Цель пальчиковых игр в детском саду – ( ) | — Pandia.ru

План-конспект занятия (младшая группа) по теме: «Пальчиковые игры»

Предварительный просмотр:

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc21048 .lst-kix_list_24-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_24-4}#doc21048 .lst-kix_list_7-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-5}#doc21048 .lst-kix_list_30-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_30-8,lower-roman) «. «}#doc21048 ol.lst-kix_list_27-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_27-4 0}#doc21048 ol.lst-kix_list_5-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-8 0}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-7 0}#doc21048 ol.lst-kix_list_24-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-5 0}#doc21048 .lst-kix_list_22-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_22-8,lower-roman) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_6-7,lower-latin) «. «}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-4 0}#doc21048 .lst-kix_list_21-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_21-3,decimal) «. «}#doc21048 ol.lst-kix_list_29-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_29-4 0}#doc21048 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc21048 .lst-kix_list_14-7>

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_14-7}#doc21048 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_8-5,lower-roman) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_25-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_25-2,lower-roman) «. «}#doc21048 ol.lst-kix_list_19-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_19-1 0}#doc21048 ol.lst-kix_list_7-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_7-6 0}#doc21048 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc21048 .lst-kix_list_21-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_21-2}#doc21048 ol.lst-kix_list_16-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_16-4 0}#doc21048 .lst-kix_list_16-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_16-7}#doc21048 .lst-kix_list_22-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_22-1,lower-latin) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_27-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_27-8}#doc21048 ol.lst-kix_list_25-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_25-2 0}#doc21048 ol.lst-kix_list_30-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_30-2 0}#doc21048 .lst-kix_list_18-0>
li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_18-0,decimal) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_13-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_13-4,lower-latin) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-2,lower-roman) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_9-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_9-1,lower-latin) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_26-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_26-7}#doc21048 .lst-kix_list_18-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_18-0}#doc21048 ol.lst-kix_list_2-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-6 0}#doc21048 .lst-kix_list_15-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_15-8,lower-roman) «. «}#doc21048 ol.lst-kix_list_24-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-7 0}#doc21048 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_7-2,lower-roman) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_7-7>
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-7}#doc21048 .lst-kix_list_21-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_21-0}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc21048 .lst-kix_list_17-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_17-8}#doc21048 .lst-kix_list_30-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_30-5}#doc21048 ol.lst-kix_list_18-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_18-3 0}#doc21048 .lst-kix_list_19-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_19-8}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc21048 .lst-kix_list_9-3>
li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_9-3,decimal) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_6-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_6-0}#doc21048 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-0{list-style-type:none}#doc21048 .lst-kix_list_9-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_9-6,decimal) «. «}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-1{list-style-type:none}#doc21048 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-0,decimal) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_28-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_28-7,lower-latin) «. «}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-5{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-4{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-3{list-style-type:none}#doc21048 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-4,lower-latin) «. «}#doc21048 .lst-kix_list_8-8>
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_8-8}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-2{list-style-type:none}#doc21048 .lst-kix_list_10-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_10-7}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-8{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-7{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_11-6{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_15-6{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_15-7{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_15-8{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc21048 .lst-kix_list_7-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-4}#doc21048 ol.lst-kix_list_15-0{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_15-1{list-style-type:none}#doc21048 .lst-kix_list_12-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_12-7,lower-latin) «. «}#doc21048 ol.lst-kix_list_15-2{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_15-3{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_15-4{list-style-type:none}#doc21048 ol.lst-kix_list_15-5{list-style-type:none}#doc21048 .lst-kix_list_21-4>
li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_21-4,lower-latin) «. «}#doc21048 ol.lst-kix_list_27-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_27-1 0}#doc21048 .lst-kix_list_28-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_28-6}#doc21048 .lst-kix_list_7-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-2}#doc21048 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc21048 ol.lst-kix_list_17-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_17-3 0}#doc21048 .lst-kix_list_9-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_9-4}#doc21048 .lst-kix_list_13-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_13-7}#doc21048 ol.lst-kix_list_23-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_23-4 0}#doc21048 .l]]>

nsportal.ru

Картотека (младшая группа) на тему: Пальчиковые игры (младший дошкольный возраст)

1.                                              Пальчиковые игры

(младший дошкольный возраст)

 

Детский сад.

