Как рассказать детям о деньгах – Как говорить с детьми о деньгах

Содержание

Как говорить с детьми о деньгах | Мел

Разговоры о деньгах помогут ребёнку не только наполнить копилку мелочью, но и избавят его от тревоги, зародившейся после того как дедушка стал вслух комментировать новости и использовать слово «нищеброды». Западные социальные психологи поддержат вас, когда вы соберётесь рассказать, как начисляются проценты по вкладам. Согласно науке, экономические представления развиваются у людей не оттого, что кому-то вчера исполнилось девять, а лишь благодаря личному опыту обращения с деньгами и грамотным напутствиям, летящим вдогонку.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Обсуждая, почему копейка рубль бережет, кроме собственно образовательной задачи мы решаем еще одну: избавляем ребенка от лишних эмоций, которыми неизбежно обрастает проблема денег. С раннего детства человек оказывается окруженным экономическими понятиями, он слушает сказки о богатстве и бедности, близкие говорят о выгоде и тратах, а разбитые предметы почему-то определяются их стоимостью, а не размером. Уже с двух лет в детских садиках играют в магазин, устраивают ярмарки и распродажи кубиков.

Наиболее сильное влияние оказывает отец, который приходит с работы за полночь в маске, с чемоданом в руках и говорит: «Деньги не пахнут, сынок!»

Недавно польские ученые провели исследование, которое показало, что пяти-восьмилетние дети воспринимают деньги не только как инструмент, но и как нечто эмоционально значимое. Руководитель экспериментов профессор психологии Томаш Залескевич (Tomasz Zaleskiewicz) предлагает разговаривать с детьми о деньгах в рациональном ключе: «Со временем дети, которые не получают прямых ответов, как правило, думают о деньгах в чисто символическом плане, придавая им больший эмоциональный вес, чем оно того стоит. Они могут в конце концов смотреть на мир сквозь призму издержек и выгод, а все прочие социальные правила уйдут на второй план».

Так что теперь в супермаркете вы не просто вертите в руках кусок сыра и откладываете его со вдохом «Ох, дорого!». Но убедившись, что ребенок стоит рядом, вы объясняете, что выгоднее будет затариться плавленными сырками на месяц, чем съесть вон тот один со вкусом санкций. Можете пройтись и сравнить цены, а потом обсудить бюджет семьи. Мы пообщались с педагогом и психологом Ириной Беляевой и психологом Анастасией Лындиной и составили список того, что важно не упустить из виду, занимаясь экономическим воспитанием ребенка.

1. Деньги — это ресурс

Ресурс необходимый, но он не должен вызывать какие-то особенные эмоции. Его можно сравнить с водой в кране. То есть она должна быть, но прыгать от радости, заметив, что в ванне хороший напор — странное дело. И в сезон отключения горячей воды мало кто будет посыпать пеплом голову. Ее просто поливают водой из чайника.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
2. Раз деньги — ресурс, в семье его не отрабатывают, им просто делятся

Деньги не должны быть предметом манипуляций, как и то, что мы даем ребенку крышу над головой, кормим его и покупаем вон те модные штанишки с уточкой. Все это даром, базово, безвозмездно и никак не может быть рычагом воздействия: «Ага, тройбан по физике! Вот и приплыли твои карманные денежки! Кстати, я решил продать твой старый велик, чтобы наладить обучение».

3. Избегайте крайностей

Замалчивать, вообще не говорить про презренный металл, равно как и посвящать каждый семейный ужин вопросам отцовских бонусов — это неверные стратегии. Оба пути ведут к сакрализации денег.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
4. Проясните туманный вопрос, откуда вообще берутся деньги и куда они исчезают

Все дурацкие шутки про то, что блондинки добывают наличность из тумбочки, дети воспринимают буквально.

5. Определитесь со своим отношением к деньгам

Если в семье принято считать, что деньги — грязные, честным трудом на отпуск в Турции не заработать, а социальное пособие — звучит гордо, то семья свои ценности каким-то образом ребенку передаст. То есть тут имеет смысл разобраться с собственной моралью и исключить дополнительные смыслы, навешанные на предметы вместе с ценниками.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
6. Исключить манипуляции и воспитательные беседы на почве покупок

Это значит не разыгрывать никаких спектаклей, если ребенок просит купить мороженого. Не должно быть ни агрессии: «Ишь, чего захотел, да как в тебя влезет целый рожок?», ни попыток прибедняться: «Мать в старом плаще третий год гуляет, а ты, морда, мороженое лопаешь!», ни оправданий: «Извини, малыш, я непутевый отец, не смог скопить на лакомство. Мне вообще не везет».

7. Даже если вы не входите в список «Форбс», дайте ребенку понять, что в целом в мире все спокойно, деньги есть

Когда мать, озабоченная ранним кариесом, сообщает, что у нее на конфеты «нет денег», у ребенка может появиться некоторое волнение: «Может, они меня вообще и гречкой прокормить не смогут?» Да, детям комфортно в мире, где всего хватает: и еды, и сладостей, и развлечений. Когда мы вместе с программой «Россия в кризисе» расшатываем детскую уверенность в изобильности мира, ребенок может проверять нас на прочность. Просить какой-то дряни, игрушек и еще зеленую собаку. Так он хочет снять тревогу.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
8. Общий посыл: спокойное отношение

Есть деньги — даем, нет — не даем, но объясняем, что это вовсе не конец света. Может, Мальдивы в этом году как-то обойдутся без нас, но мы можем позвать на бабушкину дачу всех друзей и неплохо провести время, пока бабушка не проснулась. Если ребенок хочет гаджет, как у одноклассников, то либо мы покупаем без всяких истерик, либо покупаем дешевый аналог с объяснением: «Пусть пока что он работает только подключенным к духовке, но если мы составим семейный бюджет и хорошенько сэкономим, то в будущем году…»

9. Если вся семья экономит, то ребенка тоже не помешает привлечь к общему процессу

Пусть он хотя бы перестанет есть шоколадное фондю на завтрак.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
10. Нужно рассказать, что деньги конечны, и расходы важно планировать

Вот здесь вся семья может сесть за стол и определить свои основные ценности и условия. Что для вас вообще важно, а от чего легко можно отказаться. Тут внезапно может всплыть, что этот ремонт вообще никому никуда не сдался, и вы внезапно отправляетесь путешествовать по Индии.

11. Покажите младшему, как вы планируете бюджет

Распишите все пункты, куда ушли деньги, которые он хотел отложить на покупку подводной лодки. Покажите программу в своем смартфоне со статьями расходов: «Свекла — 87 р. Хлеб — 70 р.» Предложите ему принять участие. Ок, пусть впишет туда подводную лодку и посмотрит, как это изменит ваш рацион.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
12. Деньги — это довольно высокий уровень абстракции

И раньше определенного возраста ребенка обсуждать активы по степени ликвидности будет сложно. Но с 6-7 лет необходимо говорить о рекламе, о финансовых успехах или крупных банкротствах, дать первые экономические знания. Вместе с этим порассуждайте о том, что вообще ценится в мире, за что платят, кому, что тебе дают деньги, что можно купить, а что нет. Тут разговор придет наверняка к любви, дружбе и счастью, и вопрос, что лучше — частный самолет без друзей или друзья без самолета, оставьте для дебатов. Заодно можно рассказать о своей работе, почему вы сделали такой выбор в карьере, и что для вы цените в своей должности расклейщика объявлений.

13. С шести-семи лет также нужно выдавать карманные деньги

Опять же регулярно и безусловно. Можно подсказать, помочь советом, но вообще здорово дать возможность где-то ошибиться и столкнуться с последствиями. То есть если ребенок проиграл все деньги в азартные игры, не нужно тут же возмещать потери. Да, кстати, тут же можно сообщить, что на телефоне у него совершенно реальные деньги, хотя он их сейчас и не видит.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
14. Играйте в экономические игры

Пусть у вас в шкафу поселятся «Монополия» и «Денежный поток». Можно устраивать ролевые игры с нарезанной бумагой в качестве ценных бумаг. Ребенок строит фабрики, а вы правитель, который выдает кредиты и собирает налоги.

15. С восьми-десяти лет организовывайте любопытные разговоры о мировой экономике и банковской системе

Похвалитесь своей пластиковой карточкой, расскажите про кредитку. Сидя в ресторане, раскройте тему сервиса, который вам оказывают, порассуждайте, что это вообще за сервис такой, если вам отказались греть салат в микроволновке, сколько такие услуги могут стоить.

Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год
16. Отправляйте детей на подработку

Если в шесть лет, играя в ярмарку, дети покупают друг у друга любой сложенный фантик, и все счастливы, то в 12-лет они хорошо осознают, что не всякий фантик у тебя купят. Услуга должна превосходить конкурентов либо по идее, либо по качеству. Ирина Беляева рекомендует с 11-12 лет отправлять детей на подработку: гулять собакой соседской старушки, монтировать видео, набирать тексты или учить детсадовцев счету на пальцах.


Все эти советы позволят вам вырастить такого человека, у которого будет приятно занять немного денег до пятницы.

mel.fm

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: НОД по экономическому воспитанию дошкольников «Детям о деньгах»

Конспект открытого занятия (НОД)   по основам начального экономического воспитания с детьми старшей группы

«Детям о деньгах»

Разработала и провела

Воспитатель:

 Оксана Анатольевна Потапова

Программное содержание :

— Закрепить  понятия »купюры» (бумажные деньги), « монеты» (металлические деньги).

— Дать детям представление о том, откуда у людей берутся деньги, как нельзя поступать по отношению к деньгам.

— Развивать у детей логическое мышление.

— Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

— Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью.

— Воспитывать у детей интерес к экономике;

— Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

-Активизировать словарный запас.

Методы и приёмы:

-Игровой.

-Словесный.

-Практический.

Демонстрационный материал:

-Денежные купюры и монеты, копилка .

Материалы :

-Простые карандаши и альбомные листы.

-Карточки предметные для игры «Что можно и что нельзя купить?»

— материалы для исследования : бумага, монеты, тарелочки с водой, бумажные кошельки, пластиковая банковская карта, сувениры-купюры.

— халаты для костюма «исследователи»

Ход занятия

 Воспитатель: Здравствуйте, дети. У всех хорошее настроение? Замечательно. Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку и говорим своему соседу комплимент. Это нужно для нашего хорошего настроения.

Воспитатель и дети садятся вокруг стола, на котором лежат небрежно брошенные купюры.

Воспитатель. Кто-то разбросал бумажки на столе. Может их выбросить?.

Дети. Это же деньги.

Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь из вас хочет взять себе эти деньги? ( Если кто-то из детей захочет взять себе купюру, нужно выяснить, для чего она ему нужна)

Воспитатель. А деньги кто-нибудь кому-нибудь даёт просто так? А где берут деньги? ( Ответы детей) Правильно ребята, их зарабатывают. Родители ежедневно ходят на работу, трудятся и получают зарплату, т.е. деньги, которые им выдают за выполненную работу.

Ребята, а можно деньги отнимать у других? Я видела как люди выпрашивают деньги у людей. Правильно ли они поступают? ( Ответы детей ) А что ещё нельзя делать?

Дети. Воровать ( Дети делают вывод о том, что деньги необходимо зарабатывать честно.)

Воспитатель. Взрослые имеют какие-либо профессии, которые дают им возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Профессий очень много (Обращается к детям.) Кто по профессии ваши родители? ( Ответы детей)

Для того чтобы получить профессию, надо много учиться, но сначала надо решить, какая работа тебе нравится. Кем бы вы хотели стать, когда вырастете? ( Ответы детей.)

Воспитатель. Как называются деньги, которыми мы пользуемся ?

Дети. Рубли.

Воспитатель : Правильно.  Бумажные деньги называются купюрами. Купюры бывают разного достоинства: 10, 50, 100, 500, 1000, 5000.( Купюры дети рассматривают, выясняют, чем они отличаются друг от друга и что между ними общего.

Воспитатель (достаёт  из коробочки металлические деньги). Эти деньги называются монетами.

 А сейчас у меня для вас открывается  лаборатория, приглашаю вас исследовать эти деньги. Мы теперь с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте).

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Не перечислять, что есть в лаборатории. Как вы думаете, что будет символизировать бумага?

Дети: Бумага – купюры.

1. Эксперимент: — бумага мнётся, рвется; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Следующий эксперимент

Дети: Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети: Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети: Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте. ВЫВОД

А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.

Физминутка   «Буратино»

4 экспериментЯ приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети: Банковская карта.

Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

А вы делали покупки самостоятельно?

Дети: Да.

Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в  игру, которая называется «Что можно купить? и Что нельзя купить?».

Дети берут по одной картинке  со стола и прикрепляют к кошельку либо к зачеркнутому кошельку на доске (природа, солнце, звездное небо, мебель, хлеб, одежда). Дети обосновывают ответы.

Воспитатель:  Молодцы! Справились с заданием. А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»

Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

Воспитатель: Благодарю за работу,  в память о нашей удачной работе, я подарю вам вот эти сувенирные купюры, до новых встреч.

nsportal.ru

Конспект занятия в старшей группе « Детям о деньгах»

Конспект занятия в старшей группе « Детям о деньгах»

Воспитатель Сапрыкина Светлана Александровна

Программное содержание :

— Продемонстрировать детям современные деньги, дать понятия »купюры» (бумажные деньги), « монеты» ( металлические деньги).

— Дать детям представление о том, откуда у людей берутся деньги, как нельзя поступать по отношению к деньгам.

— В игровой, занимательной форме закрепить у детей знание экономических понятий « деньги» , « товар» , « покупатель» , « дорого» , « дёшево» , информации о магазинах и их назначении .

-Познакомить с понятием « аукцион».

-Учить составлять из геометрических фигур предметы.

— Упражнять в увеличении цены на заданное число.

-Закрепить порядковый и обратный счёт до 10.

— Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику рук.

— Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

— Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью.

— Воспитывать у детей интерес к экономике; такие качества, как экономность, рациональность.

Методы и приёмы:

-Игровой.

-Словесный.

-Практический.

Демонстрационный материал:

-Денежные купюры и монеты, копилка .

Раздаточный материал:

-Наборы геометрических фигур.

-Простые карандаши и альбомные листы.

-Шаблоны геометрической фигуры « квадрат».

-Карточки на тему «Транспорт», «Одежда», «Посуда», «Мебель».

Комплекты цифр от 1до 10.

Ход занятия

Воспитатель и дети садятся вокруг стола, на котором лежат небрежно брошенные купюры.

Воспитатель. Кто-то разбросал бумажки на столе. Выбросите их, пожалуйста.

Дети. Это же деньги.

Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь из вас хочет взять себе эти деньги? ( Если кто-то из детей захочет взять себе купюру, нужно выяснить, для чего она ему нужна)

Воспитатель. А деньги кто-нибудь кому-нибудь даёт просто так? А где берут деньги? ( Ответы детей) Правильно ребята, их зарабатывают. Родители ежедневно ходят на работу, трудятся и получают зарплату, т.е. деньги, которые им выдают за выполненную работу.

Ребята, а можно деньги отнимать у других? Я видела как люди выпрашивают деньги у людей. Правильно ли они поступают? ( Ответы детей ) А что ещё нельзя делать?

Дети. Воровать ( Дети делают вывод о том, что деньги необходимо зарабатывать честно.)

Воспитатель. Взрослые имеют какие-либо профессии, которые дают им возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Профессий очень много (Обращается к детям.) Кто по профессии ваши родители? ( Ответы детей)

Для того чтобы получить профессию, надо много учиться, но сначала надо решить, какая работа тебе нравится. Кем бы вы хотели стать, когда вырастете? ( Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках? ( Копилка.) А что лежит в копилке? ( Ответы детей .)

Воспитатель. Как называются деньги, которыми мы пользуемся ?

Дети. Рубли.

Воспитатель( достаёт из копилки бумажные деньги). Бумажные деньги называются купюрами. Купюры бывают разного достоинства: 10, 50, 100, 500, 1000, 5000.( Купюры дети рассматривают, выясняют, чем они отличаются друг от друга и что между ними общего.

Воспитатель (достаёт из копилки металлические деньги). Эти деньги называются монетами.

Воспитатель. А сейчас, ребята, я предлагаю вам заработать деньги самостоятельно, сыграв со мной в одну очень интересную игру, которая называется « Где, что, почём?» Для этого вам надо разделиться на две команды. Я вам предлагаю сделать это с помощью чисел. Тот, кто вытянет число меньше пяти, становится справа от меня, а тот, кто вытянет число больше пяти, — становится с левой стороны. Каждая команда выбирает себе капитана. ( Дети делятся на команды.) А сейчас, капитаны, подойдите ко мне и выберите названия своим командам.(Капитаны выбирают эмблемы для команд.)

Итак, начнём игру. Вам необходимо будет выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание ваша команда получит определённую сумму денег.

Игровые задания

  1. На столе лежат изображения предметов мебели ,посуды, продуктов и бытовой техники. Все картинки перемешаны. Задание командам: одной — отобрать все картинки, на которых изображены продукты и бытовая техника, а другой – отобрать картинки с мебелью и посудой. А также командам необходимо сказать, как называются магазины, в которых всё это продаётся. Стоимость задания 2 рубля.

  2. Каждой команде выдаётся по альбомному листу, шаблоны квадратов и простые карандаши по количеству игроков. Задание — экономно используя лист, обрисовать как можно больше квадратов. Стоимость задания 2 рубля.

  3. Конкурс капитанов. Капитанам выдаётся комплект цифр от 1 до 10. Задание выложить быстрее, а главное, правильнее в ряд цифры в порядке возрастания и убывания.

  4. На столе лежат геометрические фигуры. Задание: собрать фигуры из них ( цветок, домик, человека).

  5. Обеим командам предлагается представить, что они выиграли в лотерею большую сумму денег. На что потратят эти деньги? Стоимость задания 2 рубля. Каждая команда подсчитывает свой выигрыш.

  6. Воспитатель. А сейчас я предлагаю потратить честно заработанные деньги и приглашаю на аукцион.

  7. Итак , лот№1 сладкое угощение. Первоначальная цена 2 рубля. Кто больше. ( Дети увеличивают цену на рубль.)

  8. Подведение итогов.

infourok.ru

Книги для детей и подростков про деньги и экономику

Как объяснить ребенку, что такое экономика и как устроен мир финансов? Задача не из легких, но можно ее упростить, если найти подходящую книгу. Чтобы вы не тратили время на поиски, мы подготовили подборку литературы, которая поможет юным читателям и их родителям разобраться в ключевых финансовых вопросах.


Татьяна Попова. Волшебный банкомат. Детям об экономике

Веселая и поучительная история о Кате и Сереже, которые оказались на сказочном острове с волшебным банкоматом. Вместе с аборигенами герои с нуля налаживают на острове товарно-денежные отношения, учатся строить бизнес, копить и управлять финансами.

На примере обитателей острова ребенок узнает, откуда берутся деньги и как делать покупки. Разберется, что такое банк, кредит, вклад, бюджет и как они устроены.

В конце каждой главы есть практические задания для закрепления знаний (загадки, вопросы на смекалку, игры) и рекомендации для родителей — как эффективнее изучить материал вместе с ребенком.

Книга поможет детям научиться принимать первые финансовые решения и избегать ошибок. А также они не будут вздрагивать при виде экономических терминов, думая, что же они значат.

Возраст: от 5 лет.

Евгения Блискавка. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей

Эта книга выручит родителей, которые не знают, как начать с детьми разговор о деньгах.

Автор идет от простых вопросов: «как появились деньги?», «как их посчитать?» к сложным: «как заставить деньги работать?», «как позаботиться о своем будущем?». Ответы на них мы узнаем от героев книги — семьи Кузнецовых.

На примерах из их жизни дети научатся рассчитывать бюджет и сравнивать цены разных товаров, чтобы расставлять приоритеты. Например, чтобы купить мопед для сына Паши Кузнецовы должны будут работать почти треть месяца. Причем заработанные деньги за это время они смогут потратить только на мопед и ни на что другое. Ребенок сможет оценить, оправданна ли такая трата денег. Ведь помимо покупки мопеда зарплата родителей уходит на еду, одежду, оплату квартиры, проезда и многого другого.

Книга учит детей делить траты на желаемые и необходимые, распознавать фальшивые банкноты, экономить и копить. К каждой теме есть упражнения и задачи, которые помогут понять, разобрался ли ребенок в вопросе.

Еще один плюс — можно выбирать, какой формат книги вам больше подходит. Бумажную версию можно купить в магазинах или бесплатно скачать электронный вариант на сайте автора.

Возраст: от 5 лет.

Сергей Федин. Финансовая грамотность (в двух частях)

Это «азбука» финансовой грамотности для учеников начальных классов.

Первая часть посвящена видам денег и истории их появления. Из нее можно узнать, как называется самая маленькая в мире золотая монета, чем грош отличается от алтына и многое другое.

Главная тема второй части — семейный бюджет. Сергей Федин объясняет, откуда в семье появляются деньги, что такое непредвиденные расходы и долги, как научиться откладывать на большие покупки.

В книге есть вставки «Веселые минутки» с анекдотами по теме и забавными картинками. А также шутливые задачки с различными персонажами. Например, в книге есть волк Пиф-Паф, который копит на «бугатти», и автор объясняет, как ускорить процесс — допустим, открыть вклад в банке.

К обеим частям прилагаются рабочие тетради. Заниматься по ним можно как в школе, так и дома.

Возраст: начальная школа (2–3 классы).

Бодо Шефер. Пес по имени Мани, или Азбука денег

Приключенческая история о девочке Кире, ее друзьях и собаке по имени Мани раскрывает тему отношения человека к деньгам. Герои книги мечтают разбогатеть и ищут самые эффективные способы, как это сделать.

На примере героев автор шаг за шагом разбирает, как прокладывать свой путь к мечте. Бодо Шефер дает практические советы, как зарабатывать деньги, копить и разумно тратить. Герои учатся сберегать, избегать долгов и приумножать финансы.

В книге есть и довольно философские вопросы — как наладить отношения с деньгами и при этом не испортить человеческие отношения, как не дать богатству вскружить вам голову и научиться получать удовольствие от процесса зарабатывания денег.

Рекомендации автора могут пригодиться не только детям, но и взрослым.

Возраст: начальная и средняя школа (2–9 классы).

Джерри Бейли, Фелиция Ло. Твои деньги

Из этой книги подростки узнают о множестве способов заработать деньги, чтобы не зависеть от родителей. Чем опасны азартные игры и прочие сомнительные схемы заработка и почему они не помогут накопить на велосипед. И как добиться цели с помощью подработки с почасовой оплатой. И как в будущем заработать на собственном бизнесе.

Книга поможет легко разобраться, как избежать долгов, что такое налоги и как защититься от мошенников.

В конце книге есть специальный словарик с финансовыми терминами. При необходимости он поможет быстро освежить знания.

Возраст: средняя школа (5–9 классы).

Игорь Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика

Доктор экономических наук Игорь Липсиц рассказывает о сказочной стране Экономика и законах, по которым живут ее обитатели.

Почему одни люди богаты, а другие еле сводят концы с концами? Что такое зарплата и как формируются цены на товары? Кто определяет валютные курсы, зачем нужна конкуренция на рынке и откуда берется инфляция? Это лишь часть вопросов, на которые отвечает книга.

Порой автор рассуждает на совсем не детские темы. Например, о том, как экономика влияет на события мирового масштаба. Поэтому много полезного для себя в этой книге найдут не только тинейджеры, но и взрослые.

Возраст: средняя школа и старше.

Роберт Кийосаки. Богатый папа, бедный папа для подростков

Сначала Роберт Кийосаки написал книгу «Богатый папа, бедный папа» для взрослых. Она стала бестселлером и помогла многим людям изменить свое отношение к деньгам. Тогда автор подумал, что его опыт может быть полезен более широкой аудитории и выпустил книгу для подростков. Роберт Кийосаки объясняет, почему мы зависим от работы и денег и как сделать так, чтобы финансы начали работать на вас. Автор мотивирует подростков как можно раньше начать принимать самостоятельные финансовые решения, чтобы стать успешными и богатыми людьми. А также научиться четко ставить цели и задуматься о своем будущем уже сейчас.

Книга поможет подростку расширить кругозор в сфере финансов и начать мыслить нестандартно.

Возраст: старшие классы.

fincult.info

Как поговорить с детьми о деньгах – Развитие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *