Игрушки для развития мелкой моторики своими руками
Все родители хотят, чтобы их детки научились быстро говорить, ведь от этого зависит их дальнейшее развитие. И они стараются найти путь, чтобы этот процесс стимулировать. Педагоги и логопеды советуют развивать, прежде всего, руки, ведь между работой мозга и рук тесная взаимосвязь. В давние времена дети познавали этот мир с помощью игрушек. Об этом даже свидетельствуют наскальные рисунки. Там изображено, в какие игрушки играли дети.
И сейчас в первые годы жизни ребенок познает мир через различные игрушки, они помогают ему нормально развиваться, приобретать новые навыки, развивать органы слуха и речи.
Производители игрушек уже давно поняли это и запустили в промышленность огромное количество игрушек, развивающих руки. К сожалению, цена таких игрушек слишком высока и может быть разорительно для семейного бюджета. Но вы можете спасти свои семейные средства, ведь многие из них вполне можно сделать самому, применяя подручные средства. Развивайте мышление и речь своего ребенка, делая игрушки для развития мелкой моторики своими руками.
Выбираем игрушку для ребенка
Делая игры для мелкой моторики своими руками, учитывайте возраст ребенка. Для самого маленького возраста подходят сенсорные предметы, шнуровки, замочки липучки, развивающие коврики, тактильные игрушки, наполненные крупами, песком, водой. По мере того, как малыш подрастает, для него можно сделать кукольный театр и дидактические игры.
Если вы хотите приучить вашего малыша к самостоятельности быстрее, то давайте ему игрушки разных размеров, где нужно что-то завязывать, зашнуровывать, застегивать. Это такое поможет избежать проблем с речью в дальнейшем.
Даже простое перебирание крупы будет стимулировать работу мозга и развитие речи. Дайте ребенку задание сделать с помощью гречневых крупинок какое-либо животное, чтобы разнообразить этот процесс.
Шнуровка чего либо – это тоже полезное занятие, которое поможет малышу прорабатывать его пальчики. Существует множество вариантов изготовление шнуровки. Попробуйте нанизывать на веревочку различные предметы – бусины, пуговицы и другие вещи.
Тренировать ручки и мозг ребенка помогут даже обычные прищепки. Если вы сделаете ему предварительно различные заготовки из фетра или цветной бумаги и будете скреплять их прищепками, то такая деятельность не может не понравится маленькому человечку. Научите их развешивать игрушки на прищепках на веревку, предварительно повесив ее на уровне глаз. Он должен научиться правильно открывать и закрывать прищепку, прикреплять ее на веревку.
И никогда не кричите, если у ребенка что-то не получается, негативные эмоции затрудняют развитие.
Рассмотрим, какие игрушки для мелкой моторики своими руками можно сделать из того, что у вас имеется в доме.
Развивающий коврик
Ткань коврика должна быть яркой, но в то же время натуральной. Желательно использовать различные виды тканей – шелк, вельвет, ворс, фетр, чтобы ребенку было интересно ее исследовать. Делайте из них вставки.
Основу можно сделать поролоновой или фетровой. Если у вас есть дома старое детское одеяло, то берите в качестве основы его. Шейте пододеяльник, который вы сможете в любое время снять и постирать.
Оформляйте ваш коврик так, как пожелает ваша фантазия, можете сделать это по мотивам какой-либо сказки. Нашивайте на поверхность пуговицы и другие выпирающие вещи. Это также могут быть мелкие игрушки, ленты, молнии, которые застегиваются и растягиваются. Ребенок захочет проводить на таком коврике много времени, исследуя его пространство.
Волшебный сундучок
Вам нужно будет взять коробку и одну стенку сделать прозрачной. Затем можете наполнить такой сундучок любыми игрушками, которые имеются в вашем доме. Ребенку будет очень интересно доставать из этого сундучка вещи, разглядывать их, щупать. Впоследствии вы можете поиграть с ним, пробуя найти предмет в сундучке, заданной величины.
Сенсорные подушки
Рассматривая пособия для развития мелкой моторики, обратите свое внимание на тканевые мешочки. Вы можете сами шить такой мешочек из ткани, просто вырежьте два прямоугольника, шейте их и одну сторону оставьте открытой. Наполняйте мешочек чем-угодно, в ход идут обычно крупы, фасоль горох.
Если у вас имеются где-нибудь рассыпавшиеся бусы, то возьмите бусинки и положите их в вашу игрушку. Меленькие игрушки тоже могут пойти в ход и быть помещены в мешочек. Ребенку будет интересно нащупывать его внутри. Не стоит наполнять мешочек полностью, оставьте место, чтобы ребенок мог гонять содержимое туда-сюда. Сделайте несколько мешочков с разным содержимым, малышу будет интересно исследовать их долгое время.
Шнуровка
Когда ребенок пытается зашнуровывать, то у него развивается не только мелкая моторика, но и глазомер вместе с усидчивостью. Шнуровку можно сделать из фетра или взять обыкновенные салфетки для уборки дома. Сделайте шнуровку в виде пуговки с несколькими отверстиями, дайте ее малышу в руки вместе со шнурками и несколько минут спокойствия вам гарантированы.
Объемная книжка
Чтобы изготовить книжку, вам потребуется немного усидчивости, так как придется изготавливать мелкие детали, но результат стоит того. Вооружитесь всем необходимым материалом: иголками, ножницами, нитками, тканью, синтепоном или поролоном, различными украшениями – бисером, пуговицами, бусинами и другими вещами.
Шейте страничку для книжки сначала из двух лоскутов прямоугольной формы так же, как вы шили одеяло. Внутрь нее вы может положить синтепон или поролон. Нашейте аппликацию на страничку, согласно сюжету сказки. Это нужно сделать с обеих сторон. Вы можете взять сюжет любой детской сказки: Лиса и петух, Колобок, Курочка ряба или придумать свою. Вместе с аппликациями наклеивайте на страничку пуговицы, шнурочки, ленточки, колокольчики, маленькие игрушки, это будет стимулировать исследовательскую деятельность ребенка. После того, как все странички шиты и оформлены, их нужно будет сшить воедино. Вы можете сделать это с помощью гардинных колец или атласной ленты, продев ее через петельки.
Развивающая доска
Маленькие детки любят трогать всевозможные мелкие штуковины – замочки и защелки, нажимать на все возможные кнопочки. Почему бы не предоставить им делать это беспрепятственно, смастерив для этого специальную игрушку.
Вам понадобится для этого фанерный лист, куда будут прикрепляться остальные части. Но прежде всего вы должны убедиться, что лист фанеры не представляет опасности для малыша. Его нужно будет обработать, отшлифовать наждачной бумагой, убрать все неровности и зазубрины.
Затем нужно будет найти различные хозяйственные вещички – шпингалеты, дверные цепочки, защелки и другие вещи. Не забудьте пор крючки с петлями, велосипедные замочки, диски от старых телефонов. Некоторые пускают в ход дисплеи от старых калькуляторов, переключатели, вилки, розетки. Используйте все, что всплывает в вашей фантазии. Прежде, чем вы приклеите всю вашу атрибутику, покрасьте фанерный лист яркой краской. Но можно этого и не делать, уйти от внимания маленького ребенка такая доска не сможет все равно.
Маленькие детки просто обожают кубики, поэтому попробуйте изготовить для них яркий развивающий куб. Возьмите ткань разной расцветки и вырежьте из нее квадраты в количестве 6-и штук, размеры и формы остаются на ваше усмотрение.
Затем возьмите флизелин и также вырежьте квадратные фигуры, но они должны быть на один сантиметров выше, чем квадраты из ткани. Флизелиновые детали нужно будет наложить на тканевые и обработать их горячим утюгом.
Далее вам необходимо будет вырезать аппликации. Но вы можете взять специальную ткань для детей, которая имеет различные детские рисунки. И тогда вам только придется обклеить ваш различными атрибутами – всевозможными шуршалками, звенелками, кармашки и другими вещами. Вы также можете изготовить из фетра различные рисунки, такие как цветочки, ягодки, машинки и обклеить ими ваше изделие.
Когда все части будут готовы, их нужно будет вместе шить, чтобы получился куб. Сначала сшейте 4 стороны, чтобы у вас получилась одна полоса. Затем пришейте оставшиеся два к обоим концам вашей полосы. Сшейте все грани, оставьте одну, чтобы внутрь можно было что-то положить. Посредине куба лучше всего положить погремушку, добавьте также другой наполнитель. После того как вы зашьете последнюю грань, можете дать его вашему ребенку для забавы.
Пальчиковый театр
Такой театр – довольно полезное занятие, он доставит ребенку много удовольствия и будет способствовать его развитию. Чтобы изготовить его, вам понадобятся кусочки фетра. Из них можно изготовить множество забавных зверушек. Если вы не можете позволить себе купить фетр, то можете взять простые салфетки для протирания мебели. Из них также можно изготавливать пальчиковые игрушки.
Сшейте множество забавных зверушек, одевайте их на пальчики, они оживут и откроют вашему ребенку этот удивительный мир. Даже имея одну такую игрушку, вы можете придумывать с ней множество игр и учить ребенка цветам, счету, буквам, и т. д.
Изготавливая развивающие игрушки самостоятельно, вы должны понимать, что он будет не только трогать, но и пробовать на зуб. Поэтому необходимо использовать только качественный материал и безопасный для здоровья малыша. Помимо этого любые развивающие игрушки своими руками должны выглядеть не отталкивающе, иначе ребенок может испугаться, и лето негативно может сказаться на его психическом состоянии. Ели ребенок ее боится, то лучше ему вовсе не давать ее в руки.
И помните, что никакая игрушка не может заменить родительское внимание. Поэтому вам необходимо не только изготовить ее, но и играть вместе с ним. Не оставляйте ребенка одного, чтобы избежать несчастного случая.
feminissimo.ru
Развитие мелкой моторики. – Ярмарка Мастеров
Предлагаю подборку на тему «Игрушки для развития мелкой моторики». Игрушки, которые можно сделать своими руками. Все представленные ниже фотографии — наши с дочкой творения.
Начнем с игрушек и пособий, которые не потребуют особых навыков:
1. «Коробочка с крупами» — взяли коробку от обуви, маленькие лопатки, грабельки, кисточку для бритья, контейнеры с крупами (у нас манка, пшено, рис), вырезали из картона геометрические фигуры и приделали к ним «ручки» — крышечки от пластиковых бутылок. Можно пересыпать, рисовать на крупе, закапывать мелкие игрушки, учится «писать» пальчиком буквы-цифры и пр.
2. В продолжение темы использования коробок от обуви — «Коробочка с крышечками». В такой коробочке мы хранили долгое время наши первые машинки. Ребенок тренируется закручивать-откручивать крышечки, можно подключить еще и изучение цветов (прикручивать согласно цвета). Сделали мы ее так: коробка от обуви, самоклеющаяся пленка (сделали аппликацию), обрезанные горлышки от пластиковых бутылок (вкрутили в крышку изнутри), крышечки от пластиковых бутылок для закручивания.
3. «Копилки-кормилки» — из пластиковых бутылок, баночек можно сделать такие копилочки, которых детки с удовольствием будут «кормить». У нас есть хрюшка (обшила её фетром, но можно было и самоклейкой оклеить), а самые первые были зверюшки из баночек от пальчиковых красок (здесь помимо мелкой моторики мы проходили, кто что ест).