(4- я неделя августа- 1 я неделя сентября)

 

«Дружат в нашей группе».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Дружат в нашей группе

пальцы обеих рук соединяются в замок

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

ритмическое касание пальцев обеих руках начиная с мизинца

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание пальцев на обеих рук

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

руки опустить вниз, встряхнуть кистями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                                                               Пальчиковые игры

(младший дошкольный возраст)

 

Осень.

(2- я – 4 – я недели сентября)

 

«Осенью».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

 

3.                                                           Пальчиковые игры

(младший дошкольный возраст)

 

«Листопад».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                                                              Пальчиковые игры

(младший дошкольный возраст)

 

«Фрукты»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

 Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в

nsportal.ru

Материал на тему: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 5»

Доклад

Тема:

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                         Воспитатель:

                                                                                               Мартышева Е.В.

р.п.Пышма 2017г.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться не только новые психологические механизмы деятельности и поведения, но расширяются интеллектуальные возможности и общий кругозор детей, совершенствуются познавательные процессы. В педагогической практике существует множество различных способов и средств общего развития старших дошкольников. В связи с этим, выбор наиболее эффективных из них относится к числу важнейших задач, стоящих перед воспитателями ДОУ. Одним из самых интересных и доступных средств общего развития детей в данном возрасте, на мой взгляд,  выступают пальчиковые игры, которые можно использовать как непосредственно в процессе образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Играя своими пальчиками, дети получают различные сенсорные впечатления, у них развивается умение координировать свои движения, сосредотачиваться на одном занятии, развивается ловкость, внимательность, усидчивость,  активизируется моторика рук. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми, умение вслушиваться в речь воспитателя.  Пальчиковые игры учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять, способствуют развитию восприятия, памяти, эмоциональности, творческой деятельности.

Большинство игр с пальчиками несут в себе обучающую нагрузку. Одни направлены на изучение счета, другие знакомят с названиями частей тела и самих пальчиков, со свойствами различных предметов и материалов, третьи закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. В некоторых пальчиковых играх ребенок должен действовать двумя руками — это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко — низко, право – лево.

Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации, которых я обязательно придерживаюсь в своей профессионально деятельности:

1. Перед игрой необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Выполнять упражнение следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

3. Проигранные несколько раз игры необходимо постепенно заменять новыми, к наиболее понравившимся играм можно возвращаться по желанию детей.

4. Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Нужна постепенность.

5. Нельзя принуждать ребенка к игре.

6. Следует поощрять успехи.

Руководствуясь данными положениями, можно достичь целей любой игры с пальчиками. Главное –  одинаково заботиться о развитии правой и левой руки.

Пальчиковые игры разнообразны по своему содержанию и назначению, в связи с этим их подразделяют на несколько групп:

1. Игры-манипуляции.

2. Пальчиковые кинезиологические игры (или «гимнастика мозга»).

3. Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук.

4. Пальчиковые игры с предметами.

5. Театрализованные пальчиковые игры.

В своей профессиональной деятельности при работе со старшими дошкольниками я использую все перечисленные виды пальчиковых игр.

На сегодняшний день в моем арсенале имеется обширная картотека игр с пальчиками. И сегодня мне бы хотелось познакомить Вас с ними более подробно.

Итак,  игры-манипуляции. Это известные всем «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где ты был?» и т.п., которые развивают воображение, учат в каждом пальчике видеть тот или иной объект. Немаловажным достоинством этого вида игр является то, что все действия с пальчиками дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

В качестве примера я бы хотела предложить Вам игру «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас (показываем ладошки)

А он один  (показываем указательные пальцы, снова сжимаем пальцы левой руки в кулачок)

Эта долька – для ежа (правой рукой разжимаем большой пальчик на левой руке)
Эта долька – для чижа (разжимаем указательный пальчик)

Эта долька – для котят (разжимаем средний пальчик)
Эта долька — для утят (разжимаем безымянный пальчик)
Эта долька — для бобра (разжимаем мизинец)
А для волка – кожура! (стряхиваем обе кисти, имитируя выброс кожуры)

Ой, беда, беда прячьтесь, прячьтесь, кто куда! (закрываем ладошками лицо)

В процессе общего развития старших дошкольников очень эффективны пальчиковые кинезиологические игры или по-другому их называют «гимнастика мозга». Они позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, способствуют улучшению мыслительной деятельности, памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка  внимания, сосредоточенности, поэтому они наиболее сложны в выполнении для детей на практике.

В этом я предлагаю Вам убедиться, сыграв со мной в игру «Кулак — ребро — ладонь». Ваша задача – последовательно менять три положения:

«кулак» — сжатая в кулак ладонь,

«ребро» — ладонь ребром на плоскости стола,

«ладонь» — ладонь на плоскости стола.

(Выполнять упражнение необходимо сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.)

Следующий вид пальчиковых игр, часто применяемых мною в работе, – это пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук.  В данном случае используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Детям очень нравятся игры «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Гуси щиплют травку». «Надеть перчатки» предлагаю я и Вам. Для этого большим и указательным пальцем правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз, как бы одевая  на каждый пальчик перчатку, в конце растираем ладонь.

Очень эмоционально проходит игра «Гуси щиплют травку», когда ребята пальцами правой руки пощипывают кисть левой и наоборот.

 Для более эффективного самомассажа кисти рук использую грецкий орех, массажный мячик, карандаш. Примеры таких игр приведены в раздаточном материале.

Особое место среди игр с пальчиками занимают  игры с предметами: с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, прищепками, а также мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, матрёшек. Они знакомят детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Дети очень любят лепить из пластилина и создавать картины из него, заполняя пластилиновыми шариками пространство внутри контура, изображенного на картоне, а также аппликации из ниток, требующие большого терпения и много времени, чтобы сначала проклеить ниткой контур рисунка, а потом заполнить его обрезками пряжи.

Увлекает дошкольников и создание поделок из ниток, путем их наматывания на картон.

Выполненные детьми работы регулярно пополняют выставочную  галерею учреждения.

Большой интерес у старших дошкольников вызывают игры с прищепками, где нужно добавить предмету недостающий элемент прищепками (например, солнышку лучики, зайчику ушки, ботву овощам и т.п.).

Мозаика из пуговиц – еще одна увлекательная развивающая игра для деток. Ребенку нужно в свободные кружочки на красочных картинках положить пуговицы в соответствии с размером и цветом.

Среди пальчиковых игр с бумагой хотелось бы отметить игру «Птичий двор», когда ребята создают птичек в технике оригами, а затем обыгрывают различные ситуации с ними.

Для развития тактильных ощущений дошкольников я практикую пальчиковую дидактическую игру «Определи на ощупь»: дети с завязанными глазами пальчиками определяют разные по размеру, шероховатости-гладкости предметы, считают их количество.

Приносят радость и пользу детям игры с использованием «сухого пальчикового бассейна» с крупой, с помощь которого ребята также учатся на ощупь различать предметы, выбирать нужный предмет по словесному указанию.

Такой «сухой бассейн» я также применяю для самомассажа кистей и пальцев, тем самым развивая координацию мелких мышц руки, снимая эмоциональное напряжение у деток. Предлагаю простые упражнения, например,  под стихотворное сопровождение опустить руки в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Варианты использования «сухого пальчикового бассейна» также содержатся в раздаточном материале.

Особый интерес для дошкольников представляет рисование крупами (например, манкой на подсветке).

Особый интерес у дошкольников вызывают театрализованные пальчиковые игры: пальчиковый, варежковый, перчаточный театр, театр теней, которые обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию, развитию внимания и памяти.

В своей практической деятельности я успешно применяю варежковый театр, изготовленный своими руками. Образы-варежки персонажей сказки очень нравятся детям, близки им, понятны и доступны, ведь варежка – простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно в работе с малышами. Варежковый театр  является не только развлечением для детей, он раскрепощает их, учит проявлять свои чувства, эмоции, желания и взгляды, стимулирует речевую активность, знакомит с понятия добра и зла, храбрости, стойкости, хитрости.

Имеющиеся пальчиковые театры  «Маша и 3 медведя», «Колобок», «Заюшкина избушка» и др. предоставляют возможность расположить сказку «на ладошке» у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковый театр тоже представляет собой прекрасный материал для развития воображения, мышления, речи, мелкой моторики.

Помимо этого, дошкольники очень любят самостоятельно придумывать истории, где героями выступают различные пальчиковые куклы, а также инсценировать предлагаемые им притчи.

Благодаря применению в своей профессиональной деятельности разнообразных пальчиковых игр я заметила, что движение кисти и пальцев рук некоторых детей стали более точными и координированными;  большинство ребят научились концентрировать своё внимание, правильно его распределять; речь многих стала выразительнее и четче; появились старательность, упорство, усидчивость, творческий подход к выполнению упражнений.

Таким образом, использование в педагогическом процессе с дошкольниками пальчиковых игр значительно повысило их интерес к занятиям, а также эффективность самих занятий. Можно с уверенностью утверждать, что применение игр с пальчиками является средством общего развития детей старшего дошкольного возраста. Пальчиковые игры не только эмоциональны и увлекательны для детей, они также исключительно полезны для их общего развития.

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Консультация на тему: Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые игры для дошкольников

 

Цель : Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи :

— развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

-показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

-развивать речь детей, расширять словарный запас.

— раскрыть актуальность пальчиковой игр

 

 

  Ученые  доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 

   Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том  числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

 

  Таким образом, развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

 

Главное требование в играх рукой,её кистью,пальчиками мы должны одинакого заботится о развитии правой и левой руки.

 

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Виды пальчиковых игр:

1)      Пальчиковые игры с предметами

2)      Активные игры со стихотворным сопровождением

3)      Игры манипуляции

4)      Пальчиковые кинезиологические игры

5)      Пальчиковые игры с элементами самомассажа

6)      Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением

 

1. Пальчиковые игры с предметами — они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. На слайде представлены некоторые игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок. 

а) пальчиковые игры с карандашом

б) игры с палочками, прищепками

в)игры и упражнения с использованием мелких предметов и

природного материала

Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с прищепками.

 Игры с прищепками 

(Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательноразличной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Игры и упражнения с использованием предметов – заместителей (пластмассовых прищепок разного цвета) направленные на развитие мелкой моторики и коммуникативной функции речи.

   

2. Активные игры со стихотворным сопровождением.

Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.

Например: «Похлопаем немножко», « Мягко кошка посмотри»

            3. Игры манипуляции.

Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно  или с помощью взрослого.

 Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

            4. Пальчиковые игры на основе сказок

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. 

5. Пальчиковые игры с элементами самомассажа

   используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание .

  

 6.Пальчиковые кинезиологические игры

Следующий вид – это Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга»

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю вам проиграть вместе несколько кинезеологических игр.

1.      Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

2.      Нарисуй в воздухе одной рукой круг другой квадрат.

3.      Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.

Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

В наших руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется

 

nsportal.ru

Теория и практика проведения пальчиковой гимнастики в старшей группе

ТемаНазвание упражненияЗадание
«Грибы»«Шла ворона через поле…»Шла ворона через поле (дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу),
Шесть грибов несла в подоле (показывают 6 пальцев):
Сыроежку, боровик (на каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика),
Под-оси-но-вик,
Груздь, опёнок,
Шампиньон (показывают указательный палец на правой руке),
Кто не видел –
Выйди вон (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)!
«Дети в лес грибной пошли»Дети в лес грибной пошли («идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)
И грибочки там нашли.
Часть из них потом сварили,
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами).
«Корзина с грибами»Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, разводя руки в стороны).
Подосиновик, маслёнок,
Подберёзовик, опёнок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой (поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки).
Мухомор не понесу,
Пусть останется в лесу (большой палец левой руки отставляют, грозят ему)!
«Съедобные грибы»Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке):
В бору вырос боровик,
А под дубом дубовик,
На пеньке сидят опята –
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберёзовик –
Под белою берёзою.
Если с нами в лес пойдёте («идут» пальчиками по столу),
Много вы грибов найдёте (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами).
«Семья», «Мама»«Мамы»Много мам на белом свете,
Всех их любят очень дети (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)!
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) —
Мамы разные нужны (сжимают обе ладошки в «замочек»),
Мамы разные важны (разводят руки, поднимают ладошки вверх)!
«Мамины помощники»Раз, два, три, четыре (попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши),
Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой):
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку (загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды).
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали (загибают пальчики),
Пока маме помогали.
«Кто приехал?»Кто приехал (пальцы обеих рук сложены вместе)?
Мы, мы, мы (быстро хлопают кончиками больших пальцев)!
Мама, мама, это ты (хлопают кончиками указательных)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Папа, папа, это ты (хлопают кончиками средних)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Братец, братец, это ты (хлопают кончиками безымянных)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Ах, сестричка, это ты (хлопают кончиками мизинцев)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Все мы вместе, да, да, да (хлопают в ладоши)!
«Дикие животные»«Кто где живёт»Дети загибают пальцы на руках — по одному на каждое двустишие.
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
На последние две строчки поочерёдно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга.
«Белочка»Скачет белка-шалунишка («бегают» пальчиками по столу),
Рвёт с сосновых веток шишки (сжимают поочерёдно кулачки на правой и левой руках).
Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несёт в свою кладовку («бегают» пальчиками по столу).
«Голодная мышка»Мышка съела сыр и пышку,
Тыкву, рыбу, дыню, шишку,
Съела сливы и блины,
И сушёные грибы (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка).
Целый день она жевала,
Но все мышке было мало (разводят руками)!
«Лиса»Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится (потирают руки).
Хвост пушистый,
Мех золотистый (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их).
По лесу важно бродит («ходят» пальцами по столу),
Страх на зайцев наводит (стучат кулаками по столу).
Зима«Снеговик»Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз — подбросим.
Два — поймаем.
Три — уроним.
И… сломаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
«Снежный ком»Мы лепили снежный ком (сжимают ладошки),
Шляпу сделали на нём (руки «крыша» над головой),
Нос приделали, и вмиг (крутят кулачком у носа)
Получился снеговик (описывают в воздухе круги)!
«Ёлка»Мы на ёлке веселились (ритмично хлопают в ладоши)
И плясали, и резвились (ритмичные удары кулачками).
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу),
Дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы («шагают» средними и указательными пальцами обеих рук по столу).
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).
«Лес»«Деревья»Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья (открывают ладони и растопыривают пальцы):
Вот упёрлась в небеса
Вся смолистая сосна (соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»).
Распустила ветви-косы
Белоствольная берёза («фонарики» с движением сверху вниз).
Как во полюшке былинка,
Тонкая растёт осинка (показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак).
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы).
Липа цветом зацвела (собирают пальцы в щепотку — «бутон»),
Пчёлок в гости позвала (делают круговые вращения указательным пальцем — пчёлы летят).
Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла (показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка).
Шелестят листвой деревья (трут ладони друг о друга — «шуршат»),
Словно разговор ведут (стряхивают ладони),
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц).
«Листья»Разбросала осень листья (делают волнообразные движения ладонями),
Разукрасила их кистью (делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз).
Мы в осенний парк пойдём («шагают» пальцами обеих рук),
В букеты листья соберём (скрещивают ладони с растопыренными пальцами).
Лист кленовый, лист с осинки (поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа),
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз (звонко хлопают в ладони).
«Фрукты, ягоды»«Ягоды»Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого),
В лес идём мы погулять (обе руки идут по столу),
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём (загибают пальчики, начиная с большого)
И братишке отнесём.
«Фрукты»Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга.
На базар ходили мы (соединяют мизинцы),
Много груш там и хурмы (соединяют безымянные пальцы),
Есть лимоны, апельсины (соединяют средние пальцы),
Дыни, сливы, мандарины (соединяют указательные пальцы),
Но купили мы арбуз (соединяют большие пальцы) —
Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх).
«Откуда хлеб пришёл»«Хлеб»Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг),
Баранку (большой и средний пальцы образуют круг),
Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку (большой и мизинец образуют круг)
Пекарь из теста
Испёк спозаранку (имитация лепки хлеба).
«Цветы»«Посадили зёрнышко»Посадили в землю зёрнышко (положить в ладонь ребёнка «зёрнышко»),
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети (сжимают кисти и по очереди разжимают)!
Расти, зёрнышко, расти (соединяют ладони вместе и поднимают руки вверх)!
Появляются на стебельке листочки (соединяют ладони, пальцы один за одним соединяют с большим пальцем, одновременно на двух руках),
Распускаются на стебельке цветочки (сжимают кисти рук и по очереди разжимают).
«Мебель»«Шкаф»Мне купили для одежды
Шкаф вместительный, большой (показывают, какой большой шкаф).
Он красивый и удобный
И зовётся «платяной».
Уберу в него одежду:
Майки, шорты и трусы,
Брюки, куртки и рубашки (загибают пальцы на двух руках),
Свитера и пиджаки,
И носки с футболками
Уберу на полки я.
«Обратный счёт от 10 до 1»«Покупал баран баранки»Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»),
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепёшек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),
А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).
«Дружба»«Детский сад»В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу),
Самый младший — это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша (разжимают кулачки, начиная с мизинчика).
«Здоровье»«Пальчики спят»Этот пальчик хочет спать (загибают большой палец),
Этот пальчик лёг в кровать (загибают указательный),
Этот пальчик чуть вздремнул (загибают средний),
Этот пальчик уж уснул (загибают безымянный),
Этот крепко-крепко спит (загибают мизинец).
Тише, тише, не шумите… (грозят пальцем),
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать (разгибают кулак с большого пальца)!
«Вода»«Моем руки»Ай, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда (ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук)!
Брызги — вправо, брызги — влево!
Мокрым стало наше тело (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямляют пальчики, как бы стряхивая воду)!
Полотенчиком пушистым,
Вытрем руки очень быстро (энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание рук полотенцем).
«Части тела»«Утром пальчики проснулись»Утром пальчики проснулись (разжимают кулачки),
Потянулись (напрягают, разводят пальцы)
И встряхнулись (встряхивают кисти),
Крепко-крепко обнялись (имитация рукопожатия),
За работу принялись («закатывают рукава»),
Налепили куличей (ладошки «лепят» пирожки),
Стали звать к себе гостей (приглашающие движения кистями рук),
Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах)
И весь день протанцевали (ручки «танцуют»).

melkie.net

Пальчиковая гимнастика для воспитанников ДОУ

Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов»,- писал Аристотель.

Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. В связи с этим становятся актуальными оздоровительные мероприятия, которые важно включать в учебно-воспитательный процесс, такими, например, являются пальчиковые игры.

Значение пальчиковой гимнастики для развития дошкольников:

  1. Развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму

  2. Развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

  3. Развивается межполушарное взаимодействие (при работе двумя руками), повышается работоспособность коры головного мозга, стимулируется развитие мышления и пространственных представлений

  4. Вызывает у детей положительные эмоции

  5. Способствует развитию речи и творческой активности

  6. Развивает воображение

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

    Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

    Вначале дети испытывают некоторые затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Пальчиковая гимнастика для детей 2 -3 лет

«Моя семья»

Вот дедушка,
Вот бабушка, 
Вот папочка, 
Вот мамочка, 
Вот деточка моя, 
А вот и вся семья. 
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

«Пальчики»

Раз-два-три-четыре-пять — 
Вышли пальчики гулять. 
Раз-два-три-четыре-пять — 
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

«Мы считаем»

Можно пальчики считать: 
Раз-два-три-четыре-пять. 
На другой руке — опять:
 Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

Пальчиковая гимнастика для детей 3 -4 лет

«Репка»

Мы репку сажали, (пальцами как-будто роем ямку на ладошке)

Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода)

Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)

Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)

А вытянуть не можем! Кто нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями).

«Хозяйство»

Наши уточки с двора: Кря-кря-кря. (пальцы слаживаем как раскрытый клюв)

Наши гуси у пруда: Га- га- га. (как будто открываем, закрываем клюв)

Наши гуленьки в саду: Гу- гу-гу. (руки поднимаем вверх, машем кистями)

Наши курочки в окно: Ко-ко-ко. (стучим указательным пальчиком)

А вот Петя-петушок

Рано-рано поутру (спину выпрямляем, голову поднимаем, руки ставим в стороны)

Нам споет: Ку-ка-ре-ку! (машем руками как крыльями и кукарекаем)

«Пирог»

Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальчики)

Пирог сладкий испечем. (слаживаем ладони обоих рук в виде пирога) Серединку смажем джемом, (гладим пальчиками ладонь одной руки)

А верхушку вкусным кремом. (приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения)

И кокосовой крошкой

Присыпаем пирог немножко, (имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук)

А потом и чай заварим, (как-будто помешиваем чай)

Пирогами вас одарим (слаживаем пальцы в кулачки).

Пальчиковая гимнастика для детей 4 -5 лет

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)

Мы во двор пришли гулять (идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)

Бабу снежную лепили, (круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)

Птичек крошками кормили, (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)

С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (переворачиваем ладошки вверх-вниз)

Все в снегу домой пришли. (потрясти опущенными вниз кистями рук)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Братцы»

Засиделись в избушке братцы. (Рука стоит на локте, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)

Захотел меньшой прогуляться (Отвести мизинец вбок  в плоскости ладони и задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно ему гулять одному. (Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходное положение.)

Зовет он братца вдвоем прогуляться. (Отвести вбок мизинец и безымянный палец, прижатые друг к другу; задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно им гулять двоим. (Мизинец и безымянный палец чуть покачиваются, затем возвращаются в исходное положение.)

Зовут братца втроем прогуляться. (Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать на 2-3 секунды.)

Грустно старшим сидеть в избе. (Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)

Зовут они братцев домой к себе. (Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)

Повторить движения другой рукой, а впоследствии выполнять одновременно двумя руками.

«Замок»

На дверях висит замок. (Пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог? (Наклонить замочек влево-вправо)

Мы замочком повертели, (круговые движения кистями рук, сложенными в замок)

Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)

Постучали, и открыли! (Показать ладошки.)

Пальчиковая гимнастика для детей 5 -7 лет

Начиная с 5 лет, пальчиковая гимнастика для детей сводится к более сложным манипуляциям. Ребят просят рассказать с помощью рук стихотворение, или спеть песенку, где приходится часто менять фигуры.

«Домик»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям. 

Под грибом — шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем — дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом — стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе — тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят — 
Угощенье для ребят. 

«Гроза»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. 
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней, 
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. 
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. 
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце 
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце! 

infourok.ru

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: «Ловкие пальчики» (пальчиковые игры)

Конспект занятия «Ловкие пальчики» (пальчиковые игры)

Выполнила воспитатель

Костина О.В.

Цель:

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить детей выполнять движения руками и пальцами в соответствии  речевого сопровождения
  2.    Учить внимательно, слушать потешки и стихи.
  3. Учить запоминать, проговаривать отдельные слова, понимать их значение сопровождая движениями.

Развивающие:

  1. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.
  2. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Материалы и оборудование: книга сказок, игрушки: зайка, мишка — 2шт, домик, фонограмма музыкальной пальчиковой игры «В лесу», тазик с фасолью, игрушки из киндр-сюрприза.

Ход занятия:

В: Ребята, кто нас встречает?

Д: Солнышко.

В: Солнышко нас встречает, нас проснуться приглашает.

Приветствие «Свет солнца»

Небо, небо голубое, солнце,

солнце золотое. (Идём по кругу, держась за руки)

Дай нам, солнышко, ответ, (Руки вверх)

«Ты нас любишь или нет?» (Руки к себе)

Дарит солнце света луч,

освещает всё вокруг! (Машем поднятыми вверх руками)

Мы берём в ладошки свет, (Ладони складываем лодочкой)

Улыбаемся в ответ! (Улыбаемся друг другу)

Дети давайте поздороваемся друг с другом (здороваются)

Посмотрите и солнышко уже проснулось!

Психогимнастика:

«Нарисуем большой круг» (рукой показ круга)

» Много лучиков вокруг (рисуем в воздухе лучики)

«Это солнышко сияет — всё собою озаряет»

Прекрасное солнышко! Молодцы! Давайте звонко похлопаем в ладоши. Солнышко проснулось и детки проснулись, сладко улыбнулись.

Упражнение:

«Потягушеки — потягушечки на деткины растушечки!»

Давайте покажем какими большими мы выросли (поднимаются на носочки)

А теперь покажите какими маленькими мы были. (приседания)

— Покажите мне ваши руки. А теперь спрячьте их за спиной. А теперь снова покажите. 

В: Ребята, нас встречало солнышко, а теперь кто нас ждет?  Что это?

Д: Мальчик.

В: Яша, а кА ты думаешь, как зовут этого мальчика?

Д-Яша: Мальчик – с пальчик

В: Молодец Яша, ребята, повторим Мальчик С пальчик.

Д: хоровые и индивидуальные ответы детей.

В: Тише, послушайте….

Тише, детки, не шумите,

— Жил-был мальчик, маленький да удаленький. Звали его Мальчик с пальчик, потому что он был ростом с пальчик. Он был очень вежливым и всегда со всеми здоровался.

— Ребята! Давайте и мы поздороваемся с каждым пальчиком. На каждой руке живут пять пальчиков, у каждого пальчика есть свое имя:
Большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик.

Я здороваюсь везде – Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

Я напоминаю детям о том, что чтобы наши ручки стали ловкими и умелыми, их надо упражнять каждый день, и они помогут нам научиться хорошо говорить.

— Мальчик-с-пальчик грустит. Давайте спросим, почему ему грустно.

— Ребята! Мальчик с пальчик говорит, что потерял своих друзей. Последний раз, когда он их видел, они вместе резвились в бассейне. Поможем ему найти игрушки?

(На дне «бассейна из фасоли» спрятать игрушки из киндер сюрприза. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.)

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

В:  Ребята! Смотрите, кого  мы помогли найти Мальчику с пальчику???

Д: Зайка, зайку.

В: А как зайка прыгает???

Д: встают и прыгают у стульчиков – произвольно.

В:  Заинька. Какого цвета зайка? Давайте поздороваемся с ним, погладим его. А где же зайка живет? Давайте мы покажем зайке игру про него.

Жили-были (кистями рук покрутить перед собой «фонарики»)

Зайчики (показываем «ушки» пальцами)

На лесной (прямые руки вверх, пальцы врозь – «дерево»)

Опушке, (ладонями нарисовать плоскость)

Жили-были («фонарики»)

Зайчики («ушки»)

В беленькой избушке. («домик»)

Мыли (пальцами правой руки провести по указательному пальцу левой руки)

Свои ушки, (то же по среднему)

Мыли (потереть правой рукой левую)

Свои лапочки, (потереть левой рукой правую)

Наряжались (покрутить кистями рук внизу)

Зайчики, («ушки»)

Надевали (потопать правой ногой)

Тапочки. (потопать левой ногой)

— Зайка непоседа. Он торопится бежать. Отпустим его.

В: Кого  ещё из друзей  мы нашли для Мальчика с пальчика?

Д: Мишки, медведь, медвежата, медвежонок

В: Поздороваемся с мишками. Медвежата приглашают поиграть с ними. Поиграем?

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили

Вот так, вот так головой своей крутили    (поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так, дружно дерево качали   (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

А вразвалочку ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили.   Вот так, вот так, и из речки воду пили

(наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (хлопаем руками вверху)

Вот так, вот так, лапы выше поднимали.

— С медвежатами порезвились.

В:  Мальчик с пальчик, посмотри мы всех твоих друзей нашли?

Ребята, кого мы нашли для Мальчика с пальчика?

Д: Зайчика и медвежат.

В: Давайте попрощаемся с мальчиком- с -пальчиком .

Пальчиковая игра «Ловкие пальчики»

Ручки маленьких ребят веселятся и шалят.

Вот мы хлопаем в ладоши: «Ах, какой денек хороший!» (хлопают в ладоши).    Посмотрите: можно ручкой показать на небе тучку (показывают указательным пальцем)

Ну, а если грянет гром — ушки быстренько заткнем. (закрывают уши)

Можем пальчиком грозить: «Ну-ну-ну! Нельзя дерзить!» (грозят пальцем)

В дверь к соседу постучать: «Тук-тук-тук, идем играть!» (стучат кулачком)

Если кашляем, зеваем — ротик ручкой прикрываем. (прикрывают рот ладошкой)Маленького котика гладим по животику. (поглаживают себя по животу)    Машем ручкой на прощанье: «До свидания! До свидания!» (машут ручкой).

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о