Мария монтессори дети – «Уважать ребёнка наравне со взрослым». Как Мария Монтессори предложила перестать воспитывать детей

Содержание

«Уважать ребёнка наравне со взрослым». Как Мария Монтессори предложила перестать воспитывать детей

Дочь респектабельных родителей, единственный ребёнок в семье, Мария Монтессори, которая родилась в 1870 году, интересовалась вещами, совсем для неё не подходящими. Точнее, не подходящими для девочек того времени, которые были окружены стереотипами о «мужских» профессиях. Монтессори любила биологию и математику, даже в театре тайком решала задачи. И мечтала стать инженером.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Родители вздохнули — и, подключив связи, отдали её в 12 лет в техническую школу имени Микеланджело Буанаротти, в которой до этого учились только мальчики. А потом в Технический институт имени Леонардо да Винчи. После института 20-летняя Мария Монтессори могла дальше изучать инженерные науки, но ей в голову пришла другая странная идея: она решила стать врачом — для женщины в католической Италии дело совершенно немыслимое.

Мария Монтессори в детстве

Первая в Италии женщина-врач

В 1890 году Монтессори попыталась поступить на медицинский факультет Римского университета, но ей отказали. В итоге она поступила на факультет естественных наук, а через курс, в 1893 году, всё-таки её зачислили на медицинский. Отец не был рад, но предоставил дочери сопровождение, без которого незамужняя женщина не могла появляться на лекциях. Были и другие сложности. Например, ей приходилось работать в морге в одиночку после лекций: считалось недопустимым, чтобы девушка в общей группе препарировала обнажённое тело.

Несмотря на это, на первом курсе Монтессори выиграла академическую премию. А в 1896 году защитила диплом и стала первой в Италии женщиной-врачом, да ещё и с учёной степенью.

Она работала ассистентом врача университетской психиатрической клиники, параллельно занималась частной практикой. Она обратила внимание на умственно отсталых детей в больнице: они были сами по себе, жили в комнатах без игрушек и книг, их ничему не учили. Монтессори стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили. В это время она узнала о работах французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который одним из первых разглядел особые потребности больных детей и предложил систему работы с ними. Вдохновленная этими идеями, Монтессори поступает на педагогический факультет Римского университета и штудирует «все основные публикации по теории образования за последние двести лет».

Портрет Марии Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

Из врача — в учителя особенных детей

В конце XIX века Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми в специальных классах, развивала методики Сегена и придумывала свои. Эксперимент удался: многие дети смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

В 1898 году случилось почти невероятное: Мария Монтессори родила сына вне брака — от своего коллеги Джузеппе Монтесано. То ли его мать-герцогиня была против свадьбы сына с такой женщиной, то ли сама Монтессори не хотела выходить замуж и прощаться с карьерой учёного. Сына, Марио, отдали в приёмную семью, и Монтессори, продолжая работать, учиться, читать лекции и печататься в медицинских журналах, навещала его по выходным. А Монтесано в скором времени сделал предложение другой.

Марио переехал к матери уже подростком. Марию часто обвиняли в том, что самые важные годы жизни сына она провела не с ним — мол, как такая мать может учить кого-то, как воспитывать детей. Но отношения Марии и Марио были очень гармоничными: сын всецело поддерживал идеи мамы, был её помощником и другом.

Вот как вспоминает о Марио Монтессори его дочь:

«Он любил неистово жизнь и оставался молодым до дня своей смерти. Он любил небо, солнце, облака, луну и звезды. Он любил путешествовать, грести и плавать. Всегда безупречно выглядел, ему нравилась хорошая одежда. Он любил делать экстравагантные подарки — никогда не дарил одну розу, по крайней мере — шестьдесят! Но все, что он любил, было ничем по сравнению с его любовью к матери — Марии и ее работе. Благодаря сыну, Мария никогда не переносила изоляции, характерной для гения. Когда она стала старше, он взял большую часть работы на себя, организовывая курсы, читая лекции по материалам. Он позволил Марии полностью сконцентрироваться на творческой работе. Он понимал и верил в значение ее космического видения для развития человечества».

В 1906 году Монтессори начала работать с «обычными» детьми: «Эдоардо Таламо, генеральный директор римского Института дешёвых квартир, предложил мне заняться организацией младенческих школ (детских садов) в его только построенных домах. Сеньору Таламо пришла в голову счастливая мысль собрать в большом помещении детей жильцов этих домов в возрасте от трёх до семи лет». Так появился первый «Дом ребёнка».

«Дом ребёнка» и свобода детям

Она пришла к выводу (в то время новому), что психология ребёнка отличается от психологии взрослого, и с этим нужно считаться. Или что родителям не нужно переоценивать своё влияние на ребёнка: «Природа — вот кто всем управляет. Если мы поймём это, то примем за основу принцип „не мешать естественному развитию“ и вместо бесчисленных вопросов о формировании характера, ума, чувств, сформулируем единственный вопрос всей педагогики: как предоставить ребёнку свободу».

Монтессори считала, что важно создать для детей подходящую обстановку и дать им быть самостоятельными:

«Для счастья им надо немного: повесить курточку на крючок, прибитый на стенку на расстоянии вытянутой детской руки, тихо и ловко переставить стульчик, чей вес соответствует детским силам. Решение удивительно простое. Создайте для ребёнка пропорциональную среду и позвольте ему там жить. Но как обычно поступают с детьми? Постоянно отрывают от занятий, без всякой причины, без уважения, как хозяева поднимают бесправных рабов на плантациях. Уважать ребёнка наравне со взрослым — эта идея кажется смешной многим из нас. Зато как свирепо кричим мы порой малышам: „Не перебивай меня! Не мешай мне!“. Наша пища — это не только проглоченный суп, а наше здоровье зависит не только от прогулок, но и от свободы, которая должна присутствовать во всём, что мы делаем».

Игрушками в саду Монтессори были совсем не «игрушечные» предметы: посуда, коробки, бутылки, мебель, ткань, бумага. Работали с ними тоже по-взрослому: резали, шили, нанизывали бусины, мыли посуду, вытирали пыль. Уборка была обязательной. Такие занятия делали детей самостоятельными и помогали узнавать свойства предметов. Кроме того, игры с предметами разных форм и фактур развивали мелкую моторику, которая, как выяснила Монтессори, помогает формировать мышление и речь.

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Группы в детском саду были разновозрастными. Так каждый ребёнок рос в своём темпе, не оглядываясь на сверстников. А ещё учился общаться с ребятами старше и младше, не бояться просить о помощи или предлагать её.

Игрушки в детском саду были в открытом доступе: дети могли сами взять с полки любую вещь. Но при этом все предметы, даже самые любимые, в одном экземпляре. Так дети учились договариваться и ждать. Взрослый, по задумке Монтессори, не должен вмешиваться в занятия. Его задача — лишь показать ребёнку, как обращаться с тем или иным предметом. А во что играть, как и сколько — ребёнок решал сам. Это не было вседозволенностью: у детей, как и у взрослых, были свои права и обязанности. Например, убрать за собой, если что-то рассыпал или пролил.

Монтессори экспериментировала с материалами для обучения чтению и письму. Она заметила, что детям легче написать (по сути, нарисовать) букву, чем воспринять её абстрактный образ в книге. Поэтому попробовала начать с письма. Сначала ученики обводили трафареты и делали штриховки, потом выводили первые буквы и учились их соединять. Они запоминали алфавит на ощупь, трогали буквы, вырезанные из шершавой бумаги. И начинали играть, составляя из них слова. Метод работал: дети читали и писали уже в пять лет. В Италии открылось ещё несколько подобных детских садов, а сама в Монтессори в 1909 году провела первый тренинг для преподавателей.

Школа Монтессори в Гааге, 1915 год / Фото: Wikimedia Commons

Тогда же вышла её книга «Дом ребёнка. Метод научной педагогики». Вскоре книгу перевели на разные языки, и в предисловии к американскому изданию профессор Гарвардского университета Генри Гольмс отметил, что «труд госпожи Монтессори замечателен уже потому, что представляет собою плод усилий женщины».

Интересно, что бы ему сказала на это Монтессори, которая всю жизнь боролась за гендерное равенство и сама не уступала мужчинам ни на йоту.

Не только в Италии

Идеи Марии Монтессори вышли за пределы Италии. К примеру, в Вене детский сад, работающий по её системе, открыла Анна Фрейд — основатель детского психоанализа и дочь Зигмунда Фрейда. Сам Фрейд, как говорят, однажды обронил: «Там, где побывала Монтессори, я не нужен».

В России главным последователем её идей была Юлия Фаусек. Она ездила в Италию, училась у Монтессори и в мае 1918 года открыла в Петрограде первый детский сад, работающий по её методу. Примерно в это время такой сад открылся в Москве. Но новому государству были не нужны учреждения, воспитывающие свободную личность. Вот как высказывались советские педагоги о московском садике на III пленуме по дошкольному образованию:

«Это аристократический сад, который нам совершенно не нужен. Мы должны создавать у педагогов Марксистское мировоззрение. Этот сад даёт опыт, как не строить дошкольное воспитание».

К 30-м годам Монтессори-педагогика в Советском Союзе была разгромлена и запрещена.

Что стало с педагогикой Монтессори

В 1922 году к власти в Италии пришёл Бенито Муссолини. Сначала правительство спонсировало школы Монтессори, а Муссолини даже стал почётным президентом «Общества Монтессори». Но с 30-х годов появились недоразумения: Монтессори пропагандировала мир и не собиралась готовить последователей государственной идеологии. В 1934 году Мария с сыном уехали из страны. Они жили в Испании и Нидерландах, а в 1939 году приехали с лекциями в Индию и остались там на семь лет.

Монтессори с ребёнком / Фото: Wikimedia Commons

Монтессори с сыном вернулись в Амстердам только в 1946 году. Последние годы своей жизни (она умерла в 81 год) Мария продолжала работать и путешествовать. Была трижды номинирована на Нобелевскую премию мира. Основанная при её жизни Международная Монтессори-организация до сих пор работает. А Марио Монтессори возглавлял её до своей смерти в 1982 году.

В 1988 году ЮНЕСКО признала Марию Монтессори одним из четырёх преподавателей, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Наверное, не стоит добавлять, что остальными тремя были мужчины.

mel.fm

Как воспитывать ребенка по заветам Марии Монтессори: 40 советов для родителей


Екатерина Ушахина

Имя Марии Монтессори знают все родители. Это человек, который помог тысячам детей вырасти умными и уверенными в себе, любил их и относился к каждому маленькому человеку как к личности. Тим Селдин — последователь ее заветов, который 40 лет преподавал в школе Монтессори, написал чудесную книгу «Энциклопедия Монтессори».

Эта книга поможет вырастить счастливого, умного и уверенного в себе ребенка и разобраться со всеми родительскими вопросами.

Представляем вам 40 принципов развития и воспитания ребенка от Марии Монтессори и Тима Селдина.

1. Не каждый учитель становится родителем, но каждый родитель должен быть учителем.

2. Не направляйте своих детей, а следуйте за ними. Дети могут многое нам «рассказать» о своих потребностях и интересах, если мы найдем время обратить на них внимание.

3. Старая пословица гласит, что дети учатся у жизни. Мария Монтессори считает так же.

4. Не стыдите ребенка за его поведение, иначе он научится одному: срываться на людях.

5. В первые годы жизни прослушивание музыки важно для ребенка и становится стимулом к развитию. Разговаривайте и пойте ему с рождения. Песенки и колыбельные становятся укоренившимися воспоминаниями раннего детства. Звуки и ритм музыки, играющей в комнате малыша, формируют основу музыкального образования.

В первые годы жизни музыка помогает детям познавать мир. — Источник.

6. Дети, к  которым относятся с уважением и поддержкой, более эмоционально устойчивы, чем те, которых постоянно от всего защищают.

7. Малыши мечтают быть частью взрослого мира. Труд нравится им так же, как игра, если им разрешают им заниматься.

8. Малыши с самого раннего возраста хотят выполнять многие вещи самостоятельно.  Помогая ребенку научиться делать что-то самому, вы даете ему уверенность в своих силах.

9. Если научить ребенка тому, что у каждой вещи есть свое место, куда ее нужно возвращать после использования, он быстро примет это и  у него сформируется чувство порядка.

10. Если ребенок сломал игрушку, не выбрасывайте ее, попробуйте починить ее и превратите починку и увлекательную игру.

Не выбрасывайте сломанную игрушку — попробуйте ее починить. — Источник.

11. Учите ребенка аккуратно обращаться со своими игрушками и вещами. Не ругайте малыша, если он что-то сломал, лучше покажите ему, как правильно использовать ту или иную игрушку.

12. Позвольте малышу что-то сломать или разбить. Это опыт, который поможет ему в будущем научиться правильно пользоваться посудой.

13. Ошибки — хороший способ показать, как выполнять то или иное действие правильно и решать возникшие проблемы. Позволяйте детям ошибаться, так они учатся.

14. Умение заботиться о себе — от мытья рук до чистки зубов — поможет ребенку почувствовать уверенность в своих силах.

15. Дети не знают, как справляться со всем, что делают взрослые, и часто кажется, что проще все сделать самому. Но если создать правильную обстановку и терпеливо учить ребенка шаг за шагом, вы обучите его новым навыкам и сформируете отношение к труду.

Детям нравится помогать родителям по дому. — Источник.

16. Малыши не реагируют на дисциплину, правила и наказания, но они очень хорошо реагируют на проявление безусловной любви. Пока еще они не различают, что правильно, а что нет. Они живут настоящим и если чего-то хотят, то «прямо сейчас».

17. Конечно, дети во многом отличаются от взрослых, но каждый из них — маленькая личность, которая с нами рядом и запоминает на глубинном уровне все картинки, звуки, запахи и прикосновения. Когда мы это понимаем, то более осознанно подходим к тому, какое впечатление производят на ребенка наши действия и слова.

18. Первые несколько часов после рождения — сензитивный период, в который у младенца формируется особенно близкая связь с родителями.

19. Детям нравится, когда взрослые нежно воркуют с ними, поют, разговаривают. Это привлекает их внимание. Лучший способ успокоить плачущего младенца  — рассказывать ему стихи, петь колыбельные или читать вслух, нежно укачивая его.

20. Даже в первые годы жизни маленькие дети должны ощущать свою принадлежность родному дому. Детская мебель поможет ребенку чувствовать себя комфортно в мире, где все рассчитано на взрослых.

21. У маленьких детей есть сильная потребность и любовь к порядку вокруг. Постарайтесь организовать пространство в комнатах, где ребенок проводит больше всего времени, так, чтобы ему было просто поддерживать там чистоту. Это может удивительным образом повлиять на развитие его личности.

Дети любят, когда все лежит на своих местах. — Источник.

22. Помните, что ребенок — маленький человек! Он может испугаться, заскучать или почувствовать себе одиноко. Или ему приснится страшный сон. Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его. И тогда вы вскоре сможете безошибочно определять, что он пытается вам сказать.

23. В атмосфере любви и уважения у малыша быстро развивается способность понимать ваши слова, и он начинает осознанно на них реагировать. Он копирует действия взрослых, когда те показывают пример вежливого поведения, и начинает взаимодействовать с ними.

24.  Все родители — нравственные учителя. Наша цель — показать ребенку моральные ценности и научить жить в соответствии с ними. Тогда у малыша разовьется самоуважение. В дальнейшем ему легче будет выстраивать крепкие дружеские отношения. Он будет легок и приятен в общении.

25. Лучше подсказать ребенку, как поступить правильно, чем ждать, пока он совершит ошибку, а затем ругать его.

26.  Ребенок с самых ранних лет должен чувствовать, что он может быть собой. Если он решит, что не соответствует ожиданиям родителей и те в нем разочарованы, он будет чувствовать себя несчастным.

27. Когда у малыша истерика, родителям сложно контролировать себя. Но помните: вы мудрее и старше, а значит должны вести себя как взрослые.

Когда у малыша истерика, будьте мудрее. — Источник.

28. Многие родители уверены, что «дисциплина» означает «наказание». На самом деле это значит «обучение».

29. Любой ребенок проверяет строгость правил. Это часть процесса взросления. Зачастую так он выражает чувства, которые не понимает, и по реакции взрослого учится справляться со своими эмоциями.

30. Постарайтесь никогда не задавать ребенку риторических вопросов вроде: «Сколько раз мне надо это повторять?» Ответ прост: «Я не знаю, папа, сколько раз тебе надо это повторять!» Задавая глупые вопросы, вы услышите глупые ответы.

31. Пустое упрямство можно свести к минимуму, если дать ребенку разумную степень независимости и ответственности, чтобы он чувствовал себя взрослым и важным.

32. Играйте с малышом в игры, которые учат хорошим манерам, и тогда он станет вежливым и воспитанным.

33. Малыш воспринимает мир с высоты своего роста. Старайтесь смотреть на мир его глазами, и вы научитесь удивляться всему на свете.

Старайтесь смотреть на мир глазами ребенка. — Источник.

34. В мире малыша время идет медленнее. Подстройтесь под его ритм, останавливайтесь и вместе изучайте то, что его заинтересовала, будь то муравей или необычный цветок. Будьте терпеливы.

35. Малышам интереснее познавать мир, когда они сами что-то делают, а не когда им рассказывают об этом.

36. Никакая книга о природе с красивыми картинками и интересными фактами не заменит радости от изучения живой природы.

37. Родители могут помочь своим детям научиться жить в мире и гармонии со всеми людьми. Для этого нужно познакомить ребенка с разными странами и привить ему интерес к разным культурам в том возрасте, когда у него еще нет страха и предрассудков.

Научите ребенка быть толерантным. — Источник.

38. Ваш дом — идеальное место для научных экспериментов, помогающих ребенку понять, как устроен мир.

39. Первые шесть лет жизни — самые важные для обучения ребенка.

40. Существует прямая зависимость между чувством собственной значимости у ребенка и его способностью учиться и овладевать новыми навыками и информацией.

По материалам книги «Энциклопедия Монтессори».

Обложка поста chto-proishodit.ru

P.S.: Понравилось? Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Мария Монтессори – биография, педагогика и ее методика раннего развития

Мария Монтессори – итальянский педагог, врач, ученый, философ, гуманистка. Благодаря ее трудам, посвященным детям,  образовательная система стала развиваться в определенном направлении. В последствии, ЮНЕСКО отметила 4-х ученых и педагогов из всей истории, учения которых определили педагогику в целом и ее развитие. Среди этих четырех фамилий была и Монтессори.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Отец Марии — Алессандpо Монтессори — был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые.

Детство и юность

Мария была единственным ребенком в семье, и ее родители делали все возможное, чтобы она получила хорошее образование и в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение. В строгой католической Италии это, разумеется, не соответствовало привычному положению женщины.

Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко. Особые таланты она проявила в математике и других естественных науках. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды. Она была принята в техническую школу для юношей.

Первая женщина-врач в Италии

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. В тогдашней Италии ее мечта была практически неосуществима. Медицина была привилегией мужской половины. Однако Марию Монтессори никогда не останавливали преграды: она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину.

Ей было 26 лет, когда она стала первой в Италии женщиной-врачом.

Еще учась в университете, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, искала государственной поддержки социальным программам, связанным с женщинами и детьми, и стала одним из лидеров движения за равноправие женщин. Ее избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.

Переворот в педагогике

Изучение детской психологии и педагогики привело Марию Монтессори к мысли, что проблемы умственно отсталых детей — это не только и столько медицинские проблемы, но, главным образом, педагогические проблемы. Надо учиться работать с такими детьми не в больнице, а в школе.

Эти идеи по тем временам были абсолютно крамольными, они влекли за собой не только перестройку общественного сознания в отношении к детям с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой традиционной школы.

Личная и профессиональная жизнь

В 1898 году у Марии Монтессори родился сын — маленький Марио. Ее отношения с возлюбленным не привели к замужеству, и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям. Мария и ее сын впервые встретились, только когда Марио был уже молодым человеком. С тех пор до конца жизни они оставались вместе.

Помимо педагогики и психологии Марию Монтессори привлекала антропология, главным образом, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики.

Ортофреническая школа

Весной 1900 года «Лига женщин Италии» открыла в Риме ортофреническую школу. Мария согласилась стать ее директором. Ей дали короткий промежуток времени длиной всего в три месяца. Она впервые попробовала создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду.

Через три месяца комиссия из представителей министерства образования, членов Лиги и городского совета пожаловала с подведением итогов ее работы. Сначала было короткое выступление самой Монтессори, затем учителя школы отвечали на вопросы, и, наконец, дети показали то, чему они научились за столь короткое время.

Результаты были ошеломляющие. Школа и труд ее педагогов во главе с директором были справедливо оценены очень высоко.

Метод Монтессори

В начале 1907 года открывается первый «Дом ребенка» в Сан-Лоренцо, в котором вся деятельность ведется по принципу Монтессори. Мария стала руководить детским садом, работу в котором она организовала так, что в нем себя прекрасно чувствовали дети различных возрастов.

Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг.

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии приезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встретилась с Маpией Монтессоpи и русский педагог Юлия Фаусек, которая открыла в России первый монтессоpи-сад.

В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которая была переведена на 20 языков мира. Она имела огромный успех. Идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Состоялось официальное признание новой педагогической системы в Италии, и на ее развитие были отпущены большие средства.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), которая действует и поныне. В этом же году был открыт специальный колледж с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии.

Наука и политика

Свободные Монтессори-школы были вскоре запрещены в Испании, их разгромили в фашистской Германии и самой Италии во времена национал-социализма, а в России Монтессори — детские сады и школы были закрыты в середине 20-х, подавленные политикой поголовного коллективизма. Учителей назвали космополитами, поддавшимися западным влияниям.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году по приглашению Теософского общества уезжает с чтением лекций в Индию, в Мадрас. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей.

Возвращение

Мария Монтессори вернулась в Европу сразу после войны, в возрасте 76 лет. Но ее энергии можно было только удивляться. В начале 50-х годов она написала свои главные психолого-антропологические труды. Она по-прежнему много выступала, и самые ответственные учебные курсы всегда вела сама.

Последние несколько лет Мария Монтессори вместе с сыном жила в Голландии — стране, которую она очень любила и которая проявляла особый интерес к ее гуманистическим идеям. В 1950 году Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Ее труды выдвинули на международную Нобелевскую премию.

Мария Монтессори скончалась в Голландии в мае 1952 года и была похоронена в местечке Нордвийк на маленьком католическом кладбище.

www.vdovgan.ru

10 фактов из жизни Марии Монтессори — Статьи — Семья

Во время загрузки произошла ошибка.

1. Больше всего на свете не хотела становиться учителем

Когда Марии было около двенадцати лет, ее родители переехали из Анконы в Рим. В столице Италии они рассчитывали дать своему единственному ребенку лучшее образование.

Родители хотели, чтобы Мария стала учителем, ведь в то время это была единственная доступная для женщины карьера. Однако она категорически отказалась: все, что угодно, но только не учительствовать!

Марии нравилась математика, поэтому она решила посвятить себя карьере инженера. Но «престижный пансион для молодых леди» не готовил специалистов в этой области, поэтому девочка обучалась в технической школе для мальчиков.

Через некоторое время пристрастия Марии изменились. Она увлеклась биологией и впоследствии приняла окончательное решение заниматься тем, чем ей действительно хотелось, – медициной.

2. Стала первой в Италии женщиной-студенткой медицинского факультета

Молодая девушка учится на медицинском факультете! В те времена это звучало неслыханно, абсурдно. Однако Монтессори это ни капельки не волновало.

Не сломила ее и неудачная аудиенция (каких трудов стоило ее добиться!) главы комитета по образованию доктора Бачелли. Он сказал, что планы девушки расходятся с реальностью. А Мария вежливо пожала ему руку и заявила: «Я знаю, что стану доктором медицины».

В конце концов она добилась своего. Впервые в Италии женщина была зачислена на медицинский факультет университета. Более того, Монтессори выиграла стипендию (затем она выигрывала их каждый год), так что смогла сама оплатить значительную часть своей учебы.

Граффити-портрет Марии Монтессори на стене учебного корпуса Московского городского педагогического университета. | Фото предоставлено Сабиной Наджафовой

3. Мария Монтессори защищала права женщин и детей

В 1896 году на конгрессе феминисток в Берлине Мария Монтессори защищала права работающих итальянских женщин, и делала это с такой страстью и с таким знанием дела, что во многих странах вышли газеты с ее портретом.

Несколько лет спустя Мария участвовала в подобном конгрессе в Лондоне. Здесь она критиковала практику привлечения детей к работе на рудниках Сицилии, а также поддержала существовавшее под покровительством королевы Виктории движение против эксплуатации детского труда.

4. Помогла умственно отсталым детям сдать школьный экзамен

В 1899 году Мария Монтессори была назначена директором государственной ортофренической школы. Из разных римских школ сюда собирали детей, которые, по устоявшемуся мнению, безнадежно отстали в развитии.

Никто не ожидал, что под руководством этой женщины такие дети научатся читать, писать и однажды сдадут публичный экзамен наряду с обычными детьми. В то время эти достижения казались чудом. А Мария уже размышляла в другом направлении: «Пока все восторгались моими умственно отсталыми, я искала причины, по которым здоровые и счастливые дети из обычных школ находились на таком низком уровне развития, что по результатам тестирования умственных способностей мои несчастные ученики ни в чем им не уступали».

Во время загрузки произошла ошибка.

5. Разработала метод развития свободной личности

В 1901 году Монтессори оставила работу со слаборазвитыми детьми в ортофренической школе в Риме. Теперь ей хотелось заняться вопросом обучения здоровых детей.

Она взяла под свою опеку 60 ребятишек из трущоб Рима. То были дети рабочих, за которыми кому-то нужно было присматривать, пока родители трудились с утра до ночи.

«Шестьдесят напуганных детей, готовых расплакаться в любую минуту, настолько робких, что их невозможно было разговорить; их лица ничего не выражали, они смотрели на все в недоумении, как будто до сих пор не видели ничего…» – такими они попали к Монтессори.  

Мария организовала в своем Доме ребенка особый уклад жизни. Привыкая к нему, эти неуправляемые дети превращались в организованных и спокойных воспитанников. Они выбирали себе предметы для занятий, рассаживались за столы и занимались своими делами, не беспокоя своих товарищей. А когда заканчивали работу, тихо убирали все на место.

Все в них говорило о возрастающем интересе к жизни, а вместе с ним развивалось и чувство собственного достоинства. В скором времени известие об этих чудесных детях Монтессори облетело весь мир.

6. В годы войны отправилась работать в Индию

В 1939 году Монтессори отправилась в Индию, где ей предстояло провести курс обучения в Мадрасе более чем для 300 учителей и студентов со всех концов страны.

Во время загрузки произошла ошибка.

Монтессори пригласили в Индию, когда уже разразилась Вторая мировая война. Будучи итальянкой, она автоматически рассматривалась как союзник врага. Однако для Марии сделали исключение и разрешили ей продолжить работу.

В годы Второй мировой войны Монтессори проводила обучающие курсы в разных уголках Индии, а в 1944 году она выступала на Цейлоне, где, как и во многих других местах, ее работа заслужила признательность правительства.

7. Воспитала сына-преемника

В частых поездках и работе Монтессори с трогательной преданностью помогал ее сын Марио. Десятилетиями он делил со знаменитой матерью ее колоссальную нагрузку. А после смерти Марии стал ее преемником по управлению и координации работы Международной Ассоциации Монтессори.

Свое детство Марио провел вдали от матери – всему виной строгие порядки того времени. И долгое время Марии Монтессори пришлось скрывать существование своего внебрачного сына. Но как только это стало возможным, мать и сын воссоединились.

Во время загрузки произошла ошибка.

8. Методика Монтессори подходит и принцу, и Нобелевскому лауреату

Школы Монтессори по всему миру окончили миллионы учеников. Среди них и дочь Билла Клинтона, и внуки и правнуки Льва Николаевича Толстого, а также писатель Габриэль Гарсия Маркес, актеры Хэлен Хант и Джордж Клуни, члены английской королевской семьи принц Уильям и принц Гарри, основатель Wikipedia Джимми Вейлс и многие-многие другие.

9. Школа Монтессори попала в книгу рекордов Гиннесса

Самая большая в мире школа находится в городе Лакхнау (Индия). В 1999 году рассказ о ней попал в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса. К тому времени ее посещало более 22 тысяч детей. Сейчас количество воспитанников этого учебного заведения уже превысило 45 тысяч.

Эта монтессори-школа получила множество наград и признаний. Так, в 2002 году она стала лауреатом премии ЮНЕСКО за воспитание в духе мира. А в 2010 году Далай-лама присвоил основателю школы премию «Надежда для человечества».

10. Мария Монтессори оказалась даже на банкноте

До введения евро в Италии существовала банкнота с изображением Марии Монтессори. Это была купюра номиналом в тысячу лир.

Во время загрузки произошла ошибка.

«Когда я была школьницей, у нас был учитель, у которого была навязчивая идея – он требовал учить наизусть биографии знаменитых женщин, для того, чтобы мы брали с них пример. Наставление, которым он сопровождал пересказ этих биографий, всегда оставалось неизменным: «Вы тоже должны стараться стать знаменитыми. Разве вам не хочется стать знаменитыми?» – вспоминала Мария Монтессори. — «О нет, – однажды сухо ответила я. – Я такой никогда не буду. Я слишком хорошо отношусь к будущим детям, чтобы добавлять в список для них еще одну биографию».

Однако жизнь распорядилась иначе. А Мария Монтессори все-таки «угодила» в список знаменитых женщин «с биографией». Какой факт о выдающемся педагоге показался самым интересным вам?

Читайте также: 10 главных принципов монтессори-педагогики.

deti.mail.ru

О Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в семье инженера строителя Алесандро Монтессори и Ренильды Стоппани. С 1875 года постоянно жила в Риме.

Мать происходила из образованной семьи, но сама образования не получила – женщине в Италии тех лет это было не положено. Она мечтала о женской свободе, поэтому своей единственной дочери она с детства заложила мысль о возможной карьере и в дальнейшем всегда поддерживала все ее начинания. Отец был недоволен тем, что Мария росла очень самостоятельной и тянулась к знаниям, он, как и большинство людей считал, что женщинам образование не нужно, но его мнение не было решающим.

Поддерживаемая матерью и ее братом Антонио Стоппани, Мария пошла в школу, а затем поступила в Политехнический институт Леонардо да Винчи.

В школе Марии не нравилось: «Там учили, но не образовывали» – вспоминала она позже. Ее больше всего привлекала математика и техника, и в десять лет она решила стать инженером. Ее увлечение было настолько сильным, что даже в театр она ходила с учебником математики.
Поощряемая матерью и дядей, Мария росла самостоятельной, самоуверенной, убежденной в своих способностях сделать в жизни нечто важное. Примечателен факт, что в детстве, серьезно заболев, Мария успокаивала свою мать: «Не бойся, мама, я не могу умереть, мне слишком многое предстоит сделать». Благодаря этой убежденности в своей высокой предназначенности, и своему упорному настойчивому характеру, она оказалась единственной девушкой, зачисленной сначала в Политехнический институт, а потом и в Медицинскую школу при Римском университете.
Несмотря на упорное нежелание ректора учить единственную студентку, издевательства со стороны студентов-мужчин и явную дискриминацию, Монтессори в 1896 году получила диплом и стала первой в Италии женщиной-врачом.
Она начала частную практику, но у нее дела шли плохо, так как люди не доверяли ей как врачу, потому что она была женщиной.
И тут судьба сталкивает ее с «идиотами», так в то время назывались все дети с отклонениями от нормы. Монтессори окунается в изучение этой темы и находит книги двух французов Жана Батиста Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Мария самостоятельно переводит их работы, тщательно переписывая в толстые тетради . Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводит занятия по особой методике, то «из ста идиотов 25 становятся по сути нормальными детьми». Это открытие настолько поражает Монтессори, что она добивается открытия Ортофенической школы «для укрепления умственных способностей» и в 1898 году она становится ее директором. Ей поручили воспитание детей-идиотов, от которых отказались родители, а государство, взявшее их под свою опеку не заботилось о них.
Она разрабатывает десятки пособий и требует от персонала разговаривать с подопечными с полным почтением и даже проводить для них специальные уроки. В 1900 году на школьной олимпиаде в Риме ее воспитанники превосходят детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Мария Монтессори все изменила и практически доказала, что даже умственно отсталые
дети поддаются воспитанию и обучению, не хуже, чем нормальные, все дело в подходе.

И здесь мне хочется сказать о широко распространенном мифе о Монтессори-педагогике:
Эта педагогика – для детей с отклонениями в умственном развитии

Да, действительно, сто лет назад Мария Монтессори начинала свои исследования с проблемными детьми. По специальности она была врачом и психологом. А как известно, многие свои гипотезы люди этих профессий подтверждают, исследуя именно детей с ограниченными возможностями – яснее виден результат. Если гипотеза подтверждается, то с утроенной силой она может работать у обычных детей и с удесятеренной – у одаренных. В том-то и дело, что все методы, которыми М.Монтессори пыталась добиться реальной детской самостоятельности (а именно это она ставила в основу своих исследований), оказались действенными для всех детей. Именно для всех! Независимо от того, отстает ли ребенок в развитии от своих сверстников или опережает их.
Поскольку в нашей стране единой системы работы с любыми детьми, к сожалению, не родилось (если не считать отдельных методов), то государство и посеяло миф о том, что Монтессори-педагогика – это педагогика для больных, а обычным ребятишкам в таких детских садиках и школах делать нечего. В курсе истории педагогики для студентов педагогических вузов в единственном абзаце о системе саморазвития детей в специально подготовленной среде, которую создала Мария Монтессори, так и написано: “…это педагогика для детей с ограниченными возможностями”. Но в том-то и дело, что центральным понятием педагогической системы М.Монтессори является понятие саморазвития. А оно объективно происходит с каждым ребенком. Никто не говорит детям об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений детей на том или ином этапе жизни. И нет в этой педагогике понятия “ребенок должен”. Он сам стремится чего-то достичь, а наставница лишь помогает ему по его просьбе. При этом специально созданная развивающая среда, типичная для любой Монтессори-школы мира, позволяет самостоятельно учиться всем детям без исключения, в том числе и с отклонениями в развитии. Потому что у них, как считают психологи, преобладает интеллект операционально-технический. Им надо все окружающие предметы трогать, они не воспринимают информацию на слух, как большинство здоровых детей. Но не надо думать, что в жизни любого ребенка, даже самого одаренного, нет периода, когда ему важно самостоятельно действовать с окружающими его простыми предметами среды. Возможность прикасаться к Монтессори-материалу, брать его с полки, действовать, получать собственные навыки в овладении окружающим миром волшебным образом способствует саморазвитию детей, позволяет им всем без исключения самостоятельно и успешно учиться.

Эта деятельность принесла ей успех в обществе, но она была вынуждена оставить пост в Ортофреническом институте и поступила снова в Римский университет, чтобы изучать там
антропологию, психологию и педагогику.
Причины этой перемены не ясны. Многие исследователи приписывают это ее желанию сделать карьеру в образовании. Д. Ландрам считает, что здесь личная причина: в 1898 году Мария родила сына от своего помощника по Ортофренической школе, но поскольку, брак не состоялся, ей пришлось отдать ребенка приемным родителям, чтобы иметь возможность продолжить карьеру в католической Италии. Вынужденная разлука с сыном и последовавшее вскоре за этим предательство ее любимого, вынудили Марию бросить все и начать карьеру сначала.
Итак, не имевшая возможности воспитывать самостоятельно своего сына, Мария Монтессори интуитивно перенесла свою заботу на обездоленных детей Сан-Лоренцо, которых объединила
позже в «Каса де Бамбини» – «Дом ребенка». Как ни грустно это звучит, но именно эта личная трагедия – разлука с сыном привела ее к открытию того метода, который лег в основу всех детских садов и школ Монтессори в мире.

Первый «Дом ребенка» был открыт в январе 1907 года, в нем было 50 неуправляемых детей от двух до шести лет. И у Монтессори появилась возможность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический эксперимент решается не Министерство образования, а итальянский миллионер Эдуардо Таламо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается дом ребенка.
Многие ее коллеги были удивлены тем, что она согласилась на роль учительницы в бедном районе; она, доктор медицины и полный профессор! Но меньше чем через два года, когда ее метод прославился на весь мир, им не оставалось ничего как только снова удивиться; на этот раз — таланту этой женщины.
В 1901 году в Италии выходит ее первая книга, основанная на опыте и примерах «дома ребенка» – «Метод Монтессори». Через два года она была переведена на английский, русский и многие
другие языки, сразу завоевав большую популярность в мире. У Монтессори появилось множество последователей (в том числе Ю.И. Фаусек, которая в дореволюционной России организовала сеть детских садов Монтессори и всячески проповедовала ее учение). Книга привлекает внимание сторонников свободной школы. Дочь Л.Н. Толстого Т.Сухотина-Толстая пишет статью об идейной близости школы ее отца и Марии Монтессори.
Новаторских педагогических идей в то время носилось в воздухе немало. Но в отличие идей детоцентристов М Монтессори ищет способы организации педагогического процесса. М. Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей.

Кроме написания книги, Мария Монтессори постоянно читала лекции по своему методу. Она любила и умела это делать.
Ее слушатели вспоминали, что она всегда обладала властью над аудиторией, даже если говорила на чужом языке. Когда она находилась в комнате «все, кроме нее самой, терялось…».
Пока вокруг ее метода идут ожесточенные споры, Мария буквально покоряет Америку. После ее триумфальных лекций в 1913 году изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне Образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.
После этого Европа наконец-то признает значимость ее дела. В 1922 году правительство Италии назначает ее государственным инспектором школ, после чего школы Монтессори получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растет. Ее приглашают в Испанию, где Мария основывает институт. В Лондоне открываются курсы по подготовке педагогов. Именно там она знакомится с Ганди, посетившем ее курс в 1932 году.
К этому времени отношения Монтессори с фашистским правительством Италии окончательно испортились. Тоталитарной стране не нужны свободные, самоопределяющиеся дети. В 1932 году Мария покидает родину и перебирается в Испанию, из которой ее выгоняет гражданская война. Начало мировой войны застает ее в Англии, из которой ее интернируют как гражданина государства-противника. Спасает приглашение теософского общества посетить Индию. Именно там она проводит годы войны. Здесь она не только развивает свои идеи, но и строит следующую школьную ступень своего метода для детей 6-12 лет. Она уже разработала свою периодизацию детского развития, правда, очень созвучную идеям Пиаже, с которым дружила.
В Индии Мария не только читала лекции, но и писала свои замечательные книги, обращаясь то к закономерностям развития ребенка от 6 до 12 лет («Космическое воспитание», «От детства к юношеству», «Развитие потенциальных возможностей человека»), то к развитию ребенка до 3 лет («Впитывающий ум»). Только в 1946 году Монтессори возвращается в Европу, в Голландию, где обосновывается штаб-квартира Международной Монтессори-ассоциации, основанной ею еще 1929 году.

Ее принимали высокопоставленные люди, она была гостьей королевских фамилий и президентов, во Франции в 1949 году ей вручили орден Почетного легиона за влияние на французское
образование. Она вела активную международную общественную и педагогическую деятельность: пропагандировала идеи движения Сопротивления, участвовала в работе конгрессов в
защиту мира, руководила «международным обществом Монтессори», которое создало сотни «домов ребенка» в разных странах, проводила специальные конгрессы.
Ее мечтой было дожить до того момента, когда метод Монтессори распространится по всему миру. Монтессори стала всемирно уважаемым сторонником детского образования и до
самой смерти в 1952 году, пропагандировала свой метод. После нее осталось много последователей, которые продолжают, и по сей день, воплощать в жизнь ее идеи.

montessori-russia.ru

Материал по теме: Биография Марии Монтессори

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)

Родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле, была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые. 

О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали для своего pебенка все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины. 

Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с пpисущей ей дисциплиниpованностью. Особую стаpательность она пpоявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театp Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки, pадуясь найденному неоpдинаpному pешению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была пpинята в техническую школу для юношей. Здесь Маpия pешила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспpепятствовать подавлению личности учащегося.Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой пpофессиональный выбоp — детский вpач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была пpивелегией мужской половины. 

Но упоpство Маpии Монтессоpи опять дало плоды — она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. Шел 1896 год. Работая в унивеpситетской клинике, она получила частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не способствовал пpодвижению этих детей впеpед, они были пpедоставлены себе — после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не способствовала этому. 

Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в мысли, котоpая стала отпpавным пунктом ее педагогической системы, что для детей как больных, так и здоpовых-необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, а pебенок должен пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте. Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв-Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие- это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах. 

Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекала антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебенка. В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно изучает педагогику для умственноотсталых детей в медико-педагогическом институте. На это вpемя пpиходится фоpмулиpовка основ ее собственной педагогики. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка.

В 1898 году у Монтессоpи pодился сын. Ее отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что ее пpедназначение на этой земле -посвятить себя чужим детям.

6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый «Дом pебенка», pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг. 

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих стpанах миpа.

Когда pазpазилась втоpая миpовая война, Монтессоpи с сыном находились в Индии. Семь долгих лет пpожила она в этой стpане. За это вpемя она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умеpла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия.Маpия Монтессоpи похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище.

Мария Монтессори была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Мария Монтессори pодилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые. О детстве Маpии Монтессори известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали для своего pебенка все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины. Будучи еще в начальной школе, Мария Монтессори заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с пpисущей ей дисциплиниpованностью. Особую стаpательность Мария Монтессори пpоявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театp Маpия Монтессори бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки, pадуясь найденному неоpдинаpному pешению. 

В 12 лет Мария Монтессори мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была пpинята в техническую школу для юношей. Здесь Маpия Монтессори pешила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспpепятствовать подавлению личности учащегося. Мария Монтессори все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой пpофессиональный выбоp — детский вpач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была пpивелегией мужской половины. Но упоpство Маpии Монтессоpи опять дало плоды — она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. 

Шел 1896 год. Работая в унивеpситетской клинике, Мария Монтессори получила частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не способствовал пpодвижению этих детей впеpед, они были пpедоставлены себе — после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в мысли, котоpая стала отпpавным пунктом ее педагогической системы, что для детей как больных, так и здоpовых-необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, а pебенок должен пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте. 

Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв-Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие- это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах. Мария Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше Марию Монтессори пpивлекала антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебенка. В 1904 году Мария Монтессори получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно Мария Монтессори изучает педагогику для умственноотсталых детей в медико-педагогическом институте. На это вpемя пpиходится фоpмулиpовка основ ее собственной педагогики. Мария Монтессори много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Заявление Марии Монтессори о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь Мария Монтессори изучает педагогику pазвития здоpового pебенка. 

В 1898 году у Марии Монтессоpи pодился сын. Ее отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что ее пpедназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям. 6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый «Дом pебенка», pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Мария Монтессори стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Мария Монтессори заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Мария Монтессори заметила, что в ходе этих занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг. 

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии Монтессори пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад. В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих стpанах миpа. Когда pазpазилась втоpая миpовая война, Мария Монтессоpи с сыном находились в Индии. Семь долгих лет пpожила она в этой стpане. За это вpемя она обучила своей методике более тысячи учителей.Она умеpла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия. Маpия Монтессоpи похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище. 

История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике. Система Марии Монтессори строилась не один день. Мария Монтессори дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием Мария Монтессори уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом Мария Монтессори остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы Мария Монтессори вкладывает биологическое значение и понимает под ней прежде всего независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место. 

М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки положи их в беспорядке могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Мария Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется образными иносказаниями мораль которых выскакивает как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: “Взял, поработал, положи на место”. Но чтобы работа приносила пользу учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес. 

Интерес — первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе — индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по — другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так М.Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются “внутренние часы” ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми.Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. 

Мария Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.Удивительно, но если учитель делает все правильно и родители ему не очень мешают у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.Сама Мария Монтессори пишет: “Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая “бездеятельность” — знак успеха”. 

Главная задача взрослого помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый — подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй — разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспре-деляется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори. 

Мария Монтессори заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, Мария Монтессори наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой — дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. И все же в некоторых странах (США, Нидерланды) школ Монтессори довольно много.В основном это страны, где не было тоталитарных режимов с которыми педагогика М.Монтессори не уживалась нигде в мире. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности, которые воспитываются в классах Монтессори. 

К концу тридцатых годов в педагогической системе М.Монтессори появляется новый мотив. Все, что происходит в мире, считает М. Монтессори, определено космическим планом. Его “пишет” Творец, и Он наделяет человека особой миссией. Людей ведут по пути от подмастерья, выполняющего волю Творца к вершинам мастерства. Уже сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения.Маленького ребенка М. Монтессори воспринимает как наиболее “чистого” носителя замысла Творца. Тогда главная задача взрослых — не разрушить своим вмешательством этот замысел. Эти идеи не всегда воспринимаются теми, кто берется работать по системе М.Монтессори. Тем не менее, они вполне органичны для ее педагогики и придают ей стройность и завершенность.Вернувшись в Европу после Второй мировой войны педагогика Монтессори получила вторую жизнь. Во многих странах существуют национальные ассоциации Монтессори педагогов и отделения AMI. А в Нидерландах около 30 % средних школ работают по ее системе.

Самостоятельная работа

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку — любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Поэтому девиз Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». И именно поэтому основное время на занятии (75%) уделяется свободной деятельности, когда каждый ребенок вправе САМ выбрать:

материал; 

длительность работы с ним; 

способ организации работы с материалом — индивидуально или совместно с кем-то из учащихся.

Это три свободы в Монтессори-группе. Но свобода ограничена правилами, которые необходимо выполнять. Важно, чтобы эти правила не были навязаны ребенку, а впитаны им в процессе познавательной деятельности. Например, ребенок довольно быстро усваивает, что если он не отбирает у других материал, то и сам может спокойно работать, не беспокоясь, что ему помешают. А чтобы ребенку было легче запомнить наши немногочисленные правила, мы формулируем их коротенькими простенькими стишками:

Мы в нашей группе не кричим, 

Когда работаем — молчим.

В нашей группе всем известно – 

Все, что взял — клади на место.

Мы друг другу не мешаем, 

Если просят – помогаем.

Круг

После самостоятельных занятий педагог звонит в колокольчик, на его звон все собираются в круг, предварительно убрав на место материалы, с которыми работали. 

Круг – это совместная работа, направленная на комплексное развитие – моторики, координации движений, слуха, памяти, речи, навыков общения. Во время занятий на кругу дети играют в пальчиковые игры, водят хороводы. 

Все игровые действия сопровождаются стишками и потешками. Например, названия пальчиков мы заучиваем с помощью вот таких стишков:

Палец очень удивлялся: как он главным оказался?

Мы-то знаем хорошо — потому что он большой.

Покажите пальцем книжку, белку, яблоко, орех…

Указательному пальцу все известно лучше всех!

А вот так мы развиваем слух:

Постучи тихонько тук-тук-тук, и тогда услышишь тихий звук. (Дети тихонько стучат по полу.)

Постучи погромче тук-тук-тук, и тогда услышишь громкий звук. (Дети начинают стучать громче.)

Это упражнение пользуется особой популярностью у малышей.

Играя на кругу, детишки также приобретают и систематизируют знания, необходимые в повседневной жизни, например, учатся различать «право» и «лево». 

Творческая работа

После игр на кругу садимся за рабочие столики, и выполняем какую-либо творческую групповую работу. Это может быть рисование, лепка или аппликация.

Во время творческой части занятия детишки не только приобретают практические навыки и развивают художественные способности, но и накапливают словарный запас: все этапы работы проговариваются вслух, и малыши запоминают названия предметов, с которыми работают, названия действий, которые совершают.

«Свеча»

Завершаются занятия особым ритуалом «свеча»: все снова собираются в круг, выключается свет, каждому ребенку вручают маленькую горящую свечку. В эти моменты даже самые активные и подвижные малыши затихают и успокаиваются, воспринимая происходящее как священное таинство. Мамы и монтессори-педагог тихо напевают прощальную песенку, и дети по очереди задувают свои свечки и прощаются до следующего занятия.

nsportal.ru

Мария Монтессори | Интернациональная Монтессори Школа

Биография Марии Монтессори

31 августа 1870 года в небольшом итальянском городке в провинции Анкона в семье финансового служащего родилась единственная дочь Мария. Ее мать была племянницей известного теолога и священника Антонио Стоппана. Когда Марии исполнилось 12 лет, родители вместе с нею переезжают в Рим, чтобы дать дочери хорошее образование.

В 14 лет Мария начала живо интересоваться математикой, и этот интерес она не потеряла до конца жизни. Родители хотели, чтобы она стала учительницей. Для того времени это была практически единственная профессия, открытая для женщин. Однако Мария отклонила этот путь и решила стать инженером. В 1886-1890 годах она посещала общеобразовательную школу с техническим уклоном, в которой учились только мальчики.

В 1890 году она поступила на факультет математики и естественных наук Римского университета, но вскоре ее интересы сместились в область биологии и медицины. В 1892 году Мария окончила медицинские подготовительные курсы. Женщинам в то время не разрешалось изучать медицину, но Мария все же твердо решила быть врачом, и она становится студенткой медицинского факультета. Кроме того, она добилась получения стипендии, давала частные уроки и оплачивала, по существу, свое обучение сама.

С 1895 года она работала ассистентом в больнице, а в 1896 году защитила диссертацию по психиатрии и стала первой в Италии женщиной-доктором медицины. Затем получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой.

В это же время Мария Монтессори обращается к литературе о реабилитации детей с нарушениями развития. Большое впечатление производят на нее работы врача Французского Наационального Института для глухонемых Ж.Б.Г.Итара(1774-1838) и психиатра и педагога Э.Сегена. Она приходит к убеждению, что таким детям можно помочь не только медицинскими средствами, но главным образом путем педагогического воздействия.

В период 1897 -1898 годов Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по теории воспитаия и образования. Она продолжает работу в психиатрической клинике в Риме вместе со своим спутником жизни доктором Джузеппе Монтессано, отцом ее сына, за которого, однако, так и не вышла замуж.

В 1898 году родился сын Марио Монтессори, сыгравший в последствии значительную роль в распостранении идей своей матери по всему миру.

В отношении событий жизни Марии Монтессори в период с 1896 по 1900 годы в разных источниках имеются некоторые разночтения. Так в одних сказано, что после знакомства с трудами Итара и Сегена она работает с умственно-отсталыми детьми. Своих воспитанников она представила к экзаменам вместе с детьми начальной Школы Муниципального Совета в Риме, и они сдали экзамены лучше нормальных детей. После сообщения этих результатов правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для обучения умственно-отсталых детей. В 1898 году Мария Монтессори возглавила этот институт и руководила им до 1900 года.

В 1901 году Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Одновременно она посещает школы в Риме и проводит антропологические исследования. Ее ужасают плохие условия в школах. Она переводит все работы Сегена на итальянский язык и приходит к открытию, что еще в 1866 году Сеген предлагал распространить свой метод и применить его для воспитания здоровых детей.

1907 год стал годом рождения первого «Дома ребенка»для здоровых детей в Риме, в одном из микрорайонов для бедных. С этого времени и до конца жизни, т.е. в течение 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей. В Доме ребенка продолжилась дальнейшая разработка комплекса средств обучения, носящих ныне имя Монтессори, и постепенно в ходе экспериментальной работы складывался этот метод.

В 1909 году М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей, и издает свою первую книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в Доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на многие языки, в том числе на русский. С 1910 года она продолжает разработку своего метода применительно к воспитанию и обучению в возрасте от 6 до 9 лет.

С 1910 по 1952 год Мария Монтессори регулярно проводит международные учебные курсы для педагогов в разных странах — в Англии, Германии, Голландии, Индии, Италии, Испании, Пакистане. Всего состоялось 38 таких курсов. В 1910 году в Риме, Неаполе, Милане были созданы первые Монтессори-общества, и в последующие десятилетия подобные общества возниклив США(1915), Голландии(1917), Аргентине(1927), Швейцарии(1932), Англии(1933), Индии(1940), Пакистане(1949).

В Дом ребенка в Риме приезжали гости со всего мира. Так в 1910 году его посетила Татьяна Сухотина-Толстая, дочь Льва Толстого, которая увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. В 1914 году российское Министерство народного просвещения командировало в Дом ребенка группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек, Почти 30 лет своей жизни она посвятила распространению этого метода в России.

www.montessori.ee

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *