Методы развития творческих способностей дошкольников.
Слайд 1.Методы развития творческих способностей у детей.
Слайд 2. Без впечатлений, восторгов, вдохновения,
без жизненного опыта — нет творчества.
(Дмитрий Шостакович)
Слайд 3. Наш мир нуждается в творцах, причем это не обязательно художники, архитекторы или писатели. Креативные идеи воплощаются в умении находить решение в безвыходной ситуации, совершенствовать вещи и подыскивать им новое применение, выдвигать философские концепции, которые меняют мировоззрение. И заложить основу всего этого вы можете прямо сейчас, помогая ребенку в поисках творческого самовыражения.
Слайд 4.Творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки. Их актив гораздо шире, он включает в себя следующие умения: стремление познавать мир и делать открытия; умение использовать полученные знания на практике, изобретательство; стремление видеть необычное в повседневных объектах; воображение и фантазия; проявление инициативы; интуиция; живая активность ума. Все эти понятия находят конкретное выражение.
Слайд 5.Например, дети учатся замечать красоту природы и архитектуры и воплощать это в своих творениях, находить новое применение вещам, изобретают слова, рисуют, представляют себя героями любимых книг, мультфильмов, сочиняют истории, танцуют и поют. Педагогам и родителям важно не затушить искры этих проявлений, ведь они раскрывают потенциал одаренности ребенка.
Слайд 6. Первые задатки творческого подхода проявляются в ребенке очень рано. Даже самостоятельная попытка спуститься с кровати, незаметно дотянуться до телефона, случайно забытого на столе, или рисовать на обоях – это тоже своего рода творческий акт. Ведь ребенок активно исследует окружающую среду, находит применение ее объектам, ставит цели и идет к ним своим нестандартным путем.
Слайд 7.Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом: 3-5 лет. В этот период закладывается основной фундамент личности, а потому и творческие способности развиваются наиболее интенсивно. В дошкольный период характерна повышенная любознательность, избирательная и эффективная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, упорство в достижении целей и повышенная концентрация, яркое воображение, развитое чувство справедливости, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость. Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые методы творческого развития.
Важно не упустить момент и развить «творческую жилку» в самом раннем возрасте, ведь впечатления этого периода оставят яркие воспоминания на всю жизнь. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Слайд 8.Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Слайд 9. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей
большое значение придается общедидактическим принципам:
— научности
— систематичности
— последовательности
— доступности
— наглядности
— активности
— прочности
— индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с
разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут
возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию
творческих способностей.
Слайд 10.Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо
соблюдать условия:
— развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
— задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
— творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.
создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
Слайд 11.
Методы
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на: конструктивные, подражательно-
исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр видеофильмов, презентаций, прослушивание аудиозаписей.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Перечисленные методы развития творческих способностей детей, давно знакомы, фактически это программа занятий в детском саду. Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития у детей закладываются базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка. Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача педагогов и родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности.
Слайд 12. Отдельно хочется остановиться, о достаточно популярном методе в изобразительной деятельности – использовании нетрадиционных методик.
Слайд 13.Актуальность необходимости работы по развитию воображения дошкольников связана с усилением интереса педагогов и детских психологов к возможностям изобразительных способностей детей. Именно изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития».
В современной методике обучению рисованию детей дошкольного возраста разработано немало нетрадиционных приемов, которые способствуют не просто совершенствованию изобразительной деятельности, а направлены на развитие творческого воображения.
Основные нетрадиционные техники, обучение которым осуществляется воспитателями в группах: рисование свечой, «пушистое рисование», рисование на мокрой бумаге или «по-мокрому», рисование на мятом листе, «кляксография», «монотипия», «точечный рисунок», «объемное рисование» (прямо из тюбика с краской), печатание, «набрызг», процарапывание («граттаж»), «ниткография», рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей.
Слайд 14 .В аппликации: обрывная аппликация, накладная аппликация, модульная аппликация, симметричная аппликация, ленточная, силуэтная, квиллинг, торцевание, коллаж, оригами, аппликации из крупы, соломы, из засушенных цветов и др.
Слайд 15.
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
Слайд 16. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальные рисование, лепка, аппликация раскрывают творческие возможности ребенка, позволяют почувствовать краски, пластилин их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Все дети любят творить. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги, в лепном образе или в виде аппликации.
Дети готовы к творчеству, но важно, чтобы к сотворчеству был готов педагог! От той работы, которую организует и проведет воспитатель совместно с родителями, зависит неординарное отношение будущего творца к своей жизни и деятельности.
Слайд 17. (Ф.М. Достоевский) говорил: «Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, — неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете». Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Слайд 18.
infourok.ru
Статья на тему: Эффективные методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Эффективные методы развития творческих способностей у детей
Подготовила: воспитатель ГБДОУ №108
Фрунзенского района СПб
Мазник Т.С.
Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком зацикливаются на сенсорных каналах, памяти, мышлении, очень часто напрочь забывая о его воображении.
А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки.
Понятие творческих способностей
Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:
- стремление к открытиям;
- умение познавать;
- активность;
- фантазия;
- инициативность;
- стремление к познанию;
- умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
- живость ума;
- умение изобретать и открывать;
- свобода воображения;
- интуиция;
- умение на практике применять полученные знания, опыт;
- открытия и изобретения.
Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша — и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?
Возрастные особенности
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.
Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:
- 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
- 3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
- 5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
- 7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность — изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.
Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом — через ложь. Многие родители оправдываются, что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей — достаточно простые и понятные.
Методы
Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.
1. Окружающий мир
- совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
- рассказы о животных и растениях;
- объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
- ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
2. Развивающие игры
- покупайте детям настольные развивающие игры;
- у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
- они должны соответствовать их возрасту;
- мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.
3. Рисование
- очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
- не жалейте бумаги на это дело;
- никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
- сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.
4. Лепка
- лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
- вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
- после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
- пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение
- детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
- книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
- старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
- берите малышей с собой в библиотеку;
- книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
- тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.
6. Музыка
- с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
- пойте ему колыбельные как можно дольше;
- это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.
nsportal.ru
5 современных методов для быстрого развития творческих способностей дошкольника
Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным и счастливым, его обязательно нужно развивать творчески. И для этой цели разработаны специальные методы, которые стоит взять на вооружение.
Особенно это касается дошкольников. С четырех лет у них развивается логическое мышление, они переходят рубеж того возраста, когда все было неосознанным. И именно сейчас ум вашего ребенка – хорошая почва, в которую пора сажать семена успеха.
Методы и приемы творческого развития ребенка
Метод аналогий и альтернатив
Цель этого приема – развитие творческого вариативного мышления у ребенка.
Вы даете ребенку задание, в ответ на которое он должен:
— придумать все возможные альтернативы ее решения. То есть, разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения.
Например, как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель.
— придумать решения по аналогии. То есть, если вы с такой задачей еще не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись.
Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из лего строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек у нас будут горсти песка в ладошках.
Что дает метод:
- Развивает способность мыслить масштабно
- Начальный опыт по выстраиванию логических связей
- Нестандартность мышления
- Развитие памяти и причинно-следственных связей
- Гибкость ума
Иными словами, вы в игровой форме приучаете ребенка думать, размышлять, быстро находить целый комплекс решений |
3-5 вариантов решений ребенок придумает сразу, и еще 3-5 после обсуждения с вами.
Как быстро будет результат? Если вы будете заниматься регулярно, то буквально через 2-3 занятия уже заметите, что ребенок «вошел во вкус» и у него уже действительно хорошо получается.
Как и когда заниматься? Желательно, чтобы у вас был график. Но если нет времени совсем, то занятия вполне реально проводить, например, за завтраком или по дороге в садик.
Из личного опыта: прием очень помогает ребенку в дальнейшем. Решать задачи в школе ему будет в разы проще. Как правило, такие дети учатся на «отлично».
Метод образно-понятийного мышления
Этот прием развития связан непосредственно с творческим мышлением дошкольника.
Как работать: сначала вы рассказываете ребенку о свойствах, форме, назначении предмета. Даете тактильный контакт. Потом через время спрашиваете, какой это предмет.
Пример: показываем лимон. Он кислый, желтый, ароматный, прохладный, продолговатый, с пупырышками с двух сторон. Нужен для лимонада, добавляется в чай, помогает при простуде. Растет на дереве.
Что дает метод:
- Развитие ассоциативной памяти
- Вырабатывается системное мышление
- Глубокое запоминание на подсознательном уровне
- Вырабатывается цельность мысли, единство запоминаемого образа
- Развивается воображение
Как быстро будет результат? Мгновенно.
Так как в процессе занятия задействованы все органы чувств, то результат работы образно-понятийного метода вы получаете сразу |
Как и когда заниматься. Зависит от наличия нужного предмета. Для начала «изучите» все, что есть у вас дома. 😉
Из личного опыта: прием очень увлекательный. Вам самим скучно не будет точно.
Какие еще есть технологии для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Метод угадывания
Ставится задача, с которой ребенок раньше не сталкивался.
Опыта нет, как и возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение. Ситуация неопределенности.
Цель приема – активизировать внутренние резервы дошкольника, его интуицию |
Что дает?
- Включаются глубинные механизмы психики
- Развивается природная интуиция
- Вырабатывается стрессоустойчивость
Например, рисунок с тремя дорогами. Одна темная, с летучими мышами. Вторая зеленая, но с едва заметным болотом и красивыми хищными цветами. Третья – обычная, с птичками. Ребенку нужно выбрать по заданию: дорогу, которая ведет к колдунье, дорогу в царство Водяного или безопасную дорогу домой.
Как быстро будет результат? Зависит от психики ребенка и вашей способности найти к нему подход.
Как и когда заниматься? Как только появляется дело, с которым ваш малыш еще не сталкивался.
Метод заметок
Прием довольно прост. Вы носите с собой блокнот и ручку. И все интересные мысли вашего ребенка записываете.
При этом он знает, что вы записываете именно его идеи и высказывания, что это нужно.
Если ребенок уже умеет писать сам – просто помогите ему, чтобы он это делал регулярно.
Цель – сформировать особый тип творческого поведения |
Что дает:
- Превращение импульсивного потока мыслей в четкий поток образов
- Вырабатывается привычка структурировать свои мысли и деятельность
- Создается четкая логическая связь между сознанием, генерирующим идеи, и его физической реализацией
- Происходит резкий скачок качества и количества творческих мыслей
Как быстро будет результат? Через 5-7 регулярных занятий.
Из личного опыта: ребенок довольно быстро привыкает, глубже понимает суть вещей и в дальнейшем сам способен давать оценку своим идеям. Но этот метод скорее подойдет детям чуть постарше.
Метод мозгового штурма
Самый «модный» современный прием творческого развития ребенка. Прием хорош тем, что допускает полную свободу мысли. Работает на основе полного запрещения критики. Идеи выражаются свободно, любые, самые фантастические и нелогичные.
Цель – полностью раскрепостить мышление от рамок |
Что дает?
- Высокую умственную активность
- Активизацию творческого мышления, ассоциативной памяти, логики и фантазии
Как быстро будет результат? Мгновенно.
Как и когда заниматься? Лучше делать регулярно в группах. Обычно на мозговой штурм выделяется немного времени. Если работа в группе – по две минуты на одно выступление.
Когда процесс пошел, – через короткое время происходит «взрыв» — своеобразный пик, когда идеи у участников появляются быстро и в большом количестве.
После мозгового штурма обязательно нужно подвести итоги, выбрать лучшие идеи и похвалить своего ребенка |
Из личного опыта: дети обычно испытывают восторг от свободного полета своих идей и потом еще долго переживают повышенные эмоции.
Итогом регулярных занятий станет развитое воображение дошкольника, находчивость и способность находить решения даже там, где их, казалось бы, не могло быть |
Итак, мы с вами рассмотрели основные методы развития творческого мышления детей. Каждый из приемов – особенный. И каждый помогает развиваться вашим дошколятам.
Главное:
- заниматься регулярно
- чередовать виды занятий
- получать удовольствие
Это очень важно регулярно подбрасывать в топку детской фантазии новые игры и упражнения.
Получите в Подарок — книжку «Развиваем мышление. Игры с детьми 5-7 лет»
Полезные статьи по теме:
Творческие дети. Как и когда начинать уроки творческого развития детей?
ТОП-10 способов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
Сочиняем сказку сами. 5 простых шагов для мамы с папой
Развиваем словесно – логическое мышление. Готовимся к школе
creative-skills.ru
Материал по рисованию по теме: Развитие творческих способностей дошкольников, через использование развивающих методов и приёмов.
Развитие творческих способностей дошкольников, через использование развивающих методов и приёмов.
“Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии”.
Формирование творческой личности — одна из важнейших задач, стоящих перед педагогикой на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка – дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность воспринимать позицию другого человека. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится их выразить в собственном «творческом» продукте через рисование, лепку, аппликацию. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко…
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу мы пришли, основываясь на опыт своей работы, целью которой является – развитие творческих способностей дошкольников, через использование развивающих методов и приёмов.
Для достижения этой цели определили следующие задачи:
1. Отобрать и внедрить в практику работы развивающие методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей дошкольников
2. Расширить эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников в процессе ознакомления с окружающей действительностью.
3. Обогатить предметно-развивающую среду: нестандартным оборудованием, техническими средствами обучения
4. Поддерживать личностные проявления дошкольников в собственной творческой деятельности.
Решать поставленные задачи по развитию художественного творчества дошкольников удается при соблюдении ряда условий:
1. Создание »атмосферы творчества», содержательной жизни ребенка, обогащение ее яркими впечатлениями.
2..Освоение художественно – творческой деятельности через общение с искусством.
3..Усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение с опорой на комплексно-тематическое планирование по «событийному» принципу.
4..Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при формировании их художественно — творческих способностей.
Использование разнообразных приемов и техник в изобразительной деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета, композиции, материалов и средств обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, формирования художественного вкуса. Это достигается через использование интегрированного метода обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих способностей ребенка.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:
— При полной интеграции объединяются сразу несколько видов деятельности (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием).
Например: при проведении в подготовительной группе занятия «Зимушка – Зима» мы с детьми говорили о сезонных явлениях природы, читали стихи и загадки о зиме, слушали музыку, исполняли зимнюю песню, проявляли свои творческие способности в игре – импровизации «Сосульки и Снеговики». Итогом занятия стало коллективное создание коллажа «Зимушка – Зима».
-При частичной интеграции соединяются два вида деятельности (худ.литература и изо., музыка и изо.).
Художественное слово, которое чаще всего употребляем как введение в тему, помогает создать у воспитанников эмоциональный настрой. Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: — Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
(З. Федоровская)
Дети, эмоционально откликаясь на красоту поэтических строк, испытывали светлые и радостные чувства к красоте золотой осени, представляли осенние деревья в ярком красочном уборе, землю, покрытую разноцветными коврами из листьев. И от этого их работы становились такими же яркими и радостными.
Особый настрой создают музыкальные произведения. Музыка помогает лучше понять, представить изображаемый образ, настраивает детей на единый лад, сопровождает процесс изобразительного творчества. Эмоционально воздействуя, музыка формирует способность на чувственной основе размышлять и переживать различные образы. Поэтому во время продуктивной деятельности мы активно используем разнообразную музыку, понятную для детского восприятия (классическую, народную, детские песни), которая помогает донести до ребят красоту и необъятность окружающего мира.
Так, например, рисуя «Радостную осень», слушали с детьми произведение Г.Парцхаладзе «Осень», играли с осенними листочками под светлую, радостную музыку Е.Тиличеевой. А при изображении «Грустной осени» звучала совсем другая по характеру музыка П.И.Чайковского «Октябрь», она создавала грустное, печальное настроение поздней осени.
Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда, кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используем движение. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.
— Интеграция на основе единого проекта.
В течение нескольких лет мы используем метод проекта в работе с детьми. И, на мой взгляд, это наиболее эффективный метод для развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости детей.
Именно метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками, т.к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности. В проекте открываются большие возможности в организации совместной поисково-познавательной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Тематика и содержание проектов может быть разнообразным. Мы работали по таким темам, как – «Россия мастеровая», «В гостях у сказки» и «Река времени. Квартирный вопрос» (подг. группы), «Моя весёлая ферма» (средние группы). Длительность реализации данных проектов – от одного до трёх месяцев.
В работе над проектами мы использовали различные методы – игровые, творческие, познавательные. Работу строили по определённому плану действий.
Для примера приведём план проекта в подготовительной группе «Река времени. Квартирный вопрос»
1.Определили проблему и поставили цель — Эволюция жилища человека в разные периоды времени.
2. Предложили детям найти информацию о разных домах, спрашивали, где её можно найти (спросить у родителей, у воспитателей, у друзей, сходить в библиотеку, найти в интернете и т.д.).
3. Закрепляли полученные знания во время занятий, бесед, игровой деятельности.
4. В книжный уголок поместили энциклопедии, книги, картинки в которых есть информация о жилищах людей в древности и в старину на Севере. Создали макет пещеры древних людей, карту реки времени.
5..Предложили родителям вместе с детьми подобрать материал по теме, составить мини – доклады о жилищах людей в древности и в старину, придумать и смастерить макет дома будущего.
6. Итогом проекта стало создание книги Река времени».
7.Обсуждали результаты проекта и перспективы (о чём бы дети хотели узнать в следующий раз путешествуя по реке времени).
Важно не забывать, что по окончании работы должен быть получен определенный продукт совместной деятельности всех участников проекта. Результатами реализации наших проектов были: проведение итоговых интегрированных занятий «Играй, веселись, а работай не ленись», «Выставка сказочных вещей», создание книги «Река времени», арт-альбома «Моя весёлая ферма».
Изучив основы и принципы развивающего обучения, инновационные формы работы, мы стали активно применять в ходе образовательной деятельности проблемные ситуации, где дети самостоятельно решали поставленные перед ними задачи или сами определяли проблему и находили пути ее решения
Что может выступать проблемной задачей для ребенка? Поиск оригинального композиционного решения рисунка, способов передачи выразительности образа, движения в рисунке и т.п.
На занятиях мы с детьми часто путешествуем. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в страну Рисования, в сказочный лес, в магазин игрушек, для старших путешествие на неизвестную планету, в сказочное царство, по реке времени. Занимательный сюжет, нетрадиционные способы рисования и аппликации — все это помогает развивать у детей эмоции, воображение и творчество.
Для старших дошкольников используем метод творческой визуализации. Дети расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. А взрослые помогают представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.
Также с детьми мы путешествуем и в реальные места — в мастерскую художника, в выставочный зал, совершаем экскурсии по городу и в парк. Во время этих путешествий ребята напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все — будь то природа, выставочный зал или улица — становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа будят чувства детей.
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра.
В.А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игра — это важнейший метод развития воображения, познавательных и творческих способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные, эстетические.
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое — занимательное.
Игры, которые мы применяем в работе, составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.
На занятиях по изодеятельности используем такие игры, как:
— художественно-развивающие — «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам», «Восхитительные облака», «Три краски» и др.;
— дидактические — «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Составь натюрморт», «Далеко-близко», «Времена года», «Найди лишнее» и др.;
— графические — «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия», «Дорисуй линии и фигуры» и др.
Использование приемов “Теории решения изобретательных задач” – ТРИЗ помогло мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов
Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход.
Что делать, если:
— нет кисточки? Чем заменить? – Пальцем, ладонью, поролоном, палочкой, спичкой и т. д.
— нет красок? Чем заменить? – Любой жидкостью, которая оставляет след: тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей и т. д.
— Во что можно превратить отпечатки ладошек
— Превратить пуговицы в какие-то предметы, детали, образы — яички в гнездышке, птички большие и маленькие, рыбки в озере, ягодки на тарелочке, печенье, конфеты, глаза, рот и нос на круглом лице и т. д.
— Найти того, кто спрятался в кляксах (кляксография и монотипия).
— Перевоплотиться в кого-то или во что-то:
— в яркое солнышко, сердитую тучку.
— в деревья (молодые и старые, добрые, злые, грустные, весёлые)
— в цветы — сказочные, весенние
— в свою семью (в образе любимых животных или птиц).
— в инопланетян на другой планете или на Земле.
Соединить два предмета в один. Такой способ развития творчества особенно труден, т.к. порой невозможно соединить два предмета или понятия. И все-таки надо использовать все возможное и невозможное. Результаты бывают самые неожиданные:
— если соединить машины с животными, птицами, насекомыми, людьми или их частями тела, получатся: летающие автобусы, шагающие или прыгающие вездеходы, ползающие миноискатели и т. д.
— объединив дома с машинами, животными, растениями, мы можем увидеть в городах будущего летающие дома, дома-аквариумы, шагающие, плавающие, передвигающиеся на колесах, в виде огромного льва или рыбы и т. д.
— необыкновенные животные (фантастический зоопарк) получатся, если попытаться соединить в рисунке части тела от разных животных, птиц, насекомых, рыб. И не менее интересно будет придумать им название.
Метод временных изменений (из настоящего в будущее или прошлое). Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать. Так появляются: — дома будущего, в которых вы хотели бы жить, одежда, которую будут носить.
Можно представить — как будешь выглядеть, когда будешь взрослым или что было на Земле до появления людей (животный и растительный мир в далеком прошлом).
Наконец, самое абстрактное, что нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни услышать, а можно только почувствовать – свое настроение. Как это изобразить? В этом случае невозможно управлять детским творчеством. Только сам ребенок может поделиться своими ощущениями с помощью цвета, движений и музыки. Это его мир.
Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техник.
Детям для выполнения заданий предлагаем различные художественные материалы такие как – простые, цветные и акварельные карандаши, фломастеры, акварель или гуашь, восковые мелки, пастель, уголь, тушь, цветную или тонированную бумага различных размеров и др. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. Задачи ставятся так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.
На занятиях изобразительного искусства стремимся к тому, чтобы дети постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой, а также использовали нетрадиционные способы изображения. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов:… а вот пальчиком да в краску…!
Используя разработки Р.Г. Казаковой, мною составлена программа кружка «Умелые ручки» для детей младших групп с целью обучения их нетрадиционным способам рисования.
Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.), именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.
Элементы театра органично входят в продуктивную изобразительную деятельность, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов — все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний. Дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя — злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.
Совместно с музыкальными руководителями мы разработали и успешно реализуем авторскую интегрированную программу дополнительного образования дошкольников «Сказочный мир театра». На занятиях кружка дети старших и подготовительных групп получают представление о театрализации, как синтезе различных видов искусства и художественно – творческой деятельности.
А на занятиях кружка «Волшебный карандаш» по художественно – экологической программе Т.А. Копцевой «Природа и художник» у детей формируются целостные представления о природе как живом организме.
Результаты художественной деятельности наших воспитанников мы представляем на регулярно оформляемых тематических выставках детских работ. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекает внимание родителей, которые не остаются равнодушными к творчеству маленьких живописцев. Родители видят, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Эти выставки заставляют многих родителей взглянуть на рисунки своих детей другими глазами. Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному, свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни. А дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и взрослым.
Еще одна эффективная форма работы с родителями наших воспитанников – привлечение их к участию в совместных творческих выставках. Особенно важно в данной деятельности – суметь увлечь, предложив родителям интересную тему, направить их усилия в творческое русло. За последние несколько лет тематика творческих выставок была самой разнообразной («Цветочные фантазии», «Чудо – валенки», «Супер – снеговики», «Папа купил автомобиль» и многие др.). Кроме этого были организованы персональные выставки родителей и детей – выпускников нашего детского сада («Фотограф щёлкает, и птичка вылетает…», «Чудесная бумага»). Различных выставок в стенах детского сада было организовано немало, все и не перечислить, но самое главное в их проведении то, что организация таких выставок дает нам широкие возможности для творческого взаимодействия педагогов, родителей и детей, объединяет всех общими переживаниями радости творческого свершения.
Зарекомендовала себя и такая форма работы как «Творческая мастерская», где дети совместно с родителями создавали свои неповторимые шедевры, учились творить по законам красоты и гармонии.
Таким образом, благодаря использованию развивающих методов и приемов, нестандартного оборудования детские работы стали более интересными, красочными, обогащенными и наполненными новым содержанием.
Считаем, что все инновационные методы носят развивающий характер и способствуют формированию, развитию и совершенствованию познавательной активности детей, развитию гибкости мышления, воображения, что, несомненно, имеет большое значение при восприятии искусства и включении детей в активную творческую художественную деятельность.
Это подтверждают и результаты диагностики по программе «Детство» В.И. Логиновой и основной общеобразовательной программе ДОУ:
2010-2011 уч. г. В – 23.9%, С – 63.5%, Н – 12.6%
2011-2012 уч. г. В – 26%, С – 64%, Н – 10%
2012-2013 уч. г. В – 37.7%, С – 53.1%, Н -9.2%
Анализируя в конце учебного года итоги диагностики художественных способностей детей по разделу «Художественное творчество», мы видим рост показателей и можем сделать вывод, что проводимая работа дает возможность детям заниматься изобразительной деятельностью с удовольствием, что способствует большему раскрытию их творческих и художественных способностей.
nsportal.ru
Статья «Методика развития творческих способностей дошкольников»
Методика развития творческих способностей дошкольников на занятиях по декоративно прикладному творчеству
Абдуллина Ирина Вагизовна.,
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности. Доминирующая составляющая моей воспитательной работы – художественно — эстетическая деятельность.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Обучение, как правило, начинается с метода проблемного изложения. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход её разрешения. Задача – привлечь детей к соучастию, рассуждению, думанью. Современное образование стремится уйти от данного метода, при котором осуществляется прямой показ решения проблемы.
При использовании частично поискового метода воспитатель создаёт проблемную ситуацию, а дети решают её под руководством на уровне размышления о ней.
Метод обучения, направленный на самостоятельное решение детьми творческих задач, называется исследовательским. Этот метод имеет определённые формы: текстовые проблемные задачи, эксперименты и др. Задачи могут быть индуктивными и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Эффективному развитию творческого мышления способствуют также наглядные, практические и игровые методы обучения.
Наглядный метод служит для преподнесения знаний, для их контроля, закрепления, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов.
Практический метод реализуется посредством выполнения различного рода упражнения и творческих заданий.
В игре растущая личность удовлетворяет самые разнообразные потребности – общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребёнка, его потребности в красоте. Игровые приемы помогают не погасить эмоциональную жизнь ребёнка, а вызвать богатый спектр ассоциаций, помогают проникнуться идеей произведения, поменять образ.
Для претворения в жизнь методов обучения необходимо соблюдение определённых педагогических условий, непосредственно влияющих на развитие творческих способностей дошкольников:
Целенаправленное, систематизированное использование словесных методов, активизирующих внимание ребёнка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого занятия рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях.
Обучение языку декоративно-прикладного искусства.
Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности, рассказывая о них, к формированию умений применять эти средства при создании декоративных работ.
Активное изучение детьми под руководством педагога предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитание в детях веры в свои силы и творческие способности.
В развитии творческих способностей существует определённая закономерность: чем больше запас зрительных представлений, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Перед выполнением заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, можно организовать посещение музея декоративно-прикладного искусства, познакомить детей с предметами быта, народного искусства. Эта будет не только одним из этапов подготовки к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомства с историей родного народа расширит кругозор детей.
Важно, чтобы преодоление дошкольниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности, в том числе и в области декоративного творчества, вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.
Наибольшие трудности для детей представляют декоративные композиционные поиски, которые могут привести к снижению мотивации творческой активности. Для преодоления этого необходимо последовательное усложнение воспитателям образовательной задачи от занятия к занятию.
По моему мнению данные задачи должны отражать:
1.Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
2.Применение разнообразных художественных материалов и техника работы с ними. Дошкольникам, для выполнения творческих задач предлагаются такие материалы, как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь и др. В каждом конкретном случае выбор материала обусловлен конкретной задачей.
3.Обсуждение творческих работ детьми. В обсуждении должна принимать участие вся группа совместно с воспитателем. Дошкольникам необходимо выделить в каждом изображении все выразительное, красивое, оригинальное и исправить неудачное.
4.Сочетание систематического контроля за творческой деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им.
5.Использование на занятиях технических средств обучения, видео-, аудиоаппаратуры и специальных наглядных пособий. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества дошкольников трудно переоценить. Для того чтобы после просмотра таких фильмов, дети могли сразу включиться в практическую деятельность, подборку видеоряда необходимо составлять так, чтобы сначала прошли сложные декоративные произведения, способные вызвать эмоции, затем изображения фрагментов. И в конце произведения несложные, приближенные к теме занятия, чтобы у детей сложилось впечатление, доступности работы такого плана.
6.Введение в структуру занятия специальных упражнений по декоративной росписи на развитие творческого мышления, игровых элементов, художественно-дидактических игр и элементов соревнования. Используется как кратковременные моменты по ходу занятий: музыкальные загадки, изображение чувств и настроений с помощью красок и др., так и искусствоведческие викторины “Праздник искусств”, “Ярмарка”.
Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись. Основные элементы росписи»
Тема: «Городецкая роспись. Основные элементы росписи».
Цели и задачи: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закрепить знания детей о характерных особенностях разных видов росписи. Познакомить с историей городецкого промысла. Развивать творческие способности. Учить составлять узор. Знакомить с порядком выполнения элемента «Купавка». Учить самостоятельно выбирать цвет для узора.
-Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию. Декоративное рисование – это украшение различными орнаментами предметов быта, т. е. украшение посуды, шкатулок, предметов мебели. Орнаменты, которые мастера используют для росписи своих изделий, бывают самые разные.
— Ребята, вспомните и назовите, какие росписи вы знаете. (хохломская, гжельская, городецкая)
— Ребята, посмотрите и назовите какой росписью расписана разделочная доска. (городецкой росписью)
Сегодня мы поближе познакомимся с городецкой росписью. Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от города Городец. Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы: солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих купавки, бутоны, ромашки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц (фазанов, петухов, кукушек, голубей)
Стихотворение Городец.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы —
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Дидактическая игра «Расставь посуду по полочкам»
Задание. Составить городецкий узор из отдельных элементов (перед каждым ребёнком лежит конверт с элементами городецкой росписи) .
Дети называют элементы, из которых составили узор.
Задание. Украсить городецкой росписью разделочные доски. Роспись выполняется в несколько этапов.
Украсим доску купавками. Вначале рисуем цветовые пятна. В середине узора крупное круглое цветовое пятно – купавка, слева и справа тоже такие круглые крупные пятна – это будут бутоны.
Теперь украшаем основной цветок. Рисуем точку. Далее рисуем лепестки купавки в форме дуг. Купавка готова. Рисуем зелёной краской веточки слева и справа. Примакиванием кисточки рисуем вдоль веточек листочки.
Пока подсыхает краска, поиграем в игру «Чинары-чинары».
Итак, краска подсохла, можно нанести оживку.
Подводим итог.
— Какие элементы используются в городецкой росписи?
— С чего начинаем рисовать городецкие цветы?
— На сырую или на сухую краску наносится оживка?
Выставка работ.
Список литературы
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ В.В. Зеньковский.- М.: Школа – Пресс, 1996.
Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики/ Н.О. Лосский. — М.: Прогресс – Традиция, 1998.
multiurok.ru