План-конспект занятия (средняя группа) по теме: Занятие в средней группе: Хозяйственно – бытовой труд «Спасение игрушек»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №408» комбинированного вида Советского района
города Казани
Занятие в средней группе:
Хозяйственно – бытовой труд «Спасение игрушек»
Подготовила воспитатель:
Улитина З.Л.
2014
Цель: Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате.
Задачи:
1. Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам:
— вытирать пыль;
— мыть игрушки;
— вытирать игрушки полотенцем;
— аккуратно расставлять их на полки.
2. Воспитывать интерес к труду.
3. Воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, аккуратность, взаимовырочку, проявление заботы друг о друге, ответственность за общее дело. Формировать у детей положительное отношение к работе, её результатам, желание трудиться для другого.
4. Учить тщательно прополаскивать, отжимать тряпочки и губки. После работы расправлять и развешивать полотенце.
5. Учить доводить начатое дело до конца.
Оборудование: Клеёнки, тазики, полотенца, губки, мыло, полотенца, клеёнчатые фартуки.
Игровой момент: грязные игрушки.
Предварительная беседа «Что такое вирусы».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, пока вы спали, с нашими игрушками произошла беда. Злой волшебник наслал на игрушки вирусы – вредилиусы, пыль и грязь. Хорошо, что Вредилиус не успел заразить все игрушки, он заразил только машины, полки и мебель. Мы заметили его и прогнали. Теперь играть машинками нельзя, а игрушки, если с ними не играют, погибают. И если мы не спасём машины, то заразятся все игрушки в группе, а потом и во в всём саду.
Минута тишины.
Воспитатель: Слышите?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли игрушкам сейчас? Покажите, какие они?
Пластический этюд «Грустные, печальные игрушки»
Воспитатель: Что же делать подскажите? И игрушки вы спасите!
Высказывание детей, советы и предложения по спасению игрушек.
Дети совместно с воспитателем решают помыть игрушки, протереть пыль на полках, мебели и стульчиках.
Воспитатель спрашивает кто и именно чем хочет заняться. Распределяет обязанности.
Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним, что сначала делаем?
Вспоминаем последовательность действий и сразу же объясняем, для чего мы это делаем:
— надеваем фартуки, чтобы во время работы не замочить одежду.
— ставим три стола, на два стола поставим тазики, на третий будем складывать мокрые игрушки.
— два стола накрываем клеёнками, чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольётся на стол.
— третий стол покрываем простынёй, на него мы будем складывать вымытые игрушки.
— наливаем в два таза воду, в одном будем мыть игрушки с мылом, в другом ополаскивать их.
— берём мыльницу с мылом, чтобы мыть игрушки, а мыльница нужна чтобы не запачкать стол мылом.
— тряпочки и губки, тряпочками будем вытирать пыль на полках, мебели, губками – мыть игрушки.
Затем приступаем к работе.
Воспитатель: Ребята, перед рабой давайте разомнём наши пальчики, чтобы они хорошо трудились. Мы поиграем в игру «Наши пальчики гуляют»
А теперь за работу.
Дети надевают фартуки, воспитатель приносит воду, мыло. Дети берут «орудия труда» и приступают к работе. По мере необходимости воспитатель помогает в работе. По окончанию работы дети убирают всё на места, моют руки и садятся на стульчики.
Воспитатель: «Сделал дело – гуляй смело» Можем мы смело гулять?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, теперь наши игрушки здоровы?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы помогли выздороветь?
Ответы детей.
Воспитатель:
Посмотрите внимательно, как красиво и уютно в нашей группе. Это вы молодцы! Замечательные хозяева! Игрушки ждут, не дождутся, когда вы будете с ними играть. Но сначала послушайте, что они вам говорят?
Минута тишины.
Воспитатель: Что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Спешите к своим друзьям, ребята!
Слышите, как игрушки просят спасти их?
nsportal.ru
Материал (средняя группа) по теме: Конспект проведения трудовой деятельности в средней группе. Тема: «Уборка групповой комнаты».
Конспект проведения трудовой деятельности в средней группе.
Тема: «Уборка групповой комнаты».
Вид: хозяйственно – бытовой труд.
Программное содержание:
Цель: Формировать у детей умение работать в коллективе.
Воспитательные: Воспитывать у детей положительное отношение к труду, доброжелательное отношение друг к другу, заботливое и внимательное отношение к окружающим.
Образовательные: Учить детей распределять работу между собой в команде.
Закреплять знания детей о трудовых процессах: уход за растениями, уборка пыли.
Развивающие: Формировать умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
Оборудование: тазики с водой, тряпочки, фартуки, лейки, игрушка-кошечка.
Планируемый результат: в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.
Методы и приемы: Словесный игровой (беседа, объяснение), наглядный
( показ способа действий ), практический.
Ход коллективного труда:
1 этап. Мотивация трудовой деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла лисичка и принесла вам какой-то сюрприз. Но для того, чтобы его получить, вам нужно хорошо потрудиться. Лисичка заметила, что у нас в группе на полках пыль и дала задание, провести уборку в нашей группе, чтобы было чисто, красиво. Но это еще не все. Наши растения совсем плохо себя чувствуют. Как вы думаете, почему? (не поливают). Правильно, ребята — нашим растениям не хватает водички, которой они питаются. Из-за этого они и заболели.Лисичке это совсем не понравилось, она хочет посмотреть, как мы умеем их поливать. Выполним задания нашего гостя? (да). Тогда сейчас мы решим, кто какое поручение будет выполнять. А лисичка присядет на стульчик и будет наблюдать за нашей работой.
2 этап. Организация трудовой деятельности.
Воспитатель выносит заранее подготовленный материал — фартуки, тряпочки, тазы, лейки — и ставит все на стол.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами разделимся на 2 команды. А перед работой, давайте вспомним, что и как мы будем делать. Лейку берем в две руки (одной рукой за носик, другой за ручку), наливают в туалетной комнате половину лейки воды, подносят конец носика лейки к горшочку так, чтобы носик лейки касался горшочка и аккуратно наклоняют лейку для поливки. Поливать нужно до тех пор, пока в блюдечке под горшком не появится вода. (показ воспитателя).
Тряпочки, опускаем в воду, отжимаем, расправляем и протираем полки, стулья, столы, чтобы нигде не осталось пыли(показ воспитателя). Ребята, не забывайте, что когда трудитесь, нужно быть вежливыми, не ссориться и помогать друг другу.
Итак, начинаем приборку. Не забудьте надеть на себя фартуки, чтобы не замочить одежду. (Воспитатель по очереди подходит к детям, наблюдает, контролирует, помогает работать, напоминает о способах работы.)
3 этап. Итог работы.
(Воспитатель предлагает закончить работу и приступить к уборке инвентаря. Помогает найти место для оборудования, сложить его аккуратно).
Воспитатель: Ребята, давайте теперь посмотрим, что же у нас получилось. Смотрите, и лисичка спешит посмотреть на выполненную работу. (Воспитатель подносит игрушку к уху). Лисичка говорит, что вы очень хорошо потрудились и хочет теперь узнать для чего вы это делали? Какую пользу принесет наш труд? (ответы детей). Ей очень понравился наш труд. Как вы бережно и аккуратно поливали растения, как чисто вытерли пыль с мебели. Какие трудолюбивые ребята! За это лисичка хочет вас угостить сладким подарком. (Воспитатель выносит конфеты). За ваши старания она дарит вам эти вкусные конфеты.
( воспитатель раздает угощение)
Ребята, лисичке пора уходить домой, к своим котятам, но она обещает скоро прийти еще раз к нам в гости. (Дети прощаются, лисичка уходит)
nsportal.ru
План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект организации хозяйственно-бытового труда в средней группе «Спасение игрушек»
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
«Воркута» кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты
1 №-а прогимназия» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение Воркута к.
Конспект
организации хозяйственно-бытового труда в средней группе
«Спасение игрушек»
Воспитатель:
Мудрогель А.В.
Цель: Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате.
Задачи:
Образовательная: Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам: вытирать пыль, мыть игрушки, вытирать игрушки полотенцем.
Развивающая: Развивать воображение.
Воспитательная: Воспитывать интерес к труду; привычку к трудовому усилию и такие качества личности (самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело).
Словарная работа:
Активизация: Колдун, пыль, грязь, протирать.
Обогащение: Мыльный раствор, полоскать.
Оборудование: Клеенки, тазики, тряпочки, губки, мыло, полотенца, клеенчатые фартуки. Ставим три стола, на два стола поставим тазики, на третий будем складывать мокрые игрушки. Два стола накрываем клеенками, чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольется на стол. Третий – простыней, на третий стол будем складывать вымытые игрушки.
Предварительная работа: Беседа о злом колдуне и о спасении игрушек; знакомство детей с поговорками о труде; мытье столов, стульев и игрушек.
Ход развлечения:
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методические указания |
Вводная часть | — Здравствуйте ребята! — Пока вы спали, с нашими игрушками произошла беда. Злой колдун наслал на них пыль и грязь. Хорошо, что он не успел испачкать все наши игрушки, он испачкал только некоторые игрушки, конструктор и мебель. Мы заметили его и прогнали. Теперь некоторыми игрушками играть нельзя, а если ими не играют, они погибают. Мебелью тоже нельзя будет пользоваться. Слышите, как игрушки, столы и стулья умоляют вас спасти их? Минутка тишины. — Слышите? — Как вы думаете, хорошо ли им сейчас? Скажите, какие они? — Что же делать нам, ребята? Совместно решаем помыть игрушки, столы и стульчики. | Дети слушают Ответ детей Сейчас игрушки грязные Нужно их вымыть | Приветствие Игровой момент (грязная игрушка) |
Основная часть | Распределяем обязанности при помощи карточек с картинками (игрушки или мебель). — Прежде чем начать работу, давайте вспомним последовательность действий: — Игрушки моем губкой: сначала в мыльном растворе, а затем споласкиваем в чистой воде и раскладываем на столе с простыней, чтобы они сохли. Как мы протираем мебель? -Для протирания мебели также смачиваем тряпки в мыльном растворе, хорошо отжимаем, протираем стулья (спинки, сиденье, ножки) и столы (верх, боковины и ножки), затем поласкаем тряпочки в чистой воде, отжимаем и все протираем чистой тряпочкой. Затем приступаем к работе. — Ребята, перед работой давайте разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо трудились, поиграем в игру «На двери весит замок». — А теперь за работу. По мере необходимости направляю работу. | По одному подходят и берут карточку с картинкой Вспоминают последовательность действий Ответы детей Дети надевают фартуки Повторяют движения Берут орудия труда и работают По окончании работы дети убирают все на места, моют руки и садятся на стульчики. | Распределение Объяснение Разъяснение Показ Указание Художественное слово «На двери весит замок, Кто открыть его бы смог? Мы замочек покрутили, повертели, постучали Потянули и открыли» Контроль и регулирование |
Заключ. часть | — Ребята, мы с вами сделали все дела, молодцы. Я вот знаю такую поговорку «Сделал дело – гуляй смело». Можем мы смело гулять? — Как вы думаете, теперь наши игрушки и мебель какие? — А как мы их очистили? — Молодцы! Игрушки ждут, не дождутся, когда вы будете с ними играть. Но сначала послушайте, что они вам говорят? Минутка тишины. — Что вы услышали? — Спешите играть, ребята! | Да Чистые Мы их вымыли Они говорят нам спасибо. | Подведение итогов Вопросы Похвала |
nsportal.ru
Материал (средняя группа) по теме: Трудовое воспитание в средней группе
Трудовое воспитание в средней группе.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей — не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество. Программа рассматривает труд как средство умственного воспитания детей, поскольку труд способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, признает мир социальных отношений между людьми.
Труд позволяет сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля. Формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). Необходимым качеством для развития этих личностных черт, по мнению многих, является трудолюбие. Благодаря труду педагог сможет решать вопросы эстетического воспитания детей в процессе труда, будет учить детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека, научит детей замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.
Педагог должен так организовать труд детей, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, учился оказывать помощь товарищу, проявлять активность, инициативу, самостоятельность, умение преодолевать отдельные неудачи, добиваться общего результата, учиться ценить свой труд, труд других людей.
Труд должен входить в их жизнь неоднообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно. Ребенок должен получать от него удовлетворение, чувствовать причастность к настоящему делу, радоваться своим успехам. Это достигается благодаря игровым приемам и различным методическим находкам. Труд позволяет ребенку почувствовать самоценность. Он получает уверенность в своих возможностях, у него формируется чувство хозяина по отношению к своей группе, он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно осваивая необходимый для этого бытовой труд.
Таким образом, трудовое воспитание – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.
Помните, то, что не затронуло сердце ребенка, никогда не будут воспроизводить его руки!
Виды детского труда:
● Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей).
● Элементарно — бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).
● Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду).
● Ручной труд (поддержание порядка в группе: починка, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и пр.)
Организация труда детей:
● Поручения (индивидуальные и совместные).
● Дежурства (индивидуальные и совместные).
● Коллективный труд.
Цель и задачи трудового воспитания дошкольников
Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду |
↓
↓
Формирование предпосылок трудовой деятельности | Воспитание положительного отношения к труду взрослых | Воспитание личности ребенка |
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
Формирование трудовых навыков | Формирование компонентов деятельности | Формирование общественных мотивов труда | Формирование интереса к труду взрослых | Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда | Воспитание стремления оказывать посильную помощь | Воспитание личностных черт самостоятельность, ответственность, инициативность | Воспитание трудолюбия (привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд) | Воспитание положительных взаимоотношений между детьми (дружба, взаимопомощь, забота о товарищах) |
Основные направления деятельности |
↓ ↓
Знакомство с трудом взрослых | Организация труда детей |
На пятом году жизни ребенок может ставить перед собой отдельные реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца, формирование навыков совместного труда, чувству ответственности за порученное дело
У детей продолжают развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений.
На данном возрастном этапе целесообразно проводить неоднократные наблюдения за работой представителя какой-то одной профессии. Например, можно наблюдать, как повар варит кашу, жарит оладьи, шинкует овощи. В результате у дошкольников складываются представления о том, что повар готовит разную пищу для всех. Детей подводят к пониманию содержания труда человека определенной профессии. Можно проводить беседы обобщающего характера с использованием игровых приемов. Например, предложить ответить на вопросы куклы Оли, которая хочет быть поваром. В ходе таких бесед нужно побуждать детей высказывать свои отношение к значимости труда людей (врач заботится о том, чтобы дети не болели; повар готовит обед и т.д.). Также необходимо детям читать произведения художественной литературы о труде и людях труда, проводить с ними дидактические игры типа «Что нужно для работы», «Кому пригодится этот предмет» и другие.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в средней группе остается труд по самообслуживанию. Воспитатель должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле над действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул». Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Целесообразно использовать и произведения художественной литературы.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи («Молодец Саша, помог Юле застегнуть пуговицу, она теперь не простудится» и т.п.). Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь. То, что кто-то из детей ждет помощи от других, не должно оставаться не замеченным. Надо терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.
В этой группе чаще следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Катей проверим, как вы оделись; посмотрите, как быстро оделась Маша» и т.п.)
Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения показа способа действия на данном этапе по- прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать сменную обувь – будешь долго искать; не повесила платье – будешь ходить в мятом.
Элементарно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет ещё слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе(2-3детей). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.
Необходимо помогать воспитанникам, распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, педагог говорит, троим детям, что решил доверить им важное дело: навести порядок со строительным материалом. Выполняя подобные поручения, ребенок начинает понимать общественную необходимость своей работы, учится ответственно подходить к делу.
В средней группе следует приобщать детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов: например, куда – то сходить и что-нибудь отнести. В руководстве поручениями наиболее эффективными являются такие приемы как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрения.
В средней группе усложняется содержание элементарного бытового труда. Его можно организовать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Дошкольники любят трудиться с взрослыми.
В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, с воспитателем. Например, на прогулке педагог обращает внимание на то, как много выпало снега, как все замело и предлагает очистить от снега беседку, скамейки, чтобы помочь дворнику. Вместе с няней дети могут протирать стулья, столы, полки. Так постепенно дети учатся ценить труд взрослых и свой труд.
С этого возраста надо приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение проявлять волевое усилие.
Однако, следует помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к переутомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Не прерывная деятельность ребенка не должна превышать 10 минут.
С начала года дети дежурят по столовой. Первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками.
В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям. В первые дни пособия расставляет педагог вместе с дежурным, а затем детей приучают делать это самостоятельно. Нужно довести до сознания детей, что дежурства – это обязанность каждого перед всеми. Педагог дает объективную оценку труда детей.
В работе с детьми данного возраста ручной труд организуется чаще. У детей уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Они научились пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами. При организации совместного труда с взрослым, дети уже могут оказывать ему существенную помощь. Проявляя при этом активность и самостоятельность. Ребенок может по поручению взрослого подклеить книжку, намазать клеем большую поверхность. Вырезать по шаблону необходимое количество деталей ит.д.
Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему относиться. Например, если ребенок подклеил книгу, то он старается не только бережно с ней обращаться, но и следит, что бы и другие дети проявляли эти качества.
Труд в природе. В воспитании у детей 4 -5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Поэтому желательно уже в начале учебного года познакомить детей с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями. Осенью показать, как взрослые заботятся о них (собирают опавшие листья, сажают деревья и кустарники, собирают семена). Можно привлечь детей к сбору семян цветов. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву и отнести в определенное место. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму. В течении всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, за обрезкой деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Эти наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участи в трудовой деятельности ребенка. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами (уносят с дорожек сорную траву, собирают урожай).
В течение всего года, дети, выполняя ежедневные поручения педагога, участвуют в уходе за комнатными растениями уголка природы. Важно периодически осматривать с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.
Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат.
nsportal.ru
Конспект по организации хозяйственно -бытового труда в средней группе
МАДОУ «Родниковский детский сад»
Конспект по организации хозяйственно-бытового труда в средней группе «Спасение игрушек»
Выполнила : воспитатель
Рудачева З.В.
2018 г.
Цель: приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате;
Задачи:
1. Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам:
-вытирать пыль;
— мыть игрушки;
-аккуратно расставлять их на полки.
2. Воспитывать интерес к труду.
3. Воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело. Формировать у детей положительное отношения к работе, ее результатам, желание трудиться для другого.
4. Учить тщательно прополаскивать, отжимать, тряпочки и губки. После работы расправлять и развешивать тряпочки.
5. Учить доводить начатое дело до конца.
Оборудование: клеенки, тазики, тряпочки, губки, мыло, клеенчатые фартуки.
Игровой момент: Грязная игрушка.
Ход деятельности:
1 этап организационный:
Воспитатель: Ребята, пока вы спали, с нашими игрушками произошла беда. Злой колдун Вредилиус наслал на них вирусы- вредилусы, пыль и грязь. Хорошо, что Вредилиус не успел заразить все игрушки, он заразил только машины, полки и мебель. Мы заметили его и прогнали. Теперь играть машинками нельзя, а игрушки, если ими не играют, погибают. И если мы не спасем машины, то заразятся все игрушки в группе, а потом и во всем саду. Слышите, как игрушки умоляют вас спасти их?
Минутка тишины.
Воспитатель: Слышите?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли игрушкам сейчас? Покажите, какие они?
Пластический этюд «Грустные, печальные игрушки».
Воспитатель: Что же делать подскажите?
Совместно решаем помыть игрушки, протереть пыль на полках, мебели и стульчиках.
Воспитатель: Кто, что хочет делать?
Распределяем обязанности.
Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним, что делаем сначала?
Вспоминаем последовательность действий и сразу же объясняем, для чего мы это делаем:
надеваем фартуки, чтобы во время работы не замочить одежду.
ставим три стола, на два стола поставим тазики, на третий будем складывать мокрые игрушки.
два стола накрываем клеенками, чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольется на стол.
третий – простыней, на третий стол будем складывать вымытые игрушки.
наливаем в два таза воду, в одном будем игрушки мыть с мылом, в другом ополаскивать их.
берем мыльницу с мылом, чтобы мыть игрушки, а мыльница, чтобы не запачкать стол мылом.
тряпочки и губки, тряпочками будем протирать пыль на полках, мебели, подоконниках, губками – мыть игрушки.
2 этап – основной (практическая деятельность детей)
Затем приступаем к работе.
Воспитатель: Ребята, перед работой давайте разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо трудились. В какую игру поиграем?
Пальчиковая игра «Смешные человечки»
(дети встают парами – мальчик и девочка друг напротив друга)
1. Бежали мимо речки смешные человечки («человечки» — пальчики бегут по пальчикам на против стоящего партнера)
2. Прыгали – скакали (пальчики «попрыгать»
3. Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).
4. Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
5. И забили гвоздик (постучать кулачками).
6. Потом – бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).
7. Где же человечки? (Спрятать пальчики под мышки друг друга).
Воспитатель: Наши пальчики какие стали?
Ответы детей: Гибкие, легкие,
Воспитатель: А теперь за работу.
Дети надевают фартуки, воспитатель приносит воду, мыло. Дети берут орудия труда и работают. По мере необходимости воспитатель направляет работу. По окончании работы дети убирают все на места, моют руки и садятся на стульчики.
3 этап – завершение работы, подведение итогов.
Воспитатель: «Сделал дело – гуляй смело». Можем мы смело гулять?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, теперь наши игрушки здоровы?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы им помогли выздороветь?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, как красиво и уютно в нашей группе! Это вы, молодцы! Замечательные хозяева! Игрушки ждут, не дождутся, когда вы будете с ними играть. Но сначала послушайте, что они вам говорят?
Минутка тишины.
Воспитатель: Что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, какие игрушки сейчас?
Пластический этюд «Радость игрушек».
Воспитатель: Спешите к своим друзьям, ребята!
«Трудовое воспитание в средней группе».
На пятом году жизни ребенок может ставить перед собой отдельные реальные цели и добиваться их, но у него ещё отсутствуют навыки планирования своей работы. В средней группе расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца, формирование навыков совместного труда, чувству ответственности за порученное дело
У детей продолжают развивать интерес к деятельности взрослых, постепенно расширяя круг их представлений.
На данном возрастном этапе целесообразно проводить неоднократные наблюдения за работой представителя какой-то одной профессии. Например, можно наблюдать, как повар варит кашу, жарит оладьи, шинкует овощи. В результате у дошкольников складываются представления о том, что повар готовит разную пищу для всех. Детей подводят к пониманию содержания труда человека определенной профессии. Можно проводить беседы обобщающего характера с использованием игровых приемов. Например, предложить ответить на вопросы куклы Оли, которая хочет быть поваром. В ходе таких бесед нужно побуждать детей высказывать свои отношение к значимости труда людей (врач заботится о том, чтобы дети не болели; повар готовит обед и т.д.). Также необходимо детям читать произведения художественной литературы о труде и людях труда, проводить с ними дидактические игры типа «Что нужно для работы», «Кому пригодится этот предмет» и другие.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в средней группе остается труд по самообслуживанию. Воспитатель должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле над действиями детей. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул». Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Целесообразно использовать и произведения художественной литературы.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи («Молодец Саша, помог Юле застегнуть пуговицу, она теперь не простудится» и т.п.). Вместе с тем нужно следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь. То, что кто-то из детей ждет помощи от других, не должно оставаться не замеченным. Надо терпеливо и настойчиво воспитывать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.
В этой группе чаще следует использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Катей проверим, как вы оделись; посмотрите, как быстро оделась Маша» и т.п.)
Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения показа способа действия на данном этапе по- прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать сменную обувь – будешь долго искать; не повесила платье – будешь ходить в мятом.
Элементарно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет ещё слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе(2-3детей). Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения, объединение нескольких детей в общем труде.
Необходимо помогать воспитанникам, распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, педагог говорит, троим детям, что решил доверить им важное дело: навести порядок со строительным материалом. Выполняя подобные поручения, ребенок начинает понимать общественную необходимость своей работы, учится ответственно подходить к делу.
В средней группе следует приобщать детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов: например, куда – то сходить и что-нибудь отнести. В руководстве поручениями наиболее эффективными являются такие приемы как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрения.
В средней группе усложняется содержание элементарного бытового труда. Его можно организовать в утренние и вечерние часы, а также на прогулке, приучая их поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Дошкольники любят трудиться с взрослыми.
В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, с воспитателем. Например, на прогулке педагог обращает внимание на то, как много выпало снега, как все замело и предлагает очистить от снега беседку, скамейки, чтобы помочь дворнику. Вместе с няней дети могут протирать стулья, столы, полки. Так постепенно дети учатся ценить труд взрослых и свой труд.
С этого возраста надо приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять его за проявленную инициативу, за умение проявлять волевое усилие.
Однако, следует помнить, что дети не должны перенапрягаться. Это приводит к переутомлению и вызывает отрицательное отношение к труду. Не прерывная деятельность ребенка не должна превышать 10 минут.
С начала года дети дежурят по столовой. Первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы; напоминать, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками.
В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, так как ему трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям. В первые дни пособия расставляет педагог вместе с дежурным, а затем детей приучают делать это самостоятельно. Нужно довести до сознания детей, что дежурства – это обязанность каждого перед всеми. Педагог дает объективную оценку труда детей.
В работе с детьми данного возраста ручной труд организуется чаще. У детей уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Они научились пользоваться ножницами, линейкой, шаблонами. При организации совместного труда с взрослым, дети уже могут оказывать ему существенную помощь. Проявляя при этом активность и самостоятельность. Ребенок может по поручению взрослого подклеить книжку, намазать клеем большую поверхность. Вырезать по шаблону необходимое количество деталей ит.д.
Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему относиться. Например, если ребенок подклеил книгу, то он старается не только бережно с ней обращаться, но и следит, что бы и другие дети проявляли эти качества.
Труд в природе. В воспитании у детей 4 -5 лет заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Поэтому желательно уже в начале учебного года познакомить детей с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями. Осенью показать, как взрослые заботятся о них (собирают опавшие листья, сажают деревья и кустарники, собирают семена). Можно привлечь детей к сбору семян цветов. Во время сбора овощей на огороде он предлагает собрать ботву и отнести в определенное место. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму. В течении всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это надо делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы они поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям. Весной следует организовать наблюдение детей за первичной перекопкой земли в огороде и цветнике, за обрезкой деревьев и кустарников, за посадкой зеленых насаждений. Надо показать, как их старшие товарищи высевают семена овощей и цветов, высаживают рассаду, поливают и рыхлят землю. Эти наблюдения будут вызывать у ребенка желание принять участи в трудовой деятельности ребенка. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами (уносят с дорожек сорную траву, собирают урожай).
В течение всего года, дети, выполняя ежедневные поручения педагога, участвуют в уходе за комнатными растениями уголка природы. Важно периодически осматривать с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.
Важно помнить, что ребенка 5 лет больше привлекает сам процесс труда, чем результат.
www.metod-kopilka.ru
Конспект проведения хозяйственно-бытового труда в средней группе
«Стирка кукольного белья».
Цель: .учить трудиться сообща в определенной последовательности:
Задачи:
-Учить детей сортировать бельё на цветное и белое;
-Учить тщательно намыливать бельё и тереть между рук;
-Учить тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать на верёвку.
-Формировать навыки работы с водой (стирка белья)
-воспитывать аккуратность и взаимовыручку.
.
Оборудование: клеёнка, тазы, вёдра, мыльницы с мылом, верёвка, тряпочки, фартуки, прищепки.
1. Вводная часть:
Ребята, я хочу загадать вам загадки.
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли-
Жить нельзя нам без…( воды)
Ускользает как живое.
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится
и стирать не лениться (мыло)
За водой идут-
Песни звонкие поют,
А назад идут-
Слёзы льют. (вёдра)
Вот зубастые плутовки.
Ухватили бельё ловко.
Крепко держат, не кусают.
Но никак не отпускают.
Что такое, угадайте,
Догадались. Отвечайте! (прищепки)
2. Основная часть:
-Вы отгадали все загадки. Посмотрите. А вот и они, (показываю оборудование).
— А ещё здесь находится много других предметов (клеёнка, тазы, тряпочки, фартуки, ковш, корзина для белья).
-Как вы думаете, когда людям могут пригодиться все эти предметы, для чего они? ( Чтобы стирать)
— Да, я хочу предложить вам постирать кукольное белье.
-Чтобы вспомнить, как это делается, давайте посмотрим на схемы, которые я приготовила.. нужно пойти и разложить картинки в том порядке, в котором мы будем трудиться, (дети выставляют, или раскладывают картинки в определенной последовательности.).
-Сегодня помогать мне будут…называю 6 человек. Распределяю обязанности. (2-ое снимают бельё с кукол, передают детям, переодевают кукол в чистое; 2-ое стирают бельё, отделив цветное от белого; 2ое поласкают, затем все вместе развешивают чистое бельё). Но сначала нам нужно приготовить рабочее место и подготовиться к стирке.
-Расстелим клеёнку. Для чего? (чтобы не намочить столы). Ставим тазы, наливаем воду, одеваем фартуки. Вот теперь всё готово.
Мы с ребятами сегодня
собрались бельё стирать.
Эту кучу бельевую
будем мы сортировать.
Нам цветное вместе с белым,
Ну, никак нельзя стирать,
Ведь бельё цветное может
Очень сильно полинять.
Дети сортируют бельё.
Это красное корытце
Нам для стирки пригодится.
А вот тазик голубой –
Наполняй его водой.
Наливают воду из вёдер в тазы.
«К труду готов. Больше дела – меньше слов!» — Даю указания, как удобнее встать возле тазиков, чтобы не мешать друг другу. Спрашиваю, чтобы дети рассказали и показали приемы стирки руками, (вещь намочить, намылить, потереть, смыть мыло, отжать).
— Стараемся трудиться дружно, не отставать. «Сделал сам, помоги другому». Слежу, чтобы постиранное бельё складывали отдельно от цветного.
Мыло пенится в водице
Не привыкли мы лениться,
Посмотри-ка детвора,
Чистого белья гора.
Постирали дружно. Закончили все вместе. Никто не отстал. Что будем делать дальше? (бельё полоскать). Для чего? (чтобы смыть мыло). Напоминаю, что полоскать начинать тоже нужно с белого белья. Показываю, как нужно полоскать. Что нужно сделать с прополосканным бельём? Правильно, расправляем, встряхиваем и развешиваем на верёвку.
За работу теперь дружно
Нам бельё развесить нужно.
Мы трудились, мы устали.
Мы уже большими стали.
Все развешивают бельё.
Будем мы всегда стирать
нашим мамам помогать.
Мы управились с работой
и пойдем гулять с охотой.
Потрудилась детвора
Солнышку сушить пора.
Ай да хозяюшки, ай, да молодцы.
Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Вся верёвка бельём завешена. Бельё у нас теперь чистое свежее. Будут куклам чистые наряды на смену. Скажите, что нужно сделать когда бельё высохнет? ( снять с верёвки, сложить погладить, убрать в шкаф.
«Сделал дело – гуляй смело!».
Часть: Заключительная
— Давайте поиграем в игру «Угадаем, что сделаем»
Дети с воспитателем ходят по кругу, приговаривают:
Мы с тобой трудиться будем ,
Порученье не забудем.
Не зевай, выполняй.
И за мною повторяй.
По окончании слов все останавливаются. Воспитатель показывает какое-либо движение. (стирает, гладит, выжимает, встряхивает. Развешивает, дети повторяют, отгадывают действие, называя его.
Приложение № 5
Примерный конспект организации дежурства
Задачи по развитию трудовой деятельности:
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: расставлять хлебницы, тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы. Познакомить с приёмом складывания скатерти.
Формировать ответственное отношение к заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо)
Задачи нравственного воспитания:
Развивать стремление ребёнка доставить своим трудом радость другим детям и помочь товарищу.
Методы и приёмы:
Одобрение, показ, поощрение, напоминание, контроль, оценка.
Оборудование:
Фартуки, колпаки, цветы, салфетки, скатерти.
Предварительная работа:
Определить дежурных (картинки в уголке дежурных)
Ход дежурства:
Название этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I Организационный Обсуждение вопросов при распределении работы | -Дежурные подойдите ко мне, сейчас принесут обед, и мы будем накрывать на стол. -Максим , за каким столом ты будешь дежурить? -А ты Костя, Наташа? Прежде чем начать дежурить не забудьте надеть фартучки. | Надевают фартуки и колпаки. |
II.Основной Указания к руководству процессом труда детей | Обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Одобряет творческие задумки детей: — Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей? Если затрудняются воспитатель или младший воспитатель подсказывает: ”Поставим цветы или разложим новые скатерти” Разъясняет, что работа дежурных очень нужна, товарищи всегда так поступают, заботятся друг о друге и т.д. -Правильно, Наташа сначала все стульчики придвинула к столу. Теперь удобнее будет обойти вокруг стола. -Носим по две тарелки. -Как аккуратно раскладывает ложки Костя, берет по одной, кладёт с правой стороны. -Проверьте, всё ли на месте? -Молодцы ребята, спасибо. Ребята, посмотрите, как удобней сложить скатерть, помоги мне, Костя. Надо взять за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине. Теперь попробуйте самостоятельно. У всех хорошо получилось. | Ответы детей расставляют хлебницы, глубокие тарелки, ставят салфетницы, раскладывают столовые приборы. -Всё! -Да! После еды убирают со стола хлеб, салфетки, сметают крошки со стола, складывают скатерти. |
III Заключительный Обсуждение результатов работы | -Молодцы, ребята, вы все сегодня были настоящими дежурными, обо всех позаботились! -Костя, все помнил сам, ни о чём не забыл. -Максим, работал так же аккуратно и старательно, как няня. — А как маме будет приятно узнать, что Наташа дежурила сегодня, как взрослая. Вот помощница растёт. | Снимают фартуки и колпаки. |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru