Как говорить с детьми о деньгах | Мел
Разговоры о деньгах помогут ребёнку не только наполнить копилку мелочью, но и избавят его от тревоги, зародившейся после того как дедушка стал вслух комментировать новости и использовать слово «нищеброды». Западные социальные психологи поддержат вас, когда вы соберётесь рассказать, как начисляются проценты по вкладам. Согласно науке, экономические представления развиваются у людей не оттого, что кому-то вчера исполнилось девять, а лишь благодаря личному опыту обращения с деньгами и грамотным напутствиям, летящим вдогонку.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Обсуждая, почему копейка рубль бережет, кроме собственно образовательной задачи мы решаем еще одну: избавляем ребенка от лишних эмоций, которыми неизбежно обрастает проблема денег. С раннего детства человек оказывается окруженным экономическими понятиями, он слушает сказки о богатстве и бедности, близкие говорят о выгоде и тратах, а разбитые предметы почему-то определяются их стоимостью, а не размером. Уже с двух лет в детских садиках играют в магазин, устраивают ярмарки и распродажи кубиков.
Наиболее сильное влияние оказывает отец, который приходит с работы за полночь в маске, с чемоданом в руках и говорит: «Деньги не пахнут, сынок!»
Недавно польские ученые провели исследование, которое показало, что пяти-восьмилетние дети воспринимают деньги не только как инструмент, но и как нечто эмоционально значимое. Руководитель экспериментов профессор психологии Томаш Залескевич (Tomasz Zaleskiewicz) предлагает разговаривать с детьми о деньгах в рациональном ключе: «Со временем дети, которые не получают прямых ответов, как правило, думают о деньгах в чисто символическом плане, придавая им больший эмоциональный вес, чем оно того стоит. Они могут в конце концов смотреть на мир сквозь призму издержек и выгод, а все прочие социальные правила уйдут на второй план».
Так что теперь в супермаркете вы не просто вертите в руках кусок сыра и откладываете его со вдохом «Ох, дорого!». Но убедившись, что ребенок стоит рядом, вы объясняете, что выгоднее будет затариться плавленными сырками на месяц, чем съесть вон тот один со вкусом санкций. Можете пройтись и сравнить цены, а потом обсудить бюджет семьи. Мы пообщались с педагогом и психологом Ириной Беляевой и психологом Анастасией Лындиной и составили список того, что важно не упустить из виду, занимаясь экономическим воспитанием ребенка.
1. Деньги — это ресурс
Ресурс необходимый, но он не должен вызывать какие-то особенные эмоции. Его можно сравнить с водой в кране. То есть она должна быть, но прыгать от радости, заметив, что в ванне хороший напор — странное дело. И в сезон отключения горячей воды мало кто будет посыпать пеплом голову. Ее просто поливают водой из чайника.
Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год2. Раз деньги — ресурс, в семье его не отрабатывают, им просто делятся
Деньги не должны быть предметом манипуляций, как и то, что мы даем ребенку крышу над головой, кормим его и покупаем вон те модные штанишки с уточкой. Все это даром, базово, безвозмездно и никак не может быть рычагом воздействия: «Ага, тройбан по физике! Вот и приплыли твои карманные денежки! Кстати, я решил продать твой старый велик, чтобы наладить обучение».
3. Избегайте крайностей
Замалчивать, вообще не говорить про презренный металл, равно как и посвящать каждый семейный ужин вопросам отцовских бонусов — это неверные стратегии. Оба пути ведут к сакрализации денег.
Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год4. Проясните туманный вопрос, откуда вообще берутся деньги и куда они исчезают
Все дурацкие шутки про то, что блондинки добывают наличность из тумбочки, дети воспринимают буквально.
5. Определитесь со своим отношением к деньгам
Если в семье принято считать, что деньги — грязные, честным трудом на отпуск в Турции не заработать, а социальное пособие — звучит гордо, то семья свои ценности каким-то образом ребенку передаст. То есть тут имеет смысл разобраться с собственной моралью и исключить дополнительные смыслы, навешанные на предметы вместе с ценниками.
Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год6. Исключить манипуляции и воспитательные беседы на почве покупок
Это значит не разыгрывать никаких спектаклей, если ребенок просит купить мороженого. Не должно быть ни агрессии: «Ишь, чего захотел, да как в тебя влезет целый рожок?», ни попыток прибедняться: «Мать в старом плаще третий год гуляет, а ты, морда, мороженое лопаешь!», ни оправданий: «Извини, малыш, я непутевый отец, не смог скопить на лакомство. Мне вообще не везет».
7. Даже если вы не входите в список «Форбс», дайте ребенку понять, что в целом в мире все спокойно, деньги есть
Когда мать, озабоченная ранним кариесом, сообщает, что у нее на конфеты «нет денег», у ребенка может появиться некоторое волнение: «Может, они меня вообще и гречкой прокормить не смогут?» Да, детям комфортно в мире, где всего хватает: и еды, и сладостей, и развлечений. Когда мы вместе с программой «Россия в кризисе» расшатываем детскую уверенность в изобильности мира, ребенок может проверять нас на прочность. Просить какой-то дряни, игрушек и еще зеленую собаку. Так он хочет снять тревогу.
Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год8. Общий посыл: спокойное отношение
Есть деньги — даем, нет — не даем, но объясняем, что это вовсе не конец света. Может, Мальдивы в этом году как-то обойдутся без нас, но мы можем позвать на бабушкину дачу всех друзей и неплохо провести время, пока бабушка не проснулась. Если ребенок хочет гаджет, как у одноклассников, то либо мы покупаем без всяких истерик, либо покупаем дешевый аналог с объяснением: «Пусть пока что он работает только подключенным к духовке, но если мы составим семейный бюджет и хорошенько сэкономим, то в будущем году…»
9. Если вся семья экономит, то ребенка тоже не помешает привлечь к общему процессу
Пусть он хотя бы перестанет есть шоколадное фондю на завтрак.
Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год10. Нужно рассказать, что деньги конечны, и расходы важно планировать
Вот здесь вся семья может сесть за стол и определить свои основные ценности и условия. Что для вас вообще важно, а от чего легко можно отказаться. Тут внезапно может всплыть, что этот ремонт вообще никому никуда не сдался, и вы внезапно отправляетесь путешествовать по Индии.
11. Покажите младшему, как вы планируете бюджет
Распишите все пункты, куда ушли деньги, которые он хотел отложить на покупку подводной лодки. Покажите программу в своем смартфоне со статьями расходов: «Свекла — 87 р. Хлеб — 70 р.» Предложите ему принять участие. Ок, пусть впишет туда подводную лодку и посмотрит, как это изменит ваш рацион.
Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год12. Деньги — это довольно высокий уровень абстракции
И раньше определенного возраста ребенка обсуждать активы по степени ликвидности будет сложно. Но с 6-7 лет необходимо говорить о рекламе, о финансовых успехах или крупных банкротствах, дать первые экономические знания. Вместе с этим порассуждайте о том, что вообще ценится в мире, за что платят, кому, что тебе дают деньги, что можно купить, а что нет. Тут разговор придет наверняка к любви, дружбе и счастью, и вопрос, что лучше — частный самолет без друзей или друзья без самолета, оставьте для дебатов. Заодно можно рассказать о своей работе, почему вы сделали такой выбор в карьере, и что для вы цените в своей должности расклейщика объявлений.
13. С шести-семи лет также нужно выдавать карманные деньги
Опять же регулярно и безусловно. Можно подсказать, помочь советом, но вообще здорово дать возможность где-то ошибиться и столкнуться с последствиями. То есть если ребенок проиграл все деньги в азартные игры, не нужно тут же возмещать потери. Да, кстати, тут же можно сообщить, что на телефоне у него совершенно реальные деньги, хотя он их сейчас и не видит.
Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год14. Играйте в экономические игры
Пусть у вас в шкафу поселятся «Монополия» и «Денежный поток». Можно устраивать ролевые игры с нарезанной бумагой в качестве ценных бумаг. Ребенок строит фабрики, а вы правитель, который выдает кредиты и собирает налоги.
15. С восьми-десяти лет организовывайте любопытные разговоры о мировой экономике и банковской системе
Похвалитесь своей пластиковой карточкой, расскажите про кредитку. Сидя в ресторане, раскройте тему сервиса, который вам оказывают, порассуждайте, что это вообще за сервис такой, если вам отказались греть салат в микроволновке, сколько такие услуги могут стоить.
Кадр из фильма «Богатенький Ричи», 1994 год16. Отправляйте детей на подработку
Если в шесть лет, играя в ярмарку, дети покупают друг у друга любой сложенный фантик, и все счастливы, то в 12-лет они хорошо осознают, что не всякий фантик у тебя купят. Услуга должна превосходить конкурентов либо по идее, либо по качеству. Ирина Беляева рекомендует с 11-12 лет отправлять детей на подработку: гулять собакой соседской старушки, монтировать видео, набирать тексты или учить детсадовцев счету на пальцах.
Все эти советы позволят вам вырастить такого человека, у которого будет приятно занять немного денег до пятницы.
mel.fm
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: НОД по экономическому воспитанию дошкольников «Детям о деньгах»
Конспект открытого занятия (НОД) по основам начального экономического воспитания с детьми старшей группы
«Детям о деньгах»
Разработала и провела
Воспитатель:
Оксана Анатольевна Потапова
Программное содержание :
— Закрепить понятия »купюры» (бумажные деньги), « монеты» (металлические деньги).
— Дать детям представление о том, откуда у людей берутся деньги, как нельзя поступать по отношению к деньгам.
— Развивать у детей логическое мышление.
— Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
— Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью.
— Воспитывать у детей интерес к экономике;
— Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
-Активизировать словарный запас.
Методы и приёмы:
-Игровой.
-Словесный.
-Практический.
Демонстрационный материал:
-Денежные купюры и монеты, копилка .
Материалы :
-Простые карандаши и альбомные листы.
-Карточки предметные для игры «Что можно и что нельзя купить?»
— материалы для исследования : бумага, монеты, тарелочки с водой, бумажные кошельки, пластиковая банковская карта, сувениры-купюры.
— халаты для костюма «исследователи»
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети. У всех хорошее настроение? Замечательно. Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку и говорим своему соседу комплимент. Это нужно для нашего хорошего настроения.
Воспитатель и дети садятся вокруг стола, на котором лежат небрежно брошенные купюры.
Воспитатель. Кто-то разбросал бумажки на столе. Может их выбросить?.
Дети. Это же деньги.
Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь из вас хочет взять себе эти деньги? ( Если кто-то из детей захочет взять себе купюру, нужно выяснить, для чего она ему нужна)
Воспитатель. А деньги кто-нибудь кому-нибудь даёт просто так? А где берут деньги? ( Ответы детей) Правильно ребята, их зарабатывают. Родители ежедневно ходят на работу, трудятся и получают зарплату, т.е. деньги, которые им выдают за выполненную работу.
Ребята, а можно деньги отнимать у других? Я видела как люди выпрашивают деньги у людей. Правильно ли они поступают? ( Ответы детей ) А что ещё нельзя делать?
Дети. Воровать ( Дети делают вывод о том, что деньги необходимо зарабатывать честно.)
Воспитатель. Взрослые имеют какие-либо профессии, которые дают им возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Профессий очень много (Обращается к детям.) Кто по профессии ваши родители? ( Ответы детей)
Для того чтобы получить профессию, надо много учиться, но сначала надо решить, какая работа тебе нравится. Кем бы вы хотели стать, когда вырастете? ( Ответы детей.)
Воспитатель. Как называются деньги, которыми мы пользуемся ?
Дети. Рубли.
Воспитатель : Правильно. Бумажные деньги называются купюрами. Купюры бывают разного достоинства: 10, 50, 100, 500, 1000, 5000.( Купюры дети рассматривают, выясняют, чем они отличаются друг от друга и что между ними общего.
Воспитатель (достаёт из коробочки металлические деньги). Эти деньги называются монетами.
А сейчас у меня для вас открывается лаборатория, приглашаю вас исследовать эти деньги. Мы теперь с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте).
Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Не перечислять, что есть в лаборатории. Как вы думаете, что будет символизировать бумага?
Дети: Бумага – купюры.
1. Эксперимент: — бумага мнётся, рвется; монета нет.
ВЫВОД.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Следующий эксперимент
Дети: Намочим бумагу.
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится.
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте. ВЫВОД
А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Дети: Предполагают.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
Физминутка «Буратино»
4 экспериментЯ приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья.
Воспитатель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.
Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Дети: Банковская карта.
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
Воспитатель: Какой вывод сделаем?
Ответы детей.
А вы делали покупки самостоятельно?
Дети: Да.
Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Что можно купить? и Что нельзя купить?».
Дети берут по одной картинке со стола и прикрепляют к кошельку либо к зачеркнутому кошельку на доске (природа, солнце, звездное небо, мебель, хлеб, одежда). Дети обосновывают ответы.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»
Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Воспитатель: Благодарю за работу, в память о нашей удачной работе, я подарю вам вот эти сувенирные купюры, до новых встреч.
nsportal.ru
Конспект занятия в старшей группе « Детям о деньгах»
Конспект занятия в старшей группе « Детям о деньгах»
Воспитатель Сапрыкина Светлана Александровна
Программное содержание :
— Продемонстрировать детям современные деньги, дать понятия »купюры» (бумажные деньги), « монеты» ( металлические деньги).
— Дать детям представление о том, откуда у людей берутся деньги, как нельзя поступать по отношению к деньгам.
— В игровой, занимательной форме закрепить у детей знание экономических понятий « деньги» , « товар» , « покупатель» , « дорого» , « дёшево» , информации о магазинах и их назначении .
-Познакомить с понятием « аукцион».
-Учить составлять из геометрических фигур предметы.
— Упражнять в увеличении цены на заданное число.
-Закрепить порядковый и обратный счёт до 10.
— Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику рук.
— Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
— Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью.
— Воспитывать у детей интерес к экономике; такие качества, как экономность, рациональность.
Методы и приёмы:
-Игровой.
-Словесный.
-Практический.
Демонстрационный материал:
-Денежные купюры и монеты, копилка .
Раздаточный материал:
-Наборы геометрических фигур.
-Простые карандаши и альбомные листы.
-Шаблоны геометрической фигуры « квадрат».
-Карточки на тему «Транспорт», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
Комплекты цифр от 1до 10.
Ход занятия
Воспитатель и дети садятся вокруг стола, на котором лежат небрежно брошенные купюры.
Воспитатель. Кто-то разбросал бумажки на столе. Выбросите их, пожалуйста.
Дети. Это же деньги.
Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь из вас хочет взять себе эти деньги? ( Если кто-то из детей захочет взять себе купюру, нужно выяснить, для чего она ему нужна)
Воспитатель. А деньги кто-нибудь кому-нибудь даёт просто так? А где берут деньги? ( Ответы детей) Правильно ребята, их зарабатывают. Родители ежедневно ходят на работу, трудятся и получают зарплату, т.е. деньги, которые им выдают за выполненную работу.
Ребята, а можно деньги отнимать у других? Я видела как люди выпрашивают деньги у людей. Правильно ли они поступают? ( Ответы детей ) А что ещё нельзя делать?
Дети. Воровать ( Дети делают вывод о том, что деньги необходимо зарабатывать честно.)
Воспитатель. Взрослые имеют какие-либо профессии, которые дают им возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Профессий очень много (Обращается к детям.) Кто по профессии ваши родители? ( Ответы детей)
Для того чтобы получить профессию, надо много учиться, но сначала надо решить, какая работа тебе нравится. Кем бы вы хотели стать, когда вырастете? ( Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в руках? ( Копилка.) А что лежит в копилке? ( Ответы детей .)
Воспитатель. Как называются деньги, которыми мы пользуемся ?
Дети. Рубли.
Воспитатель
Воспитатель (достаёт из копилки металлические деньги). Эти деньги называются монетами.
Воспитатель. А сейчас, ребята, я предлагаю вам заработать деньги самостоятельно, сыграв со мной в одну очень интересную игру, которая называется « Где, что, почём?» Для этого вам надо разделиться на две команды. Я вам предлагаю сделать это с помощью чисел. Тот, кто вытянет число меньше пяти, становится справа от меня, а тот, кто вытянет число больше пяти, — становится с левой стороны. Каждая команда выбирает себе капитана. ( Дети делятся на команды.) А сейчас, капитаны, подойдите ко мне и выберите названия своим командам.(Капитаны выбирают эмблемы для команд.)
Итак, начнём игру. Вам необходимо будет выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание ваша команда получит определённую сумму денег.
Игровые задания
На столе лежат изображения предметов мебели ,посуды, продуктов и бытовой техники. Все картинки перемешаны. Задание командам: одной — отобрать все картинки, на которых изображены продукты и бытовая техника, а другой – отобрать картинки с мебелью и посудой. А также командам необходимо сказать, как называются магазины, в которых всё это продаётся. Стоимость задания 2 рубля.
Каждой команде выдаётся по альбомному листу, шаблоны квадратов и простые карандаши по количеству игроков. Задание — экономно используя лист, обрисовать как можно больше квадратов. Стоимость задания 2 рубля.
Конкурс капитанов. Капитанам выдаётся комплект цифр от 1 до 10. Задание выложить быстрее, а главное, правильнее в ряд цифры в порядке возрастания и убывания.
На столе лежат геометрические фигуры. Задание: собрать фигуры из них ( цветок, домик, человека).
Обеим командам предлагается представить, что они выиграли в лотерею большую сумму денег. На что потратят эти деньги? Стоимость задания 2 рубля. Каждая команда подсчитывает свой выигрыш.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю потратить честно заработанные деньги и приглашаю на аукцион.
Итак , лот№1 сладкое угощение. Первоначальная цена 2 рубля. Кто больше. ( Дети увеличивают цену на рубль.)
Подведение итогов.
infourok.ru
Книги для детей и подростков про деньги и экономику
Как объяснить ребенку, что такое экономика и как устроен мир финансов? Задача не из легких, но можно ее упростить, если найти подходящую книгу. Чтобы вы не тратили время на поиски, мы подготовили подборку литературы, которая поможет юным читателям и их родителям разобраться в ключевых финансовых вопросах.
Татьяна Попова. Волшебный банкомат. Детям об экономике
Веселая и поучительная история о Кате и Сереже, которые оказались на сказочном острове с волшебным банкоматом. Вместе с аборигенами герои с нуля налаживают на острове товарно-денежные отношения, учатся строить бизнес, копить и управлять финансами.
На примере обитателей острова ребенок узнает, откуда берутся деньги и как делать покупки. Разберется, что такое банк, кредит, вклад, бюджет и как они устроены.
В конце каждой главы есть практические задания для закрепления знаний (загадки, вопросы на смекалку, игры) и рекомендации для родителей — как эффективнее изучить материал вместе с ребенком.
Книга поможет детям научиться принимать первые финансовые решения и избегать ошибок. А также они не будут вздрагивать при виде экономических терминов, думая, что же они значат.
Возраст: от 5 лет.
Евгения Блискавка. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей
Эта книга выручит родителей, которые не знают, как начать с детьми разговор о деньгах.
Автор идет от простых вопросов: «как появились деньги?», «как их посчитать?» к сложным: «как заставить деньги работать?», «как позаботиться о своем будущем?». Ответы на них мы узнаем от героев книги — семьи Кузнецовых.
На примерах из их жизни дети научатся рассчитывать бюджет и сравнивать цены разных товаров, чтобы расставлять приоритеты. Например, чтобы купить мопед для сына Паши Кузнецовы должны будут работать почти треть месяца. Причем заработанные деньги за это время они смогут потратить только на мопед и ни на что другое. Ребенок сможет оценить, оправданна ли такая трата денег. Ведь помимо покупки мопеда зарплата родителей уходит на еду, одежду, оплату квартиры, проезда и многого другого.
Книга учит детей делить траты на желаемые и необходимые, распознавать фальшивые банкноты, экономить и копить. К каждой теме есть упражнения и задачи, которые помогут понять, разобрался ли ребенок в вопросе.
Еще один плюс — можно выбирать, какой формат книги вам больше подходит. Бумажную версию можно купить в магазинах или бесплатно скачать электронный вариант на сайте автора.
Возраст: от 5 лет.
Сергей Федин. Финансовая грамотность (в двух частях)
Это «азбука» финансовой грамотности для учеников начальных классов.
Первая часть посвящена видам денег и истории их появления. Из нее можно узнать, как называется самая маленькая в мире золотая монета, чем грош отличается от алтына и многое другое.
Главная тема второй части — семейный бюджет. Сергей Федин объясняет, откуда в семье появляются деньги, что такое непредвиденные расходы и долги, как научиться откладывать на большие покупки.
В книге есть вставки «Веселые минутки» с анекдотами по теме и забавными картинками. А также шутливые задачки с различными персонажами. Например, в книге есть волк Пиф-Паф, который копит на «бугатти», и автор объясняет, как ускорить процесс — допустим, открыть вклад в банке.
К обеим частям прилагаются рабочие тетради. Заниматься по ним можно как в школе, так и дома.
Возраст: начальная школа (2–3 классы).
Бодо Шефер. Пес по имени Мани, или Азбука денег
Приключенческая история о девочке Кире, ее друзьях и собаке по имени Мани раскрывает тему отношения человека к деньгам. Герои книги мечтают разбогатеть и ищут самые эффективные способы, как это сделать.
На примере героев автор шаг за шагом разбирает, как прокладывать свой путь к мечте. Бодо Шефер дает практические советы, как зарабатывать деньги, копить и разумно тратить. Герои учатся сберегать, избегать долгов и приумножать финансы.
В книге есть и довольно философские вопросы — как наладить отношения с деньгами и при этом не испортить человеческие отношения, как не дать богатству вскружить вам голову и научиться получать удовольствие от процесса зарабатывания денег.
Рекомендации автора могут пригодиться не только детям, но и взрослым.
Возраст: начальная и средняя школа (2–9 классы).
Джерри Бейли, Фелиция Ло. Твои деньги
Из этой книги подростки узнают о множестве способов заработать деньги, чтобы не зависеть от родителей. Чем опасны азартные игры и прочие сомнительные схемы заработка и почему они не помогут накопить на велосипед. И как добиться цели с помощью подработки с почасовой оплатой. И как в будущем заработать на собственном бизнесе.
Книга поможет легко разобраться, как избежать долгов, что такое налоги и как защититься от мошенников.
В конце книге есть специальный словарик с финансовыми терминами. При необходимости он поможет быстро освежить знания.
Возраст: средняя школа (5–9 классы).
Игорь Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика
Доктор экономических наук Игорь Липсиц рассказывает о сказочной стране Экономика и законах, по которым живут ее обитатели.
Почему одни люди богаты, а другие еле сводят концы с концами? Что такое зарплата и как формируются цены на товары? Кто определяет валютные курсы, зачем нужна конкуренция на рынке и откуда берется инфляция? Это лишь часть вопросов, на которые отвечает книга.
Порой автор рассуждает на совсем не детские темы. Например, о том, как экономика влияет на события мирового масштаба. Поэтому много полезного для себя в этой книге найдут не только тинейджеры, но и взрослые.
Возраст: средняя школа и старше.
Роберт Кийосаки. Богатый папа, бедный папа для подростков
Сначала Роберт Кийосаки написал книгу «Богатый папа, бедный папа» для взрослых. Она стала бестселлером и помогла многим людям изменить свое отношение к деньгам. Тогда автор подумал, что его опыт может быть полезен более широкой аудитории и выпустил книгу для подростков. Роберт Кийосаки объясняет, почему мы зависим от работы и денег и как сделать так, чтобы финансы начали работать на вас. Автор мотивирует подростков как можно раньше начать принимать самостоятельные финансовые решения, чтобы стать успешными и богатыми людьми. А также научиться четко ставить цели и задуматься о своем будущем уже сейчас.
Книга поможет подростку расширить кругозор в сфере финансов и начать мыслить нестандартно.
Возраст: старшие классы.
fincult.info
Как поговорить с детьми о деньгах – Развитие ребенка
Рейтинг Советы родителям, которые помогут всесторонне раскрыть детям тему денег и управления ими |
Обучение детей младшего школьного возраста основам управления финансами дает прекрасную возможность научить их контролировать свое финансовое благосостояние и, тем самым, свое дальнейшее будущее. Далее представлены советы о том, как правильно разговаривать с детьми о деньгах.
Почему родители должны говорить со своими детьми о деньгах
- Если вы не расскажите детям о деньгах, это сделает кто-то другой, и вам это, скорее всего, не понравится. Деньги – это сила, и как и сексуальные отношения, это очень провокационная тема для разговора с детьми. Однако они хотят ее обсуждать.
- Современные дети должны знать, как справляться с влиянием нынешней экономики. Они должны уметь откладывать процесс удовлетворения своих желаний и растягивать имеющуюся в наличие денежную сумму, чтобы выживать и процветать, как взрослые.
- Дети слышат о деньгах в школе, дома, по телевидению и в новостях, которые они читают в Интернете и СМИ. Родители их друзей теряют работу, денежные капиталы, а иногда и свои дома, порой все окружение детей служить им примером потерь, так что самое время поговорить об основах правильного понимания всего, что связано с деньгами.
- Родители, которые говорят: «Мы должны сокращать расходы», вызывают у детей больше доверия, так как они слышат об этом от своих друзей и понимают, что в словах родителей есть большая доля правды.
Когда родители должны начать учить детей обращаться с деньгами
- Мы должны учить детей обращаться с деньгами в том же возрасте, когда учим их говорить «пожалуйста» и «спасибо», делиться и чистить зубы. Дети уже в возрасте четырех лет умеют ассоциировать кучку монет с абстрактным понятием «сбережения».
- Раскрывайте подробности финансовой жизни семьи. Когда детям исполнится восемь или девять лет, пусть они присутствуют, когда вы платите по счетам. Берите их с собой, когда у вас появляется возможность проявить умение «экономить», и делитесь информацией о том, как и почему вы экономите, и о том, как нужно готовиться к выходу на пенсию. Показывайте им баланс своего сберегательного счета.
- Вы самый впечатляющий учитель в жизни ребенка, поэтому показывайте пример соответствующего поведения. Ваши дети понимают больше, чем вы думаете, и чем они младше, тем более открыты для ваших идей и объяснений.
- Родители часто боятся говорить с детьми о деньгах, потому что сами не очень уверенно обращаются с ними. Они не считают самих себя экспертами в вопросах финансового управления. Такие родители хотят как можно дольше защищать своих детей и их детскую чистоту и невинность. Часто причина нежелания таких родителей обучать своих детей умению обращаться с деньгами заключается в том, что их собственные родители тоже не делали этого.
Что можно и что нельзя рассказывать детям о деньгах
- Рассказывая детям о текущем финансовом положении, не говорите, что все в порядке, если это не так. Найдите время объяснить им то, что они и так уже поняли (по напряжению в доме и от своих друзей в школе).
- Не лгите. Это снижает доверие ко всему, что мы говорим как родители. Сейчас не время ставить под сомнение детское доверие к нам.
- Не предсказывайте будущее – вы просто этого не умеете. Кроме того, говоря детям, что их взрослая жизнь будет очень тяжелой, вы можете накликать что-то плохое (по сути, запрограммировать им непростую жизнь).
- Не молчите. Наблюдая за нашими действиями, дети видят, что что-то происходит, и пытаются понять, что же происходит на самом деле. Поговорите с ними и расставьте все точки над «і».
- Покупать ребенку все, что он хочет, очень вредно для него, а предоставлять ребенку все, что ему нужно, – полезно. Обучение детей тому, как нужно помогать родителям зарабатывать деньги и оплачивать все, в чем они действительно нуждаются, – бесценная наука!
- Введите в семье принцип денежного вознаграждения детей и выплачивайте его вовремя копейка в копейку, так вы научите детей жить по средствам.
- Денежное вознаграждение детей должно покрывать некоторые расходы, которые вы до этого покрывали самостоятельно. Пусть дети учатся сами управлять своими деньгами и познают, что значит иметь в кармане лишь ограниченную сумму денег, которая не возвращается, когда ее потратишь.
- Денежное вознаграждение детей – это ворота к бюджетированию. Предоставляйте детям больше своего времени, таланта и внимания. Ведь это то, что они действительно хотят.
Ошибки, которые совершают родители, разговаривая с детьми о деньгах
- Родители думают, что они могут контролировать жизнь своих детей, контролируя их финансовые потоки.
- Не рассказывают своим детям – с помощью денежного вознаграждения, например, как хорошо быть финансово независимым от родителей.
- Учат детей только тому, как тратить деньги. Не показывают детям, как нужно экономить, жертвовать на благотворительность и инвестировать.
- Скрывают от детей свои ошибки, допущенные при управлении финансами. Признание финансовых ошибок дает родителям возможность научить детей тому, как нужно исправлять такие ошибки.
Как говорить с детьми об экономической ситуации
- Поговорите о деньгах за ужином. Так как вы едите больше, старайтесь, чтобы вы все ели одновременно, чтобы каждый член семьи мог и говорить, и слушать. Вы должны понимать, какая информация уже известна детям. Спросите детей, говорят ли они о деньгах в школе. Поднимают ли эту тему учителя? Говорят ли одноклассники о финансовых проблемах дома? Используйте эти вопросы, чтобы непосредственно перейти к дискуссии о вашей семье и деньгах.
- Объясняйте нехватку денег в семье конкретными терминами. Дети не очень хорошо понимают абстрактные концепции, поэтому объясняйте, что значит снижение доходов в семье для их повседневной жизни. Означает ли это снижение расходов на продукты? Да. Означает ли это, что они будут ложиться спать голодными? Наверное, нет. Означает ли это, что семья не сможет поехать в отпуск в этом году? Может быть. Как насчет увлечений, спорта и праздников? На эти расходы будет выделяться меньше денег? Может быть. Дети, особенно малыши, хотят знать, что произойдет с их комнатой, их кошкой или собакой, их друзьями. Объясняйте, как может измениться их жизнь, но делайте при этом важный акцент – то, что вы всегда будете оставаться рядом с ними, не изменится никогда.
Необходимо успокоить детей и дать им чувство защищенности
- Напишите своим детям письмо. Если вам неудобно говорить о том, что происходит с вашими финансами, напишите своим детям письмо. Изложите в нем все факты и оставьте на пару дней. Затем вернитесь к письму, отредактируйте то, что считаете нужным оставить, и избавьтесь от того, что считаете лишним. Письмо не нужно отправлять или давать читать детям. Это ваша репетиция перед разговором с ними.
- Контролируйте расходы с помощью списков. Попросите всех членов семьи составить списки того, что им необходимо, и того, что они хотят. Обдумайте способы, как вся семья может помочь удовлетворить эти потребности и желания. Сначала необходимо удовлетворить потребности, а потом желания. Составьте план действий всей семьи. Если это любимый вид отдыха на каникулах, подумайте вместе, какой вклад может внести каждый член семьи, чтобы каникулы все же состоялись. Маленькие дети могут использовать свое время и талант, чтобы начать свой бизнес: выгуливать соседских собак, расчищать снег, сгребать сухие листья. Позволяя своему ребенку мыслить творчески и вносить свой вклад в реализацию плана действий семьи, вы сделаете отпуск совершенно новым, может быть, даже более желанным временем, проведенным вместе.
- Начните выдавать денежное вознаграждение. Установите для детей реалистичное денежное пособие, которое будет покрывать их определенные расходы, такие как на одежду, спорт, обед в школе, бензин (если у вас есть машина, на которой вы отвозите ребенка в школу и на кружки), страхование автомобиля. Денежное вознаграждение – это первый шаг на пути к бюджетированию и умению брать на себя личную ответственность за собственные деньги. Денежное вознаграждение позволяет вашему ребенку контролировать некоторые (свои) расходы, и такой контроль будет играть важную роль в поддержке ребенка, который беспокоится о деньгах.
Привлечение детей к экономии денег
В эти очень неопределенные экономические времена, если вы сами чувствуете, что не можете контролировать финансовую ситуацию вашей семьи, представьте, что чувствуют ваши дети. Изобилие – это, возможно, все, что они видели со дня своего рождения. Чтобы помочь им (и вам) выживать и процветать в новой экономике, далее представлены несколько полезных советов об экономии денежных средств, которые научат детей тому, как жить богаче, а тратить меньше.
- Делайте покупки при наличии списка. Собираетесь ли вы в торговый центр или продуктовый магазин, делайте покупки при наличии списка. Покупайте только то, что есть в вашем списке. Пусть ваши дети составят список того, что они хотят и что им нужно. Потребности всегда должны стоять в верхней части списка, а желательные вещи не приобретаются, пока не удовлетворены все потребности.
- Ходите за покупками только с наличными деньгами. Лучший способ избежать дополнительных трат – это использовать наличные деньги. Дети не понимают значение слова «кредит», пока не узнают, что, когда деньги потрачены, они потрачены навсегда. Покажите пример, пользуясь наличными деньгами. Когда вы используете наличные деньги, то не сможете потратить больше, чем у вас есть, при условии, что вы не снимаете наличные с кредитной карточки (оставьте ее дома, дабы избежать соблазна)!
- Наводите порядок в шкафах. Детям нужно напоминать, что у них уже есть. Они часто забывают об имеющихся вещах, и при уборке в шкафах можно отыскать давние сокровища, которые можно снова использовать, а не покупать новые. Новое – это хорошо забытое старое, так ведь?
- Обменивайтесь чем-либо. Поощряйте детей обмениваться джинсами и аккуратно ношеной одеждой, спортивными снарядами и другими принадлежностями с друзьями. Вместо поездки в торговый центр проведите дома вечеринку по обмену.
- Используйте библиотеку. Ведь это место, где книгами, видео и журналами можно пользоваться бесплатно. Пусть дети крутят педали своих велосипедов или садятся в автобус и посещают местную библиотеку один раз в неделю, чтобы получить все желаемые развлечения бесплатно.
- Не питайтесь вне дома. Готовьте пищу всей семьей. Это интересно и гораздо дешевле. Дети при этом учатся кулинарному искусству, а семьи получают прекрасную возможность провести время вместе.
- Выключайте свет. Назначьте младшим детям задание проверять, не горят ли лампочки в пустых комнатах.
- Работа. Если доход семьи недостаточен, подросток может получать то, что он хочет, и то, что ему необходимо, зарабатывая собственные деньги. Рассмотрите возможность обратиться к детям с просьбой вносить часть своих доходов в качестве вклада в семейный бюджет. Когда дети зарабатывают собственные деньги, они смотрят на наличные другими глазами.
- Следите за сбережениями. Важно показать детям, что советы об экономии средств – это важная часть жизни семьи. Посчитайте сбережения и отложите одну часть на погашение семейного долга, а другую часть на счет семьи, который можно использовать для удовольствий, например, периодических ужинов в ресторанах или походов в кино.
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
05.02.2016
childdevelop.ru
7 нескучных книг, которые учат детей обращаться с деньгами (и взрослых тоже)
Если сейчас вам трудно планировать расходы и не тратить все деньги на спонтанные покупки — возможно, вас этому не учили в детстве. Но своих детей от многих ошибок вы можете уберечь. «Мел» и Райффайзенбанк собрали книги, которые помогут разобраться в сложных вопросах про деньги вместе с ребёнком.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Для дошкольников — с историями про чудо-остров
Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. «Волшебный банкомат»
Книга «Волшебный банкомат» рассказывает о приключениях восьмилетних двойняшек — Кати и Серёжи. Их тётя работает в банке и дарит им на день рождения волшебный банкомат. Он отправляет детей на чудо-остров, на котором они узнают, откуда берутся деньги и как с ними правильно обращаться.
Перед каждой главой автор даёт короткие рекомендации родителям: что ждёт ребёнка в новой главе и как ему к этому подготовиться. Например, перед главой, в которой впервые появляется банкомат, автор советует внимательно рассмотреть настоящий банкомат вместе с ребёнком и объяснить, как и зачем его использовать.
«Ничего нам банкомат не даст! Я как-то сказал маме: „Какой добрый этот банкомат, всё время деньги нам даёт!“. А она засмеялась: „Нет, он не добрый. Это не его деньги, это наши с папой деньги. Мы их заработали, положили в банк, вот нам банкомат наши деньги и даёт“. Я мамино объяснение так понял: банкомат — он как холодильник! Чтобы из холодильника взять мороженое, или колбасу, или сок, нужно их туда сначала положить. Не положишь — нечего будет взять. Поняла?»
2. Для младшеклассников — с задачками про племя мумба-юмба
Сергей Федин. «Финансовая грамотность» (в 2-х частях)
Эта книга очень похожа на учебник, и заниматься по ней ребёнку лучше с преподавателем или родителями. В первой части проговариваются самые простые экономические понятия: что такое деньги и откуда они взялись, как отличить подделки, какими были деньги в древности и какие они сейчас. Вторая часть посвящена семейному бюджету: детям рассказывают, откуда берутся деньги у папы с мамой и на что они тратятся, учат копить и планировать большие покупки. В обеих книжках много вопросов и задачек.
«Представь, например, что ты — охотник из племени мумба-юмба. Ты лучше вех умеешь ловить рыбу в реке. Только что ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке. А навстречу тебе идёт человек из соседнего племени у-гу-гу. Он лучше всех умеет делать оружие и как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе очень понравился его лук, а ему — твоя рыба. Что вы тогда сделаете? Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он тебе — лук со стрелами. Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее — на то, что им было нужно».
3. Для средней школы — с картинками и словариком
Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги»
Как появились деньги и как прошли путь от металлических монет и бумажек до электронных денег и пластиковых карт — обо всём этом здесь рассказано просто и доступно. А ещё о том, как составлять бюджет и не влезть в долги, заработать и даже начать свой бизнес. Совсем маленьким детям эту книгу давать рановато, а вот ученикам 5-9 классов — в самый раз. Авторы обращаются к читателю по-приятельски, на «ты», и воздерживаются от назиданий. Читать не будет скучно: в книге много ярких картинок и вставок с интересными историями из мира денег. В конце — удобный толковый словарик, который расшифровывает все финансовые термины.
«Если деньги текут в твой карман — ты получаешь. Может быть, ты зарабатываешь сам или тебе выдают карманные деньги, а может, это стипендия или чей-то подарок. Если поток течёт в обратную сторону, значит, ты тратишь деньги — покупаешь какие-то вещи и платишь за них. Если деньги текут к тебе быстрее, чем от тебя, — будешь богатым. Ну а если наоборот, могут возникнуть проблемы. И весьма серьёзные!»
4. Для старшеклассников — с полезными советами
Роберт Кийосаки. «Богатый папа, бедный папа для подростков»
Как и «взрослая» книга Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», версия для подростков объясняет, как отношение к деньгам влияет на благосостояние человека. Кийосаки говорит о двух разных видах богатства: образовании и финансовом состоянии. Он советует говорить о деньгах с родителями и друзьями, читать экономические журналы и следить за карманными расходами. И помнить, что деньгами важно управлять — не относиться к ним как к подачке, а вкладывать их.
«Ты знаешь, что такое дневник. Иногда его нужно вести в школах на уроках английского. Но самый лучший дневник — это тот, который ты ведёшь для себя, в который записываешь самые сокровенные мысли о жизни. Изливать чувства на бумаге очень полезно, иногда это помогает выразить что-то, что тебя беспокоило, но ты даже не догадывался о том, что оно скрыто где-то глубоко внутри. Описывать свои чувства к деньгам и ту роль, которую они играют в твоей жизни, — это один из способов выяснить, в каком положении ты сейчас находишься и какие финансовые цели ставишь перед собой».
5. Для родителей — с воспитательными секретами
Джолайн Годфри. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами»
Если вы хотите поговорить с детьми о семейном бюджете, но не знаете, с чего начать, тут всё написано. Автор — американский эксперт по детской финансовой грамотности. Она много работала с детьми разных возрастов из семей с самым разным уровнем дохода.
Годфри считает, что за период от 5 до 18 лет ребёнок должен усвоить десять основных навыков обращения с деньгами — научиться экономить, вести счёт деньгам, добиваться достойной оплаты труда, тратить с умом, говорить о деньгах, жить по средствам, вкладывать деньги, проявлять предприимчивость, возвращать долги и с помощью денег менять мир. В своей книге она описывает приёмы, которые помогут ребёнку постепенно узнавать о деньгах и учиться управлять ими.
«Однажды мне пришло письмо от девушки-подростка — она просила принять её в один из бизнес-лагерей, организованных моей компанией: „Люди не обладают врождённым умением зарабатывать деньги и разумно распределять их. Этот навык приходится приобретать, учась у родителей, родных, друзей. В нашей семье деньги всегда были больной темой. У моих родителей нет кредитных карточек, они вечно жалуются, что никак не могут рассчитаться по долгам и кредиту и еле сводят концы с концами, чтобы платить налоги. Отец каждые полгода меняет работу, материальное положение нашей семьи не назовёшь стабильным. Помню, меня с самого детства тревожили денежные вопросы. Как-то получалось, что люди, у которых на самом деле было меньше денег, чем у нас, казались мне более обеспеченными“».
6. Для всей семьи — с уроками от лабрадора Мани
Бодо Шефер. «Пёс по имени Мани»
Книгу Бодо Шефера можно читать и младшеклассникам, и подросткам — самим или вместе с родителями. В любом случае это будет интересно и полезно. В Азии по «Псу по имени Мани» даже поставили детский мюзикл и нарисовали серию комиксов. Книжка рассказывает про 12-летнюю девочку Киру, которая становится хозяйкой необычного лабрадора Мани. Мало того, что этот пёс умеет говорить, — он ещё и большой эксперт в вопросах финансовой грамотности. Мани учит Киру не тратить деньги спонтанно, отделять необходимые покупки от желаемых, ставить цели и копить на них, а потом и вкладывать деньги. И всё это — в форме увлекательной сказки.
— Я предлагаю обсудить одну тему — деньги. Это очень важно.
«Есть и другие темы, которые интересуют меня намного больше», — подумала я. Кроме того, мама часто говорила, что деньги — это не самое главное в жизни.
— Я тоже не считаю, что деньги — это самое главное. Но они приобретают исключительную важность, когда их постоянно не хватает. Вспомни, как мы с тобой тонули в реке. Нам обязательно надо было выбраться. Всё остальное было второстепенным. То же самое происходит сейчас с твоими родителями. Их финансовое положение настолько тяжёлое, что они только о нём и говорят. Можно сказать, что они тонут. Я хочу помочь тебе, чтобы ты не попала в подобную ситуацию. Если хочешь, я покажу тебе, как деньги могут приносить радость.
7. Для студентов — с чёрно-белыми комиксами
Майкл Гудвин, Дэвид Бах и Джоэл Бакан. «Экономикс»
«Экономикс» — это книга по истории экономики, написанная понятным языком и оформленная в виде комикса. Несмотря на внешнюю несерьёзность, она рассказывает о недетских вещах — капитализме, меркантилизме и прочем (согласитесь, тут не каждый взрослый с ходу даст определение). Но обо всём этом авторы пишут легко и иронично. В пример часто приводят интересные факты — например, почему голландцы съели премьер-министра или как так получилось, что в средневековье хирургами и цирюльниками были одни и те же люди. Оказывается, всё из-за экономики.
«Пекари работают не потому, что какой-то Хлебный Господин говорит им, и не потому, что они святые и хотят всех накормить. Они работают ради собственной выгоды. Пекарь может захотеть схитрить, но тогда другие пекари, думающие только о своей выгоде, уведут его покупателей. Даже если он — единственный пекарь в городе, он не может жадничать. Если он начнёт „заколачивать бешеные деньги“, другие оставят свои занятия и начнут печь хлеб».
Чтобы закрепить свои знания об экономике, можно попробовать применить их на практике. В Райффайзенбанке детям уже с шести лет можно оформить собственную карту. Конечно, она будет привязана к счёту родителей, но дети сами смогут решать, как тратить и на что копить деньги. Научиться делать это грамотно поможет мобильное приложение Start для детей и подростков. Там можно в игровой форме освоить основы финансовой грамотности, учитывать доходы и расходы, создавать списки желаний и делиться ими с родителями или друзьями.
mel.fm
Детям о деньгах: полезные советы
Карманные деньги: когда, сколько, а надо ли вообще, как у других? Эти вопросы рано или поздно встают перед всеми родителями. Мы постарались собрать максимум полезных советов о том, как нужно знакомиться с деньгами, а заодно рассказать, как обстоит дело в других странах
Про карманные деньги
- Деньги выдаются регулярно в определённый день и на определённый срок.
- Если деньги истрачены сразу, дождитесь следующего поступления; если деньги не использованы – ни в коем случае не отбирайте их.
- Ребенок не может тратить деньги на ряд запрещенных вещей: сигареты, энергетические напитки, игровые автоматы. Если это условие нарушено, то это повод к серьёзному разговору, но не к наказанию в виде отмены карманных денег.
- Карманные деньги не должны быть ни способом поощрения, ни средством наказания.
- Полезно поощрять желание ребенка самостоятельно заработать; это поможет ему во взрослой жизни. Обращаясь к опыту западных стран, заметим, что даже у очень богатых родителей распространена практика трудового воспитания собственных детей. Подростки сами зарабатывают личные деньги во время каникул, работая в кафе, в магазинах, на почте, в социальных службах. Умные родители учат их тем самым узнавать истинную цену денег.
Про детские карманные деньги за границей
Германия
Карманные деньги детям выдаются здесь с самого раннего возраста, примерно с 5 лет. Суммы эти, конечно же, небольшие, главная задача родителей – научить распределять свои финансы. Ребенку предлагается на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Становясь перед сложным выбором, ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор. Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро в неделю. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог). Цель — приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог. Еще в германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.Франция
Французы приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет), да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька. На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время. Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).США
В Штатах дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.). Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно. На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме.Швеция
В этой стране деньги накопить детям очень легко, потому что до 20 лет государство выдает на карманные расходы 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя, то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма. И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15 лет могут организовать свой бизнес.Англия
Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности, хотя почти во всех семьях у детей есть копилки. Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы. Если же дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных платежей и продукты.Турция
В Турции дети получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам. Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.10 советов для дошкольников
Покажите им деньги
Один из самых простых способов научить вашего дошкольника понятию о деньгах, показать им, как деньги выглядит. Пусть подержит купюру или несколько монет из вашего кошелька. Для первого знакомства – достаточно. Только потом не забудьте помыть детям руки.Попросите их посчитать
На реальных купюрах здорово отрабатывать навыки счета. Понимая, что можно купить на определенную сумму и сколько нужно бумажек, чтобы приобрести желанную игрушку, навыки счета будут оттачиваться автоматически.Пусть совершат покупки
Приходя в магазин, выдайте ребенку небольшую сумму, разрешая потратить на необходимые им вещи. Направьте мысль ребенка в отдел бытовой химии (или на худой конец игрушек), а не сладостей. Совершая реальную покупку, ребенок визуально оценит стоимость денег. Ну, и навыки счета закрепит, конечно.Поиграйте в магазин
Игра в магазин – тоже поможет отточить навыки по взаимодействию с деньгами. Примеряя роли продавца и покупателя, вы можете показать на практике экономические понятия. Вы можете рассказать на языке ребенка научить ребенка читать ценники и прикидывать в уме, хватит ли вам денег на выбранные покупки.Научите детей делать сбережения
Дошкольники не могут постичь концепцию экономии денег в силу возраста, но вы можете им помощь. Первое знакомство с экономией и накоплениями вполне может выглядеть в виде обычной копилки. Предложите ребенку складывать туда денежные подарки или деньги, которые он заработал (ну, мало ли, в рекламе снялся).Проговорите цели
Лучший способ научиться экономить – поставить цель. Поэтому придя в магазин игрушек, спросите у ребенка, какую игрушку он хотел бы заполучить. Изучите и запомните ценник. Посчитайте вместе, сколько времени нужно копить, чтобы образовалась вся сумма. Желание поскорее получить выбранную игрушку, по идее должна стимулировать ребенка сохранять все подаренные деньги.Денежная угадайка
Возьмите небольшую банку и заполните ее монетками или купюрами. Попросите ребенка угадать, сколько там денег. Предложите свой вариант. После того, как вы оба сделаете ставки, пересчитайте. Это занятие поможет детям узнать стоимость денег и научиться их считать.Целое и части
Дошкольникам многие вещи становятся понятны, если представлены наглядно. Поэтому не спешите менять их мелочь из копилки на бумажки. Путь посчитают сами и определят, сколько монет в одной купюре и, соответственно, сколько купюр всего им полагается. Не могут посчитать – пусть идут в магазин с трехлитровой банкой.Спорный вопрос
Каждая семья решает самостоятельно, стоит или нет поощрять ребенка за чтение книг уборку дома, оценки и другую общественно-полезную работу. Лично я – против. Но можно найти другие способы заработать ребенку. Например, ставить театр для других деток в классе или во дворе, выгуливать соседских собак, участвовать в фотосессии и прочее. Можно продавать свои поделки или собранные в лесу ягоды. Чувствуете разницу? Если научить их чувствовать разницу, за что можно поощрить, а что они должны делать для семьи бесплатно, то вы воспитаете заботливых людей, ценящих свой и чужой труд.Настольные игры
Играйте в экономические игры типа “Монополии”, они сейчас выпускаются для самых маленьких. В них хоть деньги и ненастоящие, но реальные процессы продажи и покупки отражены очень верно.Покажите свой пример
Покажите на своем примере. Как нужно относиться к деньгам. Объясните детям, что деньги – это лишь средство в достижении целей, а не самоцель. Старайтесь сами покупать только необходимое, формируя уважительное отношение к деньгам.www.odevaika.ru