КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ — Логопед Подготовка к школе Развивающие занятия Тюмень
КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмем тетрадь.
Левая рука на месте, правая рука на месте,
Можно начинать писать!
От теории к практике.
Вы обращали внимание на то, как держит ручку ваш ребенок? Наклон ручки, положение пальцев, рук, локтей, ног, спины ― все это важно для того, чтобы научиться писать правильно, быстро и красиво.
Как правильно держать ручку ребенку и как правильно его этому обучить?
При письме ручка должна поддерживаться тремя пальцами руки: левая сторона среднего пальца является «лежанкой» для ручки, указательный палец фиксирует ручку сверху, а большой — обеспечивает поддержку снизу. Все три пальца должны быть слегка округлены и немного сжимать ручку. При письме согнутый мизинец является опорой для руки. Обратный конец ручки должен быть направлен на правое плечо.
С дошкольниками можно поиграть в интересные игры: 1) пусть ребенок представит, что на среднем пальце его руки расположилась мягкая подушка. Попросите, чтобы он уложил ручку на эту подушку со всем комфортом для нее. Пусть это будет такая интересная игра с ручкой в роли главной героини. Чтобы ручке было еще удобней, предложите ребенку придерживать ее большим и указательным пальцем с двух сторон.
2) на каждом пальце, задействованном в процессе, нарисовать морду зверушки, после чего потренироваться каждого из них расположить на определенном уровне.
Тетрадь во время письма должна быть расположена под углом 30°. Таким образом ребенку не нужно будет сильно разворачивать туловище или наклонять голову, для того чтобы писать под наклоном. Нижняя часть страницы тетради должна находиться напротив середины груди. Локти ребенка не должны свисать со стола.
Во время письма важно, чтобы рука опиралась на основание запястья, мизинец и внешнюю часть ладони. По мере продвижения руки по странице следите за тем, чтобы ребенок аккуратно передвигал ладонь, перенося вес на запястье. Когда будет расстояние, примерно слово из 10 букв, запястье можно плавно немного передвинуть.
Ключевым моментом для правильного положения ручки является длина ручки, примерно 15 см. Это важно, так как слишком короткая ручка или слишком длинная станут помехой для обучения ребенка правильным навыкам письма.
С целью тренировки навыка правильного письма стоит уделить внимание ручкам с тремя гранями и насадкам на ручки (см. рис. 2).
Оптимальной моделью считается капиллярная ручка (см. рис. 3).
С одной стороны, капиллярный эффект позволяет предотвратить вытекание чернил, а с другой – капиллярная ручка оставляет на бумаге равномерный, тонкий и четкий след. Письмо получается особенно аккуратным и ровным.
Угол наклона ручки по отношению к листу у правши составляет примерно 45°. А при письме шариковой ручкой возможен угол наклона к листу бумаги 90°, поскольку так паста лучше поступает на пишущий узел. Таким способом затрачивается большое количество энергии.
Проверить, правильно ребенок держит ручку или нет, можно очень просто. Достаточно будет попросить его приподнять указательный палец. Если все сделано было правильно, то даже после этого ручка не упадет (см. рис. 4).
при помощи насадок, салфетки,пинцета, ручки тренажеры, если ребенок левша, лучшее время для обучения
Большинство малышей любят рисовать или даже просто чиркать по бумаге. В раннем возрасте не все родители заботятся о том, чтобы научить ребенка правильно держать ручку. А между тем, привычка, сложившаяся в 3-4 года, может потом принести немало неприятностей в школе.
Неправильный захват ручки отражается на почерке, и у ребенка будут сложности с письменными работами. Есть действенные формы научить малыша держать карандаш и ручку правильно, обучение лучше всего проводить в игровой форме.
Признаки неправильного захвата
Большинство малышей держат ручку или карандаш в кулачке, дети постарше выбирают другие положения пальчиков.
Основные признаки неправильного захвата:
- верхний кончик карандаша или ручки направлен в лицо ребенка;
- пальчики, держащие ручку, расположены вплотную к бумаге или, напротив, на значительном расстоянии;
- указательный пальчик расположен выше большого;
- в процессе рисования или письма ребенок двигает листок, а не передвигает руку;
- ребенок сильно нажимает на карандаш, прорывая бумагу, или напротив, нажимает слишком слабо.
Если сразу не научить ребенка держать ручку или карандаш правильно, то неправильный захват войдёт привычку. А бороться с уже сложившимися привычками очень сложно. Нужно понимать, что правильные привычки не формируются за один день, родителям придется запастись терпением.
Наилучшее время для обучения
Когда нужно начинать обучение? Подготовку к правильному письму необходимо с раннего возраста. Навыки мелкой моторики нужно начинать тренировать с младшего дошкольного возраста.
Будут полезны такие занятия:
- игра с бусинами – нанизывание их на веревочку, перекатывание и пр.;
- шнуровка;
- игры с мозаикой, с конструктором;
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- пальчиковые игры и гимнастика;
- лепка из мягкого пластилина.
Занятия должны быть регулярными и обязательно под присмотром взрослых. Так как оставлять детей один на один с мелкими предметами опасно.
Примерно к 4 годам будет ясно, какая рука (правая или левая) у ребёнка является рабочей. Этот возраст – наилучшее время для обучения обращению с карандашом и ручкой. К 6 годам большинство детей осваивают письмо печатными буквами.
Как выбрать ручку или карандаш
Первой письменной принадлежностью для маленького ребенка, как правило, являются цветные карандаши. Идеальным выбором станут карандаши с трехгранной формой стержня. Если такого варианта подобрать не получилось, стоит обратить внимание на карандаши с шестигранным стержнем. А вот худшим выбором станут карандаши, стрежень которых имеет круглую форму.
Малышам до 3 лет стоит покупать толстые карандаши диаметром около 1 см. стержень должен быть мягким, чтобы не приходилось прилагать усилий при рисовании. А вот покупать большой набор не стоит. Малышам достаточно купить набор из 6 цветов. После того, как основные оттенки будут усвоены, можно приобрести наборы из 12 цветов.
Приступая к выработке навыков письма, необходимо правильно подобрать ручку. Не нужно стараться купить что-то слишком вычурное, например, ручку в форме героя мультфильма. Самый лучший вариант в этом случае – самый простой.
Корпус ручки не должен быть не слишком тонким, не слишком толстым. Оба варианта для маленьких детских пальчиков неудобны. На месте, где располагаются пальчики, должна быть резиновая насадка. Её назначение – противостоять скольжению пальцев. Кроме того, резинка смягчает давление на пальчики.
Корпус должен быть выполнен из пластика, такие ручки легкие, но достаточно прочные. Но пластик должен быть качественным и безопасным, так как многие дети любят грызть или сосать ручки. Это, конечно, не самая лучшая привычка, но побороть её сразу удается не всегда. Поэтому покупка письменных принадлежностей из пластика, содержащего токсические вещества, должна быть исключена. Желательно выбирать модели с граненым корпусом, они меньше катаются по столу.
Как держать ручку при письме
Прежде чем начинать учиться писать, нужно объяснить малышу, как держать ручку при письме. Основной нюанс – это расположение пальцев. Ручка укладывается на верхнюю часть среднего пальца, большим пальцем корпус ручки придерживается слева, а указательным – сверху.
Безымянный палец и мизинец можно располагать, как удобно ребенку, обычно, их поджимают к ладони. Кисть не должна быть напряжена. Пальцы должны располагаться выше кончика ручки примерно на 1,5 см.
Как держать карандаш при рисовании
Как держать карандаш при рисовании? Большинство малышей сначала держат его в кулачке, в возрасте до 3 лет, это совершенно нормально, но после 3 лет нужно начинать учить ребенка правильному захвату.
Правильный способ держать карандаш:
- карандаш лежит на среднем пальце;
- указательный палец располагается сверху, придерживая;
- большой палец находится слева;
- все три пальца не слишком сильно сжимают карандаш, указательный палец можно легко поднять, при этом карандаш не должен выскальзывать;
- мизинец и указательный палец поджаты к ладони или располагаются у основания большого пальца;
- рука опирается на верхний сустав подогнутого мизинца.
К чему приводит неправильный захват
Эстетический момент тут неглавное. Конечно, некрасиво, если школьник или взрослый человек держит ручку, как маленький ребенок. Но неправильный захват может привести к более серьезным последствиям. Это может повлиять:
- На осанку. Неправильный захват ручки может привести к тому, что ребенок будет слишком низко склоняться к столу или выворачиваться в сторону. Это может негативно отразиться на развитии позвоночника и привести к развитию сколиоза.
- На остроте зрения. Привычка низко склоняться над тетрадью или альбомом может стать причиной развития близорукости.
- На концентрации внимания. При неправильном захвате ручке кисть находится в напряженном положении и быстро устает. Усталый ребенок не может нормально воспринимать информацию, что сказывается на успеваемости.
Простые способы научить ребенка правильно держать ручку
Существуют достаточно простые способы научить ребенка правильно держать ручку. Родителям остается только подобрать наиболее подходящий для их ребенка.
Но до начала обучения нужно обязательно научить малыша правильно сидеть за столом.
- Необходимо использовать стол или парту, подобранный по росту ребенка.
- Нельзя, чтобы ножки были на весу, они должны опираться на пол или подставку.
- Локти ребенка должны лежать на столе.
- Расстояние между краем стола и корпусом ребенка – примерно 2 см.
- Лист бумаги (тетрадь) для письма нужно располагать под углом примерно 30 градусов. Левый уголок должен быть направлен в середину груди ребенка.
Начинать занятия лучше всего с игры. Очень полезным развлечением может стать игра в дартс. Чтобы удачно бросить дротик, его нужно взять тремя пальцами, примерно так же, как и карандаш или ручку. Играть в дартс можно с ребенком 5-6 лет.
С помощью резинки
Выработать правильный захват можно с помощью с резинки. Этот вариант позволяет добиться правильного наклона ручки. Резинка требуется тонкая, отлично подходит резинка для денег.
Резинку надевают на запястье, затем перекручивают на свободном конце и получившуюся петельку накидывают на верхний конец карандаша или ручки. Благодаря этому приему, письменная принадлежность будет иметь правильный наклон.
С помощью салфетки
Научиться правильно держать «не нужные» при письме мизинчик и безымянный палец можно с помощью салфетки. Метод очень прост, но эффективен. Для тренировки требуется обычная столовая бумажная салфетка или бумажный носовой платок. Салфетку складывают в несколько раз. Получившуюся «подушечку» кладут на ладонь, и ребенок прижимает салфетку к ладони при помощи четвертого и пятого пальца.
Три оставшиеся пальца выпрямляют и берут ими карандаш или ручку. В процессе письма или рисования необходимо удерживать салфетку. Это вырабатывает привычку держать пальцы правильно.
Метод пинцета
Очень простым способом обучения является метод пинцета. Для проведения урока потребуется единственный предмет – карандаш или ручка. Но вот выбирать письменную принадлежность нужно внимательно, это должен быть простой образец длиной около 15 см, среднего диаметра (около 7-8 мм).
Карандаш или ручку устанавливают вертикально стержнем (грифелем) вниз. За свободный кончик ребенок берется тремя пальчиками, задействованы большой, указательный и средний палец. Затем пальцы начинают скользить вниз, пока они не займут правильное положение.
Специальные насадки
Для обучения правильному захвату можно использовать специальные насадки. Изготавливается насадка из мягкой резины или силикона. Чаще всего, насадки имеют форму рыбки. На ней сделаны специальные выемки, в которые очень удобно укладываются пальчики.
Ручку с насадкой просто неудобно держать в неправильном положении, поэтому у ребенка формируется привычка правильного захвата. Выпускаются насадки разных ярких оттенков, поэтому они привлекают внимание детей.
С помощью мелков
Еще один простой способ научить ребенка правильному захвату карандаша – с помощью мелков. Потребуется купить художественные мелки, их нужно разломать на кусочки длиной около 3 см. Рисовать такими короткими кусочками мелков, держа их в кулачке, невозможно. Поэтому ребенку придется удерживать мелок тремя пальчиками.
Научившись рисовать мелками, ребенок сможет сразу правильно держать карандаш или ручку.
Ручки-тренажеры
Можно приобрести специальные ручки-тренажеры. Их отличием от обычной ручки является наличие резиновой насадки со специальными выемками, благодаря которым пальцы ребенка располагаются правильно.
Ручки имеют трехгранную форму корпуса. Корпус выполнен из мягкого пластика, вес ручки уменьшен по сравнению со стандартными моделями. А поскольку продукция предназначена для детей, то ручки выпускаются в ярких расцветках с забавными принтами.
Метка на пальчике
Еще один простой метод обучения – это метка на пальчике. Его нужно применять в том случае, если ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко от пишущего стержня.
Чтобы научить малыша держать ручку правильно, нужно ручкой или фломастером поставить метку на среднем пальчике. И именно на эту метку должен опираться карандаш или ручка. В процессе занятий нужно периодически контролировать правильность расположения письменного прибора.
Если ребенок левша
Раньше считалось правильным переучивать левшей, обучая их действовать правой рукой. Сейчас от этой практики отошли, решив не противодействовать природе. Если ребенок левша, то и учить его нужно с учетом его особенности.
Малыши до 2-2,5 лет, как правило, одинаково неловко действуют обеими руками. Они могут сегодня пытаться схватить игрушку правой ручкой, а завтра – левой. А вот с 2-2,5 лет уже стоит начинать наблюдать за ребенком. Та рука, которой он предпочитает держать ложку, карандаш или брать игрушку, скорее всего, и будет ведущей. Но все же окончательно определиться можно только к 4 годам.
Методы обучения правильно держать ручку для ребенка левши используют те же, что и для правшей. Но есть и небольшие отличия.
- Для обучения левшей выпускаются специальные насадки на карандаши и ручки-тренажеры. Это приспособления со специальными выемками для правильного расположения пальчиков. Для левшей расположения этих выемок иные, чем для правшей, поэтому производители выпускают два вида продукции. Назначение обозначено в маркировке. На ручках для правшей указано «right» или «left».
- Левши часто при письме держат руку над строкой, это неправильно, нужно следить, чтобы рука была ниже строчки, на которой выводят буквы.
- Стоит обратить внимание и на положение ручки, левшам приходится держать корпус письменной принадлежности выше, чем правшам.
В процессе занятий с любым ребенком родители должны проявить терпение, не нужно давить на малыша, торопить его. Положительный настрой взрослого позволит ребенку лучше и быстрее освоить навык.
4allwomen.ru
Как правильно держать ручку при письме первокласснику: основные рекомендации
Добрый день, дорогие читатели!
Вопрос о правильной постановке руки при письме волнует всех родителей, которые готовят своих детей к школе. Неправильная постановка может в будущем сильно повлиять на скорость письма и усвоение материала.
Родители не должны надеяться на учителей и сами принимать в этом процессе участие. Но для этого взрослые должны понимать, как правильно держать ручку при письме первокласснику.
Основные правила постановки
Мало кто задумывается о том, какова должна быть постановка руки при письме. В то же время от этого зависит, насколько красиво и правильно будет писать ваш ребенок. Давайте разберемся в основных правилах, которые надо соблюдать правше:
- Нащупайте выемку на нижней фаланге среднего пальца и положите на него пишущий предмет.
- Сверху обхватите его указательным и большим пальцами.
- Проследите, чтобы от указательного пальца до острия было около 1,5 см.
- Сесть прямо за стол, чтобы расстояние между грудью и поверхностью стола составляло около 2 см.
- Бумагу поверните под углом 30 градусов.
- Расстояние от глаз до бумаги должно быть около 30 см.
- При написании следует опираться на запястье, ребро ладони и мизинец, постепенно передвигая запястье.
Как видите, ничего сложного. Но для закрепления этой позиции от взрослых потребуется постоянный контроль и внимание к ребенку. Фразы вроде «Сядь правильно», «Пиши нормально» ничего не значат, ведь малыш еще не знает, как правильно, и не может себя контролировать.
Левше придется немного изменить позицию руки:
- При письме левой рукой ручка и рука ребенка находятся на одной линии.
- Источник света располагается справа.
- Наклон бумаги составляет 20 градусов.
- Расстояние от конца пера до указательного пальца составляет около 4 см.
Чтобы малыш научился красиво писать, необходимо выбрать оптимальную длину и толщину пишущего предмета. Красота при выборе канцелярии должна учитываться в последнюю очередь. Обратите внимание на следующие особенности:
- Длина – около 15 см.
- Диаметр – до 7 мм.
- Грани и ребристая поверхность отсутствуют.
- Цвет – темно-синий.
Это оптимальный вариант ручки, которую можно купить первокласснику. Не обращайте внимание на яркие рекламы: приобретайте вполне обычный пишущий предмет, который будет соответствовать требованиям комфорта при письме.
Добрый помощник
В наше время задача первоклассника значительно упрощена. Научить правильно держать руку можно с помощью резинки – насадки на шариковую ручку с выемками для пальцев.
Благодаря этому пальцы не съезжают и привыкают держать правильную позицию. Приобрести этот предмет-помощник можно в любом канцелярском магазине. Как правило, он имеет форму рыбки.
Но не все учителя благосклонно относятся к резинке. Многие выступают против нее и не советуют вообще приучать к ней малыша. Объяснение, с одной стороны, вполне логичное: пальцы привыкают к поддержке, и без нее все равно будут съезжать, так как мышцы не натренированы.
Возможно, это так. Но тем родителям, которые сами не знают, как правильно держать при письме ручку, резинка поможет разобраться в тонкостях педагогики.
Классика и модерн
Удивительно, но со времен изобретения шариковой ручки посадка существенно изменилась. Сейчас мы опираемся на запястье, мизинец и ребро ладони, а конец пишущего предмета смотрит в сторону. Такой наклон объясняется строением шариковой ручки: необходимо, чтобы шарик двигался, тогда чернила будут вытекать активнее.
В недавнем прошлом, когда писали пером, посадка руки была другой. Упор был исключительно на запястье, в мизинец в письме почти не участвовал. Конец пишущего предмета смотрел точно в предплечье. Благодаря этому трение пальцев с бумагой уменьшалось, рука почти не уставала.
Сегодня в некоторых школах Германии до сих пор требуют от учеников пользоваться только пером: только при классической посадке перо будет нормально писать.
Изменения в самой структуре пишущего предмета изменил и посадку. Учить малыша классике написания сейчас бесполезно: шариковой ручкой в таком положении писать очень трудно, так что приходится следовать новым тенденциям.
Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в соц. сетях. До скорых встреч, дорогие читатели!
Этот блог читают 10875 мам, пока
играют со своими детьми.
Поделитесь и вы с друзьями:
chesnachki.ru
Как правильно держать ручку? Готовимся к школе
Здравствуйте, дорогие друзья! Многие взрослые часто задаются вопросом: как научить своего ребенка правильно держать ручку? Как выясняется в школе или в старшей группе детсада, далеко не все дети умеют правильно держать ручку. Конечно, тут могут и помочь хорошие специалисты — педагоги и психологи. Существует и несколько разных способов обучения. Важно помнить, что пока ребенок только учится правильно держать ручку, необходимо наблюдать за ним и корректно поправлять, если у него что-то не получается, не допускать насмешливого или язвительного тона. Если ребенок левша, а из взрослых никого левшей нет, этот процесс будет еще более сложным и долгим. И конечно, постарайтесь оградить малыша от насмешек со стороны сверстников.
Как же правильно держать ручку в ладони?
Разберем подробнее, за что отвечает каждый палец на ладони:
— Ручка должна располагаться с левой стороны среднего пальца (для правшей, для левшей – соответственно, наоборот).
— Указательный палец захватывает ручку сверху-справа.
— Большой палец должен поддерживать ручку сверху-слева.
— Важно, чтобы ребенок не сжимал ручку чересчур сильно, а все три пальца были чуть-чуть скруглены.
— Ручка не должна упасть, если приподнять указательный палец, который ее поддерживает.
— Мизинец и безымянный палец могут лежать как внутри ладони, так и находиться свободно у основания пальца. В процессе письма мизинец должен быть загнут вовнутрь, а рука должна опираться на его верхний сустав.
На первый взгляд вроде бы все понятно. Но далеко не у всех первоклашек это получается с первого раза. Необходимо не только показать и рассказать ребенку, как правильно держать ручку при письме, важно, чтобы он представлял сам процесс и чувствовал уверенность в своих силах. Кроме того, стоит иметь ввиду еще несколько важных моментов:
1. Проверьте, правильно ли ребенок сидит. Его ноги должны стоять прямо, и сидеть нужно тоже прямо. Между столом и грудью расстояние должно быть 1,5 – 2 см. Оба локтя рук лежат на столе.
2. Проследите, чтобы тетрадь располагалась на столе правильно, а именно под углом в 30 градусов. При этом нижний угол листа, на котором ребенок пишет, соответствовал середине груди.
Как объяснить ребенку, что от него требуется?
Попросите ребенка представить, что на третьем пальце правой руки находится невидимая подушечка. Именно на эту подушечку и укладывается ручка. Затем надо показать, как указательный и большой палец захватывают ручку сверху. При этом проследите, чтобы расстояние от кончика ручки до указательного пальца было 1,5 см — в противном случае будет чувствоваться легкое напряжение в руке.
Веселые уроки: учимся держать ручку с помощью игр
Для того чтобы ребенок быстрее понял, как правильно держать ручку, можно придумать несколько занимательных игр. Вот несколько из них:
Способ № 1
На помощь приходит обычная салфетка, с её помощью малыш быстрее поймет, как надо держать ручку. Салфетку складываем в несколько раз. Затем просим ребенка зажать её мизинцем и безымянным пальцами, а остальные пальцы выпрямить вверх. После этого остается только взять оставшимися пальцами ручку, и она будет лежать в ладони правильно.
Способ №2
Ваш ребенок когда-нибудь играл в дартс? Если нет, то самое время купить ему мишень и дротики. Если представить, что ручка — это дротик, то обнаружится, что принцип захвата пальцами тут одинаковый. Пробуйте, в таком варианте ребенок с легкостью освоит нужный навык.
Способ №3
Можно приобрести устройство, надевающееся на ручку. Взять ручку не правильно в этом случае будет просто невозможно. Подобные насадки на ручки бывают очень красочные, в форме разных зверушек, и детям они очень нравятся. Такие насадки подойдут и правшам, и левшам.
Способ №4
Можно купить ребенку ручку со специальной подсказкой для пальцев. Эти ручки разработаны специалистами эргономики, образования и медицины, а выпускает такую продукцию известная фирма Stabilo LeftRicht. Ручки с подсказками для пальцев так же изготавливаются отдельно для детей-правшей и детей-левшей.
Способ №5
Попробуйте такой способ. Ручка берется за самый-самый краешек и ставится вертикально на стол. Пальцы скользящим движением спускаются вниз вдоль ручки, не доходя до её основания на 1,5 см. При этом надо будет проследить, чтобы рука ребенка слегка наклонилась под нужным углом.
Способ №6
Этот метод подойдет для самых маленьких, а называется он «Спокойной ночи, ручка!». Попросите ребенка положить ручку «спать». Причем «спать» ручка должна в руке ребенка. Средний палец – кроватка, указательный – подушка, большой палец – одеяло.
Вот, наверно, и все основные способы и методы, которые помогут обучить малыша как правильно держать ручку. В некоторых случаях они могут оказаться полезными не только для детей. Ведь бывает и так, что взрослые, которых никто не проконтролировал в свое время, тоже не умеют правильно держать ручку. Что ж, учиться никогда не поздно! К тому же, используя данные техники и методики, можно научить левшу писать обеими руками, не переучивая использовать левую руку в качестве основной. Успешных занятий вашим малышам!
mother-and-baby.ru
Как правильно держать ручку при письме?
Шариковая ручка — предмет первой необходимости для школьника, а умение правильно ей пользоваться — залог красивого почерка, хорошей осанки, достаточной скорости письма. Половина современных первоклашек не получает дома или в саду достаточных навыков письма — они зажимают письменные принадлежности всей кистью, как делают малыши. Хорошо, если родители заранее объяснят и покажут ребенку, как правильно держать ручку при письме.
Чем грозит неправильное положение ручки?
Недаром в советских школах до 1968-го года разрешены были исключительно перьевые ручки — они вырабатывали у детей привычку писать вдумчиво и аккуратно. Но прогресс не стоит на месте: ручки с шариковым наконечником позволяют записывать больший объем материала, ведь их не надо поминутно обмакивать в чернильницу. Не опасаясь поставить кляксу, школьники невольно торопятся выполнить задание, снижая разборчивость почерка. Если умение правильно держать ручку сразу довести до автоматизма, в дальнейшем почерк останется ровным и красивым.
Но гораздо важнее эстетической стороны вопрос здоровья. Привычка держать ручку неправильно становится причиной быстрой утомляемости на диктантах, плохого выполнения чертежей. Эти нюансы затрудняют психологическую адаптацию к школе, вызывают комплексы, нежелание учиться.
Вслед за почерком ухудшается осанка: строчки при ошибочном захвате ручки не видно, поэтому школьник сидит не прямо, а приподняв плечо рабочей руки. Искривление позвоночника и ухудшение зрения — последствия такой позы при письме.
Хорошо, если родители вовремя заметят, что малыш неправильно держит карандаш. Насторожить должны следующие особенности:
- Верхний кончик карандаша направлен к лицу ребенка;
- Пальчики при захвате расположены вплотную к бумаге или наоборот очень высоко, что создает дискомфорт;
- Указательный палец при письме расположен выше большого;
- Создавая рисунок, юный художник передвигает альбомный листок, а не карандаш;
- Сила нажима чересчур слабая или сильная — грифель едва касается бумаги или рвет ее.
Ошибки при захвате письменных принадлежностей быстро входят в привычку, поэтому исправлять их нужно сразу. Правильные навыки не формируются за один день, придется запастись терпением.
Подготовка руки к письму
Взрослые не заостряют внимание на положении пальцев при письме, машинально держа руку так, как привыкли с детства. Дошкольнику придется много раз объяснять, как правильно держать ручку при письме: пишущую принадлежность кладут третью фалангу среднего пальца, фиксируя указательным и большим. Оставшиеся два пальчика дети обычно поджимают.
Если при письме держать ручку правильно, кисть будет расслаблена, спина прямая. Попросите ученика поднять указательный палец: если ручка не изменила положения, все правильно.
Тренировать положение руки нужно с младшего дошкольного возраста, когда малыш знакомится с мягкими карандашами, кисточками, пластилином. Правильно отщипывать пластичную массу тремя пальцами, это отрабатывает будущий зажим. Для формирования моторных навыков будут полезны такие занятия:
- Изготовление бус и гирлянд из мелких шариков, бисера, стекляруса, а также просто перекатывание их пальцами;
- Шнуровка ботинок;
- Штриховка и дорисовывание картинок, узоров;
- Сборка различных моделей из деталей конструктора;
- Вырезание снежинок и фигур из бумаги;
- Застегивание и расстегивание пуговиц на одежде;
- Пальчиковая гимнастика.
Примерно к 4-м годам дети окончательно определяются, какая рука — рабочая. Одновременно запоминается ее положение при письме. В 6 лет ребенок должен уметь писать печатные буквы.
Выбираем ручку
Во многом положение руки при письме определяется самой ручкой: если она неудобная, малыш вынужден корректировать захват. На ранней стадии обучения лучше использовать граненый карандаш — его проще держать правильно. Потом можно переходить на ручку, выбранную по следующим параметрам:
- Оптимальная длина пишущего предмета 13-15 см;
- Толщина ручки максимум 8 мм;
- Корпус трехгранный, обтекаемой формы;
- На месте предполагаемого захвата расположен прорезиненный участок, предотвращающий соскальзывание пальцев;
- Стержень пишет мягко, легко скользит по бумаге;
- Материалы всех частей пишущего предмета безопасны.
Обычная шариковая ручка предпочтительнее автоматической, где при сильном нажиме стержень может «провалиться», а кнопка будет отвлекать. Цвет чернил темно-синий или глубокий фиолетовый: бледные оттенки вынуждают ребенка прижимать ручку, добиваясь более четкого следа.
В общем, дизайн ручки должен быть максимально удобным, простым и неброским. Ведь предмет приобретается для письма, а вовсе не для развлечения. Не стоит покупать первокласснику ароматизированные модели с яркими рисунками — слишком велик соблазн поиграть с пишущим предметом во время урока.
Обучающие хитрости
Чтобы наглядно объяснить, как правильно держать ручку при письме, можно попробовать один из 4-х интересных методов:
Салфетка в ладошке
Если малышу мешают писать «лишние» пальчики, не участвующие в захвате, попросите прижать ими к ладони бумажный квадратик из салфетки, сложенной 4 раза. В «рабочие» пальцы вложите карандаш.
Рисование мелом
Многие дети обожают создавать на асфальте рисунки цветными мелками. Усложните ребенку задачу, разломив каждый мелок на 2-3 части. Малыш будет вынужден держать мел тремя пальцами, как ручку при письме;
Дротики
Игра в дартс весьма популярна у дошкольников, она развивает меткость и необходимые навыки: прицеливаясь, дротик нужно зажимать в руке примерно как карандаш. Регулярные занятия станут хорошей подготовкой к письму.
Точка на пальце
Простейший и невероятно действенный метод передавался из поколения в поколение, не теряя актуальности. Чтобы наглядно показать, как правильно держать ручку при письме, на среднем пальчике ученика обозначьте маркером точку, где должна лежать письменная принадлежность. На самом предмете также ставится метка — при письме точки должны совпасть;
Обучающая насадка
Резиновые фигурки-насадки для ручек и карандашей имеют углубления для пальчиков — их удобно держать только в правильном положении. Насадку можно купить в магазине канцелярии отдельно или в комплекте с трехгранной ручкой.
Сохранить нужный угол наклона и правильно держать ручку при письме поможет обычная канцелярская резиночка — подробности популярного метода в видео ролике под статьей.
www.fun-edu.ru
Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш. Фото уроки
Многие дети (когда начинают писать или рисовать) не знают, как следует правильно держать карандаш/ручку. В данной статье представлены шесть способов, который помогут научить ребенка правильно держать ручку или карандаш.
Оглавление:
1) Основные правила при письме
2) Как научить держать ручку/карандаш
Основные правила, как правильно держать ручку
Ручка (или другой инструмент письма) должна располагаться на левом боку среднего пальца правой или левой руки. Сверху она придерживается указательным пальцем, а слева – большим. Немного согнутые пальцы сжимают ручку, но не очень сильно. Она должна быть так зафиксирована средним и большим пальцами, чтобы указательный легко поднимался, и ручка при этом не падала. Безымянный и мизинец согнуты в ладошку. В процессе письма упор идет на верхний сустав мизинца.
Чтобы лучше объяснить это ребенку, можно предложить ему представить, что на среднем пальце есть невидимая подушка.
На нее и нужно положить ручку. Сверху и сбоку следует обхватить орудие письма указательным и средним пальцами.
От кончика ручки до начала указательного пальца должно быть расстояние около1,5 см.
В противном случае рука малыша будет находиться в постоянном напряжении. Это приведет к тому, что ребенок быстро устанет от письма или рисования.
Основные правила при письме
Базовые рекомендации, которые необходимо соблюдать в процессе письма:
- Сидеть прямо.
- Ноги держать вместе.
- Расстояние между столом и грудью должно быть приблизительно 1,5-2 см.
- Альбом/тетрадь располагается под углом в 30 градусов.
- Левый нижний угол листочка, на котором пишет малыш, должен «упираться» в середину груди.
- Локти не свисают, а лежат на столе.
Это идеальное положение при письме, которое позволит ребенку чувствовать себя максимально удобно.
Шесть способов, как научить малыша правильно держать ручку
Рассмотрим основные, помогающие приучить «ученика» правильно держать ручку при письме, приемы.
Метод №1. При помощи салфетки
Для этого вам понадобиться ручка и обычная бумажная салфетка. Сложите салфетку в несколько раз и попросите малыша зажать полученный сверток двумя пальцами (мизинцем, безымянным).
Остальные пальчики – выпрямлены. Теперь дайте ребенку ручку, и вы увидите, что он сразу возьмет ее правильно. Этот прием является наиболее действенным и срабатывает, как правило, с первого раза.
Метод №2. Аналогия с дротиком
Данный вариант подойдет детям, которые увлекаются игрой в дартс. Вам нужно просто попросить ребенка взять ручку также, как они берут дротик для метания. Чтобы попасть в цель дротик тоже обхватывается тремя пальцами, точно также, как и ручка при письме.
Метод №3. «Ручка – самоучка»
Практически в любом современном канцелярском магазине (или интернет-магазине) можно купить специальное устройство для того, чтобы ребенок самостоятельно научился правильно держать ручку.
Они надеваются на ручку и предлагаются в разных цветах и формах. Такие насадки можно приобрести для правшей и для левшей.
Есть также «самоучки» для детей, которые рассчитаны научить правильно удерживать столовые приборы (ложку, вилку).
Метод №4. Ручка Stabilo LeftRight с «подсказкой» для пальцев
В разработке продукции данной серии принимали участие специалисты из эргономики, медицины и отдела образования.
В чем особенности такой ручки? Она имеет трехгранную форму и уменьшенную длину (в сравнении со стандартными аналогами). Корпус произведен из мягкого материала, имеет углубления определенной формы и размера.
Стильный дизайн и насыщенно-яркое цветовое оформление превратят обучение в веселую и увлекательную игру.
Метод №5. Пинцетный захват
Для реализации данного способа ребенок должен, держа ручку за колпачок тремя пальцами, поставить ее на стол.
Далее (не меняя положение пальцев) «спуститься» вниз. Таким образом ручка ляжет в руку правильно.
Чтобы малыш лучше понял принцип действия этого метода – покажите ему на личном примере.
Тогда ему останется просто повторить за вами.
Метод №6. Игра под названием «Доброй ночи, ручка!»
В данном случае вам нужно попросить ребенка «уложить» ручку спать. Предложите ему: положить ручку в кроватку на подушечку (на средний палец), и укройте одеялом (указательным и большим пальцем). Малышу будет очень интересно сыграть в эту простую и одновременно обучающую игру.
Все предложенные методы оригинальны и имеют свои преимущественные особенности. Вам остается только выбрать прием, подходящий именно вашему ученику.
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
wjday.ru
Методическая разработка (1 класс) по теме: Как научить ребёнка правильно держать ручку.
Как научить ребенка правильно держать ручку Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.»
(Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»)
«Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.
1. Представим, что на среднем пальце правой руки (см. рис. 1) есть «подушечка»:
2. На эту «подушечку» укладываем ручку (рис. 2):
3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху (рис. 3):
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.
Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
Сидим прямо.
Ноги вместе.
Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
Оба локтя лежат на столе.
В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда «проделали» достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.»
А ещё оказывается есть специальная «Ручка-самоучка» (Тренажёр для обучения детей правильно держать ручку во время письма, для снижения усталости при письме.)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Чудо-ручка)
http://pishikrasivo.ru/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-ruchku
nsportal.ru