4. Игры с прищепками (а для более старших деток- со скрепками) — изготовить их легко из бумаги или картона.
5. «Картинки-пластилинки», а точнее заготовки для многоразового рисования пластилином — просто распечатали картинки и заламинировали их в салоне оперативной полиграфии. Теперь можно «рисовать» пластилином (белые горошки мухомору, чёрные-божьим коровкам, яблочки на яблоне, забор перед домом и пр.)
6. «Домашняя песочница». У домашней песочницы масса плюсов: в нее можно играть круглый год, можно не волноваться за здоровье ребенка (дворовые песочницы очень любимы котами, а дома песок из карьера прокален), песок помогает расслабляться и взрослым, а еще мне лично очень нравится песочная терапия (почитайте в интернете).
7. Пальчиковые куклы. Можно их сшить, а можно и из бумаги сделать.
При изготовлении следующих игрушек понадобятся навыки шитья:
8. «Перебиралки-перетягивалки» — вариантов их исполнения может быть масса, мы сделали себе на автокресло. Нашила разнофактурных разноцветных лоскутков, ленточек, шнурочков с бусинами. А маленькой племяшке я шила игрушку-совушку.
9. Искалочки — игрушки из ткани с прозрачным окошечком, наполненные бисером/рисом и мелкими деталями. Детки перебирают искалочку и ищут спрятанные в ней сокровища. Вариантов в интернете много, здесь наша черепашка.
10. Игрушки с застежками. Есть различные варианты исполнения: матрешки-застежки, развивающие кубики, книжки, коврики. Лично мне больше всего нравится вариант коврика, поскольку он очень практичен — его удобно брать с собой на природу, на дачу, на пляж.
Надеюсь, эта подборка кому-нибудь пригодится.
www.livemaster.ru
Игрушки для развития мелкой моторики: 8 идей
Многие родители знают, что с раннего возраста очень важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, поскольку это напрямую связано с развитием речи. Специальные развивающие игрушки можно купить в магазине, а можно сделать своими руками, прочитав нашу сегодняшнюю статью, в которой мы собрали интересные DIY-идеи по созданию таких игрушек. Для этого вам понадобится совсем немного времени и некоторые предметы домашнего обихода, которые вы наверняка собирались выбросить. К тому же игрушка, сделанная мамиными руками, точно понравится вашему малышу и будет для него полезным пособием.
1. Сортер
Сортер – это коробочка, в которую нужно засовывать различные фигурки. Он способствует развитию внимания и усидчивости у ребенка. Вкладывание фигурок в соответствующие по форме и размеру отверстия развивает мелкую моторику и тренирует глазомер. Кроме того, в процессе игры ребенок знакомится с различными геометрическими формами, цветом и размером предметов. Такую игрушку можно сделать своими руками. Для этого вы можете посмотреть несколько интересных идей по созданию игрушек-сортеров здесь. А ещё нам понравился забавный сортер в виде слоника, который можно сделать собственноручно из того, что есть под рукой.
2. Сенсорные мешочки
Специальные мешочки, наполненные крупой, фасолью, бусинами или другими наполнителями, тоже отлично подойдут для развития мелкой моторики. Сшить такие мешочки очень просто! Вот, например, очень простая идея сенсорных подушечек из фасоли. Ещё мы нашли видеоролик о том, как сделать оригинальные мешочки с крупой из воздушного шарика.
3. Шнуровки
Игрушки, которые можно зашнуровывать, тоже очень полезны для мелкой моторики, к тому же, они помогают развивать усидчивость и глазомер. Интересную идею по шитью мягких пуговиц-шнуровок мы подсмотрели в блоге у Жанны.
4. Объемная книжка
Для раннего развития малыша часто используют развивающие книжки, с которыми можно играть и развивать различные навыки. Посмотрите, какую удивительную мягкую книжку-игрушку сделала своими руками Ольга! Немного фантазии и творчества, и вы тоже сможете сделать что-то подобное.
5. Мягкий куб
Малыши любят играть с яркими разноцветными кубиками. А если куб сделан из ткани и имеет всевозможные ленточки, кармашки, звенелки и шуршалки, то это не просто игрушка, а отличное развивающее пособие! Подробный мастер-класс по шитью такого куба можно посмотреть здесь.
6. Развивающий коврик
Ещё одно дидактическое пособие, которое помогает сделать пальчики малыша более ловкими и умелыми — мягкий развивающий коврик. Это может быть тематический коврик, где в виде аппликации нарисован целый город, а каждый дом или дерево имеет различную фактуру и с каждой фигуркой можно активно играть. Отличная идея такого коврика есть в блоге у Ольги. А на Ярмарке Мастеров мы заметили очень классные коврики у Галины. Так что, если зарядиться вдохновением и идеями, можно сделать для своего ребенка поистине уникальный коврик, с которым он сможет не только играть, но и развиваться.
7. Пальчиковый театр
Пальчиковый театр — еще одна увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики и развивает воображение. Сшить таких забавных игрушек-зверушек из кусочков фетра можно своими руками. Отличную идею по шитью таких игрушек мы нашли в блоге у Натальи.
8. Развивающий планшет
Стоит отметить, что из фетра можно сшить много развивающих пособий для развития малыша, поскольку этот материал не крошится и с ним удобно работать. Ещё одна DIY-идея — развивающий планшет, в котором используются различные фигурки, с которыми малыш может играть и развивать новые навыки. Мы нашли интересный видеоролик, где подробно показывают, как сшить игровой развивающий планшет из кусочков фетра и ткани.
Рекомендуем также почитать:
Где хранить игрушки в детской: 6 идей
Оформляем детскую комнату вместе с детьми: 5 DIY идей
Первый день рождения ребенка: идеи для декора
Фотографии: syters com, livemaster.ru
Больше интересного на «Квартблоге»:
Игрушки для развития мелкой моторики: 8 идей
Медные вещи: 6 остромодных DIY-идей для вашего дома
15 интерьеров с украшением из перьев
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
kvartblog.mediasole.ru
Игрушки для развития мелкой моторики для детей, идеи игрушек своими руками
Занятия с малышом по развитию мелкой моторики можно начинать с первых месяцев его жизни. Для этого используйте собственные пальцы для массажа, считалочки, щекоталки и обязательно игрушки. Прилавки магазинов заполнены товарами производителей развивающих игр, предметов для занятий с грудничками. Но многие из них просто сделать в домашних условиях.
Значение игрушек
Дети начинают познавать мир с самого рождения. Игрушки помогают им в этом. С помощью погремушек развивается слух и хватательные движения, подвески учат концентрировать взгляд, куклы дают понятие о частях тела. Игрушки для развития мелкой моторики своими руками или купленные в магазине необходимы для продолжения психомоторного, физического и речевого развития.
Перебирая мозаики, составляя пазлы, малыш тренирует не только мышцы пальцев, кистей, но и подает сигнал в мозг. Во время игры с мелкими предметами активизируются лобные, височные мозговые доли. Они отвечают за речь.
Связь между этими процессами доказана научно. Детский врач Мария Монтессори проводила занятия с детьми с задержками развития, сложно адаптирующими в обществе. Дошкольники обучались играм, направленным на развитие тактильной восприимчивости, самообслуживанию. Результат превзошел все ожидания. Спустя 12 месяцев воспитанники Монтессори усовершенствовали свои физические способности, но и подросли интеллектуально.
Проводить тренировку пальчиков, ладошек нужно в детском саду и обязательно дома. В играх и занятиях используйте сортеры, развивающие коврики, шнуровки, пазлы. Делайте игрушки для мелкой моторики своими руками.
Сортеры
Цель игры с развивающим сортером заключается в том, чтобы научить малыша мыслить. Ребенку приходится включать анализ, память, знания о цвете, формах, размерах предметов.
Сортер представляет собой платформу разных видов. Это может быть домик, столбики, рамки, кубы. На них нанизываются, вкладываются внутрь через отверстия разных форм мелкие предметы. Ребенок сортирует формочки, раскладывая их по нужным местам.
Сортеры предназначаются для развития мелкой моторики детей от 6 месяцев до 2- 4 лет. Для детей до года – это простые платформы, например, пирамидки, музыкальные горшочки с отверстиями по бокам. Игра с сортером требует у младенца и детей постарше точности выполнения действий. Только так может получиться нужный результат.
Популярны сегодня деревянные игрушки для сортировки. Они безопасны и просты для изготовления в домашних условиях. Вам потребуется небольшая доска вытянутой формы, палочки и вырезанные из фанеры элементы разных форм. Разукрасьте треугольники, квадраты, круги в разные цвета. Прорежьте в них дырочки, а ребенок будет нанизывать их на платформу.
Развивающие коврики
Необходимы малышам до года. Представляют собой полотно с множеством предметов. Малыш учится переворачиваться, дотягиваться до колокольчиков, зеркал, трогает их, кусает, тянет к себе. Новые тактильные ощущения развивают желание познавать мир, координацию движений, мелкую моторику.
Развивающий коврик не обязательно покупать, его можно сделать своими руками из плотной ткани и бытовых предметов. Хэнд-мейд, конечно, займет немало времени, но вы точно будете уверенны в безопасности и экологичности игрушки.
Шнуровки
Это игрушки-книжки, картонные фигурки или набор предметов, которые можно связать друг с другом с помощью шнурка. Играя, малыши развивают моторику, логику, мышление, внимание, координацию.
Шнуровки изготавливают из картона, дерева. В предметах делают небольшие дырочки, через которые продевает толстая нить. Порядок действия на первых порах не важен. Главное, чтобы ребенок научился попадать шнурком в дырочку, а затем соединять несколько предметов на одной нити.
Пазлы
Это мягкие, твердые кусочки красочной картинки, которые нужно собирать в единое целое. Развивают логику, координацию, память, внимание.
Первые несложные картинки, состоящие из 2-4 элементов, малыш может собрать в 9-10 месячном возрасте. Затем количество деталей постепенно увеличивается.
Игрушки своими руками
Игрушки для развития и совершенствования мелкой моторики можно сделать из подручных средств, ненужных предметов дома.
Доска
Бизиборд – это новшество среди развивающих игрушек. Представляет собой небольшой отрезок МДФ, ДСП, с прикрепленными к ним замочками, циферблатами от старых телефонов, колокольчиками, выключателями и другими мелкими деталями, которые интересно трогать, откручивать.
Стенд для развития мелкой моторики так увлекает грудничков, что они исследуют его по несколько часов в день.
Важно! Не прикрепляйте к доске острые предметы, стеклянные фрагменты. Они могут поранить малыша.
Мягкий кубик
Пригодится крохам с 6-месячного возраста. Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.
Такую же роль выполняют мягкие книжки. Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.
Мешочки с крупами
Сшейте тканевый мешок из плотного, приятного на ощупь материала. Размер игрушки должен соответствовать возрасту малыша. Для годовалых крох – 6х6 см, для детей старшего возраста от 10 см в ширину, 8-10 см в длину.
Зашейте его с трех сторон, четвертую оставьте открытой. Наполните мешок любой крупой: рисом, гречкой, фасолью. Перебирание игрушки пальчиками занятное времяпрепровождение для всех малышей.
Важно! Периодически проверять качество швов, следить за тем, чтобы наполнитель не высыпался, и фасолинки не попали в рот к младенцам.
Веселая змея
Сделайте из ткани жгут, или сшейте между собой материал в несколько слоев в виде колбаски. На нее прикрепите ниткой множество пуговиц разного размера, формы, текстуры. Малыши перебирают их, ощупывают, пытаясь сорвать. Так развивается сила кистей, моторика пальцев.
Вязаные игрушки
Подходят для грудничков, детей до 3-х лет. Мамы вяжут игрушки в виде животных, кукол. На них можно надеть одежду, сделать им глазки из пуговок. Используйте нити разных цветов и текстуры. Малышу важно ощущать неоднородность материала.
Книги
Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.
На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.
Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент. Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.
Советы родителям
Помимо игрушек для мелкой моторики родители могут использовать и другие универсальные способы и методы речевого развития малышей.
- Стихи, прибаутки, сказки. Проговаривайте их во время игр, рассматривания и тактильного изучения предметов.
- Делайте массаж ладошек и пальчиков.
- Играйте вместе с ребенком, объясняйте принцип игры. Тогда результата добьетесь быстрее.
- Не бойтесь доверить малышу некоторую помощь маме на кухне. Во время приготовления обеда просите рассортировать крупу в миске, посыпать солью салат, помыть яблоко.
- Не давите на ребенка, не заставляете делать то, что ему не хочется. Главный принцип развивающих занятий – это создание благоприятной для психического состояния малыша обстановки. Оставьте ненужную в этот момент игру на следующий раз.
- Лепите из пластилина, теста.
Не обязательно создавать творческие шедевры. Самое важное, это процесс катания шариков, колбасок, формирование элементов пластилиновой фигуры.
- При покупке игрушек для развития моторики обратите внимание на качество материала, надежность креплений мелких деталей, возрастные ограничения по использованию.
- Ребенку до года не давайте одновременно более 2-3 игрушек.
Развитие мелкой моторики рук для малышей должно занимать много времени среди других увлекательных занятий. Родителям не стоит забывать о том, что игры с мелкими предметами полезны, но могут быть и опасны. Следите за тем, чтобы малыши не брали в рот бусинки, шарики. Проверяйте надежность прикрепления элементов сортеров, книг, мозаик, других игрушек систематически.
Рейтинг автора
2
Автор статьи
Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.
Написано статей
33
orechi.ru
Делаем игрушки для развития мелкой моторики своими руками: прищепки, мешочки
Игрушки способствующие развитию мелкой моторики, популярны среди родителей. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить своими руками.
[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]Игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, не зря так популярны среди родителей. Ведь всем давно известно, что стимулирование нервных окончаний детских пальчиков напрямую влияет на развитие той части головного мозга, которая отвечает за речь. Полки магазинов усыпаны подобными игрушками, но все не купишь, да и надоедают они детям довольно быстро. Можно сэкономить деньги и изготовить их самостоятельно. Для этого понадобится совсем немного времени и предметы домашнего обихода, которые вы наверняка собирались выбросить.
Игрушки из крышек
Маленькие детки – большие любители откручивать крышки от бутылок. Оказывается, это необычайно полезное занятие для тренировки моторики!
Для того чтобы сделать развивающую игрушку, понадобятся: коробка от обуви, обрезанные горлышки от бутылок с крышками, цветная бумага.
Аккуратно вырезаем в крышке отверстия. В них вставляем части бутылки так, чтобы горлышки остались внутри коробки, а крышки – снаружи. Декорируем все цветной бумагой.
Проявите фантазию или воспользуйтесь нашим образцом.
Если продеть через крышки верёвочки и закрепить, они не растеряются в ходе игры.
Мозаика
Материалы: пластиковые крышки, «держалки» от воздушных шариков, коробка и клей.
Склеиваем «держалки» и пробки так, чтобы получились фишки на ножках. Проделываем шилом отверстия в верхней части коробки. Получаем отличную развивающую мозаику с крупными деталями, которые точно не влезут в рот малыша! А интересные игры превратят раскладывание фишек в увлекательное занятие:
- «Дорожка». Положите на поле две игрушки и попросите малыша помочь им встретиться, соединив их дорожкой.
- «Звёздочки на небе». Приготовьте фигурку зайчика и расскажите крохе сказку: «Заблудился зайка в тёмном лесу и не найдет дорогу домой. Мы ему поможем, если зажжём на небе звёздочки». Разложите жёлтые детали, а потом пусть настанет утро и «встанет» солнышко.
- «Курочка с цыплятами». Выложите белыми фишками фигуру мамы-курицы, зовущую своих деток: «Цып-цып, мои цыплятки!». Предложите малышу расставить птенцов.
Сшитые развивашки
Мамы, которые имеют хоть какие-то способности к рукоделию, могут пошить уникальные развивающие игрушки из лоскутов ткани и швейной фурнитуры.
Это может быть коврик, панно, кукольный театр и даже объёмная книжка. Объединённые общим сюжетом аппликации, кармашки, нашивки декорируются такими полезными для развития моторики пальцев пуговичками, молниями, липучками и кнопками.
Похожий материал:
Книжка-малышка «Колобок»
Все дети любят сказки. Но просто слушать им сложно, так как для малышей до 3 лет характерны наглядно-образный и наглядно-действенный типы мышления. Поэтому лучшим вариантом для развития крохи будет книжка, пошитая по мотивам сказки. В нашем случае это «Колобок».
Приготовьте лоскуты ткани и основу для книжки (по типу «раскладушка»). На первой страничке будут изображены домик и дерево, а на остальных – все звери, встречающиеся на пути Колобка. Прикреплять их удобнее на липучки, чтобы малыш мог их снимать и надевать. Самого Колобка ребёнок будет передвигать по дорожке (шнурку, протянутому вдоль всей книжки).
Аналогично можно обыграть и другие сказки, например «Репку». Такие пособия развивают внимание, способствуют формированию нравственных чувств у ребёнка, учат запоминать последовательность событий в сюжете сказки.
«Весёлые зверята»
Из фетра можно сшить мордочки зайчиков и медвежат. Их съёмные глазки или ушки прикрепляются при помощи пуговиц.
Собирая из деталей зверят, дети учатся узнавать цвета и формы, расстёгивать и застёгивать пуговички, стимулируя нервные окончания своих пальчиков.
Проталкиватель
Обычная баночка из-под майонеза с крышкой или контейнер за несколько минут может превратиться в простейший тренажёр для мелкой моторики. Ещё приготовьте шило или нож и небольшие предметы для проталкивания.
Проделайте в крышке имеющейся ёмкости отверстия, соответствующие размеру бусинок (фасоли, теннисных шариков, счётных палочек, монет). Для некоторых предметов можно сделать дырочки чуть поменьше, чтобы карапузу пришлось приложить усилия. Так он познакомится с понятиями «большой – маленький».
Как вариант можно воспользоваться стаканом-непроливайкой и проталкивать в него помпоны или пуговицы. Главное, находитесь во время игры всегда рядом с крохой, чтобы он ненароком не проглотил бусинку или пуговицу.
«Голодная коробочка»
Обклеиваем цветной бумагой небольшую коробку и рисуем на крышке смешную рожицу. В месте, где находится рот, вырезаем отверстие. Предлагаем крохе «накормить» коробочку мелкими предметами.
Шнуруем и нанизываем
У маленьких детей пальчики ещё совсем неумелые, поэтому им сложно выполнять точные движения. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить собственноручно.
Если времени на подготовку совсем нет – даём ребёнку ленточку и предлагаем нанизывать нарезанные коктейльные палочки, макароны, пуговицы. Для шнуровки можно за несколько минут проделать дыроколом в картонной картинке или распечатанных заготовках отверстия, через которые кроха будет продевать ленточку, шнурок и проволоку.
Тематический материал:
Можно заранее сделать материал для игры. Катаем шарики из глины, протыкаем их зубочисткой и даём высохнуть. После этого нужно покрыть их клеем ПВА и покрасить гуашью и лаком. Бусины могут быть разной формы, цветов и размеров.
Для деток, ещё не умеющих нанизывать и шнуровать, готовим тактильные игрушки с ленточками.
Нам понадобятся: баночка с крышкой, в которой прорезаются отверстия, разнофактурные ленты или шнурки. На концах последних завязываем узелки и продеваем их через дырочки. Показываем ребёнку, как их нужно вытягивать, и наслаждаемся освободившимся временем!
Сенсорные подушечки
Это тканевые мешочки, наполненные крупой или бисером, сделать их несложно. Можно сшить такие аксессуары в форме животных или фигур.
Но лучшим вариантом являются так называемые искалочки, в которых есть прозрачное окошко. В такие игрушки, кроме круп и бусин, кладут «сокровища» (маленькие фигурки, детали сортера и др.). Детки перебирают пальчиками мешочек и ищут спрятанные предметы.
Игры с крупами
Подойдут карапузам от полугода, главное, уследить, чтобы они их в ротик не тянули. Самые маленькие могут просто перебирать и пересыпать гречку, рис, горох, а для деток постарше можно придумать настоящие дидактические занятия, в ходе которых они познакомятся с понятиями «большой – маленький», «выше – ниже», названиями животных, правилами сортировки и пр.
«Собери цыплят»
Подготовьте контейнер или большую коробку, крупу, щипцы (ложку, прищепку).
Варианты игры:
- закопать маленькие предметы и попросить ребёнка их найти;
- выложить на крупу птенцов, мелкие элементы, которые можно сортировать по какому-нибудь признаку или кормить;
- если нет таких игрушек – возьмите фигурки животных, и пусть малыш найдет корову («Кто говорит «Му-у»), курицу («Кто говорит «Ко-ко-ко») и т. д.;
- также можно выводить пальчиком на крупе буквы, цифры и фигуры.
Рисование рисом
Если покрыть рис пищевыми красителями, получится необычное средство для рисования. Нанесите клей на бумагу и попросите ребенка посыпать крупу.
Такое занятие будет полезно для моторики пальчиков, цветового восприятия и воображения.
Игры с прищепками
О пользе этих предметов говорила ещё знакомая всем Мария Монтессори. Если проявить немного фантазии, легко придумать массу интересных развивающих игр с их использованием.
Несложно сделать заготовки из фетра или картона (фрукты, животные, деревья). Годовалые малыши смогут лишь снимать прищепки с основы, двухлетние справятся и с другими действиями.
Вместо прищепок воспользуйтесь скрепками. Такой вариант подойдёт детям старшего дошкольного возраста.
Тактильные мешочки
Приготовьте два одинаковых мешочка. В каждый из них положите по одному парному предмету (камушки, пуговицы, теннисные и массажные шарики, детали конструктора). Главное, чтобы они были изготовлены из разных материалов, отличались по форме и фактуре.
Из одного мешочка достаём фигуру, даём разглядеть ребёнку, просим назвать её свойства. Предлагаем малышу отыскать на ощупь такой же предмет в другом мешочке.
Понаблюдайте, что привлекает кроху, и превратите это в развивающую игру. Изготовленная самостоятельно, она будет уникальной и принесёт гораздо больше пользы, чем обычная покупная игрушка.
rearchildren.ru
Консультация по теме: РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ДОМА.
РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ДОМА.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи…
Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. А так же производители всевозможных детских игрушек. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Давайте посмотрим, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.
Спички, ватные палочки, пуговицы и желуди.
Принято считать, что спички детям не игрушка, и напрасно. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых) малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно — образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности малыша. Если вы боитесь, что ваш полуторагодовалый малыш скушает серу – соскоблите ее. Внимательно смотрите, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот, нос, ухо.
Спички, ватные палочки, желуди и пуговицы можно использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причем, все эти предметы можно совместить в одном рисунке. Начинать лучше с простых геометрических фигур – квадрата, треугольника, ромба, солнышка, постепенно усложняя игры. Из спичек и ватных палочек хорошо получаются звезды, ежики, машинки, елочки, любые фигуры, в которых много прямых линий. Сначала рисунок выкладывает мама, ведь малыша надо заинтересовать. Затем постепенно подключайте ребенка.
Если рисунок сложный, можете сначала нарисовать его схему на бумажке. Все эти предметы так же удачно сочетаются с колесиками, веревочками, колпачками. Если воспользоваться цветной бумагой и посадить их на клей, получится замечательная аппликация. Пуговицы прекрасно могут заменить в рисунке шарики, колеса, глазки, окошки, елочные игрушки.
Так же спички вполне подходят для поделок из пластилина и желудей, они могут быть скрепляющим элементом для собачек, человечков, гусениц.
Даже самым маленьким деткам будет полезно перебирать пуговицы – вытаскивая из коробочки и складывая обратно. Только при этом мама должна быть на чеку! Как бы малыш не потянул игрушку в рот. Если вы боитесь, что малыш их может скушать – насадите пуговицы различных цветов и размеров на жесткую прочную леску. Такая игрушка может служить и погремушкой, и счетным материалом и наглядным пособием для изучения цвета, счета и размера.
Кухонная утварь: ложки, чашки, миски, сковородки.
Маленьких деток так порой и тянет на кухню. Это мамам обычно доставляет массу неудобства. Родители придумывают массу средств, как развлечь чадо, пока готовят еду – но не всегда успешно. Можно решить эту проблему иначе – возьмите ребенка с собой – посадите его на туристическую пенку и пусть играет тем, чем ему нравится, а именно – сковородками, мисками, ложками (острые и бьющиеся предметы лучше не давать). Мы так стараемся, покупаем игрушки с разной фактурой поверхности, для тренировки чувственного восприятия, но почему-то, редко используем подручный материал. На кухне – масса возможностей! Тут и разнообразие различных поверхностей (гладкие ложки, половники, миски, плошки и шершавая сковорода), и изучения соотношений большой — маленький (интересно, сколько ложек влезет в миску, и почему туда не войдет половник).
Если в пластиковую бутылку, налить немного воды и накидать туда кусочки пенопласта, от разодранного ребенком лотка, и закрутить крышку – великолепная получится игрушка! А как весело стучать половником по кастрюле! Опять же – выход энергии.
Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки тоже одна из излюбленных детских «игрушек». Часто родители боятся их давать детям – мало ли разобьют, поранятся. Но небольшую стеклянную банку, например, из-под детского питания, очень не просто разбить. В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – видно же все. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей. Переливать с маленьким ребенком лучше в ванне, иначе все вокруг будет залито водой.
Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. Дайте малышу чисто вымытый тюбик из-под крема, и вы его займете минут на 30.
В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков. Получится отличная погремушка!
Крупы, соль.
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики.
Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь малыша. Проведите пальчиком по крупе. Поучится яркая контрастная линия. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш.
Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. Можно изучать форму, буквы и цифры.
Рисованием лучше всего заниматься на кухне и сажать малыша так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой в трудно доступные места, куда не залезает пылесос.
Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде.
Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки.
Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках — шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии, пуговицы. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу, как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.
Не стоит ругать малыша, если он любит вытаскивать шнурки из вашей обуви, найдите не сезонную обувь со шнурками, помойте и дайте ребенку. Вот увидите — эта игрушка придется ему по душе. Кроме того, детки очень любят примерять самостоятельно обувь взрослых. А так же надевать шапки, заматываться в шарфы. Как только проявит интерес к самостоятельному одеванию — не мешайте ему. И если вам не надо спешить – предоставьте ребенку по мере возможности, одеться самому.
Обязательно научите вашего ребенка обращаться со шпингалетами и задвижками, как только он до них дорастет.
Бумага, газеты, журналы, фольга — из нее можно вырезать, ее можно мять, рвать, из бумаги можно делать объемные фигурки. Ее можно даже грызть, только под присмотром, чтобы в желудочек ничего не попало. Маленьким деткам очень нравится разматывать и раздирать на части туалетную бумагу (ее обрывки можно не выбрасывать, а использовать потом для подтирания пола).
Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки.
Тут мы опять же тренируем тактильное восприятие. Их малышам очень полезно мять и щупать. И даже грызть. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Совсем маленькие могут играть в «ку-ку» или в прятки мять щупать и грызть ткани различной текстуры. Их полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, накидку, под который складываем различные предметы, а ребенок их на ощупь пытается узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, даже гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учиться вязать узлы и конструировать.
Тесто вполне можно использовать за место пластилина — замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала. Из пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки, семечек, веточек и другого бросового материала. Разминание теста – увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне.
Помпоны, клубки. Помпоны — замечательные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать. Можно придумать с ними множество увлекательных игр. Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковых стаканчиков, одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. А малыш пытается найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовался клубком – замечательно! Пусть крутит его, вертит, мотает, тянет за ниточку. Попробуйте вместе смотать клубок.
Так же можно использовать в детской игре вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы).
Настоящие предметы нравятся малышам значительно больше, чем игрушки.
Шкафы.
Все дети в возрасте от 7 -9 мес. и до лет двух любят рыться в шкафах. Им это очень нравится. Там столько всего интересного и увлекательного! А родители запрещают. «Нельзя!» — только и слышит маленький исследователь. Но почему нельзя? Одно дело, когда там лежат важные документы или иголки. Совсем другое — когда родители поступают так для своего удобства или из-за лени. Им не хочется лишний раз убирать в комнате, гораздо удобнее ребенка держать в манеже. И мало кто задумывается, что сидя в «клетке» ребенок получает гораздо меньше информации о мире, в том числе и тактильной. Но почему бы не убрать опасные предметы в недоступное детям место, не сложить в нижние шкафы безопасные и не очень ценные вещи? И пусть малыш все изучает, вертит, крутит, и развивается.
Самое главное – поменьше ограничивайте ребенка, дайте ему возможность активно двигаться по квартире, манипулируя предметами. Ведь он лезет везде не из вредности – он реализует заложенный в нем огромный творческий потенциал, причем даже лучше, чем при специальном обучении, так как тут активность идет от самого ребенка. Он реализует свою внутреннюю, заложенную в нем программу, в движении он развивается. Вам повезло, если ваш ребенок подвижный и совкий. Ни в коем случае не надо эту активность гасить. Малышу все интересно, этот интерес и есть проявление его творчества и интеллекта.
nsportal.ru
Игрушки для развития мелкой моторики для детей своими руками
Мы собрали для вас самые интересные DIY-идеи по созданию игрушек для развития мелкой моторики для детей. Для этого вам понадобится совсем немного времени и некоторые предметы домашнего обихода.
Многие родители знают, что с раннего возраста очень важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, поскольку это напрямую связано с развитием речи. Специальные развивающие игрушки можно купить в магазине, а можно сделать своими руками, прочитав нашу сегодняшнюю статью, в которой мы собрали интересные DIY-идеи по созданию таких игрушек. Для этого вам понадобится совсем немного времени и некоторые предметы домашнего обихода, которые вы наверняка собирались выбросить. К тому же игрушка, сделанная мамиными руками, точно понравится вашему малышу и будет для него полезным пособием.
1. Сортер
Сортер – это коробочка, в которую нужно засовывать различные фигурки. Он способствует развитию внимания и усидчивости у ребенка. Вкладывание фигурок в соответствующие по форме и размеру отверстия развивает мелкую моторику и тренирует глазомер. Кроме того, в процессе игры ребенок знакомится с различными геометрическими формами, цветом и размером предметов. Нам понравился забавный сортер в виде слоника, который можно сделать собственноручно из того, что есть под рукой.
2. Сенсорные мешочки
Специальные мешочки, наполненные крупой, фасолью, бусинами или чем-то еще, тоже отлично подойдут для развития мелкой моторики. Сшить такие мешочки очень просто! Вот, например, очень простая идея сенсорных подушечек из фасоли. Ещё мы нашли видеоролик, как сделать оригинальные мешочки с крупой из воздушного шарика.
3. Шнуровки
Игрушки, которые можно зашнуровывать, очень полезны для мелкой моторики, к тому же они помогают развивать усидчивость и глазомер. Интересную идею по шитью мягких пуговиц-шнуровок мы подсмотрели в блоге у Жанны.
4. Объемная книжка
Для раннего развития малыша часто используют книжки, с которыми можно играть и развивать различные навыки. Посмотрите, какую удивительную мягкую книжку-игрушку сделала своими руками Ольга! Немного фантазии и творчества — и вы тоже сможете сделать что-то подобное.
5. Мягкий куб
Малыши любят играть с яркими разноцветными кубиками. А если куб сделан из ткани и имеет всевозможные ленточки, кармашки, звенелки и шуршалки, то это не просто игрушка, а отличное развивающее пособие! Подробный мастер-класс по шитью такого куба вы найдете здесь.
6. Развивающий коврик
Ещё одно дидактическое пособие, помогающее сделать пальчики малыша более ловкими и умелыми, — мягкий развивающий коврик. Это может быть тематический коврик, где в виде аппликации нарисован целый город, каждый дом или дерево имеет различную фактуру, а с фигурками можно активно играть. Отличная идея такого коврика есть в блоге у Ольги. А на Ярмарке Мастеров мы заметили очень классные коврики у мастера Галины. Зарядившись вдохновением и идеями, можно сделать для своего ребенка поистине уникальный коврик, с которым он сможет не только играть, но и развиваться.
7. Пальчиковый театр
Пальчиковый театр — еще одна увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики и развивает воображение. Сшить таких забавных игрушек-зверушек из кусочков фетра можно своими руками. Отличную идею по шитью таких игрушек мы нашли в блоге у Натальи.
8. Развивающий планшет
Стоит отметить, что из фетра можно сшить много различных пособий для развития малыша, поскольку этот материал не крошится и с ним удобно работать. Ещё одна DIY-идея — развивающий планшет: в нем используются различные фигурки, с которыми малыш может играть и развивать новые навыки. Мы нашли интересный видеоролик с подробным описанием процесса шитья игрового развивающего планшета из кусочков фетра и ткани.
Рекомендуем также почитать:
Где хранить игрушки в детской: 6 идей
Оформляем детскую комнату вместе с детьми: 5 DIY идей
Первый день рождения ребенка: идеи для декора
Фотографии: syters com, livemaster.ru
для детей, комната для игр, своими рукамиkvartblog.ru