запомнить основные цвета и освоить понятие «от большего к меньшему» и наоборот.

Исходные материалы:

  • коробка из-под конфет или жесткий картон;
  • ватман или альбомный лист;
  • цветная бумага.

Коробка или картон разрезается на прямоугольники.

Число прямоугольников будет зависеть от количества геометрических фигур, с которыми планируется ознакомить малыша.

В каждом картонном прямоугольнике вырезается определенная фигура, сначала самая большая, под ней поменьше, потом еще меньше и так далее.

Вырезанные фигурки обклеиваются с лицевой стороны цветной бумагой. Фигуры одного ряда должны быть различных цветов.

На прямоугольник-рамку с обратной стороны приклеивается ватман, который будет удерживать цветные фигуры на месте.

Пирамидка-подушка

Такая игрушка потребует от мамы некоторого умения пользоваться швейной машинкой или обычной иголкой с ниткой.

Пирамидка научит малыша определять цвета, размеры, а также разовьет тактильные ощущения маленьких пальчиков, поскольку набиваться подушечки будут различными материалами.

Для работы понадобится:

  • лоскутки ткани различного цвета;
  • липучая лента;
  • для набивки: синтепон или поролон, шуршащая слюда, гречка, горох или другие крупы.

Из лоскутков ткани разного цвета вырезается по паре квадратов с размерами от 5 до 12 см.

На один из двух одинаковых квадратов нашивается жесткая часть кусочка липучки, а на второй — мягкий.

Затем квадраты сшиваются друг с другом с изнанки, причем с одной стороны оставляется небольшая незашитая часть для последующей набивки.

Рекомендуется стороны соседних подушек делать из одной ткани для того, чтобы малыш мог сам подобрать нужные цвета, тем самым правильно выстроив пирамидку.

Квадрат из ткани выворачивается и заполняется одним из набивочных материалов.

Лучше всего наполнять самую большую подушку наиболее тяжелым материалом, например, гречкой или горохом, а следующие — легким: слюдой или синтепоном.

Цветные ёжики

Для развития мелкой моторики и запоминания цвета очень хорошо познакомить ребёнка с веселыми разноцветными ёжиками.

К тому же с участием семейства этих забавных животных можно придумывать целые истории и необыкновенные сказки.

Материалы для работы:

  • цветной картон;
  • прищепки разного цвета.

Из листов цветного картона вырезаются по две фигуры ёжиков.

Две одинаковые по цвету фигурки склеиваются между собой. На каждой из них рисуется рот и глазки.

Теперь можно вместе с ребенком прикреплять на них прищепки соответствующего цвета.

Геометрическая доска

Эта легкая по исполнению игра позволит ребенку не только ознакомиться с загадочным миром геометрических фигур, но и конструировать их самостоятельно, незаметно постигая пропорции их построения.

Потребуется:

  • старый толстый глянцевый журнал;
  • кнопки с пластмассовыми наконечниками;
  • канцелярские резинки;
  • самоклеющаяся бумага или пленка.

Журнал обклеивается пленкой или бумагой.

На поверхность журнала вкалываются кнопки на равном расстоянии друг от друга.

С помощью резинок формируются многочисленные геометрические фигуры.

Юный химик

Такая необычная игра не потребует от мамы навыков рукоделия или работы с ножницами и клеем, но зато отлично подготовит будущего первоклассника к работе с ручкой и карандашом. К тому же, благодаря этой игре, появляется интерес к наукам.

Необходимые материалы:

  • колбочки или небольшие стеклянные стаканчики;
  • пипетка;
  • столовый 6% уксус;
  • пищевая сода;
  • краски;
  • блюдца или другие емкости.

В колбочки или стаканчики наливается слабопроцентный уксус, который подкрашивается красками.

На каждое блюдце насыпается небольшое количество соды.

С помощью пипетки набирается небольшое количество подкрашенного уксуса и закапывается на соду.

Сода начинает шипеть и пузыриться, что вызывает неподдельный интерес даже у самого непоседливого ребенка.

Цифры и буквы из проволоки

Магнитные буквы или цифры можно, конечно же, приобрести в магазине, но куда занимательнее смастерить их собственноручно, тем более, если в этом участвует сам малыш.

Материалы:

  • проволока;
  • пассатижи.

Из проволоки изгибается нужная цифра или буква.

Пассатижами заворачивается кончик проволоки. Это выполняется для того, чтобы малыш не смог случайно порезаться об острый край.

Рамка на застежке

Прекрасно улучшает мелкую моторику и учит пользоваться разнообразными молниями и пуговицами в быту специальная рамка-застежка.

Что необходимо:

  • рамка для фото или обычные пяльца;
  • остатки старой одежды с застежками: молниями, пуговицами, кнопками или крючками.

Из старой кофточки, рубашки или рукава вырезается необходимый кусок материала по размеру рамки.
Ткань сшивается между собой и натягивается на рамку.

Теперь можно застегивать и расстегивать застежки.

Особенно дети любят прятать в получившийся кармашек мелкие игрушки или листочки бумаги.

Вот такие нехитрые приспособления позволят ребенку развить все свои таланты и освоиться в окружающем мире, а самое главное, пробудят интерес к его познанию.

Даже если малыш не сразу правильно выполнит задание, он будет стремиться сам исправить свою ошибку, что с малых лет привьет ему чувство ответственности и самостоятельности.

А это, пожалуй, одни из важных черт характера в нашем современном обществе.

как сделать игры и материалы своими руками

Главная > Воспитание >

Игрушки служат не просто развлечением и утешением маленького ребенка – это инструмент познания мира. Малыши до года во время игр активно тренируют органы чувств, подготавливаясь к полноценному взаимодействию с внешним миром. Сначала младенец изучает окружающий мир с помощью органов зрения и слуха, затем осваивает тактильные ощущения, а через определенное время учится владеть своим телом и ходить. Что такое игрушки Монтессори, и как они помогают в развитии малышей?

Развивающие игрушки

Содержание статьи

Дидактический материал Монтессори

Развивающие игрушки и пособия Монтессори пользуются любовью у самых маленьких деток и их родителей. С помощью понятного и доступного материала ребенок упорядочивает свои знания о мире, учится основным навыкам взаимодействия с предметами и объектами. Все дидактические материалы – деревянные, и отличаются экологической безопасностью.

Занятия по системе Монтессори происходят в игровой форме и не навязывают малышу свои представления о чем-либо. Метод Монтессори основан на раскрытии собственного творческого потенциала малютки и активизирует его с помощью создания благоприятствующей среды. Взрослый лишь помогает реализовать ребенку свой потенциал через игрушки, но не вмешивается в самостоятельное освоение этого мира посредством развивающих игр.

С помощью развивающих игрушек малыши учатся:

  • распознавать цветовые оттенки;
  • различать форму предметов;
  • познавать цифры и буквы;
  • развивать логическое мышление;
  • фантазировать и развивать воображение.

Так как одним из основных методов познания мира у самых маленьких является сенсорика, деревянные игрушки и пособия Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений. В магазинах можно приобрести различные игровые развивающие игры Монтессори, но вполне возможно сделать все своими руками в домашних условиях из подручных материалов.

Рамка

Деревянные или картонные рамки-вкладыши Монтессори являются пособием для развития чувства формы и размера. Ребенок учится классифицировать предметы по цвету, содержанию и виду. Например, малыш обучается ориентации на плоскости, подбирая соответствующего размера рамки для предметов.

Методика Монтессори предполагает использование самых разнообразных по назначению рамок, с помощью которых малыш:

  • познает основы логического мышления;
  • учится раскрашивать картинки, не выходя за рамки;
  • пытается распознавать и классифицировать предметы по видам (лисички, опята – грибы).

Как сделать рамки-вкладыши Монтессори в домашних условиях? Для этого потребуется лист ватмана, коробочка из-под конфет и цветная бумага. Сначала нужно сделать заготовку для рамки – вырезать прямоугольник. Затем на данном прямоугольнике необходимо нарисовать различные геометрические фигурки.

После этого следует аккуратно вырезать фигуры и наклеить на них разноцветную бумагу (по форме фигуры). Чтобы фигуры не выпадали из основы, с оборотной стороны картона наклеивают ватман. Развивающая задача – найти для каждой фигуры свое место в рамке.

Другим вариантом вкладыша может быть рамка с кармашком. Для этого необходимо взять рамку для фотографий или обычные деревянные пяльцы для вышивания дома. На рамку или деревянные пяльцы натягивается ткань, к которой пришиты пуговицы или молния. Задача – расстегнуть пуговицы (молнию) и положить в кармашек какой-либо предмет или карточки. Можно задачу изменить: достать из кармашка картинки, карточки или предмет.

пирамидки МонтессориПирамидка из подушек

Игрушки-пирамидки Монтессори своими руками помогают различать цветовую гамму и величину предмета, а также совершенствуют тактильные ощущения. Внутренность подушечек можно
набивать различным содержимым – от синтепона до крупы. Метод хорошо развивает мелкую моторику и способствует формированию речевых навыков.

Чтобы сделать игрушки-подушки дома, не обязательно обладать навыками швеи. Сделайте из лоскуточков ткани заготовки для подушечек разной величины, сшейте из них мешочки и набейте разным содержимым:

  • синтепоном;
  • ватой;
  • различной крупой;
  • шуршащей слюдой.

Методика предполагает развитие навыка формирования пирамиды из подушек. Чтобы малыш смог правильно подобрать цвета, одна из сторон подушки должна быть одинакового оттенка со стороной другой подушки-игрушки. Цель – сложить пирамидку из подушек, сочетая одинаковые цвета.

Чтобы малыш хорошо справился с задачей, нужно шить подушечки, постепенно уменьшая размеры. В основании пирамидки должна быть самая большая подушка, далее выкладываются подушечки по мере уменьшения их размера. Чтобы подушечки не падали во время построения пирамидки, к ним пришивается липкая лента по центру (вверху – мягкие части липучки, внизу – жесткие). Пирамидка Монтессори своими руками готова.

Геометрическая плоскость МонтессориГеометрическая плоскость

Данная развивающая методика формирует пространственное мышление у малыша после года. Цель пособия – создавать разные геометрические фигуры с помощью канцелярских резинок. Конечно, крохе до года будет тяжело справиться с данным упражнением – надеть на колышки резинку – однако, малыши более старшего возраста смогут справиться с поставленной задачей и проектировать различные предметы на доске (домик с крышей, машинку и т. д).

Как создать Монтессори материалы своими руками? Возьмите дома любой старый журнал, самоклеящуюся пленку и кнопки с наконечником из пластмассы. Обклейте обложку журнала пленкой и воткните кнопки на равном расстоянии. У вас получилась доска для развития навыков пространственного мышления.

Как используется доска? На кнопки сверху надевается канцелярская резинка, с помощью которой можно формировать геометрические фигуры различной формы. Малыш сначала должен представить фигуру, а потом обозначить ее с помощью надетой на кнопочки канцелярской резинки.

Одной из сложных для малюток задач является шнуровка обуви. Конечно, можно покупать обувь на липучках, однако, навык шнурования необходимо отработать. Из фанеры или плотного картона необходимо вырезать доску-заготовку в форме бабочки и проколоть отверстия, в которые можно вдевать шнурок. Можно сделать деревянные заготовки для шнурования.

розовая башняСтроим розовую башню

Методика направлена на развитие у крохи после года навыка работы с предметами большой и малой формы. Розовая башня состоит из десяти кубиков разного размера. Деревянные кубики нужно сложить в форме башни от основания (самый большой кубик) к вершине (самый маленький). Метод Башня обучает координации движений, умению упорядочивать предметы и гармонично располагать их в пространстве. Со временем розовая башня может принимать разные пространственные (архитектурные) формы.

Усложненный вариант: розовая башня строится на ощупь, с закрытыми глазками. Важный момент – ребенок учится восприятию форм различной величины. Сначала делается акцент на контрасте: самый большой и самый маленький кубик. Затем задача усложняется – между самым большим и самым маленьким кубиком располагаются кубики не очень большие и не очень маленькие.

Так словарный запас малыша пополняется новыми словами: не очень большой, не очень маленький, меньше, больше. Малыш выстраивает логическую цепочку: самый большой, меньше, маленький, самый маленький. Данный метод формирует навык сравнительного анализа на основе различия предметов разных объемов и форм.

Золотые бусины

Дидактический метод Золотая Бусина используется для ознакомления малыша с десятичной системой исчисления. Помимо освоения математических знаний игрушки-бусины совершенствуют мелкую моторику, а значит, и речевые навыки малыша. Методика Золотая Бусина рекомендуется к использованию, когда малышу исполнится 4 года.

золотые бусиныПринцип данной системы состоит в следующем:

  • одна золотая бусина – единица;
  • стержень из бусин – десятки;
  • квадрат из бусин – сотня;
  • десять квадратов – тысяча.

В набор входят деревянные подносы, на которые выкладывают обучающий материал. Ребенок учится отличать единицы от десятков и сотен не только по количеству бусин (одна золотая бусина, десять бусин), но и по форме конструкции: квадрат, стержень. Абстрактное понятие счета приобретает конкретную форму, которую можно потрогать ручками. С помощью игры Золотая Бусина малыш легко усваивает счет и азы математической науки.

Домашнее обучение

Создать Монтессори материалы своими руками не сложно, важно – правильно применить их дома. Для этого следует создать развивающую среду (среду Монтессори):

  1. располагать игрушки дома в доступном для крохи месте;
  2. создать дома все условия для отработки основных хозяйственных навыков малыша – стирка кукольного белья в тазике, мытье кукольной посудки и т. д;
  3. создать дома зоны тематического развития: практическая отработка навыков, сенсорное развитие, языковая зона развития и т. д;
  4. предоставить малышу право выбора необходимой для него игры или игрушки;
  5. учить убирать игровые материалы на место (следить за порядком дома).

монтессори дома

Малюткам до года нужно предлагать шуршащие, звенящие предметы – баночки, мешочки, коробочки с крышкой. Важно познакомить малыша с предметами-трансформерами, чтобы он смог его видоизменять.

Малыши после года любят возиться с сыпучими предметами (крупа, мука, горох) и льющейся водой. В этот период можно работать с пластилином, рисовать пальчиковыми красками.

Дети после двух лет склонны к конструированию, изменению пространства своими руками. Можно разрезать карточки и картинки, а потом собирать их вместе (типа пазла).

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Сенсорные мешочки Монтессори своими руками — как сшить сенсорные мешочки своими руками — запись пользователя Ксения (KindzerKA) в сообществе Рукоделие в категории Мастер — классы, совместный пошив, он-лайны и другие рукодельные процессы (читаем правила!)

Здравствуйте!

Сшила для дочери сенсорные мешочки Монтессори. Процесс зафотографировала и представляю Вашему вниманию.


Пошли с дочей в школу раннего развития Монтессори. Уже два раза:) Доче очень нравится. Активно исследует. Даже играет в игрушки:) А то я прямо не знала чем ребёнка занять. Дома уже два контейнера с игрушками простаивает. Да и папа приезжает из бесконечных командировок тоже не с пустыми руками. Плюс бабушки-дедушки из Сибири регулярные посылки отправляют. Игрух много - доча их не ценит, да и ей не интересно.

А тут по 5-10 минут!!! от некоторых пособий не отходит.

Ходим пока один раз в неделю. И чтобы закреплять полученные навыки и развивать новые. Я решила сделать для дочери в домашних условиях некоторые пособия Монтессори. А то мамка другим деткам шьёт развивашки да дорожки, а родную дочь игнорит. Непорядок!

Я решила начать с сенсорных или тактильных мешочков. В соответствии с теорией сенсорные мешочки отлично развивают мелкую моторику, сенсорику и дарят ребёнку новые тактильные ощущения. Развитие речи ребёнка зависит от его тактильных ощущений. И чем больше ребятёнок их развивает, тем активнее и правильнее разговаривает.

С самого раннего возраста и до старости, чем лучше работают руки и пальцы, тем живее и восприимчевее ум.

Я сочла, что оптимальной формой сенсорного мешочка будет прямоугольник размером 7 на 12 см. Мне кажется, что именно так доче будет удобно ощупывать такой мешочек всеми пальчиками одновременно, а не только большим и указательным.

Для изготовления сенсорных мешочков понадобится:

1. Кусок натуральной ткани размером 26 см на 54 см. У меня сатин. В пошиве развивашек всё больше стараюсь переходить на него. Плотная тканюшка, натуральная и тактильно приятная.

2. Крупы. У меня: фасоль, горох, рис, перловка, гречка, пшено. Важно! Перед использованием все крупы прокалить в духовке, чтобы потом не завелись всякие жучки-червячки. И количество (вес) каждой крупы должно быть одинаковое.

5. Метр или линейка;

7. Швейная машинка;

8. Ложечка или воронка.


Так как в готовом виде сенсорный мешочек у меня будет размером 7 на 12 см, я раскраиваю и разрезаю свой отрез ткани на 6 прямоугольников размером 9 на 26 см, добавив на швы по 1 см.


Складываю прямоугольник пополам лицевой стороной вовнутрь и скалываю булавками.


Прошиваю на швейной машинке боковые швы, а также верхний срез на половину. В начале и конце строчки делаю закрепку.


Обрезаю уголки.

Выворачиваю на лицевую сторону и заутюжевую.


С помощью ложечки (или воронки) насыпаю крупы в мешочек.

Прострачиваю верхний край. Наши мешочки готовы!


На всё про всё ушло полтора часа. Мешочки получились одинаковые по цвету, размеру и весу, и совершенно разные на ощупь и слух! Утром буду презентовать доче:)

Всем спасибо за внимание! Надеюсь Вам пригодится:)

мешочки для развития мелкой моторики

Игрушки монтессори своими руками, мастер класс, фото, инструкция

Автор Teddy На чтение 4 мин. Просмотров 529


Система итальянского педагога Марии Монтессори – это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир.

Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мелкой моторики. Развивающие игрушки Монтессори достаточно просты в изготовлении, то есть сделать их своими руками под силу любому родителю. Даже для ребенка возрастом до года они окажутся прекрасным развивающим инструментом, помогут отделить частное от общего, большое от малого, покажут разнообразие форм и предметов этого мира.

Как сделать своими руками эти развивающие игрушки? И какими они бывают – что лучше поможет развить мелкую моторику, ловкость рук, а что больше сыграет роль в формировании логического мышления?

Лист Монтессори с геометрическими фигурами

фигуры монтессори Нам понадобятся:

  • Коробка из под конфет или картон, достаточно жесткий;
  • Ватман или плотный лист из альбома;
  • Цветная бумага.

Для начала необходимо разрезать коробку или картон на небольшие прямоугольники. Сколько их будет – решать вам, это зависит от того, с каким количеством фигур вы хотите познакомить своего ребенка. В принципе, малышу возрастом до года и чуть старше достаточно будет квадрата, круга, прямоугольника и треугольника.

Вырезанные фигуры обклеиваются своими руками бумагой разных цветов. Допустим, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый прямоугольник, синий круг. Затем эти фигуры наклеиваются в один ряд на листе ватмана. Второй ряд наклеивается по тому же принципу, но фигуры следуют в другом порядке – ином, чем первый ряд, и имеют уже другие цвета. То есть красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник. И по такому же принципу наклеиваются третий и четвертый ряд.

Таким образом, ребенок возрастом до года и чуть старше учится отличать понятия «цвет» и «форма». Осознавать, что предметы одного цвета необязательно совпадают по другим характеристикам. Такие развивающие уроки от Монтессори очень важны для малыша, а сделать своими руками такую наглядную таблицу можно буквально за полчаса.

Крышки с буквами Монтессори

буквы с крышками

Сделать своими руками эту игрушку Монтессори смогут те, у кого в доме найдется 33 одинаковых металлических крышечки от банок. И магнитные буквы. Принцип достаточно прост – буквы соединяются с внутренней стороной крышечки, крышечки переворачиваются наружу. Ребенок должен своими руками перевернуть все крышечки и найти буквы. Это одинаковым образом развивает и мелкую моторику, и логическое мышление, и память.

Разумеется, эти развивающие игры уже не для ребенка возрастом до года, а чуть постарше. Допустим, лет трех. После того, как все крышечки перевернуты, а буквы найдены, можно учиться составлять слоги и даже слова. Эта игра от Монтессори хороша тем, что играть в нее можно вплоть до 5-6 лет, пока ребенок не пойдет в школу.

Цветные ёжики

ежик с прищепками

А вот игрушка Монтессори, созданная, главным образом, для развития мелкой моторики.

Для того, чтобы изготовить ее своими руками, понадобятся цветная плотная бумага, клей и разноцветные прищепки.

Сначала надо вырезать из бумаги ежиков, по две половинки для одной фигурки. Затем половинки склеиваются, на мордочке ежика рисуются носик и глазки. Потом ребенок своими руками должен наделить ежика иголками, то есть прищепками. Цепляя прищепку к спинке вырезанной игрушки, малыш должен называть цвета. Кроме развития рук и мелкой моторики, эта игрушка Монтессори помогает и укрепить память.

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка. Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года.

игрушки монтессори

Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани. С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

И еще 18 идей

Совершенствовать чувствительность рук, мелкую моторику, логику и память необходимо, когда ребенку исполнилось чуть больше года. Система Монтессори направлена на то, чтобы как можно раньше создать малышу ту среду, в которой он начинает жить и мыслить независимо от родителей. И развивающие игрушки – один из важнейших элементов этой среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *